Денисов-Уральский. Сердце мастера. Описание картины Алексея Денисова-Уральского «Лесной пожар Смотреть что такое "денисов-уральский алексей кузьмич" в других словарях

Любовь, труд и близость к природе — незаменимые друзья на жизненном пути человека.

(отдел рукописей РНБ, ф, 124 )

Алексея Козьмича Денисова-Уральского, живописца, резчика по камню (так определено его амплуа в Биобиблиографическом словаре художников народов СССР), представлять не нужно. Его имя широко известно, о нем написаны монографии.

Пытаясь определить роль Денисова-Урапьского в организации в 1912 году петербургского общества «Русские самоцветы», мы изучили имеющиеся мате­риалы и нашли в биографии уральского камнереза и художника много интерес­ных подробностей.

Биографическая справка

Родился художник в феврале 1863 (по другим сведениям, 1864) года в Екатеринбурге. Умер в 1926 г. в пос. Уссекирке, Финляндия. Это недалеко от Зеленогорска, 60 км от Петербурга.

Денисов-Уральский — сын рабочего-горщика и художника-самоучки Козь­мы Денисова, чьи работы из самоцветов демонстрировались на выставках в Петербурге, Москве и Вене. В 1884 г. Алексей Денисов получил от Ремесленной управы Екатеринбурга звание мастера рельефного мастерства. В 1880-х гг. получил награды за камнерезные изделия на Уральской и Казанской научно-технических выставках. Всемирной выставке в Париже 1889 г. и на выставке в Копенгагене 1888 г.

В 1887 г. по совету писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка приехал в Петер­бург и поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. С этого времени занимался в основном живописью. В поездках по Уралу исполнял многочисленные пейзажи, точно передающие не только красоты края, но и разнообразные явления природы, растительность и геологические особенности. За картину «Лесной пожар» получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Сен-Луи в 1904 г. В ряде работ дан, по выражению биографа, «портрет камня» («камень» в данном случае на уральском говоре означает «гору»). Запе­чатлел также виды уральских деревень, добычу и переработку полезных иско­паемых.

В конце жизни Денисов-Уральский писал: «Будучи хорошо практически знаком с геологией, минералогией, я как художник смог подметить, понять и воспроизвести те характерные детали явлений природы, которые для обыкно­венного наблюдателя остались бы незамеченными. Вот почему мои геологичес­кие картины и картины, изображающие горные породы, помимо художествен­ной стороны, должны быть интересны в научном отношении».

Художник участвовал в весенних выставках в залах Академии художеств выставках Общества русских акварелистов, С.-Петербургского общества ху­дожников и др. В 1900—1901 гг. провел персональные выставки в Екатерин­бурге и Перми, в 1902 и 1911 гг. — в Петербурге под названием «Урал и его богатства».

Наряду с живописью Денисов-Уральский продолжал заниматься камнерез­ным искусством: исполнял декоративные чернильницы, пресс-папье, фигурки из самоцветов, наборные картины (макеты горного пейзажа из самоцветов на фоне акварельной живописи) и «горки» (коллекции камней, соединенных в виде миниатюрных гротов). Наивысшее мастерство художник-камнерез проде­монстрировал в серии небольших (20—25 см) скульптурных карикатур из само­цветов «Аллегорические фигуры воюющих держав», показанной в 1916 году в Петрограде на специально устроенной выставке.

Постоянно выступал за развитие отечественной горной промышленности и бережное отношение к природным ресурсам Урала. В 1903 г. участвовал в 1-м Всероссийском съезде деятелей геологического и разведывательного дела в Петербурге, в 1911 г. стал инициатором созыва в Екатеринбурге съезда горнопромышленников, разработал проект о льготах для добычи драгоценных камней. В 1912 г. организовал в Петербурге общество для содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального производства «Русские самоцветы. В 1917 г. обращался к Временному правительству с проектом разработки месторождений цветных камней.

Одним из восьми учредителей общества «Русские самоцветы» наряду с Денисовым-Уральским был купец 1-й гильдии Карл Федорович Берфель, владе­лец фабрики, вошедшей в состав фирмы Фаберже. Другим соучредителем был молодой инженер-технолог Роман Робертович Шван (1879 г. р.), сын ведущего ювелира фирмы «К. Э. Болин». Его мать, Софья Ивановна Шван, после смерти мужа продолжала работать на фирму Болина.

В конце 1910-х гг. жил на даче в финском поселке Уссекирке.

В мае 1918 г. был отрезан от родины советско-финляндской границей.

В последние годы, находясь в вынужденной эмиграции, Денисов-Ураль­ский писал серию картин, посвященных Уралу и работал над рельефной лепной картиной «Уральский хребет с птичьего полета». В мае 1924 г. телеграфировал Уральскому обществу любителей естествознания о передаче 400 полотен, об­ширной коллекции минералов и изделий из камня в дар Екатеринбургу. Однако судьба и местонахождение большей части этого дара до настоящего времени неизвестны, как неизвестно местонахождение могилы художника. Дом в Фин­ляндии сгорел во время войны. В 1930— 1940-е гг. его творчество было забыто, а призыв к сохранению богатства Урала объявлен "тенденцией непонимания исторического процесса» (см. статью 3. Ерошкиной в кн. А. Г. Туркина «Избран­ные произведения». Свердловск, 1935. С. 3).

Произведения Денисова-Уральского хранятся в Государственном Русском музее («Пейзаж с озером»), Музее Горного института («Горка») в Петербурге, в музеях Екатеринбурга, Перми, Иркутска и в частных собраниях. Большинство камнерезных работ утрачено.

Придворные камнерезы и уральцы

В России на рубеже XIX—XX веков было только четыре фирмы, выпускав­шие высокохудожественные камнерезные изделия. Это фирмы Фаберже, Верфеля, Денисова-Уральского и Сумина. А. Е. Ферсман в своей монографии «Само­цветы России» называет только три первые фирмы, не упоминая Авенира Ивановича Сумина. Но, изучая документы архива императорского двора, мы нашли, что руководитель этой фирмы не случайно получил звание «поставщика двора императрицы Марии Федоровны» в 1913 г., за полгода до своей прежде­временной смерти. Фирма Сумина, известная своим производством изделий из уральских и сибирских камней с 1849 г., имела прочные позиции в поставках изделий для двора. Иван Сумин возглавлял фирму вплоть до своей смерти в 1894 г. Мы не упоминаем императорские гранильные фабрики в Петергофе и Екатеринбурге и фабрику в Колывани, поскольку они выполняли исключитель­но заказы императорского двора и их продукция не была известна широкой публике. Недавно найденные документы в архиве г-жи Татьяны Фаберже (Швейцария) позволяют утверждать, что фирма Берфеля принадлежала Карлу Фаберже. Очевидно, фирма Фаберже не афишировала эту покупку.

Только фирмы Фаберже, Берфеля, Сумина и Денисова-Уральского прохо­дят в качестве поставщиков камнерезных изделий для членов императорской фамилии, причем официального звания поставщика не имел А. К. Денисов-Уральский из-за невыполнения восьми-десятилетнего ценза непрерывных по­ставок ко двору. Не случись революция 1917 г., Денисов, несомненно, получил бы это почетное звание.

Создание собственного камнерезного производства фирмой Фаберже в 1908 г. связано с прибытием в Петербург двух выдающихся уральских камнере­зов — Петра Дербышева и Петра Кремлева. Дербышев прошел стажировку у Берфеля, затем в Германии и у Лалика в Париже. Важно подчеркнуть, что ведущими камнерезами у Фаберже были уральцы. Изредка проходят по доку­ментам императорского двора в качестве поставщиков камнерезных изделий фирмы из Екатеринбурга: Прокофия Овчинникова и Свечникова. В иностран­ных публикациях фирму Овчинникова путают со знаменитой московской юве­лирной фирмой Павла Овчинникова, никогда камнерезных вещей не выпускав­шей. Прокофий Овчинников был прекрасным мастером-камнерезом и вместе с другим уральским мастером Свечниковым работал для фирмы Фаберже (об этом есть упоминания в записной книжке Евгения Фаберже. Архив г-жи Татья­ны Фаберже), выполнял заказы для Картье, участвовал в Парижской выставке 1900 г. В 1920—1950-е гг., вплоть до своей смерти в 1954 г. (а родился он в 1870 г.), Прокофий Овчинников работал для фирмы братьев Евгения и Алек­сандра Фаберже в Париже, был другом семьи Фаберже.

Особым спросом среди клиентов пользовались камнерезные фигурки. В статье «Каменные зверьки русского гранильного производства» (журнал «Среди коллекционеров», 1922) директор Оружейной палаты Московского Кремля Дм. Ива­нов пишет, что «великие княгини создали моду на коллекции каменных фигурок животных и птиц». Было модно делать «каменные портреты» домашних любим­цев. Фаберже выполнил любимых голубей Эдуарда VII, для чего скульптор Борис Фредман-Клюзель специально выезжал в загородную резиденцию анг­лийских королей Сандрингам. Известны коллекции актрисы Валлетта и балери­ны Кшесинской. Большими коллекциями животных от Фаберже обладали Юсу­повы, великая княгиня Мария Павловна-старшая и особенно семья Ксении Александровны и ее мужа, великого князя Александра Михайловича. В этой семье было семь детей, и к каждому Рождеству приобретались у Фаберже серии зверей одного названия, но из разных камней. К сожалению, мы не знаем, различались ли фигурки только камнями при наличии одной модели или же это были разные модели из разных камней.

Конечно, при таких массовых заказах, совершенно не хватало мастеров в Петербурге для удовлетворения колоссального спроса на каменных зверей к птиц. Таким образом, Денисов-Уральский, вступив на путь производства такой продукции, не испытывал особых трудностей. С другой стороны, для Фаберже наличие конкурентов в лице Сумина и Денисова-Уральского заставляло поддер­живать лицо фирмы и не почивать на лаврах.

Франц Бирбаум, характеризуя работу камнерезной мастерской фирмы Фа­берже в 1912—1914 гг. упоминает, что при наличии двадцати мастеров, мас­терская «не успевала сдать нужное количество работ, а простые работы зака­зывались екатеринбургским мастерским. Б собственной же мастерской сверх­урочные работы не переводились, неоткуда было достать опытных мастеров-Во время своей поездки в Екатеринбург в 1916г. Бирбаум правильно опреде­лил причину низкого художественного уровня изделий уральских камнерезов. Она заключалась в отрыве Урала от центров художественной культуры. Бирба­ум предложил командировать наиболее способных учеников в петроградскую камнерезную мастерскую фирмы Фаберже. Но это то самое, что несколько раньше уже сделал Денисов-Уральский. Он выписал наиболее способных кач-нерезов-уральцев и посадил их к себе в мастерскую на Морской улице, 27 (что мы видим на фотграфии 1911 г.).

Наши представления о художественном уровне произведений уральских камнерезов базируются на критических замечаниях Бирбаума и Агафона Фа­берже, высказанных ими в 1918-1919 гг. (по материалам архива акад. А. Е. Ферсмана). Б то же время надо заметить, что мастера, работавшие на Екатеринбургской фабрике (где имелся свой художник и где выполнялись работы по эскизам художников Екатеринбурга), выполняли изделия несравнен­но более высокого художественного уровня. Возьмем к примеру, Николая и Георгия Дмитриевичей Татауровых. Николай (1878—1959) работал с 1893 г. на Екатеринбургской гранильной фабрике. В 1898— 1900 гг. он исполнил вместе с другими мастерами знаменитую карту Франции, произведшую фурор на Всемир­ной выставке в Париже в 1900 г. Братья вспоминали: «...делали мы совсем махонькие столики. Три вершка (7,4 см) вышиной, а ножки точеные. Делали мы и зверьков и животных маленьких... Делали корзины для фруктов, делали и сами фрукты... Цыплят делали, когда они из яйца вылупляются... Гнездышки с птенчиками делали... Много приходилось делать и печаток разных — малиново­го шерла, из аметистов, из аквамаринов... много пепельниц, много избушек для папирос». Братья выполнили из орлецовой яшмы "Носорога". Таким образом, некоторые из каменных носорогов, в изобилии «гуляющих» по антикварным магазинам мира и традиционно приписываемых Фаберже, могли быть сделаны на Урале.

Бирбаум и Денисов-Уральский — совпадение биографий

Анализируя биографии Алексея Денисова-Уральского и Франца Бирбаума, мы находим ряд поразительных совпадений и точек соприкосновения. Оба учились в Рисовальной школе Императорского общества поощрения худо­жеств. В этой школе в разное время учились и такие мастера и художники фирмы Фаберже, как Армфельдт и Альма Пиль-Клее. Но Денисов-Уральский и Бирбаум учились много раньше, в конце 1880 — начале 1890-х гг. Преподавате­лем этой школы был великий русский пейзажист И. И. Шишкин, сам родом с Урала. Бирбаум признавал себя впоследствии учеником Ивана Шишкина. Это видно из серии его швейцарских пейзажей. В те годы в школе преподавали Р. Р. Бах, Я. Я. Бельзен, Н. С. Самокиш. Они же одновременно преподавали и в Училище барона Штиглица, а Бах и Самокиш известны как сотрудничавшие с Фаберже. Итак, совместная учеба у одних и тех же учителей — одна художест­венная школа, возможно и личное знакомство. Затем до 1896 г. Денисов работал в Музее Соляного городка. Несомненно, он и здесь мог неоднократно встречаться с Бирбаумом, изучавшим богатейшую коллекцию предметов деко­ративно-прикладного искусства. Оба пользовались библиотекой Училища Штиглица, заведующим которой состоял Иван Андреевич Гальнбек, активный сотрудник фирмы Фаберже, первый председатель Русского художественно-промышленного общества.

Наверняка такой тонкий любитель камня, как Бирбаум, посетил выставку Денисова-Уральского «Урал и его богатство» в 1902 г. Выставка состоялась в помещении петербургского театра «Пассаж» (сейчас Театр им. Комиссаржевской). На выставке демонстрировалось 109 картин, 1323 минерала. Новшест­вом для петербуржцев были минералогические коллекции в больших и малых ящичках с клетками-гнездами, продававшиеся прямо с витрин. На выставке побывало 16 тыс. человек. Журнал «Нива» писал: «Будучи европейской знамени­тостью, Денисов-Уральский остался художником Урала». Сотнями тысяч экзем­пляров продавались открытки с репродукциями произведений Денисова-Ураль­ского.

Естественно предположить, что посетил Бирбаум и вторую выставку Дени­сова-Уральского «Урал и его богатства» в 1911 г.

По характеру Денисов-Уральский и Бирбаум были замкнутыми. Бирбаум не имел детей. Единственный сын Денисова-Уральского, курсант мореходного училища, трагически погиб в 1917 г. А через год, 1 июля 1918 г., в Петрограде умирает жена Бирбаума, художница Екатерина Яковлевна Александрова. У Денисова жена Ольга Ивановна также была художницей.

Оба, и Бирбаум и Денисов-Урапьский, имели ярко выраженный общест­венный темперамент. Свою социальную энергию Денисов реализовывал в борьбе с государственной бюрократической машиной, пробивая льготы ураль­ским горнопромышленникам. Здесь он находил поддержку министра торговли и промышленности Тимашева. (Широко известен бювар от фирмы Фаберже, выполненный в подарок министру Тимашеву, — подлинное произведение ис­кусства).

Энергия Бирбаума находила свою реализацию в серии публикаций на страницах журналов «Искусство и жизнь» и «Ювелир». Характерно, что направ­ленность выступлений Бирбаума совпадала с идеями Денисова-Уральского. Оба защищали русского ремесленника и кустаря-камнереза. В 1917 г. Бирбаум активно участвует в делах Союза деятелей искусств, а Денисов пишет записку Временному правительству с предложениями по новой системе добычи мине­ралов.

Оба, что удивительно, работали казначеями: Бирбаум — в Русском художественно-промышленном обществе, а Денисов-Уральский в Обществе для оказа­ния помощи вдовам художников и их семьям, т. н. «мюссаровские понедельни­Ки». Членами этого общества были Апьберт Н. Бенуа, Илья Репин, академики А. И. Адамсон, П. С. Ксидиас, А. Н. Новосильцов, М. Б. Рундальцев. Последний известен как гравер фирмы Фаберже. Б обществе состоял И. И. Либерг, худож­ник фирмы Фаберже, а также активные члены Художественно-промышленного общества М. А. Матвеев и Б. Б. Эмме. Таким образом, Денисов постоянно обща­ется с художниками круга Фаберже.

Главная черта их похожести — это страсть к камням. Причем с камнями они предпочитали «беседовать» б одиночку. Возможно, беседуя с камнем, с природой, они находили ответы на живейшие вопросы.

Оба рисовали пейзажи. Бирбаум — свою родную Швейцарию, Денисов — родной Урал. После революции оба работали в одной технике, делая картины-макеты. Бирбаум из речных камней исполнил иконостас для католического костела. Денисов из найденных в финском лесу камней выполняет раму дл* своей очередной картины уральского пейзажа. Б психологическом плане Бир­баум и Денисов были очень близки.

Смерть мастера Авенира Ивановича Сумина осенью 1913 г. увеличила нагрузку на фирмы Фаберже и Денисова-Уральского в части камнерезных. заказов для двора. Тяжело болел главный мастер фирмы Верфеля Александр Иванович Майер (умер в 1915 г.), оценщик Кабинета его величества по камен­ным вещам. Настало время Денисова-Уральского. После зримого успеха выстав­ки 1911 г. Денисов вплотную подошел к созданию многокаменных фигур — сложнейшего раздела каменного творчества. Но идея каменных фигурок при­надлежала Фаберже и родилась, в свою очередь, под влиянием блистательной серии фарфоровых гарднеровских фигурок. Скульпторы и художники Фабер­же активно сотрудничали с фарфоровыми заводами.

Еще одно совпадение. Оба, Денисов и Бирбаум, были настоящими экспер­тами в области минералогии. Академик А. Е. Ферсман неоднократно ссылался на авторитет Денисова-Уральского в своей книге «Драгоценные и цветные камни России» (1920—1925). В архивных материалах академика блестяще оцениваются минералогические познания Франца Бирбаума. Изучение каталогов выставок Денисова-Уральского впечатляет не только огромным количеством минералов, но и квалифицированным комментарием. Денисов и Бирбаум разби­рались в минералогии на уровне выше квалификации доктора геолого-минера­логических наук.

Схожа и жизненная судьба двух великих камневедов, ювелиров и художни­ков. Оба, что называется, «сделали сами себя».

Интересно, что Бирбаум и Денисов имели общих друзей. Еще на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке 1887 г. посетители часто останав­ливались перед моделью Среднего и Южного Урала, составленной из минера­лов. Автор модели был Алексей Денисов, но демонстрировалась она в витрине Александра Васильевича Калугина, владельца камнерезной мастерской г Екатеринбурге, основанной в 1877 г. В мастерской работало от 6 до 8 рабочих. Калугин был выдающимся знатоком камней. Именно с ним познако­мился Франц Бирбаум во время своей последней поездки на Урал летом 1916 г. Мемуары Бирбаума заканчиваются словами: «На каменной почве (да простят мне этот каламбур) мы скоро сблизились (с Калугиным. — Ред.-сост.) и проекти­ровали на следующее лето совместную поездку по месторождениям Урала. Большой знаток... он сообщил мне...». Что сообщил Калугин Бирбауму, мы так никогда и не узнаем — рукопись Бирбаума на этом обрывается. А на следующий год была революция.

Денисов-Уральский не был бедным человеком. На выставке 1900—1901 гг. его картина «Лесной пожар» предлагалась к продаже за 3000 руб., что соответ­ствовало бы сегодня 40 тыс. долларов, а остальные картины предлагались в диапазоне 100—600 руб. Первым из русских Денисов-Уральский организовал выставку минералогических богатств Урала в США, принесшую ему немалый доход. Но страсть к наживе и накоплениям никогда не владела художником. Большие сборы от Петербургской выставки 1911 г. Денисов передал для разви­тия камнерезного и гранильного промысла. В 1912 г. он затратил значительные средства на открытие магазина по новому адресу — Морская улица, 27, наиско­сок от магазина Фаберже. Рядом, в доме 29, помещался магазин московской фирмы М. П. Овчинникова. В доме 33 жил и работал камнерез фирмы Фаберже немец Роберт Песту. В доме 38 размещалось Императорское общество поощре­ния художеств, а в доме напротив, № 28 — магазин и мастерская ювелира А. Тилландера. Прежнее местоположение магазина Денисова — набережная реки Мойки, 42 (бывший магазин ювелира Шуберта), уже не устраивало Денисова, он считал, что Морская улица гораздо престижней. Кстати, адрес Мойка, 42, еще всплывет в истории. В 1918г. именно в этот дом, в помеще­ние Норвежской миссии, швейцарцы без ведома Фаберже переместят пере­данный им на хранение «знаменитый саквояж Фаберже» с драгоценностями на сумму 1 млн. 615 тыс. золотых рублей. В ту же ночь из помещения Норвежской миссии чемодан с вещами Фаберже был похищен.

Впрочем, и новый адрес Денисова — Морская, 27, — вряд ли можно на­звать счастливым. Вскоре после открытия из выставочной витрины магазина были украдены ценная брошь и коллекция драгоценных камней стоимостью до 10 тыс. руб. Подозрение пало на полотеров. Журнал «Ювелир» (1912, № 12), сообщивший эту новость, так и не рассказал, чем закончилась эта печальная история.

Пейзажистом, так же как Денисов-Уральский и Бирбаум, был еще один крупный знаток камней — третий сын Карла Фаберже Александр. Александр учился в Женеве у живописца Кашо и считал своими лучшими произведениями лирические пейзажи «У озера».

Даже места отдыха у Денисова-Уральского и мастеров фирмы Фаберже совпадали. В 1900-х гг. Денисов-Уральский и Мамин-Сибиряк отдыхали на даче в Келпомяках (ныне Комарове). Там же, на берегу Финского залива, имел собственную дачу Агафон Карлович Фаберже.

Денисов-Уральский — конкурент Фаберже

«Уральским» (приставка к фамилии) Денисов стан в 1902 г. в Петербурге во время организации выставки. Он взял эту приставку по примеру своего друга писателя Мамина, который, будучи сугубым патриотом Сибири, прибавил к своей фамилии «Сибиряк». Среди 16 художников Денисовых, указанных в словаре «Художники народов СССР», Денисов-Уральский — один.

Алексей Козьмич был патриотом Урала. Его на страницах журнала «Юве­лир» назвали «поэтом Урала» (1912, № 1). В том же номере Денисов-Ураль­ский дает интервью, в котором приводит интересный факт: «Наши аквамари­ны, на которые прежде не обращали внимания, являются теперь самыми модными камнями, благодаря тому, что 16 лет тому назад (1896 год — коронация. — Ред.-сост.) они очень понравились при дворе. Спрос на аква­марины, как внутри России, так особенно за границей, так велик, что мы оказались не в состоянии удовлетворить все требования. Месторождения русских аквамаринов велики и богаты, но разработка так слаба, что даже многим русским ювелирам приходится покупать бразильские камни и мелкие мадагаскарские». Денисов был искренним человеком. Видна его боль и забота о состоянии дел в русском ювелирном производстве. Сам он активно постав­лял двору именно изделия с аквамаринами, что выявлено на основе анализа счетов на оплату вещей, поступающих ко двору. Но среди клиентов Денисо­ва-Уральского были не только представители высшей аристократии. В архиве Эммануила Людвиговича Нобеля, одного из крупнейших клиентов Фаберже, мы находим два письма от фирмы Денисова-Уральского. Вот одно из них от 9 октября 1909 года:

«Господину Э. Л. Нобелю.

Сим имеем уведомить Бас, что две пары колонок красной яшмы готовы. Как изволите поступить — прислать или же Бы заедете сами. Желательно было бы лично кое-что о них сообщить. С совершенным почтением А. Денисов».

Второе письмо, в том же году ближе к Рождеству:

«Милостивый государь.

Сим имею известить, что к наступающему празднику в моей конторе в отделе ювелирных вещей и изделий из уральских, сибирских и других камней приготовлен большой выбор:

1.Недорогие оригинальные кулон, броши, запонки, булавки, рамки, кноп­ки, ручки к зонтам и тростям и проч, и проч.

2.Различные зверьки из камня.

3.Купон и броши, выполненные по новой технике и рисункам, в особен­ности из аквамаринов и аметистов.

4.Исключительно большой запас неоправленных аквамаринов и аметистов.

5.Прочее и прочее.

А. Денисов-Уральский».

Обратим внимание на «различных зверьков из камня» и вновь «аквамари­ны». Это были выигрышные в художественном и финансовом отношении груп­пы для Денисова. Ведь он владел монополией на аквамарины.

Как правильно отмечал биограф Денисова-Уральского член-корреспондент Академими художеств Борис Павловский (1953 г.), «анализ творческой эволю­ции Денисова-Уральского представляет значительные трудности».

Как камнерез, Денисов начинал под руководством отца и работал на фирму Калугина с выполнением каменных «горок» и «гротов», хотя некоторые экземпляры и продавались недешево — до 250 руб., и рельефных картин. Одна из московских гимназий еще в 1882 г. приобрела его рельефную карту Урала. Также скромно в середине 1870-х гг. начинала фирма Фаберже, продав Каби­нету его величества партию перстней, которые, как и в случае с Денисовым, вручались в качестве подарков директрисам гимназий. Но до подарков высо­чайшим особам было еще далеко.

Но после десяти лет работы в Петербурге, начиная с 1903 г., Денисов-Уральский вырос до уровня Фаберже. Он единственный, кто приступил к созданию сложнейших многокаменных блокированных составных фигур по типу знаменитой серии Фаберже «русские типы». Нами отмечено появление первых фигурок Фаберже этой серии в 1908 г. — начало работы в фирме уральцев Дербышева и Кремлева.

Денисов-Уральский чутко воспринимал запросы рынка. Видя, каким успе­хом пользуются каменные человечки (по цене 500—1000 руб.!)- он приступил к изготовлению столь сложных фигур после того, как сумел привлечь к изготов­лению восковых моделей талантливого скульптора Георгия Ивановича Малы­шева, обучавшегося 11 лет на скульптурном отделении Академии художеств. Георгий Малышев преподавал в Академии художеств и служил до 1914 г. медальером Петербургского Монетного двора. Был командирован от Монетного двора в Париж для усовершенствования искусства. Приехавшая в Париж ху­дожница-пенсионерка Училища барона Штиглица Евгения Илинская получила от уезжавшего на родину Малышева квартиру в придачу с... живым гусем, которого скульптор много раз лепил. Малышев известен как сильнейший ани­малист фирмы Фаберже. Б апреле 1917 г. Малышев стал учредителем петро­градского Союза скульпторов-художников, а в 1919 г. был избран профессо­ром скульптуры после смерти своего учителя — профессора Р. Залемана. Участ­вовал в весенних выставках в залах Академии художеств, выставлял в основном фигуры животных, которые ему особенно удавались. Еще в 1912 г. он получил премию в 2000 руб. от президента Академии художеств за анималис­тические работы. С 1921 г. Малышев жил в Латвии, поскольку его мать по происхождению балтийская немка. Работал для бывшей фарфоровой мануфак­туры Матвея Кузнецова, умер в Риге в конце 1933 г.

В творческом наследии А. К. Денисова-Уральского немало камнерезных изделий. Борис Павловский еще в монографии 1953 г. отмечает: «В первую очередь следует отметить скульптуры из различных цветных камней, изобра­жающие птиц: индюка, попугая и др. В монографии французского исследовате­ля Надельхоффера «Картье» (1984) упоминается о покупке фирмой Картье попугая у Денисова-Уральского.

Скульптуры Денисова-Уральского из цветных уральских камней свидетель­ствуют как об интересном общем замысле, так и о великолепном знании особенностей камнерезного искусства, умении подчинить неподатливый мате­риал поставленной задаче.

Каждый камень подобран чрезвычайно искусно и входит в скульптуру как неотъемлемая, органическая часть. Так, «Индюк» выполнен художником из гранита, дымчатого хрусталя, мрамора и других цветных камней. Разнообраз­ные яшмы, родонит и другие камни как нельзя лучше передают пеструю окрас­ку оперенья «Попугая». Этот же «Попугай» упоминается в числе программных работ Денисова-Уральского в «Словаре художников народов СССР».

Далее Борис Павловский в той же монографии упоминает про «интересную скульптуру русского солдата времени войны 1914—1918 гг. Как и в других работах, художник мастерски использует красочную палитру уральских само­цветов. В скульптуру он вводит и халцедон, и гранит, и известняк, и яшму. Каждый из этих камней соответствует определенной детали».

Очень интересный вопрос: о каком солдате идет речь. Мы знаем только одного солдата, выполненного из тех же камней. Это фигурка, хранящаяся в Минералогическом музее Российской академии наук. Выполнена она Петром Кремлевым по восковке Георгия Малышева, как свидетельствует о том Франц Бирбаум. Возможно, Борис Павловский видел в начале 1950-х гг. фигурку фирмы Фаберже, которую ему представили как вещь, выполненную Денисовым-Уральским. Во всяком случае, путаница примечательная. Она говорит о том, что вещи Фаберже и Денисова-Уральского по своему художественному уровню однопорядковые.

Безусловно, такие выдающиеся работы, как «Попугай» и «Индюк», не могли быть выполнены для рядового клиента. Попугаев в начале века держали состо­ятельные семьи. Это была экзотическая и дорогая птица. Попугаи были у Николая II, у его братьев Георгия и Михаила, у императрицы Марии Федоровны, у сына Николая — царевича Алексея. На уход за попугаями расходовались большие суммы. Есть архивная запись 1878 г.: «Придворному ветеринару за полгода ухода за попугаем уплочено 72 руб.» Огромные деньги! В Собственном саду Гатчинского дворца, вплотную примыкающему к зданию, есть несколько могил. На мраморной плите одной из них: «Попочка Какаду. 1894—1897». На другой рядом: «Попочка. 1899—1912»». Не этому ли попугаю сделан скульптур­ный портрет из уральских камней в 1913 г. Денисовым? Рядом с могилами попугаев могилы собак: Бульбома, Блека, Беляка, Типа, Камчатки и другие памятники домашним любимцам без подписи. Известно, что мастера Фаберже «портретировали» любимых собачек аристократии.

Вспомним, что еще в пасхальном яйце Фаберже «Лавровое дерево» 1911 г. на вершине, среди листвы, спрятался пестрый попугай. Попугай наиболее сложная птица для художника и скульптора, потому что птица многоцветная. По технике изготовления попугай приближается к фигуркам серии «русские типы».

Цены. Если за «Клетку с канарейкой» еще в 1901 г. Фаберже брал 220 рублей, то фигурка из серии «русские типы» в 1908—1912 гг. стоила уже 600—1000 рублей, а знаменитая фигурка «Камер-казака Кудинова» в 1912 г. стоила 2300 руб. Попугай Денисова должен был стоить не менее 400—500 руб. Нами был найден подлинный счет фирмы Денисова-Уральского на этого попу­гая от 27 янв. 1914 года: «№3374 Попугай разн(ые) камни... 200 руб.». Вещь эта вручена императрице Марии Федоровне в декабре 1913 года. Вызывает недо­умение малая цена. Здесь можно предположить соответствующую политику Денисова-Уральского. Пытаясь завоевать расположение высочайшего двора, он мог заведомо занижать цены. О такой же политике пишет в своих мемуарах главный мастер фирмы Фаберже Франц Бирбаум, У Денисова на вещи, анало­гичные каменным зверям и птицам Фаберже, цены были заведомо ниже (напри­мер, «Воробей из яшмы» за 35 руб., в то время как у Фаберже такие птицы шли по 10О—15О руб.).

В. В. Скурлов

ПРИЛОЖЕНИЯ

Выставка аллегорической группы мировой войны 1914—1916 гг. А. К. Денисова-Уральского в Петрограде

Художник Денисов-Уральский в сотрудничестве с талантливым скульптором-анималистом Малышевым воспроизвел целую серию аллегорических портретов одиннадцати воюющих держав. В искусной комбинации металлов, горных пород и цветных камней. символически подобранных, получился ряд настоящих художественных вещей. Воспро­изводим некоторые из них.

Россия представлена в виде большого камня благородного нефрита как исключительного из горных пород по своей твердости и сплоченности структуры. Нефрит положен основанием группе драгоценнейших металлов и самоцветных камней в натуральных формах (в кристаллах). Эти еще не обработанные камни с природными матовыми плос­костями, но щедро наделенные своим внутренним содержанием, как бы олицетворяют человеческие качества, присущие скромному, одаренному от природы русскому народу. Платина, осмий, иридий скромны по виду, но их удельный вес поразителен. Эти метал­лы — исключительный дар России, она одна богата ими. На этом хаотическом сплетение драгоценных металлов и самоцветов покоится упругий шар из чистого горного хруста­ля — символ вечности и очищения от позорных инстинктов... Пальмовая ветвь склонилась как бы в ожидании, когда человеческая рука возьмет ее вместо ружей и штыков в знак вечного мира. Могучий двуглавый орел — весь одно боевое движение — оберегает свою державу, и тут же пышно сияет изумрудный крест на самородном золотом основа­нии. На нефритовой плоскости древнерусский серебряный герб, украшенный русскими самоцветными камнями — изумрудами, сапфирами, рубинами, александритами, демантоидами, хризолитами и бериллами. В правой лапе орел держит кусок самородного золота, в левой — кусок самородной платины.

Медведь, вспрыгнув на спину германской свинье, изгоняет ее с территории нефрита. В пасти медведя германская каска, сорванная с головы свиньи. Медведь — из обсидиана, свинья — из орлеца, основание — нефрит.

Морское могущество нашей союзницы Англии художники воплотили в виде морско­го льва, сильного, гордого и благородного. Лев держит в пасти пойманную рыбу с поросячьей головой (германские колонии). Основанием морскому льву из обсидиана, прекрасно имитирующего влажный блеск кожи морского льва, служит горный хрусталь. Морда свиньи — из орлеца.

В нагло вызывающей позе восседает Вильгельм в кирасе, в ботфортах и хохочет во всю глотку. Он ретиво шпорит свинью. Конь и всадник достойны друг друга. Нелегко от Вильгельма и его народу, развалившемуся под тяжестью кайзера на мягкой перине... Разбросанные и разломанные кресты представляют попранные тевтонами христианское учение и религию европейских культурных народов. Голова Вильгельма — из орлеца, свиньи — тоже из орлеца, рубашка его — из кварца, перчатка, кираса — из яшмы, шаровары — из ляпис-лазури.

На пульсирующем человеческом (славянском) сердце уселась упившаяся кровью отвратительная вошь с кобургским профилем и в германской фуражке. Достигнута омер­зительность впечатления, не лишенная тонкой художественности. Сердце — из пурпури­на, вошь — из агата.

Сербия — еж на полированном граните. Шапочка из яшмы и ляпис-лазури, остальная часть из черного обсидиана со стальными иглами. Своей близостью к Австрии еж беспо­коит Франца-Иосифа. Правда, иглы временно притуплены, но и они скоро обточатся.

Рядом с Сербией сидит на разбитом корыте Франц-Иосиф, изображенный старой, с отвисшим дряблым телом обезьяной. Разбитое корыто — символ монархии, трещащей по всем швам. В почве (шлифованной яшме) видны разноцветные пятна, символизирующие «лоскутное государство- Франца-Иосифа. Корыто из литографского камня, шапочка — из магнезита, голова — из яшмы, центральная часть фигуры — из пурпурина и молочного кварца (национальные цвета).

Брр... физически противное чувство вызывает темная серая жаба с красной феской на голове. Она подавилась тяжелым снарядом. И рада выплюнуть его, но не может. Сепаратный мир, который хотела бы заключить Турция, ускользает от нее.

Заметка из газеты «Правительственный вестник»

24 января их величества государь император и государыня императрица Мария Федоровна посетили выставку картин «Урал и его богатства». Их величества прибыли на выставку в 2 ч. 30 м. пополудни в сопровождении дворцового коменданта генерал-лейте­нанта Дедюлина и дежурного флигель-адъютанта Ресина. Одновременно прибыли их высочества августейшие сыновья великого князя Александра Михайловича, князья Анд­рей Александрович, Феодор Александрович и Никита Александрович, а затем прибыл его имп. вые. вел. князь Константин Константинович.

Их величеств при входе встретил устроитель выставки А. К. Денисов-Уральский с супругой. Их величества подробно обозревали коллекцию минералов, картины и промышленный отдел; в последнем их величества приобрели несколько вещей. При обозрении выставки их величества обратили особое внимание на железные руды и группу картин: «Северный Урал», «Уральский хребет с птичьего попета» и «Лесной пожар» и на мебель в древнерусском стиле, украшенную драгоценными камнями. В присутствии их величеств были демонстрированы промывки золота, огранка драгоценных камней, художественная резьба из камня и ювелирное производство. Их величества также интересовались место­рождениями аметистов.

При обозрении выставки объяснения их величествам и их высочествам имел счастие давать устроитель ее художник Денисов-Уральский, имевший также счастие поднести государыне императрице ларец в древнерусском стиле, украшенный драгоценными камнями, а государю императору для наследника цесаревича — коллекцию уральских минера­лов. Простившись с художником и его супругой и выразив свое удовольствие, их величества и их высочества отбыли с выставки в исходе четвертого часа дня.

(Санкт-Петербург, 27 янв. 7 февр. 1911 г., № 19)

Ценитель красот родного Урала, Денисов всегда отличался реалистичность изображаемого на полотне. Он осознавал, что рядом с прекрасным таится и необузданная стихия, несущая разрушения.

Несколько своих работ художник посвятил неукротимой стихии огня, что в мгновения ока способна превратиться из блага в разрушительное зло. Эту силу и неукротимость и изобразил Денисов-Уральский в своей картине «Лесной пожар».

Если быть точным, то полотен с таким названием у художника существует несколько, но первая среди них была написана в 1897 году.

Здесь огненная стихия изображена на пике своей силы. Она несется вперед, уничтожая все на своем пути. Огонь, изображенный художником, вселяет страх и благоговение.

Денисов оживил свой огонь. Он превратил его в зверя, пожирающего сосны. Эти деревья великаны кажутся крошечными в сравнении с языками пламени. Такое пропорциональное соотношение предметов только усиливает эмоциональное напряжение картины.

Мастерство художника столь велико, что ему удалось передать движение огня: взмывающие к небу языки пламени готовы поглотить само солнце, дым окутывает все видимое пространство, а жар продолжает расползаться по земле маленькими неуловимыми змейками. Кажется, еще немного – и останется только огонь.

Картина сыграна на цветовом контрасте: оттенки оранжевого, красного и серого воплощают смерть и разрушения, но деревья и трава остаются зелеными. К ним еще не успел добраться огонь, и растения поражают насыщенность цветов. Кроны деревьев изображены изумрудными, а травы – бледно-зеленимы. Ведь они все еще полны жизни, которая ощущается благодаря выбранным художником краскам.

Сверкающий огонь и густые клубы дыма создают захватывающее своей реалистичность зрелище. Они в полной мере отображают силу и красоту лесного пожара, не умаляя ни первого, ни второго.

Денисов-Уральский Алексей Кузьмич [февр. 1863, Екатеринбург – 1926, Уусикирко, Финляндия (ныне пос. Поляны Выборгского р-на Ленинградской области)], рос. Живописец, резчик по камню. Сын и ученик уральского камнерезчика Кузьмы Осиповича Денисова (?-1882); обучался в Рисовальной школе ОПХ в Санкт-Петербурге (до 1891). Один из организаторов Общества любителей изящных искусств в Екатеринбурге (1896), Общества содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального производства «Русские самоцветы» в Санкт-Петербурге (1912); был также владельцем разработок уральских камней и магазина камнерезных изделий в Санкт-Петербурге (до 1917). Посетил Париж (1889, 1910), также Берлин и Мюнхен. Долгие дружеские отношения связывали Денисова-Уральского с Д. Н. Маминым-Сибиряком. Живописные работы Денисова-Уральского – в традициях русского передвижничества; влияние А. И. Куинжди заметно в использовании эффектов необычного освещения. Писал преимущественно пейзажи Урала (свыше 400, около 1 тысячи этюдов), в том числе индустриальные. Наиболее известная картина – «Лесной пожар» (неоднократно повторена художником; серебряная медаль на Всемирной выставке 1904 в Сент-Луисе, США).

«Лесной пожар».
1897.

Много работал в традиционной уральской резьбе по камню: «наборные картины», «горки» (художественная экспозиция из камней), рельефные карты Урала, также чернильницы-«гроты», вазы, шкатулки, пасхальные яйца, статуэтки и пр. из полудрагоценных камней (яшма, малахит, горный хрусталь, лазурит, халцедон и др., с включением изумрудов и сапфиров). Большая часть резных работ Денисова-Уральского и собранная им коллекция минералов хранятся в Минералогическом музее Пермского университета.

Литература: Семенова С. Очарован Уралом. Жизнь и творчество А. К. Денисова-Уральского. Свердловск, 1978.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

) - русский живописец и камнерез.

Родители

Родился в Екатеринбурге, в семье Матрёны Карповны и Козьмы Осиповича, потомственного резчика по камню. Насколько удалось установить, род камнерезов и знатоков уральских недр Денисовых известен с деда художника - горнозаводского крестьянина-старообрядца Осипа Денисова. Его сын Козьма более двадцати лет проработал в шахтах Березовского завода, потом переехал с семьей в Екатеринбург, где родился сын Алексей. Козьма Денисов занимался «рельефным» делом - изготовлением «наборных» картин, «насыпных» икон, горок-коллекций - с 1856 года. Очевидно, его произведения пользовались определенным признанием. Так, в 1872 году он экспонировал на Политехнической выставке в Санкт-Петербурге «Горку минералов уральского хребта, представляющую медные руды с их спутниками, в жилах, так же месторождения золотых, свинцовых, серебряных, медных и других руд» высотой около 70 см. На следующий год «картины из уральских минеральных пород» он демонстрировал уже на Венской всемирной выставке.

Биография

С юных лет Алексей осваивал тонкости камнерезного дела - от простейших операций до создания самостоятельных работ. Дебютом молодого мастера стала Всероссийская художественно-промышленная выставка 1882 года в Москве. Алексей Козьмич представил на выставку минералы с Уральского хребта, картину и сталактитовый грот из уральских минералов, которые были отмечены почетным дипломом. В конце 1880-х годов мастер-камнерез и художник-самоучка отправляется покорять Северную столицу, имея за плечами опыт участия в крупных национальных и международных выставках в Москве (1882), Екатеринбурге (1887), Копенгагене (1888), Париже (1889). Преодолевая трудности и лишения, он осваивает искусство живописи и акварели в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств, создает рисунки для периодических изданий, подрабатывает художником-оформителем в училище технического рисования барона Штиглица.

Ненадолго вернувшись в Екатеринбург в середине 1890-х, Алексей готовится к новому покорению столиц. После успеха на Всемирной выставке 1900 года в Париже, в декабре того же года он открывает в Екатеринбурге первую персональную выставку «Урал в живописи». Весной выставка переезжает в губернский город Пермь. Искреннее, очень личное отношение художника к изображаемым пейзажам подкупает зрителей. Восхищенные эпическим размахом выставки критики готовы прощать автору технические промахи. Успех прошедших на родине выставок воодушевляет мастера - он вновь штурмует Петербург.

Рубеж веков отмечен для Денисова рядом знаменательных событий, изменивших не только его творческую и общественную, но и частную жизнь. В середине 1890-х годов он женится на Александре Николаевне Березовской, вскоре рождается единственный сын и наследник Николай. В это время крепнет дружба художника с Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком , оказавшим большое влияние на его становление. По примеру писателя, в 1900 году Денисов добавляет к своей фамилии столь важный для него топоним - «Уральский».

Весной 1902 года в помещении петербургского театра «Пассаж» художник открывает новую - «передвижную» - Выставку «Картины Урала и его богатства». Об успехе этого предприятия свидетельствует второе издание «Руководства к обзору» с существенно расширенными описаниями и комментариями. Следующий год был ознаменован еще одной выставкой, прошедшей в том же помещении. Сам художник назвал её «ювелирной», а в интервью, данном в связи с открытием экспозиции, он уже анонсирует следующую выставку - в Москве.

В начале 1903 года открывается «Горнопромышленное агентство по распространению полезных ископаемых России А. К. Денисов (Уральский) и К°». Петербургский адрес предприятия - Литейный проспект , 64, одновременно на бумагах указывается и екатеринбургский адрес - Покровский проспект, 71-73/116 (дом на углу Покровского проспекта и Кузнечной улицы, купленный когда-то отцом художника). В рекламных объявлениях указывалось, что Агентство включает в себя склад систематизированных минералогических коллекций, русских драгоценных камней и заводских изделий из камня, а также созданных в собственной мастерской, первую передвижную Выставку картин и богатств Урала. Секрет успеха заключался в талантливом сочетании коммерческого чутья мастера с искренним и пронзительным чувством привязанности к Уралу. Поэтому и представленный ассортимент радует разнообразием: отдельные образцы и целые обширные коллекции минералов, камнерезные изделия и ювелирные украшения, живопись и графика.

Успешно проходит выставка «Урал и его богатства», открытая в начале 1904 года в Москве. Участие в этом же году во Всемирной выставке в американском Сент-Луисе принесло художнику не только награду - Большую серебряную медаль, но и тяжелое разочарование: живописная часть отправленной коллекции не вернулась.

Возрастающая популярность и все увеличивающиеся торговые обороты заставляют искать престижный адрес для открытия магазина. Случай представился и Денисов приобретает в доходном доме Э. К. Нобель магазин ювелира Э. К. Шуберта. Витрины магазина выходили на оживленный участок набережной реки Мойки (дом 42), а само здание протянулось на всю глубину квартала, выходя вторым фасадом на престижную Конюшенную улицу. С этого времени в справочнике «Весь Петербург» низменно появляется информация о фирме «Горнопромышленное агентство», владельцы - Алексей Козьмич Денисов-Уральский и Александра Николаевна Денисова (уральские драгоценные камни).

Следующие годы посвящены напряженной работе - развиваются магазин и мастерские, выполняются заказы ведущих ювелирных фирм Европы, живописные полотна и графические листы экспонируются на ежегодных выставках, идет работа по подготовке новой большой экспозиции. Открытая в январе 1911 года в Петербурге на Большой Конюшенной , 29, выставка «Урал и его богатства» стала подлинным триумфом - за время работы её посетило множество жителей и гостей столицы, неоднократно появлялись в выставочных залах представители правящей династии и высокопоставленные зарубежные гости. Благодаря этой выставке завязываются прочные деловые отношения с парижской фирмой Картье. Успех выставки и развитие предприятия позволили подумать о расширении торговых площадей. В конце 1911 года Алексей Козьмич покупает помещение на престижной Морской улице, в доме 27. Соседями уральца с этого времени становятся ведущие ювелирные фирмы России - Фаберже, Овчинниковы, Тилландер.

В 1912 году А. К. Денисов-Уральский становится одним из соучредителей «Общества для содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального промысла „Русские самоцветы“», на основе которого появилось знаменитое петербургское предприятие, специализирующееся на обработке поделочных камней.

Начало Первой мировой войны, потери русской армии и страдания народа заставляют художника по-новому взглянуть на своё творчество. Он принимает участие в благотворительной выставке живописцев. События заставляют его обратиться к любимому камню и заняться созданием особой серии аллегорических изображений воюющих держав . Эти произведения стали основой последней прижизненной выставки мастера. Все средства от продажи входных билетов Алексей Козьмич передал в пользу русских солдат и общества попечения о детях.

Октябрьская революция застала художника на даче в местечке Уусикиркко , где он оправлялся от подточивших здоровье тяжелых потерь - смерти столь близкой ему матери и трагической гибели единственного сына. В начале 1918 года Денисов-Уральский, как и многие жители дач на Карельском перешейке, оказался в невольной эмиграции на территории независимой Финляндии. Его последние годы были омрачены безуспешными попытками создания в Екатеринбурге своего музея и тяжелой душевной болезнью, которая привела Алексея Козьмича в лечебницу в Выборге. Скончавшийся в её стенах в 1926 году, мастер был похоронен в православной части выборгского кладбища Ристимяки, уничтоженной в годы Второй мировой войны.

Память

Напишите отзыв о статье "Денисов-Уральский, Алексей Кузьмич"

Примечания

Отрывок, характеризующий Денисов-Уральский, Алексей Кузьмич

И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера.
– Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.
– Да, ежели так поставить вопрос, то это другое дело, сказал князь Андрей. – Я строю дом, развожу сад, а ты больницы. И то, и другое может служить препровождением времени. А что справедливо, что добро – предоставь судить тому, кто всё знает, а не нам. Ну ты хочешь спорить, – прибавил он, – ну давай. – Они вышли из за стола и сели на крыльцо, заменявшее балкон.
– Ну давай спорить, – сказал князь Андрей. – Ты говоришь школы, – продолжал он, загибая палец, – поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, – сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, – из его животного состояния и дать ему нравственных потребностей, а мне кажется, что единственно возможное счастье – есть счастье животное, а ты его то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему моих средств. Другое ты говоришь: облегчить его работу. А по моему, труд физический для него есть такая же необходимость, такое же условие его существования, как для меня и для тебя труд умственный. Ты не можешь не думать. Я ложусь спать в 3 м часу, мне приходят мысли, и я не могу заснуть, ворочаюсь, не сплю до утра оттого, что я думаю и не могу не думать, как он не может не пахать, не косить; иначе он пойдет в кабак, или сделается болен. Как я не перенесу его страшного физического труда, а умру через неделю, так он не перенесет моей физической праздности, он растолстеет и умрет. Третье, – что бишь еще ты сказал? – Князь Андрей загнул третий палец.
– Ах, да, больницы, лекарства. У него удар, он умирает, а ты пустил ему кровь, вылечил. Он калекой будет ходить 10 ть лет, всем в тягость. Гораздо покойнее и проще ему умереть. Другие родятся, и так их много. Ежели бы ты жалел, что у тебя лишний работник пропал – как я смотрю на него, а то ты из любви же к нему его хочешь лечить. А ему этого не нужно. Да и потом,что за воображенье, что медицина кого нибудь и когда нибудь вылечивала! Убивать так! – сказал он, злобно нахмурившись и отвернувшись от Пьера. Князь Андрей высказывал свои мысли так ясно и отчетливо, что видно было, он не раз думал об этом, и он говорил охотно и быстро, как человек, долго не говоривший. Взгляд его оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения.
– Ах это ужасно, ужасно! – сказал Пьер. – Я не понимаю только – как можно жить с такими мыслями. На меня находили такие же минуты, это недавно было, в Москве и дорогой, но тогда я опускаюсь до такой степени, что я не живу, всё мне гадко… главное, я сам. Тогда я не ем, не умываюсь… ну, как же вы?…
– Отчего же не умываться, это не чисто, – сказал князь Андрей; – напротив, надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной. Я живу и в этом не виноват, стало быть надо как нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.
– Но что же вас побуждает жить с такими мыслями? Будешь сидеть не двигаясь, ничего не предпринимая…
– Жизнь и так не оставляет в покое. Я бы рад ничего не делать, а вот, с одной стороны, дворянство здешнее удостоило меня чести избрания в предводители: я насилу отделался. Они не могли понять, что во мне нет того, что нужно, нет этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого. Потом вот этот дом, который надо было построить, чтобы иметь свой угол, где можно быть спокойным. Теперь ополчение.
– Отчего вы не служите в армии?
– После Аустерлица! – мрачно сказал князь Андрей. – Нет; покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду. И не буду, ежели бы Бонапарте стоял тут, у Смоленска, угрожая Лысым Горам, и тогда бы я не стал служить в русской армии. Ну, так я тебе говорил, – успокоиваясь продолжал князь Андрей. – Теперь ополченье, отец главнокомандующим 3 го округа, и единственное средство мне избавиться от службы – быть при нем.
– Стало быть вы служите?
– Служу. – Он помолчал немного.
– Так зачем же вы служите?
– А вот зачем. Отец мой один из замечательнейших людей своего века. Но он становится стар, и он не то что жесток, но он слишком деятельного характера. Он страшен своей привычкой к неограниченной власти, и теперь этой властью, данной Государем главнокомандующим над ополчением. Ежели бы я два часа опоздал две недели тому назад, он бы повесил протоколиста в Юхнове, – сказал князь Андрей с улыбкой; – так я служу потому, что кроме меня никто не имеет влияния на отца, и я кое где спасу его от поступка, от которого бы он после мучился.
– А, ну так вот видите!
– Да, mais ce n"est pas comme vous l"entendez, [но это не так, как вы это понимаете,] – продолжал князь Андрей. – Я ни малейшего добра не желал и не желаю этому мерзавцу протоколисту, который украл какие то сапоги у ополченцев; я даже очень был бы доволен видеть его повешенным, но мне жалко отца, то есть опять себя же.
Князь Андрей всё более и более оживлялся. Глаза его лихорадочно блестели в то время, как он старался доказать Пьеру, что никогда в его поступке не было желания добра ближнему.
– Ну, вот ты хочешь освободить крестьян, – продолжал он. – Это очень хорошо; но не для тебя (ты, я думаю, никого не засекал и не посылал в Сибирь), и еще меньше для крестьян. Ежели их бьют, секут, посылают в Сибирь, то я думаю, что им от этого нисколько не хуже. В Сибири ведет он ту же свою скотскую жизнь, а рубцы на теле заживут, и он так же счастлив, как и был прежде. А нужно это для тех людей, которые гибнут нравственно, наживают себе раскаяние, подавляют это раскаяние и грубеют от того, что у них есть возможность казнить право и неправо. Вот кого мне жалко, и для кого бы я желал освободить крестьян. Ты, может быть, не видал, а я видел, как хорошие люди, воспитанные в этих преданиях неограниченной власти, с годами, когда они делаются раздражительнее, делаются жестоки, грубы, знают это, не могут удержаться и всё делаются несчастнее и несчастнее. – Князь Андрей говорил это с таким увлечением, что Пьер невольно подумал о том, что мысли эти наведены были Андрею его отцом. Он ничего не отвечал ему.
– Так вот кого мне жалко – человеческого достоинства, спокойствия совести, чистоты, а не их спин и лбов, которые, сколько ни секи, сколько ни брей, всё останутся такими же спинами и лбами.
– Нет, нет и тысячу раз нет, я никогда не соглашусь с вами, – сказал Пьер.

Вечером князь Андрей и Пьер сели в коляску и поехали в Лысые Горы. Князь Андрей, поглядывая на Пьера, прерывал изредка молчание речами, доказывавшими, что он находился в хорошем расположении духа.
Он говорил ему, указывая на поля, о своих хозяйственных усовершенствованиях.
Пьер мрачно молчал, отвечая односложно, и казался погруженным в свои мысли.
Пьер думал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждается, что он не знает истинного света и что Пьер должен притти на помощь ему, просветить и поднять его. Но как только Пьер придумывал, как и что он станет говорить, он предчувствовал, что князь Андрей одним словом, одним аргументом уронит всё в его ученьи, и он боялся начать, боялся выставить на возможность осмеяния свою любимую святыню.
– Нет, отчего же вы думаете, – вдруг начал Пьер, опуская голову и принимая вид бодающегося быка, отчего вы так думаете? Вы не должны так думать.
– Про что я думаю? – спросил князь Андрей с удивлением.
– Про жизнь, про назначение человека. Это не может быть. Я так же думал, и меня спасло, вы знаете что? масонство. Нет, вы не улыбайтесь. Масонство – это не религиозная, не обрядная секта, как и я думал, а масонство есть лучшее, единственное выражение лучших, вечных сторон человечества. – И он начал излагать князю Андрею масонство, как он понимал его.
Он говорил, что масонство есть учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков; учение равенства, братства и любви.
– Только наше святое братство имеет действительный смысл в жизни; всё остальное есть сон, – говорил Пьер. – Вы поймите, мой друг, что вне этого союза всё исполнено лжи и неправды, и я согласен с вами, что умному и доброму человеку ничего не остается, как только, как вы, доживать свою жизнь, стараясь только не мешать другим. Но усвойте себе наши основные убеждения, вступите в наше братство, дайте нам себя, позвольте руководить собой, и вы сейчас почувствуете себя, как и я почувствовал частью этой огромной, невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах, – говорил Пьер.
Князь Андрей, молча, глядя перед собой, слушал речь Пьера. Несколько раз он, не расслышав от шума коляски, переспрашивал у Пьера нерасслышанные слова. По особенному блеску, загоревшемуся в глазах князя Андрея, и по его молчанию Пьер видел, что слова его не напрасны, что князь Андрей не перебьет его и не будет смеяться над его словами.

Екатеринбург (энциклопедия)

ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ АЛЕКСЕЙ КУЗЬМИЧ

(06(18).11.1863, Екат. - 1926, Усекирко, Финляндия), живописец, камнерез, ювелир. Род. в семье камнереза, где приобрел первые проф. навыки. В 1884 получил от Ремесленной управы Екат. звание мастера рельефного дела. В 1887-1888 учился в шк. Об-ва поощрения худ. в СПб. Результатом многочисл. поездок по У. явились пейзажи, передающие своеобразие природы края, его растительность и геол. особенности: "Озеро Конченевское" (1886), "Лесной пожар" (варианты - 1887, 1888, 1897; Большая серебряная медаль на выставке в Сент-Луисе, США, в 1904), "Окт. на У." (1894), "С Троицкой горы" (1896), "Утро на р. Чусовой" (1896), "Вершина Полюда" (1898), "Камень Узкий на р. Чусовой" (1909), "Камень Ветряной на р. Вишере" (1909), "Река Тискос" (1909). Выполнил работы из урал. самоцветов: "наборные картины", горки, пресс-папье, чернильницы, рельефные карты У., ювелирные украшения, сер. скульптурных карикатур "Аллегорические фигуры воюющих держав" (1914-1916). Произв. ДУ экспонировались на выставках: Казанской науч.-пром. (1890), Всерос. пром.-художеств. в Ниж. Новгороде (1896), Об-ва любителей изящных иск-в в Екат., Об-ва рус. акварелистов и др. Ряд персональных выставок ДУ состоялся в кон. 1890-1910-е в Екат., Перми и СПб. ДУ выступал ревнителем развития отеч. горн. промышленности и бережного отношения к природе У. В 1903 участвовал в I Всерос. съезде деятелей по практической геологии и разведывательному делу в СПб., в 1911 выступил инициатором созыва съезда горнопромышленников в Екат. В 1912 организовал в СПб. Об-во содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального промысла "Рус. самоцветы". В кон. 1910-х жил в пос. Усекирко близ СПб., на тер-рии, отошедшей после 1918 к Финляндии. В посл. гг. жизни ДУ написал цикл картин об У. Работал над рельефной картиной "Урал. хр. с птичьего полета". В 1924 сообщил УОЛЕ телеграммой, что передает родному г. 400 живописных полотен, собр. минералов и изделий из камня. Судьба большей ч. этого дара до наст. времени неизв. Произв. ДУ хранятся в ГРМ, в ЕМИИ, ПГХГ в Иркутском обл. художеств. музее, др. художеств. и геол. музеях и частных собр.

Соч.: О некоторых препятствиях в развитии добычи драгоценных камней // Труды I Всероссийского съезда деятелей по практической геологии и разведывательному делу. СПб., 1905; Кровь на камне // Аргус. 1916. 5.

Лит.: Павловский Б.В. А.К. Денисов-Уральский. Свердловск, 1953; Семенова С.В. Очарован Уралом. Свердловск, 1978.

  • - пгт, Пермская обл. Населенный пункт Камское Поселье, т. е. "селение, небольшая деревенька на реке Каме"...

    Географическая энциклопедия

  • - 11.1863, Екат. - 1926, Усикирко живописец, камнерез, ювелир. Род. в семье раб. Учился в школе Об-ва поощрения художеств в С.-Петерб. ...

    Уральская историческая энциклопедия

  • - родился 16 мая 1790 года в Москве, в бедной семье отставного коллежского регистратора. Вследствие смерти отца и наступившей после того семейной неурядицы, молодой Давыдов до 13-летнего возраста оставался безграмотным...
  • - летчик-истребитель, Герой Советского Союза, гвардии майор. Воевал в Испании, сбил 7 самолетов. Участник советско-финляндской войны. Командовал 12 иаэ ВВС БФ. Совершил несколько боевых вылетов на штурмовку...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Бывший генеральный директор АО "Кирово-Чепецкий химический комбинат" ; родился 14 июня 1938 г. в с. Давыдовка Нижегорского района Крымской области...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - арт. оперы. В 1907-11 - хорист, с 1911 - артист петерб. Мариинского т-ра. 1-й исп. в Марии иском т-р е партий: 2-го кума, Дато. Др. партии: Ингерд, Фома; Нерео...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - художник, авт. "Урала и его богатств" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - 1824 г. Новгород. губ. архит...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Председатель сельскохозяйственного производственного кооператива "Заветы Ильича"; родился 13 апреля 1937 г. в с. Городище Шаталовского района Белгородской области...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - посёлок городского типа в Нытвенском районе Пермской обл. РСФСР. Расположен на правом берегу р. Камы, в 7 км от ж.-д. станции Сукманы. Фанерный комбинат...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский ученый, член-корреспондент РАН. Труды по газодинамике, теплофизическому обоснованию систем астрофизической обсерватории "Сатурн"...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - УРА́ЛЬСКИЙ, уральская, уральское. прил. к Урал. Уральские драгоценные камни. Уральские казаки...

    Толковый словарь Ушакова

  • - ура́льский прил. 1. Относящийся к Уралу, связанный с ним. 2. Свойственный уральцам, характерный для них. 3. Встречающийся, распространённый на Урале. 4. Живущий, обитающий на Урале...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ур"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

"ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ АЛЕКСЕЙ КУЗЬМИЧ" в книгах

ДЕНИСОВ Илья Данилович

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

ДЕНИСОВ Илья Данилович Полковник РККАПолковник ВС КОНРРодился 1 августа 1901 г. в деревне Темирязево Чернского уезда Тульской губернии. Русский. Из крестьян. Участник Гражданской войны. Принимал участие в боевых действиях в 1919–1920 гг. на Западном фронте. В 1919 г. тяжело

С.В. ДЕНИСОВ. Начало гражданской войны на Дону

Из книги Начало гражданской войны автора Коллектив авторов

С.В. ДЕНИСОВ. Начало гражданской войны на Дону I. Зарождение добровольческой армии Зародившаяся на тихом Дону в его стольном городе Новочеркасске в конце ноября 1917 года, по мысли генерала Алексеева, военная организация существовала нелегально, скромно, негласно почти

В. Денисов «Союз молодежи» Недоразумения

Из книги Павел Филонов: реальность и мифы автора Кетлинская Вера Казимировна

Я. И. ДЕНИСОВ, майор запаса ГЕРОЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ

Из книги Год 1944-й. Зарницы победного салюта автора Автор неизвестен

Я. И. ДЕНИСОВ, майор запаса ГЕРОЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ Ночь. Труднопроходимыми проселочными дорогами быстро движутся тридцатьчетверки головного отряда танкового подразделения. Впереди - танк командира роты гвардии старшего лейтенанта И. П. Адушкина. Вот он подал сигнал

ДЕНИСОВ Анатолий Михайлович

Из книги автора

ДЕНИСОВ Анатолий Михайлович Анатолий Михайлович Денисов родился в 1915 году в селе Асино Асинского района Томской области в семье крестьянина-середняка. По национальности русский. Член КПСС с 1945 года.После окончания семилетней школы работал продавцом в Асинском сельпо.

Денисов Юрий Анатольевич

Из книги Я дрался в Афгане. Фронт без линии фронта автора Северин Максим Сергеевич

Денисов Юрий Анатольевич По окончании средней школы я поступил в Людиновский машиностроительный техникум, поэтому у меня была отсрочка и в армию призвали после окончания учебы. Итак, 22 апреля 1980 года я, как положено по повестке, явился на сборный пункт городского

Александр Гаврилович Денисов 1811–1834

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

Александр Гаврилович Денисов 1811–1834 Денисов был сыном петербургского мещанина. Став учеником А. Г. Венецианова, он получил серебряную и золотую медали Академии художеств. Картину Денисова «Матросы в сапожной мастерской» приобрел наследник престола. Император Николай I

Александр Денисов

Из книги Власть кармы. Непрерывное перевоплощение автора Николаева Мария Владимировна

Денисов Андрей Иванович

БСЭ

Денисов Сергей Прокофьевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Глава 23 Приволжский Краснознамённый (с 1974 г.), Южно-Уральский, Казанский и Приволжско-Уральский Краснознамённый военные округа в 1945-1992 гг.

Из книги автора

Глава 23 Приволжский Краснознамённый (с 1974 г.), Южно-Уральский, Казанский и Приволжско-Уральский Краснознамённый военные округа в 1945-1992 гг. Южно-Уральский военный округ (ЮУВО) со штабом в Чкалове (в дальнейшем Оренбург) был образован 26.11.1941 г. на территории Чкаловской области

Сергей Денисов СТИХИ

Из книги Южный Урал, № 27 автора Рябинин Борис

Сергей Денисов СТИХИ ГРУСТЬ КО МНЕ НЕ ПРИШЛА БЕЗ ПРИЧИНЫ… Шепчет тополь рябине печально, Только шепот его не поймешь. …Может, с целью, а может, случайно Ты навстречу ко мне не идешь. Ты опять не пришел на гулянье, - Или занят работой какой? Может, зря я

Граф В. В. Орлов-Денисов

Из книги автора

Граф В. В. Орлов-Денисов Граф Василий Васильевич Орлов-Денисов – генерал от кавалерии (1775–1843), сын Василия Петровича Орлова, атамана Войска Донского; начал службу в казачьих войсках на турецкой границе. В 1806-м году был переведён в лейб-гвардии Казачий полк, в сражении при

Денисов

Из книги Сибирская Вандея. Судьба атамана Анненкова автора Гольцев Вадим Алексеевич

Денисов Наше повествование об Анненкове было бы неполным без рассказа о его верном соратнике, навечно связавшем с ним судьбу, - о генерал-майоре Николае Николаевиче Денисове. 31 июля 1927 года газета «Известия» опубликовала статью с портретом Денисова. Высокий, с холёными

Александр Денисов ЧЕЙ КОШЕЛЕК ТОЛЩЕ?

Из книги Газета Завтра 405 (36 2001) автора Завтра Газета