Хорватское наивное искусство. Волшебный мир хорватского наива Текст научной работы на тему «Наивная живопись Хорватии: Иван Веченай»

Выставка с таким названием, открывшаяся в Москве в Музее наивного искусства, стала поводом для интервью с коллекционером Владимиром Темкиным. Он привез в столицу работы 16 хорватских художников, представителей четырех поколений последователей знаменитой Хлебинской школы.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript. Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM

«Наивная подравская живопись характеризуется мотивами из повседневной деревенской жизни, спокойными пейзажами, а также живым локальным цветом, особенно характерным для уникальной техники живописи на стекле. Мотивы, цвета и техника настолько типичны, что картину Хлебинской школы в равной степени узнают и мировые эксперты, и критики, и простые любители», — зачитывает Владимир собственную цитату в одном из каталогов. С хорватскими художниками он дружит довольно давно, причем именно дружит - с 13 из 16 авторов работ на выставке в Москве Владимир Темкин был знаком лично. Коллекционер признается, что для него это не просто покупка произведений искусства, но возможность для обретения друзей, общения, творчества.


Хлебинская школа в Хорватии никогда не выглядела как классическое учебное заведение с программами, партами и учениками. Этим термином принято называть процесс передачи знаний и традиций из поколения в поколение хорватских художников самоучек. У истоков этого процесса в 30-е годы прошлого века стоял академический художник, выходец из села Хлебине в Хорватии Крсто Хегедушич. После учебы в Париже молодой художник вернулся на родину и интуитивно искал возможность самовыражения для себя и своего народа. «Хлебинская школа в период становления одновременно испытала на себе влияние и социокультурного контекста, и идей, вдохновленных профессиональной живописью, и народного чувства-настроения той поры», — пишет в каталоге к выставке заместитель директора Музея наивного искусства Александра Володина, — «Выбранные Хегедушичем средства выразительности - живопись по стеклу и яркий колорит - теперь являются визитной карточкой Хлебинской школы».

Примерно в 90% случаев хорватские наивные художники пишут картины на стекле так называемым реверсным способом. По словам Владимира Темкина, это очень трудоемкая техника, ведь автор накладывает масляную краску на картину в обратном порядке - сначала прорисовывает блики и мелкие детали, а затем слой за слоем наносит рисунок. Работая этой техникой, ничего не возможно исправить, потому что самый первый слой, который видят зрители через стекло, для автора остается как бы на «дне» произведения, к которому уже нельзя вернуться. Чтобы создавать картины в этой технике нужно обладать прекрасным пространственным мышлением и острым вниманием. Разглядывая скрупулезно прорисованные картины последователей Хлебинской школы зрители зачастую замечают, что «не такая уж она и наивная, эта наивная хорватская живопись».

Сюжеты из крестьянского быта, выполненные сложной техникой живописи на стекле, получили признание во всем мире. Как рассказал Владимир Темкин, художники Хлебинской школы побывали с выставками на всех континентах, принимали участие в приемах президентов и членов королевских семей.

Однако когда впервые основатель Хлебинской школы Крсто Хегедушич показал широкой публике работы своих учеников, молодых крестьян, в Загребе разразился скандал. Картины Ивана Генералича, Франьо Мраза и других учеников Хегедушича, которые не имели классического художественного образования вначале не хотели признавать в качестве искусства. Как подчеркивает Темкин, Хегедушич активно продвигал творчество крестьян и стремился доказать, что талант не связан с происхождением и не является привилегией высокого класса, как это было в академическом искусстве. Хегедушич настоятельно просил своих учеников ничего не придумывать и не фантазировать, рисовать только то, что их окружает, быт простого крестьянина.


Так и сложилось, что наивные хорватские живописцы не только представляли бытовую жизнь села Хлебине в своих работах, но и сами оставались крестьянами. «Все, о ком мы говорим, не смотря на то, что они всемирно признанные художники, они и сейчас остаются крестьянами. Например, Мийо Ковачич, до сих пор живет на своем хозяйстве. Каждый день пропадает в виноградниках, сеет кукурузу, сажает картошку, гонит мед, занимается пчелами. Все это продолжается, несмотря на то, что человек признан во всем мире как художник», — рассказывает Владимир Темкин.

Наш собеседник привел пример из жизни наивного живописца Ивана Веченая. Однажды в 70-х годах художник познакомился с голливудским актером Юлом Бриннером, который находился в то время в Югославии на съемках фильма. Юл буквально влюбился в творчество хорватских наивных художников, с удовольствием рассматривал картины, обсуждал их. И в итоге пригласил Ивана Веченая с женой к себе в Америку на отдых. Когда двухнедельный отпуск подошел к концу, супружеской паре предложили продолжить путешествие и поехать на берег океана во Флориду. На что жена Веченая ответила, что им пора возвращаться, потому что созрела кукуруза и нужно было собирать урожай.


На выставке представлены работы живописцев примерно за 80 лет существования феномена Хлебинской школы. Авторская литография Ивана Генералича (первое поколение), картины Мийо Ковачича, Ивана Лацковича, Йосипа Генералича, Мартина Мехкека и живописцы, которые, стоят на пороге истории, их произведения тоже являются признанными. Среди них Никола Веченай Лепортинов, Мартин Копричанец (второе поколение).

Третье поколение наивных художников Хорватии наиболее многочисленное. Степан Иванец, Нада Швегович Будай — это авторы, работы которых находятся в постоянной экспозиции Музея наивного искусства в Загребе. По следам их творчества написано большое количество статей и монографий. Кроме того к третьему поколению относят Владимира Иванчана, Мирко Хорвата, Ивана Андрашича, Бисерку Златар.

По словам Владимира Темкина, к четвертому поколению последователей Хлебинской школы можно причислить буквально пятерых художников. Самым талантливым из них, по признанию многих критиков и искусствоведов, является Дражен Тетец, кстати участник Триеннале «Фестнаив-2013» в Москве.


Хлебинская школа наивных живописцев за период своего существования пережила как полное отрицание и преследование, так и всеобщее признание и любовь. По свидетельству искусствоведов, период развития феномена Хлебинской школы подошел к концу. Но на наш вопрос о том, что ждет мировое наивное искусство в будущем Владимир Тёмкин отвечает с оптимизмом: «Я думаю, что наивное искусство ждет очень большое будущее. Восприятие меняется. Все больше людей сами занимаются живописью, пытаются самовыражаться и тем самым признают и лучше понимают окружающих людей. Происходит обмен. Человек, который в состоянии понять и принять, хоть академическое, хоть не академическое искусство, может завтра купить и повесить у себя дома работу и наивного художника. Какая разница наивный/не наивный художник? Он творец и если это настоящее произведение искусства, то оно трогает душу, не так ли?».

Выставка «Волшебный мир хорватского наива» продлится до 6 июля в Музее наивного искусства по адресу: Москва, Измайловский бульвар, д. 30. Подробнее на сайте музея http://naive-museum.ru/

Наивная живопись. Иван Генералич - патриарх наива Хорватии

Знаменитый представитель хлебинской школы наивной живописи ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ (Generalic) -- хорватский художник-самоучка (21 дек. 1914, село Хлебине, Хорватия — 27 нояб. 1992, там же). Создав в 1930 в родном селе Хлебине школу крестьянских живописцев, он стал одним из самых известных в мире мастеров «наивного искусства». Его живопись (по холсту или на стекле) в целом красочна и мажорна, полна фольклорного оптимизма, но включает и немало скорбных мотивов памяти о терроре времен Второй мировой войны.

Биография родившегося в крестьянской семье художника не изобилует событиями — всю жизнь он прожил в родном Хлебине. Интерес к искусству проявился рано, но профессионального образования он не получил. Всерьез заняться живописью его побудил загребский живописец Крсто Хегедушич, представитель левых интеллектуалов: в 1931 он привлек Генералича и его односельчан, Франьо Мраза и Мирко Вириуса, к участию в выставке своей группы «Земля» в Загребе.

В межвоенное двадцатилетие открытие профессионалами творчества «наивных» художников, свободных от догм традиции, отвечало задаче демократизации общества, открывало новые выразительные возможности искусства.Творчество хлебинцев положило начало Хлебинской школе наивной живописи, ныне известной всему миру, а Иван Генералич по праву считается патриархом наивной живописи Хорватии.

Особенности творчества. Темы социального неравенства, характерные для раннего периода, сменились рассказами о крестьянской жизни Хлебина. Это жанровые, реже аллегорические сцены с множеством деталей крепко сколоченного мужицкого быта, пейзажей, оживленных фигурок людей. Проза ежедневья соседствует со сказкой: свирепые быки и райские птицы, отрешенные олени и таинственные единороги. Емкие символы в картинах «Подсолнухи» (1970), «Кот у свечи» (1971), «Олень в лесу» (1956) представляют народную фантазию и высокую поэтичностью личности художника.


Произведения Генералича — камерных размеров и написаны маслом по стеклу. Подобным образом в старину писались иконки в альпийских областях Хорватии и Словении — свет, проходя через стекло, создает особо насыщенный колорит. Художник верен народному промыслу и в манере изображать мир: уплощенное изображение, четкость контура, ритмичность ковровой композиции, в которой все детали равновелики и равнозначны. Народное видение мира, наивное и мудрое, сочетается с опытом знакомства художника с массовой изобразительной продукцией — кичем, что породило неповторимый сплав детской непосредственности восприятия со смелостью художественных решений.

Творчество Генералича, оторвавшееся от народного ремесла и не примкнувшее к образованному искусству, образовало особую нишу, влившись в интернациональный художественный процесс. Художник свободен от рамок традиции и норм стиля, однако подспудно история искусств все же отразилась в его творчестве. Так, его знаменитая картина «Под грушевым деревом» (1943) высоким горизонтом композиции и сдержанным колоритом напоминает полотна Брейгеля Старшего, картина «Оленьи сваты» (1961) полна очарования древневосточных рельефов, а «Хлебинская Мона Лиза» (1972) в виде курицы осмеивает расхожие стереотипы.

Патриарх хорватской наивной живописи Генералич создал целую плеяду мастеров хлеинской школы. Вместе с ним картины писал и его сын Иосип. Произведения Генералича и его коллег хранятся в галерее Наивного искусства в Загребе, а также в музеях многих стран мира.

Вряд ли найдется в нашей стране человек, знакомый с живописью, который не знал бы имена наиболее известных художников-примитивистов искусства XX века: Нико Пиросмани (Грузия) и Анри Руссо (Франция). И лишь немногим были знакомы такие, как Генералич Иван, Ковачич Мийо, Лацкович Иван, Швегович Нада. Эти художники – примитивисты из Хорватии получили признание на полвека позже, чем Пиросмани, Руссо, Матисс, Гончарова и другие примитивисты и неопримитивисты начала прошлого века. Известность в России, в отличие от других стран, к ним пришла в последние пять лет, когда в нескольких городах страны прошли выставки художников – примитивистов знаменитой Хлебинской школы из Хорватии.

Признаюсь, сама увидела хорватскую наивную живопись только год назад. На выставке коллекции известного скрипача и дирижёра Владимира Спивакова, проходившей в 2017 году в Москве, обратила внимание на необычные иконы, написанные маслом не на дереве, а на стекле. Это были иконы из Хорватии, созданные непрофессиональными мастерами. Привлекла в работах простота изображения при фантазии художников. Из каталога узнала, что иконы на стекле считались доступней подготовленной доски или холста, и, были очень распространены в Словении, Хорватии, Румынии и альпийских областях Западной Европы.

Этим летом ярославцам нет необходимости ехать в Москву, Загреб, Ниццу, чтобы познакомиться с одной из лучших школ народной живописи – хорватской. Приходите в Музей зарубежного искусства на Советской площади, 2. Именно там, 7 июля, открылась выставка «Чудо наивного искусства» из коллекции известного коллекционера Владимира Тёмкина.



Владимир Тёмкин заинтересовался наивным хорватским искусством больше десять лет назад, увидев работы народных художников в одной из монографий. Поездка в Хорватию привела к знакомству с современными мастерами живописи и желанию собрать свою коллекцию. Первая персональная выставка прошла в 2014 г. в Костроме (коллекционер живет в Нерехте, Костромской области). Затем были Москва (в нескольких музеях), Брюсссель, Санкт-Петербург, Токио, Мытищи (Московская обл.). После Ярославля выставка отправится в Екатеринбург.

В. Темкин о технике живописи на стекле:

«Многие хорватские художники работают и с холстом, и с картоном, в гуаши и акварели, очень много резчиков по дереву и т.д. Но основным направлением в технике, всеми узнаваемом бренде хорватского наивного искусства, безусловно, является живопись на стекле. Картина пишется реверсным способом. То есть не на лицевой, а на обратной стороне стекла. Под стекло подкладывается карандашный эскиз, часто очень схематичный, обозначающий общую композицию картины, далее прописывается передний план, все мелкие детали, и так послойно. Каждый слой краски должен подсохнуть, поэтому работа занимает минимум несколько дней. Последним записывается фон. Художник, работающий с холстом, последними мазками прописывает мелкие детали, блики. Здесь же, все с точностью наоборот. Потом уже не исправишь, не перепишешь. Естественно, нужно определенное пространственное мышление, ну и опыт. Хорошие и большие картины пишутся месяцами. Техника эта, во многом и обусловившая своеобразие хорватского наива, восходит к народным иконам на стекле, распространенным во многих центральных областях Европы. В Хорватии они назывались «глажи», или «глажмы», «малераи» - производное от немецкого «hinterglasmalerei» (роспись на стекле). Такие иконы являлись в прошлом веке предметом обмена или продажи на деревенских и городских ярмарках.

На выставке в Ярославле представлены несколько таких икон неизвестных мастеров.

Троица. Стекло, масло. Неизвестный художник.

Илья Пророк. Стекло, масло. Неизвестный художник.

Человек, сыгравший одну из главных ролей в появлении и становлении хорватского наивного искусства, получившего впоследствии всемирную славу, был академическим художником Крсто Хегедушичем.

Часть своего детства он провел в селе Хлебине, на родине своего отца. Затем был Загреб, где он получил высшее художественное образование в Высшей школе и Академии живописи, в которой по окончании стал преподавателем, а затем профессором. К. Хегедушич был неординарной и талантливой личностью. Он искал свой, национальный и самобытный колорит в изображении социальной тематики. Для поиска новых тем, художник, время от времени, приезжает в места своего детства. Однажды, зайдя в сельский магазин, он увидел на обёрточной бумаге рисунки. Они ему понравились, и Хегедушич поинтересовался их автором. Продавец ответил, что рисовал его 15-летний племянник Иван Генералич. Так в 1930 году состоялось знакомство учителя- академиста и ученика – крестьянина. Вскоре к ним присоединились молодые Франьо Мраз, а затем Мирко Вириус. Они являются первым поколением художников знаменитой Хлебинской школы.

Увлеченный поисками новых идей в искусстве, Хегедушич решил поставить эксперимент, подтверждающий, что талант не зависит от происхождения. Он стал заниматься с самоучками, обучать их приемам живописи, показал и помог освоить разные техники письма, в том числе письмо маслом на стекле. И, самое главное, учил не подражать, а находить собственный взгляд на окружающий мир, в первую очередь, изображая деревенскую жизнь, которая была близка и понятна юношам. Через год ученики приняли участие в одной из выставок в Загребе, организованной К. Хегедушичем. Творчество крестьян вызвало неоднозначную реакцию зрителей и критиков, но вместе с тем породило интерес к необычным картинам. И. Генералич стал для своих односельчан тем же, кем для первых троих художников был Хегедушич. Многие крестьяне стали заниматься творчеством. К сожалению, Вторая мировая война и последующая нестабильная ситуация задержала процесс вхождения и известности Хлебинской школы в мировую культуру на два десятилетия. Только в начале пятидесятых годов к художникам наивного искусства из Хлебинска и других окрестных сел пришла всемирная слава.

Произошло это в Париже в 1953 году , где в Галерее Югославии были показаны 36 работ Ивана Генералича.

Предисловие для каталога к выставке написал известный французский писатель Марсель Арлан , который по достоинству оценил работы художника:

"Там нет ничего навязчивого, ничего эпатажного в этих тридцати работах, которые Иван Генералич показывает в Югославской галерее, и никто не может сказать, что хорватский художник приехал завоевывать Париж. Но он удивляет и обезоруживает нас. Потому что Иван Генералич остался верен своим истокам, и потому что этот маленький мир, который он принес нам - действительно его. Маленький мир, без сомнения, но нежного и добродетельного свойства, утонченного и серьезного духа, где тесно связаны наивность и изысканность. Сдержанная мелодия, которая звучит из его картин, в настоящий момент - это мелодия одного человека, одного народа и одного края. Это убранство, эти пейзажи, сельские сцены. И всегда между людьми, животными и природой происходит какой-то интимный диалог: желтая корова, лошадь под голубой попоной в равной мере такие же участники, как эти холмы, крестьяне и деревья. Да, человек там, это Генералич, который из своего детства, из края тех коров и коней, под этими деревьями, между этими крестьянами, из их общей истории создал свою собственную историю, и мечтает показать ее другим...»

Выставка имела такой успех, что была продлена почти на месяц. Все картины были распроданы до её окончания, что для Парижа было большой редкостью, а заказы на работы И. Генералича продолжали поступать. Париж, а за ним и весь мир, был покорен.

На ярославской выставке зритель увидит произведения четырёх поколений хорватских художников. Классики Хлебинской школы и наивного искусства первых двух поколений: Иван Генералич, Иван Веченай, Мийо Ковачич, Мартин Мехкек. Один из лучших графиков в мировом наивном искусстве – Иван Лацкович. В третьем поколении критики особенно выделяют таких художников, как Нада Швегович Будай, Степан Иванец, Никола Веченай Лепортинов, Мартин Копричанец. Сегодняшнее поколение художников немногочисленно: самые высокие оценки заслуживает творчество Дражена Тетеца.

Перед входом в зал организаторы выставки поместили большие стенды с информацией об истории хорватского наива, а также экран, где можно увидеть фотографии художников и пейзажи страны, вдохновлявшей их творчество.
У каждой картины размещена краткая информация о художнике и о самом произведении. Это очень поможет тем, кто посетит выставку самостоятельно, без экскурсовода. Напоминаю, что каждое воскресенье в 15-00 , вы можете побывать на бесплатной экскурсии, которую проводят сотрудники музея (при наличии билета на выставку).

Немного о картинах:
Творчество художников часто подразделяется на различные периоды. Например, у Василия Верещагина были туркестанский, палестинский, индийский, русский, японский периоды. У Пабло Пикассо голубой, розовый. У Ивана Генералича в какой-то момент творчества наступил фантазийный, сказочный, волшебный. На выставке этот период представлен картиной «Лес из снов» .

Иван Генералич. "Лес из снов". Стекло, масло.

Картина явилась предшественницей его знаменитой работы «Белый олень» .

Волшебно-фантазийный и в то же время реальный мир создал в своих произведениях Владимир Иванчан.

Владимир Иванчан. "Большая голубая ночь". 2008 г.

Очевидное зрелое мастерство показала Нада Швегович Будай в серии картин «Ряженые».


Нада Швегович Будай. "Ряженые" II. Стекло, масло. 1983



Нада Швегович Будай. "Ряженые" V . Стекло, масло.1989.

В них она показала обозначившийся явный уход от традиционной "хлебинской" школы. К этому времени художница значительно усовершенствовала технику письма на стекле, в том числе и так называемую «ala prima» ("сырым по сырому"). Картина пишется не послойно, с просыханием каждого слоя, а сразу, как эскиз, без какой - либо предварительной подготовки.


"Подпертый Иисус" стекло, масло 2014 г. Серия «Апокалипсис».
Дражен Тетец.

Картина участвовала в нескольких выставках в Хорватии и России, в том числе в большом выставочном проекте "Сотворение мира" в рамках V Московского международного фестиваля «Фестнаив» в MMOMA, в 2017 году.

Ключевой точкой становится яркая, великолепная работа представителя последней волны Хлебинской школы (хорватского наива) Дражена Тетеца "Подпертый Иисус". Это наив, с одной стороны в понимании Европы, с другой стороны - сама работа, ее содержание - это философский взгляд на мировоззренческий кризис самого широкого охвата мира христианской цивилизации. Картина-предупреждение и картина-тревога. Она также показывает, насколько ненаивным может быть наив, чтобы мы под этим словом ни подразумевали."
Сергей Белов, куратор проекта "Сотворение мира".
Название картины «Подпертый Иисус» не случайно. Хотя более благозвучно, наверное, звучало бы «Подпертый крест», "Распятый Иисус" или «Крест на подпорках». Собственно, эти названия и прозвучали в репортажах СМИ.
Дражен сознательно уходит в названии от акцента на неодушевленный предмет, пусть и весьма символичный каким является Крест. Тем самым, переводя наше внимание на совершенно другой, метафизический уровень. Название «царапает» слух, сразу заставляя задуматься о чем-то человеческом, более психологически глубоком (мы всегда готовы использовать «подпорки» в своей жизни, вера не исключение, скорее наоборот).

Ярославцам и гостям города:
Напоминаю, что каждое воскресенье в 15-00.вы можете побывать на бесплатной экскурсии, которые проводят сотрудники музея.
Выставка продлится до 9 сентября.
Выходной день - понедельник.

Иван Лацкович. Подравское село. Стекло, масло. 1978.


Мийо Ковачич. Портрет крестьянина. Стекло, масло. 1985.

И благодаря обмену я стала обладателем замечательных открыток с выставки "Чудо хорватского наива" в Костроме. Конечно, первое, что бросается в глаза - это яркость красок и простые добрые сюжеты, напоминающие работы Брейгеля. Что ж, будем знакомиться.

Иван Генералич (Хлебине 21.12.1914 - Копривница 27.11.1992), классик хорватского и мирового наивного искусства, выдающийся художник 20-го столетия.

Открытый К.Хегедушичем, как талантливый пятнадцатилетний сельский подросток, уже в 1931 году начал выставляться, а в 1950-е годы его искусство совершило большой прорыв, и вышло на европейскую и мировую художественные сцены.
Иван Генералич родился 21 декабря 1914 года в подравском селе Хлебине, недалеко от города Копривницы. Хорватия в то время входила в состав Австро-Венгерской империи (сейчас Хлебине находится практически на границе с Венгрией).
Младший брат Мато, в будущем известный крестьянский скульптор, родился 7 октября 1920 года. Был у Ивана еще один младший брат, но он умер в младенчестве. Отец Матэ и мать Тереза владели небольшим участком земли, и вели скромное домашнее хозяйство.
Иван закончил пять классов. Затем помогал родителям в сельскохозяйственных и домашних работах.
Рисование привлекало его с детства, в школе он больше всего любил именно этот предмет. Родители, из-за низкого достатка, не могли купить Ивану принадлежности для рисования, поэтому кисти и краски изобретал как мог.
Как рассказывал он сам, основными материалами и инструментами были прутик и песок, или угольки и соседские заборы... :)
В те времена, долгими зимними вечерами женщины мастерили розы из цветной бумаги для рождественской елки. И, как вспоминал Иван, "... я те остатки и клочки бумаги, размешаю с водой в нескольких чашках, и получится у меня несколько цветов. Вот этими "красками" я и раскрашивал свои рисунки, или найду старую книгу с иллюстрациями, желательно с людьми, и тоже раскрашиваю, чтобы было красиво. Кистью мне служила твердая бумага."

Затем была судьбоносная встреча с Крсто Хегедушичем.
И первым результатом этого стало участие Ивана Генералича (3 рисунка и 9 акварелей) и Ф.Мраза (3 акварели) в 3-й выставке художественного объединения Земля в Загребе.
Главными итогами выставки стали не только возможность крестьянских художников показать свое творчество, но и появление и дальнейшее формирование отдельного художественного явления - народного, самобытного искусства. Выставка, считающаяся отправной точкой возникновения феномена хорватского наива, открылась 13 сентября 1931 года .

Иван Веченай родился 18 мая 1920 года в подравском селе Гола. Был первым из шестерых детей, в очень бедной крестьянской семье. В детстве работал поденщиком на подсобных работах, да и большую часть своей жизни занимался сельским хозяйством. Освоил ткацкий станок, занимался ткачеством, что, наверное, помогло ему в дальнейшем при занятии живописью.

Его творчество выросло из услышаных в детстве притч, старых сельских легенд, случайно доставшихся книг, церковного пения, глубокой религиозности. Мир его картин составляют сцены из каждодневной сельской жизни, библейские мотивы и народные обычаи.
Художественные критики считают Ивана Веченая лучшим колористом среди подравских наивных художников. Знамениты его огненные облака, пасмурные зимы, лиловая трава, зеленые коровы и сизые петухи.
Первая персональная выставка Веченая была организована в 1954 году, а далее его картины объехали весь мир. Был он и у нас, еще в Советском Союзе. Вместе с Иваном Генераличем и Мийо Ковачичем выставлялся в Эрмитаже, Русском музее, музее им.Пушкина.

Мийо Ковачич , классик Хлебинской школы и хорватского наива, родился 5 августа 1935 года в бедной крестьянской семье, в небольшой деревушке Горняя Шума (Верхний Лес) недалеко от Молве, в Подравине. Закончив четыре класса основной школы, Мийо вместе с братьями (в семье он был пятым, самым младшим ребенком) помогал родителям в сельском хозяйстве и домашних работах.
Ковачич - незаурядное явление в хорватском наивном искусстве. Начав рисовать сам, без чьей - либо помощи и узнав, что в восьми километрах от него, в селе Хлебине живет еще один художник-самоучка, Иван Генералич, Мийо стал ходить к нему пешком, чтобы получить совет и немного поучиться.
И тогда как лавина, абсолютно необъяснимо, хлынули из его мастерской в наш мир огромные, до двух метров, картины на стекле. С множеством лиц, разномастной и разношерстной толпой людей, живущих в этой фантасмагоричной атмосфере небогатого молварского края, рядом с хозяйкой-рекой, которая с завидным постоянством затапливает их земли и разрушает все их труды. Мистические лесные пейзажи, заросший сказочными растениями древний лес с множеством маленьких озер, наполненных теплой водой, с обитающими там лягушками, черепахами, змеями, какими-то необычными птицами. С людьми, живущими в этом фантастическом мире Большой Реки, которые моют речное золото, крадут птичьи яйца, ловят рыбу в заводях и любят женщин. Как на картинах старых голландцев.

Ковачич известен и своими портретами, художественная критика называет его лучшим портретистом хорватского наива.
Ковачич оказал огромное влияние на последующие поколения хорватских наивных живописцев, многие начинающие художники, да и не только начинающие, в той или иной степени копировали его манеру письма. Обладатель многих наград и признанный классик мирового наива, Мийо и сейчас живет в своей деревне, так же продолжает рисовать, а все свободное время проводит на своем любимом винограднике.

И ещё одно имя из этой серии - наивный сликарь Дражен Тетец !

Это как раз представитель того самого, малочисленного "четвертого" поколения. Сегодня в Хлебине проживают 5 скульпторов и 12 художников - представителей наивного искусства. Дражен самый "молодой". Родился 24 января 1972 года, завершил восьмилетнюю школу, в 1991 начал рисовать первые картины на стекле, в 1992 впервые принял участие в выставке.
Живет в своем деревенском доме вместе с отцом и рыжим псом Мики. Занимается домашним хозяйством, ездит на тракторе, заготавливает дрова (природного газа в Хорватии мало, и в селах в основном, пользуются дровяным отоплением), держит домашнюю скотину, ловит рыбу. И рисует. Любит рисовать ранним утром, когда ничто не мешает, свет какой-то особенный, и в руке максимальная твердость. Как настоящий "профессиональный" художник, старается заниматься этим ежедневно.


Хочу немного познакомить читателей сообщества с хорватской живописью. И рассказать об одной из самых знаменитых хорватских художниц и величайшей художнице-акварелистке этой страны - Славе Рашкай.

Ее творчество неразрывно связано с трагической историей ее жизни.


Родилась Слава в 1877 г. в городе Озаль, богатом хорватской историей. Городе, который был владением самых влиятельных аристократических семей, в котором имел резиденцию бан Петар Зрински, и который в 17 веке был литературным и культурным центром. Глухонемая от рождения, Слава была замкнутым ребенком и недостаток общения с людьми компенсировала общением с природой, что помогло ей глубоко понимать, ценить природу и прекрасно изображать ее на своих картинах.

Первые карандашные рисунки цветов появились уже в Венской школе для глухонемых детей, где она училась в возрасте от 7 до 15 лет. Художественную одаренность Славы впревые заметил учитель из ее родного города, приехавший в Загреб для того, чтобы занять пост руководителя Института по обучению детей с ослабленным слухом и речью. Он отвел Славу к известному тогда художнику Белe Чикош-Сесию (одному из создателей Академии Искусств в Загребе), у которого она стала учиться живописи. Отбросив художественное влияние Чикоша, которое состояло в использовании преимущественно темных тонов, Рашкай нашла себя в акварели, ставшей ее любимом видом художественного самовыражения.

Творчество С. Рашкай обычно делят на 2 фазы, в первой из которых рисунок и цвет - это результат чистого наблюдения, кристально ясного видения красоты природы. Для второй фазы характерно выражение своих впечатлений (импрессия) и в этот период были написаны ее лучшие акварели. Тогда был написан знаменитый цикл Рашкай "Кувшинки", родившийся под впечатлением от маленького озера в ботаническом саду Загреба.

В 1898 г. она участвовала в выставке хорватских художников в Загребе, а в 1899-1900 выставлялась в Москве и Санкт-Петербурге.

Славу Рашкай называют иногда Офелией хорватской живописи. Не только из-за необычных, особой красоты тонов, и особенности переживаний, выраженных в ее картинах, но и из-за ее романтичной, но трагичной судьбы молодой девушки. Она была несчастно влюблена в своего учителя и эти чувства, по словам нeкоторых авторов, нашли отражение в портрете Белы, который она написала (как я ни старалась, к сожалению, не смогла найти этот портрет). Существует две версии о том, каковы были отношения Рашкай и Чикоша. По одной, они были лишь близкими коллегами и только сотрудничали в области живописи. По другой, это все же была любовная история, тайная, поскольку Чикош был не только сильно старше Славы, но и был женат. Правду об этих отношениях узнать, видимо, уже не удастся. Считается, что Слава подробно рассказывала о своей жизни в письмах матери, которые она завещала похоронить вместе с собой в гробу, но они сгорели при пожаре в доме ее сестры в Будапеште. К трагичным обстоятельствам жизни можно причислить и разрушение ее дома в родном городе, около 40 ее утерянных работ.

Незадолго до своего душевного заболевания она написала Автопортрет, а после этого в ее работах появляется все больше экспрессии, смешение визуального и фантастического. Состояние глубокой депрессии, из-за которого она была помещена в больницу для душевнобольных в 1902, безусловно, отразилось и в картинах, в выборе тонов и изображаемых мотивов - развалины, заброшенные мельницы...

Умерла она от туберкулеза в 1906 г. в возрасте всего лишь 29 лет, в Загребе, и останки были перенесены в родной город Славы Рашкай - Озаль.

При жизни Слава Рашкай была лишь отчасти признана как художница. Она участвовала в выставках, некоторые ее работы были проданы, но за суммы, невероятно малые по сравнению с ценой картин других художников тогдашнeго времени. Отчасти и потому, что она была художница, а женские работы критиками часто воспринимались скорее как прихоть и развлечение, а не настоящее искуство, отчасти потому, что акварель и ее малые форматы были совсем "не в ходу", жанр считался несколько несерьезным, а богатые покупатели искали большие массивные полотна.А критиков смущала и любовь Славы к пленэру, поскольку свои пейзажи она писала полностью на открытом воздухе, а не завершала их в студии, как было тогда принято. Однако, критик В. Луначек признал, что не может выделить не одну художницу того времени, кроме Славы Рашкай, которая, по его мнению, стала бы популярна и при жизни, продлись она дольше.