«Реквием» Верди: сценическая версия. Верди «Реквием Верди реквием история создания

Канонические части «Реквиема» при этом воспринимаются как череда сольных арий, хоровых эпизодов, драматических финалов, потрясающих оркестровых решений. Одним словом, еще одна история, рассказанная языком великого Верди.

Постановка, безусловно, обещала быть интересной. Слегка ощущалась напряженность премьерного вечера с обилием представителей масс-медиа. Генеральная репетиция «Реквиема» также была сдвинута с полудня на 17 часов. Таким образом, труппа Мариинки пережила в тот день многочасовой премьерный марафон. При входе в зал зрители смогли увидеть Даниэле Финце Паску, разместившегося на одной из банкеток под прицелом нескольких фотокамер. Лицо его наряду с легкой усталостью излучало умиротворенность и спокойствие. В общем, атмосфера располагала к тому, чтобы внимать и вслушиваться во что-то новое и необычное.

Итак, в чем же особенности данной режиссерской концепции?

В своем интервью Даниэле Финце Паска размышляет о том, что «Реквием» подобен молитве, посредством которой у хора и солистов есть возможность поразмышлять о смысле человеческой жизни. При этом картины, которые возникают на сцене, не носят описательный характер. Они призваны выстроить диалог между человеческой душой и ее представлением о Боге.

Тема эта, с одной стороны, хорошо знакома каждому из нас, в том числе и по произведениям мировой оперной классики, а с другой стороны, напоминает о пугающем факте бренности человеческого бытия - хотя в некоторых культурах принято провожать в последний путь с улыбкой. Чем более кризисная ситуация развивается в мире, тем сильнее человечество пытается найти способы для умиротворения и просветления того, что в духовных текстах именуется душой. В определенной степени и наш сегодняшний герой - Даниэле Финци Паска продолжает эту линию размышлений. Вот так он раскрывает тему светлого восприятия смерти в одном из интервью:

«Мне кажется, что зачастую в попытках говорить о жизни, о жизни и смерти - выбираются мрачные краски. Быть свидетелями драмы не означает обязательно видеть эту драму в кровавых тонах. Всегда есть место для чего-то светлого, светоносного. Я рассказываю истории всегда трагические, но пытаюсь это делать с легкостью. Это - необходимость, человечество в этом нуждается».

Как же эта тема была передана сценически? Пустоту сцены начинают заполнять ангелы, появляющиеся прямо из зала, хор с завязанными глазами (как некий символ отдаления от Бога, неумение почувствовать Его волю), символизирующий представителей различных сословий первой половины XX века; наконец, ребенок, парящий на шаре и наблюдающий за реакцией людей, их представлениях о суде Божьем.

Некоторые сценографические эффекты были совершенно потрясающими. В «Sanctus» на уровне «неба» было сделано некое трехмерное пространство, где находились ангелы, они жили там своей жизнью, перемещались в атмосфере света и радости. В завершающем эпизоде части «Agnus Dei» образ другого мира был представлен в виде причудливых зеркал, дающих невероятный эффект самой возможности человека видеть и ощущать духовный мир. Тема «мира отраженного» также была заявлена и в «Recordare», где ангелы изображаются танцующими, а в «Lux aeterna» и вовсе передвигающимися на велосипедах под свет прожекторов. В «Ingemisco» зеркала имеют гипертрофированный вид, сцена фактически оголена. Лишь соло тенора взывает «Я воздыхаю подобно преступнику: вина окрашивает мое лицо. Пощади молящего, Боже».

Отдельно была выделена символичность красного цвета. Хор появляется на сцене с завязанными глазами. Глаза покрывают повязки красного цвета. Вот что об этой идее говорит сам режиссер:

«Вплоть до “Offertorio” (“Приношение даров”) глаза у хора завязаны, они не видят даже свет, который держат в руках. Но уже на “Lacrymosa” (“Слезный день тот”) они начинают осознавать, что их окружают ангелы, которые пытаются их успокоить».

«Красная» тема как некий символ Судного Дня появляется и в части «Liber scriptus», где квартет солистов появляется на фоне соответствующего цвета. Наконец, центральный символ «Реквиема» - образ ребенка (в исполнении Алисы Бердичевской), висящего на шаре и наблюдающего за происходящим - решен в бело-красных тонах. Это неземное, «подвешенное» состояние максимально продлено в постановке и представлено в двух номерах «Confutatis» и «Offertorius». Наконец, в завершающем «Libera me» идея греховности и возмездия трансформируется в «вечный свет», который постепенно насыщается синими оттенками.

Тему сольного исполнительства также стоит осветить с режиссерскими ремарками. С одной стороны, солисты олицетворяют некие просветленные души:

«Они выходят из массы хора, но у них более ясные и сильные голоса. И они принадлежат к тем душам, которые уже сняли с глаз пелену, которые быстрее научаются видеть, возможно, понимают, что не нужно так уж бояться тайн».

С другой стороны, в «Реквиеме» нет сценических образов как таковых. Как говорит режиссер, «есть просто удивительные образы, попытка вступить в легкий, светлый диалог с той драмой, о которой поется в «Реквиеме».

В этот вечер режиссерский и актерский замысел реализовали солисты Виктория Ястребова (сопрано), Злата Булычева (меццо-сопрано), Сергей Семишкур (тенор), Илья Банник (бас). За дирижерским пультом - маэстро Валерий Гергиев.

В первой части прозвучал вокальный квартет «Kyrie eleison, christe eleison», настраивающий на идею просветления. После зловещего «Dies Irae» и туттийных звучаний медно-духовой группы мы погружаемся в соло баса «Tuba mirum spargens sonum». Его солирующие пассажи наполнены драматизмом: «Какой трепет будет, когда судья придет, правдиво все рассудит».

Выразительность нижнего регистра продолжилась в соло меццо-сопрано следующей части «Liber scriptus proferetur». Партия прозвучала насыщенно, глубоко, в середине были заострены напряженные нисходящие интонации гармонического минора. Взволнованные пассажи скрипок, как бы суетящихся на одном месте, вторили тревожным интонациям хора и солистов.

В более спокойные, медитативные тона была окрашена следующая часть «Quid sum miser». На фоне фаготов прозвучало соло сопрано, то прорывающееся к просветленному мажору, то уходящему опять в минорную сферу. Пронзительные верхи солистки и трио без сопровождения оркестра завершили этот эпизод «Реквиема».

В части «Salva me» зазвучали излюбленные терцовые нисходящие ходы Верди, окрашенные субдоминантовыми гармониями. Высказывания начал хор, затем постепенно к ним присоединились бас, сопрано, меццо-сопрано и тенор. Подобное сопоставление голосов и хора мы уже встречали в «Аиде» в эпизоде, где тема жрецов противопоставлена мольбам о жизни главных героев.

Просветленная часть «Recordare» в фа-мажоре порадовала богатым соло меццо-сопрано. Это соло воспринималось совершенно как оперная ария, все признаки были налицо - кантилена, богатая техника дыхания и придыхания, обилие вокальных пауз, фразировка. Также особо выделена была яркая каденция в исполнении двух сопрано «Ante diem rationis».

Далее мы впервые познакомились с сольной партией тенора «Ingemisco», его выразительные секундовые интонации в медленном темпе ярко сочетались с верхним регистром и были дополнены соло трубы в оркестре. Соло баса в «Confutatis» было подчеркнуто речитативными интонациями, которые подхватила затем вновь вернувшаяся тема из «Dies Irae».

Соло квартет в «Offertorio» осуществил прорыв в зависающие интонации, уводящие как бы в никуда, в другое пространство. Струнная группа оркестра максимально заполнила диапазон партитуры - от «гудящих» низов до «кричащих» верхов.

Через часть «Hostias», окрашенную вокальной мелизматикой и светлыми интонациями, мы продвигаемся к торжественному хоровому номеру «Sanctus». Проведение голосов в диалогической манере подвело нас к финальному разговору о смысле жизни. Вокальные темы в «Agnus Dei» (соло сопрано и меццо-сопрано) представлены форшлагами, подобно преображенной теме возлюбленной из «Фантастической симфонии» Берлиоза. Но интонации при этом здесь носили светлый трагический оттенок.

В «Lux aeterna» драматические интонации солирующего трио еще более сгустились. Завершающая фуга «Libera me» прошла в стреттной форме, как бы резюмируя все идеи сочинения, представленные ранее. Одинокое проникновенное соло сопрано явилось символом человеческой души, ее молчаливого разговора с Всевышним, молитвенным состоянием. По-баховски просветленно, в до-мажоре заканчивается это величайшее произведение. Полтора часа спектакля прошли на едином дыхании.

Безусловно, версия уже полюбившегося российской публике режиссера Даниэле Финци Паски достойна стать полноправным участником сценического репертуара Мариинского театра. Ведь размышлять на темы смысла человеческой жизни надо не только в церквях, мечетях и синагогах. По мнению режиссера, «старые театры, как и корабли,- максимально приближены к Раю».

Верди «Реквием»

Верди «Реквием»

«Реквием» Джузеппе Верди (1813-1901) - единственное крупное произведение этого выдающегося итальянского композитора, написанное не в оперном жанре. Оно вошло в историю музыки как самое театральное воплощение традиционной церковной заупокойной службы.

Что же такое реквием?

Реквием — многочастное траурное хоровое произведение, обычно с участием солистов, в сопровождении оркестра. Вообще, реквием (лат Requiem, «(на) упокой») - это служба в католических и лютеранских церквях. Называется он по начальному слову интроита (входного песнопения)«Requiemaeternamdonaeis, Domine» («Покой вечный даруй им, Господи»). Вначале исполнялся только в церквях во время службы, но затем композиторы стали писать реквием на неканонические тексты, и вскоре реквием превратился в самостоятельное концертное произведение. В советской музыке название «Реквием» носят некоторые вокально-симфонические произведения с русским текстом, посвященные памяти народных героев (напр., Реквием Д. Кабалевского на слова Р. Рождественского).

Верди закончил свой «Реквием» весной 1874 года, через несколько лет после «Аиды». «Реквием» имел длительную историю создания и увековечил собой память о великих соотечественниках композитора.

Первоначальный замысел был связан с именем Россини, умершим 13 ноября 1868 года. «Хотя меня и не связывала с ним очень тесная дружба, я оплакиваю вместе со всеми потерю этого великого артиста, — писал Верди. — В мире угасло великое имя! Это было имя самое популярное в нашу эпоху, известность самая широкая — и это была слава Италии!» Уже четыре дня спустя после смерти Россини Верди предлагает тщательно разработанный проект увековечения его памяти: «Я предложил бы наиболее уважаемым итальянским композиторам… объединиться с целью написать траурную мессу, которую исполнили бы в годовщину смерти Россини. …Этот реквием нужно было бы исполнять в церкви Сан-Петронио в городе Болонья, подлинной музыкальной родине Россини. …Надо будет создать комиссию из людей толковых, чтобы наладить проведение этого исполнения, и прежде всего для того, чтобы выбрать композиторов, распределить между ними части реквиема и упорядочить общую форму всей этой работы. Это сочинение… должно будет показать наше преклонение перед человеком, смерть которого оплакивает сейчас весь мир». Такая комиссия была создана из профессионалов Миланской консерватории, а части распределены по жребию между 12 композиторами (увы, ни одно из этих имен не пережило своего времени). Верди досталась последняя часть Liberame, которая нечасто используется при написании реквиема — обычно он завершается частью AgnusDei.

Год спустя Верди сообщал, что решил сам сочинить весь «Реквием», причем к тому времени им уже были созданы две первые части, составившие единое целое с ранее написанной последней частью, доставшейся ему в 1868 году по жребию.

В том же 1868 году состоялась долгожданная встреча Верди с другим, не менее знаменитым, чем Россини, современником — писателем Алессандро Мандзони.

Узнав о смерти Мандзони (22 мая 1873 года), Верди не поехал в Милан, сказав: «у меня не хватает мужества присутствовать на его похоронах», но уже на следующий день принял решение создать грандиозный памятник — «Реквием», который лучшие певцы должны были исполнить в Милане в годовщину смерти Мандзони.


Традиционную структуру католической службы Верди насытил чисто романтической экспрессией. По стилю Реквием примыкает к «Аиде», над которой композитор работал параллельно. Родственный круг музыкальных образов, отличающихся подчеркнуто яркой и выпуклой обрисовкой, музыкально-театральные формы (ариозо, дуэты, трио, квартеты) сообщают сочинению черты оперной выразительности. Благодаря этому Реквием занял прочное место в репертуаре театральных и концертных залов. Верди разделил канонический служебный текст на 7 частей.

№1 Requiemaeternam (Вечный покой) выполняет роль пролога. Голоса хора вполголоса произносят слова молитвы. Горестные вздохи перерастают в кроткую, просветленную мелодию. Ее проникновенному звучанию контрастирует мужественный, энергичный эпизод Tedecethymnus(Тебе подобает гимн). Kyrieeleison(Господи помилуй) начинается широкой свободной фразой тенора, к которому постепенно присоединяются другие солисты и хор. Спокойное, умиротворенное заключение номера особенно подчеркивает трагический характер следующей части.

№2 Diesirae (День гнева) - главный, наиболее конфликтный и широко разработанный номер. Мрачная поэзия средневекового гимна, написанного в эпоху, когда эпидемии чумы уносили десятки тысяч человеческих жизней, вдохновила Верди на создание эффектной живописной картины Страшного суда. Основная тема этого номера будет неоднократно возвращаться на протяжении сочинения, выполняя функцию своеобразного mementomori. Составляющие эту часть эпизоды более всего напоминают оперные сцены. Tubamirum (Труба дивная) вырастает из музыки Diesiraeи не уступает ей по силе. Начинается развернутым симфоническим вступлением: грозные фанфары звучат все ближе на фоне барабанной дроби. Не отзвуки ли это многочисленных европейских революций XIXвека, франко-прусской военной кампании 1870-71 годов, ставшей «репетицией» Первой мировой? В момент наивысшего напряжения вступает сурово-величественная фраза хора, которая обрывается резко и неожиданно, сменяясь приглушенным, замирающим соло баса в ритме похоронного марша.

Если до этого номера были преимущественно хоровые, то далее на первый план выходят солисты, создавая галерею человеческих образов, по-разному реагирующих на жизненные испытания. Подлинной жемчужиной второй части становится печально умиротворенный квартет с хором Lacrymosa(Слезная). Этот заключительный эпизод с мелодией удивительной красоты - один из самых проникновенных в музыке Верди.

В трех последующих частях господствует светлая атмосфера.

№3 Offertorio (Приношение даров) представляет собой декоративно созерцательный квартет солистов. №4 Sanctus (Святой) - гигантская мастерски построенная полифоническая пьеса, воспевающая пафос созидания. №5 AgnusDei(Агнец Божий) - сдержанный, отрешенный дуэт женских голосов, вариации в старинном стиле на необычную тему в духе средневекового церковного песнопения.

В сравнительно небольшом №6 Luxaeterna (Вечный свет), построенном на контрасте света и тьмы, постепенно возвращаются настроения первой части. №7 Liberame (Освободи меня, Господи) - грандиозный по своим масштабам эпилог Реквиема. Он открывается страстным, выразительным речитативом солистки; затем проходят основные темы Diesiraeи Requiemaeternam. Однако Верди не заканчивает свое сочинение традиционной молитвой о вечном покое. Реквием завершает монументальная фуга с темой героического, волевого характера, которая звучит как гимн мужеству, силе человеческого духа.

Д. Верди «Реквием»

Немецкий дирижер Ганс фон Бюлов описал «Реквием» Верди как его последнюю оперу, только в церковных одеждах. Он ошибся лишь в одном – «Реквием» не стал заключительной работой композитора. Но, действительно, это произведение называют оперой во всем, кроме названия – настолько оно человечно, эмоционально и театрально. «Реквием» сочетает в себе оперную драматургию, прекрасные симфонические и хоровые пассажи с виртуозными сольными партиями.

История создания и исполнений

Алессандро Мандзони был для Италии 19-го века больше, чем писатель. Он являлся символом Рисорджименто – объединения нации и ученым, много сделавшим для развития итальянского языка. Одним из его искренних почитателей являлся Джузеппе Верди . Мандзони скончался в преклонном возрасте в 1873 году, но для Верди его смерть стала настоящей утратой. Они познакомились в 1868 году. Композитор был настолько взволнован этой встречей, что мял свою шляпу и не находил слов, будто бы он не величайший музыкант Италии, а простой крестьянин.

Стоит обратить внимание на интересное стечение обстоятельств. В тот год, когда произошло знакомство Верди и Мандзони, умер Джоаккино Россини. В его честь Верди вместе с 12 видными композиторами принял участие в грандиозном проекте по созданию «Реквиема». Маэстро выпал жребий писать заключительную часть произведения, Libera me. Исполнение было назначено на 13 ноября 1869 – в первую годовщину смерти Россини. Но по неясным обстоятельствам за 9 дней до премьеры оргкомитет, занимавшийся подготовкой к памятной дате, отклонил «Реквием». Верди был возмущен, тем более что он лично пригласил руководить этим концертом своего друга, дирижера Анджело Мариани. Маэстро резко высказался на его счет и положил конец любым их отношениям.

И вот, на следующий же день после того, как Мандзони не стало, Верди почувствовал потребность увековечить его имя в музыке, написав «Реквием». Изначально за основу маэстро хотел взять «Реквием» Л. Керубини – хоровое произведение без солистов, со скромным оркестровым сопровождением. Но в процессе работы он ушел от этой модели – в его сочинении, помимо громадного хора, задействованы и симфонический оркестр в полном составе, и четыре солиста. По стилю «Реквием» с его кантиленными вокальными партиями более всего напоминает поздние оперы Верди, особенно его предыдущую работу, «Аиду ». В него вошла отредактированная часть Libera me, из так ни разу и не исполненного сочинения в память Россини. В интересах замысла пришлось несколько переработать текст католической мессы. Например, включить в либретто стихи монаха-францисканца Томаса оф Челано, жившего в 13 веке, чья драматическая поэма ярко живописала ужасы ада и страхи перед Судным днём. Возможно, из-за того, что смерть Мандзони стала для Верди личным потрясением, «Реквием» лишен привычной духовной отстраненности. Он полон живых человеческих чувств и острых переживаний.


Работа над музыкой заняла десять месяцев, и ровно через год после кончины писателя, 22 мая 1874, «Реквием» был исполнен в миланской церкви Святого Марка. За дирижерским пультом стоял сам маэстро. Четырьмя солистами стали: сопрано Тереза Штольц, меццо-сопрано Мария Вальдман, тенор Джузеппе Каппони, бас Ормондо Майни. Верди выбрал певцов, с которыми уже не раз работал в своих операх. 25 мая в том же составе «Реквием» прозвучал в Ла Скала.

Сочинение пользовалось успехом. Большим – в католических странах (Италия, Франция), меньшим – в Англии. Хотя посетивший лондонскую премьеру Д.Б. Шоу остался в восторге от «Реквиема», который впоследствии исполнялся на его похоронах. Новый виток популярности вердиевской заупокойной мессе принес 20 век. Сейчас она исполняется не только в концертных вариантах, но и в виде театральных постановок. Так, в 2012 году Мариинский театр представил сценическую версию «Реквиема» в режиссуре Даниэле Финци Паски.

Интересные факты

  • «Реквием» Верди наравне с аналогичным сочинением Моцарта являются самыми исполняемыми произведениями в этом жанре.
  • В годы создания «Реквиема» Верди сблизился с сопрано Терезой Штольц. Ранее она спела итальянские премьеры «Дона Карлоса », «Силы судьбы », «Аиды». А в какой-то момент даже поселилась в усадьбе композитора. Явных доказательств романа история не оставила, кроме острой реакции Джузеппины, супруги маэстро, на факт «жизни втроем». Верди не стал метаться между женщинами и положил конец отношениям с певицей. Пикантность эпизоду придает тот факт, что непосредственно перед этим Штольц порвала помолвку с дирижером Мариани - тем самым, которого Верди винил в бесславном забвении «Реквиема» по Россини.
  • В 2001 году состоялась прямая трансляция «Реквиема» под управлением К. Аббадо. Партию сопрано исполняла известная румынская певица Анджела Георгиу. Выступление обернулось скандалом – во время концерта, в момент, когда не надо было петь, Георгиу достала из декольте помаду, подкрасила губы и невозмутимо вернула тюбик назад.
  • В ноябре-декабре 2017 года исполнения «Реквиема» Верди в Метрополитен-опера были посвящены памяти знаменитого баритона Дмитрия Хворостовского. За дирижерским пультом стоял Джеймс Левайн, солировали К. Стоянова, Е. Семенчук, А. Антоненко, Ф. Фурланетто.

Музыка

«Реквием» Верди имел мало общего со сдержанностью и спокойствием католических месс. Собственно, он и не писался для богослужебных целей. Гораздо большее объединяло его с операми композитора – энергия мелодий и драматические эмоциональные контрасты. Кроме того, во времена Верди женщины не могли исполнять церковные произведения, а в мессе маэстро принимают участие не только две солистки, но и множество хористок. Оркестровое сопровождение использует сложные приемы, найденные Верди в его зрелых работах. Хор вовлечен в действие на всем его протяжении, он требует более значительного состава, нежели для оперной постановки.


«Реквием» состоит из 7 канонических частей, однако ужасающий мотив Dies irae, Дня гнева, повторяется неоднократно, как символ могущества и неизбежности смерти. Этот контрастирующий эффект вырастает из лучших опер Верди. Открывается «Реквием» частью Introit and Kyrie, в которой заняты хор и все солисты. Вторая часть Dies irae рисует картины Судного дня, следом за которой идет поэтическая третья часть, Offertory. Четвертая часть Sanctus являет собой восьмичастную фугу для двойного хора, которая начинается фанфарами труб, оповещая о том, кто придет во имя Господа. Пятая часть Agnus Dei, ознаменована чарующим акапельным женским дуэтом, мелодия которого поддерживается флером трех солирующих флейт, а затем повторяется хором и оркестром. Agnus Dei наиболее приближена по стилистике к духовной музыке. В шестой части Lux aeterna, композитор достигает вершин музыкальной изобразительности - со страниц партитуры через тремоло скрипок буквально льется вечный свет. Заключительный раздел «Реквиема», Libera me, звучит как гимн человеческой душе, молящей господа об избавлении от вечной смерти в день Страшного суда.

Известные номера

Dies irae (хор) - слушать

Lacrymosa (солисты и хор) - слушать

Libera me (сопрано и хор) - слушать

«Реквием» в кино

То, за что «Реквием» не пришелся по душе церковникам – слишком эмоциональную музыку - сполна оценили кинематографисты, взяв отрывки из мессы для саундтреков фильмов:


  • «Безумный Макс: дорога ярости», 2015
  • «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», 2014
  • «Джанго освобожденный», 2012
  • «Королева», 2006
  • «Капли дождя на раскаленных скалах», 2000
  • «Масло Лоренцо», 1992

«Реквием» Верди исполнялся выдающимися певцами, некоторые выступления остались на видео:

  • Ла Скала, 2012, дирижер Д. Баренбойм, солисты: А. Хартерос, Э. Гаранча, Й. Кауфман, Р. Папе
  • Альберт-холл, 2011, симфонический оркестр BBC, дирижер С. Бычков, солисты: М. Поплавская, М. Пенчева, Й. Каллейя, Ф. Фурланетто
  • Международный фестиваль в Эдинбурге, 1982, дирижер К. Аббадо, солисты: М. Прайс, Д. Норман, Х. Каррерас, Р. Раймонди
  • Ла Скала, 1967, дирижер Г. фон Караян, солисты: Л. Прайс, Ф. Коссотто, Л. Паваротти, Н. Гяуров

В заключение уместно процитировать другого великого современника Верди , английского драматурга Д.Б. Шоу, сказавшего о «Реквиеме»: «Это музыка, которая проникает в сердце и потрясает душу. Вполне вероятно, что она будет жить дольше, чем любая из его опер».

Видео: слушать «Реквием» Верди

: среди крупных произведений композитора это единственное сочинение, которое не является оперой. И все же его можно считать тем исключением, которое подтверждает правило: выходя за пределы излюбленного жанра, выдающийся оперный композитор остался верен себе.

Замысел траурной мессы возник у в 1868 г., когда скончался . Назвать его своим близким другом не мог, но отдавал должное его таланту и воспринял смерть как тяжелую утрату для музыкального искусства. У композитора возникает идея почтить память коллективным творением, распределив двенадцать частей Реквиема между наиболее известными композиторами Италии (правда, все они забыты ныне). Исполнение заупокойной мессы планировалось в Болонье, где учился , а затем запечатанную партитуру следовало сдать в архив, тем самым исключив возможность спекуляций. хотел особой торжественности, поэтому включил в нее часть Libera me, которая часто опускается – именно она досталась в соответствии со жребием ему.

Замысел не был воплощен в реальность: исполнение, запланированное на годовщину смерти , не состоялось, повинен в этом был дирижер (коллективный труд был представлен публике только в 1988 г. в рамках фестиваля в Штутгарте). К следующей годовщине композитор решил сам создать все части Реквиема и даже написал две из них, но скоро охладел к этой идее, заявив, что заупокойных месс существует предостаточно, и нет смысла добавлять к ним еще одну.

В том же году, когда возник замысел траурной мессы, лично познакомился с Алессандро Мандзони. Этого писателя он боготворил с юношеских лет, называл «славой Италии» и «святым человеком». Смерть Мандзони в 1873 г. композитор воспринял так тяжело, что даже не нашел в себе сил поехать в Милан на похороны. Задумав воздвигнуть поэту «музыкальный памятник», возвращается к идее Реквиема.

Первоначально композитор предполагал ориентироваться на Реквием, созданный Луиджи Керубини – чисто хоровое произведение, без солистов, с оркестром скромного состава. Однако в процессе создания мессы все изменилось: задействовал смешанный хор, четырех солистов и большой симфонический оркестр. От деления на двенадцать номеров он отказался и разделил текст на семь частей.

Во второй половине XIX столетия создание реквиемов, предназначенных для концертного исполнения, неуместных в богослужебной практике, было вполне обычно для композиторов, но вердиевский Реквием выделялся даже на этом фоне. Обратившись к жанру траурной мессы, остался оперным композитором. В его Реквиеме есть и героика, и страсть, и лирика, и глубина человеческого страдания – словом, все, что есть в его операх. Особенно много общего можно усмотреть с « », над которой он работал одновременно с мессой. Родственны опере используемые композитором формы номеров – ариозо, дуэты, квартеты, трио, напоминает о музыкальном театре типичная для итальянской оперы кантилена.

В первой части – Requiem – затаенному «шепоту» хора противопоставляется просветленный квартет. В наиболее развернутой второй части – Dies irae – выделяется несколько эпизодов. Сходство с оперой проявляется здесь особенно сильно, ярко выражена конфликтность. За грозной картиной «Дня гнева» следует перекличка труб за сценой и в оркестре (Tuba mirum ), после которой особенно мрачно звучит басовое соло. Между двумя прекрасными и скорбными лирическими эпизодами – меццо-сопрановой арией Liber scriptus и терцетом Quid – возвращается грозная хоровая тема Dies irae . Следующий эпизод – Rex tremendae – диалог умоляющих солистов с грозным хором, за которым следуют лирические фрагменты – женский дуэт Recordare , теноровое ариозо Ingemisco , скорбная басовая ария Confutatis . Вновь возвращается Dies irae в сокращении, контрастом звучит скорбный квартет с хором Lacrimosa .

За этой исполненной драматизма частью следуют более светлые: созерцательный квартет Offertorium , ликующая фуга Sanctus , женский дуэт Agnus Dei в духе старинного песнопения. Образный строй первой части возвращается в терцете Lux aeterna . Развернутый финал – Libera me – подытоживает музыкальное развитие: здесь вновь возникает тема Dies irae , центральный эпизод (солирующее сопрано и хор без оркестра) перекликается по образному строю с первой частью, а заключительная фуга – с Agnus Dei . Заключительная фуга обрывается, и последние фразы Реквиема интонируются почти шепотом.

Как и планировал автор, Реквием впервые прозвучал в годовщину кончины Мандзони в миланском соборе Сан-Марко. Больше ни разу это произведение не звучало в церкви. Через три дня состоялось исполнение в «Ла Скала», которое имело большой успех.

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование запрещено