У войны не женское лицо главная мысль. Сочинение у войны не женское лицо. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…

Еще накануне войны, в погожий июньский день, миллионы людей жили по мирному календарю. На рассвете 22 июня 1941 года для всего советского народа, в один и тот же час, в одну и ту же минуту кончилась целая эпоха и ворвалась со страшной, ошеломляющей внезапностью новая.

Писатели, историки, журналисты, полководцы и воины-ветераны - кто только не брался за перо, чтобы воскресить перед нами тот момент неожиданного сдвига в жизни целой страны, последствия которого сказались и сказываются на целой цепи последующих поколений! Их книги о войне имеют огромную историческую и духовную ценность, как живые свидетельства всего того многоликого и неохватного, из чего складывались годы невиданного противоборства двух миров.

Женщина на войне - вот что связывает произведения Б. Васильева и С. Алексиевич. В одном из интервью журналисту газеты > на вопрос: > Светлана Алексиевич ответила: >. У войны не женское лицо. Но отныне, после книг Б. Васильева и С. Алексиевич, лик минувшей войны, Отечественной, несет в себе большую правду о цене, заплаченной нашим народом за победу - жизнями, кровью, муками солдатских своих дочерей, сестер, матерей.

Повесть > - это пронзительная и трагическая история войны, произошедшая вдалеке от фронта и проявившая лучшие человеческие и гражданские качества в девушках, ставших защитницами Отечества. Пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далеком разъезде противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников. Хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами. Книга Алексиевич > - это не роман и не повесть, эта книга документальная. Она составлена из записей, рассказов сотен женщин-фронтовичек: медиков, связисток, саперов, летчиц, снайперов, стрелков, зенитчиц, десантниц, матросов, регулировщиц, шоферов, рядовых полевых банно-прачичных отрядов, поваров, собраны свидетельства партизанок и подпольщиц. >, - писал маршал Советского Союза А. И. Еременко. Были среди девушек и комсорги танкового батальона, и механики-водители тяжелых танков, а в пехоте - командиры пулеметной роты, автоматчики, хотя в нашем языке у слов >, >, > нет женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина.

На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из >, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала >. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Но ничто не забыто, разве может человек такое забыть. Мы, не пережившие этого, или сегодняшние молодые, - имеем ли мы право не стараться узнать обо всем, что вынесли, пережили, перестрадали, сделали ради нас они, женщины!? История не умирает. Она - часть нас самих, наш подвиг, наше вчера. Ширились поиски, воскрешались имена живых и погибших. Тема Великой Отечественной войны - необычная тема. Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений. Дата 9 Мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального советского народа, выигравшего битву с фашизмом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались лежать в своей и в чужой земле. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.

Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. 5 девушек и старшина - вот главные герои повести > Они все такие разные, но такие похожие.

Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она - самая мужественная, бесстрашная, волевая, она - мать! Вышла замуж за > в неполные восемнадцать лет. Своего сына Алика она отправила к родителям. Ее муж геройски погиб на второй день войны.

Женька Комелькова - веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви. Первая красавица разъезда, выросла в хорошей семье. Она любила развлекаться, и в один прекрасный день влюбилась в полковника Лужина. Он-то и подобрал ее на фронте. У него была семья, а Женьку за связь с ним отправили на этот разъезд.

Соня Гурвич - воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура - "прекрасная незнакомка", вышедшая из томика стихов А. Блока. Она сирота, ее родители, скорее всего, погибли в Минске. Она в это время училась в Москве, готовилась к сессии. В отряде она была переводчицей.

Галя Четвертак на войну просилась, потому что мечтала о подвиге. Реальный же мир требовал не героических порывов, а неукоснительного исполнения военного устава. И она растерялась, не смогла преодолеть страх.

Лиза Бричкина - >

Галя, так и не повзрослевшая, смешная и по-детски неуклюжая детдомовская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты. стать новой Любовью Орловой. Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь.

Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты - усилие воли и выстрел в висок, у Жени - отчаянная и немного безрассудная (могла бы спрятаться и остаться жить, но не спряталась); у Сони - удар кинжала в сердце; у Гали - такая же болезненная и беспомощная, как она сама, у Лизы - "Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны". И остается старшина Васков, о котором я еще не упомянула, один. Один среди беды, муки, один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Впятеро у него теперь сил. И что было в нем лучшего, человеческого, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его >. Все пять девушек погибли, но каждая них несет в себе какое-то жизненное начало, а все они вместе олицетворяют женское начало жизни.

Мы привыкли к тому, что на войне нет места сентиментальности и нежности, а слово "герой" в нашем понимании - это обязательно боец, солдат, словом, мужчина. У всех на слуху имена: Жуков, Рокоссовский, Панфилов и многие другие, но мало кому известны имена тех девчонок, которые прямо с выпускного бала попали на войну, без которых, быть может, и не было бы победы.

Мало кому известно, что медсестры, под свист пуль вытаскивали с поля боя раненых бойцов. Если для мужчины защита Отечества - это долг, священная обязанность, то женщины шли на фронт добровольно. Их не брали из-за юного возраста, но они все равно шли. Шли и осваивали профессии, которые до того считались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик. Шли и убивали врагов не хуже мужчин. Им было трудно, но они все равно шли. Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне - мужские. Это и понятно: воевали то в основном мужчины, хотя и о женщинах, участницах Великой Отечественной войны, написаны сотни книг, существует немалая мемуарная литература, и она убеждает, что мы имеем дело с историческим феноменом. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. Великая Отечественная явила миру пример массового участия советских женщин в защите своей Родины.

Женская память охватывает тот материк человеческих чувств на войне, который обычно ускользает от мужского внимания. Если мужчину война захватывала как действие, то женщина чувствовала и переносила ее иначе в силу своей психологии: бомбежка, смерть, страдание - для нее еще не вся война. Женщина сильнее ощущала, опять-таки в силу своих психологических и физиологических особенностей, перезагрузки войны - физические и моральные, она труднее переносила > войны. И то, что она запомнила, вынесла из смертельного ада, сегодня стало уникальным духовным опытом, опытом беспредельных человеческих возможностей, которые мы не вправе предать забвению.

Не знаменитые снайперы, не прославленные летчицы или партизаны, а обыкновенные девушки - герои книги С. Алексиевич. >, - сказала Александра Иосифовна Мишутина, сержант, санинструктор. В словах простой женщины, которая всю войну прошла, потом вышла замуж, родила троих детей и заключена главная идея книги. Собранные вместе, рассказы женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо. Они звучат как свидетельства-обвинения фашизму вчерашнему, фашизму сегодняшнему, и фашизму будущему. Фашизм обвиняют матери, сестры, жены. Фашизм обвиняет женщина. Мириться с тем, что по твоей земле ходит фашист никто не хотел.

Из воспоминаний Веры Иосифовны Одинец: > Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

К. Симонов

Софья Константиновна Дубнякова во время войны была санинструктором, а вы знаете, что это такое, санинструктор танковой роты? Танки рванулись в атаку, а она, восемнадцатилетняя девочка, должна быть рядом, когда понадобится ее помощь. В машине место для санинструктора не предусмотрено: дай бог втиснуть всех стреляющих да ведущих танк. Вцепившись в железные скобы, распласталась поверх брони вчерашняя школьница, и одна в ней мысль - не о секущих осколках, пулях- о том, чтобы не затянуло ноги в гусеницы. И надо смотреть и не пропустить момент, если загорелся чей-то танк: добежать, доползти, взобраться и помочь раненным, обожженным танкистам выбраться наверх до того, как взорвутся боеприпасы. > - > А вот, что запомнила медсестра Мария Селиверстовна Божок: >.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной дамы в > и >.

Потому что имя ближе, чем Россия

Не могла сыскать.

Ю. Друнина

Женщина и война - понятия несовместимые хотя бы потому, что женщина дает жизнь, тогда как любая война - это прежде всего убийство. Любому человеку было трудно лишить жизни себе подобного, а каково же было женщине, в которой, как считает Б. Васильев, самой природой ненависть к убийству заложена? В своей повести писатель очень хорошо показал, что это такое было для девушки - впервые убить, пусть даже врага. Рита Осянина ненавидела фашистов тихо и беспощадно. Но одно дело - желать кому-то смерти, и совсем другое - самому убить. > Чтобы спокойно убивать, нужно было привыкнуть, душой зачерстветь. Это тоже подвиг и одновременно огромная жертва наших женщин, которым ради жизни на земле пришлось переступить через себя, пойти против своей природы. К концу повести гибнут все главные героини, и с гибелью каждой обрывается маленькая ниточка с >. От главы к главе нарастает горечь от невозвратимости потерь. Своеобразным реквиемом звучат в последней главе слова старшины: >. Именно в этот момент по-настоящему глубоко постигаешь смысл слов умирающей Риты Осяниной о понимании ею любви к Родине и священном долге каждого человека перед ней: >. Слова Риты Осяниной высоки, торжественны и вместе с тем так естественны в предсмертную минуту. Они звучат как завещание матери сыну, молодому поколению, которое будет жить после нее, снимают душевную муку и страдания с Васкова, оправдывают неизбежность трагического исхода. Эти слова также раскрывают общую судьбу поколения Риты Осяниной - >, подвиг которого был продиктован высоким чувством долга перед Родиной и своим народом.

"А зори здесь тихие, тихие, только сегодня и разглядел>> Все пройдет, а место останется тем же. Тихим, безмолвным, красивым, и только будут белеть мраморные могильные плиты, напоминая о том, что уже прошло.

Я порою себя ощущаю связной

Между теми, кто жив

И кто отнят войной.

Нет, ничто не забыто.

Нет, никто не забыт,

Даже тот.

Кто в безвестной могиле лежит.

Ю. Друнина

Война меняла их. Война формировала, потому, что застала в возрасте складывания характера, взгляда на жизнь. Война заставляла их многое увидеть, многое из того, что лучше бы человеку совсем не видеть, тем более женщине. Война заставила о многом подумать, о войне и зле, например. О жизни и смерти. О тех вопросах, на которые человек учится отвечать в какой-то мере, прожив жизнь. А они только начинали жить.

На войне не только стреляют, бомбят, ходят врукопашную, роют траншеи - там еще стирают белье, варят кашу, пекут хлеб. Чтобы солдат хорошо воевал, его надо одеть, обуть, накормить, обстирать, иначе это будет плохой солдат. В военной истории немало примеров, когда грязное и голодное войско терпело поражение только потому, что оно грязное и голодное. Армия шла впереди, а за ней > - прачки, хлебопеки, повара.

Вспоминает Валентина Кузьминична Борщевская, лейтенант, замполит полевого прачечного отряда: >, >, а одну прачку наградили Орденом Красной звезды. Самая лучшая прачка, она не отходила от корыта: бывало, все уже не имеют сил, падают, а она стирает. Это была пожилая женщина.>> Как мы отсчитываем свою жизнь? Обычно делим ее на время до первой любви, до первого ребенка, до института, после института, а у них, к этим отметкам человеческой жизни прибавляется слово >, с обязательной приставкой > и >: что до войны было, что в войну, что после.

Можно ли было победить народ, женщина которого в самый тяжелый час, когда так страшно качались весы истории, тащила с поля боя и своего раненного, и чужого раненного солдата? Можно ли поверить, что народ, женщина которого хотела родить девочку и верила, что у той будет другая, не ее судьба, что этот народ хочет войны? Разве во имя этого женщина жизнь спасла - была матерью, дочерью, женой, сестрой и Солдатом?

А ведь еще накануне войны, в погожий июньский день, миллионы людей жили по мирному календарю. Но на рассвете 22 июня 1941 года для всего советского народа, в один и тот же час, в одну и ту же минуту кончилась целая эпоха и ворвалась со страшной, ошеломляющей внезапностью новая.

1

Исследован роман голосов С. Алексиевич «У войны не женское лицо». Проведен сопоставительный ана-лиз контекста с воспоминаниями участницы Сталинградской битвы Зои Александровны Троицкой – жительницы города Камышина до событий Великой Отечественной войны и ныне. Выявлено, что в произведении являет себя новое осмысление проблемы личности в литературе, углубленный интерес к внутреннему миру женщины. В поле зрения писателя оказывается душевное состояние человека, пре-терпевшего огромные потрясения, и оно помогает постичь то, что происходило с обществом в целом. Факты биографии отдельных героинь сливаются в одно сложнейшее жизненное хитросплетение. Прове-денное исследование позволяет прийти к выводу, что «роман голосов» можно назвать синтетической биографией, так как он представляет процесс накопления женщиной опыта, принадлежащего отдельной личности и всей эпохе, автор остановил выбор на таких свидетельствах очевидцев, которые объективно говорят о субъективном восприятии страшных событий войны, позволяют создать целостную картину происходящего.

воспоминания очевидцев.

контекст

сопоставительный анализ

синтетическая автобиография

1. Алексиевич С. У войны не женское лицо. – М. : Правда, 1988. – 142 с.

2. Словарь русского языка: в 4-х т. / под ред. А.П. Евгеньевой. – М., 1982.– Т.2.

5. Попова З.Д. Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии / З.Д. По-пова, И.А. Стернин. – Воронеж, 2002. – С.26.

С каждым годом события Великой Отечественной войны отдаляются от нас, ныне живущих, и, задумываясь о том, что пришлось пережить советским людям, понимаешь: каждый из них - герой. В 1983 году была написана книга «У войны не женское лицо». Два года она пролежала в издательстве. В чем только представители цензуры не обвиняли журналистку. Роман голосов «У войны не женское лицо» был опубликован в 1985 году. После этого книга не раз переиздавалась у нас и в других странах.

Целью данной работы является исследование произведения Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» в аспекте соответствия трактовки событий Сталинградской битвы с точки зрения других очевидцев. Материалом исследования послужили воспоминания Зои Александровны Троицкой - ветерана Великой Отечественной войны.

Светлана Алексиевич посвятила «роман голосов» подвигам русской женщины. Сам автор определяет жанр произведения как документальная проза. В основу книги легли свыше 200 женских историй. Этим определяется актуальность проблемы, поскольку произведение является свидетельством эпохи, сыгравшей решающую роль в жизни страны. Научная новизна темы обусловлена малой степенью изученности творчества писателя.

Произведение можно назвать синтетической биографией, так как оно представляет процесс накопления женщиной опыта, принадлежащего отдельной личности и всей эпохе.

«Четыре мучительных года я иду обожженными километрами чужой боли и памяти», собирая рассказы женщин-фронтовиков: медиков, снайперов, летчиц, стрелков, танкистов. На войне не было такой специальности, которая не давалась бы им. Алексиевич на страницах рассказов берёт интервью у самих участниц войны, поэтому каждый - это история героев. Тех, кто воевал и выжил в этой войне. Светлана слушала, отмечая: «Все у них: и слова, и молчание - для меня текст». Делая записи в блокнотах, Алексиевич решила, что не станет за фронтовичек ничего домысливать, угадывать и дописывать. Пусть они говорят...

Светлана Алексиевич пыталась большую историю уменьшить до одного человека, чтобы что-то понять. Но даже в пространстве одной-единственной человеческой души все становилось не только не яснее, но еще более непонятно, чем в большой истории: «Не может быть одно сердце для ненависти, а второе - для любви. У человека оно одно». А женщины хрупкие, нежные - разве они созданы для войны?

С каждой главой, с каждой историей начинаешь мыслить по-другому. Все что нас окружает - это мелочи. Важно другое: видеть своих детей счастливыми, слышать их смех. Засыпать и просыпаться рядом с любимым человеком и знать, что вот он рядом. Видеть солнце, небо, мирное небо.

В произведении являет себя новое осмысление проблемы личности в литературе, углубленный интерес к внутреннему миру женщины . В поле зрения автора душевное состояние человека, претерпевшего огромные потрясения, и оно помогает постичь то, что происходило с обществом в целом. Факты биографии отдельных героинь сливаются в одно сложнейшее жизненное хитросплетение. Доказательством чего является проведенный сопоставительный анализ контекста с воспоминаниями участницы Сталинградской битвы Зои Александровны Троицкой - жительницы города Камышина.

Зоя Александровна рассказывает, что решила добровольцем идти на фронт: «В военкомате дали гимнастёрку, ремни и пилотки, а обувь была своя. Тут же нас одели, взяли мешки, которые нам собрали родители, и собрались в парке...». Сравним, как рассказывает об отправке на фронт героиня романа голосов Мария Ивановна Морозова: «Пришли в военкомат, нас тут же в одну дверь ввели, а в другую вывели: я такую красивую косу заплела, оттуда уже без нее вышла... Без косы... Постригли по-солдатски... И платье забрали. Не успела маме ни платье, ни косу отдать. Она очень просила, чтобы что-то от меня, что-то мое у нее осталось. Тут же нас одели в гимнастерки, пилотки, дали вещмешки и в товарный состав погрузили, на солому. Но солома свежая, она еще полем пахла» .

«Начали прощаться, подошёл паром, нас всех туда согнали. Родители наши остались на крутом берегу. А мы поплыли на тот берег. Нас переправили на тот берег. И мы по этому левому берегу пешком до самого Красного Яра шли. Это как раз поселок напротив Сталинграда» (по воспоминаниям З.Троицкой).

В книге С. Алексиевич продолжает рассказ героиня Елена Ивановна Бабина: «Из Камышина, где мы приняли присягу, по левому берегу Волги шли пешим маршем до самого Капустина Яра. Там размещался запасной полк» . Сухие детали. Сравнивая воспоминания З. Троицкой с событиями романа голосов, понимаем, что автор, вопреки многочисленным упрёкам критиков, в данном случае смягчает трудности момента перехода: «Наше барахло, мешки наши везли на быках, потому что кони в то время были на фронте. И вот это первое наше испытание, потому что многие были в разной обуви, сапоги не у всех были: у кого ботинки, у кого валенки, галоши. Многие ноги натерли. Кто-то отстал от нас, кто-то на машине вперед уехал. Ну, в общем, добрались - двадцать километров прошли пешком. И вот в Капустном Яре часть к Родимцеву, а часть в 138 дивизию отправили. Людников там командовал Иван Ильич».

Девушки всего за несколько дней были обучены. «В Красном Яру десять дней учили связи. Рима радисткой была, а Валя, я и Зина стали телефонистками-связистками» (по воспоминаниям Троицкой). Алексиевич останавливает выбор на воспоминаниях Марии Ивановны Морозовой,вобравших в себя все детали вхождения в военную жизнь: «Стали учиться. Изучали уставы, ...маскировку на местности, химзащиту. ... С закрытыми глазами научились собирать и разбирать "снайперку", определять скорость ветра, движение цели, расстояние к цели, ячейки копать, ползать по-пластунски» .

Первая встреча со смертью у каждой была своя, но одно их объединяет: страх, который поселяется потом в сердце навсегда, что и твоя жизнь может быть легко оборвана: «Был у меня курьезный случай-первая, так сказать, встреча с немцем. Мы ходили за водой к Волге: там проруб сделали. Бежать довольно далеко за котелками. Была моя очередь. Я побежала, а здесь начался обстрел трассирующими пулями. Страшно, конечно, гул здесь был. До половины добежала, а там воронка от бомбы. Начался обстрел. Я туда прыгнула, а там немец мертвый и я из воронки выскочила. Про воду забыла. Скорее бежать» (по воспоминаниям Троицкой).

Сравним с воспоминаниями рядовой связистки Нины Алексеевны Семеновой: «Прибыли мы к Сталинграду... Там смертные бои шли. Самое смертельное место... Вода и земля были красные... И вот с одного берега Волги нам надо переправиться на другой. ... Хотели в резерве оставить, но я такой рев подняла... В первом бою офицеры сталкивали меня с бруствера, я высовывала голову, чтобы все самой видеть. Какое-то любопытство было, детское любопытство... Наив! Командир кричит: "Рядовая Семенова! Рядовая Семенова, ты с ума сошла! Такую мать... Убьет!". Этого я понять не могла: как это меня может убить, если я только приехала на фронт? Я еще не знала, какая смерть обыкновенная и неразборчивая. Ее не упросишь, не уговоришь. Подвозили на старых полуторках народное ополчение. Стариков и мальчиков. Им выдавали по две гранаты и отправляли в бой без винтовки, винтовку надо было добыть в бою. После боя и перевязывать было некого... Все убитые...» .

Клавдия Григорьевна Крохина, старший сержант, снайпер: «Мы залегли, и я наблюдаю. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю. Я заплакала. Когда по мишеням стреляла - ничего, а тут: как это я убила человека?..» .

Превозмогая себя, они приближали Победу, дорога к которой началась от Сталинграда: «В это время готовилась сдача немца, ультиматумы предъявили, и начали наши выставлять знамена, возводили на обломках универмага. Командующий приехал - Чуйков. По дивизии начал ездить. А 2 февраля сделали митинг и плясали, пели, и обнимались, и орали, и стреляли, и целовались, ой, вот и водку пили ребята. Мы, конечно, не очень пили, но дело в том, что все это было кусочек победы. Это уже была надежда на то, что немцы не пойдут, как они намечали, до Урала. У нас вера была в победу, в то, что мы победим» (Троицкая). И это чувство у каждой участницы войны едино: «Одно лишь помню: крикнули - победа! Весь день стоял крик... Победа! Победа! Братцы! Мы победили... И мы были счастливы! Счастливы!!» .

Есть в книге строки автора о том, что ее волновало больше не описание боевых операций, а жизнь человека на войне, любая мелочь быта. Ведь эти необстрелянные девчонки были готовы к подвигу, но не к жизни на войне. Разве они предполагали, что им придется наматывать портянки, носить сапоги на два - три размера больше, ползать по-пластунски, копать окопы...

Женщины в этой книге сильны, мужественны, честны, но им, прежде всего, нужен мир. Как же много пришлось преодолеть, как же сложно с этими воспоминаниями продолжать свой жизненный путь. Мы искренне гордимся всеми, о ком это произведение и о ком книг не написано. Проведенное исследование позволяет прийти к выводу, что «роман голосов» можно назвать синтетической биографией, так как он представляет процесс накопления женщиной опыта, принадлежащего отдельной личности и всей эпохе, автор остановил выбор на таких свидетельствах очевидцев, которые объективно говорят о субъективном восприятии страшных событий войны, позволяют создать целостную картину происходящего.

Рецензенты:

Брысина Е.В., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой общего и славяно-русского языкознания Волгоградского социально-педагогического университета, г.Волгоград;

Алещенко Е.И., д.фил .н., профессор кафедры общего и славяно-русского языкознания Волгоградского социально-педагогического университета, г.Волгоград

Библиографическая ссылка

Латкина Т.В. К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСИЕВИЧ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20682 (дата обращения: 06.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В чём заключается подвиг женщины на войне? Какую роль сыграла женщина в годы Великой Отечественной войны? Именно на эти вопросы пытается ответить в своём тексте писательница С.А.Алексиевич.

Раскрывая проблему подвига женщины на войне, автор опирается на свои рассуждения, жизненные факты. С одной стороны, женщина в первую очередь – мать, она даёт жизнь. Но в годы Великой Отечественной войны ей пришлось стать солдатом. Она убивала врага, защищая свой дом и детей. Бессмертие подвига русской советской женщины мы до сих пор постигаем. Объясняя героические поступки женщин, Алексиевич использует цитату Л.Н.Толстого, писавшего о «скрытой теплоте патриотизма».

Писательницу поражает тот факт, что вчерашние школьницы, студентки добровольно уходили на фронт, делая выбор между жизнью и смертью, и этот выбор оказался для них простой, как дыхание. С помощью риторических вопросов автор подчёркивает, что народ, женщина которого в тяжёлый час тащила с поля боя своего раненого и чужого раненого солдата, невозможно победить. С.Алексиевич призывает нас свято чтить женщин, низко кланяться им до земли.

Авторская позиция выражена прямо: подвиг женщин на войне заключается в том, что она страстно желала отдать все свои силы ради спасения Родины. Она воевала наравне с мужчинами: спасала раненых, вынося их с поля боя, подрывала мосты, ходила в разведку, убивала жестокого врага.

Обратимся к литературным примерам. В повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие» рассказывается о подвиге пяти девушек – зенитчиц. У каждой из них был свой счёт к фашистам. Муж Риты Осяниной, пограничник, погиб в первый же день войны. Оставив маленького сынишку на попечение матери, молодая женщина ушла на фронт, чтобы защищать Родину. Родных Жени Комельковой, как семью комсостава, расстреляли, и девушка видела расстрел из подвала, где её укрыла эстонка. Детдомовка Галка Четвертак приписала себе год, подделав документ, чтобы идти воевать. Зенитчицами стали и Соня Гурвич, ушедшая на фронт со студенческой скамьи, и Лиза Бричкина, мечтавшая о счастье в глухом лесном краю. Девушки гибнут в неравном поединке с шестнадцатью немецкими диверсантами. Каждая из них могла стать матерью, но ниточка, которая могла бы связать их с будущим, прервалась, в этом и есть противоестественность и трагедия войны.

Приведём ещё один пример. В повести В.Быкова «Его батальон» санинструктор Веретенникова Вера комиссована из армии как непригодная к строевой службе, так как ждёт ребёнка от гражданского мужа – ротного командира лейтенанта Самохина, но она отказывается подчиниться военному приказу, хочет быть рядом с любимым. Батальон Волошина должен взять хорошо укреплённую немцами высоту. Новобранцы боятся идти в атаку. Вера выгоняет их из болота и заставляет идти вперёд. Ей пришлось пережить гибель отца своего будущего ребёнка, но и сама она гибнет, так и не став матерью.

Мы пришли к выводу о том, что подвиг женщин в годы войны бессмертен. Они готовы были отдать свои жизни ради спасения Родины, участвовали в боях, спасали раненых.

Обновлено: 2017-09-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Война всегда была большим горем для народа. Трудно представить, какие страшные жертвы и потери оставляет за собой это асоциальное явление.

Враг был в полном смысле слова бесчеловечен. Следуя по принципам веры в существование высшей арийской расы, было уничтожено несметное количество людей. Сколько людей было угнано в рабство, сколько сгинуло в концлагерях, сколько деревень было сожжено в то время… Масштабы разрушений и человеческих жертв шокируют и вряд ли кого смогут оставить равнодушным.

Казалось, что воевать - мужское дело. Но нет! На оборону Родины встали и женщины, которые наравне с мужчинами переносили все тяготы военного времени. Их вклад в приближение Великой победы неоценим.

Писатель Борис Васильев в своей повести «А зори здесь тихие…» описывает жизнь и гибель пяти девушек-зенитчиц. Пришедшие на войну по собственной воле, почти не умевшие стрелять, они погибают от рук фашистской разведки, защищая себя и Родину. Женщины и девушки, совсем юные и молодые, война не ставит границ возраста и пола, здесь все и каждый - солдат. В тылу были немцы, и каждый солдат чувствовал свой долг перед Родиной, Остановить и уничтожить врага любой ценой. И они остановят его, но ценой своей жизни. Повествование ведется от имени коменданта разъезда Васкова. Вся повесть построена на его воспоминаниях. В рамках послевоенного времени идет повествование о прошедших ужасах бесчеловечной войны. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии повести. Эта повесть написана человеком, побывавшим и прошедшим всю войну, поэтому вся она написана правдоподобно и захватывающе, с ярким выделением всех ужасов войны. Свою повесть автор посвящает нравственной проблеме формирования и преобразования характера и психики личности в условиях войны. Наболевшая тема войны, несправедливой и жестокой, поведение разных людей в ее условиях показано на примере героев повести. У каждого из них свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами, кроме основных, и все они разные люди. И именно этим солдатам, молодым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны; кому-то впервые, а кому-то и нет. Не все девушки проявляют героизм и мужество, не все остаются твердыми и стойкими после первого боя, но все девушки погибают. Только старшина Васков остается в живых и доводит выполнение приказа до конца.

Каждый персонаж Васильева имеет свой колорит и свою гамму чувств. Происходящие события заставляют сопереживать каждому герою. После прочтения повести и просмотра экранизации имеет место чувство боли и жалости к юным зенитчицам, павшим смертью храбрых во имя освобождения Родины. Никто не мог знать, что, получив задание пойти и захватить в плен двух немецких разведчиков, маленький отряд из шести человек наткнется на шестнадцать фашистских солдат. Силы несравнимы, но ни старшине, ни пятерым девушкам даже в голову не приходит отступить, Они не выбирают. Всем пяти юным зенитчицам суждено погибнуть в этом лесу. И не всех настигнет героическая смерть. Но в повести все мерится одинаковой мерой. Как говорили в войну, жизнь одна и смерть одна. И всех девушек одинаково можно назвать подлинными героинями войны.

На первый взгляд, что может быть общего у ответственной, строгой Риты Осяниной, неуверенной в себе фантазерки Гали Четвертак, метательной Сони Гурвич, молчаливой Лизы Бричкиной и озорной дерзкой красавицы Женьки Комельковой? Но, как ни странно, между ними не возникает даже тени непонимания. Это объясняется в немалой степени тем, что их сблизили исключительные обстоятельства. Недаром потом Федот Евграфыч назовет себя братом девушек, недаром возьмет на себя заботу о сыне погибшей Риты Осяниной. Есть еще в этих шестерых, несмотря на разность возрастов, воспитания, образования, единство отношения к жизни, людям, войне, преданность Родине и готовность отдать за нее жизнь. Им шестерым нужно, во что бы то ни стало держать свои позиции, словно именно за ними «вся Россия сошлась». И они держат.

Рассмотрим каждый персонаж в отдельности. Начнем с коменданта Васкова Федота Ефграфовича. Под этим персонажем зашифрован одинокий человек. Для него в жизни кроме уставов, положений, приказов начальства и вверенного ему отделения больше ничего не осталось. Все война отняла. Поэтому всего себя он без остатка отдавал службе Родине. Он жил строго по уставу, как предписано, и навязывал этот устав всем, кто его окружал. В подчинение ему назначали много взводов, и постоянно он просил у начальства прислать ему других. Взводы состояли из молодых ребят, которые не брезговали спиртным и прогулками с молодыми особами. Все это невероятно раздражало Васкова и постоянно подталкивало на очередную просьбу о замене. Разумеется, такие просьбы раздражали и само начальство.

Начальство и в очередной раз не проигнорировало просьбу Васкова. И правда: присланные зенитчики не употребляли спиртное. Про прогулки с дамами тоже можно было забыть, потому как сами зенитчики - девушки! «Прислали, значит, непьющих…» - так отреагировал старшина на прибытие новичков. Его можно понять, человек привык к юношам, у которых ветер в голове и совершенно не те мысли, даже несмотря на то, что идет война. А тут перед ним предстала толпа юных девиц, которые и оружие-то толком в руках не держали. И вот они, еще необстрелянные молодые красавицы попадают к Васкову в распоряжение. Помимо приятной внешности вновь прибывшие были к тому же остры на язык. Без остроумных замечаний и подколок в адрес старшины не обходилось. Все это унижало Васкова. Но сами девушки были решительными и, кроме того, хозяйственными. В жизни коменданта все поменялось. Мог ли он ожидать такого? И мог ли он знать, что эти вот девчата-неумехи станут ему впоследствии почти как родными? Но все это позже, а пока - война, и тут нельзя забывать, что даже эти девушки - солдаты. И у них такой же долг, как и у Васкова. Несмотря на заметную грубоватость, Васков проявляет заботу обо всех пяти зенитчицах, которых он выбрал для поимки двух, как казалось тогда, немецких диверсантов. Образ Васкова на протяжении повести испытывает перерождение. Но не только сам старшина является тому причиной. Немалую долю внесли и девушки, каждая по-своему. Между тем мимо Васкова и юной «дикарки» Лизы Бричкиной пробегает искра симпатии. Васков оказывает ей доверие, зная, что она все время прожила на кордоне в лесу, а потому каждую лесную мелочь знала и примечала все, что к этим мелочам не относилось. Все были удивлены, когда Лиза на вопрос «Ничего странного не заметили?» ответила: «С кустов роса сбита», все были ошеломлены, особенно Васков.

Федот Ефграфович тяжело переживает гибель девушек. Он душевно привязался к каждой из них, каждая из смертей оставила шрам на его сердце.

Все эти шрамы разожгли страшную ненависть в сердце старшины. Жажда мести управляла сознанием Васкова после смерти Риты Осяниной, которая попросила забрать к себе ее маленького сына. Васков впоследствии заменит ему отца.

Немцы также понесли потери и заметно ослабли. Однако все равно Васков был против них один. Невредимым осталось командование диверсантов. Преисполненный злостью и желанием отомстить за юных зенитчиц, он врывается в скит (там немцы устроили штаб) и берет в плен всех, кто в нем находился. Возможно, они не знали русского языка, но они наверняка понимали все, что выложил им Васков. Он вселил в них страх перед видом русского солдата, которого они лишили очень дорогих ему людей. Стало ясно, что они теперь бессильны, и им ничего не оставалось, кроме как подчиниться воле Васкова, сумевшего взять над ними верх. И только тогда Васков позволил себе «расслабиться», когда увидел за своей спиной зовущих его девушек, спешивших к нему на помощь. У Васкова была прострелена рука, но у него в разы сильнее болело сердце. Он чувствовал себя виноватым в смерти каждой из девушек. Смерти некоторых можно было и не допустить, если проанализировать обстоятельства каждой из них. Не потеряв кисета, он, возможно, избежал бы смерти Сони Гурвич; не отправляя натощак Лизу Бричкину, и убедительнее заставив ее, как следует передохнуть на островке в болоте, тоже можно было бы избежать ее гибели. Но разве можно было знать все это наперед? Никого уже не вернешь. А последняя просьба Риты Осяниной, последней из пяти зенитчиц, стала настоящим приказом, ослушаться которого Васков просто не посмел. В повести присутствует момент, когда Васков, лишенный той самой простреленной руки, вместе с сыном покойной Риты возлагает цветы на памятную доску с именами всех пяти девушек-зенитчиц. И воспитал он его как своего, испытывая чувство выполненного долга перед погибшей во имя Родины, Маргариты Осяниной.

Сложна история Бричкиной Елизаветы, которая приняла нелепую, но ужасную и мучительную смерть. Лиза - молчаливая, несколько замкнутая в себе девушка. Она жила вместе с родителями на кордоне в лесу. Преисполненная чувством надежды на счастье и ожиданием светлого будущего она шла по жизни. Она всегда вспоминала напутствия родителей и обещания ей «счастливого завтра». Прожив в окружении леса, она выучила и поняла все, что относится к нему. Лиза была хозяйственной и вполне приспособленной к жизни крепкой девахой. Но в то же время она была очень ранима и сентиментальна. До войны Лиза влюбилась только один раз. Но чувства оказались невзаимными. Лиза переживала, но, будучи сильной духом, она снесла эту боль, понимая своим юным умом, что это не последняя боль и что жизнь подкинет испытание похуже, а в конце непременно наступит то самое «завтра», о котором Лиза грезила всю свою жизнь.

Попав в отряд зенитчиц, Лиза была спокойной и сдержанной. Ее трудно было назвать душой компании, как, например, Кирьянову, которая до смерти любила сплетни и шутки над Васковым. Лиза не была сплетницей, и поэтому не принимала участие в подобных разговорах. Помимо всего этого ей понравился Васков. И она не могла не возразить Кирьяновой, когда та стала при всех распускать сплетни про коменданта. В ответ она услышала только насмешки. Лиза не выдержала и со слезами поспешила удалиться. И только Рита как командир отделения сделала замечание Кирьяновой и побежала успокаивать Лизу, дав ей при этом понять, что надо быть проще, и не следует верить подобным кляузам.

Когда Осянина заметила двух немецких диверсантов, Васков стал собирать отряд из пяти девушек. Лиза, не раздумывая, попросилась вместе со всеми. Васков согласился. За все время пути Лиза удивляла Васкова, все больше и больше привлекая его внимание. Васков так и говорил ей: «Ты примечай все, Лизавета, ты у нас человек лесной…». Даже тогда, когда весь отряд шел по болоту, Лиза ни разу не оступилась и, кроме того, помогала остальным, если кто-то оступился, провалился или просто не мог вытянуть ногу из вязкого месива. Прибыв на место, все стали устраивать себе позиции для наблюдения. Лиза себе обустроила место грамотно и удобно. Придя к ней, Васков не удержался от похвалы. Собираясь уходить, он напел ей песню: «Лиза, Лиза, Лизавета, что ж не шлешь ты мне привета…». Лиза было хотела сказать, как поют эту песню на ее родине, но Васков мягко оборвал ее: «После споем с тобой, Лизавета. Вот, выполним боевой приказ и споем…». Эти слова вселили в сердце юной Лизы надежду. Она поняла, что теперь-то ее чувства взаимны и долгожданное счастье теперь тоже близко.

Осознав всю опасность положения, когда вместо двух диверсантов на горизонте показалось шестнадцать, Васков сразу понял, кого пошлет за подмогой. Дав Бричкиной все указания, он напоследок сказал: «Дуй, Лизавета Батьковна!», шутя, конечно.

Лиза очень торопилась. Она хотела как можно скорее привести помощь. Всю дорогу она думала о словах Федота Евграфовича и грела себя мыслью, что они обязательно выполнят приказ и споют. Проходя через болото, Лиза испытывала невероятный страх, как говорит нам автор «животный ужас». И это понятно, ведь тогда, когда она вместе со всеми шла, ей в случае чего обязательно помогли бы, а теперь она одна, в мертвом, глухом болоте, где нет ни одной живой души, которая смогла бы ей помочь. Но слова Васкова и близость «заветного пня», который был ориентиром для Лизы, а значит твердой земли под ногами, разогрели душу Лизы и подняли ее настроение. Но автор решает совершить трагический поворот событий.

Увидев внезапно появившийся пузырь, который вспучился почти рядом с ней, Лиза оступается и попадает в самую трясину. Попытки выбраться и истошные крики о помощи оказываются тщетными. И в тот момент, когда наступило последнее мгновение в жизни Лизы, появляется солнце, как обещание счастья и символ надежды. Всем известна поговорка: надежда умирает последней. Так и случилось с Лизой. Все ее надежды исчезли вместе с ней в мерзостных глубинах болота. Автор пишет: «…Осталась от нее только юбка, которую она привязала к краю своей слеги*, и больше ничего, даже надежды, что помощь придет».

Обратимся к экранизации повести. Вообще фильм отражает как события войны, так и мирное время, причем война снята в черно-белых тонах, мирное же время - в цветных. Одним из таких «цветных» фрагментов является момент в подсознании Васкова, когда он сидел на островке среди непролазной топи и размышлял о бессмысленной кончине Лизы, на которую он возлагал огромные надежды, прежде всего на скорейшее прибытие подмоги. Перед нами картина: на белом фоне появляется Лиза, а где-то за кадром Васков. Он спрашивает ее: нравственный характер девушка война

Как же ты так, Лизавета?..

Торопилась я, Федот Ефграфыч.

Не по своей воле, но Лиза подвела своих товарищей. Однако автор не осуждает ее, напротив - он сочувствует ей.

Просматривая фильм, можно отметить, что образ Лизы в повести слегка не соответствует образу из фильма. В повести Лиза - мечтательная и спокойная, но, в то же время серьезная девушка. Елена Драпеко, сыгравшая роль Бричкиной, несколько не подгадала образ именно «сентиментальной и мечтательной Лизы», остальные же ее качества актриса передала целиком и полностью. Даже сцену гибели Елена Драпеко сыграла без дублера. Было снято пять дублей. Динамитом была взорвана и помечена воронка, в которую должна была погружаться актриса. Сцена снималась в ноябре, в холодной грязи, но те чувства, что испытывала Лиза, когда ее засасывало все глубже в трясину, были переданы полностью, актриса сама подтверждает, что ей во время съемок было по-настоящему страшно.

Ненужной была смерть Сони Гурвич, которая стремясь сделать доброе дело, погибает от вражеского клинка. Студентка, готовившаяся к летней сессии, вынуждена сражаться с немецкими оккупантами. Она и ее родители были еврейской нации, а политика геноцида предполагала уничтожить, прежде всего, евреев. Нетрудно понять, почему оказалась Соня в зенитном отряде. В ту группу, которую набрал Васков, Соня попала потому, что знала немецкий язык и могла изъясняться. Как и Бричкина, Соня была тихоней. Кроме того она очень любила стихи и часто их читала вслух, либо самой себе, либо своим товарищам. Васков для ясности дела называл ее переводчицей и старался уберечь от опасности. Перед «форсированием» болота он приказал Бричкиной взять ее вещмешок и сказал ей идти за ним, потом только всем остальным. Васков обронил свой памятный кисет с табаком. Соня поняла его переживания по поводу потери и решила помочь ему. Вспомнив, где она видела этот кисет, Соня метнулась на его поиски. Васков шепотом приказал ей вернуться, но Соня уже не слышала его. Схвативший ее немецкий солдат вонзил ей в грудь нож. Не ожидав того, что передним окажется девушка, он сделал два удара ножом, потому как первый из них не попал сразу в сердце. Поэтому Соня успела вскрикнуть. Решив сделать доброе дело своему начальнику, Соня Гурвич ушла из жизни.

Гибель Сони была первой потерей отряда. Именно поэтому все, особенно Васков восприняли ее очень серьезно. Васков винил себя в ее смерти, рассуждая о том, как могла бы жить Соня, если бы послушалась его и осталась на месте. Но ничего сделать уже нельзя было. Ее похоронили, а Васков снял с ее кителя петлицы. Такие же петлицы он снимет в последствие со всех кителей погибших девушек.

Следующие три персонажа можно рассмотреть одновременно. Это образы Риты Осяниной (девичья фамилия Муштакова), Жени Комельковой и Гали Четвертак. Три эти девушки всегда держались вместе. Юная оторва Женя была невероятно хороша собой. Веселая «хохотушка» имела тяжелую историю жизни. На ее глазах была убита вся семья, погиб любимый человек, поэтому у нее были свои личные счеты с немцами. Она вместе с Соней попали в распоряжение к Васкову несколько позже остальных, но тем не менее они сразу влились в коллектив. С Ритой у нее тоже не сразу вышла дружба, но после душевной беседы обе девушки увидели в себе хороших подруг. Невзрачную Галю они тоже приняли к себе в «компанию» не сразу. Галя показала себя как хороший человек, который не предаст и последний кусок хлеба отдаст товарищу. Сумев сохранить тайну Риты, Галя стала одной из них.

Юная Галя жила в детском доме. На фронт она попала обманом. Но желая оказать помощь Красной армии, она смело пошла на обман, соврав про свой возраст. Галя была очень робкой. С раннего детства лишенная материнского тепла и заботы, она придумывала себе истории про свою мать, веря, что она не сирота, что ее мать вернется и заберет ее. Все смеялись с этих историй, а несчастная Галя проглатывала в себя боль и старалась придумать другие истории, чтобы позабавить других.

Проходя через болото, Галя «утопила» свой сапог, не успев дойти до берега. Васков сделал ей «чуню», перевязав еловые ветки вокруг ноги веревками. Однако Галя все равно простудилась. Васков укрыл ее своим картузом и дал выпить спирта, в надежде, что Гале к утру полегчает. После смерти Сони Васков приказывает надеть ее сапоги. Галя тут же запротивилась, начав придумывать очередную историю про несуществующую мать, которая работает врачом и запрещает снимать с мертвого человека обувь. Рита жестоко оборвала ее, сказав всем, что она подкидыш, и матери в помине нет. Женя заступилась за Галю. Во время войны очень важно держаться всем вместе и не ссориться. Необходимо стоять друг за друга и дорожить каждым, потому как одного из них завтра уже может и не быть. Женя так и говорит: «Нам сейчас без злобы надо, а то остервенеем, как немцы…».

Смерть Гали можно назвать глупой. Поддавшись испугу, она срывается с места и с криком бежит. Немецкая пуля моментально ее настигает и Галя гибнет.

Рита Осянина за свои девятнадцать лет успела побывать замужем и родить сына. Этим самым она вызывала страшную зависть со стороны своих «сослуживок». Ее муж погиб в первые дни войны. Рита сама ушла в зенитчицы, желая отомстить за смерть мужа. Попав нам разъезд, Рита по ночам стала убегать в город к сыну и больной матери, возвращаясь под утро. Однажды таким же утром Рита и наткнулась на тех двух злосчастных диверсантов, принесшим всему отделению столько бед и потерь.

Оставшись втроем с Васковым и Женей, нужно было всеми возможными путями остановить врага, не дать ему добраться до Кировской железной дороги. Помощи ждать было бесполезно, боеприпасы были на исходе. В этот момент и проявляется героизм оставшихся девушек и старшины Васкова. Рита получила ранение и постепенно теряла кровь. Женя с последними патронами стала уводить немцев от раненной подруги, дав время Васкову помочь Рите. Женя приняла героическую смерть. Она не боялась умереть. Последние патроны иссякли, однако Женя не потеряла чувства собственного достоинства и умерла с высоко поднятой головой, не сдавшись врагу. Ее последние слова означали, что убив одного солдата, пусть даже девушку, вы не перебьете весь Советский союз. Женя буквально выругалась перед смертью, выложив все то, что у нее наболело.

Не весь немецкий отряд был повержен. Рита и Васков прекрасно знали об этом. Рита чувствовала, что теряет много крови и что силы на исходе просит Васкова принять к себе ее сына и приглядеть за мамой. Тогда же она и признается в своих ночных побегах из расположения. Какая теперь разница? Рита ясно понимала, что смерть неизбежна, поэтому и открылась Васкову. Рита могла и выжить, но почему же она решила покончить с собой? Васков остался один. Рита ранена, более того она не могла идти. Васков в одиночку мог совершенно спокойно выбраться и привести подмогу. Но он ни за что не оставил бы раненого бойца. А вместе с Ритой он станет доступной мишенью. Рита не хотела быть обузой для него и решает покончить с собой, стремясь помочь этим своему старшине. Смерть Риты Осяниной психологически самый сложный момент повести. Б. Васильев очень точно передает состояние молодой двадцатилетней девушки, прекрасно осознающей, что рана ее смертельна и что, кроме мучений, её ничего не ждет. Но при этом её заботила только одна мысль: она думала о маленьком сыне, понимая, что ее робкая, болезненная мать вряд ли сможет вырастить внука. Сила Федота Васкова в том, что он умеет найти в нужный момент самые точные слова, поэтому ему можно верить. И когда он говорит: «Не тревожься, Рита, понял я все», становится ясно, что он действительно никогда не бросит маленького Алика Осянина, а скорей всего усыновит его и воспитает честным человеком. Описание смерти Риты Осяниной в повести занимает всего несколько строк. Вначале тихо прозвучал выстрел. «Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала».

Подтекст, свойственный авторской манере Б. Васильева, позволяет прочесть между строк, что слово свое Васков сдержал, он усыновил Ритиного сына, который стал капитаном-ракетчиком, что все эти годы Васков помнил о погибших девушках и что самое главное - уважение современных молодых людей к военному прошлому. Неизвестный молодой человек хотел помочь донести мраморную плиту до могилы, но не решился. Испугался задеть чьи-то святые чувства. И пока на земле люди будут испытывать подобное уважение к павшим, не будет войны - вот он, основной смысл новости «А зори здесь тихие...»

Казалось бы, как все просто и буднично и как становится жутко от этой будничности. Такие красивые, молодые, абсолютно здоровые девушки уходят в небытие. Вот в чем ужас войны! Вот почему ей не должно быть места на земле. Кроме того, Б. Васильев подчёркивает, что за смерть этих девушек кому-то нужно ответить, возможно, потом, в будущем. Об этом просто и доходчиво говорит старшина Васков: «Пока война - понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что ж это вы со смертью их оженили, а сами - целенькие?» Ведь кто-то должен будет ответить на эти вопросы. Но кто? Возможно, все мы.

Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах». Итак, война - явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрывается ниточка, ведущая в будущее». Но будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Легонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете… Мы разыскали могилу - она за речкой, в лесу… А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы...» В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны - не женское лицо».

У войны не женское лицо… Сочинение на эту тему пишут старшеклассники, не осознавая сколь много жестокой правды в этой фразе. Войну придумали мужчины. Но разжигая ее, они не смогли уберечь своих жен, дочерей, матерей... Так было, есть, и, увы, будет. Статья посвящена самой дисгармоничной и противоестественной картине в истории человечества - женщине на войне.

Самая жестокая война

Великая Отечественная война - самая страшная война XX века. За ее годы женщина научилась убивать. Она уничтожала врага, который с невиданной жестокостью обрушился на ее дом. Она подрывала мосты, бомбила и ходила в разведку. У нее не было другого выхода.

Людмила Павличенко - Герой Великой Отечественной войны

Можно посвятить как отдельной личности, так и собирательному образу. В отечественной истории немало примеров женского героизма. Один из них - образ Людмилы Павличенко.

Раскрывая тему: "Женщина на войне", сочинение, без сомнения, можно посвятить этой неординарной фигуре. Лучшая женщина-снайпер за всю историю Советского Союза имела на своем счету три сотни смертельных попаданий. Ее героизмом восхищались, в ее честь названа снайперская винтовка. Павличенко посвящали песни, документальные и художественные фильмы. Однажды, в 1942 году, на встрече с американскими журналистами она произнесла легендарную фразу о джентльменах, которые прячутся за ее спиной. Ей аплодировали.

Героиня или живая легенда?

Много сказано о героизме этой женщины. Существует мнение, что подвиги ее несколько преувеличены. Стране нужны герои. Реальные или вымышленные. Но кроме Людмилы Павличенко на фронте служило несколько сотен советских девушек и женщин. В отличие от легендарного снайпера, они имели право рассказать о том, что испытали. Но говорили они мало. Говорить о войне - мужское дело.

Женщина по природе своей предназначена для зарождения жизни, но не для ее уничтожения. Но если необходимо защитить свой дом и своих детей, она возьмет в руки оружие. И она научится убивать. Но после это останется на ее душе тяжелым грузом, кровоточащей раной. Женщина, которая отнимает жизнь - это всегда страшно. Даже если эта жизнь принадлежала врагу, фашисту и оккупанту. Ведь у войны не женское лицо…

Сочинение о том, как может повлиять война на судьбу человека можно написать на основе художественной и исторической литературы. Но лучше ссылаться не на претенциозные книги о громких подвигах, а читать рассказы простых очевидцев. В них меньше пропаганды и больше правды.

Правда и вымысел

Истории не о героях и победителях, а о простых людях - это книга «У войны - не женское лицо». Сочинение станет намного правдивее, если темой его будет не достижения легендарного снайпера, а судьбы простых женщин. Светлана Алексиевич - автор, написавший о женщине на войне так, как никто. Ее обвиняли в излишнем натурализме и отсутствии патриотизма. Для ее героинь война - это обгоревшие лица после артобстрела, ранения от пуль и осколков. Это котлы с дымящейся кашей, которую есть некому, потому как из ста человек вернулось из боя только семеро.

Для Людмилы Павличенко война - лишь непримиримый бой с ненавистным врагом. Воспоминания советского снайпера не могли не подвергаться жесткой цензуре. А потому в них только часть правды. Верить удается больше женщинам из книги Алексиевич.

Война - это не только сражения и победы. Это множество страшных и отвратительных мелочей, складывающихся в общую картины, которую могут вынести лишь мужские глаза. Все же, у войны не женское лицо... Сочинение по русской литературе на военную тему должно быть как можно более правдивым и достоверным. Юный автор его обязан знать, что война - это преступление. Она калечит, убивает. И в ней нет победителей.

Я только раз видала рукопашный…

Поэтессу из нее сделала Великая Отечественная война. Сочинение на тему «Творчество Юлии Друниной» следует писать, предварительно поближе ознакомившись не только с ее стихами, но и с биографией.

С детства она мечтала о подвиге. Жажда участвовать в Великой победе погнала ее в военкомат уже 22 июня. Первые шаги на фронте она совершила в качестве санитарки. Затем была Хабаровская школа младших авиаспециалистов. И наконец - Белорусский фронт.

На глазах Юлии Друниной гибли молодые ребята и девушки. Под обстрелами, в холоде и грязи семнадцатилетняя девушка из московской интеллигентной семьи пробиралась со своими однополчанами на передовую. Она перевязывала раненых, голодала, мерзла и видела трупы. И в окопах писала стихи. «Фронтовая поэзия Юлии Друниной» - интересная тема, которой стоит посвятить сочинение.

Человек на войне становится сильнее, в нем открываются невиданные ресурсы. Но пережитое остается в душе навсегда.

Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…

Из детства в ужасы войны - мотив, который звучит даже в поздних стихах Друниной. Фронтовая ностальгия не покидала ее до последних дней жизни. Война не оставила поэтессу даже в мирное время. Там были ужасы, но была и настоящая дружба. На передовой нет обмана, нет лжи. И тем, кто воспитан на фронте, непросто жить в мире, где превыше всего материальные ценности. Особенно если речь идет о женщине. Ей сложнее приспособиться и перестроиться на иной лад.

Страшное явление, не имеющее право на существование - женщина на войне. Сочинение, посвященное творчеству поэтессы Юлии Друниной, должно основываться на этой аксиоме. Она так долго жила в своем прекрасном романтичном мире, и военные ужасы оправдывала столь безграничной любовью к родине, что когда этой родины не стало, не стало и ее. Поэтесса трагически ушла из жизни в 1991 году.

А зори здесь тихие…

Не женское дело война… Сочинение по литературе на эту тему не может быть выполнено без прочтения повести Бориса Васильева. О том, как женщины, наряду с мужчинами защищали родину, этот автор сказал одним из первых. Пять жизней оборвалось, не дойдя до рубежа 1945 года. Они могли бы нарожать детей, а те - внуков, но ниточки оборвались. Об этом думал старшина Васков, когда готовил могилу для одной из них.

Васильевым об отважных солдатах было написано много книг. Сочинение «Человек на войне» может быть написано на примере одного из них.

Замечательный, но, к сожалению, не лишенный идеологического налета фильм, снятый по мотивам повести Васильева в 1972 году, не передает мыслей одной из героинь, которые пришли ей в голову в последние моменты жизни. В дебрях карельских лесов, уводя за собой немцев, она бежала и думала «Как глупо умирать в восемнадцать лет!». Даже героической смертью погибать человеку, который только начинает свой жизненный путь, всегда глупо и чудовищно нелепо. Тем более, если этот человек - женщина.

Материнское поле

Сочинение на тему «Годы войны» может рассказывать не только о подвигах на передовой. И ужасы сражений в нем тема не основная. Есть вещи ужаснее бомб и артобстрела. Самое страшное - это судьба матери, которая пережила своих сыновей. Повесть Чингиза Айтматова посвящена женщинам, которые, преодолели все тяготы войны - голод, ежедневный изнуряющий труд - но так и не дождались своих детей. Мать не должна хоронить сына. С его смертью она смириться не сможет, какой бы доблестный подвиг он ни совершил. Даже если сын ее - Герой Великой Отечественной войны. Сочинение по произведению «Материнское поле» позволяет раскрыть тему о трагических судьбах солдатских матерей.

Пришла в Берлин, чтобы убить войну

Эти слова были написаны на стене рейхстага Софьей Кунцевич - девушкой, вынесшей с поля боя более двухсот раненых. Ей и другим женщинам посвящено публицистически-художественное произведение Светланы Алексиевич.

Эта книга не о большой победе, а о маленьких людях. Автор взглянула на тему войны со стороны человека, который не видел ее. О ней она узнала со слов фронтовичек. Рассказы и признания, которые изложены в этом произведении - это боль и слезы. И читая их, видишь истинное лицо войны. Оно не женское, и не мужское. Оно вообще нечеловеческое.

Однако в книге есть строки, которые доказывают, что война не способна убить женщину. Она не может уничтожить в ней добро и заботу, заложенную природой.

Немецкие пленные, истощенные голодом, идут по русской деревне. По тем дорогам, которые они пять лет стремились сжечь, стереть с лица земли. И русские женщины-крестьянки выходят к ним навстречу и протягивают хлеб, картофель, все, что у них есть. В настоящем у них - разрушенный дом, в будущем - нищие послевоенные годы. И жизнь без мужчин, которые не вернулись. Но даже это не смогло уничтожить сострадания в женских сердцах.

Тема, которая должна оставаться одной из важных в школьной программе - Великая Отечественная война. Сочинение о женщинах на войне - сложное творческое задание. Победа свершилась не только благодаря мужской смелости и храбрости. Война не щадит никого, и всегда беспристрастна. Избавиться от нее человечеству не под силу. Оно пока не обладает необходимой для этого гуманностью и мудростью. Но в том, что на войне нет места женщине, должен понимать каждый мужчина уже с юных лет.