Понял ли моцарт что сальери его отравил. Кто отравил моцарта. — То есть Моцарт должен был отравить Сальери

Отравил ли Сальери Моцарта, как пишет Пушкин в своей маленькой трагедии "Моцарт и Сальери" и как показано в фильме "Амадей" Милоша Формана?

Ответ

Если бы сегодня состоялся суд над Антонио Сальери по всем правилам судебного разбирательства (с привлечением показаний свидетелей, анализом всей совокупности фактов) по обвинению в отравлении Амадея Моцарта, то, безусловно, Сальери был бы вынесен оправдательный приговор, ввиду полного отсутствия каких-либо доказательств и даже мотивов к убийству, и было бы заведено новое дело - о клевете.

Александр Пушкин, основываясь на слухах, возникших в Вене спустя 30 лет после смерти Моцарта, появившихся в венских газетах, сочинил всего лишь красивую легенду, главной идеей которой было - используя художественные средства литературы, силу поэтического языка, поставить вопрос о том, совместны ли гений и злодейство, есть ли правда на земле и в небе (слова Сальери: "Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет - и выше"; Сальери обвиняет самого Бога и, как он думает, восстанавливает справедливость, убивая Моцарта - этого праздного гуляку и повесу, которому Бог на за что дал огромный музыкальный дар, обойдя тех, кто своим великим трудом, старанием, усердием честно и добросовестно служит Богу, сочиняя музыку).

С лёгкой руки Пушкина эта легенда стала восприниматься правдой, и имя Сальери стало нарицательным именем коварного завистника чужому таланту и славе.

Слух этот возник и стал распространяться, когда Сальери был ещё в совершенно здравом уме. Сальери решительно отвергал эти гнусные сплетни. Как для всех слухов и сплетен, не были найдены источники информации о том, кто первый сказал об отравлении Моцарта, осуществлённом Сальери, и о том, кто услышал из уст самого Сальери это признание. Ни один свидетель, ни один знающий Сальери человек не подтверждал этого слуха. В газетах появилось множество гневных опровержений от друзей, коллег, музыкантов, знающих Сальери с самой лучшей стороны и не могущих мириться с возведением гнусной клеветы на честное имя. Эти опревержения Пушкин не мог не читать, но всё же решил использовать реальные имена Моцарта и Сальери в своём художественном произведении.

Антонио Сальери в 24 года занял в Вене пост придворного капельмейстера - самый высокий пост в музыкальной Европе (сейчас бы мы назвали его министром музыки Европейского союза). Все 58 лет своей жизни в Вене пользовался всеобщим уважением. Имея высокую должность, он никогда ею не злоупотреблял; имея высокие доходы, жил скромно, а все гогорары от концертов передавал вдовам музыкантов и сиротам. О нём с искренней любовью и благодарностью как о музыканте, учителе и человеке отзывались все его ученики, а это такие великие композиторы и музыканты как Бетховен, Шуберт, Лист, Черни. С большой любовью Сальери относился ко всем музыкантам, искренне радовался чужим успехам, поддерживал молодых музыкантов не только советом и участием, но и материально (не брал с них денег за уроки), высочайше ценил Моцарта (первый исполнил его 40-ю симфонию, дирижиовал несколькими его произведениями, вернул в репертуар королевского театра оперу Моцарта "Свадьба Фигаро".

Есть множество свидетельств того, что именно Моцарт патологически завидовал Сальери, всячески интриговал против него, кричал на каждом углу о противных итальяшках, "наехавших тут" и занимающих чьи-то места (а тут ещё случай, когда руский царский двор из двух кандидатур учителей музыки для великой книягини - Моцарта и Сальери - выбрал Сальери). Да, Моцарт великий композитор, стоявший много выше Сальери, но, что касается человеческих качеств, то подобное сказать о нём мы, к сожалнию, не можем.

В 1997 году в миланском Дворце юстиции по инициативе Миланской консерватории состоялся суд над Сальери по обвинению в убийстве Моцарта, который, заслушав свидетелей защиты и обвинения (исследователей творчества и жизни Моцарта и Сальери), полностью оправдал композитора "за отсутствием состава преступления".

Спросите любого школьника, как умер Моцарт, и он вам совершенно уверенно ответит, что великого композитора убил Сальери. Да и некоторые взрослые ответят так же. Чуть позже выяснилось, что Пушкин возвел на Сальери напраслину — в смерти гения он не повинен. Но как же в действительности умер Моцарт? Разобраться в этом загадочном деле попробовал Diletant.ru.

«Реквием» на свои похороны

Вольфганг Амадей Моцарт умер 5 декабря 1791 года в Вене. Как это часто бывает, люди не хотели верить, что гений умер от какой-нибудь простуды или лихорадки.

Всего спустя неделю после смерти Моцарта, корреспонденты начали писать, что композитор был отравлен

Через неделю после кончины музыканта корреспондент берлинской газеты «MusikalischesWochenblatt» писал, что из-за распухшего после смерти тела Моцарта некоторые предположили, что композитор был отравлен. Автор первой биографии композитора Ксавер Нимечек писал, что еще за полгода до смерти Моцарт будто предчувствовал свою смерть и думал, что «Реквием» он пишет для себя. В беседах с женой Констанцией музыкант говорил, что чувствует себя плохо, и, наверное, ему уже дали яд.

Теория завистника Сальери

Главным подозреваемым «в деле об отравлении» Моцарта многие считали Антонио Сальери. Солнце русской поэзии, великий Пушкин, был уверен, что Сальери просто завидовал гению.

Главным подозреваемым «в деле об отравлении» Моцарта многие считали Антонио Сальери

В архиве поэта сохранилась запись: «В первое представление «Дон Жуана», в то время, когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист — все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы — в бешенстве, снедаемый завистью. … Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца».


Картина Врубеля «Сальери всыпает яд в бокал Моцарта».

Антонио Сальери прожил удивительно долгую жизнь — 75 лет. К концу жизни в болезненном бреду он то заявлял, что частью виновен в смерти гения, то просил рассказать всем, что не он отравил коллегу. В 1997 году на суде в Милане Сальери официально был признан невиновным. Насколько достоверно решение этого суда — вопрос открытый, ведь показания были лишь документальными — адвокаты, к сожалению, не имели возможности опросить очевидцев.

Теория масонского заговора

Георг Даумер, немецкий поэт, в своей серии рассказов о Моцарте первым выдвигает идею о том, что музыкант был отравлен масонами. В братство вольных каменщиков Моцарт вступил в 1784 году, но до конца жизни сомневался в истинности масонского пути. Композитор даже решил основать свое собственное общество под названием «Пещера».

Существует теория, что Моцарт был отправлен масонами


Символы братства вольных каменщиков.

Теория любовного треугольника

В своей книге «Так был ли он убит?» Вольфганг Риттер выдвигает версию, которая могла бы стать основой для целого романа. Риттер пишет, что у жены Моцарта, Констанции, был любовник — Франц Зюсмайер. По слухам, чтобы очистить себе дорогу, Зюсмайер решил отравить соперника. Также Констанцию обвиняли в том, что сын, родившийся у нее в 1791 вовсе не от Моцарта, а от Зюсмайера.

Жена Моцарта Констанция

Теории естественной смерти

Но далеко не все гипотезы о смерти Моцарта так романтичны. Существует около десятка теорий, согласно которым музыкант скончался от вполне приземленных причин.

Существует около десятка теорий, согласно которым Моцарт скончался от вполне приземленных причин

Например, говорят, что Моцарт был болен сифилисом, а занимался им врач Готфрид ван Свитен, отец которого считается основателем метода лечения ртутью. Профессор Ефрем Лихтенштейн предположил, что композитор страдал от ревматической лихорадки, которая поразила почти все жизненно важные органы. Лихтенштейн объясняет это тем, что в детстве отец Моцарта, Леопольд, подвергал ребенка слишком большим нагрузкам. Детский организм не смог справиться с напряженным концертным графиком, и здоровье музыканта было подорвано.

Занятия музыкой Моцарт начал в 3 года, в 5 сочинял свои первые пьесы, а в 7 поразил императорский двор своим талантом.

Теория слабого иммунитета

По мнению специалистов из Сан-Франциско и Медицинского университета Граца Моцарт в течение всей жизни страдал от недостатка в организме витамина D. Как они писали в журнале «Medical Problems of Performing Artists», музыкант все свое детство провел в закрытом помещении, куда не проникали лучи солнца.

Моцарт в течение всей жизни страдал от недостатка витамина D. Все детство он провел в закрытом помещении

Именно под воздействием солнечного ультрафиолета в теле человека вырабатывается витамин D, отсутствие которого повышает риск развития болезней сердца и сосудов, нервной системы, диабета и даже рака. Кроме того, это способствует общему ослаблению иммунитета, что, как полагают исследователи, и привело к скоропостижной кончине гения.

Теория травмы черепа

Одна из самых загадочных версий гибели Моцарта возникла из-за того, что могильщик, хоронивший Моцарта, перекопал его могилу через 10 лет и забрал его череп себе. Со временем часть костей была утеряна, но в конце 20 века палеонтологи показали, что череп в действительности мог принадлежать Моцарту.

Могильщик, хоронивший Моцарта, спустя 10 лет перекопал могилу и забрал через музыканта себе

Тогда же исследователи заметили необычную особенность этого черепа — тонкую трещину длиной около 7 сантиметров, которая проходила от левого виска к темени. Предполагается, что травму эту музыкант получил еще при жизни, и к его смерти она уже успела зарасти. Но известно, что Моцарт весьма часто жаловался на головокружения и головную боль. Как предположили ученые, композитор мог умереть от гематомы и развившейся позже инфекции.


Екатерина Астафьева

«Энциклопедия Смерти. Хроники Харона»

Часть 2: Словарь избранных Смертей

Умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же наука.

Эпикур

МОЦАРТ Вольфганг Амадей

(1756-1791) - австрийский композитор

Обстоятельства его смерти были таковы, что немедленно породили версию об отравлении. Моцарт умер 5 декабря, а уже 31 декабря "Берлинский музыкальный еженедельник" писал: "Поскольку после смерти тело его вздулось, полагают даже, что он был отравлен".

Жена Моцарта Констанца рассказывала своему второму мужу Ниссену, что Моцарт дважды говорил ей о своей скорой смерти, поскольку ему дали яд. Современный исследователь англичанин Фрэнсис Карр, написавший о "деле Моцарта" целую книгу, полагает, что это был яд Aqua Togana – смесь из бледно-серого мышьяка, окиси свинца и серебристой сурьмы. В XVIII веке подобный яд считался необнаружимым; его действие проявлялось лишь спустя несколько месяцев после попадания в организм.

В том, что Моцарт был отравлен, сходятся почти все исследователи. Относительно же отравителя существуют три кандидатуры: первая и "классическая" - композитор Антонио Сальери, который якобы из зависти подсыпал Моцарту яд; вторая кандидатура – ближайший ученик Моцарта Зюссмайер, любовник Констанцы, и третья – юрист Франц Хофдемель. Долгие десятилетия, даже века, общественное мнение считало убийцей Сальери. Приведу вкратце аргументы "за" и "против" этой версии.

1. Главным аргументом является признание самого Сальери осенью 1823 года в том, что он отравил Моцарта, после чего Сальери пытался перерезать себе бритвой горло. В так называемых "разговорных тетрадях" глухого Бетховена неоднократно упоминается об этом признании. В частности, в ноябрьской записи 1823 года публицист Иоганн Шикх сообщает Бетховену: "Сальери перерезал себе горло, но еще жив" и далее: "Можно поставить сто против одного, что признания Сальери соответствуют действительности! То, как умирал Моцарт, подтверждает эти признания". В другой записи, принадлежащей музыканту Антону Шидлеру, говорится: "Сальери опять очень плохо. Он в полном расстройстве. Он беспрерывно твердит, что виновен в смерти Моцарта. Это правда, ибо он хочет поведать ее на исповеди…"

Однако признания Сальери можно истолковать и как доказательства его невиновности. По мнению многих, Сальери был болен психически и сделал свое признание в бреду. Будь он в здравом рассудке, для чего ему было делать роковое признание? Совесть замучила? Почему же она заговорила в нем спустя тридцать с лишним лет? Да и сама попытка самоубийства свидетельствует о помраченном состоянии рассудка композитора. Наконец, если Сальери отравил Моцарта, то почему для себя он избрал другой, более болезненный путь ухода из жизни? Принять яд было бы логичнее и проще.

2. Историк музыки Гвидо Адлер заявил, что ему удалось найти запись исповеди Сальери с признанием об отравлении Моцарта. Однако впоследствии никто этой записи не видел, не говоря уже о том, что существует такая вещь как тайна исповеди, обязательная для каждого католического священника.

3. Обвинители Сальери указывают на то, что Моцарт был похоронен по "третьему разряду" - в общей могиле с бродягами и преступниками; при погребении тела не присутствовал никто из родственников и знакомых композитора. Сделано это было якобы для того, чтобы потом нельзя было отыскать могилы Моцарта, если кому-то вздумалось бы провести эксгумацию. На эти доводы тоже есть возражения. Судебная токсикология как наука реально возникла лишь в середине XIX века, а во времена Моцарта отравителям (если таковые были) и в голову не приходило опасаться эксгумации. Ну, а причина того, что участники похоронной процессии (барон ван Свитен, Сальери, Зюсмайер, композитор Альбрехтсбергер) повернули с половины пути, возможно, заключается в том, что они не желали присутствовать при позорном погребении гения. Заметим кстати, что жителям Вены сообщили о смерти Моцарта только после похорон.

На сегодняшний день весьма серьезный обвинительный материал собран против Франца Хофдемеля. Его жена-пианистка, 23-летняя красавица Магдалена, была любимой ученицей и, вероятнее всего, любовницей Моцарта (есть целый ряд доказательств этого). Когда жена Хофдемеля вернулась домой с панихиды по Моцарту, муж набросился на нее с бритвой в руке, нанес раны на шее, лице, груди, руках, и только крики Магдалены и ее годовалого ребенка спасли ей жизнь. Услышав шум, прибежали соседи Хофдемелей. Тем временем Франц заперся у себя в спальне и перерезал себе бритвой горло. (В отличие от Сальери, он сделал это не после долгих размышлений, а в состоянии аффекта, к тому же и бритва была у него в руках.) После самоубийства мужа Магдалена получила разрешение похоронить его, как нормального усопшего, в отдельной могиле, тогда как самоубийц всегда хоронили в общей могиле, и не в гробу, а в зашитой коровьей шкуре. Такое разрешение означает: власти (и, самое главное, австрийский император) были убеждены, что в гибели Хофдемеля виноваты Магдалена и Моцарт.

С годами споры вокруг смерти Моцарта не утихают. Масло в огонь подливают новые версии и сообщения об архивных и археологических находках.

В конце 1980-х годов в мировой прессе промелькнула заметка о том, что якобы найден череп Моцарта и что он может быть подвергнут экспертизе с целью обнаружения в нем следов отравляющих веществ. Однако новых сообщений не последовало. Зато английский фармацевт Джеймс из лондонского королевского госпиталя в 1991 году выдвинул предположение, что причина смерти композитора - лекарства. Известно, что Моцарта мучили малярийная лихорадка и болезнь, называвшаяся в те времена "меланхолией" (то бишь депрессия). В качестве лекарств против них употребляли сурьму и ртуть-то есть именно те вещества, которые с успехом применялись и в качестве ядов. Побочный эффект действия сурьмы - болезнь, похожая на пневмонию, которая может быть смертельной. По мнению Джеймса, в могилу Моцарта свела именно пневмония, вызванная действием сурьмы. Впрочем, есть соблазн пойти еще дальше - и заявить, что Моцарт умер... от СПИДа, поскольку смерть от пневмонии - характерный признак заболевания СПИДом. Думаю, что найдутся сторонники и у этой версии. Дарю ее им.

В 1832 году Александр Сергеевич Пушкин переписал на отдельный листок заметку из немецкой газеты. В ней рассказывалось, как на первом представлении «Дон Жуана» в Вене, когда изумленные знатоки упивались гармонией Моцарта, в зале раздался свист. Все обратились с негодованием в ту сторону. И Сальери, снедаемый бешеной завистью, вышел из театра...

«Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца», - сделал приписку наш поэт. Итак, для своей драмы Пушкин принял версию прямой вины Сальери. Правда, совсем не это стало главным в его произведении. Смысл здесь - в противопоставлении двух характеров, двух разных уровней творчества: бескорыстного пламенного и хладнокровного.

Таинственные обстоятельства смерти Моцарта в эпоху Пушкина еще не начинали распутываться. Предметом исследований они стали позже. Версия вины Сальери долго оставалась основной, более того, она искусственно поддерживалась...

В 1983 году во время музыкального фестиваля в Брайтоне английский литератор Фрэнсис Карэ организовал и успешно провел публичное и весьма своеобразное «судебное разбирательство» по делу Моцарта, пригласив на него юристов, адвокатов, музыковедов и журналистов из ряда европейских стран. Слушалось дело по обвинению четырех лиц в отравлении композитора. Четырех? Да, подозреваемых было именно столько. И скажем сразу: имени Сальери между ними не оказалось.

После ознакомления с новыми фактами, речами обвинителей и прений был сделан осторожный вывод, что речь может идти о преступлении со стороны неизвестного лица, не входящего в четверку подозреваемых. Скорее всего это был наемный убийца, оплаченный венскими масонами.
Большая часть «следователей» остановилась на имени Франца Хофдемеля, тоже связанного с кругами масонов.

Первая попытка скрупулезно разобраться в этой загадочной истории и снять обвинение с Сальери была предпринята в Австрии примерно сто лет назад. Тогда в книге некоего автора печальная судьба Моцарта связывалась с другими именами и обстоятельствами. Автор утверждал, что о творческой зависти не могло быть и речи. Сальери не был злодеем. Сработали другие пружины, а Сальери - жертва интриг и намеренно распускаемых слухов. Но эта книга не увидела свет, а сама рукопись затем бесследно исчезла. Остались лишь краткие упоминания о новой версии в переписке венских музыкантов и музыковедов конца XIX века. Намекалось, что автору удалось добыть какие-то новые документы.

Дотошные биографы Моцарта, особенно немецкие, давно о многом догадывались. Они считали, что Сальери - это ловко подставленная фигура, жертва старых слухов, кому-то очень выгодных. Да и похоронили великого Моцарта в великой спешке не как бедняка, а как человека, с самим именем которого надо было скрыть очень неприятный венским верхам скандал. Его вспухшее от яда тело просто спрятали в общей могиле и постарались неуклюжими слухами затемнить причины происшествия. Интриги шли с самого верха австрийского престола. Это для августейших особ понадобилась версия вины Сальери. Чтобы ее опровергнуть, биографам Моцарта были необходимы документы. И они появились в наше время.

В декабре 1970 года на аукционе в Марбурге было продано за 28 тысяч немецких марок письмо, написанное рукой Моцарта 2 апреля 1789 года и адресованное члену масонской ложи Вены, процветающему юристу Францу Хофдемелю. В письме содержалась просьба о денежной помощи в размере 100 гульденов для поездки в Берлин. Как старший по ложе Хофдемель просьбу младшего брата удовлетворил, но поездка не состоялась из-за болезни композитора...

Так на свет Божий всплыло имя, которое раньше чрезвычайно редко упоминалось в связи с последними днями жизни великого композитора.
Прежде чем поведать о личности юриста и его роли в судьбе Моцарта, проясним причины появления документов XVIII века. Они всплыли на многих аукционах Европы - в Лондоне, Париже, Женеве, Вене. С чем же это связано?

Оказывается, дальние потомки австрийских и австро-венгерских герцогов и эрц-герцогов к середине нашего века успели прожить и промотать фамильные драгоценности, а сейчас потихоньку принялись приторговывать письмами, документами, дневниковыми записями своих предков. Для тех, кто занимается загадкой смерти Моцарта, из пожелтевших бумаг посыпались сногсшибательные новости. Взять, к примеру, записи одной из придворных дам, в которых явно отражались события декабря 1791 года. Оказывается, император, узнав о странной смерти композитора, всполошился и не стеснялся в выражениях. Он, как выясняется, был шокирован ролью Хофдемеля в этом мрачном деле и приказал исключить это имя из любых разговоров в его присутствии. Кроме того, он распорядился замять скандал любыми средствами и заткнуть глотку газетам.

С первого взгляда больших новостей в этих записках вроде бы не было. Но и сами приведенные факты и связь двух имен - Моцарта и Хофдемеля - прекрасно нанизывались на единую нить расследований, проводимых в наши дни литераторами и биографами Моцарта. Ведь всплыли сведения о том, что австрийский драматург Франц Грильпарцер подозревал в убийстве Моцарта не Сальери, а Хофдемеля и намекал на суетливые интриги венского двора. Почему же так разгневался австрийский император и почему надавал столько поспешных распоряжений? Причин было много. Моцарт - плебей по происхождению, и его пышные похороны могли бы умалить первенствующее значение правителя, который очень кичился своим положением и властью. Кроме того, отравителем стал масон. А там, где члены ложи преступают законы и попадают в скандальные ситуации, должна быть тишина. Хорошо организованная тишина!

Что же произошло 6 декабря 1791 года? За день до этого в муках скончался Вольфганг Моцарт. Жена Хофдемеля - венская пианистка Магдалена - вернулась домой из кафедрального собора святого Стефана, где она заказала скромную службу в память почившего композитора, своего учителя. Не успела она войти в свою комнату, как муж набросился на нее с бритвой в руке. Женщина закрыла горло руками и в ужасе закричала. Ее оглушительные вопли и визг разбудили ребенка, чьи тревожные рыдания спасли Магдалене жизнь... Когда на крики женщины и плач ребенка примчались соседи, Хофдемель скрылся в своей комнате. Дверь долго взламывали. Когда она поддалась, люди увидели 36-летнего судью, лежащего на кровати с перерезанным горлом. Правая рука самоубийцы сжимала бритву...

Франц Хофдемель скончался от полной потери крови. Его жену отвезли к врачу в бессознательном состоянии. Муж успел не только порезать ей шею и руки, но и обезобразить лицо...

В доме № 10 по улице Грюненгергассе в центральной части Вены Моцарт был частым гостем. Весь первый этаж занимали апартаменты супружеской пары Хофдемель. Композитор там музицировал, обедал, беседовал с хозяином о разных столичных новостях. Однако главная цель посещений дома богатого юриста - музыкальные занятия с Магдаленой. Не всякой венской пианистке Моцарт так охотно давал уроки. Она была одаренной ученицей. Ей было всего 23 года, и в столице она слыла чуть ли не первой красавицей. Лучшие венские художники считали за честь писать ее портреты. Однако после декабрьских событий все эти полотна бесследно исчезли...

Моцарт, несомненно, был влюблен в Магдалену, посвящал ей необыкновенно мелодичные сонаты. Написан для нее и концерт для фортепиано с оркестром. Любовь была взаимной. Учитель был молод, красив и знаменит. Словом, повод для ревности был. Но трудно было ожидать такой дикой вспышки от члена Королевской судебной палаты и высокого сановника масонской ложи...

Супругу Хофдемеля после длительного лечения сослали в Брно, назвав это «великой милостью императрицы, взявшей вдову под свое покровительство». Конечно, ей было рекомендовано молчать и молчать. Император оказал «покровительство» Францу Хофдемелю, разрешив похоронить его не в коровьей шкуре, как самоубийцу, а как гражданина Вены в дубовом гробу.

Что касается Моцарта, то и его коснулись монаршьи «милости». О его смерти разрешили написать в газетах лишь после того, как тело было в спешке закопано в общую могилу захолустного кладбища. Написали несколько скромных слов. Затем послушные императору чиновники и полицейские чины приказали молчать всем, кто был так или иначе связан с композитором. Разве случайно, что Зюсмайер, ученик Моцарта, вдруг отказался закончить знаменитый «Реквием», хотя вся Вена знала об этой предсмертной просьбе великого композитора. В своих воспоминаниях этот ученик не упоминает ни единой фразой о том, что учитель был отравлен. Ни словом об яде не обмолвился ни один из венских врачей той поры, хотя следы отравления были налицо. Об этом туманно заявили лишь немецкие газеты в 1792 году. Молчала до конца жизни жена композитора Констанца. Не поведал правды и ее второй муж, взявшийся писать первую биографию великого композитора.

По версии англичанина Фрэнсиса Карэ, немецкого публициста Рольфа Хохута и австрийского музыковеда Фердинанда Фрикса есть убедительные сведения, что Констанца хорошо знала об отравлении мужа. Он сам ей об этом несколько раз говорил. Да и не увидеть это было просто невозможно. Моцарт говорил о яде и двум врачам, посещавшим его на дому. Много раз свои подозрения он выражал Магдалене. Его ученица и возлюбленная не могла не замечать медленное, но жуткое действие яда...

Франц Хофдемель пытался убить жену, чтобы она не выдала его злодейства. Юрист не мог не догадываться о последствиях своего поступка. Моцарт был крупной величиной в Европе. Магдалена могла догадываться и о характере яда, действующего в течение нескольких месяцев. Добавляли его в вино, а состоял он из мышьяка, сурьмы и окиси свинца. Рецепт был старинным, идущим от итальянских алхимиков. Назывался он «Аква Тофана». Расшифровали его состав и характер действия немецкие врачи в 1962 году, тогда еще верившие в виновность Сальери. Но Сальери не мог давать такой яд Моцарту. Виделись они от случая к случаю, чаще всего в концертных залах. Отравить композитора мог лишь человек, который встречался с ним постоянно и подливал капли яда методично. Хофдемель делал это в своем доме, где не скупился на столовое вино.

Хофдемель задумал свою месть давно и педантично отравлял Моцарта в течение года. Композитор вдруг стал терять силы, страдать мигренью, испытывать боли в желудке. За день до смерти тело его распухло, что выдало, как характер яда, так и чрезмерную дозу в последнюю неделю его жизни.
Можно предположить, что хладнокровный Хофдемель после мучительной смерти Моцарта все же растерялся, заметался. Вместо того чтобы испытать облегчение после устранения любовника своей жены, он делает неожиданную попытку убить Магдалену, как опасную свидетельницу его преступления. После неудачной попытки убийства жены, ему не оставалось ничего другого, как наложить на себя руки. Остальные заботы взял на себя императорский двор...

Теперь можно вернуться к началу статьи, а точнее - к эпиграфу, где стоят слова Бетховена. Немецкий композитор высочайшим образом ценил музыку Моцарта. Он довольно часто посещал Вену и был, очевидно, в курсе причин, из-за которых над Моцартом сгущались тучи. Семейство Хофдемелей не пользовалось доброй славой. Муж был мрачным педантом и слыл не только суровым судьей, но и стяжателем. В Вене ходили слухи о нем, как о честолюбце и бешеном ревнивце. Жена была моложе его, красива и крайне легкомысленна. Все это было зловещим клубком.

Что касается версии Сальери, то Бетховен явно не поддался на такую уловку. Немецкий композитор знал тут что-то более глубокое, он никогда не упоминал имени Сальери в связи с судьбой Моцарта. Словом, Бетховену уже тогда было очевидным то, что нам становится понятным только сейчас.