"Война и мир": характеристики главных героев. "Война и мир": персонажи. "Война и мир": характеристики главных героев Николай на войне война и мир

В романе Л.Н.Толстого присутствует множество персонажей и их образов, которые автор выделяет по-особенному и с мастерством. Несмотря на то, что Николай Ростов является не основным персонажем, он тоже сыграл немалую роль в этом произведении.

Николай родился в идеальной семье, где все друг друга любят, талантливы,дружелюбны,подчиняются голосу чувств. Его семья состояла из отца, матери, Наташи, Веры и Сони.

Николай был невысоким, красивым молодым человеком. На его лице выделялись добрые и честные глаза. О его жизни известно, что он бросает учебу в университете ради службы в армии, считая, военную профессию своим призванием, но отчасти такое решение было принято из-за тенденций моды тех времен. Он честный, порядочный, против брака по расчету. Ростов считает, что в жизни всего нужно добиваться самому.

Когда он проигрывает немалую сумму денег Долохову в карты, он очень сильно переживает по этому поводу, боиться сказать отцу. Лев Николаевич Толстой называет Ростова двадцатилетним стариком” за его рассудительность и мудрость.

Во время Шенграбенского сражения он получает ранение, что перевернуло его сознание о войне. Он начинает более серьезно относиться к этому, понимая, что это настоящая опасность и угроза для его жизни.

Во время Отечественной войны 1812 года Николай Ростов дошел вместе со своей армией до столицы Франции, но вынужден был оставить службу по просьбе его матери, так как младший сын Ростовых был убит, и Наталья бы просто не пережила еще одну потерю.

Во время наступления и приближения французов к селу Богучарово, где находилась Марья Болконская с сыном Андрея, Николай Ростов случайно оказался там. Он помогает княжне уехать из опасного места и узнает, что его чувства к ней взаимны. Так, молодые люди поженились и вместе переехали в Лысые Горы, в имение Болконских. Их брак благотворно повлиял на обоих: Николай приобщается к тихой и мирной семейной жизни, а Марья исполнила свою мечту о семье и любви. Она учит его вести хозяйство, а Николая в своей супруге привлекает искренность и благородство. Кроме того, свадьба с Марьей помогла семье Ростовых выйти из бедственного положения.

Сочинение про Николая Ростова

Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого – это несметное разнообразие человеческих судеб и характеров, целая историческая эпоха, расстелившаяся на насыщенном грандиозными событиями промежутке времени. Погружаясь в роман, мы открываем для себя целый мир, созданный одной лишь творческой фантазией автора. Пожалуй, это один из немногих романов, способных перевернуть мировоззрение любого читателя, предоставить ему возможность изучить десятки своеобразных психологий.

Николай Ростов – апофеоз простодушия и честности.

Счастливая в своем добродушном веселье жизнь царит в доме Ростовых. Именно здесь мы впервые знакомимся с Николаем Ростовым, «невысоким курчавым молодым человеком с открытым выражением лица».

События романа складываются так, что в следующий раз мы настигаем Ростова в гусарском Павлодарском полку, расположенном в деревне Зальценек. В новом для себя мире сложных служебных и человеческих взаимоотношений персонаж опирается на три главных для него догмата: честь, достоинство и служебный долг. Поэтому и сам факт лжи для Николая Ростова становится невозможным. В процессе службы герой совершает для себя открытия в психологической, моральной и нравственной области. В частности, на взросление и возмужание характера Ростова повлиял поступок Телятина, благодаря которому герой осознал, что честь и достоинство полка гораздо выше чести личной. «Я виноват, кругом виноват!» - скандирует Николай Ростов, созревая на наших глазах.

Апогей становления характера персонажа приходится Щенграбенское сражение, когда Ростов осознает событийность происходящего вокруг. Убийство и смерть – это окончание всего, вот что понимает герой. «Не может быть, чтобы они хотели убить меня», - рассуждает Ростов, убегая от французов. Им овладевает чувство паники, в порыве которой он, вместо того, чтобы стрелять, бросает оружие в противника. Его проявившийся страх – это не ужас перед вооруженным врагом, а страх перед таким ранним окончанием своей жизни, не успевшей даже развернуться всеми радостями молодости.

Ни острый ум, которым наделен князь Андрей, ни прирожденное интуитивное мироощущение и способность к сопереживанию, характерные для Пьера Безухова, ни присущи Николаю Ростову. Недаром Болконский замечает в нем недалекого гусарского офицера. Ростов «простодушный» - замечает Толстой. И, пожалуй, именно это определение кратко и метко выражает внутреннюю сущность героя.

Женившись, он оставался примерным семьянином и хозяином, таким же, каким когда-то был примерным офицером.

Лев Николаевич неохотно расстается с Ростовым. Впоследствии его образ стал фундаментом для развития характеров таких персонажей, как Левин из «Анны Карениной», а также князь Нехлюдов из «Воскресения».

Вариант 3

Николай Ростов является одним из главных персонажей романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». С первых страниц мы замечаем молодого графа, в Москве все считают его прекрасным женихом. Походка Николая завидная, движения грациозные. Весь он представляет собой фигуру стройную, привлекательную.

Воспитывался персонаж в лучшей, по мнению самого автора, семье. Семье Ростовых. Атмосфера, царившая в доме, помогала детям вырасти добрыми и отзывчивыми. Николай Ростов, двадцатилетний юноша, благодаря чудесным родителям, сам стал воплощением любви. В доме Ростовых всегда господствовали тёплые чувства. Они не скрывались от общества, они всегда были искренними. Оттого и Николай, возмужав, стал прекрасным человеком. И даже глаза его чистые и наивные. Детская радость никогда не покидала Ростова. На протяжении всей собственной жизни он сохранял в своём сердце истинную любовь к окружающему миру. Тем он и обаятелен.

Николай Ростов, как человек, воспитывающийся в нежной семье, никогда не таил в сердце зависть. Он совершенно не подлый, а откровенный герой. Его образ прост, но привлекателен. Он честный, откровенный. Потому Льву Николаевичу Толстому он и по душе!

Простая, но весьма запоминающаяся истина таится на страницах романа-эпопеи. И говорит она о том, что «надо жить, надо любить, надо верить». И Николай безоговорочно следовал этим простым, но очень важным словам. Его милое лицо, как открытая и захватывающая книга, детски наивное и доброе.

Несмотря на то, что возраст персонажа не велик для опытного размышления о жизни, Николай Ростов в свои двадцать лет довольно рассудительный и анализирующий бытие человек.

Не обделен герой и музыкальным талантом. Вместе со своей сестрой – Наташей Ростовой – он временами пел и плясал. Это было любимым делом у персонажей.

Привлекательно то, что Ростов действительно правдивый человек. Неправды он в жизни не скажет, герой дорожит каждым словом, ибо он никогда бы за всю историю своего взросления «не сказал бы неправды», оттого и становится ясно, что Николай наделен положительными качествами, которые делают его в глазах читателя чудесным персонажем.

Так, образ центрального героя романа-эпопеи «Война и мир» - Николая Ростова - обыкновенен, тем и замечателен! Не зря Лев Николаевич поместил его в семью Ростовых. Туда, где есть гармония, где есть спокойствие, где радуется душа!

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Учимся работать 7 класс

    Никогда ранее не задумывался о том, почему все взрослы нас заставляют трудиться. Буквально с малых лет, едва я стал хорошо стоять на ногах, меня стали брать на копку картофеля, давали маленькое ведерко и в шутливой форме предлагали помочь

  • Образ и характеристика Сони Ростовой в романе Война и мир Толстого сочинение

    Соня Ростова кажется одной из самых несчастных героинь романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Что же представляет из себя эта девушка на самом деле?

  • Тільки вчинки по справжньому розкривають людину, тільки завдяки їм ми можемо дізнатися про справжні наміри. Як не прикро про це говорити, але нерідко буває, що слова не відповідають діям. Люди дають обіцянки

  • Сочинение по картине Рачкова Девочка с ягодами 6 класс

    Сбор ягод и грибов - действие, которое, в первую очередь, характеризует прекрасное время года лето. Приятно ходить по лесу и искать спрятавшихся партизанов. Глядишь, вот и стоит белый гриб, а рядом с ним еще один.

  • Самый страшный месяц для птиц – это лютый февраль. Зима воюет с грядущей весной, не имея желания уступать, а наши мелкие друзья от этого страдают.

Введение

Лев Толстой в своей эпопее изобразил более 500 типичных для русского общества персонажей. В «Войне и мире» герои романа – представители высшего сословия Москвы и Петербурга, ключевые государственные и военные деятели, солдаты, выходцы из простого народа, крестьяне. Изображение всех слоев русского общества позволило Толстому воссоздать цельную картину русской жизни в один из переломных этапов истории России – эпоху войн с Наполеоном 1805-1812 годов.

В «Войне и мире» персонажи условно разделены на главных героев – чьи судьбы вплетены автором в сюжетное повествование всех четырех томов и эпилога, и второстепенных – героев, которые появляются в романе эпизодически. Среди главных персонажей романа можно выделить центральных героев – Андрея Болконского, Наташу Ростову и Пьера Безухова, вокруг судеб которых и разворачиваются события романа.

Характеристика главных героев романа

Андрей Болконский – «весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами», «небольшого роста». С Болконским автор знакомит читателя еще в начале романа – герой был одним из гостей на вечере Анны Шерер (где также присутствовали многие главные герои романа «Война и мир» Толстого).

По сюжету произведения, Андрею надоело высшее общество, он мечтал о славе, не меньшей славы Наполеона, поэтому и едет на войну. Эпизодом, перевернувшим мировоззрение Болконского, становится встреча с Бонапартом – раненый на поле Аустерлица Андрей осознал, как на самом деле незначителен Бонапарт и вся его слава. Вторым переломным моментом в жизни Болконского становится любовь к Наташе Ростовой. Новое чувство помогло герою вернуться к полноценной жизни, поверить, что после смерти жены и всего перенесенного, он может полноценно жить дальше. Однако их счастью с Наташей не суждено было сбыться – Андрей получил смертельное ранение во время Бородинской битвы и вскоре умер.

Наташа Ростова – жизнерадостная, добрая, очень эмоциональная и умеющая любить девушка: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая». Важной чертой образа центральной героини «Войны и мира» является ее музыкальный талант – прекрасный голос, которым очаровывались даже неискушенные в музыке люди. С Наташей читатель знакомится в день именин девушки, когда ей исполняется 12 лет. Толстой изображает моральное взросление героини: любовные переживания, выход в свет, предательство Наташей князя Андрея и ее переживания из-за этого, поиск себя в религии и переломный момент в жизни героини – смерть Болконского. В эпилоге романа Наташа предстает перед читателем совершенно другой – перед нами скорее тень мужа, Пьера Безухова, а не яркая, активная Ростова, которая еще несколько лет назад плясала русские танцы и «отвоевывала» у матери подводы для раненых.

Пьер Безухов – «массивный, толстый молодой человек со стриженною головой, в очках». «Пьер был несколько больше других мужчин в комнате», у него был «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной». Пьер – герой, находящийся в постоянном поиске себя через познание окружающего мира. Каждая ситуация в его жизни, каждый жизненный этап становились для героя особым жизненным уроком. Женитьба на Элен, увлечение масонством, любовь к Наташе Ростовой, присутствие на поле Бородинского сражения (которое герой видит именно глазами Пьера), французский плен и знакомство с Каратаевым полностью меняют личность Пьера – из нелепого увальня «вырастает» целеустремленный и уверенный в себе мужчина с собственными взглядами и целями.

Другие важные персонажи

В «Войне и мире» Толстой условно выделяет несколько блоков персонажей – семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, а также действующих лиц, входящих в круг общения одного из этих семейств. Ростовы и Болконские как положительные герои, носители истинно русской ментальности, идей и духовности, противопоставляются отрицательным персонажам Курагиным, которые мало интересовались духовным аспектом жизни, предпочитая блистать в обществе, плести интриги и выбирать знакомых по их статусу и богатству. Лучше понять суть каждого главного персонажа поможет краткая характеристика героев «Войны и мира».

Граф Илья Андреевич Ростов – добрый и щедрый мужчина, для которого самым главным в его жизни была семья. Граф искренне любил свою жену и четырех детей (Наташу, Веру, Николая и Петю), помогал жене в воспитании детей и всеми силами поддерживал теплую атмосферу в доме Ростовых. Илья Андреевич не могу жить без роскоши, ему нравилось устраивать пышные балы, приемы и вечера, но его расточительство и неумение управлять хозяйственными делами в итоге привели к критическому финансовому положению Ростовых.
Графиня Наталья Ростова – женщина 45-ти лет с восточными чертами лица, умеющая производить впечатление в высшем обществе, жена графа Ростова, мать четырех детей. Графиня, так же как и ее муж, очень любила свою семью, стараясь поддерживать детей и воспитывать в них лучшие качества. Из-за чрезмерной любви к детям, после смерти Пети женщина чуть не сходит с ума. В графине доброта к близким соединялась с расчетливостью: желая поправить финансовое положение семьи, женщина всеми силами старается расстроить женитьбу Николая на «не выгодной невесте» Соне.

Николай Ростов – «невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». Это простодушный, открытый, честный и доброжелательный юноша, брат Наташи, старший сын Ростовых. В начале романа Николай предстает восхищенным юношей, который хочет воинской славы и признания, однако после участия сначала в Шенграбеском сражении, а затем в Аустерлицкой битве и Отечественной войне, иллюзии Николая развеиваются и герой понимает, насколько нелепа и неправильна сама идея войны. Личное счастье Николай находит в браке с Марьей Болконской, в которой почувствовал близкого по духу человека еще при первой их встрече.

Соня Ростова – «тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице», племянница графа Ростова. По сюжету романа это тихая, рассудительна, добрая девушка, умеющая любить и склонная к самопожертвованию. Соня отказывает Долохову, так как хочет быть верна только Николаю, которого искренне любит. Когда девушка узнает, что Николай влюблен в Марью, то безропотно отпускает его, не желая препятствовать счастью любимого человека.

Николай Андреевич Болконский – князь, генерал-ашеф в отставке. Это гордый, умный, строгий к себе и другим мужчина невысокого роста «с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз». В глубине души Болконский очень любит своих детей, но не смеет показывать этого (только перед смертью смог показать дочери свою любовь). Умер Николай Андреевич от второго удара, находясь в Богучарово.

Марья Болконская – тихая, добрая, кроткая, склонная к самопожертвованию и искренне любящая своих родных девушка. Толстой описывает ее как героиню с «некрасивым слабым телом и худым лицом», но «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Красота глаз Марьи после поразила и Николая Ростова. Девушка была очень набожна, всю себя посвящала заботе за отцом и племянником, потом перенаправив свою любовь на собственную семью и мужа.

Элен Курагина – яркая, блистательно-красивая женщина с «неизменяющейся улыбкой» и полными белыми плечами, которой нравилось мужское общество, первая жена Пьера. Элен не отличалась особым умом, однако благодаря своему очарованию, умению держать себя в обществе и налаживать нужные связи, устроила собственный салон в Петербурге, была лично знакома с Наполеоном. Женщина умерла от сильной ангины (хотя в обществе ходили слухи, что Элен покончила жизнь самоубийством).

Анатоль Курагин – брат Элен, такой же красивый внешне и заметный в высшем обществе, как и его сестра. Анатоль жил так, как ему хотелось, отбрасывая все моральные принципы и устои, устраивал пьянки и дебоши. Курагин хотел украсть Наташу Ростову и повенчаться с ней, хотя уже был женат.

Федор Долохов – «человек среднего роста, курчавый и со светлыми глазами», офицер семеновского полка, один из лидеров партизанского движения. В личности Федора удивительным образом соединились эгоистичность, цинизм и авантюризм с умением любить своих близких и заботиться о них. (Николай Ростов очень удивляется, что дома, с матерью и сестрой Долохов совершенно другой – любящий и нежный сын и брат).

Заключение

Даже краткое описание героев «Войны и мира» Толстого позволяет увидеть тесную и неразрывную взаимосвязь судеб персонажей. Как и все события в романе, встречи и прощания действующих лиц происходят по иррациональному, неуловимому разумом закону исторических взаимовлияний. Именно эти непостижимые взаимовлияния создают судьбы героев и формируют их взгляды на мир.

Тест по произведению

Николай Ростов - один из самых органичных образов романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Мы знакомимся с героем в бытность его студентом. В то время он “невысокий курчавый молодой человек”. Позже мы встречаемся с Николаем во время его службы в гусарском Павлодарском полку. Служба Ростова, его взаимоотношения с сослуживцами определяются тремя основополагающими принципами: честью, достоинством и верностью присяге.

Николай весь мир делит на две половины: к одной относит он родной дом и не менее родной Павлоградский полк, ко второй половине относится весь остальной мир, который его совершенно не интересует. У себя дома и на службе герой уверен в себе, только здесь проявляются лучшие его качества: порядочность, благородство, прямодушие, доблесть, поэтичность. Здесь всё близко и знакомо Николаю, всё понятно, от него не требуется принятие ответственных решений, напряженная умственная работа. Именно этого Ростов и не любит, он не терпит духовных исканий, поисков смысла, сомнения – всё это не для него.

Он привык к ясности и четкой определенности.

Характер Николая Ростова не развивается в романе подобно характерам Андрея Болконского или Пьера Безухова, которым были свойственны глубокие духовные искания. Однако он тоже меняется, познавая особенности жизни, понимая, чего требует от него та или иная ситуация. Образ Николая можно назвать положительно статичным.

После неблаговидного поступка Телятина и увещеваний штаб-ротмистра Ростов понимает, что честь полка стоит на более высокой ступени, чем честь личная. Именно в этот момент порывистый молодой человек становится настоящим защитником своего отечества, он понимает, что связан с товарищами по оружию понятием чести.

Не всегда герой выглядит героем. Как обычному человеку, Ростову свойственны и недостатки. Не лучшим образом выглядит Николай во время Шенграбенского сражения. Он понимает, что убийство и смерть несопоставимы с ним. Он не стреляет, а бросает свой пистолет в противника. Нет, он не боится врага, он просто жалеет себя, не хочет расстаться со своей молодой жизнью.

Персонаж отличается поэтичностью натуры, но он интеллектуально беден. Степень проявления его гибкости определяется обстоятельствами, в которых он находится. После проигрыша Долохову Николай пребывает в ужасном состоянии. Он ненавидит себя за те слова, которые говорит отцу, он мысленно готов к отпору, но отец мудрый и любящий, он не даёт возможности проявиться низменным качествам сына. Николай со слезами бросается к ногам отца. Это был важный урок для героя. Он решает максимально сократить свои расходы, чтобы вернуть отцу деньги. Узнав о смерти отца, находясь при этом в Париже, Ростов тут же подает в отставку, чтобы вернуться домой и помочь семье. В Богучарове Николай встречает княжну Марью, но не её состояние, главным образом, привлекает героя. Он разглядел в ней тонкую, высоконравственную натуру и внутреннюю красоту. Он будто чувствует, что лишён той духовности, которой наделена Марья Болконская, и тянется к ней. Будучи помолвленным с Соней, отношения Николая и Марьи развиваются сложно. Но они удивительно подходят друг другу, дополняя теми чертами, которых не хватает в каждом. Но и богатство жены оказывается весьма кстати.

В финале романа Николай Ростов превращается в помещика – трезвого, практичного, делового. Как ранее герой полностью отдавался службе в полку, так сейчас он всецело посвящает себя семье и хозяйству. Толстой говорит о нем, что это герой со «здравым смыслом, верным нравственным чутьем, мужеством и психической доброкачественностью хорошего среднего человека».

В литературе наличие слишком идеальных персонажей – явление не единичное. Читая произведение, понимаешь, что при всей реалистичности изображения фона событий, исторической основы и других персонажей именно этот герой резко выделяется – при всем желании найти в нем какой-то изъян становится немыслимым делом. В качестве такого героя в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого выступает образ Николая Ростова.

Внешность Николая Ростова

Образ Николая Ростова лишен каких-либо отличительных характеристик. «Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». У него по-детски милое, красивое лицо с правильными чертами лица, на котором «добрые и честные глаза».

Он обладает стройной фигурой и грациозностью движений. Ему присущи обаяние и кокетство молодости.

Характеристика личностных качеств

Во многих вещах Николай напоминает своего отца – он обладает веселым нравом, сангвиник по натуре, ему чужды уныние и сплин.

«Не умею скрывать того, что чувствую» – говорит он так о себе. И действительно, его милое, детское лицо является открытой книгой, на страницах которой можно прочитать все его эмоции и чувства.

Он довольно рассудительный, несмотря на его молодой возраст – «двадцатилетний старик». Его душа полна» благородства, истинной молодости, которую встречаешь так редко в наш век».

Николай наделен музыкальным талантом. Он часто со своей младшей сестрой Натальей пел и играл.

На балах от тоже не отсиживается, а охотно показал себя как «ловкий танцор», вызвав недоумение и восхищения публики.

С не меньшей страстью Николай предавался охоте, которая была в почете у его отца. После женитьбы, он не оставляет свое увлечение, «уходя на месяц и на два в отъезд с своей охотой».

Николай прекрасно разбирается в лошадях, они вызывают у него такой же интерес, как и охота.

«Ростов был правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды». Ложь – противоречит его жизненным принципам. Со временем жизнь научила его еще одному принципу – тактичности, Ростов начинает понимать, что правду нужно говорить во время. Не вовремя сказанные фразы могут стать причиной многих проблем как для него лично, так и для окружающих. Так, например, его правдивость, сказанная после Шенграбенского сражения полковому командиру, нанесла значительный удар по репутации всего полка.

Не чужды Ростову и чувства гордости и независимости. Он часто кидается с крайности в крайность и не знает золотой средины во время споров и дискуссий.

В целом Николай Ильич наделен положительными качествами – честен, добропорядочен, искренен и добр.

Детство и окружение

С точки зрения биографии – он самый обычный аристократ. Его родители также имеют аристократические корни. Мать его – Наталья, в девичестве Шиншина, добрая и милая женщина, она пыталась быть строгой со своими детьми, но часто, по доброте душевной давала им поблажки. «Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо, изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек». Несмотря на то, что многие из ее детей не выжили, графиня сохраняет позитивный настрой, к концу романа, под влиянием военных событий, разорения и смерти сына она стала заметно унылой.

Отец Николая – Илья Андреевич Ростов, был человеком веселого нрава, сентиментальным и впечатлительным. Он, подобно своей супруге, не умеет экономно обращаться со своим состоянием. Вполне вероятно, что на этом сказался тот факт, что оба супруга были из обеспеченных семей, которым не приходилось никогда выкручиваться из финансовых трудностей. Лишенные такого печального опыта, они беззаботно тратят непомерные деньги на обустройство своего жилья и на помощь оказавшимся в затруднительном положении знакомым и друзьям.

Кроме Николая в семье воспитываются еще трое родных детей Ростовых, приемная дочка Соня (является родственницей матери), а также Борис и Митя – мальчики из обедневших дворянских семей, взятые на воспитание Ростовыми.

Добродушная позитивная атмосфера благоприятно влияет на Николая. Благодаря своей наблюдательности и умению сделать выводы из различных ситуаций Николаю удается избежать многих неприятных ситуаций в своей личной жизни – вопреки общепринятой тенденции, он предпочитает учиться на ошибках других, а не на своих собственных.

Образование и военная карьера

Невзирая на предрасположенность, физические данные и материальное состояние, в то время все молодые люди стремились примерить на себя военный мундир. Это было веянием моды, карьера в любой другой отрасли была одобрена только в том случае, если других вариантов не оставалось (например, последствия травм не могли позволить осуществить службу). Невзирая на то, что военная карьера была общепринятой для аристократов, «несмотря на отвращение к статской службе» сына, Ростовы отправляют Николая, учиться в университет. В 20 лет, молодой человек резко меняет свое решение – русско-австро- французская война заставляет его пересмотреть свои взгляды на долг и призвание. К всеобщему ужасу, любимый всеми «Николушка» – «порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести».

Поначалу все думают, что его поступок обоснован желанием не отставать от своего друга – Бориса, которого взяли офицером, а Николай их разубеждает: «просто чувствую призвание к военной службе».

Начать службу Николай предпочитает с низов – Ростов далек от мудреностей военного дела, ему не хочется отягощать себя этими сложностями: «я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей» , но как оказалось, это не так.

Со временем, Николай убеждается, что сделал правильный выбор: «я знаю, что никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник».

Во время Шенграбенского сражения Ростов получает свое первое ранение: «Кисть была как чужая… Капитан, ради Бога, я контужен в руку, – сказал он робко».

Первое ранение стало переломным моментом в сознании Ростова – естественно, что он понимал тот факт, что на поле битвы его могут убить или же серьезно ранить, но только теперь он осознает это. Николай долго дожидался начала битвы, чтобы «изведать наслаждение атаки». «Поскорее бы» – думает он. Однако оказавшись в затруднительном положении после ранения, грозящим ему закончиться пленом – спасается бегством.

Получение офицерского звания

Усердие и старания Николая во время двух битв не прошли мимо глаз командование – его «определяют в офицеры». В письмах домой Николай старается не рассказывать о сложностях военной службы, ранениях – это причинило бы немало беспокойства родным. «Немножко ранен, но произведен в офицеры; он теперь здоров, он сам пишет» – но даже положительные новости становятся причиной слез – родные переживают за него.

Новые военные действия опять становятся причиной переживаний и страданий, и между тем, гордости для его родных.

Николай принимает участие в бое под Аустерлицом. На этот раз более успешно. «Теперь он – гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием».

В дальнейшем продвижение по карьерной лестнице для Николая все так же стремительно. В 1807 – он уже сам командир. Ростов отмечает, что военная служба ему приятна, ему здесь приятно находиться. «Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский».

Ростов сумел добиться уважения со стороны сослуживцев. Добился он этого непреднамеренно – человечность и храбрость сделали гораздо больше, чем желание быть любимцем солдат. Ростов «был любим и уважаем товарищами, подчиненными и начальством».

В 1812 году Николай принимает активное участие в войне с Наполеоном. Он получает звание ротмистра. Знаменательной для него становится битва по Островно: «Ростов все думал об этом своем блестящем подвиге, который, к удивлению его, приобрел ему Георгиевский крест и даже сделал ему репутацию храбреца».



Со своей армией Ростов сумел дойти до Парижа. После войны, он должен был получить повышение до командира, но этого не случилось. Убитая горем и потерей младшего сына графиня Ростова выступает против дальнейшей службы. Николай на этот раз уступает матери и «сняв любимый им мундир», осваивает новую для себя должность чиновника.

Чего боится Николай Ростов?

Читая о военной службе, битвах, создается такое впечатление, что Николай Ростов не боится ничего. Однако это не так. Как бы ни была велика его бесстрашность и смелость, чувство страха все же присутствует у Ростова.

Особенно ярко это выражается в первом сражении. Именно здесь мы можем сопоставить военные умения Ростова с достижениями других персонажей романа.

Николай значительно уступает в сообразительности князю Андрею Болконскому, он лишен сострадательного умения Пьера Безухова. Лишившись лошади, получив ранение, Ростов робеет пред толпой, бегущих на него французов. В этот момент он с ужасом осознает, что эта бегущая толпа желает убить его «того, кого все так любят». Страх «за свою счастливую молодую жизнь» берет верх – Ростов забывает обо всем на свете и вместо того, чтобы стрелять в приближающегося врага – он бросает в противников свое оружие.



Пожалуй, этот же страх стал причиной того, что Николай уступил уговорам матери сменить военную службу на цивильную. Он осознает, что его везение на полях сражение не может быть вечным, он имеет все шансы закончить свою жизнь так же печально, как и князь Андрей.

Николай и Мария Болконская

Брак с Марией был необычайно выгоден для семьи Ростовых – после разорения это было бы прекрасной возможностью восстановить финансовую независимость семьи, вывести ее из состояния нищеты. Николай испытывает к девушке чувство симпатии, но он переживает, что окружающие воспримут это событие как брак по расчету: «мне мысль одна эта противна, жениться из-за денег». Так как, Николаю чужда женитьба по такому принципу, он печется о своей репутации, поэтому, вопреки своим чувствам, не соглашается на уговоры матери о браке с Болконской.

Ситуация меняется после того, как Николай узнает о том, что его чувства взаимны. «Осенью 1814-го года Николай женился на княжне Марье и с женой, матерью и Соней переехал на житье в Лысые Горы».

Княжна Мари не отличалась красотой и пластикой движений, ее хода была тяжелой, что было дикостью для молодой девушки. Поэтому вопрос о любви Николая к Марии некоторое время вызывала недоумение. Николай считает, что его жена – часть него самого, подобно любой части тела его организма. «Ну что, я люблю палец свой? Я не люблю, а попробуй, отрежь его» –проводит он аналогию, чтобы объяснить свою любовь к Марии.

Жизнь с Марией, благодаря родству их душ, стал причиной многих счастливых моментов для обоих супругов. У них в браке родилось трое детей, Мария ожидает четвертого, но его рождение уже скрыто от читателя – повествование романа заканчивается раньше, рождения ребенка.

Николай Ростов становится помещиком

В возрасте 35 лет Николай Ростов становится обладателем успешного поместья. «У редких хозяев были так рано и хорошо посеяны и убраны поля и так много дохода, как у Николая». Он всегда трепетно относится в своим крестьянам, поощряя в них желание обзаводиться большими семьями, чувства добра и честности, трудолюбия и порицая ложь и лень. Его крепостные любят его и считают идеалом помещика. Николай Ильич считает, что добиться хороших результатов нужно ставя реальные задачи и относясь по-человечески к своим подданным – его основная цель создать стабильное хозяйство, которое бы обеспечило счастливую и безбедную жизнь для его детей.

Таким образом, личность Николая Ильича Ростова многогранна и необычна. Он обладает талантами во многих делах и способен делать хорошо любую работу, которую бы он не взялся. Благодаря своему умению анализировать, быть добрым, искренним и отзывчивым он обретает авторитет в любом окружении, будь то светское общество, сослуживцы, или крестьяне.

ОБРАЗ НИКОЛАЯ РОСТОВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”

Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” - один из самых “густона­селенных" романов, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией автора. Вослед за Толстым мы идем и спускаемся в сложный быт человеческого су­ществования и вместе с ним разглядываем живые существа, кото­рые в нем действуют. Это очень сложная, разнообразная, уходящая в бесконечный мир идей реальность.

Есть лица раздражающие, есть герои, которые вызывают восхи­щение или ненависть, любовь, и среди них Николай Ростов - самый задушевный персонаж романа.

Какой чудный детский мир в доме Ростовых: жизнь чище и “разговоры веселее”. Два красивых молодых человека, один офи­цер, другой - студент, Николай Ростов, “невысокий курчавый мо­лодой человек” с открытым выражением лица.

В следующий раз мы встречаем Ростова в гусарском Павлодар­ском полку: “Эскадрон, в котором служил Николай Ростов, распо­ложен был в немецкой деревне Зальценек”, - сообщает Толстой. Сложный мир воинских взаимоотношений Николай выстраивает при помощи трех главных для него оснований: честь, достоинство и верность присяге. Он даже помыслить не может солгать. Двусмыс­ленное положение, в котором оказывается благодаря поступку Те­лятина, удивляет даже бывалых однополчан. Недаром седовласый штабротмистр увещевает Ростова: “Спросите у Денисова, похоже это на что-нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полко­вого командира?”

И выясняет молодой Ростов, что честь полка во внутренней ие­рархии ценностей выше и дороже чести личной. “Я виноват, кру­гом виноват!” - восклицает он, когда осознает это. На наших гла­зах происходит “мужание” характера. Порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести.

Когда сюжетная логика приводит Николая на поле Шенграбен-ского сражения, наступает “момент истины”. Ростов осознает не­возможность убийства и смерти. “Не может быть, чтобы они хотели убить меня”, - думает он, убегая от французов. Он растерян. Вместо того чтобы стрелять, он швыряет в противника пистолетом. Он убегает с чувством “зайца, убегающего от собак”. Его страх - это не страх перед врагом. Им владеет “чувство страха за свою счастли­вую молодую жизнь”.

Николая Ростова не отличают ни глубина ума, присущая, на­пример, князю Андрею, ни способность глубоко мыслить и пережи­вать боль и чаяния людей, характерная для Пьера Безухова. Бол­конский справедливо видит в нем недалекого гусарского офицера, тот тип людей, который он особенно не любил. Автор называет его “простодушным”, и это как раз то слово, которым можно выразить его внутреннее существо. Простая душа. Честная и порядочная.

Полюбив княжну Марью, он до конца, до некоего предела ра­зумности хранит верность Соне, которой дал слово.

Женившись, он так же, как когда-то отдавался служению оте­честву, отдался служению своей семье и хозяйству. “Николай был хозяин простой, - замечает Толстой, - не любил нововведений... смеялся над теоретическими сочинениями о хозяйстве. У него перед глазами было только одно имение, а не какая-нибудь отдель­ная часть его... И хозяйство Николая приносило самые блестящие результаты”. (Высшая похвала гр. Толстого.)

Автор неохотно прощается с Николаем Ростовым. Определен­ные черты его характера легко угадываются в Константине Левине из “Анны Карениной”. Они получили окончательное оформление в образе Дмитрия Нехлюдова из “Воскресения”.