Клавдий II: биография. Кто такой святой Валентин? Происхождение и история праздника святого Валентина

14 февраля весь мир отпраздновал День Святого Валентина, более известный как День всех влюбленных. Праздник носит исключительно светский характер и широко отмечается во всем мире, но католической церковью осуждается, хотя и имеет церковные корни.

Немного из истории

Эта история началась 18 веков назад, в 269 году н.э. В то время Римской Империей правил император Клавдий II. Шла очередная военная кампания, и римская армия испытывала острый недостаток в новобранцах. Император был убежден, что главный враг армии – браки, ибо женатый легионер о боевой славе думает гораздо меньше, а любовь к жене ставит выше, чем любовь к Родине.

Недолго думая, император издал указ, запрещающий браки для солдат римской империи. Клавдий II наивно полагал, что запрет подымет боевой дух армии и мобилизует солдат на ратные подвиги, но не тут-то было.

В дело вмешался священник из римского города Терни по имени Валентин. По легенде, бытующей среди влюбленных, священник под покровом ночи венчал влюбленных, вопреки императорским запретам. А днем мирил поссорившихся, помогал писать стихи и оды для влюбленных, а также доставлял девушкам букеты.

Вскоре «проделки» священника Валентина дошли до Клавдия II, и он отдал приказ заключить того в тюрьму. В тюрьме Валентин познакомился с дочкой надзирателя - Джулией. Накануне казни священник написал ей любовное письмо и подписал его «Твой Валентин». А 14 февраля 269 года нашей эры Валентина казнили.

Сведения о жизни Валентина противоречивы и недостоверны. Существует мнение, что священник Валентин никогда никого не венчал, не было в его жизни и тайной возлюбленной, а был обычным рядовым священником, хранившим обед безбрачия. Но в 496 году римский папа Геласиус объявил 14 февраля Днем святого Валентина, а сам Валентин был канонизирован католической церковью, объявлен христианским мучеником, пострадавшим за веру.

"Басурманский праздник"

С 1969 года святой Валентин был изъят из литургического календаря католической церкви в результате реформы богослужения. С тех пор в католических храмах, прежде всего на территории России, 14 февраля вместо «Дня влюбленных», отмечается день памяти святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян. Православная церковь чтит память Валентина 19 июля. Но в православии есть свои покровители благополучия в супружеских отношениях – Пётр и Феврония Муромские. С 2008 года 8 июля в их честь в России отмечается «День супружеской любви и семейного счастья».

Кроме того, среди молодых россиян есть ярые идеологические противники «Дня влюбленных». Православное молодежное объединение “Георгиевцы!“ провело интернет-акцию в знак протеста против празднования Дня святого Валентина, призвав блоггеров 14 февраля поместить на свои юзерпики перечеркнутое сердце. По мнению «георгиевцев», праздник имеет языческую и коммерческую подоплеку и является датой чуждой как православным, так и католикам.

В настоящее время нет запретов на браки между мужчинами и женщинами. Поэтому иногда священники весьма вольно трактуют заповеди божьи и венчают между собой… геев.

Так 1 сентября 2003 года в Нижнем Новгороде священник Владимир Энерт за взятку в 15 тысяч рублей обвенчал в часовне двух мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации. Синод русской православной церкви спустя месяц лишил священника церковного сана. Поступок священника Синод определил как кощунство над таинством и попрание основ Священного Писания и призвал православных священнослужителей строго соблюдать церковные каноны, а паству – святость и нерасторжимость брака.

Спорный вопрос

Сложные отношения между людьми нетрадиционной ориентации и священниками характерны и для западного христианства. В мае прошлого года англиканская церковь обвенчала двух гомосексуалистов: пикантность ситуации придавал факт, что оба гея являются священниками. Питер Кауэлл из Вестминстерского аббатства и доктор Дэвид Лорд из Новой Зеландии были обвенчаны Мартином Дадли, ректором одного из приходов Лондона, который назвал этот союз «богоугодным».

Но иерархи англиканской церкви были далеки от одобрения этого поступка, пресс-секретарь англиканской церкви Лу Хендерсон осудил обвенчавшихся священников-геев, заявив, что подобная церемония нарушает все руководящие принципы церкви. Епископ Лондона предупредил приходского священника о недопустимости проведения церемонии венчания геев.

В США нет единого мнения по поводу гомосексуалов в сутане. В 2003 году в США епископом Нью-Гемпшира впервые стал гомосексуалист, не скрывающий своей ориентации. Генеральная конвенция Епископальной Церкви – высший орган этой деноминации – одобрила эту хиротонию, но рукоположение Джина Робинсона привело к расколу в Англиканской церкви. С протестами против рукоположения выступило руководство канадской и нигерийской общин.

Мнения священников США по «делу Джина Робинсона» разделились: либеральные представители церкви призывали уважать права и свободы гомосексуалистов, как священников, так и прихожан. В своих доводах иерархи апеллировали к библейскому учению о равенстве и справедливости всех перед Богом. Консервативная часть англиканской церкви США считала нахождение гея на посту епископа противоречием здравому смыслу и библейским учениям. Сам Робинсон так отреагировал на нападки: "Я не являюсь мерзостью перед лицом Господа ".

Пикантный кризис в англиканской церкви

В самой Великобритании кризис в англиканской церкви, связанный со священниками гомесексуалистами, еще более глубок из-за принятого в стране закона о гражданских партнерствах. Он разрешает англичанам официальную регистрацию однополых союзов.

Первой официально женатой гомосексуальной парой в Великобритании стала женщина-священник и ее партнерша. Ее преподобие Дэбби Гастон и ее партнерша Элейн Кук поженились в гей-столице Великобритании городе Брайтоне 21 декабря 2005 года. К тому времени они были вместе уже 16 лет и воспитывали 2-х детей. "Как священник я всем сердцем верю в святость брака, я сама обвенчала более 30 пар. Я не чувствовала себя полностью удовлетворенной до тех пор, пока не обвенчалась перед Господом ", - заявила Дэбби Гастон после свадьбы.

Заключение гражданских партнерств разрешено архиепископом Кентерберийским Роаном Уильямсом. Глава Англиканской Церкви объявил, что по закону священники-геи имеют право заключать гражданские партнерства, а партнеры геев-священников будут наделены теми же правами в сфере социального обеспечения, что и супруги гетеросексуальных священнослужителей. Но союзы эти должны носить только платонический характер, т.к. перед вступлением в брак геи-священники должны предоставить своему епископу письменное обещание, что никаких сексуальных отношений между ними не будет.

Ответ священников-гомосексуалов не заставил себя долго ждать. В сети Интернет появилась петиция, подписанная 20 духовенствами Англии, в которой предлагается благословлять пары, вступившие в гражданские товарищества. В петиции священники говорят, что "Иисус нигде не учит, что люди, имеющие однополые отношения, теряют Бога. Отказывать в признании и благословлении однополых союзов не по-христиански, незаконно и нечестно. Мы будем благословлять тех, кто к нам обратится ".

"Нелюбимые и нежеланные дети" Ватикана

Не все спокойно и в Ватикане. В Римско-католической церкви полным ходом идет подготовка к тому, чтобы запретить гомосексуалистам рукополагаться в сан священника, даже если они приняли целибат.

Официальные власти Ватикана намерены жестко подавить волну симпатии к гомосексуальной субкультуре среди католических священников. Руководство Ватикана сообщило: отныне претендент на пост священника католической церкви должен будет перед принятием сана пройти психиатрическую проверку, которая подтвердит, что он не имеет гомосексуальных наклонностей, но если человек будет «публично проявлять свою гомосексуальность » или «демонстрировать симпатию к гей-культуре хотя бы на интеллектуальном уровне », разрешение на сан он не получит. В другой части документа сказано, что те, у кого был "беглый опыт гомосексуализма ", могут стать священниками, однако гомосексуальные наклонности должны быть преодолены за три года до ординации.

В ответ на инструкцию, разработанную конгрегацией по вопросам католического образования Ватикана, группа итальянских священников-геев, имена которых не называются, опубликовала коллективное заявление, в котором, священники выразили сожаление, что политика Святого Престола делает из них "нелюбимых и нежеланных детей" церкви.

Меры, принимаемые Ватиканом, связаны со скандалом в бостонской епархии, о котором стало известно в январе 2002 года. В эпицентре скандала Бостоне было подано более 400 исков к католическим священникам, занимавшимся растлением малолетних. Всего 176 американских священников, обвиненных в сексуальных домогательствах над детьми, были отстранены от службы в 28 штатах США. Из 11000 пострадавших от рук католических священников, 80% - мальчики. В США к католикам себя относят до 25% верующих.

Вместе с тем в стане католиков есть служители церкви, симпатизирующие гомосексуалистам, как священникам, так и прихожанам. 30 католических священников американского города Рочестера написали открытое письмо, осуждающее позицию Ватикана, выступающего за запрет однополых браков. «Эти люди важны для нашей церкви. Каждый человек имеет достоинства, дарованные Богом ».

В Германии, на родине его святейшества папы Бенедикта XVI, не нашли поддержки действия папы по недопущению принятия сана католической церкви лицами гомосексуальной ориентации. Эта мера вызвала неприятие у 67% немецких католиков и 74% протестантов, увидевших в ней проявление обскурантизма и ущемление прав человека.

Трудно предсказать, на какие реформы готова пойти церковь, чтобы удержать прихожан. Возможно, вслед за рукоположением лиц нетрадиционной сексуальной ориентации и женщин отменят обед безбрачия у священников. Ведь в Библии нет прямого указания, на необходимость соблюдать священниками целибат, это правило было позднее введено Римско-католической церковью. В католицизме первым папой Римским традиционно считается Апо́стол Пётр, у которого была жена и трое детей. Возможно, чтобы избежать дальнейших скандалов в среде священников, нынешним служителям Христа стоит брать с него пример?

Во время своего правления успешно воевал с варварским племенем алеманнов, а также с готами, над которыми одержал убедительную победу в сражении при Нише, за что и получил прозвище «Готский». Однако, несмотря на то, что Клавдий положил начало восстановлению могущества Римской империи, его правление оказалось очень коротким: в 270 году он скончался от чумы.

Клавдий носил следующие победные титулы: «Германский Величайший» - с 269 года, «Готский Величайший» - с 269 года, «Парфянский Величайший» - с 270 года. Власть народного трибуна получал 3 раза: в 268 году (дважды: в марте и 10 декабря) и в 269 году.

Ранняя жизнь и карьера

О коротком периоде правления Клавдия сохранились лишь немногочисленные источники. С достоверностью нельзя сказать о его происхождении, месте рождения или имени отца, а также о его карьере до того момента, как он стал императором. Из его семьи известен лишь его брат Квинтилл, который взошёл на трон после внезапной смерти брата осенью 270 года.

По свидетельству Аврелия Виктора , Клавдий был внебрачным сыном Гордиана II. Но, скорее всего, он был по происхождению варваром, возможно, из романизованного рода.

Вoсхождение на престол

Согласно Аврелию Виктору, в конце августа или начале сентября 268 года Клавдий был назначен трибуном вспомогательного отряда, стоявшего у Тицина. Его задачей было охранять этот город от возможного вторжения галльского императора Постума . Там войска провозгласили Клавдия императором.

У Павла Орозия имеется интересное указание, отсутствующее однако во всех остальных известных нам источниках, что Клавдий взял власть по желанию сената. Но это противоречит сообщениям других античных авторов, которые утверждают, что Клавдий стал императором по почину армии.

Есть предположение, что он участвовал в заговоре против Галлиена и что тот перед смертью послал Клавдию императорские инсигнии. Однако у погибшего императора остались в Риме родственники, имевшие право наследовать престол, а именно сводный брат Лициний Валериан и сын Мариниан, поэтому можно предполагать, что версия о назначении Клавдия и посылке ему знаков императорского достоинства был лишь пропагандистской выдумкой с целью обосновать захват власти Клавдием.

После провозглашения Клавдия императором сенаторы тут же приступили к уничтожению друзей и родственников Галлиена, но Клавдий их не поддержал и даже вынудил их обожествить своего предшественника. По его приказу были также выплачены деньги солдатам, возмущённым смертью Галлиена. Ни сенат, ни народ не выразили свой протест против вступления Клавдия на престол.

Внешность и личные качества

Наиболее полное описание Клавдия оставил автор «Истории Августов»:

Евтропий говорит, что Клавдий - «муж бережливый, кроткий, справедливый, был достоин руководства государством, но умер на втором году своего правления от болезни». Аврелий Виктор характеризует Клавдия как очень справедливого и деятельного человека, трудящегося на благо государства. Единичные скульптурные изображения Клавдия изображают типичного офицера времён Римской империи: щёки грубо выбриты, лоб наморщен, выражая напряжение, а волосы коротко подстрижены.

Правление

После восхождения на престол Клавдий обнаружил, что перед ним стоит множество проблем, которые требовали немедленного решения. Самой неотложной из них было вторжение в Иллирик и Паннонию готов, хотя Галлиен уже причинил некоторый ущерб им в сражении при Несте. В это время ещё продолжалась осада Медиолана, где находился узурпатор Авреол . Узнав о смене правителя, Авреол попытался прийти к мирному соглашению, но когда его приближённые выступили против этого, решил сдаться Клавдию, видимо, с условием, что ему сохранят жизнь. Однако его вскоре убили - солдаты были возмущены тем, что он предал Галлиена.

После убийства Авреола император двинул свою армию навстречу войску готов. В битве при Нише Клавдий и его легионы наголову разбили большую готскую армию. Под началом Клавдия и командующего конницей, будущего императора Аврелиана , римляне взяли в плен тысячи готов и полностью уничтожили вражеский лагерь. В результате этой победы готы были изгнаны из пределов Римской империи, а Клавдий получил прозвище «Готский», под которым и известен по сей день. Этот успех был отмечен выпуском монет (лат. VICTORIAE GOTHICAE - «Готская победа»). Готская война была выиграна. Готы не пересекали границы империи ещё почти сто лет.

Скоро, очень скоро.. наступит 14 февраля. Я не праздную этот странный и непонятный для меня "праздник".
Но решила поинтересоваться его историей. И вот что нашла:

Император Клавдий II издал приказ: "Молодые люди, годные для воинской службы, не имели права жениться (между собой!), так как это неблагоприятно отражалось на общем боевом духе армии". Священник по имени Валентин пошел наперекор императору и продолжал свадебные церемонии для влюбленных (воинов-гомосексуалистов), за что и был приговорен к казни и уже посмертно был признан католиками как святой. День «святого» Валентина активно начали отмечать американские гомосексуалисты в 70-х годах, и именно в этот день они заключили первые официальные однополые браки.

Вражеская википедия конечно же не пишет об этом.
Она пишет:
В позднем средневековье во Франции и Англии житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар. Согласно Золотой легенде, в те далекие и тёмные времена властный и жестокий римский император Клавдий II пришёл к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу кесаря, и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам - выходить замуж за любимых мужчин. А святой Валентин был обычным полевым врачом и священником, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин. Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его посадили в темницу, приговорив к смертной казни. В заключении святой Валентин познакомился с прекрасной дочерью надзирателя - Юлией. Влюблённый священник перед смертью написал любимой девушке признание в любви - валентинку, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили, а сама казнь произошла 14 февраля 269 года

Но, так как во вражеской помойке писать может кто угодно и что угодно, веры вики никакой.
А теперь почитаем что думают о празднике Валентина адепты христианского учения и пр.:

Святой Валентин Римлянин (память 6/19 июля), которого в помине нет в православных святцах за 14 февраля, якобы тайно венчал по христианскому обряду влюбленные пары около 270 г. н.э., за что его и казнили. Неоднократное тиражирование легенды ни на миллиметр не приблизило ее к правде. В Житии святого Валентина Римлянина нет и намека на тайные венчания христиан. Зато на середину февраля когда-то приходились римские языческие праздники пробуждения природы от зимнего сна, связанные с культом плодородия. Отсюда и выросли уши «праздника любви». Оно и понятно, в Средиземноморье в это время уже можно узреть пробуждение бурное природы, а вот на родных заснеженных просторах что-то не получается. Вот и не было в огромной России никаких «Валентинов» до самого начала 90-х годов.
Во второй половине XX века западные корпорации, чей бизнес был связан с торговлей подарками, задумались, как бы им избавится от традиционного февральского спада продаж. Рождество отгремело уж давно, а остальные праздники и не думают наступать. Тут-то и пригодился «Валентинов день». За пару десятилетий из никому неизвестного «праздника» выросла целая индустрия Valentine"s Day.

Вся история санта валентина - это история санта барбары, только без телевизора, набор сценарных заготовок, не более. Будучи по всем версиям обезглавленным в 269-270 гг, как он мог венчать кого-то в Римской империи, если Христианство, как религия, было узаконено Миланским эдиктом императора Константина только в 323?!

В День святого Валентина встречался с двумя группами студентов, и естественно разговор зашел о самом святом Валентине. Был абсолютно уверен, что сейчас услышу сладенькую историю о бедном священнике, пострадавшем за любовь. Но ожидания мои не оправдались – отвечали очень неуверенно и расплывчато. Да и праздновать этот день собиралась меньшая часть присутствующих, хоть на стендах в коридоре и висели красочные объявления о «дне влюбленных» и «дне спонтанных добрых дел».
Видно, глобализация коснулась еще не всех молодых голов в России-матушке. Правда, о «нашей альтернативе» – дне Петра и Февронии, слышали вообще единицы, а житие даже припомнить никому не удалось. Давайте попробуем разобраться, кто такой Святой Валентин, и чем он запомнился в истории.

«Золотая легенда» гласит следующее:
Римский император Клавдий II пришёл к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй лучше будет сражаться на поле битвы во славу кесаря, и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам - выходить замуж за любимых мужчин.
А святой Валентин был священником, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин.
Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его посадили в темницу, приговорив к смертной казни.
В заключении святой Валентин познакомился с прекрасной дочерью надзирателя - Юлией. Влюблённый священник перед смертью написал любимой девушке признание в любви - валентинку, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили, а сама казнь произошла 14 февраля 269 года

Это то, что говорит нам праздник. Попробуем отделить котлеты от мух, а правду от выдумки. Итак, что известно о святом Валентине?

Факт 1: Не венчал. Отдельный обряд венчания сложился только к 9 веку. До этого времени молодые благословлялись на брак, но венчанием это никак нельзя назвать. Поэтому никого венчать Валентин, живший в 3 веке, не мог.

Факт 2: Не святой. По канонам Церкви, священник не может вступить в брак после того, как он стал священнослужителем. Поэтому отношения «святого» Валентина с девушкой, которой он по легенде посвятил первую валентинку, не могли быть одобрены Церковью. И уж тем более он не мог быть причислен к лику святых.

Факт 3: Не Валентин. Истории известны два святых Валентина – Валентин Римский, и Валентин Тернийский. Об их жизни неизвестно практически ничего, кроме того, что они проповедовали Христа и приняли мученическую смерть за это. Ничего романтического, подобного легенде о Валентине.

Факт 4: Не 14 февраля. В Православной Церкви память обоих Валентинов установлена на 19 июля и 12 августа. Католическая церковь 14 февраля вспоминает Кирилла и Мефодия, просветителей славян, а Валентины вообще исключены из общего поминовения. Никакого 14 февраля.

Это то, чего нет. Т.е. «святой» Валентин не святой, не венчал, не Валентин и вообще 14 февраля здесь ни при чем. Теперь давайте поищем то, что есть, каковы реальные причины появления этого праздника?

Причина №1. Луперкалии. Был в Риме языческий праздник плодородия в честь Луперка - бога Фавна. Фестиваль проводился каждый год с 13 по 15 февраля. Луперки, жрецы Луперка, собирались в этом гроте, где на специальном алтаре приносили в жертву молодых коз и собак, после ритуальной трапезы разрезали шкуры жертвенных козлов, и, вооружившись кусками шкур и раздевшись донага, бегали по городу, стегали всех встречных кусками шкур. Женщины и девушки с веселым смехом подставляли луперкам спину, плечи и грудь: считалось, что это дает удачу в любви
В 496 г. папа Геласий I заменил его праздником св. Валентинов (сразу 2х), в виду того, что согласно литургическому календарю, его память была самой близкой к дате проведения языческого фестиваля. Но позже память этих святых была упразднена.

Причина №2. Поэма. Действительно, в 15 веке в Англии появилась поэма со схожим сюжетом, в честь помолвки Ричарда II с Анной Богемской. Литературное произведение, не более того.

Причина №3. Коммерческие интересы производителей открыток, подарков и цветов . Родиной «праздника влюбленных» являются именно США. Видя огромный рост продаж на Рождество и вообще праздники, производители и продавцы праздничной продукции решили увеличить доходы еще больше. Как это сделать? – конечно, «раскрутить» еще один праздник – «День всех влюбленных». А уже после стали подводить под нее историческую базу.

Любое уравнение должно заканчиваться результатом. Что же мы имеем в итоге? – День святого Валентина – удачный маркетинговый ход, позволяющий заинтересованным организациям значительно увеличить объем продаж товаров и услуг.

И на самом деле, нет ничего плохого в том, чтобы еще раз оказать внимание своим любимым, напомнить им о своих чувствах. Плохо то, что в центре стоит совсем не любовь, а коммерческая выгода. К тому же замешанная на откровенном обмане.


Во многих странах мира принято праздновать День Святого Валентина. История этого праздника весьма интересна, хотя в тоже время несколько запутана. Некоторые называют его "днём всех влюблённых", "днём любви" и т.п. Как правило, в этот день люди дарят друг другу открытки в виде сердец под названием "валентинки", либо из дружеских чувств, либо с целью признаться в своей симпатии. Также, существует немало других обычаев для этого дня. Традиция празднования очень обширная, много в ней и языческого... Самым главным в этом празднике, как правило, считается любовь мужчины и женщины. И при этом мало кто задумывается, что это ещё и день памяти некоего святого.

Действительно ли существовал такой святой, и почитают ли его в Православной традиции? Давайте разберёмся! А чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к авторитетным Интернет-источникам.

Святой Валентин (лат. Valentinus ) - имя нескольких раннехристианских святых мучеников. Об их жизни практически ничего не известно, невозможно даже достоверно установить были ли они действительно разными лицами или речь идёт о разных житиях одного и того же святого.

Мартирологи упоминают Валентина - римского священника, обезглавленного около 269 года; а также Валентина - епископа Интерамны (совр. Терни), известного чудесными исцелениями и казнённого за обращение в христианство сына градоначальника. В связи с праздником 14 февраля упоминается ещё и мученик с тем же именем, пострадавший в Римской провинции Африка.

В ранних списках римских мучеников Валентин не упомянут. Однако культ святого Валентина был распространён в Риме уже в IV веке, что показывает факт возведения в это время двух базилик. Одна была построена около 350 года в понтификат Юлия II на Фламиниевой дороге в месте, где, по преданию, был похоронен Валентин Римлянин. Вторая построена в городе Терни над предполагаемой могилой Валентина, епископа Интерамского. Праздник 14 февраля в память обоих святых установлен в 496 году папой Геласием I .

На Западе память Валентина Римлянина и Валентина — епископа Интерамны с V века праздновалась в один день — 14 февраля. В Католической церкви в 1969 году при пересмотре общего литургического календаря, св. Валентин был исключён из списка святых, чья память обязательна к литургическому почитанию. В настоящее время память святого отмечается на местном уровне в ряде епархий. В России 14 февраля Католическая церковь отмечает праздник святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

В Золотой Легенде XIII века о святом Валентине приведено крайне мало сведений, в частности, говорится о том, что он отказался отречься от Христа перед императором Клавдием и был за это обезглавлен.

В позднем средневековье во Франции и Англии житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар. Согласно им, император Клавдий II запретил воинам жениться, дабы они не отвлекались от службы. Валентин тайно венчал желающих и за это был приговорён к смерти. В различных легендах приводятся подробности о прощальном письме, которое Валентин написал перед казнью слепой девушке (по другим вариантам — дочери тюремщика) и которое исцелило её.

В XVII веке во Франции историк Тиллемон, а позднее в XVIII веке в Англии Батлер и Дус выдвинули предположения, что День святого Валентина был введён для замещения языческого обряда выбирать наугад имена возлюбленных накануне праздника богини Юноны, отмечавшегося 15 февраля (см. Луперкалии).

Мощи святого Валентина хранятся в Кармелитской Церкви на Уайтуфраир Стрит, Ирландия, Дублин «Whitefriar Street Carmelite Church».

В Православии память обоих мучеников празднуется в разные дни: 6 июля (19 н. ст.) — память Валентина Римлянина, священномученика, пресвитера, а 30 июля (12 августа н. ст.) — память Валентина Интерамского, священномученика, епископа.

В городе Смолевичи есть католическая церковь, посвящённая святому Валентину. Также возле неё находится памятник святому.

По материалам http :// ru . wikipedia . org

Был ли такой святой на самом деле?

Да, св. Валентин жил в итальянском городе Терни в III веке и был казнен 14 февраля 270 г.

«Наш» он святой или католический?

Наш. Все святые, совершившие свой подвиг в Западной Европе до 1054 года, то есть до даты разрыва Православия и Католичества, — это наши, православные святые.

Но может, хоть и жил он в православные времена, но только католики осознали его святость и святым он является лишь по католическим, но никак не православным критериям?

Нет, Валентин в лике святых был прославлен задолго до разрыва Запада и Востока. Обычно говорят, что эту канонизацию совершил римский папа Геласий в 494 г.

Возможно, что Валентин, воспоминаемый 14 февраля, уже известен нашему календарю — как священномученик Валентин Интерамский (или Италийский); память его совершается 12 августа по новому стилю (30 июля по старому).

Но вполне может статься, что это другой человек, о котором мы до сих пор ничего не знали.

И в случае с почитанием св. Валентина может быть, что память более известного подвижника вобрала в себя память о других соименных ему святых.

Почитание святых ведь бывает разным — оно бывает вселенским, а бывает местным. Мы же не знаем всех святых, которые почитаются в том или другом монастыре Грузии…

Кроме того, если и в самом деле именно папа Геласий назначил память св. Валентина на 14 февраля, то это его деяние пришлось на пору разрыва в отношениях Римской Церкви и Церкви Константинопольской (с 484 по 519 годы). Это были годы так называемой «акакианской схизмы». Правда в этом расколе была на стороне Рима, что в конце концов признал и Константинополь. Так что решения, принимаемые в ту пору в Риме, просто не доходили до христианского Востока. Но от этого они не переставали быть решениями православными.

Наконец, на интернет‑сайте телеканала ТВС можно увидеть фотографию Патриарха Алексия II, целующего ковчег с мощами св. Валентина.

Вот официальная информация: « В ходе встречи, прошедшей 15 января 2003 года в рабочей резиденции Патриарха в Чистом переулке, состоялась передача в дар Русской Православной Церкви частицы мощей святителя Валентина Интерамского. В церемонии приняли участие епископ Терни монсиньор Винченцо Палья, генеральный викарий епархии монсиньор Антонио Маньеро, вице‑мэр города Терни Эрос Брега, президент провинции Терни Бруно Семпрони, другие члены итальянской делегации.

Идею передачи Русской Православной Церкви частицы мощей небесного покровителя города Терни святителя Валентина, мученически скончавшегося в III веке, высказал епископ Винченцо Палья после завершения состоявшейся в июле 2001 года встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви с руководством католической миротворческой благотворительной организации «Община святого Эгидия», духовником которой является монсиньор В. Палья. Монсиньор Винченцо Палья назвал символичным тот факт, что передача частицы мощей святителя Валентина происходит в день празднования памяти преподобного Серафима Саровского, 100‑летнюю годовщину канонизации которого Русская Православная Церковь будет праздновать в этом году. Поблагодарив епископа Винченцо Палью за этот дар,

Святейший Па триарх Московский и всея Руси Алексий II сообщил, что ковчег с частицей мощей святителя Валентина будет пребывать в Храме Христа Спасителя, где каждый верующий сможет помолиться перед этой святыней древней неразделенной христианской Церкви . «XX век стал веком тяжких испытаний для Русской Православной Церкви, — сказал Святейший Патриарх. — Мы с упованием обращаем свои молитвы к мученикам первых веков христианства, которые свидетельствовали языческому миру о Спасителе, оставаясь верными Ему „даже до смерти". История Церкви продолжается. Уже в наше время к сонму угодников Божиих присоединились многие тысячи новомучеников и исповедников российских. Как и столетия назад, кровь мучеников полагает и утверждает Церковь Христову”» . «Патриарх Алексий, принимая дар, отметил, что "с большим волнением принимает частицу мощей священномученика Валентина — святого Неразделенной Церкви”» . «Я воспринимаю этот акт передачи частицы мощей священномученика Валентина как акт духовный, акт, который поможет россиянам, православным верующим в России молиться, не только вспоминая память священномученика Валентина, но молиться перед частицей его святых мощей».

По материалам http://www.kazan.eparhia.ru/zhurnal/?id=18121

Обычай празднования День святого Валентина 14 февраля комментирует священник Кирилл Горбунов, директор информационной службы Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве :

«Многие думают, что день святого Валентина - какое-то невероятное торжество для всей Католической Церкви. На самом деле это местночтимый святой, в календаре Католической Церкви в России его память носит факультативный характер, а главный праздник для католиков 14 февраля - это память святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы и просветителей славян, о чем говорю с полной ответственностью, поскольку ношу имена обоих этих святых.

С другой стороны, даже если сам святой Валентин не ожидал, что на него возложат «обязанность» быть покровителем всех влюбленных, думаю, он ее с радостью принял, потому что это на самом деле очень важное и ответственное дело. Влюбленность - трудный и нередко опасный опыт, когда человек особенно нуждается в присутствии Бога и заступничестве святых».

По материалам http ://www .pravmir .ru

Епископ св. мч. Валентин Интерамский

О жизни Валентина Интерамского мало что известно. Икона Валентина Интерамского символизирует веру христианского народа.
Валентин Интерамский жил в III веке в Риме. Он был епископом в городе Интераме, который со временем был переименован в Терни.

Святой Валентин был искусным врачом и обладал даром целительства. К нему обратился язычник Картон с просьбой вылечить его сына Херимона, которого болезнь согнула до колен, и он никак не мог выпрямиться, это был скорей всего хондроз. Валентин стал молиться над больным и, скорей всего, не лекарским искусством был излечен Херимон, а молитвой. После выздоровления Херимон и его отец Картон, а так же многие ученики его уверовали в Господа. О массовом крещении узнал градоначальник, сын которого Авундин тоже принял веру в Господа. Градоначальник обозлился и приказал заключить святого Валентина в тюрьму. В тюрьме он продолжал лечить и обращать заключенных в христианскую веру. Обозленный градоначальник приказал подвергнуть святого мучениям, а затем убить преподобного Валентина. Его ученики перенесли тело в город Интерам. В четвертом веке в честь святого Валентина была построена базилика, которая благодаря реконструкциям сохранилась до наших времен. Здесь в главном алтаре хранятся святые мощи Валентина Интерамского.

Христиане почитают святого и празднуют его честь, молясь пред образом, который отображает икона святой мученик Валентин Интерамский.


Св. мч. Валентин

Мученики Христовы Пасикрат и Валентин происходили из Родостола, Мизийского города и, будучи воинами, состояли на службе при игемоне той страны Авсолане. В стране было много идолопоклонников, приносивших жертвы бесам, ибо правители страны угрозою мучений принуждали людей к идолослужению. Христиане той страны, боясь мучений, бежали и скрывались. Эти же два святые мужа открыто и смело заявили себя христианами и, прославляя единого истинного Бога, проелинали бездушных идолов. За сие они были схвачены идолопоклонниками и приведены в судилище, где их принуждали возжечь курение перед идолами. Здесь стоял идол Аполлона. Святой Пасикрат, подойдя к идолу, плюнул ему в лицо и сказал: - Такова честь подобает сему богу! Тотчас Пасикрата связали тяжелыми цепями и бросили в темницу. Воин же Христов, этими веригами, как бы золотым царским убранством украшенный, радовался, что сподобился носить эти эти цепи за Христа. С ним вместе был заключен в темницу и Валентиню Вскоре их опять потребовали н асуд к игемону. Когда они явились в судилище, то туда пришел также и брат Пасикрата - Папиан. Он был христианин, но из боязни мучений принес жертву идолам. Папиан начал со слезами умолять брата, чтобы он, по примеру его самого, принес воскурение истукану, дабы, сделавшись на время как бы идолопоклонником, избавиться от лютых мучений, но Пасикрат отверг просьбу брата и назвал его недостойным считаться в его роде за то, что он отступил от веры Христовой. Сам же, подойдя к жертвеннику и положив на огонь свою руку, сказал игемону: -Тело смертно и, как ты сам видишь, сгорает на огне, душа же, будучи бессмертна, презирает эти видимые муки. Святой Валентин, допрошенный ту е игемонами, изре тоже самое и явил свою полную готовность претерпеть все муки за Христа. Их обоих присудили к усекновению мечем. Когда слуги мучителя вели их за город на смерть, то вслед за ними шла мать Пасикрата, которая увещевала его безбоязненно идти на смерть, опасаясь за него, чтобы он не устрашился, ибо был очень юн. Святым мученикам были усекнуты главы. Святому Пасикрату было двадцать два года, а Валентину - тридцать. Мать же с радостью и весельем приняла их тела, и счестью погребла их, славя Христа Бога.