Повседневный быт петербуржцев. Повседневная культура россии xviii в. Материальная культура русского крестьянства

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

1. Кто жил в Санкт-Петербурге? В конце 18 в. Появилось первое поколение коренных петербуржцев. Их бабушки и дедушки родились в семьях первых петербуржцев – создателей города. Это были придворные и незнатные люди, богатые и бедные, россияне и иностранцы. Посмотрите на таблицу и ответьте на вопросы: Почему так быстро росло население? За счет кого оно росло? годы 1750 1782 1800 Кол-во жителей 95 000 170 000 220 000

3 слайд

Описание слайда:

Работа с учебником стр. 173 Прочитайте текст и расскажите о составе населения. Работа с иллюстрациями. Что они сообщают о составе населения? Армянская церковь Английская церковь в Санкт-Петербурге Католический костел Святой Екатерины Собор Троицы Живоначальной, Санкт-Петербург.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

3. Кто управлял городом? Вспомните Кто управлял городом в сер. XVIII века: Градоначальствующий Полицмейстер Частные приставы Полицейские Императрицы больше интересовались развлечениями и жизнью придворных, нежели жизнью города.

6 слайд

Описание слайда:

Истиной хозяйкой Санкт-Петербурга была императрица Екатерина II. Каждое утро к Екатерине II приходил обер-полицмейстер и докладывал о происшествиях, случившихся в столице. Именно он отвечал за порядок, спокойствие в Петербурге.

7 слайд

Описание слайда:

Увеличилось число частных приставов до 10, так как город делился уже на 10 частей. П. А. Федотов: «Передняя частного пристава накануне большого праздника»

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Самостоятельная работа: Составьте схему управления городом используя текст на стр. 175 Императрица Обратите внимание на формирование органов управления Обер-полицмейстер Частные приставы Полицейские Городское самоуправление Городской голова

10 слайд

Описание слайда:

Наряду с полицейским управлением в городе было и самоуправление. Согласно «Жалованной грамоте городам», в Петербурге была учреждена Городская Дума. Депутатов Думы выбирали сами горожане. Однако в выборах принимали участие всего 6 % петербуржцев.

11 слайд

Описание слайда:

Во главе Городской думы стоял городской голова. Но он фактически подчинялся обер-полицмейстеру, который мог отменить любое решение Думы.

12 слайд

Описание слайда:

Городское самоуправление ведало городским хозяйством, благоустройством города, школьным и медицинским делом, благотворительностью, городской торговлей и налогами.

13 слайд

Описание слайда:

Какие проблемы были у петербуржцев и как они решались? Самостоятельная работа. материал §24. Распоряжались казенными деньгами, содержали команды, продовольственные рынки, больницы, почтовая связь. Следили за работой магазинов, частным извозом. Проблемы жилья, тушили пожары, чистота улиц, ночной покой. Кто решал Проблемы А) Власти Б) Горожане

14 слайд

Описание слайда:

Как жили разные петербуржцы? Прочитайте тексты и выделите группы петербуржцев, которые проживали в Петербурге в конце 18 века. Заполните таблицу: Слой населения Доходы Занятия Образованные петербуржцы,зарабатывающие нажизнь своим трудом. Деловые люди: купцы, владельцы ремесленных мастерских. Работные люди Скромные Богатые Бедные и нищие

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Святая Блаженная Ксения погребена на Смоленском кладбище к югу от храма во имя Смоленской иконы Божией Матери. В 1902 году на могиле Святой Блаженной Ксении по проекту архитектора Славина была возведена каменная часовня, восточную стену которой в 1992 году украсила мозаичная икона святой подвижницы. В 1987 году часовня была освящена нынешним Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

17 слайд

Описание слайда:

5. Как отмечали праздники петербуржцы, как они развлекались? Проведя в Москве всю осень, зиму и весну, 28 июня 1763 года императрица возвратилась в столицу. Художественный замысел фейерверка в честь приезда и годовщины восшествия на престол Екатерины II принадлежал Якову Штелину. На берегу реки, у Летнего сада, специально построили временную деревянную галерею, из которой императрица должна была наблюдать праздничное зрелище.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

В XVIII веке крещенское купание в Петербурге было очень популярным. «Люди были абсолютно уверены, что купание в Иордани исцелит их от всех болезней и принесет счастье в году. В иордань окунали даже маленьких детей в сильные морозы. Причем матери сами не купали новорожденных детей – это обязательно должен был сделать представитель церкви. Накануне Крещения в Петербурге устраивали две иордани – на набережной у Зимнего дворца и около Петропавловской крепости. Вокруг иордани у Зимнего дворца выстраивали большой деревянный павильон. Его украшали позолотой и большими иконами, изображающими Христа, апостолов и Иоанна Крестителя. Над самой иорданью размещали изображение Святого Духа.

ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕТЕРБУРЖЦЕВ (XVIII век)

по горизонтали

2. Страна, мода которой повлияла на дворянские наряды в России.

8. Архитектор здания Городской думы на Невском проспекте, д. 33/1.

9. Архитектор Армянской церкви и Католического собора св. Екатерины.

11. Учреждение, создаваемое для нищих или людей, неспособных прокормить себя.

14. Караульщик, охраняющий ночной покой петербуржцев.

15. Архитектор здания Главного почтамта и церкви "Кулич и пасха".

16. Владелец клуба для деловых людей.

17. Вид наказания для горожан за неисполнение обязанностей, мошенничество, воровство, публичные скандалы, драки.

18. Луг, на котором располагался частный театр.

19. Покровительница Петербурга, ставшая символом верности, доброты.

по вертикали

1. Владелец первого в России Английского клуба для купцов.

3. Предприятие, на которое мог устроиться работать "пришлый" человек.

4. Императрица, первой в России сделавшая себе прививку от оспы.

5. Учреждение, открытие которого Екатерина II разрешила после пожара в Гостином дворе.

6. Владелец первого в Петербурге "танцевального зало" для незнатных горожан.

7. Чин, отвечающий за порядок и спокойствие в Санкт-Петербурге.

10. Сфера деятельности городского самоуправления.

12. Купец, на деньги которого заложили церковь Успения Божией Матери на Сенной площади.

13. Название первой в России бесплатной больницы для рядовых петербуржцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков МХК. Западноевропейская культура XVII-XVIII века

Материал содержит разработки к урокам по теме "Западноевропейская культура 17-18 вв" - новые тенденции в культуре, понятие классицизм, основные эстетические тенденции Классицизма в архитектуре (Версал...

В данной презентации раскрываются следующие вопросы:- Как жили дворяне?- Какие особенности дворянского воспитания, образования и поведения были достойны подражания?- Какие районы столичного города не...

В середине XVIII в. в Петербурге насчитывалось около 74,3 тыс. человек, а вместе с детьми - 95 тыс.. Разряды «обывателей» (владельцы недвижимой собственности - дворяне, чиновники, духовенство) и «жильцов» (не имевших недвижимости) охватывали постоянных жителей Петербурга; «приезжие» - вероятно, рабочие на промышленных предприятиях (при этом сезонные рабочие не учитывались). Среди населения. 61% - мужчины, 39% - женщины, что свидетельствовало о приливе в Петербург в основном рабочих-мужчин. В 1764 численность населения 150 тыс. человек, в 1784-192 тыс., к началу XIX в. - 220 тыс. человек. Темп роста населения столицы превосходил его рост по стране более чем в 3 раза. В 90-е гг. XVIII в. население, занятое в производстве, составило 114 тыс. человек, остальные жили «на жалование» (государственные чиновники или служащие частных предприятий и др.). Во второй половине XVIII в. густонаселёнными были 3 Адмиралтейские части (41% всего населения), Литейная (10%), Московская (13,6%), Василеостровская (11%), Петербургская (7,4%); остальные (Каретная-Ямская, Выборгская) были мало заселены. В центральных районах во дворцах и особняках селились дворяне, богатые купцы, крупные чиновники; здесь же жили мелкие ремесленники, торговцы. На Петербургской стороне в небольших домах жили мелкие чиновники и отставные. На окраинах Петербурга в лачугах ютились фабрично-заводские рабочие (около 5 тыс. человек).

В пору правления Екатерины II, особое внимание уделявшей просвещению и народному образованию, в Петербурге появились, помимо преобразованного ею Шляхетского Кадетского корпуса, Горного училища, института благородных девиц, гимназии, начальные школы для низших слоев общества. Первую такую школу императрица создала на свои средства в Адмиралтейской части города. Такие же школы она велела создать по всему городу. В эти годы появляются особые богадельни для престарелых и безнадежно больных, стали отпускаться деньги на содержание арестантов. Была учреждена Медицинская коллегия, без разрешения которой никто не мог заниматься медицинской практикой. В городе появилось более 2000 тысяч фонарей, освещавших улицы в темное время. К каждым 20 фонарям был приставлен фонарщик Семенова Л.Н. Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII в). - СПб: «БЛИЦ», 2005. - С.182.

Подверглась полному преобразованию полицейская служба, работу которой нужно было приспособить к нуждам сильно разросшегося города и значительно увеличившегося населения. Пожары по-прежнему были бедой города. Одной из мер для скорейшего тушения пожаров было назначение поощрительной награды пожарной команде, первой прибывшей к месту возникновения пожара. Не меньшей бедой были и издавна знакомые жителям Петербурга наводнения. Одно из сильнейших произошло в ночь на 10 сентября 1777 года, когда вода поднялась более чем на 3 метра, принеся с собой невиданные разрушения, до наводнения 1824 года оно было самым значительным.

К концу XVIII века население города превысило 200 тысяч человек, в городе действует более 60 православных и 15 иноверческих церквей. Насчитывалось (1780) более 1200 улиц и переулков, 3,3 тысячи домов, вся центральная часть города уже полностью будет замощена булыжником и покрыта поперечными досками.

В первой половине XIX в. население увеличилось почти в 2,5 раза. Как и раньше, оно пополнялось в основном за счёт пришлого населения. Город по-прежнему притягивал мужскую рабочую силу. Доля женского населения в 1800-30%, в 1825-28,5%, в 1843-32,4%, в 1853-31,9%. В национальном составе преобладали русские (85%). В Петербурге жили также финны, латыши, поляки, представители других национальностей России; кроме того, иностранцы - особенно много немцев (в 1818-35 тыс., в конце 1840-х гг. - 39 тыс.) и французов (соответственно 4 тыс. и свыше 2,7 тыс.), которые занимались ремёслами, торговлей, нанимались воспитателями детей.

В Петербурге начала XIX века движение в центре города было весьма оживленным. Один из путешественников, побывавший в то время в городе, записал в своих впечатлениях, что «извозчичьи экипажи в Санкт-Петербурге гораздо многочисленнее, чем в самых больших городах Европы, улицы заставлены ими». В городе было более трехсот специальных стоянок - бирж, как они назывались тогда, для извозчиков.

По сохранившейся статистике в Петербурге в 1815 году было 8102 казенных, 7519 обывательских и 2476 извозчичьих лошадей. По улицам скакали верховые, неслись кареты, украшенные гербами, щегольские коляски и дрожки, английские возки с зонтами, дормезы, кабриолеты, фаэтоны, линейки, тарантайки. Тут же рядом с ними катились нагруженные верхом телеги и фуры. Зимой повсюду скрипели сани, саночки и салазки. Пешеходных дорожек не было, и поэтому, переходя улицу, нужно было быть очень осторожным - того гляди попадешь под колеса какого-нибудь лихача. Извозчики были, как правило, из крепостных крестьян, приходивших в город, чтобы заработать денег на оброк. От извозчиков требовалось знание грамоты, чтобы они могли название улицы и номер дома прочитать. Но требование это соблюдалось с трудом - грамотных среди крестьян было мало. Проезд на извозчике стоил дорого - 80 копеек. Примерно столько же составлял дневной заработок мелкого чиновника. Поэтому горожане предпочитали ходить пешком.

С лета 1830 года в Петербурге появились «городские кареты, известные в Париже под названием омнибус, для доставления небогатой, то есть многочисленной части нашей публики», с помощью которых можно было «за небольшую плату посещать загородные места». Контора омнибусов открылась на Невском проспекте за Аничковым мостом в доме купца Миняева. Омнибусы ходили по трем маршрутам: от Казанского моста к Крестовскому острову, от Казанского моста к Старой деревне и от Думы до конца Новой деревни. Представляли собой омнибусы большие кареты, запряженные четверкой лошадей. В карете на сидячих местах помещались 6 человек, столько же помещались на империале.

Люди состоятельные, имея свой выезд, ни омнибусами, ни извозчиками не пользовались. Красота лошадей, экипажа и упряжи была предметом особой заботы, и часто лошади, карета, кучер, форейтор стоили немалых денег. Ездили в Петербурге очень быстро, что было подмечено Гоголем. Расстояния были большими, улицы были замощены булыжником, поэтому от кареты «требовалась большая прочность или постоянный надзор за ее состоянием» Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. - СПб.: Азбука- классика, 2004. - С.107. Каретных дел мастера знали свое дело и зарабатывали состояния.

Не меньше, чем экипажей на улицах, в Петербурге на реках и каналах было самых разных лодок. Мостов в городе не хватало, наплавные мосты в бурную погоду снимали, и тогда сообщение между берегами прекращалось. В городе было больше 30 перевозных пристаней. За перевоз взималась плата по таксе. Военные, чиновники («госслужащие», сказали бы мы) и охтинские плотники от платы освобождались. Кроме перевозчичьих лодок по Неве под пение гребцов или роговую музыку плавно скользили прогулочные суда богатых горожан, то позолоченные, то обитые бархатом, то покрытые шелковыми палатками. У гребцов была особая одежда. Например, гребцы-»гондольеры» - князя Юсупова были одеты в вишневого цвета куртки и шляпы с перьями. Катание на лодках с поющими гребцами было одним из любимых развлечений петербуржцев.

Для жителей столицы весьма важными событиями было замерзание и вскрытие Невы, которые до некоторой степени меняли жизнь столицы. Во время замерзания Невы осенью, а также во время вскрытия реки весной на некоторое время - иногда на несколько дней, а порой и на несколько недель - прекращалось сообщение между левым берегом - Адмиралтейской стороной и правым - Васильевским островом, Петербургской и Выборгской стороной «к крайней досаде публики». Насчет сроков замерзания или вскрытия Невы всегда было много толков, споров, доходивших до «закладов» - пари. Но когда уже Нева «вставала», через нее переправлялись по льду на санках или пешком.

В 1815 году в Петербурге появился стимбот. Так назывались американские пароходные суда. Но в статье журнала «Сын Отечества» под названием «Стимбот на Неве» говорилось об испытаниях первого русского парового судна. Русский стимбот представлял собой «обыкновенную тихвинскую лодку», то есть баржу в 60 футов длиной, с установленным в трюме паровым двигателем.

В том же 1815 году Ч. Бердом в Петербурге было открыто первое пароходство. Первый русский пароход назывался «Елизавета». Пароходы Берда курсировали между Петербургом и Кронштадтом дважды в сутки. В Кронштадте жители столицы, желающие совершить далекое морское путешествие, могли пересесть с «Бердовой машины» на корабли, идущие в разные порты России и Европы.

В 1820 году была учреждена первая в России Акционерная компания по устройству пассажирских рейсов между Петербургом и Москвой. Дилижансы представляли собой большие, удобные, многоместные кареты, запряженные четверкой лошадей. Дилижансы сразу стали популярными. Многие стали предпочитать поездку в дилижансе поездке в своем экипаже, так из-за плохих дорог экипажи сильно трясло, они часто ломались и к тому же требовали смены лошадей на почтовых станциях. Когда в 1833 году было закончено строительство шоссе между двумя столицами, этот вид транспорта стал обычным способом перемещения из одного города в другой. Вскоре уже дилижансы из Петербурга отправлялись в Ревель, Ригу, Царское Село.

Этот же период - и время бурного развития общественной и культурной жизни Санкт-Петербурга. Первые десятилетия XIX века - время расцвета русской литературы. С Петербургом первой половины XIX столетия связана жизнь Пушкина и многих других русских писателей. В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, К. Н. Батюшков, А. С. Грибоедов жили и творили в это время в Петербурге. Большую роль в литературной жизни города того времени играли кружок Оленина, литературное общество «Арзамас», журналы «Современник», «Санкт-Петербургский Меркурий», «Сын Отечества», газета «Северная пчела».

В Академии художеств, ставшей центром искусств города, учились и преподавали известные русские художники, скульпторы и архитекторы. Имена К. П. Брюллова, С. Ф. Щедрина, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина тесно связаны с Петербургом того времени.

В городе работала певческая капелла, которую возглавлял композитор Д. С. Бортнянский. В это время в Петербурге жил и работал М. И. Глинка. Был открыт Оперный театр, в котором впервые была поставлена опера Глинки «Жизнь за царя». Постоянно давались концерты в основанном в 1802 году и располагавшемся в доме Энгельгардта на Невском проспекте филармоническом обществе.

Открылись для публики Эрмитаж и Румянцевский музей. В Петербурге впервые в России открылась в 1814 году библиотека для широкой публики. В 1830-1840 годах в библиотеке было уже около полумиллиона книг. Работали в библиотеке И. А. Крылов, А. Н. Оленин, К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. И. Гнедич. После принятия в 1828 году устава об открытии гимназий в Петербурге были открыты 4 гимназии, преподавание в которых было рассчитано на подготовку учащихся к поступлению в университеты. Открылось несколько новых высших учебных заведений, главным образом технических, несколько военных учебных заведений и, наконец, был открыт Царскосельский лицей. Для детей «из низших классов» были открыты начальные училища и приходские школы при церквах. В первой половине XIX века в Петербурге стали появляться первые научные общества. В эти же годы была открыта Пулковская обсерватория, обсерватория при Горном институте, Русское географическое общество.

повседневная культура, дом, быт, костюм, каноны семейной жизни

Аннотация:

Статья анализирует основные черты XVIII в. как эпохи в культуре России; «новый тип личности дворянина»; особенности дворянского костюма; стили дворянского дома; основные европейские досуговые формы, заимствованные и широко используемые русской знатью; характерные особенности повседневной жизни русского крестьянства; русский национальный костюм; каноны семейной и общественной жизни русского крестьянства.

Текст статьи:

Общая характеристика эпохи. Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни. Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат. Важное место в преобразованиях Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре.

Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов, что явилось результатом политики, направленной на подрыв национальной и конфессиональной замкнутости. Расширяются связи с западными странами. Контакты с Европой способствовали проникновению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Идеология абсолютизма начала подкрепляться идеями рационализма, европейского Просвещения.

Для Нового времени характерны такие процессы, как ускорение темпов развития, усложнение общественного развития в целом. Начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры: науки, театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналистики.

Важным началом в процессе отделения светской культуры от церковной была замена старого церковнославянского шрифта новым, гражданским. Мощным средством просвещения народа явилась периодическая печать. Первой печатной газетой в России были «Ведомости», вышедшие в 1703 году. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 году была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения. В 1719 году открывается первый русский музей - Кунсткамера. Закономерным итогом реформ в сфере просвещения, науки стало открытие в Петербурге в 1725 году Академии наук. Вводились новые обряды в общественно-культурной жизни, бытовом укладе. Они были направлены на привитие западноевропейского образа жизни. Взамен старого летосчисления - «от Сотворения мира» - с 1 января 1700 года введено летосчисление «от Рождества Христова». Появился обычай праздновать Новый год: устраивать фейерверки, наряжать елки. Новой формой общения стали ассамблеи.

Наиболее решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II.Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма. Особое внимание Екатерина решила уделить воспитанию «новых людей», нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих детей, что привело бы к изменениям в обществе. Предполагалось, что новый человек будет воспитываться в исключительно западном духе. Большое внимание уделялось гуманитарному образованию. Появились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты, кадетские корпуса.

В XVIII веке создаются предпосылки для образования русского национального языка, происходит сближение литературного языка с разговорным, прекращается процесс образования новых диалектов. Формируетсярусский общенародный разговорный язык. Как образец выступает московский диалект. В 90-е годы Н. Карамзин провел реформу литературного языка. Это позволило привлечь к чтению широкий круг населения.

Расширяются культурные связи с другими странами. Более подвижный образ жизни, популярность путешествий привели к развитию эпистолярного жанра. Активизировалась общественная мысль страны.

Повседневная жизнь дворян

В XVIII в. большие перемены произошли не только в государственных делах и художественной культуре, но и повседневной жизни русских людей, прежде всего привилегированного сословия – дворянства.

Продолжилось, начатое раннее, формирование нового типа личности дворянина и дворянки, которое стало результатом заимствования европейских образовательных систем. Во времена Петра I создание светской школы и дворянское образование было делом исключительно государственным. В правление Елизаветы Петровны и Екатерины II государственная политика в области образования вынуждена была брать во внимание частные дворянские интересы и инициативы в этой сфере. Просветительские преобразования способствовали в той или иной мере переносу европейских систем обучения подрастающего поколения первого сословия на русскую почву, причем этот процесс шел в рамках ускоренной трансформации. В России появлялось большое количество энтузиастов - иностранцев, открывавших учебные заведения и заполнявших дворянские усадьбы. Частное обучение стало рассматриваться как официальное явление государственной политики в области образования. Для создания государственных учебных закрытых заведений для дворянских детей, а также частного обучения изучался и тиражировался западноевропейский опыт.

Домашнее учение детей русского дворянства долгое время было единственной возможностью получения образования. Для карьеры дворянина определяющими были, в первую очередь, вера и преданность престолу, а затем уже знания. В XVIII веке в «нормативном» воспитании и образовании ориентиром служили иностранные языки и хорошие европейские манеры. Богатые вельможи относились весьма трепетно к образованию своих детей и старались им дать максимум знаний, не утомляя их и не нанося вреда их здоровью. Выполнению важных воспитательных задач в дворянской среде мешало отсутствие профессиональных педагогов. Как правило, это были либо крепостные, либо иностранцы - немцы и французы.

Впоследствии детство стало рассматриваться как особый этап в жизни человека, и его стал обеспечивать особый материальный мир - одежда, игрушки, детская литература, классные и игральные комнаты в доме. Забота о здоровье детей начиналась с выбора кормилиц и составляла важную обязанность матерей, нянь и гувернанток. Большое значение уделяли нравственному духовному воспитанию ребенка. Однако, власть пыталась унифицировать и привести в единую систему домашнее образование.

Одежда и вещи в быту дворян

Дворяне всегда одевались в строгом соответствии с модой, говоря современным языком, стильно. В то же время дворянский костюм всегда отвечал ситуации и был соразмерен и гармоничен с эмоциями и мировоззрением человека. В эпоху барокко и рококо пастельные и нежные тона мужских и женских шелковых нарядов были гармоничны как на фоне садовой зелени и фонтанов, так и в зеркальных анфиладах дворцов. Рассыпанные по одежде бриллианты и пайетки дополняли огни свечей и фейерверков. Огромные юбки женских нарядов требовали пространства - широких анфилад дворцов и аллей парков.

ХVIII век ознаменовался переворотом в одежде дворянства. Изучение петровского законодательства позволило сделать выводы, с одной стороны, о широте начатых преобразований, с другой - об осторожности и корректности в проведении «костюмной» реформы. Национальная корректировка европейских стандартов одежды выражалась в использовании преимущественно сукна, мехов, яркой палитры костюмов. В период правления Елизаветы Петровны окончательно утвердились модные французские стандарты. Екатерина II пыталась наряду с французскими модами ввести английские веяния, причем и то, и другое соотносила с национальными традициями. Русское дворянство в своем европейском костюме проявляло старорусские дедовские традиции - пристрастие к драгоценностям, мехам, красным каблукам и богатым аксессуарам, которые выполняли коммуникативную функцию и являлись важным компонентом символики костюма. Костюмы барокко создавали праздничную атмосферу повседневной жизни.

ХVIII век прошел в напряженной борьбе между русскими палатами и европейским домом - дворцом. Петровская эпоха ознаменовалась проникновением стиля барокко и регулярности в строительство домов вельмож, которые стали постепенно строить дома-дворцы. Городская и сельская усадьбы дворян имели ряд общих черт: расположение жилого дома в глубине двора, усадебный характер застройки, приверженность к дереву, замкнутости владений и регулярному парку. Европейские интерьеры домов знати оформлялись в красно-брусничных тонах и с зелеными изразцовыми печами по старой русской традиции. В екатерининское время строили дома-дворцы для аристократов и особняки для среднепоместного дворянства. «Визитной» карточкой дворянского особняка стал портик с колоннами и облицовка деревянных деталей «под камень». Пейзажные парки стали одной из предпосылок развития научного интереса дворянства к естественным отраслям знаний. В усадьбе создавался образ мира помещика, символ данного рода, она стала одной из форм выражения самосознания дворянина.

Кулинарные традиции

В петровскую эпоху наблюдалось влияние немецкой и голландской кухонь. При Елизавете Петровне и Екатерине II для знати наступил долгий период французской кухни. Быстрому распространению французской кухни в России способствовали не столько повара - иностранцы, сколько разнообразие вариантов блюд во французской кухне, что соответствовало национальным традициям русских. Роскошь в эту эпоху понималась в следовании натуре в сочетании блюд и способах их приготовления. В культуре застолья аристократии присутствовали французские, английские и немецкие тенденции проведения обеда, которые активно синтезировались в практике гастрономии. В целом же «русская экзотика» являлась определяющей тенденцией в гастрономических вкусах дворянства. Европейское влияние лишь способствовало их обогащению и интенсивному развитию в последующие десятилетия. В развитии застольной культуры победил русский обычай сервировки стола не только в Москве, но его признали к середине XIX века и в Западной Европе. Дворяне в большинстве своем были гурманами и держали «открытый стол». Свои обеды они превращали в театральные спектакли, роли которых были расписаны дворянским этикетом.

Развитие досуга

Именно с дворянства начинается подлинная история досуга. Владея частной собственностью, представители данного сословия, «праздного класса» могли себе позволить достойный их состояния досуг, причем с демонстрацией своего высокого положения в социальной иерархии и «демонстративным поведением». Для дворянина практически все время, свободное от служебных дел, превращалось в досуг. Имея такой неограниченный досуг, первое сословие располагало наиболее благоприятными условиями для трансформации и пересмотра не только всех прежних его форм, но и радикального изменения соотношения между государственной и частной жизнью в пользу последней. Досуг с XVIII века приобретал статус, которого ранее никогда не имел. Этот процесс шел параллельно с утверждением светского характера всей культуры и постепенного вытеснения (но не уничтожения) религиозных ценностей мирскими. Досуг приобретал все большую очевидную ценность для дворянина по мере утверждения светской культуры. Основные формы этого досуга были изначально в XVIII веке заимствованы, а затем в XIХ веке переведены на язык собственной отечественной культуры. Заимствование западноевропейских форм досуга первоначально происходило под давлением государственных указов и в противовес национальным традициям.

Восприятие европейских досуговых форм началось именно со зрелищ, фейерверков, внешних манер. Дворянин являлся проводником этой культуры и актером, лицедеем этого театра. Свой досуг, будь то праздник, бал, появление в театре или картежный поединок, он проигрывал как актер на сцене, на виду у всего общества. Не случайно в XVIII веке интерес к театру был огромным, театральное искусство доминировало над всеми остальными, включало в себя их и даже подчиняло. Но главным была театрализация всей жизни дворянина. Она проявлялась в частной жизни напоказ, в публичности досуга, в котором сознательно демонстрировался костюм, манеры, поведение, важные умения и способности.

Петровская эпоха ознаменовалась новыми традициями зрелищ. Важнейшим новшеством были фейерверки, которые имели общественно-политический характер. Маскарады проводились либо в форме костюмированных шествий, либо в виде демонстрации карнавальных костюмов в публичном месте. Театральные представления прославляли царя и его победы, поэтому стали частью официальной жизни и позволили познакомить избранную публику с переводными пьесами и западноевропейским сценическим искусством. При Елизавете Петровне фейерверки распространили на дворцы вельмож, маскарады превратили в костюмированный бал, в котором наметились некоторые робкие тенденции в его эволюции к развлекательной культуре. На первом месте в театральных вкусах высшей аристократии стояло зрелищное и музыкальное оперное искусство. В эпоху правления Екатерины II государственные официальные торжества с фейерверками и маскарадами сменялись частными иллюминациями в дворянских усадьбах. Расцвет городских и усадебных театров в период правления Екатерины II был обусловлен художественной эстетикой Просвещения и ростом самосознания русского дворянства. При всем разнообразии жанров первенство оставалось за комедией. Наряду с публичными маскарадами пышным цветом расцвели и частные, устраиваемые дворянином в своей усадьбе.

Бальная и музыкальная культура дворянства

Петровские ассамблеи, которые имели своими задачами повышение статуса женщины, сближение сословий и полов, познакомили избранный круг дворян с азами танцевального искусства и новыми формами общения. Появились зачатки домашнего музицирования и песенного искусства, которое существовало главным образом в виде лирического канта и бытовой «книжной песни». «Царство женщин» на русском престоле усиливало роль женщин в танцевальной культуре, и они постепенно становились хозяйками бала. Расцвет итальянской оперы и нарастание танцевальной культуры способствовали развитию вокального и песенного искусства в дворянских домах знати. Правление Екатерины II стало временем расцвета частных балов и общественных балов в Дворянском собрании, которые стали важной частью самоидентификации дворянства. На смену салонности и церемонности постепенно пришла естественность и раскованность танцевальной культуры. Высшее общество охватило музыкальное любительство игры на фортепиано и вокала. Достижениями данного периода были крепостные, уникальные роговые оркестры, активная концертная деятельность, распространение песенной культуры. Эта эпоха характеризовались внесением развлекательного элемента в бальную культуру. Новые танцы несли в себе мощное гендерное начало, раскрепощенную атмосферу и общую эмансипацию бальной культуры. Среди дворян появлялись настоящие ценители, знатоки музыки и даже композиторы. Музыка становилась образом жизни дворянина.

Дуэли и карточные игры

Период правления Елизаветы Петровны и Екатерины II ознаменовался важным этапом становления дуэлей и карточной игры как запрещенных видов досуга дворянина. Важными итогами введения указов императрицы стало переведение уплаты карточных долгов в сферу чести дворянина и отчисление доходов набирающей силу пагубной страсти Воспитательным домам. Превращению картежной игры в стиль жизни, в общественный ритуал способствовала активная деятельность Московского Английского клуба.

В XVIII веке власти не только проводили политику запрещения дуэлей, но и утверждения физической неприкосновенности дворянства. Жестокие законы со смертной казнью не были рассчитаны на выполнение, но вызвали огромный интерес дворян, особенно побывавших за границей. Характерной чертой нового дуэльного феномена было пристрастие к дракам, которые стали частью ритуала. Для этого периода были характерны дуэли - стычки на шпагах с высоким уровнем агрессивности поединка. Несмотря на запрещение дуэлей и весьма условные наказания за них, Елизавета Петровна и Екатерина II своим законодательством провозглашали право дворянина на защиту своей физической неприкосновенности и чести. Дуэль стала идеальным средством решения конфликтов и регулятором отношений в частной жизни дворянского сословия. Честь стала главной сословной добродетелью дворянства и законом их сословного поведения.

Кодекс бытового поведения

В петровское и елизаветинское время были заложены важные основы в преобразовании дворянской семьи: запрещение насильственной выдачи замуж, допущение свободы брачного выбора, нарушение замкнутости православной семьи путем разрешения браков с иноверцами и иноземцами, образованность жениха и невесты, повышение возраста молодых. Укреплению брачных уз служили некоторые важные обряды: «обручение», «оглашение», «обыск», «венечные памяти», метрические книги для регистрации браков. Несмотря на сохранение традиционных обрядов, свадьба превращалась постепенно в торжество европейского образца с модными нарядами, танцами и заграничными путешествиями. Новшеством данного времени стали разводы дворянских семей. В основе же самой семьи, сохраняющей во многом патриархальный характер, лежали долг и семейное согласие. В эпоху правления Екатерины II и Александра I в выборе брачных партнеров появилась большая свобода, обусловленная совместными формами времяпрепровождения. Эпоха «частной жизни» научила дворянство искать новый компромиссный вариант в выборе будущих супругов: сочетание собственных симпатий и родительской воли. Влияние чувств на брак будущих супругов подтверждает увеличение тайных венчаний и увоза невест, а также возможность неравных по социальному статусу браков. Дворянская свадьба включала в себя как традиционные ритуалы венчания, так и новомодные тенденции европейского быта. Разводы представляли собой по-прежнему сложную процедуру, но были возможны в дворянской среде. Документом, служащим юридической защитой супругов, стал брачный контракт. Важным явлением стало приобретение женщиной-дворянкой исключительного права на приданое. Дворянская семья стала строиться на новых принципах. В семье возросла роль женщины, которая стала женой-другом. Власть мужа стала носить более утонченный и просвещенный характер. Отношения мужа и жены, согласно дворянским кодексам, были основаны на симпатии вкусов и взглядов.

Проникновение западноевропейской культуры в Россию в петровское, елизаветинское и екатерининское время происходило через приобщение к чтению книг, искусству, новым формам общения. В домах дворянства впервые появились личные библиотеки и коллекции. Под влиянием европейской культуры в ХVIII веке постепенно формировались эстетические вкусы и новый этикет общения московского дворянства. Этот процесс сопровождался развитием самосознания первого сословия, которое в своей основе имело нравственные православные ориентиры. Формирование мировоззрения сначала петровского артиллериста и навигатора, а затем просвещенного вельможи елизаветинского и екатерининского периодов происходило путем консервации православной традиции в сфере бытового поведения на фоне игры в европейцев. Этические нормы христианства во многом влияли на моральные принципы дворянского общества. Наиболее отчетливо это проявилось в благотворительной деятельности дворянства, которая приобрела различные формы христианского нищелюбия - создание приютов, больниц и иных богоугодных заведений.

Двойственность мировоззрения дворянина оставалась характерной чертой на всем протяжении XVIII века. Духовная жизнь его была тесно связана с нормами европейского Просвещения, а реальная повседневность и обыденное сознание практически целиком выстраивались на основе традиционных религиозных представлений о распорядке дня и образе жизни. В этих условиях объединяющей эти две тенденции в сознании дворянина были гуманистические ценности и общечеловеческие добродетели. Наглядным подтверждением этого является рост целенаправленной благотворительности дворянства в екатерининскую эпоху. Наиболее весомыми памятниками этой деятельности стали Голицинская больница и Странноприимный дом Шереметевых.

Положение женщины

Проникновение европейской культуры в Россию коренным образом изменило положение женщины-дворянки. Сначала принудительно, а затем по собственному желанию она приобщалась к светской жизни и овладевала соответствующими умениями дворянского этикета: читала книги, занималась туалетом, учила иностранные языки, осваивала музыку, танцы, искусство беседы. В то же время у нее была семья с хорошими добрыми традициями приоритета ценностей и христианской верой. Главной повседневной заботой дворянки петровского, елизаветинского и екатерининского времени оставались дети. Все аристократки придерживались православной веры, помогали монастырям и церквям, занимались благотворительностью. На уровень менталитета и ценностных ориентаций большое влияние оказывало изменение круга чтения московской дворянки. Со временем появились женские библиотеки, специальные издания для дамского чтения, дворянки начали читать романы, затем серьезную философскую и историческую литературу и, наконец, они стали ценительницами книги. Постепенно аристократки приобщились к рисованию, сочинительству, альбомному творчеству и домашним спектаклям. В конце ХVIII - первой половине ХIХ вв. некоторые из них делали переводы, сочиняли оперы, писали стихи и повести, прекрасно пели и музицировали, а также ставили спектакли. Важным доказательством интеллектуального роста московской дворянки являлось альбомное творчество и ее переписка. Все это способствовало росту самосознания московских дворянок.

Таким образом, повседневная культура дворянства в ХVIII в. в своем развитии прошла два основных этапа.

Первый этап хронологически совпадает со временем правления Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны и составляет первую половину ХVIII века. Он характеризовался столкновением и смешением в повседневной жизни двух тенденций - традиционной и европейской. Это был переломный период, прежде всего, в области изменений внешних, материальных факторов повседневной жизни дворянства. Смена внешнего облика была своего рода символичным проявлением выбора того или иного пути развития страны, выражением приверженности к определённому типу культуры, но за внешними атрибутами обыкновенно стояло важное внутреннее содержание.

Второй этап эволюции повседневной культуры дворянства приходится на вторую половину ХVIII века и совпадает со временем правления Екатерины II и Павла I. Этот период характеризовался глубоким проникновением идей Просвещения во все сферы повседневности и духовной жизни первого сословия, расцветом частной жизни дворянства, созданием определенного типа образа жизни вельможи. На этом этапе эволюции русской бытовой культуры европейские нормы быстро усваивались. Это время дало новый особый тип дворянина - просвещенного вельможу, многие представители которого стали лидерами и проводниками европейской культуры в России.

Материальная культура русского крестьянства

В прошлом русское население почти сплошь было крестьянским. Это наложило глубокий отпечаток на бытовые формы, свойственные многомиллионной народной массе. По древней традиции весь распорядок крестьянской жизни был определен земледельческими работами, длившимися с апреля по октябрь. Существовали устойчивые, переходящие от поколения к поколению приемы обработки почвы и выращивания урожая, специфический набор земледельческих орудий и промыслового инвентаря. Конструкция основного орудия, сохи, в разных местах страны была различна, что объяснялось несходством природных и почвенных условий, а также и живучими традициями. Исконно, русский крестьянин выращивал, прежде всего, зерновые - рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, гречиху, а также технические и кормовые культуры - лен, коноплю, горох, вику, клевер. Из древних пришлых культур возделывали капусту, чечевицу, арбуз, а из более поздних (XVII - XIX вв.) - кукурузу, картофель, подсолнечник, сахарную свеклу, помидоры, табак. Домашнее животноводство было представлено крупным рогатым скотом, преимущественно местных пород красной и пестрой масти, а также лошадьми (по 1-2 на средний двор), овцами, свиньями и птицей. Местами, особенно на Севере и в Сибири, немаловажное значение имели рыболовство и потребительско-промысловая охота.

В том, как расположены русские деревни и села, в их размерах, планировке можно увидеть много традиционных особенностей. Русские крестьяне при основании селений умело учитывали местные природные условия - микрорельеф, водоемы, леса, направление господствующих ветров. Большинство русских селений красиво вписано в окружающий их ландшафт, а их планировка многообразна: в одних дома стоят в одну линию вдоль дороги, вдоль реки, по берегу озера, в других образуют в плане круг, овал, прямоугольник вокруг сельской площади или церкви, в третьих — разбросаны родственными «гнездами», в четвертых — наконец, составляют улицы.

В северных и центральных районах России жилые дома выходили на улицу узкой торцовой стороной, в южнорусских районах - длинным фасадом, а в казачьих станицах и хуторах их ставили более свободно, несколько отступая от улицы, в глубине двора, и вся усадьба огораживалась высоким забором.

Наряду с общерусскими чертами в домостроительстве различных районов существовали свои особенности, проявлявшиеся в планировке усадьбы и в расположении внутренних помещений жилых и служебных построек и в применявшихся для их строительства материалах. Северорусский дом - к северу от Верхней Волги - представляет собой высокую бревенчатую постройку, состоящую из собственно избы, сеней и клети или из жилой половины с непосредственно пристроенным к ней двухэтажным двором. Распространение крытого двора в северных и центральных нечерноземных районах России было обусловлено суровыми и многоснежными зимами, вынуждавшими объединять жилые и хозяйственные постройки в одно целое. Наличники окон, карнизы, доски крылец, балконные решетки у северорусского дома украшались геометрической резьбой, разнообразной фигурной прорезью, а нередко и расписывались красками.

Южнорусский дом - к югу от линии Калуга - Рязань - Пенза - строился небольшим, низким и представлял бревенчатую, нередко обмазанную снаружи глиной, избу с сенями или саманную и кирпичную избу с деревянным, а чаще глинобитным или земляным полом. Крыша всегда делалась четырехскатной с соломенным покрытием. Внешняя архитектурная отделка здесь была беднее, чем на севере. Дворовые постройки располагались за домом и, примыкая, друг к другу, образовывали замкнутый квадрат с открытой центральной площадкой.

Посещавшие Россию иностранцы обращали внимание и на богатство самобытных форм русского народного костюма. Основные черты русской традиционной одежды, особенно мужской, были по всей стране общими. И все же область от области, север от юга, запад от востока во многих элементах костюма различались. Мужская одежда везде состояла из рубахи-косоворотки, нешироких штанов и кафтана. В женской одежде наиболее ярко выделялись два типа: северорусский и южнорусский. Женский русский костюм вообще отличался красочностью, но особенно красивым был в южнорусских районах. Там крестьянки украшали свое платье вышивкой и ткаными узорами, умело сочетая их с кумачовыми вставками, с нашитыми полосками шнура, лент, позумента и блесток. Общей для всех областей была женская рубашка с поликами (плечевыми вставками) и воротом в сборку. Рукава, плечи, ворот рубашки отделывались вышивкой или тканым узором. Северные крестьянки поверх длинной холщовой рубашки надевали сарафан, который подвязывали тканым поясом. Праздничные сарафаны шились из красивых узорчатых тканей. Девушки выделялись ношением свободно ниспадающих кос с лентами, нарядных головных венцов поверх кос, легких платочков. Головной убор замужних женщин был более сложным, обязательно закрывающим уложенные под него волосы - это праздничные повойники, кокошники, челки и др. В праздники надевали ожерелья из янтаря и местного жемчуга, добываемого в северных реках. В южнорусской деревне замужние женщины поверх рубахи с косыми поликами, перехваченной поясом, надевали паневу-своеобразную юбку из шерстяной клетчатой (чаще всего синей) ткани. Поверх рубахи носили также нагрудник - короткую одежду с рукавами и без них из домотканой материи, а поверх рубахи паневы - вышитый фартук (запон). Головным убором здесь служила кичка, стоявшая из твердой основы - собственно кички, на которую надевали тканый хохол - «сороку»; сзади к кичке подвязывали позатыльник из ткани с длинной серной поднизью.

Такую же печать своеобразия, как жилище и одежда, несла на себе и кухня. Русские люди всегда славились своим хлебосольством и стремились сделать праздничный стол изобильным. В доме с достатком традиционным угощением были заливная рыба, холодец, разнообразные пироги, холодное мясо и птица, мясные щи или борщ и куриная лапша, жареное и тушеное мясо, гусь или утка с яблоками, поросенок с гречневой кашей, яичница, молочные каши, кисели и компоты, пастилы и варенья, водка, вино, наливки, настойки, пиво, квас. Конечно, этот состав традиционной кухни менялся в зависимости от местной продовольственной базы и от имущественного состояния семьи. Никогда не следует забывать, что огромная масса населения питалась очень скромно, и недаром в русском народе сложилась меткая поговорка: «Щи да каша - пища наша».

Общественная и семейная жизнь основной массы русского крестьянства протекала в пределах своей деревни и узкой сельской округи с их давно установившимися местными обычаями, поверьями и представлениями. Значительное воздействие на мировоззрение и мораль русского крестьянства оказывала христианская церковь. Большинство придерживалось обрядов официального православия, но на Севере, в Заволжье и в Сибири немало было и старообрядцев. Впрочем, исповедуя христианские и дохристианские самобытные верования, многие крестьяне не были столь уже ревностными церковниками и ходили в храм, больше подчиняясь заведенному порядку и пользуясь случаем, чтобы встретиться с «миром», узнать новости, показать наряды.

Одним из наиболее ярких явлений общественной жизни деревни были праздники, приуроченные к христианскому календарю, но имевшие куда более ранние языческие корни, берущие начало в древнеславянском аграрном культе.

Большое значение для русских крестьян имел устный народный календарь, который давал различные практические указания относительно сроков сельскохозяйственных работ, прогнозов погоды и видов на урожай. Знатоки его, главным образом старики, пользовались всеобщим уважением. Но разумеется, календарь этот отражал как верные наблюдения над природой, так и ложные, суеверные представления. Интересно и то, что многие трудовые процессы сопровождались обрядами, которые приурочивались к важнейшим земледельческим праздникам. Такие обряды, как новогодние, масленичные, пасхальные, семицкие, троицкие, купальные и другие, по представлению крестьян, способствовали хорошему урожаю.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    курсовая работа , добавлен 05.12.2010

    Дефиниции понятия и основные составляющие культуры повседневности. Виноделие как феномен повседневности современной Франции. Особенности российской и французской культуры виноделия. Французское законодательство о вине: инновации, традиции и особенности.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2011

    Основные понятия, функции и направления деятельности музеев Российской Федерации. Классификация музейных учреждений. Характеристика ресурсной базы музеев Санкт-Петербурга, регулирование их деятельности. Факторы привлекательности музея для посетителей.

    реферат , добавлен 21.04.2015

    Повседневность в бытовом жанре как часть исторического развития, ее функции и особенности. Бытовой жанр как особый вид живописи. Анализ репрезентации Нового времени через изображение повседневности, изображённую в работах художников данного периода.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Эпоха Петра Великого, его реформы в политике и экономике, основные преобразования. Основание Санкт-Петербурга, его мосты. Внутренние и внешние экономические связи Петербурга. Архитектура, литература и культура новой столицы. Праздники и развлечения.

    реферат , добавлен 27.05.2009

    Специфика гостиничной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Роль историко-культурного наследия в развитии въездного туризма, особенности приобщения и разработка соответствующих программ. Исследование предпочтений аудитории по их проведению в гостиницах.

    дипломная работа , добавлен 16.02.2015

    Создание большого количества исторических и военно-исторических музеев в Санкт-Петербурге. Памятные места, связанные с событиями городской жизни. Залы Эрмитажа, посвященные культуре и искусству стран Востока. Организация обслуживания посетителей.

    контрольная работа , добавлен 26.01.2013