Влияние искусства на жизнь человека — аргументы ЕГЭ. Восприятие искусства человеком Проблема восприятия человеком искусства

  • 8. Проблемы эстетики в трудах к. Маркса и ф. Энгельса
  • 9. Западноевропейская эстетика второй половины XIX в.
  • 9.1. Германия
  • 9.2. Франция
  • 9.3. Англия
  • 9.4. Эстетическое обоснование основных европейских художествен­ных стилей и направлений второй половины XIX в.
  • 10. Эстетика XX в.
  • 10.1. Основные тенденции развития эстетической мысли в XX в.
  • 10. 2. Западная эстетика конца XIX - первой половины XX в.
  • 10. 3. Развитие эстетики после второй мировой войны
  • Тема 3. История русской эстетики
  • 1. От чувства к теории. Русская эстетика XI-xviiIвв.
  • 2. Русская эстетика XIX в.: поиски и противоречия
  • 3. Развитие эстетических идей в России конца XIX - начала XX вв.
  • 4. Советский этап развития эстетической мысли
  • 4.1. Взгляды в. И. Ленина и его соратников на ряд эстетических проблем
  • 4.2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии эстетики России
  • 4.3. Советская эстетика 30-50-х годов XX в.
  • 4.4. Развитие отечественной эстетической мысли в 60-90-е годы XX в.
  • Тема 4. Категории эстетики
  • 1. Прекрасное и безобразное
  • 2. Возвышенное и низменное
  • 3. Трагическое и комическое
  • 4. Методологическая роль категорий эстетики в художественном творчестве
  • Тема 5. Эстетическое сознание и его структура
  • 1. Эстетическое сознание - идеальный продукт субъектно-объектных отношений
  • 2. Структура эстетического сознания
  • 3. Исторические формы и типы. Эстетического сознания
  • Тема 6. Основные сферы эстетического отношения и деятельности
  • 1. Эстетика природы
  • 2. Эстетические начала трудовой деятельности
  • 3. Эстетика быта и человеческих отношений
  • Тема 7. Эстетическая природа и специфика искусства
  • 1. Понятие искусства. Отличие искусства от науки
  • 2. Специфика объекта искусства
  • Тема 8. Предмет искусства и процесс художественного творчества
  • 1. Предмет искусства
  • 2. Основные этапы процесса художественного творчества
  • Тема 9. Виды искусства
  • 1. Виды искусства и их природа
  • 2. Качественная характеристика видов искусств и их взаимодействие
  • 3. Синтез искусств
  • Тема 10. Художественный образ как интегральная структура искусства
  • 1. Природа художественного образа
  • 2. Сущностные характеристики чувственного образа
  • 2.1. Проявление индивидуально-личностного и общественно-значимого в художественно-образном освоении мира
  • 2.2. Диалектика субъективного и объективного в художественно-образном восприятии искусства
  • 2.3. Мировоззренческий аспект художественно-образного мышления
  • 2. 4. Художественно-образная типизация
  • 3. Основные направления формирования современного художественно-образного сознания
  • Тема 11. Творческий характер восприятия искусства. Искусство как катарсис
  • 1. Художественное произведение, его эстетическая природа и основные черты
  • 2. Восприятие произведений искусства как сотворчество. Феномен катарсиса
  • Тема 12. Формирование эстетической и художественной культуры личности
  • 1. Понятие эстетической и художественной культуры личности
  • 2. Эстетическое и художественное воспитание: цель, задачи, эффективность
  • 3. Искусство в системе эстетического воспитания личности
  • Тема 1. Эстетика как наука 7
  • Тема 2. Основные этапы развития западноевропейской эстетической мысли 22
  • Тема 3. История русской эстетики 75
  • Тема 4. Категории эстетики 113
  • Тема 11. Творческий характер восприятия искусства. Искусство как катарсис 215
  • Тема 12. Формирование эстетической и художественной культуры личности 230
  • 2. Восприятие произведений искусства как сотворчество. Феномен катарсиса

    Проблема восприятия произведений искусства многоаспектна и требует для своего всестороннего рассмотрения междисциплинар­ного подхода. Анализ ее в рамках эстетики осуществляется обычно на базе широкого привлечения и ассимиляции знаний из психологии, социологии, философии, семиотики, культурологии, истории и тео­рии искусства и др.

    Между тем, эстетический анализ восприятия не сводим к ча­стностям и не есть механическая сумма односторонних характерис­тик, взятых из разных областей знания. Интерес эстетики к данной проблеме проистекает из самого ее предмета - процесса эстетичес­кого освоения человеком действительности.

    Очевидно, что восприятие в этом процессе является важ­ным звеном, каналом и механизмом постижения нами эстетичес­ких свойств окружающего мира и его преобразования по законам красоты.

    В основе эстетического восприятия лежит сформированная в процессе фило - и онтогенеза человеческая способность реаги­ровать на красоту, распознавать ее в действительности. Как уже от­мечалось, эстетически человек воспринимает любые объекты - природные, общественные, в том числе художественные. В связи с этим, в теории и на практике различают способность эстетического восприятия как целостного и образного видения действительности, так и собственно художественного восприятия, как этой же способ­ности, направленной на постижение эстетической ценности произ­ведений искусства.

    В эстетическую теорию проблема художественного восприя­тия вошла давно. Одной из первых попыток ее решения можно счи­тать учение Аристотеля о катарсисе - очищении души человека в процессе восприятия искусства.

    Отметим, что в эстетике XX века акт восприятия трактуется преимущественно как чисто духовный, не направленный на какое-то деяние. К. С. Станиславский также отмечал данную особенность. Лю­ди идут в театр для развлечения, - говорил он, но незаметно для се­бя выходят из него с разбуженными чувствами и мыслями, обогащен­ные познанием красивой жизни духа.... Театр могущественная сила для душевного воздействия на толпы людей, ищущих общения».

    В европейски ориентированной культуре эта внешне непраг­матическая направленность художественного восприятия, его внешняя несозидательность сформировала традицию, согласно ко­торой создание произведений искусства имеет большую обществен­ную и эстетическую значимость в сравнении с их восприятием зри­телями, слушателями, читателями. Наблюдается в связи с этим по­вышенное внимание к творчеству художников, поэтов, музыкантов, актеров и других создателей произведений искусства при одновре­менно низком интересе к иным участникам художественной комму­никации, обозначаемым по совокупности малоинформативным и обезличенным понятием «публика».

    Вместе с тем, в некоторых культурах Востока особо ценится искусство воспринимать искусство. В частности, в эстетике дзэн-буддизма утверждается принципиальное равенство творческой ак­тивности творящего и воспринимающего. Считается, что в творчес­ком процессе способность увидеть, создать образ в своей душе не ме­нее значима, чем сама деятельность по созданию произведений искусства. Эта мысль, кстати, присутствует и в теории символистов, которые также считают, что художественное произведение сущест­вует не только как конечная точка углубления творческой личности создателя, но обязательно должно быть толчком для жизнедеятель­ности тех, кто воспринимает его, кто осуществляет духовное вос­хождение. Подобное отношение высказывал и М. Бахтин, отмечая, что если главное для художника - это отделившийся от него «про­дукт творчества», то есть художественное произведение, то для зри­теля, слушателя, читателя главный продукт - это он сам, его лич­ность. Основная специфика творчества воспринимающего произве­дение искусства как раз и состоят в том, что в процессе восприятия осуществляется его развитие, имеет место становление, творение человека особым, присущим искусству способом. Этот подход, на­шедший отражение в целом ряде работ отечественных авторов (А. А. Потебня, Д. Н. Овсянико-Куликовский, А. Белый, Вяч. Иванов, А. Леонтьев, М. Бахтин и др.), собственно, и помог сформировать и утвердить традиции в нашей эстетике рассматривать восприятие искусства как сотворчество.

    Мы уже отмечали, что произведение искусства как предмет восприятия - это соединение высочайшего уровня сложности. И в идеале, конечно, восприятие обязано соответствовать этому уровню. Вряд ли правы те, кто склонен думать, что воспринимающий (реципиент) испытывает воздействие художественного произведе­ния по принципу некоторой жизненной аналогии.

    Разумеется, в восприятии существует уровень непосредст­венных впечатлений и переживаний. Можно допустить, что вос­приятие в отдельных случаях ограничивается простым узнавани-

    ем и реципиент будет испытывать то, что Аристотель называл «ра­достью узнавания». Ах, как похоже!... Однако такое восприятие происходит обычно на уровне внешней формы художественного произведения, то есть его сюжета, образной конкретизации темы. Но существует еще и внутренняя форма - то самый «лабиринт сцеплений», о котором говорил Л. Н. Толстой, то есть взаимообус­ловленная в каждом своем элементе система, которая и служит вы­ражению авторской идеи, «сверх-задаче» художественного произ­ведения.

    В силу своей структурной и содержательной многомерности подлинные произведения искусства востребуют и формируют в процессе взаимодействия с публикой наиболее сложные и высокие формы человеческого восприятия. Обращаясь к произведению ис­кусства, мы воспринимаем не только линии, краски, звуки, образы, выраженные словами, но и то, что скрыто или заключено в них - мысли и чувства художника, претворенные в образную систему. От нас не ускользает и то, как он сделал это, в какой форме выражено содержание, каков «язык» произведения.

    Структура человеческой личности в своем потенциале опти­мально способна к интегрированному, целостному, образному вос­приятию, основанному на равноценном развитии обоих начал, на их слаженной согласованной взаимосвязи. И художественный образ, имеющий, как уже отмечалось в предшествующих главах, целост­ную природу, человек может воспринять не иначе, как сотворив этот образ, воссоздав его в своей душе. Этим результатом художе­ственное восприятие, собственно, и отличается от обычного вос­приятия, которое сводится лишь к извлечению субъектом некото­рой информации об объекте. Нелепо даже предполагать, что в пей­зажах, скажем, И. Шишкина или И. Левитана присутствует лишь одна «логика» природных объектов - строевого леса сосновой ро­щи, берега Финского залива, водных пространств реки, открываю­щихся с высокой кручи и др., лишь точное, натуралистическое вос­произведение... Уместно вспомнить в этой связи строки из стихо­творения И. А. Бунина:

    Нет, не пейзаж влечет меня,

    Не краски жадной взор подметит,

    А то, что в этих красках светит:

    Любовь и радость бытия.

    К этим словам поэта можно добавить, что «взору» восприни­мающего открываются не только то, что вызывает радостные и свет­лые чувства, но также и грусть, печаль и даже душевную боль. И для того, чтобы все это выразить в художественном произведении, важ­на не просто логика действительности, но и особая логика художест­венной структуры произведения, особый характер отношений и

    связей элементов. В живописных полотнах, упоминавшихся выше художников, «говорящими» являются не только сюжетное движе­ние, но и композиционно-структурное построение, пластика и рель­ефность, цветовой строй и свето-теневая партитура и еще многое другое... Именно все эти элементы, представленные в виде опреде­ленным образом организованной художественной системы, как раз и создают «образное поле», которое как магнит притягивает зрите­ля, вызывая у него соответствующий эмоциональный отклик и оп­ределенные размышления. Благодаря им и через них происходит эффект психологического перенесения зрителя в образную модель жизни, представленную в произведении искусства. При всей ее ил­люзорности, искусственности она обладает способностью в случае произведения огромной художественной силы вызывать у воспри­нимающих то состояние, о котором поэт сказал: «Над замыслом сле­зами обольюсь». Выдуманная художником жизнь становится как бы нашей собственной.

    Следовательно, в коммуникационном акте восприятия худо­жественного произведения существенное значение имеет постиже­ние того специфического языка, на котором оно говорит с нами. Художник еще в процессе создания произведения должен учиты­вать это. Внутренняя художественная структура произведений должна быть способной формировать восприятие на уровне зало­женных в нем мыслей, идей, чувств. Решению этой задачи, собствен­но, и подчинен осуществляемый художником в процессе творчества отбор наиболее подходящих образных знаков в изобразительно-вы­разительных средств. И в этом смысле справедливо утверждают, что настоящий художник всегда творит по законам человеческого вос­приятия.

    В структуре эстетического восприятия следует различать, по крайней мере, три коммуникативных канала:

    1) художественное обобщение , то есть восприятие художе­ственного произведения как целостного явления, на уровне един­ства его форм и содержания. Воспринимая его, мы выявляем жа­нровое своеобразие, особенности стиля и др. достаточно общие характеристики произведения, обычно выражаемые в суждени­ях типа «Это - комедия» или «Это - реалистическое произведе­ние» и т. п.;

    2) ассоциативный потенциал художественного произведения, рассчитанный на активное подключение интеллектуально-чувст­венной энергии воспринимающей личности. В процессе восприятия образная модель жизни, представленная в художественном произ­ведении, в той или иной мере сопоставляется с опытом реальной жизни, вызывает у зрителей, слушателей, читателей определенные ассоциации. Каждый художник еще в ходе создания произведения,

    организуя свой материал, рассчитывает вызвать у воспринимаю­щих те или иные ассоциации. Следовательно, как со стороны тех, кто воспринимает художественное произведение, так и со стороны твор­ческих задач, решаемых художником, восприятие является актом ассоциативным;

    3) Наконец, в восприятии возможно проявление того, что назы­вают суггестивной силой искусства, связанной с его способностью внушения, почти гипнотического воздействия на воспринимающих, с его особой заразительностью. В данном своем качестве подлинное произведение искусства представляет собой как бы «сгусток энер­гии», магическая сила которой возбуждает в нас сложнейшие психи­ческие процессы. Л. Н. Толстой писал о «заражении» воспринимаю­щего мыслями, чувствами, образами, представленными художни­ком в произведении.

    Само проявление подобного рода связей в коммуникативном акте художественного восприятия порой служит основанием для утверждения, что оно есть ни что иное, как повторение процесса творчества, имевшего место при создании произведения. При этом не учитывается, что воспринимающий всегда трансформирует, преображает по-своему то, что дано в произведении художником. Образ, создаваемый им, отнюдь не копия, не субъективированный эквивалент законченного произведения, а нечто самостоятельное, воссозданное в сознании воспринимающего на основе и с учетом его собственных представлений и опыта. Следует, конечно, всегда принимать во внимание степень эстетического родства автора и воспринимающего, но как справедливо заметил еще Б. Кроче, «нельзя считать себя немножко художником, немножко скульпто­ром, немножко музыкантом, немножко поэтом, немножко писате­лем» (Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая линг­вистика.-М., 1920.- С. 14).

    Зритель, слушатель, читатель, как правило, предъявляет к произведению свой счет, зачастую не имея представления о твор­ческих муках и переживаниях автора в процессе его создания. При этом совсем не исключается ситуация, что там, где автор проливал слезы над своим героем, у воспринимающего может появиться иро­ническая улыбка. Как бы там ни было, восприятие - это активный творческий процесс и именно в силу данной его особенности у каждо­го из нас в воображении воссоздается образ «своего» Бориса Годуно­ва, «своего» Григория Мелехова... Процесс внутреннего духовного конструирования образов воспринимающими, опирающийся на по­нимание языка произведения, на интерпретацию и оценку образных моделей жизни - это и есть сотворчество, весьма важный компо­нент художественной коммуникации, приносящий истинное эстети­ческое удовольствие.

    Вместе с тем, при всей активности индивидуального восприя­тия и широте диапазона интерпретаций одного и того же произведе­ния разными субъектами, нельзя отрицать наличия в нем объектив­ного содержания. Как справедливо отмечает М. С. Каган, «подход к этой сложной проблеме требует выявления в художественном вос­приятии диалектики объективного и субъективного, инвариантного и вариативно-интерпретационного, абсолютного и относительного» (Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике.- Л., 1971.- С. 507). Содержание искусства, при всей условности исполь­зуемых изобразительно-выразительных средств, не есть чистый и сплошной вымысел, не имеющий никакого отношения к действи­тельности. То, что изображено в произведении, должно для воспри­нимающего иметь какое-то отношение к реальности. Более того, как доказывает вся история художественной культуры, существуют ус­тойчивые, типические, закономерные черты восприятия, характер­ные для каждой эпохи и каждой социальной группы.

    Итак, художественное восприятие - это сложнейшая работа чувств, мысли, воображения воспринимающего искусство. Естест­венно, что далеко не все в одинаковой степени подготовлены к осу­ществлению подобной работы.

    Наличный уровень эстетического развития людей зачастую таков, что не позволяет достигать целостного восприятия произведе­ния, осуществлять синтез его отдельных частей в едином впечатле­нии. Тем более, что в ряде сложных видов искусства при их более-ме­нее адекватном восприятии требуется синтезирование в тысяче ты­сяч вариантов. Так, например, в силу многоэлементной структуры оперного спектакля, восприятие его неподготовленным зрителем-слушателем является особо затруднительным.

    Ведь при этом возникает необходимость синтезирования та­ких элементов, как декорации, свет, цвет, костюмы персонажей и др., то есть того, что характеризует художественно-изобразительную сторону спектакля, с элементами музыкального ряда - мелодическо-ритмическим строением, тональностью, тембром, силой и высо­той звучания, интонационными особенностями и др. нюансами музы­кальной драматургии, не упуская из внимания композиционное ре­шение спектакля и проявление исполнителями своей творческой индивидуальности и еще многое другое. Синтезирование всего этого в целостный образ связано, безусловно, с полным задействованием всей «психической механики» зрителя-слушателя и принципиально возможно при достаточно продвинутом эстетическом развитии лич­ности воспринимаемого.

    Эстетически невооруженный взгляд видит отражение жизни в художественном произведении главным образом тем, где встреча­ется с более или менее натуралистическим, правдоподобным вос-

    произведением картин природы, исторических событий, поступков. За порогом восприятия остается то, что скрыто за собственно изобра­зительным рядом, то есть, что требует смыслового обобщения, про­никновения в глубинные пласты художественной реальности. И тог­да сказка Салтыкова-Щедрина «Коняга» трактуется как произведе­ние «про лошадей», а картина П. Брейгеля «Слепые» предстает обыкновенной зарисовкой группы несчастных, оказавшихся в силу своего физического недуга в весьма тяжелой и безвыходной ситуа­ции. Столь значимого в эстетическом отношении эффекта духовного восхождения личности при ее контакте с истинно великими произве­дениями искусства, того глубокого внутреннего потрясения и очище­ния, естественно, в таком случае не происходит. Следовательно, можно констатировать, что искусство в его воздействии на опреде­ленную часть публики не достигает желаемого результата, остается как бы «закрытым», невостребованным.

    Психологи, между тем, в эффекте катарсиса усматривают главный итог воздействия искусства на личность, а в потребности ка­тарсиса - одну из основных психологических установок в отноше­нии искусства. Собственно, это соответствует той традиции в упо­треблении данного понятия в значении сущности эстетического пе­реживания, возникшей еще у древнегреческих философов. В современных трактовках катарсиса нет сомнения в том, что он представляет собой механизм, через и с помощью которого осуще­ствляются функции искусства, притом не только гедонистическая и воспитательная, но и познавательная. Причем, именно благодаря ка­тарсису зритель, слушатель, читатель от познания чисто внешних связей поднимается до постижения их смысла, сущности. Собст­венные переживания воспринимающего претерпевают как бы пе­рерождение. Художественная система овладевает его мыслями и чувствами, заставляет сострадать и содействовать, возникает ощущение душевного подъема и просветленности.

    Силу восприятия искусства великолепно передал Аполлон Григорьев в стихотворении, посвященном великому артисту Моча-лову:

    Была пора - театра зала

    То замирала, то стонала,

    И незнакомый мне сосед

    Сжимал мне судорожно руку,

    И сам я жал ему в ответ,

    В душе испытывая муку, которой и названья нет.

    Толпа, как зверь голодный, выла,

    То проклинала, то любила,

    Всесильно властвовал над ней

    Могучий грозный чародей.

    Действительно, талантливые произведения искусства да­ют нам возможность войти «внутрь жизни», пережить ее фраг­менты. Они актуализируют и обогащают наш опыт, приподнимая его с сугубо индивидуального частного уровня идеалов и совер­шенных форм. Искусство, по словам Г. И. Успенского, знакомит человека «с ощущением счастья быть человеком», показывает всем нам и радует «нас видимой возможностью быть прекрас­ным».

    В отличие от фрейдистского понимания катарсиса как по­гружения в глубины бессознательного, в отечественной эстетике представлена иная точка зрения на природу данного явления. В частности, обосновывается положение, согласно которому ка­тарсис является тем механизмом в осуществлении функций ис­кусства, посредством которого бессознательное превращается в сознательное, происходит гармонизация всех отношений инди­вида. Данная трансформация становится возможной благодаря включения воспринимающего искусство в иную, более высокую систему ценностей.

    Катарсис в данном контексте предстает как осознание, как расширение границ индивидуального сознания до всеобщего. Пси­хологическая его природа выражена состоянием «внутренней упо­рядоченности, душевной гармонии, возникающей благодаря доми­нированию высших, общечеловеческих идеалов в душе человека» (Флоренская Т. А. Катарсис как осознание //Сб. Художественное творчество.- Л., 1982).

    Эстетический идеал живет прежде всего в искусстве. Буду­чи идейно осмысленным, он придает искусству огромную общест­венную значимость и силу. Переживаемые в процессе восприятия художественного произведения чувства пробуждают в человеке нравственные и интеллектуальные стремления.

    Катарсис как очищение души, как эстетическое наслажде­ние не тождествен простому удовольствию, так как сопровожда­ется целой гаммой полярных чувств - от радости, восхищения и симпатии до скорби, презрения и ненависти. Одновременно, эсте­тическое наслаждение нельзя сводить к какому-либо процессу - будь то память, воображение или созерцание.

    В феномене катарсиса представлен сплав эмоций и интел­лекта, чувства и мысли, сугубо личного и общественно значимо­го, внешнего и внутреннего, актуального и исторического. И в данном своем качестве катарсис можно квалифицировать как высшую форму эстетического освоения человеком художе­ственной реальности. У эстетически развитой личности в ее об­щении с искусством потребность в катарсисе становится опреде­ляющей.

    ЛИТЕРАТУРА

    Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество //Вопросы литературы.- 1961. - № 2.

    Вопросы истории и теории эстетики.- М., 1975.

    Волкова Е. Произведение искусства - предмет эстетического анализа.- М., 1976.

    Выготский Л. Психология искусства.- М., 1965.

    Художественное творчество.- Л., 1982.

    "

    1.У Г. И. Успенского есть замечательный рассказ «Выпрямила». Он о том, какое влияние оказала на рассказчика замечательная скульптура Венеры Милосской, выставленная в Лувре. Герой был поражен великой нравственной силой, которая исходила от античной статуи. «Каменная загадка», как называет ее автор, сделала человека лучше: он стал вести себя безукоризненно, ощутил в себе счастье быть человеком.

    2. Разные люди неоднозначно воспринимают произведения искусства. Один с восторгом замрет перед полотном мастера, а другой равнодушно пройдет мимо. О причинах такого разного подхода рассуждает в «Письмах о добром и прекрасном» Д.С.Лихачев. Он считает, что эстетическая пассивность некоторых людей порождена отсутствием должного приобщения к искусству в детстве. Только тогда вырастет настоящий зритель, читатель, ценитель картин, когда он в детские годы будет видеть и слышать все, что отображается в произведениях искусства, переноситься силой воображения в мир, облеченный в образы.

    Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?)

    Может ли искусство изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она получила письмо от неизвестной женщины, в котором рассказывалось о том, что та осталась одна и ей не хочется жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», женщина стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, И солнце светит... Я выздоровела, за что огромное вам спасибо».

    Проблема восприятия музыки человеком

    1.В ряде произведений русских писателей герои испытывают сильные эмоции под воздействием гармоничной музыки. Один из персонажей романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов, проиграв в карты крупную сумму денег, находится в смятении, но, услышав великолепное исполнение арии своей сестрой Наташей, приободрился. несчастное происшествие перестало быть для него столь трагичным.

    2. В повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» под звуки сонаты Бетховена героиня Вера Шеина испытывает душевное очищение после пережитых ею тяжёлых минут жизни. Волшебные звуки рояля помогли ей обрести внутреннее равновесие, найти силы, обрести смысл дальнейшей жизни.

    ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ ПРИРОДЫ

    Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы



    Ярким примером варварского отношения к природе являются строки из стихотворения М.Дудина:

    Мы сделали не из- под палки,

    А рвеньем собственным горя,

    Из чистых океанов – свалки,

    Перезагадили моря.

    На мой взгляд, лучше не скажешь!

    35.проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы

    По-разному относятся к природе героини романа Л.Н.Толстого «Война и мир». В душе Наташи Ростовой есть что-то неповторимо русское. Она тонко чувствует красоту русского пейзажа. Трудно себе представить Элен Безухову на месте Наташи. В Элен нет ни чувства, ни поэтичности, ни патриотизма. Она не поет, не понимает музыки, не замечает природы. Наташа же поет проникновенно, с душой, забывая обо всем. А как вдохновенно она любуется красотой летней лунной ночи!

    Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека

    В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим изумительный пример отношения к родной природе, окружающей нас. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Рядом находившейся девушке-художнице он комментирует ежеминутно меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и героини открытие, что дед-то, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!!!

    Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?)

    В Интернете прочитала статью из газеты "Крымские известия" о судьбе знаменитого Сакского озера, из недр которого добывают уникальную грязь, способную поднять на ноги тысячи больных людей. Но в 1980 году чудодейственный водоем разделили дамбами и перемычками на две части: одна «лечила» людей, другая «производила» соду…Через 3 года содовая часть озера превратилась в зловонную водную поверхность, убивающую все вокруг себя…Спустя годы хочется воскликнуть: « Неужели не было в огромной державе по имени СССР другого менее значимого озера, на берегах которого можно было бы возвести содовый завод?!» Разве за подобное злодеяние мы не можем назвать человека варваром по отношению к родной природе?!



    38.проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным ?)

    В рассказе Константина Паустовского "Растрепанный воробей" показано, что люди не равнодушны к проблемам братьев наших меньших. Сначала милиционер спасает маленького воробья Пашку, упавшего с крыши ларька, потом отдает его на "воспитание" доброй девочке Маше, которая приносит птичку домой, ухаживает за ней, кормит ее. После выздоровления птицы Маша выпускает ее на волю. Девочка счастлива, что помогла воробью.

    Многие авторы говорят об искусстве, ведь это их призвание. Поэтому проблемы, связанные с творчеством, часто фигурируют в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Мы собрали наиболее популярные из них, подобрав литературные аргументы к каждой проблеме.

    1. Петрусь, герой повести В. Короленко «Слепой музыкант» , с детства чуток к миру звуков, потому что для него это единственная возможность ощутить мир (он родился слепым). Для Петруся искусство – отдушина, способ самовыражения. Герой слушает игру конюха Иохима на дудочке, а вскоре сам начинает играть на фортепьяно. Ему пришлось пройти через многие испытания, чтобы добиться признания. Петрусь не просто играет, он чувствует музыку, передает в ней жизнь и народные чаяния.
    2. Яков, герой рассказа А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда», относится безразлично к искусству, видя в нем лишь работу. Но он ощущает силу искусства, когда на него наваливается тоска о прожитой зря жизни. Тогда у Якова выходит настолько жалобная и прочувствованная мелодия, что он плачет. Герой умирает, а свою скрипку и музыку передает еврею Ротшильду, на которого постоянно нападал при жизни. И композиция продолжает жить.

    Влияние искусства на жизнь человека

    1. Нина, героиня пьесы А.П. Чехова «Чайка» , увлечена театром, мечтает стать актрисой. Но ее родители категорически против такой карьеры для дочери. Нина идет против семьи, уезжает из дома, играет много, но плохо, «с завываниями». Однако после перенесенных трагедий: разрыва с любимым, смерти ребенка – героиня решает изменить свою жизнь, едет в провинцию, чувствуя в себе способность играть совершенно по-новому. Искусство для Нины – вся жизнь, с ее радостями и трагедиями.
    2. Николай Ростов, герой , проиграл в карты крупную сумму. Приехал домой он в ужасном состоянии: где найти столько денег, как сказать о проигрыше бедной семье? Но когда молодой человек услышал пение сестры Наташи, то оно захватило его и избавило от гнетущего состояния, потому что все эти карты, деньги, шулеры – все это приходит и уходит. А искусство вечно, оно остается навсегда.

    Понимание ценности искусства

    1. Наташа Ростова, героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» , обладает удивительным музыкальным чутьем. Она не только поет сама, но и слышит подлинное искусство в музыке других. Девушка пускается в пляс под народную мелодию, потому что ее переполняет восторг от удивительного мира звука. Наташа видит в музыке целый мир, она сближается с народом в его понимании. Именно эта чуткость и делает Ростову любимой героиней автора.
    2. Василий Теркин, герой одноименной поэмы А. Твардовского , в главе «Гармонь» играет на этом инструменте. От звуков музыки будто стало теплее холодной зимой, повеяло домом, родными местами. И уже не чувствовалась боль в отмороженных пальцах, а ноги сами пускались в пляс. Музыка разогнала тягостные мысли, в этом небольшой эпизоде бойцы отдохнули от трагических военных событий, хотя бы на миг забылись, отодвинув страх и усталость. Именно поэтому Тёркину гармонь и подарили, он песней согрел сердца людей.

    Взаимодействие формы и содержания в искусстве

    1. А. Михайлов в книге «Маяковский» описывает биографию великого поэта. Знаменитого футуриста постоянно порицали по различным причинам за форму его произведений, будто бы не видя подлинного масштаба их содержания. Рваные строчки, неологизмы, желтая кофта как основа эпатажных выступлений – все это не так важно, главное – смысл и поднимаемые проблемы. Владимир Маяковский был футуристом, но, в отличие от других коллег по цеху, он не замыкался в этой форме, поэтому и стал классиком.
    2. Сальери, герой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», овладел в совершенстве ремеслом музыканта, «алгеброй искусства». Однако гением он не был, в отличие от Моцарта, потому завидовал, считал, что Моцарт ведет себя неподобающе. Для последнего же главное содержание: творить можно где и когда угодно, главное – то, что получится, а каких-то правил и рамок не существует. Из-за зависти Сальери отравил своего удачливого коллегу, но так и познал тайны его совершенства.
    3. Взаимодействие искусства и власти

      1. Мастер, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» , написал гениальный роман. Однако этот роман идеологически не соответствовал государственному курсу, так как включал в себя библейские мотивы. Роман Мастера начали травить критики, а он сам оказался в каких-то темных застенках, о которых автор умалчивает. Все эти страдания привели героя в сумасшедший дом, из которого он вышел только благодаря заступничеству возлюбленной Маргариты перед Сатаной. Таким образом, в нашей стране власть неоднократно норовила подчинить искусство своей воле и навязать творцам свои интересы.
      2. А. Ахматова в поэме «Реквием» правдиво рассказывает о сталинских репрессиях: тысячи арестованных, которые ни в чем не виноваты, их матери и жены, которые стоят в тюремных очередях, ожидая хоть какой-то информации о любимых людях. По мнению Анны Андреевны, ее долг как поэта – отразить эти трагические события. Она считает, что если ей когда-то будут устанавливать памятник, то это необходимо сделать здесь, где она простояла долгие семнадцать месяцев, ожидая весточки от сына и права вручить ему «передачу». Даже после развенчания культа Сталина, когда в СССР началась «оттепель», ее правдивый крик об участи тысяч репрессированных соотечественников так и не был опубликован. Его напечатали лишь за границей, и поэтессе пришлось оправдываться, что это была не ее инициатива, ведь за такое творчество ей грозили серьезные последствия. Достаточно того, что ее в 1946 году публично оскорбил чиновник А. А. Жданов на съезде писателей, назвав ее «взбесившейся барынькой». С тех пор Ахматову прекратили печатать, даже стихи, далекие от политики, партийные деятели считали вредными. Таким образом, Анна Андреевна пережила нападки, издевательства и даже семейный драмы, расплачиваясь за свою честную позицию в искусстве.

    По А. .П. Чехову. На Святой неделе Лаптевы были в училище живописи на картинной выставке… Проблема восприятия искусства

    Исходный текст

    (1)На Святой неделе Лаптевы были в училище живописи на картинной выставке.

    (2)Лаптев знал фамилии всех известных художников и не пропускал ни одной выставки. (3)Иногда летом на даче он сам писал красками пейзажи, и ему казалось, что у него замечательный вкус и что если б он учился, то из него, пожалуй, вышел бы хороший художник. (4)Дома у него были картины всё больших размеров, но плохие; хорошие же дурно повешены. (З)Случалось ему не раз платить дорого за вещи, которые потом оказывались грубою подделкой. (6)И замечательно, что, робкий вообще в жизни, он был чрезвычайно смел и самоуверен на картинных выставках. (7)Отчего?

    (8)Юлия Сергеевна смотрела на картины, как муж, в кулак или в бинокль и удивлялась, что люди на картинах как живые, а деревья как настоящие; но она не понимала, ей казалось, что на выставке много картин одинаковых и что вся цель искусства именно в том, чтобы на картинах, когда смотришь на них в кулак, люди и предметы выделялись, как настоящие.

    (9) - Это лес Шишкина, - объяснял ей муж. (10) - Всегда он пишет одно и то же... (11)А вот обрати внимание: такого лилового снега никогда не бывает... (12)А у этого мальчика левая рука короче правой.

    (13)Когда все утомились и Лаптев пошёл отыскивать Костю, чтобы ехать домой, Юлия остановилась перед небольшим пейзажем и смотрела на него равнодушно. (14)На переднем плане речка, за ней бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в тёмной траве, поле, потом справа кусочек леса, около него костёр: должно быть, ночное стерегут. (15)А вдали догорает вечерняя заря.

    (1б)Юлия вообразила, как она сама идёт по мостику, потом тропинкой, всё дальше и дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали мигает огонь. (17)И почему-то вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз, она почувствовала себя одинокой, и захотелось ей идти и идти по тропинке; и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного.

    (18) - Как это хорошо написано! - проговорила она, удивляясь, что картина стала ей вдруг понятна. (19) - Посмотри, Алёша! (20)3амечаешь, как тут тихо?

    (21)Она старалась объяснить, почему так нравится ей этот пейзаж, но ни муж, ни Костя не понимали её. (22)Она всё смотрела на пейзаж с грустною улыбкой, и то, что другие не находили в нём ничего особенного, волновало её. (23)Потом она снова начала ходить по залам и осматривать картины, хотела понять их, и уже ей не казалось, что на выставке много одинаковых картин. (24)Когда она, вернувшись домой, в первый раз за всё время обратила внимание на большую картину, висевшую в зале над роялем, то почувствовала к ней вражду и сказала:

    (25) - Охота же иметь такие картины!

    (26)И после того золотые карнизы, венецианские зеркала с цветами и картины вроде той, что висела над роялем, а также рассуждения мужа и Кости об искусстве возбуждали в ней чувство скуки, досады и порой даже ненависти.

    (По А.П. Чехову)

    Информация о тексте

    Сочинение

    Вы замечали, что бывает так, что одна картина оставляет вас равнодушными, а перед другой вы замираете в благоговейном молчании, какая-то мелодия звучит, нисколько не задевая ваши чувства, а другая заставляет вас грустить или радоваться. Почему это происходит? Как человек воспринимает искусство? Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к миру прекрасного? Над проблемой восприятия искусства заставил меня задуматься отрывок из повести А. П. Чехова «Три года».

    А. П. Чехов рассказывает о том, как семья Лаптевых посещает картинную выставку. Глава знает фамилии всех известных художников, не пропускает ни одной выставки, иногда сам пишет пейзажи. Жена его в начале отрывка «смотрела на картины, как муж», ей казалось, что цель искусства в том, чтобы «люди и предметы выделялись, как настоящие». Муж замечает в картинах только негативное: то «такого лилового снега никогда не бывает», то у нарисованного мальчика левая рука короче правой. И лишь однажды Юлии Сергеевне открылась подлинная суть искусства. Перед ней был обычный пейзаж с речкой, бревенчатым мостиком, тропинкой, лесом и костром, но вдруг она увидела, что «там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного». Ей на минуту открылось подлинное назначение искусства: будить в нас особенные чувства, мысли, переживания.

    А. П. Чехов из тех писателей, которые не дают нам готовых решений, он заставляет их искать. Вот и я, размышляя над отрывком, поняла, как мне кажется, его позицию по проблеме назначения искусства, его восприятия. Искусство многое может сказать чуткому человеку, заставляет его задуматься о самом таинственном и сокровенном, будит в нём лучшие чувства.

    Я согласна с такой трактовкой воздействия искусства на человека. Мне, к сожалению, не довелось ещё побывать в больших музеях, на концертах классической музыки, поэтому я позволю себе сослаться на мнение писателей, ведь есть немало произведений, в которых авторы пытаются разгадать тайну восприятия искусства человеком.

    Одна из глав книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» названа «Понимать искусство». В ней автор говорит о великой роли искусства в жизни человека, о том, что искусство – это «удивительное волшебство». По его мнению, искусство играет великую роль в жизни всего человечества. Лихачёв утверждает, что надо учиться понимать искусство. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее, потому что награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

    О том, как может воздействовать искусство на душу человека, пишет А. И. Куприн в «Гранатовом браслете». Княгиня Вера Шеина, вернувшись после прощания с Желтковым, покончившим жизнь самоубийством, чтобы не тревожить ту, которую так любил, просит подругу-пианистку сыграть ей что-нибудь, не сомневаясь, что услышит то бетховенское

    произведение, послушать которое завещал ей Желтков. Она слушает музыку и чувствует, что душа ее ликует. Она думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет, в уме ее слагались слова, и они совпадали в ее мысли с музыкой. “Да святится имя твое”, - будто говорила ей музыка. Удивительная мелодия будто бы подчинялась ее горю, но она же и утешала, как утешал бы её Желтков.

    Да, велика сила настоящего искусства, сила его воздействия. Оно может влиять на душу человека, облагораживает её, возвышает мысли.

    Ещё аргументы.

    В небольшом рассказе В. П. Астафьева «Далёкая и близкая сказка» повествуется о том, как рождается музыка, какое влияние она может оказывать на человека. Маленьким мальчиком услышал рассказчик скрипку. Играл скрипач композицию Огинского, и эта музыка потрясла юного слушателя. Скрипач рассказал ему, как родилась мелодия. Композитор Огинский писал её , прощаясь родиной, сумел передать свою печаль в звуках, а теперь она будит в людях лучшие чувства. Нет самого композитора, умер скрипач, подаривший слушателю чудесные мгновения постижения прекрасного, вырос мальчик… Однажды на фронте он услышал звуки органа. Звучала та же музыка, тот самый полонез Огинского, но в детстве он вызывал слёзы, потрясение, а теперь мелодия звучала древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли пожары войны, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они в свой дом, под крышу, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо, не подбрасывало взрывами и не сжигало адовым огнем.

    К. Г. Паустовский повествует в рассказе «Корзина с еловыми шишками» о композиторе Григе и его случайной встрече с маленькой девочкой Дагни. Милая малышка удивила Грига своей непосредственностью. «Я подарю тебе одну вещь, - обещает композитор девочке, - но это будет через десять лет». Прошли эти десять лет, Дагни выросла и однажды на концерте симфонической музыки услышала своё имя. Великий композитор сдержал своё слово: посвятил девочке музыкальную пьесу, ставшую знаменитой. После концерта Дагни, потрясённая музыкой, восклицает: «Слушай, жизнь, я люблю тебя». А вот последние слова рассказа: «…ее жизнь не пройдет даром».

    6. Гоголь «Портрет». Художник Чартков в молодости обладал неплохим талантом, но ему хотелось получить от жизни всё и сразу. Однажды ему попадает портрет старика с удивительно живыми и страшными глазами. Ему снится сон, в котором он находит 1000 червонцев. На следующий день этот сон сбывается. Но деньги не принесли художнику счастья: он купил себе имя, дав взятку издателю, стал писать портреты сильных мира сего, но от искры таланта у него уже ничего не осталось. Другой художник, его друг, искусству отдал всё, он постоянно учится. Долго живёт в Италии, часами простаивая у картин великих художников, пытаясь постичь тайну творчества. Картина этого художника, увиденная Чартковым на выставке, прекрасна, она потрясла Чарткова. Он пытается писать настоящие картины, но талант его растрачен. Теперь он в скупает шедевры живописи и в припадке безумия уничтожает их. И только смерть останавливает это разрушительное сумасшествие.


    По И. Бунину. По рассказу Книга. Лежа на гумне в омете, долго читал… О назначении искусства

    (1)Лежа на гумне в омете, долго читал - и вдруг возмутило. (2)Опять с раннего утра читаю, опять с книгой в руках! (3)И так изо дня в день, с самого детства! (4)Полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей, никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как своими собственными, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с пеласгами и этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Ростовой! (5)И как теперь разобраться среди действительных и вымышленных спутников моего земного существования? (6)Как разделить их, как определить степени их влияния на меня?

    (7)Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака - все жило своей собственной, настоящей жизнью. (8)И вот я внезапно почувствовал это и очнулся от книжного наваждения, отбросил книгу в солому и с удивлением и с радостью, какими-то новыми глазами смотрю кругом, остро вижу, слышу, обоняю, - главное, чувствую что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни и во мне самом и о чем никогда не пишут как следует в книгах.

    (9)Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. (10)Было солнечно, празднично; теперь все померкло, стихло. (11)В небе мало-помалу собрались облака и тучки, кое-где, - особенно к югу, - еще светлые, красивые, а к западу, за деревней, за ее лозинами, дождевые, синеватые, скучные. (12)Тепло, мягко пахнет далеким полевым дождем. (13)В саду поет одна иволга.

    (14)По сухой фиолетовой дороге, пролегающей между гумном и садом, возвращается с погоста мужик. (15)На плече белая железная лопата с прилипшим к ней синим черноземом. (16)Лицо помолодевшее, ясное. (17)Шапка сдвинута с потного лба.

    (18)- На своей девочке куст жасмину посадил! - бодро говорит он. - Доброго здоровья. (19)Все читаете, все книжки выдумываете?

    (20)Он счастлив. (21)Чем? (22)Только тем, что живет на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире.

    (23)В саду поет иволга. (24)Все прочее стихло, смолкло, даже петухов не слышно. (25)Одна она поет - не спеша выводит игривые трели. (26)Зачем, для кого? (27)Для себя ли, для той ли жизни, которой сто лет живет сад, усадьба? (28)А может быть, эта усадьба живет для ее флейтового пения?

    (29)«На своей девочке куст жасмину посадил». (30)А разве девочка об этом знает? (31)Мужику кажется, что знает, и, может быть, он прав. (32)Мужик к вечеру забудет об этом кусте, - для кого же он будет цвести? (33)А ведь будет цвести, и будет казаться, что недаром, а для кого-то и для чего-то.

    (34) «Все читаете, все книжки выдумываете». (35)А зачем выдумывать? (36)Зачем героини и герои? (37)Зачем роман, повесть, с завязкой и развязкой? (38)Вечная боязнь показаться недостаточно книжным, недостаточно похожим на тех, что прославлены! (39)И вечная мука - вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове!

    Сочинение

    Какой удивительный рассказ у А. П. Чехова! Как всегда у этого писателя не сразу поймёшь, что хотел он сказать своим произведением, над какими вопросами предлагает задуматься.

    Летний день. Лирический герой читает книгу, которую вдруг с возмущением отбрасывает: «Полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей, никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как своими собственными…» Ему кажется, что он очнулся от книжного наваждения и новыми глазами смотрит на «глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни». Вокруг чудесная природа, постоянно меняющийся пейзаж. Появляется новое лицо: мужик, у которого ясное, помолодевшее лицо. «На своей девочке куст жасмину посадил» , - говорит он. Мы понимаем, что этот куст он посадил на могилке дочери. Так чего же радоваться? Мы недоумеваем вместе с героем. И тут приходит понимание: девочка об этом кусте не узнает, но он будет цвести «недаром, а для кого-то и для чего-то». И опять возвращение к прежним мыслям: зачем писать романы, повести? И вот тут-то и наступает озарение: проблема, которая так волнует и героя Чехова, и самого писателя, - это проблема назначения искусства. Почему человеку необходимо выразить себя в книгах, в стихах, в музыке, в картине? Вот так бы я сформулировал вопрос, вытекающий из размышлений лирического героя.

    А ответ на него – в последнем предложении текста: «И вечная мука - вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове!» Авторская позиция, если её выразить другими словами, такова: назначение творчества, цель искусства - сказать людям то, что волнует тебя, выразить чувства, которые ты испытываешь, оставить на земле «след воплощения».

    Вопрос о назначении искусства волновал многих писателей. Вспомним

    А. С. Пушкина. В стихотворении «Пророк» «Бога глас» воззвал к поэту:

    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

    Исполнись волею моей,

    И, обходя моря и земли,

    Глаголом жги сердца людей».

    «Глаголом жечь сердца людей» - значит будить в них жажду лучшей жизни, борьбы. А в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», написанном незадолго до смерти, поэт утверждает величие поэтического памятника по сравнению с другими способами увековечить заслуги.

    Человек, которому Бог дал талант сказать что-то своё людям, не может молчать. Его душа требует оставить след на земле, воплощения и сохранения своего «я» в слове, в звуке, в картине, в скульптуре…


    давно занимают художников, философов, психологов. Опыты такого исследования проводились в эпоху античности древними философами, в частности, Платоном1, который изучал как процесс восприятия цвета, так и значение для зрителя произведений изобразительного искусства в целом.
    Платон. Федон, Пир, Федр, Пармеыид. - М.: Изд-во «Мысль», 1999. - 528с.
    Аристотелем проведена связь между удовольствием, возникающем при зрительном восприятии, и деятельностью, в том числе, «деятельностью чувства»2. При восприятии прекрасного сначала возникает неосмысленный порыв чувств, а потом уже разум, соглашаясь с ним, помогает совершать прекрасные дела. В эпоху Средневековья свет приобрел особое сакральное значение, как один из немногих путей, с помощью которого человек может узреть Бога3 . Цвет и свет получили особый символический смысл, и их использование в произведениях искусства регламентировалось церковными канонами. Восприятие цвета становиться процессом восприятия конкретной религиозной информации. Однако, уже Фома Аквинский признает, что созерцание света не дает возможность непосредственно «узреть» Бога, а служит лишь вспомогательным средством, совершенствующим ум для познания Бога4. Художники Возрождения открывают для себя «прекрасное как таковое»5, эмоциональную силу красок и форм вне религиозного контекста. Это дает " возможность выразить в произведении изобразительного искусства, в том числе и с помощью красок, интеллектуальное, высоко моральное содержание создателя произведения искусства, как идею человека - творца, превосходящего своим искусством саму природу, а, значит, равного Богу5.
    В XVII веке в философских концепциях многих мыслителей
    возрастает роль чувственного восприятия. Так, согласно Бэкону,
    _
    Аристотель. Этика. - М.: Изд-во ACT, 2002. - 492 с.
    з Августин Блаженный. Творения. - СПб.: Алетейя, 1998. - 742 с.
    4
    Фома Аквинский. Сумма теологии. - М.: Элькор - МК, 2002. - ч.1,559 с.
    Фейербах Л. История философии. Собрание сочинений в 3-х томах. - М.: Мысль, 1976.-т.3,544с.-с.73.
    Леонардо да Винчи. Суждения: - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,1999. -416 с, Дюрер. Трактаты. Дневники. Письма. - СПб.: Азбука, 2000. - 662 с.
    ощущения служат как бы «воротами интеллекта»1, исходя из концепции Гоббса человеческие мысли напрямую связаны с ощущениями и являются результатом обратного давления, порожденного давлением объекта на части нашего тела. Декарт изучал восприятие цветов в контексте общей работы глаз, нервов и мозга. Согласно «Опытам о человеческом разумении» Локка, восприятие цвета заключает в себе черты, присущие двум типам познания - демонстративному и интуитивному, причем последнее, является наиболее достоверным. При зрительном восприятии вообще, и восприятии цвета, в частности, может возникать целый комплекс ощущений, составленный не только из зрительных, но и осязательных и других ощущений - такова концепция Беркли5. Согласно Юму, чувственные впечатления являются наиболее сильными и являются причиной активной деятельности человека6. Произведения изобразительного искусства воспринимаются не только зрительно, но и неким «шестым чувством», а при восприятии цвета, то есть колорита произведения, согласно Дюбо, имеют значение особенности эмоционального и физиологического состояния зрителя7.
    Исходя из «Критики" способности суждения» Канта, процесс восприятия цвета может быть представлен двумя способами: как
    Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. - М.: Мысль, 1971. - т.1,590 с, т.2,582 с. 2 Гоббс Т. Левиафан. - М.: Мысль, 2001. -478с.
    Descartes. (Euvres philosophiques. - Paris: Classiques GARNIER, 1997. - 856p.
    Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. - М.: Мысль,1985. - т.2,560 с.
    Беркли Дж. Сочинения. - М.: Мысль, 1972. - 554 с.
    Юм Д. О человеческой природе. - СПб.: Азбука, 2004. - 320с.
    Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о поэзии и живописи. - М.:Искусство,1976. 766с.
    о
    Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. - М.:Чоро,1994. - т.5,414с.
    8
    объективное ощущение, воспринимаемое органами чувств и как эстетический акт, вызывающий субъективное ощущение, при котором возбуждается склонность к объекту, лишенная всякой заинтересованности.
    Согласно «Учению о цвете» Гете, восприятие цвета это процесс, характерной чертой которого, вопреки Канту, является его целостность, поскольку через восприятие чувству зрения открывается вся природа в своем единстве1. Глаз и цвет имеют некое сродство, и воспринимая цвет глаз сам находит ему оппозицию, и наслаждение возникает от обретаемой в результате этого процесса целостности.
    Исходя из «Эстетики» Гегеля, задачей искусства является выражение всеобъемлющих истин духа, и в процессе зрительного восприятия произведений искусства происходит единение чувственного, представляющего объект в форме, с чистой мыслью, и обретение единства с абсолютом. Шопенгауэр в книге «Мир как воля и как представление» провозглашает тезис: « Мир есть мое представление»3, определяя все сущее как объект созерцания по отношению к субъекту - зрителю. Шопенгауэру принадлежит отдельное исследование восприятия цвета, согласно которому цвет в глазу возникает в результате возбужденной нервной деятельности сетчатой оболочки.