«Я спою вам о добре и зле…» - истинные и ложные ценности в сказке Г.Х. Андерсена «Соловей» план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему. Андерсен анализ соловей Сочинить письмо андерсену о сказке соловей

Сказка Андерсена "Соловей"

Жанр: сказка-легенда

Главные герои сказки "Соловей" и их характеристика

  1. Соловей, маленькая, свободолюбивая птичка, обладающая волшебной красоты голосом. Ценил только искренность.
  2. Император, любил все красивое, но не понимал, что живой соловей лучше искусственного
  3. Смерть, на первый взгляд жестокая, но оказалась сентиментальной, услышав пение соловья
План пересказа сказки "Соловей"
  1. Прекрасный сад возле дворца
  2. Книги о соловье
  3. Поиски соловья во дворце
  4. Маленькая девочка на кухне
  5. Придворные в лесу
  6. Соловей дает концерт во дворце
  7. Соловей живет во дворце
  8. Искусственный соловей из Японии
  9. Побег соловья
  10. Поломка искусственного соловья
  11. Болезнь императора
  12. Смерть и злые дела
  13. Возвращение соловья
  14. Обещание императора
Кратчайшее содержание сказки "Соловей" для читательского дневника в 6 предложений
  1. В лесу за императорским садом жил соловей, чьим пением восхищались все иностранные гости и писали о нем в своих книгах
  2. Император читает книгу и приказывает доставить во дворец соловья
  3. В поисках соловья помогает маленькая девочка и придворные поражены голосом соловья
  4. Соловей дает концерт перед императором и император плачет
  5. Искусственный соловей заменяет настоящего, но скоро ломается
  6. Император болен, но возвращается соловей и прогоняет смерть.
Главная мысль сказки "Соловей"
Притворное восхищение не стоит ничего, а настоящие эмоции ценнее всего на свете.

Чему учит сказка "Соловей"
Сказка эта учит нас любить и ценить красоту природы, учит понимать прекрасное, учит тому, что никогда никакая совершенная машина, сделанная руками человека, не заменит произведения природы. Учит эта сказка и благодарности.

Отзыв на сказку "Соловей"
Мне эта сказка очень нравится. В ней рассказывается о торжестве настоящего соловья, пение которого всегда было разным, над механической игрушкой, которая могла петь только одну мелодию, и которая могла сломаться. Император Китая понял свою ошибку, он мог испытывать искренние чувства и потому соловей простил его и помог, ему когда тот заболел. Это очень красивая сказочная история.

Пословицы к сказке "Соловей"
Мал соловей, да голос велик.
Мал золотник, да дорог
Домашний теленок лучше заморской коровы.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Соловей"
В далеком Китае возле императорского дворца стоял чудесный сад, в котором росли волшебные колокольчики. Сад был очень большим и даже садовник не знал где его конец. А за садом в лесу жил соловей. И все иностранцы, которые приходили в сад удивлялись красоте голоса соловья.
Они возвращались домой и писали книги о Китае, в которых говорили, что самое лучшее, что там есть - это соловей.
Однажды император прочитал одну книгу и удивился, ведь он никогда не слышал про соловья. Он приказал министру доставить ему соловья, чтобы послушать его пение.
Министр и придворные оббегали весь дворец, но никто не слышал про соловья. И только маленькая девочка на кухне сказала, что знает, где живет соловей.
Она повела придворных в лес, и те принимали за соловьиное пение мычание коров и кваканье лягушек. Но вот они услышали пение соловья и были поражены. Они пригласили соловья во дворец, спеть императору, и соловей согласился.
Он спел императору и тот был поражен, он даже заплакал, и соловей сказал, что эти слезы для него лучшая награда.
Соловей стал жить во дворце и придворные следили, чтобы он не улетел. И весь народ полюбил соловья.
Но однажды из Японии привезли искусственного соловья, который пел только одну песню. Настоящий соловей улетел, но никто этому не опечалился. Все во дворце полюбили искусственного соловья.
Но вскоре искусственный соловей сломался.Часовщик починил его, но теперь соловья разрешали заводить только раз в год.
Прошло 5 лет и император заболел. Все считали, что он умер, а он просто лежал холодный и больной на своем ложе.
Император увидел смерть и свои дела - злые и добрые. Он умолял искусственного соловья спеть ему, но того надо было завести. И тут прилетел настоящий соловей. Он спел свою песню и смерть отступила. Соловей пообещал, что будет прилетать к императору и петь ему свои песни, ведь он видел слезы на глазах императора.
А император выздоровел и приветствовал ошеломленных придворных.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Соловей"

Тема: Сказка Г.Х.Андерсена « Соловей». Анализ текста.

Цели: - выявление нравственной основы сказки; - формирование нравственно – эстетических представлений учащихся о настоящих и мнимых ценностях; - художественное восприятие текста на основе углубленной работы над словом в тексте.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с нравственной основой сказки Андерсена и сказкой

литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности,

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Основные виды деятельности учащихся и учителя на уроке: составление вопросов по прочитанному, умение делать вывод на каждом этапе урока, исследовательская работа с текстом, аналитическая беседа, индивидуальная и групповая работа. Ход урока.
    Организационный момент. Мотивация.
Вступительное слово учителя. Ребята! Как вы думаете, существуют ли для всех людей какие – то общие духовные ценности, понятия, важные во все времена и во всех странах? Сегодня на уроке мы будем думать и рассуждать над интересной и непростой сказкой великого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена « Соловей». В ходе нашей работы попробуем понять те нравственные истины сказки, которые могут стать полезными нравственными уроками для каждого из нас.

Вы прочитали сказку. Давайте выразим свое первое впечатление о прочитанном в виде синквейна.

Пример ответа.

Сказка

Поучительная, добрая

Понимать, любить, жить

Надо прощать обиды

Милосердие

Вывод учителя:

Да, ребята, чтение сказки « Соловей» заставляет нас задуматься над своими поступками и делами. Тема животворной силы настоящих человеческих чувств, противостоящих мертвенной бездуховности, волновала многих писателей, но никто не разрешил ее так блистательно, как Ханс Кристиан Андерсен, а главное, такими простыми средствами: на пространстве нескольких страничек. Это – литературное чудо, и таких чудес немало у датского кудесника... Я предлагаю вам перечитать сказку вместе и поразмышлять.

3. Анализ текста сказки «Соловей» (эвристическая беседа)

- « В целом мире не нашлось бы дворца лучше императорского».

Как вы думаете, почему эта сказка начинается описанием необыкновенного императорского дворца? Почему дворец был « хрупкий» и сделан из « драгоценного фарфора»?

-« Сад тянулся далеко – далеко, так далеко, что и сам садовник не знал, где он кончается».

Описывая сад и густой лес, Андерсен как будто преднамеренно заставляет читателя сравнить, сопоставить их с фарфоровым дворцом. Для чего?

Какие чувства выражает фраза « Господи, как хорошо!»

- « Соловей? А я ведь и не знаю его!» « Ее считают главной достопримечательностью моего великого государства!»

Выскажите свое мнение о том, почему так важен тот факт, что император не знал о птице, которая удивляла всех своим пением?

Как характеризует императора сказочник?

Фраза из текста

Почему о соловье знают все – бедный рыбак, путешественники, девочка, кроме императора и их поданных?

Как объясняют свое неведение придворные? Почему они не готовы за пение соловья принять мычание коровы или кваканье лягушки?

Обратимся к тексту для того, чтобы найти строки, характеризующие соловья.

Фраза из текста

Вывод: живой соловей стал имуществом императора и пел только для него. Птицу ограничили в свободе и простые люди очень жалели ее.

Император получает в подарок механического соловья. Почему он сделал выбор в его пользу? Давайте сравним двух птиц? В чем разница между ними? Сравним.

Живой соловей

Как вы понимаете слова капельмейстера, что искусственный соловей « выше настоящего не только платьем и бриллиантами, но и по внутренним своим достоинствам».

В сказке много звуков. Что звучало?

Д:

У:

Д:

У:

Д: Да, был злой – стал добрый.

У:

Д:

У:

Д: Нет, оно однообразно.

Вывод: внутренние достоинства человека – это его внутренний мир, его душевные качества, талант. Настоящие люди могут совершать добрые поступки, плакать, слушая прекрасную музыку и пение соловья. Искренние чувства пробуждаются, когда человек стремится стать лучше и помогать близким. К сожалению, чувства бывают лживыми, поддельными. Перед нами два соловья: настоящий и искусственный. Одного создала природа, поэтому он необыкновенный и своими песнями украшает жизнь людей. Другой – это игрушка, искусно созданная талантливым мастером и тоже предназначена для украшения жизни человека.

Императору выпало испытание: он заболел и оказался в одиночестве. Почему все отвернулись от него, кроме соловья?

Обратимся к тексту. Сказочник вводит в повествование грустный мотив. « … во дворце стояла мертвая тишина». Император лежал одинокий и « совсем неподвижный и мертвенно – бледный ». « На груди у него сидела Смерть». Как вы думаете, почему император кричал: « Музыку сюда, музыку!»? Чем могла помочь ему музыка?

Взору умирающего императора предстала не только Смерть, кто еще?

« Из складок …выглядывали какие – то странные лица: одни гадкие и мерзкие, другие добрые и милые. То были злые и добрые дела императора.» Объясните, как вы понимаете эти слова?

Император просит помощи, но « В комнате было тихо – тихо». Искусственного соловья некому завести. Придворные бросили повелителя умирать.

Вывод: император совершал много злых дел. Его не любили, потому что он часто наказывал слуг.

Когда к нему пришла Смерть, она забрала корону, золотую саблю, богатое знамя и императору пришлось вспомнить, каким он был правителем. Он испугался, ведь доброта и забота о других было для него непонятным, он думал только о своем величии.

Почему соловей прилетел к императору, когда узнал о его болезни?. Мог ли император сам утешать и ободрять другого?

Давайте прочтем диалог между императором и соловьем (стр.235).

Какое вознаграждение предлагает император соловью и почему тот отказывается?

Как вы понимаете слова « Слезы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца».

Почему соловей называет себя «певцом»?

Вывод: соловей спас императора. « …просыпайся здоровым и бодрым!» Он оказался настоящим не только певцом, но и обладающим глубокими душевными качествами. Сострадание, забота, помощь одинокому и больному – вот то, что должно быть в каждом из нас. Не нужно копить обиду и быть мстительным, разрушать свою душу « гадкими и мерзкими» делами.

Император предлагает соловью снова жить во дворце, но уже свободным. « Ты должен остаться у меня навсегда! Ты будешь петь, только когда сам захочешь!»

Почему же соловей отказывается, ведь императору никто не смел отказывать?

Перечитаем последнюю страницу сказки (стр. 236).

Какие слова здесь главные и о чем они?

« Я буду петь тебе о счастливых и о несчастных, о добре и о зле…». « Я люблю тебя за твое сердце больше, чем за твою корону».

Кто разбудил душевные качества в императоре? Почему соловей не захотел, чтобы о нем узнали другие? « Так дело пойдет лучше!»

Вывод: соловей понимал, что придворные не смогут понять императора, ведь они привыкли льстить, не умели ценить подлинное искусство, не обладали высокими нравственными качествами. Он был ими брошен умирать в одиночестве без доброго участия с их стороны.

- « Здравствуйте!» - так заканчивается сказка великого Андерсена. Как думаете, будут ли изменения в правлении китайского императора?

Вывод: для того, чтобы измениться, стать нравственно чище и добрее, нужно порой пройти через нелегкие испытания. От самого человека зависит, какое будет у него сердце. Соловей и император подружились потому, что за спесью и важностью повелителя скрывалась иная душа. « Моя песня и порадует тебя и заставит задуматься.»

О чем должен будет думать император?

В чем же сила маленькой невзрачной птички, обеспечившая победу над смертью?

Какой урок императору преподал соловей?

5. Вывод: нравственные уроки сказки, которые мы извлекаем – это

Близость с природой;

Внимание к окружающим;

Наличие собственного мнения;

Уважения душевных качеств, а не внешней наружности;

Понимание истинного искусства;

Забота о других.

6. Рефлексия.
    Что было самым важным на уроке? Какова цель урока? Доволен ли ты своей работой? Какие нравственные уроки можно извлечь?
7. Домашнее задание. Сочинение на тему « Чему научила меня сказка « Соловей»?

У: Что звучало в сказке?

Д: Пение соловья, механизм игрушки искусственного соловья, мычание коров, кваканье лягушек, звучание колокольчиков, фарфора во дворце императора.

У: В чем, по-вашему, волшебная сила пения живого соловья?

Д: В том, что он своим пением победил смерть.

У: Характер императора изменился?

Д: Да, был злой – стал добрый.

Вывод: соловей должен жить на свободе и приносить людям радость своим пением.

У: А когда ещё не было музыкальных инструментов, как музыка появлялась, откуда бралась?

Д: Из природы (журчание ручья, шелест листьев, дуновение ветерка, пение птиц…)

У: Звучание механического соловья может заменить живого?

Д: нет, оно однообразно.

Урок по сказке Х.К.Андерсена «Соловей»

Волшебная сила искусства

Цели:

    раскрыть идейное содержание сказки Х.К.Андерсена «Соловей» и ответить на вопрос: «В чём заключается волшебная сила искусства?»

    развивать умения и навыки анализа литературного произведения;

    воспитывать чувство прекрасного, видение истинной красоты в природе, любовь к искусству.

Оборудование: урок проводится с использованием ИКТ.

Ход урока

Слайд 1. Озвучивание темы.

Слайд 2. Озвучивание целей урока.

Слайд 3. Рисунок.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке мы обращаемся к творчеству великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена, со сказками которого вы знакомы с детства.
Более ста лет тому назад в небольшом городке Дании – Оденсе, на острове Фюн, происходили необычайные события. Тихие, чуть сонные улицы Оденсе внезапно огласили звуки музыки. Процессия ремесленников с факелами и знаменами прошествовала мимо ярко освещенной старинной ратуши, приветствуя высокого голубоглазого человека, стоявшего у окна. В честь кого же жители Оденсе зажгли свои огни в сентябре 1869 года?
То был Ханс Кристиан Андерсен, избранный почетным гражданином родного города. Чествуя Андерсена, земляки славили лучшего сказочника мира. Когда 4 августа 1875 года писателя не стало, в Дании был объявлен национальный траур. Прошли годы, и в Королевском саду в Копенгагене был установлен памятник Андерсену с надписью: «Воздвигнут датским народом».
Прошло более ста лет со дня его смерти, а сказки и истории датского писателя продолжают издаваться во всех странах мира.
Сегодня к нам на урок сказка прилетит на крыльях маленькой птицы, соловья.
Давайте же с вами перенесемся в мир сказки, которая так и называется – «Соловей».

Где происходит действие сказки? Прочитаем самое начало сказки.
(В Древнем Китае, в чудесном дворце императора)

Из чего сооружён дворец императора? (Из фарфора.)

Сказочные правители нередко выступают владельцами каких-нибудь диковинок. Вот только в сказках царские покои построены из материалов прочных и красивых, символизирующих стабильность власти, богатство правителя. У Андерсена же дворец сооружён из хрупкого фарфора. Случайно ли это?

Родина фарфора – Китай. Именно там впервые в истории нашей цивилизации появились изделия из белой керамики – предшественницы фарфора. Китайский фарфор в средневековой Европе ценился на вес золота. Секрет его изготовления был государственной тайной.

Фарфоровые палаты… Ну ведь сказка же! Чего в ней только не бывает! Сказка ложь – да в ней намёк… На что же намекает автор? Может быть, на мастерство рук человеческих. И на слабость, ничтожность земных творений рядом с могуществом Высшего Творца. А может быть, на непрочность положения правителей.

Какое из предположений ближе к истине? Как говорил сам сказочник, «дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь».

Вокруг дворца располагался прекрасный сад. Какая деталь обращает на себя внимание? Над чем смеётся автор? К лучшим цветам привязаны колокольчики, чтобы люди замечали их. Автор смеётся над людьми, которые равнодушны к красоте окружающего мира.

А что же было самым чудесным, чудом из чудес в его владениях? Соловей.

Знал ли император, что в его владениях живет соловей? Нет. А кто во дворце знал об этом? Бедная девочка-кухарка.

Ребята, как же так получилось, что весь мир знал о соловье, о нем даже писали в книгах, а император не знал? Не кажется ли вам, что соловей и обитатели дворца живут в каких-то разных мирах?

Слайд 4. Пустая таблица: «Мир императорского дворца и мир соловья».

Давайте заполним эту таблицу, пользуясь текстом сказки.

Слайд 5.

Чем отличается окружающий мир соловья от мира императора?
(Слайд 6: вывод).

Слайд 7: иллюстрация к эпизоду поиска соловья.

Что смешного в этой сцене? Смешно здесь не только то, что придворные ошибаются, принимая за соловьиные трели то мычание коровы, то кваканье лягушки, но и то, что, уже едва заслышав звуки, они готовы восхищаться ими.

Способны ли вельможи воспринимать чудесное пение соловья? С чем сравнивают они пение соловья? Со звоном стеклянных колокольчиков. Придворная челядь разбирается только в оттенках их бряцания.

А как на самом деле отнеслись вельможи к соловью? Они разочарованы птицей, оперение которой оказалось слишком уж невзрачным. Но он может стать любимцем императора, потому вельможи расточают лесть.

Как воспринял император пение соловья? Найдите ответ на вопрос в тексте сказки.
Император был очень доволен, у него выступили слезы на глазах.

Что пожаловал император соловью за чудесное пение? Золотую туфлю на шею .

Почему соловей отказался от награды?
«Я видел на глазах императора слезы – какой еще награды желать мне!» Для соловья лучшая награда – живой отклик на его пение.

- Кто еще плакал от пения соловья?
Бедная девочка: «Слезы так и текут у меня из глаз, а на душе становится так радостно, словно матушка целует меня».

Ребята, почему пение соловья вызывает слезы? Что такое пение?
Настоящее, красивое пение – это искусство, оно воздействует на человека и вызывает у него различные чувства. «Слезы – вот драгоценная награда для сердца певца», - говорит соловей.

Вспомните, как придворные дамы пели, подражая соловью (набирали в рот воды, чтобы она булькала у них в горле). Такое пение способно вызвать слезы?

Однажды императору доставили большой пакет с надписью «Соловей». Так в сказке появляется еще один соловей. Что же это была за птица? Давайте каждому образу дадим характеристику, а потом сравним их.

Слайд 8. Иллюстрация.

Где жил соловей? Как выглядел соловей? Кто заслушивался его пением? Что слагали поэты в его честь? Как действовало пение соловья на людей? Как он пел? Можно ли знать наперёд, что он споёт? (Индивидуальное задание).

Выведем все ключевые фразы о живом соловье в виде таблицы. Слайд 8. Таблица.

Слайд 9. Иллюстрация.

Как выглядел искусственный соловей? Как он исполнял свои мелодии? В чём было главное его отличие от живой птицы? Что сказали рыбаки о его пении? Что написал капельмейстер (дирижёр) о соловье?

Отобразим этот материал в виде таблицы. Слайд 9.

Ребята, теперь давайте сравним, кто красивее? Кто лучше поет? Какие чувства вызывает у людей своим пением? Так чем же отличается живой соловей от искусственного?

Слайд 10. Вопрос.

Слайд 10. Вывод.

Механический соловей сломался, и император заболел. А живой соловей своей песней спас его от смерти. Слайд 11. Иллюстрация к эпизоду болезни императора.

А мог ли искусственный соловей сделать это?
Нет, только настоящее пение живого соловья способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе человека. Настоящее искусство делает человека лучше, чище, красивее.

Как изменился император? Раскаялся ли он в том, что недостойно обошёлся с пернатым певцом? Он позволил соловью жить в лесу, позволил прилетать и петь песни, только тогда, когда сам соловей этого пожелает. Он глубоко раскаялся в том, что недостойно обошёлся с пернатым певцом.

А еще соловей раскрыл императору глаза на то, что происходит вокруг, как много везде зла. Мы видим императора не просто живым и здоровым, но духовно обновлённым. В этом и состоит волшебная сила искусства, спасительная, живительная сила красоты.

Вот и закончилась сказка. Соловей спас от смерти императора, пообещал прилетать к нему и рассказывать о той настоящей живой жизни, которую не увидеть из стен дворца и которую не заменят никакие цветы с хрустальными колокольчиками. А дома я попрошу вас поразмышлять над темой урока и написать сочинение на тему «В чем же заключается дивная сила искусства?» Слайд 12.

Так почему Андерсен просил нас не забывать эту сказку? Потому что эта сказка очень интересна и поучительна. Лишенный блеска соловей оказывается сильней и свободней самого императора. А основная идея сказки заключается в бессмертии подлинного искусства и невозможности его замены механизмом.

Урок литературы в 5 классе

Х.К. Андерсен. «Соловей»: поучительный смысл сказки

Цели урока: в процессе текстуального анализа сказки Андерсена; выявить основную идею сказки – идею бессмертия подлинного искусства и невозможности его замены «механизмом»; определить художественные особенности произведения;

развивать навык выразительного, вдумчивого, «медленного» чтения, выборочного пересказа, литературно-творческих умений;

помочь учащимся на примере произведения освоить культурную норму-образец (отношение искусства и действительности, назначение искусства).

Оборудование: портрет Х.К. Андерсена, иллюстрации к сказке Е. Нарбута.

Эпиграф к уроку:

Никакая внешняя красота не может быть полной,

Если она не оживлена красотой внутренней.

Виктор Гюго

Ход урока

  1. Организационный этап.
  2. Мотивационный этап.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить об интересной и непростой сказке великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена «Соловей». Мы в ходе урока попробуем понять, в чём смысл этой сказки, чему она может нас научить.

– Понравилась ли вам эта сказка?

– Как вы думаете, о чём она?

(Учащиеся пока не могут точно ответить на вопрос, поэтому к нему необходимо вернуться в конце обсуждения)

III. Анализ сказки «Соловей». Основной приём, используемый на уроке, - «чтение с остановками»: повторное медленное движение по тексту, сопровождаемое проблемной беседой и комментированием отдельных деталей.

1. Прочитайте описание дворца китайского императора. Как вы думаете, удобно, хорошо ли жить во дворце, сделанном из самого драгоценного фарфора, такого хрупкого, «что страшно было до него дотронуться»?

– Зачем к «чудеснейшим цветам» в саду императора были привязаны колокольчики?

(Чтобы который раз восхититься красотой цветов, звоном серебра, сиянием фарфора, словом, внешним великолепием, пышностью императорского дома)

– Почему император ничего не знал о соловье? Почему ничего не слышали о нём придворные?

2. Прочитайте внимательно фрагмент, в котором автор рассказывает о том месте, где жил соловей.

Почему он живёт «в дремучем лесу, который начинается за садом»?

Не кажется ли вам, что соловей и обитатели дворца живут в каких-то разных мирах? Опишите эти миры: что слышит и что видит каждый день соловей, а что – придворные и император?

Что смешного в сцене поисков придворными соловья? Не стало ли вам их немного жалко?

4.С чем пытается сравнить пение соловья первый министр? Почему его сравнение нелепо?

5. Почему соловей всё-таки согласился полететь во дворец императора, несмотря на то что его песни «гораздо лучше слушать в зелёном лесу»?

6. Как воспринял пение соловья император? Перечитайте эту сцену.

Почему соловей отказался от награды – золотой туфли на шее? Найдите ответ в тексте сказки.

7. Найдите в тексте ответ на вопрос: как пытались подражать соловью придворные? В чём, по вашему мнению, нелепость славы соловья в городе?

Расскажите о том, что произошло во время состязаний двух соловьёв. Куда девался настоящий соловей?

8. Найдите в тексте ответ на вопрос: в чём видит «придворный поставщик соловьёв» преимущества искусственного соловья? Зачем писатель так подробно его изображает, а портрет натурального соловья такой короткий?

9. Прочитайте, что говорили бедные рыбаки об искусственном соловье. Чем особенно понравился искусственный соловей придворным?

10. Перескажите эпизод «Болезнь императора» (работа с иллюстрацией художника Е.Нарбута).

Почему во время болезни император остался в одиночестве? Почему императору было так страшно?

(Страшной оказалась не смерть, а жизнь, явленная в судный день свитком добрых и злых дел)

Как соловью удалось спасти императора? О чём пел соловей? О чём он просит императора, что обещает ему?

(Кладбище в песне соловья вызывает не страх, а чувство смирения, оно исполнено красоты – особой, но не холодной, как императорский дворец. Спасение в том, что соловей пробудил «чувства добрые» и у смерти, и у императора, у которого были добрые дела, ведь он плакал, когда впервые слушал соловья)

11. О чем же поёт соловей и будет петь всегда? Перечитайте этот фрагмент .

IV. Как бы вы теперь ответили, о чём эта сказка?

(Учащиеся делают выводы, что мир соловья (природа) и мир императорского дворца – два совершенно разных мира. «Механизм» (творение человеческих рук) противопоставляется в сказке Андерсена природе, её живому голосу – голосу соловья. Голос природы никогда бы не достиг пределов дворца (другого мира), если бы не соловей и его песни.

Каких героев сказки Андерсена мы можем отнести к миру природы и к миру дворца? Назовём их.

V. Выводы. Соловей пел и будет петь императору о той настоящей, живой жизни, которую не увидеть из стен дворца и которую не заменят никакие цветы с хрустальными колокольчиками и великолепные сады.

Соловей – образ свободного певца, аллегорический образ искусства, которое говорит языком самой природы обо всём на свете; только оно способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе самого человека; искусство делает человека лучше, чище, красивее.

Обоснование и выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Сочините письмо китайского императора японскому после выздоровления или письмо Андерсену о прочитанной сказке (по выбору).


Цели: 1. познакомить обучающихся с творчеством сказочника Х.К.Андерсена;

2. Научить детей вдумчивому чтению, формировать эстетический вкус читателей и развивать их творческую активность;

3. Формировать навык анализа текста, умение видеть и оценивать естественное и искусственное творчество;

4. Способствовать привитию любви к литературе.

Оборудование: портрет Х.К.Андерсена, персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Ход урока.

Организационный момент. Психологический настрой к уроку.

Сегодня у нас немного необычный урок, потому что в гостях ваши родители, самые дорогие вам люди. Давайте поработаем на уроке так хорошо, чтоб родители радовались каждому вашему ответу.

2.Проверка домашней работы.

Сначала проверим домашнюю работу, как выразительно, с интонацией научились читать стихотворение А. Майкова «Мать».

3. Обсуждение стихотворения:

Какими должны быть дети в отношении к своим родителям?

Какие пословицы вы знаете о маме?

Любите, уважайте, цените свою маму!

Работа над новой темой.

Сегодня на уроке мы обращаемся к творчеству великого сказочника Х.К.Андерсена, с произведениями которого вы знакомы с детства(слайд2)

Давайте сначала спросим у гостей.

Назовите, пожалуйста, какие сказки Андерсена вы помните? (Показываю картины сказкам Х.К.Андерсена. Родители должны отгадать)

Самые популярные сказки писателя: (Называют дети)


Дюймовочка

Снежная королева

Принцесса на горошине

Русалочка

Новый наряд короля

Гадкий утенок

Стойкий оловянный солдатик

Дикие лебеди

Девочка со спичками

Оле-Лукойе


2.Краткое жизнеописание Г. Х. Андерсена.

Выступление ученицы:(Показ презентации по выступлению)

« Андерсен родился в маленьком датском городке Оденсе в семье бедного сапожника и прачки. В доме его родителей часто не бывало хлеба, но всегда были книги. Одаренность мальчика окружающие заметили рано. Уже в четыре года Ханс научился читать, а побывав на Рождество в театре, начал сочинять пьесы и стихи.

Из – за отсутствия денег он не смог попасть в городскую школу и стал учиться в школе для бедных, где учили только письму, арифметике и закону божьему. После смерти отца в 1816 году Гансу пришлось зарабатывать на жизнь уроками. В 1819 году четырнадцатилетний Андерсен скопил немного денег и отправился на поиски своей судьбы в Копенгаген, столицу Дании.

Здесь он экстерном сдал при Копенгагенском университете экзамен на звание учителя.Должность позволила молодому писателю избавиться от нужды и резко изменила жизнь.Он стал много писать.

В 1838 году Андерсен публикует свой первый сборник, в который вошли ставшие всемирно известными сказки – «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Соловей», «Новое платье короля». С тех пор новые сборники его сказок стали выходить регулярно.

Хотя Андерсен написал множество прекрасных произведений (собрание его сочинений составляет восемь объемистых томов), в мировую литературу он вошел именно как писатель - сказочник».

Обобщение учителя:(презентация)

«В 1958 году ЮНЕСКО учредила Международную Золотую медаль Андерсена, получившую название Малой Нобелевской премии. Один раз в два года она присуждается лучшему детскому писателю и художнику – иллюстратору детских книг.

День рождения Андерсена - второе апреля - объявлен Международным Днем детской книги».

Премия Андерсена и россияне

Совет по детской книге России входит в организацию Международный совет по детской книге с 1968 года.

Многие россияне - писатели, художники-иллюстраторы, переводчики - были награждены Почетными дипломами. Премия представительнице СССР была вручена лишь однажды - в 1976 году медаль была вручена Татьяне Алексеевне Мавриной, художнику-иллюстратору детской книги.

В 1974 году Международным жюри было особо отмечено творчество Сергея Михалкова, а в 1976 - Агнии Барто. Почётные дипломы были в разные годы вручены писателям Шаукату Галиеву за детскую татарскую книгу переведённую на русский язык «Заяц на зарядке» («Физзарядка ясый куян»), Анатолию Алексину за повесть «Действующие лица и исполнители», Валерию Медведеву за поэму «Фантазии Баранкина», Юрию Ковалю за книгу повестей и рассказов «Самая легкая лодка в мире», Эно Рауду за первую часть тетралогии повестей-сказок «Муфта, Полботинка и Моховая Борода» и другим; художникам-иллюстраторамЮрию Васнецову, Виктору Чижикову, Евгению Рачеву и др.; переводчикам Борису Заходеру, Ирине Токмаковой, Людмиле Брауде и др. В 2008 и 2010 году на премию был номинирован художник Николай Попов.

4.Анализ сказки «Соловей».

На прошлом уроке мы ознакомились с сказкой Х.К.Андерсена «Соловей». Давайте вспомним:

Вопросы учителя:

1-Где происходят события сказки?

(В Китае). Это сказочная, недостижимая страна, а действие сказок часто происходит именно в «некотором царстве, в некотором государстве». Кроме того, Древний Китай дал миру настоящие образцы искусства, шедевры: бумагу, порох, фарфор, шелк и др.)

2- Из чего сделан дворец китайского императора?(Найти из текса и зачитать)

(Из фарфора).

3. В чем особенность сада? (Чтение из текста.)

(Он был очень красивый и бесконечный).

4Что является продолжением сада? (Лес)

5- Чего император не знал о своей стране?

(Он не знал, что в его саду живет такая прекрасная птица – соловей).

А откуда он узнал о соловье? (своими словами)

Инсценирование фрагмента сказки.

Сценарий отрывка.

Император сидит на троне и громко говорит:

Министры!

Министры, (быстро подбегая и подобострастно кланяясь):

Что пожелаете, наш господин?

Император:

Хочу, чтобы соловей сегодня же пел у меня во дворце!

1 министр:

Но как же нам его найти?

2 министр:

Да, трудная задача! Но я знаю, что делать. Нам поможет девочка, которая работает на кухне. Пойдем к ней.

(Министры отправились к девочке).

1 министр:

Девочка, покажи нам дорогу к соловью.

Он живет далеко, у самого синего моря. Но я с удовольствием провожу Вас туда.

Все отправляются к соловью. Девочка приглашает соловья спеть для самого императора.

Соловушка!... (Слайд с соловьем)

Мое пение гораздо лучше слушать в зеленом лесу, но я охотно спою и во дворце.

(Звучит фонограмма пения соловья.)

1 министр:

Соловей пел так дивно, что у императора выступили слезы на глазах и покатились по щекам.

2 министр:

Император был очень доволен.

Император:

Ты так прекрасно поешь, дорогой соловей, что я награждаю тебя золотой туфелькой.

Нет, мне не нужна эта награда. Я довольно вознагражден и без того.

Ребята, запишите: «В чем же состоит награда для соловья?»

(Самая большая награда – это слезы императора).

9. Где начал жить соловей после встречи с императором? (Зачитать)

10.Что же получил однажды император? (Искусственного соловья) чтение по цепочке.

11.Какое решение принял император, послушав искусственного соловья? (Чтоб они пели дуэтом)- своими словами.

12. Почему же не получилось петь дуэтом? (своими словами говорят дети)

13.как вы думаете, почему улетела настоящая птица? (своими словами)

14.как воспринял народ пение искусственного соловья? Почему? (Найти из текста.)

16. Расскажите своими словами. Как приближалась Смерть?

17. Чтение по ролям разговора Смерти и Соловья.

Выводы по прочитанному.

Подведение итогов:

Чему учит сказка?

Ценить людей не по внешнему виду, а по душевным качествам.

Уметь прощать.

Не оставлять никого в беде.

Уметь сострадать человеческому горю.

Почему соловей не остался у императора?

(Он не только хотел свободы, но и хотел петь о добре и зле для всех в мире.)

Учитель: Давайте посмотрим, какие различия между двумя соловьями вы смогли найти.

Ученики: На доске учениками и их родителями составляется таблица.

Посмотрите по сторонам. На стенах класса есть записи, которые помогут вам дать характеристику героев.


Маленькая серая птичка

Осыпанный драгоценными камнями

Пел, как шарманка

Пел так, что выступали слёзы

Невзрачный

Драгоценный

Дорогая игрушка

Живая птица

Искусственный

Механический

Настоящий

Жил на свободе

Жил на шёлковой подушке

Молчал в трудную минуту

Прогнал пением Смерть

Живой соловей

Искусственный соловей

Механизмы

Самая простая наружность

Осыпан бриллиантами, рубинами, сапфирами

Поет по-своему

Поет как заведенная шарманка

Нельзя заранее знать, что споет

Все известно наперед

Нельзя заставить

Заводят 33 раза


Выводы:

Искусственный соловей красив только внешне, внутри у него механизм, он – творение человеческих рук, подражание природе, истинному искусству.

Внешне не красив, а красив внутренне. Живой соловей – это творение природы, а живой голос – это настоящее искусство.

Очень часто и среди людей бывает так, внешне он очень красив, но часто совершают такие плохие поступки. Поэтому никогда не надо судить о людях по их внешности. Внешность бывает обманчива.

У человека должен быть красив внутренний мир. Его поступки. Будьте красивы внутренне, потом –наружно.

Домашняя работа:

Пересказать содержание сказки. Написать письмо Андерсену

о ваших мыслях по этой сказке.

Из 156 сказок Ганса Христиана Андерсена 56 заканчиваются смертью главного героя, в большинстве из них добрых и беззащитных персонажей автор заставляет проходить через страшные испытания. Такой сюжет характерен и для народных сказок, но нетипичным для них является то, что добрые герои Андерсена часто терпят поражение, а многие сказки имеют печальный финал. Психологи объясняют это невротическим типом личности писателя, который всю жизнь был одиноким и страдал от множества фобий.

Психологи утверждают, что Андерсен был невротиком и страдал различными фобиями. Отчасти это объясняется тяжелой наследственностью – его дед был психически больным, мать много пила и скончалась от белой горячки. Биографы характеризуют Андерсена как депрессивного, неуравновешенного, беспокойного и раздражительного человека, к тому же ипохондрика – он постоянно боялся заболеть и безосновательно находил у себя симптомы разных болезней.

У писателя действительно было множество фобий. Он боялся быть погребенным заживо и во время болезни всегда оставлял записку на столике у кровати, чтобы напомнить о том, что он на самом деле не мертв, даже если так может показаться. Писатель также боялся сгореть во время пожара и быть отравленным. С годами его подозрительность усилилась. Однажды поклонники его творчества передали ему коробку конфет. Он не стал их есть, опасаясь того, что конфеты отравлены, а угостил ими… соседских детей. Убедившись на следующее утро в том, что они выжили, попробовал конфеты сам.

В детстве Андерсен часто играл в куклы, был очень мягким и нерешительным. Позже он сам признавался в двойственности своей природы и отсутствии мужской твердости духа. В школе его дразнили мальчишки за то, что он постоянно рассказывал о себе придуманные истории. Андерсен признавался: «Часто уносился мечтами Бог весть куда, бессознательно глядя на увешанную картинами стену, и мне порядком доставалось за это от учителя. Очень любил я рассказывать другим мальчикам удивительные истории, в которых главным действующим лицом, являлся, конечно, я сам. Меня часто за это поднимали на смех».

Любовные истории в его жизни были такими же печальными, как в сказках. Андерсен был безответно влюблен в дочь своего покровителя, которую выдали замуж за более успешного поклонника – адвоката. Невзаимной оказалась и его любовь к знаменитой шведской певице и актрисе Йенни Линд. Он посвящал ей стихи и сказки («Соловей», «Снежная королева»), но она осталась равнодушной.

Всю жизнь Андерсен оставался холостым и, по утверждению биографов, он умер девственником. Один из них пишет: «Его потребность в женщинах была велика, но страх перед ними еще сильнее». Именно поэтому, по мнению психологов, в своих сказках он постоянно истязает женщин: то топит их, то оставляет на холоде, то сжигает в камине. Андерсена называли «грустным сказочником, убегающим от любви».

Андерсен умер в полном одиночестве после долгой болезни. Незадолго до смерти он сказал: «Я заплатил за свои сказки большую, непомерную цену. Отказался ради них от личного счастья и пропустил то время, когда воображение должно было уступить место действительности».

3. а) Чтение учителем текста

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.

Учение с мучением - дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней всё непонятно, всё скучно, всё неизвестно. Ну, ладно, сегодня кое-как выучишь урок. А завтра ведь опять садиться за учебники. Опять это мучение?

Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье - торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть её так и этак, прикидывать - может, и получиться? Не-ет, не выходит. А если попробовать по- другому? Ура, просвет! Неужели просвет?

В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: «Что случилось? Разве в мире есть ещё что-нибудь, кроме этой задачи?» Просвет, просвет, предчувствие успеха,- а вот и сам успех, вот решение... Да такое неожиданное, такое простое и ловкое.

И на следующий день вы никак не дождётесь того часа, когда можно будет взяться за учебник или задачник. Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением - счастливая жизнь. Таков закон.

(196 сл.) (В. Соловейчик)

б) Практическая работа

1) Составьте словосочетания со словами: по-другому, неожиданный, никак не, в недоумении.

2) К словам известный, счастливый, зажигаться, увлечение, ненавистно подберите однокоренные.

3) Разберите по составу слова: предчувствие, следующий.

4) Поставьте глаголы во 2-м лице множественного числа: вздрогнуть, оглянуться.

в) Особенности текста

Текст представляет собой своеобразное рассуждение, переходящее временами в описание (как с увлечением решаются задачи по физике).

Композиционно текст делится на две части. В первой раскрывается, что значит учение с мучением, во второй доказывается, что учиться с увлечением - большое счастье.

г) Задания к тексту

Расположите пункты плана в нужной последовательности. Подробно перескажите текст.

План

1) Просвет, предчувствие успеха.

2) Учение с увлечением - счастливая жизнь.

3) Учение с мучением.

5) Радость браться за трудную задачу.