Философия фуги. Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха. Орган. Гомофония, полифония, фуга. презентация к уроку по музыке на тему

Цели урока:

  1. расширение кругозора учащихся,
  2. воспитание музыкальной культуры и духовности на основе знакомства с музыкальным творчеством И.С. Баха.

Задачи урока:

  • продолжить знакомство с творчеством и биографией И.С. Баха (в том числе через самостоятельную поисковую работу с раздаточным материалом);
  • закрепить понятие «фуга»;
  • раскрыть понятия «полифония» и «гомофония»;
  • подвести учащихся к осознанию личности композитора и глубины его творчества.

Наглядные пособия:

1. мультимедийная презентация* (см. Приложение 1 );
2. портрет И.С. Баха;
3. раздаточный материал (см. Таблицы в тексте);
4. карточки «полифония» и «гомофония»;
5. нотный материал для пения.

Музыкальный материал:

1. И. Бах Токката и фуга (d-moll)
2. И. Бах Органная фуга (g-moll)
3. И. Бах Фуга c-moll («Хорошо темперированный клавир», I том)
4. П. Чайковский «Баркарола» (из цикла «Времена года»)
5. И. Бах Фуга C-dur («Хорошо темперированный клавир», I том)
6. Немецкая народная песня «Музыканты»

* Полную версию презентации можно получить, связавшись с автором по электронному адресу: [email protected]

ХОД УРОКА

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Прослушивание экспозиции Токкаты (ре минор) И. Баха.

2. Учитель:

«Его искусство и учит, …и утешает, в нём столько мудрости и теплоты…»

Музыка какого композитора звучала?
- Что можно сказать о музыке И. Баха? (ответы учащихся)

Звучанье Баха
Снова первозданно,
Его дыханье
Рвется в вышину.
И мы у этой пленницы органа –
У музыки,
У музыки в плену.

То гром грозы,
То оклик океана,
То вздох дождя,
То колокола стон,
То звук слезы,
Сорвавшейся нежданно,
А то ручья
Веселый перезвон…

…Так слит со сводом Домского собора
Весь небосвод со звездной высотой,
Как ты со мною жаждою простора,
Как я с тобою сердцем и мечтой.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3. Тема урока , постановка задач перед учащимися (Слайд 1 Приложение 1 )

4. Повторение пройденного материала по биографии композитора .

Учитель:

Что мы знаем о Бахе? (ученики перечисляют знакомые биографические факты)

5. Основные периоды творчества И.С. Баха.

Объяснение работы с раздаточным материалом : пронумеровать материал в верной последовательности, опираясь на сообщение учащегося и презентацию по теме, для дальнейшего вклеивания в тетрадь в хронологическом порядке.

Бах служил городским органистом в церкви.

Кётен (1717 – 1723)

Основные периоды творчества И.С. Баха

Инструментальный период творчества:

писал клавирную и оркестровую музыку .

Бах служил капельмейстером при дворе.

Лейпциг (1723 – 1750)

Органный период творчества:

писал произведения для органа .

Кантатно-ораториальный период творчества:

писал вокально-инструментальные произведения :

кантаты, оратории.

Веймар (1708 – 1717)

Бах служил кантором (руководителем хора)

певческой школы при церкви.

Рассказ учащегося по презентации об основных периодах творчества И.С. Баха (самостоятельная работа класса с раздаточным материалом).

6. Пропевание темы Органной фуги (соль минор) И. Баха (транспонируя) .

7. Прослушивание экспозиции Органной фуги (соль минор) И. Баха.

Проследить за тем, сколько раз и как будет звучать тема.

8. Анализ музыки :

- Сколько раз звучала тема? (4)

Всегда ли она звучала одинаково? Что менялось? (тема звучала в разных регистрах)

Как называются такие произведения? (фуги)

- Как строится фуга? (как беседа равноправных собеседников)

Проверка в музыкальном словаре (Слайд 5 Приложение 1 )

9. Объяснение понятий «полифония» и «гомофония» (читаем определение).

10. Музыкальный тест на определение фактуры (полифония, гомофония):

И. Бах Фуга c-moll («Хорошо темперированный клавир», I том);

П. Чайковский «Баркарола» (из цикла «Времена года»);

И. Бах Фуга C-dur («Хорошо темперированный клавир», I том).

(Устная работа с карточками: «полифония», «гомофония»)

11. Немецкая народная песня «Музыканты»

Учитель:

В какой фактуре звучит следующее произведение? – исполнение на фортепиано (гомофония)

Мог бы такую музыку сочинить И.С. Бах?(ответы учащихся)

Это немецкая народная песня, а, как известно, Бах очень любил народное творчество, даже использовал темы некоторых народных песен в своих произведениях.

Разучивание по нотам

12. Учитель:

Ребята, я вам аккомпанировала на фортепиано. А кто знает, какой инструмент был прародителем фортепиано? (клавесин)

А ведь в игре на клавесине, так же как и на органе (самом любимом инструменте Баха) композитору среди его талантливых современников не было равных!

13. Составление паспорта органа .

- Объяснение сути самостоятельной работы (с раздаточным материалом).

Рассказ учащегося об органе (Слайд 7 Приложение 1 )

Выполнение учащимися самостоятельной работы по карточкам (учащиеся вписывают верные ответы на вопросы).

Где в нашем городе расположены органы? Сколько их?

(Отвечают дети, готовившие Д/з)

14. Прослушивание Органной фуги (соль минор) И. Баха (целиком).

Письменное задание – размышление (Слайд 8 Приложение 1 )

15. Обсуждение : дети зачитывают свои размышления.

Вывод:

Сам Бах - философ, он мудрый, возвышенный, живущий в гармонии с самим собой.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

16. Итог урока. Учитель: - Ребята, сегодня мы с вами прикоснулись к творчеству великого И.С. Баха, и мне бы хотелось услышать ваши ответы на вопросы:

  • С какими разновидностями музыкальной фактуры мы познакомились?
  • Какая из них главная в музыке И.С.Баха? (Слайд 9 Приложение 1 )

Великий Бах, ты музыка Вселенной, Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.

Ручьём сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья -
Почувствует бессмертия восторг.

17. Учитель: Друзья, сегодня мы провели с вами замечательные минуты общения с музыкой И.С. Баха. Я благодарю вас за сотрудничество. До новых встреч!

«Песни о войне» - Исследовательская работа: ««Кто сказал, что места нету песне на войне…». Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. Не топтать фашистским гадам Степи и угодины. «Темная ночь». К.Листова, сл. Идея «оживить» эпизод в землянке лирической песней возникла спонтанно. музыка Анатолия Новикова слова - Якова Шведова.

«Джаз» - Джаз-бэнд (jazz – живость, энергия band – команда, оркестр). Рэгтайм. Джаз. JAZZ. Как появился джаз Джаз-бэнд Великие исполнители. Джордж Гершвин Автопортрет (1898-1937). Blues - уныние, печаль. Rag - рваный tame - время. Новый Орлеан начало XX века. Элла Фицждеральд. Ритм. Блюз. Колыбельная. Луи Армстронг.

«Военные песни» - Песни с ветеранами старели, Но в строю остались до сих пор. Песни военных лет. Буторина Светлана Викторовна Учитель математики МОУ Бакчарская СОШ. Премьера песни состоялась в 1938 году. Песня “Катюша” Музыка М.И.Блантера, слова М.В.Исаковского. Написанная для фильма “Два бойца” . Тематический классный час.

«Молодёжные музыкальные культуры» - Жанр рок-оперы объединил в себе черты рока и классической музыки. Этническая музыка. Классический музыкальный авангард (avant-garde). Рэп (rap). Родина рэпа - бедный район Нью-Йорка – Южный Бронкс. Рейв (rave). Хэви - метал (heavy metal). Мюзикл (musical). Поп-музыка (pop music). Глэм-рок (glam rock).

«Джаз музыка» - Направления джаза. Цель: дать представление об истоках джаза, особенностях джазовой музыки. Джаз - дитя двух культур. Инструменты джазистов. Истоками джаза считаются: Блюзы Рэгтаймы Спиричуэлсы. Что такое джаз? История джаза- часть истории 20-го века. Джаз многолик. Труба Тромбон Кларнет Рояль Контрабас Гитара Банджо.

«Песня танец марш» - Танец. Опера – музыкальный спектакль, где артисты поют. Марш. Марш приведёт нас в симфонию. Куда ведут нас три кита? Песня. В балете участвуют танцоры, оркестр, управляет дирижёр. Три кита в музыке. В опере участвуют солисты, хор, оркестр. Танец приведёт нас в балет. Танец приведёт нас в оперу. Марш приведёт нас в балет.

Всего в теме 12 презентаций

Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха.Орган: внешний вид, клавиатура, регистры. Понятия гомофония и полифогия. Форма полифонической музыки - фуга.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах

Орган – клавишно - духовой инструмент

Город Эйзенах. В этом доме родился И.С.Бах

Родоначальник семьи – Фейт Бах (пекарь по профессии) Любимая семейная музыкальная игра – импровизация (= мгновенное придумывание) «Кто во что горазд».

Так юный Бах получил первые знания о многоголосии (=полифонии) Отец Баха был придворным и городским музыкантом.

Город Арнштадт. Первое место работы Баха

Орган в церкви, на котором играл Бах

Старинный немецкий городок Веймар.

Дом в Веймаре, в котором жил Бах.

В Веймаре было создано большинство знаменитых произведений. Расцвет таланта Баха.

Старинный немецкий город Дрезден.

В Дрездене должно было состояться состязание Баха с французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном

Город Лейпциг.

Церковь Святого Фомы в Лейпциге, где работал И.С.Бах

В Лейпциге Бах был кантором (= учителем музыки, дирижёром хора, органистом и церковным композитором) в школе при церкви Святого Фомы. Он занимался хором певчих и сочинял много вокальной музыки.

Четверо сыновей Баха стали талантливыми композиторами, вошедшими в историю.

Памятник Баху в Арнштадте.

Памятник И.С.Баху

Памятник Баху в Лейпциге.

Могила И.С.Баха в церкви Святого Фомы в городе Лейпциге

Склад (стиль) музыки гомофония (гомо - один) (фонос – звучащий) Один голос (мелодия) главный, другие аккомпанируют, помогают ему. полифония (поли - много) (фонос – звучащий) Все голоса важны и равны.

Форма полифонической музыки ФУГА (от лат. – «бег», «погоня», «быстрое течение») наивысшее достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов(мелодий), каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет (в основном или изменённом виде) тему - короткую мелодию, проходящую через всю фугу.

«Каждый голос в сочинении – это личность, а многоголосное сочинение – беседа между этими личностями, и надо ставить за правило, чтобы каждая из личностей говорила хорошо и вовремя, а если не имеет, что сказать, то лучше бы молчала и ждала, пока не дойдёт до неё очередь» И.С.Бах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки "Композиторы Орловщины"

Презентация "Композиторы Орловщины" может стать частью урока в 5 классе "Мир композитора. С веком наравне" как национально-региональный компонент. Презентация знакомит учащихся с творчеством Е.Дербенк...

"Книжная графика". Рождение книги. Конструкция книги.Презентации к урокам ИЗО в средней школе

В презентации "Рождение книги" кратко рассказывается об этапах появления письменности и история появления книги как таковой. Возможно использование как в начальной, так и в средней школе не тольк...

Данная презентация предназаначена для урока музыки в 5 классе, по программе Сергеевой, Критской, по теме "Всю жизнь мою несу Родину в душе"...

Токката и фуга ре минор, - произведение для органа, приписываемое Иоганну Себастьяну Баху и предположительно написанное им во время его пребывания в Веймаре в качестве придворного органиста (). Это сочинение своим мощным звучанием, виртуозными средствами, драматизмом близко оперно-ораториальной музыке.




Характерная черта токкат состоит в том, что технические фигуры постоянно проводятся в пьесе то в левой, то в правой руке. Токката - свободный виртуозный жанр, где чередуются эпизоды с техникой пассажного склада, с дугообразными имитационными построениями, с аккордовым звучанием и гармонической полнотой. Сочетание контрастных по характеру и типу изложения музыкальных построений – признак токкаты.






Особенностью этого полифонического цикла является непрерывность развития музыкального материала (без перерыва между токкатой и фугой). Размер произведения 4/4. Оно имеет три раздела: токкату, фугу и коду, которая, перекликаясь с токкатой, образует тематическую арку. Так складывается трёх частность.


Токката начинается ярко выделяющимся мордентом, который повторяется октавой ниже. Секвенции, пассажи начала произведения звучат напряженно. В токкате нет противопоставления внутренних контрастных образов. Каждое построение отделено одно от другого яркими каденциями.


Первые 2 построения - свободное варьирование темы. 3-е заключительное построение суммирует весь материал и его развитие. Напряженность движения возрастает от раздела к разделу. Начинаясь с allegro, токката заканчивается в темпе adagio на третьей ступени ре минора (фа), что добавляет незавершенность и дает понять, что это ещё не финал.





Выдержанные противосложения и сложные контрапунктические приемы развития уступают место свободной разработке с использованием разнообразного материала. Частые развернутые в большие построения интермедии вносят в фугу элемент импровизационности. Интермедия и средняя часть отклоняются в параллельный тонике фа мажор.


Реприза возвращает фугу в ре минор и начинается со стретты. Внутреннюю часть 2-х частей цикла закрепляет кода фуги, напоминающая токкату из-за контрастных эпизодов. Пьеса завершается плагальной каденцией от субдоминантового трезвучия к тоническому секстаккорду.


первая часть фактически заканчивается на 3-й четверти 49-го такта, т. е. на 195-й (48 4 + 3) четверти a1 = 195. первая часть фактически заканчивается на 3-й четверти 49-го такта, т. е. на 195-й (48 4 + 3) четверти a1 = 195. Хроматическая фантазия разделена на первую и вторую части в золотой пропорции:


Русский советский музыковед Э. К. Розенов (1861-1935) Вывод: Хроматическая фантазия, произведение свободного по форме жанра, буквально соткано из золотых пропорций. Пожалуй, эстетическое впечатление от математического анализа Хроматической фантазии имеет не меньшую силу, чем прослушивание бессмертного творения Баха. А взятые вместе - чувственное впечатление и рациональный анализ, безусловно, позволяют еще на один шаг приблизиться к сокровенным тайникам гения.


Фуга Фуга (от лат. fuga - бег) является наиболее совершенной формой многоголосной музыки (полифонии). Фуга строится на многократных проведениях основной музыкальной темы в разных голосах. Проведения основной темы обычно перемежаются в фуге с промежуточными вставками, интермедиями Фуга в отличие от фантазии имеет четко определенный закон построения Но тем не менее точность "математического" построения фуги ре минор просто поражает!


7 пар"проведение-интермедия" пять пар строго подчиняются закону золотого сечения. Строение фуги ре минор И. С. Баха: Целые числа указывают число четвертей в фуге Дробные - теоретическое значение золотых сечений Золотые пропорции в более крупных частях фуги отмечены фигурными скобками Центры симметрии – кружками П – проведение И - интермедия.


Вывод: Простой математический анализ, не выходящий за рамки арифметики, позволяет совершенно иными глазами взглянуть на музыкальное произведение, увидеть его скрытую внутреннюю красоту, которую мы только ощущаем, слушая произведение, и которую мы "видим", проводя его математический анализ.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.