Чем известен михаил александрович шолохов. Биография Шолохова. Кратко о самом главном. История создания романа «Тихий Дон»

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 г. в хуторе Кружилине станицы Вёшенской Донецкого округа Области Войска Донского (теперь Шолоховский район Ростовской области).

В 1910 году семья Шолоховых переезжает в хутор Каргин, где в 7-летнем возрасте Миша был принят в мужское приходское училище. С 1914 по 1918 г. учится в мужских гимназиях Москвы, Богучара и Вёшенской.

В 1920-1922 гг. работает служащим в станичном ревкоме, учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых в х. Латышеве, делопроизводителем в заготконторе Донпродкома в ст. Каргинской, налоговым инспектором в ст. Букановской.

В октябре 1922 г. уезжает в Москву. Работает грузчиком, каменщиком, счетоводом в жилуправлении на Красной Пресне. Он знакомится с представителями литературной среды, посещает занятия литобъединения «Молодая гвардия». К этому времени относятся первые писательские опыты молодого Шолохова. Осенью 1923 года «Юношеская правда» публикует два его фельетона - «Испытание» и «Три».

В декабре 1923 г. возвращается на Дон. 11 января 1924 г. венчается в Букановской церкви с Марией Петровной Громославской, дочерью бывшего станичного атамана.

Мария Петровна, окончив Усть-Медведицкое епархиальное училище, работала в ст. Букановской сначала учительницей в начальной школе, затем делопроизводителем в исполкоме, где в то время был инспектором Шолохов. Поженившись, они были неразлучны до конца своих дней. Вместе Шолоховы прожили 60 лет, вырастив и воспитав четверых детей.

14 декабря 1924 г. М.А. Шолохов публикует первое художественное произведение - рассказ «Родинка» в газете «Молодой ленинец». Вступает в члены Российской ассоциации пролетарских писателей.

На страницах центральных изданий появляются рассказы Шолохова «Пастух», «Шибалково семя», «Нахалёнок», «Смертный враг», «Алёшкино сердце», «Двухмужняя», «Коловерть», повесть «Путь-дороженька», а в 1926 году выходят сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».

В 1925 году Михаил Александрович приступает к созданию романа «Тихий Дон». В эти годы семья Шолоховых живёт в Каргинской, затем в Букановской, а с 1926 года - в Вёшенской. В 1928 году журнал «Октябрь» начинает печатать «Тихий Дон».

После публикации первого тома романа для писателя наступают трудные дни: успех у читателей - ошеломляющий, а вот в писательских кругах воцаряется недоброжелательная атмосфера. Зависть к молодому писателю, которого называют новым гением, рождает клевету, пошлые измышления. Позиция автора при описании Верхнедонского восстания подвергается резкой критике со стороны РАППа, предлагается выбросить из книги более 30 глав, сделать главного героя большевиком.

Шолохову всего 23 года, но он стойко и мужественно переносит нападки. Ему помогает уверенность в своих силах, в призвании. Чтобы пресечь злобную клевету, слухи о плагиате, он обращается к ответственному секретарю и члену редколлегии газеты «Правда» М. И. Ульяновой с настоятельной просьбой создать экспертную комиссию и передаёт ей рукописи «Тихого Дона». Весной 1929 года писатели А. Серафимович, Л. Авербах, В. Киршон, А. Фадеев, В. Ставский выступают в «Правде» в защиту молодого автора, опираясь на выводы комиссии. Слухи прекращаются. Но злопыхатели ещё не раз будут предпринимать попытки очернить Шолохова, который честно говорит о трагических событиях в жизни страны, не желает отходить от исторической правды.

Роман был закончен в 1940 году. В 30-е годы Шолохов начинает работу над романом «Поднятая целина».

В годы войны Михаил Александрович Шолохов - военный корреспондент Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда». Он публикует фронтовые очерки, рассказ «Наука ненависти», первые главы романа «Они сражались за Родину». Государственную премию, присуждённую за роман «Тихий Дон», Шолохов передаёт в фонд обороны СССР, а затем приобретает на свои собственные средства для фронта четыре новые ракетные установки.

За участие в Великой Отечественной войне имеет награды - орден Отечественной войны I степени, медали «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне».

После войны писатель заканчивает 2-ю книгу «Поднятой целины», работает над романом «Они сражались за Родину», пишет рассказ «Судьба человека».

Михаил Александрович Шолохов - лауреат Нобелевской, Государственной и Ленинской премий в области литературы, дважды Герой Социалистического Труда, действительный член Академии наук СССР, обладатель степени почетного доктора права Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, доктора философии Лейпцигского университета в Германии, доктора филологии Ростовского государственного университета, депутат Верховного Совета всех созывов. Он награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, другими наградами. В станице Вёшенской ему при жизни установлен бронзовый бюст. И это далеко не полный перечень премий, наград, почетных званий и общественных обязанностей писателя.

Великая Отечественная Война 1941-1945 гг. – справедливая, освободительная война советского народа за свободу и независимость Родины от фашистской Германии и ее союзников. Это, вне всякого сомнения, одно из самых значительных событий ХХ века.

О Великой Отечественной Войне написано немало книг –стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы. В моем реферате только малая часть того, что написано о войне. Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова «Судьба человека». При этом заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа. «Если вы действительно хотите понять, почему Россия одержала великую победу во второй мировой войне, посмотрите этот фильм», - писала одна английская газета о фильме «Судьба человека», а значит, и о самом рассказе.

Этот рассказ был написан в поразительно короткие сроки, всего за несколько дней напряженной работы. Однако творческая история его занимает многие годы: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и появлением «Судьбы человека» пролегло 10 лет. Критик М. Кохта в статье, посвященной рассказу Шолохова, пишет: «Замысел этого рассказа возник у писателя в пути. Возвратился он тогда из поездки по степи, как рассказывают вешенцы, необычайно взволнованным и еще долго находился под впечатлением от встречи и знакомства в хуторе Волховском Еланской станицы с каким-то шофером и мальчиком, которого шофер вел за руку к речной переправе.

Напишу рассказ об этом, обязательно напишу, - говорил писатель, делясь своим творческим замыслом».

Вернулся к этому замыслу Шолохов лишь через 10 лет, чтобы напомнить людям о трагических уроках минувшего, предупредить человечество о грозной опасности новых войн. Проклятие войны, разрушающей мирную жизнь людей, фашизму, человеконенавистничеству, неотвратимое обвинение поджигателям войны несет в себе этот рассказ – беспощадное, правдивое свидетельство жизни, произведение большого гуманистического искусства.

Чем же привлек моё внимание этот рассказ?

Прежде всего, в нем с предельной ясностью, правдой, с подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годины испытаний.

И потому в работе я попытаюсь определить авторскую позицию в рассказе «Судьба человека»; показать героизм и мужество солдата на войне; раскрыть проблемы и перспективы рассказа «Судьба человека».

Верными моими помощниками стали книги Ф. Г. Бирюков «О подвиге народном. Жизнь и творчество М. А. Шолохова»; А. И Метченко, С. М. Петров «История русской советской литературы»; М. А. Шолохов «Судьба человека»; электронный учебник и иллюстрации к данной теме.

ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ

Жизнь и творчество М. А. Шолохова

М. А. Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилине станицы Вешенской Донского округа, бывшей Области Войска Донского (ныне Вешенской район Ростовской области).

Кружилин – большой степной хутор, раскинувшийся между реками Чиром и Доном, невдалеке от него находилось панское имение Ясеновка, где долгое время жила в услужении мать писателя. В самом центре хутора, на церковной площади, стоял небольшой, крытый чаконом дом, где родился и провел первые годы детства будущий писатель.

С самого рождения маленький Миша дышал чудесным степным воздухом над бескрайним степным простором, и жаркое солнце палило его, суховеи несли громады пыльных облаков и спекали ему губы. И тихий Дон, по которому чернели каюки казаков-рыболовов, неизгладимо отражался в его сердце.

И покосы в займище, и тяжелые степные работы пахоты, сева, уборки пшеницы – все это клало черту за чертой на облик мальчика

Он играл на пыльных, заросших улицах с ровесниками-казачатами.

Мать - полуказачка, полукрестьянка. Будучи дочерью крепостного крестьянина, оставшегося и после «раскрепощения» на помещичьей земле, с двенадцати лет пошла в услужение

В детстве Михаил Шолохов ничем не отличался о своих сверстников. Вместе с казачатами пропадал все дни на Дону, во все глаза смотрел на казачьи свадьбы, любил слушать сказки, которые с большим мастерством рассказывала Ольга Михайловна.

Вероятно, истоки раннего творчества Михаила Шолохова надо искать в его детстве. Жизнь донской станицы, казачий быт, яркие характеры – все это оставляло свой след в душе впечатлительного и наблюдательного мальчика.

Настоящего образования он не получил, учился только в церковноприходской школе, но всю жизнь занимался самообразованием, много читал и в своем кругу считался образованным человеком.

Из библиотеки отца он брал книги Пушкина, Некрасова, Тургенева, Чехова, Толстого. Миша рано потянулся к знаниям. Уступая просьбе сына, родители начали учить его еще в дошкольном возрасте.

В 1910 году семья переезжает на хутор Каргинский в связи с поступлением отца на службу к купцу Озерову, а потом в торговый дом Левочкина и Лиховидова.

В 1911 году к Мише Шолохову был приглашен местный учитель Тимофей Тимофеевич Мрыхин.

М. Шолохову было 15 лет, когда он со своими товарищами преследовал белые банды в степях Верхнего Дона.

Осенью 1922 года Шолохов отправился в Москву. В столицу его привела мечта об учении, о литературной работе. Москва встретила его неласково: было нелегко найти жилье, а еще труднее – работу.

Ночами в тесной комнатенке, преодолевая усталость и сон, Шолохов запоем читал, не расставаясь с мечтой поступить на рабфак или в институт. И когда в августе 1923 года он получил место счетовода в жилищном управлении № 803 на Красной Пресне, - наконец, появились сравнительно сносные условия для занятий и творческой работы. Он знакомится с молодыми литераторами. На всю жизнь подружился с Василием Кудашевым, заведующим литературным отделом «Журнал крестьянской молодежи».

В сентябре 1923 года в комсомольской газете «Юношеская правда», наконец, было напечатано первое произведение Шолохова. Это был фельетон «Испытание». Через месяц, 30 октября, в этой же газете появился второй фельетон «Три» с посвящением рабфаку имени Покровского. В апреле 1924года был опубликован третий фельетон М. Шолохова «Ревизор», и в этом же году увидело свое первое художественное произведение писателя - «Родинка». В феврале 1925 года в «Молодом ленинце» напечатан рассказ «Продкомиссар» и первая повесть «Путь дороженька».

В издательстве «Новая Москва» выходит в свет первый сборник рассказов М. Шолохова «Донские рассказы» с предисловием А. Серафимовича.

В 1925 году на страницах журнала «Комсомолия» был напечатан рассказ «Бахчевник».

1925 год. М. Шолохов приступает к работе над романом «Донщина».

В 1926 году писатель прекращает работу над рукописью «Донщина» и начинает писать первую книгу романа «Тихий Дон».

В 1926 году выходит в свет тиражом 5000 экземпляров второй сборник «Лазоревая степь».

В 1927 году напечатаны рассказы «О колчаке, крапиве и прочем».

В 1929 году выходит приложением к газете «Батрак» сборник рассказов «Пастух. Двумужняя».

В 1930 году «Донские рассказы».

В мае 1943 года на страницах «Правды» началось печатание нового романа Шолохова «Они сражались за Родину».

После выхода первой книги «Тихого Дона» популярность М. Шолохова быстро растет не только в стране, но и за её пределами. В Вёшенскую к писателю приезжают делегации и гости. Сам он постоянно бывает в колхозах, делает доклады, встречается с людьми.

Судьба Соколова

В послевоенных произведениях М. Шолохова заметно усиливается лирическое авторское начало. В 1956 году в газете «Правда» был напечатан рассказ «Судьба человека».

В рассказ «Судьба человека» автор «включает» себя в повествование. Размышления, чувства автора-повествователя не только усиливают эмоциональную напряженность рассказа, они позволяют увидеть истинное величие, силу и красоту обыкновенного человека Андрея Соколова.

Идеология фашизма и война связываются в рассказе Шолохова как реальное воплощение конкретного зла. Зла, которое может и должно быть преодолено.

В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов, он рассказывает свою жизнь; автор – слушатель, случайный собеседник. Обронит вопрос. Скажет слово там, где нельзя молчать, где надо прикрыть чужое несдержанное горе. То вдруг прорвется, заговорит в полную силу потревоженное болью сердце его. В рассказе Шолохова «Судьба человека» я услышала еще один голос - звонкий, чистый детский голос, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю.

Я думаю, что само название рассказа стало вызовом прежним временам, и могу это доказать: слово «судьба» считалось нежелательным, поскольку, как тогда считалось, отдавало мистицизмом, ведь за ним скрываются представления о предначертанности жизненного пути человека, о власти над ним роковых обстоятельств. Сама мысль о возможности существования провидения, или рока, противоречила официальному «человек – кузнец своего счастья», «хозяин своей судьбы». Недовольство некоторых критиков вызвало и то, что главным героем повести Михаил Александрович выбрал не убежденного коммуниста или прославленного героя, а простого работягу, обычного человека – «как все», к тому же, с «подпорченной» биографией, - прошедшего немецкий плен. Таких, как он, тогда официально считали предателями, амнистировали (но не реабилитировали!) лишь в 1953 году. Шолохов показал, чьи руки держали винтовку, крутили баранку грузовиков со снарядами, когда надо было мчаться на передовую сквозь вражеский огонь, сталкивался лицом к лицу с ненавистным врагом. Стойкость, цепкость в борьбе, дух отваги, товарищество – эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел Лермонтов в стихотворении «Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Толстой. Все эти качества есть у Андрея Соколова. И даже в большей мере, чем когда-либо в прошлом, ибо испытания на его долю выпали небывалые. Жизненный путь Андрея Соколова, вместивший в себя, кажется, больше, чем по силам вынести одному человеку, - все это задавало два полюса этого произведения.

На одном из полюсов речь идет о трагической судьбе конкретной личности, человеческой единицы – и в этом было знамение того времени, когда литература, наконец, получила возможность от изображения подвигов масс, обратиться к запечатлению судеб отдельных людей на войне.

На другом же полюсе рассказа – та степень обобщения, которая позволяет говорить, что судьба Андрея Соколова – это судьба всего русского народа, прошедшего страшную войну, фашистские лагеря, потерю самых близких людей, - но не сломавшегося окончательно. Такое сочетание в рамках одного произведения конкретности и монументальности, частного и общезначимого больше характерно для жанра эпопеи. И не даром критики заговорили о произведении М. Шолохова как о «рассказе- эпопее». Каждый момент личной истории Андрея Соколова, каждый поворот его судьбы, воспринимаясь как глубоко индивидуальное, одновременно проецируется на историю, на судьбу родного ему народа, неотъемлемой частью которой он является.

Шолохов не награждает своего героя исключительной биографией. Знаменательно, что Андрей Соколов начинает о себе рассказывать словами: «поначалу жизнь моя была обыкновенная». Но в этой «обыкновенной жизни» художник увидел много истинно прекрасного и возвышенного, поэтичного и человечного, ибо в каждодневных заботах и труде, радостях и горе, наполнявших эту жизнь, раскрывается человек честный и скромный, благородный и самоотверженный.

Читаешь рассказ Шолохова и словно бы воочию видишь, как встает над миром человек в солдатских ботинках, в неловко чиненных, выгоревших защитных штанах, в прогоревшем в нескольких местах солдатском ватнике – живое воплощение памяти войны. Это предельная нота человеческого горя, прозвучавшая в начале рассказа. Проклятие войне!

Рассказ о невосполнимых утратах, о страшном горе пронизан у Шолохова верой в жизнь, верой в человека.

«Кольцевая» композиция рассказа не только как бы замыкает в единый круг сопережитого все рассказанное о своей жизни Соколовым, но и позволяет с огромной силой выделить ту неутраченную человечность, которая красила и возвышала героя Шолохова.

Поражает масштабность замысла писателя, художественная «сверхзадача», поставленная им перед собою. Трагическая история человеческой жизни, взятая в ее обусловленности, в ее связи с событиями второй мировой войны. Наивысшее историческое испытание для народа и государства и трагический надлом, жизнь человека, на которую обрушились все несчастья войны

Вот он появляется перед нами из неоглядной дали, из бескрайней весенней степи, этот человек, - «высокий, сутуловатый мужчина» - и с ним рядом мальчонка лет пяти-шести, былинка, доверчиво прильнувшая к сильному, обездоленному войной. Сиротинка, - объявляет писатель.

Испытание пленом

Шолохов подчеркивает обычность пути своего героя и на войне. Андрея Соколова не отличить среди идущих на передовую, и в плен он попадает при обстоятельствах, в которых оказались тысячи людей. В плену, где, казалось бы, невозможно было сохранить человеческое достоинство, с необыкновенной силой раскрылись красота и величие простого русского человека. Несгибаем солдат, когда держит ответ перед комендантом Мюллером, приговорившем его к расстрелу за агитацию в лагере против каторжного труда. Мюллер предлагает выпить стакан шнапса за победу немецкого оружия, одержанную якобы в Сталинграде. Соколов отказывается. Мюллер предложил другое: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою гибель». Вся эта сцена – не только пример бесстрашия Соколова, но и его вызов тем насильникам, которые хотели унизить советского человека. Выпив стакан шнапса, Соколов благодарит за угощение и добавляет: «Я готов, герр комендант, пойдемте, распишите меня». И вот, вспоминая о столкновении с комендантом лагеря Мюллером, Андрей Соколов замечает: «И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло» Но героя впереди ожидают испытания еще более тяжкие. Погибла семья, в день Победы пуля немецкого снайпера оборвала жизнь сына Анатолия. «Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось», - со слезами на глазах вспоминает Андрей Соколов.

Многочисленные свидетельства говорят о том, что именно так, с достоинством вели себя советские люди, попадавшие в лапы фашистов, - и на допросах, и в стычках с комендатурой и охраной, и даже перед казнью. Они убивали часовых, устраивали подкопы, прыгали на ходу из вагонов поездов, устанавливали связи с антифашистами.

Он ищет любой способ, чтоб вырваться из плена, знает, что может быть в случае неудачи. Но все же идет на риск. Первая попытка убежать закончилась тем, что его догнали, травили собаками. Вторая оказалась удачной, вырвался на машине через линию фронта, привез немца с важными документами.

Величав и мужествен эпический тон повествования. Как летописное сказание, читаешь волнующие тревожные страницы о смертельной опасности, нависшей над Родиной. У Родины есть два символа – береза и дуб. И каждый из них по-своему соответствует понятию нашей Родины и нашего народа: береза - нежность, поэтичность; дуб - несгибаемая мощь, вросшая вековыми корнями в родную почву. Есть в Соколове то, что напоминает дуб, противостоящий всем ураганам, и одновременно березу как образ нежности, теплоты чувств, отзывчивости.

«Передовая фронта. Тяжелейшее сражение с врагом, намного превосходящим по живой силе и технике. Люди не знают отдыха от беспрерывных атак, орудийного обстрела, воздушных налетов, минометного огня, танковых колонн. Они долбят железную землю, зарываясь в окопы. Над ними – палящее солнце, степная пыль». Главное при этом – воспитывать в себе преданную любовь к человечеству, быть его братом, соучастником в трудовом и ратном деле.

Я считаю, что авторская мысль о том, какой дорогой ценой была куплена победа, нашла свое воплощение в трагических итогах пути героя «Судьбы человека». Андрей Соколов, пройдя через горнило войны, потерял все: семья погибла, домашний очаг разрушен.

У М. В. Исаковского есть такое стихотворение:

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Соколов ушел на фронт человеком. И человеком вернулся. Не растерял задатков большой души, не дал погубить себя водкой.

Человек огромной душевной щедрости

Наступила мирная жизнь, пришла пора весеннего пробуждения, пора надежд А Андрей Соколов смотрит на мир глазами, «словно присыпанными пеплом», «наполненными неизбывной смертной тоской». «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке Нету, и не дождусь!» - горько сетует герой. Жизнь была жестокой к человеку, но не смогла его сломить, убить в нем душу. Шолохов, писатель-гуманист, рисуя героический характер Андрея Соколова, утверждает, что стойкость – это проявление высшей человечности. Он никогда не разделял взглядов тех, кто считал, что мужество и смелость не уживаются вместе с нежностью и добротой, великодушием и отзывчивостью. В этих проявлениях человечности художник видел верную примету характера сильного, непреклонного. Его Андрей Соколов – человек огромной душевной щедрости и обаяния.

Шолохов избегает подробностей фронтового быта, описаний лагерных мытарств героя. Сам Андрей Соколов признается, что ему тяжело об этом вспоминать, да и разговаривает он с бывалым фронтовиком Внимание сконцентрировано на «ударных», кульминационных моментах, когда характер героя проявляется наиболее сильно и глубоко. Прощание на перроне - «Пришли на вокзал, а я на Ирину от жалости глядеть не могу: губы от слез распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, как у тронутого умом человека»; пленение; расправа с предателем; столкновение с Мюллером; похороны сына; встреча с мальчиком Ванюшей – таковы вехи пути Андрея Соколова.

С какой мучительно сдерживаемой скорбью рассказывает об этом мальчике Андрей Соколов: «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». –«А мама?» -«Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». – «А откуда вы ехали?» - «Не знаю, не помню» - «И никого у тебя тут родных нету?» -«Никого». –«Где же ты ночуешь?» -«А где придется».

Этот детский вздох, это сиротство тяжкой гирей ложится на весы истории, на весы, обвиняющие тех, кто начал войну. Высокий гуманизм пронизывает эту короткую повесть о погубленном детстве, о детстве, которое так рано узнало горе и расставание.

И какая же неистребимая сила добра, красота человеческого характера открывается нам в Андрее Соколове, в том, как он увидел малыша, в его решении усыновить Ванюшу. Он возвращал детству радость. Он оборонял его от боли, страданий и скорби.

Это был подвиг, не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом начертании.

Все, казалось, вычерпала война из этого человека, все утратил он Но и в страшном, опустошающем одиночестве он оставался Человеком.

Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одерживал свою самую великую победу. Он торжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами –неизбежными спутниками войны.

Он побеждал самую смерть!

Главное действующее лицо рассказа – не романтический одиночка, жертвенно сжигающий себя во имя высшей цели, а человек, достойно представляющий народ в обстоятельствах суровых и трагичных и проявляющий качества, которые не выделяют его среди других людей, а сближает с ними. Среди действующих лиц «Судьбы человека» запоминается безымянный врач, который совершает свой подвиг мужественно и скромно. «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал», - восклицает Соколов. Доктору посвящено всего несколько строк, но его образ витает рядом с образом Андрея Соколова как воплощение тех же нравственных сил, которые делают человека непобедимым.

Иллюзия жизненной достоверности образа Соколова настолько сильна, что даже в критике он подчас рассматривался как реальное лицо, а сюжет рассказа сводится к судьбе героя, часто не замечая, что «Судьба человека» - произведение сложной художественной структуры. Его своеобразия нельзя понять, не выяснив ту роль, которая принадлежит образу автора. Этот образ неоднозначен: он и автор-повествователь, и одновременно случайный собеседник главного героя, «свой брат» и «шофер», который тоже «всю войну за баранкой пробыл». Многие критики видели в нем лишь собеседника главного героя. Но это – «временная» его роль, добровольно взятая на себя (таким он выступает в восприятии Соколова), но мы слышим и голос большого художника, человека также нелегкой судьбы, невольно попадаем под власть его настроения, следим за ходом его мыслей, вдумываемся в его суждения о жизни и людях – важнейших вопросах действительности.

Рассказ о несчастном водителе перерастает в размышление о народе и его историческом пути, о человеке и его судьбе.

Я считаю, что автор – не безучастный свидетель, он, потрясенный скорбной повестью о невозвратимых утратах в жизни своего собеседника, размышляет о его судьбе, о его силах, о возможностях, о его долге и праве. Авторская мысль расширяет границы повествования; сострадание, которым охвачен повествователь, не придало рассказу сентиментального оттенка, ибо поведанное героем вызывало не только жалость, но и гордость за русского человека, восхищение его мужеством, красотой его души. Автор признается в своей любви и уважении к этому человеку, когда с верой в справедливость и разум истории произносит: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы. Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть и все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». В подвиге простого человека художник увидел суровые исторические уроки, в его духовной сущности – надежду мира. Судьба героя озарилась светом истории.

В рассказе «Судьба человека» идея патриотизма не помешала Шолохову напомнить и о другом, без чего патриотизм становится декларативным, а именно – о личном благе человека, о его счастье, о том, чтобы Родина, которой верно служат ее сыновья, была щедра и ласкова к ним. Писатель ставит вопрос об ответственности перед теми, кто честно выполнил свой долг перед отчизной и человечеством, говорит о гуманизме как о высшем принципе жизненного устройства и человеческих взаимоотношений. Именно глубоко гуманные побуждения заставили автора, взволнованно рассказавшего о судьбе Андрея Соколова, утаить от ребенка навернувшуюся «жгучую скупую мужскую слезу», чтобы не омрачить его детство и не замутить его «ясные, как небушко, глаза». Хорошо писал Д. Благой: «Скажи автор о глазах мальчишки: светлые, как небо, - и получился бы маловыразительный штамп. Но эта народная, уменьшительная, ласкательная, почти колыбельная форма того же самого слова – радужно сверкает в данном контексте, как драгоценный камень, как бриллиант чистейшей воды».

Патриотизм, как верность Отчизне, и гуманизм, как ответственность перед человечеством, выступают в художественном высшем синтезе, а рассказ обретает смысл философского раздумья о коренных проблемах современного бытия.

Все книги Шолохова, верные суровой правде жизни, интересам добра, красоты и человечности, принадлежит нашему народу, напоминая людям об их ответственности за судьбы мира.

Шолохов никогда не забывал о том, чего стоят войны и какие неизгладимые следы они оставляют в сердцах людей, он всегда чувствителен к бедам народа. Для него допустим облегченный подход к этой теме, когда война представляется не таким уж опасным и обременительным делом.

Михаил Александрович Шолохов – великий писатель, правдивый летописец советской эпохи, видный государственный и общественный деятель. Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Его выдающиеся роли в мировой литературе двадцатого века не могут отрицать даже противники социализма. Произведения Шолохова уподобляются эпохальным фрескам. Во время Великой Отечественной войны перед писателем стала задача: разить своим полным жгучей ненависти словом врага, укреплять любовь к Родине советских людей. Ранней весной 1946 года, т. е. за выдающиеся заслуги в развитии советской культуры, за создание художественных произведений, получивших общенародное призвание, за плодотворную общественную деятельность М. А. Шолохову было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

Имя автора неразрывно связано с историей советской литературы, с утверждением в ней нового творческого метода – метода социалистического реализма. Шолохова – художника родила эпоха революционной борьбы. Эту эпоху во всей её сложности и суровой правде он и открывал читателю. Великие революционные события определили психологическую глубину чувств и характеров, ситуаций и конфликтов, драматическое содержание и эпический размах произведений Шолохова.

В своих книгах Шолохов раскрыл богатый душевный мир народа, его неиссякаемую талантливость, моральную цельность, извечное стремление к свету и правде; поднял огромные пласты народной жизни, создал яркие типичные образы, проникнутые неувядаемой поэзией и правдой. В национальных, народных по духу и форме произведениях Шолохова идейность и философская глубина сплавлены с высоким мастерством.

Михаил Шолохов художественно воплотил характер и судьбу русского человека в трагическом двадцатом веке. Развивая толстовские традиции, писатель создал полнокровные эпические картины народной жизни в её решающих моментах: мировых войнах, революциях, переломных годах коллективизации.

Вся жизнь и творчество Михаила Александровича Шолохова, летописца советской эпохи, были отданы беззаветному служению советскому народу, делу коммунизма.

Михаил Александрович Шолохов делегат 18 - 26 съездов КПСС, депутат Верховного Совета СССР 1 – 11 созывов, дважды Герой Социалистического труда. Награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны 1 степени; медалями: «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», золотой медалью имени А. Фадеева, орденом «Большая Золотая звезда дружбы народов» - ГДР, орденом Сухэ-Батора - МНР, орденом Георгия Димитрова – НРБ, орденом Кирилла и Мефодия – НРБ. Он лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР, Нобелевской премии, международной премии мира в области культуры Всемирного Совета Мира, международной литературной премии «София», Всепольского приза «Золотой колос» - ПНР, международной премии «Лотос» Ассоциации писателей стран Азии и Африки.

Имя М. А. Шолохова навсегда сохранится в сердцах людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как много в мире войн! Как страшно становится жить! Война дорого обходилась людям. Это была, помимо всего, война нервов.

Шолохов в рассказе «Судьба человека» отвергает всякое поверхностное «отображательство». Он полностью раскрывает явления, не обходит трудное. Но все же для него главным остается факт, каким образом наш народ преодолевал, казалось бы, непреодолимое, в чем загадка русского характера, и Шолохов каждый раз, обращаясь к отгремевшим битвам, вспоминает легендарный, небывалый в истории подвиг народа, который проявил и еще больше обрел в жесточайшем испытании богатырскую мощь, «булатную крепость».

Когда я читаю произведения М. А. Шолохова о Великой Отечественной войне, я думаю о том, что людям нужно не так много – просто почувствовать боль другого человека, как свою собственную.

Как же это просто и почему-то невозможно! Все ведь люди, у всех есть матери и отцы, жены и мужья, сыновья и дочери. Каждый когда-то плакал, если ему причиняли боль. Я знаю, что такое горе, как тяжела потеря близких. И все-таки рвутся бомбы и гибнут дети.

Убивают друг друга люди в России, в Афганистане, в Чечне

Сердца наши очерствели, придавлены каменными плитами равнодушия. Уши наши не хотят слышать, и глаза не хотят видеть.

От себя я хочу пожелать: «Пусть каждый читает произведения Шолохова о войне, чтобы помнить о той трагедии, которая постигла наш народ более 60 лет назад. Его книги не дают успокоиться, будят мысль о противоестественности войны, зле и насилии, которые она несет. Рассказ воспитывает ненависть, без чего нельзя было победить сильного и упорного врага».

Что на меня производит наибольшее впечатление в книгах Шолохова – так это их масштабность и гуманность. Если вы хоть раз прочитали его описание донского края, этой части России с ее обширными, богатыми равнинами и величественной рекою Дон, то такое уж незабываемо. Но Шолохов живописует не только природой этого края, а и человеческий ландшафт.

Его герои – это живые люди, которые принадлежат донскому краю и которым по мере развития сюжета этот край со временем начинает тоже принадлежать. Они преобразуют край, и по мере того, как он изменяется, они сами изменяются. Шолохов не идеализирует своих героев, они не являются святыми, вылепленными из гипса, нет, это живые люди со своими достоинствами и недостатками. Вот почему их трагедии так волнуют нас, а их успехи производят на нас такое глубокое впечатление. Мы чувствуем, что наблюдаем саму жизнь во всем ее многообразии, как она изменяется и развивается.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством М.А. Шолохова; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектирования на слух.

Задачи урока.

  • Продолжить знакомство с жизнью и творчеством великого русского писателя; показать своеобразие и неповторимость, значение творчества М.А.Шолохова для русской литературы;
  • Развивать умение выбирать главное, вести краткую запись лекции, конспектировать.
  • Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование.

  • Мультимедийная установка.
  • Презентация “М.А. Шолохов ”.

Так не бывает, чтобы всю жизнь в холодке спасаться. (М. А. Шолохов)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Просмотр презентации сопровождается рассказом учителя и беседой с учащимися по ранее изученным произведениям М.А.Шолохова. Во время лекции учителя дети составляют краткий конспект лекции.

№ слайда Деятельность учителя и учащихся
Заставка ШОЛОХОВ Михаил Александрович
Слайд № 1 Родился в Воронежской губернии в 1905, умер в1984-м. Был и депутатом Верховного Совета, и членом КПСС, и академиком... Но встает ли за всем этим забором из сухих цифр живой человек со своим отношением и к гражданской войне, и к коллективизации?
Слайд № 2 Может показаться странным, но научная биография М. А. Шолохова до сих пор не написана. А между тем Шолохов - фигура крайне противоречивая, отражающая противоречия самой советской эпохи, события которой и по сей день порождают полярные оценки, как в науке, так и в общественном мнении.
Слайд № 3 Конечно, любого человека характеризует прежде всего та среда, в которой он родился и вырос, семья и его отношение к ней.
Слайд № 4 Мама... Он у неё единственный. Сам научил её читать. Она гордилась им. Погибнет во время бомбежки 8 июля 1942 года, можно сказать, на глазах у сына, который два дня назад прибыл к ней в станицу, чтобы подлечиться после тяжелой контузии. Она радовалась, плакала и благословляла Сталина, с которым накануне встречался Миша.
Слайд № 5 Остальные его близкие, с чисто политических позиций того времени просто опасны. Супруга Мария Петровна - дочь казачьего атамана. Её брат - “служитель религиозного культа”, дважды репрессирован. Другой ближайший родственник, Владимир Шолохов, директор местной школы обвинен в том, что в школе насаждались “религиозные взгляды”, дети читали Библию.
Слайд № 6 Литературой Шолохов начинает заниматься с 1923 года, печатает фельетоны, позже- рассказы, в которых странным образом переплетаются два начала: комическое и трагическое. Массовыми тиражами выходят первые книжки: “Алёшкино сердце”, “Нахалёнок”.
Слайд № 7 Эти произведения, главная тема которых- Гражданская война, деятельность продотрядов, вошли впоследствии в сборник "Донские рассказы". Шолохов здесь почти все заостряет, гиперболизирует: смерть, кровь, пытки, муки голода представляет нарочито натуралистически. Излюбленный сюжет юного писателя, начиная с "Родинки", - смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев.
Видеофрагмент
Слайд № 8 В 1925 Шолохов начинает работу над романом “Тихий Дон”, рисует картины довоенной жизни казачества, события Первой мировой. Почти сразу возникают сомнения в авторстве романа, слишком больших знаний и опыта требовало произведение такого масштаба.
Слайд № 9 Но молодой писатель полон энергии, много читает (в 1920-е гг. были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивает казаков в донских хуторах о “германской” и гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знает, как никто.
Слайд № 10 “Тихий Дон” - повествование не только о грандиозной Революции, о катаклизме, пережитом Россией, о человеке, оказавшемся в страшной мясорубке Гражданской войны, но и рассказ о драматической, трагической любви.
Слайд № 11 Удивительно пишет об этом Шолохов:“Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт поздняя бабья любовь. С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на лице, тавро выжег. Бабы при встрече с неё ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову”.
Слайд № 12 Шолохов - мужественный человек. Мужество - в двадцать лет замахнуться на эпопею, не отступиться и закончить “Тихий Дон” так, как он его закончил. Ведь Григорий Мелехов., побывав и у красных, и у белых, потеряв почти всё, что имел, возвращается домой, понимая, что для любого человека истинные ценности -это мир, дом, дети, а вовсе не классовая борьба.
Слайд № 13 Мужество писателя было по достоинству оценено: за роман “Тихий Дон” Михаилу Александровичу Шолохову была присвоена Нобелевская премия.
Слайд № 14 Мужество Шолохова -это отношения со Сталиным. Во времена репрессий страдающие люди обращались за помощью к крупным деятелям науки, культуры, искусства. “Что мы можем сделать?! - разводили те руками. - Мы не в силах ничем помочь...” А Шолохов?.. Он пишет Сталину потрясающее письмо о беде начала 30-х годов: “Черные крылья голода распростерты над Тихим Доном...” Шолохов заступается за сына А.Ахматовой-Льва Гумилёва, помогает писателю А.Платонову.
Слайд № 15 Парадоксально, но следующий роман “Поднятая целина” написан в поддержку коллективизации.
Слайд № 16 Название - “Поднятая целина” - не Шолохов дал роману. Его приклеили в редакции журнала. Авторское же правдивее: “С кровью и потом”, хотя и не так красиво. Но Шолохов не был бы Шолоховым, если бы написал просто роман-агитку: какой замечательный язык у этого произведения, какие яркие герои! А характеры просто потрясают.
Слайд № 17 Завершить работу над романом “Поднятая целина” Шолохову помешала война. Всю Великую Отечественную писатель был военным корреспондентом Совинформбюро, “Правды” и “Красной звезды”, сражался в боях под Смоленском и Ростовом-на Дону, видел разгром фашистов под Сталинградом.
Слайд № 18 Как каждый настоящий писатель, он, рассказывая о вещах жестоких и трагичных, глубоко верил в человека, его доброе начало. Вершиной этого оптимизма, жизнелюбия стал рассказ “Судьба человека”.
Слайд № 19 Рассказ Шолохова - это повесть о том, какой страшной трагедией является для человека война, о судьбах солдата, потерявшего всё на этой войне, и мальчика-сироты. Не случайно писатель так говорит о своих героях: “ Два осиротевших человека, две песчинки.”
Видеофрагмент (сцена с Ванюшкой)
Слайд № 20 Настолько трогательна, настолько эмоциональна эта сцена, так сильно переживаешь за судьбу Андрея Соколова, человека, чьи глаза “словно присыпаны пеплом”, что невольно возникает желание помочь, и многие дети откликаются на эту беду своим творчеством.
Слайд № 21 Можно по-разному относиться к творчеству Михаила Шолохова, но нельзя забывать одно: он был поистине сыном своего века. И сгибался иногда писатель под тяжестью ноши исторического времени, но не ломался, всё равно донес до потомков главное - правду. Потому что не пытался трусливо освободиться от пут времени. И от горьковатой судьбы, общей его судьбы с народом.

3. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали сегодня на уроке из жизни М.А. Шолохова?

2. Каким вы представили себе писателя после прослушанного рассказа?

3. Какие черты личности М.А.Шолохова вас поразили, удивили?

4. Объяснение домашнего задания.

Закончить оформление конспекта по жизни и творчеству Н.В.Гоголя, воспользовавшись материалом учебника и электронными ресурсами.

Михаил Шолохов является одним из наиболее знаковых писателей 20-го века. Его произведения получили большую популярность не только в СССР, но и далеко за его пределами. В 1965 г. он был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Предлагаем вашему вниманию биографию Шолохова. Она, как и выдающихся людей, полна неожиданностей и провидческих случайностей. Кстати, обратите внимание на самые .

Краткая биография Шолохова

Родители

Его отец Александр Михайлович занимался земледелием, а также выполнял множество другой работы по найму. Мать Анастасия Даниловна, ставшая сиротой в детстве, являлась потомственной казачкой.

Интересно, что, будучи малограмотной, она обладала мудростью и необычайной проницательностью. Анастасия Даниловна специально выучилась грамоте, чтобы писать сыну письма, когда тот обучался в гимназии.

В девичестве ее насильно выдали замуж за сына атамана Кузнецова. Однако в скором времени она ушла от мужа к Александру Шолохову. В результате этого, их сын Михаил родился незаконнорожденным и в начале имел фамилию Кузнецов. Этот факт из биографии великого писателя знают не все.

Лишь после смерти первого супруга Анастасии, пара смогла официально пожениться. Благодаря этому фамилия Михаила изменилась на «Шолохов», под которой он и вошел в .

Шолоховы жили в относительном достатке. Из-за того, что Александру Михайловичу нередко приходилось менять работу, семья часто переезжала из одного места в другое.

Воспитание и образование

Родители любили своего единственного ребенка и старались дать ему наилучшее образование. Они наняли для него домашнего учителя Тимофея Мрыхина, который обучил мальчика чтению, письму и счету. Это сыграло важную роль в его биографии.

Учеба доставляла ему настоящее удовольствие, и его никогда не приходилось заставлять корпеть над учебниками: он с радостью делал это самостоятельно.

Через 3 года он продолжает учебу в богучарской гимназии для мальчиков, где ему предстоит окончить 4 класса.

В этот период юноша взахлеб читает произведения известных классиков: , и т.д.

В 1917 г. в преддверии революции, глава семейства становится управляющим паровой мельницы. Через 3 года семья переезжает в станицу Каргинскую, где в 1925 г. отцу писателя суждено было умереть.

Во время кровавого противостояния между «красными» и «белыми», Шолохов не занимал ни одну из сторон.

Когда власть оказалась в руках большевиков, он согласился с их идеологией, и в 1930 г. стал членом Компартии.

В дореволюционной жизни писателя не было обнаружено никаких серьезных «грехов», поэтому он имел достаточно хорошую репутацию в глазах новой советской власти.

Однако в его биографии все-таки был один изъян.

В 1922 г. Шолохова приговорили к расстрелу за превышение должностных полномочий, когда он работал налоговым инспектором.

К счастью приговор не был исполнен благодаря помощи и смекалке его родителей. Им удалось подделать свидетельство о рождении сына, из-за чего его судили, как несовершеннолетнего.

Творческая биография Шолохова

Всерьез заниматься писательской деятельностью Михаил Шолохов начал в 1923 г. Изначально он писал короткие фельетоны и юмористические рассказы.

Периодически он работал в разных комсомольских изданиях, печатая в них и свои произведения.

Творчество Шолохова

Говоря о творчестве Шолохова, сразу же вспоминается главный труд его жизни – «Тихий Дон». Этот роман стал одним из ключевых романов 20-го века.

Интересен факт, что в связи с этой книгой писателя часто обвиняли в плагиате. Дискуссии по этому поводу не утихают и сегодня. Некоторые исследователи полагают, что Шолохов украл роман у белого офицера, репрессированного большевиками.

Сам писатель никак не реагировал на такие заявления, утверждая, что «Тихий Дон» написан им одним, а все разговоры на данную тему являются инсинуациями со стороны завистников.

Современный российский литературовед Дмитрий Быков уверен в том, что автором произведения является Шолохов. Такие выводы он делает на основе стиля написания.

В течение 20 лет, начиная с 1930 г., Михаил Александрович пишет очередной гениальный роман «Поднятая целина», в котором в ярких красках описана коллективизация. Это второй по значимости труд в его творческой биографии.

Еще одним популярным романом Шолохова является «Они сражались за Родину». Интересно, что незадолго до своей кончины писатель по каким-то причинам решил сжечь его. В итоге сохранились только некоторые главы этой .

Отдельного внимания заслуживает фрагмент биографии Шолохова, связанный с Нобелевской премией. В 1958 г. на получение данной награды уже 7-й раз выдвигался опальный .

В связи с этим Советский Союз направил телеграмму своему послу в . В ней говорилось, что оценило бы присуждение данной премии Шолохову.

Однако это не помогло, в результате чего Нобелевская премия все-таки была вручена Пастернаку. Лишь через 7 лет, в 1965 г., Михаил Александрович также стал обладателем этой престижной награды.

Личная жизнь

Михаил Шолохов женился на Марии Громославской, когда ему едва исполнилось 19 лет. В этом браке у пары родились 4 ребенка: Светлана (1926), Александр (1930), Михаил (1935) и Мария (1938).


Семья М. А. Шолохова (апрель 1941 г.). Слева направо Мария Петровна с сыном Мишей, Александр, Светлана, Михаил Шолохов с Машей

Друзья отмечали, что по своему характеру Михаил был прямым, правдивым и отважным человеком.

Некоторые его современники утверждали, что среди всех писателей только Шолохов мог открыто общаться со , смотря ему прямо в глаза.

Смерть

В последние годы, Михаил Александрович жил в станице Вешенской, и практически не уделял внимания писательству. Вместо этого он предпочитал совершать прогулки, уединяясь с природой, или ходить на рыбалку. В конце жизни он не жалел денег на благотворительность.

Интересно, что место его погребения находится не на кладбище, а прямо во дворе дома, в котором он жил. Его именем названы многие улицы и проспекты городов бывшего СССР, а по его биографии снят не один фильм.

Что уж говорить о творчестве Шолохова: по мотивам его произведений создано множество прекрасных фильмов, как в России, так и за рубежом.

Если вам понравилась краткая биография Шолохова, включившая в себя самое главное и важное – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вам вообще нравятся биографии известных людей и из их жизни – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством М.А. Шолохова; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектирования на слух.

Задачи урока.

  • Продолжить знакомство с жизнью и творчеством великого русского писателя; показать своеобразие и неповторимость, значение творчества М.А.Шолохова для русской литературы;
  • Развивать умение выбирать главное, вести краткую запись лекции, конспектировать.
  • Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование.

  • Мультимедийная установка.
  • Презентация “М.А. Шолохов ”.

Так не бывает, чтобы всю жизнь в холодке спасаться. (М. А. Шолохов)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Просмотр презентации сопровождается рассказом учителя и беседой с учащимися по ранее изученным произведениям М.А.Шолохова. Во время лекции учителя дети составляют краткий конспект лекции.

№ слайда Деятельность учителя и учащихся
Заставка ШОЛОХОВ Михаил Александрович
Слайд № 1 Родился в Воронежской губернии в 1905, умер в1984-м. Был и депутатом Верховного Совета, и членом КПСС, и академиком... Но встает ли за всем этим забором из сухих цифр живой человек со своим отношением и к гражданской войне, и к коллективизации?
Слайд № 2 Может показаться странным, но научная биография М. А. Шолохова до сих пор не написана. А между тем Шолохов - фигура крайне противоречивая, отражающая противоречия самой советской эпохи, события которой и по сей день порождают полярные оценки, как в науке, так и в общественном мнении.
Слайд № 3 Конечно, любого человека характеризует прежде всего та среда, в которой он родился и вырос, семья и его отношение к ней.
Слайд № 4 Мама... Он у неё единственный. Сам научил её читать. Она гордилась им. Погибнет во время бомбежки 8 июля 1942 года, можно сказать, на глазах у сына, который два дня назад прибыл к ней в станицу, чтобы подлечиться после тяжелой контузии. Она радовалась, плакала и благословляла Сталина, с которым накануне встречался Миша.
Слайд № 5 Остальные его близкие, с чисто политических позиций того времени просто опасны. Супруга Мария Петровна - дочь казачьего атамана. Её брат - “служитель религиозного культа”, дважды репрессирован. Другой ближайший родственник, Владимир Шолохов, директор местной школы обвинен в том, что в школе насаждались “религиозные взгляды”, дети читали Библию.
Слайд № 6 Литературой Шолохов начинает заниматься с 1923 года, печатает фельетоны, позже- рассказы, в которых странным образом переплетаются два начала: комическое и трагическое. Массовыми тиражами выходят первые книжки: “Алёшкино сердце”, “Нахалёнок”.
Слайд № 7 Эти произведения, главная тема которых- Гражданская война, деятельность продотрядов, вошли впоследствии в сборник "Донские рассказы". Шолохов здесь почти все заостряет, гиперболизирует: смерть, кровь, пытки, муки голода представляет нарочито натуралистически. Излюбленный сюжет юного писателя, начиная с "Родинки", - смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев.
Видеофрагмент
Слайд № 8 В 1925 Шолохов начинает работу над романом “Тихий Дон”, рисует картины довоенной жизни казачества, события Первой мировой. Почти сразу возникают сомнения в авторстве романа, слишком больших знаний и опыта требовало произведение такого масштаба.
Слайд № 9 Но молодой писатель полон энергии, много читает (в 1920-е гг. были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивает казаков в донских хуторах о “германской” и гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знает, как никто.
Слайд № 10 “Тихий Дон” - повествование не только о грандиозной Революции, о катаклизме, пережитом Россией, о человеке, оказавшемся в страшной мясорубке Гражданской войны, но и рассказ о драматической, трагической любви.
Слайд № 11 Удивительно пишет об этом Шолохов:“Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт поздняя бабья любовь. С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на лице, тавро выжег. Бабы при встрече с неё ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову”.
Слайд № 12 Шолохов - мужественный человек. Мужество - в двадцать лет замахнуться на эпопею, не отступиться и закончить “Тихий Дон” так, как он его закончил. Ведь Григорий Мелехов., побывав и у красных, и у белых, потеряв почти всё, что имел, возвращается домой, понимая, что для любого человека истинные ценности -это мир, дом, дети, а вовсе не классовая борьба.
Слайд № 13 Мужество писателя было по достоинству оценено: за роман “Тихий Дон” Михаилу Александровичу Шолохову была присвоена Нобелевская премия.
Слайд № 14 Мужество Шолохова -это отношения со Сталиным. Во времена репрессий страдающие люди обращались за помощью к крупным деятелям науки, культуры, искусства. “Что мы можем сделать?! - разводили те руками. - Мы не в силах ничем помочь...” А Шолохов?.. Он пишет Сталину потрясающее письмо о беде начала 30-х годов: “Черные крылья голода распростерты над Тихим Доном...” Шолохов заступается за сына А.Ахматовой-Льва Гумилёва, помогает писателю А.Платонову.
Слайд № 15 Парадоксально, но следующий роман “Поднятая целина” написан в поддержку коллективизации.
Слайд № 16 Название - “Поднятая целина” - не Шолохов дал роману. Его приклеили в редакции журнала. Авторское же правдивее: “С кровью и потом”, хотя и не так красиво. Но Шолохов не был бы Шолоховым, если бы написал просто роман-агитку: какой замечательный язык у этого произведения, какие яркие герои! А характеры просто потрясают.
Слайд № 17 Завершить работу над романом “Поднятая целина” Шолохову помешала война. Всю Великую Отечественную писатель был военным корреспондентом Совинформбюро, “Правды” и “Красной звезды”, сражался в боях под Смоленском и Ростовом-на Дону, видел разгром фашистов под Сталинградом.
Слайд № 18 Как каждый настоящий писатель, он, рассказывая о вещах жестоких и трагичных, глубоко верил в человека, его доброе начало. Вершиной этого оптимизма, жизнелюбия стал рассказ “Судьба человека”.
Слайд № 19 Рассказ Шолохова - это повесть о том, какой страшной трагедией является для человека война, о судьбах солдата, потерявшего всё на этой войне, и мальчика-сироты. Не случайно писатель так говорит о своих героях: “ Два осиротевших человека, две песчинки.”
Видеофрагмент (сцена с Ванюшкой)
Слайд № 20 Настолько трогательна, настолько эмоциональна эта сцена, так сильно переживаешь за судьбу Андрея Соколова, человека, чьи глаза “словно присыпаны пеплом”, что невольно возникает желание помочь, и многие дети откликаются на эту беду своим творчеством.
Слайд № 21 Можно по-разному относиться к творчеству Михаила Шолохова, но нельзя забывать одно: он был поистине сыном своего века. И сгибался иногда писатель под тяжестью ноши исторического времени, но не ломался, всё равно донес до потомков главное - правду. Потому что не пытался трусливо освободиться от пут времени. И от горьковатой судьбы, общей его судьбы с народом.

3. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали сегодня на уроке из жизни М.А. Шолохова?

2. Каким вы представили себе писателя после прослушанного рассказа?

3. Какие черты личности М.А.Шолохова вас поразили, удивили?

4. Объяснение домашнего задания.

Закончить оформление конспекта по жизни и творчеству Н.В.Гоголя, воспользовавшись материалом учебника и электронными ресурсами.