Сообщение на тему онегин и столичное дворянство. Сочинение на тему «Столичное И Поместное Дворянство В Романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин. Примерный текст сочинения

Байтериков Александр

По роману, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века. Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального дворянства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Поповская средняя общеобразовательная школа»

Бавлинского муниципального района

Республики Татарстан

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Описание быта дворян в романе А.С. Пушкина

«Евгений Онегин»

Номинация « Быт и культура пушкинского времени»

Байтериков Александр

Ученик 9 класса МБОУ «Поповская СОШ»

Руководитель

Царёва Людмила Александровна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Поповская СОШ»

Поповка, 2013 год

  1. Введение.

«Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»

  1. Основная часть

Глава I. Евгений Онегин – типичный представитель петербургского дворянства.

Глава II. Московское дворянство в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Глава III.Духовный мир провинциальных дворян в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

  1. Заключение
  1. Литература

Введение

«Евгений Онегин»- «энциклопедия русской жизни»

Великий Пушкин!
Как хорошо, что есть твое
богатство:
Твои стихи, поэмы и романы,
Твои сонеты, оды, эпиграммы –
Все, чем сильно твое искусство.

Т.В. Румянцева

Роман «Евгений Онегин», мне кажется, занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное по размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест. Писатель работал над ним более восьми лет. За широту изображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство мыслей В.Г. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». По нему, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века. Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального дворянства.

В «Евгении Онегине» герои даны в обычной для них социальной среде, они живут и действуют в обстановке русской действительности того времени, в кругу своих родных, в своем обществе. У каждого из героев этого произведения своя биография, своя психология, свои привычки, свое понимание жизни. В романе дается широчайшая картина жизни России того времени, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи, перед нами проходят яркие образы и картины жизни «высшего света» – петербургского и московского - и провинциального дворянства. Через мысли, чувства и поступки героев выступает историческая жизнь русского общества.

Работая над романом, Пушкин вводил в его текст детали современной ему жизни, прямо следуя за ходом самой действительности.

Целью исследовательской работы является анализ изображенного мира романа с точки зрения проявления в нем реалий культуры и быта русского дворянства пушкинской эпохи. В соответствии с заявленной целью я полагаю необходимым решить следующие задачи: - исследовать изображенную в романе жизнь дворянского общества; - рассмотреть культуру и быт дворянства в начале XIX века; - выявить их значение для замысла романа и роль в воплощении художественных образов произведения.

ГЛАВА I.

Евгений Онегин – типичный представитель петербургского дворянства.

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина - типичный день столичного денди. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества. День таких людей начинался далеко за полдень. Право вставать как можно позже являлось признаком аристократизма:

Бывало, он ещё в постели:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут…

Утренний туалет и завтрак сменялись прогулкой. Излюбленным местом гуляний петербургских франтов – Невский проспект и Английская набережная Невы. И Онегин в эти часы тоже гуляет по «бульвару»:

Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Послеобеденное время, Онегин, как, и другие молодые люди его круга, проводит в театре. Но он не увлечён искусством и ходит туда, скорее, из-за моды и воспринимает театр, как место, где происходят светские встречи и любовные интриги:

Все хлопает. Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет, скосясь, наводит

На ложи незнакомых дам

…Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят…

…А уж Онегин вышел вон;

Домой одеться едет он. Онегин едет на бал, где проводит все оставшееся время. День Онегина завершается. Он отправляется домой, но завтра его ожидает такой же день:

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя.

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра

И завтра то же, что вчера.

Из этого отрывка мы можем видеть, что светская жизнь главного героя, наполненная блеском и роскошью, на самом деле пуста и однообразна.

ГЛАВА II.

Московское дворянство в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Московское дворянство, с которым нас знакомит автор на страницах своего романа, кажется проще, радушнее, естественнее. Но он отзывается о нём довольно резко, остро-сатирически, давая тем самым очень нелестные характеристики:

Но в них не видно перемены;
Всё в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп…

Юные московские дворяне чопорно и неблагосклонно воспринимают провинциальную барышню: свысока, небрежно и самодовольно «озирают Татьяну с ног до головы», «её находят что-то странной, провинциальной и жеманной». Простоту, естественность, непосредственность девушки они трактуют как недостаток воспитания, неумение вести себя в свете, неумелое желание обратить на себя внимание. Впрочем, общество, признавая за Татьяной право на провинциальную странность, принимает её в свой круг.

Поэт увлечённо и сочувственно описывает московские балы:

Там теснота, волненье, жар,

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар

Красавиц лёгкие уборы…

Его завораживает обилие света, громкая музыка, красивые наряды, грациозные движения танцующих. Праздничная суета, «шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс» привлекают Пушкина красочностью, торжественностью. Татьяна, выросшая в гармоничном единении с природой, задыхается в этом ограниченном пространстве, она «волненье света ненавидит»:

Ей душно здесь…она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединённый уголок,

Где льётся светлый ручеёк,

Я своим цветам, к своим романам.

В гостиной всех занимает «бессвязный, пошлый вздор»:

Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки…

Кругом царит беспробудная тоска, так московское общество занимают «разговоры ни о чём».

Значит, бездуховность, отсутствие каких-либо умственных интересов, застойность жизни московских дворян становится основной их характеристики.

ГЛАВА III.

Духовный мир провинциальных дворян.

Ярким примером мелкопоместного дворянства является семья Татьяны Лариной, дядя Онегина и гости на именинах Татьяны. Семья Лариных - эта та среда, в которой выросла Татьяна, впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность и сердечность поместных нравов и уклада жизни.

Отец Татьяны, “добрый малый, но в прошлом веке запоздалый”, вел простой обывательский образ жизни, какой вели его родители и деды: “в халате ел и пил; покойно жизнь его катилась; под вечер иногда сходилась соседей добрая семья, нецеремонные друзья, и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем”. Он искренне любил жену, был снисходителен к ее капризам, никогда не читал книг, но не препятствовал увлечению дочери, в общем, “был простой и добрый барин”, необремененный интеллектом и образованием, и Ленский, “полный искренней печалью”, с теплотой вспоминает о нем.
Мать Татьяны в юности испытала страстную любовь, но по старинному обычаю, “не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и. плакала сначала”, но “потом хозяйством занялась, привыкла и довольна стала”. Ее образ жизни типичен для деревенской помещицы:

Она езжала по работам,
Сушила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь -
Все это мужа не спросясь.

Это были милые, гостеприимные люди, вполне удовлетворенные своим положением, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу, ценящие порядочность, простоту, доброту. Такие деревенские жители, как и прекрасные картины природы, привлекают поэта гармоничностью и свободой. Под обаяние природы и простоты человеческих отношений попадают и главные герои романа, но поэтичности, умения найти прекрасное в простом им не всегда хватает. И Татьяна, и Ленский, выросшие в деревенской глуши, довольно снисходительно, доброжелательно относились к соседям-помещикам, стараясь, впрочем, избегать общения с недалекими ограниченными сельскими жителями с их узким кругозором:

Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом...

В своем вещем сне Татьяна видит себя на бесовском шабаше, среди галдящей и гогочущей шайки, производящей ужасные звуки: “лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ!” Вся эта бесовская, шальная нечисть пугает своей бесцеремонностью, нахрапистостью, грубостью, страшным видом напоминает колдовские образы Гоголя:
…за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравлъ и полукот.

Казалось бы, это обилие отталкивающих физиономий, эта пёстрая толпа – просто образы страшного сна, но последующее описание именин Татьяны разительно напоминает её недавний сон:

В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шорканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.

Образы гостей Лариных удивительно похожи на увиденных во сне чудовищ своей непривлекательностью и уродливостью, примитивностью, даже созвучием имен. Деревенские помещики так опустились, оскудели умом, что немногим отличаются от чудовищ - полуживотных, полулюдей. Сатирическая сила пушкинского обличения бездуховности и пошлости достигает апогея - воображаемая и реальная компании героев перекликаются, сливаются. Образы людей ничуть не лучше уродливых героев странного сна. Если внимательно присмотреться, то примитивные, но безобидные соседи-помещики оказываются столь же отталкивающими, как и воображаемые чудовища. Все это одна компания. Некоторые из гостей Лариных: “мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике” - пошлый стихоплет, провинциальный массовик-затейник, крикливый острослов, привыкший быть в центре внимания с заранее заготовленным набором убогих шуток; “Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков” - безразличный к судьбе своих подданных; “толстый Пустяков” - сама фамилия, как и определение, недвусмысленно говорят об ограниченности интересов, душевном убожестве.

А. С. Пушкин, верный жизненной правде, создал запоминающиеся образы помещиков. Портреты одних из них очень выразительные, подробные, портреты других помещиков поверхностные. Поэт беспощадно изобличает потребительское отношение помещиков к жизни, но с искренней симпатией относится к простоте и доброте отношений, которые существуют в среде провинциального дворянства. Да, они не герои, это обыкновенные люди со слабостями, недостатками, они не стремятся к высокому, но все же проявляют участие и теплоту к своим близким и ожидают от них того же.

Заключение.

В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин рисует картину жизни русского дворянства в начале Х1Х века, его быт и нравы. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать всё не только о жизни дворян, но и об их культуре, о том, как они одевались, что было в моде, меню престижных ресторанов, что шло в театре. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство и крестьянство. Это позволяет говорить о «Евгении Онегине» как об истинно народном произведении. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодёжь, перед нами даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде привлекает внимание остротой наблюдения.

«Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни» пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, современная действительность. В романе «Евгений Онегин» Пушкин обращает русскую литературу к важнейшим вопросам национальной жизни. Все слои русского общества крепостной поры находят свое художественное воплощение в романе, освещаются общественные и культурные течения и веяния первой половины 20х годов XIX века. Роман Пушкина учил презирать дворянско-крепостное общество, ненавидеть пустую и бессодержательную жизнь, эгоизм, самовлюбленность, черствость сердца. Роман возвеличивал подлинно человеческие отношения, провозглашая необходимость связи русской дворянской культуры с народом, с его жизнью. Вот почему «Евгений Онегин» Пушкина являлся в высшей степени народным произведением, «актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него», – писал Белинский. «Евгений Онегин» был первым русским реалистическим романом. Герои мыслят, чувствуют и поступают в соответствии со своим характерами.

Реализм романа отчетливо выразился в стиле, в языке пушкинского произведения. Каждое слово автора точно характеризует национально – исторический быт эпохи, характер и культуру героев и одновременно эмоционально окрашивает их. «Евгений Онегин» запечатлел духовную красоту Пушкина и живую красоту русской народной жизни, которая была впервые открыта читателям автором гениального романа. Таким образом, «Евгений Онегин» является реалистическим, общественно – бытовым романом, объединившим в себе историю и современность.

Литература

1. Пушкин А.С. Евгений Онегин. – М., 1986г.

2. Белинский В.Г. Сочинения А.С. Пушкина. – М., 1990г.

3. Большая советская энциклопедия

4. Зырянов П.Н. История России Х1Х века. – М., 2001г.

5. Э.Г. Бабаев Творчество Пушкина -М, 1988г

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского

Дворянства XVIII – начало XIX века. С-Пт., 2001

7. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий. – С-Пт., 1983г.

8. Ляшенко М.Н. История России. – М., 1997г.

9. Петров С.М. Очерк жизни и творчества А.С. Пушкина. – М., 1986г.

Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"

Примерный текст сочинения

В романе "Евгений Онегин" Пушкин с замечательной полнотой развернул картины русской жизни первой четверти XIX века. Перед глазами читателя живой, движущейся панорамой проходят надменный роскошный Петербург, милая сердцу каждого русского человека древняя Москва, уютные деревенские усадьбы, прекрасная в своей изменчивости природа. На этом фоне любят, страдают, разочаровываются, погибают пушкинские герои. И та среда, которая их породила, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение в романе.

В первой главе романа, знакомя читателя со своим героем, Пушкин детально описывает его обычный день, заполненный до предела посещениями ресторанов, театров и балов. Так же "однообразна и пестра" жизнь других молодых петербургских аристократов, все заботы которых состояли в поисках новых, еще не приевшихся развлечений. Желание перемен заставляет Евгения уехать в деревню, затем, после убийства Ленского, он отправляется в путешествие, из которого возвращается в привычную обстановку петербургских салонов. Здесь происходит его встреча с Татьяной, ставшей "равнодушною княгиней", хозяйкой изысканной гостиной, где собирается высшая знать Петербурга.

Здесь можно встретить и проласовых, "заслуживших известность низостью души", и "перекрахмаленных нахалов", и "диктаторов бальных", и пожилых дам "в чепцах и розах, с виду злых", и "девиц, не улыбающихся лиц". Это типичные завсегдатаи петербургских салонов, в которых царят надменность, чопорность, холодность и скука. Эти люди живут по строгим правилам благопристойного лицемерия, играя какую-нибудь роль. Их лица, как и живые чувства, скрыты бесстрастной маской. Это порождает пустоту мыслей, холодность сердец, зависть, сплетни, злобу. Поэтому такая горечь слышится в словах Татьяны, обращенных к Евгению:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище...

Та же праздность, пустота и однообразие заполняют московские салоны, где гостят Ларины. Яркими сатирическими красками рисует Пушкин коллективный портрет московского барства:

Но в них не видно перемены,

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп...

В этом описании обращает на себя внимание настойчивое повторение мелких бытовых деталей, их неизменность. А это создает ощущение застойности жизни, которая остановилась в своем развитии. Естественно, здесь ведутся пустые, бессодержательные разговоры, которых не может понять своей чуткой душой Татьяна.

Татьяна вслушаться желает

В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор,

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно...

В шумном московском свете задают тон "франты записные", "гусары отпускные", "архивны юноши", самодовольные кузины. В вихре музыки и танцев проносится суетная жизнь, лишенная всякого внутреннего содержания.

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели,

Любили русские качели,

Подблюдны песни, хоровод...

Авторскую симпатию вызывают простота и естественность их поведения, близость к народным обычаям, радушие и хлебосольство. Но Пушкин вовсе не идеализирует патриархальный мир деревенских помещиков. Наоборот, именно для этого круга определяющей чертой становится ужасающая примитивность интересов, которая проявляется и в обычных темах разговоров, и в занятиях, и в абсолютно пустой и бесцельно прожитой жизни. Чем, например, запоминается покойный отец Татьяны? Только тем, что был простой и добрый малый", "в халате ел и пил" и "умер в час перед обедом". Аналогично проходит в деревенской глуши жизнь дяди Онегина, который "лет сорок с ключницей бранился, смотрел в окно и мух давил". Этим добродушным лентяям Пушкин противопоставляет энергичную и хозяйственную мать Татьяны. В нескольких строфах умещается вся ее духовная биография, состоящая в довольно быстром перерождении жеманной сентиментальной барышни в заправскую полновластную помещицу, портрет которой мы видим в романе.

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь -

Все это мужа не спросясь.

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков...

Эти герои настолько примитивны, что не требуют развернутой характеристики, которая может заключаться даже в одной фамилии. Интересы этих людей ограничиваются поглощением пищи и разговорами "о вине, о псарне, о своей родне". Почему же Татьяна стремится из роскошного Петербурга в этот скудный, убогий мирок? Наверное, потому, что он ей привычен, здесь можно не скрывать своих чувств, не играть роль великолепной светской княгини. Здесь можно погрузиться в привычный мир книг и чудесной сельской природы. Но Татьяна остается в свете, прекрасно видя его пустоту. Онегин тоже не в состоянии порвать с обществом, не принимая его. Несчастливые судьбы героев романа являются результатом их конфликта и со столичным, и с провинциальным обществом, которое, однако, порождает в их душах покорность мнению света, благодаря которой друзья стреляются на дуэли, а любящие друг друга люди расстаются.

Значит, широкое и полное изображение всех групп дворянства в романе играет важную роль в мотивировке поступков героев, их судеб, вводит читателя в круг актуальных социальных и нравственных проблем 20-х годов XIX столетия.

Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Примерный текст сочинения

В романе «Евгений Онегин» Пушкин с замечательной полнотой развернул картины русской жизни первой четверти XIX века. Перед глазами читателя живой, движущейся панорамой проходят надменный роскошный Петербург, милая сердцу каждого русского человека древняя Москва, уютные деревенские усадьбы, прекрасная в своей изменчивости природа. На этом фоне любят, страдают, разочаровываются, погибают пушкинские герои. И та среда, которая их породила, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение в романе.

В первой главе романа, знакомя читателя со своим героем, Пушкин детально описывает его обычный день, заполненный до предела посещениями ресторанов, театров и балов. Так же «однообразна и пестра» жизнь других молодых петербургских аристократов, все заботы которых состояли в поисках новых, еще не приевшихся развлечений. Желание перемен заставляет Евгения уехать в деревню, затем, после убийства Ленского, он отправляется в путешествие, из которого возвращается в привычную обстановку петербургских салонов. Здесь происходит его встреча с Татьяной, ставшей «равнодушною княгиней», хозяйкой изысканной гостиной, где собирается высшая знать Петербурга.

Здесь можно встретить и проласовых, «заслуживших известность низостью души», и «перекрахмаленных нахалов», и «диктаторов бальных», и пожилых дам «в чепцах и розах, с виду злых», и «девиц, не улыбающихся лиц». Это типичные завсегдатаи петербургских салонов, в которых царят надменность, чопорность, холодность и скука. Эти люди живут по строгим правилам благопристойного лицемерия, играя какую-нибудь роль. Их лица, как и живые чувства, скрыты бесстрастной маской. Это порождает пустоту мыслей, холодность сердец, зависть, сплетни, злобу. Поэтому такая горечь слышится в словах Татьяны, обращенных к Евгению:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…

Та же праздность, пустота и однообразие заполняют московские салоны, где гостят Ларины. Яркими сатирическими красками рисует Пушкин коллективный портрет московского барства:

Но в них не видно перемены,

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп…

В этом описании обращает на себя внимание настойчивое повторение мелких бытовых деталей, их неизменность. А это создает ощущение застойности жизни, которая остановилась в своем развитии. Естественно, здесь ведутся пустые, бессодержательные разговоры, которых не может понять своей чуткой душой Татьяна.

Татьяна вслушаться желает

В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор,

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно…

В шумном московском свете задают тон «франты записные», «гусары отпускные», «архивны юноши», самодовольные кузины. В вихре музыки и танцев проносится суетная жизнь, лишенная всякого внутреннего содержания.

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели,

Любили русские качели,

Подблюдны песни, хоровод…

Авторскую симпатию вызывают простота и естественность их поведения, близость к народным обычаям, радушие и хлебосольство. Но Пушкин вовсе не идеализирует патриархальный мир деревенских помещиков. Наоборот, именно для этого круга определяющей чертой становится ужасающая примитивность интересов, которая проявляется и в обычных темах разговоров, и в занятиях, и в абсолютно пустой и бесцельно прожитой жизни. Чем, например, запоминается покойный отец Татьяны? Только тем, что был простой и добрый малый", «в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом». Аналогично проходит в деревенской глуши жизнь дяди Онегина, который «лет сорок с ключницей бранился, смотрел в окно и мух давил». Этим добродушным лентяям Пушкин противопоставляет энергичную и хозяйственную мать Татьяны. В нескольких строфах умещается вся ее духовная биография, состоящая в довольно быстром перерождении жеманной сентиментальной барышни в заправскую полновластную помещицу, портрет которой мы видим в романе.

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь -

Все это мужа не спросясь.

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков…

Эти герои настолько примитивны, что не требуют развернутой характеристики, которая может заключаться даже в одной фамилии. Интересы этих людей ограничиваются поглощением пищи и разговорами «о вине, о псарне, о своей родне». Почему же Татьяна стремится из роскошного Петербурга в этот скудный, убогий мирок? Наверное, потому, что он ей привычен, здесь можно не скрывать своих чувств, не играть роль великолепной светской княгини. Здесь можно погрузиться в привычный мир книг и чудесной сельской природы. Но Татьяна остается в свете, прекрасно видя его пустоту. Онегин тоже не в состоянии порвать с обществом, не принимая его. Несчастливые судьбы героев романа являются результатом их конфликта и со столичным, и с провинциальным обществом, которое, однако, порождает в их душах покорность мнению света, благодаря которой друзья стреляются на дуэли, а любящие друг друга люди расстаются.

Значит, широкое и полное изображение всех групп дворянства в романе играет важную роль в мотивировке поступков героев, их судеб, вводит читателя в круг актуальных социальных и нравственных проблем 20-х годов XIX столетия.


Версия сочинения №1

В романе «Евгений Онегин» Пушкин с замечательной полнотой раскрыл русскую жизнь столичного и поместного дворянства первой четверти XIX века. Перед глазами читателя живой картиной проходят надменный, роскошный Петербург, уютные деревенские усадьбы, прекрасная в своей изменчивости природа. На этом фоне любят, страдают, разочаровываются и погибают пушкинские герои. И та среда, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение в романе.
В первой главе романа, знакомя читателя со своим героем, Пушкин детально описывает его обычный день, заполненный до предела посещениями ресторанов, театров и балов. Так же «однообразна и пестра» жизнь других молодых петербургских аристократов, все заботы которых состоят в поисках новых, еще не приевшихся развлечений. Желание перемен заставляет и Евгения уехать в деревню; затем, после убийства Ленского, он отправляется в путешествие, из которого возвращается в привычную обстановку петербургских салонов. Здесь происходит его встреча с Татьяной, ставшей «равнодушной княгиней», хозяйкой изысканной гостиной, где собирается высшая знать Петербурга.
Здесь можно встретить и «заслуживших известность низостью души», и «перекрахмаленных нахалов», и «диктаторов больных», и «дам пожилых // В чепцах и розах, с виду злых», и «девиц; // Не улыбающихся лиц». Это типичные завсегдатаи петербургских салонов, в которых царят надменность, чопорность, холодность и скука. Эти люди живут по строгим праʙᴎᴫам «благопристойного лицемерия», играя какую-нибудь роль. Их лица, как и живые чувства, скрыты бесстрастной маской. Это порождает пустоту мыслей, холодность сердец, зависть, сплетни, злобу. Поэтому такая горечь слышится в словах Татьяны, обращенных к Евгению:

А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище…

Те же праздность, пустота и однообразие заполняют московские салоны, где гостят Ларины. Яркими, сатирическими красками рисует Пушкин портрет московскоᴦᴏ барства:

Но в них не видно перемены,
Все в них на старый образец:
У матушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же скуп…

Все это создает ощущение застойности жизни, которая останоʙᴎᴫась в своем развитии. Естественно, здесь ведутся пустые, бессодержательные разговоры, которых не может понять своей чуткой душой Татьяна.

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор.
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.

В шумном московском свете задают тон «франты записные», «гусары отпускные», «архивны юноши», самодовольные кузины. В вихре музыки и танцев проносится жизнь без всякоᴦᴏ внутреннего содержания.
Неоднозначно отношение автора к провинциальным помещикам, к которым принадлежит семейство Лариных. Описание их уклада жизни, привычек, нравов, занятий проʜᴎᴋнуто мягким, добродушным юмором.

Они хранили в жизни мирной
Привычки мирной старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели,
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод.

Авторскую симпатию вызывают простота и естественность их поведения, близость к народным обычаям. Но автор вовсе не идеализирует патриархальный мир деревенских помещиков. Напротив, именно для этого круга определяющей чертой становится ужасная примитивность интересов. Чем, например, запоминается покойный отец Татьяны? Только тем, что «был простой и добрый малый», «в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом». Аналогично проходит в деревенской глуши жизнь дяди Онегина, который «лет сорок с ключницей бранился, // Смотрел в окно и мух даʙᴎᴫ». Этим благодушным лентяям Пушкин противопоставляет энергичную и хозяйственную мать Татьяны. В нескольких строках умещается вся ее духовная биография.

Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била, осердясь, -
Все это мужа не спросясь.

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков…

Широкое и полное изображение всех групп дворянства в романе играет важную роль в мотивировке поступков героев, их судеб, вводит читателя в круг социальных и нравственных проблем.

Версия сочинения №2


Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.
Р. Оуэн

В 20‑е годы XIX века, после Отечественной войны 1812 года в русском обществе произошло идейное расслоение на людей прогрессивных взглядов и на тех, кто еще остался в прошлом веке. Это было время подъема национальноᴦᴏ самосознания, усиления недовольства самодержавием.
В романе «Евгений Онегин» отражены все стороны русской жизни начала XIX века, поэтому роман можно назвать «энциклопедией русской жизни». На фоне изменений в жизни России Пушкин рисует быт и нравы разных групп дворянства.
В 20‑е годы лучшая часть русского дворянства выступала против крепостноᴦᴏ права и абсолютной монархии.
А.С. Пушкин изобразил в своем романе русское общество начала XIX века.
В романе нашло свое воплощение также и провинциальное общество. Таким образом, Россия XIX века изображена в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» на примере представителей провинциального и столичного общества.
Картины жизни столичноᴦᴏ и поместного дворянства органически входят в реалистическое изображение Пушкиным различных сторон эпохи. Речь идет о взаимоотношениях человека со своей эпохой и своим обществом. А.С. Пушкин на примере главного героя раскрывает образ жизни «золотой дворянской молодежи».
Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только «за полдень». Лирик детально описывает времяпрепровождение главноᴦᴏ героя, его кабинет, больше похожий на дамский будуар:

Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей, и для зубов.

Жизнь Евгения однообразна и пестра: балы, театры, рестораны и снова балы. Такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека, поэтому можно понять, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе, им овладела «хандра».
Евгений Онегин - «лишний» человек, «умная ненужность». У него прогрессивные взгляды, широкие умственные интересы, способность воспринимать прекрасное.
Высший свет в романе составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов. Их жизнь искусственна и пуста. Знания и чувства здесь неглубоки. Люди проводят время в бездействии при внешней суете. Пушкин описывает такое общество более подробно:

Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы…

Таков высший свет. Нетрудно понять, почему Онегин, человек прогрессивных взглядов, устает от этого общества. Ему становится скучно, он холоден ко всему, его душа опустошена; он становится равнодушным.
Так же без перемен проходит жизнь в доме Лариных. Каждый занимается своим обычным домашним делом. По вечерам они иногда устраивают балы или просто приглашают гостей. Жизнь в деревне проходит не спеша, без перемен, поэтому беседовать особенно и не о чем. И если появится какая‑нибудь новость, о ней будут говорить очень долго. На балах одно и то же. Разговоры не идут дальше таких тем, как сенокос, вино, псарня. Не случайно Пушкин представляет поместных дворян в образах чудовищ в снах Татьяны. Они так оскудели умом, что немноᴦим отличаются от животных.
Гости на именинах Татьяны - это ярчайший пример помещичьей породы. Автор в фамилиях раскрывает их сущность: Скотинины, Буянов. Татьяна так же скучает в кругу этого провинциальноᴦᴏ общества, как и Евгений в кругу столичного. Она увлекается романами, в которых представляет своего будущего избранʜᴎᴋа.

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Она видит своего суженого во снах. Чтение для нее является самым любимым занятием, что отличает ее от Ольги, которая с детства любила играть, резвиться во дворе с ребятами. Она более разговорчива, общительна, чем Татьяна. Ольга - яркий образ простых, и жеманных провинциальных барышень. Родная природа питает духовный мир Татьяны, она любит «предупреждать зари восход».
В самом начале романа Татьяна - молодая провинциальная дворянка, в конце произведения мы видим ее великолепной светской дамой. Но с первых до последних страниц Пушкин в этом образе раскрывает лучшие черты русского характера: нравственную чистоту, цельность, поэтичность, простоту.
Хочется сказать, что для того чтобы блеснуть воспитанием, чтобы прослыть тогда в русском обществе умным и милым человеком, нужно было обладать немноᴦим: отличным знанием французскоᴦᴏ языка, манерами светского человека, умением танцевать, «кланяться непринужденно» и «с ученым видом знатока // Хранить молчанье в важном споре». Именно в высшем обществе человек поистине учится «язвительно злословить», скрывать подлинные чувства и мысли, лицемерить. Здесь все фальшиво, здесь нет искренности, кругом насмешʜᴎᴋи и эгоисты, которые почитают «всех нулями, // А единицами - себя». В этом обществе жизнь заполняется бесконечными балами и обедами, карточной игрой, интригами. Проходят годы, люди старятся, но в них не видно перемены…

Лекция, реферат. Столичное и поместное дворянство в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин - сочинение - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.



В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», в нем «поэтически воспроизведена картина русской жизни», Пушкин изобразил дворянское общество 20-х годов XIX ве­ка, причем детально показал как жизнь провинциального дворянства, так и столичного общества.

Основной мотив, сопутствующий описанию петербургского обще­ства - суета («везде немудрено поспеть»), мишурность. На примере распорядка дня Онегина, читатель может судить о времяпрепровожде­нии светского человека. Для светского льва день начинался после по­лудня («бывало, он еще в постеле: / К нему записочки несут») - это черта аристократизма. Типичное место прогулок дворянства Невский проспект, Английская набережная, Адмиралтейский бульвар. Как толь­ко «недремлющий брегет» отобьет обед, денди мчится в самый модный ресторан, к Talon. Послеобеденное время - театр, и кульминация дня - бал. Считалось хорошим тоном приезжать заполночь, а утром, когда просыпался рабочий Петербург, ехать домой спать.

При описании светского общества присутствует мотив маскарадности: основная черта петербургской жизни - скука (в театре Онегин зевает («Все видел: лицами, убором / Ужасно недоволен он»). Автор, описывая нравы общества, использует иронию, иногда сатиру:

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица,

Необходимые глупцы.

Огромное значение в Петербурге имеет мода: «Онегин по последней моде, / Как денди лондонский одет»; модны дендизм как образ жизни и, конечно, хандра как байроническая маска светского челове­ка и, как следствие, особенный тип поведения («Но дико светская вражда / Боится ложного стыда»).

Жизнь в Москве медленна, статична, неизменна. В романе много реминисценций «Горе от ума». Здесь царит дух семейственности - это основной мотив в изображении московского общества - патри­архальность, все называют друг друга по имени отчеству: Пелагея Николаевна, Лукерья Львовна, Любовь Петровна; гостеприимство:

Родне, прибывшей издалеча,

Повсюду ласковая встреча,

И восклицанья, и хлеб-соль.

Московские сплетни, в отличие от петербургских, выглядят по-домашнему, как разговоры друг о друге в большой семье, где извест­им все тайны:

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно.

В изображении жизни провинциального дворянства Пушкин сле­дует за Фонвизиным: дает представление о персонажах с помощью фамилий фонвизинских героев. Здесь царствует «век минувший» и минувшая литературная традиция с ее «говорящими» фамилиями:

...толстый Пустяков.

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов.

От тридцати до двух годов.

Основная черта провинциального дворянства - патриархальность, верность старине («Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины»), во взаимоотношениях за столом сохранились черты екате­рининской эпохи («И за столом у них гостям / Носили блюда по чи­нам»). Деревенские развлечения - охота, гости и особое место занима­ет бал, где господствуют еще старинные веяния («еще мазурка сохранила / Первоначальные красы»). Сельские жители - одна боль­шая семья, они любят посудачить друг о друге, посплетничать:

Все стали толковать украдкой,

Шутить, судить не без греха,

Татьяне прочить жениха...

Традиционна судьба провинциальных дворян (судьба матери Татьяны, предполагаемая судьба Ленского). Провинциальное дворян­ство предстает в романе карикатурой на высший свет, но в то же вре­мя именно в провинции возможно появление Татьяны.