Жанровые черты ноктюрна в творчестве шопена. Музыкальное откровение - ноктюрн. Это сон, это жизнь, это исповедь Смотреть что такое "Ноктюрн" в других словарях

В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstücke , более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.

Библиография

  • Янкелевич В. Le nocturne. - Париж, 1957
  • Марина Малкиель. Цикл лекций по истории зарубежной музыки (Век романтизма)

Напишите отзыв о статье "Ноктюрн"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ноктюрн

– А ты знаешь, что ты будешь здесь очень долго, намного дольше, чем люди живут на Земле? Неужели ты хочешь здесь остаться?..
– Здесь моя мама, значит, я должна ей помочь. А когда она «уйдёт», чтобы снова жить на Земле – я тоже уйду... Туда, где добра побольше. В этом страшном мире и люди очень странные – как будто они и не живут вообще. Почему так? Вы что-то об этом знаете?
– А кто тебе сказал, что твоя мама уйдёт, чтобы снова жить? – заинтересовалась Стелла.
– Дин, конечно. Он многое знает, он ведь очень долго здесь живёт. А ещё он сказал, что когда мы (я и мама) снова будем жить, у нас семьи будут уже другие. И тогда у меня уже не будет этой мамы... Вот потому я и хочу с ней сейчас побыть.
– А как ты с ним говоришь, со своим Дином? – спросила Стелла. – И почему ты не желаешь нам сказать своё имя?
А ведь и правда – мы до сих пор не знали, как её зовут! И откуда она – тоже не знали...
– Меня звали Мария... Но разве здесь это имеет значение?
– Ну, конечно же! – рассмеялась Стелла. – А как же с тобой общаться? Вот когда уйдёшь – там тебе новое имя нарекут, а пока ты здесь, придётся жить со старым. А ты здесь с кем-то ещё говорила, девочка Мария? – по привычке перескакивая с темы на тему, спросила Стелла.
– Да, общалась... – неуверенно произнесла малышка. – Но они здесь такие странные. И такие несчастные... Почему они такие несчастные?
– А разве то, что ты здесь видишь, располагает к счастью? – удивилась её вопросу я. – Даже сама здешняя «реальность», заранее убивает любые надежды!.. Как же здесь можно быть счастливым?
– Не знаю. Когда я с мамой, мне кажется, я и здесь могла бы быть счастливой... Правда, здесь очень страшно, и ей здесь очень не нравится... Когда я сказала, что согласна с ней остаться, она на меня сильно накричала и сказала, что я её «безмозглое несчастье»... Но я не обижаюсь... Я знаю, что ей просто страшно. Так же, как и мне...
– Возможно, она просто хотела тебя уберечь от твоего «экстремального» решения, и хотела, только лишь, чтобы ты пошла обратно на свой «этаж»? – осторожно, чтобы не обидеть, спросила Стелла.
– Нет, конечно же... Но спасибо вам за хорошие слова. Мама часто называла меня не совсем хорошими именами, даже на Земле... Но я знаю, что это не со злости. Она просто была несчастной оттого, что я родилась, и часто мне говорила, что я разрушила ей жизнь. Но это ведь не была моя вина, правда же? Я всегда старалась сделать её счастливой, но почему-то мне это не очень-то удавалось... А папы у меня никогда не было. – Мария была очень печальной, и голосок у неё дрожал, как будто она вот-вот заплачет.
Мы со Стеллой переглянулись, и я была почти уверенна, что её посетили схожие мысли... Мне уже сейчас очень не нравилась эта избалованная, эгоистичная «мама», которая вместо того, чтобы самой беспокоиться о своём ребёнке, его же героическую жертву совершенно не понимала и, в придачу, ещё больно обижала.
– А вот Дин говорит, что я хорошая, и что я делаю его очень счастливым! – уже веселее пролепетала малышка. – И он хочет со мной дружить. А другие, кого я здесь встречала, очень холодные и безразличные, а иногда даже и злые... Особенно те, у кого монстры прицеплены...
– Монстры – что?.. – не поняли мы.
– Ну, у них страшенные чудища на спинах сидят, и говорят им, что они должны делать. А если те не слушают – чудища над ними страшно издеваются... Я попробовала поговорить с ними, но эти монстры не разрешают.
Мы абсолютно ничего из этого «объяснения» не поняли, но сам факт, что какие-то астральные существа истязают людей, не мог остаться нами не «исследованным», поэтому, мы тут же её спросили, как мы можем это удивительное явление увидеть.

Ноктюрны Шопена

Ноктюрн - один из характерных жанров романтического искусства. Французское слово nocturne в переводе означает «ночной». Термин этот появился в музыке XVIII века. В то далёкое время этим словом называли пьесы, исполняемые на открытом воздухе, чаще всего духовыми или струнными инструментами. Они были близки инструментальным серенадам или дивертисментам.

В XIX веке появился совсем другой ноктюрн - мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образом ночи, ночной тишиной, ночными думами.

Впервые фортепианные ноктюрны стал писать ирландский композитор и пианист, Джон Филд.

Джон Филд – ирландский музыкант, многие годы проведший в России и именно здесь создавший свои многочисленные ноктюрны. «У романтиков впервые проявился глубокий художественный интерес к этому жанру «ночной музыки». Картины ночной природы, сцены любовных свиданий на фоне лунной ночи, разнообразные настроения одинокого художника-романтика - то подавленного стихийной мощью ночной грозы, то мечтающего на берегу реки... о смутном и далёком счастье... - всё это... романтические образы, хорошо известные не только в музыке, но и в поэзии, и в живописи», - писал В. Ферман.

Мы находим ноктюрны в творчестве Глинки , Чайковского , Шумана. Но наиболее известны ноктюрны Шопена. Мечтательные или поэтичные, строгие или скорбные, бурные или страстные, они составляют значительную часть творчества этого поэта фортепиано.

Шопен начал писать эти романтические пьесы в 30-х годах. Ноктюрны Шопена значительно отличаются от ноктюрнов Д. Филда.

Шопен начал писать ноктюрны ещё в Варшаве. Ноктюрн, изданный после смерти композитора под ор. 72, сочинён в 1827 году, а ор. 9 датируется 1829-1830 годами. Общая хронология шопеновских произведений ведётся по датам прижизненного издания, из чего можно заключить, что создание подавляющего большинства ноктюрнов относится к периоду 30-х и начала 40-х годов. За исключением юношеского ноктюрна cis-moll. Всего у Шопена вместе с посмертно изданным ми-минорным девятнадцать ноктюрнов.

В основе филдовских ноктюрнов, как правило, один музыкальный образ, манера изложения напоминает песню с аккомпанементом: правая рука ведёт мелодию, остальные голоса ей аккомпанируют. У Шопена ноктюрны гораздо глубже по содержанию. Они отличаются богатством музыкальных образов и силой творческой фантазии. Большинство ноктюрнов Шопена строится на контрасте двух образов.

Одухотворённый лиризм Шопена находит в ноктюрнах свои специфические средства выражения. С чисто моцартовской щедростью рассыпает в них Шопен свои прекрасные мелодии. Предельно выразительные, непосредственные, они звучат как естественно льющаяся песня, как живой человеческий голос. В ноктюрнах наиболее явны песенные, вокальные истоки шопеновской мелодики.

Волнующий ноктюрн Шопена…
Уносит ночь стихов опавший лист.
Как медленно и вдохновенно
Свой сон играет пианист.
В мгновениях, парящих - вечность,
Аккордов, нот волшебный миг.
Мир из иллюзий - бесконечность,
Парящих фраз…
Луны полночной лик…

Три ноктюрна соч. 15 - это произведения, которые считаются вершиной творчества Шопена.

Одно из лучших произведений Шопена в этом жанре - Ноктюрн Фа-диез мажор, Op. 15 № 2. Как льющаяся в ночной тишине песня, звучит задушевная напевная мелодия.

Полнота лирического чувства выливается в страстный порыв. Словно налетевший вихрь (может быть, отчаяния, страсти) прерывает мечтательность песни. Насколько первый раздел формы спокоен и мечтателен, настолько взволнован и тревожен средний раздел. После него совсем по-другому звучит в репризе мелодия первой части. И только в коде исчезает напряжённость темы и всё успокаивается.

Ноктюрн Фа мажор, Op. 15 № 1 начинается нежной, необыкновенно лёгкой мелодией. Вторая часть - con fuoco («С огнём») - неожиданно драматичная и бурная. Мир вновь воцаряется лишь в самом конце, с возвращением первой темы.

Ноктюрн Соль минор, Op. 15 № 3 начинается мелодией грустной народной песни. Она звучит всё жалобнее, пронзительнее и горше. Следующий фрагмент напоминает хорал, построенный как секвенция аккордов, обозначающих модуляцию (смену тональностей в пределах одного произведения). В конце звучит вопросительный мотив - «плач об утраченной любви».

Ноктюрн Ре-бемоль мажор, Op. 27 № 2 - прекрасен прозрачной красотой. Кристально чистую мелодию, лежащую в основе сочинения, Шопен многократно преобразует, используя самые изысканные технические средства (трели, мелизмы, пассажи, уменьшенные кварты и квинты).

Упоение тёплой летней ночью, поэзия ночного свидания звучат в нежной и страстной музыке этой пьесы. Основная тема как бы проникнута живым и трепетным человеческим дыханием.

В средней части ноктюрна слышится нарастающее волнение, однако оно вновь уступает место основному ясному и светлому настроению, господствующему в этой пьесе. Пронзительная, пылкая романтическая мелодия ведёт нас к страстной кульминации, а затем – к тихому, спокойному финалу. Ноктюрн заканчивается чудесным дуэтом-разговором 2-х голосов.

О ноктюрне Ми-бемоль мажор, Op. 9 № 2 известно, что его начало Шопен написал на листе письма к Марии Водзиньской, своей возлюбленной. Этот ноктюрн всегда очень нравился публике. Его сонное течение, спокойные аккорды в партии левой руки, полная лиризма, неги и романтической чувственности мелодия завораживают, околдовывают сердце. Композитор и сам любил это произведение и часто исполнял его на концертах или просто играл ученикам, каждый раз находя удовольствие в том, чтобы менять орнаментику.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 10 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шопен. Ноктюрн Ми-бемоль мажор (Op. 9 № 2), mp3;
Шопен. Ноктюрн Ре-бемоль мажор (Op. 27 № 2), mp3;
Шопен. Ноктюрн Соль минор (Op. 15 № 3), mp3;
Шопен. Ноктюрн Фа мажор (Op. 15 № 1), mp3;
Шопен. Ноктюрн Фа-диез мажор (Op. 15 № 2), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Темные, почти черные берега. Темное зеркало реки. Спокойное небо и на нем огромная зеленоватая луна. Ее отражение волшебной дорожкой пересекает кажущуюся недвижной воду.

Удивительным покоем и тишиной веет от этого живописного полотна. Каждый, хоть раз видевший эту картину, никогда ее не забудет. Это А. И. Куинджи, «Ночь на Днепре». А вот еще одна картина:

Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо.
Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух.
Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет
И пышных гетманов сады
И старый замок озаряет.

И картину Куинджи, и отрывок из поэмы Пушкина «Полтава» можно определить как своего рода ноктюрн.

Французское слово «nocturne» как и итальянское «notturno» в буквальном переводе означает - ночной. Термин этот, употребительный в разных искусствах, появился в музыке XVIII века. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время. Многочастные произведения, чаще всего для нескольких духовых и струнных инструментов, по характеру были близки инструментальным серенадам или дивертисментам . Иногда звучали вокальные ноктюрны - одночастные сочинения для одного или нескольких голосов.

В XIX веке сложился совершенно другой ноктюрн: мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами ночи, ночной тишиной, ночными думами. И картина Куинджи, и стихи Пушкина ассоциируются именно с таким ноктюрном.

Впервые лирические фортепианные ноктюрны стал сочинять ирландский композитор и пианист Джон Филд. Филд долгое время жил в России. У него брал уроки фортепианной игры юный Глинка . Быть может, поэтому и великий русский композитор написал два фортепианных ноктюрна. Второй из них, с названием «Разлука», широко известен.

Писали ноктюрны Чайковский , Шуман и другие композиторы. Однако больше всего известны ноктюрны Шопена . То мечтательные и поэтичные, то строгие и скорбные, то бурные и страстные, они составляют значительную часть творчества этого поэта фортепиано.

Л. В. Михеева

Ночью люди обычно спят. Однако для вас, молодежи, это время суток обладает особой романтикой, таинственностью, поэтичностью. Вы воспринимаете все оттенки природы и настроений ночи. Ваши чувства обострены, все воспринимается серьезней и значительней, чем утром или днем, которые кажутся гораздо прозаичнее.

Так воспринимали ночь и композиторы-романтики, которые любили сочинять музыкальные пьесы таинственно- мечтательного характера, подчас страстно-патетического, драматического, созерцательного и т. д. Они и называются ноктюрнами. Французское слово nocturne означает "ночной". Сейчас мы в основном знаем ноктюрны Ф. Шопена и его современников, однако родился этот музыкальный жанр еще в XVIII веке. Тогда любили исполнять музыку на открытом воздухе, в том числе и в ночное время, сопровождая ее красивым освещением. Подборки пьес (сюиты) обычно для духовых ансамблей, как самых мобильных и хорошо слышимых на воздухе ("на пленэре", как тогда говорили), и назывались ноктюрнами.

М. Г. Рыцарева

Ноктюрном называется в наши дни небольшая инструментальная пьеса мечтательного лирического характера.

Французского nocturne означает ”ночной”. Название это в его французском и итальянском вариантах было известно ещё с эпохи Возрождения и означало инструментальную ночную музыку лёгкого развлекательного характера.

Широкое распространение ночная музыка получает в 18 веке. Особенно пышно расцвёл этот жанр в Вене, городе, жившем в то время интенсивной и весьма своеобразной музыкальной жизнью. Музыка составляла важную сторону различных развлечений венцев; она звучала всюду – в домашней обстановке, на улице, в многочисленных кабачках, на городских гуляньях. Вторгалась музыка и в ночную тишину города. Многочисленные музыканты-любители устраивали ночные шествия с музыкой, исполняли серенады под окнами своих избранниц. Такого рода музыка, предназначенная для исполнения на открытом воздухе, обычно представляла собой род сюиты - многочастной инструментальной пьесы. Разновидности этого жанра назывались серенадами, кассациями, дивертисментами и ноктюрнами. Отличие одной разновидности от другой было весьма незначительным.

Тот факт, что ноктюрны предназначались для исполнения на открытом воздухе, определил особенности этого жанра и средства исполнения: такие пьесы писались обычно для ансамбля духовых инструментов, иногда со струнными.

Интересно отметить, что ночная музыка 18 века вовсе не носила томно-лирического характера, который возникает в нашем представлении, когда мы говорим о ноктюрне. Такой характер произведения этого жанра приобрели значительно позже. Ноктюрны же 18 века, напротив, отличаются бодрым, отнюдь не ”ночным” тоном. Нередко такие сюиты начинались и заканчивались маршем, как бы изображая приход или уход музыкантов. Образцы таких ноктюрнов встречаются у И.Гайдна и В.А.Моцарта.

Помимо инструментальных ноктюрнов, в 18 веке существовали также ноктюрны вокальные-сольные и хоровые.

В 19 веке в творчестве композиторов-романтиков жанр ноктюрна переосмысливается. Ноктюрны романтиков-это уже не обширные ночные сюиты, а небольшие инструментальные пьесы

мечтательного, задумчивого, спокойного характера, в которых они стремились передать различные оттенки чувств и настроений, поэтические образы ночной природы.

Мелодии ноктюрнов в большинстве случаев отличаются певучестью, широким дыханием. Жанр ноктюрна выработал свою, “ноктюрнообразную” фактуру сопровождения; она представляет собой колышущийся, покачивающийся фон, который вызывает ассоциации с пейзажными образами. Композиционное строение ноктюрнов – 3-частная форма, т.е. такая, в которой 3-я часть повторяет 1-ю; при этом обычно крайним, более спокойным и светлым частям противопоставляется взволнованная и динамическая средняя.

Темп ноктюрнов бывает медленный или умеренный. Однако середина (если 3 части) обычно пишется в более оживлённом темпе.

В подавляющем большинстве случаев ноктюрны пишутся для сольного инструментального исполнения и в основном для фортепиано. Создателем фортепианного ноктюрна романтического типа был ирландский пианист и композитор Джон Фильд (1782-1837), проживший большую часть своей жизни в России. В его 17 ноктюрнов создан стиль нежной, певучей игры на фортепиано. Мелодия этих ноктюрнов, обычно романсовая, напевная.

Ноктюрн, поэтический жанр романтической музыки, не мог не привлечь поэтичнейшего из композиторов-романтиков, Фредерика Шопена. Шопеном написано 20 ноктюрнов. Основной их эмоциональный тон – мечтательная лирика самых разнообразных оттенков. В его творчестве ноктюрн достиг наивысшего художественного совершенства, превратился в концертное произведение, значительное по содержанию. Ноктюрны Шопена многообразны по характеру: светлые и мечтательные, скорбно-задумчивые, героико-патетические, мужественно-сдержанные.

Едва ли не самая поэтическая пьеса Шопена – ноктюрн ре-бемоль мажор (ор.27, №2). Упоение тёплой летней ночью, поэзия ночного свидания звучат в нежной и страстной музыке этой пьесы. Основная тема как бы проникнута живым и трепетным человеческим дыханием.

В средней части ноктюрна слышится нарастающее волнение, однако оно вновь уступает место основному ясному и светлому настроению, господствующему в этой пьесе. Ноктюрн заканчивается чудесным дуэтом-разговором 2-х голосов.

Вслед за Шопеном к жанру ноктюрна обращаются многие западноевропейские и русские композиторы: Р.Шуман, Ф.Лист, Ф.Мендельсон, Э.Григ, М.Глинка, М.Балакирев, А.Рубинштейн, П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Скрябин.

В творчестве русских композиторов жанр ноктюрна занимает довольно значительное место. В ноктюрнах русских классиков запечатлены едва ли не самые искренние их высказывания.

К этому жанру обращаются композиторы и более позднего периода. Привлекают свежестью и искренностью чувства 4 юношеских ноктюрна С. Рахманинова (3 из них были написаны в 14-летнем возрасте).

Из ноктюрнов, написанных для оркестра, можно напомнить, ноктюрн Мендельсон, ”Ноктюрны” Дебюсси. Однако, если ноктюрн Мендельсона сохраняет все стилистические черты этого жанра, то оркестровые произведение Дебюсси – ”Облака”, ”Празднества”, и ”Сирены”, - названные автором ”Ноктюрнами”, весьма далеки от обычного толкования жанра. Эти пьесы представляют собой созерцательно-колористические музыкальные картины. Давая им названия ”ноктюрны”, композитор исходил из субъективного впечатления, порождённого колоритом и игрой ночного света.

Советские композиторы сравнительно редко обращаются к жанру ноктюрна в его традиционном значении. Давая своим произведениям название ”ноктюрн”, современные композиторы обычно заимствуют у этого жанра лишь общий характер и общую образную направленность музыки – подчеркивают интимно-лирическую сторону произведения.

Вообще едва ли случайно то, что в наши дни ноктюрн всё чаще встречается в сочетании с другими жанрами или же является как бы программным подзаголовком какого-либо произведения. В этом можно усмотреть проявление общей тенденции, общей закономерности развития жанра.

Таким образом, в наше время название ”ноктюрн” приобретает в какой-то мере программный характер. Однако сама программность, круг образов и настроений, которые композитор хочет подчеркнуть, называя произведение ноктюрном.


Музыка Дебюсси поражает новизной виденья мира, свежестью заложенной в них чувств, силой, смелостью и необычностью выразительных средств: гармонии, фактуры, формы, мелодики. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА КЛОДА ДЕБЮССИ Клод Дебюсси был одним из самых интересных и ищущих художников своего времени, он всегда искал новые пути совершенствования своего мастерства, изучал творчество современных ему...

Ш. его сердце было перевезено сестрой в Варшаву и захоронено в подземелье костёла Св. креста; в 1879 оно было замуровано в одной из колонн этого храма, на к-рой сооружена доска с надписью: “Фридерику Шопену- соотечественники”. Произв. Ш., не изданные при жизни, были опубликованы вскоре после его смерти. В 1851 в Вене издана 1-я соната для фп. Ш., передавшего её рукопись издателю К. Хаслингеру. В...




Грига - об­работки народных песен и танцев: в виде несложных форте­пианных пьес, сюитного цикла для фортепиано в четыре руки и для оркестра. Разнообразное по жанрам, творчество Грига разнообраз­но по тематике. Картины народной жизни, родной природы, образы народной фантастики, человек со всей полнотой его жизнеощущения-таков мир музыки Грига. Произведения Грига, о чем бы он ни писал, овеяны...

Все они написаны на острове Майорка. Шопен почти первый сделал прелюдию самостоятельной пьесой, а не вступлением к чему-то. Цикл из 24 прелюдий Жанр привлёк Шопена своей импровизационностью, возможностью непосредственного высказывания. Здесь присутствует логическая мысль. Шопен – романтик с классическим мышлением. Каждая прелюдия написана в своей тональности. Они расположены по кварто-квинтов