Шуман – кто он? Несостоявшийся пианист, гениальный композитор или острый музыкальный критик? Краткая биография шумана Творчество шумана кратко самое главное

Роберт Шуман краткая биография немецкого композитора изложена в этой статье.

Биография и творчество Роберт Шуман

Роберт Шуман, появился на свет 8 июня 1810 года в небольшом городе Цвиккау, в абсолютно не музыкальной семье. Его родители занимались издательством книг. Они хотели и ребенка пристрастить к этому делу, но будучи в семилетнем возрасте, Роберт проявил увлечение к музыке.

Он поступает в Лейпцигский университет в 1828 году на факультет юриспруденции. Пребывая в Лейпциге, Роберт знакомится с Виком, наилучшем преподавателем игры на фортепиано и начинает брать у него уроки. Спустя год, поняв, что юрист – это далеко не та професия, которой он хочет овладеть, Шуман переходит в Гейдельбергский университет. В Лейпциг он возвращается в 1830 году и продолжает брать уроки игры на фортепиано у Вика. В 1831 году получает травму правой руки и карьере великого пианиста пришел конец. Но отказываться от музыки Шуман и не думал – он стал писать музыкальные произведения и освоил профессию музыкального критика.

Роберт Шуман основывает «Новый музыкальный журнал» в Лейпциге, и вплоть до 1844 года являлся его редактором, основным автором и издателем. Особое внимание он уделял написанию музыкальных произведений для фортепиано. Самыми знаменательными циклами являются – Бабочки, Вариации, Карнавал, Танцы Давидсбюдлеров, Фантастические пьесы. В 1838 году было написано им несколько настоящих шедевров – Новелеты, Детские сцены и Крейслериана.

Когда пришло время женитьбы, то в 1840 году Роберт женится на Кларе Вик, дочке своего музыкального учителя. Она слыла талантливой пианисткой. В годы супружества ним было написано и ряд симфонический произведений – Рай и Пери, Реквием и Месса, Реквием по Миньоне, сцены из произведения «Фауст».

Биография Шумана - великого немецкого композитора - подобно жизни любого знаменитого человека, была наполнена и курьезными, анекдотичными случаями, и трагичными переплетениями судьбы. Почему Шуман не стал виртуозным пианистом, как мечтал в юности, и почему ему пришлось выбрать композиторскую стезю? Как это повлияло на его психическое здоровье, и где закончил свою жизнь знаменитый автор?

Композитор Шуман (биография): детство и юность

Шуман появился на свет 8 июня 1810 года в Германии. Его родным городом стало местечко Цвиккау. Отец будущего композитора был книгоиздателем, человеком небедным, поэтому стремился дать своему сыну приличное образование.

Мальчик с детства проявлял литературные способности - когда Роберт учился в гимназии, то, помимо того что сочинял стихи, драмы и комедии, еще организовал самостоятельно литературный кружок. Под влиянием Жана Поля молодой человек даже сочинил литературный роман. С учетом всех этих фактов биография Шумана могла сложиться совсем по-другому - мальчик вполне мог пойти по стопам своего отца. Но мир музыки волновал Роберта больше, чем литературная деятельность.

Шуман, биография и творчество которого в течение всей его жизни были крепко-накрепко связаны с музыкальным искусством, написал свое первое в десять лет. Возможно, это был первый знак, что на свет появился еще один великий композитор.

Роберт Шуман (краткая биография): карьера пианиста

Шуман начал проявлять интерес к игре на фортепиано с раннего возраста. Его очень впечатляла игра пианиста Мошелеса, а также Паганини. Юноша загорелся идеей стать виртуозным инструменталистом и не жалел для этого сил.

Сначала будущий композитор брал уроки у органиста Куншта. Под чутким руководством своего первого учителя мальчик начал создавать свои музыкальные произведения - в основном зарисовки. После знакомства с творчеством Шуберта Роберт написал несколько песен.

Однако родители настояли на том, чтобы у их сына было серьезное образование, поэтому Роберт отправляется в Лейпциг учиться на юриста. Но Шуман, биография которого, казалось, не могла сложиться иначе, все равно тянется к музыке, поэтому продолжает заниматься фортепиано под руководством нового учителя - Фридриха Вика. Последний искренне считал, что его ученик может стать самым виртуозным пианистом в Германии.

Но Роберт слишком фанатично преследовал свою цель, поэтому переусердствовал с занятиями - заработал растяжение сухожилий и распрощался с карьерой пианиста.

Образование

Как уже упоминалось выше, Шуман изучал право в а затем в Гейдельбергском. Но юристом Роберт так и не стал, отдав предпочтение музыке.

Начало композиторской деятельности

Роберт Шуман, биография которого после получения травмы была полностью посвящена композиторской деятельности, скорее всего, очень переживал по поводу того, что уже никогда не сможет осуществить свою мечту и стать знаменитым пианистом. Характер молодого человека после этого изменился - он стал неразговорчив, слишком раним, перестал шутить и разыгрывать своих друзей так, как только он умел это делать. Однажды, еще в молодости, Шуман зашел в магазин музыкальных инструментов и в шутку представился гофмейстером английского лорда, который поручил ему выбрать рояль для занятий музыкой. Роберт переиграл на всех дорогих инструментах в салоне, забавляя тем самым зевак и покупателей. В итоге Шуман сказал, что через два дня даст владельцу салона ответ по поводу покупки, а сам как ни в чем не бывало уехал в другой город по своим делам.

Но в 30-х гг. с карьерой пианиста пришлось распрощаться, и молодой человек всецело посвятил себя созданию музыкальных произведений. Как раз на этот период и пришелся расцвет его композиторского творчества.

Особенности музыки

Шуман творил в эпоху романтизма и, конечно, это отразилось на его творчестве.

Роберт Шуман, биография которого была в некотором смысле наполнена личностными переживаниями, писал психологическую музыку, которая далека была от фольклорных мотивов. Произведения Шумана - это нечто «личное». Его музыка очень переменчива, что отражает то которым постепенно начинал заболевать композитор. Шуман и сам не скрывал, что его натуре свойственна двойственность.

Гармоничный язык его произведений более сложный, нежели у его современников. Ритм творений Шумана достаточно прихотлив и капризен. Но это не помешало композитору снискать народную славу еще при жизни.

Однажды во время прогулки в парке композитор насвистывал себе под нос тему из «Карнавала». Один из прохожих сделал ему замечание: мол, если у вас нет слуха, то лучше не «портьте» произведения уважаемого композитора.

Среди самых известных произведений композитора числятся следующие:

  • романсовые циклы «Любовь поэта», «Круг песен»;
  • фортепианные циклы «Бабочки», «Карнавал», «Крейслериана» и др.

Музыкальная газета

Шуман, краткая биография которого не обошлась бы без занятий литературой, не бросал своё увлечение, и писательский талант применил в публицистике. При поддержке своих многочисленных друзей, связанных с миром музыки, Шуман в 1834 году основывает «Новую музыкальную газету». Со временем она превратилась в периодическое и достаточно влиятельное издание. Композитор писал многие статьи для издания собственноручно. Он приветствовал все новое в музыке, поэтому поддерживал молодых композиторов. Кстати, Шуман один из первых признал талант Шопена и написал в его честь отдельную статью. Также Шуман поддерживал Листа, Берлиоза, Брамса и многих других композиторов.

Нередко в своих статьях герою нашего рассказа приходилось давать отпор многим музыкальным критикам, которые нелестно отзывались о его творчестве. Шуман тоже «творил» не совсем в духе времени, поэтому ему нужно было отстаивать свои взгляды на музыкальное искусство.

Личная жизнь

В 1840 году, ближе к 30 годам, Роберт Шуман женился. Его избранницей стала дочь его учителя, Фридриха Вика.

Клара Вик была достаточно известной и виртуозной пианисткой. Она также имела отношение к композиторскому искусству и поддерживала своего мужа во всех начинаниях.

Шуман, краткая биография которого к 30 годам была насыщена музыкальной деятельностью, ни разу не был женат, и казалось, собственная личная жизнь мало его беспокоила. Но перед бракосочетанием он честно предупредил свою будущую жену, что характер у него весьма непростой: он часто поступает наперекор близким и родным людям, почему-то так выходит, что делает больно именно тем, кого любит.

Но невесту эти недостатки композитора не очень испугали. Бракосочетание состоялось, а Клара Вик и Роберт Шуман прожили в браке до конца своих дней, оставили после себя восьмерых детей и были похоронены на одном кладбище.

Проблемы со здоровьем и смерть

Биография Шумана была насыщена разнообразными событиями, композитор оставил после себя богатое музыкальное и литературное наследие. Такая одержимость своим делом и жизнью не могла пройти бесследно. Примерно в 35 лет у композитора стали проявляться первые признаки серьезного нервного расстройства. Два года он ничего не писал.

И хотя композитору оказывали различные почести, приглашали на серьезные должности, он уже не мог вернуться к прежней жизни. Нервы его окончательно расшатались.

В 44 года композитор впервые после приступа затяжной депрессии попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись с моста в Рейн. Его удалось спасти, но особых перемен в его самочувствии не наблюдалось. Два года Шуман провел в психиатрической больнице и умер в 46 лет. За все это время композитор не создал ни одного произведения.

Кто знает, как сложилась бы жизнь композитора, если бы он не повредил пальцы на руке и все-таки стал пианистом... Возможно, Шуман, биография которого оборвалась в 46 лет, прожил бы более долгую жизнь и не помешался бы умом.

Кстати, существует версия, что композитор повредил свои пальцы, создав самодельный тренажер для них по типу инструментов Генри Герца и Тициано Поли. Суть тренажеров в том, что средний палец руки привязывался к бечевке, которая крепилась к потолку. Этот инструмент призван был тренировать выносливость и амплитуду раскрытия пальцев. Но при неумелом использовании можно и порвать сухожилия таким образом.

Существует еще одна версия, по которой Шуману пришлось лечиться от сифилиса модным тогда способом - вдыхать пары ртути, что вызвало побочный эффект в виде паралича пальцев. Но жена Шумана не подтвердила ни одну из этих версий.

Международный конкурс имени композитора

Биография Шумана и его творчество настолько популярны в музыкальном мире, что нередко организовываются именные конкурсы и награды в честь знаменитого композитора. Еще в 1956 году в Берлине был проведен первый конкурс для исполнителей академической музыки, который называется Internationaler Robert-Schumann-Wettbewerb.

Первое мероприятие было приурочено 100-летию со дня смерти композитора, и первым победителями конкурса стал представитель ГДР Аннерозе Шмидт в номинации «Фортепиано», а также представители СССР: Александр Ведерников, Кира Изотова в номинации «Вокал». Впоследствии конкурсанты из СССР практически каждый год занимали призовые места вплоть до 1985 года. После развала Советского Союза лишь в 1996 году конкурс удалось выиграть представителю из России - Михаилу Мордвинову в номинации «Фортепиано».

Премия Роберта Шумана

Р. Шуман, биография и творческое наследие которого стали гордостью мирового искусства, подарил своё имя и премии, которой награждаются исполнители академической музыки, начиная с 1964 года. Премию учредила администрация родного города композитора - Цвиккау. Она присуждается лишь тем деятелям, которые пропагандируют музыку композитора и несут ее в широкие массы. В 2003 году материальная составляющая премии приравнивалась к сумме 10 000 евро.

Вплоть до 1989 года имена советских деятелей искусства часто попадали в список лауреатов премии. Представитель от России затем появился в списке лауреатов только в 2000 году. Лауреатом премии в том году стала Ольга Лосева, с тех пор премия не присуждалась выходцам из стран СНГ ни разу.

По праву называются величайшими композиторами 19 века. Но чаще слышится фраза шумановский период, такое название дается эпохе романтизма в мире музыки.

Детство и юность

Немецкий композитор и музыкальный критик Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в Саксонии (Германия) у любящей пары Фридриха Августа и Иоганны Кристианы. Из-за любви к Иоганне, родители которой противились браку с Фридрихом по причине бедности, отец будущего музыканта за год работы помощником в книжной лавке заработал на свадьбу с девушкой и на открытие собственного дела.

Роберт Шуман вырос в семье, где было пятеро детей. Мальчик рос озорным и веселым, похожим на мать, и сильно отличался от отца, замкнутого и молчаливого человека.

Роберт Шуман начал учебу в школе в шесть лет, отличался лидерскими качествами и творческими способностями. Через год родители заметили музыкальный талант ребенка и отдали учиться игре на фортепиано. Вскоре у него проявилась способность сочинять оркестровую музыку.


Молодой человек долго не мог определиться с выбором будущей профессии – заняться музыкой или податься в литературу, как хотел и настаивал отец. Но концерт пианиста и дирижера Мошелеса, на котором Роберт Шуман побывал, не оставил шансов литературе. У матери композитора были планы сделать из сына юриста, но в 1830 году все-таки получил благословение родителей посвятить жизнь музыке.

Музыка

Переехав в Лейпциг, Роберт Шуман начал посещать уроки фортепиано Фридриха Вика, который сулил ему карьеру знаменитого пианиста. Но жизнь вносит свои коррективы. У Шумана развивался паралич правой руки – проблема заставила юношу отказаться от мечты стать пианистом, и он перешел в ряды композиторов.


Существует две очень странные версии причин, по которым у композитора начала развиваться болезнь. Одна из них - тренажер, изготовленный музыкантом самостоятельно для разминки пальцев, вторая история еще загадочнее. Ходили слухи, что композитор пытался удалить сухожилия на руке с целью достижения виртуозности игры на пианино.

Но ни одна из версий не доказана, они опровергнуты в дневниках жены Клары, которую Роберт Шуман знал, так сказать, с детских лет. Заручившись поддержкой наставника, Роберт Шуман в 1834 году основал издание «Новая музыкальная газета». Печатаясь в газете, критиковал и высмеивал равнодушие к творчеству и искусству под вымышленными именами.


Композитор бросил вызов депрессивной и убогой Германии того времени, вкладывая в свои произведения гармонию, краски и романтизм. Например, в одном из самых знаменитых циклов для фортепиано «Карнавал» одновременно присутствуют женские образы, пестрые сценки, карнавальные маски. Параллельно композитор развивался в вокальном творчестве, жанре лирической песни.

Отдельного внимания заслуживает повествование о создании и сама работа «Альбом для юношества». В день, когда старшей дочери Роберта Шумана исполнялось 7 лет, девочка получила в подарок тетрадь с названием «Альбом для юношества». Тетрадь состояла из сочинений знаменитых композиторов и 8 из них были написаны Робертом Шуманом.


Композитор придавал значение этой работе не потому, что любил своих детей и хотел порадовать, ему претил художественный уровень музыкального образования – песни и музыка, которые дети изучали в школе. В альбом вошли пьесы «Веcенняя песня», «Дед Мороз»,«Веселый крестьянин»,«Зима», которые, на взгляд автора, легкие и понятные для детского восприятия.

В период творческого подъема композитором написано 4 симфонии. Основная часть произведений для фортепиано состоит из циклов с лирическим настроением, которые связаны одной сюжетной линией.


При жизни музыка, написанная Робертом Шуманом, не воспринималась современниками. Романтичная, утонченная, гармоничная, задевающая тонкие струны человеческой души. Казалось бы, Европа, окутанная чередой изменений и революций, не в силах была оценить стиль идущего в ногу со временем композитора, всю жизнь боровшегося за то, чтобы, не боясь, смотреть в глаза новому.

Коллеги «по цеху» тоже не воспринимали современника – отказывался понимать музыку бунтаря и мятежника, Ференц Лист, будучи чутким и романтичным, включал в концертную программу только произведение «Карнавал». Музыка Роберта Шумана сопровождает современное кино: «Доктор Хаус», «Дедушка легкого поведения», «Загадочная история Бенджамина Баттона».

Личная жизнь

С будущей женой Кларой Жозефиной Вик композитор познакомился в юном возрасте в доме учителя по фортепиано – девушка оказалась дочерью Фридриха Вика. В 1840 году состоялось бракосочетание молодых. Этот год считается самым плодотворным для музыканта – написано 140 песен, а также год примечателен присвоением ученой степени доктора философии Лейпцигского университета.


Клара славилась знаменитой пианисткой, разъезжала по концертам, в которых муж сопровождал любимую. У пары родилось 8 детей, первые годы совместной жизни были похожи на сказку о любви со счастливым продолжением. Спустя 4 года у Роберта Шумана начинают проявляться острые приступы нервного расстройства. Критики предполагают, что причина этого - жена композитора.

До свадьбы музыкант боролся за право стать мужем знаменитой пианистки, в большей степени с отцом девушки, который категорически не одобрял намерения Шумана. Вопреки препятствиям, созданным будущим тестем (дело дошло до судебных разбирательств), Роберт Шуман женился по любви.


После бракосочетания пришлось бороться с популярностью и признанием жены. И хотя Роберт Шуман был признанным и знаменитым композитором, ощущение того, что музыкант прячется в тени славы Клары, не покидало. В результате душевных переживаний Роберт Шуман делает перерыв длиной в два года в творчестве.

История любви о романтических отношениях творческой пары Клары и Роберта Шуманов воплощена в фильме «Песнь любви», увидевшем свет в Америке в 1947 году.

Смерть

В 1853 году знаменитые композитор и пианистка отправляются путешествовать по Голландии, где пару принимали с почестями, но через некоторое время симптомы болезни резко обострились. Композитор предпринял попытку самоубийства, спрыгнув в реку Рейн, но музыканта спасли.


После этого случая был помещен в психиатрическую клинику возле Бонна, встречи с женой разрешались редко. 29 июля 1856 года в 46 лет великий композитор скончался. По результатам вскрытия причина болезни и смерти в раннем возрасте – переполненные кровью сосуды и повреждения в мозге.

Произведения

  • 1831 – «Бабочки»
  • 1834 – «Карнавал»
  • 1837 – «Фантастические отрывки»
  • 1838 – «Детские сцены»
  • 1840 – «Любовь поэта»
  • 1848 – «Альбом для юношества»

«Разум ошибается, чувство никогда» – эти слова Шумана могли бы стать девизом всех художников-романтиков, свято веривших в то, что самое драгоценное в человеке – это его способность чувствовать красоту природы и искусства и сочувствовать другим людям.

Творчество Шумана привлекает нас, прежде всего, богатством и глубиной чувств. А его острый, проницательный, блестящий разум никогда не был холодным разумом, он всегда был освещен и согрет чувством и вдохновением.
Богатая одаренность Шумана не сразу проявилась в музыке. В семье преобладали литературные интересы. Отец Шумана был просвещенным книгоиздателем и иногда сам выступал как автор статей. А Роберт в юные годы серьезно занимался языкознанием, литературой, писал пьесы, которые ставились в домашнем кружке любителей. Занимался он и музыкой, играл на фортепиано, импровизировал. Друзей восхищало его умение нарисовать музыкой портрет кого-либо из знакомых так, что можно было легко узнать его манеры, жесты, весь облик и характер.

Клара Вик

По желанию родных Роберт поступил в университет (Лейпцигский, а потом Гейдельбургский). Занятия на юридическом факультете он был намерен совмещать с музыкой. Но с течением времени Шуман понял, что он не юрист, а музыкант, и стал настойчиво добиваться согласия матери (отец к тому времени умер) на то, чтобы целиком посвятить себя музыке.
Согласие, в конце концов, было дано. Большую роль сыграло ручательство видного педагога Фридриха Вика, который заверил мать Шумана, что из ее сына при условии серьезных занятий получится выдающийся пианист. Авторитет Вика был не пререкаем, ведь его дочь и ученица Клара, тогда еще девочка, уже была концертирующей пианисткой.
Роберт снова перебрался из Гейдельберга в Лейпциг и превратился в старательного и покорного ученика. Считая, что ему надо скорее наверстать упущенное время, он занимался без устали, а для того чтобы добиться свободы движения пальцев, изобрел механическое приспособление. Это изобретение сыграло роковую роль в его жизни – оно привело к неизлечимому заболеванию правой руки.

Роковой удар судьбы

Это был ужасный удар. Ведь Шуман с величайшим трудом добился разрешения родных бросить почти законченное образование и посвятить себя целиком музыке, а в итоге он мог только кое-как непослушными пальцами что-то наигрывать «для себя»… Было от чего прийти в отчаяние. Но без музыки он уже не мог существовать. Еще до катастрофы с рукой он начал брать уроки теории и серьезно заниматься композицией. Теперь эта вторая линия стала первой. Но не единственной. Шуман стал выступать как музыкальный критик, и его статьи – меткие, острые, проникающие в самую суть музыкального произведения и особенности музыкального исполнения – сразу привлекли к себе внимание.


Шуман-критик

Известность Шумана-критика предшествовала известности Шумана-композитора.

Шуману было всего двадцать пять лет, когда он отважился на то, чтобы организовать собственный музыкальный журнал. Он стал издателем, редактором и основным автором статей, появлявшихся от имени членов «Давидова братства» – «Давидсбунда».

Давид, легендарный библейский царь-псалмопевец, боролся с враждебным народом – филистимлянами и побеждал их. Слово «филистимлянин» созвучно немецкому «филистер» – мещанин, обыватель, ретроград. Целью членов «братства Давида» – давидсбюндлеров была борьба с обывательскими вкусами в искусстве, с цепляньем за старое, отжившее или, наоборот, с погоней за новейшей, но пустой модой.

Того братства, от имени которого выступал шумановский «Новый музыкальный журнал», в действительности не существовало, это была литературная мистификация. Был небольшой кружок единомышленников, но Шуман считал членами братства всех передовых музыкантов, в частности Берлиоза и , чей творческий дебют он приветствовал восторженной статьей. Сам Шуман подписывался двумя псевдонимами, в которых были воплощены разные стороны его противоречивой натуры и разные грани романтизма. Образ Флорестана – романтика-бунтаря и Эвсебия – романтика-мечтателя мы находим не только в литературных статьях Шумана, но и в его музыкальных произведениях.

Шуман-композитор

А музыки писал он в эти годы много. Одна за другой создавались тетради его фортепианных пьес под непривычным для того времени названиями: «Бабочки», «Фантастические пьесы», «Крейслериана», «Детские сцены» и др. Сами названия говорят о том, что в этих пьесах отразились разнообразные жизненные и художественные впечатления Шумана. «В «Крейслериане», например, созданный писателем-романтиком Э. Т. А. Гофманом образ музыканта Крейслера, своим поведением и даже самим существованием бросавшего вызов окружавшей его мещанской среде. «Детские сцены» – мимолетные зарисовки жизни детей: игры, сказки, детские фантазии, то страшные («Пуганье»), то светлые («Грезы»).

Все это относится к области программной музыки. Названия пьес должны дать толчок воображению слушателя, направить его внимание в определенную сторону. Большинство пьес – миниатюры, в лаконичной форме воплощающие какой-то один образ, одно впечатление. Но Шуман часто объединяет их в циклы. Самое известное среди таких сочинений – «Карнавал» – состоит из ряда небольших пьес. Здесь и вальсы, и лирические сцены встреч на балу, и портреты реальных и вымышленных персонажей. Среди них наряду с традиционными карнавальными масками Пьеро, Арлекина, Коломбины мы встречаем Шопена и , встретим, наконец и самого Шумана в двух лицах – Флорестана и Эвсебия, и юную Кьярину – Клару Вик.

Любовь Роберта и Клары

Роберт и Клара

Братская нежность к этой талантливой девочке, дочери учителя Шумана, со временем перешла в глубокое сердечное чувство. Молодые люди поняли, что созданы друг для друга: у них были одинаковые жизненные цели, одинаковые художественные вкусы. Но это убеждение не разделялось Фридрихом Виком, который считал, что муж Клары должен прежде всего обеспечить ее материально, а этого от неудавшегося пианиста, каким был в глазах Вика Шуман, нечего ждать. Боялся он и того, что замужество помешает концертным триумфам Клары.

«Борьба за Клару» продолжалась целых пять лет, и лишь в 1840 году, выиграв судебный процесс, молодые люди получили официально разрешение на брак. Роберт и Клара Шуман

Этот год биографы Шумана называют годом песен. Шуман создал тогда несколько песенных циклов: «Любовь поэта» (на стихи Гейне), «Любовь и жизнь женщины» (на стихи А. Шамиссо), «Мирты» – цикл, написанный в качестве свадебного подарка Кларе. Идеалом композитора было полное слияние музыки и слова, и он действительно достиг этого.

Так начались счастливые годы жизни Шумана. Горизонты творчества расширились. Если раньше его внимание было почти целиком сосредоточено на фортепианной музыке, то теперь вслед за годом песен наступает пора симфонической музыки, музыки для камерных ансамблей, создается оратория «Рай и Пери». Шуман начинает и педагогическую деятельность в только что открывшейся Лейпцигской консерватории, сопровождает Клару в ее концертных поездках, благодаря которым его сочинения завоевывают все более широкую известность. В 1944 году Роберт и Клара проводят несколько месяцев в России, где их встретило теплое, дружеское внимание музыкантов и любителей музыки.

Последний удар судьбы


Вместе навсегда

Но счастливые годы омрачились незаметно подкрадывавшейся болезнью Шумана, поначалу казавшейся простым переутомлением. Дело, однако, оказалось серьезнее. Это было психическое заболевание, иногда отступавшее – и тогда композитор возвращался к творческому труду и талант его оставался таким же ярким и оригинальным, иногда обострявшееся – и тогда он уже не мог ни работать, ни общаться с людьми. Болезнь постепенно подтачивала его организм, и последние два года жизни он провел в больнице.

Биография

Дом Шумана в Цвиккау

Роберт Шуман, Вена, 1839

Основные произведения

Здесь представлены произведения, часто используемые в концертной и педагогической практике в России, а также произведения большого масштаба, но редко исполняемые.

Для фортепиано

  • Вариации на тему «Abegg»
  • Бабочки, соч. 2
  • Танцы давидсбюндлеров, соч. 6
  • Карнавал, ор. 9
  • Три сонаты:
    • Соната № 1 фа диез минор, ор. 11
    • Соната № 3 фа минор, ор. 14
    • Соната № 2 соль минор, ор. 22
  • Фантастические пьесы, ор. 12
  • Симфонические этюды, ор. 13
  • Детские сцены, соч. 15
  • Крейслериана, ор. 16
  • Фантазия до мажор, ор. 17
  • Арабески, ор. 18
  • Юмореска, ор. 20
  • Новеллетты, ор. 21
  • Венский карнавал, ор. 26
  • Альбом для юношества, ор. 68
  • Лесные сцены, op. 82

Концерты

  • Konzertstück для четырех валторн и оркестра, op. 86
  • Интродукция и Allegro Appassionato для фортепиано с оркестром, op. 92
  • Концерт для виолончели с оркестром, op. 129
  • Концерт для скрипки с оркестром, 1853
  • Интродукция и Allegro для фортепиано с оркестром, op. 134

Вокальные произведения

  • «Мирты», ор. 25 (на стихи различных поэтов, 26 песен)
  • «Круг песен», ор. 39 (сл. Эйхендорфа , 20 песен)
  • «Любовь и жизнь женщины», ор. 42 (сл. А. фон Шамиссо, 8 песен)
  • «Любовь поэта», ор. 48 (сл. Гейне , 16 песен)
  • «Геновева». Опера (1848)

Симфоническая музыка

  • Симфония № 2 до мажор, ор. 61
  • Симфония № 3 ми бемоль мажор «Рейнская», ор. 97
  • Симфония № 4 ре минор, ор. 120
  • Увертюра к трагедии «Манфред» (1848)
  • Увертюра «Мессинская невеста»

См. также

Ссылки

  • Роберт Шуман: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Музыкальные фрагменты

Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis

  • Sempre Fantasticamente ed Appassionatamente (info)
  • Moderato, Sempre energico (info)
  • Lento sostenuto Sempre piano (info)
Произведения Роберта Шумана
Для фортепиано Концерты Вокальные произведения Камерная музыка Симфоническая музыка

Вариации на тему «Abegg»
Бабочки, соч. 2
Танцы давидсбюндлеров, соч. 6
Карнавал, ор. 9
Соната № 1 фа диез минор, ор. 11
Соната № 3 фа минор, ор. 14
Соната № 2 соль минор, ор. 22
Фантастические пьесы, ор. 12
Симфонические этюды, ор. 13
Детские сцены, соч. 15
Крейслериана, ор. 16
Фантазия до мажор, ор. 17
Арабески, ор. 18
Юмореска, ор. 20
Новеллетты, ор. 21
Венский карнавал, ор. 26
Альбом для юношества, ор. 68
Лесные сцены, op. 82

Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, ор. 54
Konzertstück для четырех валторн и оркестра, op. 86
Интродукция и Allegro Appassionato для фортепиано с оркестром, op. 92
Концерт для виолончели с оркестром, op. 129
Концерт для скрипки с оркестром, 1853
Интродукция и Allegro для фортепиано с оркестром, op. 134

«Круг песен», ор. 35 (сл. Гейне, 9 песен)
«Мирты», ор. 25 (на стихи различных поэтов, 26 песен)
«Круг песен», ор. 39 (сл. Эйхендорфа, 20 песен)
«Любовь и жизнь женщины», ор. 42 (сл. А. фон Шамиссо, 8 песен)
«Любовь поэта», ор. 48 (сл. Гейне, 16 песен)
«Геновева». Опера (1848)

Три струнных квартета
Фортепианный квинтет ми бемоль мажор, соч. 44
Фортепианный квартет ми бемоль мажор, соч. 47

Симфония № 1 си бемоль мажор (известная как «Весенняя»), ор. 38
Симфония № 2 до мажор, ор. 61
Симфония № 3 ми бемоль мажор «Рейнская», ор. 97
Симфония № 4 ре минор, ор. 120
Увертюра к трагедии «Манфред» (1848)
Увертюра «Мессинская невеста»


Wikimedia Foundation . 2010 .