Грибоедов где. Александр грибоедов - биография, информация, личная жизнь. Гибель в Персии

1790, Москва - 30.1(11.2).1829, Тегеран; похоронен в Тифлисе], русский драматург, поэт, дипломат, литературный критик, пианист-импровизатор. Из дворянского рода. Учился первоначально дома, при содействии профессоров Московского университета, затем в Московском университетском благородном пансионе (1806) и на словесном отделении Московского университета (1806-08), позднее слушал лекции на этико-политическом отделении и был произведён в кандидаты права (1810); вплоть до 1812 года оставался в университете, изучая математику и естественные науки. В июле 1812 зачислен корнетом в Московский гусарский полк, в декабре того же года переведён в Иркутский гусарский полк. С ноября 1813 служил при штабе начальника Кавалерийских резервов генерала А. С. Кологривова; в марте 1816 вышел в отставку. В июне 1817 поступил на службу в Коллегию иностранных дел губернским секретарём, в декабре 1817 получил должность переводчика. В июле 1818 назначен секретарём при поверенном в Персии, в 1822 - секретарём «по дипломатической части» при главноуправляющем Грузией генерале А. П. Ермолове. В декабре 1824 избран членом Вольного общества любителей российской словесности. 22.1.1826 арестован по делу о восстании декабристов, 2.6.1826 освобождён с «очистительным аттестатом». После назначения генерала И. Ф. Паскевича (женатого на двоюродной сестре Грибоедова) командиром Отдельного Кавказского корпуса Грибоедов занимался «заграничными сношениями» с Турцией и Персией, участвовал в подготовке нереализованного проекта Российской Закавказской компании, внёс значительный вклад в подготовку Туркманчайского мира 1828 (в марте 1828 доставил текст договора в Санкт-Петербург, где Грибоедова принял Николай I, наградив чином статского советника и орденом Святой Анны 2-й степени с алмазами). Летом 1828 Грибоедов выехал в Персию в ранге полномочного министра Российской императорской миссии. В августе того же года женился на дочери поэта А. Чавчавадзе - Нине Александровне. Убит в Тегеране разъярённой толпой, ворвавшейся в здание российского посольства.

Литературная деятельность Грибоедова началась в 1814 году публицистическими статьями «Письмо из Брест-Литовска к издателю» и «О кавалерийских резервах» (журнал «Вестник Европы») и продолжилась переводом пьесы К. де Лессера «Молодые супруги» (1815). В 1816 выступил как литературный критик с острополемической статьёй «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады "Ленора"», направленной против Н. И. Гнедича и косвенно против В. А. Жуковского, которая вызвала широкий резонанс. Вскоре Грибоедов сблизился с кругом П. А. Катенина и А. А. Шаховского, чьи литературные вкусы были далеки от «мечтательного романтизма» Жуковского и его единомышленников. Совместно с Шаховским и Н. И. Хмельницким написал комедию «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817), совместно с Катениным - комедию «Студент» (1817), в которой содержались откровенные насмешки над стилем К. Н. Батюшкова, Жуковского и В. Л. Пушкина, совместно с А. А. Жандром - комедию «Притворная неверность» (1818). Вместе с тем Грибоедов никогда не стремился к активному участию в борьбе литературных группировок, предпочитая независимость. Осенью 1823 он сблизился с П. А. Вяземским, убеждённым противником Шаховского и Катенина, и сочинил в соавторстве с ним водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (1824), после чего, формально не порывая с Вяземским, оказался в числе ближайших приятелей его злейшего врага - Ф. В. Булгарина.

А. С. Грибоедов. Портрет работы И. Н. Крамского. 1873. Третьяковская галерея (Москва).

Лирика Грибоедова и отрывки незавершённых поэм почти не привлекли внимания современников: его опыты в этом роде («Кальянчи», 1820-21; «Давид», 1823; «Хищники на Чегеме», 1825; «Там, где вьётся Алазань...», 1826, и др.) принципиально не отличались от многочисленных в 1820-е годы сочинений в «библейском» и «восточном» стилях. В историю русской литературы Грибоедов вошёл как автор комедии «Горе от ума» [основной текст - 1824; 1-е издание, 1833 (с цензурными изъятиями); первые полные издания - 1858 (за границей), 1862 (в России); первые постановки: любительскими труппами - 1827-28, Кавказ; профессиональными труппами - 1831, Санкт-Петербург (январь), Москва (ноябрь)], в обсуждении которой приняли участие несколько поколений русских писателей (М. А. Дмитриев, А. А. Бестужев, О. М. Сомов, К. А. Полевой, В. Г. Белинский, А. А. Григорьев, И. А. Гончаров, Д. И. Писарев, Ф. М. Достоевский, Ю. И. Айхенвальд, М. О. Меньшиков и многих др.). Если потомки оценивали комедию, как правило, высоко, то современники (в том числе А. С. Пушкин, Вяземский, Д. В. Давыдов, А. А. Дельвиг) более сдержанно, поскольку созданный Грибоедовым образ культурной жизни московского дворянства оказался слишком далёким от реальности, а поведение главного героя воспринималось как не вполне адекватное: свои обличительные монологи он адресовал тем, кто ни согласиться с ним, ни понять его не мог. В «декабристской» среде, однако, видели в Чацком «героя века», образцового либерала, и именно это восприятие комедии оказалось востребованным во 2-й половине 19 и особенно в 20 веке.

Художественное своеобразие «Горя от ума» обусловлено стремлением Грибоедова к широкому синтезу выразительных возможностей классицизма и романтизма. С одной стороны, он учёл требование единства времени, места и действия, активнейшим образом использовал «говорящие» фамилии и ориентировался на традиционные сценические амплуа (резонёра, обманутого отца, хвастливого воина, комической старухи и др.). С другой стороны, с образом Чацкого, классического резонёра, не устающего негодовать на общественные нравы, соотнесены едва ли не все основные перипетии судьбы романтичного героя: одиночество (Чацкий противопоставлен не только консервативной Москве Фамусова, но и либеральной - Репетилова), странствие, изгнание и проклятие, воспоминания, крушение любви, которая понимается в полном соответствии с романтичной трактовкой конфликта идеала и действительности, и тому подобное. Исключительно сложной оказалась жанровая структура пьесы: традиция высокой комедии классицизма усложнялась взаимодействием с целым рядом иных форм, и в первую очередь с комедией салонной, которая наполнилась злободневным общественным содержанием. Первый монолог Чацкого представляет собой эпиграмматический цикл, а последующие в целом тяготеют к сатире, но при этом в них присутствуют и отдельные элегические мотивы; «сон» Софьи является пародией на баллады Жуковского, и т. д. Стиль комедии также отразил общее стремление Грибоедова к синтезу: салонная речь сочетается с просторечием, ирония - с патетической декламацией, краткие афористические реплики - с обширными монологами, точность высказывания - с приёмами словесной игры. Смысловая структура комедии - результат скептического переосмысления некоторых представлений, выдвинутых эпохой Просвещения (ум и чувство личного достоинства ведут человека не к счастью, а к горю).

Ряд литературных замыслов Грибоедов не успел реализовать (трагедии «1812-й год», «Грузинская ночь»). Из музыкальных сочинений Грибоедова сохранились 2 вальса (е-moll, As-dur).

Соч.: Полн. собр. сочинение / Под редакцией И. А. Шляпкина. СПб., 1899. Т. 1-2; Полн. собр. соч. / Под редакцией Н. К. Пиксанова. СПб., 1911-1917. Т. 1-3; Соч. в стихах. [Л.], 1967; Горе от ума / Изд. подготовил Н. К. Пиксанов при участии А. Л. Гришунина. М., 1987; Полн. собр. соч.: В 3 т. / Под редакцией С. А. Фомичева. СПб., 1995-1999. Т. 1-2.

Лит.: Веселовский Ал. Очерк первоначальной истории «Горя от ума» // Русский архив. 1874. Кн. I; Щеголев П. Е. Грибоедов и декабристы. (По архивным материалам). СПб., 1905; Пиксанов Н. К. Грибоедов и Мольер. (Переоценка традиции). [М.], 1922; он же. Грибоедов. Исследования и характеристики. Л., 1934; он же. Творческая история «Горя от ума». М., 1971; Гершензон М. О. Грибоедовская Москва. 3-е изд. М., 1928; Литературное наследство. М., 1946. Т. 47-48; А. С. Грибоедов. 1795-1829. Сборник статей. М., 1946; Попова О. И. Грибоедов - дипломат. М., 1964; Bonamour J. А. S. Griboedov et la vie littéraire de son temps. Р., 1965; Нечкина М. В. Грибоедов и декабристы. 3-е изд. М., 1977; А. С. Грибоедов: Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977; Гришунин А. Л. «Горе от ума» в литературно-общественном сознании XIX-XX вв. // Русская литература в историко-функциональном освещении. М., 1979; Лебедев А. А. Грибоедов: Факты и гипотезы. М., 1980; Грибоедов в воспоминаниях современников. М., 1980; Фомичев С. А. Грибоедов в Петербурге. Л., 1982; он же. Комедия Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. М., 1983; Мещеряков В. П. А. С. Грибоедов: Литературное окружение и восприятие (XIX - начало XX в.). Л., 1983; А. С. Грибоедов: Материалы к биографии. Л., 1989; Kelly L. Diplomacy and murder in Tehran: А. Griboyedov and imperial Russia’s mission to the Shah of Persia. L., 2002.

По «Убить пересмешника», а Патрика Зюскинда - по роману «Парфюмер». Перечисленные авторы и произведения – зарубежные, поэтому можно все списать на отсутствие переводов. Но как же тогда быть с отечественными авторами – с Александром Грибоедовым, например?

Детство и юность

Родился будущий писатель и дипломат в Москве. В учебниках по литературе пишут, что произошло это в январе 1785 года, однако специалисты в этом сомневаются – слишком удивительными тогда становятся некоторые факты из его биографии. Есть предположение, что Александр родился лет на пять раньше, а дату в документе написали другую, поскольку на момент рождения его родители не состояли в браке, что негативно воспринималось в те годы.

Кстати, в 1795 году у Александра Грибоедова родился брат Павел, который, к сожалению, скончался еще в младенческие годы. Скорее всего, именно его свидетельство о рождении позже послужило писателю. Саша родился в дворянской семье, которая вела свой род от перебравшегося в Россию поляка Яна Гжибовского. Фамилия Грибоедовых является дословным переводом фамилии поляка.

Мальчик рос любопытным, но в то же время степенным. Первое образование получал на дому, читая книги – отдельные исследователи подозревают, что это связано со скрытием даты рождения. Учителем Саши был популярный в те годы энциклопедист Иван Петрозалиус.


Несмотря на степенность, за Грибоедовым водились и хулиганские выходки: однажды, во время посещения католической церкви, мальчик исполнил на органе народную плясовую песню «Камаринская», чем поверг священнослужителей и посетителей церкви в шок. Позже, уже будучи студентом Московского государственного университета, Саша напишет едкую пародию под названием «Дмитрий Дрянской», что также выставит его в невыгодном свете.

Еще до учебы в МГУ Грибоедов поступил на обучение в Московский университетский благородный пансион в 1803 году. В 1806 поступает на словесное отделение Московского госуниверситета, которое оканчивает через 2 года.


После Грибоедов решает отучиться на еще двух отделениях – физико-математическом и нравственно-политическом. Александр получает степень кандидата наук. Он планирует продолжить обучение и дальше, но планы рушит наполеоновское вторжение.

Во время Отечественной войны 1812 года будущий писатель вступил в ряды добровольческого московского гусарского полка, которым руководил граф Петр Иванович Салтыков. Зачислен был в корнеты вместе с другими выходцами из дворянских семей – Толстых, Голицыных, Ефимовских и других.

Литература

В 1814 году Грибоедов начинает писать свои первые серьезные произведения, которыми становятся очерк «О кавалерийских резервах» и комедия «Молодые супруги», являющаяся пародией на французские семейные драмы.

В следующем году Александр перебирается в Санкт-Петербург, где и заканчивает службу. В Питере начинающий писатель знакомится с публицистом и издателем Николаем Ивановичем Гречем, в чьем литературном журнале «Сын Отечества» позже опубликует некоторые из своих произведений.


В 1816 становится членом масонской ложи «Соединенные друзья», а через год организует свою ложу – «Благо», которая будет отличаться от классических масонских организаций упором на русскую культуру. В это же время писатель начинает работу над «Горем от ума» - появляются первые идеи и наброски.

Летом 1817 года Грибоедов поступает на государственную службу в Коллегию иностранных дел, сначала в качестве губернского секретаря, а позже – в качестве переводчика. В этом же году происходит знакомство Грибоедова с и Вильгельмом Кюхельбекером.


С обоими он сдружится и еще не раз пересечется за свою короткую жизнь. Еще работая губернским секретарем, писатель пишет и издает стих «Лубочный театр», а также комедии «Студент», «Притворная неверность» и «Замужняя невеста». 1817 год ознаменован в жизни Грибоедова и другим событием – легендарной четверной дуэлью, поводом для которой послужила балерина Авдотья Истомина (как всегда, cherchez la femme).

Однако если быть точным, то в 1817-м стрелялись только Завадовский и Шереметев, а дуэль Грибоедова и Якубовича состоялась через год, когда писатель, отказавшись от места чиновника русской миссии в Америке, стал секретарем царского поверенного Симона Мазаровича в Персии. В пути к месту службы писатель вел дневник, в котором фиксировал свое путешествие.


В 1819 году Грибоедов завершил работу над «Письмом издателю из Тифлиса» и стихотворением «Прости, Отечество». Автобиографические моменты, связанные с периодом службы в Персии, также появятся в «Рассказе Вагина» и «Ананурском карантине». В этом же году получил Орден Льва и Солнца первой степени.

Работа в Персии была не по душе писателю, поэтому он даже обрадовался перелому руки в 1821 году, ведь благодаря травме писатель смог добиться перевода в Грузию – поближе к Родине. В 1822 году становится секретарем по дипломатической части при генерале Алексее Петровиче Ермолаеве. Тогда же пишет и издает драму «1812 год», посвященную Отечественной войне.


В 1823 году на три года покидает службу, чтобы вернуться на родину и отдохнуть. На протяжении этих лет живет в Петербурге, Москве и в имении старого товарища в селе Дмитровском. Заканчивает работу над первой редакцией комедии в стихах «Горе от ума», которую дает на рецензию пожилому уже баснописцу . Иван Андреевич по достоинству оценил произведение, однако предупредил, что цензоры не пропустят.

В 1824-м Грибоедов пишет стихотворение «Давид», водевиль «Обман за обманом», очерк «Частные случаи петербургского наводнения» и критическую статью «И сочиняют – врут, и переводят – врут». В следующем году начал работу над переводом «Фауста» , но успел закончить только «Пролог в театре». В конце 1825 года из-за необходимости вернуться на службу был вынужден отказаться от поездки в Европу, вместо этого уехав на Кавказ.


После участия в экспедиции генерала Алексея Александровича Вельяминова пишет стихотворение «Хищники над Чегелем». В 1826 году был арестован и отправлен в столицу по подозрению в декабристской деятельности, однако уже через полгода был выпущен на волю и восстановлен на службе из-за отсутствия прямых доказательств. Тем не менее, слежку за писателем установили.

В 1828 году Грибоедов принял участие в подписании Туркманчайского мирного договора. В этом же году получил Орден Святой Анны второй степени и женился. Больше писатель ничего не успех написать и опубликовать, хотя в его планах было много произведений, среди которых исследователи творчества особенно выделяют трагедии о и . По их словам, Грибоедов обладал потенциалом, не меньшим, чем у .

Личная жизнь

Есть теория, что четверная дуэль 1817 года состоялась из-за короткой интриги Грибоедова с балериной Истоминой, но фактов, доказывающих эту гипотезу, нет. 22 августа 1828 года писатель женился на грузинской аристократке Нине Чавчавадзе, которую сам Александр Сергеевич называл Мадонной Барталоме Мурильо. Обвенчали пару в Сионском соборе, расположенном в Тифлисе (ныне – Тбилиси).


К концу 1828 года Александр и Нина поняли, что ожидают ребенка. Именно поэтому писатель настоял, чтобы жена осталась дома во время его очередной посольской миссии в следующем году, из которой он так и не вернулся. Новость о гибели мужа повергла юную девушку в шок. Случились преждевременные роды, ребенок родился мертвым.

Смерть

В начале 1829 года Грибоедов был вынужден по работе отправиться в составе посольской миссии к Фетх Али-шаху в Тегеран. 30 января на здание, в котором временно располагалось посольство, было совершено нападение многочисленной группы мусульманских фанатиков (больше тысячи человек).


Спастись удалось всего одному человеку, по чистой случайности оказавшемуся в другом здании. Александр Грибоедов был обнаружен среди погибших. Его обезображенное тело узнали по травме левой руки, полученной во время дуэли с корнетом Александром Якубовичем в 1818 году.

Посмертно Грибоедова наградили Орденом Льва и Солнца второй степени. Похоронили писателя, как он и завещал - в Тифлисе, на горе Мтацминда, расположенной рядом с церковью Святого Давида.

  • Родители Грибоедова были дальними родственниками: Анастасия Федоровна приходилась Сергею Ивановичу троюродной племянницей.
  • Сергей Иванович – отец Грибоедова - был знатным картежником. Считается, что именно от него по наследству писателю досталась хорошая память, благодаря которой он смог стать полиглотом. В его арсенале были французский, английский, итальянский, немецкий, арабский, турецкий, грузинский, персидский и древнегреческий языки, а также латынь.

  • Сестра Грибоедова – Мария Сергеевна - была в свое время популярной арфисткой и пианисткой. Сам писатель, к слову, тоже хорошо музицировал и даже успел написать несколько фортепианных пьес.
  • Грибоедова и некоторых его родственников художники изобразили на полотне. Жена писателя - единственная, кто был запечатлен на фото.

Библиография

  • 1814 – «Молодые супруги»
  • 1814 – «О кавалерийских резервах»
  • 1817 – «Лубочный театр»
  • 1817 – «Притворная неверность»
  • 1819 – «Письмо издателю из Тифлиса»
  • 1819 – «Прости, Отечество»
  • 1822 – «1812 год»
  • 1823 – «Давид»
  • 1823 – «Кто брат, кто сестра»
  • 1824 – «Телешовой»
  • 1824 – «И сочиняют – врут, и переводят – врут»
  • 1824 – «Горе от ума»
  • 1825 – «Хищники на Чегеме»

Грибоедов Александр Сергеевич (4.01.1795 – 30.01. 1829) – известный русский дипломат, драматург, поэт, автор знаменитой пьесы «Горе от ума» (ф. 1). Получил чин статского советника в 1828 году..
Родился Александр Сергеевич Грибоедов 4 января (15 по новому стилю) в Москве в родовитой дворянской семье. Детские и юношеские годы Грибоедов провел в доме матери по Новинскому бульвару, 17 (ф. 2-6). Получил разностороннее домашнее образование. По свидетельству родственников, в детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. Ещё в детском возрасте свободно владел иностранными языками: французским, английским, немецким и итальянским. В юности в совершенстве знал уже шесть иностранных языков, в частности за время учебы в университете хорошо изучил древнегреческий и латынь, а позднее - персидский, арабский и турецкий. В 1803 году Александра отдали в Московский университетский благородный пансион, здание которого располагалось по улице Тверская, д. 7, на месте современного Центрального телеграфа (не сохранилось). А через три года, в 1806 г. Грибоедов стал уже студентом Московского университета (ф. 7-10, ул. Моховая, 11), поступив на словесное отделение философского факультета. Ещё в студенческие годы он начал писать литературные произведения. В годы университетского обучения проявляются и научные интересы Грибоедова, которые он сохранил на всю жизнь, и его поэтические способности. Кроме того, в университете Грибоедов выделялся разносторонней талантливостью, незаурядными музыкальными способностями, хорошим владением несколькими европейскими языками. В студенческие годы он общался с будущими декабристами: братьями Муравьевыми, Якушкиным. Впоследствии был близок с П.Я. Чаадаевым. Кстати, при жизни Грибоедов имел множество друзей, которых влекло его обаяние. В 1808 году он получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на юридическое отделение и получил второй диплом - кандидата прав в 1810 году. Окончив обучение на юридическом отделении, студент Грибоедов продолжал учиться на естественно-математическом факультете, что было делом необычайным для дворянской молодежи.
В дальнейшем, закончив обучение в университете, А.С. Грибоедов посвятил себя военной и дипломатической службе. В 1812 году поступил добровольцем в армию (корнет Московского гусарского полка, адъютант генерала от кавалерии А.С. Кологривова). Кавалерийские части, в которых он состоял, находились в резерве и активного участия в боевых действиях с противником не принимали.
После окончания войны с Наполеоном Грибоедов жил в Петербурге, где познакомился с А.С. Пушкиным, В.К. Кюхельбекером, П.Я. Чаадаевым. Однако писатель неоднократно бывал в Москве наездами и, прибывая на недолгий срок, останавливался в доме матери (в августе 1818г. перед тем, как отправится в составе русской дипломатической миссии в Иран), но чаще у своего друга Степана Никитича Бегичева. Дружба их завязалась ещё в 1813 году во время службы в иркутском гусарском полку. В 1814-1815гг. Грибоедов сотрудничал в журналах «Вестник Европы» и «Сын Отечества», публиковал критические статьи о литературе и переводы. К ранним литературным опытам Александра Сергеевича следует отнести и комедии: « Молодые супруги» (1815), «Своя семья» (в соавторстве с А.А. Шаховским и Н.И. Хмельницким), а также «Студент» (1817, в соавторстве с П.А. Катениным).
В 1817 году Александр Сергеевич был зачислен в Коллегию иностранных дел. В 1818 году был назначен секретарем российской дипломатической миссии в Тегеране, а с 1822 года был в Тбилиси в штате «по дипломатической части» при командующем русскими войсками на Кавказе А.П. Ермолове. После 5 лет пребывания в Иране и на Кавказе Грибоедов, получив отпуск, приехал в Москву, остановился у своего друга С.Н. Бегичева (Мясницкая улица, 42, ф. 11-15). Это здание хорошо известно в Москве под другим названием - усадьба Барышникова. Дело в том, что в 1823 году владение перешло к Степану Никитичу Бегичеву, когда он женился на дочери И.И. Барышникова – Анне Ивановне. Строительство своей усадьбы отставной майор, богатый помещик и владелец заводов и фабрик Иван Иванович Барышников заказал знаменитому московскому зодчему Матвею Федоровичу Казакову. Усадьба была построена в классическом стиле в период с 1793 по 1802 годы. При новом владельце Бегичеве дом на Мясницкой становится культурным салоном Москвы. Здесь часто бывали поэты Д. Давыдов и В. Кюхельбекер, писатель князь В. Одоевский, композитор А. Среди московских знакомых и друзей Грибоедова - П.А. Вяземский, В.Ф. Одоевский, А.А. Алябьев, А.Н. Верстовский. А.С. Грибоедов гостил в доме Бегичева зимой 1823 1824 годов, привезя с собой два акта пьесы «Горе уму. Комедия в стихах» (впоследствии известной под названием «Горе от ума»), и продолжал работу над этим произведением. Комнаты Грибоедова, где он работал над своей комедией, находились в левой части здания. В настоящее время помещения бывшей усадьбы Барышникова-Бегичева занимает редакция «Аргументы и Факты».
Общеизвестно, что действие знаменитой пьесы Грибоедова происходит в Москве. Характеры, типы, речь и суждения персонажей комедии настолько воспроизводят атмосферу и быт дворянской Москвы 20-х гг. XIX в., что вызвали к жизни понятие «Грибоедовская Москва». А имена многих героев сделались нарицательными: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов и др. Кроме того, в национальный словесный оборот вошло немало специфических выражений, в том числе с московской с топикой. Например: «А все Кузнецкий мост и вечные французы! Отсюда моды к нам, и авторы, и музы, любители карманов и сердец...»; «На всех московских есть особый отпечаток» и др. В уста персонажей автор вложил и суждения о Москве и нравах тогдашнего столичного бомонда (внеся в комедию мотив противопоставления «барской», консервативной Москвы и более динамичного, прогрессивного Петербурга). В 1824 году литератор Грибоедов был принят в члены Вольного общества любителей российской словесности.
В конце сентября 1825 года Грибоедов возвратился на Кавказ. К этому времени у него созрели замыслы новых произведений, дошедшие до нас лишь во фрагментах: это план драмы «1812 год» и отрывки трагедии «Грузинская ночь». А в конце января 1826году А.С. Грибоедов был арестован и допрашивался по обвинению в принадлежности к декабристским организациям. Генерал Ермолов предупредил его о грозящем аресте, и писатель успел уничтожить опасные для него бумаги. По дороге в Петербург, куда Грибоедова доставляли с Кавказа, в сопровождении фельдъегеря, он останавливался в Москве на несколько часов в доме брата С.Н. Бегичева – Дмитрия Никитича Бегичева (ф.16-19, усадьба Бегичевых - А.О. Гунста, Староконюшенный переулок, 4). Особняк выстроен в 1817 году А.В. Давыдовой, сестрой знаменитого поэта-партизана Дениса Давыдова, вышедшей замуж за Д.Н. Бегичева. Здесь часто в гостях бывали Грибоедов, Одоевский, Кюхельбеккер, Верстовский. В конце XIX в. участок стал принадлежать архитектору А. О. Гунсту, который выстроил изящную ограду с воротами и калиткой, украшенными коваными лентами в стиле модерн. В 1900 г. на той стороне участка, которая выходит в Хрущевский переулок, им было построено здание для меблированных комнат, в которые пускали по знакомству, в основном учителей, врачей, юристов. Здесь часто останавливался И. А. Бунин. В 1903 г. к старому особняку справа по проекту А. О. Гунста пристроили трехэтажный объем. В доме Гунстов находилась и театральная студия, в которой преподавал Е. Б. Вахтангов. Усадьба Бегичевых - А. О. Гунста (1-я пол. XIX - нач. XX вв.) является памятником культуры регионального значения. Сейчас в здании располагается Представительство Вологодской области при Президенте РФ и Правительстве РФ.
На следствии Грибоедов придерживался полного отрицания своего участия в заговоре. Доказать что-либо царской следственной комиссии не удалось, он был признан невиновным и освобожден. В 1826–1828гг. Грибоедов был начальником дипломатической канцелярии главноуправляющего в Грузии. В 1827г. ему было предписано ведать дипломатическими сношениями с Персией и Турцией. При его активном участии 10 февраля 1828г. был заключен выгодный для России Туркманчайский мир, завершивший русско-персидскую войну 1826-1828гг. А во время русско-турецкой войны 1828-1829гг. Грибоедов обеспечил нейтралитет Персии. В июле 1828 в ранге «полномочного министра» Грибоедов был направлен в Персию для обеспечения выполнения условий Туркманчайского договора. Отправляясь полномочным послом России в Иран, Грибоедов последний раз посетил Москву проездом. Останавливался на этот раз в доме С.Н. Бегичева на Большой Дмитровке, 15 (этот дом не сохранился).
Прервалась жизнь Грибоедова самым трагическим образом. 30 января 1829 года персидскими властями было спровоцировано нападение на русское посольство в Тегеране. Толпа мусульман, подстрекаемая фанатиками, ворвалась в здание посольства и вырезала всех, находившихся там, включая и Грибоедова. Русское правительство, не желая нового военного конфликта с Персией, удовлетворилось извинениями шаха. Тело Грибоедова было привезено в Тифлис (Тбилиси) и похоронено в монастыре Святого Давида.
В Москве, в начале Чистопрудного бульвара, недалеко от выхода одноимённой станции метрополитена, установлен памятник литератору и дипломату Александру Сергеевичу Грибоедову (ф.20-24). Место было выбрано не случайно, так как Александр Сергеевич, как уже указывалось, жил некоторое время в нескольких минутах ходьбы от этого места – в доме № 42 по Мясницкой улице. Скульптурный памятник драматургу был установлен в 1959 году, когда в стране отмечали 130-годовщину его трагической гибели. Монумент выполнили скульптор Аполлон Александрович Мануйлов и архитектор Александр Алексеевич Заварзин. Бронзовая фигура Грибоедова представлена в полный рост на высоком цилиндрическом постаменте с прямоугольным основанием, что делает ее величественной и возвышенной. Скульптура изображает писателя в глубокой задумчивости. Одеяние соответствует традициям девятнадцатого столетия. В нижней части памятника, на круглом постаменте с полуоткрытым занавесом сцены изображены герои бессмертного произведения Грибоедова «Горе от ума». Панно со сценами из знаменитой пьесы писателя отлиты из бронзы и расположены по периметру.
От «грибоедовской Москвы» осталось совсем немногое. Так не стало в Москве дома, где бывали Грибоедов, Пушкин, Алябьев и другие великие русские люди. Это дом М.И. Римской-Корсаковой, более известный как «Дом Фамусова», стоял на Пушкинской площади, д.3 вплоть до 70-х годов XX века, а в 1975г. на месте снесенного дома был построен новый корпус издательства «Известия».
Говоря о местах в Москве, связанных с жизнью и творчеством Грибоедова, возможно к уже названным мной в работе адресам, хранящим память о драматурге и дипломате, добавить и следующее: Армянский переулок, д 2 (ф.25-27). Это бывшее здание Лазаревского института, где побывали в разное время известные литераторы: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов и др. В настоящее время это здание занимает Посольство Армении. А еще можно назвать и дом П.А. Вяземского в Вознесенском переулке, д.9 (ф. 28-29), представляющий собой не только памятник архитектуры XIX-го века, но и памятник истории. Особняк П. А. Вяземского в течение многих лет был центром московской литературной жизни. В его доме бывали практически все крупные представители искусства и литературы: И.И. Дмитриев, А.А. Бестужев-Марлинский, Д.В. Давыдов, Н.В. Гоголь. Именно здесь, как утверждают краеведы, Грибоедов читал «Горе от ума», а Пушкин – трагедию «Борис Годунов» и, спустя несколько лет, в 1830-м году поэт сам некоторое время жил в этом доме. О событиях, связанных с жизнью и деятельностью А.С. Пушкина, свидетельствует мемориальная доска на доме (ф. 30). Но, к сожалению, мемориальной доски, удостоверяющей то, что здесь бывал Грибоедов, как и на многих других указанных мною в работе домах нет (Мясницкая улица, д.42; Армянский переулок, д. 2; Вознесенский переулок, д.9; Староконюшенный переулок, 4).
Несколько слов об увековечивании памяти А.С. Грибоедова в Москве. Его имя присвоено двум московским библиотекам: Центральная библиотека № 88 им. А.С. Грибоедова (Большая Переяславская, 15) и Центральная детская библиотека им. А.С. Грибоедова № 46 (Сущевский вал, 66). Библиотека Грибоедова на Б. Переяславской осуществляет мемориальную деятельность, посвященную жизни и творчеству руского писателя, дипломата А.С. Грибоедова; здесь открыта мемориальная Грибоедовская экспозиция. Есть в Москве еще и Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова (шоссе Энтузиастов, д.21), который был создан в 1993г. и предоставляет студентам высшее образование в области юриспруденции, экономики, менеджмента, журналистики и лингвистики. Имя Грибоедова носит и ГБОУ г. Москвы гимназия № 1529 имени А.С. Грибоедова в ЦАО.
Александр Сергеевич Грибоедов был разносторонне образованным человеком, яркой и многогранной личностью: известный дипломат, талантливый пианист, блестящий литератор. И хотя его жизненный путь был недолгим, но все же он сумел оставить значительный след в истории государства Российского. В качестве посла Грибоедов проводил твердую политику. «…Уважение к России и к её требованиям, вот мне что нужно», - говорил он. А.С. Грибоедов был и музыкально одарен: играл на фортепьяно, флейте, сам сочинял музыку. Написанные им немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью. Он – автор нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней. По воспоминаниям современников, Александр Сергеевич был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом. Более всего Грибоедов известен как писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума», вошедшей в фонд классики русской литературы. Пьеса послужила источником многочисленных крылатых фраз, её до сих пор весьма часто ставят в театрах России.

Александръ Сергѣевичъ Грибоѣдовъ

русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин, статский советник

Александр Грибоедов

Краткая биография

– известный русский писатель, поэт, драматург, блестящий дипломат, статский советник, автор легендарной пьесы в стихах «Горе от ума», был потомком старинного дворянского рода. Родился в Москве 15 января (4 января по ст. ст.) 1795 г., с ранних лет проявил себя чрезвычайно развитым, причем разносторонне, ребенком. Обеспеченные родители постарались дать ему прекрасное домашнее воспитание, а в 1803 г. Александр стал воспитанником Московского университетского благородного пансиона. В одиннадцатилетнем возрасте он был уже студентом Московского университета (словесного отделения). Став в 1808 г. кандидатом словесных наук, Грибоедов заканчивает еще два отделения – нравственно-политическое и физико-математическое. Александр Сергеевич стал одним из образованнейших людей среди своих современников, знал около десятка иностранных языков, был очень одарен музыкально.

С началом Отечественной войны 1812 г. Грибоедов влился в ряды добровольцев, но непосредственно в военных действиях ему участвовать не приходилось. В звании корнета Грибоедов в 1815 г. нес службу в кавалерийском полку, находившемся в резерве. К этому времени относятся первые литературные опыты – комедия «Молодые супруги», представлявшая собой перевод французской пьесы, статья «О кавалерийских резервах», «Письмо из Брест-Литовска к издателю».

В начале 1816 г. А. Грибоедов выходит в отставку и приезжает жить в Санкт-Петербург. Работая в коллегии иностранных дел, он продолжает занятия на новом для себя писательском поприще, делает переводы, вливается в театрально-литературные круги. Именно в этом городе судьба подарила ему знакомство с А. Пушкиным . В 1817 г. А. Грибоедов попробовал силы в драматургии, написав комедии «Своя семья» и «Студент».

В 1818 г. Грибоедова назначили на должность секретаря царского поверенного, возглавлявшего русскую миссию в Тегеране, и это в корне изменило его дальнейшую биографию. Высылку на чужбину Александра Сергеевича расценивали как наказание за то, что он выступил секундантом в скандальной дуэли со смертельным исходом. Пребывание в иранском Тебризе (Тавризе) действительно было тягостным для начинающего писателя.

Зимой 1822 г. новым местом службы Грибоедова стал Тифлис, а новым начальником – генерал А. П. Ермолов, чрезвычайный и полномочный посол в Тегеране, командующий русскими войсками на Кавказе, при котором Грибоедов был секретарем по дипломатической части. Именно в Грузии он написал первый и второй акты комедии «Горя от ума». Третий и четвертый акты были сочинены уже в России: весной 1823 г. Грибоедов уехал с Кавказа в отпуск на родину. В 1824 г. в Санкт-Петербурге была поставлена последняя точка в произведении, путь которого к известности оказался тернист. Комедия не могла быть опубликована из-за запрета цензуры и расходилась в рукописных списках. Только небольшие фрагменты «проскользнули» в печать: их в 1825 г. включил в номер альманах «Русская Талия». Детище Грибоедова получило высокую оценку А. С. Пушкина.

Грибоедов планировал предпринять путешествие в Европу, однако в мае 1825 г. ему пришлось срочно возвратиться на службу в Тифлис. В январе 1826 г. в связи с делом декабристов его арестовали, держали в крепости, после чего доставили в Петербург: фамилия писателя несколько раз всплывала на допросах, к тому же при обысках находили рукописные копии его комедии. Тем не менее за отсутствием доказательств следствию пришлось освободить Грибоедова, и в сентябре 1826 г. он вернулся к выполнению служебных обязанностей.

В 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор, соответствовавший интересам России. Он сыграл в биографии литератора определенную роль: Грибоедов принимал участие в его заключении и доставил в Петербург текст соглашения. За заслуги талантливому дипломату была пожалована новая должность - полномочного министра (посла) России в Персии. В своем назначении Александр Сергеевич видел «политическую ссылку», планы на реализацию многочисленных творческих замыслов рушились. С тяжелым сердцем в июне 1828 г. Грибоедов покидает Петербург.

Добираясь до места службы, в течение нескольких месяцев он жил в Тифлисе, где в августе состоялось его венчание с 16-летней Ниной Чавчавадзе. В Персию он уехал уже с молодой супругой. В стране и за ее пределами существовали силы, которых не устраивало усиливавшееся влияние России, которые культивировали в сознании местного населения неприязнь к ее представителям. 30 января 1829 г. находившееся в Тегеране русское посольство подверглось жестокому нападению озверевшей толпы, и одной из его жертв стал А.С. Грибоедов, которого изуродовали до такой степени, что опознали потом только по характерному шраму на руке. Тело увезли в Тифлис, где последним его пристанищем стал грот при церкви Св. Давида.

Биография из Википедии

Происхождение и ранние годы

Грибоедов родился в Москве, в обеспеченной родовитой семье. Его предок, Ян Гржибовский (польск. Jan Grzybowski), в начале XVII века переселился из Польши в Россию. Фамилия Грибоедов представляет собой не что иное, как своеобразный перевод фамилии Гржибовский. При царе Алексее Михайловиче был разрядным дьяком и одним из пяти составителей Соборного уложения 1649 года Фёдор Акимович Грибоедов.

  • Отец - Сергей Иванович Грибоедов (1761-1814), отставной секунд-майор;
  • Мать - Анастасия Фёдоровна (1768-1839), в девичестве также Грибоедова - из смоленской ветви этого рода, причём её семейство было богаче и считалось более знатным;
  • Сестра - Мария Сергеевна Грибоедова (Дурново);
  • Брат - Павел (умер во младенчестве);
  • Жена - Нина Александровна Чавчавадзе (груз. ნინო ჭავჭავაძე) (4 ноября 1812 - 28 июня 1857).

По свидетельству родственников, в детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. Существуют сведения, что он приходился внучатым племянником Александру Радищеву (это тщательно скрывал сам драматург). В 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык.

В 1803 году его отдали в Московский университетский благородный пансион; через три года Грибоедов поступил на словесное отделение Московского университета. В 1808 году (в возрасте 13 лет) окончил словесное отделение университета со степенью кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на этико-политическое (юридическое) отделение философского факультета. В 1810 году получил степень кандидата прав и остался в университете для изучения математики и естественных наук.

Война

8 сентября 1812 г. корнет Грибоедов заболел и остался во Владимире, и, предположительно, вплоть до 1 ноября 1812 г. из-за болезни не появлялся в расположении полка. Летом, во время Отечественной войны 1812 года, когда неприятель появился на территории России, он вступил в Московский гусарский полк (добровольческое нерегулярное подразделение) графа Петра Ивановича Салтыкова, получившего дозволение на его формирование. Прибыв на место службы, он попал в компанию «юных корнетов из лучших дворянских фамилий» - князя Голицына, графа Ефимовского, графа Толстого, Алябьева, Шереметева, Ланского, братьев Шатиловых. С некоторыми из них Грибоедов состоял в родстве. Впоследствии он писал в письме к С. Н. Бегичеву: «Я в этой дружине всего побыл 4 месяца, а теперь 4-й год как не могу попасть на путь истинный» . Бегичев ответил на это так:

Но едва приступили к формированию, как неприятель вошёл в Москву. Полк этот получил повеление идти в Казань, а по изгнании неприятелей, в конце того же года, предписано ему было следовать в Брест-Литовск, присоединиться к разбитому иркутскому драгунскому полку и принять название иркутского гусарского. С. Н. Бегичев

До 1815 года Грибоедов служил в звании корнета под командованием генерала от кавалерии А. С. Кологривова. Первые литературные опыты Грибоедова - «Письмо из Брест-Литовска к издателю» , очерк «О кавалерийских резервах» и комедия «Молодые супруги» (перевод французской комедии «Le secre») - относятся к 1814 г. В статье «О кавалерийских резервах» Грибоедов выступил в качестве исторического публициста.

Восторженно-лирическое «Письмо из Брест-Литовска к издателю», опубликованное в «Вестнике Европы», написано им после награждения Кологривова в 1814 году «орденом Святого Равноапостольного Владимира 1-й степени» и праздника 22 июня (4 июля) в Брест-Литовске, в кавалерийских резервах, по этому поводу.

В столице

В 1815 году Грибоедов приехал в Петербург, где познакомился с издателем журнала «Сын Отечества» Н. И. Гречем и знаменитым драматургом Н. И. Хмельницким.

Весной 1816 года начинающий писатель оставил военную службу, а уже летом опубликовал статью «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады „Ленора“» - отзыв на критические замечания Н. И. Гнедича о балладе П. А. Катенина «Ольга».

Тогда же имя Грибоедова появляется в списках действительных членов масонской ложи «Соединённые друзья». В начале 1817 года Грибоедов стал одним из учредителей масонской ложи «Du Bien».

Летом поступил на дипломатическую службу, заняв должность губернского секретаря (с зимы - переводчика) Коллегии иностранных дел. К этому периоду жизни литератора также относятся его знакомства с А. С. Пушкиным и В. К. Кюхельбекером, работа над стихотворением «Лубочный театр» (ответ на критику М. Н. Загоскина в адрес «Молодых супругов»), комедиями «Студент» (совместно с П. А. Катениным), «Притворная неверность» (совместно с А. А. Жандром), «Своя семья, или Замужняя невеста» (в соавторстве с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким).

Дуэль

В 1817 году в Петербурге произошла знаменитая «четверная дуэль» Завадовского-Шереметева и Грибоедова-Якубовича.

Грибоедов жил у Завадовского и, будучи приятелем известной танцовщицы Санкт-Петербургского балета Авдотьи Истоминой, после представления привез её к себе (естественно, в дом Завадовского), где она прожила двое суток. Кавалергард Шереметев, любовник Истоминой, был с ней в ссоре и находился в отъезде, но когда вернулся, то подстрекаемый корнетом лейб-уланского полка А. И. Якубовичем, вызвал Завадовского на дуэль. Секундантом Завадовского стал Грибоедов, а Шереметева - Якубович; оба также обещали драться.

Первыми вышли к барьеру Завадовский и Шереметев. Завадовский, отличный стрелок, смертельно ранил Шереметева в живот. Поскольку Шереметева надо было немедленно везти в город, Якубович и Грибоедов отложили свой поединок. Он состоялся в следующем, 1818 году, в Грузии. Якубович был переведён в Тифлис по службе, там же оказался проездом и Грибоедов, направляясь с дипломатической миссией в Персию.

Грибоедов был ранен в кисть левой руки. Именно по этому ранению удалось впоследствии опознать обезображенный труп Грибоедова, убитого религиозными фанатиками во время разгрома русского посольства в Тегеране.

На востоке

В 1818 году Грибоедов, отказавшись от места чиновника русской миссии в США, получил назначение на должность секретаря при царском поверенном в делах в Персии Симоне Мазаровиче. Перед отъездом в Тегеран завершил работу над «Пробами интермедии». К месту службы отправился в конце августа, спустя два месяца (с кратковременными остановками в Новгороде, Москве, Туле и Воронеже) прибыл в Моздок, по дороге в Тифлис составил подробный дневник с описанием своих переездов.

В начале 1819 года Грибоедов завершил работу над ироничным «Письмом к издателю из Тифлиса от 21 января» и, вероятно, стихотворением «Прости, Отечество!», тогда же отправился в свою первую командировку к шахскому двору. По дороге в назначенное место через Тебриз (январь - март) продолжил вести путевые записки, начатые в прошлом году. В августе вернулся обратно, где принялся хлопотать за участь русских солдат, находившихся в иранском плену. В сентябре во главе отряда пленных и беглецов выступил из Тебриза в Тифлис, куда прибыл уже в следующем месяце. Некоторые события этого путешествия описаны на страницах грибоедовских дневников (за июль и август/сентябрь), а также в повествовательных фрагментах «Рассказ Вáгина» и «Ананурский карантин».

В январе 1820 года Грибоедов снова отправился в Персию, дополнив журнал путевых дневников новыми записями. Здесь, обременённый служебными хлопотами, он провёл больше полутора лет. Пребывание в Персии невероятно тяготило писателя-дипломата, и осенью следующего, 1821 года по состоянию здоровья (из-за перелома руки) ему, наконец, удалось перевестись поближе к родине - в Грузию. Там он сблизился с прибывшим сюда же на службу Кюхельбекером и начал работу над черновыми рукописями первой редакции «Горя от ума».

С февраля 1822 года Грибоедов - секретарь по дипломатической части при генерале А. П. Ермолове, командовавшем русскими войсками в Тифлисе. Этим же годом нередко датируется и работа автора над драмой «1812 год» (по всей видимости, приуроченная к десятилетнему юбилею победы России в войне с наполеоновской Францией).

В начале 1823 года Грибоедов на время покинул службу и вернулся на родину, в течение двух с лишним лет жил в Москве, в с. Дмитровском (Лакотцы) Тульской губернии, в Петербурге. Здесь автор продолжил начатую на Кавказе работу с текстом «Горя от ума», к концу года написал стихотворение «Давид», драматургическую сцену в стихах «Юность Вещего», водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (в кооперации с П. А. Вяземским) и первую редакцию знаменитого вальса «e-moll». К этому же периоду жизни Грибоедова принято относить и появление первых записей его «Desiderata» - журнала заметок по дискуссионным вопросам русской истории, географии и словесности.

Следующим, 1824 годом датируются писательские эпиграммы на М. А. Дмитриева и А. И. Писарева («И сочиняют - врут! и переводят - врут!..», «Как распложаются журнальные побранки!..»), повествовательный фрагмент «Характер моего дяди», очерк «Частные случаи петербургского наводнения» и стихотворение «Телешовой». В конце этого же года (15 декабря) Грибоедов стал действительным членом Вольного общества любителей российской словесности.

На юге

В конце мая 1825 года, в связи со срочной необходимостью вернуться к месту службы, литератор отказался от намерения посетить Европу и уехал на Кавказ. Впоследствии он выучит арабский, турецкий, грузинский и персидский языки. Первым преподавателем, обучавшим Грибоедова персидскому языку, был Мирза Джафар Топчибашев. Накануне этой поездки он завершил работу над вольным переводом «Пролога в театре» из трагедии «Фауст», по просьбе Ф. В. Булгарина составил примечания к «Необыкновенным похождениям и путешествиям…» Д. И. Цикулина, напечатанные в апрельских номерах журнала «Северный архив» за 1825 год. По дороге в Грузию наведался в Киев, где встретил видных деятелей революционного подполья (М. П. Бестужева-Рюмина, А. З. Муравьёва, С. И. Муравьёва-Апостола и С. П. Трубецкого), некоторое время прожил в Крыму, посещая имение своего давнего приятеля А. П. Завадовского. Грибоедов путешествовал по горам полуострова, разрабатывал план величественной трагедии о Крещении древних русичей и вёл подробный дневник путевых заметок, опубликованный лишь через три десятилетия после смерти автора. По утвердившемуся в науке мнению именно под влиянием южной поездки им была написана сцена «Диалог половецких мужей».

Арест

По возвращении на Кавказ Грибоедов, вдохновлённый участием в экспедиции генерала А. А. Вельяминова, написал известное стихотворение «Хищники на Чегеме». В январе 1826 года был арестован в крепости Грозная по подозрению в принадлежности к декабристам; Грибоедов был привезён в Петербург, однако следствие не смогло найти доказательств принадлежности Грибоедова к тайному обществу. За исключением А. Ф. Бригена, Е. П. Оболенского, Н. Н. Оржицкого и С. П. Трубецкого, никто из подозреваемых не дал показаний в ущерб Грибоедову. Под следствием он находился до 2 июня 1826 года, но так как доказать его участие в заговоре не удалось, а сам он категорически отрицал свою причастность к заговору, его освободили из-под ареста с «очистительным аттестатом». Несмотря на это некоторое время за Грибоедовым был установлен негласный надзор.

Возвращение на службу

В сентябре 1826 года вернулся на службу в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность; принял участие в заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора (1828) и доставил его текст в Петербург. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран; по пути на место назначения вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился там 22 августа (3 сентября) 1828 года на княжне Нине Чавчавадзе, с которой ему довелось прожить всего несколько недель.

Гибель в Персии

Иностранные посольства располагались не в столице, а в Тавризе, при дворе принца Аббаса-Мирзы, но вскоре по прибытии в Персию миссия отправилась представляться Фетх Али-шаху в Тегеран. Во время этого визита Грибоедов погиб: 30 января 1829 года (6 шаабана 1244 года хиджры) толпа из тысяч религиозных фанатиков перебила всех находившихся в посольстве, кроме секретаря Ивана Сергеевича Мальцова.

Обстоятельства разгрома русской миссии описываются по-разному, однако Мальцов был очевидцем событий, и он не упоминает о гибели Грибоедова, только пишет, что человек 15 оборонялись у дверей комнаты посланника. Вернувшись в Россию, он написал, что было убито 37 человек в посольстве (все, кроме него одного) и 19 тегеранских жителей. Сам он спрятался в другом помещении и, по сути, мог описать только то, что слышал. Все оборонявшиеся погибли, и прямых свидетелей не осталось.

Риза-Кули пишет, что был убит Грибоедов с 37 товарищами, а из толпы было убито 80 человек. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в знаменитой дуэли с Якубовичем.

Тело Грибоедова было доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида. Летом 1829 года на могиле побывал Александр Пушкин. Также Пушкин писал в «Путешествии в Арзрум», что встретил арбу с телом Грибоедова на горном перевале в Армении, впоследствии названном Пушкинским.

Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука. В возмещение пролитой крови он привёз Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах». Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов и изумрудов, украшал трон Великих Моголов. Теперь он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля.

На могиле Александра Грибоедова его вдова, Нина Чавчавадзе, поставила памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!» .

Творчество

По литературной позиции Грибоедов относится (по классификации Ю. Н. Тынянова) к так называемым «младшим архаистам»: его ближайшие литературные союзники - П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер; впрочем, ценили его и «арзамасцы», например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей - такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин.

Ещё в годы учёбы в Московском университете (1805) Грибоедов пишет стихотворения (до нас дошли только упоминания), создает пародию на произведение В. А. Озерова «Дмитрий Донской» - «Дмитрий Дрянской». В 1814 году в «Вестнике Европы» выходят две его корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В 1815 году он публикует комедию «Молодые супруги» - пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Автор использует очень популярный жанр «светской комедии» - произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность. В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе Грибоедов пишет статью «О разборе вольного перевода „Леноры“» (1816).

В 1817 году в свет выходит комедия Грибоедова «Студент». По свидетельствам современников, небольшое участие в ней принимал Катенин, но скорее его роль в создании комедии ограничивалась редактурой. Произведение имеет полемический характер, направлено против «младших карамзинистов», пародируя их произведения, тип художника сентиментализма. Основной пункт критики - отсутствие реализма.

Приёмы пародирования: введение текстов в бытовой контекст, утрированное использование перифрастичности (все понятия в комедии даются описательно, ничего не названо прямо). В центре произведения - носитель классицистичного сознания (Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел, я это знаю», подразумевает «я читал». Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в «Горе от ума» - это черта Чацкого.

В 1817 году Грибоедов принимает участие в написании «Притворной неверности» совместно с А. А. Жандром. Комедия представляет собой обработку французской комедии Николя Барта. В ней появляется персонаж Рославлев, предшественник Чацкого. Это странный молодой человек, находящийся в конфликте с обществом, произносящий критические монологи. В этом же году выходит комедия «Своя семья, или замужняя невеста». Соавторы: А. А. Шаховской, Грибоедов, Н. И. Хмельницкий.

Написанное до «Горя от ума» ещё очень незрело либо создано в соавторстве с более опытными на тот момент писателями (Катенин, Шаховской, Жандр, Вяземский); задуманное после «Горя от ума» - либо вовсе не написано (трагедия о князе Владимире Великом), либо не доведено дальше черновых набросков (трагедии о князьях Владимире Мономахе и Фёдоре Рязанском), либо написано, но в силу ряда обстоятельств не известно современной науке. Из поздних опытов Грибоедова наиболее заметны драматические сцены «1812 год», «Грузинская ночь», «Родамист и Зенобия». Особого внимания заслуживают и художественно-документальные сочинения автора (очерки, дневники, эпистолярий).

Хотя мировая известность и пришла к Грибоедову благодаря лишь одной книге, его не следует считать «литературным однодумом», исчерпавшим свои творческие силы в работе над «Горем от ума». Реконструктивный анализ художественных замыслов драматурга позволяет увидеть в нём талант создателя подлинно высокой трагедии, достойной Уильяма Шекспира , а писательская проза свидетельствует о продуктивном развитии Грибоедова как самобытного автора литературных «путешествий».

«Горе от ума»

Комедия в стихах «Горе от ума» задумана в Петербурге около 1816 года и закончена в Тифлисе в 1824 (окончательная редакция - авторизованный список, оставленный в Петербурге у Булгарина, - 1828 год). В России входит в школьную программу 9 класса (во времена СССР - в 8 классе).

Комедия «Горе от ума» - вершина русской драматургии и поэзии. Яркий афористический стиль способствовал тому, что она вся «разошлась на цитаты».

«Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха» (П. Чаадаев . «Апология сумасшедшего»).

«Его „Горе от ума“ без искажений и сокращений вышло в 1862 году. Когда самого Грибоедова, погибшего от рук фанатиков в Иране, уже более 30 лет не было на этом свете. Написанная как никогда вовремя - накануне восстания декабристов - пьеса стала ярким поэтическим памфлетом, обличающим царствующий режим. Впервые так смело и откровенно поэзия ворвалась в политику. И политика уступила, - написала в эссе „Александр Сергеевич Грибоедов. Горе от ума“ (в авторской рубрике „100 книг, которые потрясли мир“ в журнале „Юность“) Елена Сазанович. - Пьеса в рукописном виде прошлась по всей стране. Грибоедов в очередной раз съязвил, назвав „Горе от ума“ комедией. Шутка ли?! Около 40 тысяч экземпляров, переписанных от руки. Ошеломляющий успех. Это был откровенный плевок в высшее общество. И высшее общество над комедией не смеялось. Утерлось. И Грибоедова не простило…».

Музыкальные произведения

Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью. Он - автор нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано. Некоторые произведения, в том числе фортепианная соната - самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней. По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.

Другое

В 1828 году Грибоедов завершил работу над "Проектом учреждения Российской закавказской компании". В проекте с целью развития торговли и промышленности Закавказья предполагалось создать автономную управляющую компанию с обширными административными, экономическими и дипломатическими полномочиями для управления Закавказьем. Проект, как противоречащий его личной власти в Закавказье, был отвергнут И. Ф. Паскевичем.

Обширный раздел творческого наследия Грибоедова составляют его письма.

Память

Памятники

  • В Петербурге памятник А. С. Грибоедову (скульптор В. В. Лишев, 1959 год) находится на Загородном проспекте на Пионерской площади (напротив Театра Юного зрителя)
  • В центре Еревана есть памятник А. С. Грибоедову (автор - Оганес Беджанян, 1974 год), а в 1995 году была выпущена почтовая марка Армении, посвящённая А. С. Грибоедову.
  • В Алуште памятник А. С. Грибоедову установлен в 2002 году, к 100-летнему юбилею города.
  • В Москве памятник А. С. Грибоедову находится на Чистопрудном бульваре.
  • В Великом Новгороде А. С. Грибоедов увековечен в памятнике «Тысячелетие России», в группе скульптур «Писатели и художники».
  • В Волгограде, на средства армянской общины города, установлен бюст А. С. Грибоедова (на улице Советской, напротив поликлиники № 3).
  • В Тбилиси памятник А. С. Грибоедову находится на набережной Куры (скульптор М. Мерабишвили, архитектор Г. Мелкадзе, 1961).
  • В Тегеране у российского посольства есть памятник А. С. Грибоедову (скульптор В. А. Беклемишев, 1912).

Музеи и галереи

  • Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А. С. Грибоедова «Хмелита».
  • В Крыму, в Красной пещере (Кизил-Коба), в честь пребывания А. С. Грибоедова названа галерея.

Улицы

Улицы им. Грибоедова есть во многих городах России и странах ближнего зарубежья:

  • Альметьевске,
  • Петрозаводске,
  • Перми,
  • Челябинске,
  • Красноярске,
  • Калининграде,
  • Сургуте,
  • Симферополе,
  • Севастополе,
  • Брянске,
  • Екатеринбурге,
  • Новокузнецке,
  • Новороссийске,
  • Новосибирске,
  • Рязани,
  • Дзержинске (Нижегородская обл.),
  • Иркутске,
  • Махачкале,
  • Геленджике,
  • Коврове,
  • Твери,
  • Тюмени,
  • Кирове,
  • Ессентуках;

в Белоруссии - Бресте, Витебске, Минске;

на Украине -

  • Хмельницком,
  • Виннице,
  • Харькове,
  • Херсоне,
  • Ирпене,
  • Белой Церкви,
  • Черновцах;

в Армении - Ереване, Ванадзоре, Гюмри, Севане;

Александр Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) – поэт, драматург, пианист, композитор, дипломат.

Одарённый многими талантами и не развивший ни одного из них, Грибоедов остался для нас автором единственной пьесы "Горе от ума".

Прижизненный портрет Грибоедова работы П.А. Каратыгина был опубликован в 1858 г. Точнее, не сам портрет, а литография Мюнстера с рисунка П.Ф. Бореля. Вторым достоверным портретом Александра Сергеевича Грибоедова считается портрет, написанный цветным карандашом в 1824 г. художником М.И. Теребенёвым (1795-1864). По нему сделана гравюра Н.И. Уткина.

Александр Грибоедов, 1858 г.
Художник П.А. Каратыгин

Александр Грибоедов, 1829 г.
Гравюра Н.И. Уткина

Самый известный портрет А.С. Грибоедова написан в 1873 г. И.Н. Крамским по заказу П.М. Третьякова для его картинной галереи.

Историю его создания оставил нам близкий знакомый Крамского издатель журнала "Русская Старина" М.И. Семевский: "Руководствуясь изустным рассказом П.А. Каратыгина о наружности Грибоедова, Крамской писал как бы "под диктовку" и воскресил талантливою кистью наружность славного писателя. Желая проверить себя и убедиться, действительно ли ему удалось уловить сходство, цвет и выражение лица, художник показывал портрет ещё на мольберте некоторым лицам, лично знавшим Грибоедова, и все они были поражены удивительным сходством и тем выражением ума и грации, которым дышали черты Грибоедова".