Палаццо питти во флоренции. Палаццо питти Замок питти

Опубликовано: Июнь 17, 2016

Галерея Палатина (Палаццо Питти)

Галерея Палатина - главная галерея Палаццо Питти, содержит большой ансамбль из более 500 картин, в основном эпохи Возрождения, которые когда-то были частью коллекции произведений искусства Медичи и их наследников. В галерее, которая перетекает в королевские покои, находятся произведения Рафаэля, Тициана, Перуджино («Оплакивание Христа»), Корреджо, Питера Пауля Рубенса и Пьетро да Кортона. Особенностью галереи всё также остаётся частная коллекция и произведения искусства, развешенные аналогично тому, как должны были в больших залах, для которых предназначались, а не в хронологической последовательности, или согласно школе искусства.

Карниз в зале Юпитера, показаны фрески и лепнина на люнете, выполненные Пьетро да Кортона.

Лучшие комнаты украшены Пьетро да Кортона в высоком стиле барокко. Изначально фресками Кортона была расписана небольшая комната на главном этаже под названием Sala della Stufa и серией изображающей «Четыре возраста человека», которая была очень хорошо воспринята; «Золотой век» и «Серебряный век» были написаны в 1637 году, за ними в 1641 году последовали «Бронзовый век» и «Железный век». Они ценятся среди его произведений. Художнику впоследствии было предложено создать фреску в гостиной великого герцога; анфилада пяти комнат в передней части палаццо. В этих пяти Планетарных комнатах иерархическая последовательность божеств основана на системе Птоломея; Венера, Аполлон, Марс, Юпитер (Тронный зал Медичи) и Сатурн, но не Меркурий и Луна, так как они должны идти перед Венерой. Чрезвычайно богатые потолки с фресками и сложной лепниной фактически восхваляют род Медичи и дар добродетельного правления.

Кортона, оставил Флоренцию в 1647 году, а его ученик и работник, Чиро Ферри, завершил цикл в 1660-х годах. Позже они стали источником вдохновения для Лебрёна, расписавшего комнаты Людовика XIV в Версале.

Впервые коллекцию открыл для публики в конце XVIII века, хотя и довольно неохотно, великий герцог Леопольд, первый просвещенный правитель Тосканы, который стремился получить популярность после заката династии Медичи.

Комнаты галереи Палатина

Галерея Палатина имеет 28 комнат, среди них:

  • Комната Кастаньоли: названа в честь художника потолочных фресок. В этой комнате выставлены портреты Медичи и правящих семей Лотарингии, а также стол муз, шедевр инкрустации камнями, выполненный Opificio delle Pietre Dure (Мастерская обработки самоцветов) в 1837-1851 годах.

Артемизия Джентилески «Юдиф и её служанка с головой Олоферна» 1613-1618

  • Комната Ковчега: содержит картину Джованни Баттиста Караччоло (XVII век). В 1816 году потолок был украшен фреской Луиджи Адемолло «Ной входящий в Иерусалим на ковчеге».
  • Комната Психеи была названа в честь потолочной фрески Джузеппе Колиньона; в ней выставлены картины Сальватора Роза 1640-1650 годов.
  • Зал Поччетти. Фрески на своде когда-то приписывали Бернардино Поччетти, однако теперь Маттео Росселли. В центре зала стоит стол (1716) по заказу Козимо III. Здесь также находятся некоторые произведения Рубенса и Понтормо.
  • Комната Прометея: названа в честь предмета фресок Джузеппе Колиньона (XIX век) и содержит большую коллекцию картин имеющих круглую форму: среди них - «Мадонна с младенцем» Филиппино Липпи (XV век), два портрета Боттичелли и картинами Понтормо и Доменико Беккафуми.
  • Комната Правосудия: потолок украшен фресками Антонио Феди (1771-1843), и выставлены портреты (XVI век) Тициана, Тинторетто и Паоло Веронезе.
  • Комната Одиссея: в 1815 году расписана фресками Гаспаре Мартелини, в ней находятся ранние работы Филиппино Липпи и Рафаэля .
  • Комната Илиады: содержит «Мадонну Панчатики» и «Мадонну Пассерини» (c-1522-1523 и 1526 соответственно) Андреа дель Сарто, и картины Артемизии Джентилески (XVII век).
  • Комната Сатурна: содержит работы Рафаэля «Портрет Аньоло Дони» (1506), «Мадонна в кресле» (1516), и «Портрет Кардинала Ингирами» (1516); здесь также выставлены «Благовещение» (1528) Андреа дель Сарто, и «Иисус и Евангелисты» (1516) Фра Бартоломео.
  • Комната Юпитера: содержит «Даму с вуалью», знаменитый портрет Рафаэля (1516), что, согласно Васари, представляет женщину, которую любил художник. Среди других работ в комнате, картины Рубенса , Андреа дель Сарто и Перуджино.
  • Комната Марса отличается работами Рубенса: аллегории представляют «Последствия войны» (отсюда и название комнаты) и «Четыре философа» (среди них Рубенс изобразил себя, с левой стороны). На своде находится фреска Пьетро да Кортона «Триумф Медичи».
  • Комната Аполлона: содержит картину «Мадонна со святыми» (1522) Россо Фьорентино, из церкви Санто-Спирито, и две картины Тициана «Мария Магдалина» и «Портрет английского дворянина» (между 1530 и 1540).
  • Комната Венеры: содержит скульптуру «Венера Италийская» (1810) Антонио Канова, созданную по заказу Наполеона. На стенах вывешены пейзажи (1640-50) Сальватора Роза и четыре картины Тициана 1510-1545 годов. Среди картин Тициана: «Портрет папы Юлия II» (1545) и «Красавица» (1535).
  • Белый Зал: в своё время бальный зал дворца, отличается белым оформлением и часто используется для временных выставок.

В королевские покои входят 14 комнат. Их оформление было изменено Савойями на стиль ампир, но в некоторых комнатах всё ещё сохраняется убранство и мебель периода Медичи.

Зеленая комната была расписана Джузеппе Кастаньоли в начале XIX века. В ней выставлен комод с интарсией XVII века и коллекция позолоченных изделий из бронзы; Тронный зал был украшен для Короля Виктора Эммануила II Савойского и отличается красным брокатом на стенах и японскими и китайскими вазами (XVII -XVIII век).

В Синей комнате содержится коллекция мебели (XVII-XVIII век) и портреты членов семьи Медичи, написанные Юстусом Сустермансом (1597-1681).

Основные произведения:

Рафаэль «Мадонна Грандука», 84 x 55 см

Рафаэль «Мадонна под балдахином», 276 x 224 см

Рафаэль «Портрет Аньоло Дони, 63 x 45 см

Рафаэль «Дама с вуалью», 82 x 60 см


Рафаэль «Портрет Томмазо Ингирами», 90 x 62 см

Рафаэль «Мадонна с завесой», 158 x 125 см


Рафаэль «Портрет беременной женщины», 66 x 52 см

Тициан «Христос-Искупитель», 78 x 55 см


Тициан «Прерванный концерт», 87 x 124 см

Тициан «Изабелла д"Эсте» 100 x 75 см

Тициан «Портрет Винченцо Монти», 85 x 67 см

Тициан «Портрет папы Юлия II» 99 x 82 см ,


Питер Пауль Рубенс «Четыре философа», 167 x 143 см

Питер Пауль Рубенс «Последствия войны», 206 x 342 см

Питер Пауль Рубенс «Святое семейство», 114 x 80 см



Антонис ван Дейк «Кардинал Гвидо Бентивольо», 195 x 147 см

Филиппо Липпи «Мадонна Бартолини», диаметр 135 см

Караваджо «Портрет Фра Антонио Мартелли», 118 x 95 см

Андреа Верроккьо «Иероним Стридонский», 72 x 105 см

Караваджо «Спящий купидон», 41 x 27 см

Паоло Веронезе «Джентельтмен в мехе рыси», 140 x 107 см

Другие галереи

Королевские покои

Покои состоят из 14 комнат, которые ранее использовала семья Медичи и жили её наследники. Основные изменения в них были совершены после эпохи Медичи, совсем недавно в XIX веке. В покоях содержится коллекция портретов Медичи, многие из них принадлежат кисти художника Юстуса Сустерманса. В отличие от больших выставочных залов, содержащих Палатинскую коллекцию, некоторые из этих комнат гораздо меньше и более интимные, хотя всё ещё имеют большие размеры и покрыты позолотой, более подходят требованиям повседневной жизни. Антикварная мебель включает кровати с балдахином и другую необходимую мебель, которую не найти больше нигде в палаццо. Последний раз короли Италии использовали Палаццо Питти в 1920-х годах. К этому времени он уже был преобразован в музей, но для них была сохранена анфилада комнат (в настоящее время Галерея современного искусства) для официальных посещений Флоренции.

Галерея современного искусства (Галерея современного искусства в Палаццо Питти)

Эта галерея возникла в результате модернизации флорентийской академии в 1748 году, когда была основана Галерея современного искусства. Она была предназначена для хранения художественных произведений, которые были обладателями премий на соревнованиях академии. В это время Палаццо Питти отремонтировали с большим размахом, а новые произведения искусства собрали, чтобы украсить недавно украшенные выставочные залы. В середине XIX века картин современного искусства великого герцога было так много, что большинство передали Палаццо делла Кросетта, которое стало первым домом недавно сформированного Музея современного искусства.

После Рисорджименто и изгнания семьи великого герцога из палаццо, все современные художественные произведения великого герцога были объединены под одной крышей «Современной галерее Академии». Коллекция продолжала расширяться, в особенности под патронажем Виктора Эммануила II. Однако это было после 1922 года, когда галерея была перенесена в Палаццо Питти, где её дополнели современными произведениями искусства находящимися в собственности, как государства, так и муниципалитета Флоренции. Коллекция была размещена в недавно освобождённых покоях членов итальянской королевской семьи. Для широкой публики галерея впервые была открыта в 1928 году.

На сегодняшний день эта большая коллекция расширена и распространяется на 30 залов, она включает работы художников Маккьяйоли и других современных итальянских школ конца XIX и начала XX века. Стоит особо отметить картины художников Маккьяйоли, эта школа тосканских художников XIX века во главе с Фаттори была пионерами и основателями импрессионизма. Название «Галерея современного искусства» некоторым может показаться неправильным, поскольку искусство в галерее охватывает период с XVIII до начала XX века. Никакие примеры позднего искусства в коллекцию не включены, так как в Италии, «современное искусство» относится к периоду до Второй мировой войны; период, следовавший за ним, как правило, известен как «arte contemporanea». В Тоскане это искусство можно найти в Центре современного искусства Луиджи Печчи в Прато, город находится примерно в 15 км от Флоренции.

Музей серебра

Музей серебра, иногда называемый «Сокровищница Медичи», содержит коллекцию бесценного серебра, камей, и работ с полудрагоценными драгоценными камнями, многие из последних в коллекции Лоренсо де Медичи, включают старинные вазы, большинство с тонкими серебряными позолоченными креплениями добавлены, чтобы показать величие XV века. Эти комнаты, прежде часть личных королевских покоев, украшены фресками XVII века, самым невероятным человеком Джованни да Сан-Джованни в 1635-1636 годах. Музей серебра также хранит прекрасную коллекцию немецких золотых и серебряных артефактов, приобретенных великим герцогом Фердинандом после его возвращения из ссылки в 1815 году, после французской оккупации.

Музей фарфора

Впервые открытый в 1973 году, музей расположен в Casino del Cavaliere в садах Боболи. Здесь находится фарфор из множества самых известных европейских фабрик, хорошо представлены Севр и Мейсен под Дрезденом. Многие предметы в коллекции были подарками флорентийских правителей от европейских монархов, при этом другие произведения были специально изготовлены по заказу двора великого герцога. Следует особенно отметить несколько крупных столовых сервизов фабрики Винсенн, которую позже переименовали на Севр, и коллекцию маленьких бисквитных фигурок.

Галерея костюма

Галерея, расположенная в крыле, известном как «Палаззина делла Меридиана», содержит коллекцию театральных костюмов, которые датируются от XVI века до настоящего времени. Это также единственный музей в Италии, детально представляющий историю итальянской моды. Одна из более новых коллекций палаццо была основана в 1983 году Кирстен Ашенгрин Пьяченти; анфилада четырнадцати комнат, покои Меридиан, были закончены в 1858 году.

Помимо театральных костюмов в галерее показана одежда, которую носили с XVIII века по сегодншний день. Некоторые экспонаты уникальны для Палаццо Питти; к ним относится похоронная одежда XVI века великого герцога Козимо I де Медичи, а также Элеоноры Толедо и её сына Гарции, оба умерли от малярии. До облачения в соответствующий наряд для погребения их тела были представлены для публичного прощания в их лучшей одежде.

В галерее также выставлена коллекция бижутерии середины XX века. Изначально в Sala Meridiana был функциональный меридиальный прибор, встроенный в художественное оформление фрески Антонио Доменико Габбиани.

Музей карет

Музей на первом этаже демонстрирует кареты и другие транспортные средства, которые использовались при дворе великого герцога в конце XVIII и XIX века. В XIX веке размер выставки побудил одного посетителя задаться вопросом «Во имя всего того, что считается необычным, как можно найти место для всех этих карет и лошадей». Некоторые кареты настолько пышно украшены, что имеют на обшивке не только позолоту, но и нарисованные пейзажи. Кареты, используемые по наиболее важным случаям, наподобие Carrozza d"Oro (золотая карета), увенчивались позолоченными коронами, которые указывали бы социальное положение и чин владельца кареты. Другие кареты в экспозиции использовал Король обеих Сицилий, архиепископы и другие флорентийские официальные лица.

Палаццо сегодня

На сегодняшний день Палаццо, преобразованный из королевского дворца в музей, находится в руках итальянского государства, а именно у Polo Museale Fiorentino , учреждение, которое управляет двадцатью музеями, включая Галерею Уффици, и несёт абсолютную ответственность за 250000 каталогизируемых произведений искусства. Несмотря на превращение из королевской резиденции в принадлежащее государству общественное здание, палаццо, сидя на его поднятом месте, не учитывающем Флоренцию, все еще сохраняет воздух и атмосферу частной коллекции большого дома. В значительной степени подобное возможно благодаря Amici di Palazzo Pitti («Друзья Палаццо Питти»), организации добровольцев и покровителей, основанной в 1996 году, который занимается сбором средств и вносит предложения относительно текущего обслуживания Палаццо и коллекций, а также постоянного улучшения их визуального представления.

Другие картины с описанием из галереи Палатина (открываются с увеличением в отдельном окне):

Портрет герцога Бекингема



От: Artemida,  10234 просмотров

Отправляясь во Флоренцию – на родину Возрождения и величайших мастеров этой эпохи: Да Винчи, Микеланджело, Макиавелли и Данте, – нужно непременно остановиться в этом городе хотя бы на неделю: за меньший срок вам просто не удастся обойти все достопримечательности: дворцы и храмы, музеи и площади… За каждым новым поворотом старинных улочек будут открываться все новые и новые чудеса, например, палаццо Питти. Палаццо Питти во Флоренции – это самое большое палаццо в городе и одно из самых больших и величественных в Италии, история его насчитывает уже 560 лет, и сегодня это – целый кладезь музейных экспозиций, которые будут интересны каждому любознательному туристу.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

История строительства

Первый камень нового дворца был заложен в 1458 году, само строительство продлилось шесть лет – довольно немного по тем временам. Но даже этого хватило, чтобы история возведения палаццо была окутана целым ворохом легенд и предположений. К сожалению, сегодня историки уже не могут наверняка сказать, где правда, а где – вымысел?

Лука Питти – богатейший флорентийский банкир, соперничавший по влиятельности и богатству с самим Козимо Медичи, – был и другом последнего, и соперником одновременно. Известно, что Питти даже устраивал против Медичи заговор – не для того, чтобы свергнуть того или убить, а чтобы заставить прислушаться к своему мнению в делах политических.

И Медичи вынужден был прислушаться: именно под влиянием Питти в середине 15 века во Флоренции была временно восстановлена демократическая система власти, а выборы снова стали организовываться по жребию, а не по праву родства и наследования. В то же время, в последние годы жизни Медичи одаривал Питти щедрыми дарами.

Строительство нового дворца было для Питти делом чести: говорят, что он хотел «перещеголять» дворцы своего друга размерами и величественностью. С размерами – однозначно получилось: палаццо Питти даже спустя пять с половиной веков – самое большое в городе и одно из самых больших в стране. С величественностью – фифти-фифти: здание хоть и выглядит величественным и монументальным, но его всегда обвиняли и до сих пор обвиняют в серости и громоздкости, и что «перегнать» Медичи таки не удалось. На вкус и цвет, как говорится…

Легенды рассказывают, что Питти повелел сделать окна своего нового палаццо больше ворот во дворцах Медичи, а еще – что все шесть лет, пока велось строительство, здесь укрывались беглые преступники: Питти и его люди покрывали мошенников, воров и даже убийц в обмен на то, что те будут работать на стройке, а сама стройка, якобы, велась днем и ночью, без перерывов и выходных. Правда все это или нет – сейчас уже сказать невозможно.

В 1464 году строительство было вынужденно остановлено. Большая часть дворца к тому времени была готова, но еще требовались какие-то доработки, оформление фасада и внутреннего убранства. Но Питти не мог больше вкладываться в дело своей жизни: его друг и покровитель Козимо Медичи скончался, к власти пришел Джироламо Савонарола, известный в истории как беспощадный диктатор, к тому же рьяно осуждавший богатство и роскошь, и у бывшего банкира начались серьезные финансовые проблемы. Справиться с ними он не смог, и в 1472 году, заметно порастеряв свое состояние, умер, оставив незавершенный дворец своим потомкам.

Но и потомки Луки удержать постройку в семейном наследии не смогли: в 1549 году окончательно разорившийся Бонаккосро Питти – достоверно не известно, кем он приходился Луке: сыном, внуком или иным родственником, – был вынужден продать палаццо. Новой его владелицей стала Элеонора Толедская, супруга Козимо Медичи – другого, – и именно под их покровительством здание было достроено и расширено.

Кто был архитектором первоначального варианта палаццо, неизвестно. Есть предположения, что это были Брунеллески и его подмастерье Франчелли, но современные историки соглашаются только со вторым именем: сам Брунеллески скончался еще за несколько лет до закладки первого камня будущего дворца. Во времена же Козимо и Элеоноры строительство велось под руководством самих Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати. Самым примечательным фактом можно назвать то, что между палаццо Питти и палаццо Веккьо, предыдущей резиденцией Медичи, был построен огромный коридор, позволявший перемещаться между дворцами, не выходя на улицу.

При сыне Козимо и Элеоноры, Фердинанде Первом Медичи, здесь хранились все основные богатства и огромная коллекция украшений знаменитой династии. Еще позже здание принадлежало семействам Лотарингов и Савойев. В начале 20 столетия палаццо было национализировано, то есть передано государству, здесь открыли несколько музеев и художественные галереи. На сегодняшний день палаццо Питти – одно из самых посещаемых туристических мест Флоренции, здесь ежедневно проводятся различные экскурсии.

Архитектура

Стилистически палаццо Питти относится к кватроченто (этот термин, кстати, тоже родился во Флоренции): в нем соединились образность Средневековья, нормы христианской культуры и веяния Проторенессанса. Мощное и величественное здание палаццо как будто давит сверху, заставляя покорно опустить взгляды. Но Лука Питти этого и добивался: та же облицовка фасада рустом – грубо отесанным камнем, – намекает на то, что дворец в его понимании должен был производить грозное и жесткое впечатление.

В здании три этажа, причем каждый верхний этаж меньше предыдущего, таким образом, дворец как бы уходит ввысь, подобно египетской пирамиде. Также это четкое деление заметно благодаря полукруглым аркам и пилястрам, которые были сделаны уже во времена Элеоноры Толедской. Впрочем, считается, что Вазари и Амманати следовали первоначальному замыслу и планам, сделанным еще при жизни Питти.

Галерея Палатина

Галерея Палатина – или Палатинская, – сама по себе, даже без выставленных там шедевров живописи, очень красива и самобытна. Некоторые залы, расписанные итальянцем Пьетро да Кортона, представляют собой общий мифологический рисунок и даже названы именами древнеримских и древнегреческих богов: Венеры – богини красоты и плодородия, – Аполлона – бога света и покровителя искусств, – Марса – бога войны и сельского хозяйства, – Юпитера – верховного бога, – и Сатурна – бога земледелия и времени.

Что касается картин галереи, то их начали собирать еще Медичи, затем дело было продолжено и Лотарингами. Именно здесь, во дворце Питти, самая большая в мире коллекция шедевров Рафаэля: целых одиннадцать картин! Есть здесь и работы таких известнейших мастеров, как Тициан, Рубенс, Ван Дейк и Караваджо.

Галерея современного искусства

Кроме шедевров времен Возрождения славится палаццо Питти и галереей современного искусства, где выставлены картины живописцев 19 века. Большинство из них писали в технике маккьяйоли (еще одно флорентийское слово!) – особом стиле, отличающемся свободной манерой и ярко выраженными «пятнами». Вполне возможно, что именно из маккьяйоли вырос импрессионизм.

Сокровища великих герцогов

Второе название – Музей серебра. Музей довольно внушительный: почти тридцать залов, и один роскошнее и богаче другого. Эта коллекция также собрана семейством Медичи: здесь и виртуозно отлитое, резное, изящное столовое серебро, и ювелирные украшения легендарной династии, и коралловые и жемчужные сувениры, и миниатюрные фигурки, вырезанные из вишневых косточек и слоновой кости, и византийские вазы, и амфоры из восточных стран, и шедевры венецианского ювелирного дела, и драгоценные и полудрагоценные камни, и восхитительный прозрачный янтарь… Похожие роскошные и богатые коллекции можно встретить разве что в залах Лувра и Эрмитажа.

Музей моды и костюма

Это собрание сравнительно молодое – музей открылся всего лишь в 1983 году. Тем не менее, сегодня он насчитывает уже больше 6 тысяч экспонатов, и каждое уважающее себя издание давно внесло его в списки лучших музеев моды и костюма в мире.

Безусловно, большая часть костюмов коллекции – итальянские: шедевры Мариано Фортуни, Марии Галенга, Эльзы Скиапарелли. Все эти женщины – известные дизайнеры и модельеры конца 19 – начала 20 века. Именно их стараниями развивалась современная итальянская мода. Есть здесь и костюмы аристократического общества 18-20 веков, и театральные костюмы, и некоторые украшения, и одежды знаменитых итальянских актрис, например, Элеоноры Дузе. Здесь же – знаменитые работы из коллекций великолепной Коко Шанель.

Кроме того, в музее моды есть и транспортные средства: кареты, повозки, первые автомобили. Можно увидеть цельные композиции, когда рядом с женским и мужским манекенами в костюмах определенных годов находится транспортное средство того же времени.

Поскольку ткань очень быстро разрушается на свету, все экспонаты находятся под стеклом, а в самом помещении царят полумрак и прохлада. Кроме того, чтобы костюмы не находились слишком долго на манекенах, каждые два года вся экспозиция полностью меняется. Временные же выставки меняются еще чаще. Фотографировать здесь можно, но только без вспышки. Кроме того, отправляясь в музей моды и костюма, обязательно оденьтесь потеплее.

Королевские и императорские апартаменты

, Тоскана

Тип здания резиденция банкира Архитектурный стиль архитектура Возрождения Основатель Лука Питти Дата основания Строительство - годы Состояние художественная галерея Сайт palazzopitti.it

История и нынешнее назначение здания

Ранняя история

Строительство этого строгого и неприветливого здания было начато в 1458 году флорентийским банкиром Лукой Питти , главным сторонником и близким другом Козимо Медичи . Ранняя история дворца представляет собой смесь фактов и выдумок. Как утверждают, чтобы превзойти своего покровителя, Питти приказал рабочим сделать окна своего дворца ещё больше, чем вход во дворец Медичи . Современник Питти Никколо Макиавелли сообщает, что все изгнанные из Флоренции, к тому же и преступники, подлежащие преследованию, находили убежище во дворце, если могли быть полезны строительству . Строительные работы были приостановлены, когда со смертью Козимо Медичи в 1464 году у Питти начались финансовые трудности. Хозяин дворца умер в 1472 году , так и не доведя своё предприятие до конца.

Земля на холме Боболи была выкуплена для создания на ней парка и садов, ныне известных как сады Боболи . Их устройством занялся состоявший при дворе Медичи садовник-декоратор Никколо Триболо , который умер в следующем году; практически сразу его заменил архитектор Бартоломео Амманати . Исходный план садов был сосредоточен вокруг амфитеатра . Первое представление прошло там в 1476 году ; там была показана «Девушка с острова Андрос » Публия Теренция Афра . За ней последовали многие пьесы флорентийских писателей, таких как Джован Баттиста Чини . Исполняемые для развлечения культурного двора Медичи, в них использовались сложные образы придворного сценографа Бальдассаре Ланчи .

Дома Лотарингии и Савойи

Дворец оставался главной резиденцией Медичи вплоть до 1737 года , когда умер последний представитель рода Медичи по прямой мужской линии - Джан Гастоне Медичи . Затем он недолго находился в руках его сестры Анны Марии ; с её смертью прямая линия рода Медичи угасла и дворец перешёл к новым Великим герцогам тосканским - Лотарингскому дому из Австрии в лице императора Священной Германской Империи Франца I Стефана . Австрийская аренда была ненадолго прервана Наполеоном , пользовавшегося дворцом в период своего контроля над Италией. В 1860 году Тоскана перешла из рук Лотарингского дома к представителям Савойской династии ; то же случилось и с Палаццо Питти.

Национализация и наше время

Архитектурные особенности

Галерея современного искусства

В Галерее современного искусства в основном представлены произведения итальянских живописцев XIX в. Большое влияние на всю итальянскую живопись в конце того века оказала флорентийская группа художников под названием «Маккьяйоли » (итал. macchia - пятно). Такое название она получила за свободную манеру письма яркими цветовыми пятнами.

Музей серебра

Галерея

Фасад дворца

Внутренний дворик

Одежда в Галерее костюма

Вид на дворец с юго-востока

Музей фарфора в садах Боболи

Примечания

Ссылки

  • Официальный сайт (итал.)
Академия дель Чименто

Академия дель Чименто или Академия опыта (эксперимента; опытов) (лат. Accademia del Cimento; итал. Accademia dell"esperimento) - во Флоренции учёное общество (по-итальянски «академия»), учреждённое в 1657 году на средства Леопольда де Медичи и использовавшее, впервые в Европе, экспериментальные методы Галилея в естествознании.

Первоначально академия располагалась во флорентийском Палаццо Питти, по соседству с великим герцогом Фердинандо II, участвовавшим в создании некоторых инструментов, затем перенесена во дворец Кастеллани, ныне флорентийский музей истории науки или музей Галилео (итал. Museo Galileo).

Амманнати, Бартоломео

Бартоломео Амманнати (Bartolomeo Ammannati; 18 июня 1511 - 13 апреля 1592) - один из самых плодовитых флорентийских скульпторов и архитекторов эпохи маньеризма. Муж поэтессы Лауры Баттиферри.

Учился у Баччо Бандинелли и Якопо Сансовино (которому ассистировал при постройке библиотеки Сан-Марко). Как скульптор подражал Микеланджело. Его статуи производят впечатление не столько величественности, сколько массивности. На флорентийской площади Синьории возвышается самая известная из них - фонтан Нептуна. Он работал над ней десять лет вместе с учениками, среди которых был Джамболонья.

В истории Амманнати остался прежде всего как зодчий. Во Флоренции он построил мост Санта-Тринита через Арно и довёл до конца крупнейший строительный проект чинквеченто - палаццо Питти. Именно ему довелось воплотить в жизнь предложенный Микеланджело проект лестницы в Лауренциане. Слава Амманнати достигла папы Юлия III, который пригласил его строить свою римскую виллу вместе с Джорджо Вазари и Джакомо да Виньолой.

В 1528-1534 годах по заказу кардиналов Лоренцо и Роберто Пуччи построил палаццо Пуччи на одноимённой улице. В 1577-1590 годах по заказу Франческо Пуччи перестроил фасад флорентийской церкви Сан-Микеле.

В последние десятилетия жизни Амманнати, став религиозным, заклеймил воспроизведение в камне нагих тел как преступление против нравственности. В связи с этим его продуктивность пошла на убыль. Он умер во Флоренции и завещал своё состояние иезуитам. Похоронен вместе с женой в церкви Сан Джованини дельи Сколопи во Флоренции.

Брунеллески, Филиппо

Филиппо Брунелле́ски (итал. Filippo Brunelleschi (Brunellesco)); 1377-1446) - итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения.

Габбиани, Антон Доменико

Антон (Антонио) Доменико Габбиани (итал. Anton Domenico Gabbiani; 13 февраля 1652, Флоренция - 22 ноября 1726, там же) - итальянский живописец периода позднего барокко.

Дольчи, Карло

Карло Дольчи (итал. Carlo Dolci; 25 мая 1616, Флоренция - 17 января 1686, там же) - итальянский художник флорентинской школы барокко.

Донна Велата

«Донна Велата» (итал. Ritratto di donna или La Velata - «женщина под покрывалом») - один из известнейших портретов художника итальянского Возрождения Рафаэля Санти.

Полагают, что натурщицей для данной работы служила возлюбленная Рафаэля, изображенная на полотне Форнарина. Индивидуальность проступает в камерной атмосфере обеих картин.

Предполагают, что Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал в Риме по заказу банкира Агостино Киджи над оформлением главной галереи его виллы Фарнезина. Рафаэль написал для Киджи фрески «Три грации» и «Галатея».

Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и наконец на берегу Тибра увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Рафаэль прозвал её Форнарина (от итал. fornaro - пекарь).

Художник предложил девушке поработать в качестве модели и пригласил её к себе в студию. Так начался их роман, он продолжался шесть лет, до самой смерти мастера. Как говорят, Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. золотых и снял для неё виллу. После безвременной кончины великого художника Форнарина, как гласят документы, ушла в монастырь в 1520 году.

Изначально картина находилась в коллекции флорентийского купца родом из Кремоны Маттео Боттего, а в 1615 году перешла в собственность Козимо II. Долгое время авторство картины не было установлено, и только в 1839 году выяснилось, что она принадлежит кисти Рафаэля. В настоящее время картина выставлена в Палатинской галерее Палаццо Питти во Флоренции.

Коридор Вазари

Коридор Вазари (итал. Corridoio Vasariano) во Флоренции - крытая галерея, соединяющая Палаццо Веккьо с Палаццо Питти. Часть коридора открыта для осмотра, но только в составе группы и в сопровождении экскурсовода.

Коридор Вазари был построен в течение пяти месяцев 1565 году по заказу великого герцога Тосканы Козимо I. Причиной строительства послужило бракосочетание сына великого герцога, Франческо I Медичи, с Иоанной Австрийской. Архитектором сооружения выступил Джорджо Вазари.

Участок Коридора Вазари над мостом Понте Веккьо обустроен рядом больших панорамных окон. Из них открывается великолепный вид на реку Арно до моста Понте Санта-Тринита. Размер окон был увеличен в 1939 году по приказу Бенито Муссолини.

Коридор Вазари хранит около 700 картин XVI-XVII веков римских и неаполитанских мастеров, а также уникальную коллекцию автопортретов известных и великих художников Италии и мира вплоть до начала XX века.

В коллекции содержится около 1400 картин, в том числе автопортреты Рафаэля, Джорджо Вазари, Рубенса, Диего Веласкеса, Кустодиева, Кипренского. Об уровне коллекции говорит тот факт, что там представлены исключительно авторские подлинники, за редким исключением (средневековая копия автопортрета Дюрера).

В самом начале экспозиции выставлены неотреставрированные картины, пострадавшие от взрыва около галереи «Уффици» начинённого взрывчаткой автомобиля 27 мая 1993 года. Некоторые картины были разрезаны на лоскутки разлетевшимися стеклами. Сохранившиеся кусочки были собраны и наклеены на чёрный фон без дорисовок.

Курдонёр

Курдонёр (фр. cour d"honneur «почётный двор») - ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед зданием. По красной линии обычно отделяется от наружного пространства сквозной оградой с воротами. Курдонёры широко распространены в европейской дворцовой архитектуре XVII - 1-й половины XIX веков (в России с начала XVIII века). Как приём парадной пространственной композиции курдонёр иногда применяется и в современной архитектуре.

Мадонна Грандука

Мадонна Грандука (Madonna del Granduca, что переводится как «великогерцогская мадонна») - картина Рафаэля с изображением Марии, держащей на руках младенца Христа и как бы представляющей его зрителю. Она выставлена в Палатинской галерее палаццо Питти (Флоренция). Высота доски, на которой написана картина, составляет 84 см, ширина - 56 см.

Предполагается, что картина была написана Рафаэлем вскоре после переезда из Перуджи во Флоренцию (1504) под влиянием знакомства с работами Леонардо да Винчи. На влияние Леонардо указывают использование техники сфумато и композиция с окном в сад, позднее закрашенная чёрным цветом. Принадлежит ли чёрный фон кисти самого Рафаэля, доподлинно неизвестно.

Мария изображена стоящей с задумчивым выражением лица в традиционном красном платье (цвет пролитой на кресте крови) и синей накидке (голубой цвет символизирует непорочность). Её фигура слегка развёрнута вправо, однако движение уравновешено движением младенца в противоположном направлении.

Своё нынешнее название картина получила в честь великого герцога Фердинанда III, который приобрёл её у наследников художника Карло Дольчи и привозил в Вену, чтобы похвалиться приобретением перед родственниками из рода Габсбургов. Со времени первого упоминания о картине в 1799 году она хранится во флорентийском палаццо Питти.

Мадонна в кресле

«Мадонна в кресле» - картина Рафаэля, написанная около 1513-1514 годов, в течение римского периода художника. В настоящее время хранится в Палатинской галерее Палаццо Питти (Флоренция).

На картине изображены Дева Мария, обнимающая младенца Христа, и взирающий на них с благоговением юный Иоанн Креститель. Строгой геометрической формы и линейной перспективы, свойственных ранним Мадоннам Рафаэля флорентийского периода, «Мадонна в кресле» не имеет. Использование более тёплых красок позволяет предположить о влиянии на работу Тициана и соперника Рафаэля Себастьяно дель Пьомбо.

«Мадонну в кресле» высоко ценил Энгр, разместивший её на нескольких своих картинах - «Генрих IV принимает испанского посла», «Рафаэль и Форнарина», «Портрет месье Ривьера» и «Портрет Наполеона на императорском троне» (в ковровой вышивке у ног императора). Иоганн Цоффани также изобразил «Мадонну в кресле» среди прочих картин на полотне «Трибуна Уффици», написанном в 70-е годы XVIII века.

Мадонны Рафаэля

Вслед за своим учителем Перуджино художник Рафаэль Санти (1483-1520) создал развёрнутую галерею образов Марии с младенцем, которые отличаются большим разнообразием композиционных приёмов и психологических трактовок.

Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости, иератичности. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. На первый план выступают универсальные переживания материнства - чувство тревоги и одновременно гордости Марии за судьбу сына. Эта прелесть материнства - основной эмоциональный акцент в мадоннах, выполненных после переезда художника в Рим. Абсолютной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.

Гуляя по Флоренции, перейдите на южный берег реки Арно через . После чего неспешно прогуляйтесь по улице Гвиччардини. И вы не заметите, как дорога приведет вас к площади Питти. Именно на ней расположен один из самых больших и великолепных дворцов Флоренции – Палаццо Питти (Palazzo Pitti). То, что сегодня является огромным флорентийским музеем, когда-то было домом для лучших представителей великих династий.

В 15 веке во Флоренции при власти находилась семья Медичи. Дела семьи шли достаточно успешно, и народ уважал ее представителей. Одним из самых преданных друзей семьи был флорентийский банкир Лука Питти. Однако, как оказалось впоследствии, преданность была показной, а истинное чувство, владевшее богатым банкиром, была зависть. Именно она заставила некогда друга организовать в 1458 году заговор против действующей власти семьи Медичи.

Тогда же, чтобы показать свое превосходство Лука Питти начал строительство дворца. По замыслу новый палаццо должен был превзойти собой любой из домов Медичи. В некоторых исторических документах говорится о том, что Питти заказал архитектору дворец, во внутреннем дворе которого поместился бы весь дворец Медичи, а окна должны были стать такого размера, как двери у тех же Медичи.

Ранее предполагалось, что проект был поручен лучшему архитектору того времени (Filippo Brunelleschi (Brunellesco)), 1377-1446) . Однако в последнее время историки склоняются к тому, что, скорее всего идея принадлежит его ученику Луке Франчели. В пользу этого предположения говорят как некоторые архитектурные отличия, так и факт, что по уточненным данным на момент начала строительства Брунеллески уже скончался.

Размеры нового строительства ошеломляли. Чтобы найти достаточное количество рабочей силы, на стройку принимали всех, кто мог быть полезен. Это могли быть даже разыскиваемые преступники и люди, изгнанные за пределы города. Но, не смотря на грандиозный размах, дворец Питти не мог сравниться со спокойным величием резиденций Медичи.

Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

Со временем процветание семьи Питти начало угасать, когда умер его покровитель (Cosimo di Giovanni de’ Medici). Из-за наступления Османской империи торговые дела в Европе находились в шатком состоянии. Много некогда богатых семей разорились. И в 1464 году строительные работы во дворце остановились из-за нехватки финансирования. А в 1472 году умер и сам хозяин, так и не увидев завершения своего предприятия.

Продолжение истории

Несмотря на тяжелое положение в стране, семья Питти смогла сохранить некоторое влияние и продолжила жить в недостроенном дворце. В 1537 году Козимо I вернул себе власть во Флоренции, став при этом великим герцогом Тосканским. В 1549 году Козимо I выкупил дворец у полностью обнищавших потомков Луки Питти, и преподнес его своей жене Элеоноре Толедской в подарок.

Чтобы переехать в свои новые владения, герцог с женой решил расширить их. За основу был взят первоначальный проект. Здание было сильно расширено с тыльной стороны, увеличив занимаемую площадь почти в два раза. Внутреннее пространство дворца разбивалось на части полукруглыми арками с пилястрами. Окончательный вариант строения был длиной 205 и высотой 38 метров.

В 1565 году по приказу герцога архитектор спроектировал и воплотил в жизнь , соединяющий , где проходили заседания правительства, с Палаццо Питти, куда собиралась переехать вся семья Медичи. Крытый переход проходит также через и Понте Веккьо. Часть моста, проходящая над Арно, обустроена рядом широких окон, из которых открывается прекрасный вид на реку. Закрытый коридор позволил герцогу с семьей переехать достаточно легко и безопасно. Позже сооружение получило имя создавшего его архитектора.

Земля позади палаццо также была выкуплена. Позднее на ней был разбит парк, сегодня известный как . Обустройством парка начинал заниматься Никколо Триболо, а после его смерти эстафета перешла в руки Бартоломео Амманати. Также в создании садово-паркового комплекса приняли участие Джорджо Вазари, Бернардо Буоналети и другие не менее известные архитекторы. Парк является образцом садово-паркового искусства тех времен. Здесь прямые, увитые зеленью аллеи ведут в тайные гроты, а деревья гармонично смотрятся в компании статуй и фонтанов. Центральным местом парка считался амфитеатр, выполненный в виде подковы. Именно там проходили все праздничные мероприятия и различные церемонии.

Со временем влияние Медичи начало угасать. Дворцы и титулы по прежнему передавались следующим поколениям, но в 1737 году род пресекся окончательно. После этого палаццо Питти перешел в собственность герцога Лотарингского. Однако это продлилось недолго. После Наполеоновской волны завоеваний, дворец некоторое время был во власти французов. В 1860 году дворец вместе с тосканской провинцией перешел во власть Савойской династии. С 1865 по 1871 года, во времена Рисорджименто, во дворце Питти проживал король Италии Виктор-Эммануил II . А в 1919 году его внук национализировал дворец, подарив его Италии.

После национализации палаццо и прилегающие к нему сады Боболе были разбиты на несколько музеев и галерей искусств, в которых разместили оригинальные произведения искусства и различные артефакты, которыми владело государство. К публичному осмотру открыто примерно 140 помещений. Почти все они были обустроены в конце 17 и в 18 веках. В 2005 году во время одной из реконструкций было обнаружено несколько тайных ванных комнат, сохранившихся в оригинальном виде с 18 века.

Архитектура

Дворец Питти воплощает в себе видение архитектора в стиле ренессанс. Он представляет собой куб, равный по высоте и глубине, а снаружи покрытый грубым рустовым камнем. Здание имеет три этажа. На первом размещены три больших входных двери, а на втором и третьем по семь окон. Окна фасада соединены длинным балконом, а под крышей построена лоджия.

Палаццо Питти не просто один из самых больших флорентийских дворцов, но и самый впечатляющий из них. Использование грубых отделочных материалов при облицовке жилого дома, а не общественного здания, которое впервые было использовано архитектором Микелоццо в Палаццо Медичи-Риккарди, здесь возведено в высшую степень. Каждый из трех этажей высотой более 10 метров. Это возносит здание на небывалую для тех времен высоту, увеличенную еще и естественным возвышением. Большие грубые камни золотистого цвета, используемые при облицовке, и окна, похожие больше на округлые дверные проемы, завершали первоначальный внешний облик сооружения.

После первой реконструкции дворца, выполненной по приказу Козимо Медичи, внешний облик несколько изменился. Боковые двери превратились в огромные напольные окна. Появилась широкая лестница, по которой сразу можно было попасть на второй этаж. Длина фасада увеличилась почти вдвое, из-за двух дополнительных пристроек. Главное изменение, внесенное Амманати, – это внутренний двор. Он до сих пор считается самым красивым внутренним двором в стиле Ренесанса (Cortile dell’Ammannati). На стенах, выходящих во двор, чередуется гладкая и грубая текстуры. Колонны двора похожи на шероховатые узловатые стволы деревьев, подчеркивая смешение искусства и природы.

(Giusto Utens) . На ней палаццо Питти предстает перед нами таким, как он выглядел в конце 16 века. Этот образ похож как на городской дворец, так и загородную резиденцию.

Последние глобальные изменения произошли с дворцом в конце 18 – начале 19 веков. Архитекторы герцогов Лоранских Руджери, Паолетти и Поччианти пристроили к зданию с боков два полукруглых крыла. В результате дворцовая площадь оказалась окружена с трех сторон стенами. Левое крыло было названо «Рондо Бахуса», в честь одноименной статуи, расположенной неподалеку. Правое крыло получило название «Каретное рондо».

На протяжении 18-19 веков облик многих комнат изменился в сторону неоклассицизма и Реставрации. Особенно интересной вам может показаться так называемая Белая комната. Изначально ее стены были покрыты фресками, выполненными братьями Албертоли. Позже комната была преобразована в неоклассический стиль архитекторами Террени и Кастаньоли.

Французские завоеватели также оставили свой след в интерьере дворца. К таким можно отнести, например, комнату и вестибюль Марии Бурбон или ванную Наполеона. Они были выполнены выдающимся представителем неоклассицизма Тоскании Джузепе Чачиалли (Giuseppe Cacialli ).

Палаццо Питти сегодня

На сегодняшний день во дворце Питти находятся музеи и галереи искусств. Переезжая во дворец Питти, Медичи захватили с собой из Палаццо Веккьо все собрание произведений искусства, состоящее из множества полотен знаменитых художников, скульптур, изделий из серебра и драгоценных камней. Постепенно весь второй этаж был превращен в роскошную галерею. В ней были мифические залы Венеры, Юпитера, Аполлона, Марса и . Их росписью занимался Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona, настоящее имя Пьетро Берреттини, Berrettini)) .

Первоначально там и разместили всю герцогскую коллекцию. Позднее Лотаринги дополнили ее, хотя картины и размещали уже по своему вкусу. Несмотря на то, что изначально картины выполняли чисто декоративную функцию, расположение их с тех пор не изменилось. Это придает дополнительную изюминку уникальному собранию произведений искусства.

Галерея Палатина (Galerie Palatine )

Впервые посмотреть на великолепные работы мастеров посетители смогли в 1828 году в Галерее Палатина. В ней представлены картины знаменитых художников: Караваджио, Веласкеса, Тинторетто, Ван Дейка и многих других. Примечательно количество работ (Raffaello Santi) – здесь их 11.

Общий интерьер зала поражает своей роскошью в стиле , являясь отличным фоном для представленных произведений искусства. Созерцая знаменитые полотна, выполненные мастерами, вы получаете истинное удовольствие.

Галерея современного искусства

В Галерее современного искусства находится экспозиция с работами итальянских мастеров более позднего периода (19-20 веков). Группа флорентийских мастеров писала картины в виде ярких пятен различного цвета. Называли они себя (итал. macchiaioli , от macchia - пятно) .

Музей серебра (Museo degli Argenti)

В Музее серебра нашли приют эксклюзивные вазы, принадлежавшие некогда . Здесь же разместились вазы сасанидской империи, амфоры, привезенные из . Разнообразие экспонатов поражает воображение, но основное место, конечно же, занимают украшения и другие изделия из золота и серебра. В музее собраны просто сказочные богатства. Отдельного внимания заслуживает макет площади Синьории, украшенный драгоценными камнями и металлами.

Музей карет (Museo delle carrozze) и костюма

Музей карет представит Вашему вниманию различные средства передвижения. Здесь можно увидеть как первые повозки, пока еще без рессор, так и автомобили.

В Меридиане (Малом дворце), пристроенном к основному сооружению в 18 веке размещена выставка костюмов. Его экспозиция изменяется каждые два года. Всего в Музее костюма (Galleria del Costume ) собрано около 6 тысяч костюмов и аксессуаров, начиная с 16 века.

В правом крыле дворца можно полюбоваться интерьерами Королевских апартаментов из 14 залов.

Как добраться

Дворец Питти находится на площади Питти недалеко от Дворца Веккьо. Адрес: Piazza dei Pitti Firenze, Italia. Добраться можно с помощью автобусов №11,36 (остановка San Felice).

Билеты и режим работы

Желающих попасть в музеи дворца Питти и сады Боболи всегда немало. Однако благодаря огромной занимаемой площади, натыкаться на каждом шагу на других посетителей вам не грозит. Но чтобы купить билеты в кассе музея без очереди в разгар сезона, надо обладать немалой долей везения.

Дворец открыт для посещения ежедневно, кроме понедельника, с 8-15 до 18-50. Вход внутрь закрывается в 17-30. Ведь только в Палатинской галерее находится не менее 500 полотен. А на осмотр нужно время, причем не один час. По этому же билету можно осмотреть Галерею современного искусства.

Чтобы избежать длительного стояния в очереди, билеты на посещение Дворца Питти и прилегающих садов можно заранее заказать на сайте. Правда к стоимости билета добавится стоимость бронирования, обычно это 3 евро. После совершения заказа и его оплаты, на ваш электронный адрес придет ваучер, который необходимо распечатать и поменять на билет в день посещения без очереди.

  • Официальный сайт продажи билетов: www.polomuseale.firenze.it

Если у вас есть в наличии свободное время, мы рекомендуем вам приобрести билеты и во дворец и сады сразу. Стоимость билета в Палатинскую галерею – 8,5 евро. Этот билет действителен для Галереи Современного искусства. Билет в Музей истории костюма обойдется вам в 7 евро, по нему же можно будет пройти в музей серебра и Сады Боболи. Оптимальным вариантом является покупка комбинированного билета за 12 евро. Он даст Вам возможность осматривать любые достопримечательности Палаццо Питти и Садов Боболи в течение трех дней.

Важно: во время проведения каких-либо дополнительных выставок, цены на билеты могут изменяться. Но не стоит забывать, о системе скидок для льготных категорий населения. Более подробную и актуальную информацию всегда можно узнать на сайте.

  • Официальный сайт палаццо: www.polomuseale.firenze.it/musei/pitti.php?m=palazzopitti

Итальянцы любят говорить, что, не побывав во Флоренции, вы не сможете понять Италию. Применительно к нашему случаю, можно сказать, что, не побывав в палаццо Питти и садах Боболи, нельзя до конца насладиться . Не пожалейте времени на осмотр этого национального достояния и символа аристократической мощи.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Сокровищницу Медичи, музеи фарфора, серебра, карет, галереи костюма, современного искусства и Палатинскую галерею позволяет посетить Палаццо Питти – флорентийская достопримечательность, поражающая не только богатством коллекции, но и грандиозностью размера.

Как добраться

Адрес: Piazza dei Pitti Firenze, Italia. Доехать можно автобусами № 11 и 36. Остановка San Felice.

Время работы: 8:00 — 19:00 (ежедневно, кроме понедельника)

Старинный дворец, названный в честь своего первого хозяина и расположенный на площади «имение его же», – вовсе не редкость в Италии. Огромный , крупнейший музейный комплекс Флоренции, можно смело занести в список таких вот «именных» дворцов. Сегодня его здание на Площади Питти является просто городским музеем, а ещё несколько столетий назад оно блистало воистину королевским величием, ведь Медичи и герцоги Лотарингские «не побрезговали» домом одного флорентийского банкира и превратили его в королевскую резиденцию.

Палаццо Питти. Страницы истории

История создания Палаццо Питти во Флоренции (особенно её ранний этап) представляет собой смесь исторических фактов, рассказов современников и догадок историков. Неоспоримым является то, что Флоренция в начале XV века находилась под властью семейства Медичи. Одним из преданных друзей и помощников Козимо Медичи был в те времена весьма состоятельный банкир Лука Питти. За оказанную правительству помощь он не стеснялся регулярно принимать щедрые дары, и даже был произведён в рыцари. Как оказалось, дружба стареющего Медичи и амбициозного Питти не выдержала испытание властью, и летом 1458 года последний организовал заговор против Медичи, добившись избрания нового правительства.

Но простого свержения бывшего друга и покровителя Луке Питти оказалось мало. В том же году банкир начал строительство собственного дворца, который по замыслу превзошёл бы любой из домов бывшего правящего семейства. Некоторые исторические документы свидетельствуют, что архитектору был заказан дворец настолько величественный, что в его внутреннем дворике мог бы поместиться дворец Медичи, а его окна превосходили бы вход дома бывшего друга.

В XVI веке Вазари утверждал, что создание столь грандиозного строения было поручено Филиппо Брунеллески. Но последние исследования доказывают, что архитектором Палаццо Питти был его ученик Лука Франчелли. Версия историков подтверждается и тем фактом, что Брунеллески умер за 12 лет до начала строительства дворца во Флоренции. В масштабном процессе строительства были задействован практически все, кто мог быть полезен в той или иной степени. Макиавелли писал, что во дворце находили пристанище даже изгнанные из города граждане и беглые преступники. Несмотря на смелость архитектурного замысла и суровость рустованного каменного фасада, флорентийский Палаццо Питти, так и не превзошёл дворцы Медичи в спокойствии и величии.

Смерть Козимо Медичи и нарушение торговых связей привело к разорению многих некогда богатых семейств. Не стали исключением и сами Питти. В 1464 году им пришлось остановить строительство дворца, а ещё через 6 лет умер сам хозяин дома, так и не увидев его готовым. Тем не менее, какое-то влияние Питти за собой, всё же, сохранили, поскольку продолжали жить в семейном дворце. Но длилось это не долго. Уже в 1537 году Козимо I вернул власть во Флоренции Медичи, а в 1549 году выкупил у совсем обнищавших потомков Луки Питти Палаццо и подарил его супруге Элеоноре Толедской.

Правда, нового правителя не устроили размеры дворца, и он решил расширить его, взяв за основу первоначальный проект. За счёт расширения тыльной стороны здание было увеличено почти вдвое. В конечном итоге длина здания достигла 205 метров, а высота – 38 метров, а его внутреннее пространство разбивали на части арки с пилястрами. Дабы объединить Палаццо Питти с Палаццо Веккьо, в котором в те времена проходили заседания правительства, Джорджо Вазари построил в 1565 году крытый коридор, проходящий и через дворец и Понте Веккьо. Земля позади дворца была также выкуплена Медичи, и несколько позже там был разбит красивейший парк, знакомый нынешним туристам как .

До 1737 года Дворец Питти оставался официальной резиденций Медичи, пока не умер последний прямой потомок по мужской линии Джан Гастоне. Некоторое время в доме проживала сестра последнего из Медичи. С её смертью род окончательно прервался, и дворец, а вместе с ним и власть перешли к новому Великому герцогу тосканскому из Лотарингского дома. Австрийское правление недолго прерывалось Наполеоном, а в 1860 году Лотарингов в Палаццо Питти сменила Савойская династия. Во время освободительного движения Рисорджименто Флоренция стала столицей Италии, в 1865–1871 годах во дворце жил король Виктор Эммануил II, а в 1919 году уже его внук Виктор Эммануил III национализировал и подарил дом державе.

После успешной национализации Палаццо Питти во Флоренции и прилегающие сады были разделены на музей и пять галерей искусств. Для посетителей открыто около 140 помещений и выставочных залов, оформление внутреннего убранства которых происходило в XVII и XVIII веках. Во время реконструкции 2005 года было найдено несколько ранее скрытых помещений – ванных комнат XVIII века. Удивительно, но устройство водопровода в них мало, чем отличается от современного.

Об архитектурных особенностях Палаццо Питти во Флоренции

Флорентийский Палаццо Питти не только один из самых больших дворцов в стране. Его с полным правом можно отнести и к числу самых впечатляющих. Безусловно, внешняя отделка типичного для ренессансной архитектуры строения, несколько неожиданна для тех времён. Равный по глубине и высоте трёхэтажный куб снаружи покрывает грубый рустовый камень, обычно использовавшийся для облицовки общественных зданий, а никак ни жилых домов. Три больших входных двери ведут во дворец, каждый из этажей которого более 10 метров высотой. По семь окон располагаются на втором и третьем этажах, окна фасада соединяет длинный балкон, а прямо под крышей располагается лоджия.

Правда, уже первая реконструкция, инициированная Козимо Медичи, привела к изменению облика палаццо: боковые входы были превращены в напольные окна, а, благодаря новой лестнице, можно было попасть прямо на второй этаж. Но главные изменения, внесённые в планировку Амманати, касаются внутреннего двора. Это один из красивейших ренессансных внутренних двориков. Грубая и гладкая текстуры чередуются на внутренних стенах дворца, а похожие на стволы деревьев шероховатые колонны подчёркивают близость живой природы и искусства.

Последние архитектурные изменения были сделаны в конце XVIII начале XIX века. Архитекторы Поччианти и Паолетти с двух боков дворца пристроили по полукруглому крылу, в результате чего площадь палаццо оказалась окружённой стенами с трёх сторон. В честь находящейся неподалёку статуи Бахуса левое крыло получило название «Рондо Бахуса», правое же нарекли «Каретным рондо».

Интерьер Палаццо Питти с XVIII века до наших дней

К сожалению, внутреннее убранство комнат времён Питти и Медичи не сохранилось, и большинство залов тяготеют к манере неоклассицизма. К примеру, белую комнату с фресками братьев Албертоли «довели до неоклассики» архитекторы Кастаньоли и Террени, а Джузеппе Чачиалли создал знаменитые ванну Наполеона и вестибюль Марии Бурбон, являющиеся немыми свидетелями французских страниц в истории дворца.

Сегодня интерьер Палаццо Питти поражает роскошью: белая с золотым лепнина, шёлковые обои и ценные гобелены, фрески и мебель времён Наполеона…

Палатинская галерея

Начало коллекции галереи Палаццо Питти положили Медичи, перевёзшие из Палаццо Веккьо скульптуры, полотна живописцев, серебряные изделия и драгоценности. Продолжили их дело герцоги Лотарингские. При этом роскошные помещения в стиле барокко стали превосходным фоном для произведений искусства, а картины мастеров – достойным декором. Почти сразу весь второй этаж был превращён в галерею, особого внимания в которой были достойны мифологические залы Аполлона, Венеры, Юпитера, Марса и Сатурна, расписанные небезызвестным Пьетро да Кортона.

По большому счёту, получившаяся в результате уникальная коллекция полотен, изначально завозилась во дворец лишь в качестве украшений. Даже сегодня картины расположены на стенах Плаццо Питтти так, как их повесили хозяева. А вовсе не сгруппированы по залам или художникам, как тому должно быть в музее. Несмотря на это, ни один мировой музей не может похвастаться такой коллекцией работ Рафаэля. Его полотен здесь одиннадцать. А ещё Караваджо, Тициан, Рубенс, Ван Дейк, Тинторетто, Понтормо, Мурильо и многие другие представители флорентийской и венецианской школ живописи.

Галерея современного искусства

Здесь посетители смогут ознакомиться с работами мастеров кисти более позднего периода – XIX – XX веков. Особого внимания достойны работы представителей флорентийской группы «Маккьяйоли». Такое название группа единомышленников получила за свою свободную манеру письма в виде разнообразных цветовых пятен (от итальянского macchia – пятно).

Музей серебра

Уникальная коллекция предметов искусства не только итальянских мастеров поражает воображение в музее серебра. Безусловно, главной его изюминкой является коллекция ваз Лоренцо Великолепного. Здесь есть и вазы империи Сасанидов, и древнеримские амфоры, и византийские творения, и даже работы венецианцев XIV столетия. Но не только вазами славен музей серебра Палаццо Питти. Драгоценные камни, изделия из слоновой кости, серебра и золота «разбросаны» по разным залам и создают атмосферу сказочного богатства. Чего стоит одна площадь Синьори в миниатюре, выложенная драгоценными камнями и золотом!

Кроме того, в музее карет можно увидеть первые автомобили и повозки без рессор. В музее костюма, расположившемся в Малом дворце, осмотреть коллекцию из 6 000 костюмов и аксессуаров. А в правом крыле Палаццо стоит посетить королевские апартаменты и почувствовать себя венценосной особой.

Как видите, Палаццо Питти во Флоренции достоин внимания туристов. Принимает посетителей он ежедневно, кроме понедельника, с 8.00 до 19.00. Правда, вход внутрь обычно прекращается в 17.30. Это и не удивительно. Чтобы осмотреть одну только Палатинскую галерею с её 500 полотнами, понадобиться не один час.