Китайские струнные музыкальные. Традиционные китайские музыкальные инструменты. Картины Ван Цундэ. Китайские народные инструменты

музыкальный народный балалайка

История китайских народных музыкальных инструментов насчитывает несколько тысячелетий. Археологически раскопки свидетельствуют, что более 2000 лет назад, а возможно и раньше, в Китае уже были в ходу различные музыкальные инструменты. Например, в результате раскопок в деревне Хэмуду провинции Чжэцзян были извлечены костяные свистульки времен неолита, а в селе Баньпо города Сиань обнаружен «сюнь» (духовой инструмент из обожженной глины), относящийся к культуре Яншао. В Иньских развалинах, расположенных в Аньяне провинции Хэнань, найдены «шицин» (каменный гонг) и барабан, обтянутый кожей питона. Из могилы императорского сановника Цзэна (захоронен в 433 г. до н.э.), открытой в уезде Суйсян провинции Хубэй, извлечены «сяо» (продольная флейта), «шэн» (губной органчик), «сэ» (25-струнная горизонтальная арфа), колокола, «бяньцин» (каменный гонг), различные барабаны и другие инструменты.

Древние музыкальные инструменты имели, как правило, двойное применение - практическое и художественное. Музыкальные инструменты использовались в качестве орудий труда или бытовых принадлежностей и одновременно для исполнения музыки. Например, «шицин» (каменный гонг), возможно, произошел от какого-то орудия труда, имевшего форму диска. Кроме того, некоторые древние инструменты использовались в качестве средства для передачи определенной информации. Например, удары в барабаны служили сигналом к отправлению в поход, удары в гонг - к отступлению, ночные барабаны - для отбивания ночных страж и т.д. У ряда национальных меньшинств до сих пор сохранилась традиция выражать любовь путем исполнения мелодий на духовых и струнных инструментах.

Развитие музыкальных инструментов тесно связано с развитием общественных производительных сил. Переход от изготовления каменных гонгов к металлическим гонгам и изготовление металлических колоколов стали возможны только после освоения человеком технологии выплавки металла. Благодаря изобретению и развитию шелководства и шелкопрядения стало возможным изготовление струнных инструментов, таких как «цинь» (китайская цитра) и «чжэн» (древний щипковый музыкальный инструмент с 13-16 струнами).

Китайский народ всегда отличался способностью заимствовать полезное у других народов. Со времен династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) в Китай было завезено множество музыкальных инструментов из других стран. В эпоху династии Хань из западных краев были завезены флейта и «шукунхоу» (вертикальная цитра), а в эпоху династии Мин (1368-1644 гг.) - цимбалы и «сона» (китайский кларнет). Эти инструменты, которые в руках мастеров становились все совершенней, постепенно стали играть важную роль в оркестре китайской народной музыки. Стоит отметить, что в истории развития китайских народных музыкальных инструментов струнные инструменты появились значительно позднее ударных, духовых и щипковых инструментов.

Согласно историческим запискам, струнный инструмент, звуки из которого извлекались с помощью бамбукового плектра, появился лишь в эпоху династии Тан (618-907 гг.), а струнный смычковый инструмент, смычок которого был сделан из конского хвоста, возник в эпоху династии Сун (960-1279 гг.). Начиная со времен династии Юань (1206-1368 гг.), на этой основе изобретались другие струнные инструменты.

После основания нового Китая в середине прошлого столетия, музыкальные деятели произвели масштабную работу и реформу по устранению ряда недостатков народных инструментов, проявлявшихся в нечистоте звука, разрозненности строя, дисбалансе звука, трудной модуляции, неодинаковых стандартах высоты звука для различных инструментов, отсутствии инструментов среднего и низкого регистра. Музыкальные деятели добились значительных успехов в этом направлении.

Гуань

Гуань - китайский духовой язычковый инструмент (кит. ЉЗ), род Гобой. Цилиндрический ствол с 8 или 9 игровыми отверстиями изготавливается из дерева, реже из тростника или бамбука. Двойная камышовая трость, в узкой части перевязанная проволокой, вставляется в канал гуань. На оба конца инструмента, а иногда и между игровыми отверстиями надеваются оловянные или медные кольца. Общая длина гуани колеблется от 200 до 450 мм; самые крупные имеют латунный раструб. Звукоряд современной гуани хроматический, диапазон es1-а3 (большой гуань) или as1 - с4 (малый гуань). Используется в ансамблях, оркестрах и соло.

В Китае гуань широко распространён в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. На юге, в Гуандуне также известен как хоугуань (кит. ЌAЉЗ). Традиционное китайское название этого инструмента - били (кит. ?кј) (именно в такой форме (вИвГ в традиционном написании) он перешёл в корейский и японский языки).

Баньху

Баньху - китайский струнный смычковый музыкальный инструмент, разновидность хуциня.

Традиционный баньху использовался преимущественно в качестве аккомпанирующего инструмента в северно-китайской музыкальной драме, в северных и южных китайских операх или в качестве сольного инструмента и в ансамблях.

В 20 веке баньху начал использоваться как оркестровый инструмент.

Cуществует три вида баньху - высокого, среднего и низкого регистров. Наиболее распространен баньху высокого регистра.

Китай - самобытная страна, и это проявляется во всех ее составляющих, в том числе и в музыкальной культуре. Туристов, которые знают толк в музыке и хотят новых ощущений на этом фронте, туры в Китай приятно удивят.

Традиционная китайская музыка очень не похожа на все, что привыкли слышать уши представителей западной цивилизации. В ней играют национальные музыкальные инструменты, и прослеживается особая постановка выступлений.

Зарождение и развитие китайской народной музыки

Свое начало этот вид искусства в Китае берет со времен V века до н.э., с произведения под названием «Книга песен». В этом сборнике было зафиксировано 305 лирических стихотворений.

Следующим этапом развития традиционной китайской музыки является создание в IV веке до н.э. песенно-поэтической школы, основателем которой стал Цюй Юань. Наиболее значимым его вкладом является сборник под названием «Чускими строфами».

Правление династии Хань и Чжоу было благоприятной эпохой для развития музыкального института в Китае. Специально назначенные чиновники занимались сбором фольклора. Серьезное воздействие не музыку в это время оказывало конфуцианство, часто в произведениях этого времени можно услышать церемониальные и религиозные нотки.

Губной орган (шэн)

В эпоху династии Тан и Сун музыкальная наука продолжала развиваться. Композиторы писали гимны, произведения для широкой и узкой публики, лирику, воспевал китайский народ, красоту природы.

Важно: В традиционном китайском написании слова «музыка» и «красота» пишутся одним и тем же иероглифом, отличаясь только в произношении.

VII-XI века примечательны появлением в Китае музыкального театра и традиционной китайской оперы. Спектакли представляли собой комплексные выступления, включавшими танцы, музыку, костюмы, диалоги и актеров.

Вплоть до XVII века музыка Китая развивалась в замкнутой среде. Зародившиеся тысячелетия назад традиции трансформировались в скудные жанры, мало отличавшиеся друг от друга, и только к началу XVIII столетия начались подвижки в формировании новых направлений музыки.

К XX веку Китай стал активно заимствовать западные веяния в музыке, сохраняя при этом исключительную аутентичность. Вплоть до начала нового тысячелетия в Поднебесной появилось несколько сотен музыкальных жанров, так или иначе, имеющих основу в традиционной народной культуре.

Китайские народные инструменты

Дицзы

Дицзы, или просто Ди - это деревянная поперечная флейта, активно используемая практически во всех направлениях китайской музыки. По легенде, инструмент был создан специально для Жёлтого императора Хуанди. Существует несколько вариантов флейты Ди - их изготавливают из дерева, кости и даже нефрита.

Шэн

Китайский губной орган , или шэн , является одним из символов традиционной музыки Поднебесной. Классический орган шэн имел 12 октав звучания, благодаря трубочкам, изготавливаемым из бамбука. Современные инструменты выполнены из металла, их делят на три типа по высоте звука - верх, альт и бас.

Гонг

Пожалуй, самый известный из китайских народных инструментов, первые столетия своего существования использовался лишь для церемоний и ритуалов. Сейчас гонг имеет более 30-ти разновидностей, каждая из которых является атрибутом своего музыкального жанра - от классики до экспериментального рока.

Китайская скрипка (эрху)

Пайсяо

Китайский вариант панфлейты - пайсяо - был изобретён ещё во II тысячелетии до н.э. До наших дней инструмент дошёл практически в неизменном виде - 12 бамбуковых трубочек образуют единую флейту с мягким, но глубоким звучанием.

Гуань

Ближайший китайский родственник гобоя. Гуань - это язычковая флейта, изготавливаемая из бамбука или других пород дерева. Классический инструмент имеет ряд из 9-ти отверстий, хотя в последнее время стали популярны и укороченные варианты гуаня.

Эрху

Традиционная китайская скрипка с двумя струнами. Звучание максимально близко типичным смычковым инструментам с высоким строем. В настоящее время один из самых востребованных инструментов на всей территории восточноазиатского региона. Нередко эрху можно услышать и в музыке западных фолк-групп.

Цисяньцинь (гуцинь)

Цисяньцинь

Один из древнейших китайских инструментов, имеющий второе название - гуцинь . Струнный щипковый инструмент, своеобразный аналог классической гитары. Диапазон звучания - 4 и более октавы. В классическом исполнении имеет 7 струн, отстроенных очень близко к гитаре, насечки на «грифе» соответствуют хроматическому звучанию и традиционной пентатонике.

Пипа

Китайская разновидность лютни . В отличие от европейской «сестры», пипа имеет всего 4 струны и ограниченный диапазон звучания. Была изобретена предположительно в III веке, сейчас же активно используется в народных оркестрах, а также в сольных номерах исполнителей.

Китайская лютня (пипа)

Современные жанры китайской музыки

Джунго Фэн

Современный жанр китайской музыки - Джунго Фэн - появился в самом начале XXI века. По сути - это смесь всех популярных жанров Запада с уникальным азиатским колоритом. Строгих рамок стиль не имеет и сильно зависит от сиюминутных модных течений.

Менгу Минге

Монгольский стиль - Менгу Минге - несмотря на близость культур двух народов и целый регион Внутренней Монголии для большинства китайцев - экзотика. Для Поднебесной этот жанр часто встаёт на одну ступень с европейским фолком, хотя по своему звучанию и сценическому антуражу это, безусловно, азиатская эстетика.

Сиань Минге

Традиционные напевы Тибета к концу XX века превратились в один из жанров китайской поп-музыки. Сиань Минге теперь - один из самых востребованных стилей эстрады от регионального уровня - до государственных концертов. Певучие мелодии Тибета нередко используются в различных китайских школах вокала.

Дайцу Минге

Традиционный жанр провинции Юньнань - Дайцу Минге - это мажорные песни и инструментальные композиции для быстрых танцев. Частый элемент исполнения - смешанный хор из мужских и женских голосов. Фирменным инструментом жанра является флейта хулуси .

Лао Шанхай

Появившийся в эпоху колониальной зависимости Шанхая жанр Лао - это симбиоз традиций кабаре и джаза с народными мелодиями южных провинций Китая. Окончательно сформировался жанр к 1930-м годам, и с тех пор активно внедряется в разные пласты китайской музыки. Непременный атрибут Лао - блюзовые и джазовые баллады в стиле золотого века Голливуда и «гангстерский» имидж музыкантов.

Гантай Гекю

Термин Гантай Гекю - фактический синоним китайской эстрады, исполняемой на кантонском или мандаринском наречии. Долгое время два варианта текстов были непримиримыми конкурентами, сейчас же наблюдается ослабление противоречий и некий симбиоз диалектов. На официальных концертах Пекина преобладают песни, написанные на мандаринском диалекте, кантонское же наречие ближе Гонконгу или Шанхаю.

Сяонань Миняо

Китайская студенческая песня - Сяонань Миняо - это уникальное явление в национальной музыке, сравнимое лишь с культурой советских бардов. По сути - это один из аналогов авторской песни, исполняемой под аккомпанемент акустической гитары с минимальным привлечением других инструментов. Тексты песен различны - от романтики до протеста.

Сибэй Фэн

Основанный на северо-западной музыке Китая жанр Сибэй Фэн впитал в себя традиции региональной оперы и заимствований из европейской культуры. Отличительная черта - насыщенная ритм-секция и яркие тексты на остросоциальные темы. Жанр часто называют китайским вариантом американского поп-рока.

Яогун

Китайским словом яогун принято называть рок-музыку во всей её проявлениях - от классического рок-н-ролла до тяжёлого металла. Появился этот жанр в Китае относительно поздно - лишь в конце 1980-х, но с развитием культуры мгновенно стал популярным. Сейчас в жанре яогун работает несколько тысяч групп и сольных артистов по всей стране. В Пекине и других городах основаны целые школы, готовящие музыкантов этого жанра.

Сяо Циньсинь

Появившийся в середине 2000-х жанр Сяо Циньсинь стал своеобразным ответом китайской молодёжи на появление культуры хипстеров. В основе музыки Циньсинь - минималистические аранжировки и сентиментальные тексты о любви и современном мире. Из западных жанров максимально близкий - инди-поп .

Китайская музыка - искусство древнейшей китайской цивилизации, уходящее корнями в культуру II-I тыс. до н.э . В истоках китайской традиционной музыки находятся племенные песни и пляски, обрядовые формы ритуального искусства. Китайские музыкальные инструменты, как и сама музыка, в корне отличается от любой другой музыки какой-либо страны.

Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Она испытала воздействие музыкальных традиций Среднего Востока, Центральной и Южной Азии, Юго-восточной Азии . Она впитала элементы музыки народов, входивших в состав китайского государства (уйгуров, тибетцев, монголов, чжурчженей, маньчжуров и т. д.), и в свою очередь оказала значительное влияние на музыку Кореи, Японии, некоторых народов Юго-восточной Азии и бассейна Тихого океана. Китайская музыка с древности развивалась под воздействием религиозных и философско-идеологических доктрин.

Началом собственной истории китайской музыки считают появление в VI в. до н. э. «Книги песен» - «Шиц-зин», хотя нотные записи в ней не сохранились. Составление сборника приписывают Конфуцию .

В него вошли гимны и народный песни, большей частью распространенные на севере Китая. В сборнике также упоминается более 25 музыкальных инструментов . Среди них струнные щипковые - цинь, сэ; духовые - юа, ди, шэн, гуань, ударный инструмент чжун и другие.

Духовые инструменты – сяо, свирель и дудка-сона

Смычково-струнные – эрху, цзиньху и баньху

Щипково-струнные – гучжен, гуцзинь, пипа

Гуцзинь – самый древний китайский струнный инструмент, его история насчитывает более 3 000 лет.

Ударные музыкальные инструменты – гонги и барабаны

В период X-VII вв. до н. э. песни с широким жизненным содержанием стали постепенно обособляться от плясок, превращаясь с VI в. до н. э. в самостоятельной искусство. С развитием конфуцианства в Китае, в целом отвечающего интересам правящей аристократии, начиная с V в. до н. э. музыка приобретает новое общественное значение. В ней находят отражение основные категории конфуцианской доктрины: ритуал - ли и гуманность - жэнь.

Согласно Конфуцию, музыка являет собой микрокосмос как воплощение великого космоса . Конфуций утверждал, что прекрасная музыка способствует государственному устройству, так как обладает совершенной структурой. Многие элементы китайской музыки носили символический характер, обусловленный древней натурфилософией. Но то же время музыкальная система была строго определена, а любые нарушения в ней могли привести, по верованиям древних китайцев, к различным бедствиям.

  • “Весеннее солнце и белый снег”,
  • “Сотни птиц поклоняются фениксу”,

Эти мелодии и сейчас можно услышать в Китае и за рубежом. Некоторые из них получили премии на международных конкурсах исполнителей.
Китайцы любят свою национальную музыку за её оригинальность и неповторимость. Почти в каждом районе Китая есть оркестр национальных инструментов, некоторые из которых самодельные. Эти оркестры часто приглашаются в зарубежные гастрольные поездки. В последние годы Государственный оркестр национальных инструментов приглашают выступать в Вене на Праздник Весны .

Современная Китайская музыка

Современная китайская музыка развивается тем же путем, что и музыка других стран: шансон, поп, рок, рэп и т.д. Азия всегда притягивала к себе, особенно Китай. Однако, не секрет, что в нашей стране китайская музыка практически нигде не слышна. Практически никто не знает, что современная музыка Китая, это не пекинская опера, а нормальная заводная прикольная красивая музыка, которая завораживает. Современную Китайскую музыку можете послушать в нашей группе вконтакте –

и музыкальные инструменты при династиях Сун (960-1279) и Юань (1279-1368)

Китайская народная инструментальная музыка имеет древнюю историю. Издавна инструментальная музыка широко звучала во время праздников, свадебных и погребальных обрядов, на храмовых гуляньях, придворных церемониалах и торжествах. Она получала развитие в танцевальном, вокальном искусстве, в народном жанре сказа и пения. В истории развития инструментальной музыки, использование различных наборов музыкальных инструментов, неодинаковые композиции и стили исполнения способствовали формированию различных видов исполнения: сольное, ансамблевое, оркестровое и народно-оркестровое коллективное исполнение. Народная инструментальная музыка, распространенная ныне в различных регионах Китая, развивалась на протяжении многих веков под влиянием региональных особенностей и местных обычаев, и, поэтому обладает колоритной региональной спецификой. Кроме того, в различные исторические периоды один и тот же музыкальный материал мог исполняться по-разному. И для того имелись все возможности - традиционный китайский оркестр включал около 100 видов музыкальных инструментов. Самая большая группа, около 30 видов - струнная (щипковые и смычковые). Среди щипковых инструментов в основном применялись сэ , цинь и пипа (4-струнная лютня). Среди смычковых (общее название этой группы - ху ) наиболее распространены были эрху , сыху , баньху , цзиньху и др. Наиболее популярен эрху - 2-струнный инструмент, он использовался как сольный и оркестровый профессионалами и любителями. К группе духовых относились: сяо (продольная флейта) и пайсяо (многоствольная флейта), состоявшие из нескольких бамбуковых трубочек различной длины и позволявшие получить весьма разнообразный диатонический звукоряд; чи и ди - поперечные флейты; сона - инструмент с двойной тростью (род упрощенного гобоя). Среди язычковых духовых - шэн , инструмент очень древнего происхождения. С шэном было связано много легенд и верований, его звучание считался похожим на голос фантастической птицы-феникса. Среди ударных - яогу (род тамбурина), баньгу (односторонний малый барабан), бочжун (род колокола, подвешенного на перекладине), бяньчжун (набор чжунов - колоколов, образующих определенный ладовый звукоряд) (см. ).

С древности вплоть до наших дней создано множество сольных инструментальных произведений. Однако исторически строгая грань между сольными и ансамблевыми произведениями для народных музыкальных инструментов отсутствовала. Иными словами, допускалось как сольное, так и ансамблевое исполнение одной и той же музыкальной композиции. Ансамблевая музыка исполнялась на два и более голосов, причем каждый голос исполнялся отдельным музыкантом.

Народные инструментальные композиции традиционно делятся на два вида - 单曲 даньцюй «песня» и 套曲 таоцюй «цикл песен». Песня представляет собой отдельную типовую мелодию, а цикл песен - несколько типовых мелодий или соединение отрывков нескольких отдельных композиций. Традиционная инструментальная композиция имеет тему. Иногда тема указывает на содержание композиции, а в остальных случаях не имеет прямого отношения к содержанию мелодии.

Народная инструментальная музыка традиционно делится в зависимости от видов применяемых при исполнении основных музыкальных инструментов на струнно-духовую музыку (сычжу юэ 丝竹乐), струнную музыку (сяньсо юэ 弦索乐), ударно-духовую музыку (чуйда юэ 吹打乐) и ударную музыку (логу юэ 锣鼓乐).

Струнно-духовая музыка является одной из форм ансамблевого исполнения народной инструментальной музыки, которую формируют один или два основных струнных и духовых инструмента, нередко в тесном сочетании с рядом других духовых, струнных, а также ударных инструментов. Для струнно-духовой музыки характерны тонкость выражения, мягкость, легкость и мелодичность.

В струнной музыке основная роль отведена струнным инструментам. Она отличается изысканностью, изяществом и больше подходит для камерного исполнения.

Ударно-духовая музыка является также формой ансамблевого исполнения народной инструментальной музыки, в которой одновременно применяются духовые и струнные (либо только духовые), и ударные инструменты. Такая музыка подходит для исполнения под открытым небом и отлично передает дух торжеств, побед, знаменательных событий.

Чисто ударная музыка обладает разнообразием красок, ритмичностью, идеальна для передачи бурных и сильных эмоций и чаще исполняется под открытым небом.

Хотя в сунскую и юаньскую эпохи еще продолжали использовать музыкальные инструменты эпохи Тан (618 ‑ 907) и Периода пяти династий (907 ‑ 960), с одной стороны, непрерывно шло совершенствование старых инструментов, а с другой, появлялось множество новых. Кроме того, для старых инструментов продолжали писать музыкальные произведения, например, для лютни пипа - щипкового струнного музыкального инструмента (см. ), к этому времени уже произошла разбивка ладов (пинь 品) как для удобства исполнения, так и для расширения и обогащения новыми красками диапазона звучания этого древнего инструмента. В эпоху правления династии Юань, вопреки обывательскому мнению о сугубо разрушительном влиянии монголов как на Китай в целом, так и на сформированную предыдущими столетиями культуру Китая, также продолжали создаваться новые инструментальные музыкальные произведения для сольного исполнения. Так, например, была создана и получившая известность пьеса для пипа : Хайцин на тяньэ 海青拿天鹅 («Хайцин бьет лебедя»). В пьесе описывается, как храбрый беркут Хайцин сражается в небе с лебедем и побеждает его. В этом музыкальном произведении красноречиво отражены основные эпизоды жизни северных народов Китая в древности, для которых главным источником существования была охота. Еще с тех времен это сочинение горячо полюбилось простому китайскому народу, и, пройдя сквозь времена последующих эпох Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911), дошло до наших дней.

Именно к эпохе правления монгольской династии Юань восходит содержащееся в разделе Ли юэ чжи («Записки о ритуальной музыке») сочинения Юань ши («Истории [династии] Юань») первое упоминание о смычковом музыкальном инструменте под названием хуцинь 胡琴 (имеется в виду эрху. - Н.А. ): «Создает музыку, подобную огню, сам инструмент - с головой дракона, имеет две струны, изогнутый смычок, при этом струны и волос смычка сделаны из конского хвоста» (7, с. 96). Уже позднее, в эпоху Мин, один из чиновников по имени Юцзы (尤子) заказал картину под названием «Осенний парадный банкет в зале Единорога», на которой изображен хуцинь с головой дракона, двумя струнами, сделанными из конского хвоста, и по форме очень похожий на современный эрху (см. ). Значительно позже, благодаря существованию именно этой единственной картины, люди узнали, как выглядел прежний эрху эпохи Юань.

Дело в том, что в эпоху Мин, все обычаи и нравы династии Юань, одежда, прически, бороды чужеземных варваров подвергались гонениям, были под запретом, все уничтожалось. Естественно, что хуцинь , являясь музыкальным инструментом монгольских чужеземцев, подвергся забвению, на нем перестали играть вплоть до времени правления династии Цин, императора Цяньлуна (1736 - 1795), когда хуцинь стал входить в состав оркестра «Пекинской оперы», стал незаменимым и излюбленным инструментом в дворцовой музыке, без него, собственно, как и без участия пипа стали немыслимы народная песня и театр.

И в наши дни эрху - один из наиболее популярных в Китае музыкальных инструментов, применяется для сольной игры, в ансамблях, в обычных оркестрах, для аккомпанемента в оркестрах музыкальной драмы и оперы. Эрху не только профессиональный инструмент, он также широко популярен и среди любителей в самых разнообразных слоях городского и сельского населения.

Стоит еще раз отметить, что музыкальные инструменты, уже существовавшие в предыдущие династии, не только сохранились во времена династий Сун и Юань, но и значительно расширили область применения. Распространились такие музыкальные инструменты, как били 筚篥 или 觱篥 (бамбуковый рожок), дагу 大鼓 (большой барабан на ножках), чжангу 杖鼓 (кожаный барабан с перетянутым корпусом), кастаньеты пайбань 拍板, поперечная флейта ди 笛, струнный инструмент пипа 琵琶, струнный инструмент чжэн 筝, фансян 方响 (ударный инструмент - рама с подвесными медными пластинками), губной органчик шэн 笙, многоствольная флейта пайсяо 排箫, флейта сяо 箫 и дудка гуань 管, старинная лютня жуаньсянь 阮咸, семиструнный цинь - цисяньцинь 七弦琴, струнно-смычковый инструмент из двух струн цзицинь 嵇琴 и др. Из всего этого многообразия во времена Сун в придворных музыкальных школах особо важное место занимали били , дагу , чжангу , пайбань , ди , пипа , фансян и чжэн .

Инструмент чжангу существовал уже во времена Тан, он был как «бочка (ведро), покрытая лаком, удары наносились с двух сторон», это было другое название двустороннего барабана цзегу 羯鼓 (вероятно, заимствован у народности цзе , терр. пров. Шаньси). В сунское время чжангу имел «широкую голову и тонкую талию», «слева ударяли рукой, а справа - палкой». Во времена Сун чжангу использовался не только для коллективного исполнения, но часто и для сольного. Или, например, духовой музыкальный инструмент шэн - во времена Сун было распространено три его вида: юйшэн 竽笙, чаошэн 巢笙 и просто шэн ; в то время все они имели по 19 язычков ‑ хуан 簧. В сунское время в районах современной провинции Сычуань еще появился один вид - фэншэн 风笙, 36-язычковый (см. ).

Еще один пример: во времена Тан уже существовал струнный инструмент ячжэн 轧筝. В сунскую эпоху он изменил название на яцинь 轧琴, при игре на нем «...применяли бамбуковую дощечку изогнутой формы (похожей на правую часть иероглифа 轧. - Н.А. ) с размягченным (润) концом и „скрипели“ (轧) им по струнам» (см. ). Это один из видов струнных инструментов, по струнам которого «терли» или «чиркали» (擦), он дошел до наших дней, преобразовавшись в последствии в смычок (с тетивой из конского волоса), которым водили по струнам чжэна (см. ).

В источниках повсеместно стали появляться названия новых инструментов. Например, цзицинь 嵇琴 также является одним из струнно-смычковых инструментов, состоит из двух струн, смычок зажимается между струнами и исполняется музыка, цзицинь является предшественником музыкальных инструментов семейства хуцинь . Он также имеет название сицинь . Он был в моде уже во времена Северной Сун (960 - 1127). Существует такой рассказ об этом инструменте. Однажды во дворце был парадный обед (пир), учитель музыки придворной школы Сюй Янь 徐衍 играл на цзицине , но во время его выступления на инструменте совсем некстати оборвалась одна струна. Высококлассный музыкант Сюй Янь не стал прекращать музыку для замены струны, а продолжал играть на одной оставшейся струне и так закончил свое выступление.

Такие инструменты, как трехструнный щипковый инструмент саньсянь 三弦, стойки с комплектом из 13 гонгов юньао 云璈, хобусы 火不思 или хуньбусы 浑不似 - четырехструнная монгольская лютня, а также синлуншэн 兴隆笙 («надувной шэн ») - язычковый музыкальный инструмент, свирель с мехами, - все они также появились во времена Сун и Юань. Юньао также называется юньаоло 云璈锣, это ряд маленьких медных (бронзовых) гонгов, построенных по порядку и подвешенных на деревянной полке (рамке, подставке). Хобусы , или хуньбусы , также хубосы 胡拨四 - щипковый музыкальный инструмент, принесенный из западных земель, у него четыре струны, длинный гриф, колки расположены с одного бока грифа.

Синлуншэн - это ранняя форма западного оргáна (т.е. клавишно-духовой инструмент), был принесен в Китай во времена правления поздней Сун (1260 - 1264) из центральной Азии (в качестве подношения нынешним мусульманским нацменьшинством хуэй юаньскому двору, когда династия Юань еще не была у власти в Китае, см. ), использовался во дворцах во время пиршеств. Об этом имеются записи в Юань ши («Истории [династии] Юань»). В то время арабы имели довольно богатые знания о воздушном и гидравлическом давлении и применяли эти принципы при создании органа. В средние века они принесли орган в Европу. А уже на основе этого принесенного арабами органа в Европе был создан современный клавишный орган, ставший отцом европейской гармонической музыки. В Китае в то время не было подобных научных знаний, и после того, как синлуншэн был привнесен в Китай, он лишь ограниченно использовался при дворе. И хотя в период с 1314 по 1321 г. на его основе было создано 10 видов дворцовых шэнов (дяньтин шэн 殿庭笙), после этого сколько-нибудь заметного прогресса в развитии данного вида инструментов не замечалось, а в конце Юань они и вовсе исчезли из императорского дворца (см. ). Изображения этого инструмента нам найти не удалось, но в Юань ши дается его краткое описание: «Синлуншэн , инструмент для [исполнения] музыки на парадных обедах, сделан из дерева махил (наньму 楠木), форма подобна раскрытой [под прямым углом] книге, поверхность ровная и сверху заостренная кромка...» На этой плоской поверхности, как на обращенном в зрительный зал экране были вырезаны различные изображения: мушмула, фазаны, бамбук, облака, чудотворный лик Будды (宝相); задняя стенка была разделена на три части, средняя треть была пустотна, подобно пустотности тыквы-горлянки, из которой делался шэн . Также имелись вертикально расположенные бамбуковые трубки различной величины. Снизу имелось место для сидения музыканта. При исполнении музыки были задействованы три человека: один работал воздуходувом, другой исполнял музыку непосредственно на клавишах, а третий двигал задвижки, как на современном органе. Зрители, слушая музыку, смотрели на экран и вырезанные на нем образы (см. ).

Во время Южной Сун (1127 - 1279) в притонах - публичных или игорных домах (вацзы гоулань 瓦子勾栏) игралась тихая, нежная музыка (сиюэ 细乐) в коллективном исполнении на флейте сяо 箫 и дудке гуань 管, губном органчике шэне 笙, цзицине , фансяне 方响 и других инструментах; иногда исполнялась «чистая, прозрачная» музыка (清乐) совместно на шэне , поперечной флейте ди 笛, бамбуковом рожке били 筚篥 (или 觱篥), фансяне , маленьком барабанчике сяотигу 小提鼓, кастаньетах пайбань 拍板 и др. инструментах; иногда брались один-два инструмента, такие, например, как цзицинь и сяо (или гуань ), и под их двойной ритм совместно с игрой на старинной лютне жуаньсянь 阮咸 исполнялась музыка «маленьких инструментов» (сяоюэци 小乐器) и т.д. Иногда еще брались кастаньеты пайбань , барабаны гу и флейта ди и под аккомпанемент этих инструментов, где главными были ударные, рассказчики на улицах городов выступали с рассказами, причем ударами кастаньет подчеркивалось важное место рассказа; такие группы артистов обычно состояли из трех-пяти человек (см. ).

Во дворцовых оркестрах играли в основном придворные музыканты, а также войсковые (походные) музыканты. Их было довольно много, а, соответственно, и видов музыкальных инструментов было множество. Так, например, во времена Северной Сун придворные музыканты использовали следующие инструменты: бамбуковый рожок били , флейту лунди 龙笛, губной органчик шэн , дудку сяо , окарину сюнь (или сюань ), поперечную бамбуковую флейту с 7-8 отверстиями чи 篪, струнный инструмент пипа , цитру кунхоу , ударный инструмент фансян , кастаньеты пайбань , кожаный барабан с перетянутым корпусом чжангу , большой барабан на ножках дагу , двусторонний барабан цзегу , всего 13 видов; среди них в оркестр входило 50 музыкантов с пипа , 10 музыкантов с пайбань , 200 музыкантов с чжангу . Поэтому весь оркестр в целом состоял из весьма значительного количества музыкантов и инструментов (см. ).

Резюмируя сказанное, можно сказать, что развитие музыки и музыкальных инструментов в Китае во времена Сун и Юань происходило очень активно и плодотворно, и стало огромным вкладом в музыкальную культуру не только Китая, но и в сокровищницу мировой музыкальной культуры в целом. Несомненно, эта тема требует дальнейшего детального исследования.

Литература
1. Агеева Н.Ю. Об иноземном происхождении некоторых струнных музыкальных инструментов Китая // Материалы XXXVIII научн. конф. Общество и государство в Китае. М., 2008.
2. Алендер И.З. Музыкальные инструменты Китая. М., 1958.
3. Большой китайско-русский словарь. Под ред. И.М. Ошанина . М., 1983-1984. Т. 1-4.
4. Музыкальная энциклопедия (электронная версия). Раздел «Китайская музыка», авторы Виноградова Т.И. , Желоховцев А.Н. М., 2006.
5. Чжунго диван пу (Родословные китайских императоров). Тяньцзинь, 2003.
6. Чжунго иньюэ тунши цзяньбянь (Краткая история китайской музыки). Цзинань, 1999.
7. Чжунго иньюэ цыдянь (Словарь по китайской музыке). Пекин, 1984.
8. Чжунго иньюэ ши (История китайской музыки). Под ред. Цинь Сюй . Пекин, 2001.
9. Юань ши (История [династии] Юань) (электронная версия).

Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2009. - 502 стр. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 1. С. 390-396.

Традиционная китайская музыка отличается резкими тембрами, а в ансамбле, из-за плохой сочетаемости обертонов этот эффект обычно ещё и усиливается. Видимо, именно такие тембры китайцы находили приятными. Если послушать традиционную китайскую оперу, то можно оценить всю глубину пропасти между вкусами европейских и азиатских меломанов.

Мало того, одним из самых распространенных приемов при игре на традиционных китайских инструментах является вибрато, которое по сути тоже усиливает резкость тембра, повторяя два соседних звука (секунда — очень диссонантный интервал). А в траверсийной флейте ди китайцы даже сделали специальное отверстие, которое придает звучанию дополнительное дребезжание.

Наверное, именно благодаря тембрам китайская музыка кажется такой надрывной и щемящей.

Гучжэн

Гучжэн (guzheng) - это щипковый струнный инструмент, родственник цитры. Обычно у гучжэна от восемьнадцати до двадцати пяти струн, которые традиционно делались из шёлка, а теперь они чаще металлические. Наверное, раньше тембр гучжэна был намного более мягким. Интересно, что порожки на гучжэне можно передвигать, меняя настройку инструмента.

Цисяньсинь, или гуцинь (guqin) — инструмент с похожим тембром и строением, но с семью струнами. Манера игры на гуцине отличается от гучжэна множеством глиссандо.
Это очень древний инструмент — ещё два с половиной тысячелетия назад на нем играл Конфуций. Этот инструмент настраивается очень низко — это такой контрабас от китайских инструментов. Для гуциня была придумана своя собственная система нотной записи, поэтому сохранилась очень древняя музыка для этого инструмента. Жесты исполнителя — это часть музыкального произведения, они описываются в нотах. Каждое произведение имело какое-то внемузыкальное значение, обычно связанное с природой, часто сопровождалось стихами.

Пипа

Другой щипковый струнный инструмент — пипа, — по форме напоминает лютню. У пипы всего четыре струны. Считается, что пипа пришла в Китай из Центральной Азии.

Эрху

Эрху (erhu) — струнный смычковый инструмент. Это, наверное, самый популярный из традиционных китайских инструментов. У эрху всего две металлические струны. Смычок закреплен между струнами, составляя с эрху единое целое. Тембр у эрху мягкий, похожий на скрипичный.

Шэн

Шэн (sheng) — духовой инструмент, по звуку похожий на банданеон. Он состоит из тридцати шести (три октавы) бамбуковых или тростниковых трубок, «растущих» из подставки с мундштуком. Тембр шэна очень хорошо сочетается с тембрами других традиционных китайских инструментов, чего нельзя сказать об остальных инструментах.

Ди

Ди (dizi) — поперечная флейта с шестью дырочками. У этого инструмента есть интересная особенность — рядом с отверстием для вдувания воздуха находится еще одно, прикрытое тоненькой бамбуковой пленкой, благодаря которому у инструмента есть небольшой дребезжащий призвук.