Cочинение «Быт и нравы столичного и провинциального дворянства в романе «Евгений Онегин. Описание быта дворян в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин Евгений онегин быт и нравы

Сей легкой жизнию, друзья!
Напомнил хоть единый звук…
Для призраков закрыл я вежды;;
Чтоб обо мне, как верный друг,
Ее ничтожность разумею,
И наши внуки в добрый час

«Евгений Онегин» богат бытовыми зарисовками. Изображение быта считалось делом третьестепенным и во времена классицизма, и в эпоху господства романтизма. Пушкин щедро рисует картины быта и нравов. При этом в пушкинском изображении быт связан с судьбами людей, с течением жизни в самых различных ее областях, с культурными веяниями, политическими идеями эпохи («Путешествие Онегина», «Десятая глава»). Однако бытовизм у Пушкина не является преобладающим элементом изображения, как в «Мертвых душах» Гоголя.

При обрисовке типов современного ему общества особенно большое внимание уделяет Пушкин таким факторам общественного и индивидуального развития, как воспитание, просвещение. Он подробно повествует, как Онегин воспитывался, что он читал, каковы источники романтизма Ленского и т. д. Пушкин в своих философских взглядах был близок к просветительству и придавал важнейшее значение воспитанию человека, просвещению, идей, характеристике нравов. Вместе с тем в «Евгении Онегине» нет и тени отвлеченности, идеализации в изображении человека, что присуще западноевропейскому реализму XV в. Пушкин точен в воссоздании исторического облика эпохи, в передаче тех или иных исторических и даже экономических деталей. Маркс воспользовался одно! из них, заметив: «В поэме Пушкина отец героя никак не может понять, что товар – деньги. Но что деньги – товар, это русские поняли уже давно…»
Другие им вослед идут…
Мне было б грустно мир оставить.
Увы! На жизненных браздах
По тайной воле провиденья,
По отдаленные надежды
И к гробу прадедов теснит.
Восходят, зреют и падут;
Живу, нишу не для похвал;
Мгновенной жатвой поколенья,
Покамест упивайтесь ею,

Пушкин стремится к объективности изображения действительности. Жизнь персонажей романа течет по своей присущей и объективной закономерности в соответствии с их характерами, средой, типическими обстоятельствами. Вместе с тем в лиризме, пронизывающем весь роман, отражена горячая заинтересованность поэта в том, что происходит в жизни, что совершается с его героями. Лирически отступления – это раздумья поэта о жизни, его нравственные размышления. В знаменитых строфах второй песни «Евгения Онегина», которыми восхищался Белинский Пушкин пишет:
Из мира вытеснят и нас!

По поводу этих стихов один из исследователей справедливо замечает: «Представление о собственной смерти неразрывно связывается с объективным представлением бесконечного процесса всеобщей жизни. Человек не умирает: «добрый час», «по тайной воле провиденья», внуки просто вытесняют его, и жизнь продолжается, не прерываясь [Ш на минуту. Вместо того чтобы сосредоточиться на моменте своего личного уничтожения, сознание поэта забегает вперед и созерцает вечную жизнь сменяющихся поколений; вместо отчаяния и страха в нем загорается принять участие в этой жизни после его смерти, оставить после себя такой «памятник», который вечно бы говорил людям о нем и его делах».
Растет, волнуется, кипит
И мало к ней привязан я;
Печальный жребий свой прославить,
Вез неприметного следа
Так наше ветреное племя
Придет, придет и наше время,
Тревожат сердце иногда:
Но я бы, кажется, желал

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный университет

Курсовая работа

на тему:

Быт и интерьер в романе

«Евгений Онегин »

Выполнила: студентка 2 курса факультета

ИФиЖ, специальность:

«Журналистика»,

Проверил:

Саратов 2009г.

Введение

1.

2. Быт в изображении образов главных героев в романе «Евгений

Онегин»

3. Интерьер в изображении образов главных героев в романе «Евгений Онегин»

Заключение

Список литературы и источников.

Введение

Роман «Евгений Онегин» - самое значительное по объёму, по охвату жизненных событий, по многообразию тем и идей произведение А. С. Пушкина. Не каждая настоящая энциклопедия даёт такое лаконичное и в то же время полное представление об эпохе: об идеалах, нравах и страстях, о быте представителей всех сословий, какое даёт «Евгений Онегин» о своем времени.

Но, изображая русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, автор, в первую очередь, создает художественное произведение, в основе которого лежит интерес к человеку. Каждого человека характеризуют не только личностные особенности, такие как - уровень интеллектуального развития, характер, внешность, но и среда, в которой он существует, его дом, окружающие его вещи. При этом, насколько человек оказывает влияние на формирование окружающей его среды, настолько же его сознание и образ жизни являются «продуктом» среды обитания. Поэтому художник, создавая образ героя произведения, описывает не только самого человека, его отношения с миром людей, но также дает описание его дома, мест в которых он бывает, раскрывает образ жизни героя, рассматривая его привычки, поведение в быту, его взаимодействие с миром природы.

Такой прием в литературе принимает особую художественную форму, и чем глубже мы сможем изучить особенности этой формы, тем полнее откроется нам содержание образа человека. Все это в полной мере относится к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Безусловно, основное место в романе занимает описание жизни главного героя - молодого столичного дворянина Евгения Онегина. Описывая один обычный день Онегина, останавливаясь на деталях быта и интерьера, давая зарисовки внешнего облика героев, и, даже, делая отступления на гастрономические темы, автор, по ходу сюжета романа дает читателю полное представление о среде, в которой формировался характер героев, складывалось их духовное состояние.

Неразрывная связь человека с бытом, укладом его жизни занимает значительное место во многих литературных произведениях. Быт и интерьер в литературе есть постижение «языка» среды обитания и образа жизни человека посредством образного слова.

Цель настоящей работы - рассмотреть описание быта и интерьера как художественной формы изображения главных героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В соответствии с целью были определены следующие задачи:

Изучить роль описания быта и интерьера в характеристике героя произведения, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла;

Исследовать особенности и эстетическое своеобразие описания быта и интерьера в романе;

Рассмотреть описание быта и интерьера как художественную форму изображения главных героев романа «Евгений Онегин».

1. Быт и интерьер как художественная форма изображения человека

С самого начала «Евгений Онегин» задумывался Пушкиным как широкая историческая картина, как художественное воссоздание исторической эпохи. Это одно из самых неисчерпаемых и глубоких произведений русской литературы, что подтверждает огромное количество исследований современных литературоведов, посвященных форме, жанру романа в стихах, сущности замысла и его воплощению, идейной, эстетической, нравственной и философской проблематике романа.

Этим исследованиям положили начало критические труды XIX - XX веков. Самым значительной и фундаментальной критической работой является труд Белинского представляющий собой цикл из 11 статей под общим заглавием «Сочинения Александра Пушкина» (1843-1846).

Интересна история комментирования романа «Евгений Онегин». Ведь как только пушкинский роман перешагнул свое время и оказался достоянием новой читательской среды, многое в нем потребовало дополнительного объяснения. В XX веке первые послереволюционные издания сочинений Пушкина вообще отказались от комментирования «Евгения Онегина». Появлялись отдельные издания «Евгения Онегина», снабженные краткими комментариями Г.О. Винокура и Б.О. Томашевского и рассчитанные в основном на широкий круг читателей.

В 1932 г. новый комментарий был создан Н.Л. Бродским, который писал в предисловии к третьему изданию, заявляя, что возникла задача обрисовать время, определившее судьбу и психологию главных героев романа, раскрыть круг идей самого автора в постоянно изменявшейся действительности.

В 1978 г. «Евгений Онегин» вышел с комментариями А.Е. Тархова.

Одним из наиболее значительных событий в современном истолковании «Евгения Онегина» явилась публикация в 1980г. Комментария Ю. М. Лотмана. В книгу «Евгений Онегин». Комментарий» включен «Очерк дворянского быта онегинской поры» - ценное пособие при изучении не только «Евгения Онегина», но и всей русской литературы пушкинского времени.

Ю.М. Лотман высказывает интересную мысль о создаваемом каждой, в том числе и русской, культурой пространственном образе мира. «Сложны отношения человека и пространственного образа мира, - пишет исследователь. – С одной стороны, образ этот создается человеком, с другой – он активно формирует погруженного в него человека».

В основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку. Но каждый человек - это и личность, характер, индивидуальность, и особая, только ему присущая внешность, и среда, в которой он существует, и его дом, и мир вещей, его окружающих, и еще многое другое… Идя по жизни, человек взаимодействует с собой, с близкими и далекими для него людьми, со временем, с природой… И поэтому, создавая образ человека в искусстве, художник словно бы смотрит на него с разных сторон, воссоздавая и описывая его по-разному. В человеке художнику интересно всё - лицо и одежда, привычки и мысли, его жилище и место службы, его друзья и недруги, его отношения с миром людей и миром природы. В литературе такой интерес принимает особую художественную форму, и чем глубже вы сможете изучить особенности этой формы, тем полнее откроется вам содержание образа человека в искусстве слова, тем ближе станет вам художник и его взгляд на человека.

В литературоведении различаются несколько видов художественных описаний, таких как: портрет, пейзаж, жилище, а также быт и интерьер. Но подчеркнем, что и то, и другое, и третье главной задачей ставят именно изображение человека. Важно иметь ввиду, что это - виды художественных описаний, и именно описание выражает авторскую оценку.

Неразрывная связь человека с бытом, укладом его жизни всегда волновала художников. Поэтому быту, в широком понимании этого слова, в литературе отводится особое, почетное место.

Быт и интерьер в литературе есть постижение «языка» среды обитания и образа жизни человека посредством образного слова.

Очень часто, знакомство с человеком начинается с описания среды его обитания, уклада его жизни. В литературе часто встречается ситуация, когда через описание образа жизни, автор стремится раскрыть внутренний мир героя произведения, его характер.

Быт, как образ жизни, представляет собой совокупность связей и отношений по удовлетворению материальных потребностей человека и обеспечению его душевного комфорта в повседневной жизни. Реализация духовных устремлений героя, раскрывающих его жизненную позицию, в рамках материальных возможностей и социального положения.

Иногда, описание бытовых сцен может выполнять и более сложную, символическую, многозначную функцию, становясь отправной точкой авторских идей, воплощая философские взгляды автора на мир и человека.

Интерьер в литературном произведении - это вид художественного описания внутреннего состояния дома или места в котором постоянно находится герой произведения, с тех сторон, которые представляют его в авторском видении и позволяют наиболее ярко раскрыть образ описываемого персонажа.

Этот художественный прием является одним из важнейших средств характеристики литературного героя. Создавая интерьер жилища героя, автор проникает в глубины души человека, ведь наше жилище - это овеществленная «модель» нашего внутреннего «я».

Описание интерьера - одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется как требованиям литературного направления или жанра, так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения и т.д.

Место описания быта и интерьера в композиции литературного произведения чрезвычайно важно и разнолико:

С описания интерьера может начаться знакомство читателя с героем произведения;

Описание интерьера и образа жизни может быть монолитным, когда автор все его особенности приводит сразу, единым «блоком», и «разорванным», при котором описываемые детали «рассеяны» по тексту;

Отдельные бытовые подробности могут быть описаны автором или кем-то из персонажей;

Поэзию Пушкина я полюбил еще в детстве

Мой выбор темы

Поэзию Пушкина я полюбил еще в детстве. Мама часто читала мне книжки русских писателей, а бабушка рассказывала сказки. Мы с братом любили слушать стихи. Особенно нравились стихи Пушкина, который тоже любил слушать в детстве сказки и рассказы няни Арины Родионовны и бабушки Марии Алексеевны Ганнибал. В поэзии Пушкина всё было понятно, зримо, образы старика и старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке» ярко представали перед нами. А чего стоили его стихи о кораблике:

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах,

На раздутых парусах,

Мимо острова Буяна

В царство славного Салтана».

Сказки «О царе Салтане», «О семи Богатырях», отрывки из поэмы «Руслан и Людмила» очаровали меня. Передо мной открывался мир чудес:

«У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом».

Эти строки запали мне в душу. В школе мы изучали стихи Пушкина о природе. Красавица-весна, золотая осень, зима красиво описанны в его стихах. Может быть, под влиянием поэзии Пушкина я полюбил природу.

В старших классах я познакомился с более серьезными произведениями поэта, с его прозой, с жизнью самого поэта. Прозаические произведения «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина» и другие познакомили нас с историей нашей страны, научили высокой нравственности, учат теперь, как поступить в том или ином случае жизни. Положительные герои его произведений учат смелости, учат бороться со злом, за светлые идеалы добра.

Тема «Быт и нравы российского общества в 19 веке» очень обширна, но и интересна. На уроках литературы мы изучали роман «Евгений Онегин» ещё в 9 классе, а теперь мы повзрослели, и хотелось перечитать многие страницы романа ещё раз, понять, как изобразил Пушкин жизнь России в пред декабрьский период, узнать быт и нравы столичного дворянства – московского, петербургского и поместного. Чтобы вникнуть во все это, я прочитал дополнительную критическую литературу.

Александр Сергеевич Пушкин – гениальный российский поэт. Его имя известно не только в России, но и во всем мире. Его произведения читают люди любого возраста от мала до велика.

Родился А.С. Пушкин в 1799 году. Но прожил он недолго. Его жизнь оборвалась в тот момент, когда поэт был в самом рассвете сил. Одоевский тогда сказал: «Солнце русской поэзии закатилось». Жизнь поэта оборвалась, а книги его остались. Благодаря Пушкину, русская литература стала одной из величайших литератур мира. Его называют творцом современного русского литературного языка. Язык Пушкина прост, ясен и всем понятен. Но за этой простотой и понятностью – удивительная глубина, великая мудрость.

Пушкин начал свой роман в стихах в мае 1823 года, в Кишиневе, в период южной ссылки. В предисловии к первой главе, готовя ее к печати, он писал: «Первая глава представляет нечто целое. Она в себе заключает описание светской жизни петербургского молодого человека в конце 1819 года…» Поэт подчеркивал фактический, достоверный характер материала, к которому он обратился.

Проблематика романа

Роман «Евгений Онегин» написан в стихах. Это удивительно: в небольшой книжке романа поэт сумел отразить жизнь русского народа и дворянства в 19 веке, сумел запечатлеть жизнь России, быт и нравы многих слоев населения. Сумел разрешить одну из самых сложных тем человеческой жизни - тему любви. Это вечная тема русской литературы.

Главную сюжетную линию в романе составляет история любви провинциальной дворянской девушки Татьяны Лариной и столичного молодого дворянина Евгения Онегина.

Автор подробно описывает картины жизни той среды, в которой жили и воспитывались главные герои романа. Мы видим в романе широкую картину жизни, быта и нравов русского дворянства в эпоху 10-20-ых годов 19 века. Это было время подъема национального самосознания, пробужденного войной 1812 года, усиление недовольства передовой дворянской интеллигенции самодержавно-крепостническим строем. Пушкин дает подробное описание разных слоев дворянства: столичного и поместного, а также и крестьянства, их быта и нравов. Такого широкого охвата жизни еще не было ни в одном произведении мировой литературы.

За этот-то широчайший охват современной поэту жизни России, за глубину типических образов и богатство идей критик Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни».

Образ «золотой» молодежи в романе

В первой главе Пушкин повествует об образе жизни представителей «золотой» молодежи в лице Евгения Онегина, говорит о воспитании и образовании молодежи. Онегин, главный герой романа, был воспитан по обычаю светского общества, гувернером-французом. Такое воспитание было далеко от русского национального воспитания:

«Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил».

«Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

Онегин был по, мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Ученый малый, но педант.

Имел ни счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм».

Пушкин был строг к недостаткам образования светской молодежи, однако отмечал, что круг чтения Онегина был интересен и значителен. Он мог потолковать об Ювенале, римском сатирике 1 века н. э., знал историю Рима: «От Ромула до наших дней хранил он в памяти своей», «бранил Гомера, Феокрита». Дворянская интеллигенция осуждала Гомера за воспевание царей. «Зато читал Адама Смита», английского политэконома, прогрессивного для своего времени.

В образовании Евгения Онегина чувствовалась свободолюбивая направленность. Кругозор его не был узок, он не стоял в стороне от интересов своего времени. Автор большое место отводит описанию одного дня своего героя: позднее вставание, приглашения в постели, прогулка по бульвару, обед в модном ресторане, театр, бал, возвращение домой утром.

«Бывало, он ещё в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник.

Куда ж поскачет мой проказник?

С кого начнет он? Всё равно:

Везде поспеть немудрено».

Круг его знакомых свидетельствует о том, что он не был пустым человеком: Каверин – гусар, офицер, человек образованный, он был членом «Союза благоденствия». Пушкин много рассуждает о театре того времени, о драматурге Фонвизине, о русской актрисе Семёновой, о знаменитой русской балерине Истоминой:

«Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна».

Поэт как бы спорит с охлажденным мнением Онегина, которому надоели балеты Дидло.

Рассказывая о быте и жизни дворянского общества, поэт говорит о простых людях. Крепостные слуги, ожидающие на морозе своих господ, сидящих в креслах,

«И кучера, вокруг огней,

Бранят господ и бьют в ладони:

А уж Онегин вышел вон;

Домой одеться едет он».

После театра герой романа в своем кабинете готовится к балу. Описание кабинета заслуживает внимания: фарфор, бронза, янтарь, «духи в граненом хрустале» и т.д.

«Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам,

Всё, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной,-

Всё украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет».

Еще в 18 веке просветитель Н. И. Новиков писал в своем сатирическом журнале «Трутень» о прибытии кораблей из Франции: на них привезены в Петербург предметы роскоши, а «из Петербургского порта на те же корабли грузить будут… наши безделицы, как пеньку, железо, юфть, сало, свечи, полотна и прочее». За пятьдесят лет - от Новикова до Пушкина – характер торговли почти не изменился. И читатель чувствует горечь автора романа за этими, казалось бы, легкими, шутливыми стихами о русской заграничной торговле.

Так уже с первой главы роман охватывает самые разнообразные стороны жизни страны.

«Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит…»

Онегин спит «за полдень», а затем все начинается сначала: жизнь его «однообразна и пестра, И завтра то же, что вчера». Мотив скуки, усталости и разочарования, возникший ещё в рассказе о посещении Онегиным театра, звучит все сильнее:

«Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу…»

Ему все надоело, он пытается найти смысл жизни в чтении книг, но напрасно. Получив известие о болезни дяди, Онегин едет в деревню, вступает во владение поместьем. Природа, уединенные поля, журчанье тихого ручья не исцелили его от тоски. Мы узнаем, что жизнь, освобожденная от труда и забот, не могла удовлетворить не только Онегина, но и всех представителей дворянской молодежи. У него появляется неудовлетворенность жизнью, существующим строем. Это чувство было знакомо и самому автору романа:

«С ним подружился я в то время,

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум».

Пушкин проводит своего героя через ряд испытаний. Мы узнаем, что Онегин в деревне становится богатым помещиком:

«Заводов, вод, лесов, земель

Хозяин полный».

Его соседи – провинциальные помещики. Он решил облегчить положение крепостных крестьян:

«В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил».

Провинциальное дворянство

Столичное и провинциальное дворянское общество в романе не является однородным. Провинциальное поместное дворянство состояло не только из Буяновых и Петушковых. Ведь и Ленский, «помещик новый, в свою деревню прискакал». В авторской характеристике Ленского обращаем внимание на строки:

«…Поклонник Канта и поэт,

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч».

Татьяна по своему социальному положению так же принадлежит к этому кругу. Наряду с отрицательными, почти карикатурными фигурами московского и петербургского дворянства, поэт выводит людей совсем другого типа. Сам Онегин – петербургский дворянин, в Москве к Татьяне «как-то Вяземский подсел И душу ей занять успел».

Образ дяди Онегина мимоходом затронут в нескольких строках третьей строфы, но запоминается хорошо, очень уж выразительно немногими словами создана картина существования «деревенского старожила». Содержание дядиных шкафов – «тетрадь расхода, В другом наливок целый строй, Кувшины с яблочной водой, и Календарь осьмого года» - образно раскрывает пустоту, безделье и застой этой жизни. К картине его жизни в рассказе Анисьи добавляются еще штрихи совершенно такого же порядка: старый барии «бывало в воскресенье здесь под окном, надев очки, играть изволил в дурачки» с ключницей.

В главе второй романа воссоздана живая картина жизни стариков Лариных- типичных провинциальных помещиков средней руки. Читая строфы, посвященные Лариным, я отмечаю, что Пушкин показал самое существенное в характере их жизни. Вот госпожа Ларина, в молодости – московская барышня с сентиментальными, в соответствии с эпохой, увлечениями, с пристрастием к иностранным именам и модам, а теперь полновластная хозяйка именья, помещица-крепостница:

«Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь –

Все это мужа не спросясь».

Поэт кратко воссоздает уклад жизни Лариных, быт:

«Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день тройцын, когда народ

Зевая слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям

Носили блюды по чинам».

Чувствуется, что автор говорит о привычном значении, а не религиозном содержании бытовых обрядов: молебен и квас, любовь к качелям и говения. Народ «зевая слушает молебен». Это говорит о том, что им он не интересен. В повествовании о жизни и быте стариков Лариных, несмотря на некоторую иронию, несмотря на то, что Пушкин не забыл упомянуть, что Ларина «брила лбы» и «служанок била», мы все же чувствуем некоторое добродушие автора. Пушкина привлекает простота отношений, ещё сохранившаяся у Лариных патриархальность, связь с традиционными русскими обычаями. Здесь нет той пропасти, какой отдалена от народа группа дворянства светского, аристократического.

В пятой главе добродушная ирония переходит в сарказм, когда Пушкин изображает гостей в доме Лариных:

«С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов;

Уездный франтик Петушков,

Мой брат двоюродный, Буянов

В пуху, в картузе с козырьком

(Как вам, конечно, он знаком)

И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут».

Пушкин подчеркивает, что все помещики – крепостники. Ларина бьёт служанок, в наказание отдает крестьян в солдаты, замуж выдавала молодых крестьянок «по страсти» - приказчик и староста избивали, говорит няня о своем раннем замужестве.

Старая Филиппьевна рассказывает Татьяне о своем замужестве, и в рассказе её встает картина бесправного положения крепостной девушки и женщины. В примечании к рассказу няни в рукописи романа Пушкин записал: «Кто-то спрашивал у старухи: по страсти ли, бабушка, вышла ты замуж? – По страсти, родимый, - отвечала она: - приказчик и староста обещались меня до полусмерти прибить. – В старину свадьбы, как судьбы, обыкновенно были пристрастны».

Картины родной природы постоянно включают образы живущего среди этой природы народа: «Зима, крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь»; «В избушке, распевая, дева прядет». «Пастух не гонит уж коров из хлева»… и т.д.

Таким образом, в романе, где центральное место занимает жизнь дворянского общества, мы находим и отражение жизни крепостного крестьянства. Это одна из тем «энциклопедии русской жизни».

Столичное дворянство

Жизнь столичного дворянства – петербургского и московского – также отражена во многих главах романа.

В седьмой главе изображена жизнь московского общества. Татьяну «развозят» по родственным обедам, и «родственникам» посвящена строфа откровенно сатирического характера:

«Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерия Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп…».

Опять ряд, казалось бы, мелких деталей: тюлевый чепец, глупость Ивана Петровича, скупость Семена Петровича, шпиц Пелагеи Николавны и т.д. Но в результате – впечатление жизненной пустоты, застоя. Может быть, это – старики, а молодое поколение занято более значительными вещами? Нет.

«Татьяна вслушаться желает

В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор…»

В дворянском собрании «кажут франты записные свое нахальство, свой жилет и невнимательный лорнет».

Неудивительно, что Татьяне «душно здесь»… Только появление Вяземского напоминает нам, что и в этой среде не все одинаковы, есть и какие-то живые силы.

Наибольшую остроту приобретает сатира Пушкина в изображении Петербургского света в восьмой главе романа, в строфах, посвященных зарисовкам гостей в доме Татьяны. «Проласов, заслуживший известность низостью души», «другой – диктатор бальный стоял картинкою журнальной, румян как вербный херувим…» и «путешественник залетный, перекрахмаленный нахал…» Это – «цвет столицы, и знать, и моды образы, везде встречаемые лица, необходимые глупцы». В исключенных из окончательного текста стихах поэт вводил в число гостей ещё некоторых лиц:

«…Тут был во всех своих звездах

Правленья цензор непреклонный

(Недавно грозный сей Катон

За взятки места был лишен);

Тут был ещё сенатор сонный,

Проведший с картами свой век,

Для власти нужный человек.»

Конечно, отношение автора к высшему свету резко отрицательное. Он отмечает пустоту их интересов, пошлость, бессодержательность бесед высшего света. На фоне этих «глупцов» Татьяна, Онегин и Ленский являются умными, передовыми представителями дворянского класса. Из их среды вышли будущие демократы.

Подведем итоги

Итак, роман Пушкина «Евгений Онегин» освещает целый круг вопросов жизни, моральных и эстетических, которые волнуют и теперь людей нашего времени. Работая над этой темой, я пришел к выводу: современная молодежь думает о человеческих характерах и чувствах, о любви и дружбе, о верности и измене, о связи поколений, о глубине чувств, о порядочности, честности и лжи. Гений мудрого поэта сумел разрешить все эти проблемы жизни и помочь нам, молодым, идущим в самостоятельную жизнь людям.

Список литературы:

1. А. С. Пушкин «Сочинения. Том третий», Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1957

2. К. П. Лахостский «Пушкин в школе», УЧПЕДГИЗ., Ленинград, 1956

3. Н. К. Семенова «Русская Литература 8 класс», Просвещение, Москва, 1972

Рецензия

Поэзию Пушкина я полюбил еще в детстве Мой выбор темы Поэзию Пушкина я полюбил еще в детстве. Мама часто читала мне книжки русских писателей, а бабушка расска

Роман «Евгений Онегин» - реалистическое произведение. А. С. Пушкин изобразил в нем современное ему дворянское общество 20-х годов XIX века, детально показав при этом, как и чем живут дворяне не только в обеих столицах, но и в провинции.
Для петербургского дворянства характерны суетность и ми- шурность: «везде поспеть немудрено». День главного героя Евгения Онегина - воплощение суеты:
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенъя? В самом деле,
Три дома на вечер зовут...
А затем - сменяющие друг друга развлечения. Онегин живет по часам, не придавая смысла тому, что делает. День у него начинается после полудня, он встает поздно - это одна из черт жизни аристократов. После обеда Онегин едет в театр, хотя тот и потерял для него очарование, стал чем-то обыденным, надоевшим:
Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят...
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.
Бал начинался в девять или десять часов вечера, но в обычае светских молодых людей было принято приезжать за полночь. После ночного развлечения Онегин отправлялся спать:
Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он.
Евгений в рамках того времени был человеком достаточно высокообразованным и хорошо воспитанным, хотя учился и воспитывался дома:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно.
А еще Пушкин отмечает, что Онегин «острижен по последней моде». В кабинете у героя «янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе, духи в граненом хрустале».
В этом столичном обществе превыше всего ставится общественное мнение, которое создает особенный тип поведения:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Основная черта провинциального дворянства - патриархальность, верность старине:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины.
Среди провинциальных развлечений особое место занимает бал, причем новые веяния еще не проникли в глубинку, и поэтому в танцах господствует традиция:
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы.
В провинции женщины читают в основном сентиментальные романы. Круг чтения Татьяны типичен для деревенской барышни: романы Ричардсона и Руссо, сонник Мартына Задеки.
Деревенские жители много едят. Пушкин с удовольствием описывает деревенские разносолы. Еда составляет чуть ли не самую существенную часть деревенской жизни.
Поместные дворяне - одна большая семья. Они любят посудачить друг с другом. Взаимоотношения дворян с крестьянами не являются самостоятельной темой в романе, о них лишь упоминается в связи с характеристикой основных действующих лиц:
Ярем он барщины, старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зеркалом поместного дворянства может служить семья Лариных. Пушкин подробно описывает их быт. Мать Ольги и Татьяны в молодости была московской барышней. Потом она вышла замуж за помещика, сначала плакала, а потом привыкла, стала полновластной хозяйкой:
Она езжала по работам
Солила на зиму грибы.
В романе изображены также гости Лариных, которые приехали на именины Татьяны:
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая...
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.
Нетрудно заметить, что у всех гостей «говорящие» фамилии. И конечно же, все они неисправимые консерваторы. Когда Онегин заменил барщину оброком, они назвали его опаснейшим чудаком и дружбу с ним прекратили.
Там же, в деревне, встречались и лучшие представители дворянства. Таковы Ленский и Онегин. Ленский стал близким другом Евгению. Он увлекался модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни мечтательной романтической поэзией. У Ленского много прекрасных задатков, но ему недостает знания и понимания действительности. Он воспринимает людей как романтик и мечтатель.
Как и Онегину, Ленскому чуждо общество провинциального дворянства с его узкими интересами, но он идеализирует Ольгу Ларину - обыкновенную девушку, которая легкомысленно относится к любви. Ее образ - это пародия на сентиментальный портрет.
Центральный женский образ в романе - образ Татьяны Лариной. Пушкин называет свою героиню «русскою душою», «милым идеалом». В характере Татьяны есть черты, которые роднят ее и с Онегиным и с Ленским. Татьяна поражает своеобразием, самобытностью. Онегин «нелюдим», живет «анахоретом», и Таня «в семье своей родной казалась девочкой чужой». Одинокой она чувствует себя и в деревне, и в высшем свете. Она проста и искренна.
Татьяну воспитывала крепостная няня. Няня Татьяны - подлинный представитель женщин из простого народа. Она рассказывает в романе о судьбе женщины-крестьянки.
Жизнь в провинции течет размеренно, однообразно, но в то же время она не лишена определенного практического смысла, а в жизни московского общества «не видно перемен», «все на старый образец». В гостиных можно услышать бессвязный вздор. В дворянском собрании собираются, чтобы показать новый жилет, похвастаться тем и этим. Московская жизнь скучна и пуста. Все в ней бледно, равнодушно: «Они клевещут даже скучно». Вообще же Москва представляет собой как бы промежуточное звено между провинцией и Петербургом.
«Евгений Онегин» - в высшей степени оригинальное и национальное русское произведение. Роман Пушкина составил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе.

Выдающийся критик девятнадцатого века Виссарион Гри­горьевич Белинский назвал роман в стихах Александра Серге­евича Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». В этом произведении автор в той или иной мере ото­бразил все социальные слои русского общества. Но наиболее полно он обрисовал быт и нравы дворянства, господствующе­го класса того времени, — класса, к которому принадлежал и сам поэт.

В романе мы встречаем изображение трех разрядов, трех социальных срезов дворянского общества: это, во-первых, пе­тербургский высший свет; во-вторых, мелкопоместная сель­ская среда; и в-третьих — московское патриархальное дворян­ство. Эти три группы имеют между собой как черты сходства, так и черты различия.

Чтобы увидеть черты различия, нужно вспомнить, как об­рисована в «Евгении Онегине» каждая из трех групп.

В начале романа мы вместе с заглавным героем оказываем­ся в Петербурге — столице Российской империи. Петербург первой четверти девятнадцатого столетия был центром поли­тики и культуры. Образ жизни Онегина является типичным для молодежи того времени. Его жизнь проходит в постоянной праздности, бесконечных развлечениях:

Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник.

Куда ж поскачет мой проказник?

С кого начнет он? Все равно:

Везде поспеть немудрено.

Жизнь в Петербурге строится по европейскому образцу, что видно и по моде, и по обилию «иноплеменных слов». Но при всей кажущейся наполненности и быстром темпе жиз­ни, она, по замечанию поэта, «однообразна и пестра». Не­удивительно поэтому, что главным героям романа, стоящи­ми над своей средой, такая жизнь кажется никчемной. Оне­гин быстро в ней разочаровывается, а Татьяна, став после замужества видной представительницей высшего света, дает ему такие характеристики: «постылой жизни мишура» и «ве­тошь маскарада».

Совершенно иной образ жизни ведут мелкопоместные дво­ряне, подробно показанные на примере семьи Лариных. Их быт ближе к народному. Ларины сохранили «привычки милой старины». Но при этом «милая старушка» Ларина оказывает­ся заядлой крепостницей: она «служанок била осердясь», как госпожа Простакова в «Недоросле» Фонвизина, «брила лбы» мужикам, то есть отправляла их служить в армию. А ее поме­щичья жадность проявлялась в том, что крестьянские девуш­ки, собирая ягоды для хозяев, должны были все время петь: «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели».

В среде поместного дворянства фактически нет никакой духовной жизни. Отец Татьяны Дмитрий Ларин считал книги «пустой игрушкой», а покойный дядя Онегина, как «деревен­ский старожил», занимался главным образом тем, что «с ключ­ницей бранился, в окно смотрел и мух давил».

Выделяются из этой среды сам Онегин и его друг Ленский — романтический юноша, получивший образование в Германии. В их общении заметно кипение молодой мысли:

Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые.

Однако, рисуя возможное будущее Ленского, если бы тот не был убит на дуэли, Пушкин весьма ироничен. Он предпо­лагает, что молодой романтик, под влиянием обыденной сель­ской жизни, со временем мог бы повторить типичную судьбу поместного дворянина:

Узнал бы жизнь на самом деле,

Подагру в сорок лет имел,

Пил, ел, скучал, толстел, хирел И наконец в своей постеле Скончался б посреди детей,

Плаксивых баб и лекарей.

Нет принципиальных отличий от сельского помещика и в жизни московского дворянства. Когда Татьяну привозят в Москву «на ярманку невест», Пушкин подробно рисует нам московское общество. В отличие от петербургского высшего света, ориентированного на Запад, московские жители ведут патриархальный образ жизни, который очень похож на тот, что описан в комедии Грибоедова «Горе от ума». Здесь «всё на ста­рый образец». Застылость, малоподвижность московской жиз­ни подчеркивается и обилием существительных в этой части романа. В то время как динамичность Петербурга создается использованием преимущественно глаголов.

В описании московского дворянского общества Пушкин щедро пользуется сатирическими красками. Разговоры в мос­ковских гостиных — это «бессвязный пошлый вздор», где «не вспыхнет мысли в целы сутки». В целом изображение быта и нравов дворянства в романе Пушкина «Евгений Онегин» пока­зывает историческую обреченность этого класса, не способно­го вести Россию по пути прогресса.