Губная гармоника как выбрать. Губной инструмент – гармошка. Модель для начинающих: как правильно её выбрать. Маленькая и звонкая

Речь пойдет о диатонических гармониках системы Рихтера.

Во-первых, для начинающих важно правильно выбрать модель инструмента.

Совершенно не обязательно сразу покупать дорогие модели гармоник, такие, например как Cross Harp и Meisterklasse фирмы Hohner или Susuki Pro Master MR-350. Это, безусловно, очень качественные инструменты, но не стоит сразу облегчать себе жизнь, ведь вы не знаете на каких инструментах вы будете играть в дальнейшем, так как в нашей стране не всегда можно приобрести необходимые вам модели гармоник.

Не стоит, так-же, тратить деньги, потому, что в процессе постановки дыхания, звукоизвлечения, а так же освоения бэндов вы имеете повышенные шансы сломать язычки, то есть, задуть гармошку.

Я бы рекомендовал более дешевые, но вполне профессиональные инструменты фирмы Hohner, желательно серии MS. Например: Big River Harp или идентичную ей Alabama Blues, или чуть дороже Special 20 MS. Эти гармошки имеют пластиковый корпус.

Если вы хотите иметь инструмент с деревянным корпусом, попробуйте Marine Band MS.

Так же удобны для начинающих старые модели Hohner`а (так называемые Hand Made), такие как Special 20 Marine Band или Golden Melody - более дорогая, но очень интересная модель, имеющая отличную от остальных гармоник, форму корпуса.

Я бы не рекомендовал начинающим покупать, ставшую уже классической, модель Hohner`а - Marine Band Hand Made. Это замечательная самая старая модель, но не самая простая для неопытных исполнителей. В частности, вы можете получить массу проблем с её деревянным корпусом, так как необходимо аккуратно обыгрывать эту гармонику.

Не гонитесь за дешевизной. Не покупайте совсем дешевые гармоники китайской сборки. Не берите гармошки немецкой фирмы Seydel.

Я бы не советовал Hohner`овскую модель Silver Star, так как, после покупки её ещё нужно доводить до рабочего состояния.

Так же вы можете попробовать модель Lee Oscar фирмы Tombo, но её довольно сложно приобрести у нас в стране. К тому же, стоит она немного дороже Hohnera, хотя и оправдано.

Следующий этап - это непосредственно приобретение гармоники.

Не спешите покупать гармонику в первом попавшемся магазине. Посоветуйтесь со знающими людьми, если таковые у вас имеются или посетите разные магазины, чтобы ассортимент и цены. Будет лучше, если вы возьмете с собой в магазин знающего человека.

Я бы рекомендовал покупать гармонику тональности C-мажор. Она является наиболее удобной для тех, кто начинает осваивать приёмы игры на этом инструменте, так как находится в середине нотного диапазона губных гармоник (не слишком низкая, не слишком высокая). К тому же, большинство школ для гармоники написаны для гармоники этой тональности. Если не найдете гармонику тональности C-мажор, можете приобрести инструменты близких к ней тональностей.

Если в магазине вам позволят поиграть на гармонике, проверьте все отверстия на вдохе и на выдохе (если умеете), а так же, если вы освоили технику бэндинга, проверьте все бэнды.

Очень важно проверить стройность аккордов. Проверьте аккорд на 1-ом, 2-ом, 3-м и 4-м отверстиях на вдохе, взятых одновременно. Так же, любые 3 или 4 отверстия на выдохе, взятые одновременно, должны составлять стройный аккорд (на гармонике С - до-мажорный аккорд).

Если вы умеете играть октавами, проверьте октаву на 1-м и 4-м отверстиях на вдохе (взятых одновременно), 1-м и 4-м на выдохе, 2-м и 5-м на выдохе, и так далее все октавы на выдохе.

Если в магазине не разрешают поиграть на гармонике, вам должны предоставить специальные меха. Продуйте ими все отвертсия на вдох и на выдох, затем передвиньте кулису на мехах в положение аккорда и проверьте стройность аккордов так же, как вы проверяли бы их непосредственно играя на гармонике (указано выше).

После покупки, продуйте гармонику прямо в магазине. Если у вас есть сомнения, обратитесь к продавцу. Он может сказать, что вы не умеете играть. Возможно это и так, но всё равно внимательно проверьте ещё раз на мехах.

Не стесняйтесь - вы тратите свои деньги и покупаете себе музыкальный инструмент.

Не забудьте сразу взять чек. Не выкидывайте его какое то время.

Если гармоника вас устраивает, но немного не строит - это не страшно. Её можно подстраивать.

Три вещи, которые вам следует знать, прежде чем вы купите вашу следующую гармонику

Выбор подходящей гармоники очень сильно зависит от стиля вашей игры и от музыки, которую вы играете. Достаньте подходящую гармонику - и вы будете получать удовольствие от игры на ней. Достаньте неподходящую - и вы будете "трахаться" с ней и быстро разочаруетесь. Вот несколько вещей, которые вам следует принять во внимание, чтобы сделать правильный выбор:
1. Форма накладок

Некоторые накладки, такие как у гармоник "Lee Oskar" и "Hering Blues" хорошо подходят для блокирования языком. Этот тип накладок естественен для блоков языком и "октав" (когда вы охватываете губами 4 отверстия и блокируете языком два средних - прим. пер.), он легко позволяет дуть обеими сторонами рта, блокируя ненужные отверстия языком.

Накладки, такие как у гармоник "Golden Melody" и "Suzuki" хороши для блокировки губами. Поймите меня правильно - вы можете блокировать и губами, и языком на любой гармонике. Но некоторые формы накладок действительно лучше приспособлены для определенных стилей игры, они помогают точно попасть в нужную ноту.

Форма накладок - определенно то, о чем стоит подумать при выборе гармоники, если вам нужна гармоника, которая удобна для вашего стиля игры.
2. Время отклика

Отклик - очень важный фактор при выборе гармоники. Язычок с быстрым откликом вибрирует главным образом кончиком или верхней третью длины. Язычок со средним откликом вибрирует половиной длины. Язычок с медленным откликом вибрирует (медленнее!) всей своей длиной.

Что все это значит? Высококачественные гармоники обеспечивают быстрый отклик, гармоники по средним ценам - средний, дешевые - медленный.

Если вы просто хотите пошуметь, или вы только начинаете учиться играть, покупайте дешевую гармонику. Если вы хотите сносную гармонику для учебы - покупайте гармонику по средней цене. Но если вы действительно хотите исполнять музыку, я бы посоветовал купить качественную гармонику. Конечно, многое зависит от того, как она была с самого начала настроена. Но в основном здесь изложен мой опыт с только что купленными гармониками без доводки.
3. Громкость

Громкость гармоники определяется комбинацией двух предыдущих характеристик - формы накладок и времени отклика,-- плюс еще одной - воздухонепроницаемостью. Гармоники с пластиковым корпусом пропускают меньше воздуха всю свою жизнь. Гармоники с деревянным корпусом постоянно изменяются на протяжении жизни из-за расширения и сжатия древесины, вызванной влагой, порождаемой вашим дыханием во время игры. Древесина - очень нестабильный материал, поскольку постоянно изменяется с погодными условиями и окружающей средой во время игры, создавая все больше и больше проблем с утечкой воздуха.

На несколько вещей следует обратить внимание даже в случае пластикового корпуса. На некоторых гармониках пластины с язычками утоплены в корпус, обеспечивая меньший зазор между накладкой, корпусом и пластинами. Примеры гармошек такого типа - "Special 20", "Lee Oskar", "Suzuki Bluesmaster" и "Hering Blues".

У других гармоник, таких как "Huang Slivertone", пластины не утоплены в корпус. Такие гармоники могут быть менее воздухонепроницаемыми, так как накладки лежат прямо на пластинах и иногда могут быть источником утечки воздуха. Тем не менее существуют несколько высококачественных гармоник, устроенных подобным образом, такие как "Suzuki Promaster" или "Hohner Meisterklasse", но менее дорогие гармоники с таким устройством могут иметь тенденцию пропускать больше воздуха.

Каков бы ни был ваш уровень игры - опытный профессионал или начинающий,-- эти три вещи помогут вам выбрать подходящую гармонику.

В этой статье речь пойдёт о том, как играть на губной гармошке. Для начинающих музыкантов этот вопрос особенно актуален. Далее мы рассмотрим его во всех подробностях.

Что это за инструмент

Гармоника, как ее ещё называют, - небольшой духовой орган, который создаёт глубокий и своеобразный звук, хорошо сочетающийся с гитарой и вокалом. По статистике, всё больше людей желают научиться играть на этом инструменте. Его используют в разных сферах музыкального сопровождения. Это и детские утренники, и концерты, и домашние вечера.

Как правильно выбрать

Есть несколько видов губных гармошек:

  • Хроматическая.
  • Блюзовая.
  • Тремоло.
  • Басовая.
  • Октавная.

Но есть простой вариант. для начинающих - диатоническая. Имеет 10 отверстий и тональность до-мажор. При покупке в магазине требуйте от продавца специальный мех для гармошки. С помощью него продуйте все отверстия для уверенности в звучании.

Губная гармошка для начинающих сочетает в себе преимущества диатоники:

  • Возможность играть разные композиции, в том числе джаз и поп. Они знакомы многим людям по кино и клипам.
  • Базовый урок, освоенный на диатонике, пригодится для работ с разными моделями.
  • В процессе совершенствования навыков игры на гармошке появляется возможность создавать больше эффектов.

Когда будете выбирать материал, отдайте предпочтение металлическим панелям. Они прочные и гигиеничные. Дерево потребует дополнительную защиту от повреждения, а пластик износится. Поэтому делайте выводы. Самая распространённая губная гармошка для начинающих - Lee Oskar Major Diatonic. Есть и другие, это Hohner Golden Melody, Special 20.

Как лучше всего расположить инструмент

Звук гармошки очень зависит от верной кладки рук. Удерживать нужно левой, а правая должна направить звуковой поток. Воздушная прослойка, которую образует ладонь, помогает звучанию и создаёт резонанс. Когда сжимаете и разжимаете кисть, можете добиваться разного тембра и эффекта.

Как правильно дышать

Далее будет описана непосредственно игра на губной гармошке. Начинающих музыкантов особенно часто интересует принцип действия инструмента. Для обеспечения сильного и ровного потока воздуха держим голову прямо, лицо и язык расслабляем. Главное - это не всасывание или выдувание, а именно дыхание через гармонику. Работа идёт не через губы и рот, а за счёт диафрагмы. Вначале может быть тихо, но по мере накопления опыта создаётся нормальное звучание.

Одиночные ноты, аккорды губной гармошки и принцип игры

Итак, как же играть на губной гармошке начинающим? Нужно разобраться в устройстве инструмента. Губная гармошка для начинающих сделана таким образом, что в ней 3 отверстия последовательно создают гармоничное созвучие, что делает её несложным инструментом для быстрого создания определенной композиции. И ноту сыграть на ней сложнее, чем аккорд. Игра на губной гармошке не является чем-то запредельным. Нужно только правильно выбирать ноты по одной и работать губами, языком. Конечно, сначала нужно будет помочь себе и немного надавливать на угол рта.

Хотите быстро научиться играть простые мелодии для губной гармошки? Для начинающих главное - изучить аккорды и отдельные звуки. Далее идёт импровизация и раскрытие специальной техники и приёмов. Перейдём к мелодии. Не пугайтесь алфавитных пометок мелодических звучаний — их просто осознавать. Если подготовка совершается без помощи других, в занятии могут понадобиться диктофон, метроном и зеркальце - для непрерывного самоконтроля. Приготовиться к активному мелодическому сопровождению поможет подыгрывание отдельным мелодическим записям.

Базовая техника

  • Трель - чередуются две соседних ноты. Является мелизмом.

  • Глиссандо - медленный и «скользкий» перевод 3-х и больше нот в общее созвучие.
  • Тремоло - эффект звука с дрожанием, создающийся от сжатия и расслабления ладоней или губ.
  • Бэнд - перемена тона нот от коррекции силы и направления струи воздуха.

Как заиграть на губной гармошке одиночными нотами? Уроки на губной гармошке для начинающих проходят в три этапа:

  • Верное звучание.
  • Правильная форма губ, то есть округлая.
  • Сформированная и расслабленная воздушная струя (мысленно говорите «О»).

Научитесь играть одиночными нотами, таким образом, чтобы не задевать воздушной струей другие отверстия. Научитесь задействовать три необходимых правила высокого звука в игре только одиночными нотами. Сфокусируйте внимание на музыке и играйте максимально внятно. Не торопитесь. Если что-то идёт не так, посмотрите в зеркало и разглядите гармошку, не опущена ли она по ходу игры, и снова извлеките ноту на выдохе. Далее нужно убрать инструмент от губ, при этом сохранить их положение и убедиться, что они правильно округлены. Вероятно, что тут и была ошибка, и уста имели другую форму. Чтобы не допустить ошибку, сделайте правильную форму, как будто хотите свистнуть.

Попробуйте отыскать нотку на четвёртой части гармоники. Должно выйти. А если всё-таки не выйдет, приподнимите гармонику, направьте ввысь. Это допускается. Только смотрите за губами для правильности звучания. Когда всё выйдет с 4 отверстием — перейти на 5 отверстие гармоники. После проработки одиночных нот на пятой, тут же отработайте с 4 до 5. Для этого используется схема обыкновенной гаммы «до-мажор» (если есть губная гармошка в тональности «до-мажор»). Можно выяснить, как играть на губной гармошке, и не зная грамоты. Но если потратить время и силы на обучение, то можно пробовать все более сложные произведения и записывать собственные наброски.

Ниже речь пойдёт о диатонических гармониках системы Рихтера.

Все нижеперечисленные гармошки для начинающих и профессионалов есть в наличии на сайт.

Самый важный шаг для новичка - это правильный выбор модели инструмента.

Не нужно начинать знакомство с гармоникой с дорогих моделей, таких как HOHNER CROSS HARP и HOHNER MEISTERKLASSE или SUSUKI PRO MASTER MR-350. Это, несомненно, качественные инструменты, но в процессе обучения вы можете сломать язычки гармошки (а это случается довольно часто), то есть задуть её.

Рекомендуется покупать более дешёвые, но тоже профессиональные инструменты HOHNER и желательно, чтобы это была серия MS. Например, BIG RIVER HARP или похожую на неё ALABAMA BLUES . Корпус у этих гармошек пластиковый. Если вам больше по душе деревянный корпус, обратите внимание на MARINE BAND MS.

Для начинающих удобны так же и старые модели HOHNER (так называемые Hand Made), это SPECIAL 20 MARINE BAND или GOLDEN MELODY . Последняя более дорогая модель, но форма её корпуса отличается от формы других гармоник.


Не рекомендуется покупать начинающим классическую модель HOHNER MARINE BAND HAND MADE. Эта модель замечательна, но её необходимо очень аккуратно обыгрывать, иначе можно получить массу проблем с её деревянным корпусом.

В последние годы у прославленной фирмы HOHNER появился конкурент - менее именитая бельгийская компания STAGG, которая предлагает целый ряд губных гармоник, не уступающих по качеству самому "Хонеру".

Начинающему музыканту можно посоветовать качественную губную гармошку STAGG BJH-B20 . Её цена приятно удивит человека, хоть раз сыгравшего на ней.

При выборе гармошки не нужно гнаться за дешевизной. Забудьте о дешёвых гармониках китайской сборки (те самые "гармошки", которые лежат на рынке "на развалах") – они скорее напоминают игрушки, нежели чем музыкальный инструмент. Гармошки немецкой фирмы Seydel тоже брать не стоит.

Не стоит покупать так же модель HOHNER SILVER STAR, так как после покупки на неё нужно потратить время, чтобы довести до рабочего состояния.

Теперь немного о тональности гармоники. Новичкам рекомендуется покупать гармошку тональности С-мажор или ближайшие к ней - В, Bb, D. Тональность С наиболее удобна для тех, кто только начинает осваивать приёмы игры на инструменте. С-мажор находится в середине нотного диапазона (золотая середина – не слишком высока и не слишком низка). Да и большинство самоучителей игры на гармониках написаны именно для этой тональности. Однако стоит помнить, что непрофессиональный музыкант, планирующий играть на гармонике дома, а не в клубах, аккомпанируя под гитару, разницы между тональностями не заметит.

После того, как вы определились с моделью гармоники, можете попросить в магазине специальные меха. С их помощью можно продуть все отверстия на вдох и на выдох. Однако меха - довольно дорогостоящий атрибут и не в каждом магазине они имеются. После покупки, продуйте гармонику прямо в магазине и если будут какие-то сомнения (например, не слышно одно из отверстий), обратитесь к продавцу. Практика показывает, что процент брака среди губных гармоник минимален.

И напоследок... Компания HOHNER подготовила всем своим поклонникам идеальный подарок! Это мини-гармоника HOHNER в виде брелока для ключей. Если вам нечем заняться, а в кармане только ключи, то гармошка выручит и скрасит ваши минуты одиночества. А ещё она - идеальный подарок к новому году. Гармошка-брелок представлена в четырёх цветовых вариантах: красный, синий, жёлтый, зелёный. Брелок-гармоника продаётся отдельно и не является подарком к покупке.

Тема не нова, однако постоянно находятся люди, которые или сами нечаянно купили губную гармонику, или же им ее подарили, или досталась в наследство от предков. И все эти люди хотят знать, что со всем этим можно делать: то ли учиться, то ли продать, то ли купить другую гармонику и т. д. Конечно, потом все эти люди лезут на форумы, задают вопросы, пытаются найти что-то в Google и т. д. Для них написан этот пост! :)

Краткое содержание

  • Что делать, если у вас оказалась гармоника и/или вы почему-то захотели научиться на ней играть.
  • Какую музыку вы можете играть на гармонике.
  • Какие бывают гармоники, чем отличаются по технике звукоизвлечения, какие гармоники для какой музыки лучше подходят.
  • Гармоники каких марок и где можно покупать.

Итак, если вам досталась гармоника на халяву (вы ее нашли на улице, кто-то подарил или даже унаследовали) и поэтому вы хотите научиться на ней играть, считайте, что существует значительная вероятность, что вы ничему путному не научитесь. Подумайте, а нужна ли вам вся эта музыка? Зайдите на ютуб, вбейте в поиск "harmonica" и посмотрите десяток роликов. Если нравится, то можно учиться дальше. :)

Если вы где-то нашли старую гармонику или вам досталась трофейная немецкая гармоника, то не играйте и не учитесь играть на таких. Можете подцепить какую-нибудь болезнь. Кроме того, такие гармоники практически наверняка неисправны. Может, они представляют для кого-то антикварную ценность... А, может, и нет.

Следующий момент: если вы ранее не имели опыта с гармоникой и она каким-то образом у вас оказалась почти случайно, а потом вы решили, что хотите учиться играть, то самое первое дело - это забыть, что у вас уже есть гармоника. Может, так оказаться, что вам нужна совсем другая модель. Тут не работает подход "буду учиться на том, что есть". Учиться надо на том, на чем, хочется играть. Здесь много зависит от жанров музыки, а также от характера обучаемого.

Итак, надо определиться, какую музыку вы хотите играть. Ниже идущее деление музыки на стили довольно условно, но все равно ведь надо же как-то ориентироваться... Музыка у нас бывает такая (в принципе указано только то, что играется на гармонике):
1) Европейская народная, например, русская, немецкая, ирландская. Сюда не входят стили, которые испытали на себе влияние Востока, как, например, народная музыка восточноевропейских евреев - клезмер (для тех, кто в танке, - типа "Хава нагила").
2) Народная музыка стран Востока, типа арабской музыки, или же музыка, так или иначе испытавшая влияние Востока, тот же клезмер, сербская, греческая музыка и т. п. Определение довольно туманное, но с другой стороны вы всегда сможете различить песни в стилях из пунктов 1 и 2.
3) Блюз, рокабилли, рок-н-ролл, фанк, соул, рэп - в общем, вся народная музыка афроамериканцев и стили поп-музыки, вышедшие из этой народной музыка.
4) Джаз в его многочисленных разновидностях.
5) Классическая музыка.

Если что-то не входит в этот список, то можно попробовать представить, на что из этого списка похожи ваши любимые произведения. Наверное, чаще всего люди хотят играть на гармонике блюз и все, что из него выросло. Затем играют всякие народные песни. Самые отчаянные кидаются играть различную арабщину, джаз и классику.

С музыкальной точки зрения самыми простыми для освоения жанрами является народная европейская музыка и блюз с его потомками. Простыми - в некотором условном смысле, так как и в блюзе, и в ирландской музыке есть свои сложности, если добиваться совершенства. Восточная музыка сложная в силу другого звукоряда, который нам непривычен и сложен для воспроизведения на гармонике. Джаз и классика сложны по многим причинам. Но с другой стороны не стоит пугаться. За два года регулярных занятий можно развить такую технику звукоизвлечения, что ни один из этих стилей не будет экстремально сложным. Еще через какое-то время можно получить опыт и изучить необходимую теорию музыки. Если вы хотите играть джаз, то не надо ныть, надо просто заниматься. На мой взгляд, гармоника - это нечто большее, чем обычное хобби. Например, вы можете любить ездить на рыбалку каждые выходные, но на гармонике вы не можете заниматься раз в неделю, потому что это ничего не даст.

А теперь можно посмотреть на то, какие бывают гармоники и что на них можно играть. Посмотреть, как выглядят разные типы гармоник можно, например, на сайте "Динатона" (но покупать там не рекомендую, потому что дорого).

1) Тремоло и октавные гармоники.
Отличительная особенность - два ряда отверстий, разделенных перегородкой. Когда вы извлекаете звук из таких гармошек, работают два язычка. Для тремоло эти язычки немного расстроены относительно друг друга, а для октавной гармоники - "расстроены" с интервалом в октаву. Гармоники эти выпускают диатоническими (можно извлечь только ноты, соответствующие белым клавишам фортепиано), сложную музыку на них не сыграть (с некоторыми оговорками, о которых позднее), поэтому их можно использовать для игры европейской народной музыки. Погуглите про школу В. Сколозубова, большого популяризатора тремоло гармоник в России. Наверное, для игры в "народном" стиле это лучший материал. Но есть еще одна фича, о которой нетремолисты часто забывают: можно купить две тремоло гармоники в ключах C и C# (что как бы дает черные клавиши фортепиано) и вы получите возможность играть абсолютно любую музыку (хотя достать гармонику в C# не так уж просто само по себе). Такой подход часто используется в Азии (с ходу не могу вспомнить ролики на ютубе...). Опять же с некоторыми оговорками. То есть вы можете играть классику, абсолютно любые песни, романсы и пр. И даже блюз и джаз, хотя тут могут быть проблемы с тем, что в этих стилях часто надо уметь играть не только ноты, соответствующие не только белым и черным клавишам фортепиано, а и ноты между этими клавишами. Но с другой стороны у хроматических гармоник тоже есть такие проблемы, но на них играют и блюз, и джаз... В общем, как бы то ни было, я думаю, что тремоло гармоника в разных конфигурациях имеет право на жизнь, вопрос лишь в том, надо ли вам это или нет.

2) Диатонические гармоники.
Десять отверстий, дающих ноту как на вдохе, так и на выдохе. Собственно, никто не мешает нам самим определять, какие ноты будут на вдохе, а какие на выдохе для каждого отверстия - тем самым мы можем задавать разные строи. Откройте Harp-o-matic и поиграйтесь с настройкой "Tuning". Вы увидите целую массу разнообразных строев, придуманных человечеством и запрограммированных Джимом. :) Некоторые из них позволяют играть хроматически, некоторые нет. Самый распространенный строй - строй Рихтера. Обычно в магазинах такие гармоники и продаются, однако встречаются и минорные строи, и кантри строй, так что покупать надо аккуратно. На этих гармониках можно играть абсолютно любую музыку. Есть строй, специально заточенный под ирландскую музыку. Есть различные строи, призванные облегчить игру восточной музыки и джаза. Если вам хочется играть блюз, то почти наверняка ваш выбор - это строй Рихтера. В любом случае про сравнение строев можно написать огромную статью, хотя при этом надо бы уметь играть на гармониках во всех этих строях. Если вы хотите играть джаз, арабщину или ирладщину, стоит подумать: возможно, вам нафиг не нужна гармоника в строе Рихтера, а стоит взять что-то другое. В любом случае регистрируйтесь на форуме Harper Club , читайте, спрашивайте - общество подскажет, что можно сделать. :) Основная особенность этих гармоник - не все ноты хроматического звукоряда можно получить на вдохах и выдохах. Для получения недостающих нот используются бенды и овербенды (или клапанные бенды на полуклапанных гармониках, которые по сути являются еще одной разновидностью диатонических гармоник). При этом вы можете получать и те самые ноты "между" черными и белыми клавишами, которые очень полезны в блюзе и джазе. С точки зрения техники звукоизвлечения игра на таких гармониках значительно сложнее, чем игра на тремоло или хроматиках. Да, вы можете значительно управлять тоном и тембром звука, но научиться им управлять не так-то просто. Однако, тут еще важно, что вы хотите играть. Если народную музыку, то особых трудностей нет. Если хотите играть блюз, то надо научиться делать бенды, что довольно непросто, но осуществимо. Если хотите играть джаз, то нужно уметь делать и бенды, и овербенды, а также нужен точный контроль за тоном этих нот. Играть классику на диатонических гармониках довольно проблематично за счет различий в тембре при получении бендов и овербендов, но в принципе, наверное, можно. Просто пока-то дело в том, что инструмент неакдемический, довольно сложный и нет достаточного количества прецедентов...

3) Хроматические гармоники.
Отличительный признак - кнопка с боку гармоники, которая передвигает кулису в мундштуке. Эта гармоника позволяет играть весь хроматический звукоряд без выкрутасов, которые нужно применять на диатонических гармониках. Но зато мы немного теряем в возможности контроля тона. Кроме того, по тембру хроматика отличается от диатоники (хотя полуклапанные диатоники приближаются к хроматикам). Это гармоника требует развитого музыкального мышления или же требует его развития в случае его отсутствия. Вы не научитесь играть на этой гармонике без изучения нот и теории музыки (если вы, конечно, не реинкарнация Моцарта). Под словом "научитесь" я имею в виду прежде всего игру или блюза, или джаза, или классической музыки во всех возможных тональностях. Как мне кажется, данный тип гармоники идеален для классики, в джазе может использоваться наравне с диатонической гармоникой, а в блюзе проигрывает диатонической гармонике. Восточная музыка в ее грубом приближении проще играется на хроматике, но диатоническая гармоника лучше передает ее дух. Народная русская и немецкая музыка тоже без проблем может исполняться на хроматике.

Все это, конечно, довольно приблизительный (в силу ограниченности сил автора:)) "путеводитель по Галактике": лично я про одну диатонику могу написать раз в 5 больше, поэтому, если есть какие-то вопросы касательно того, какую гармонику выбрать, то можно задавать в комментариях.

Помимо этого на форумах часто обсуждается, какую же модель гармоники стоит купить. Попробую немного рассказать об этом. Самое главное - гармоника не должна быть дешевой и/или китайской. Не покупайте дешевые гармоники непонятно каких фирм.

1) Тремоло гармоники.
На самом деле я тут некомпетентен. :) Лучше спросить на форуме Harper Club . Но в принципе тремолисты неплохо отзываются о гармониках Hohner, Tombo, Seydel. Как правило, чем выше цена, тем лучше гармоника. Одна из самых дорогих - Seydel Fanfare со стальными язычками. Насколько она хороша - понятия не имею.

2) Диатонические гармоники.
В России распространена продукция фирмы Hohner. Самое главное - не покупать модель Silver Star. Конечно, в принципе, и на ней будто бы можно учиться, то есть теоретически можно брать и ее... Но реальная функция этой гармоники - просто проверить, не бросите ли вы учиться играть через две недели после начала обучения. Если не бросили, вам нужна другая гармоника, потому что Silver Star может значительно затруднить дальнейшее обучение. На мой взгляд самые лучшие модели - это Golden Melody, Special 20 и Crossover. Эти гармоники в принципе нормальны без всякой кастомизации. Лично я предпочитаю из них Golden Melody из-за удобной формы, а также из-за того, что она герметичнее, чем Special 20. Crossover всем хорош, но не стоит своих денег. Модели Marine Band и Marine Band Delux плохи своей деревянной гребенкой, которая обязательно будет разбухать. Но вы можете или пропитать ее воском (на ютубе есть ролики), или заказать у Славы Виноградова Marine Band с гребенной из черного, красного и еще черт знает какого дерева. Это, конечно, дорого, но выглядит красиво. Найти Славу можно на том же форуме Harper Club . Все остальные диатоники от Hohner я сам не пробовал, но в принципе для начинающих годятся все гармоники, которые на сайте "Динатона" стоят в районе 1000 рублей и более.
Гармоники Suzuki и Lee Oskar меньше распространены в России. Но в принципе, всё, что стоит больше 1000 рублей, может рассматриваться как кандидат на покупку.
Гармоники Seydel 1847 отличаются стальными язычками. Одни хорошие, но дорогие. Купить их можно обратившись к Сергею (юзер SeydelClub на форуме Harper Club). Трудно сказать, стоит ли начинающим их брать или нет... С одной стороны неразумно новичку платить 2500 рублей за инструмент, когда есть в принципе нормальные гармоники и за 1000 рублей. Но с другой стороны стальные язычки практически неубиваемы, а медные вы по неопытности можете сломать. Но с третьей стороны, если вы будете учиться правильно, то ничего не сломаете, а ощутимую пользу от стальных язычков почувствуете лишь с опытом. В общем, я ничего не рекомендую на этот счет, можно покупать как Seydel 1847, так и играть на голденмелодях. :)
Единственная вещь, которую почти наверняка надо сделать с любой свежекупленной диатонической гармоникой, - это отрегулировать гэпы. Об этом можно почитать много где, достаточно воспользоваться поиском.

3) Хроматические гармоники.
Сам имею в наличии Swan1664. Не рекомендую покупать за теперешнюю его цену (я-то купил за 600 рублей). Из хонеров часто хвалят CX-12. Из моделей Seydel - Saxony. Есть еще неплохие Suzuki, но, кажется, они в целом дороже, да и я про них почти ничего не знаю. Относительно новая задумка - это True Chromatic от Джима . Неплохая идея, имеющая как плюсы, так и минусы по сравнению со стандартным соло-строем большинства хроматик. По словам Бориса Плотникова для хроматики также очень интересен строй diminished.

Покупать можно как в России, так и за рубежом через интернет. Покупку нескольких гармоник или хроматики может оказаться выгоднее делать за рубежом. Покупку любых моделей Seydel (и тремол, и диатоник, и хроматик) я рекомендую делать через Сергея SeydelClub или через Бориса Плотникова. Неплохой онлайн магазин из США - http://www.coast2coastmusic.com/ . В Москве я покупаю хонеры в Pop Music , но, может быть, есть и более выгодные по ценам магазины. Ли оскары в принципе где-то продаются в Москве. Где покупать сузуки, я совсем не знаю.

В любом случае неплохо еще разузнать, в каких магазинах вашего города какие гармоники можно купить. А в остальном - да поможет вам Google.

В этой статье мы расскажем вам, как выбрать и купить хорошую губную гармошку, на которой можно научиться играть.

К сожалению, более 89% всех губных гармошек ведущих (в том числе немецких) производителей - не пригодны для профессиональной игры и уж тем более для обучения (причём эта цифра не учитывает ни одной китайской гармошки, которых на нашем рынке пруд пруди).

Раз попытавшись научиться играть на некачественном инструменте, человек навсегда отбивает желание освоить этот инструмент. А основные производители губных гармоник, к сожалению, при молчаливом сговоре, продолжают «штамповать» некачественный товар, так как именно он приносит им наибольшую прибыль. Вот почему губная гармошка остаётся настолько редким инструментом и нуждается в популяризации.

Именно на профессиональных гармонистах, популяризаторах этого инструмента и энтузиастах лежит основная функция информирования всех начинающих гармонистов, как выбрать и купить губную гармошку, на каких губных гармошках стоит обучаться играть, и как не ошибиться в выборе, ведь музыкальные магазины предлагают такое огромное количество губных гармошек.

На самом деле, хорошие губные гармошки можно перечислить на пальцах. И мы сразу же в этой статье перечислим все хорошие модели губных гармошек , на которых играют профессиональные гармонисты и на которых можно научиться играть каждому желающему.

Список хороших губных гармошек:

Кстати, напоминаем, что если вы только собираетесь обучаться, то вам необходимо приобрести одну из этих гармоник именно в тональности «до мажор» (эта тональность обозначается латинской буквой «С»).

  • Easttop T008K
  • Hohner Golden Melody
  • Hohner Special 20
  • Hohner Rocket
  • Seydel 1847
  • Seydel Session Steel
  • Hohner Marine Band Crossover
  • Hohner Marine Band Deluxe
  • Suzuki Olive
  • Suzuki Manji

Многие считают, что для начала можно выбрать и купить дешёвую губную гармошку, эдакую «рабочую лошадку», а потом уже можно будет себе купить губную гармошку хорошего качества. Но до покупки последней, как правило, дело не доходит, так как люди полностью разочаровываются в этом инструменте после игры на некачественной губной гармошке.

Зарегистрируйтесь на бесплатный онлайн курс "БЫСТРЫЙ СТАРТ"!

Во-первых, мы хотим вам помочь разобраться с видами губных гармошек , так как в музыкальных магазинах вы, наверное, могли наблюдать губные гармоники разных размеров и видов. Губные гармошки действительно бывают разные: диатонические (10-ти дырочные), хроматические губные гармошки, тремоло, октавные, басовые, аккордовые губные гармошки, а также гибриды этих гармошек. Как же всё-таки выбрать и купить губную гармошку? Октавные, басовые и аккордовые губные гармошки чаще всего используются в гармошечных оркестрах, и скорее всего вы не найдете их в продаже в вашей стране, поэтому мы на них останавливаться не будем. Поговорим о диатонических, хроматических губных гармониках и гармошках тремоло, и о том как выбрать губную гармошку.

Тремоло губные гармошки.
В таких губных гармошках на каждой ноте немного расстроены два звуковых язычка относительно друг друга, благодаря чему достигается эффект тремоло. На таких губных гармошках присутствуют звуки только «белых клавиш фортепиано» и нет ни одной черной клавиши. Эта губная гармошка достаточно примитивна, на ней очень легко научиться играть любому человеку, который обладает хоть малейшим слухом. И в то же время она очень ограничена по возможностям ввиду большой нехватки недостающих нот. Выбрав губную гармошку тремоло, вы сможете играть только простенькие детские мелодии, хорошо могут «ложиться» русские и украинские народные песни, ну, и, возможно, еще гимны некоторых стран – и, к сожалению, всё.

Хроматические губные гармоники – у них напротив, присутствуют все-все звуки хроматического звукоряда (все белые и черные клавиши фортепиано). На хроматических губных гармошках, как правило, можно играть сложные классические произведения, джазовую музыку, но тут важно иметь хорошее музыкальное образование, уметь читать ноты «с листа» и иметь хорошую подготовку на диатонической губной гармонике. Почти все гармонисты, играющие на хроматической губной гармонике, начинают с диатонической гармоники, так как некоторые приёмы и навыки, такие как красивое вибрато, или бенды(которые теоретически нельзя делать на хроматической губной гармонике, а на практике используются постоянно) можно хорошо отточить именно на диатонической губной гармошке, не повредив при этом язычки инструмента.

Диатоническая губная гармошка и как ее выбрать . Диатоническая губная гармошка - это самая популярная губная гармошка в мире. Инструмент, на котором можно играть любую музыку, в любом стиле, и звук которой очень насыщенный и густой, если сравнивать с вышеописанными губными гармошками. Присутствуют все ноты, но необходимо приобрести определенные навыки для игры на этом инструменте. Эту губную гармошку называют еще блюзовой гармоникой, но это не означает, что на ней можно играть только блюз. Просто она стала очень популярной именно в эпоху активного развития блюзовой музыки, куда она идеально вписывается. Именно диатонические (блюзовые, или десятидырочные) губные гармошки мы популяризируем. Для нас – это самый красивый по звуку музыкальный инструмент в мире!

Во-вторых, вам для себя необходимо определиться, с какими язычками вы хотите выбрать губную гармошку .
Материал язычков губной гармошки напрямую влияет на долговечность инструмента. Компании Hohner и Suzuki традиционно используют в своих гармошках медные язычки, а компания Seydel сделала инновационный прорыв в этой области и стала первой компанией, которая изготавливает стальные язычки для своих губных гармоник. В результате они дольше не расстраиваются и их сложно сломать.

В-третьих важно отметить, что губные гармошки бывают разных тональностей и если вы только начинающий гармонист, то вам стоит выбрать губную гармошку именно в тональности «до мажор».
Говоря попросту, на ней легче всего вам будет овладеть основными приемами и навыками, к тому же почти все существующие самоучители, в том числе и наш самоучитель для для губной гармошки записан для гармошки «до мажор». Начав обучение на гармошке этой тональности, вам потом будет легко играть и на всех остальных: как более высоких, так и низких тональностях.

Четвёртым и последним пунктом при выборе губной гармоники должна быть проверка инструмента . Если вы покупаете губную гармошку в магазине музыкальных инструментов, то потребуйте специальные меха для губных гармошек. На них можно «продуть» каждое отверстие, как на вдох, так и на выдох, убедившись, что все ноты звучат. К сожалению, в музыкальных магазинах редко встречаются меха, поэтому, скорее всего вам придется проверять гармошку самому, и при отсутствии мехов в магазине, вам не могут отказать в этом. Вам важно «продышать» каждое отверстие в отдельности, что может быть очень затруднительным, если вы до этого ни разу не играли на губной гармошке. Проверяя каждое отверстие на вдох и на выдох, обращайте внимание на дополнительные призвуки в виде «звона», которые могут попадаться на губных гармошках, что может означать, что язычок цепляется за плату губной гармошки. В таком случае требуйте другую гармошку. Также на низких тональностях (ля, соль и ниже), язычки могут биться о крышку губной гармошки и тоже с характерным звоном. Такое бывает очень часто на губной гармонике Golden Melody, и в принципе, это нормально, но переберите несколько гармошек выбранной вами модели, и возможно вам попадется такая, которая не звенит. На губных гармошках тональности «до мажор» никакого звона в помине не должно присутствовать, поэтому чистый звук на каждом отверстии – это самый лучший критерий для того, чтобы купить губную гармошку до мажор.

Желаем вам удачно выбрать и купить губную гармошку!