План урока достоевский бедные люди. Анализ «Бедные люди» Достоевский. Самостоятельная работа в группах

14bfa6bb14875e45bba028a21ed38046

Главный герой романа – Макар Алексеевич Девушкин. Он титулярный советник и работает в одном из петербуржских департаментов, занимаясь там перепиской бумаг. Недавно 47-летний Макар Алексеевич поменял квартиру, и теперь живет в общей кухне в квартире с длинным коридором и большим количеством жильцов. Но это не смущает героя, так как главное для него – это то, что теперь за квартиру ему не надо много платить, так как немало денег уходит на съем другой квартиры – удобной и хорошей, которую он снимает для Варвары Алексеевны Доброселовой.

Варенька – дальняя родственница Девушкина. И вся история их отношений изложена в романе в переписке, которую они ведут друг с другом. Квартира Вареньки находится рядом с квартирой, где живет Макар Алексеевич, но видятся они очень редко, так как Девушкин боится, чтобы кто-нибудь не подумал плохого о Вареньке. В своих письмах он говорит о том, как счастлив, что у него есть такой близкий человек, как она, описывает квартиру, в которой он живет, и своих соседей. Также он пишет и о том, что у него «нет слога», что заметно и в разговоре, и в работе, и чего он очень стыдится. Варенька же в своих письмах просит его не тратить на нее деньги и приходить почаще в гости. Кроме того, Варенька тревожится по поводу того, что ее адрес узнает ее дальняя родственница Анна Федоровна, у которой они с матерью когда-то жили. Мать Вареньки умерла, а Анна Федоровна, сказав, что не может покрыть убытки, которая она понесла из-за них, продала Вареньку богатому помещику Быкову, и тот ее обесчестил, после чего Варенька убежала из дома Анны Федоровны, и только Девушкин спас ее от настоящей гибели.


Родилась и выросла Варенька в деревне, где ее отец служил управляющим у богатого помещика. Но потом он остался без места, и вся семья переехала в Петербург, который очень не понравился Вареньке. Вскоре отец умер, а их дом пришлось продать, чтобы расплатиться с долгами – так Варенька с матерью и оказались у Анны Федоровны. Вскоре «добродетельница» начала упрекать мать Вареньки за то, что та мало зарабатывает, хотя матушка работала очень много. Сама Варенька, живя у Анны Федоровны, брала уроки у студента Петра Покровского, который жил в том же доме. По состоянию здоровья он не мог учиться в университете и зарабатывал на жизнь, давая частные уроки. Но дружба Вареньки и Петра была недолгой – студент вскоре умер от чахотки. Спустя короткое время умерла и мать Вареньки, и та осталась совсем одна.

Общение с Варенькой помогает Девушкину понять, как хорошо иметь рядом близкого человека. Она открывает ему мир литературы – он потрясен после прочтения «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинели» Гоголя. Он чувствует, что его «слог» стал гораздо лучше. Они вместе гуляют, ходят в театр. Но деньги у Девушкина заканчиваются, и он не знает, что ему делать дальше. Усугубляет ситуацию то, что к Вареньке начинают приходить мужчины, которых направляет к ней Анна Федоровна. Вареньке срочно надо менять квартиру. Девушкин начинает пить от безысходности, Варенька его утешает. Спасает ситуацию визит Девушкина к начальнику, который, видя его нищенское платье, распоряжается выдать ему 100 рублей. А к Вареньке приезжает Быков, который решил завести законных детей – он готов на ней жениться. Если же она откажется, то у него на примете есть и другая невеста. Но Варенька соглашается, так как чувствует, что никто больше не может вернуть ей «честное имя» и вытащить из нищеты. Макар Алексеевич пытается отговорить ее от этого шага, но сам же помогает ей собираться. После свадьбы Быков и Варенька уезжают в поместье. Варенька пишет Девушкину прощальное письмо. В ответном письме чувствуется его отчаяние и растерянность – кому он теперь нужен, даже с хорошим «слогом»?

Апреля 8
Макар Девушкин в очередном письме к Варваре Алексеевне Доброселовой пишет: он счастлив, что она его послушалась и утром приоткрыла на окне занавеску, и ему показалось даже, что за окном мелькнуло ее “миловидное личико”. Теперь они словно будут переговариваться с помощью этой занавески: приоткрыта - “с добрым утром, Макар Алексеевич”, опущена - “прощайте... пора спать”. Макар Алексеевич только что поселился на новом месте, но чувствует себя хорошо, радуется солнцу, птичкам, даже немного помечтал, и все его мечтания связаны с Варенькой, которую он сравнивает с “птичкой небесной, на утеху людям и для украшения природы созданной”. Далее Макар Девушкин описывает свое новое жилье, которое называет “трущобой”. Это длинный коридор, совершенно темный и нечистый, по правой его стороне тянется глухая стена, а по левую - “всё двери да двери”. Тут, “в нумерах”, живет и по двое, и по трое всякий люд, “впрочем, кажется, люди хорошие, всё такие образованные, ученые”: один чиновник, два офицера, которые всё играют в карты, мичман, англичанин-учитель. Сам же Макар ютится в кухне за перегородкой. Но он якобы поселился здесь “для удобства... а не для чего-нибудь другого”. Во-первых, прямо напротив - окошко Вареньки, во-вторых, тут дешевле, так что теперь Макар сможет пить чай с сахаром. Для Вареньки он купил два горшка с бальзамином и герань. А чтоб Варенька не сомневалась ни в чем, Макар повторяет, что поселился за перегородкой лишь для одного только удобства, а деньги он копит, откладывает. Вместе с письмом Макар посылает Варе конфет.
В ответном письме, посланном в тот же день, Варя укоряет Макара Алекеевича за то, что он тратит деньги на подарки для нее, и тут же восхищается купленной им геранью. Варя понимает, что из-за нее Макар лишается необходимого, ведь на свое жалованье он мог бы нанять жилье получше. Еот, Федора (хозяйка квартиры) говорит, что Макар раньше жил намного лучше. Варя снова умоляет Макара не тратить на нее столько денег. У самой Вари дела идут неплохо: Федора достала ей работу.
Девушку тревожит будущее. “...Какова-то будет моя судьба! Тяжело то, что г; в такой неизвестности, что я не имею будущности... Назад и посмотреть страшно. Там все такое горе, что сердце пополам рвется при одном воспоминании. Век я буду плакаться на злых людей, меня погубивших!” - пишет Варя. Она приглашает Макара зайти к ней в гости, просит писать подробнее о своей жизни. “Сегодня и тоска, и скучно, и грустно!”
В ответном письме Макар извиняется за то, что написал утром (о своих мечтаниях). Ему показалось, что Варя неправильно его поняла. Нет, его “одушевляла” лишь “отеческая приязнь”, потому что он Вареньке, по ее горькому сиротству, вместо отца, и больше ничего. К тому же он родственник Вари, хоть и очень далекий, а теперь так “ближайший родственник и покровитель”, потому что у близких людей Варя нашла предательство и обиду. Макар старается убедить Варю, что живет отлично. Он с тоской вспоминает прежнюю квартиру, где прожил двадцать лет, свою покойную уже хозяйку и внучку ее Машу. Макар тревожится за доброе имя Вари - как же он придет к ней, ведь заметят, пойдут сплетни!
Апреля 9
Варя в своем письме просит прощения, если невольно обидела Макара Алексеевича. Она умеет ценить все, что он сделал для нее, защитив от злых людей, от их гонений и ненависти. Он напрасно стыдится приходить в гости к ней и Федоре. Больше писать она сегодня не может - ей ужасно нездоровится.
Апреля 12
Девушкин очень обеспокоен болезнью Вари, просит ее теплей одеваться. Далее он описывает подробнее, как о том просила Варя, свою жизнь и то, что его окружает. Дом, в котором он живет, грязен и запущен, в комнатах душно, дурно пахнет, в кухне чадно, постоянно сушится белье, но ничего - поживешь и привыкнешь”. Хозяйка квартиры- “сущая ведьма”. Одну комнату занимает какая-то бедная семья с тремя детьми, смирные люди. Глава семьи Горшков, бывший чиновник, уже семь лет без места, одет даже хуже самого Макара. Они задолжали хозяйке, у самого Горшкова какие-то неприятности - то ли он под судом, то ли под следствием... Макару очень жашко этих людей.
Апреля 25
Варя пишет Девушкину, что встретила свою двоюродную сестру Сашу. Ей тоже грозит гибель. Самой Варей интересуется ее родственница Анна Федоровна, которая собирается прийти к ней. По ее мнению, Варе “стыдно и неприлично” жить на содержании у Девушкина, а ведь она, Анна Федоровнах, когда-то приютила Варю с матерью, больше двух с половиной лет тратилась на них и потом долг им простила. Анна Федоровна не виновата, что Варя “сама за свою честь не умела, а может быть, и не хотела вступиться”. Бедные люди
страница 2
Что же до господина Быкова, то, по ее мнению, он совершенно прав - не на всякой же жениться! Варя возмущена и глубоко обижена этой напраслиной. Она думала, что Анна Федоровна, по крайней мере, сознает свою вину перед ней... Вчера Варя ходила на могилу матери и простудилась.
Мая 20
Девушкин посылает Вареньке вместе с письмом виноград, чтобы она скорее выздоровела. Он просит ее не верить словам Федоры, что он продал свой новый вицмундир, обещает послать Варе книгу, которую все вокруг хвалят. Макар пишет, что не может приходить чаще к Варе. Когда она была тяжело больна, он почти не отходил от нее, пошли сплетни. Так что пусть Варя выздоравливает, и они встретятся где-нибудь вне дома.
Июня 1
Варя посылает Макару Алексеевичу тетрадь, в которую начала записывать историю своей жизни “еще в счастливое время...”.
1
Детство Вари было очень счастливое, особенно когда ее отец работал управляющим огромного имения. Она готова была так прожить всю свою жизнь. Но князь умер, а его наследники отказали управляющему в должности. Варе было двенадцать лет, когда семья переехала в Петербург, где у отца были в обороте у частных лиц кое-какие деньги. С Анной Федоровной отец был в ссоре. Вскоре Варю отдали в пансион, где ей было очень тоскливо, девицы над ней смеялись, кляузничали гувернантке. Но она старалась учиться, чтобы угодить любимому отцу. Приходя домой по субботам, Варя замечала, что отец тратит последнее на ее обучение, что семья еле перебивается. С каждым днем отец становился все мрачнее и сердитее, характер его совсем испортился: дела шли плохо, накопилось много долгов. Мать заболела от горя чахоткой. Заботы и огорчения измучили отца, он простудился и внезапно умер. Тут же явились кредиторы, мать отдала им все, что было. Дом тоже продали, и мать с дочерью “остались без крова, без пристанища, без пропитания”. Варе было тогда четырнадцать лет. Тут-то и появилась Анна Федоровна, назвавшаяся их родственницей. Она уверяла, что сочувствует их горю, что хочет сблизиться с ними, предложила забыть старые распри, заказала панихиду по отцу Вари. Анна Федоровна предложила им жить у нее, и они согласились.
2
Анна Федоровна жила в собственном пятикомнатном доме на Васильевском острове. Три комнаты занимали сама хозяйка и ее воспитанница, сирота Саша, двоюродная сестра Вари. В четвертой комнате поселились Варя с матерью, а еще одну занимал жилец, бедный студент по фамилии Покровский. Анна Федоровна жила богато, но ни о состоянии ее, ни о том, чем она занимается, ничего не было известно. У нее были широкие знакомства, к ней приходило много людей, “всегда по каким-то делам и на минутку”. Сначала Анна Федоровна была ласкова с Варей и ее матерью, но потом, когда увидела, что они беспомощны и идти им некуда, показала, какова она на самом деле. Своим многочисленным посетителям она рассказывала, что вот, приютила из милости вдову и сироту, а за столом следила за каждым куском, который они брали, а если они не ели, то начинала кричать, что они гнушаются, поминутно ругала покойного Вариного отца. Мать чахла день ото дня. Они обе работали с утра до ночи, шили на заказ, хотя это не нравилось Анне Федоровне, пытались скопить денег, чтобы переехать куда-нибудь.
Студент Покровский за стол и кров обучал Сашу французскому и немецкому языкам, истории и географии. По предложению Анны Федоровны училась целый год у Покровского вместе с Сашей и Варя.
Покровский был очень беден, из-за слабого здоровья он не мог посещать постоянно занятия, так что его называли студентом скорее по привычке. Он был неловок и сначала показался Варе странным. К тому же он был раздражителен, постоянно сердился и кричал на своих учениц. У него было много книг, он постоянно читал.
Со временем Варя, познакомившись с Покровским поближе, поняла, что он - прекрасный и добрый человек. Мать Вари его очень уважала. Он
стал Вариным другом.
В доме иногда появлялся “запачканный, дурно одетый... странный донельзя” старичок. Это был отец студента Покровского. Когда-то он где-то служил, занимал очень незначительное место. После смерти его жены (матери студента Покровского) он женился во второй раз. Мачеха возненавидела его сына. Но помещик Быков, знавший чиновника Покровского, поместил мальчика в какую-то школу. Мальчиком же Быков интересовался потому, что знал его покойную мать (когда-то именно Анна Федоровна “облагодетельствовала” ее и выдала замуж за чиновника Покровского). После школы молодой Покровский поступил в гимназию, потом в университет, но заболел и не мог продолжать учебу. Тогда-то Быков и пристроил его у Анны Федоровны обучать Сашу. Старик же, с которым вторая жена обращалась жестоко, била его, спился. Единственным человеческим чувством, сохранившимся в его душе, была безграничная любовь к сыну. Молодой Покровский терпеть не мог отцовских посещений, его любопытства и пустой болтовни. Старик все-таки продолжал приходить два раза в неделю.
Однажды Варя тайком зашла в комнату студента Покровского и, увидев, сколько там книг, решила прочесть все, чтобы быть достойной дружбы молодого человека. Варя уносит к себе какую-то книгу, однако, придя к себе, обнаруживает, что она на латинском языке. Она тут же возвращается обратно, чтобы взять что-нибудь другое, нечаянно обрушивает книжную полку, и Покровский застает ее на месте преступления. Сначала он закричал на нее, как на проказливого ребенка, но вдруг заметил, что перед ним вовсе не ребенок, а молодая девушка, - и “покраснел до ушей”.

Бедные люди - роман Ф.Достоевского.

Главному герою, Макару Девушкину, сорок семь лет. Он занимает незначительную должность титулярного советника и получает маленькое жалование.

Его обязанность состоит в переписывании бумаг. Девушкин только что снял новую квартирку, главная прелесть которой заключается в маленькой стоимости за съем.

Однако Девушкин выбрал эту квартирку, чтобы быть ближе к своей дальней родственнице, Варваре Доброселовой, которой он снимает квартиру в том же дворике.

Варвара Доброселова – девушка семнадцати лет, волей судьбы оставшаяся сиротой. Кроме Макара Алексеевича некому ей помочь. Родственники редко видятся, потому что опасаются сплетен.

Оба хотят душевного тепла и сопереживания их нелегким судьбам, поэтому почти каждый день переписываются. Макар Алексеевич очень трепетно относится в Варваре. Он экономит почти на всем, только чтобы лишний раз порадовать девушку конфетами и цветами, что наоборот ее крайне огорчает.

Варвара считает, что это пустые траты. Девушкин объясняет свое поведение чисто отеческой привязанностью. Она убеждает Девушкина почаще к ней загглядывать, а сама, чтобы иметь хоть какой-нибудь доход, берется за шитье. Далее Макар Алексеевич дает подробное описание места, где он живет. Он сравнивает помещение в Ноевым ковчегом, так как жители очень разнятся.

Варя не на шутку встревожена. Ее разыскала еще одна ее дальняя родственница, Анна Федоровна, у которой некогда жили маленькая Варя с матерью. Под предлогом покрытия расходов Анна Федоровна представляет Вареньку Доброселову богатому дворянину Быкову, который впоследствии обесчестил ее. Именно тогда Макар Алексеевич спас Варвару от окончательного падения.

Сильно перепугавшись, что Быков может найти ее, Варя заболевает и практически месяц не приходит в сознание. Макар Алексеевич не покидал девушку, и чтобы вылечить ее, продает свой вицмундир. В начале июня Варвара окончательно оклемалась и начинает рассказывать Девушкину о своей непростой жизни.

Все свое счастливое детство Доброселова провела на деревенской природе. Ее отец был управляющим в имении какого-то князя. Когда он потерял место, им пришлось переехать в угрюмый и мрачный Петербург. Отец Варвары терпел одну неудачу за другой, отчего в итоге и скончался. Дом пришлось пустить с молотка, чтобы оплатить долги.

В то время Вареньке было всего четырнадцать лет, а у нее и ее матери не было ни крыши над головой, ни денег. В это время они и стали жить у Анны Федоровны, которая постоянно попрекала мать Вари. Последняя начала неустанно работать, и окончательно загубила и без того слабое здоровье.

В этом же доме проживал и молодой учитель Петр Покровский, с которым целый год занималась Варвара. Она считала, что он очень добрый и благородный человек. Тем не менее, ее удивляло в нем отсутствие уважения к старому отцу, который нередко приходил проведать любимого сына. Некогда старик был мелким чиновник, теперь же он был беспробудным пьяницей.

Петра же воспитывал Быков, потом отдал его в университет, пристроив к Анне Федоровне, с которой был близко знаком. Ухаживая за матерью Варвары, молодые люди сблизились. Покровский приохотил девушку к чтению, развил ее вкус. Но спустя немного Петр заболел чахоткой и умер. Чтобы оплатить похороны, Анна Федоровна присвоила себе все вещи усопшего.

Старик-отец попытался оставить себе книги, шляпу и некоторые немногочисленные вещи. В день похорон лил проливной дождь. Отец Покровского бежал за телегой с гробом. Книги, все же отвоеванные у Анны Федоровны, непослушно выпадали из карманов прямо в грязь. Он поднимал их и снова пытался догнать телегу. Варя была раздавлена горем. Вскоре умерла и ее мать.

Девушкин также начал рассказывать о своей непростой участи. Он занимает должность переписчика бумаг уже тридцать лет. Его тихий и скромный характер послужил причиной многочисленных насмешек. Другие служащие придирались ко всему – до одежды, до фигуры и до его должности. Единственной отрадой в жизни Девушкина была Варя.

Вскоре Девушкин и Доброселова отправляются на прогулку на острова. Эта необычайно взбодрило Вареньку. Макар восхваляет работы Ратазяева, однако Варвара отмечает безвкусицу в некоторых произведениях. Девушкину трудно нести на себе все заботы о материальном обеспечении Вареньки и себя самого. Его одежда настолько изношена, что его не воспринимают всерьез даже слуги и вахтеры.

Варя опять больна, однако хочет помочь Макару Алексеевичу и устроиться работать гувернанткой. Девушкин не одобряет идеи – он считает, что Варина «полезность» заключается в поддержке Девушкину. Макар Алексеевич поражен схожестью своих чувств с чувствами главного героя «Станционного смотрителя» Пушкина. Макар Алексеевич умоляет Вареньку не покидать его, как случилось с Выриным.

Затем он по Вариному совету читает «Шинель» Гоголя. Впечатление от этой повести сложилось совершенно иное. Девушкин и его подопечная идут в театр. В начале июля Девушкин остается без денег. Но это не единственная беда – он и Варенька постоянно страдают от насмешек жильцов. Девушкин не выдерживает и начинает пить, четыре дня никто не мог его найти. Варя старается успокоить Макара Алексеевича, просит все еще навещать ее.

В следующем месяце Девушкин безуспешно пытается занять денег под процент, которые столь необходимы ему – Анна Федоровна посылает к Вареньке «искателей», которые приходят с «недостойными предложениями». Варе надо срочно покинуть эту квартиру. Девушкин снова пристрастился к алкоголю. Варю еще больше одолевает болезнь. Девушкин нечаянно совершает грубую ошибку при переписывании бумаг, но вместо ругательства, начальник, проникнувшись сожалением, дал ему сто рублей.

О Вареньке вспомнил Быков и предлагает ей руку и сердце. Если девушка откажется, он грозится жениться на другой, но она соглашается. Именно в Быкове Варя ищет решения всех проблем, но Макар Алексеевич отговаривает от брака без любви. В конце сентября состоялась свадьба, и Варвара и Макар Алексеевич расстаются навсегда.

Краткий пересказ

«Бедные люди» Достоевский Ф.М. (Очень кратко)

Макар Алексеевич Девушкин - титулярный советник сорока семи лет, переписывающий за небольшое жалованье бумаги в одном из петербургских департаментов. Он только что переехал на новую квартиру в «капитальном» доме возле Фонтанки. Вдоль длинного коридора - двери комнат для жильцов; сам же герой ютится за перегородкой в общей кухне. Прежнее его жилье было «не в пример лучше». Однако теперь для Девушкина главное - дешевизна, потому что в том же дворе он снимает более удобную и дорогую квартиру для своей дальней родственницы Варвары Алексеевны Доброселовой. Бедный чиновник берет под свою защиту семнадцатилетнюю сироту, за которую, кроме него, заступиться некому. Живя рядом, они редко видятся, так как Макар Алексеевич боится сплетен. Однако оба нуждаются в душевном тепле и сочувствии, которые черпают из почти ежедневной переписки друг с другом. История взаимоотношений Макара и Вареньки раскрывается в тридцати одном - его и в двадцати четырех - её письмах, написанных с 8 апреля по 30 сентября 184… г. Первое письмо Макара пронизано счастьем обретения сердечной привязанности: «…весна, так и мысли все-такие приятные, острые, затейливые, и мечтания приходят нежные…» Отказывая себе в еде и платье, он выгадывает на цветы и конфеты для своего «ангельчика».

Варенька сердится на покровителя за излишние расходы, охлаждает иронией его пыл: «…одних стихов и недостает…»

«Отеческая приязнь одушевляла меня, единственно чистая отеческая приязнь…» - конфузится Макар.

Варя уговаривает друга заходить к ней почаще: «Какое другим дело!» Она берет на дом работу - шитье.

В последующих письмах Девушкин подробно описывает свое жилище - «Ноев ковчег» по обилию разношерстной публики - с «гнилым, остро-услащенным запахом», в котором «чижики так и мрут». Рисует портреты соседей: карточного игрока мичмана, мелкого литератора Ратазяева, нищего чиновника без места Горшкова с семьей. Хозяйка - «сущая ведьма». Стыдится, что плохо, бестолково пишет - «слогу нет»: ведь учился «даже и не на медные деньги».

Варенька делится своей тревогой: о ней «выведывает» Анна Федоровна, дальняя родственница. Раньше Варя с матерью жили в её доме, а затем, якобы для покрытия расходов на них, «благодетельница» предложила осиротевшую к тому времени девушку богатому помещику Быкову, который её и обесчестил. Только помощь Макара спасает беззащитную от окончательной «гибели». Лишь бы сводня и Быков не узнали её адреса! Бедняжка заболевает от страха, почти месяц лежит в беспамятстве. Макар все это время рядом. Чтобы поставить свою «ясочку» на ноги, продает новый вицмундир. К июню Варенька выздоравливает и посылает заботливому другу записки с историей своей жизни.

Её счастливое детство прошло в родной семье на лоне деревенской природы. Когда отец потерял место управляющего в имении князя П-го, они приехали в Петербург - «гнилой», «сердитый», «тоскливый». Постоянные неудачи свели отца в могилу. Дом продали за долги. Четырнадцатилетняя Варя с матерью остались без крова и средств. Тут-то их и приютила Анна Федоровна, вскоре начавшая попрекать вдову. Та работала сверх сил, губя слабое здоровье ради куска хлеба. Целый год Варя училась у жившего в том же доме бывшего студента Петра Покровского. Её удивляло в «добрейшем, достойнейшем человеке, наилучшем из всех», странное неуважение к старику отцу, часто навешавшему обожаемого сына. Это был горький пьяница, когда-то мелкий чиновник. Мать Петра, молодая красавица, была выдана за него с богатым приданым помещиком Быковым. Вскоре она умерла. Вдовец женился вторично. Петр же рос отдельно, под покровительством Быкова, который и поместил оставившего по состоянию здоровья университет юношу «на хлебы» к своей «короткой знакомой» Анне Федоровне.

Совместные бдения у постели больной Вариной матери сблизили молодых людей. Образованный друг приучил девушку к чтению, развил её вкус. Однако вскоре Покровский слег и умер от чахотки. Хозяйка в счет похорон забрала все вещи покойного. Старик отец отнял у нее книг, сколько мог, и набил их в карманы, шляпу и т.п. Пошел дождь. Старик бежал, плача, за телегой с гробом, а книги падали у него из карманов в грязь. Он поднимал их и снова бежал вдогонку… Варя в тоске вернулась домой, к матери, которую тоже вскоре унесла смерть…

Девушкин отвечает рассказом о собственной жизни. Служит он уже тридцать лет. «Смирненький», «тихонький» и «добренький», он стал предметом постоянных насмешек: «в пословицу ввели Макара Алексеевича в целом ведомстве нашем», «…до сапогов, до мундира, до волос, до фигуры моей добрались: все не по них,-

все переделать нужно!». Герой возмущается: «Ну что ж тут […] такого, что переписываю! Что, грех переписывать, что ли? » Единственная радость - Варенька: «точно домком и семейством меня благословил Господь!»

10 июня Девушкин везет свою подопечную гулять на острова. Та счастлива. Наивный Макар в восторге от сочинений Ратазяева. Варенька же отмечает безвкусицу и выспренность «Итальянских страстей», «Ермака и Зюлейки» и др.

Понимая всю непосильность для Девушкина материальных забот о себе (он обносился настолько, что вызывает презрение даже у слуг и вахтеров), больная Варенька хочет устроиться в гувернантки. Макар против: её «полезность» - в «благотворном» влиянии на его жизнь. За Ратазяева он заступается, но после прочтения присланного Варей «Станционного смотрителя» Пушкина - потрясен: «я то же самое чувствую, вот совершенно так, как и в книжке». Судьбу Вырина примеряет на себя и просит свою «родную» не уезжать, не «губить» его. 6 июля Варенька посылает Макару гоголевскую «Шинель»; в тот же вечер они посещают театр.

Если пушкинская повесть возвысила Девушкина в собственных глазах, то гоголевская - обижает. Отождествляя себя с Башмачкиным, он считает, что автор подсмотрел все мелочи, его жизни и бесцеремонно обнародовал. Достоинство героя задето: «после такого надо жаловаться…»

К началу июля Макар истратил все. Страшнее безденежья только насмешки жильцов над ним и Варенькой. Но самое ужасное, что к ней является «искатель»-офицер, из бывших соседей, с «недостойным предложением». В отчаянии бедняга запил, четыре дня пропадал, пропуская службу. Ходил пристыдить обидчика, но был сброшен с лестницы.

Варя утешает своего защитника, просит, невзирая на сплетни, приходить к ней обедать.

С начала августа Девушкин тщетно пытается занять под проценты денег, особенно необходимых ввиду новой беды: на днях к Вареньке приходил другой «искатель», направленный Анной Федоровной, которая сама вскоре навестит девушку. Надо срочно переезжать. Макар от бессилия снова запивает. «Ради меня, голубчик мой, не губите себя и меня не губите», - умоляет его несчастная, посылая последние «тридцать копеек серебром». Ободренный бедняк объясняет свое «падение»: «как потерял к самому себе уважение, как предался отрицанию добрых качеств своих и своего достоинства, так уж тут и все пропадай!» Самоуважение Макару дает Варя: люди «гнушались» им, «и я стал гнушаться собою., а […] вы […] всю жизнь мою осветили темную, […] и я […] узнал, что […] не хуже других; что только […] не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек».

Здоровье Вареньки ухудшается, она уже не в силах шить. В тревоге Макар выходит сентябрьским вечером на набережную Фонтанки. Грязь, беспорядок, пьяные - «скучно»! А на соседней Гороховой - богатые магазины, роскошные кареты, нарядные дамы. Гуляющий впадает в «вольнодумство»: если труд - основа человеческого достоинства, то почему столько бездельников сыты? Счастье дается не по заслугам - поэтому богачи не должны быть глухи к жалобам бедняков. Макар немного гордится своими рассуждениями и замечает, что у него «с недавнего времени слог формируется». 9 сентября Девушкину улыбается удача: вызванный за ошибку в бумаге на «распеканцию» к генералу, смиренный и жалкий чиновник удостоился сочувствия «его превосходительства» и получил лично от него сто рублей. Это настоящее спасение: уплачено за квартиру, стол, одежду. Девушкин подавлен великодушием начальника и корит себя за недавние «либеральные» мысли. Читает «Северную пчелу». Полон надежд на будущее.

Тем временем о Вареньке разузнает Быков и 20 сентября является к ней свататься. Его цель - завести законных детей, чтобы лишить наследства «негодного племянника». Если Варя против, он женится на московской купчихе. Несмотря на бесцеремонность и грубость предложения, девушка соглашается: «Если кто может […] возвратить мне честное имя, отвратить от меня бедность […] так это единственно он». Макар отговаривает: «сердечку-то вашему будет холодно!» Заболев от горя, он все же до последнего дня разделяет её хлопоты по сборам в дорогу.

30 сентября - свадьба. В тот же день, накануне отъезда в поместье Быкова, Варенька пишет письмо-прощание старому другу: «На кого вы здесь останетесь, добрый, бесценный, единственный!»

Ответ полон отчаяния: «Я и работал, и бумаги писал, и ходил, и гулял, […] все оттого, что вы […] здесь, напротив, поблизости жили». Кому теперь нужен его сформировавшийся «слог», его письма, он сам? «По какому праву» разрушают «жизнь человеческую»?

Роман «Бедные люди» Достоевского был написан в 1845 году и стал первым серьезным успехом начинающего писателя. Впоследствии Федор Михайлович, прислушавшись к критике первого издания, трижды дорабатывал свой рассказ о взаимоотношениях Вареньки и Макара Девушкина.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Бедные люди» по главам. Также краткое изложение романа пригодится для читательского дневника.

Главные герои

Макар Алексеевич Девушкин – бедный чиновник, одинокий мужчина средних лет.

Варенька Доброселова – бедная, но образованная девушка, круглая сирота.

Другие персонажи

Петр Покровский – студент, первая любовь Вареньки.

Анна Федоровна – дальняя родственница Вареньки, злая женщина.

Господин Быков – подлый и расчетливый барин.

Горшков – бедный сосед Макара, в прошлом чиновник.

Ратазяев – посредственный литератор, сосед Макара.

Федора – пожилая добрая женщина, приютившая у себя Вареньку.

Апреля 8/Макар – Вареньке

Макар Алексеевич Девушкин делится с Варенькой, в которую влюблен, своими впечатлениями о новой квартире. Теперь они живут в разных домах, но их окна расположены друг напротив друга.

Апреля 8/ Варенька – Макару

Варенька благодарит Макара за все подарки, и в то же время просит больше не тратиться по пустякам, поскольку его жалованье и так слишком скромное. Она сетует, что у нее нет никакой « будущности », и сердце « сердце пополам рвется при одном воспоминании » некоего горя, которое произошло с ней в прошлом.

Апреля 8/ Макар – Вареньке

Макар рассказывает Варе, что занимает должность мелкого чиновника, и на службе работает с документами и бумагами. Однако он не ропщет на судьбу и вполне доволен тем, что имеет.

Апреля 9/ Варенька – Макару

Варенька называет Макара Алексеевича своим другом и благодетелем, который в свое время спас ее « от злых людей, от их гонения и ненависти ». Она сообщает, что ей нездоровится, и ее беспокоит « жар и озноб попеременно ».

Апреля 12/ Макар – Вареньке

Макар Алексеевич просит Вареньку беречь себя. Он рассказывает, что вынужден снимать комнату в невероятно грязном доме, в котором обитают самые бедные, опустившиеся на дно люди. Девушкин рассказывает о своем соседе Горшкове, который « боится всех, ходит стороночкой ». У него жена и трое детей, и все живут в крайней нищете.

Апреля 25/ Варенька – Макару

Варенька рассказывает, что в течение 2,5 лет она с маменькой жила у дальней родственницы Анны Федоровны. Эта женщина преследует Вареньку и постоянно напоминает, скольким она ей обязана. Также Анна Федоровна неизменно напоминает ей о позоре и о том, что « своего счастия удержать не умела », когда некий господин Быков отказался на ней жениться.

Мая 20/ Макар – Вареньке

Макар заботится о самочувствии Вареньки, которая длительное время находилась в беспамятстве. Он признается, что постоянно навещал ее и теперь не может к ней приходить, поскольку « и без того сплетня заплелась какая-то ».

Июня 1/Варенька – Макару

Варя присылает своему другу небольшую тетрадку – дневник, который она вела « счастливое время жизни ». Из дневника Вареньки становится известно, что детство она провела в провинции, а в возрасте 12 лет с родителями переехала в Петербург. Спустя два года умер отец, и кредиторы отобрали у семьи все, что можно было. Приютила Вареньку и ее больную мать дальняя родственница Анна Федоровна. Чтобы заработать себе на жизнь, они начали заниматься шитьем.

У Анны Федоровны жил квартирант – бедный студент Петр Покровский. Это был « добрейший, достойнейший человек, наилучший » из всех, кого встречала Варенька, и вскоре она в него влюбилась. Однако студент будто не замечал девушку и « по-прежнему считал ребенком ». На день рожденье Пети Варенька подарила ему собрание сочинений Пушкина. Спустя два месяца студент заболел чахоткой и умер.

На этом дневник Вареньки прерывается.

Июня 11/ Варенька – Макару

Варенька благодарит Макара за чудесную прогулку на остров. Она сообщает, что промочила ноги, и вновь расхворалась. Также болеет и ее хозяйка – Федора.

Июня 12/ Макар – Вареньке

Макар рассказывает, что поступил на службу в 17 лет, и вот уж 30 лет как исполнится его « служебному поприщу ». Он занимает маленькую, скромную должность, за что его называют в ведомстве крысой, да ведь « крыса-то эта нужна, да крыса-то пользу приносит ».

Июня 20/ Варенька – Макару

Варенька просит Макара купить « вицмундир форменный, совершенно новехонький », поскольку его платье совершенно обносился.

Девушка отказывается прислать продолжение своего дневника, поскольку ей « страшно становится от этих воспоминаний ». Также она сообщает, что Анна Федоровна « берется уладить все дело с господином Быковым », который хочет оставить Вареньке приданое.

Июня 21/ Макар – Вареньке

Макар благодарит Бога за знакомство с Варенькой. Он чувствует, будто у него появилась семья и дом.

Девушкин сообщает, что приглашен на ужин к Ратазяеву, « у которого сочинительские вечера бывают ».

Июня 22/ Макар – Вареньке

Макар рассказывает, что в их доме « случилось прежалостное происшествие » – умер девятилетний сын Горшковых.

Июня 25/ Варенька – Макару

Варенька пишет, что книга, присланная Макаром – « пренегодная книжонка », и она ее возвращает.

Июня 26/ Макар – Вареньке

Макар извиняется за книжку, и обещает принести « чего-нибудь настоящего литературного» . Он рассказывает, что периодически ходит на вечера к Ратазяеву – писателю и сочинителю, талантом которого он искренне восхищается.

Июня 27/ Варенька – Макару

Варенька пишет, что Федора советует пойти « в один дом, в гувернантки ». Девушка признается, что у нее « дурной кашель », и она чувствует скорую слабость. Она не сомневается, что скоро умрет.

Варенька сообщает, что продала вышитый ею ковер. На вырученные деньги она себе планирует сшить платье потеплее, а Макару Алексеевичу – жилетку. Также она передает ему книгу Пушкина «Повести Белкина», и просит более не присылать пустяковые сочинения Ратазяева.

Июня 28/ Макар – Вареньке

Макар просит Вареньку не преувеличивать свою болезнь, и настаивает на том, чтобы она даже не думала « в люди идти ». Он готов продать старый фрак, лишь бы девушка ни в чем не нуждалась.

Июля 1/ Варенька – Макару

Варенька признается, что самочувствие ее ухудшается, и она не может работать, как прежде, « да и работа не всегда бывает ». Ей тягостно принимать помощь от Макара Алексеевича и Федоры, и она настаивает на работе гувернанткой, благодаря которой будет иметь « верный кусок хлеба ».

Июля 1/ Макар – Вареньке

Макар признается, что не сможет без Вареньки, если она решится на переезд к чужим людям. Скорее, он покончит жизнь самоубийством, нежели будет влачить жалкое существование без своего « ангельчика ».

Июля 6/ Варенька – Макару

Получив деньги за ковер, Варенька принимается шить Макару жилет. Ее беспокоят слухи, что Макар Алексеевич спорил с « хозяйкой за неуплату ей денег ». Девушка принимает приглашение пойти в театр, но переживает, что Макар Алексеевич живет совершенно не по средствам.

Июля 7/ Макар – Вареньке

Макар рассказывает, как в свое время по уши влюбился в одну « актрисочку ». Он полтора месяца ходил под ее окнами, но вскоре « разлюбил ее: наскучило ».

Июля 8/ Макар – Вареньке

Макар возвращает Вареньке повесть Гоголя «Шинель», и крайне нелестно отзывается о ней, называя « злонамеренной книжкой ».

Июля 27/ Варенька – Макару

Варенька осуждает Макара за то, что тот ради нее взял жалованье наперед и продал свое платье, а не использовал, как говорил ранее, деньги, которые « в ломбарде на всякий случай лежали ». Варе совестно, что он стала причиной « несчастного положения » своего друга.

Июля 28/ Макар – Вареньке

Макар пишет, что для него всего важней его « амбиция » и уважение со стороны начальства. Он благодарит Вареньку за 10 рублей, которыми он частично расплатился за комнату.

Июля 28/ Макар – Вареньке

Макар признается, что ему « вовсе не неблагоразумно » было влюбляться. Он пишет, что от Федоры узнал о приходе некоего недостойного господина, который оскорбил Вареньку « недостойным предложением ».

Июля 29/ Варенька – Макару

Варя беспокоится, что последние письма Макара Алексеевича « отзываются каким-то расстройством ». Чтобы прояснить ситуацию, она приглашает его на обед.

Августа 1/ Макар – Вареньке

Макар рассказывает, как ему тяжело переносить бедность и сплетни, которые распускает хозяйка и Ратазяев о нем и Вареньке.

Августа 2/ Варенька – Макару

Варенька сообщает, что Федоре удалось добыть « кучу работы », благодаря которой девушка планирует исправить свое бедственное положение. Она просит Макара ни у кого не занимать денег, не обращать внимания на досужие сплетни и почаще приходить к ним на обед.

Августа 3/ Макар – Вареньке

Макар объясняет, что « занять-то непременно нужно », чтобы иметь свободные средства на случай болезни Вареньки. Далее он делится своими безуспешными попытками одолжить на службе денег, и своим крайне тяжелым положением.

Августа 4/ Варенька – Макару

Варенька просит Макара занять ей « сколько-нибудь денег », чтобы скорее съехать с квартиры, в которой она не может более оставаться. Она рассказывает, как к ней зашел « человек незнакомый, пожилых лет, почти старик » и представился дядей молодого человека, который в свое время оскорбил ее. Старик извинился за поведение племянника и предложил Вареньке финансовую поддержку в обмен на ее благосклонность к нему.

Августа 4/ Макар – Вареньке

Макар обещает взять дополнительную работу, сделать что угодно, но раздобыть Вареньке денег. Он признается, что в данный момент у него нет наличности, и он находится « в крайне бедственном положении ».

Августа 5/ Варенька – Макару

Варя посылает своему другу « тридцать копеек серебром » на жизнь, и просит не отчаиваться. Она признается, что ей нет смысла менять квартиру, поскольку ее везде найдут, если понадобится.

Августа 5/ Макар – Вареньке

Макар признается, что на службе перестал пользоваться уважением коллег из-за своей нищеты. Его убивают « все эти шепоты, улыбочки, шуточки », которые произносятся за его спиной.

Августа 11/ Макар – Вареньке

Макар жалуется, что его « репутация, амбиция - все потеряно ». Ратазяев, нашедший черновик письма к Варе, прочел его всем соседям, и теперь Макара называют не иначе, как Ловеласом. Даже слуга отказывается выполнять его поручения и дерзит в ответ. Девушкин не сомневается – он « безвозвратно погиб ».

Августа 13/ Варенька – Макару

Вареньке « до слез досадно » – она сильно ушибла и обожгла « утюгом левую руку », и теперь не может работать. Девушка посылает Макару последние тридцать копеек.

Августа 14/ Варенька – Макару

Варенька негодует, узнав о пьянстве Макара. Ей невыносимо стыдно оттого, что люди начали о ней сплетничать и говорить, что она связалась с пьяницей. Варя просит Макара одуматься, и вспомнить, « что бедность не порок ».

Августа 19/ Макар – Вареньке

Макар пишет, что ему стыдно, но тут же признается, что не видит ничего дурного в пьянстве, которое помогает ему хоть ненадолго позабыть все свои проблемы.

Августа 21/ Макар – Вареньке

Макар признается, что « потерял к себе самому уважение », и потому запил. Его жизнь была одинока и пуста до появления Вареньки. Но ему не дает покоя мысль, что он ничем не может помочь своей « маточке ».

Сентября 3/ Варенька – Макару

Варя с грустью вспоминает осень в деревне, которую она так любила в детстве. Девушка уверена, что умрет этой осенью, поскольку самочувствие ее с каждым днем ухудшается. Она признается, что продала свои платья и шляпку, и от вырученных денег остался только « только рубль серебром» .

Сентября 5/ Макар – Вареньке

Макар Алексеевич рассказывает, как вечером гулял по Фонтанке, предаваясь печальным мыслям о собственной жизни. Он вернулся домой « в грустном расположении духа », и отдал последние двадцать копеек нищему Горшкову, умолявшему его о помощи.

Сентября 9/ Макар – Вареньке

Макар чрезвычайно « взволнован страшным происшествием ». Из-за совершенной им ошибки по работе он был вызван к начальству. Генерал обратил внимание на жалкий вид своего подчиненного, и дал ему 100 рублей, после чего пожал руку. Макар, потрясенный до глубины души этим событием, отправляет Вареньке 45 рублей.

Сентября 10/ Варенька – Макару

Варенька искренне рада за Макара, и оставляет себе только « двадцать рублей на крайние надобности ». Она чувствует « ужасную усталость », и просит своего друга навестить ее.

Сентября 11/ Макар – Вареньке

Макар радостно сообщает, что к нему резко переменилось отношение окружающих в лучшую сторону.

Сентября 15/ Варенька – Макару

Варя предчувствует « что-то роковое ». В ее отсутствие квартиру посетил господин Быков – « причина всех несчастий » Вареньки, и обстоятельно расспрашивал о ее жизни. Он хотел передать ей через Федору 25 рублей, но женщина отказалась.

Сентября 18/ Макар – Вареньке

Макар делится новостью: в ходе продолжительного судебного следствия бедняк Горшков был полностью оправдан. Но, по иронии судьбы, именно в этот день мужчина скончался.

Сентября 19/ Макар – Вареньке

Макар делится хорошей новостью – с помощью Ратазяева он нашел « работу у одного сочинителя ».

Сентября 23/ Варенька – Макару

Варя сообщает Макару о визите Быкова, который в свое время стал причиной позора девушки. Он извинился и попросил ее руки. По его признанию, ему надоел Петербург, и он желает вернуться « после свадьбы в свою степную деревню ». Впрочем, « главная причина его сватовства » иная – Быков хочет лишить наследства своего племянника, родив законных наследников.

Заметив нищету, в которой живет Варенька, Быков насильно оставляет ей 500 рублей, и обещает, что она с ним будет « как сыр в масле кататься ». Варя признается, что готова выйти замуж за Быкова.

Сентября 23/ Макар – Вареньке

Макар пребывает в полной растерянности от этой новости. Он просит Вареньку не выходить замуж за Быкова – совершенно чужого ей человека.

Сентября 27/ Варенька – Макару

Варя сообщает, что свадьба состоится через пять дней, и у нее совершенно нет времени, чтобы подготовить все, как следует. Она просит Макара помочь ей с портнихой и необходимыми покупками.

Сентября 27/ Макар – Вареньке

Макар сообщает Варе, что выполнил все ее поручения, ради которых даже пропустил службу.

Сентября 28/ Варенька – Макару

Варя просит срочно отменить у ювелира заказ на серьги с изумрудом и жемчугов – господин Быков считает, « что слишком богато, что это кусается ». Варенька боится перечить жениху, крайне раздраженному большими тратами на свадьбу.

Сентября 28/ Макар – Вареньке

Макар дает Варе отчет касательно ее поручений. Также он признается, что у него проблемы на службе, а он, как назло, сильно заболел.

Сентября 29/ Макар – Вареньке

От Федоры Макар узнает о завтрашнем венчании Вареньки и ее последующем отъезде в провинцию. Он не может прийти в церковь из-за больной поясницы. Также Макар Алексеевич сообщает, что будет снимать у Федоры ее комнату.

Сентября 30/ Варенька – Макару

Варенька « в последний раз » прощается со своим верным другом, и оставляет в память о себе « книжку, пяльцы, начатое письмо ». Она просит никогда не забывать ее.

Сентября 30/ Макар – Вареньке

Макар в отчаянии. Он понимает, что на чужбине Вареньке « будет грустно, тошно и холодно », а брак с Быковым погубит ее. На этом переписка обрывается.

Заключение

В центре произведения – тема маленького человека, столь любимая Достоевским. Он описывает судьбы добрых, отзывчивых, милосердных людей, задавленных страшной нищетой.

После ознакомления с кратким пересказом «Бедные люди» рекомендуем прочесть роман полностью.

Тема урока: 8 клас c

Ф.М. Достоевский «Бедные люди»

Цель: расширить познания учащихся в области русской литературы.

Задача образовательная : познакомить учащихся с произведением Достоевского «Бедные люди».

Задача развивающая : развитие умения анализировать литературное произведение.

Задача воспитательная : воспитание нравственное.

Ход урока:

1.Объявляется тема и задачи урока.

2.Минута поэзии.

3. Вступительное слово о писателе.

4. Чтение и анализ:

Кто главные герои произведения?

Какая история описана в этом произведении? Каково ваше отношение к героям?

Какие чувства вызывают герои? Обоснуйте. О чём это произведение?

Чему оно может научить читателя?

5. Основные вопросы.

Какова авторская позиция по отношению к героям? Как вы думаете, почему автор отказался от оптимистического финала? Придумайте свой вариант финала повести. Раскройте смысл названия повести. Как вы думаете, актуальна ли ли тема «маленького человека»?

Ф.М.Достоевский «Бедные люди»

Краткое содержание. Макар Алексеевич Девушкин – титулярный советник 47 лет, переписывающий за небольшое жалование бумаги в одном из петербургских департаментов. Он только что переехал на новую квартиру в капитальном доме возле Фонтанке вдоль длинного коридора двери комнат для жильцов. Сам же герой ютился за перегородкой в общей комнате. Прежнее его жильё было не в пример лучшее. Однако теперь для Девушкина главное – дешевизна, потому что в том же дворе он снимает более удобную и дорогую квартиру для своей дальней родственницы Варвары Алексеевны Добросёловой. Бедный чиновник берёт под свою защиту 17 - летнюю сироту, за которую кроме него некому было заступиться. Живя рядом они редко видятся, так как Макар боится сплетен. Однако обо нуждаются в душевном тепле и сочувствии, которые черпают из ежедневной переписки друг с другом. История взаимоотошений Макара и Вареньки раскрывается в 31 его и 24 его письмах, написанных с 8 апреля по 30 сентября 184… Первое письмо М. пронизано счастьем обретения сердечной привязанности. Он выгадывает на цветы и конфеты для своего ангельчика, отказывая себе в еде и платье. Варенька сердится на покровителя за излишнее.

Судьба Вареньки такова. Она росла в деревне, но отец потерял место управляющего имением и увёз семью в Петербург. Отец очень много работал, заболел и умер. Мать постигла такая же участь. Вдову, мать Вареньки, с дочерью приютила родственница Анна Фёдоровна, которая позже продала в счёт своих расходов на семью продала Вареньку богатому помещику Быкову, который обошёлся с девушкой жестоко. Она заболела. За ней ухаживал Макар. Целый месяц она была в бессознательном состоянии.

Когда ей стало легче, она боялась, что Быков найдёт её. Это случилось. Быков сказал, что если Варенька за него не выйдет, то он женится на богатой купчихе. Но Варенька всё – таки выходит за него. Макар это тяжело переживает.

Почему такой конец произведения? Справедлив ли он? Как бы вы закончили это произведение?

6. Составление пятистишья о произведении.

«Бедные люди»

Трогательная, волнующая.

Поднимает проблему «маленького человека», не оставляет равнодушным человека, учит милосердию, требует от общества милосердия.

Грустная, трагическая, пробуждающая сочувствие, требующая справедливости.

Боль.

7. Итоги, выводы, оценки. Закончить предложение: Сегодня было интересно…Мне было трудно…Теперь я могу…

8. Д/З Рассказ о Достоевском. Чтение по ролям понравившегося фрагмента. Составить викторину по произведению из 5 вопросов.


Тема урока: 8 класc
Ф.М. Достоевский «Бедные люди»
Цель: расширить познания учащихся в области русской литературы.
Задача образовательная: познакомить учащихся с произведением Достоевского «Бедные люди».
Задача развивающая: развитие умения анализировать литературное произведение.
Задача воспитательная: воспитание нравственное.
Ход урока:
1.Объявляется тема и задачи урока.
2.Минута поэзии.
3. Вступительное слово о писателе.
4. Чтение и анализ:
Кто главные герои произведения?
Какая история описана в этом произведении? Каково ваше отношение к героям?
Какие чувства вызывают герои? Обоснуйте. О чём это произведение?
Чему оно может научить читателя?
5. Основные вопросы.
Какова авторская позиция по отношению к героям? Как вы думаете, почему автор отказался от оптимистического финала? Придумайте свой вариант финала повести. Раскройте смысл названия повести. Как вы думаете, актуальна ли ли тема «маленького человека»?
Ф.М.Достоевский «Бедные люди»
Краткое содержание. Макар Алексеевич Девушкин – титулярный советник 47 лет, переписывающий за небольшое жалование бумаги в одном из петербургских департаментов. Он только что переехал на новую квартиру в капитальном доме возле Фонтанке вдоль длинного коридора двери комнат для жильцов. Сам же герой ютился за перегородкой в общей комнате. Прежнее его жильё было не в пример лучшее. Однако теперь для Девушкина главное – дешевизна, потому что в том же дворе он снимает более удобную и дорогую квартиру для своей дальней родственницы Варвары Алексеевны Добросёловой. Бедный чиновник берёт под свою защиту 17 - летнюю сироту, за которую кроме него некому было заступиться. Живя рядом они редко видятся, так как Макар боится сплетен. Однако обо нуждаются в душевном тепле и сочувствии, которые черпают из ежедневной переписки друг с другом. История взаимоотошений Макара и Вареньки раскрывается в 31 его и 24 его письмах, написанных с 8 апреля по 30 сентября 184… Первое письмо М. пронизано счастьем обретения сердечной привязанности. Он выгадывает на цветы и конфеты для своего ангельчика, отказывая себе в еде и платье. Варенька сердится на покровителя за излишнее.
Судьба Вареньки такова. Она росла в деревне, но отец потерял место управляющего имением и увёз семью в Петербург. Отец очень много работал, заболел и умер. Мать постигла такая же участь. Вдову, мать Вареньки, с дочерью приютила родственница Анна Фёдоровна, которая позже продала в счёт своих расходов на семью продала Вареньку богатому помещику Быкову, который обошёлся с девушкой жестоко. Она заболела. За ней ухаживал Макар. Целый месяц она была в бессознательном состоянии.
Когда ей стало легче, она боялась, что Быков найдёт её. Это случилось. Быков сказал, что если Варенька за него не выйдет, то он женится на богатой купчихе. Но Варенька всё – таки выходит за него. Макар это тяжело переживает.
Почему такой конец произведения? Справедлив ли он? Как бы вы закончили это произведение?
6. Составление пятистишья о произведении.
«Бедные люди»
Трогательная, волнующая.
Поднимает проблему «маленького человека», не оставляет равнодушным человека, учит милосердию, требует от общества милосердия.
Грустная, трагическая, пробуждающая сочувствие, требующая справедливости.
Боль.
7. Итоги, выводы, оценки. Закончить предложение: Сегодня было интересно…Мне было трудно…Теперь я могу…
8. Д/З Рассказ о Достоевском. Чтение по ролям понравившегося фрагмента. Составить викторину по произведению из 5 вопросов.
Дочитать произведение.

Уроки 105–106 ВСТРЕЧА С Ф. М. ДОСТОЕВСКИМ, МЫСЛИТЕЛЕМ, ХУДОЖНИКОМ И ЧЕЛОВЕКОМ (ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА)

30.03.2013 16305 0

Уроки 105–106
Встреча с Ф. М. Достоевским,
мыслителем, художником и человеком
(Очерк жизни и творчества)

Цели : углубить представление учащихся о Достоевском, мыслителе, писателе и человеке; пробудить интерес к его творчеству; выяснить, чем вызван громадный интерес к романам Достоевского в наше время.

Наглядные пособия : портрет писателя, альбом Ф. М. Достоевского.

Ход уроков

Эпиграф к урокам :

Я скажу вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения. Каких страшных мучений стоило и стоит теперь эта жажда верить.

Ф. М. Достоевский

I. Вступительное слово учителя.

Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского

Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) – выдающийся писатель-мыслитель, талантливый журналист и публицист. Художник К. Трутовский оставил нам портрет Достоевского: высокий лоб, широко расставленные глаза, правильной формы губы и нос, негустые волосы светлого цвета и едва заметная борода. Решительный взмах темных бровей – и выражение лица грустное, разочарованное, немного суровое и одновременно сочувственное.

Э. М. Румянцева: «В Достоевском, действительно, сочетались самые противоречивые качества: доверчивость и простота – с болезненной мнительностью, замкнутость – с искренностью и откровенностью, сердечность и участие – с отчужденностью, принимаемые подчас за высокомерие, неудержимая страстность – с непроницаемостью, серьезность – с легкомыслием».

Жизнь, личность и творчество писателя сложны и полны драматизма.

II. Беседа с учащимися о жизни и личности Ф. М. Достоевского.

Вопросы.

1. Расскажите об основных событиях и впечатлениях детства и юности Достоевского, повлиявших на формирование его мировоззрения.

2. Какую роль в жизни писателя сыграло знакомство с В. Г. Белинским? Что взволновало великого критика в романе Достоевского «Бедные люди»? (Роман «Бедные люди» (1845) был прочитан Григоровичем и Некрасовым. «Вдруг звонок, чрезвычайно меня удививший, и вот Григорович и Некрасов бросаются обнимать меня, в совершенном восторге, и оба чуть сами не плачут», – вспоминал Достоевский. Вскоре рукопись прочитал В. Г. Белинский. «Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали!.. Вам правда открыта и возвещена как художнику… Цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем », – повторял Белинский начинающему писателю. Критик нашел, что роман «весь, в целом, – превосходен», что в нем заключена «страшная простота и истина» .

В романе «Бедные люди» Достоевский раскрыл сложный, богатый духовный мир человека «маленького», униженного и оскорбленного, задавленного жизнью. «Ведь это тоже люди, ваши братья!» Герои романа Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди изумительной душевной чистоты.)

3. Какие идеи объединяли людей в кружке М. В. Петрашевского? За что и как были наказаны петрашевцы? (С 1847 г. Достоевский стал посещать «пятницы» М. Петрашевского – социалиста-утописта. Петрашевцы мечтали о свободе, о социальной справедливости всех людей. Достоевский высказывался за немедленную отмену крепостного права в России.

В апреле 1849 г. писатель прочитал на собрании запрещенное «Письмо Белинского к Гоголю», исполненное, как сказано в донесении провокатора Антонелли, «дерзкого вольнодумства».

Достоевского вместе с другими петрашевцами арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Восемь месяцев рассматривалось дело арестованных. Все были поражены жестокостью приговора: «подвергнуть смертной казни расстрелянием» . Церемония казни состоялась 22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге. «Момент этот был ужасен», – писал один из петрашевцев Д. Ахшарумов. Но через несколько минут был зачитан другой приговор, по которому «…возвещалось дарование Государем императором жизни и, взамен смертной казни, каждому по виновности, особое наказание». Достоевский был осужден на 4 года каторги в Сибири.

Из письма Ф. М. Достоевского брату Михаилу: «…Брат! я не уныл и не упал духом… Через четыре года будет облегчение судьбы… Как оглянусь на прошедшее да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности, в неумении жить… так кровью обливается сердце мое. Жизнь – дар, жизнь – счастье, каждая минута могла быть веком счастья… Брат! Клянусь тебе, что я не потеряю надежду и сохраню дух мой и сердце в чистоте. Я перерожусь к лучшему. Вот вся моя надежда, все утешение мое» .)

4. Какую роль в жизни Достоевского сыграла встреча с декабристами?(В Тобольске, в пересыльной тюрьме писатель и его единомышленники прожили 6 дней. Им помогали жены декабристов – Ж. А. Муравьева, П. Е. Анненкова и Н. Д. Фонвизина. Они ободряли ссыльных, помогали с продуктами и одеждой, каждого оделили Евангелием – единственной книгой, разрешенной в остроге. Путешествие под конвоем было трудным. Ф. Достоевский вспоминал: «Я промерзал до сердца».)

5. Как изменились взгляды и идеи Достоевского после каторги? (На каторге писатель «узнал» русский народ. «И в каторге между разбойниками, я, в четыре года, отличил наконец людей. Поверишь ли, – писал Достоевский брату, – есть характеры глубокие, сильные, прекрасные… Я сжился с ними и потому, кажется, знаю их порядочно… Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, как, может быть, не многие знают его».

Достоевский увидел на каторге всю меру страдания простого человека, его бесправное положение, покорность. Возродить Россию, спасти угнетенный народ можно, лишь возвратившись «к высшим духовным ценностям добра, любви и милосердия, известным еще с библейских времен» . Объединить людей может христианская религия с ее идеями братства и взаимного сострадания. «Верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа», – говорил Достоевский. Вера в существование нравственного начала посреди всеобщего хаоса и беззакония помогла писателю перенести муки каторги.

Писатель отрицательно относился к революционному движению, не разделял взглядов революционеров-демократов на будущность России.)

6. Расскажите о публицистической деятельности Ф. Достоевского.
(Издание журналов «Время», 1861–1863 гг., «Эпоха», 1864–1865 гг., «Гражданин», 1873 г.)

7. В чем причины огромной популярности Достоевского в наше время?

III. Краткий пересказ содержания романов Ф. М. Достоевского.

1. «Униженные и оскорбленные» (1861)

Рассказ об Иване Петровиче, о том, как он написал повесть о бедном чиновнике. Это личная исповедь Достоевского, его воспоминания о начале своего творческого пути, неутихающая боль за униженного и поруганного человека.

2. «Записки из Мертвого дома» (1859–1861)

Произведение написано после каторги, откуда писатель вернулся примиренным с жизнью. Впервые в литературе Достоевский показал миру жизнь заключенных. Воры, насильники, убийцы, фальшивомонетчики… «Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу», – мрачно говорили каторжники. Но даже в закоренелых преступниках Достоевский сумел найти что-то человеческое. По мнению А. И. Герцена, «Записки…» – «страшная книга».

3. «Преступление и наказание» (1866)

Герой романа мучается при виде преступлений, безнаказанно совершающихся у него на глазах. Остаться пассивным, безучастным Раскольников не может. И вот у него появляется мысль, осуществление которой требует переступить через закон.

Писатель в мельчайших подробностях описывает сцену убийства, а также исследует психологию убийцы.

4. «Идиот» (1868)

Это книга о прекрасном человеке князе Мышкине, оказавшемся в мире, где царит беспредел, культ денег, где люди не знают жалости, не понимают добро. Князь готов помочь страждущим. Но, к сожалению, ничего не может сделать; он бессилен перед окружающим злом.

В романе поставлен «вопрос о спасении мира верой, красотой, любовью, но ответ на него звучит утопично, неубедительно».

5. «Братья Карамазовы» (1879–1880)

з адумывались как серия романов, но Достоевским был написан только первый. Роман «Братья Карамазовы» – это, по словам литературоведа С. В. Белова , духовная биография писателя, его идейный и жизненный путь от атеизма в кружке Петрашевского (Иван Карамазов) до верующего человека (Алеша Карамазов). Но творческая и жизненная биография Достоевского становится историей человеческой личности вообще, вселенской и всечеловеческой судьбой.

В центре романа – семья Карамазовых, в которой царят ненависть и вражда между Федором Карамазовым и его сыновьями. В убийстве главы семьи повинны и Дмитрий, и Иван, и Алеша, хотя непосредственный исполнитель – Смердяков. Иван проповедовал атеизм; Смердяков решил, что все ему позволено; Дмитрий тоже виноват, он в порыве ненависти к отцу был на грани преступления. Алеша же знал о готовящемся преступлении, но ничего не предпринял. Преступление Карамазовых-детей влечет за собой общее наказание…

В итоге – три брата «через страдание возрождаются к новой жизни».

6. Романы Ф. М. Достоевского «Бесы» (1871–1872),
«Подросток» (1875)

Произведения Достоевского отличает острая злободневность, они наполнены болью и состраданием к человеку, к его истерзанной, искалеченной судьбе.

Домашнее задание.

1. Чтение романа «Преступление и наказание», часть 1.

2. Устно ответить на вопросы :

1) Какими вы видите улицы Петербурга?

2) Расскажите о людях, которых встречал Раскольников.

3) Где живут герои Достоевского? (Раскольников, Мармеладовы.)

4) Зачитайте описание природы. Какова роль пейзажа?

5) Каково значение цвета в произведении Достоевского? (При ответе использовать цитаты.)

Конспект урока литературы 10 класс
подготовила Кайгородцева Людмила Алексеевна
МОУ СОШ с УИОП г.Нолинска
Тема: Внеклассное чтение по роману Ф.М.Достоевского «Бедные люди».
Цели урока: образовательная: узнать, что такое эпистолярный жанр, обратить внимание на особенности произведений Достоевского, на значение деталей в его произведениях, учить сопоставлять героев, произведения, учить правильно употреблять литературоведческие термины;
воспитательная: воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, воспитывать эстетический вкус, нравственные ценности на примере произведения, воспитание уважения друг к другу, умение слушать и слышать;
развивающая: развивать языковое чутьё, навыки слушания, чтения,/ говорения, навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление, развивать способность к анализу и синтезу.
Тип урока: урок анализа текста.
Предварительная работа: прочтение романа, работа с текстом по группам (задание в группах, вопросы учащиеся получили заранее).
Ход урока.
На доске написана тема: Фёдор Михайлович Достоевский
«Бедные люди» 1846г. Эпистолярный жанр.
Эпиграфы: «Первая попытка у нас социального романа».
В.Г.Белинский
«Новый Гоголь явился».
Д.В.Григорович
«При полном реализме открыть человека в человеке».
Ф.М.Достоевский

Раннее творчество Достоевского, ограниченное периодом от появления «Бедных людей» до ареста и ссылки за участие в обществе петрашевцев (1849г.), выглядит довольно скромно на фоне его дальнейших достижений. Но уже тогда обозначилось «новое слово» писателя, наметился путь к глубинам жизненных отношений и человеческой психологии. Поэтому цель нашего урока – увидеть «новое слово» писателя, показать это новое на примере его первого романа «Бедные люди». Давайте вспомним некоторые факты из биографии писателя и узнаем об истории создания романа. (Сообщение учащегося.)
- Да, появился, новый роман – социальный роман: 1) целостное произведение в жанре романа; 2) В чём же его социальность? (В полемическом заострении вопроса о сословном неравенстве, в показе людей обречённых, придавленных гнётом зависимости и унижений, но сложных, полных внутренней душевной деликатности, преисполненных чувством собственного достоинства.)
- Необычен и жанр этого романа. Эпистолярный жанр. Найдём определение в словаре и запишем его в тетрадях.
- Итак, роман в письмах. Как вы поняли, такая форма считалась в литературе слишком изысканной, аристократической. А вот Достоевский «потратил» эту форму романа на обрисовку какого-то мелкого чиновника и девицы «с сомнительной репутацией». Почему, как вы думаете? (Чтобы увидеть мир глазами самих героев, увидеть, как много они пережили. Весь мир – это сами герои.)
- Да, слово доверено самому человеку, сторонних наблюдателей вообще нет. А что за люди, которые ведут переписку? Расскажите о судьбах Макара Девушкина и Вареньки Добросёловой. (Ответы учащихся.)
- Имена героев значимые: Девушкин – мягкосердечный, скромный человек, Добросёлова – Добро – дар. Прототип Вареньки – сестра Достоевского Варвара, подолгу проживающая в Даровом – имении Достоевских в Тульской губернии.
- Так вот, живут в Петербурге два существа, переписываются, вся радость их жизни – в чувстве взаимной симпатии и поддержке то советами, то грошами. Живут, не помышляя ни о каком спасении. Обратили ли вы внимание: 55 писем всего, из них – 31 – написал Макар, 24 – Варя. Весь роман – с 8 апреля по 30 сентября. Пишут, хотя живут в одном дворе, даже видят друг друга в окно. Почему переписываются? (в письме нам иногда легче сказать то, что мы чувствуем, переживаем.)
- Эпистолярный жанр – это роман переживаний. О чём же мы узнаём из писем? (Об их быте; о людях, которые их окружают; о бедности, от которой стыдно становится; о том, что читают; о событиях, которые происходят в их жизни.)
- Дома вы работали по группам. Слушаем сообщения и фиксируем в тетрадях основные моменты. Именно по такой схеме мы в дальнейшем будем анализировать роман Достоевского «Преступление и наказание».
1 группа. Условия жизни героев романа.
Задание: Первые письма – экспозиционные, они изобилуют бытовыми сценами. Выбрать и выписать отрывки, в которых описывается быт героев.
«Трущобы», «шум, крик, гвалд», «Ноев ковчег», - нет порядка, люди самые разные живут, Макар живёт в кухне: кровать, стол, комод, два стула, образа – очень дешёвое жильё. «Я-то не ропщу и доволен». В доме есть чёрная лестница, по которой ходит Макар, там «ветошки» развешаны, грязь, сор, запах дурной. «У нас чижики так и мрут». - «Мичман уже пятого покупает, не живут в нашем воздухе, да и только».
Вывод: у героев романа бедные, нищенские условия жизни.
2 группа. Люди, с которыми встречаются наши герои.
Задание: Рассказать о героях, чьи судьбы описывают в письмах герои романа.
Судьба Горшковых («В доме даже детей не слышно». – Горшков оправдан, но поздно: умерли жена, трое детей.)
Студент Покровский и его отец. (Хорошие, умные люди не могут жить в этом безжалостном мире.)
Мальчик, дети, шарманщик.
Вывод: кругом нищета, доводящая людей до смерти. Эти люди вызывают жалость в Вареньке и Девушкине.
3 группа. Описание Петербурга. Пейзаж.
Задание: найти описание природы, Петербурга, обратить внимание на то, какие цвета использует Достоевский.
Осень в деревне и осень в Петербурге.
Богатство лучших улиц Петербурга и нищета, видимая из окон героев.
Преобладающие цвета: серый (нищенский, невзрачный), жёлтый (тревожный). Жёлтый забор видит Варенька, жёлтый дом ростовщика.
Вывод: описание пейзажа, Петербурга построено на контрастах. Эти описания помогают понять внутренний мир героев.

4 группа. Круг чтения героев.
Задание: что читают наши герои, как относятся к произведениям и их героям.
С помощью чтения героев в роман входит литературная тема. В произведениях и до Достоевского упоминались литературные факты, упоминались герои других авторов, но Достоевский первый внёс то, что литературными примерами оперируют сами герои, и только они.
Макар Вареньке советует прочитать низкопробные произведения, но у неё гораздо более высокий, развитый вкус, она с негодованием вернула ему книжку.
Варенька послала ему «Повести Белкина» Пушкина, «Шинель» Гоголя. Обе вещи произвели на Макара Девушкина сильнейшее впечатление, но по-разному.

В центре произведений Пушкина и Гоголя – «маленькие люди», как и сам Девушкин. Почему же герой воспринимает эти произведения по-разному?
- «Шинель» - для Девушкина понятна необходимость шинели, но для него это только вещь. Любовь Самсона Вырина - дочь Дуняша – понятна Макару, т.к. он тоже любит Вареньку. У Девушкина разное отношение к героям произведений: Самсон Вырин погиб, спился, но его жалеют, помнят рассказчик и дочь. Акакий Акакиевич исчез без следа, даже нет упоминания о кладбище и могиле. Девушкин не совсем разобрался в своих чувствах и обвинил Гоголя в «злонамеренной книжке». А в судьбе Макара Девушкина и Акакия Акакиевича много общего: вещь – «шинель» - сапоги, пуговицы; «значительное лицо» - одному помог, а другому нет. Но если бы Акакия Акакиевича мог спасти начальник, то для Девушкина даже это спасение не могло изменить судьбу, т.к. Варенька всё равно его покинула.
- Когда Достоевского спрашивали об эпизодах размышлений о произведениях Пушкина и Гоголя, он подчёркивал: «Говорит Девушкин, а не я». Ведь Макар по сути дела отрицает Башмачкина как самого себя, как правду о себе. Сам же Достоевский понимал органическую связь между Пушкиным и Гоголем. В 1846 г. Фёдор Михайлович писал своему брату Михаилу: «Я далеко ушёл от Гоголя,…я иду в глубину и, разбивая по атомам, беру целиком».
Новаторство Достоевского: усложнил образ «маленького человека» - не только страдающий, бедный, жалкий, но и наделён внутренней духовной красотой, умом, самосознанием.
- Назовите черты характера Макара Девушкина. (чувства к Варе, жалость к обездоленным, чувство собственного достоинства – в драке с офицером, готовность к самопожертвованию, готовность отдать последнее – 20 копеек Горшкову, всё – Вареньке.)
Девушкин говорит о себе как о «маленьком человеке», «ветошке» (несколько раз): «Я привык, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек».
Вывод: мы видим сочувствие к маленькому человеку.
Проблема романа: соотнесение «среды» и «личности». Достоевский отдаёт предпочтение личности.
- Чем заканчивается история? (трагедией – душа в смятении, т.к. уезжает Варенька.) конец романа называют «катастрофическим мышлением», т.к. идиллия обрывается.
- Что сквозит в словах Девушкина? (Протест – это главное в романе.)
Вывод: Достоевский не просто открывает «человека в человеке», он вкладывает в его уста слова протеста. Крик: «Что вы сделали, что вы над собой сделали! Я под колёса брошусь! По какому праву это всё делается? Я с вами уеду, я за каретой вашей побегу! Голубчик мой, родная моя, маточка вы моя!»
- Так что же такое словосочетание в заглавии «Бедные люди»?
Не «Бедняки», не «Бедные», а именно «Бедные люди» - значимы оба понятия. Эпиграф созвучен словам Девушкина, но Достоевский хочет, Вывод: чтобы роман навёл на размышление, чтобы «всякая дребедень» (=мысли) пошли в голову. Не зря Белинский сказал: «В Макаре Девушкине много прекрасного, благородного и «святого», уцелевшего посреди господствующего кошмара жизни». И хорошо, что уцелело, что он дорос до ропота, протеста.
А на следующих уроках мы, используя те же приёмы, методы, схемы, постараемся проанализировать, понять, что с человеком может сделать среда, как Раскольников будет убивать в себе «маленького человека» и какие мысли могут рождаться у человека под влиянием практически такого же окружения, как и в романе «Бедные люди».

Домашнее задание: история создания романа «Преступление и наказание», тема, проблемы произведения (по учебнику).