Камиль Сен-Санс – «второй Моцарт. Развлекательно-познавательный блог "коктейль": камиль сен-санс На детском языке биография камиля сен санса
Камиль Сен-Санс, автор знаменитой сюиты «Карнавал животных», оперы «Самсон и Далила», симфонической поэмы «Пляска смерти», инструментальной пьесы «Интродукция и рондо каприччиозо» и других музыкальных шедевров, был французским композитором эпохи романтизма. Талантливый мастер игры на органе, виртуозный пианист и дирижер, чьи предпочтения лежали в области классики, сыграл важную роль в развитии музыки, передав собственный опыт будущим поколениям сочинителей.
Детство и юность
Шарль-Камиль Сен-Санс родился в Париже 9 декабря 1835 года и был единственным сыном Жак-Жозеф-Виктора Сен-Санса, чиновника управления внутренних дел Франции, и Франсуазы-Клеманс Коллен, заботившейся о доме и подрастающем сыне. В младенческом возрасте Камиль потерял отца и некоторое время жил в Корбейле, расположенном недалеко от Парижа в южном направлении, опекаемый внимательной и заботливой няней с медицинским образованием.
По возвращении в столицу ребенок жил в обществе матери и бабушки по имени Шарлотта Массон, которая распознала музыкальный талант внука и обучила его основам игры на пианино. В 7-летнем возрасте Сен-Санс стал учеником композитора Камиля Стамати, который развил гибкость кистей и подвижность пальцев мальчика, обогатив его врожденные способности навыками техники игры на фортепиано.
Камиль начал давать концерты, когда ему исполнилось 5 лет. Сначала он выступал перед камерной аудиторией, а в 1845 году дебютировал на сцене «Salle Pleyel» с программой, состоявшей из произведений Моцарта и Бетховена. Продолжив обучение у композитора Пьера Маледаны и органиста Александра Пьера Франсуа Боэли, Сен-Санс готовился к поступлению в консерваторию. В 1848 году подросток выдержал экзамен и стал подопечным органиста Франсуа Бенуа и мастера композиции Фроманталя Галеви.
В студенческие годы Камиль проявил выдающиеся творческие способности и отлично знал общеобразовательные предметы. Он интересовался философией, археологией и астрономией и пополнял знания в этих областях на протяжении всей жизни.
Ранними сочинениями Сен-Санса были «Симфония ля мажор» и хоровая пьеса «Джинны», написанная по мотивам произведения . В 1952 году юный композитор провалился на конкурсе «Prix de Rome», а затем выиграл первую премию в музыкальном состязании, организованном столичным обществом «Sainte-Cécile».
Музыка
Покинув консерваторию в 1853 году, Камиль поступил на должность органиста в церкви Сен-Мерри, расположенной вблизи столичной ратуши. Большое количество мероприятий, проходивших в храме, приносило молодому музыканту неплохой доход, однако инструмент, на котором приходилось играть Сен-Сансу, оставлял желать лучшего.
Имея достаточно времени для собственных занятий музыкой, Камиль сочинил несколько произведений и привлек внимание известных композиторов и Гектора Берлиоза, а также влиятельной певицы Полины Виардо. А перейдя на службу в имперскую церковь Святой Магдалины, органист получил высшую похвалу от знаменитого , назвавшего Сен-Санса величайшим виртуозом.
В 1850-х годах Камиль придерживался передовых музыкальных тенденций, восхищался работами и , но не подражал им в отличие от многих французских композиторов. В этот период Сен-Санс создал «Симфонию №1» и произведение «Град Рима», а также "Концерт для фортепиано ре мажор", которые остались малоизвестными.
В 1861 году церковный виртуоз стал преподавателем в парижской музыкальной школе Нидермейера и ввел в учебную программу творчество современных композиторов. В это время он задумал сочинить музыкальный фарс, предназначенный для исполнения студентами, который позже стал знаменитым «Карнавалом животных».
Пребывая на посту учителя, Сен-Санс из-за отсутствия времени почти не занимался собственными творениями. Его композиторская и исполнительская карьера возобновилась в 1865 году, после ухода с преподавательской работы. Камиль написал кантату «Les noces de Prométhée», которая победила на парижском конкурсе «Grande Fête Internationale», обойдя более 100 участников.
Михаил Плетнев исполняет произведение Камиля Сен-Санса «Концерт для фортепиано №2 соль минор»А в 1968 году состоялась премьера 1-го оркестрового произведения Сен-Санса под названием «Концерт для фортепиано №2 соль минор», закрепившегося в столичном музыкальном репертуаре до начала франко-прусской войны и кровавого времени Парижской коммуны. В эти годы Камиль пребывал в Англии, где время от времени давал музыкальные представления, чтобы добыть средства к существованию.
Вернувшись в Париж, в 1871 году композитор стал одним из основателей общества по популяризации новой французской музыки под названием «Ars Gallica». Будучи одержимым новаторскими идеями, Сен-Санс начал сочинять в жанре "симфонической поэмы" и представил на суд публики «Прялку Омфалы», отличавшуюся легкостью и изысканностью.
Интересен тот факт, что в начале 20 века Сен-Санс изменил отношение к современной музыке и, отойдя от передовых веяний, вернулся к старой доброй классической традиции. По словам очевидцев, композитор ушел с показа балета «Весна священная» , сочтя сочинение возмутительным, а автора сумасшедшим.
В жанре поэмы наибольшую популярность приобрела «Пляска смерти», написанная в 1874 году и изначально задуманная как пьеса для голоса в сопровождении оркестра. Мифический сюжет прихода старухи с косой в канун Хэллоуина и восстания мертвецов лег в основу музыкальных партий сочинения. Заменив стихотворные строки пронзительным звучанием скрипки, композитор поверг в ужас слушателей, пришедших на премьеру. Лишь спустя некоторое время публика оценила зловещий танец скелетов, сопровождавшийся грохотом костей, сымитированным ксилофоном.
Симфоническая поэма Камиля Сен-Санса «Пляска смерти»Искусство оперы покорилось Сен-Сансу в 1877 году, когда он завершил работу над произведением «Серебряный колокольчик», по сюжету напоминавшим легенду о . Премьера творения, посвященного меценату Альберту Либону, состоялась на сцене Парижского театра и впоследствии была сыграна 18 раз.
В благодарность за музыку покровитель, скончавшийся вскоре после первого спектакля, оставил композитору наследство, которого хватило, чтобы Камиль полностью посвятил себя творчеству. Сен-Санс написал «Реквием» в память о друге и благодетеле, а затем сочинил оперу «Самсон и Далила», которая с вошла в репертуар французских и иностранных театров.
Опровергая мнение о том, что симфонист не способен написать достойную оперу, Камиль взялся за произведение о жизни кровавого английского короля. Он с невероятным трудолюбием и усердием работал над музыкальными партиями, чтобы убедительно передать атмосферу эпохи Возрождения. Публика признала талант Сен-Санса в оперном жанре и с удовольствием посещала представления «Генриха VIII».
Благодаря этому произведению Камиля признали в Англии как одного из талантливейших французских композиторов. В 1886 году Лондонская филармония заказала автору оркестровое произведение, известное как «Органная симфония №3 до минор». После успешной премьеры на территории Туманного Альбиона Сен-Санс привез свежее сочинение на родину и вызвал единогласный восторг слушателей и критиков.
Сюита Камиля Сен-Санса «Карнавал животных»В то же время композитор закончил работу над знаменитой инструментальной пьесой «Карнавал животных», начатую в годы преподавания в музыкальной школе. Изданная после смерти Сен-Санса, сюита стала невероятно популярной и узнаваемой. Более других прославились фрагменты «Королевский марш львов», «Аквариум» и «Лебедь».
В 1890-1900-х годах Камиль давал концерты во Франции и за границей. Для хорового фестиваля, состоявшегося в 1913 году, музыкант сочинил ораторию «Земля обетованная» и лично дирижировал во время премьеры. Он часто посещал Лондон, а 1906-1909-е годы провел на гастролях в США. Последнее сольное выступление Сен-Санса состоялся в конце осени 1921 года.
Личная жизнь
Сен-Санс долгое время был холостяком и жил с престарелой матерью в Парижской квартире. В 1975 году он неожиданно женился на молодой девушке по имени Мари-Лора Трюффо, приходившейся сестрой ученице композитора. Франсуаза-Клеманс не поддерживала этот брак и не давала паре достичь счастья в личной жизни. У Камиля с женой было двое детей, умерших в младенчестве. Старший сын Андре выпал из окна, а младший Жан-Франсуа скончался от воспаления легких.
После этих трагических событий супруги прожили вместе 3 года, а затем разъехались. Во время семейного отдыха на курорте Ла-Бурбуль Сен-Санс исчез из гостиницы, оставив супруге записку, в которой говорилось, что между ними все кончено. По мнению исследователей, музыкант бросил жену, потому что считал ее виновной в гибели первого ребенка.
Мари вернулась в родительский дом, а Камиль, избегавший формальностей официального развода, еще 10 лет прожил с матерью. После кончины Франсуазы-Клеманс в биографии музыканта наступили черные дни, он впал в депрессию и думал о самоубийстве. Чтобы восстановить здоровье, подорванное переживаниями, композитор переехал в Алжир и пробыл там до весны 1889 года. В 1900 году Сен-Санс осел в Париже, снял квартиру на улице Курсель, неподалеку от бывшего дома матери, и провел там остаток жизни.
Смерть
В конце 1921 года Сен-Санс предпринял путешествие в Алжир с намерением провести там зиму. Кончина композитора 16 декабря 1921 года повергла в шок мировую культурную элиту, ведь на последних прижизненных фото и портретах 86-летний музыкант выглядел здоровым и бодрым. По словам врачей, причиной внезапной смерти знаменитого француза стал сердечный приступ.
Камиля похоронили на кладбище Монпарнас в Париже. На церемонии прощания, состоявшейся в церкви Святой Магдалины, среди скорбящих была замечена вдова Сен-Санса, Мари-Лора.
Произведения
- 1867 – «Интродукция и рондо каприччиозо»
- 1869 – «Прялка Омфалы»
- 1872 – «Жёлтая принцесса»
- 1874 – «Пляска смерти»
- 1877 – «Серебряный колокольчик»
- 1877 – «Самсон и Далила»
- 1879 – «Лира и арфа»
- 1886 – «Карнавал животных»
- 1886 – «Симфония № 3 c-moll (с органом)»
- 1901 – «Варвары»
- 1913 – Оратория «Земля обетованная»
Пианист и композитор, педагог и дирижер, музыкальный критик, автор многочисленных книг по философии и литературе, член Французского астрономического общества – .
Родился Камиль 9 октября 1835 года в Париже, в крестьянской семье. Отец, Жак-Жозеф Виктор Сен-Санс, служил в Министерстве внутренних дел, что не мешало ему писать стихи. Мать была художницей. Когда Камилю было три года, отец его умер, и воспитанием мальчика занимались мама и двоюродная бабушка.
Мальчик оказался очень талантлив, и уже в возрасте трёх лет играл на фортепиано, а в возрасте девяти лет впервые выступил с Третьим фортепианным концертом Бетховена и Двадцать седьмым концертом . Концерт увенчался большим успехом, так как Камиль играл концертную программу на память.
В 1848 году молодой Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию, а в 1851 году заканчивает её с первой премией. Помимо музыки Камиль серьёзно увлекается литературой, французской историей, философией, древними языками и естественными науками, такими как математика, астрономия и археология.
Из консерватории Сен-Санс выходит уже известным музыкантом и автором многих сочинений, среди которых скерцо для камерного оркестра, симфония A-dur, хоры и множество романсов.
В 1852 году он получает первый приз на конкурсе Общества святой Цецилии в Бордо за «Оду к Святой Цецилии». С 1853 года работает в разных соборах Парижа, продолжая писать романсы, работая над фортепианным квинтетом. В 1857 году выходит в свет его симфония «Urbs Roma», которая получает премию общества Святой Цецилии. В этом же году в Парижской церкви Мадлен Камиль получает должность органиста, которую занимает в течение двадцати лет.
В скором времени способность к органной импровизации Сен-Санса покоряет Европу. Успех даёт ему возможность сблизиться с такими известными европейскими музыкантами того времени, как Полина Виардо, Шарлем Гуно, Гектор Берлиоз.
Сен-Санс не ограничивает себя игрой на , он пишет теоретические труды, редактирует и издает произведения старых мастеров, также выступает как пианист и дирижёр. Становится одним из педагогов и основателей Национального музыкального общества. Первым во Франции исполняет симфонические поэмы .
Камиль Сен-Санс. Портрет 1903 годаС 1860 года сочинения Сен-Санса получают премии на престижных композиторских конкурсах. Он приобретает широкую популярность как композитор и пианист. А с 1870 года выступает как критик. Его публикации пользуются большим успехом.
В ноябре 1875 года, по приглашению Русского музыкального общества, выступает с концертами в Санкт-Петербурге, где знакомится с Н. Рубинштейном и .
После приезда из России, в 1877 году, композитором была поставлена опера «Серебряный колокольчик», за которую он получил сто тысяч франков от мецената Альберта Либона.
В конце 19 века Сен-Санс признан одним из лучших композиторов-современников не только Франции, но и Англии, и США. В Лондоне он выступает с концертами, на которых присутствует сама королева Виктория. В 1886 году, по заказу Лондонского филармонического общества, композитор создаёт самое известное своё оркестровое сочинение – Третью симфонию c-moll (имеющую второе название «Симфония с органом»).
Что касается личной жизни Камиля, то она была не такой успешной, как музыкальная. В 1875 году Сен-Санс женится без согласия матери на Мари-Лор Трюффо. У них рождаются два сына, но оба вскоре погибают. И уже в 1881 году Сен-Санс покидает свою жену.
Последние свои годы Камиль Сен-Санс проводит, гастролируя, как пианист и дирижёр, по Франции и за границей. Последние концерты он даёт в августе 1921 года. Умер композитор в Алжире, в довольно-таки преклонном возрасте, а тело его было перевезено в Париж и похоронено на кладбище Монпарнас.
Самые популярные сочинения:
Оперы
- «Желтая принцесса»
- «Серебряный колокольчик»
- «Самсон и Далила»
- «Прозерпина»
- «Фринея»
- «Елена»
- «Предок»
Сочинения для оркестра
- Симфония №1 Es-dur
- Симфония №2 a-moll
- Симфония №3 c- moll
Симфонические поэмы
- «Прялка Омфалы»
- «Фаэтон»
- «Пляска смерти»
- «Юность Геракла»
Концерты
- Пять концертов для фортепиано с оркестром
- Три концерта для скрипки с оркестром
- Два концерта для виолончели с оркестром
Концерт
Шарль-Камиль Сен-Санс (фр. Charles-Camille Saint-Sans ; 9 октября 1835, Париж - 16 декабря 1921, Алжир) - французский композитор, органист, дирижёр, пианист, критик и педагог.
К наиболее известным произведениям композитора относятся: Интродукция и Рондо каприччиозо (1863), Второй фортепианный концерт (1868), Концерт для виолончели и фортепиано №1 (1872) и №3 (1880), симфоническая поэма «Пляска смерти» (1874), опера «Самсон и Далила» (1877), Третья симфония (1886) и сюита «Карнавал животных» (1887).
Биография
Камиль Сен-Санс родился в Париже. Отец композитора - Виктор Сен-Санс был нормандец и служил в Министерстве внутренних дел, его жена была родом из Верхней Марны. Камиль родился в Рю дю Патио в шестом округе Париже и был крещён в близлежащей церкви Сен-Сюльпис. Менее чем через два месяца после крещения Виктор Сен-Санс умер от чахотки в первую годовщину своего брака. Маленького Камиля увезли из страны, чтобы укрепить его здоровье, и в течение двух лет он жил с медсестрой в 29 километрах к югу от Парижа в местечке Корбей. Когда Сен-Санс вернулся обратно в Париж, его воспитанием занимались мать и двоюродная бабушка, Шарлотта Мэссон. Прежде чем Камилю исполнилось три года, у него обнаружился абсолютный слух. Основам пианизма его обучала двоюродная бабушка, и в возрасте семи лет Сен-Санс стал учеником Камиля Стамати, бывшего ученика Фридриха Калькбреннера.
Будучи ещё ребенком, Камиль давал периодические концерты для маленьких зрителей в возрасте от пяти лет, пока ему не исполнилось десять лет, и тогда состоялся его официальный публичный дебют, в зале Плейель, с программой, которая включала Фортепианный концерт Моцарта (K450) и Третий концерт для фортепиано с оркестром Бетховена. Концерт прошёл с большим успехом, усилившимся благодаря тому, что Сен-Санс играл программу на память (что было нехарактерно для этой эпохи). Камиль Стамати рекомендовал Сен-Санса композитору Пьеру Маледану, которого Сен-Санс позднее назовёт «непревзойдённым учителем», и органисту Александру Пьеру Франсуа Боэли. Именно Боэль привил Сен-Сансу любовь к музыке Баха, который был тогда малоизвестен во Франции. Помимо музыки юный Сен-Санс живо интересуется французской историей, литературой, философией, религией, древними языками и естественными науками - математикой, астрономией и археологией. Свой интерес к ним он сохранит в течение всей своей жизни.
В 1848, в возрасте 13 лет, Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию. Директор, Даниэль Обер, занявший пост в 1842 году, после Луиджи Керубини, привнёс положительные изменения в режим обучения, хотя учебный план оставался весьма консервативным. Студентам, даже таким выдающимся пианистам, как Сен-Сансу, было предложено получить вторую специализацию органиста, поскольку карьера церковного органиста давала больше возможностей, чем карьера пианиста. Его учителем по органу был профессор Франсуа Бенуа, которого Сен-Санс считал посредственным органистом, но первоклассным педагогом. Среди учеников Бенуа были Адольф Адан, Сезар Франк, Чарльз Алкан и Жорж Бизе. В 1851 году Сен-Санс выиграл главный приз консерватории для органистов, и в том же году он начал обучение композиции. Его профессором был протеже Керубини - Фроманталь Галеви, среди учеников которого числились Шарль Гуно и Жорж Бизе.
Из студенческих сочинений Сен-Санса примечательна Симфония A-dur, написанная в 1850 году. В 1852 году Сен-Санс участвовал в конкурсе на Римскую музыкальную премию, но безуспешно. Обер считал, что приз должен был получить Сен-Санс как музыкант, имеющий больший потенциал, чем победитель, которым стал Леонс Коэн. В том же году Сен-Санс имел большой успех в конкурсе, организованном Обществом Святой Цецилии в Париже, где исполнялась его «Ода Святой Цецилии», за которую судьи единогласно присвоили Сен-Сансу первый приз.
Раннее творчество
По окончании консерватории в 1853 году, Сен-Санс принял должность органиста в древнем парижском храме Сен-Мерри, находящимся возле ратуши. Приход был значительным и включал около 26000 прихожан; обычно в год проходило более чем двести свадеб, на которых взималась плата для органиста. Также существовала плата за услуги органиста на похоронах, и всё это вместе со скромной базовой стипендией давало Сен-Сансу хороший доход. Орган, созданный Франсуа-Анри Клико, был сильно повреждён в период после Великой французской революции и недостаточно хорошо восстановлен. Инструмент был приемлемым для церковных служб, но не для пышных концертов, которые устраивались во многих парижских церквях.
Сен-Санс родился в семье Жака-Жозефа-Виктора Сен-Санса (1798―1835), происходившего из нормандской крестьянской семьи и служившего в Министерстве внутренних дел. Отец умер, когда Камилю было три месяца, и его воспитанием занимались мать и двоюродная бабушка. Обучаться игре на фортепиано Сен-Санс начал с трёх лет, а в десять впервые выступил в зале Плейель с Третьим фортепианным концертом Бетховена и Пятнадцатым концертом Моцарта (Си-бемоль мажор, К.450, к которому Сен-Санс сам написал каденцию). Концерт прошёл с большим успехом, усилившимся благодаря тому, что Сен-Санс играл программу на память (что было нехарактерно для этой эпохи). Известный педагог Камиль Стамати рекомендовал Сен-Санса композитору Пьеру Маледану, которого Сен-Санс позднее назовёт «непревзойдённым учителем».Помимо музыки, юный Сен-Санс живо интересуется французской историей, литературой, философией, религией, древними языками и естественными науками ― математикой, астрономией и археологией. Свой интерес к ним он сохранит в течение всей своей жизни.
В 1848 Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию в класс органа Франсуа Бенуа, и заканчивает её с первой премией в 1851. В том же году он начинает заниматься композицией и оркестровкой у Фроманталя Галеви, а также обучаться пению и аккомпанементу. Среди его сочинений этого времени ― скерцо для камерного оркестра, симфония A-dur, хоры и романсы, ряд неоконченных работ. В конкурсе на Римскую премию 1852 года Сен-Санс терпит неудачу, однако его «Ода к святой Цецилии» получает первый приз на конкурсе Общества Святой Цецилии в Бордо в том же году. Сен-Санс принимает активное участие в издании полного собрания сочинений Глюка, пишет романсы, фортепианный квинтет и симфонию «Urbs Roma», вновь получившую премию общества Святой Цецилии в 1857.
Успех Сен-Санса позволяет ему сблизиться с крупнейшими европейскими музыкантами того времени ― Полиной Виардо, Шарлем Гуно, Джоаккино Россини, Гектором Берлиозом. Его пианистическое и композиторское мастерство высоко оценил Ференц Лист. В 1857 Сен-Санс получает место органиста в парижской церкви Мадлен и занимает этот пост в течение двадцати лет, пользуясь большим успехом во многом благодаря своим импровизациям. Он сочиняет Вторую симфонию, оперы, активно пропагандирует музыку современных композиторов. Сен-Санс был одним из первых французских музыкантов, поддерживавших творчество Вагнера и Шумана. По собственной инициативе он дирижирует концертами из музыки Листа, первым во Франции исполняя его симфонические поэмы. Этот жанр, до того неизвестный во Франции, позднее появится и в творчестве самого Сен-Санса ― «Прялка Омфалы» (1871), «Фаэтон» (1873), «Пляска смерти» (1874), «Юность Геракла» (1875). Сен-Санс также возрождает интерес к произведениям Баха и Моцарта, открывает для публики практически неизвестного до того во Франции Генделя.
К началу 1860-х годов Сен-Санс уже широко известен как композитор и пианист-виртуоз. Его сочинения получают премии на престижных композиторских конкурсах (тем не менее, Римскую премию, на которую Сен-Санс повторно номинировался в 1863, ему так и не присудили). Сен-Санс с успехом исполняет во Франции и за границей свой Первый фортепианный концерт. С 1861 по 1865 он преподаёт в Школе Нидермейера (единственный период, когда Сен-Санс официально занимался преподаванием), где среди его учеников были Габриэль Форе, Андре Мессаже, Эжен Жигу. В 1871 он совместно с Роменом Бюссином основывает Национальное музыкальное общество, ставящее своей задачей развитие современной французской музыки и исполнение сочинений ныне живущих композиторов. В общество в разное время входили Форе, Франк, Лало, в рамках его концертов были впервые исполнены многие сочинения самого Сен-Санса, а также Шабрие, Дебюсси, Дюка и Равеля.
В 1870-х годах Сен-Санс начинает выступать как критик. Его публикации (не только на музыкальные темы), написанные живым, красочным языком, отмеченные мастерством ведения полемики с оппонентами (среди которых был, в частности, Венсан д’Энди), пользовались у читателей большой популярностью. После посещения Байрёйтского фестиваля в 1876 году Сен-Санс написал семь обширных статей, посвящённых творчеству Вагнера.
В ноябре 1875 Сен-Санс по приглашению Русского музыкального общества посещает с концертами Санкт-Петербург, где дирижирует «Пляской смерти» и выступает как пианист. К этому времени относится знакомство Сен-Санса с Н. Рубинштейном и Чайковским.
Личная жизнь Сен-Санса складывалась не так удачно, как его музыкальная карьера. В 1875 году он женился на девятнадцатилетней Мари-Лор Трюффо, несмотря на несогласие своей матери. У них родилось два сына, но оба они погибли в раннем возрасте: один выпал из окна, другой умер от болезни. В 1881 Сен-Санс покинул свою жену (официальный развод был оформлен несколько позже), и они больше никогда не виделись.
В 1877 была поставлена опера Сен-Санса «Серебряный колокольчик», посвящённая меценату Альберу Либону, выделившему Сен-Сансу сто тысяч франков, чтобы тот мог полностью посвятить себя композиции. Вскоре Либон умер, и Сен-Санс написал Реквием в его память, впервые исполненный в 1878. На рубеже 1870―80-х годов Сен-Санс продолжает работать над новыми сочинениями, среди которых наибольшую известность получила опера «Генрих VIII». В 1881 его избирают в Академию изящных искусств, три года спустя он становится офицером Ордена Почётного легиона.
В 1886 Сен-Санс порывает с Национальным музыкальным обществом, после того как в их концертах было решено исполнять не только французскую, но и зарубежную музыку. После смерти матери в 1888 году Сен-Санс отправляется в долгий концертный тур, посещая Алжир, Египет, Азию, Южную Америку, а вернувшись в 1890 во Францию, поселяется в Дьеппе, где вскоре будет открыт его музей. В это время он продолжает сочинять музыку и писать статьи.
К концу XIX века популярность Сен-Санса во Франции идёт на убыль, однако в Англии и США его продолжают считать одним из величайших французских композиторов-современников. Ещё в 1871 году состоялись первые концерты Сен-Санса в Лондоне, он играл в присутствии королевы Виктории, изучал рукописи Генделя, хранившиеся в библиотеке Букингемского дворца. По заказу Лондонского филармонического общества в 1886 он создал одно из самых известных своих оркестровых сочинений ― Третью симфонию c-moll (также известную как «Симфония с органом») и впервые продирижировал ею в Лондоне. В 1893 Сен-Санс руководил исполнением в Лондоне своей оперы «Самсон и Далила» в форме оратории (воплощать библейский сюжет на сцене было запрещено цензурой), и в этом же году получил степень почётного доктора Кембриджского университета (одновременно с Чайковским). В 1900―1910-х годах с большим успехом проходят выступления Сен-Санса в американских городах ― Филадельфии, Чикаго, Вашингтоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско. Сен-Санс стал одним из первых композиторов для кино ― в 1908 он написал музыку к фильму «Убийство герцога Гиза».
В последние годы жизни Сен-Санс, несмотря на почтенный возраст, много гастролировал как пианист и дирижёр во Франции и за границей. Последние его концерты состоялись в августе 1921 года. Сен-Санс умер в Алжире в возрасте 86 лет. Его тело было перенесено в Париж, где после церемонии прощания в церкви Мадлен он и был похоронен на кладбище Монпарнас.
Основные сочинения
Оперы- «Жёлтая принцесса» (1872), op. 30;
- «Серебряный колокольчик» (1877; вторая редакция - 1913);
- «Самсон и Далила» (1877), op. 47;
- «Этьен Марсель» (1879);
- «Генрих VIII» (1883);
- «Прозерпина» (1887);
- «Асканио» (1890);
- «Фринея» (1893);
- «Фредегонда» (1895; окончил и оркестровал оперу Эрнеста Гиро);
- «Варвары» (1901);
- «Елена» (1904; одноактная);
- «Предок» (1906);
- «Деянира» (1911).
- Месса для четырёх солистов, хора, органа и оркестра, op. 4;
- «Сцены Горация», op. 10;
- Рождественская оратория, op. 12;
- «Персидская ночь» для солистов, хора и оркестра, op. 26-бис;
- 18-й псалм, op. 42;
- Оратория «Потоп» op. 45;
- Реквием, op. 54;
- «Лира и арфа» (по поэме Виктора Гюго) для солистов, хора и оркестра, op. 57 (1879);
- «Ночной покой» для хора, op. 68 № 1;
- «Ночь» для сопрано, женского хора и оркестра, op. 114;
- Кантата «Небесный огонь» (текст Армана Сильвестра) для сопрано, хора, оркестра, органа и чтеца, op. 115;
- «Лола». Драматические сцены для солистов и оркестра по поэме Стефана Бордеза, op. 116: Прелюдия, Мечта, Соловей, Танго, Заключение;
- «Шаги в аллее» для хора, op. 141 № 1;
- Ave Maria для хора и органа, op. 145;
- Оратория «Земля обетованная» (1913).
- Симфония № 1 Es-dur, op. 2;
- Симфония № 2 a-moll, op. 55;
- Симфония № 3 c-moll (с органом), ор. 78 (1886);
- Симфонические поэмы
- «Прялка Омфалы», ор. 31 (1869);
- «Фаэтон», ор. 39;
- «Пляска смерти» («Danse macabre»), для облигатной скрипки с оркестром, ор. 40 - в обработке группы Ekseption ставшая финальной мелодией шоу «Что? Где? Когда?»;
- «Юность Геракла», ор. 50;
- «Вера», три симфонические картины, ор. 130;
- Первая и Третья рапсодии на темы бретонских народных песен, ор. 7-бис
- Музыка к спектаклю «Андромаха» (1903)
- Музыка к кинофильму «Убийство герцога Гиза», ор. 128 (1908)
Концерты
Концерты для фортепиано с оркестром- № 1 ре мажор, Op. 17
- № 2 соль минор, Op. 22
- № 3 ми бемоль мажор, Op. 29
- № 4 до минор, Op. 44
- № 5 фа мажор, Op. 103 «Египетский»
- № 1 ля мажор, Op. 20
- № 2 до мажор, Op. 58
- № 3 си минор, Op. 61
- № 1 ля минор, Op. 33
- № 2 ре минор, Op. 119
- концертная пьеса для валторны с оркестром
- Овернская рапсодия для фортепиано с оркестром, ор. 73 (1884)
- Вальс-каприс для фортепиано с оркестром «Свадебный пирог», ор. 76
- Фантазия «Африка» для фортепиано с оркестром, ор. 89
- Интродукция и Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром, ор. 28
- Концертная пьеса для скрипки с оркестром, ор. 67
- Гаванез для скрипки с оркестром, ор. 83
- Андалузский каприс для скрипки с оркестром, ор. 122
- Сюита для виолончели и оркестра, ор. 16-бис
- Аллегро аппассионато для виолончели с оркестром, ор. 43
- «Муза и Поэт» для скрипки и виолончели с оркестром, ор. 132
- Романс для флейты с оркестром, ор. 37
- «Оделетта» для флейты с оркестром, ор. 162
- Тарантелла для флейты и кларнета с оркестром, ор. 6
- Концертштюк для валторны с оркестром f-moll, ор. 94
- Концертная пьеса для арфы с оркестром, ор. 154
Камерные сочинения
- «Карнавал животных» для камерного ансамбля
- Два фортепианных трио
- Два струнных квартета
- Фортепианный квартет
- Фортепианный квинет
- Каприс на темы датских и русских песен для флейты, гобоя, кларнета и фортепиано, ор. 79;
- Септет для трубы, струнного квинтета и фортепиано, ор. 65;
- Две сонаты для скрипки и фортепиано
- Колыбельная для скрипки и фортепиано, ор. 38;
- Триптих для скрипки и фортепиано, ор. 136;
- Две элегии для скрипки и фортепиано, ор. 143 и ор. 160;
- «Ария часов с маятником» для скрипки и фортепиано;
- Фантазия для скрипки и арфы, ор. 124;
- Две сонаты для виолончели и фортепиано
- Сюита для виолончели и фортепиано, ор. 16 (существует и в оркестровой версии);
- Аллегро аппассионато для виолончели и фортепиано, ор. 43 (существует и в оркестровой версии);
- Романс для виолончели и фортепиано, ор. 51;
- Сафическая песнь для виолончели и фортепиано, ор. 91;
- Соната для гобоя и ф-п. (ор.166);
- Соната для кларнета и ф-п. (ор. 167);
- Соната для фагота и ф-п. (ор. 168).
- Многочисленные сочинения для фортепиано соло
- Сочинения для органа
Вокальные сочинения
Литературные произведения
- «Гармония и мелодия» (1885),
- «Портреты и воспоминания» (1900),
- «Проделки» (1913),
- «Германофилия» (1916).
Библиография
- Кремлёв Ю. Камиль Сен-Санс. - М.: Музыка, 1977.
- Друскин М. С. Французская музыка второй половины XIX века. - М.: Искусство, 1938. - С. 76-89.
Камиль Сен-Санс
(9.10.1835 - 16.12.1921) - французский композитор, пианист, дирижер, музыкальный критик. С самого раннего детства обнаружил исключительные музыкальные способности; пяти лет начал выступать в концертах, шести лет написал свои первые сочинения, десяти лет выступил в парижском концертном зале "Плейель", исполнив с оркестром концерты Моцарта и Бетховена. После занятий с известным пианистом К. М. Стамати Сен-Санс поступил в Парижскую консерваторию, где его педагогами были Ф. Бенуа (орган), Н. А. Ребер и Ж. Ф. Галеви (композиция). В 1853-1877 годах работал церковным органистом; одновременно в 1861-1865 годах преподавал игру на фортепьяно в школе Нидермейера, где среди его учеников были Г. Форе и А. Мессаже. В 1871 году Сен-Санс был одним из организаторов Национального музыкального общества.
Он много концертировал как пианист и затем как дирижер, исполняя преимущественно собственную музыку. В 1871 году впервые выступил в России; был в дружеских отношениях с Н. Г. Рубинштейном, по предложению которого написал 2-й фортепьянный концерт. Это произведение Сен-Санс исполнял во время гастролей в России в 1875 году. Сенс-Санс высоко ценил русскую музыку; он познакомил парижских музыкантов с клавиром оперы Мусоргского
"Борис Годунов".
С 1881 года Сен-Санс член Института Франции. В 1891 году организовал музей в Дьеппе (место рождения его отца), куда передал свои рукописи. Здесь, за несколько месяцев до смерти, 86-летний композитор выступил в последний раз. Сен-Санс был очень плодовитым композитором, писавшим в разнообразных музыкальных жанрах. Одним из первых во французской музыке он начал сочинять программные симфонические поэмы, продолжая в этом отношении традиции Листа.
Большое распространение получила "Пляска смерти" - эффектная концертная пьеса, изобретательно оркестрованная. Из других поэм более известны написанные по сюжетам античной мифологии "Прялка Омфалы" и "Фаэтон". В числе других симфонических произведений Сен-Санса - монументальная 3-я симфония с органом, посвященная памяти Листа. Эти сочинения созданы в 1860-1880 годах - в период рассвета творческой деятельности Сен-Санса.
Значительный интерес представляют его инструментальные произведения для солистов с оркестром. Музыка 2-го, 4-го, 5-го фортепьянных, 3-го скрипичного, 1-го виолончельного концертов привлекает мелодической свежестью, интересной ритмикой, виртуозным использованием солирующего инструмента. Очень популярна концертная пьеса Сен-Санса для скрипки с оркестром "Интродукция и рондо каприччиозо".
В начале 1870-х годов Сен-Санс обратился к оперному жанру. Лучшей его оперой является "Самсон и Далила". Благодаря настоянию Листа, очень тепло относившегося к творчеству Сен-Санса, премьера оперы состоялась в 1877 году в Веймаре. Музыку Сен-Санса в Германии в прошлом столетии ценили выше, чем во Франции. В Париже "Самсон" был представлен лишь в 1892 году. Вскоре опера получила мировое признание и обошла многие оперные сцены. В музыке этой оперы много прекрасных страниц; достаточно указать на широкоизвестные три арии Далилы, на "Еврейскую вакханалию", пронизанную подлинным духом Востока.
Сен-Санс интересовался народной музыкой Франции ("Рапсодия на бретонские мотивы", "Оверньская рапсодия") и др. стран. Много путешествуя, Сен-Санс отразил свои впечатления в таких произведениях, как "Алжирская сюита", фантазия "Африка", 5-й фортепьянный концерт с нубийской темой, "Ночь в Лиссабоне", "Арагонская хота" и др. Национальный колорит ощущается и в "Персидских песнях", "Русском каприччио", японской опере "Желтая принцесса" и др. произведениях.
Сен-Санс обладал незаурядным литературным дарованием. Он автор многих музыкально-критических статей, книг, среди них: "Материализм и музыка" (1882), "Гармония и мелодия" (1885), "Ш. Гуно и Дон-Жуан Моцарта" (1894), "Портреты и воспоминания" (1900; наиболее известная книга Сен-Санса), а также 2 сборника стихов. Сен-Санс находил время и для редактирования произведений Глюка
, Рамо
, Моцарта и др. После смерти Э. Гиро Сен-Санс закончил (вернее написал по его эскизам) оперу "Фредегонда".
Творчество Сен-Санса отличается некоторой стилистической пестротой. Его ранние произведения были написаны в стиле Мендельсона
и Шумана, затем он испытал влияние Вагнера и особенно Листа; в то же время у Сен-Санса многое и от Берлиоза
("Именно Берлиоз сформировал мое поколение", - писал он) и от лирической оперы Гуно
. Но, несмотря на эклектичность творчества Сен-Санса, его лучшие произведения, опирающиеся на традиции классической музыки, занимают почетное место в мировой музыкальной литературе. "Во французской музыке он - нечто исключительное, явление вплоть до последнего времени почти единичное". В нем представлены великий дух, высокая энциклопедичность музыкальной культуры..." - писал о Сен-Сансе Р. Роллан.