Средневековый крестьянин. Возникновение феодальной зависимости

Каждый человек должен интересоваться прошлым своего народа. Не зная историю, мы никогда не сможем построить хорошее будущее. Поэтому давайте поговорим о том, как жили древние крестьяне.

Жилье

Деревни, в которых они проживали, достигали приблизительно 15 дворов. Очень редко можно было встретить поселение, насчитывающее 30–50 крестьянских дворов. В каждом уютном семейном дворе стояло не только жилище, но и сарай, хлев, птичник и различные пристройки для хозяйства. Многие жители могли похвастаться также огородами, виноградниками и садами. То, где жили крестьяне, можно понять по оставшимся деревням, где сохранились дворы и признаки быта жителей. Чаще всего дом был построен из дерева, камня, который крыли камышом или сеном. В одном уютном помещении и спали, и ели. В доме стоял деревянный стол, несколько скамей, сундук для хранения одежды. Спали на широких кроватях, на которых лежал тюфяк с соломой или сеном.

Пища

В пищевой рацион крестьян входили каши из различных зерновых культур, овощи, сырные продукты и рыба. В период средневековья печеный хлеб не делали по причине того, что размолоть зерно в состояние муки было очень трудно. Мясные блюда были характерны только для праздничного стола. Вместо сахара крестьяне использовали мед диких пчел. Долгое время крестьяне занимались охотой, но потом на ее место стала ловля рыбы. Поэтому рыба была намного чаще на столах крестьян, чем мясо, которым баловали себя феодалы.

Одежда

Одежда, которую носили крестьяне средневековья, очень отличалась от периода античных веков. Обычной одеждой крестьян была льняная рубашка и штаны до колена или до лодыжки. Поверх рубашки надевали еще одну, с более длинными рукавами, - блио. Для верхней одежды использовали плащ с застежкой на уровне плеч. Обувь была очень мягкая, пошитая из кожи, а твердой подошвы и вовсе не было. Но вот сами крестьяне ходили чаще босиком или в неудобных башмаках с деревянной подошвой.

Правовая жизнь крестьян

Крестьяне, жившие общиной, находились в разной зависимости от феодального лада. У них было несколько правовых разрядов, которыми они наделялись:

  • Основная масса крестьян жила по правилам «валашского» права, которое за основу взяло ту жизнь селян, когда они жили сельской свободной общиной. Владение на земли было общим на едином праве.
  • Оставшаяся масса крестьян подчинялась крепостному праву, которое было продумано феодалами.

Если говорить про валашскую общину, то тут были все черты крепостного права Молдавии. У каждого общинника было право работать на земле только несколько дней в году. Когда феодалы завладели крепостными, они ввели такую нагрузку на дни работы, что реально было ее выполнить только за длительный срок. Конечно же, крестьяне должны были выполнять повинности, которые шли на процветание церкви и самого государства. Крепостные крестьяне, которые жили в 14 – 15 веке раскололись на группы:

  • Государственные крестьяне, которые зависели от господаря;
  • Частновладельческие крестьяне, которые зависели от определенного феодала.

У первой группы крестьян было намного больше прав. Вторая группа считалась свободной, со своим личным правом перехода к другому феодалу, но такие крестьяне платили десятину, отбывали барщину и судились у феодала. Такая ситуация была близка к полному закрепощению всех крестьян.

В следующих веках появлялись различные группы крестьян, которые были зависимы от феодального лада и его жестокости. То, как жили крепостные крестьяне, просто приводило в ужас, ведь не было у них никак прав и свобод.

Закрепощение крестьян

В период 1766 года Григорием Гике был издан закон о полнейшем закрепощении всех крестьян. Никто не имел права перехода от бояр к другим, беглецы быстро возвращались на места полицией. Весь крепостной гнет усиливался налогами и повинностями. Налогами облагали любую деятельность крестьян.

Но даже весь этот гнет и страх не подавил дух свободы в крестьянах, которые восстали против своего рабства. Ведь иначе крепостное право трудно назвать. То, как жили крестьяне в эпоху феодального лада, не сразу было забыто. Безудержный феодальный гнет остался в памяти и не давал еще долгое время крестьянам восстановить свои права. Долгой была борьба за право на свободную жизнь. Борьба сильного духа крестьян увековечилась в истории, и поражает своими фактами до сих пор.

Как крестьяне охраняют природу

Новая легенда: про крестьянские общества, которые могут вечно сохранять природу, от которой кормятся. Будь это не легенда, а действительность, на месте пояса пустынь Переднего Востока сегодня шумели бы леса, колыхались бы сплошные саванны. Но земледелие возникло там раньше всех остальных мест... И последствия можно наблюдать.

В Европе к XIII-XIV векам повырубили леса. Совершенно не думали, что делают, никакой оглядки на будущее. Ни малейших соображений про экологию. В Галлии, будущей Франции, зубр исчез уже в V веке. Медведи, лоси сохранились только на крайнем северо-востоке, в Арденнах.

А люди вынужденно стали гораздо меньше мыться: не стало дров для бань. Стали использовать в пищу всяческую «быструю еду» - бутерброды, затирухи, сыры, колбасы... то, что требует меньше дров для приготовления.

Спасло Европу промышленное развитие, капитализм: добыча угля позволила опять мыться в свое удовольствие, готовить горячую пищу.

В России еще 200 лет назад не 60%, а только 10% территории Московской области было покрыто лесами. В XVIII-XIX веках почти совсем исчез соболь, медведь, лось, олень. В XX веке, уже при советской власти, потребовались огромные усилия, чтобы поднять поголовье этих вполне обычных, вовсе не редких видов.

Продолжайся чисто крестьянская цивилизация в России - дикая природа вообще исчезла бы. Потому что все земли, какие возможно распахать, распахали бы. А леса вырубали бы на дрова и использовали под выпас. Ну, и охотились бы, пока хоть что-то живое шевелилось бы по этим лесам.

Это промышленные и современные города стянули к себе население, а у людей выработали совершенно другое отношение к животным и растениям.

Из книги Газета Завтра 819 (31 2009) автора Завтра Газета

С «ВИТЯЗЕМ» - НА ПРИРОДУ С 30 июля по 3 августа в Доме Кино (м. "Белорусская", ул. Васильевская, д.13) пройдет I Международный Кинофорум экологических фильмов "Золотой Витязь", соорганизаторами которого являются МКФ "Золотой Витязь", Министерство природных ресурсов и экологии

Из книги Наша первая революция. Часть I автора Троцкий Лев Давидович

Л. Троцкий. КРЕСТЬЯНЕ, К ВАМ НАШЕ СЛОВО! Страшное время переживает теперь наша родина. Над всей страной висит черная туча народного горя. Все беды и несчастья, как бы по уговору, собрались над головой русского народа. Стонет, задыхается народ… А туча над ним собирается все

Из книги Этюды об ученых автора Голованов Ярослав Кириллович

Слушайте, крестьяне! У одного мелкого помещика было 10 крепостных, у другого – 15, у третьего – 20. Явился богатый и властный помещик и сказал мелкопоместным: я покупаю у вас в полную собственность всех ваших крестьян. Вам выплачу их полную стоимость. Крестьяне будут служить

Из книги Воровство и обман в науке автора Бернатосян Сергей Г

Джемс Уатт: «ПОБЕЖДАТЬ ПРИРОДУ!» Джемс Уатт, «отец паровой машины», никакого инженерного образования не имел, никакой паровой машины не изобретал, в молодости лишь слышал о существовании каких-то «огненных машин», паром серьёзно не интересовался и до 28 лет ко всему этому

Из книги Человек будущего автора Буровский Андрей Михайлович

Да прольется свет на природу света Как вы думаете, что произойдет, если мы взглянем на небосклон науки через примитивную оптическую трубу Птолемея и подсчитаем число блуждающих там звезд с помощью придуманного Джоном Атанасовым персонального компьютера? А вот что: оно

Из книги Міжнародне єврейство автора Форд Генри

Как крестьяне заботятся о животных У Дж. Даррелла есть пронзительное описание: греческая крестьянка живьем закапывает нескольких новорожденных щенят. Мальчик с плачем набрасывается на нее с кулаками - женщина удивлена, расстроена: если бы она знала, что щенки нужны

Из книги НЕ наша Russia [Как вернуть Россию?] автора Мухин Юрий Игнатьевич

Из книги Человек с рублем (ноябрь 2008) автора Русская жизнь журнал

Дезертиры и крестьяне в качестве пролетариата Я не раз писал, что большевики, сделав историю подразделением пропаганды, не стеснялись описывать ее настолько тенденциозно, что по ключевым событиям истории даже интеллектуалы, называющие себя политологами, вполне

Из книги Смерть (июнь 2009) автора Русская жизнь журнал

Крестьяне: к натуральному хозяйству Огромный урожай опять стал бедствием: государство, подыгрывая спекулянтам, не препятствует падению цен на зерно до уровня, не позволяющего вернуть кредиты. Соответственно, крестьянские хозяйства оказываются на грани разорения; при

Из книги Философия как образ жизни автора Гусман Делия Стейнберг

Крестьяне о писателях И. Бабель «Жизнеописание Павличенки, Матвей Родионыча» Читано 5 февраля 1928 года ТИТОВА Л. Г. - Видать, что могутной был этот партизан. Я боялась партизан роговских. Пряталась от них. Как, бывалыча, увижу их, так вся и затрясусь, как лист. B сказу этом

Из книги Переделывать природу или усовершенствовать человека автора Владимир Гаков

Из книги Русское крестьянство в зеркале демографии автора Башлачев Вениамин

В. Гаков. Переделывать природу или усовершенствовать человека (Экологическая тема в научной фантастике)© В. Гаков, 1978Молодой ленинец (Ставрополь). – 1978. – 23 дек. – 250 (9142). – С. 2–3.Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2007СЕГОДНЯ слово «экология», долгое время интересовавшее лишь узкую

Из книги автора

Крестьяне жили не только в деревне При произнесении понятия «русский крестьянин» у большинства возникает представление о человеке, который в поте лица добывает средства к существованию земледелием, то есть пашет хлеб.Для крестьян Запада и Востока такое представление

Из книги автора

Новые земли осваивали вольные крестьяне Тюмень, 1586 год. Основан вольными казаками Ермака на месте татарского города Чинги-Тура. Царь Иван Грозный отнесся к завоеванию Сибири Ермаком - очень настороженно.Томск, 1604 год - это «смутное время». Москве вообще было не до

Из книги автора

Как осваивали землю русские крестьяне Как пример, достойный распространения, автор очерка в журнале «Русский вестник» приводит заселение Уссурийского края крестьянами-переселенцами. Большинство них выходцы из Воронежской, Астраханской и Тамбовской губерний. Меньше

Из книги автора

Почему русские крестьяне жгли дворян Нерусскость дворян крайне негативно отражалось на депрессивном настрое их «кормильцев», крестьян.Когда вчерашние крепостные крестьяне жгли дворянские усадьбы, ими двигала не слепая зависть - как обычно твердят гуманитарии. И не

Средневековая Европа сильно отличалась от современной цивилизации: территория ее была покрыта лесами и болотами, а люди поселялись на пространствах, где смогли вырубить деревья, осушить топи и заняться земледелием. Как жили крестьяне в Средние века, чем питались и занимались?

Средневековье и эпоха феодализма

История Средних веков охватывает период с V по начало XVI век, вплоть до наступления эпохи Нового времени, и относится в основном к странам Западной Европы. Для этого периода характерны специфические особенности жизни: феодальная система взаимоотношений между землевладельцами и крестьянами, существование сеньоров и вассалов, доминирующая роль церкви в жизни всего населения.

Одна из главных особенностей истории Средних веков в Европе — существование феодализма, особого общественно-экономического уклада и способа производства.

В результате междоусобных войн, крестовых походов и других военных действий, короли одаривали своих вассалов землями, на которых те строили себе поместья или замки. Как правило, дарилась вся земля вместе с живущими на ней людьми.

Зависимость крестьян от феодалов

Богатый сеньор получал во владение все окружающие замок земли, на которых располагались деревни с крестьянами. Практически все, чем занимались крестьяне в Средние века, облагалось налогом. Бедные люди, возделывая землю свою и его, платили сеньору не только дань, но также за использование разных приспособлений для обработки урожая: печи, мельницы, пресса для давки винограда. Налог они отдавали натуральными продуктами: зерном, медом, вином.

Все крестьяне находились в сильной зависимости от своего феодала, практически они работали на него рабским трудом, питаясь тем, что оставалось после выращивания урожая, большую часть из которого отдавалась своему господину и церкви.

Между вассалами периодически происходили войны, во время которых крестьяне просили о защите своего хозяина, за что они вынуждены были отдавать ему свой надел, а в будущем становились полностью зависимыми от него.

Деление крестьян на группы

Чтобы понять, как жили крестьяне в Средние века, нужно разобраться во взаимоотношениях между феодалом и бедными жителями, которые проживали в деревнях на прилегающих к замку территориях, обрабатывали земельные участки.

Орудия труда крестьян в Средние века в поле были примитивными. Самые бедные боронили землю бревном, другие — бороной. Позже появились косы и вилы, сделанные из железа, а также лопаты, топоры и грабли. С IX века на полях стали применять тяжелые колесные плуги, на легких почвах использовали соху. Для уборки урожая предназначались серпы и цепи для обмолота.

Все орудия труда в Средневековье оставались неизменными многие столетия, ведь у крестьян не было денег для приобретения новых, а их феодалы были не заинтересованы в усовершенствовании условий труда, их волновало только получение большого урожая с минимальными затратами.

Недовольство крестьян

История Средневековья отличается постоянным противостоянием между крупными землевладельцами, а также феодальными взаимоотношениями богатых сеньоров и обнищавшего крестьянства. Это положение сформировалось на руинах античного общества, в котором существовали рабство, ярко проявившееся в эпоху Римской империи.

Достаточно тяжелые условия того, как жили крестьяне в Средние века, лишение их земельных наделов и имущества, часто вызывали протесты, которые выражались в разных формах. Некоторые отчаявшиеся бежали от своих хозяев, другие устраивали массовые бунты. Восставшие крестьяне почти всегда терпели поражение из-за неорганизованности и стихийности. После таких бунтов феодалы стремились закреплять размеры повинностей, чтобы остановить их бесконечный рост и уменьшить недовольство бедных людей.

Конец эпохи Средневековья и рабской жизни крестьян

По мере роста экономики и появления производства к концу эпохи Средневековья произошел промышленный переворот, многие жители деревень стали переезжать в города. Среди бедного населения и представителей других сословий начали преобладать гуманистические взгляды, которые считали личную свободу для каждого человека важной целью.

По мере отказа от феодальной системы пришла эпоха, названная Новым временем, в которой уже не было места устаревшим взаимоотношениям между крестьянами и их сеньорами.

1.Введение
Тема исследования: Влияние природы на быт, жизнь и хозяйственную деятельность жителей села Среднеивкино в XIX- начале XX века.
Обоснование выбора темы.
Актуальность темы состоит в том, что знания, полученные в результате исследования, будут использованы для улучшения содержания экскурсии в школьном музее.
Текст экскурсии был разработан в 2007 году автором данного исследования(приложение №1,2). Экскурсия построена в форме диалога.
«В экспозиции нашего музея представлены некоторые земледельческие орудия труда. И сейчас мы вместе с вами попробуем определить их название и предназначение.
-Начнём с этого предмета (показ сетива):
- Как это называется? (Сетиво)
-Для чего и когда применялось? (Весной для сева)
-Как применялось?
-Для того, чтобы вам помочь, я покажу фотографиюсеятеля из книги «Земля вятская».
-Следующие два предмета имеют общую черту. Какую? (Показ косы-горбуши и вил трёхрогих)
-Молодцы! А сейчас новое задание: внимательно посмотрите вокруг и определите, какие виды ремёсел представлены в экспозициях музея. (Ткачество, вышивка, гончарное дело, плетение лаптей, изготовление изделий из дерева, столярное дело, пимокатство, строительство жилищ и т.д.)».
Этодовольно удачный прием, так как у слушателей сразу появляется интерес. Особенно отличаются маленькие слушатели: охотно рассказывают, как, по их мнению, мог применяться предмет, откуда пошла традиция. Как правило, ответы дают верные. Нравится надевать на себя лапти, примерять сетиво, играть в старинные игры, любят фотографироваться. Экскурсия на них оказывает большее впечатление, чем на старшеклассников.Удивляет, что вопросов задают мало или совсем не задают. В отличие от слушателей, у экскурсовода за три года проведения экскурсий возникла потребность расширить знания. Даже если не включать в экскурсию нового содержания, дополнительные знания помогают проникнуться культурой наших далеких предков, придают уверенности. Возникают новые идеи: проведение викторин, включение загадок, пословиц, поговорок(приложение №3, 4).
Проблема исследования заключается в том, что содержание экскурсии, разработанной три года назад, требует обновления, углубления, разработки дополнительных материалов для создания как можно более полной картины о прошлом села.
Объект исследования: природное краеведение.
Предмет исследования: влияние природных факторов на жизнь, быт и хозяйственную деятельность жителей селаСреднеивкино в XIX-начале XX века.
Цель: систематизировать материалы и экспонаты школьного музея, характеризующие жизнь, быт и хозяйственную деятельность жителей села Среднеивкино указанного периода, выявить и описать влияние природных факторов.
Задачи:
1) изучить литературу и другие источники об особенностях влияния природных факторов на жизнь, быт и хозяйственную деятельность жителей России иВятского края в XIX-начале XX века;
2) выявить имеющиеся в музее воспоминания коренных жителей;
3) обследовать имеющиеся в музее экспонаты по теме исследования;
4) разработать содержимое папки экскурсовода;
5) получить навык выполнения исследовательской работы.
Гипотеза: если сохранять, приумножать и пропагандировать сведения о жизни, быте и хозяйственной деятельности жителей как составнойчасти истории села, то это будет способствовать формированию уважения к малой родине, развитию интереса к своим корням.
Обзор литературы и источников
Информация для работы была взята из разных источников.
В первую очередь, из учебника географии для 8-9 классов «География России. Природа. Хозяйство и географические районы». Тема влияния природы на современную жизнь и хозяйственную деятельность людейпрослеживается через весь курс. При изучении географии крупных регионов России каждый из них изучается в строгой последовательности: факторы формирования района – природа – население и хозяйственное освоение – хозяйство.
Достаточно много сведений содержится в текстах экскурсий других экскурсоводов музея истории села Среднеивкино (приложение №5).
Тема Год разработки Первый...

В Средние века деревни были сосредоточены вокруг замков феодалов, и крестьяне всецело зависели от этих господ. Это происходило потому, что на заре формирования феодализма короли раздаривали своим вассалам земли вместе с людьми, на них проживающими. К тому же внутренние и внешние войны, в состоянии которых постоянно пребывало средневековое общество, разоряли крестьян. Нередко случалось, что сами крестьяне просили феодалов о помощи, когда не могли самостоятельно защитить себя от набегов и грабежей своих соседей или чужестранцев.

Численность крестьян и их роль в обществе.

Крестьяне составляли около 90% всего населения средневековой Европы. С одной стороны, это низшее, третье сословие. Рыцари презирали крестьян, смеялись над невежественными мужиками. Но, с другой стороны, крестьяне - необходимая часть общества. По мнению средневековых мудрецов, крестьяне кормят всех остальных , и в этом их огромная заслуга перед всем обществом. Церковные писатели даже утверждали, что у крестьян больше всего шансов попасть в рай: ведь они, выполняя Божьи заветы, добывают хлеб насущный в поте лица своего .

Быт крестьян.

Крестьянин интересовался лишь событиями, происходившими в родной деревне, да ещё в двух-трёх соседних селениях.

Жилище.

На большей площади Европы крестьянский дом строился из дерева, но на юге, где этого материала не хватало, чаще из камня. Деревянные дома крылись соломой, которая годилась в голодные зимы на корм скоту. Открытый очаг медленно уступал место печи. Маленькие окошки закрывались деревянными ставнями, затягивались пузырём или кожей. Стекло использовалось лишь в церквях, у сеньоров и городских богачей.

Питание.

Неурожаи и голод - постоянные спутники Средневековья. Поэтому питание средневекового крестьянина никогда не было обильным . Обычной была двухразовая трапеза - утром и вечером. Повседневной пищей большинства населения был хлеб, каши, варёные овощи, зерновые и овощные похлёбки , приправленные травами, с луком и чесноком.



Нормы и ценности.

Жизнь крестьянина почти не зависела от событий, происходивших в "большом мире" , - крестовых походов, смены правителей на троне, споров учёных богословов. Гораздо сильнее на неё влияли ежегодные изменения, происходившие в природе, - смена времён года, дожди и заморозки, падёж и приплод скота. Круг человеческого общения крестьянина был невелик и ограничивался десятком-двумя привычных лиц, но постоянное общение с природой давало сельскому жителю богатый опыт душевных переживаний и отношений с миром. Многие из крестьян тонко чувствовали очарование христианской веры и напряжённо размышляли над отношениями человека и Бога.

Билет.

Городская культура в традиционном обществе.

В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города и возникают новые. В городах зарождался новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. На основе возникновения города оформляются новые социальные слои средневекового общества - горожане, цеховые ремесленники и купцы. Они объединяются в гильдии и цехи , защищающие интересы своих членов. С возникновением городов усложняется само ремесло , оно требует уже специальной подготовки. В городах формируются новые социальные отношения - ремесленник лично свободен, защищен от произвола цехом. Постепенно крупным городам, как правило, удавалось свергнуть власть сеньора, в таких городах возникало городское самоуправление . Города были центрами торговли, в том числе внешней, что способствовало большей информированности горожан, расширению их кругозора. Горожанин, независимый от любой иной власти, кроме магистрата, видел мир по-иному, чем крестьянин. Стремящийся к успеху, он стал новым типом личности.

Внешний вид

Города в средневековой Европе были небольшими . В среднем же городе Западной Европы в описываемые времена жило не больше 5-7 тыс. человек. Город с населением 15-20 тыс. уже считался большим, а население 40-50 тыс. было только в столицах крупных государств, таких как Лондон или Париж. Совсем маленький городок мог насчитывать всего 2-3 тыс. жителей.

Города строились по берегам рек, вдоль крупных трактов или вокруг замков . Если город ставился на дороге, то участок этой дороги в пределах города превращался в главную городскую улицу. Практически любой город окружен стенами . Причем, чем больше и богаче город, тем более мощные и высокие стены его ограждают.

Многие города имели примерно однотипную радиальную планировку. В центре главная площадь , на которой находились самые главные здания: центральный собор, ратуша или зал заседаний, дом (или замок) правителя. От площади по радиусам разбегались улочки. Они не были прямыми, петляли, пересекались, образуя маленькие площади, их соединяли проулки и проходы. Все это образовывало настоящий лабиринт, в котором приезжему нетрудно заблудиться.

Население

Основное население - ремесленники . Ими становились крестьяне, бежавшие от своих господ или уходившие в города на условиях выплаты господину оброка. Становясь горожанами, они постепенно освобождались от личной зависимости от феодала. Хотя основная масса горожан занималась ремеслом и торговлей, многие жители города имели свои поля, пастбища и огороды вне городских стен, а отчасти и в черте города. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко пасся прямо в городе.

Ремесленники определённой профессии объединялись в пределах каждого города в особые союзы - цехи. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Цех строго регламентировал производство, и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер - член цеха - выпускал продукцию определённого качества. Цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу ночью и в праздники, ограничивали количество станков у одного ремесленника, регулировали запасы сырья. Кроме того, цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае болезни или смерти члена цеха. Цех также выступал как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны.