Чем рисовали первобытные люди. Наскальная живопись. Лось – схема поэтапного рисования с детьми «Наскальная живопись»


Открытие древней наскальной росписи в пещере Гибралтара, которая, как считают ученые, была сделана неандертальцами около 39 000 лет назад, стало настоящей сенсацией в научном мире. Если открытие окажется правдой, то историю придётся переписывать, ведь получается, что неандертальцы были вовсе не примитивно-глупыми дикарями, как принято считать сегодня. В нашем обзоре десятка уникальных наскальных рисунков, которые были найдены в разное время и произвели настоящий фурор в мире науки.

1. Скала белого шамана


Эта древняя наскальная картина возрастом 4000 лет находится в низовье реки Пеко в Техасе. На гигантском изображении (3,5 м) показана центральная фигура в окружении других людей, проводящих какие-то ритуалы. Предполагается, что в центре изображена фигура шамана, а сама картина изображает культ некой забытой древней религии.

2. Парк Какаду


Национальный парк Какаду - одно из самых красивых мест для туристов в Австралии. Особо он ценится своим богатым культурным наследием - в парке собрана впечатляющая коллекция искусства местных аборигенов. Некоторым из наскальных картин в Какаду (который был включен в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО) исполнилось почти 20 000 лет.

3. Пещера Шове


Еще один объект из всемирного наследия ЮНЕСКО расположен на юге Франции. В пещере Шове можно найти более 1000 различных изображений, большинство из них - животные и антропоморфные фигуры. Это одни из самых древних изображений, известных человеку: их возраст датируется 30 000 – 32 000 годами. Около 20 000 лет пещеру завалило камнями и она сохранилась в великолепном состоянии до наших дней.

4. Куэва-де-Эль-Кастильо


В Испании недавно была открыта "Пещера Замка" или Куэва-де-Эль-Кастильо, на стенах которой нашли самые древние наскальные рисунки в Европе, их возраст на 4 000 лет больше всех наскальных росписей, которые находили ранее в Старом Свете. На большинстве изображений встречаются отпечатки рук и простые геометрические фигуры, хотя также есть изображения странных животных. Один из рисунков, простой красный диск, был сделан 40 800 лет назад. Предполагается, что эти росписи были сделаны неандертальцами.

5. Лаас-Гааль


Одни из самых древних и хорошо сохранившихся наскальных росписей на африканском континенте можно найти в Сомали, в пещерном комплексе Лаас-Гааль (Верблюжий колодец). Несмотря на то, что их возраст составляет "всего" 5 000 – 12 000 лет, эти наскальные картины сохранились просто идеально. На них изображены в основном животные и люди в церемониальных одеждах и различных украшениях. К сожалению, этот замечательный культурный объект не может получить статус всемирного наследия, поскольку он расположен в районе, где постоянно идет война.

6. Скальные жилища Бхимбетка


Скальные жилища в Бхимбетка представляют собой одни из самых ранних следов жизни человека на индийском субконтиненте. В естественных скальных укрытиях на стенах встречаются рисунки, которым исполнилось около 30000 лет. Эти росписи представляют период развития цивилизации от мезолита до конца доисторического времени. На рисунках изображены животные и люди за повседневной деятельностью, такой как охота, религиозные обряды и, что интересно, танцы.

7. Магура


В Болгари наскальные рисунки, найденные в пещере Магура, не очень старые – им от 4 000 до 8 000 лет. Интересны они материалом, который использовался для нанесения изображений - гуано (помет) летучей мыши. Кроме того, сама пещера образовалась миллионы лет назад и в ней были найдены другие археологические артефакты, такие как кости вымерших животных (к примеру, пещерного медведя).

8. Куэва-де-лас-Манос


"Пещера рук" в Аргентине славится своей обширной коллекцией оттисков и изображений человеческих рук. Датируется эта наскальная живопись 9 000 - 13 000 годами. Сама пещера (если точнее, система пещер) использовалась древними людьми еще 1 500 лет назад. Также в Куэва-де-лас-Манос можно найти различные геометрические фигуры и изображения охоты.

9. Пещера Альтамира

Картины, найденные в пещере Альтамира в Испании, считаются шедевром древней культуры. Каменная живопись эпохи верхнего палеолита (14 000 – 20 000 лет) находится в исключительном состоянии. Как и в пещере Шове, обвал наглухо запечатал вход в эту пещеру около 13 000 лет назад, поэтому изображения остались в первозданном виде. На самом деле, эти рисунки сохранились так хорошо, что когда они были впервые обнаружены в 19-й веке, ученые посчитали их поддельными. Потребовалось много времени, пока технология не позволила подтвердить подлинность наскальной живописи. С тех пор пещера оказалась так популярна среди туристов, что ее пришлось закрыть в конце 1970-х, поскольку большое количество диоксида углерода от дыхания посетителей начало приводить к разрушению живописи.

10. Пещера Ласко


Это, безусловно, самая известная и самая значительная коллекция наскального искусства в мире. В этой системе пещер во Франции можно найти одни из самых красивых 17 000-летних картин в мире. Они очень сложные, очень тщательно сделаны и при этом прекрасно сохранились. К сожалению, пещера была закрыта более 50 лет назад из-за того, что под влиянием углекислого газа, выдыхаемого посетителями, уникальные изображения начали разрушаться. В 1983 году была открыта репродукция части пещеры под названием Ласко 2.

Огромный интерес вызывают и . Они будут интересны не только профессиональным историкам и искусствоведам, но и всем, кто интересуется историей.

По всему миру спелеологи в глубоких пещерах находят подтверждение существованию древнейших людей. Наскальные росписи превосходно сохраняются в течение многих тысячелетий. Есть несколько видов шедевров - пиктограммы, петроглифы, геоглифы. Важные памятники истории человечества регулярно заносят в реестр Всемирного наследия.

Обычно на стенах пещер встречаются расхожие сюжеты, такие, как охота, сражение, изображения солнца, животных, человеческих рук. Люди в древние времена придавали росписям сакральное значение, они верили, что помогают себе в будущем.

Наносились изображения различными методами и материалами. Для художественного творчества использовалась кровь животных, охра, мел и даже гуано летучих мышей. Особый вид росписей - тесаные росписи, их выбивали в камне с помощью специального резца.

Многие пещеры недостаточно изучены и ограничены в посещении, а в другие, наоборот, открыты для туристов. Однако большая часть драгоценного культурного наследия пропадает без присмотра, не нашедшая своих исследователей.

Ниже представлен небольшой экскурс в мир самых интереснейших пещер с доисторическими наскальными росписями.

Древние наскальные рисунки.


Болгария славится не только радушием жителей и непередаваемым колоритом курортов, но и пещерами. Одна из них, со звучным названием Магура, расположена к северу от Софии, недалеко от городка Белоградчик. Общая протяженность пещерных галерей более двух километров. Залы пещеры имеют колоссальные размеры, каждый из них - около 50 метров в ширину и 20 в высоту. Жемчужина пещеры - наскальная роспись, выполненная прямо на поверхности, покрытой гуано летучих мышей. Росписи многослойные, здесь представлен ряд картин времен палеолита, неолита, энеолита и бронзового века. На рисунках древних гомо сапиенс изображены фигурки танцующих поселянок, охотников, множество диковинных животных, созвездий. Так же представлено солнце, растения, орудия труда. Здесь начинается повествование о празднествах древней эпохи и о солнечном календаре, заверяют ученые.


Пещера с поэтичным названием Куэва-де-лас-Манос (с испанского - «Пещера множества рук») расположена в провинции Санта-Крус, ровно в ста милях от ближайшего населенного пункта - города Перито-Морено. Искусство наскальной росписи в зале 24 метра в длину и 10 метров в высоту датируется 13-9 тысячелетиями до нашей эры. Удивительная картина на известняке представляет собой объемное полотно, изукрашенное следами рук. Ученые выстроили теорию о том, как получились на диво четкие и ясные отпечатки ладоней. Доисторические люди брали специальный состав, затем набирали его в рот, и сквозь трубку с силой выдували на руку, приложенную к стене. Помимо этого, имеются стилизованные изображения человека, нанду, гуанако, кошек, геометрических фигур с орнаментами, процесса охоты и наблюдений за солнцем.


Чарующая Индия предлагает туристам не только прелести восточных дворцов и обворожительных танцев. На севере центральной Индии есть огромные горные образования из обветрившегося песчаника со множеством пещер. В естественных укрытиях жили некогда древние люди. Около 500 жилищ со следами обитания человека сохранились в штате Мадхья-Прадеш. Индийцы нарекли скальные жилища именем Бхимбетка (от имени героя эпоса «Махабхараты»). Художества древних датированы здесь эпохой мезолита. Некоторые картины незначительны, а некоторые из сотен изображений очень типичные и яркие. 15 наскальных шедевров доступны для созерцания желающих. Главным образом, здесь изображены узорные орнаменты и сцены битв.


В национальном парке Серра-да-Капивара находят приют и редкие животные, и маститые ученые. А 50 тысяч лет назад здесь, в пещерах, нашли кров наши далекие предки. Предположительно, это древнейшая общность гоминидов в Южной Америке. Парк расположен поблизости от города Сан Раймондо Нонато, в центральной части штата Пиауи. Эксперты насчитали здесь более 300 археологических памятников. Основные сохранившиеся изображения датируются 25-22 тысячелетием до рождества Христова. Самое удивительное то, что на скалах нарисованы вымершие медведи и прочая палеофауна.


От Сомали в Африке недавно отделилась республика Сомалиленд. Археологов в данной местности интересует пещерный комплекс Лаас-Гааль. Здесь представлены наскальные росписи времен 8-9 и 3 тысячелетия до нашей эры. На гранитных стенах величественных природных укрытий изображены сцены жизни и быта кочевого народа Африки: процесс выпаса скота, церемонии, игры с собаками. Местное население значения рисункам предков не придает, а пещеры использует, как и встарь, для убежища во время дождя. Многие из этюдов не изучены должным образом. В частности, возникают проблемы с хронологической привязкой шедевров арабско-эфиопской древней наскальной росписи.


Недалеко от Сомали, в Ливии, также имеются наскальные росписи. Они гораздо более ранние, и датируются, чуть ли не 12-м тысячелетием до нашей эры. Последние из них нанесены уже после рождества Христова, в первом веке. Занимательно наблюдать, следуя за рисунками, как в этой области Сахары менялась фауна и флора. Сначала мы видим слонов, носорогов и фауну, характерную для довольно влажного климата. Также интересна четко прослеживаемая смена стилей жизни населения - от охоты до оседлого скотоводства, затем до кочевничества. Чтобы добраться до Тадрарт-Акакус, нужно пересечь пустыню к востоку от города Гат.


В 1994 году на прогулке, случайно, Жан-Мари Шове открыл ставшую позже знаменитой пещеру. Ее назвали в честь спелеолога. В пещере Шове, кроме следов жизнедеятельности древних людей, были обнаружены сотни замечательных фресок. Самые удивительные и красивые из них изображают мамонтов. В 1995 году пещера стала государственным памятником, а в 1997 году здесь было введено 24-часовое наблюдение во избежание порчи великолепного наследия. Сегодня, чтобы бросить взгляд на бесподобное наскальное творчество кроманьонцев, нужно получать специальный допуск. Кроме мамонтов, полюбоваться есть на что, здесь на стенах есть и отпечатки рук, и пальцев представителей Ориньякской культуры (34-32 тыс. лет до н.э.)


На самом деле, к знаменитым попугаям Какаду название австралийского национального парка не имеет отношения. Просто европейцы неправильно произносили название племени Gaagudju. Эта народность сейчас вымерла, и некому поправить несведущих. В парке проживают аборигены, не менявшие уклад жизни со времен каменного века. В течение тысяч лет коренные австралийцы занимались наскальными росписями. Картины здесь рисовали уже 40 тысяч лет назад. Помимо религиозных сцен и охоты, здесь набросаны стилизованные рассказы в рисунках о полезных навыках (обучающие) и о волшебстве (развлекательные). Из животных изображены вымершие сумчатые тигры, сомы, баррамунди. Все чудеса плато Арнем-Ленд, Колпиньяк и южных холмов локализуются в 171 км от города Дарвин.


Оказывается, первые гомо сапиенсы добрались до Испании в 35 тысячелетии до Рождества Христова, это был ранний палеолит. Они и оставили диковинные наскальные росписи в пещере Альтамира. Художественные артефакты на стенах огромной пещеры датируются и 18-м и 13-м тысячелетием. В последний период интересны полихромные фигуры, своеобразное сочетание гравюры и живописи, приобретение реалистичных деталей. Знаменитые бизоны, олени и лошади, а точнее, их прекрасные изображения на стенах Альтамира частенько попадают в учебники для учащихся средних классов. Пещера Альтамира находится в регионе Кантабрии.


Ласко - не просто пещера, а целый комплекс маленьких и больших пещерных залов, расположенных на юге Франции. Недалеко от пещер стоит легендарная деревенька Монтиньяк. Картины на стенах пещеры нарисованы 17 тысяч лет назад. И до сих пор они поражают удивительными формами, сродни современному искусству граффити. Ученые особенно ценят зал Быков и дворцовый зал Кошек. Что там оставили доисторические творцы, несложно догадаться. В 1998 году наскальные шедевры чуть было не уничтожила плесень, возникшая из-за неправильно смонтированной системы кондиционирования. И в 2008 году Ласко закрыли, чтобы сохранить более 2000 уникальных рисунков.

PhotoTravelGuide

Наскальные рисунки древних людей

Древние цивилизации были не слишком развиты, относительно познаний их в области химии и физики. Возможно, из-за этого появилось множество мистических теорий, обожествления явлений природы, огромное значения придавалось смерти человека, его отходу в другой мир. Наскальные рисунки древних людей могут рассказать нам о многом из того, что происходило в их жизни. На стенах они изображали земледельческие мероприятия, военные ритуалы, богов, жрецов. Одним словом всё то, из чего состоял и от чего зависел их мир.

В Древнем Египте наскальными рисунками полнятся усыпальницы и пирамиды. В гробницах фараонов, к примеру, было принято изображать весь их жизненный путь от рождения до смерти. Со всеми подробностями, наскальные рисунки описывают торжества погребения и т.д.

Самые первобытные рисунки говорят о том, человек от самого своего появления тянулся к искусству, он хотел навсегда запомнить некоторые моменты жизни. В охоте, первобытные люди видели особую красоту, они стремились изобразить грациозность и силу животных.

Древняя Греция и Древний Рим, также оставили множество наскальных свидетельств, напоминающих нам об их существовании. Всё дело в том, что у них уже была развитая письменность – их рисунки куда интереснее, с точки зрения изучения быта, нежели древние граффити.

Греки любили записывать мудрые изречения, либо случаи, которые казались им поучительными, смешными. Римляне, отмечали в наскальных рисунках доблесть солдат, красоту женщин, несмотря на то, что римская цивилизация была практически калькой с греческой, римские граффити, не отличаются не остротой мысли, ни ловкостью её передачи.

С развитием общества развивалось и настенное искусство, переходя из цивилизации в цивилизацию, и придавая ей неповторимый оттенок. Каждое общество, цивилизация оставляют в истории свой след, подобный тому, который на чистой стене оставляет надпись.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Красные диски, трафареты рук и изображения животных в испанских пещерах представляют самые древние известные науке примеры наскальной живописи в Европе

Символы на стенах в 11 местах раскопок в Испании, включая объекты Всемирного наследия Альтамиры, Эль Кастильо и Тито Бустильо, всегда ценились учеными за их древность.

Однако недавно исследователи использовали усовершенствованные методы датировки, чтобы получить более точную информацию о возрасте изображений.

Основной целью ученых было подтвердить, что самый древний рисунок — это бледная красная точка (диск), которой предположительно более 40 000 лет.

Трафареты рук и изображения животных преобладают в пещере Эль Кастильо в Испании. Один из трафаретов был датирован 37 300 лет назад и красный диск 40 800 лет назад, что делает их самыми старыми наскальными рисунками в Европе (изображение: Pedro Saura). Фото с сайта msn.com

«В Кантабриа, Эль Кастильо, мы обнаруживаем многочисленные трафареты рук, которые сформированы путем распыления краски вокруг рук, прижатых к стене пещеры», - объяснил доктор Алистер Пайк из Бристольского университета, Великобритания, и ведущий автор академической работы, опубликованной в журнале Science.

«Мы считаем, один из этих трафаретов имеет возраст более 37300 лет, а поблизости есть красный диск, сделанный с использованием подобной техники, и его датировка приближена к 40800 лет. Теперь мы знаем, что эти самые старые образцы древнего искусства Европы, старше, по крайней мере, на 4000 лет, чем мы думали», - рассказал Пайк репортерам. Это — возможно, самое древнее достоверно датированное наскальное изображение в мире.

Двухметровые изображения лошадей в Тито Бустильо накладываются на более ранние красные точки, которые имеют возраст более 29 000 лет (изображение: Rodrigo De Balbin Behrmann). Фото с сайта msn.com

Команда определяла возраст образцов, исследуя карбонат кальция (кальцит) налета, сформировавшегося на изображении за годы.

Этот материал нарастает так же, как в пещерах формируются сталагмиты и сталактиты.

В процессе образования в кальцит включается небольшое количество естественных радиоактивных атомов урана. По уровню распада этих атомов в торий и соотношению двух различных элементов в образце материала можно очень точно определить момент, когда сформировался налет из кальцита.

Датирование уран/торий использовалось в течение многих десятилетий, но за эти годы техника настолько усовершенствовалась, что теперь ученым нужен лишь маленький образец материала, чтобы получить очень точный результат.

Corredor de los Puntos находится в пещере Эль Кастильо Испании. Красные диски здесь датируются 34 000 — 36 000 лет назад, и в другом месте в пещере 40 800 лет назад, что делает их примерами самой ранней наскальной живописи в Европе (изображение: Pedro Saura). Фото с сайта msn.com

Команда взяла тонкие образцы отложений чуть выше пигментов краски, возраст изображений должен быть равным или выше возраста кальцита.

Самые ранние датировки совпадают с первой известной иммиграцией в Европу человека современного вида (Homo sapiens). Ранее, приблизительно 41 000 лет назад, их эволюционные кузены, неандертальцы (Homo neanderthalensis), доминировали на континенте.

Работа доктора Пайка и его коллег поднимает некоторые интригующие вопросы о том, кто является создателем знаков.

Древность картин заставляет соавтора исследования Жоао Сильао, преподавателя в университете Барселоны, предположить, что некоторые фрагменты создали еще неандертальцы. Если бы можно было обнаружить изображения, еще более старые, чем красная точка в Эль Кастильо, это могло бы подтвердить, что «инстинктивное чувство» профессора не обманывает.

«Есть шанс, что авторами этих изображений являются неандертальцы, - сказал профессор Сильао. - Но я не буду говорить, что мы доказали это, потому что это сейчас даже не может быть доказано. Сейчас все, что мы можем сделать, - вернуться и искать более старые образцы до тех пор, пока не будем убеждены, что рисунков, старше 42 000 — 44 000 лет не существует. Мы будем проходить по всем пещерам в Испании, Португалии и в Западной Европе, и в конце концов мы получим необходимые сведения».

Прослеживая происхождение и изменение уровня мыслей и поведения человека относительно времени, можно понять процесс развития, что, несомненно, важно по отношению к пониманию человеческой истории.

Использование символов - способность одной вещью замещать другую в уме - является одной из тех черт, которая отличает наш вид животных от всех прочих. Это то, что поддерживает наше творческое начало и использование речи.

Современный человек окружен невероятным количеством художественных образов. Куда мы не обратим свой взор – все изобилует картинами, орнаментами, фотографиями, начиная с самого простого быта и заканчивая творениями искусства.

На протяжении всей истории человек стремился к передачи внутреннего или внешнего через образ. «Поистине, искусство заключено в природе; кто умеет обнаружить его, тот владеет им.» Альбрехт Дюрер

Художественная культура человечества начинает свой отсчет с незапамятных времен – самого палеолита. Всем известна древнейшая наскальная живопись . Именно в палеолите (2,5 млн-10 000 лет до н.э.) зарождается искусство как таковое.

Время, когда земледелия еще не существовало, а Землю населяли вымершие виды животных, во времена каменного века, когда первобытный человек занимался собирательством и охотой с помощью примитивного оружия.

Уже тогда у человека появилась необходимость художественной передачи простых образов.

Наскальные изображения

Древние наскальные изображения высеченные на камне называются петроглифами .

Эти рисунки, различающиеся по манере исполнения располагались в пещерах, где жили люди палеолита, иногда в малодоступных местах.

Наскальный рисунок выполнялся на камне с помощью грубого режущего инструмента, чему свидетельствуют каменные резцы, найденные на стоянках первобытных людей.

Часто использовались минеральные красители, которые наносились вторым слоем, они приготавливались из окиси марганца, угля, каолита и давали цветовые вариации от охры до черного. «Авторы наскальных рисунков в пещерах лучше разбирались в анатомии четвероногих животных, чем большинство современных художников, и делали меньше ошибок на рисунках шагающих мамонтов и других млекопитающих» Предполагается, что значение наскальных рисунков было ритуальным, но споры на эту тему ведутся и поныне. Изображались в основном животные, в том числе те, которые уже вымерли. Образ человека встречается намного реже и относится к более позднему периоду.

Для наскальных рисунков характерно отсутствие пропорций, простая примитивная техника изображения, иногда просматривается примитивный сюжет охоты, нередко рисунки первобытных людей передавили движение.

Наскальная живопись распространена по всему миру. Самые яркие ее примеры находятся в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, Алжире.

История первого найденного наскального рисунка

«После работ в Альтамире все искусство пошло на спад.» Пабло Пикассо

Наскальные рисунки бережно были сокрыты в многочисленных пещерах не в одном месте, а по всему миру. Впервые они обратили на себя внимание общественности лишь 120 лет назад.

Почему это случилось относительно недавно, несмотря на то, что они, наверняка были неоднократно найдены ранее? Судя по всему, их простота выполнения, зачастую похожая на детские рисунки, просто была непримечательна.

В ХIХ-ХХ веках происходит систематизация и осмысление всего художественного наследия нашей планеты. В середине ХIХ века не было известно искусства древнее египетского или кельтского.

Предполагалось существование каких-либо древнейших зачаточных форм искусства, но считалось, что они должны были бы быть крайне примитивны. Наверное, поэтому потребовалось полвека, чтобы признать и осмыслить уже найденные, весьма содержательные и многоплановые наскальные рисунки .

Марселино де Саутуола считается первооткрывателем наскальной живописи. Он исследовал пещеры, которые располагались в местности, где жил начиная с 1875 года. В 1879 году, исследуя пещеру Альтамира, его девятилетняя дочь обнаружила удивительные рисунки, которые впоследствии назвали “Сикстинской капеллой первобытного искусства” пещеры Альтамира.

Марселино де Саутуола потребовался целый год, чтобы осмелиться сделать общественное заявление. Он волновался не зря, поскольку его заявление вызвало невероятную бурю волнений в научных кругах.

Потребовалось много времени и открытий, чтобы признать подлинность наскальных рисунков Альтамира. По прошествии времени и многочисленных подобных находок эксперты были вынуждены признать правоту Марселио, он, к сожалению, не дожил до этих дней.

Древнее древнейшего – творения неандертальцев

Испанская пещера Нерха с найденными в ней наскальными рисунками может произвести переворот в представлениях о неандертальцах. Эти пещеры были открыты в 1959 году мальчиками, охотившимися на летучих мышей. Раскопки в этих пещерах продолжаются и по сей день.

Именно в Нерхе были обнаружены наскальные рисунки странной спиралевидной формы, напоминающие строение ДНК. Ученые утверждают, что подобный вид имели ластоногие, которыми питались жители того времени.
«Искусство прежде всего должно быть ясно и просто, значение его слишком велико и важно.» М. Горький Уголь найденный на изображениях исследовался радиоуглеродным методом, который определил приблизительный возраст рисунков. Их возраст ошеломил всех – оказалось, что рисункам насчитывается около 43 тысяч лет. Это на 13 тысяч лет старше, чем рисунки пещеры Шовы, Франция, которые до сих пор считались самыми древними.

На данный момент официальных заявлений о пещере Нерха не было, поскольку они могут оказать большое влияние на представления о развитии человека, наскальные рисунки нуждаются в многочисленных исследованиях и подтверждениях.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!