Культура греции. Культура Древней Греции: кратко. Особенности культуры Древней Греции

Культура Древней Греции


Введение

Древний мир. Эпоха, когда создавались города, первые страны и целые цивилизации, которые до сих пор изучают. Многие тайны Древнего мира так и остаются тайнами, которые ученым предстоит раскрыть.

История Эгейской цивилизации завершилась с приходом северных племен греков – дорийцев, которые по сравнению с ахейцами стояли на более низком уровне развития. Грабя и сжигая, богатые ахейские города, они вытеснили ахейцев на острова Эгейского моря, в Малую Азию и на остров Кипр. Приблизительно с XI в. до н.э. наступает смутный период в истории Древней Греции, время упадка материальной культуры. Он продлился несколько десятков лет, пока греческие племена назвавшие себя эллинами, не создадут свою самобытную культуру, которая откроет следующий период греческой истории.

Изрезанные бухты Эгейского моря способствовали развитию мореплавания. Гористая земля Греции была трудной для земледелия. Но греки возделывали виноградники, оливковые сады и хлебные поля, которые приносили главные продукты питания: вино, оливковое масло и хлеб. Множество покрытых лесами гор были прекрасным местом для охоты на оленей, кабанов, львов. В предгорьях пастухи пасли коз и овец. Самой высокой и священной горой была Олимп. На Олимпе, в заоблачной выси, по мнению древних греков, обитали прекрасные, похожие на людей боги.

Греческие ученые достигли огромных высот и не останавливались на достигнутом. Они пытались сделать еще больше, открыть новые земли. Именно в Греции появились такие точные науки как геометрия и алгебра. О мощи греческой армии ходили легенды, это были бесстрашные войны, которые не жалели сил в бою.

Так же нельзя обойти стороной огромное количество мифов, легенд и сказаний, оставшихся после этой древней цивилизации, например легенда о 12 подвигах Геракла (или Геркулеса), или о путешествии органавтов за золотым руном.

До сих пор современные историки и ученые проявляют очень большой интерес к истории этого государства.

Основными целями данной работы являются:

1. Исследовать Древнюю Грецию как государство с уникальной культурой.

2. Рассмотреть деятельность выдающихся личностей Греции и показать их влияние на культурно-исторические процессы государства.


1. Мифология и религия

Культура древних греков отличалась светским характером. Но благодаря богатой, красочной и разнообразной мифологии и религии мы можем понять мировоззренческие основы эллинов.

Центром мировоздания древних греков был человек. Произведения греческого искусства поражают гармонией и совершенством. Главным понятием искусства становится внутреннее и внешнее совершенство. Все в жизни древних греков было соразмерно человеку. Поэтому и природа, и животные, и растения, и боги обретали в древнегреческой мифологии вид человека.

Боги древних греков во всем похожи на людей, лишь более красивы и бессмертны. Именно поэтому люди в изображении древнегреческих художников прекрасны и подобны богам.

Пантеон греческих богов очень велик. Существовало три поколения богов. Прародителями всех богов были возникшие из вечного Хаоса Гея (Земля) и Уран (Небо). Их дети-титаны (могучие боги диких сил природы) – второе поколение. Среди них Крон и Рея – родители третьего поколения богов – олимпийцев, которые отняли власть у титанов и установили в мире порядок и закон.

Об устройстве мира у каждого из древних народов были свои представления, которые нашли отражения в мифологии и религии.

Эллины считали, что Землю окружает Мировой океан. Над Землей путешествуют небесные светила; луна, солнце, звезды, которые поднимаются из Мирового океана и опускаются в него.

На западном краю земли небесный купол держит на плечах могучий Атлант. Здесь живут его дочери Геспериды, которые стерегут золотые яблоки вечной молодости. Здесь же, на западе, по мнению древних греков, находились острова Блаженных (Елисейские поля) – рай для добродетельных греков, получивших от богов бессмертие. А на севере обитает племя гиперборейцев – любимцев богов.

Самыми могущественными из греческих богов были двенадцать олимпийцев. В сформировавшемся пантеоне богов каждое божество имело свои права и обязанности.

Греческие боги:

ЗЕВС – царь Олимпа, бог грома и молний, властитель олимпийской семьи богов и людей. Символы Зевса: молния, орел и дуб.

ПОСЕЙДОН – владыка моря, «колебатель земли», брат могучего Зевса. Вруке его трезубец. Символы Посейдона: трезубец, дельфины и кони.

АИД – мрачный владыка подземного царства мертвых, брат Зевса и Посейдона.

Обладает волшебным шлемом, делающим его невидимым.

ГЕРА – супруга и сестра Зевса, лилейно-рукая, волоокая покровительница брака и супружеской верности. Символы Геры: гранат и павлин.

ГЕСТИЯ – богиня домашнего очага.

ДЕМЕТРА – богиня плодородия и земледелия. Символы Деметры: ячменный или пшеничный колос.

АФРОДИТА – богиня любви и красоты. Символы Афродиты: розы, голуби, воробьи, дельфины и бараны.

АФИНА – богиня мудрости и справедливых войн. Символы Афины: сова и оливковое дерево.

АПОЛЛОН – бог света и поэзии. Символы Аполлона: лебедь, волк, лавр, кифара и лук.

АРТЕМИДА – богиня охоты и луны. Символы Артемиды: кипарисовое дерево, лань и собаки.

ГЕРМЕС – вестник богов.

ДИОНИС – бог виноградства и виноделия. Символы Диониса: чаша и тирс.

АРЕС – бог войны. Символы Ареса: горящий факел, копье, собака и ястреб.

ГЕФЕСТ – бог огня и кузнечного дела.

ГЕБА – богиня юности.

АМФИТРИТА – богиня моря.

ПЕРСЕФОНА – богиня царства мертвых.

2. Литература

Мифология сыграла важную роль в развитии древнегреческой литературы, и в первую очередь в рождении эпической поэзии.

Прекрасными знатоками греческой мифологии были поэт – крестьянин Геопсид и слепой певец Гомер. Их гимны и поэмы стали для нас главным источником знаний об этой эпохе. Они открыли нам мир греческих богов.

ГЕСИОД жил в конце VIII– начале VIIвека до н.э. в Беотии. Будучи мелким земледельцем, занимался тяжелым крестьянским трудом и научился искусству декламации речитативом эпических поэм на праздниках. Он не импровизировал с песнями, а комбинировал отрывки разучиваемых по записи текстов.

В поэме «Теогония» («происхождение богов») Гесиод повествует о начале мира и рождении богов, о борьбе богов с титанами.

Поэма Гесиода «Труды и дни» написана в форме наставлений и напутствий, обращенных к брату Персу. В них высказаны главные нравственные ценности, которые можно считать основным жизненным кредо Гесиода.

Гениальный древнегреческий поэт ГОМЕР родился в одном из городов Ионии в Малой Азии. Жил он в VIIIвеке до н.э., и о его жизни нет почти никаких сведений. Был этот гениальный слепой одним из странствующих певцов, которые, переходя из города в город с кифарой в руках, нараспев рассказывали о давних временах, богах, героях, войнах.

Начиная с эпохи Возрождения и вплоть до конца XIX века Гомера считали вымышленным лицом и поверили в реальность его существование лишь после открытий Шлимана и Эванса. Но в античные времена, судя по высказываниям Геродота, историчность личности Гомера не вызывала сомнений.

Сложив множество гимнов богам, Гомер «сотворил» греческих богов. Его даже критиковали за неуважительное отношение к небожителям.

О жизни Гомера почти ничего неизвестно: в каком городе он родился, как жил, где похоронен. О его личности можно судить по скульптурному портрету слепого старца и по двум гениальным произведениям древнегреческой литературы, посвященным ахейскому эпосу о походе на и Трою, или Илион. Это поэмы «Илиада» и «Одиссея».

Древняя Греция – родина басни, которая именно здесь сложилась в самостоятельный жанр. Басня – это короткий, часто стихотворный рассказ, в котором животные говорят и действуют по-человечески и который, заканчиваясь моралью, учит нас уму – разуму.

Известным сочинителем басен в Древней Греции был ЭЗОП, имя которого известно так же, как и имя Гомера. О жизни Эзопа мы почти ничего незнаем. Впервые о нем, как об исторической и довольно известной личности, вскользь написал историк Геродот. Опираясь на сочинения Геродота, можно лишь сказать, что Эзоп был баснописцем, жил на острове Самос около 560 г. до н.э., был рабом некоего Иадмона и был за что-то убит в Дельфах.

О жизни Эзопа был написан роман «Жизнеописание Эзопа». Книга о Ксанфе-философе, его рабе, или Похождения Эзопа» – одна из немногих сохранившихся «народных книг» греческой литературы. Басни Эзопа, как и поэмы Гомера, пережили века. Поэты и писатели разных стран пере водили их на свои языки.

3. Архитектура

Греческая архитектура, до сих пор поражающая благородством своих форм, с конструктивной точки зрения отличалась простотой. Уже в период архаики эллинские мастера разработали строго продуманную систему рациональных соотношений между колоннами и перекрытиями, лежащими на них. Ее суть заключается в художественном оформлении стоечно – балочной конструкции, состоящей из двух частей: несущей и несомой. Столкновение этих противоположных сил, сосредоточенных в вертикальной опоре и поперечной балке, приведено в состояние гармонического равновесия.

Эта цельная художественно осмысленная система выявления конструкции сооружения получила название ОРДЕРА.

Именно в античном ордере отразилась основополагающая сущность античного искусства – его направленность на человека. Это проступало даже в таком объективном начале, как математические.

Основные греческие ордера: дорический, ионический и коринфский – сформировались не сразу. В конце VII в. до н.э. возник дорический, вскоре ионический, в конце V– начале IV в. до н.э., появился ордер коринфский. Первый ордер развивался в основном на Пелопоннесе и в городах Великой Греции, второй – главным образом на побережье Малой Азии, которое называли Ионией.

Дорический ордер

Дорический ордер отличается мужественным величием, суровой простой, монументальной торжественностью, силой и большой сдержанностью в применении декора. Колонна дорического ордера не имеет базы. Ствол колонны, стоящий непосредственно на верхней ступени. Приблизительно на 1/3 высоты ствол колонны имел припухлость. Дорическая капитель, состоящая из квадратной плиты с прямыми краями, и круглой в плане подушкой с выпуклым криволинейным профилем, – предельно проста и конструктивна. Антаблемент дорического ордера всегда состояла из трех элементов: архитрава, фриза и карниза. Архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся капители колонн. Над архитравом фриз, состоявший из триглифов и метоп. Триглифы представлялись рудиментами торцов поперечных балок, а метопы – часто рельефными плитами, закрывавшими промежуток между триглифами. Находившийся над фризом карниз своей венчающей частью сильно выступал вперед, нависая над нижними элементами антаблемента. Треугольная стена между горизонтальным карнизом и двумя наклонными краями скатов кровли называлась фронтоном. Его поверхность украшалась рельефами, прототипов дорического и ионического ордеров в деревянных постройках. На крыше по углам фронтонов ставили акротерий.

Ионический ордер

Ионический ордер отличается от дорического легкостью пропорций, утонченностью форм, широким применением декора. Римский теоретик архитектуры Витрувий усматривал в ионическом ордере подражание утонченной, дополненной украшениями женской красоте в отличие от дорического ордера, подражавшего мужской красоте.

Более стройная ионическая колонна имела в основании изящно профилированную базу и меньше, чем дорическая, сужалась кверху. Более глубокие каннелюры разделялись узкими дорожками, а капитель имела два изящных завитка. Архитрав ионического ордера состоял из трех чуть нависающих одна над другой горизонтальных полос. Вместо фриза с триглифами у ионических построек непрерывный, часто рельефный растительный фриз.

Коринфский ордер

Близкий к ионическому коринфский ордер появился лишь во второй половине V в. до н.э. Коринфский ордер развился из ионического. Греки нечасто использовали коринфский ордер. Окончательно он сформировался только в последующий, римский, период. От ионического он отличался более вытянутыми пропорциями колонн и сложной капителью, украшенной орнаментом в виде листьев анкафа.

Происхождение древнегреческого ордера

Произошел он от деревянной стоечно-балочной конструкции, которая по археологическим данным к моменту создания ордеров играла важную роль среди элементов построек из дерева, сырцового кирпича или глины. Это хорошо видно из рисунков прототипов дорического и ионического ордеров в деревянных постройках. Например, триглифы изображают торцы деревянных балок перекрытия, а метопы – плиты, закрывавшие пространство между триглифами.

4. Античный храм

Архитектурный ордер, созданный древними греками на основе стоечно – балочной конструкции, стал основой античных храмов.

По представлению эллинов боги могли находиться не только в природных стихиях, но и выбирали себе самые красивые места на земле. Поэтому в гомеровскую эпоху богам поклонялись в священных рощах, пещерах, где для приношения жертв ставили алтари. Позже, в эпоху архаики, когда появились статуи богов, возникло суждение, что для этих статуй, как и для людей, необходимо жилище. Ведь греческие боги подобны людям. Так появился храм – жилище, или дом, бога, внутри которого находилась его статуя.

Первые «жилища богов», которые практически не сохранялись, были скромными и строились из дерева и сырцовых кирпичей на каменном основании. С VII в. до н.э. для сооружения храмов стали использовать камень.

Ставили храмы в самых красивых, видных местах, обязательно связывая их с окружающей природой. Ведь боги – это люди с прекрасным обликом и совершенной фигурой, и их жилище должно быть соответственно прекрасным и обязательно соразмерным человеческой фигуре.

В жизни древних греков храм имел огромное значение. Это был не только центр почитания божества, но священная кладовая, касса, банк, архив города, убежище. Поэтому храм был важнейшим общественным сооружением и возводился всем городом.

Греческий храм не был таким обособленным и строился с расчетом восприятия снаружи. Последние собирались перед храмом, вход в который располагался на востоке.

В основе планировочной структуры храма лежал жилой дом типа мегарон, где очаг был заменен статуей божества. Первоначально это были простые здания, имевшие продольный прямоугольный план с двухскатной крышей и небольшим внутренним пространством. Внутреннее пространство состояло из центральной части, или святилища, где стояла статуя божества, и передней части – портика. Иногда на западной стороне храма располагалось помещение для хранения даров.

Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным. В среднем нефе помещалась фигура бога.

В зависимости от расположения колонн храмы подразделялись на следующие типы:

1. «Храм в антах» представлял собой небольшое прямоугольное сооружение, вход в который обрамлялся выступами продольных стен – антами, между которыми становились одна – две колонны.

2. Если колонны располагались перед одним из фасадов, то такой храм назывался простиль.

3. Если колонны располагались перед двумя противоположными торцевыми фасадами, то такой храм назывался амфипростиль.

4. Если же колоннада окружала прямоугольное здание по всему периметру, то такой храм назывался периптер. Это самый распространенный классический тип греческого храма. У периптера количество колонн на боковом фасаде равнялось удвоенному количеству колонн на главном фасаде плюс одна колонна.

5. Храм с двойным рядом колонн назывался диптер.

6. Был и круглый храм – моноптер, состоявший из одной колоннады, перекрытой конусовидной крышей.

Греческие храмы не были одноцветными, а расписывались по определенной системе. Колонны и архитрав оставались светлыми, триглифы покрывались синей краской, метопы и поле фронтонов – красной, на которой хорошо выделялись скульптурные украшения. Черным, желтым, темно – коричневым и позолотой подчеркивались более мелкие архитектурные украшения. Краски были растительного и минерального происхождения.

Античный храм – это прежде всего пластически ясное целое. В нем нет большого внутреннего пространства – архитектура столь же пластична и ясна, сколь ясен образ античной статуи. храм – это еще вполне реально воспринимаемое жилище бога в образе статуи. К этому жилищу приходили праздничные процессии, вокруг него разворачивалось само празднество, его внешний пластический облик был не менее, но даже более важен, чем его внутреннее пространство. Гармония и ясность его соотношений выступают в полном единстве с ясной и конкретно – чувственной наглядностью украшающих его скульптурных образов.

Типичным для VI–V вв. до н.э. храмом являлся периптер, т.е. храм, представляющий в плане удлиненный прямоугольник, окруженный со всех сторон колоннадой. Вся конструкция помещалась на каменном основании – стилобате. Она конструктивно и зрительно своим четко выраженным конструктивным ритмом поддерживала горизонтально расчлененный и тяжелый антаблемент.

Ярчайшим образчиком классического по своим пропорциям дорического храма является храм Зевса в Олимпии, построенный Либоном. Лучше же всех сохранился храм Посейдона в Пестуме, построенный примерно в то же время и являющийся также прекрасным образцом дорического стиля.

Для античного храма чрезвычайно характерна связь с окружающей архитектурой и природной средой.

Античный храм выступает как создание человека, построенное по его эстетическим законам, отличающим храм от естественных природных форм. Примитивностью античной техники можно объяснить то, что при сооружении храмов избегали больших работ по нивелировке, засыпке и т.д., а отсутствием больших городов можно объяснить то, что всякое здание выступало в непосредственной связи с пейзажем.

5. Афинский Акрополь

Святыней каждого города был Акрополь – верхний город, который служил крепостью и включал в себя первоначально лишь дворец царя, а позднее стал играть роль религиозного и культурного центра города.

Одним из высших достижений древнегреческой архитектуры является комплекс Акрополя в Афинах, восстановленный греками после изгнания персов в V в. до н.э. Это время называют «золотым веком» Афин и временем Перикла. С именем Перикла связан расцвет главного центра греческой культуры – Афин. Именно в Афинах начинается стремительный подъем экономики, развитие ремесла, культуры, торговли, укрепляется демократия. Результатом и символом этого взлета явился вновь созданный комплекс Акрополя. Его создателями были зодчие, работавшие под художественным руководством скульптора Фидия.

Акрополь в Афинах представляет собой естественную скалу, возвышающуюся на 150 метров над уровнем моря. Акрополь является композиционным центром города, расположенного у подножия. В планировочной композиции Акрополя нет симметрии.

Главное сооружение всего комплекса – дорический Парфенон, храм Афины Девы. Парфенон воспринимается с угла, так, что видны его главный и боковой фасады. Он богато украшен скульптурой и рельефами.

Акрополь был для Афин и святилищем, и укреплением, и общественным центром. С афинским Акрополем были наиболее пышные празднества.

В создании Акрополя в Афинах участвовали крупнейшие греческие архитекторы и художники того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл, Каллимах и многие другие. Руководил строительством всего ансамбля и создал важнейшие его скульптуры Фидий.

Главное сооружение Акрополя – храм богини Афины Девы Парфеноны, построенный архитекторами Иктином и Калликратомв 447 – 438 гг. до н.э. Видимо, древние архитекторы учли равновесие асимметричных архитектурных объемов и расположили Парфенон не прямо напротив Пропилей, а южнее. Поэтому фасад Парфенона воспринимается не с фасада, а с угла, так что видны юго-западная и северная стороны. Совершенные пропорции храма, прекрасная соразмерность всех его частей создают впечатление безупречной красоты. По своему плану Парфенон – дорический периптер размером 70 х 30 м, окруженный сорока шестью колоннами.

Внутри здание было разделено стеной на две неравные части. В главной целле на высоком постаменте стояла знаменитая статуя Афины Парфенос созданная Фидием из золота и слоновой кости. На голове Афины был шлем с изображением сфинкса и крылатых коней, на груди – эгида с маской Медузы Горгоны, у ног богини скульптор поместил громадного священного змея, на правой руке богиня держала двухметровую крылатую богиню Нику, а левой рукой – щит.

6. Театр

Древняя Греция была родиной не только демократии, но и европейского театра. Древнегреческий театр, собиравший тысячи зрителей, считался «школой для взрослых», школой гражданства, мужества, мудрости и играл в жизни грека огромную роль. Каждый гражданин полиса был обязан посещать театральные представления. Недаром Периклом был выпущен закон о денежной помощи неимущим гражданам для посещения театра.

Подарил это зрелищное искусство «бог винограда» Дионис. Именно с религиозными празднествами в честь этого ликующего бога весны, солнца и плодоносящей земли, покровителя виноделов связано зарождение в VI в. до н.э. театра.

Два раза в году древние греки устраивали в честь бога виноделия «страсти Диониса» – празднества, которые освобождали человека от мирских забот и уравнивали всех. В Афинах эти представления превратились в более праздничное действо, которое отмечалось весной в течение пяти дней и называлось Великие, или Городские, Дионисии. В 534 г. до нашей эры тиран Писистрат сделал культ Диониса государственным, чем снискал любовь и уважение народа.

Организовывал театральные представления представитель городских властей. Он назначал состоятельных граждан мецената, который оплачивал постановку пьес. Театральные представления продолжались несколько дней с утра и до темноты, и зритель успевал посмотреть три – четыре пьесы. Чтобы выдержать столь долгий спектакль, зрители приносили с собой из дома пищу, напитки и подушки на каменную скамью, чтобы было удобнее сидеть.

Еще во время сельских Дионисий земледельцы одевали козлиные шкуры и маски, подражая сатирам.

Так из хоровых песен козлоногих спутников Диониса возникли главные жанры греческого театрального искусства: трагедия и комедия. Слово «трагедия» в дословном переводе означает «песнь козлов». Комедия же родилась из песен веселых поселян, шествия которых во время Сельских Дионисий называлось комос. Позднее появился третий тип греческой драмы – «драма сатиров».

Трагедия, обычно рассказывая о богах и героях из мифов, поднимала вечные проблемы, например, о чести и доблести. Персонажи комедий были, как правило, обыкновенными людьми, ошибки которых высмеивались с выдумкой, весельем и грубоватыми шутками. В сатировской драме трагическая тема и трагические герои изображались комически, а хор был одет сатирами, которые представляли полулюдей – полузверей.

Театр состоял из трех основных частей: театрона, орхестры и скены.

Театрон – это зрительские скамьи, сооруженные на склоне холма и вмещавшие тысячи людей. Они разделялись проходами на секторы. На «входных билетах» – жетонах из свинца или обожженной глины – буквой указывался определенный сектор, где разрешалось занимать любое место. Знаменитые люди занимали специальные каменные сидения в первом ряду.

Другая часть театра – орхестра, представляла собой круглую площадку, на которой выступали актеры и хор. В центре орхестры находился алтарь. Выходил хор на орхестру через боковой проход. Акустика театра была такой хорошей, что слова, произнесенные шепотом на орхестре, были слышны на самых отдаленных скамьях театрона.

У края орхестры против мест зрителей возводилась скена – небольшое здание, где устанавливались декорации. Первоначально скена играла роль палатки, где переодевались актеры. Но позднее она стала играть роль архитектурного и декорационного фона. Из трех элементов театра скена была наиболее подвержена изменениям.

Убранство скены менялось в зависимости от типа пьесы. Для представления трагедии нужны были элементы дворцовой обстановки: колонны, фронтоны, статуи. в комедиях персонажи выступали в более простой среде, и декорации изображали частные дома с балконами и окнами с видами на окружающую местность. Сатировская драма требовала декораций с изображением видов природы: леса, гор, пещер.

Всемирную славу искусству греческого театра принесли Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан. Их влияние на последующую мировую литературу огромно. Поэты, драматурги, музыканты, художники всех эпох обращались к их бессмертным произведениям. Их творчество сыграло огромную роль в воспитании многих поколений.

ЭСХИЛ (525 – 456 гг. до н.э.) родился в Элнвсине, близ Афин в аристократической семье. 13 раз он был победителем драматических состязаний. Его пьесы получили право на повторные постановки. Эсхил ввел в трагедию второго актера и перевел внимание с хора на диалог актеров, увеличив число диалогов и действующих лиц. Он ввел роскошные костюмы, маски, контуры и сценические приспособления. Из восьмидесяти написанных им пьес до нас дошли только семь трагедий: «Просительницы», «Персы», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей», «Агамемнон», «Хоэфоры», и «Эвмениды».

СОФОКЛ (496 – 406 гг. до н.э.) – современник и друг Перикла, родился в предместье Афин в богатой семье. Расцвет его творчества приходится на время наивысшего культурного и экономического подъема Афин. В 468 г. до н.э. в состязаниях трагических поэтов он смел, победить великого Эсхила. Он ввел третьего актера и сократил объем партий хора. Софокл написал около123 драм. Самые известные его трагедии – «Царь Эпид» и «Антигона».

ЕВРИПИД (ок. 484 – 405 гг. до н.э.) – третий мастер древнегреческой трагедии, родился в состоятельной и знатной семье на острове Саламине. На состязании трагиков он одержал четыре победы, а пятую ему присудили посмертно. Им было написано 92 произведения. Лучшая из дошедших трагедий – «Медея».

АРИСТОФАН (445 – 385 гг. до н.э.) – «отец комедии», жил в Афинах и прославился замечательными комедиями, которые высмеивали уродливые стороны жизни человека. Из 40 написанных комедий до нас дошли 11: «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир», «Птицы», «Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лягушки», «Женщины в народном собрании» и «Богатство». Остроумные комедии Аристофана, затрагивая важнейшие вопросы о войне и мире, о нечестных политиках, о неравенстве, очищали и воспитывали смехом афинское общество.

7. Скульптура

Особое место в древнегреческой культуре занимает скульптура – искусство ваяния и пластики, пронизанное восхищением физической красотой и мудрым устройством человека. По мнению древних, в Афинах было больше статуй, чем жителей. Скульптура украшала храмы богов и жилища людей, увековечивала память людей и отмечала могилы. Кроме традиционных статуй богов на площадях ставили статуи победителям Олимпийских игр и выдающимся гражданам. Главная тема древнегреческой скульптуры – прекрасный, могущественный и гармоничный человек.

Любимым материалом древнегреческих скульпторов были камень и бронза, иногда использовалась смешанная техника, Готовые каменные статуи раскрашивались. Одежду красили в яркие цвета, а волосы – в золотистый цвет. Глаза для статуй изготовляли из цветного камня, стекла или слоновой кости. К сожалению греческая скульптура почти не сохранилась. До нас дошли либо обломки и фрагменты, либо римские копии.

Первые образцы греческой скульптуры появились в АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VII–VI вв. до н.э.).

Это архаические статуи обнаженных стройных юношей и задрапированные статуи девушек. Еще не освободившись от власти камня, они сдержаны в движениях: плотно прижаты к телу руки, сделан упор на две ноги. В этих статуях создается обобщенный образ «архаического» человека, всегда молодого и спокойного, с так называемой «архаической» улыбкой чуть приподнятых уголков губ.

В КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V–IV вв. до н.э.) в скульптуре ценится классическая красота идеальных героев. В это время в скульптуре применять прием контрпоста – изгиб вертикальной оси тела.

Высшие достижения греческой скульптуры V–IV вв. до н.э. связаны с именами Мирона, Поликлета и Фидия.

МИРОН (500 – 440 гг. до н.э.). Его статуи атлетов отличались композиционной продуманностью, динамикой и свободным движением. В римской копии бронзовой статуи Мирона «Дискобол» показано стремительное движение. Эти же задачи ставились скульптором в бронзовой группе «Афина и Марсий», стоявшей на афинском Акрополе.

ПОЛИКЛЕТ (около 480 г. – конец V в. до н.э.) – агросский скульптор, младший современник Фидия, был «творцом чисто формальных пластических ценностей». Поликлет определял пропорции человеческой фигуры, исходя из ее высоты. Например, голова равнялась одной восьмой высоты, ступня – одной шестой, лицо и кисть руки – одной десятой. Эти идеи были практически реализованы в скульптурах «Дорифор», «Диадумен», «Раненная амазонка».

ФИДИЙ (начало V в. до н.э. – около 432 – 431 гг. до н.э.) – снискал славу величайшего мастера. Он был мастером рельефа и круглой скульптуры. Его наиболее известные работы – это рельефы Парфенона в Афинах и храма Зевса в Олимпии, скульптуры Афины Парфенос из золота и слоновой кости на деревянной основе и Афины Промахос из бронзы. Но самым известным произведением Фидия была колоссальная статуя Зевса в Олимпии. Его произведения привлекают подлинно эпической силой и жизнеутверждающим гуманизмом. В них с необычайной выразительностью звучит характерная для его эпохи мысль о величии человека – гражданина, в котором ограниченно сочетаются физическая красота тела и нравственная чистота и доблесть.

ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (IV–I вв. до н.э.) связана с именем великого полководца Александра Македонского, девизом которого были слова: «Эллину должен уподобиться каждый из варваров».

Эллинистическая культура продолжила греческие традиции. Новые города строились по планировке, разработанной еще в V в. до н.э. Гипподамом Милетским с широкими прямыми улицами, пересекающимися под прямым углом. Город разделялся на четыре квартала двумя магистралями.

Архитектура и скульптура этого периода отличалась грандиозными размерами. В архитектурный ансамбль острова Родос входило около 100 статуй коллосальных размеров. Самая знаменитая из них – позолоченная бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, сделанная учеником Лисиппа Харесом. «Колосса Родосского» также причисляли к чудесам Древнего мира.

К грандиозности тяготел и алтарь Зевса, построенный на акрополе Пергама – столицы небольшого эллинистического государства в Малой Азии.

В скульптуре эллинистического периода отразились и новые веяния эпохи: интерес к острым, драматическим сюжетам, любопытство к житейским подробностям и разнообразию повседневности. Если скульпторы классической эпохи изображали человека в период его расцвета, то в эпоху эллинизма стали появляться темы старости и детства, скорби и даже смерти. Это можно увидеть в скульптурах «Лаокоон» Агесандра, Полидора Афинодора, «Кулачный боец», «Умирающий галл».

К шедеврам эллинизма относится одно из самых выдающихся памятников скульптуры античности, выполненные во I. до н.э. Это «Венера Милосская» мраморная статуя богини любви Афродиты, которую отличают человечность, душевная теплота, совершенство и которой посвящено множество произведений. Ее автором считается Агесандр из Антиохии.

8. Живопись

Такой же прекрасной и жизнеутверждающей, как архитектура и скульптура, была живопись древней Эллады, о развитии которой можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы начиная с XI–X вв. до н.э.

Если в ранних произведениях гончарного ремесла чувствуется преемственность традиций микенской керамики, то уже в IX–VIII вв. до н.э. в вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно – геометрический орнамент из узоров – знаков в виде квадратов, треугольников и концентрических окружностей на простых, строгих, монументальных сосудах: амфорах, кратерах. Появляется излюбленный греческий орнамент – меандр – узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии. Геометрический орнамент располагался горизонтальными полосками и, видимо, имел скрытый магический смысл. Позже, в VII в. до н.э., в абстрактный узор включают условные, плоские, стилизованные изображения фигурок животных и людей, которые становятся персонажами различных сцен со строгой, продуманной композицией.

В конце VII в. – начале VI в. до н.э. древнегреческие вазы стали украшать узором, ориентированным на искусство Древнего Востока. Этот стиль получил название «ориентализирующий», или «ковровый», когда все поле сосуда покрывается орнаментом. Появляются изображения сюжетно – повествовательных сцен и фантастических животных. Центрами ковровой росписи ваз в восточном стиле были Родос и Коринф.

К началу VI в. до н.э. монументальные вазы, служившие надгробиями, сменяются более мелкой керамикой. К этому времени складываются определенные типы сосудов, форма и размер которых определялись единством красоты и практической целесообразности.

Так, узкогорлая вытянутая амфора с двумя удобными для переноса ручками предназначались для хранения оливкового масла или вина. Пелика также служила для хранения вина и масла.

Гидрия, имеющая устойчивое основание и три ручки, предназначались для переноса и разлива воды.

Иногда смесь вина и воды переливались из кратера в кувшин, который назывался ойнохоя, или ольпа, а из него потом разливали в бокалы.

Пили вино из килика, который имел тонкую, удобную для обхвата рукой ножку и две ручки. Для питья использовали также скифос. Он имел большие ручки, чтобы те, кто возлежал на ложах, могли легко удерживать их.

Черпали вино из кратера киафом, который имел изящную высокую ручку.

Одну ручку имел и маленький лекиф, в котором хранили благовония и украшения, а коробочка для женских туалетных принадлежностей называлась пиксидой.

Гончарное искусство, создающее художественные изделия из глины, или керамика, высоко ценилось в Древней Греции, а гончары и вазописцы пользовались уважением и почетом. Об этом свидетельствуют авторские подписи на вазах. А название одного из кварталов Афин – Керамик – превратилось в название изделий из обожженной глины.

Во второй половине VI в. до н.э. центр вазописи переместился в Афины, где особой популярностью пользовались сосуды чернофигурного стиля. Многофигурные композиции этого стиля представляли собой сцены из жизни богов, героев и простых смертных. Чернофигурная роспись отличается декоративностью и силуэтностью. Сначала художник процарапывал контуры фигур, затем заливал их черным лаком. Черный, как бы «негативный» рисунок прекрасно выделялся на глиняном желтым, оранжевом и розоватом фоне. В Афинах существовали целые мастеркие с талантливыми мастерами. Один из них Экзекий – автор известных ваз: амфоры с изображением Ахила и Аякса, играющих в кости; килика из Вульчи с изображением Диониса в ладье и других. Шедевром чернофигурной керамики считается ваза «Франсуа», на которой пятью поясами изображены мифологические сцены: торжественное шествие богов на свадьбу царя Пелея и морской нимфы Фетиды, битвы, гибель Ахила, охота на вепря.

Около 530 г. до н.э. афинские мастера создали более совершенный краснофигурный стиль росписи керамики, который вскоре вытеснил чернофигурную технику. На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывали, а прорисовывали тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных, строить сложные повороты и ракурсы, увеличить количество сюжетов в росписи ваз. Лучшими мастерами этой техники были Евфроний, Эвтимид, Бриг и Дурис.

9. Музыка и лирическая поэзия

К сожалению, мы не знаем, как звучала древнегреческая музыка. Но благодаря изобразительному искусству, а именно: скульптуре и рисункам на вазах, мы представляем, как выглядели музыкальные инструменты в Древней Греции.

ЛИРА, пожалуй, была самым любимым инструментом древних греков. Сегодня ее изображение принято считать эмблемой музыки. По легенде, лира была изобретена богом Гермесом. Он сделал этот щипковый инструмент из панциря черепахи и рогов, семи жил и шкур похищенных коров. Аполлон уступил Гермесу за лиру пятьдесят коров, хитростью похищенных им же у Аполлона.

КИФАРА – этот щипковый инструмент является более сложным вариантом лиры. На кифаре обычно играли виртуозы на музыкальных конкурсах и праздниках. Первоначально кифара имела четыре струны, затем число струн достигло семи, а позже их стало восемнадцать.

АРФА также относится к щипковым инструментам, известным в древности.

АВЛОС, или ДВОЙНАЯ ДУДКА – древний духовой инструмент с двойной тростью. Авлос представлял собой две отдельные дудки с камышовыми загубниками. Музыканты играли на двух дудках сразу.

СВИРИНГА, или СВИРЕЛЬ – это духовой инструмент типа одноствольных или двуствольных флейт. В литературе свирелью часто называют многоствольную флейту Пана. Она состоит из набора закрытых с одного торца и различных по длине трубочек, сделанных из ствола камыша, тростника или бамбука. Каждая трубочка издает только один звук, высота которого зависит от ее длины и диаметра.

ТИМПАН – ударный инструмент.

Древнегреческая музыка была тесно связана с литературой, особенно с лирической поэзией.

Лирическая поэзия, пришедшая на смену величественному эпосу, выражала индивидуальный мир отдельной личности. Поэзия, как и музыка, была важным воспитательным средством.

В Древней Греции стихи читали на распев под музыкальный аккомпанемент лиры или флейты. Слово «лирика» произошло от названия любимого музыкального инструмента греков – лиры.

Начиная с VII в. до н.э. в греческой лирике складываются жанры: песенный (мелика), ямбический, хоровой, элегия. И хотя лирика греков почти целиком пропала, из глубины веков до нас дошли имена Архилоха, Сапфо, Алкея, Анакреонта, Пиндара, которые воспевали любовь и дружбу, мужество и патриотизм, мудрость и благородство.

Родиной мелической лирики был остров Лесбос с главным городом Митиленой. Здесь возникли музыкально – поэтические студии, куда приезжали учиться из других городов Греции. Одну из таких студий возглавляла прекрасная собой, одаренная поэтесса Сапфо (VII–VI вв. до н.э.), которую окружали восторженные ученицы и поклонники ее таланта.

Алкей (VII–VI вв. до н.э.) – современник Сапфо, был тоже родом из Лесбоса. Он также писал в жанре мелики, воспевая пиршественную чашу и любовь к родине. Политическая борьба часто занимала мысль поэта, который был изгнан из Лесбоса одновременно с Сапфо.

Огромное влияние на мировую лирику оказал поэт, писавший в жанре мелики, Анакреонт (559 – 478 гг. до н.э.). Его считают певцом чувственной любви, беззаботного веселья, радостей жизни и вместе с тем вздохов бренности жизни.

Представителем хоровой лирики был поэт Алкман (середина VII в. до н.э.). Его второй родиной стала Спарта. Алкман был руководителем певческой школы девушек, и основу его творчества составляют стихи для хоровых песнопений – так называемые парфенеи, или парфении.

Жанр торжественной хоровой лирики и од, представляет Пиндар (521 – 441 гг. до н.э.). Его лирические произведения были разнообразны, но дошли до нас полностью только 45 похвальных гимнов в честь победителей конных соревнований.

Е VII в. до н.э. распространенным жанром лирики становится ямб. Этот энергичный размер стиха, дающий возможность выразить трезвую, иногда насмешливую мысль, впоследствии станет любимым метром русской поэзии. Отцом ямбической поэзии считается Архилох (VII в. до н.э.), родившийся на острове Парос. Его стихи чужды нежности и очарования, но в них чувствуется искренность, твердость духа, спокойного признания силы обстоятельств. Писал Архилох и элегии.

Элегии исполнялись под флейту еще в VI в. до н.э. Но особенно любимым этот жанр стал в эпоху эллинизма. Спокойный ритм и простой язык элегии позволяет выразить серьезные мысли, рассуждения и мораль. В этом жанре писал известный законодатель Афин Солон (начало VI в. до н.э.) и недовольный миром поэт – скептик Феогнид (VI в. до н.э.).

По простоте и сжатости языка была близка элегии и эпиграмма – коротенькое стихотворение, относящееся к какому-нибудь человеку, обстоятельству или предмету. Среди эпиграмм были надгробные, философские, эротические. Эпиграммы писали поэт – буколик Феокрит (род. в III в. до н.э.), философ – идеалист Платон (427 – 347 гг. до н.э.), поэт – ученый Каллимах (310 – 240 гг. до н.э.).

Заключение

Я выбрал эту тему, потому что мне очень хотелось узнать какая культура была в этом государстве. Я читал древнегреческие мифы и легенды, и они мне очень понравились, особенно понравились описания храмов, домов и других построек. Также я читал об известных личностях этого государства. И мне очень хотелось узнать какие раньше были люди, как одевались, как выглядели, как жили и как выглядели их боги.

Древние греки были жизнерадостные и жизнелюбивые. Они очень много трудились на благо своей государства. Они были патриотами своего государства, об этом говорит то, что было написано очень много патриотических песен и гимнов. Также греки были очень мудрым народом, потому что им было все интересно, они постоянно думали, что такое небо, откуда оно взялось, почему нельзя остановить время и так далее. Они хотели знать все. Они даже создали свою собственную культуру. Аналогов этой культуры не было нигде в мире. В Древней Греции было очень много талантливых людей. Кто-то из них мог сочинять стихи, оды, гимны, эпиграммы, кто-то мог делать скульптуры, кто-то мог нарисовать чертеж храма, кто-то играл на музыкальных инструментах. В Греции было очень много людей, которые вошли в историю, например: Фидий, Гомер, Эзоп, Сапфо и др. Они очень хорошо строили дома и храмы. У них получались очень красивые скульптуры и керамические изделия. Древние греки были очень храбрыми войнами. Они защищали свое государство, стоя насмерть, это подтверждает написанная Гомером поэма «Илиада».

Греция – это такое государство, аналогов которого нет, не было и не будет.


Список литературы

1. А.М. Вачьянц. Мировая художественная культура. М.: Айрис пресс, 2004.

2. Л.Д. Любимов. Искусство Древнего мира. М.: Просвещение, 1980.

3. Н.А. Дмитриева. Краткая история искусств. М.: Просвещение, 1986.

4. Н.В. Мирецкая, Е.В. Мирецкая. Уроки античной культуры. Обнинск: Титул, 1996.

5. П.П. Гнедич. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1996.

Путешествуя по этой небольшой стране, вы откроете для себя спокойное величие античной культуры, поиски новой духовности византийского христианства, следы господства турецких чужеземцев. Много тайн и легенд хранят исторические достопримечательности Греции, но и современность здесь не менее интересна. Многочисленные фестивали современного искусства, открытость городских пространств экспериментальным проектам, искренняя любовь греков к своим традициям, которые органично вписываются в повседневную жизнь – все это привлекает в Грецию ценителей истории и культуры.

class="gadget">

Древнюю Грецию недаром называют «колыбелью европейской цивилизации». Наследие греческой мифологии, философии, искусства транслировалось через века, став основой мировоззрения современного европейца. Мы постоянно встречаемся с этим наследием в виде бесчисленных слов, пришедших к нам из греческого языка, деталей архитектуры, персонажей мифологии, «перекочевавших» в европейское и русское искусство. Даже наш образ мышления, представления о разуме и логике – основу этому заложили древнегреческие философы.

Культура Греции в античный период (с III тысячелетия до н.э. по V век н.э.) была неоднородна и развивалась этапами, в зависимости от исторической ситуации. Расцвет классического греческого искусства, когда было создано большинство из известных нам шедевров, пришелся на V и IV века до н.э. - «золотое время» греческих городов-полисов. Но основные черты культуры Эллады (именно так называли свою страну греки) прослеживаются через всю историю: это особое отношение к мере, стремление к единству красоты души и тела и принцип состязательности.

class="gadget">

«Меру во всем соблюдайте», «Ничего сверх меры» - эти изречения пришли к нам от эллинов через века. Под мерой греки понимали не усредненность, а достаточность, соразмерность, необходимую для достижения гармонии. Мера была и нравственной категорией (как ее объяснял, например, Демокрит), и эстетической. В архитектуре была важна соразмерность человеку, величественные греческие храмы строились с учетом того, как они воспринимаются людьми. Так был построен Парфенон , который, несмотря на вою мощь, не кажется тяжеловесным.

По мнению древних греков, идеальный человек должен быть прекрасен душой и телом. Слияние этих качеств описывает слово «калокагатия» (от гр. «прекрасное» и «доброе»). Принцип калокагатии проявился в развитой системе греческого образования. Свободный гражданин Греции стремился развить в себе физические и духовные достоинства. Воспитание делилось на «гимнастическое» и «мусическое». Под первым понималось развитие физических способностей человека, его вершиной считалось участие в Олимпийских играх. Под «мусическим» воспитанием понималось освоение различных наук и искусств, в том числе риторики.

Принцип калокагатии - один из основных в греческом искусстве. Торжество прекрасного человеческого тела и духа являют собой эллинские скульптуры. Работы самого известного древнегреческого скульптора Фидия и его учеников поражают совершенством формы и точностью исполнения.

class="gadget">

Третий принцип, на котором базировалась древнегреческая культура – принцип состязательности, или агностики. Именно благодаря этой страсти греков выяснять, кто же лучший, появились Олимпийские игры. На время Олимпийских игр прекращались все внутренние войны. Честная состязательность всегда была важнее войны, где не обойтись без хитрости и обмана. Победители игр чествовались не меньше полководцев, им воздвигались статуи и слагались оды в их честь. Сегодня вы можете посетить раскопки древней Олимпии – места зарождения и проведения игр. Огромный стадион, рассчитанный на 20000 зрителей, поражает воображение!

Мифология Эллады – это мифология мореплавателей и торговцев, которые к тому же были неустрашимыми воинами и смекалистыми изобретателями. Греки поклонялись многочисленным божествам, которые властвовали над стихиями и господствовали в той или иной местности. По представлениям греков, главные боги обитали на горе Олимп. Именно об олимпийских богах мы знаем больше всего легенд, перешедших из мифологии в литературу. Громовержец Зевс, покровитель искусств Аполлон, прекрасная богиня любви Афродита, мудрая воительница Афина, бог виноделия Дионис, грозный бог войны Арес – все они стали олицетворением определенных природных явлений и человеческих качеств. Помимо традиционных для всех древних культур богов – плодородия, любви, войны, солнца и др., - в греческом пантеоне видное место занимали бог моря Посейдон и бог торговли Гермес, который был посредником между богами и людьми.

class="gadget">

Боги Эллады – это не всемогущие существа, от которых произошло всё сущее. Их главное отличие от людей – бессмертие. Они совершенны физически и им подвластны стихии, но при этом они подвержены тем же эмоциям, что и смертные. Они страдают, радуются, завидуют, влюбляются, часто впутывая в свои дела людей. Люди, в свою очередь, бросают вызов богам своей красотой и умом. Например, все мы знаем отважного Одиссея, который в своем путешествии не раз обводил всех вокруг пальца.

По представлениям греков, над богами и над людьми одинаково господствует непреодолимый Рок. Боги, как и люди, не могут изменить то, что предначертано судьбой. Значимость предсказаний в Древней Греции велика, как в любой другой древней культуре. Об этом свидетельствует и тот факт, что одним из самых богатых древнегреческих городов были Дельфы , где жрицы Аполлона предсказывали судьбу полководцам и царям, приезжавшим сюда с роскошными дарами. В древнегреческих мифах к предсказаниям вынуждены прибегать даже боги, и существует множество историй о том, как они безуспешно пытаются «обмануть» судьбу.

Возможно, в этом и кроется секрет популярности древнегреческой мифологии: боги и люди действуют в мифах почти на равных, и это дает плодородную почву для размышлений о значимости человеческой воли.

Нужно отметить, что греки не обожествляли своих правителей, и те могли использовать в качестве аргументов только свои личные качества и заслуги. В отличие от древних культур Востока, в Элладе не сложилось деспотичной монархии и влиятельного жречества, которые «подминали» бы под себя политическую и духовную жизнь. Именно в Элладе возникла такая форма общественной жизни, как полисы - объединения частных землевладельцев и ремесленников, в которых использовались разные формы правления. Города-полисы породили и передали следующим эпохам практический опыт демократии. Конечно, демократия в рабовладельческой Древней Греции и то, что мы сейчас понимаем под этим словом – не одно и то же. Но само представление о том, что власть может принадлежать не богам и их избранникам, а свободным гражданам – это эллинское изобретение.

афинского Акрополя , ставшего символом Греции на все времена. В современных Афинах вы можете прогуляться по Древней Агоре – главной торговой площади, на которой происходили важные общественные и политические события древней истории. В местном музее вам продемонстрируют экспонаты, свидетельствующие о становлении греческой демократии и о насыщенной жизни улиц древнего города.

Античная культура Древней Греции

Характерные черты древнегреческой культуры

Термином «античная культура» обозначают культуру Древней Греции и Древнего Рима с XIII-XII вв. до н.э.и до IV-V вв. н. э., связанную с зарождением, расцветом и упадком рабовладельческого строя.

Гегель, характеризуя греческую культуру, отмечал, что у греков мы чувствуем себя дома, "потому, что находимся в сфере духа, и если национальное происхождение и различие языков можно проследить далее, в Индии, то все-таки подлинного подъема и истинного возрождения духа следует искать прежде всего в Греции". (Гегель. Соч. М..; Л., 1935, т.-8, с 211). Гегель не преувеличивал значение греческого мира для последующей истории. Духовный импульс, которым древние греки воздействовали на всю мировую культуру, оказывает свое влияние и сегодня.

Г
реция на протяжении веков не представляла собой единого географического пространства.
Не было единства и в социально-политическом плане: существовала в рамках особой государственной системы – городов-полисов. Различие между ними были существенными: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, богах и героях. (например, Спарта и Афины). Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорит о себе как об определенной целостности. Представляется

возможным выделить следующие черты древнегреческой культуры: - интерактивный характер (интеракция – взаимодействие), так как она синтезировала достижения культур многих народов: ахейскую, крито-микенскую, египетскую, финикийскую, избегая слепого подражания;

Космологизм, ибо Космос выступал абсолютом культуры. Он не только Мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу. Утверждались эстетические категории – красота, мера. Мера едина и неделима, она – характеристика совершенства. "Прекрасное есть надлежащая мера во всем "- Демокрит. Природа Греции сама осуществляет меру – в ней нет ничего громадного, все обозримо и понятно. Поэтому одна из основных черт бытия – гармония – единство в многообразии.

Наличие канона – совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Теоретик пропорции – скульптор Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.), автор труда "Канон".

Идеал, к которому должен стремиться человек – калокагатия (kalos) – прекрасный, (agalhos) – хороший, добрый. Достичь идеала можно упражнениями, образованием и воспитанием.

Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком., о чем писал Протагор - "Человек есть мера всех вещей".

Антропоцентричность культуры предполагала культ тела человека.

Состязательность характеризовала различные сферы жизни греческого общества – художественную, спортивную и др. Первые Олимпийские были проведены в 776 г. до н.э.

В Древней Греции берет начало диалектика – умение вести беседу.

Греческая культура поистине празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов.

Связующим (?) звеном между древневосточными цивилизациями и античностью являлась крито-микенская культура (II тыс. до н.э.). О ее высоком уровне развития свидетельствует развитая письменность, технические изобретения (водопровод и бассейны), наличие астрономических знаний, расцвет искусства (фрески царских дворцов в Кноссе и Фесте, расписные каменные сосуды, изящные изображения женщин, керамика). Крито-микенское искусство было прекрасной прелюдией греческого искусства. Письменным источником, содержащим бесценные сведения о культуре крито-микенской цивилизации, являются "Илиада" и "Одиссея".

Г
омеровская эпоха (X-VIII вв. до н. э.)
характеризовалась упадком культуры, так как в XI в. до н. э. в Грецию вторглись дорийцы, принесшие примитивные формы культуры - так называемый геометрический стиль искусства, похожий на искусство неолита. Общество того времени было безграмотным. Широкое распространение получили мифологические представления, послужившие основой развития античной науки, литературы и искусства.

С VIII-VI вв. до н. э., периода возникновения полисного строя, складываются вполне отчетливые и цельные стилистические черты греческой архаики. Становление и развитие культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в развитии горного дела и металлургии, строительной техники и архитектуры, керамического и текстильного производства, развитии флота.

В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства – материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство – архитектура, скульптура, живопись. Архаическая культура – исходный рубеж классической культуры Эллады.

Социальной основой образования и развития античной культуры служил полис – типичная для Древней Греции и Древнего Рима форма социально-экономической и политической организации общества. В полисы входила городская территория и окружающие ее земледельческие поселения.

В полисах действовали разные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание. Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности. В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей: уверенность в том, что полис – высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.

Непременным атрибутом полиса являлись театры, музеи, гимназии, стадионы, рынки и т.д. Полисы выступали также центрами становления и развития философии, науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д.

Именно в условиях полисной культуры родилась личность, так как полисная демократия предоставляла такую возможность, защищая ее права и свободу.

С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность.

Мифология

Большую роль в оформлении античной культуры сыграла мифология. Сами по себе мифы представляют собой архаические повествования о деяниях богов и героев на основе фантастических представлений о мире. В своей основе мифы содержат описания творения мира, происхождения людей и животных.

Греческая мифология сложилась во II тыс. до н э. В это время окончательно оформился пантеон богов, живущих на горе Олимп и подчиненных власти одного бога – Зевса, "отца людей и богов". Каждое олимпийское божество было наделено определенными функциями: Афина – богиня войны, высших родов искусства, ремесел, охранительница городов и стран; Гермес – бог торговли; Артемида – богиня охоты; Афродита – богиня любви и красоты и т.д.

Пантеон богов воспроизводился в архитектурных сооружениях (храм Артемиды и др.). Антропоморфизированные изображения богов стали основной формой развития античного искусства.

Философия . Особое место в древнегреческой культуре занимает философия. Не будем останавливаться подробно (это – предмет истории философии), отметим ряд основных положений.

Во-первых , признавая огромную роль древневосточных культур в дальнейшем развитии человечества, следует признать именно Древнюю Грецию в качестве той ступени социального развития, на которой рождается философия. Рождение философии сопровождалось разложением мифа. От него философия унаследовала целестно-мировоззренческое восприятие мира. Но вместе с тем, в процессе своего развития, философия в
бирала в себя различные предшествующие научные знания, бытовые описания. В результате довольно четко оформился отличительный признак философии – стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. Именно не мудрость сама по себе, а любовь к мудрости, стремление к ней как постоянное состояние человеческого духа.

Во-вторых, философия развивалась в пределах полисов как свободные объединения, школы, например, милетская школа (VI в. до н.э.), положившая начало материалистическому направлению в философии, элейская школа (VI-V вв. до н. э.) и др.

Новый период в ее развитии начался с Сократа (V в. до н. э.), который признавал истинно философскими чисто человеческие проблемы. Грандиозные философские системы Платона и Аристотеля включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др.

Древнегреческая философия явилась исходной основой всего последующего развития западноевропейской философии.

В
-третьих, именно древнегреческая философия положила начало формированию системы понятий, категорий, которые в своей совокупности остались и поныне средоточием знания – развивающегося, обогащающегося в ходе практического и духовного освоения мира.

Наука

В тесном взаимодействии с философией развивались естественно-научные взгляды древних греков. Их источник – та же мифология, но именно поэтому раннегреческая наука во многом отличается от современной. Это были лишь зачатки той или иной группы естественных наук. Греки в VI в. до н э. представляли мир следующим образом: он замкнут и един, сверху ограничен небесным куполом, по которому совершали регулярные движения. Солнце, Луна и другие планеты. Они зафиксировали ритмику природных процессов, смену дня и ночи, чередование фаз Луны, смену времен года и др.

Выделялись 4 субстанции природы, жизненно необходимые для повседневной деятельности человека: земля, вода, огонь и воздух. Гармонию мира, космический порядок нарушают катастрофы и стихии: землетрясения, ураганы, наводнения, затмения, которые тогда не могли объяснить, а потому они характеризовались как проявления неких мистических сил.

Древнегреческая наука была единой, нерасчлененной, не распавшейся на философию и естествознание, и его отдельные дисциплины. Мир в целом понимался как единое целое, подчас даже уподобляющееся огромному животному. Античная наука увековечила себя в истории духовной культуры созданием атомистики. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита служило мировоззренческим и методологическим основанием развития науки вплоть до XIХ в. "Физика" Аристотеля была посвящена изучению природы и положила начало физической науке.

В Древней Греции стали формироваться и биологические знания. Начальные научные представления о зарождении живых организмов разрабатывали Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит. Величайшим врачом античности был Гиппократ. Ряд биологических трактатов написал Аристотель.

Н
а рубеже VII-VI вв. до н. э. возникла история как самостоятельный жанр литературы. Древние историки описывали главным образом историю отдельных городов и местностей, т.е. это был рассказ о том, что было в прошлом. Первым историком античного мира считается "отец истории" Геродот, который, как и его последователь Фукидид, посвятил свои произведения описаниям войн. Автор 40-томной "Истории" Полибий считал важнейшей задачей истории поиск и изложение причин событий и явлений. Но в целом, история как наука, ориентировалась на описание конкретных, единичных исторических событий.

Литература

Д
ревнегреческая литература – древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н. э. находятся "Илиада" и "Одиссея", приписываемые слепому певцу Гомеру. Литература – еще один росток духовной культуры, выросший из мифологии. Античная литература полна разнообразных сюжетов о борьбе богов и героев со злом, несправедливостью, стремления к достижению гармонии в жизни. В ней рождается идея единства внешней и внутренней красоты, физического и духовного совершенства личности. Человек смертен, но бессмертна слава героев. В древнегреческой литературе появляется лирика и трагедия. Известны лирические поэты Гесиод, Анакреонт, поэтесса Сафо. Родоначальником классической формы трагедии был Эсхил, автор трилогии "Орестея", "Прикованный Прометей" и др. Известны также трагические поэты Греции Софокл и Еврипид. Еврипид в трагедии "Просительницы" устами главного героя Тезея выражен свои социальные взгляды.

Высокого уровня развития достигла архитектура, скульптура, возник театр. Уже в архаическую эпоху возникла ордерная система постройки храмов (выделение несущих и весомых частей), которые строились в честь богов – храм Аполлона, Артемиды. Эта традиция продолжается в эпоху классики – Храм Зевса, Афинский акрополь и др.

В VIII в. зародилась скульптура, главными объектами и изображения которой становились боги и богини, легендарные герои, олицетворяющие образ идеального человека. Таковы произведены Фидия - статуя Зевса, Поликлета – статуя Дорифора, Мирона "Дискобол" и др. Но постепенно происходит отход от идеализированного образа человека. Так возникает искусство Праксителя и его наиболее известная работа – Афродита Книдская, где сочетаются элементы строгости, чистоты, лирического начала. В произведениях Скопаса ("Вакханки), углубляется психологизм, экспрессия.

В эллинистическую эпоху усиливается роль эстетического эффекта, драматизм (Венера Милосская, "Лаокоон" и др.)

В целом, значение древнегреческого искусства в общечеловеческом содержании идеалов, гармонии рационального и эмоционального, логики и чувства, абсолютного и относительного. Приоритетное направление отдавалось возвышенной красоте.

Со второй половины IV в. до н. э. начинается новый период в древнегреческой истории и культуре – период эллинизма.

В широком смысле понятие эллинизм означает этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом. В 86 г. до н. э. римляне завоевали Афины, в 30 г. до н. э. – Египет. 27 г. до н. э. – дата рождения Римской империи.

Эллинистическая культура не была единообразной на всей территории эллинистического мира. Культурная жизнь различных центров отличалась в зависимости от уровня экономики, развитости общественных отношений, соотношения этнических групп. Общим было то, что классическими образцами социальной экономики и политического развития выступили древнегреческая литература, философия, наука, архитектура. В эллинистической культуре наметился переход от грандиозных философских систем (Платон, Аристотель) к учениям индивидуалистического плана (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм), сужение социальной тематики в художественной литературе. Эллинистическая литература отличается полным аполитизмом или понимает политику как прославление монархии.

Широкое распространение получила научная литература, связанная с именами Евклида, Архимеда, Птолемея. Выдающиеся открытия были сделаны в области астрономии. Так, в III в. до н. э. Аристарх Самосский первым в истории науки создал гелиоцентрическую систему мира, которую воспроизвел в XVI в. Н.Коперник.

В III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где была одна из лучших библиотек – Александрийская. Это – время расцвета эпиграмм, стиля гимнов, небывалого универсализма эллинистической культуры.

Таким образом, Древняя Греция поистине является колыбелью европейской цивилизации, потому, что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации. Она содержала в себе истоки всех последующих достижений европейской культуры (философию, естественные науки, литературу, искусство). Многие отрасли современной науки выросли на основе трудов древнегреческих ученых и философов.

Значительная часть научной терминологии, названия многих наук, большинство имен, многочисленные пословицы и поговорки были рождены в древнегреческом языке.

На Балканском полуострове и близлежащих островах расположена Греция. Она граничит со многими странами и Республиками, например: Албанией, Болгарией, Турцией и Республикой Македонией. Просторы Греции омываются Эгейским, Фракийским, Ионическим, Средиземным и Критским морями.

Слово "грек" появилось во времена Римской империи. Так называли греческих колонистов Южной Италии. Позже так стали называть всех жителей Греции, на тот момент - эллинов. До средних веков греки жили по своим правилам и устоям, оказав большое влияние на развитие Европейской культуры. Но с переселением влахов, славян, албанцев их жизнь несколько изменилась.

Народы, населяющие Грецию

На сегодняшний день Греция является этнически однородно страной - жители говорят на общем языке, но также знают английский. По численности людей, проживающих на территории страны, Греция занимает 74 место в мире. Что касается веры, то практически все греки исповедуют православие.

Самыми заселенными городами Греции являются: Афины, Салоники, Патры, Волос и Ираклион. Горных и холмистых районов в этих городах достаточно, но люди предпочитают жить на побережье.

Смешение кровей началось в начале нашей эры. В 6-7 вв. н. э. славяне заняли большую часть греческих территорий, с этого момента, они стали частью греческой народности.

В Средние века Грецию заполонили албанцы. Несмотря на то, что Греция в этот момент была подвластна османской Турции, влияние этого народа на этническую составляющую было невелико.

А в середине 20 в. Грецию заполонили турки, македонцы, болгары, цыгане и армяне.

Огромное количество греков живут за границей, но все же сохранились народные греческие общины. Они находятся в Стамбуле и Александрии.

Нужно отметить, что на сегодняшний день 96% населения Греции - греки. Лишь на границах можно встретить представителей других народов - славянское, валашское, турецкое и албанское населения.

Культура и быт народов Греции

На Греческую культуру и быт повлияло много факторов, но есть вещи, которые остались неизменными со времен Древней Греции.

Дома Древней Греции делились на мужскую и женскую половину. Женская часть была доступна только для близких родственников, а в мужской части находились гостиные.

Греки никогда не придавали особого значения одежде. Она всегда была простой и неприглядной. Лишь по праздникам можно одеть праздничный костюм, украшенный узорами или сшитый из благородной ткани.

(Греки за столом )

Греки испокон веков были очень гостеприимным народом. Они всегда были рады нежданным гостям и незнакомым путешественникам. Как и во времена Древней Греции, сейчас не принято садится за стол в одиночестве, поэтому люди приглашают друг друга на завтраки, обеды и ужины.

Греки очень любят детей и тратят много сил и времени на то, чтобы их воспитать, дать хорошее образование и сделать их физически сильными.

Что касается отношений в семье, то мужчина - добытчик, а жена - хранительница домашнего очага. В Древней Греции не имело значения - есть ли рабы в семье, женщина все равно принимала участие в домашних делах.

(Греческая бабушка )

Но условия современности вносят свою лепту в жизнь греков. И все равно, они стараются чтить культуру, соблюдать религиозные традиции и по возможности носить национальную одежду. В обычном мире это простые европейские люди, носящие деловые костюмы или профессиональную форму.

Несмотря на то, что жители Греции слушают западную музыку, смотрят кассовые фильмы и живут, как многие, им все равно удается придерживаться своей культуры. Каждый вечер на улицах, в тавернах проходят праздники с вином и национальными песнями.

Традиции и обычаи народов Греции

У каждой национальности есть свои обычаи и традиции. Греки не являются исключением. Начать стоит с того, что в Греции ежегодно отмечают 12 праздников на уровне государства.

Одним из этих праздников является Греческая Пасха. В этот день люди устраивают масштабные гуляния. День Независимости и Благовещение сопровождаются военными парадами во всех городах Греции. Также греческой традицией стал рок-фестиваль Rockwave. Мировые рок-группы съезжаются в эту страну, чтобы дать уличный концерт. Стоит посетить Винные и Лунные Фестивали, которые проходят летом.

Большая часть обычаев связано, конечно, с религией. Например, если грек болеет или ему нужна Божья помощь, он дает обет, заключающийся в том, что он отблагодарит святого.

Также есть обычай подносить святым малую модель того, что они просили уберечь от зла или сохранить - фотографии или рисунки машин, домов близких людей и т.п.

Каждый город, регион, поселок Греции имеет свои традиции и обычаи. Они очень похожи между собой. Но главное то, что каждый житель этой страны считает должным и правильным их соблюдать.

На этом уроке вы узнаете о культурной жизни Древней Греции. Многих людей во всем мире притягивает красота Афинского акрополя, храмов Парфенон и Эрехтейон, древнегреческая скульптура. До сих пор в театрах ставятся пьесы, в основе которых лежат сюжеты, ставившиеся еще в древнегреческом театре. До сих пор проводятся Олимпийские игры, а философию древнегреческих мыслителей изучают в университетах. На этом уроке вы погрузитесь в мир прекрасного и познакомитесь с древнегреческой культурой

Рис. 2. Богиня Афина ()

Рис. 3. Богиня Гера ()

Что касается литературы , то это направление в Греции было не слишком развито. Греческую литературу принято начинать с Гомера (рис. 4) , с его поэм «Илиада» и «Одиссея». До настоящего времени не до конца известно, когда и при каких обстоятельствах создавались эти поэмы. Существует много теорий по этому поводу. Некоторые вообще отрицают сам факт существования Гомера как единого лица, которое свело вместе все многочисленные сюжеты и песни. Литература развивалась в основном в поэтическом направлении . Существовали произведения поэта Алкея, поэтессы Сафо, оды писал Пиндар. Большого развития достигло ораторское искусство в речах таких политических деятелей, как Лисий, Демосфен, Исократ . Многие из речей этих авторов дошли до наших дней. Особая часть греческой литературы - это драматургия . Те пьесы, которые писали создатели греческих трагедий и комедий. Отцом греческой трагедии, считался драматург Эсхил из Элевсина (рис. 5). Его произведения считаются первыми драматическими произведениями в истории человечества. Два из них: «Прометей прикованный» и «Персы» являются самыми популярными произведениями древнегреческой драматургии, их продолжают ставить до сегодняшнего дня. Драматургия использовалась не только для развлечения людей, но и для того, чтобы придавать определенные черты характера, определенным образом воспитывать их. Пьесы должны были носить воспитательный, патриотический характер. Преемниками Эсхила стали Софокл и Еврипид . До нас дошла небольшая часть пьес, написанных этими авторами. Например, из произведений Еврипида до нас дошло 18 пьес из 92 им написанных.

Рис. 4. Поэт Гомер ()

Рис. 5. Отец греческой трагедии - Эсхил ()

Существовал в Греции такой жанр драматургии, как комедия . Но комедия считалась жанром низким, недостойным. Однако комедиограф Аристофан оказался настолько популярен, что его произведения дошли до наших дней. 2 с половиной тысячи лет назад греки смеялись над продажными политиками, над глупыми гражданами, над женщинами, которые пытались примерить на себя роли мужчин, над теми вещами, над которыми мы смеемся и по сей день.

Распространение грамотности в Греции было не всеобщим, но большинство свободных греков были грамотными. Это было обосновано тем, что алфавитное письмо было гораздо проще освоить, чем иероглифы. Греческий алфавит стал основой как для кириллицы, которую используем мы сегодня, так и для латиницы.

Именно в это время в Греции появляются первые библиотеки . Например, библиотекой обладал греческий тиран Писистрат , правивший в Афинах во второй половине VI в. до н. э. В конце IV века до н. э. появилась первая публичная библиотека.

Что касается древнегреческой архитектуры , то многое до нас не дошло. Но у греков была традиция изготавливать небольшие глиняные модели храмов. Поэтому мы можем себе представить, как выглядел греческий храм IX или VIII века до н. э. До наших дней, пусть даже и в полуразрушенном виде, дошел храм Геры , находящийся неподалеку от Коринфа, который датируют IX веком до н. э.

Греческая архитектура очень быстро приобрела стилевую направленность. В VII веке до н. э. возникает первый общегреческий стиль, получивший название дорический . Впоследствии возникает еще два архитектурных стиля: ионический и коринфский . Если сравнить эти стили друг с другом, то можно заметить, насколько быстро развивается в Греции архитектурная мысль, как меняется пропорция зданий. Греки очень быстро начинают понимать, что такое золотое сечение и как нужно построить здание, для того чтобы оно казалось выше, даже если на самом деле оно не очень высокое. К сожалению, основные памятники этой эпохи до нас не дошли полностью. На Афинском акрополе в центральной части города можно увидеть только руины Парфенона (рис. 6), Эрехтейона (рис. 7) и других храмов, которые были построены в V веке до н. э. между Греко-Персидской и Пелопонесской войной. Но даже в таком варианте эти храмы производят неизгладимое впечатление.

Рис. 6. Храм Парфенон ()

Рис. 7. Храм Эрехтейон ()

Храмы было необходимо украшать. В Греции возникает такая отрасль культуры, как скульптура . Изначально ставились статуи богов. Было принято изображать людей статичными, без движения, но очень быстро греки благодаря своему хорошему знанию анатомии, стали переходить к изображению человеческих фигур в динамике. До наших дней сохранилось далеко не всё, а только малая часть. Многие скульптуры дошли только в римских копиях. Но даже обломкистатуй до сих пор ценятся искусствоведами, как великая ценность.

Далеко не всех создателей греческих статуй мы знаем по именам. Но многие имена до наших дней все-таки сохранились. Известен скульптор Мирон , самая известная его статуя - Дискобол (рис. 8) . На Акрополе была установлена другая статуя работы Мирона - Афина и Марсий (рис. 9) . Если говорить о других скульпторах того времени, то известен Фидий , автор знаменитой Афины-девы для Парфенона. Огромная 12-метровая статуя, тело которой сделано из слоновой кости, а одежда и вооружение - из чеканных золотых листов на деревянной основе. Ему же принадлежала Статуя Зевса , установленная в Олимпии, высота статуи - 14 метров. Эта статуя до наших дней не сохранилась, по одной из версий она затонула в то время, когда римляне перевозили ее на свою территорию. Из других статуй Фидия можно назвать скульптурный декор Парфенона. Этот скульптурный декор иллюстрирует миф о рождении богини Афины и ее спор с Посейдоном за власть над Аттикой. До наших дней сохранилось около 500 фигур, которые были изначально на этом фронтоне изображены, правда, сохранились они фрагментарно.

Рис. 8. Дискобол, скульптор Мирон ()

Рис. 9. Афина и Марсий, скульптор Мирон ()

Говоря о других скульпторах, можно назвать Поликлета из Аргоса. Образ гражданина полиса воплощает в себе созданная им статуя Дорифора или копьеносца, которая была каноном и образцом для скульпторов более поздних эпох. Также можно выделить скульптора Леохара , которому принадлежит бронзовая статуя Аполлона . Мраморная римская копия этой статуи, найденная в XV веке, хранится в Бельведере Ватиканского дворца. Поэтому статуя получила название Аполлон Бельведерский .

Именно в Древней Греции зародилась наука история. Ее отцом считается Геродот (рис. 10) , но и до него существовали люди, которые составляли небольшие описания жизни их государств. Такие историки - логографы - дали очень много материала для труда Геродота и для работ более поздних историков. Также отцом истории считают Фукидида , он первым стал применять критический метод: отделять то, что соответствовало действительности, от явной выдумки. Труды Геродота и Фукидида продолжил историк Ксенофонт , работа которого «Греческая история» описывает события, происходившие в Греции в самом конце Пелопонесской войны и в начале IV века до н. э.

Рис. 10. Отец истории - Геродот ()

То, чем особенно цена для нас греческая культура, - это греческая философия . Именно в этом регионе родилась философия как особая форма знания, объединяющего в себе все отрасли наук, которые могли быть известны в то время грекам. Именно в Греции впервые появляется такая система, как обучение философии. Людей, которые учили правильно мыслить и говорить, называли софистами . Подобные школы существовали во многих греческих городах. Из школ, которые существовали в V веке до н. э., особое значение имела школа Сократа , которая находилась в Афинах. Из этой школы вышел мудрейший грек своего времени - Платон . Платона самого можно было назвать софистом, он был платным учителем философии. Та школа, которую создал он, получила название Академия (рис. 11) . Именно платоновская академия была первым общим учебным заведением в древности. Оно было создано еще в начале IV века до н. э. и пережило не только Древнюю Грецию, но даже Древний Рим и было закрыто только в VI веке н. э. в эпоху византийских императоров.

Рис. 11. Академия Платона ()

Наследник и ученик Платона - Аристотель (рис. 12) - создал собственную школу, которая получала название ликей, иначе лицей . Он просуществовал недолго, но дал свое название учебным заведениям, которые существуют до настоящего времени во многих странах, в том числе и в России. Аристотель важен и тем, что он стал отделять философию от знания научного, более точного и доказательного. С истории Аристотеля, с тех трудов, которые он писал, начинается историописание многих наук современности. Его можно считать не только основоположником биологии и физики, но и химии, климатологии, политологии, социологии. Он написал труды по самым разным областям знаний, которые впоследствии развились в отдельные науки. Аристотель также известен своим трудом «Афинская полития» , это труд по истории и государственному укладу Афин, но он дошел до нас в неполном виде. Но обобщающий труд Аристотеля, «Политика», до нас дошел. Мысли и теории, который выдвигал Аристотель, были очень актуальны.

Рис. 12. Аристотель ()

Сложно переоценить то значение, которое греческая культура имела в истории человечества. До сегодняшнего дня люди продолжают смотреть на статуи, созданные греческими скульпторами и стоящие во многих музеях мира. Мы можем любоваться архитектурными памятниками, которые дошли до нас через века. До сегодняшнего дня в театрах ставят те произведения, которые были написаны 2 с половиной тысячи лет назад, и изучают научные труды, созданные греческими авторами. До сегодняшнего дня продолжают проводиться и Олимпийские игры, который каждый из вас видел.

Список литературы

  1. Акимова Л. Искусство Древней Греции. - СПб, «Азбука-классика», 2007.
  2. Бордмэн Дж. Материальная культура архаической Греции, в книге: Кембриджская история древнего мира. Т. III, ч. 3: Расширение греческого мира. - М.: Ладомир, 2007.
  3. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М., 1971.
  4. Волобуев О.В. Пономарев М.В., Всеобщая история для 10 класса. - М.: Дрофа, 2012.
  5. Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса. - М.:Вентана-Граф, 2013.
  6. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К. Ронина. - М.: Высшая школа, 1990.
  7. Ривкин Б.И. Античное искусство. - М., 1972.
  1. Muzei-mira.com ().
  2. Arx.novosibdom.ru ().
  3. Iksinfo.ru ().
  4. Studbirga.info ().
  5. Biofile.ru ().

Домашнее задание

  1. Какие особенные черты свойственны греческой культуре эпохи архаики и классики?
  2. Расскажите о религии в Древней Греции.
  3. Какие памятники архитектуры и скульптуры вам больше всего запомнились?
  4. Расскажите про развитие научной мысли в Древней Греции.