Переделка тормозной системы. (Подробный мануал, много фото)

Даже в современном автомобиле есть вероятность того, что тормозная система в любую минуту выйдет из строя, особенно в той ситуации, когда не было своевременного обслуживания автомобиля и данной системы в частности. Поэтому, постоянная диагностика и тщательный ремонт – это возможность защитить себя и своих пассажиров. Зачастую ремонт тормозной системы – это замена тормозных колодок или тормозных дисков. Но, кроме этого выполняется процедура прокачки тормозов, которую не сложно выполнить своими руками.

Поэтому, сегодня будет подробно рассказано о том, как выполнить прокачку тормозов на автомобиле ВАЗ 2101 своими руками. Особых проблем в этом нет, но нужно помнить о некоторых особенностях.

Когда во время вождения замечается, что колеса не схватываются одновременно или есть сильный провал в педали, тогда это говорит о наличии воздуха внутри системы. Наличие в системе пузырей воздуха существенно снижается эффективность тормозов, что может негативно повлиять на безопасность водителя и пассажиров.

Процесс прокачки тормозов на ВАЗ 2101 как раз и используется для того, чтобы удалить воздух в системе. Работа начинается с самого дальнего колеса, заканчивая тем, которое ближе к ГТЦ. Для начала нужно работать с задним правым колесом.

Перед началом поднятия автомобиля следует предупредить возникновения проблем. Для этого нужно воспользоваться противооткатными клиньями и включить вторую передачу. Когда работа проводиться на яме, тогда использовать домкрат не нужно.

Причины попадания воздуха в тормозную систему:

  1. Воздух попадает во время полной замены тормозной жидкости.
  2. Воздух может попадать во время замены одного из элементов тормозной системы, например, при замене главного тормозного цилиндра.
  3. Также воздух может попадать в систему из-за повреждений тормозных шлангов.
  4. Разгерметизация главного тормозного цилиндра.

Примечание! Тормозная жидкость постепенно будет пополняться водой из конденсата, а сигналом этого становиться её помутнение. Соответственно замену тормозной жидкости нужно выполнять каждые 45 тыс. пробега.

КАК ПРОКАЧАТЬ ТОРМОЗНУЮ СИСТЕМУ ВАЗ 2110 СВОИМИ РУКАМИ

Для прокачки тормозной системы следует использовать следующие инструменты:
  1. Тара для слития старой жидкости.
  2. Спецключ на "8" или "10".
  3. Тормозная жидкость в требуемом объеме.
  4. Небольшой кусок резинового шланга.
  5. Подъемник или смотровая яма для удобства в работе.
  6. Дополнительно нужен второй человек. Иногда используется дополнительный вариант, когда нет помощника. Но, этот способ исключительно для опытных автолюбителей.

Примечание! Когда были вывешены задние колеса, тогда предварительно нужно разблокировать регулятор давления задних тормозов. В этой ситуации нужно подвинуть "колдун".


Выше было сказано, что начинать процесс прокачки тормозов следует с заднего правого колеса. После него нужно работать с задним левым, передним левым и последнее – это правое переднее.

1. Начать нужно с открытия капота и откручивания крышки бачка с тормозной жидкостью.

2. Если уровень минимальный, тогда жидкость нужно долить до максимального уровня "MAX". Дополнительно нужно провести полную проверку герметичности соединений и шлангов, потому что при их повреждении нет смысла выполнять прокачку системы.

3. Колпачок штуцера прокачки заднего правого колеса нужно аккуратно снять, после чего на него надевается один конец резиновой трубы, а другой конец опускается в заранее подготовленную тару.

4. Помощник должен сесть за руль и начинать процесс прокачки. Он должен качать педаль тормоза циклами по 7-8 раз, а в конце всех циклов педаль нажимается и сильно фиксируется в полностью выжатом состоянии.

5. Задача главного ослабить штуцер приблизительно на половину оборота, к тому же будет видно, как сочиться тормозная жидкость с пузырьками воздуха. А помощник всё это время должен держать педаль выжатой.

6. Когда тормозная жидкость с воздухом вышла в тару, тогда штуцер следует аккуратно закрутить.

7. Данную процедуру нужно проделывать несколько раз, пока из штуцера не потечет чистая тормозная жидкость без пузырьков. Если необходимо, тогда в бачок нужно долить тормозную жидкость до максимального уровня.

8. Когда прокачка завершена, штуцер закручивается обратно и на него надевается резиновый колпачок.

9. Все вышеописанные действия нужно повторить для каждого колеса отдельно, после чего прокачку можно считать завершенной.

10. Когда после прокачки педаль становиться слишком тугой или мягкой, тогда следует тщательно проверить герметичность тормозных магистралей и соединений.

СХЕМА РАБОТЫ ТОРМОЗОВ

Когда система расторможена и педаль тормоза под действием пружины 20 оттянута до упора в выключатель 19 стоп-сигнала, то вместе с педалью оттягивается толка-тель 16. Поршни 10 и 13 главного цилиндра под действием воз-вратных пружин отжаты в заднее крайнее положение до упора в ограничительные винты 12. В этом положении распорные втулки 14, упираясь в винты 12, отжимают уп-лотнительные кольца 11 от торца канавки поршня и через образовавшиеся зазоры рабочие полости цилиндра со-общаются с бачком гидроцилиндра и трубопроводами вы-сокого давления. Таким образом, в приводе тормозов давление отсутствует. Поэтому поршни 2 под действием упругой деформации уплотнительных колец 4 отводятся внутрь цилиндров и не оказывают давление на тормозные колодки передних тормозов, которые будут находиться в легком соприкосновении с поверхностью тормозного диска. При движении автомобиля без торможения, то есть когда в гидравлическом приводе нет давления, поршень 41 под действием пружины 43 и торсионного рычага 42 поднят вверх до упора в пробку 36. Поэтому полости корпуса, находящиеся над головкой поршня и под ней, свободно сообщаются. Это открывает свободный проход жидкости к колесным цилиндрам задних тормозов. Но так как нет давления во всем приводе тормозов, тормозные колодки 28 отжаты от барабанов стяжными пружинами. При торможении, когда водитель нажимает на тормоз-ную педаль, толкатель 16 перемещает поршень 13. При перемещении поршня 13 распорная втулка 14 от-ходит от ограничительного винта 12 и уплотнительное кольцо 11 прижимается пружиной к торцу канавки поршня. Таким образом, компенсационный зазор перекрывается и происходит разобщение полостей цилиндра и бачка. Поэтому при дальнейшем перемещении поршня 13 в рабочей попости привода передних тормозов создается дав-ление жидкости, которое через трубопроводы и шланги передается к колесным цилиндрам передних тормозов. Оно же воздействует и на плавающий поршень 10, который, перемещаясь, создает давление в приводе задних тормозов. Под увеличивающимся давлением жидкости в рабочих полостях передние уплотнительные кольца поршней распираются и начинают плотнее прилегать к поверхности цилиндра и к торцу канавок, улучшая уплотнение поршней в цилиндре. Под давлением жидкости выдвигаются поршни 2 и 31 колесных цилиндров передних и задних тормозов, прижимая колодки к тормозному диску 8 и к барабану 35. Создавшиеся тормозные моменты затормаживают вращение передних и задних колес. При этом перераспределяется нагрузка по осям автомобиля: на переднюю ось нагрузка увеличивается, на заднюю - уменьшается. Это приводит к поднятию задка кузова, то есть расстояние между балкой заднего моста и кузовом увеличивается. При этом короткое плечо рычага 42 опускается, и поршень 41 регулятора давления под давлением жидкости начинает опускаться, сжимая пружину 43. В момент полного торможения происходит максимальное перемещение нагрузки с задней оси на переднюю и наибольший подъем кузова. Сцепление колес с дорогой ухудшается, давление торсионного рычага 42 на поршень 41 уменьшается. Вследствие большей площади торца головки поршня сила от давления Р2 жидкости опускает поршень вниз до соприкосновения головки с уплотнителем 37. Дальнейшее поступление жидкости к колесным цилиндрам задних тормозов прекращается, то есть тормозной момент на задних колесах не увеличивается, несмотря на сильное нажатие на педаль тормоза и дальнейшее увеличение давления P1. Поэтому задние колеса не блокируются и не происходит заноса автомобиля. При освобождении педали тормоза она под действием возвратной пружины 20 возвращается в исходное положение, увлекая за собой толкатель 16, Поршни 10 и 13 под усилием возвратных пружин отжимаются в крайнее положение и упираются в ограничительные винты 12, Распорные втулки 14 отводят от торца канавок уплотнительные кольца 11, и через образовавшийся зазор рабочие полости главного цилиндра сообщаются с полостями бачка главного цилиндра. Поршни 2 переднего тормоза отводятся от колодок за счет упругости уплотнительных колец 4, а поршни 31 заднего тормоза - сокращением стяжных пружин до упора в регулировочные эксцентрики. При отказе контура привода задних тормозов, из-за его негерметичности, поршень 10 под давлением жидкости перемещается до упора в пробку главного цилиндра, после чего начинает возрастать давление в контуре привода передних тормозов Вследствие свободного перемещения поршня 10 увеличивается свободный ход педали тормоза и действует только привод передних тормозов. При выходе из строя контура привода передних тормозов поршень 13 продвигается вперед до упора в поршень 10, после чего начинает действовать контур привода задних тормозов. Свободный ход педали тормоза также увеличивается. Следует помнить, что при увеличении свободного хода педали тормоза не рекомендуется неоднократно нажимать, на педаль, так как это не ускорит торможение, а наоборот удлинит время срабатывания тормозов. Следует продолжать до конца нажимать на педаль и, при необходимости, применить стояночный тормоз. При повреждении любого контура привода тормозов загорается лампа контроля уровня жидкости, сигнализируя о падении уровня жидкости в бачке. Стояночная тормозная система через механический привод действует на тормозные механизмы задних колес. При подаче рычага 25 (см. рис. 22) вверх, после выбора свободного хода рычага, равного 45 щелчкам, происходит натяжение переднего 38 и заднего 37 тросов привода и усилие передается на рычаги 24 (см. рис. 21) ручного привода колодок. При повороте рычага 24 на пальце 26 ; усилие через разжимную планку 27 сначала передается на переднюю тормозную колодку до полного прижатия ее к барабану. После чего рычаг 24 перемещается относительно точки контакта с разжимной планкой, и его верхнее плечо прижимает другую колодку к барабану. При этом загорается красным мигающим светом контрольная лампа на комбинации приборов, так как упор 42 (см. рис.) рычага отходит от штока выключателя лампы и цепь замыкается.

Рис.1


Рис.1 Схема работы тормозов

1 . Колесный цилиндр переднего тормоза; 2 3 . Суппорт переднего тормоза; 4 . Уплотнительное кольцо; 5 . Пыле защитное кольцо; 6 . Тормозные колодки; 7 . Штуцер для прокачки тормозов; 8 . Диск тормоза; 9 . Палец крепления тормозных колодок; 10 . Поршень привода задних тормозов; 11 . Уплотнительное кольцо; 12 .Ограничительный винт поршня; 13 . Поршень привода передних тормозов; 14 . Распорная втулка; 15 . Главный цилиндр; 16 . Толкатель; 17 . Педаль привода тормоза; 18 . Упор выключателя стоп сигнала; 19 . Выключатель стоп-сигнала. 20 . Оттяжная пружина педали; 21 . Штуцер; 22 . Опорная чашка; 23 . Бачок главного цилиндра; 24 . Поплавок; 25 . Толкатель; 26 . Неподвижный контакт; 27 . Подвижный контакт; 28 . Колодка заднего тормоза; 29 . Рычаг привода стояночного тормоза; 30 . Упор колодки; 31 . Поршень колесного цилиндра; 32 . Колесный цилиндр заднего тормоза; 33 . Распорная пружина поршней; 34 . Фрикционная накладка колодки; 35 . Тормозной барабан; 36 . Пробка корпуса регулятора давления; 37 . Уплотнитель головки поршня; 38 . Тарелка пружины; 39 . Опорная шайба пружины; 40 . Уплотнительное кольцо поршня; 41 . Поршень регулятора давления; 42 . Рычаг привода регулятора давления; 43 . Пружина поршня регулятора давления; 44 . Втулка; 45 . Корпус регулятора давления; I . Торможение; II . Полное растормаживание; III . Давление Р1 в главном цилиндре равно давлению Р2 в колесных цилиндрах задних тормозов; IV . Давление Р1 в главном цилиндре больше давления Р2 в колесных цилиндрах задних колес; V . Тормозная жидкость в свободном состоянии; VI . Тормозная жидкость под высоким давлением.

Визуальный ежедневный контроль, диагностика и прокачка тормозов ВАЗ 2101 , являются первостепенной обязанностью хозяина такой модели автомобиля для создания безопасных условий езды.

Необходимость прокачки тормозов ВАЗ 2101 вызвана проблемами с тормозами, которые проявляются в виде запоздалой реакции на нажатие педали «тормоз» или такая реакция протекает вяло и автомобиль не может резко сбросить скорость. Такое поведение тормозов указывает на скорейшее проведение диагностических мероприятий и устранение выявленных неполадок.

Методы ремонта тормозов


Ремонт тормозов может заключаться в:

  • установке колодок с новым напылением;
  • покупке новых дисков для тормозов;
  • прокачке всей системы тормозов.

Все перечисленные выше манипуляции с тормозами при наличии минимальных навыков могут выполняться самостоятельно, как в гараже, так и на улице. Главное иметь набор необходимого инструментария и желание.

Перед тем, как начинать прокачку на ВАЗ 2101, необходимо убедиться в целесообразности проведения такой процедуры. Суть самой операции заключается в выдавливании из системы пузырьков воздуха. Наличие таких воздушных прослоек определяется в момент торможения. Педаль «тормоз» при ее нажатии может провалиться в пол до упора , или колеса тормозят не синхронно, а это будет указывать, что жидкость к тормозам подходит не одновременно.



Процедура проведения прокачки


Прокачка начинается с колеса имеющего наибольшее удаление от цилиндра с тормозной жидкостью. Как правило, на ВАЗ 2101 это правое колесо под задним багажником. С него и необходимо обдомкрачивать автомобиль .

Перед этим, чтобы максимально обезопасить себя от возможных подвижек вывешенного на домкрате автомобиля, под остальные шины необходимо что-то подложить. Лучше всего, чтобы это были специальные антиоткатные «башмаки», но кирпичи тоже подойдут. После этого рычаг КПП устанавливается в положение 2-й скорости и можно начинать автомобиль поднимать домкратом.

Перечисленные выше процедуры можно опустить, за исключением подкладывания кирпичей, когда прокачка осуществляется на эстакаде или смотровой яме.

Причин образования воздушных прослоек в шлангах несколько:

  • замена основного цилиндра была выполнена небрежно, без соблюдения технологии проведения ремонта на тормозных системах;
  • при доливе или замене жидкости в систему;
  • из-за потери герметичности системы, которая явилась следствием не выявленных во время осмотров автомобиля трещин на патрубках или в соединительных местах.
Именно по причине возможной потери герметичности и указывалось на необходимость ежедневного визуального осмотра машины перед выездом на дорогу.

При длительной эксплуатации машины без обязательной замены жидкости в системе торможения, она теряет свои эксплуатационные характеристики, становится черного цвета, а из конденсата «натягивает» воду. Чтобы на эффективность работы и безопасность передвижения не влиял фактор качества тормозной смеси, необходимо следить за ее регулярной заменой :

  • или один раз в три года;
  • или через каждые 40 тысяч км.

Пошаговый алгоритм прокачки


Необходимый инструмент и дополнительное оборудование:

  • Ключ на «10-ть»;
  • (по необходимости, см. выше);
  • Новая тормозная смесь (статья в помощь " ");
  • Трубка от медицинской системы переливания крови;
  • Тазик или другая тара для слива «отработки» минимум на 10 литров;
  • Помощник.
  • Последовательность колес при «прокачке» - заднее правое, переднее левое, заднее левое и переднее правое.

Рабочая тормозная система ВАЗ-2101

Рабочая тормозная система ВАЗ-2101

Схема тормозной системы

1 – защитный коржух переднего тормоза;
2, 18 – трубопроводы соединяющие два цилиндра суппорта переднего тормоза;
3 – суппорт;
4 – бачок гидропривода;
5 – выключатель стоп-сигнала;
6 – рычаг стояночного тормоза;
7 – регулировочные эксцентрики правого заднего тормоза;
8 – штуцер для прокачки гидропривода задних тормозов;
9 – регулятор давления;
10 – стоп-сигнал;
11 – колесный цилиндр заднего тормоза;
12 – рычаг ручного привода колодок и разжимная планка;
13 – регулировочный эксцентрик левого заднего тормоза;
14 – тормозная колодка;
15 – направляющая заднего троса;
16 – направляющий ролик;
17 – педаль тормоза;
19 – штуцер для прокачки гидропривода передних тормозов;
20 – тормозной диск;
21 – главный цилиндр.

Эта система тормозов имеет два контура, обеспечивающих независимый привод передних и задних тормозных механизмов колес. Оба контура приводятся в действие от одной педали 17 (см. рис. Схема тормозной системы), которая с помощью кронштейна крепится вместе с педалью сцепления к панели передка кузова.

В гидравлический привод включены помимо педали тормоза главный тормозной цилиндр 21, бачок 4 главного цилиндра, регулятор 9 давления задних тормозов, тормозные механизмы передних и задних колес вместе с рабочими цилиндрами и трубопроводы.

Главный тормозной цилиндр

Главный тормозной цилиндр крепится к кронштейну педалей сцепления и тормоза. Поршни 3 и 5 (см. рис. Главный цилиндр гидравлического привода тормозов) приводят в действие разные контура. Оба поршня занимают исходное положение под действием пружин 8, которые отжимают поршни до упора в винты 7. Герметичность поршней в цилиндре обеспечивается четырьмя уплотнительными кольцами 6. Спереди корпус закрыт
пробкой 1.

Педальный узел

Педали 6 (см. рис. Детали кронштейна педалей сцепления и тормоза) и 19 подвешены на кронштейне 1 при помощи оси, выполненной в виде болта.

Ось 18 закреплена гайкой 2 в отверстиях щек кронштейна. На оси между щеками кронштейна и дистанционной втулкой 7 зажаты внутренние втулки 4 и 14 педалей сцепления и тормоза. На этих втулках шарнирно установлены педали, в ступицах которых запрессованы наружные втулки 5 и 9. К обеим педалям шарнирно крепятся толкатели 20, воздействующие на поршни гидроцилиндров. Обратный ход педали сцепления ограничивается буфером 11, установленным на головке болта 12. К полке кронштейна крепятся главные цилиндры привода выключения сцепления и привода тормозов.

Регулятор давления

В контур привода задних тормозов подключен регулятор 9 (см. рис. Схема тормозной системы) давления, который корректирует давление в приводе задних тормозов в зависимости от положения кузова относительно балки заднего моста, т.е. в зависимости от нагрузки автомобиля. Он работает как ограничительный клапан, автоматически прерывающий подачу тормозной жидкости к задним тормозам, уменьшая вероятность юза задних колес при торможении.

Регулятор крепится на кронштейне кузова и соединяется с балкой заднего моста через торсионный рычаг 12 (см. рис. Детали привода регулятора давления) и тягу 7. Другой конец торсионного рычага действует на поршень 10 (см. рис. Регулятор давления задних тормозов в нерабочем положении).

В полость А жидкость поступает из главного цилиндра, а из полости В выходит в колесные цилиндры привода задних тормозов.

Сила Р, действующая на поршень от торсионного рычага, увеличивается с приближением кузова к балке моста и уменьшается при удалении кузова от балки заднего моста.

До начала действия регулятора давления поршень 10 упирается в пробку 6 под действием силы Р и пружины 9. При этом образуются зазоры, через которые полости А и В сообщаются, т.е. давление в них будет одинаковое и равно давлению в гидроприводе тормозов.

Когда срабатывают тормоза, то задняя часть автомобиля по инерции приподнимается и, следовательно, уменьшается давление на поршень со стороны рычага 1. Сила давления жидкости на верхний торец поршня с большей площадью поверхности на какой-то момент превышает силу давления жидкости, действующей на поршень снизу, и поршень опустится вниз до упора в уплотнитель 7. При этом полости А и В разъединятся, и в них создается разное давление: в полости А давление Ра будет равно давлению в главном цилиндре, а в полости В давление Рв будет меньше на величину, которая определяет равновесие поршня, находящегося под действием давления Ра и Рв, пружины 9 и силы торсионного рычага. Таким образом, частичным или полным разобщением полостей А и В поршнем 10 регулируется тормозной момент на задних колесах.

Тормозной механизм переднего колеса

Тормозной механизм переднего колеса дисковый. Он состоит из показанных на рис. Тормозной механизм переднего колеса (Детали суппорта тормозного механизма переднего колеса) суппорта 12 (4) в сборе с рабочими цилиндрами 17, тормозного диска 18, двух тормозных колодок 16 (11), соединительных пальцев 8 (8) и трубопроводов.

Суппорт крепится к кронштейну 11 двумя болтами 9, которые стопорятся отгибанием на грань болтов стопорных пластин. Кронштейн 11 в свою очередь крепится к фланцу поворотного кулака 10 вместе с защитным кожухом 13 и поворотным рычагом. В суппорте выполнен радиусный паз, через который проходит тормозной диск 18 и два поперечных паза для размещения тормозных колодок 16. В приливах суппорта имеются два окна с направляющими пазами, в которых установлены два противолежащих цилиндра 17. Для фиксации цилиндров относительно суппорта в цилиндре установлен пружинный фиксатор 4, входящий в боковой паз суппорта.

В каждом цилиндре расположен поршень 3 (1), который уплотняется упругим резиновым кольцом 6 (3). Оно расположено в канавке цилиндра и плотно обжимает поверхность поршня. Полость цилиндра защищена от загрязнения резиновым колпачком 7 (2).

Рабочие полости цилиндров соединены между собой трубопроводом 2 (5). Во внешний цилиндр ввернут штуцер 1 (6) для прокачки контура привода передних тормозов, во внутренний – штуцер шланга для подвода тормозной жидкости.

Поршень 3 упирается в тормозные колодки 16, на которые наклеены накладки 5. Колодки установлены на пальцах 8 и поджимаются к ним пружинами 15 (7). Пальцы 8 удерживаются в цилиндре шплинтами 14 (9).

Тормозной диск 18 крепится к ступице колеса двумя установочными штифтами.

Тормозной механизм заднего колеса

Тормозной механизм заднего колеса барабанного типа, с самоустанавливающимися колодками. Тормозные колодки 3 с накладками 7 (см. рис. Тормозной механизм заднего колеса), колесный цилиндр 1 и другие детали смонтированы на тормозном щите, который крепится к фланцу балки заднего моста. К нижней части щита двумя заклепками крепится пакет пластин, одна из которых является опорой для нижних концов тормозных колодок. Для регулирования зазора между колодками и барабаном служат эксцентрики 8, на которые опираются колодки под действием стяжных пружин 5 и 10.

В корпусе 4 (см. рис. Детали колесного цилиндра) колесного цилиндра, расположены два поршня 2, которые распираются пружиной 7 с опорными чашками 5. Этой же пружиной к торцу поршней поджимаются уплотнители 3.

В поршни запрессованы упоры, в пазы которых упираются верхние концы тормозных колодок. Выход поршней из цилиндров герметизируется резиновыми колпачками 1. Для прокачки привода заднего тормоза в цилиндр ввернут штуцер 6.

Состояние тормозной системы имеет принципиальное для любого автомобиля, потому что это – базовое требование безопасности. Когда о человеке говорят, что он «без тормозов», это вряд ли лестная характеристика, для автомобиля же это – свидетельство невозможности эксплуатации. Ведь тормозить о ближайший столб или впередистоящий автомобиль – явно не лучшее решение.

Как и любой другой узел автомобиля, тормоза нуждаются в постоянном техническом обслуживании. Разве что, в виду вышесказанного, внимания к ним теоретически должно быть даже больше. Следить за состоянием тормозов ВАЗ 2101 можно, с определённой периодичностью обращаясь на СТО, а можно – самостоятельно. Два условия для самостоятельной прокачки тормозов – это желание и прямые руки.

Манипуляции с тормозной системой, в которых чаще всего нуждается ВАЗ 2101:

  • прокачка тормозов (проводится при попадании в тормозную систему пузырьков воздуха и состоит в устранении этих самых пузырьков);
  • замена тормозных колодок;
  • замена тормозных дисков.

Первая операция проводится чаще всего и уже на второй-третий раз (по приобретении соответствующих навыков) не составляет особого труда.

Основания для прокачки тормозов:

  • реакция при нажатии на педаль тормоза приходит с запозданием;
  • реакция есть, однако она «вялая», что значительно увеличивает тормозной путь;
  • реакция затрагивает колёса неравномерно или неодновременно;
  • периодическое «проваливание» педали тормоза, и т.д.

Причины завоздушивания тормозной системы:

  • разгерметизация ГТЦ;
  • трещины в патрубках;
  • нарушение герметичности соединений или сальников тормозной системы;
  • неаккуратная замена тормозной жидкости.

К слову, тормозную жидкость в ВАЗ 2101 нужно своевременно менять – не реже чем раз в три года или на каждые 45.000 километров. В противном случае она слишком сильно разбавляется водой (из конденсата) и перестаёт выполнять свои функции.

Прокачку тормозов надлежит проводить в жёстко определённой последовательности. Первым корректируется самое дальнее колесо, последним – ближайшее к ГТЦ. Другими словами, работа начинается с заднего правого колеса, вторым прорабатываем переднее левое, потом заднее левое – и переднее правое.

Правила безопасности при прокачке тормозов ВАЗ 2101:

  1. колёса перед началом работы нужно зафиксировать с помощью противооткатных клиньев;
  2. перед проведением собственно манипуляций с колёсами автомобиль нужно поставить на вторую передачу;
  3. в случае, если вы работаете без ямы, колесо придётся домкратить;
  4. перед началом работы на задних колёсах нужно разблокировать регулятор давления задних тормозов.

Инструменты для прокачки тормозов на ВАЗ 2101:

  • спецключи на 8 или 10;
  • виниловый или резиновый шланг или трубка;
  • тормозная жидкость;
  • пустая тара для слива использованной тормозной жидкости;
  • домкрат или подъёмник (если нет ямы).

Кроме того, удобнее всего производить замену тормозной жидкости с помощником.

Работа по прокачке тормозов ВАЗ 2101 проходит в несколько этапов:

  1. необходимо проверить уровень тормозной жидкости (при необходимости долить до максимума). Это необходимо для проверки герметичности соединений тормозных магистралей. Если герметичность нарушена или один из элементов повреждён, прокачка тормозов бессмысленна.
  2. заменяем резиновый колпачок штуцера прокачки колеса на резиновую или силиконовую трубку подходящего диаметра. Другой конец трубки погружаем в ёмкость для использованной ТЖ.
  3. здесь уже придётся разделиться. Задача помощника – качать педаль тормоза циклами по 6-8 раз, причём последнее нажатие цикла должно быть полным и педаль нужно придержать в таком положении. Пока педаль тормоза утоплена, мастер ослабляет штуцер (примерно на пол-оборота), из него начинает просачиваться пузырящаяся ТЖ (пузырьки – это тот самый воздух, которого в тормозной системе быть не должно). Перед тем, как отпустить педаль, штуцер нужно снова закрутить. Эту операцию необходимо проводить до тех пор, пока при нажатой педали тормоза пузырящаяся жидкость перестанет сочиться. По ходу работы проверяйте уровень тормозной жидкости и при необходимости доливайте. После завершения работы штуцер затягивается надёжно, а трубка заменяется на резиновый колпачок. Аналогичная операция проводится со всеми колёсами (с соблюдением порядка).
  4. после того, как все колёса прокачаны, нужно проверить ход педали тормоза. Если она проваливается ниже обычного или слишком «мягкая», придётся дополнительно проверить герметичность всех соединений и магистралей.