Что такое русский рэп. Рэп это стиль музыки: описание и особенности. Последний оплот речитатива - Чувашия, как бы вас это не удивляло

Пика

Пика «УЕ»

«Диджей. Битмейкер. Уличный дэнсер. Шейкер-шейкер. Патимейкер», - эта мантра на автомате включается в голове при упоминании рэпера Пики. И она же точно описывает все, чем он занимается. Танцор брейк-данса из Ростова-на-Дону, Пика несколько лет сопровождал на гастролях своего более титулованного земляка Басту в роли бэк-МС, пока вдруг не покинул лейбл «Газгольдер» - тихо, без скандала, но и без объяснения причин: обсуждать подробности не хочет, потому что «тема личная».

Променяв стабильность на неопределенность сольной карьеры, Пика выпустил несколько альбомов, с одной стороны, кивающих в сторону ростовской школы рэпа (ранняя «Каста», «Песочные люди»), с другой - обращающихся за вдохновением к нью-йоркской психоделике Flatbush Zombies и A$AP Mob. Но успех пришел только вместе с третьим сольным релизом «A L F V» (исковерканное «Альфа»), в самом конце которого притаился вирусный хит . Именно этому двухминутному хип-хаус-треку 90-х а-ля Technotronic суждено было взорвать интернет в этом году - «лихой спонтанный хит» (автор определения - Оксимирон) полетел по страницам «ВКонтакте», зазвучал на школьных дискотеках и добрался даже до шоу «Танцы» на ТНТ. Для самого Пики такой успех стал неожиданностью, но открещиваться от своего шлягера он не стал, а, наоборот, погрузился в танцевальную музыку с головой - выпустил EDM-трек с припевом «Она танцует на моем уе» и анонсировал EP из шести «хеппи-хардкоровых треков».

Jah Khalib

Jah Khalib «ZNNKN»

«Если че, я Баха» - так называется выходящий в сентябре альбом артиста по имени Бахтияр Мамедов, он же - Jah Khalib. Над названием можно сколько угодно подтрунивать, но эта минимальная граница между слушателем и исполнителем - во многом то, что и сделало Jah Khalib героем пабликов «ВКонтакте». Джазовый саксофонист из Алма-Аты, начавший работать в студии с 13 лет, он пишет песни, где поется: «Ты словно целая вселенная», «Я обниму тебя на фоне алого заката, моя Лейла, нежная Лейла». Эти песни, звучащие, как очень лайтовая (и очень русская) версия Дрейка, оседают в плейлистах на девичьих страницах в «ВКонтакте», а группа Jah Khalib в этой социальной сети насчитывает почти полмиллиона человек. Его одинаково сильно ждут и в Кишиневе, и в Екатеринбурге. «Я делаю музыку, чтобы ее простые люди слушали», - говорит он в интервью, и это тот самый случай, когда желаемое равно действительному.

ATL «Пчелки»

Новым артистом назвать его можно с изрядной натяжкой: ATL впервые попал на радары еще в 2008-м в составе чебоксарской группы Aztecs, ныне несуществующей (при этом один из экс-участников Aztecs сейчас ассистирует ATL на сцене, второй - пишет музыку). Но то, что было тогда, и сейчас - небо и земля.

Название прошлогоднего прорывного альбома ATL «Марабу» явно отсылает к книге Ирвина Уэлша, также на протяжении всей пластинки вам будут цитировать заголовки произведений Дэниела Киза и Хантера Томпсона. Сам альбом - десятитрековая рэп-опера на тему постапокалипсиса. Не спешите думать об ATL как о каком-то гике, тщедушном умнике; его музыка прежде всего танцевальная. Концерты его выглядят так: лупит прямая бочка, на сцене шаманят две плечистые фигуры (обе в черном), которые выжимают из людей в зале все соки. В феврале, когда он и его команда выступали в Москве, маленький клуб Brooklyn был осажден желающими туда попасть - очередь выстроилась, словно на проходившую в то же время выставку Серова. Сейчас Баста выражает ему респект и зовет на фестиваль своего лейбла «Газгольдер», а в октябре ATL уезжает в тур, расписанный почти до Нового года.

Alphavite

Alphavite «Синица»

У популярного рэп-баттла «Versus» есть юниорская лига; называется она Fresh Blood, а ее девиз звучит так: «От ноунейма до звезды». Alphavite стал ее первым победителем - и на него это правило распространилось полностью. 22-летний рослый бородач из Алма-Аты планомерно, раунд за раундом, давил оппонентов и очаровывал судей. В иных моментах он брал тем, что зло шутил над противником. В других - мог не побояться рассказать саморазоблачительную историю про то, как он пьяный сказал грубость в адрес другого русского рэпера, а тот побил. В третьих - уничтожал противника читкой, флоу и харизмой.

Следом за победой на «Версусе» Alphavite выиграл в другом масштабном контесте Beats & Vibes, выходившем на MTV. После чего заявил, что с баттл-рэпом временно подвяжет и сосредоточится на песенном творчестве. По условиям победы ему полагалась съемка профессионального клипа. Так появилось видео «Синица» - песня хоть немного и напоминает творчество Макса Коржа, но дает прекрасное представление о мачистком, альфа-самцовом рэпе Alphavite.

MiyaGi & Эндшпиль

MiyaGi & Эндшпиль «Hajime»

Участников дуэта из Северной Осетии зовут Азамат Кудзаев и Сослан Бурнацев. До какого-то времени находясь глубоко в андеграунде, они, что называется, искали себя. На ютьюбе можно обнаружить их старые клипы, в основном - грустные любовные песни, то, что принято в негативном смысле называть «русский рэпчик под пианинку». Все изменилось, когда минувшим летом вышел альбом «Hajime Pt 1». Смесь минорного певучего хип-хопа и раггамаффина, простые истины в духе «Лапу жму тому, кто в пух и прах/За семью, за своих, one love» настолько полюбились слушателям, что простенький клип на заглавную песню перевалил за миллион просмотров, а на первом же концерте случился солдаут в клубе-тысячнике. Буквально на днях вышла и вторая часть «Hajime»: там дуэт по-прежнему не обращает внимания на тренды и происходящие в хип-хопе перевороты игры, очаровывая слушателя какой-то своей особой задушевностью.

Rickey F

Выступление Rickey на Versus Fresh Blood, легендарный уже рако-раунд начинается на отметке 21.15

Rickey F - еще одна баттл-звезда, постепенно перерастающая рамки ютьюб-известности. Популярность ему принес так называемый рако-раунд на «Версусе»: в течение 10 минут рэпер представлял, что у его противника рак мозга, и зло шутил про это. Например, так: «Если б в твоей голове было меньше воды, рак бы там не поселился». Или так: «Когда твой парень просит тебя встать раком, ты подставляешь голову». По итогу в лиге Fresh Blood победил не он, но именно Rickey F получил от баттла самое главное - его начали узнавать на улицах.

У него пока что нет ни одного релиза, да и вообще песен немного - в «ВКонтакте» их с десяток (и если вы думали, что весь его рэп - история про похихикать, то нет: для Rickey F в порядке вещей писать треки по мотивам книг Лавкрафта). Нет большого хита, нет красивого клипа, нет песни, из которой можно бы наделать мемов и «посеять» в «ВКонтакте». Тем не менее прямо этой осенью стартует их с Alphavite совместный тур, который охватит более 20 городов. Сомневаться не приходится - после каждого концерта из желающих сфотографироваться со звездой «Версуса» выстроится очередь.

«Грибы»

Грибы «Копы»

Обстоятельного разговора о группе «Грибы» не получится, потому что на текущий момент у нее в наличии всего два клипа. Первый, «Интро», - почти покадровый пересказ

«99 Problems» Джей Зи, только в декорациях киевского спального района. После его выхода счетчик ютьюба бешено закрутился - синхронно со счетчиком участников паблика «Грибов» в «ВКонтакте». Вышедшее в сентябре видео «Копы» повторило успех, за пару недель собрав два миллиона просмотров.

Тем не менее известно, что «Грибы» затеял киевский деятель шоу-бизнеса, а в прошлом танцор брейк-данса Юрий Бардаш - двигатель ответственного за перезапуск проекта Quest Pistols лейбла Kruzheva и муж певицы Луны. C ним вместе два киевских рэпера, 4atty и Симптом НЖН - появились они не вчера, но похвастать какими-то решительными успехами до «Грибов» не могли. Таким же важным участником группы можно считать и видеоблогера Kyivstoner, создающего абсурдистские скетчи в начале каждого из клипов. Осенью группа даст первый концерт в Москве - по имеющимся сведениям, в довольно вместительном клубе. Есть все основания предполагать, что делать это «Грибы» будут уже не с двумя песнями.

Boulevard Depo

Pharaoh & Boulevard Depo «5 минут назад»

У него есть песня про то, как герой попал внутрь JPEG-файла и там застрял. Есть песня с припевом «Я на шаг впереди, мое имя - Топский Павел»; чтобы разобраться, кто такой этот самый Топский Павел, придется немного погуглить. Яркий участник движения YungRussia (название, кстати, тоже его авторства), выросший в Уфе, но теперь базирующийся в Петербурге, - такой поэт-обэриут своего времени, не стремящийся делать свои песни понятными всем, но от этого только выигрывающий в самобытности. Зимой прошлого года на ютьюбе появился его совместный с Pharaoh клип «Champagne Squirt». Через пару месяцев строчки про «десятый класс, она курит в первый раз» и «сквирт в лицо, сквирт шампанского в лицо» кочевали из паблика в паблик. В этом году интернет покоряет еще один клип этого же тандема «5 минут назад» - и в соцсетях снова наблюдается что-то вроде истерии.

Оперативно узнавать о самых интересных музыкальных дебютантах можно при помощи бесплатного приложения , в партнерстве с которым мы сделали этот материал. Пользователи HP Lounge получают неограниченный доступ к десяткам тематических онлайн-радиостанций с самой актуальной музыкой, эксклюзивным новостям из мира шоу-бизнеса и возможность пользоваться каталогом Universal Music в течение 12 месяцев*. HP Lounge можно загрузить бесплатно на устройства с Windows 10 .

*Для пользователей компьютеров HP с операционной системой Windows 10.

Что это такое? А вот что:

Русский рэп - явление очень молодое, по сравнению, скажем, с русским роком. Так же, как и у рока в нежном возрасте, у русского рэпа есть одна главная проблема - подражательность. Многие не воспринимают русский рэп, возможно справедливо считая его калькой с западных образцов, со всей присущей атрибутикой стиля «черных братьев».

В тоже время российский рэп очень своеобразен. Он стремится придерживаться корней хип-хопа, но часто в исполнении русских это выглядит нелепо. Иногда настолько нелепо, что это противоречит русским устоям, традициям. С другой стороны - начинает появляться в России рэп, который пытается быть привязанным исключительно к отечественным нормам - возможно, это и есть правильный путь, но при этом пропадает что-то очень важное, неотъемлемое, такой рэп часто бывает без изюминки. Сегодня главная беда российского рэпа в том, что очень мало талантов в рэпе и слишком много предрассудков вокруг этой темы, что ставит рэп в России в невыгодную ситуацию. Весьма интересен тот факт, что если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура негритянского гетто с резко агрессивным отношением к белому населению (причем это справедливо не только для США, но и, например, для Франции), то в России он появился как интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, белой частью населения, поэтому ни о какой субкультуре гетто в России не может быть и речи.

В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не на расовом признаке, а по социальным (бедные – богатые), культурным (конформисты – нонконформисты) и другим категориям. Этот подход оправдал себя. Благодаря продюсерским способностям Шеffа был раскручен рэп-исполнитель Децл, песни которого занимали верхние строчки почти всех молодежных хит-парадов России. Рэп набирает силу и в ближайшие один-два года эта тенденция, судя по всему, сохранится.

В России рэп появился только в конце восьмидесятых - начале девяностых годов. Сформировалась так называемая первая волна русского рэпа. Группы, создававшиеся тогда, были чистейшим underground"ом, основавшемся только на собственных амбициях и стремлении продвигать культуру хип-хопа в России.

Улица в то время звала и затягивала молодое поколение куда сильнее, чем слепая вера в счастливое завтра, или перспектива учебы в ПТУ, или ВУЗе. В это же время стали появляться немногочисленные рэп - и брейк-комманды. Записи с их выступлениями можно было достать из-под полы за весьма определенную плату и в строго определенном месте. Попытки подражать американскому стилю жизни и заморской культуре, сочинение целых поэм на тему окружающего мира со смелой лексикой вытекали в попытки выступлений в подъездах и дворах. На большую сцену пробиться было невозможно, да, собственно, никто особо и не старался. Для многих рэп становился не смыслом жизни, а оружием, с помощью которого они пытались заработать репутацию на улицах. Но, тем не менее, все большее и большее количество молодежи стали всерьез воспринимать русский хип-хоп как культуру, причем теперь окончательно отделившуюся от американского хип-хопа и имеющую с ним только общие корни. Тогда же пришло и осознание того, что "обноски южного Бронкса" (широкие штаны, толстовки слоновьих размеров и бандана), сигары, марихуана и пушка за поясом - всего лишь стереотипы, от которых было бы неплохо избавиться, хотя некоторые до сих пор считают, что в этом - изюминка русского хип-хопа.

Родители явно были не в восторге от того, что их чада слушают или даже исполняют музыку, в которой "мат через слово" и которая пропагандировала "скорее анархию, чем какую либо более-менее приличную систему устройства государства". В целом, так оно и было. В текстах выражалось все недовольство жизнью, страх перед будущим, стремление все бросить к чертовой матери и начать жить заново, по-другому, а в некоторых - откровенный пофигизм. Но все это было не просто в виде агрессии из наушников, а скорее походило на призыв о помощи. Истории о наркотиках и передозах, жизни и смерти, братстве и предательстве, любви и расставаниях, переложенные на ритмичную и жесткую, но, тем не менее, красивую и мелодичную музыку навсегда завоевывали сердца мальчишек и девчонок, оказавшихся в похожих ситуациях и знавших далеко не со слов, что такое «дворовая» жизнь.
И все же рэп-ритмы из американских черных кварталов приживались у нас плохо.

Пожалуй, одним из первых российских Колумбов нового стиля был уроженец Донецка Влад Валов (Шеff), который в 1989-м, переехав в Санкт-Петербург, создал группу Bad Balance. По вечерам ребята собирались на Дворцовой площади, чтобы подработать: потанцевать и почитать рэп. Однажды их случайно снял питерский ТВ-канал и показал 3-минутный сюжет. Уже к лету 1990 года был полностью готов первый альбом на базе домашней студии. Речи о его выпуске не могло даже идти, поэтому он, по словам его создателей, был «зарыт в укромном уголке под Питером до 2009 года». В 1998 году, после выхода альбома «Город Джунглей», Влад Валов создал проект «Bad B. Альянс», в рамках которого стали сосуществовать несколько групп и рэперов. Среди них – «Легальный Бизне$$», ДеЦл и ШеFF с сольным проектом. В Москве в начале 90-х годов самой известной группой стала команда «Мальчишник», эпатировавшая слушателей откровенными текстами о сексе без перерыва. Ее участники, в том числе Дельфин, когда-то танцевали на Арбате, где все и познакомились. В период с 1992 по 1994 год группа являлась одной из самых популярных рэп-команд в стране. Сейчас Дельфин отказывается называть себя рэпером.

Среди русских рэп музыкантов особенно выделились несколько групп, таких как "Bad Ballance", "Легальный бизнес", "Дерево жизни" "Big Black Boots", "White Hot Ice", "Master Spensor", "Kasta" и еще несколько как московских, так и питерских команд.

В отличие от Валова, который пытался сделать России искусственную рэп-прививку, сегодняшние рэп-команды экспериментируют со стилями. Смесь рэпа и r’n’b сегодня предлагает украинско-белорусский проект «Серега», участники которого переманили в свой коллектив лауреата эстрадного конкурса «Славянский базар-2003» Максима Сапатькова.

Однако настоящим рэп-прорывом сегодня стали выходцы из провинциальной криминальной столицы – Ростова-на-Дону. Такие команды, как «Каста», «Крестная семья» и «Ю.Г.», рассказывают о том, что происходит вокруг них: о нищете, о криминале, о драках, о любви и о надеждах нового поколения. Но на широкое признание, как, впрочем, в свое время было с рокерами, им пока рассчитывать не приходится.

Национальные телеканалы, увлекаясь «фабриками звезд», стараются просто не замечать альтернативный жанр. Мелькающие сегодня на телеканалах новые российские рэп-команды по меньшей мере третья волна рэпа в России. Что же до радио, то новая музыка улиц не вписывается ни в один существующий формат. Однако эта музыка появляется в клубах и подвалах, причем порою именно в тех, где 30 лет назад пели рок. Возможно, так же, как в свое время и рокеры, русские рэперы скоро заставят говорить о себе всех. Рэп превратится из субкультуры в культуру массовую, которая окажется способна забыть о раскрученных за огромные деньги ни о чем не говорящих песнях хорошеньких мальчиков и девочек.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ РУССКОГО РЭПА:

Трудное детство, деревянные игрушки.
Первый срок в детском саду мотали за мокрушку.
Подросли, пошли в рэп, делают хиты за день,
Ведь Тупак жив и живет в Зеленограде.
(«Валерьяныч», группа «Ю.Г.»)

Ловите тачку! Максу всадили нож в живот.
Юля, дай платок, не ори, закрой рот.
Братское сердце, не двигайся, держись.
Ты не можешь сдохнуть здесь, ты должен жить.
Машины слишком долго нет, почему пришли мы позже.
Я прижимаю ткань порванной кожи.
Кровь пошла изо рта, он прополз полдвора.
По-любому он не дотянул бы до утра
(«Песня про Макса», группа «Каста» )

Ты прав, брат, рэп – это музыка гетто,
Черных районов в Америке где-то.
No money, no woman, no power, no job.
И сам ты лузер, и дед твой – раб.
Так что же, друг, посмотри вокруг –
Здесь тоже тот же замкнутый круг –
No power, no woman, no job, no money.
Нашу страну у нас же украли
Ты хочешь знать, где настоящее гетто?
Рядом, чувак, не в Америке где-то.
(«В белом гетто», группа "Sixtynine")

Получило массовую популярность в девяностых годах прошлого столетия и с тех пор прочно закрепилось в мире шоубизнеса.

На данный момент рэп используется во многих других а композиции ежегодно занимают первые строчки в топ-списках радиостанций и музыкальных каналов.

Описание

Рэп - это исполнение словесного речитатива под ритмичную музыку. Рэпер читает текст под бит, который также может сопровождаться электронной музыкой. Тематика текстов абсолютно любая, как и основной посыл. Существует несколько видов рифмования. Наиболее сложными считаются так называемые "квадратные рифмы" (то есть двойные). Поток с мощным эмоциональным посылом называется "панчлайном". Он часто используются во время батлов - словесных состязаний между двумя рэперами. Стиль речитатива называют "флоу" (от английского flow - стелить).

Различные стили

Рэп-исполнителя также называют "Эмси" (от английского МС - master of ceremony). Рэп - это не только самостоятельный жанр, он может также быть частью песни в других стилях. Рэпкор является смесью быстрого агрессивного речитатива под тяжёлую музыку с использованием гитар. Одна из самых ярких представителей данного жанра - французская хардкор-группа Rise of the North Star.

Зарождение рэп-культуры

Песни-рэп появились ещё в семидесятые годы прошлого столетия в бедных районах Нью-Йорка, населённых чернокожими выходцами из Африки. Предположительно, моду на быстрое зачитывание рифмованного текста завезли с Ямайки. Первые рэперы были диджеями и зачитывали свои тексты во время дискотек. Постепенно рэп перекочевал на улицы.

Чернокожие поэты демонстрировали своё мастерство прохожим и даже не думали о коммерции, а делали музыку для своего удовольтсвия.

Также стали проводиться первые рэп-баттлы. Два человека поочерёдно зачитывали своеобразные памфлеты с целью оскорбить оппонента или другим способом показать своё над ним превосходство. Через десять лет на пластинках стали выходить первые платные песни. Рэп стал покорять Европу. Вплоть до середины девяностых годов продолжала позиционироваться как жанр для бандитов и гангстеров. Однако в стали уделять огромное внимание рэп-сцене. В конце девяностых годов происходило знаменитое противостояние между Восточным и Западным побережьем. Музыкальные баталии происходили между ведущими исполнителями двух лагерей - Тупаком Шакуром и Ноториусом B.I.G.. В итоге обоих застрелили в уличных разборках. События тех дней серьёзно повлияли на всю рэп-культуру в целом.

С тех пор часто поднимался вопрос о так называемой "трушности" (от английского слова true - настоящий) рэп-исполнителей.

Русский реп

В России о рэпе впервые узнали после распада Советского Союза. Первые песни были записаны на пиратских магнитных кассетах, реже на дисках. Поскольку в это время на постсоветском пространстве практически полностью отсутствовал контроль за соблюдением авторского права, продавать свои альбомы зарубежным исполнителям было крайне невыгодно. Однако через короткий промежуток времени появились и отечественные исполнители. Русский реп, безусловно, поддался огромному влиянию зарубежного, поэтому первопроходцы данного жанра зачастую просто копировали известных исполнителей вроде Доктора Дре или Эминема. Но были заметны и некоторые особенности конкретно русского стиля.

Серьёзное место на хип-хоп сцене занимали представители русской эмиграции в Германии и Великобритании. Под эгидой немецкого репера Куль Саваша они выпускали песни-рэп на лейбле "Оптик раша". Основным стилем был баттл-реп. Такие группы как "Шок" и "Первый класс" получили огромную популярность на постсоветском пространстве и на несколько лет задали направление для развития жанра.

Новое время

Однако со временем появлялось всё больше исполнителей.

По той причине, что музыка рэп сама по себе незатейлива, и её создание не требует серьёзных навыков этот жанр является наиболее распространённым в количественном смысле. По сути, для создания требуется только микрофон и компьютер. Простота сведения побудила молодёжь всё больше приобщаться к рэп-культуре. Помимо классических тематик, песни под бит стали также средством донесения своего политического или социального протеста. Таким образом, сформировался жанр хардкор-рэпа. Его часто используют исполнители с радикальными политическими взглядами. Обычно концерты таких групп не афишируются, и пускают на них только представителей конкретной субкультуры.

Рэп-культура

Русский и зарубежный рэп также является и своеобразной обычно отличаются манерой поведения, стилем одежды и социальной самоидентификацией. В качестве одежды используют просторные яркие вещи, чаще всего полуспортивные. Особой "фишкой" в гардеробе рэпера являются кроссовки и бейсболки. Также стиль одежды характеризуется обилием различных атрибутов вроде часов, браслетов, цепей, бандан и прочего.

Хотя в основном это касается молодёжи в западных странах. Постсоветское пространство такие тенденции почти не затронули.

Рэп-культура также тесно связана с другими элементами хип-хопа. Например, увлечение катанием на скейтборде или велосипедах. Часто проводятся мероприятия, в рамках которых молодые люди состязаются в мастерстве катания на велосипеде или скейте, а затем в умении убрать оппонента рифмами. В России наиболее известное шоу такой направленности - "Сникерс Урбания". Так что рэп - это не только музыка, но и стиль жизни.

2 октября Илья Божко затронул тему русского рэпа - музыки, которую любят и ненавидят настолько, что даже у нас, на сайте, где про металл пишут чаще, чем про женщин, набралось 100 комментариев разной степени гневности. Материал воспевал успехи современного отечественного хип-хопа, утверждая, что он . Но это не совсем так.

Русский рэп научился маскироваться под другие стили, и поэтому кажется, что он популярен

Хип-хоп в Россию пришел в двух ипостасях: зачитывание частушек и стишков от кого-нибудь вроде «Мальчишника» и суровый пацанский сторителлинг от ребят типа «Касты». Именно последние сделали для рэпа в нашей стране больше всех - копировали хардкорщиков Wu-Tang и выпускали, что называется, настоящий олдскул.

Но и ростовские парни поняли, что рэп - все еще диковинная штука для россиян, поэтому начали плавно менять стиль. И стали ворохом грести популярность: взять хотя бы клип «Капсулы скорости» для игры Lada Racing Club или более современный - «Сочиняй мечты» с капустником из отечественных знаменитостей. Обе композиции имеют мало общего с хип-хопом - это поп-хиты для масс, что вовремя поняли в «Касте» и, похоже, стали осознавать все остальные.

Тимати, попсовый до мозга костей, примитивно рифмует, создает локальные мемы вроде «Лады Седан» и не ежится называть президента России «лучшим другом». Тимур пытается усидеть на двух стульях: цепляется за популярные в народе «крымнашенские» настроения и генерирует вирусы, подобные корейскому хиту Gangnam Style. Масштабы поменьше: за месяц с лишним у клипа Blackstar на Youtube набежало 20 миллионов просмотров.

Второй по популярности персонаж в русском рэпе - Мирон Федоров aka Oxxxymiron. Источник первозданного хайпа и человек, четвертый год обещающий «изменить игру» своим свежим альбомом. Окси также далек от того рэпа, который привыкли слушать в России: его жесткий баттловый речитатив вообще пришел из другого стиля - грайма, о котором у нас никто до этого не слышал.

Мирон, безусловно, популярный музыкант: на презентацию его долгожданной пластинки за месяц распродали все билеты, а баттлы с участием Окси стабильно гребут миллионы. Но в общероссийском масштабе о Федорове не слышали многие - просто потому, что он все еще не ударяется в попсу. Даже сериал «Лондонград», частично написанный по его черновым историям из Лондона и показанный по центральному ТВ, вообще никак не намекает на причастность Мирона. Одноименные трек и клип сделаны для интернета, чтобы привлечь молодежь к телевизору, но от этого закостеневшие зрители не узнали ни о каком Оксимироне.

Дети, как и раньше, любят рэп – только другой, но от этого не более популярный

Помните 2007-2009 годы - когда группа Centr звучала из каждой «девятки», и почти любой подросток носил шапку со странной надписью «228»? Надеюсь, что нет, потому что я это забыть никак не могу.

Принято считать, что «русскую хип-хоп революцию» устроили именно тогда трое парней из Москвы: Леша, Вадим и Давид - пацаны с улиц, решившие зачитать про бытовуху, жизнь в центре Москвы и то, как они дуют всякое. «Город дорог» крутили федеральные музыкальные каналы и пародировали в «Большой разнице», что вообще трудно представить и сейчас. Но даже когда их бандформирование распалось, жизнь Гуфа, Слима и Птахи интересовала общественность больше всего. Обсуждали все подряд: от личной жизни до перепалок с полицией и возможного воссоединения. Сейчас Centr снова вместе и продолжают собирать просмотры в интернете и толпы на концертах.

Другое дело, что нынешним подросткам плевать на них, родились новые герои: Yanix, PHARAOH или . И знаете, что важнее? Никто из них не делает чистый русский рэп. Троица читает и поет под автотюн о скучной жизни в деньгах, с телками, наркотиками и алкоголем. Темы, казалось бы, те же, что у темнокожих рэперов 20-30 лет назад. Только делают они это иначе: сладкоголосые мальчики собирают на своих концертах барышень от 12 до 25 лет, кривляются, пишут о сексе, и тем самым находят свою аудиторию.

Единственный стабильный и близкий к хип-хопу артист в России - Баста, и даже он никогда не делал рэп

Вася Вакуленко с 2007 года не дает своей аудитории расслабиться: стабильно выпускает песни, создает лейблы, снимает фильмы, пробивается на телевидение. Но его музыка - это шансон, переложенный на речитатив и бодрый бит. Про бэхи, рэкет, пацанскую жизнь и кожаные куртки. Отсюда популярность: тематика 90-х и в 2015 году плотно сидит в душах провинциальной российской прослойки.

Сейчас Баста идет неясно куда, как те же ребята из «Касты». Он, видимо, пытается найти новую аудиторию и не растерять текущую популярность. Иначе не объяснить внезапный выпуск кавера на дилановскую Knockin’ On Heaven’s Door или приглашения на лейбл подростковой банды «Нервы», которая этим летом разогревала публику в московском Зеленом театре перед выходом Басты. Вакуленко, как к нему ни относись, единственный, за исключением Тимати, кто зарабатывает на своем имени очень много денег и продолжает оставаться на виду.

Русский рэп настолько мелкая индустрия, что о нем даже некому рассказывать

О популярности отдельного явления проще всего судить по тому, кто о нем рассказывает. В России с изданиями про рэп все плохо: есть пара пабликов с примитивным дошкольным юмором («Рифмы и Панчи », «Никому не нужный хип-хоп »), есть одна приличная консервативная группа ВКонтакте - «Новый рэп » и существует единственный вменяемый сайт - theFlow .

Дайджест в видеоформате тоже всего один - «Вести Рэпа». Остальные продались или так и не смогли набрать популярность.

На последнем освещается не так много новостей и публикуются оперативные пресс-релизы о новых альбомах, клипах, концертах. Но потока информации и целостной картины о русском рэпе там нет - лишь отрывисто о главном и громком. И знаете почему? Потому что отечественный хип-хоп там же, где был 10 лет назад: интересен лишь отдельной прослойке людей и не генерирует столько инфоповодов, чтобы о нем создали хотя бы один большой портал. Сравните с теми же видеоиграми, которые действительно популярны в России настолько, что про них каждый второй энтузиаст создает блог или сайт «про игры» - а передача по теме в какой-то промежуток времени была даже на радио «Комсомольская правда».

Последний оплот речитатива - Чувашия, как бы вас это не удивляло

Единственное место, где еще не забыли как надо читать и рифмовать - это так называемая «Белая Чувашия». Там возник рэпер Луперкаль, жестко и саркастично рифмующий о темной жизни на отшибе огромной страны. Там же существует

Главный жанр ушедшего 2017 года - безусловно, хип-хоп. начали смотреть даже ваши родители, а сам рэп стал новой авторской песней - умение читать теперь опционально, главное - делать свежо, провокативно и злободневно (ну или просто перепеть недавний рэп-хит): на этом так или иначе попытаются сыграть десятки видеоблогеров, Иван Ургант и даже . Появились и более техничные звезды: пожалуй, главный из них - . Провокация и новая искренность также стали главным оружием «Антихайпа» - так, коллектив бездельников из Петербурга побывал в роли временного правительства, пока не вернулся Оксимирон: поражение Гнойному его не разбило, а, скорее, просто одернуло - за пару месяцев Федоров в баттле роняет американца Dizaster, собирает «Олимпийский» и с десяток других арен по всей стране - и вновь становится главным рэпером, так и не выпустив ни одного нового альбома.

The Village составил подборку из семи материалов, с помощью которых вы сможете подучить матчасть - возможно, в 2018 году народная любовь к хип-хопу никуда не денется.

Интервью

Face: «Люди хотят, чтобы я сдох в 27 лет»

Редактор The Village просидел пять часов в «Москва-Сити», чтобы дождаться рок-звезду Ивана Дремина и поговорить с ним о популярности, постиронии, феминизме, любви и панических атаках. 20-летний рэпер вспомнит свой визит на передачу Comedy Club («мне ***** [все равно] на телевидение, в рот его ****»), жизнь в родной Уфе («пришел в гостиницу возле моего дома, меня взяли туда помощником администратора») и любимого русского музыканта (Виктор Цой).

Mozee Montana: «Армения взрывает, а мы - гангстеры»

«Со мной твой фелла, на мне Margiela», - читает под гулкий бас Алина Мкртчян, она же Mozee Montana - 19-летняя рэперша из Владивостока, музыкальную карьеру которой благословил один из титанов русского хип-хопа Оксимирон. В кадре то и дело мелькает автомат, а на ухе у молодой артистки выбито «1915» - в память о геноциде армян. Дебют дерзкого новичка в традиционно шовинистском жанре, где мизогинная лирика является главным оружием доброй половины его героев, - сигнал того, что в 2017-м хип-хоп в России уверенно развивался. По словам Алины, в Москву она перебралась с одной целью - покорить вершину рэп-игры, а первый миллион заработала уже в 18. Mozee Montana рассказала The Village о гендерной дискриминации в хип-хопе, борьбе с депрессией и своем бизнесе на московском рынке.

Photosynthez, новая рэп-сенсация инстаграма - о работе парикмахером, хейтерах и Гнойном

Отличный пример того, как в 2017 году с помощью хип-хопа к популярности в соцсетях приходили не только профильные специалисты. Катя Photosynthez, чьи любительские клипы (бюджет - 200 рублей) расползлись по пабликам, на типичную рэпершу или даже видеоблогера не похожа - скорее, на студентку филфака. Тексты тоже отходят от канонов жанра: вместо гедонизма - «наивное искусство» и щи, вместо Gucci и камней на запястье - «некрасивые брюки». Мы встретились с рэпершей-парикмахершей и поговорили о ее жизни, лайке от Димы Билана, любимом треке Славы КПСС и хейтерах.