Прослушивания в большой театр. Юлия Молчанова: «Многие артисты детского хора Большого театра и в дальнейшем стараются связать свою судьбу с музыкой А какой возраст детей, которые поют

В преддверии юбилея кафедры хорового дирижирования Московской Консерватории им. П.И. Чайковского, празднующей в следующем году 90-летие, радиостанция «Орфей» начинает серию интервью с деятелями искусства, выпускниками прославленной кафедры. В первом выпуске юбилейной серии - встреча с Юлией Молчановой - руководителем детского хора при Большом театре.

- Юлия Игоревна, расскажите, пожалуйста, какова история возникновения детского хора при Большом театре?

Детский хор - один из самых старейших коллективов Большого театра, ему уже практически 90 лет. Появление детского хора приходится на 1925-1930 годы. Изначально это была группа детей артистов театра, принимавших участие в оперных спектаклях, ведь практически в каждом оперном спектакле есть партия для детского хора. Позднее, когда театр во время Великой Отечественной Войны находился в эвакуации, сформировался уже профессиональный творческий коллектив детского хора Большого театра, в группы которого стали проводить строгий отбор. После чего хор получил мощное творческое развитие, и сегодня это яркий сильный коллектив, который, помимо участия в театральных спектаклях, теперь выступает еще и в концертных залах не только с оркестром Большого театра, но и с другими известными оркестрами и дирижерами.

- То есть детский хор не привязан только к спектаклям театра?

Конечно, хор тесно связан с театром, но помимо театральной, он ведет еще и активную самостоятельную концертную деятельность. Мы выступаем с крупными московскими оркестрами, нас приглашают на значимые концерты, как в России, так и за рубежом. У хора есть своя, сольная программа, с которой мы неоднократно выезжали за рубеж: в Германию, Италию, Литву, Японию….

- А с театром хор выезжает на гастроли?

Нет, не всегда. Так как довольно сложно вывозить на театральные гастроли еще и детскую труппу. На гастролях театр обычно выступает с местным детским коллективом. Для этого я приезжаю заранее, и где-то за неделю-полторы занимаюсь с местным детским хором, разучиваю с ними партии, ввожу их в спектакль. И к моменту, когда наша театральная труппа приезжает, местные дети уже хорошо ориентируются в репертуаре. Это тоже часть моей работы, как хормейстера.

- Много ли человек сегодня занято в детском хоре Большого театра?

На сегодняшний день в хоре числится около 60 человек. Понятно, что все вместе ребята выходят на спектакли крайне редко – ведь в разных спектаклях нужно совершенно разное количество участников хора.

- А в каком составе коллектив обычно выезжает на гастроли?

Оптимальное количество - 40-45 человек. Брать состав меньше - не имеет смысла (ведь надо понимать, что кто-то может заболеть, кто-то по каким-то причинам вдруг не сможет выступать), а брать больше 45 человек тоже нехорошо – это уже перегруженность.

- Как Вы решаете вопрос с родительским разрешением на выезд детей младше 18 лет?

Здесь, конечно, у нас все отработано давно. За границу мы берем детей уже с шести лет. Кроме дирижера с группой обязательно едет врач, инспектор и администратор. Конечно, гастроли очень сплачивают коллектив. Всегда, когда идет подготовка к гастролям и сами гастроли, дети становятся дружнее, самостоятельнее. Хотя, конечно, у нас вообще очень дружный коллектив – у детей есть общая цель и идея, к которой они очень трогательно и бережно относятся.

Как известно, процесс «ломки голоса» у всех проходит по-разному. У нас в театре очень хорошие фониаторы, и дети имеют возможность их посещать. Кроме того, я сама тоже очень внимательно отслеживаю этот момент, и если ломка довольно серьезная и проходит тяжело, то тогда нужно, конечно, некоторое время помолчать….. В этом случае дети действительно уходят в небольшой академический отпуск. Если же ломка происходит плавно, то мы постепенно переводим ребёнка в более низкие голоса. Например, если мальчик пел сопрано и имел дискант, а потом голос опускается постепенно, то тогда ребенок переходит в альты. Обычно этот процесс происходит довольно спокойно. У девочек, если они поют правильным звукоизвлечением, и если у них верно поставлено дыхание, как правило, никаких проблем с «ломкой голоса» не возникает.

А бывало ли так, что дети Вашего коллектива, нацеленные в принципе на классический репертуар, вдруг начинают ходить еще и в студии эстрадного вокала? Или такое в принципе невозможно?

Здесь скорее наоборот происходит. Бывали случаи, когда к нам на прослушивание приходили из различных детских эстрадных коллективов… и некоторых детей мы даже брали в наш коллектив. Понятно, что эстрадный и классический вокал – направления все-таки разные, поэтому совмещать их невозможно. Это и ребенку сложно – из-за разницы в манере пения. Замечу, что мы сейчас не говорим, какая манера пения лучше или хуже. Мы говорим только лишь о том, что направления разные, поэтому их совмещать практически невозможно, да и думаю – не нужно.


- Юлия Игоревна, расскажите, пожалуйста, о графике репетиций?

Мы, конечно, стараемся придерживаться единого графика, в основном наши репетиции проходят в вечернее время. Но ситуации бывают разные. Мы, разумеется, очень завязаны с театральным графиком, поэтому если репетиции оркестровые (например, утренние), то вполне понятно - на них вызываются дети. Или если дети заняты в постановке – они также вызываются на спектакль – в том графике, в каком он стоит в афише. Пример: когда шла опера «Турандот» (там часть детей поет, а часть детей танцует на сцене), дети были заняты буквально через день. И ничего с этим не поделаешь. Но когда постановка проходит, мы, конечно, даем детям отдохнуть несколько дней.

- Понятно, что коллектив хора – детский. С этим, наверное, связаны некоторые организационные сложности?

Конечно, есть определенные сложности в организации, но я хочу подчеркнуть, что несмотря на то, что коллектив детский, я их сразу стараюсь приучить к тому, что они уже взрослые. Раз они пришли в театр – они уже артисты, значит, на них уже ложится некая доля ответственности. Я стараюсь их воспитывать таким образом, что здесь они должны вести себя как взрослые артисты. Во-первых, это связано с выходом на сцену, с декорациями, дисциплиной. То есть, с большой ответственностью. Потому что когда ты выходишь где-то в детском саду или в школе прочитать стихотворение – это одно, и совсем другое, когда ты выходишь на сцену Большого театра. В любом случае – это очень обязывает. Именно поэтому они должны себя чувствовать взрослыми артистами, ощущать свою ответственность за каждое сделанное движение и спетое слово… и мне кажется – даже маленькие дети в 6-7 лет уже очень быстро становятся взрослыми и свою ответственность, в общем-то, ощущают.

- А есть ли какие-нибудь ограничения в еде перед репетицией, спектаклем? Все ли им можно кушать?

Конечно, в обычной жизни они едят все, как обычные дети. Хотя во время спектаклей, когда театр их кормит (детям выдаются специальные талоны, на которые они могут взять себе что-то из еды на определенную сумму). В эти дни я специально иду в буфет и предупреждаю, что у детей сегодня спектакль, поэтому я категорически запрещаю продавать детям газированную воду и чипсы. Как известно – именно это обычно дети покупают в буфете вместо того, чтобы взять, например, полноценный обед.

Это плохо для связок… от чипсов появляется першение в горле, осиплость, а газированная сладкая вода очень «сажает голос»… голос становится сиплым.


- Кроме серьезных будней есть, наверное, и какие-нибудь смешные случаи?

Да, конечно, таких случаев масса. Например, во время оперы «Борис Годунов» дети участвуют в сцене у храма Василия Блаженного (где поют с Юродивым). В этой сцене дети играют нищих, оборванцев, и их гримируют соответствующим образом – одевают в специальные лохмотья, рисуют им синяки, ссадины, характерную бледность… А перед этим выходом идет сцена совсем другого характера – бал у Марины Мнишек, сцена у фонтана – с очень пышными торжественными нарядами, изображающими богатейшую публику, а посредине сцены установлен красивый фонтан. Перед началом этой картины занавес, конечно, закрыт… так вот дети, уже переодевшись в оборванцев для своего следующего выхода, спустились за кулисы – им ведь интересно посмотреть - здесь же настоящий фонтан! И вот они в своих костюмах голодранцев подбежали к фонтану и стали плескаться в воде, что-то вылавливать оттуда… а режиссер сцены, не видя детей на сцене, дал команду поднятия занавеса… И вот представьте себе – открывается занавес - светская публика, дорогое убранство дворца, все сверкает… и человек десять голодранцев, моющихся и плещущихся в этом фонтане….. было очень смешно…

- Интересно, а для детей тоже выделяется гример?

Обязательно – и гримеры и костюмеры. Все, как у взрослых. Их гримируют специальным образом, помогают им одеваться, разобраться с костюмом. Костюмеры, конечно, отслеживают, чтобы к нужной сцене все дети были готовы к выходу. Более того! Когда выходит новая постановка, каждому из них шьют свой костюм, дети ходят на примерки, это им тоже всегда очень интересно.

- Были ли случаи, когда из детского хора вырастали солисты?

Конечно! Вполне естественно - дети, которые начинают здесь работать, очень привязываются к театру. Ведь театр к себе очень притягивает. И, как правило, многие дети, которые сюда пришли, стараются и в дальнейшем связать свою судьбу с музыкой. Поэтому многие поступают потом в музыкальные училища, в консерваторию, в институт… Дети здесь очень хорошо распеваются, имеют возможность слушать ведущих оперных звезд, петь с ними в одном спектакле, учиться у них мастерству на сцене. Кто-то из детского хора переходит затем во взрослый хор, кое-кто становится солистом, кто-то – артистом оркестра … В общем, многие так или иначе возвращаются в театр, или просто связывают свою жизнь с музыкой.

- До какого возраста юный артист может петь в детском хоре?

До 17-18 лет. Если же есть желание петь и дальше, уже во взрослом хоре, то в этом случае, конечно, им нужно так же, как и всем, пройти отборочный конкурс во взрослый хоровой коллектив. Чтобы поступить во взрослый хор, нужно уже иметь музыкальное образование. Хотя бы музыкальное училище. И во взрослый хор можно поступать где-то с 20 лет.

- Наверное, все участники детского хора получают музыкальное образование в музыкальных школах?

Конечно, обязательно. Практически все дети учатся в музыкальных школах. Здесь ведь все-таки театр, а не музыкальная школа. Хор - это абсолютно концертный коллектив и, конечно, таких предметов, как сольфеджио, ритмика, гармония – у нас в программе нет… Естественно дети должны учиться в музыкальной школе, и очень хорошо, когда они там учатся.

- Насколько мне известно, Вы ведь и сами в детстве тоже пели в хоре Большого театра?

Да, довольно долго я пела в детском хоре Большого театра. Кроме того, директор взрослого хора, Елена Узкая, тоже в детстве была артисткой детского хора Большого театра. Для меня лично пение в детском хоре во многом предопределило мою дальнейшую судьбу.

- Юлия Игоревна, Ваши родители - музыканты?

Нет. Хотя у меня папа – очень талантливый человек. Прекрасно играет на рояле, импровизирует. Он очень музыкальный. Хотя у него абсолютно техническое образование.

- А каков был Ваш путь в профессию?

Я училась в обычной музыкальной школе № 50 по классу фортепиано, затем по конкурсу (был очень серьезный конкурс – несколько туров) прошла в детский хор Большого театра. Потом уже стала заниматься более серьезно, поступила сначала в музыкальное училище и затем в Московскую Консерваторию как дирижер хора (класс профессора Бориса Ивановича Куликова , - прим. автора).

Дети заняты все время в разные дни – разные группы, Вы вызываете отдельные ансамбли на репетицию… У Вас есть лично есть фиксированные выходные?

Да. У меня один выходной – как во всем театре – понедельник.

Беседовала специальный корреспондент радио «Орфей» Екатерина Андреас

Молодежная оперная программа Большого театра России объявляет дополнительный набор участников на сезон 2018/19 по специальности «солист-вокалист» (от двух до четырех мест). К участию в конкурсных прослушиваниях в программу допускаются исполнители 1984 - 1998 гг. рождения с незаконченным или законченным высшим музыкальным образованием.

Заканчивается прием на прослушивание в выбранном конкурсантом городе за три календарных дня до даты прослушивания в этом городе. Последний срок подачи заявок для прослушиваний в Москве - пять календарных дней до начала этих прослушиваний.

Все расходы по участию в прослушиваниях (проезд, проживание и пр.) конкурсанты несут самостоятельно.

Порядок проведения конкурса

Первый тур:
  • Прослушивание в Тбилиси, Грузинский театр оперы и балета им. З.Палиашвили - 25 мая 2018 г.
  • Прослушивание в Ереване, Ереванская государственная консерватория им. Комитаса - 27 мая 2018 г.
  • Прослушивание в Санкт-Петербурге, Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга - 30, 31 мая и 1 июня 2018 г.
  • Прослушивание в Кишиневе, Академия музыки, театра и изобразительных искусств - 5 июня 2018 г.
  • Прослушивание в Новосибирске, Новосибирский академический театр оперы и балета - 11 июня 2018 г.
  • Прослушивание в Екатеринбурге, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского - 12 июня 2018 г.
  • Прослушивание в Минске, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь - 16 июня 2018 г.
  • Прослушивание в Москве, Большой театр, оперные классы в Административно-вспомогательном корпусе - 20 и 21 сентября 2018 г.

В связи с проведением чемпионата мира по футболу в июне-июле 2018 г. I, II и III туры в Москве переносятся на сентябрь 2018 г.

Участник приходит на прослушивание с собственным концертмейстером, предварительно заполнив электронную анкету на сайте .

Анкета считается принятой, если В ТЕЧЕНИЕ 10-15 МИНУТ после ее отправки приходит автоматическое уведомление на адрес электронной почты отправителя.

В Москве для иногородних участников по предварительной заявке театр предоставляет концертмейстера.

На каждом этапе прослушиваний участник должен представить комиссии не менее двух арий - первая по желанию певца, остальные - по выбору комиссии из репертуарного списка, предоставленного конкурсантом ранее в анкете и включающего пять подготовленных арий. Список арий должен включать арии на трех или более языках, обязательно - русский, итальянский, французский и/или немецкий. Все указанные в списке арии должны исполняться на языке оригинала. Комиссия оставляет за собой право прослушать меньшее или большее количество арий.

Количество участников I тура не ограничено.

Второй тур:

Прослушивание в Москве, Большой театр, Новая сцена - 22 сентября, Историческая сцена - 23 сентября 2018 г. Участник приходит на прослушивание с собственным концертмейстером (иногородним участникам по предварительной заявке театр предоставляет концертмейстера). Участник должен представить комиссии две-три арии - первая по желанию певца, остальные - по выбору комиссии из репертуарного списка, подготовленного для первого тура. Все указанные в списке арии должны исполняться на языке оригинала. Комиссия оставляет за собой право спрашивать меньшее или больше количество арий. Количество участников II тура - не более сорока человек.

Третий тур:
  1. Прослушивание в Москве, Большой театр, Историческая сцена - 24 сентября 2018 г. Участник приходит на прослушивание с собственным концертмейстером (иногородним участникам по предварительной заявке театр предоставляет концертмейстера). Участник должен представить комиссии одну-две арии по предварительному выбору комиссии (по итогам II тура) из своего репертуарного списка.
  2. Урок/собеседование с руководителями программы.

Количество участников III тура - не более двадцати человек.

МОЛОДЕЖНАЯ ОПЕРНАЯ ПРОГРАММА БОЛЬШОГО ТЕАТРА

В октябре 2009 г. в Государственном академическом Большом театре России была создана Молодежная оперная программа, в рамках которой молодые певцы и пианисты из России и СНГ проходят курс профессионального усовершенствования. В течение нескольких лет молодые артисты, поступившие в программу по результатам конкурсных прослушиваний, изучают различные учебные дисциплины, включающие занятия вокалом, мастер-классы известных певцов и педагогов-репетиторов, обучение иностранным языкам, сценическому движению и актерскому мастерству. Помимо этого, каждый из участников Молодежной программы имеет обширную сценическую практику, исполняя роли в премьерных и текущих постановках театра, а также готовя различные концертные программы.

На протяжении всех лет существования Молодежной программы с участниками работали крупнейшие профессионалы в области оперного искусства: певцы - Елена Образцова, Евгений Нестеренко, Ирина Богачева, Мария Гулегина, Маквала Касрашвили, Кэрол Ванесс (США), Нил Шикофф (США), Курт Ридль (Австрия), Натали Дессей (Франция), Томас Аллен (Великобритания); пианисты - Джулио Дзаппа (Италия), Алессандро Аморетти (Италия), Лариса Гергиева, Любовь Орфенова, Марк Лоусон (США, Германия), Бренда Хёрли (Ирландия, Швейцария), Джон Фишер (США), Джордж Дарден (США); дирижеры - Альберто Дзедда (Италия), Владимир Федосеев (Россия), Михаил Юровский (Россия), Джакомо Сагрипанти (Италия); режиссеры – Франческа Замбелло (США), Пол Каррен (США), Джон Норрис (США) и др.

Артисты и выпускники Молодежной оперной программы выступают на крупнейших площадках мира, таких как Метрополитен-опера (США), Королевская опера Ковент Гарден (Великобритания), Театр Ла Скала (Италия), Берлинская государственная опера (Германия), Немецкая опера в Берлине (Германия), Парижская национальная опера (Франция), Венская государственная опера (Австрия) и др. Многие выпускники Молодежной оперной программы влились в труппу Большого театра России или стали приглашенными солистами театра.

Художественный руководитель Молодежной оперной программы - Дмитрий Вдовин.

Во время обучения в программе ее участникам выплачивается стипендия; иногородним участникам предоставляется общежитие.

В Вышке учатся совершенно разные студенты, многие из которых уже работают в самых престижных организациях. Кто-то работает в банке, кто-то решает кейсы, кто-то пока стартует с позиций сотрудника колл-центра. А много ли найдется в Вышке ребят, которые могут похвастаться выступлениями в Большом театре? На факультете бизнеса и менеджмента, по направлению «Менеджмент» на первом (!) курсе учится Нелли Мардоян, артистка Большого театра. Наша редакция не смогла удержаться, и мы поговорили с Мардо за чашечкой кофе.

Привет, Нелли! Звучит фантастически: студентка ВШЭ - артистка Большого театра. Расскажи, как же ты попала в Большой театр, с чего все началось?

Все началось с того, что, когда мне было примерно 6,5 лет, родители услышали, что идёт набор в детский хор Большого театра. Мы пришли на прослушивание, там нас встретила мой нынешний хормейстер - Молчанова Юлия Игоревна - мастер своего дела и потрясающий человек! Она приняла меня, маленькую девочку, сказала, что данные у меня есть, и посоветовала отдать в музыкальную школу, потому что без этого петь в театре я бы не смогла. Мне было всего шесть, раньше я никак не была связана с музыкой, я рисовала. Она сказала: "Будущее возможно, приводите ребёнка", назначила день репетиции.

Отбор был сложный?

Получается, что я прошла прослушивание, спела пару песен и перепела ноты, которые она сыграла мне на фортепиано. Это обычный тест, чтобы проверить есть у тебя вообще слух или нет, сообразительный ты или нет - это тоже важно. Вот и все: меня сразу позвали на репетицию, отдали в музыкальную школу. Таким образом, у меня уже есть красный диплом по классу фортепиано из музыкальной школы, и это было интересно, но очень долго. Без этого в театре никак, потому что нужно уметь читать ноты с листа. Одновременно соединять текст с мелодией - это целая наука.

А когда произошел твой первый выход на сцену?

Мой дебют был в 8,5 лет. Это была опера «Турандот», Джакомо Пуччини. До сих пор это моя любимая опера. Я ее обожаю, мелодию узнаю издалека. В тот самый первый раз я не пела, я просто выходила на сцену, потому что нужны были маленькие дети. Вот такая интересная система - старшие стоят и поют за кулисами, а младшие стоят на сцене, но для меня это было даже интереснее, чем петь! Хотя данные у меня есть, мне кажется, что гораздо круче выйти на сцену с солистами, чем стоять за кулисами. По крайней мере, на тот момент для меня это было так. Конечно, родители мной очень гордились. Тогда я была, можно сказать, главной среди своих. Под моим восьмилетним руководством (смеется) все выходили на сцену, строились. Это был настоящий опыт, очень круто.

Когда ты попала в старшую группу?

Годам к 10 моя наставница Елена Львовна сказала: «Нелли, тебе уже здесь не место. У тебя развивается голос, который склонен к ломке, пора переходить к старшим ребятам», и она позвала Юлию Игоревну, которая меня принимала в театр, сказала ей: «Вот, смотрите, ребенок растет, голос развивается быстрее, чем у других, возьмете?» И Юлия Игоревна меня взяла. Тогда все и началось.

Ты - артистка детского хора Большого театра. Что такое детский хор в Большом?

Детский хор участвует во многих постановках - необязательно, чтобы сюжет был связан с детьми. И несмотря на то, что это хор, у некоторых есть свои сольные партии. Сейчас он уже не разделен на старшую и младшую группы - мы все вместе. В основном совсем маленькие дети 6-7 лет приходят для фона, ведь это детский хор. Они не участвуют в постановках, в основном учатся. А поют те, кто в штате, это примерно половина. Это может быть ребенок 10 лет, есть и 19-летние, все зависит от потенциала. В нашем хоре есть даже 24-летний. А казалось бы, официально мы «детский хор».

Почему ты не перешла во «взрослый» хор?

Суть в том, что переводиться во взрослую труппу очень опасно. Это трата абсолютно всего твоего свободного времени на театр. Солисты - кому-то 30, кому-то 25 - приходят и находятся в театре с утра до вечера. Меня это напрягает, потому что связывать свою жизнь с театром я пока что не намерена. По этой причине, когда мне предложили перейти во взрослую труппу в 11 классе, я отказалась. Если бы я этого хотела, я бы поступила в музыкальное училище вместо университета и пошла дальше, потому что высшее музыкальное образование во взрослом хоре необходимо. Я бы отдавала этому всё свое время. Но это не мой вариант. Конечно, если у меня будет состоятельный муж, то я буду ходить в театр, но если хочешь достатка - то театр подходит только в том случае, если ты, скажем, приглашенный солист. (смеется)

Кстати, об университете. Почему менеджмент, почему ВШЭ?

Дело было так. Вообще, я человек очень творческий. Я умею все кроме танцев. Танцы мне как-то не даются. Но в детстве я мечтала открыть свой магазин одежды и всегда хотела поступить на дизайн модной одежды куда-нибудь. Как-то мы с родителями даже выбрали мне университет в Сан-Франциско. Но потом мама сказала: «Ты слишком маленькая, никуда не поедешь. И хотя затраты окупятся, дизайнер - это не профессия». В меня тогда немного не поверили, но сейчас я понимаю, и благодарна за то, что родители мне так сказали. Таким образом, появилась идея найти такую профессию, которая помогла бы мне реализовать себя как творческую личность, не важно в какой сфере. Например, сейчас я делаю торты на заказ. Неожиданно, да? Пою, рисую, делаю торты и мечтаю открыть магазин одежды. Немного странно (смеется). Поэтому я подумала, что экономист - самый оптимальный вариант. Но потом я поняла, что это немного не мое и выбрала нечто среднее (когда-то я даже думала поступить на психолога). Менеджментом я очень довольна.

И все-таки, ты все еще в театре. Как тебе удается совмещать учебу и такую необычную работу? Много времени отнимают репетиции и сами выступления?

Репетиции, независимо от выступлений проходят тогда, когда назначит хормейстер. У нас есть общая система администрации и артистов. Администрация - это несколько человек. Они назначают дату и время. В основном, к сожалению (может и к счастью), это вечерние репетиции. Они длятся от двух до пяти часов. Это большая нагрузка на организм. Некоторые этого не знают, но большинство певцов, которые действительно правильно поют, поют на мышцах. Поэтому после репетиций и выступлений у меня безумно болят пресс и горло. Это полноценная физическая тренировка. После долгой репетиции ты не можешь делать ничего - главное добраться домой. А время? Ну, вот на этой неделе я была в театре четыре раза (интервью проходило в воскресенье - прим. автора) - одна репетиция, три спектакля. Я хожу не на все репетиции, несмотря на то, что я штатный работник. Просто мне можно, потому что я все знаю наизусть, теоретически все строится на мне и других таких же опытных ребятах.

В каких спектаклях ты занята, где тебя можно услышать?

Мама говорит, что в тринадцати, но я не считала. У меня даже есть роли, где меня пишут в программке! (смеется) В балете я участвую тоже, правда это закулисное пение. Меня можно услышать в балетах: Щелкунчик и Иван Грозный, в операх: Турандот (там тоже за кулисами), Богема, Кавалер розы, Дитя и волшебство, Кармен, Тоска, Борис Годунов, Пиковая дама.

Обязательно Кармен и Богема. Борис Годунов - это шикарная постановка. А еще под Новый Год очень часто идет Щелкунчик по 2 раза в день - утром и вечером. Даже 31 декабря есть вечерняя постановка. После нее мы, кстати, традиционно труппой празднуем Новый Год - и это очень круто. Я правда прихожу домой в десять вечера 31 декабря, но работа есть работа! (смеется)

Как молодым певцам попасть работать в театр? Может ли молодой артист с дипломом прийти в Большой, или для этого нужно расти в нем практически с пеленок?

Честно говоря, конкретно в нашем хоре старшие, к сожалению, «не приживаются». Зачастую ребята, которые сейчас учатся в ВУЗах и пытаются совмещать это с работой в Большом, со временем уходят, потому что театр занимает слишком много времени. Для тех, кто планирует действительно связать с театром жизнь, да еще и диплом имеет, существует так называемая "Молодежная оперная программа".

Ну и напоследок, расскажи какую-нибудь интересную историю, которая связана с театром. Например, слухи о закулисных интригах и жесткой конкуренции - это правда?

О да! Как-то раз я «пробила» 2 билета на Историческую сцену на премьеру Пиковой Дамы. Это было в районе полугода назад. Это было событие-бомба! Я дала эти 2 билета своим родным, надеясь, что я выступлю. Еще бы мне не выступить, ведь у меня был свой подписанный костюм, все было в порядке. Я опоздала на 5 минут к назначенному времени. А подготовиться к выходу - это не долго: делаешь прическу, идешь к гримеру и все, на распевку. Но я прихожу и вижу, что моего костюма нет. Приходит артистка в моем костюме. Я подошла к ней и сказала, что на меня пришли посмотреть, мне очень важно выйти на сцену, - я старалась быть крайне вежливой! Я могла бы развернуться и уйти, но ведь на меня пришли смотреть близкие и важные люди. Она почти ничего не ответила, пришла ее подруга и забрала ее с собой. Я совершенно растерялась от такой наглости. Мой костюм мне так и не отдали, пришлось брать другой, который был мне не по размеру. И я почти в слезах вышла-таки на сцену. Вот так вот!

В таком случае остается пожелась, чтобы таких историй было поменьше, а театр доставлял только удовольствие! Ну и удачи на творческом пути. Спасибо тебе за интервью.

Беседовала Александра Хозей

Корректор Артем Симакин

Юлия Молчанова(руководитель детского хора при Большом театре.)
: «Многие артисты детского хора Большого театра и в дальнейшем стараются связать свою судьбу с музыкой»

Без детского хора не обходится ни одна масштабная оперная постановка в Большом театре. Корреспондент радио "Орфей" Екатерина Андреас встретилась с Юлией Молчановой - руководителем детского хора при Большом театре.

- Юлия Игоревна, расскажите, пожалуйста, какова история возникновения детского хора при Большом театре?

- Детский хор - один из самых старейших коллективов Большого театра, ему уже практически 90 лет. Появление детского хора приходится на 1925-1930 годы. Изначально это была группа детей артистов театра, принимавших участие в оперных спектаклях, ведь практически в каждом оперном спектакле есть партия для детского хора. Позднее, когда театр во время Великой Отечественной Войны находился в эвакуации, сформировался уже профессиональный творческий коллектив детского хора Большого театра, в группы которого стали проводить строгий отбор. После чего хор получил мощное творческое развитие, и сегодня это яркий сильный коллектив, который, помимо участия в театральных спектаклях, теперь выступает еще и в концертных залах не только с оркестром Большого театра, но и с другими известными оркестрами и дирижерами.

- То есть детский хор не привязан только к спектаклям театра?

- Конечно, хор тесно связан с театром, но помимо театральной, он ведет еще и активную самостоятельную концертную деятельность. Мы выступаем с крупными московскими оркестрами, нас приглашают на значимые концерты, как в России, так и за рубежом. У хора есть своя, сольная программа, с которой мы неоднократно выезжали за рубеж: в Германию, Италию, Литву, Японию… .

- А с театром хор выезжает на гастроли?

- Нет, не всегда. Так как довольно сложно вывозить на театральные гастроли еще и детскую труппу. На гастролях театр обычно выступает с местным детским коллективом. Для этого я приезжаю заранее, и где-то за неделю-полторы занимаюсь с местным детским хором, разучиваю с ними партии, ввожу их в спектакль. И к моменту, когда наша театральная труппа приезжает, местные дети уже хорошо ориентируются в репертуаре. Это тоже часть моей работы, как хормейстера.

- Много ли человек сегодня занято в детском хоре Большого театра?

- На сегодняшний день в хоре числится около 60 человек. Понятно, что все вместе ребята выходят на спектакли крайне редко – ведь в разных спектаклях нужно совершенно разное количество участников хора.

- А в каком составе коллектив обычно выезжает на гастроли?

- Оптимальное количество - 40-45 человек. Брать состав меньше - не имеет смысла (ведь надо понимать, что кто-то может заболеть, кто-то по каким-то причинам вдруг не сможет выступать), а брать больше 45 человек тоже нехорошо – это уже перегруженность.

- Как Вы решаете вопрос с родительским разрешением на выезд детей младше 18 лет?

- Здесь, конечно, у нас все отработано давно. За границу мы берем детей уже с шести лет. Кроме дирижера с группой обязательно едет врач, инспектор и администратор. Конечно, гастроли очень сплачивают коллектив. Всегда, когда идет подготовка к гастролям и сами гастроли, дети становятся дружнее, самостоятельнее. Хотя, конечно, у нас вообще очень дружный коллектив – у детей есть общая цель и идея, к которой они очень трогательно и бережно относятся.

- А когда у детей происходит ломка голоса – продолжают ли они петь, или берут творческую паузу?

- Как известно, процесс «ломки голоса» у всех проходит по-разному. У нас в театре очень хорошие фониаторы, и дети имеют возможность их посещать. Кроме того, я сама тоже очень внимательно отслеживаю этот момент, и если ломка довольно серьезная и проходит тяжело, то тогда нужно, конечно, некоторое время помолчать….. В этом случае дети действительно уходят в небольшой академический отпуск. Если же ломка происходит плавно, то мы постепенно переводим ребёнка в более низкие голоса. Например, если мальчик пел сопрано и имел дискант, а потом голос опускается постепенно, то тогда ребенок переходит в альты. Обычно этот процесс происходит довольно спокойно. У девочек, если они поют правильным звукоизвлечением, и если у них верно поставлено дыхание, как правило, никаких проблем с «ломкой голоса» не возникает.

А бывало ли так, что дети Вашего коллектива, нацеленные в принципе на классический репертуар, вдруг начинают ходить еще и в студии эстрадного вокала? Или такое в принципе невозможно?

- Здесь скорее наоборот происходит. Бывали случаи, когда к нам на прослушивание приходили из различных детских эстрадных коллективов… и некоторых детей мы даже брали в наш коллектив. Понятно, что эстрадный и классический вокал – направления все-таки разные, поэтому совмещать их невозможно. Это и ребенку сложно – из-за разницы в манере пения. Замечу, что мы сейчас не говорим, какая манера пения лучше или хуже. Мы говорим только лишь о том, что направления разные, поэтому их совмещать практически невозможно, да и думаю – не нужно.

- Юлия Игоревна, расскажите, пожалуйста, о графике репетиций?

- Мы, конечно, стараемся придерживаться единого графика, в основном наши репетиции проходят в вечернее время. Но ситуации бывают разные. Мы, разумеется, очень завязаны с театральным графиком, поэтому если репетиции оркестровые (например, утренние), то вполне понятно - на них вызываются дети. Или если дети заняты в постановке – они также вызываются на спектакль – в том графике, в каком он стоит в афише. Пример: когда шла опера «Турандот» (там часть детей поет, а часть детей танцует на сцене), дети были заняты буквально через день. И ничего с этим не поделаешь. Но когда постановка проходит, мы, конечно, даем детям отдохнуть несколько дней.

- Понятно, что коллектив хора – детский. С этим, наверное, связаны некоторые организационные сложности?

- Конечно, есть определенные сложности в организации, но я хочу подчеркнуть, что несмотря на то, что коллектив детский, я их сразу стараюсь приучить к тому, что они уже взрослые. Раз они пришли в театр – они уже артисты, значит, на них уже ложится некая доля ответственности. Я стараюсь их воспитывать таким образом, что здесь они должны вести себя как взрослые артисты. Во-первых, это связано с выходом на сцену, с декорациями, дисциплиной. То есть, с большой ответственностью. Потому что когда ты выходишь где-то в детском саду или в школе прочитать стихотворение – это одно, и совсем другое, когда ты выходишь на сцену Большого театра. В любом случае – это очень обязывает. Именно поэтому они должны себя чувствовать взрослыми артистами, ощущать свою ответственность за каждое сделанное движение и спетое слово… и мне кажется – даже маленькие дети в 6-7 лет уже очень быстро становятся взрослыми и свою ответственность, в общем-то, ощущают.

- А есть ли какие-нибудь ограничения в еде перед репетицией, спектаклем? Все ли им можно кушать?

- Конечно, в обычной жизни они едят все, как обычные дети. Хотя во время спектаклей, когда театр их кормит (детям выдаются специальные талоны, на которые они могут взять себе что-то из еды на определенную сумму). В эти дни я специально иду в буфет и предупреждаю, что у детей сегодня спектакль, поэтому я категорически запрещаю продавать детям газированную воду и чипсы. Как известно – именно это обычно дети покупают в буфете вместо того, чтобы взять, например, полноценный обед.

- Это плохо для связок… от чипсов появляется першение в горле, осиплость, а газированная сладкая вода очень «сажает голос»… голос становится сиплым.

- Кроме серьезных будней есть, наверное, и какие-нибудь смешные случаи?

- Да, конечно, таких случаев масса. Например, во время оперы «Борис Годунов» дети участвуют в сцене у храма Василия Блаженного (где поют с Юродивым). В этой сцене дети играют нищих, оборванцев, и их гримируют соответствующим образом – одевают в специальные лохмотья, рисуют им синяки, ссадины, характерную бледность… А перед этим выходом идет сцена совсем другого характера – бал у Марины Мнишек, сцена у фонтана – с очень пышными торжественными нарядами, изображающими богатейшую публику, а посредине сцены установлен красивый фонтан. Перед началом этой картины занавес, конечно, закрыт… так вот дети, уже переодевшись в оборванцев для своего следующего выхода, спустились за кулисы – им ведь интересно посмотреть - здесь же настоящий фонтан! И вот они в своих костюмах голодранцев подбежали к фонтану и стали плескаться в воде, что-то вылавливать оттуда… а режиссер сцены, не видя детей на сцене, дал команду поднятия занавеса… И вот представьте себе – открывается занавес - светская публика, дорогое убранство дворца, все сверкает… и человек десять голодранцев, моющихся и плещущихся в этом фонтане….. было очень смешно…

- Интересно, а для детей тоже выделяется гример?

- Обязательно – и гримеры и костюмеры. Все, как у взрослых. Их гримируют специальным образом, помогают им одеваться, разобраться с костюмом. Костюмеры, конечно, отслеживают, чтобы к нужной сцене все дети были готовы к выходу. Более того! Когда выходит новая постановка, каждому из них шьют свой костюм, дети ходят на примерки, это им тоже всегда очень интересно.

- Были ли случаи, когда из детского хора вырастали солисты?

- Конечно! Вполне естественно - дети, которые начинают здесь работать, очень привязываются к театру. Ведь театр к себе очень притягивает. И, как правило, многие дети, которые сюда пришли, стараются и в дальнейшем связать свою судьбу с музыкой. Поэтому многие поступают потом в музыкальные училища, в консерваторию, в институт… Дети здесь очень хорошо распеваются, имеют возможность слушать ведущих оперных звезд, петь с ними в одном спектакле, учиться у них мастерству на сцене. Кто-то из детского хора переходит затем во взрослый хор, кое-кто становится солистом, кто-то – артистом оркестра … В общем, многие так или иначе возвращаются в театр, или просто связывают свою жизнь с музыкой.

- До какого возраста юный артист может петь в детском хоре?


- До 17-18 лет. Если же есть желание петь и дальше, уже во взрослом хоре, то в этом случае, конечно, им нужно так же, как и всем, пройти отборочный конкурс во взрослый хоровой коллектив. Чтобы поступить во взрослый хор, нужно уже иметь музыкальное образование. Хотя бы музыкальное училище. И во взрослый хор можно поступать где-то с 20 лет.

- Наверное, все участники детского хора получают музыкальное образование в музыкальных школах?

- Конечно, обязательно. Практически все дети учатся в музыкальных школах. Здесь ведь все-таки театр, а не музыкальная школа. Хор - это абсолютно концертный коллектив и, конечно, таких предметов, как сольфеджио, ритмика, гармония – у нас в программе нет… Естественно дети должны учиться в музыкальной школе, и очень хорошо, когда они там учатся.

- Насколько мне известно, Вы ведь и сами в детстве тоже пели в хоре Большого театра?

- Да, довольно долго я пела в детском хоре Большого театра. Кроме того, директор взрослого хора, Елена Узкая, тоже в детстве была артисткой детского хора Большого театра. Для меня лично пение в детском хоре во многом предопределило мою дальнейшую судьбу.

- Юлия Игоревна, Ваши родители - музыканты?

- Нет. Хотя у меня папа – очень талантливый человек. Прекрасно играет на рояле, импровизирует. Он очень музыкальный. Хотя у него абсолютно техническое образование.

- А каков был Ваш путь в профессию?

- Я училась в обычной музыкальной школе № 50 по классу фортепиано, затем по конкурсу (был очень серьезный конкурс – несколько туров) прошла в детский хор Большого театра. Потом уже стала заниматься более серьезно, поступила сначала в музыкальное училище и затем в Московскую Консерваторию как дирижер хора (класс профессора Бориса Ивановича Куликова , - прим. автора).

Дети заняты все время в разные дни – разные группы, Вы вызываете отдельные ансамбли на репетицию… У Вас есть лично есть фиксированные выходные?

- Да. У меня один выходной – как во всем театре – понедельник.

Беседовала специальный корреспондент радио «Орфей» Екатерина Андреас

полька Трик-трак

Во Царствии Твоем...(Кастальский-из Божественной Литургии)

Херувимская (Кастальский-из Божественной Литургии)

Святый Боже (Кастальский-из Божественной Литургии)

В настоящее время хор успешно совмещает театральные выступления с самостоятельн...

Детский хор Большого театра как самостоятельный коллектив существует с 1920 года. Коллектив принимал участие во множестве оперных и балетных постановок театра: «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Щелкунчик», «Хованщина», «Борис Годунов», «Так поступают все», «Кармен», «Богема», «Тоска», «Турандот», «Кавалер розы», «Воццек», «Огненный ангел», «Дитя и волшебство», «Мойдодыр», «Иван Грозный» и других.

В настоящее время хор успешно совмещает театральные выступления с самостоятельной концертной деятельностью. Уникальное звучание голосов юных артистов Большого театра слышали во всех залах Московской консерватории, в Концертном зале имени П. И. Чайковского, Московском международном Доме музыки, Центральном доме работников искусств, в залах музеев имени А. С. Пушкина, имени М. И. Глинки и других аудиториях. Коллектив постоянно приглашается к участию в торжественных мероприятиях, правительственных концертах и других культурных акциях (День славянской письменности, Год культуры в России и т. п.). С большим успехом проходили гастроли хора в Германии, Италии, Эстонии, Японии, Южной Корее и других странах.

Во многих концертах Детского хора принимают участие ведущие солисты Большого театра. Коллектив сотрудничал с известными российскими оркестрами - Российским национальным оркестром, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н. П. Осипова и, конечно же, Симфоническим оркестром Большого театра.

В репертуаре хора - европейская и русская, духовная и светская музыка XV-XX веков. Детский хор Большого театра записал несколько компакт-дисков, включая два альбома Рождественских песнопений, концертные программы с пианистами В. Крайневым и М. Банком.

Занятия в хоре позволяют его воспитанникам поступать в высшие музыкальные учебные заведения. Многие из них становятся лауреатами конкурсов вокалистов, немало среди бывших артистов детского хора и ведущих солистов оперных театров, в том числе и солистов ГАБТа.

Руководит хором Юлия Молчанова . Выпускница Московской консерватории (класс профессора Б. И. Куликова), с 2000 года она является хормейстером Большого театра, а с 2004 года - возглавляет Детский хор. Принимала участие в качестве хормейстера взрослого и детского хоров во всех репертуарных спектаклях и концертной деятельности хорового коллектива. В качестве дирижера выступала во всех залах Московской консерватории. Награждена почетной грамотой Министра культуры РФ.