Жизнь и культура петербуржцев в 18 веке. Повседневная культура россии xviii в. Материальная культура русского крестьянства

Слайд 1

Повседневная культура петербуржцев.

Слайд 2

3. Кто управлял городом?
Вспомните Кто управлял городом в сер. XVIII века:
Градоначальствующий
Полицмейстер
Частные приставы
Полицейские
Императрицы больше интересовались развлечениями и жизнью придворных, нежели жизнью города.

Слайд 3

Истиной хозяйкой Санкт-Петербурга была императрица Екатерина II.
Каждое утро к Екатерине II приходил обер-полицмейстер и докладывал о происшествиях, случившихся в столице. Именно он отвечал за порядок, спокойствие в Петербурге.

Слайд 4

Увеличилось число частных приставов до 10, так как город делился уже на 10 частей.
П. А. Федотов: «Передняя частного пристава накануне большого праздника»

Слайд 5

Намного стало больше полицейских.

Слайд 6

Самостоятельная работа: Составьте схему управления городом используя текст на стр. 175
Императрица
Обратите внимание на формирование органов управления

Слайд 7

Наряду с полицейским управлением в городе было и самоуправление.
Согласно «Жалованной грамоте городам», в Петербурге была учреждена Городская Дума. Депутатов Думы выбирали сами горожане. Однако в выборах принимали участие всего 6 % петербуржцев.

Слайд 8

Слайд 9

«Жалованная грамота городам»
Городская дума
Шестигласная Дума Исполнительная власть
Дворянство
Духовенство
Купечество (3 гильдии)
Именитые граждане и капиталисты
Посадские жители
Цеховые ремесленники
Выборы по 1 человеку от сословия

Слайд 10

Слайд 11

Во главе Городской думы стоял городской голова. Но он фактически подчинялся обер-полицмейстеру, который мог отменить любое решение Думы. Обер-полицмейстер

Слайд 12

Городское самоуправление ведало городским хозяйством, благоустройством города, школьным и медицинским делом, благотворительностью, городской торговлей и налогами.

Слайд 13

Слайд 14

Какие проблемы были у петербуржцев и как они решались? Самостоятельная работа. Вспомните §14, 19 и изучите материал §24.
Кто решал Проблемы Как решали
А) Власти Б) Горожане

Слайд 15

Как жили разные петербуржцы?
Прочитайте тексты и выделите группы петербуржцев, которые проживали в Петербурге в конце 18 века. Заполните таблицу:
Слой населения Доходы Занятия

Слайд 16

Прочитайте текст на стр. 183.

Слайд 17

Слайд 18

Святая Блаженная Ксения погребена на Смоленском кладбище к югу от храма во имя Смоленской иконы Божией Матери. В 1902 году на могиле святой блаженной Ксении по проекту архитектора Славина была возведена каменная часовня, восточную стену которой в 1992 году украсила мозаичная икона святой подвижницы. В 1987 году часовня была освящена нынешним Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Повторение пройденного:
1 вариант 2 вариант
Кто был главой СПб в конце 18 века? А) Губернатор Б) Обер-полицмейстер В) Городской голова Г) Екатерина II 2. Кто избирал Депутатов Городской Думы? А) дворяне Б) горожане В) обер-полицмейстер Г) мещане Что входило в обязанности обер-полицмейстера? А) Ведал благоустройством города Б) отвечал за порядок в Петербурге В) утверждал решения Городской Думы г) Ведал городским хозяйством 2. Что не относится к ведению городского самоуправления? А)городское хозяйство Б) благотворительность В) полицейское управление Г) городской торговлей Д) налогами

Слайд 22

1 2
3. На какие нужды города не отпускались казенные деньги? А) на благоустройство города Б) На тушение пожаров В) на строительство жилья Г) на строительство больниц 4. После какого события императрица разрешила горожанам открыть первые в стране магазины? А) после распространения инфекционных заболеваний на рынках Б) после пожара в Гостином дворе В) после именин императрицы Г) после открытия Бюргер-клуба 5. задание 3 на стр. 183 3.Отмене какой повинности радовались домовладельцы? А) самостоятельно тушить пожары Б) Следить за чистотой дома и улицы перед ним В) постойной повинности г) Содержать будочников на свои деньги 4. Для кого соорудили деревянные полосатые будки на улицах? А) полиции Б) Караульщиков с дубинами В) таможенников Г) полицейских 5. задание 3 на стр. 183

Слайд 23

5. Как отмечали праздники петербуржцы, как они развлекались?
Проведя в Москве всю осень, зиму и весну, 28 июня 1763 года императрица возвратилась в столицу. Художественный замысел фейерверка в честь приезда и годовщины восшествия на престол Екатерины II принадлежал Якову Штелину. На берегу реки, у Летнего сада, специально построили временную деревянную галерею, из которой императрица должна была наблюдать праздничное зрелище.

Всем давно известно, что климат, погода, город и люди меняют привычки и характер человека и формируют его окружение. В этом плане, Санкт-Петербург не стал исключением. Богатая и помпезная история города, его старинная архитектура, древние улочки, и конечно же, каналы – отпечатались на характере всех людей, кто долго живёт в этом городе. Итак, кто же такие петербуржцы? Чем они отличаются от других русских и почему выделяются в отдельную группу? Давайте разбираться…

Северная столица – это, своего рода, «окно в Европу». Местным жителям свойственна тяга к западноевропейскому укладу жизни с его предсказуемостью, постоянством и размеренным образом жизни. Петербуржцы любят пребывать наедине со своими проблемами и радостями. А ещё, предпочитают проводить свободное время в тесном кругу близких людей. Здесь интересующие друг друга люди могут годами довольствоваться знанием о том, что, вот, человек существует, я могу с ним поговорить, и с меня хватит сего сознания. Здесь каждый живет сам по себе. Но, почему?

Санкт-Петербург, город на Неве, «северная Венеция» можно подобрать много разных эпитетов этому необыкновенному городу, но фактом остаётся одно – Санкт-Петербург является местом уникальным, подобно ему на земном шаре нет. Соответственно, и люди здесь – уникальные, не похожие на других. И дело тут даже не в богатой истории или красивой архитектуре, вовсе нет. Дело в энергетике этого города. Энергетическая атмосфера Петербурга меняется на каждом шагу. Здесь неосознанно, будто пребываешь в другом мире, находишься в уравновешенном, и даже, безразличном состоянии. Эти ощущения возникают на уровне психики, ментальном уровне. Человек, постоянно испытывающий такие эмоции, в результате вырабатывает внутреннюю устойчивость нервной системы, которая становится свойством психики человека, длительное время живущего в Петербурге. Именно поэтому, типичный петербуржец подсознательно ориентируется на духовные и идеологические ценности, которые являются психологическими эквивалентами необходимой внутренней стабильности нервной системы.

Санкт-Петербург построен на принципиально непригодном для жизни месте, на болоте. Болото – это пустое образование, энергетический вакуум. Оно не создаёт энергетической платформы для объектов, находящихся на нём. Каждое сооружение построенное на болоте обладает своей собственной энергетикой и образуется пёстрая мозаика, висящая в энергетической пустоте. Череда городских построек привела к тому, что ни в одном месте Петербурга нет ничего постоянного с энергетической точки зрения – и именно это очень сильно утомляет.

Постоянное «депрессивное» настроение только прибавляет питерский климат. Про питерскую погоду сложено много шуток и анекдотов, но она тоже вносит свою лепту в создание колорита города и характера местных жителей. То, что погода здесь меняется по 10 раз на дню – чистая правда. Характерной особенностью Петербурга является облачность. В среднем, в году бывает всего около 70 солнечных дней – то есть, из пяти дней, четыре будут облачными. А ещё здесь идут частые дожди, которые являются, уже чуть ли не национальным достоянием Петербурга, противные, моросящие неделями дожди, изморось, которая оседает на лице и пропитывает влагой всё на свете. К частым дождям добавляется очень высокая влажность воздуха, которая высока круглый год и составляет 60-70% летом и 80-90% – зимой. Зимой даже в небольшой, 5-ти градусный морозец, может возникнуть ощущение промерзания до костей, и всё это – из-за чересчур мокрого воздуха. Непрерывная влага, непрерывно моросящий дождь создаёт, также, особое состояние человека. Если человек сконцентрирован на телесных ощущениях, он, в буквальном смысле, начинает испытывать недомогание и заболевает. Эта атмосфера приводит к тому, что человеку нужно куда-то деться от этих ощущений, чтобы, вообще, как-то выжить в здешнем климате. Поэтому, ежедневно на улицах города можно наблюдать толпы людей, которые полностью погружены в свои мысли и ощущения, дабы не обострять внимание на то, что происходит вокруг. Именно петербуржцы хорошо знают, как принципиально важно душевное спокойствие и внутренняя гармония, без которой, как они чувствуют, невозможно жить.

Эту устойчивость и стабильность петербуржцы ищут везде. Даже лепные маски, барельефы и скульптуры, украшающие многочисленные старинные здания повышают стабильность восприятия человека. С энергетической точки зрения – это структуры, несущие точное функциональное назначение. У петербуржцев существует физическая потребность в этих внешних украшениях. Культурные традиции и архитектура города несёт в себе стремление к стабильности. А в силу энергетических особенностей природной среды типичный петербуржец не знает такой стабильности, поэтому, сам создаёт её вокруг себя.

Коренные петербуржцы – люди весьма красивые. Часто они имеют русый цвет волос и светлые глаза. А ещё – аристократическую бледность (даже болезненность) в лице и часто очень бледную кожу. Они всегда держат прямую осанку и гордо вышагивают, ведь многие из них являются потомками исторических или аристократических семей, их привычки потомственные, выработаны годами, вросли в генетику и неизменяемы.

Главное слово, определяющее стиль одежды петербуржцев – это гармония. Гармония в сочетании деталей туалета, и гармония с окружающим миром, и гармония в душе. Излюбленная одежда горожан чёрных, серых цветов, холодных оттенков синего, фиолетового, зелёного, а также белые, пастельные, кремовые тона, и слоновая кость. Чувство меры и элегантность только приветствуются, офисные костюмы «разбавляются» нежными блузками, а однотонные платья эффектными аксессуарами и бижутерией. Яркие цвета петербуржцы не любят, считая это полной безвкусицей и вульгарностью. Кроме того, яркие цвета одежды сильно выделяются на фоне серой массы людей, и прямо бросаются в глаза, полностью нарушая гармонию и выводя из равновесия. В одежде петербуржцев можно, также, отметить простоту и элегантность форм, строгую геометрию и чётко выверенное количество и размер кружев, рюшей и прочих декоративных элементов. Обувь петербуржцев часто выглядит намного лучше, чем их одежда. Ботинки начищать (пусть и старые) они будут постоянно и ежедневно на автопилоте.

Петербуржцы считаются самым интеллигентным народом в России, и с этим трудно поспорить. Они редко
повышают голос и показывают свою раздражительность, считая это уделом людей не столь благородных кровей. Громкий разговор встречает всеобщее молчаливое осуждение. Эмоции передают сдержанно, и если на улице и встретишь человека, который буквально кричит в телефон, рассказывая о чём-то личном, то он явно приезжий. Они неизменно всегда обращаются к женщине любого возраста и социального статуса «дама» или «девушка», а не «женщина». На «ты» обращаются разве что к одноклассникам, да и то, с каким-то внутренним неудобством. При этом, часто избегают прямого взгляда, и уж, тем более, случайных прикосновений. Поцелуи прилюдно здесь принято считать признаком дурного вкуса, а рукопожатия заменяются простым кивком. Как можно меньше телесных контактов с окружающим миром, любой ценой, но надо сохранить это хрупкое внутреннее равновесие. И петербуржцы, разумеется, искреннее равнодушно относятся к тому, что думают о них или об их словах всякие дурни.

У петербуржцев особое отношение к еде. Оно трудноопределимо, связано с историческими несчастьями и сопряжено с разными психозами. В городских кафе и ресторанах большинство посетителей – приезжие. Сами петербуржцы не любители ресторанов и ходят туда крайне редко, можно даже сказать, только по праздникам. Для коренного жителя характерно ходить в пышечную, рюмочную или пирожковую прежних времён, но и там он себя ведёт чопорно строго. Не принято, перемешивая сахар в чашке или стакане, стучать ложечкой по стенкам, бренчать ложками, вилками и другой посудой во время еды, с аппетитом прихлёбывать чай, суп и причмокивать, выражая удовольствие. Причём, это некрасиво делать не только в общественных местах, но и дома, в кругу семьи.

У них весьма странное отношение к деньгам. Для жителей Петербурга деньги не являются самой ценностью, а служат лишь средством для достижения более высоких целей. Поэтому, коренные петербуржцы очень редко становятся олигархами. Они уверенны, что быть знаменитым – некрасиво, успех ассоциируется с пошлостью, недалёкостью. Главные для петербургского характера вещи: насущная пища – музыка, история, стихи и городская стихия. И, если Вам довелось встретить в Петербурге человека, который выдаёт себя за очень богатого и успешного, хорошенько покопайтесь в его биографии, наверняка, найдёте корни из другого региона России или, вовсе, из ближнего зарубежья.

Санкт-Петербург всегда отличался особым стилем речи, чистым и нейтральным языком, наиболее близком к литературному. Жители Петербурга гораздо больше склонны добиваться ясности, чистоты и чёткости собственной речи потому, что именно чистота и четкость речи обеспечивают требуемую внутреннюю устойчивость и стабильность. Т ак, как говорят в Петербурге, не говорят больше нигде. Произношение петербуржцев отличается особенной мягкостью, медлительностью и приправляется незабываемым шлейфом уникальности. Они могут сказать: здесь гуляет кура, которая клюёт гречу, а из трубы отправляются СМСы. Они кушают шаверму вместо шаурмы, куру-гриль вместо курицы. Пончики называют пышками, а батон белого хлеба – булкой. Они заходят в парадное, а не в подъезд. Телогрейка зовётся не иначе, как ватник. Резина меняется в Ремонте колёс, шиномонтаж не звучит. Эстакада именуется виадуком. Говорят не штука баксов, а тонна рублей. Мужчины носят деньги и документы в думочках (в барсетках). И ещё, в ходу здесь много непонятных уникальных словечек, таких, как тэшка (маршрутка), лентяйка (пульт к телевизору и разнообразной технике), панель (тротуар), бадлон (водолазка), поребрик (бордюр), жировка (оплата коммунальных услуг) и так далее.

Многие петербуржцы просто ненавидят и никогда не употребляют слово «Питер» и питерцы. Они живут в городе «Санкт-Петербург», и не как иначе. При этом, молодое поколение называет москвичей «москалями» и часто над ними подшучивают. В петербуржцах течёт аристократическая кровь, а что Москва – Москва это большая деревня. Ещё с советских времён (а может и более давних) существует некое соперничество между двумя столицами, и к Москве нередко относятся с неким пренебрежением, петербуржцы не имеют в душе никаких родственных чувств к этому городу. Уехать жить в Гамбург или Лондон – менее кардинальная ломка судьбы, чем переехать на постоянное жительство в Москву.

Петербуржцы очень любят гулять и созерцать красоты своего города, ведь любовь к Санкт-Петербургу заложена в каждого родившегося здесь ещё с пелёнок. Особенно любят гулять петербуржцы по Невскому. Такова традиция – одеться понарядней и пройтись от Адмиралтейства до площади Восстания. А гулять под дождем – это вообще местный обычай. Петербуржцы считают это очень романтичным, особенно при наличии одного зонтика на двоих. Дождь и промозглая погода их вовсе не смущает, ведь в этом городе редко бывает по-другому.

Благодаря такому «мокрому» климату многие петербуржцы имеют хронический насморк. А дефицит йода в невской воде гарантирует отсутствие в городе здоровых жителей из-за поголовного расстройства щитовидной железы. Слабость и вялость (часто из-за климатических условий и общего состояния здоровья) ставят мощный заслон на пути любых пассионарных идей, людей и движений. Поэтому, любые разновидности фашизма неприемлемы для петербуржцев не интеллектуально, а только физиологически.

К белым ночам петербуржцы относятся без особого восторга, как к неизбежному бедствию, когда ошалевшие от этого явления туристы своими восторженными воплями не дают спать по ночам.

Молодые люди в Петербурге женятся либо по наивности, либо по беспечности. Любовь в Петербурге почитается за несчастье, в котором могут помочь только высшие силы. Петербуржцы живут так, словно не имеют к своей жизни никакого отношения. Самые распространённые в Петербурге отношения: мужчина пришёл к женщине, в два часа развели мосты, он остался ночевать, потом лень было ехать домой, погода плохая... Так они и зажили, долго и счастливо. Потом пошли дети… Никаких заморочек, никакой любви до гроба. Но бывают, конечно, и исключения из правил…

Отношение петербуржцев к сексу весьма интересно и трудно объяснимо. Город совершенно безразличен к человеческим слабостям. Секс в Петербурге – это скорее научная дисциплина, главные сексологи страны – петербуржцы, любая книга о сексе, изданная в Питере, имеет не менее трёхсот страниц. Петербуржцы с удовольствием разговаривают о сексе как угодно и сколько угодно, но с такой завидной отстранённостью словно о постороннем явлении, которое лично к ним не имеет никакого отношения. Нет-нет, что Вы, что Вы? Мы этим не занимаемся…

Санкт-Петербург – культурный город, но его жители, к сожалению, редко находят время на посещение замечательных петербургских достопримечательностей – дворцов, музеев, театров. Исключение составляют студенты творческих ВУЗов и мамы с детьми. Все остальные поголовно заняты работой, а выходные тратят на поездку за город, дабы убежать от городской суеты.

Одной из интересных традиций жителей Санкт-Петербурга является поголовное поедание рыбы корюшки, которая считается здесь, чуть ли, не символом города. Корюшка – практически национальная гордость петербуржцев, это небольшая рыбёшка, выловленная в Финском заливе с удивительным вкусом и запахом свежих огурцов! Цены на эту посредственную мелкую рыбку растут с каждым годом вне всяких разумных пределов.

Вот такие они петербуржцы – плохие или хорошие, судите сами. Бренд Санкт-Петербурга очень приукрашен, и жизнь здесь имеет множество нюансов. Этот город всегда больше берёт, чем даёт. Он как красивый холодный вампир манит, а потом выпивает из Вас всю жизнь. Слишком мрачная погода круглый год, слишком много смертей здесь было за всю его историю, слишком сильная здесь, местами, даже, «мёртвая» энергетика. Ощутить всё это можно лишь побывав здесь хотя бы раз в жизни…

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский писал про Петербург: «Это город полусумасшедших. Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!». И ныне очень сложно с ним не согласиться.

Санкт-Петербург: особенности туризма и отдыха. Полезная путешественнику информация о Санкт-Петербурге.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Санкт-Петербург - культурная столица России, и это не затертый штамп, а сущая правда, подтверждение которой легко найти в самой истории города. Первые театры в Санкт-Петербурге появились еще в петровские времена. Учрежденный в 1756 году по указу императрицы Елизаветы Петровны придворный театр в 1832 году переехал в новое здание, названное Александринским театром, и с тех пор его имя неразрывно связано с мировой историей сценического искусства. В театре работали лучшие петербургские актеры, здесь бывали императоры и великие князья. В области национальной оперы и балета с 18 века задает тон Мариинский театр , открытый в 1783 году и до 1860 года называвшийся Большим (Каменным) театром. В 19 веке среди петербургских аристократов считалось неприличным пропускать премьеры в Мариинке и Александринке, именные ложи всегда были заполнены. Богатые купцы и чиновники стремились подражать высокородным зрителям и покупали билеты в партер, а студенты и журналисты, не имея достаточно средств, но желая следить за течением духовной жизни, занимали места на галерке.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Не отставала от театра и музыкальная культура Санкт-Петербурга. Оркестр можно было услышать на всех публичных увеселениях знати. В 1802 году было основано Филармоническое общество, развернувшее бурную концертную деятельность. В середине 19 века филармония разместилась в превосходном с точки зрения акустики зале, в котором находится и поныне, и быстро стала центром музыкальной жизни Петербурга.

Произведениями искусства петербуржцев удивить было сложно, их они достаточно видели в своей повседневной жизни. Однако немалую роль в формировании общественного художественного вкуса сыграли Эрмитаж и Русский музей. В начале 20 века в городе действовали салоны, которые устраивали выставки-продажи картин художников всех направлений, а не только классической школы.

С отменой в 1882 году монополии императорских театров на постановки в Петербурге стали возникать частные театры, развлекавшие публику легкими водевилями и оперетками. В 1896 году в саду «Аквариум» впервые показали фильмы братьев Люмьер - французских изобретателей кинематографа.

36 комплексных объектов, объединяющих около 4 000 памятников архитектуры, истории и культуры, в Санкт-Петербурге включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Санкт-Петербург

После революции искусство стало инструментом пропаганды и просветительской деятельности. В то время был основан Большой драматический театр, по-прежнему были популярные эстрадные концерты, проводились выставки художников, работавших в духе соцреализма. В 60-х гг. в Ленинграде впервые возникают рок-ансамбли, в 80-х гг. заявившие о себе в полный голос и выражавшие протест против идеологизированной культуры.

Сегодня Санкт-Петербург заслуженно гордится своими музейными собраниями (в городе более 200 музеев), музыкальными и театральными традициями (в городе около 200 театров и концертных залов), уникальными памятниками архитектуры XVIII-XIX вв., библиотеками (их почти 2000), художественными галереями, кинотеатрами. Петербургская балетная школа по праву считается одной из лучших в мире. В городе на Неве на сегодняшний день выпускается около 350 газет и журналов. В 1938 году Ленинградский телецентр передал в эфир первую телепрограмму. С самого начала ленинградское телевидение отличалось большей свободой, чем московское.

Фрагмент балета «Лебединое озеро», Александринский театр

В середине XVIII в. в Петербурге насчитывалось около 74,3 тыс. человек, а вместе с детьми - 95 тыс.. Разряды «обывателей» (владельцы недвижимой собственности - дворяне, чиновники, духовенство) и «жильцов» (не имевших недвижимости) охватывали постоянных жителей Петербурга; «приезжие» - вероятно, рабочие на промышленных предприятиях (при этом сезонные рабочие не учитывались). Среди населения. 61% - мужчины, 39% - женщины, что свидетельствовало о приливе в Петербург в основном рабочих-мужчин. В 1764 численность населения 150 тыс. человек, в 1784-192 тыс., к началу XIX в. - 220 тыс. человек. Темп роста населения столицы превосходил его рост по стране более чем в 3 раза. В 90-е гг. XVIII в. население, занятое в производстве, составило 114 тыс. человек, остальные жили «на жалование» (государственные чиновники или служащие частных предприятий и др.). Во второй половине XVIII в. густонаселёнными были 3 Адмиралтейские части (41% всего населения), Литейная (10%), Московская (13,6%), Василеостровская (11%), Петербургская (7,4%); остальные (Каретная-Ямская, Выборгская) были мало заселены. В центральных районах во дворцах и особняках селились дворяне, богатые купцы, крупные чиновники; здесь же жили мелкие ремесленники, торговцы. На Петербургской стороне в небольших домах жили мелкие чиновники и отставные. На окраинах Петербурга в лачугах ютились фабрично-заводские рабочие (около 5 тыс. человек).

В пору правления Екатерины II, особое внимание уделявшей просвещению и народному образованию, в Петербурге появились, помимо преобразованного ею Шляхетского Кадетского корпуса, Горного училища, института благородных девиц, гимназии, начальные школы для низших слоев общества. Первую такую школу императрица создала на свои средства в Адмиралтейской части города. Такие же школы она велела создать по всему городу. В эти годы появляются особые богадельни для престарелых и безнадежно больных, стали отпускаться деньги на содержание арестантов. Была учреждена Медицинская коллегия, без разрешения которой никто не мог заниматься медицинской практикой. В городе появилось более 2000 тысяч фонарей, освещавших улицы в темное время. К каждым 20 фонарям был приставлен фонарщик Семенова Л.Н. Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII в). - СПб: «БЛИЦ», 2005. - С.182.

Подверглась полному преобразованию полицейская служба, работу которой нужно было приспособить к нуждам сильно разросшегося города и значительно увеличившегося населения. Пожары по-прежнему были бедой города. Одной из мер для скорейшего тушения пожаров было назначение поощрительной награды пожарной команде, первой прибывшей к месту возникновения пожара. Не меньшей бедой были и издавна знакомые жителям Петербурга наводнения. Одно из сильнейших произошло в ночь на 10 сентября 1777 года, когда вода поднялась более чем на 3 метра, принеся с собой невиданные разрушения, до наводнения 1824 года оно было самым значительным.

К концу XVIII века население города превысило 200 тысяч человек, в городе действует более 60 православных и 15 иноверческих церквей. Насчитывалось (1780) более 1200 улиц и переулков, 3,3 тысячи домов, вся центральная часть города уже полностью будет замощена булыжником и покрыта поперечными досками.

В первой половине XIX в. население увеличилось почти в 2,5 раза. Как и раньше, оно пополнялось в основном за счёт пришлого населения. Город по-прежнему притягивал мужскую рабочую силу. Доля женского населения в 1800-30%, в 1825-28,5%, в 1843-32,4%, в 1853-31,9%. В национальном составе преобладали русские (85%). В Петербурге жили также финны, латыши, поляки, представители других национальностей России; кроме того, иностранцы - особенно много немцев (в 1818-35 тыс., в конце 1840-х гг. - 39 тыс.) и французов (соответственно 4 тыс. и свыше 2,7 тыс.), которые занимались ремёслами, торговлей, нанимались воспитателями детей.

В Петербурге начала XIX века движение в центре города было весьма оживленным. Один из путешественников, побывавший в то время в городе, записал в своих впечатлениях, что «извозчичьи экипажи в Санкт-Петербурге гораздо многочисленнее, чем в самых больших городах Европы, улицы заставлены ими». В городе было более трехсот специальных стоянок - бирж, как они назывались тогда, для извозчиков.

По сохранившейся статистике в Петербурге в 1815 году было 8102 казенных, 7519 обывательских и 2476 извозчичьих лошадей. По улицам скакали верховые, неслись кареты, украшенные гербами, щегольские коляски и дрожки, английские возки с зонтами, дормезы, кабриолеты, фаэтоны, линейки, тарантайки. Тут же рядом с ними катились нагруженные верхом телеги и фуры. Зимой повсюду скрипели сани, саночки и салазки. Пешеходных дорожек не было, и поэтому, переходя улицу, нужно было быть очень осторожным - того гляди попадешь под колеса какого-нибудь лихача. Извозчики были, как правило, из крепостных крестьян, приходивших в город, чтобы заработать денег на оброк. От извозчиков требовалось знание грамоты, чтобы они могли название улицы и номер дома прочитать. Но требование это соблюдалось с трудом - грамотных среди крестьян было мало. Проезд на извозчике стоил дорого - 80 копеек. Примерно столько же составлял дневной заработок мелкого чиновника. Поэтому горожане предпочитали ходить пешком.

С лета 1830 года в Петербурге появились «городские кареты, известные в Париже под названием омнибус, для доставления небогатой, то есть многочисленной части нашей публики», с помощью которых можно было «за небольшую плату посещать загородные места». Контора омнибусов открылась на Невском проспекте за Аничковым мостом в доме купца Миняева. Омнибусы ходили по трем маршрутам: от Казанского моста к Крестовскому острову, от Казанского моста к Старой деревне и от Думы до конца Новой деревни. Представляли собой омнибусы большие кареты, запряженные четверкой лошадей. В карете на сидячих местах помещались 6 человек, столько же помещались на империале.

Люди состоятельные, имея свой выезд, ни омнибусами, ни извозчиками не пользовались. Красота лошадей, экипажа и упряжи была предметом особой заботы, и часто лошади, карета, кучер, форейтор стоили немалых денег. Ездили в Петербурге очень быстро, что было подмечено Гоголем. Расстояния были большими, улицы были замощены булыжником, поэтому от кареты «требовалась большая прочность или постоянный надзор за ее состоянием» Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. - СПб.: Азбука- классика, 2004. - С.107. Каретных дел мастера знали свое дело и зарабатывали состояния.

Не меньше, чем экипажей на улицах, в Петербурге на реках и каналах было самых разных лодок. Мостов в городе не хватало, наплавные мосты в бурную погоду снимали, и тогда сообщение между берегами прекращалось. В городе было больше 30 перевозных пристаней. За перевоз взималась плата по таксе. Военные, чиновники («госслужащие», сказали бы мы) и охтинские плотники от платы освобождались. Кроме перевозчичьих лодок по Неве под пение гребцов или роговую музыку плавно скользили прогулочные суда богатых горожан, то позолоченные, то обитые бархатом, то покрытые шелковыми палатками. У гребцов была особая одежда. Например, гребцы-»гондольеры» - князя Юсупова были одеты в вишневого цвета куртки и шляпы с перьями. Катание на лодках с поющими гребцами было одним из любимых развлечений петербуржцев.

Для жителей столицы весьма важными событиями было замерзание и вскрытие Невы, которые до некоторой степени меняли жизнь столицы. Во время замерзания Невы осенью, а также во время вскрытия реки весной на некоторое время - иногда на несколько дней, а порой и на несколько недель - прекращалось сообщение между левым берегом - Адмиралтейской стороной и правым - Васильевским островом, Петербургской и Выборгской стороной «к крайней досаде публики». Насчет сроков замерзания или вскрытия Невы всегда было много толков, споров, доходивших до «закладов» - пари. Но когда уже Нева «вставала», через нее переправлялись по льду на санках или пешком.

В 1815 году в Петербурге появился стимбот. Так назывались американские пароходные суда. Но в статье журнала «Сын Отечества» под названием «Стимбот на Неве» говорилось об испытаниях первого русского парового судна. Русский стимбот представлял собой «обыкновенную тихвинскую лодку», то есть баржу в 60 футов длиной, с установленным в трюме паровым двигателем.

В том же 1815 году Ч. Бердом в Петербурге было открыто первое пароходство. Первый русский пароход назывался «Елизавета». Пароходы Берда курсировали между Петербургом и Кронштадтом дважды в сутки. В Кронштадте жители столицы, желающие совершить далекое морское путешествие, могли пересесть с «Бердовой машины» на корабли, идущие в разные порты России и Европы.

В 1820 году была учреждена первая в России Акционерная компания по устройству пассажирских рейсов между Петербургом и Москвой. Дилижансы представляли собой большие, удобные, многоместные кареты, запряженные четверкой лошадей. Дилижансы сразу стали популярными. Многие стали предпочитать поездку в дилижансе поездке в своем экипаже, так из-за плохих дорог экипажи сильно трясло, они часто ломались и к тому же требовали смены лошадей на почтовых станциях. Когда в 1833 году было закончено строительство шоссе между двумя столицами, этот вид транспорта стал обычным способом перемещения из одного города в другой. Вскоре уже дилижансы из Петербурга отправлялись в Ревель, Ригу, Царское Село.

Этот же период - и время бурного развития общественной и культурной жизни Санкт-Петербурга. Первые десятилетия XIX века - время расцвета русской литературы. С Петербургом первой половины XIX столетия связана жизнь Пушкина и многих других русских писателей. В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, К. Н. Батюшков, А. С. Грибоедов жили и творили в это время в Петербурге. Большую роль в литературной жизни города того времени играли кружок Оленина, литературное общество «Арзамас», журналы «Современник», «Санкт-Петербургский Меркурий», «Сын Отечества», газета «Северная пчела».

В Академии художеств, ставшей центром искусств города, учились и преподавали известные русские художники, скульпторы и архитекторы. Имена К. П. Брюллова, С. Ф. Щедрина, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина тесно связаны с Петербургом того времени.

В городе работала певческая капелла, которую возглавлял композитор Д. С. Бортнянский. В это время в Петербурге жил и работал М. И. Глинка. Был открыт Оперный театр, в котором впервые была поставлена опера Глинки «Жизнь за царя». Постоянно давались концерты в основанном в 1802 году и располагавшемся в доме Энгельгардта на Невском проспекте филармоническом обществе.

Открылись для публики Эрмитаж и Румянцевский музей. В Петербурге впервые в России открылась в 1814 году библиотека для широкой публики. В 1830-1840 годах в библиотеке было уже около полумиллиона книг. Работали в библиотеке И. А. Крылов, А. Н. Оленин, К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. И. Гнедич. После принятия в 1828 году устава об открытии гимназий в Петербурге были открыты 4 гимназии, преподавание в которых было рассчитано на подготовку учащихся к поступлению в университеты. Открылось несколько новых высших учебных заведений, главным образом технических, несколько военных учебных заведений и, наконец, был открыт Царскосельский лицей. Для детей «из низших классов» были открыты начальные училища и приходские школы при церквах. В первой половине XIX века в Петербурге стали появляться первые научные общества. В эти же годы была открыта Пулковская обсерватория, обсерватория при Горном институте, Русское географическое общество.

Каждый петербуржец знает историю любимого города - когда он был основан, в какие годы проходили крупные наводнения, кто из знаменитых поэтов и писателей жил в северной столице. Однако немногие осведомлены о жизни обычных горожан XVIII-XIXстолетий: что люди ели, как развлекались, во что одевались, как обустраивали свой дом. Корреспондент сайт посетил историческую выставку, которая открылась в Петропавловской крепости и узнал о быте петербуржцев той эпохи.

Курс на Европу

Сразу же после основания Петербурга в городе воцарился европейский стиль жизни. Он проявился как в архитектуре и в устройстве интерьера, так и в поведении людей. В начале XVIII века жители Петербурга условно делились на три типа - «подлых», зажиточных и именитых. «Подлые» петербуржцы не были таковыми в буквальном смысле этого слова. В ту эпоху данное определение давали всем беднякам.

Архитектор Доменико Трезини проектировал дома для разных типов петербуржцев. Для «подлых» были предназначены небольшие одноэтажные домики, а для именитых - шикарные двухэтажные дома с резными украшениями. Интерьер в домах был европейским.

«Петербуржцы «среднего класса» украшали комнаты светильниками, гравюрами и зеркалами, - рассказывает историк, руководитель общества «История на Неве» Александр Гордин. - На столах ставили часы, которые в то время были больше похожи на шкатулку. Женщины стали посещать ассамблеи и светские приемы. В 1712 году, когда в Петербург переехал царский двор, в городе появились театры и музеи. При Академии наук была открыта первая общедоступная библиотека. Петербуржцы начали активно просвещаться, посещая культурные заведения города».

Настольные часы в XVIII были похожи на шкатулку. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Самый модный город

За 150 лет население Петербурга выросло в три раза: к середине XIX века оно составляло более 500 тысяч человек. В Петербурге жили дворяне, купцы, ремесленники, военные, мещане, крестьяне, представители духовенства и другие. Самым популярным магазином в Петербурге был магазин купцов Елисеевых. Здесь можно было купить все - от дорогих вин до сувениров: например подарочное мыло в упаковке, стилизованной под книгу.

В магазине продавалось сувенирное мыло в стилизованных под книгу упаковках. Фото: АиФ/ Яна Хватова

В XIX веке ассортимент товаров стал очень разнообразным. В продаже появились китайские чаи, самыми популярными из которых считались «Хвост феникса», «Драконовы шарики» и «Воробьиный язык».

Петербург был не только самым культурным, но и самым модным городом страны. Именно Петербург стал лидером по производству и оказанию модных услуг.

«Во второй половине XIX века только на одном Невском проспекте было почти сто магазинов модной одежды, - рассказывает Александр Гордин. - И еще 50 мастерских, где шили одежду на заказ».

Петербург стал городом модниц. Фото: АиФ/ Яна Хватова

В повседневной жизни женщины одевались, как англичанки - строгие платья, юбки и жакеты. Мужчины носили белую накрахмаленную сорочку, жилет, брюки и шляпу-котелок. Выйти на улицу без зонта или трости считалось плохим тоном.

Петербуржцы соблюдали культуру во всем, в том числе и в домашних трапезах.

«Столовые приборы всегда были разложены в строгом порядке, - отмечает Гордин. - А для гостей всегда использовали лучший фарфоровый сервиз».

Меню в петербургских домах было весьма разнообразным, особенно в праздничные дни. Например, на Новый Год обычно подавали жареного поросенка, в Рождество - фаршированную индейку, а в пасху стол ломился от яств: хозяйки готовили куличи, торты, барашка из масла, печеный окорок, холодную телятину, маринованную говядину и баумкухен - традиционную немецкую выпечку. Чтобы покрасить яйца к Пасхе, хозяйки варили их в кастрюле в лоскутах разноцветной шелковой материи. А вот супы варили не в кастрюлях, а в специальных бульотках, похожих на маленькие самовары.

Первый кинотеатр на Невском проспекте

С появлением железнодорожного сообщения петербуржцы начали ездить в поездах. Обычно эти путешествия были исключительно деловыми. Железнодорожные билеты в то время выглядели как небольшая книжечка, куда вклеивалась фотография пассажира и указывался пункт назначения. Специально для путешественников на типографиях печатали крошечные колоды карт размером со спичечный коробок - чтобы они не занимали много места в чемодане. В XIX веке автомобили могли позволить себе только самые богатые люди. Для сравнения, пуд хлеба стоил 2 рубля, а автомобиль - 7 тысяч рублей.

Железнодорожные билеты содержали фото пассажира. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Главными развлечениями в Петербурге в конце столетия стали фотография и кинотеатр. В первом кинотеатре на Невском проспекте показывали двадцатиминутные короткометражки, изображающие рабочих на заводе прибытие поезда, сцены с детьми.

«Все новшества были именно в Петербурге, - рассказывает Александр Гордин. - Первые товары из-за границы, первые театры и библиотеки, первые кинотеатры. Петербург был и остается самым современным городом страны».

Узнать подробности быта петербуржцев можно до 31 марта на бесплатной выставке в Комендантском доме Петропавловской крепости с 11 до 18 часов. Выходной день - среда.