Как называется сказка про чебурашку. История создания мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена. Неизвестный науке вид

Чебурашка – персонаж, выдуманный детским писателем Эдуардом Успенским, милый мохнатый зверек с большими ушами, напоминающий то ли зайца, то ли медвежонка.


Каким бы нелепым зверьком ни был Чебурашка, его любят абсолютно все – и дети, и взрослые. Действительно, не любить милого, стеснительного и безобидного зверька с огромными и нелепыми ушами просто невозможно. Более того, Чебурашку хочется защитить и оградить от опасностей, и именно этим, участием в его нелегкой судьбе, и занимается его главный друг – Крокодил Гена.

История Чебурашки началась в 1966 году, именно тогда детский писатель Эдуард Успенский впервые придумал своего героя. Как именно писателю пришла фантазия создать столь нелепого зверя, неизвестно, но есть несколько версий. Так, по одной из них, в детстве у Успенского была старая бракованная игрушка, которую родители называли "неизвестный науке зверь, который живёт в жарких тропических лесах". По другой версии, мысли о странном зверьке пришли ему в гостях у друзей, маленькая дочка которых разгуливала по дому в огромной пушистой шубе, постоянно спотыкаясь и падая. Отец ее комментировал ее падения как "опять чебурахнулась".

Как бы ни было, намек на то, что Чебурашка – зверь тропический, все же имеется, ведь по сюжету книги и мультфильма он впервые появляется в ящике с апельсинами, прибывшими, вероятно, из далекой тропической страны.

Чебурашкой его назвали все по той же причине игры слов – зверек не мог спокойно сидеть и все время "чебурахался". Директор магазина, в который поступили апельсины, попытался пристроить странного зверя в зоопарк, однако найти ему место так и не сумели, он не подходил ни

к какому виду животных, а потому в результате несчастный Чебурашка попал на полку магазина уцененных товаров. Кстати, именно об этом поется в известной песенке "Я был когда-то странной игрушкой безымянной, к которой в магазине никто не подходил…"

Однако в дальнейшем судьба оказалась к Чебурашке более благосклонной – он встретился с Лучшим Другом Своей Жизни – Крокодилом Геной. Надо сказать, что и Гена, который "работал в зоопарке крокодилом", был бесконечно одинок, и именно одиночество заставило его расклеивать объявления со словами "Молодой крокодил хочет завести себе друзей".

Так стеснительное мохнатое существо с огромными ушами и оказалось на пороге домика крокодила Гены со словами "Это я, Чебурашка".

В итоге Гена и Чебурашка стали большими друзьями, и именно как парочку – Гена и Чебурашка – российские дети нескольких поколений узнали и полюбили этих героев.

Неизвестно, ожидал ли бы Чебурашку настолько оглушительный успех, если бы не очень удачный экранный образ. Мультфильмы про Чебурашку и Гену создал талантливый режиссер Роман Качанов, первый мультик увидел свет в 1969 году. Художником-постановщиком выступил Леонид Шварцман.

Затем появились "Чебурашка" (1971), "Шапокляк" (1974), а позднее, уже в 1983-м - "Чебурашка идёт в школу".

Удивительно, но именно Чебурашка стал очень знаменитым героем и за пределами нашей страны. Так, особенно его полюбили в Японии, где не только показывали советские мультфильмы, но делали их ремейки, а также сняли нескол

ько собственных проектов вроде "Cheburashka Arere?".

В Швеции Чебурашку знают и зовут Drutten, (шв. "drutta" - падать, спотыкаться), и сюжеты их мультфильмов совершенно самостоятельные. А вообще, Чебурашка попал в мультфильмы многих стран – немецкие зрители знают его как Куллерьхена ("Kullerchen") или Плумпса ("Plumps"), в Финляндии Чебурашку называют Муксис ("Muksis"), а литовские дети знают его как Кулверстукаса.

В 2008 году в Москве даже открылся Музей Чебурашки, среди экспонатов которого есть и старая пишущая машинка, на которой Успенский впервые создал образ этого милого зверька. А еще Чебурашка уже несколько раз становился талисманом Олимпийской сборной страны.

Кстати, в 2005 году сам Эдуард Успенский объявил, что официальный день рождения Чебурашки – 20 августа.

Известно, что уже в 2000-х Эдуард Успенский не раз пытался отстаивать свое авторское право на образ Чебурашки, однако несколько раз проиграл. Одновременно с ним на образ Чебурашки претендовал и Леонид Шварцман – несмотря на то, что придумал его писатель, именно образ Чебурашки, нарисованный Шварцманом, так полюбился зрителям, и именно благодаря мультфильму Чебурашка стал так популярен.

Однако, каковы бы ни были тяжбы создателей, миллионы русских детей продолжают расти вместе с добрыми мультиками про Чебурашку и его друзей.

Бесконечно обаятельного, очаровательно беззащитного и доброго Чебурашку просто невозможно не любить.

Скоро вечно молодой Чебурашка отметит свой 50-й день рождения.

Напоминает Ленина, и показал, как выглядит новый герой Черри, разработанный им по заказу японцев.

Война

В первые дни войны я не погиб благодаря случаю. Человек верующий наверняка в таком стечении обстоятельств увидел бы божественное вмешательство. Но я атеист, агностик, называйте как угодно, и думаю, что это простое совпадение.

Летом 1941 года мне исполнялся 21 год, тогда это как раз был призывной возраст. Я учился в Ленинграде, в школе при Академии художеств имени Репина. В мае получил повестку. Прихожу на призывной пункт, огромная комната военкомата, полным-полно народу, всех вызывают, а меня нет. Подхожу к окошку, говорю: «Шварцмана почему не вызываете?» А мне молодой человек в штатском отвечает: «Не шуми, браток. Только между нами: похоже, мы потеряли твое дело. Когда найдем, тебя вызовут новой повесткой». Благодаря этой канцелярской ошибке я жив до сих пор. Если бы меня тогда призвали, в первые же недели войны меня бы не стало. Все близкие друзья моего возраста тогда погибли.

22 июня радиосообщение о начале войны, выступление Молотова, прозвучали совершенно неожиданно. Все знали, что с Германией у нас договор о ненападении, и тут такой удар в спину. Стало ясно, что будет плохо, но я тогда и представить не мог, что ожидало мою семью.

Я понял, что надо помогать семье с едой, пошел учеником токаря на Кировский завод, бывший Путиловский. Сразу стал получать больше хлеба, это было тогда главное.

Ленинград быстро попал в окружение. В городе оставались моя мать и сестра с мужем и маленьким ребенком. Я понял, что надо помогать семье с едой, пошел учеником токаря на Кировский завод, бывший Путиловский. Сразу стал получать больше хлеба, это было тогда главное.

Вначале умер мой четырехлетний племянник Алик: заразился в бомбоубежище менингитом и буквально за несколько дней сгорел. Потом умер муж сестры. В ноябре Кировский завод эвакуировали в Челябинск и меня вместе с ним. Там я уже работал токарем, обтачивал катки для тяжелых танков ИС - «Иосиф Сталин». Из письма брата я узнал, что умерла от голода мама.

Меня часто направляли от завода на работы за город - рыть противотанковые рвы. В начале сентября мы копали в районе Стрельны, темнело рано, и вдруг видим в лучах заката удивительно красивое свечение над Ленинградом. Вскоре выяснилось, что это немцы разбомбили Бадаевские продовольственные склады. С этого момента начался голод: сразу урезали норму по карточкам. Рабочие получали 500 граммов хлеба, служащие - 300. Потом и того меньше. Вначале умер мой четырехлетний племянник Алик: заразился в бомбоубежище менингитом и буквально за несколько дней сгорел. Потом умер муж сестры.

В ноябре Кировский завод эвакуировали в Челябинск и меня вместе с ним. Там я уже работал токарем, обтачивал катки для тяжелых танков ИС - «Иосиф Сталин». Из письма брата я узнал, что умерла от голода мама. А я тогда работал по 14-16 часов в холодном цехе, где металл буквально примерзал к рукам. Голодный, естественно. Не знаю, надолго ли меня хватило бы. Но весной в администрации завода выяснили, что я художник, и мне поручили вести работу по наглядной агитации: делать плакаты, лозунги, портреты вождей. Например, к годовщине убийства Кирова, к 1 декабря, я изготовил огромный его портрет, пять метров на три, его повесили над проходной. Этот перевод на работу художника меня, по сути, спас: пайки какие-то стали выдавать, прикрепили к другой столовой.

В 1945-м, весной, когда стало ясно, что войне скоро конец, я написал в Ленинградскую академию художеств, но ответа не получил. Еще отправил письмо во ВГИК, у них тогда только вернулся из эвакуации художественный факультет. Вот война окончилась: победа! И я получаю письмо из Москвы: «Приезжайте к нам сдавать приемные экзамены». С завода уйти было очень сложно, но мне повезло. Заместитель парторга, курировавшая мою работу, подписала мое заявление. Я получил в отделе кадров паспорт и поехал в Москву, поступать.

Погибли все родственники, остававшиеся в городе, все друзья детства. Я никого не смог найти.

Позже мне довелось побывать в Минске, где прошло мое детство. Район, в котором я жил, - Раковская улица, Немига, - при фашистах был превращен в гетто. Погибли все родственники, остававшиеся в городе, все друзья детства. Я никого не смог найти.

«Союзмультфильм»

Экзамены во ВГИК я сдал и стал студентом первого курса. Жил за городом, в общежитии в Мамонтовке: на электричке зайцем до платформы «Северянин», там впихивался на автобус до ВДНХ - и на занятия, во ВГИК. И все это бегом-бегом, все с увиливанием от контролеров, денег-то не было.

«Союзмультфильм» был нашим домом родным, огромной семьей в пятьсот человек. Атмосфера дружбы, братства всех нас объединяла. Современным людям, даже творческих профессий, это мало знакомо. Там у нас были и влюбленности, и женитьбы, и карнавалы, и похороны. Какие там были люди!

В «Снежной королеве» Шварцман создал образы всех персонажей, кроме разбойников.

Начав работать, перебрался в Москву. Снимал даже не комнаты, а углы: в районе переулков недалеко от Сретенки, на улице Кирова, теперь это Мясницкая. Так я жил до 1951 года, когда женился на любимой своей Татьяне и переехал к ней в коммуналку на углу улицы Герцена и Садового кольца, в двухэтажный дом, сохранившийся с наполеоновских времен. Там мы прожили одиннадцать лет, пока не получили кооперативную квартиру, и это были очень, очень сложные условия. Достаточно сказать, что на 25 человек была одна уборная, в которой любил выпивать наш сосед Ваня, огромного роста грузчик. Дверь он не открывал, пока не выпивал свои пол-литра, и это была трагедия для всей квартиры. Другой сосед наш, однорукий Жора, любил, выпив, поколотить жену. Она, извините, в комбинашке регулярно врывалась к нам, а мы с женой должны были ее спасать.

Разумеется, мы с Таней и днем и ночью пропадали на «Союзмультфильме», он был нашим домом родным, огромной семьей в пятьсот человек. Атмосфера дружбы, братства всех нас объединяла. Современным людям, даже творческих профессий, это мало знакомо. Там у нас были и влюбленности, и женитьбы, и карнавалы, и похороны. Какие там были люди!

В кафе стоял автомат редкой модели, куда можно было бросить купленный на кассе жетон, и он наливал тебе стаканчик вина. Это называлось «метнуть диск». Мужчины, прежде всего, конечно, именно они, в начале дня шли «метнуть диск», а уже потом, разогревшись, тепленькие, садились за работу.

Студия «Союзмультфильм» находится недалеко от метро «Новослободская». Там рядом был небольшой стадиончик и стеклянный павильон кафе, где стоял такой автомат редкой модели , куда можно было бросить купленный на кассе жетон, и он наливал тебе стаканчик вина. Это называлось «метнуть диск». Наши мужчины, прежде всего, конечно, именно они, начинали свой день с похода к автомату. «Метали диск», а уже потом, разогревшись, тепленькие, садились за работу.

Когда я окончил ВГИК в 51 году, меня и Винокурова, с которым мы вместе учились, Лев Константинович Атаманов пригласил к себе художниками-постановщиками. Для меня эти первые десять лет были самыми счастливыми годами работы на «Союзмультфильме». Удивительная была пора. Сколько мы просидели, занимаясь подборкой материалов для эскизов, в Ленинской публичной библиотеке, в театральной библиотеке, куда я потом передал много своих раскадровок. Мы делали мультфильмы, одновременно работали на «Диафильме». Ездили по всей стране на фестивали, путешествовали. Когда снимали «Снежную королеву», в Копенгаген, конечно, податься не могли. Но мы нашли всю нужную натуру в Риге, Таллине и Тарту и прекрасно проводили там время.

Чебурашка

В 1966 году Качанов пригласил меня к себе, и так я попал в кукольную мультипликацию. Первая наша работа, «Потерялась внучка», вышла очень симпатичная. После этого была «Варежка», я считаю - лучший фильм, который мы создали вместе.

Изготовленные в мастерских «Союзмультфильма» копии кукол героев Шварцмана на полке в его кабинете.

А потом пошло-поехало, начался «Крокодил Гена и его друзья». Удивительная история связана с тем, как эта книга Успенского вообще попала на «Союзмультфильм». Мой режиссер, Роман Качанов, хотел заручиться поддержкой зятя Хрущева, Алексея Аджубея. И попросил его написать нам сценарий. Аджубей тогда работал главным редактором «Комсомольской правды», бывал во многих странах, в Африку часто ездил, и в 1969-м написал нам сценарий, «Соперники», по-моему, не очень удачный. О футболистах-африканцах и каких-то чудищах.

Начал я рисовать Чебурашке уши: сначала они были наверху, потом постепенно стали сползать и увеличиваться.

Мы начали делать этот фильм, Аджубей стал заходить на студию, а Качанов - к Аджубею, у которого было двое маленьких сыновей. И как-то в гостях Качанов увидел, что они увлеченно читают книжку. Это был «Крокодил Гена и его друзья» Успенского. На следующий день он купил в магазине такую же книжку, принес ее на «Союзмультфильм» и сказал: «Все, делаем по ней фильм».

Крокодил у меня получился довольно быстро. В сценарии было написано: «Крокодил работал в зоопарке крокодилом. И когда кончался рабочий день и звонил звонок, он надевал свой пиджак, шляпу, брал трубку и уходил домой». Этого было достаточно, чтобы у меня сложился образ джентльмена с бабочкой и белой манишкой.

С Шапокляк тоже все вышло просто. Шапокляк - это, как известно, название складного цилиндра. Это XIX век, и отсюда пошло все остальное: черное строгое платье, жабо, белые кружевные манжеты, туфельки-лодочки на каблучках. Поскольку она - шкодливая такая бабка, я сделал ей длинный нос, розовенькие щечки и выдающийся подбородок. А седые волосы и пучок позаимствовал у тещи, у Таниной мамы.

Именно Леонид Шварцман придумал, как будут выглядеть крокодил Гена, Шапокляк и Чебурашка. Куклы для мультфильма были выполнены в 1968 году по его эскизам. На фотографии: работа над фильмом «Речка крокодила Гены», февраль 1974 года.

Владимир Родионов / РИА Новости

Пять месяцев - подготовительный период на фильм, и половину всего этого времени я провозился с Чебурашкой. Глаза ему сразу сделал детские, удивленные, человеческие. Хоть и большие, но не «как у филина». У Успенского же в «предисловии, которое не обязательно читать», сказано: «Когда я был маленьким, мне родители подарили игрушку: пушистую, лохматую, маленькую. С большими глазами, как у филина. С круглой заячьей головой и маленьким хвостиком, как у медведя». Все. О больших ушах ни слова.

Начал я рисовать Чебурашке уши: сначала наверху, потом они постепенно стали сползать и увеличиваться. Ко мне регулярно приходил Качанов, я показывал наброски, мы их обсуждали, спорили, он выражал свои пожелания, я перерисовывал. Благодаря таким совместным усилиям и возник окончательный эскиз, он хранится у меня дома, подписан 1968 годом. На нем, правда, у Чебурашки еще есть медвежий хвостик, который потом сильно уменьшили. И ножки поначалу были подлиннее, но Норштейн посоветовал сделать их маленькими, как сейчас. После создания эскиза в цвете я сделал чертеж, а мастера-кукольники изготовили Чебурашку, и он зажил своей жизнью.

Накамура попросил меня нарисовать главного персонажа. Это любимая игрушка героини, тоже «неизвестный науке зверь», который может становиться то большим, то маленьким. Я нарисовал этого персонажа, его будут звать Черри. Японцы сделали куклу, все уже отсняли, сейчас озвучивают. Когда доделают, привезут, мне покажут.

Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

Японцы полюбили Чебурашку, они называют его Чеби. Вы, наверное, знаете, вышло несколько новых серий по их сценариям, но с нашими персонажами. Их делал режиссер Макото Накамура, он приезжал в Москву и бывал у меня в гостях. Теперь он делает новую работу, и попросил меня нарисовать для него главного персонажа. Это любимая игрушка героини, маленькой девочки. Как и Чебурашка, «неизвестный науке зверь», и к тому же умеет становиться то большим, то маленьким. Я нарисовал этот персонаж, его назвали Черри. Японцы сделали куклу, все уже отсняли, двадцатиминутный фильм закончен, сейчас озвучивают. Когда доделают, привезут, мне покажут.

Попугай и Ильич

Был период, когда я одновременно работал и на рисованной, и на кукольной анимации. В 1976-м режиссер Уфимцев пригласил меня художником-постановщиком на сериал «38 попугаев». И в это же время меня снова пригласил Атаманов, мы стали снимать «Котенка по имени Гав». И оба сериала - по сценариям Григория Остера.

Тогда я все время делал наброски: и в метро, и в трамвае, и во дворе, и на бульваре. Очень любил рисовать маленьких детишек и животных. Всю жизнь ходил в зоопарк, рисовал с натуры - это было необходимо для создания персонажей. Но змей я терпеть не могу. И тем не менее, когда я начал создавать героев для «38 попугаев», пришлось постоянно рисовать удава с натуры. Этот персонаж никак не получался, вначале он был очень малоприятным. И только когда я вытянул ему морду, нарисовал нос, веснушки и сделал бровки домиком, он у меня зажил, стал мечтателем, философом.

Норштейн сказал: «Хвост мешает, надо убрать». Убрали, и сразу попугай стал шустрым, начал в кадре энергично ходить, у него появились ораторские жесты. Мы стали думать, кто же это такой? Вначале решили, что это директор наш, Боярский. А потом поняли, нет, бери выше - Ильич! И мы стали таким его делать и снимать, со всеми ленинскими повадками.

1968 года. И до этого Ламис Бредис сделал мультфильм про «план Маршалла», где Маршалл изображался как удав, а европейские страны - как кролики. Его тоже «закрыли». Других таких случаев не припомню.

Спасало то, что всерьез нас не воспринимали. В министерстве трепали по плечу и говорили: «Идите, играйте в свои куколки». Цензура у нас была только внутренняя. Отсюда и качество. Наши мультфильмы смотрели и любили не только по всему Советскому Союзу. Еще во времена железного занавеса Папа Римский Пий XII говорил, что воспитывать детей надо на советских мультфильмах, потому что они несут добро и учат только хорошему.

Эдуард Успенский умер вечером 14 августа в частном доме в деревне Пучково, которая входит в Троицкий административный округ Москвы. 9 августа сообщалось, что писателю стало плохо в своем доме. Он потерял сознание, а его супруга вызвала медиков, пишут «Известия». Ранее стало известно, что у писателя обнаружили злокачественное новообразование.

Писатель родился в подмосковном Егорьевске 22 декабря 1937 года. Первые стихи для детей начал печатать в «Литературной газете». Он известен как автор детских книжек, ставших настоящими хитами – «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино», «Колобок идет по следу».

По сценариям и произведениям Успенского сняты 60 мультфильмов. Произведения писателя переведены на более чем 25 языков. Также Эдуард Успенский был одним из создателей передач «Спокойной ночи, малыши!» и «АБВГДейка».

Герои и произведения писателя Эдуарда Успенского вошли в культурный код нескольких поколений россиян, заявил ТАСС директор «Центра поддержки отечественной словесности» Георгий Урушадзе. По его словам, Успенский был любимым писателем детей, родившихся в 1970-1990-х годах, и являлся «живым классиком». Его творческая жизнь была невероятно плодотворной.

Произведения Эдуарда Успенского:

«Крокодил Гена и его друзья» (1966, 1970)

«Разноцветная семейка» (1967)

«Вот так школа» (1968)

«Крокодил Гена» (1970)

«Воздушные шары» (1971)

«Вниз по волшебной реке» (1972)

«Гололед» (1973)

«Наследство Бахрама» (1973)

«Дядя Федор, пес и кот» (1974)

«Академик Иванов» (1974)

«Отпуск крокодила Гены» (1974)

«Гарантийные человечки» (1975)

«Крокодил Гена» (1975)

«Все в порядке» (1976)

«Повтори» (1976)

«Удивительное дело» (1976)

«Крокодил Гена» (1977)

«Крокодил Гена и другие сказки» (1977)

«Вниз по волшебной реке» (1979)

«Школа клоунов» (1981)

«Гололед» (1982)

«Если был бы я девчонкой» (1983)

«Каникулы в Простоквашино» (1983)

«Над нашей квартирой» (1980, 1981, 1984)

«Вера и Анфиса в поликлинике» (1985)

«Вера и Анфиса знакомятся» (1985)

«Клоун Иван Бултых» (1987)

«Колобок идет по следу» (1987)

«25 профессий Маши Филиппенко» (1988)

«Про Сидорова Вову» (1988)

«Меховой интернат» (1989)

«Мудрец»

«Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы» (1990)

«Дядя Федор, пес и кот (диалоги по политическим вопросам)» (1990)

«Дядя Федор, пес и кот, и политика» (1991)

«Лекции профессора Чайникова» (1991)

«Грамота: Книга для одного читающего и десяти неграмотных» (1992)

«Бизнес Крокодила Гены» (1992)

«Подводные береты» (1993)

«Тетя дяди Федора, или Побег из Простоквашино» (1995)

«Зима в Простоквашино» (1997)

«Любимая девочка дяди Федора» (1997)

«Новые порядки в Простоквашино» (1997)

«Дядя Федор идет в школу, или Нэнси из Интернета в Простоквашино» (1999)

«Лжедмитрий Второй, настоящий» (1999)

«Весна в Простоквашино» (2001)

«Грибы для Чебурашки» (2001)

«Крокодил Гена – лейтенант милиции» (2001)

«Печкин против Хватайки» (2001)

«Похищение Чебурашки» (2001)

«Праздники в деревне Простоквашино» (2001)

«Неприятности в Простоквашино» (2002)

«Случай со степанидом: рассказы» (2002)

«Укус гадюки» (2002)

«Клад из деревни Простоквашино» (2004)

«Таинственный гость из космоса» (2004)

«Дни рождения в Простоквашино» (2005)

«Кислотный дождь в Простоквашино и другие веселые истории» (2005)

«Новая жизнь в Простоквашино» (2007)

«Ошибка почтальона Печкина»

«Чебурашка идет в народ»

«Иван – царский сын и Серый Волк»

«Про Веру и Анфису»

«Жаб Жабыч Сковородкин»

«Сын Жаба Жабыча»

«История с ястребом-перепелятником»

«Следствие ведут Колобки»

«Магнитный домик под Владимиром»

«Хозяйственная собака на белорусском хуторе»

«Происшествия в Простоквашино, или Изобретения почтальона Печкина»

«Истории про девочку со странным именем» (2009)

«Гарантийные человечки возвращаются» (2011)

«История про Гевейчика, гуттаперчевого человечка» (2011)

«Привидение из Простоквашино» (2011)

Сценарии мультипликационных фильмов Эдуарда Успенского:

«Антошка» («Веселая карусель», №1, 1969)

«Крокодил Гена» (1969)

«Чебурашка» (1971)

«Разгром» («Веселая карусель, №3, 1971)

«Рыжий, рыжий, конопатый» («Веселая карусель», №3, 1971)

«Неудачник» (1972)

«Шапокляк» (1974)

«Птичий рынок» (1974)

«Картина. Ехал Ваня» (1975)

«Наследство волшебника Бахрама» (1975)

«День чудесный» (1975)

«Слоно-дило-сёнок» (1975)

«Дядя Федор, пес и кот: Матроскин и Шарик» (фильм первый, 1975)

«Дядя Федор, пес и кот: Митя и Мурка» (фильм второй, 1976)

«Дядя Федор, пес и кот: Мама и папа» (фильм третий, 1976)

«Осьминожки» (1976)

«Трое из Простоквашино» (1978)

«Дядюшка Ау» (фильм первый, 1979)

«Ошибка дядюшки Ау» (фильм второй, 1979)

«Дядюшка Ау в городе» (фильм третий, 1979)

«Про холодильник, серых мышей и гарантийных человечков» (1979)

«Олимпийский характер» (1979)

«Каникулы в Простоквашино» (1980)

«Клякса» (1980)

«Гребля на каноэ» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Дзю-до» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Конный спорт» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Спортивная гимнастика» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Спортивная ходьба» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Хоккей на траве» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Баба-яга против!» (фильмы первый, второй, третий, 1980)

«Пластилиновая ворона» (1981)

«Ивашка из дворца пионеров» (1981)

«Телеглаз» (заставка к циклу передач об экономии, 1982)

«Чебурашка идет в школу» (1983)

«Следствие ведут Колобки» (кукольные мультфильмы, фильмы первый, второй, 1983)

«Новогодняя песенка Деда Мороза» (1983)

«Зима в Простоквашино» (1984)

«Про Сидорова Вову» (1985)

«Академик Иванов» (1986)

«Про Веру и Анфису» (1986)

«Следствие ведут Колобки» (рисованные мультфильмы, фильмы первый, второй, 1986, фильмы третий, четвертый, 1987)

«Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса тушат пожар» (1987)

«Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса на уроке в школе» (1988)

«Загадка» («Веселая карусель», №19, 1988)

«Сегодня в нашем городе» (1989)

«Счастливый старт 1», «Счастливый старт 2», «Счастливый старт 3», «Озеро на дне моря», «Мико – сын Павловой», «Надводная часть айсберга», «Секретная океанская помойка», «Счастливый старт 4», «Подводные береты» (фильмы о дельфинах, 1989-1991)

Тамара Дмитриева, Владимир Кенигсон, Ирина Мазинг, Владимир Раутбарт, Владимир Ферапонтов
Режиссер: Роман Качанов
Сценаристы: Эдуард Успенский, Роман Качанов
Операторы: Теодор Бунимович, Иосиф Голомб, Владимир Сидоров
Композиторы: Михаил Зив, Владимир Шаинский
Художники: Леонид Шварцман, Ольга Боголюбова
Год: 1969-1983
Cерий: 4

Чебурашка! Это милое трогательное существо с лучистыми глазами и огромными ушами известно всем! За все время своего существования, Чебурашка успел стать не только персонажем четырех известных мультфильмов, героем множества детских развивающих игр, культурных и социальных проектов, многочисленных пародий, но даже пробился на мировой уровень, став талисманом Олимпийской сборной России.

«Крокодил Гена», «Чебурашка»

Своим появлением на свет Чебурашка обязан детскому писателю Эдуарду Успенскому. Именно он в 1966 году написал первую книгу о приключениях этого неизвестного науке зверька. Как говорится в предисловии к самой книжке, имя героя появилось благодаря детской игрушке Успенского: не то медвежонку, не то зайцу с гигантскими ушами, большими желтыми глазами и коротеньким хвостиком.

Родители мальчика на полном серьезе утверждали, что это – неизученная пока порода тропического зверька. Поэтому в своем произведении Эдуард Успенский описал Чебурашку именно как неизвестного тропического зверька, который залез в ящик с апельсинами, заснул там и в результате попал в большой город вместе с ящиком. Директор магазина, который принимал апельсины, дал ему имя «Чебурашка», потому что объевшийся апельсинами зверёк не стоял на ногах и постоянно падал (чебурахался).

«Крокодил Гена», «Чебурашка»

А известный нам сегодня образ Чебурашки был создан художником-мультипликатором Леонидом Шварцманом. Со старухой Шапокляк тоже получилась интересная история. Как известно, слово «шапокляк» в переводе с французского, означает «складной цилиндр».

Поэтому изначально Леонид Щварцман рисовал Шапокляк барышней худой, в темных одеждах, с длинным носом и седым пучком волос на голове. Однако, чего то недоставало… Однажды художник вспомнил о своей теще и пририсовал старухе Шапокляк тещины щеки и удивленные большие глаза. Следом прибавил кружевное жабо, манжеты и шляпку – получилась вылитая теща художника.

Песня Чебурашки

Голубой вагон

Худсовет был в восторге – замечательная старуха Шапокляк получилась! С Крокодилом Геной было легче. Все же крокодил, как говорится – и в Африке крокодил. Кстати, при ближайшем рассмотрении ученые признали в образе Крокодила Гены совсем не крокодила, а… аллигатора!

«Крокодил Гена», «Чебурашка»

А вы знаете что? Первый мультик «Крокодил Гена» редколлегия «Союзмультфильма», которая была связана с КГБ забраковала. В строительстве дома друзей она увидела аналогию со строительством СЭВ и мультфильму присвоили третью, самую низкую категорию проката. В результате чего творческая группа мультипликаторов не получила за картину ни одной премии, а сам фильм не был рекомендован для широкого проката.

При представлении второго мультфильма – «Чебурашка» редколлегия опять узрела крамолу. Эта серия, по их мнению «порочила пионерскую организацию». Пришлось режиссеру картины Роману Качанову в срочном порядке вставлять в мультфильм реплику: «В пионеры берут самых лучших».

Несмотря на то, что после выхода первого мультфильма про Чебурашку, персонаж стал очень популярен среди советского народа, мультик пытались запретить.

«Крокодил Гена», «Чебурашка»

Одна из газет вышла с «обличающей» статьей, заголовок которой гласил: «Кто усыновит Чебурашку?» В ней популярно объяснялось, что Чебурашка — беспризорник, который не имеет родины!

Да и крокодил Гена тоже не образец для подражания, он видите ли ищет друзей по объявлениям, а все знают, что советский человек ищет их в коллективе! Чебурашку очень любят не только у нас, но и в Японии. Еще бы, ведь он выглядит, как типичный японский герой: огромные глаза, маленький рот. Японцы ласково называют его «русским чудом» Чеби.

Кроме того, песня Крокодила Гены была также переведена на финский язык, а также на английский, шведский, немецкий, болгарский, польский и другие языки. Мультфильмы Романа Качанова «Крокодил Гена», «Чебурашка» и «Шапокляк» в разное время выходили на экраны каждой из этих стран. На летних Олимпийских Играх 2004 года в Афинах был выбран талисманом Олимпийской сборной России.

На зимних Олимпийских Играх 2006 года символ Российской Сборной Чебурашка переоделся в белый зимний мех. На летних Олимпийских играх 2008 года в Пекине Чебурашку «одели» в красный мех. На зимних Олимпийских Играх 2010 Чебурашка-талисман стал обладателем синего меха.

Литовские детишки называют Чебурашку — Кулверстукас, а шведские — Друттен. Именно так имя героя переводится на их родные языки. В 2005 году в связи с проведением благотворительной акции для детей-сирот «День рождения Чебурашки» Эдуард Николаевич Успенский объявил, что Днем рождения Чебурашки считается 20 августа.


Как рассказал Эдуард Успенский, образ Чебурашки родился благодаря однажды увиденной им картине: "Я был в гостях у моего друга и увидел маленькую девочку, одетую в толстую шубу с большим воротником. Шуба была девочке велика, и она постоянно падала - шагнет шаг и упадет. Мой друг сказал: "Ой, чебурахнулась!" Так я первый раз услышал это слово".

Согласно Толковому словарю Владимира Даля, слово "чебурашка" обозначало "куколку, ваньку-встаньку, который сам вставал на ноги, как его не бросай". Глаголы "чебурахать" и "чебурахнуть" употреблялись в значении "бросить, кинуть, опрокинуть с громом, грохнуть, шлепнуть".

Благодаря стараниям художника Леонида Ароновича Шварцмана Чебурашка стал одним из самых любимых мультипликационных героев СССР. "В процессе создания фильма хвостик отпал. У мультипликационного Чебурашки глазки как у человеческого ребенка. У него появились большие уши, обрамление вокруг личика. И, конечно же, пришло обаяние, которого в рисунках других художников нет", - отмечает Шварцман.

Слово "чебурашка" существует довольно давно, и придумал его, вопреки бытующему мнению, не писатель Эдуард Успенский. В "Толковом словаре живого великорусского языка", составленном В.И. Далем, сообщается, что "чебурашка - это старинная игрушка, куколка, ванька-встанька, которую как ни кинь, все равно на ноги встанет".

Другой ученый - лексикограф С.И. Ожегов в своем "Словаре русского языка" приводит два слова, употребляемые в просторечии - чебурахнуть и чебурахнуться, близкие к значению "бросить, упасть или удариться с шумом".

Известно, что в старом цирке клоунов-акробатов называли чебурашками. С целью рассмешить зрителей они чебурахались на арену, т.е. с визгом, воплями падали в опилки и барахтались в них, стараясь уморить публику смехом.




Так что Эдуарду Успенскому принадлежат сюжет книги и ее написание, а имя своему герою он дал, воскресив к жизни давно забытое слово.