Цыганская жизнь какая. Как живет цыганский барон. Образование и медицина

Те, кого мы называем цыганами, попрошайничают у метро и на вокзалах, воруют и навязывают прохожим свои, якобы, магические способности . На самом деле, цыгане - это целый народ, представители которого славятся жизнью в таборах и почитанием традиций своих предков..

Ранние браки

Современные женщины предпочитают выходить замуж к 30-40 годам. Считается, что к этому возрасту человек уже успел реализовать себя в профессии, увидеть мир и вкусить все прелести холостяцкой жизни. У цыган - все совсем по-другому.


Девушек в таборах выдают замуж в возрасте 15-16 лет, незамужние двадцатилетки уже считаются старыми девами. Брак, по их правилам, должен быть один и на всю жизнь. Женщину, которая ушла от мужа или была им брошена, называют «грязной» и обвиняют в осквернении всего рода. Выйти замуж второй раз у цыганок получается крайне редко - кому нужна «неправильная» жена?

Выйти замуж за представителя другой национальности, девушка-цыганка не имеет никакого права. Чтобы сохранить свою культуру, у цыган принято сочетать браками родственников, например, двоюродных или троюродных братьев и сестер.

Авторитет родителей и мужа

Родители для незамужней женщины должны быть превыше всего на свете. Это касается абсолютно любых сфер жизни, в том числе и замужества. Мужа своей дочери выбирают исключительно мать и отец.

После свадьбы женщина обязана слушаться и почитать мужа, как до брака почитала своих родителей. Воля и желания супруга в цыганских таборах не обсуждаются.


Женщинам, кстати, запрещено даже за пределы табора выходить без сопровождения. Рядом должен обязательно быть мужчина - отец, брат или муж.

Особенные наряды

Почему цыганки всегда одеваются так кричаще? Дело в том, что находясь в своем доме, женщина должна быть тихой и практически незаметной. А им ведь, как и всем представительницам прекрасного пола, хочется обращать на себя внимание! Это можно делать исключительно благодаря ярким нарядам. Разговаривать на улице с незнакомыми людьми цыганкам категорически запрещено!


А еще замужним цыганкам, в отличие от молодых девушек, категорически запрещается носить брюки и шорты. Если уж сильно хочется, и супруг не против, многие женщины надевают их под длинные юбки. Вот такое особенное исполнение мечты!

Семейные традиции

Как и во многих странах мира, мужчины и женщины в цыганских общинах имеют совершенно разные права. По традиции, в большом доме мужья и жены живут на разных этажах, не садятся вместе за стол и не принимают в гостях общих друзей. У них все разное.

Стирать вместе мужскую и женскую одежду цыганкам категорически запрещается. Готовить и убирать в доме должна только женщина. Исключение - беременность. В таком случае, всю домашнюю работу мужчина обязан взять на себя.


Кстати, многие думают, что цыгане - крайне неряшливый народ. Это неправда! Как утверждают очевидцы, побывавшие в доме цыган, там везде царит идеальная чистота! Неудивительно, что все свободное время женщина уделяет наведению порядка и воспитанию детей.

Если муж и жена ссорятся, никто и никогда там не вызовет полицию. Вмешаться могут все - родственники, друзья, соседи, но выносить сор из своей большой общей «избы» цыгане не привыкли!

В общем, цыгане - народ очень дружный! Осуждать их за то, что в их семьях царят странные, по чьему-то мнению, традиции, совершенно неуместно. Каждый из нас выбирает то, что нравится именно ему. А несогласные везде найдутся. Редакция ДжоИнфоМедиа предполагает, что и среди цыган находятся бунтари, которые нарушают правила!

Возможно, вам также будет интересно узнать, и какие запреты для представительниц прекрасного пола действуют в этой стране.


Цыгане - загадочные люди, которые отличаются организованностью и сплоченностью. А еще они не привязаны к какой-то определенной местности. Что и говорить, если на цыганском флаге изображено колесо. Да и другие признанные ими символы не говорят о стабильности и оседлости: кибитки, колоды карт, подковы.

Несмотря на то, что представители данной народности ведут преимущественно кочевой образ жизни, всё же есть и те, кто выбрали оседлое бытие. Но даже пребывание на одном месте совершенно не способствует ассимиляции цыган. Как правило, они держаться обособленной группкой, постоянно конфликтуя с окружающими.


Отношения к цыганам у многих довольно спорное. Их образ жизни вызывает удивление и непонимание у представителей соседних народов. Пока цыганские бароны роскошествуют, утопая в богатстве, простые цыгане и их дети вынуждены жить за счет попрошайничества и воровства.

Цыгане не слишком жалуют образование, поэтому малограмотных или вообще неграмотных среди них людей пруд пруди. Это можно считать одной из главных трудностей ассимиляции, ведь работу найти без элементарного образования очень трудно.


Неудивительно, что не имея какого-нибудь заработка, огромное количество цыган живет в нищете. И стихийные рынки, на которых торгуют и женщины, и мужчины - один из способов заработать денег на питание.


В таких условиях детям и правда не до учебы и они всеми правдами и неправдами пытаются добыть для себя и семьи денег на еду. Поэтому уже в раннем возрасте они нарушают закон.


Одним из способов заработка для бедных цыган является попрошайничество. Но они вынуждены идти на обман не от хорошей жизни и не ради развлечения. На это их толкает безденежье, отсутствие работы, жилья и голод.

Важные вопросы в селениях решают бароны. Причем слово «барон» означает большой, а ни в коей мере не означает дворянский титул. Баронами становятся взрослые, богатые и влиятельные мужчины, которые пользуются уважением в своих кругах. Они дают одобрение на бракосочетания, помогают решить проблемы с органами правопорядка.


Рождению девочки не сильно радуются. Ведь у цыганских женщин сложная судьба. Все права в семье принадлежат мужчинам, все обязанности - женщинам.


К слову, именно семья решает каким образом женщина будет зарабатывать деньги. Иногда такие решения принимает единолично муж. Цыганку могут принудить к воровству, гаданию или попрошайничеству без ее на то согласия. За любое непослушание мужу следуют побои. Его слово - закон.


Главная задача мужчины в цыганской общине (кроме зарабатывания денег, конечно) быть нарядным и принимать гостей. Тогда как жена обязана раньше всех вставать, на всех готовить и за всеми убирать. Причем к этому цыганок готовят с детства, поэтому они безропотно всё выполняют.


В цыган всё еще существует традиция воровать невесту. Так если жених засылает сватов, но ему отказывают - он может украсть невесту и лишить ее девственности. Тогда родители будут вынуждены выдать девушку замуж, ведь в приличную семью попасть ей уже не получится.


Если согласие родителей девушки получено - семьи начинают готовиться к свадьбе. Иногда для помпезной свадьбы цыгане могут заложить дом, а затем годами отдавать долги. Кроме того выходить замуж или жениться можно только на цыганах. Связать себя узами брака с «гаджо» (нецыганом) означает вызвать на себя гнев семьи и лишиться наследства.


Хотя западные тенденции все-таки сказываются и на семейных традициях. Так даже однополые браки понемногу входят в их жизнь. Правда, такие свадьбы редко обходятся без скандалов и драк. Что говорит о серьезном сопротивлении цыган всему новому.


Цыгане удивительны своей культурой. Конечно, в процессе проживания бок о бок с другими народами, они растеряли часть духовного наследия. Но распространение цыган по миру способствует не только обогащению их собственной культуры, но и мир много берет от красоты их музыки и танцев, от силы характера, от их стремления к свободе, наконец.

А как ты относишься к цыганам? Разделяешь ли ты весь негатив который постоянно слышен в их сторону?

Цыганский народ всегда казался мне недосягаемым. Но я даже не предполагала, что однажды стану вхожа в их семью.


Однажды я встретилась со своей подругой, которая ездила в гости к своим знакомым, и они разместили подругу с мужем у своих друзей-цыган. Так подруга прожила в цыганской семье неделю. Сначала у нее было стандартное мнение, что у цыган шумно, грязно и опасно. Но она поняла, что сильно заблуждалась и об этом во всех подробностях поведала мне.

Мне стало очень интересно познакомиться с этим народом и мне выдалась такая возможность. Я и не думала, что однажды они станут для меня друзьями.

Отношение к посторонним

Большинство цыган изолируются от внешнего мира, минимизируя общение с посторонними. Поэтому когда приходишь к ним домой, они начинают наблюдать за твоим поведением. Как себя ведешь, не повлияешь ли плохо на их детей и жен. Как относишься к ним, не считаешь ли себя выше их. Не брезгуешь ли. Для этого предложат выпить чай, если не выпьешь, значит, не уважаешь. В то же время они отличаются большим гостеприимством и обязательно накормят гостя.

Цыгане привыкли к предвзятому отношению. И поэтому они отзеркаливают это отношение. Но если русский человек хорошо к ним относится, уважая их традиции и не ставя себя выше их, он становится другом их семьи, и цыгане относятся к нему, как к родственнику: никогда не обманут, ничего не украдут и по возможности помогут.

Обед у цыган

Один раз мы даже пригласили цыган к себе в гости. Устроили праздник с танцами и песнями. Приехали к нам 12 человек. Они свободно бродили по нашему дому. И никто ничего не взял, даже дети.

Я и цыганские дети

Дом и быт

У всех цыган идеальная чистота дома. Потому что для женщин считается позором допускать беспорядок. Женщины занимаются детьми и всеми домашними делами.

С детства девочек учат помогать по хозяйству. Девочка-подросток лет одиннадцати уже смотрит за младшими детьми и занимается домашним хозяйством.

Как же удивительно мне было видеть, когда трехлетняя девочка помогала маме убирать со стола посуду и уже знала, что если она покушает, нужно за собой все убрать и отнести на кухню.

В доме у цыган всегда есть большая комната для гостей, так как гостей у них всегда много. В этой большой комнате, как правило, стоит только большой диван и пара кресел. В кухне большой стол, чтобы могло поместиться много людей.

Они такие разные

Новым для меня было то, что цыгане, живущие в разных городах, отличаются друг от друга. Кроме того, что в каждой стране отличается их язык, еще и на территории России есть много разных диалектов цыганского языка. У цыган из разных городов могут разниться даже образ жизни и традиции. За границей в Греции мне встретились кочевые цыгане. Они жили прямо в палатках на берегу моря, кочевали по разным местам и были далеки от цивилизации.

Цыгане, живущие в моем провинциальном городе, уже многие десятки лет назад оставили кочевую жизнь и ведут оседлый образ жизни. А цыгане, живущие в столице, практически уже не отличаются от русских . Если в моем городе цыгане носят длинные юбки и косынку на голове, как часть традиции, то в столице одежда цыган такая же, как у всех других людей.

Мы знакомы с одной очень богатой цыганской семьей. Они живут в большом трехэтажном красивом доме. Образованные и очень культурные, они со всеми уважительно разговаривают, не используют ругательных слов и никогда не воруют и не обманывают.

Мнение редакции

Елена Калита

Редактор журнала

Несправедливо называть одну нацию плохой, а другую хорошей. Неразумно судить по поступкам отдельных людей о всей нации в целом. Но всегда работает правило: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы другие относились к тебе. Человека любой нации с самой положительной стороны характеризуют такие качества, как искренность, внимательность и способность совершать поступки с учетом потребностей ближнего.

Цыганский язык

Грамматика цыганского языка достаточно сложная в сравнении с другими языками и похожа на грамматику русского языка. Все слова склоняются по падежам, родам и числам, имея во всех случаях разные окончания. Перед существительными ставятся разные артикли, как в английском языке. А глаголы имеют четыре времени. И хотя словарный запас далек от русского языка, грамматика с лихвой перекрывает это, делая язык достаточно сложным.

Современные цыгане забыли очень многие слова, которые знали их предки , и когда не находят подходящего слова на цыганском, используют русское слово, переделывая его на цыганский лад. Так, например, слово “цветок” у цыган теперь “цвитко” и только старое поколение помнит, что на самом деле это “лулуди”.

Цыганские браки

Многие знают, что у цыган распространены ранние браки и это кажется диким и ужасным. Действительно, бывают случаи, когда девушек выдают замуж в 14-15 лет, но это, скорее, дань традициям. Более цивилизованные цыгане не торопят девушку.

Девушка, выданная замуж, становится еще одной дочерью в семье жениха. Родители полностью о ней заботятся, принимают сами все решения, а молодые муж и жена полностью подотчетны родителям, пока не становятся сами взрослыми и не решают жить отдельно.

Первые дети невестки иногда даже называют мамой не невестку, а свекровь, потому что свекровь большую часть времени проводит с детьми, а невестка занимается домашними делами. Старшие сыновья, повзрослев, должны найти себе жилье и жить отдельно от родителей, а младший всегда живет с родителями, заботится о них и становится наследником дома.

Незамужняя девушка цыганка

У цыган есть три варианта создать брак.

Первый – традиционный, по договоренности . Родители жениха, в редких случаях вместе с женихом, приезжают в дом к невесте на смотрины. Девушки, живущие в этом доме, по одной заходят и накрывают стол для гостей. Родители жениха наблюдают. Обращают внимание на чистоту в доме, умение девушки обслужить, а главное, на внешность.

Самыми красивыми считаются светлокожие и светловолосые девушки. Смугленькие ценятся гораздо меньше. Если девушка понравилась родителям жениха, они начинают договариваться с родителями невесты, и иногда мнение девушки не играет никакой роли.

Родители девушки тоже обращают большое внимание на семью парня, чтобы их дочь не попала в плохую семью, а была счастлива. Если обе стороны все устраивает, договариваются о сумме калыма за невесту. За красивую девушку иногда могут потребовать до десяти миллионов. Но чаще всего сумма калыма варьируется в районе одного-двух миллионов. Часть этой суммы родители невесты тратят ей на приданое в виде одежды и золота.

Второй вариант выйти замуж в 21 веке стал наиболее распространенным . Девушки втайне от родителей начинают переписываться и перезваниваться с парнями, а впоследствии сбегают из дома к жениху. Жених приезжает с кем-то из родственников в город девушки, и ночью она убегает к ним, даже не беря с собой никаких вещей. Ведь все необходимое купит семья жениха. Для парней этот вариант гораздо более выгодный, ведь уже не нужно платить такой большой калым, хотя родители все равно могут потребовать его, но уже не в такой большой сумме.

Третий вариант уже практически изжил себя: когда девушку воруют . Мне рассказывали несколько подобных историй. Цыгане узнают, где живет красивая девушка, подкарауливают ее, ловят и сажают в машину. Родня невесты начинает искать свою девочку, те ее прячут у родственников. Через несколько дней, когда пленница смиряется и начинает жить с мужем, ее новая семья выходит на контакт с ее родными, конфликт разрешается, и отношения между семьями налаживаются. Ведь они уже не могут забрать дочь назад, так как она уже считается замужней.

Цыганская свадьба

Цыганская свадьба, пышная, шумная и веселая, проходит два дня. В первый день – сватовство. Родители невесты отдают дочь семье жениха. Во второй день девушка уже в свадебном платье и чем богаче семья, тем более шикарны свадьба и свадебный наряд. Иногда одеяние невесты вместе с золотом, которое родные так любят надевать на невесту в огромном количестве, может стоить несколько сотен тысяч.

На свадьбе все незамужние девушки много танцуют и к ним присматриваются старшие члены семей, которые задумываются о женитьбе собственных сыновей.

Сегодня крайне редки случаи, когда женят совсем юных. Обычно молодоженам 16-18 лет. В одной знакомой семье девушкам уже 18 и 20, а родители еще и не думают отдавать их замуж.

Подружившись с цыганами, я поменяла свое мнение о них. Сейчас у меня есть много друзей среди этой нации, живущих в разных городах. Неизвестное кажется нам пугающим, поэтому многие и относятся предвзято к этим людям. Но сейчас я не позволяю кому-то плохо о них отзываться, а доказываю обратное, рассказывая, какие они на самом деле. Ведь они любят мою семью, как своих родственников, и всегда готовы помочь в трудную минуту.

Как правильно воровать, кто нравится цыганским девушкам, как цыгане борются с наркоманами и почему у современных цыган нет денег? Поговорил с самим цыганским бароном Артуром Михайловичем Черарем. Первое, что сделал барон – передал визитку, которая с трудом вмещала все его титулы:

Цыганский барон всея Молдовы;
Общественно-политический деятель Республики Молдова и стран СНГ;
Всемирный комиссар по цыганским судам Крис-Романи от Euro International Romani Union;
Президент международного благотворительного фонда "Культура, развитие и возрождение нации" имени барона Мирчи Чераря;
Почётный президент коалиции цыганских неправительственных организаций Республики Молдова;
Министр иностранных дел и министр масс-медиа цыганских организаций Молдовы:
И прочая, и прочая.

Артур Черарь – сын знаменитого цыганского барона Мирчи Чераря, который вместе со своим братом Валентином ещё в советские времена сделал состояние на пошиве нижнего белья под маркой "Черарь". Мирча и Валентин Черари были одними из первых, если не первыми миллионерами в СССР. По слухам, у Мирчи даже был личный самолёт, а у его овчарки были золотые зубы. Но слухов вокруг него ходило так много, что ничего нельзя утверждать наверняка.

Шикарные дома на Цыганской горке в Сороках начали вырастать с середины-конца 80-х, как раз в период расцвета кооперативного бизнеса Черарей. В 1998 году барон Мирча Черарь умер, и его наследником стал Артур. Он уверяет, что его кандидатура была утверждена на полноценных выборах, за него отдали свои голоса 98% цыганских избирателей. Королём он пока не стал.

Барону сейчас 55 лет, родился он в 1960 году в Сороках. После школы учился в местном ПТУ и совхоз-техникуме, получал образование товароведа и инженера. Затем, по его собственным словам, учился в МГИМО. Ни одно из учебных заведений он так и не окончил, зато некогда работал в знаменитом цыганском театре "Ромэн". У барона есть сын Артур, его будущий наследник, и две дочери.

Пообщаться с цыганским бароном очень просто. У вас должно быть к нему дело, способное принести деньги. Ну а что вы хотели – это же легендарный цыганский барон!

Приезжаю в Сороки и ищу дом Артура. Первая же цыганка показывает направление, маленький цыганенок настаивает, что без его помощи мы дом не найдем, и требует посадить его в машину. Дом находится через 50 метров по этой же дороге.

Трехэтажный кирпичный дом в центре Сорок. Встречает гостей Артур с супругой. «Хорошая у меня жена, но жаль, что только одна!» – сразу шутит барон. Дом не достроен и, видимо, достроен не будет никогда. Деньги у цыган закончились...

Всё у нас есть, одного только нет.
- Чего же?
- Денег!


Моему роду, роду баронов, больше тысячи лет. Мне один сказал недавно: "Вы знаете, господин барон, у вас есть имя". Всё! Мой отец был признанный барон – считаю, что он был королём, царём, императором! Это же великая Империя была. Со всех концов Советского Союза приезжали к нему: и за деньгами, и за советом, и за тем, чтобы рассудить, и за тем, чтобы попросить помощи. Все приезжали к Мирче Черарю.

С 65-го года он начал... Мне 5 лет тогда было, и я с детства ходил на все сходки, на все разборки. И, честно говоря, я не сожалею о том, что всю свою сознательную жизнь был правой рукой этого человека. Он достоин уважения: красавец был, умница, образование – 5 классов. Прошёл голод в 46-м году.

Дедушка до Берлина дошёл, взял Берлин, вернулся обратно. Старшая сестра отца Алуна вытаскивала воду из колодца, увидела его, крикнула "Папа!", у неё случился разрыв сердца, и до вечера она умерла. Вот тебе трагедия: от радости – разрыв сердца!


Во дворе стоят две "Чайки" и еще какой-то автохлам. Барон мечтательно рассказывает, что "Чайки" он обязательно восстановит, и сразу хвастается, что одна из машин принадлежала Андропову.


Если бы не грёбаные таможни, сохранился бы Союз, мы бы многим утёрли нос. Я не скрою: мы первыми миллионерами были официально, когда открылось кооперативное движение в бывшем Союзе. У нас работала фирма, мы являлись спонсорами всех передач, в том числе передачи "Петало Романо" ("Цыганская Подкова")...

Многие машины в Сороках на российских номерах.


Цыгане в Сороках есть, но большинство уезжает. Строят дома в Подмосковье, в Серпухове, имеют двойные гражданства. Дома здесь оставили, не продают, но некоторые уже хотят продавать. Говорят: "Какая мне перспектива? Я лучше возьму себе там земельный участок где-нибудь в Подмосковье – в Серпухове, в Чехове, в Пушкино. Мне главное место. Я построю там себе гостиницу, и каждый день ко мне будут узбеки, таджики приезжать".

«О! У тебя Брайтлинг!» – Артур за два метра безошибочно определяет марку часов и просит посмотреть. Садимся за стол. Супруга приносит домашнее вино, сало, лук и редис.


В Румынии скользкие цыгане, в том числе и король румынских цыган. Якобы он король... А кто его выбирал? Он приехал сюда первый раз ещё когда, Царствие Небесное, его папа был жив-здоров, 3-4 года тому назад. Когда мой папа был признанным бароном Советского Союза, лучшим другом Леонида Ильича Брежнева, я был единственный цыган в Советском Союзе, первый, который учился в МГИМО московском... А кто он такой? Я смотрю на него и думаю: и ты пришёл меня назначать? Да мне не нужно твоё назначение... Это не то, что от гордости. Просто: кто ты есть такой, что ты сделал для народа и вообще – что ты сделал?

Потом мне сказали: его отец работал с ментами. Он залаживал ментов, ихнее "секуритате" там... И вот на таком поприще они поднялись. Дальше что? Другое дело, когда ты, как мой отец, был спонсором, помогал и бедным, и дуракам. У себя забирал, последнее отдавал – лишь бы было хорошо и было мирно. Может быть, он не был прав. Но он говорил: "Ты тоже прав. На – иди делай, чтобы было хорошо, чтобы был мир. Нас и так мало".

Молдавский способ наливать вино. Крышка не до конца откручивается, и вино льется медленно.


Я вхожу в число людей, которые за то, чтобы мы сохранили свою республику и ни к кому не присоединялись. И мы за восточное партнёрство, за бывший Советский Союз, мы за Таможенный союз. Запад – это же проходимцы. Да, может быть, у них всё красиво, но это не то, что мы прожили, что мы знаем и что мы видели. У них вся жизнь в кредитах, и они хотят, чтобы мы тоже от кредитов зависимы были.

Раньше было так: делай всё что хочешь. Не имел тот, кто не работал. Да и тот имел! Пускай меня Господь простит, и вы извините, но я всегда говорю: милее, добрее, иногда глупее, сильнее и богаче, чем русский народ, нет никого на свете. Не то что вы сегодня пришли ко мне в гости. Я им сказал всем – румыноязычным и всем остальным – что возле жопы русского можно прожить ещё 8000 лет.




Сейчас сделан официальный запрос о моём официальном статусе цыганского короля СНГ и дальнего зарубежья. Здесь пройдёт официальная инаугурация – не где-нибудь в Москве, в Киеве или в Минске, а именно в Молдове. Когда ещё Молдова будет иметь такую честь, чтобы все королевские дворы мира приехали сюда на эту инаугурацию? В том числе и Елизавета, королева Англии.

А что мне Кишинёв? Он вообще ничего не даёт, он забирает у нас. У меня тут люди живут, трудятся, мне нужно создавать рабочие места.



Дом очень бедный, особенно по цыганским меркам. Спят барон с баронессой прямо в гостиной...


Мы, цыгане, тоже крадём. Но не крадём так, как они, по-глупому. Если ты умница, вот ты украл, да? 100 тысяч, 200 тысяч, миллион долларов. Возьми, раскрути его, заработай на нём. И скажи: Господи, прости, пожалуйста, я хочу вернуть то, что я украл, обратно, и плюс ещё сверху... Закинь ему под крыльцо, чтобы он утром открыл дверь и нашёл там... Вот тогда у тебя благословение будет, божье благословение!

Сейчас очень плохое положение у цыган во всём мире. Нас немножко аффектировала эта ситуация финансовая. Пока был Союз и лет 10 после Союза, у нас нормально было. Но сейчас обнищали. И если мы пройдёмся сегодня с вами по Сорокам, то увидите, что на самом деле людей нету дома, они все в разъездах. Кто по России... Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан – везде. Вот именно молдавские цыгане.



Некоторые СМИ пишут, что доход семьи Черарей может составлять 20-40 млн евро в год. Непохоже на правду.

Действительно, наш народ талантлив во всём. Торговля – они умеют, хорошие психологи. Люди-то зарабатывают. Часть цыган занималась этим издревле, они молодцы. А вот часть начала хернёй заниматься.



Я что, для себя всё это делаю? Я ничего с собой в могилу не заберу. Ни этот дом, который я хочу поднять ещё на 10 этажей вверх... Сделать офис, сделать тронный зал... Плюс ещё я хочу открыть Международный институт баронства. Я провёл общее собрание и сказал: "Давайте мы откроем тут не цыганский университет, а международный университетский центр с факультетом цыганологии". И все дали своё согласие. Ко мне приезжали с Сорбонны, с Парижа, и сказали: "Чем нужно будет, мы вам поможем".



Помимо "факультета цыганологии", Артур мечтает открыть в Молдове цыганскую газету и телевидение.

Артур в молодости


Сороки для всех цыган бывшего Советского Союза – это как Мекка для всех мусульман мира, культурно-исторический центр. Некоторым не нравится, что, мол, мы не крутые по воровству. Нет, мы трудяги, мы кузнецы, брат. Мы – самый древний ВПК мира, мы обковали оружием всех королей, царей, фараона – всех-всех. Даже дамасская сталь, булат. Надо говорить "бутлат". "Бут" – это "много", много слоёв лат. "Лат" – и у вас, у русских осталось. Мы же древние арийцы, и у нас санскрит.

На фото отец и дядя


С Украины большинство цыган уехало в Белоруссию и в Россию. У всех же родственники там. Пооставляли дома и "утекли". Что, идти воевать? С кем воевать? Против братьев, против сестёр, против детей? Что мы, изверги? Мы же ещё не забыли, что нам сделали эти... Ты меня спроси, почему мы не очень с румынами. Потому что они хуже, чем немцы были. Они сделали еврейские и цыганские гетто. Холокост. Мы не забыли ещё.

Дом не достроен, денег нет...

На втором этаже тоже все скромно...

Сюда приводят гостей

Главное сокровище барона – коллекция фарфоровых статуэток...


Иногда идёшь к цыгану в дом – у него для мыши нету кусочка хлеба сгрызть. Но золотая цепь есть и золотые зубы. Он себе формирует статус. Но я себе формирую статус из друзей. Хотя я знаю, что 50% из них – враги. Я всегда говорил: "Не хвалите меня, потому что я знаю, сколько во мне весу. Вы, наоборот, меня критикуйте, дабы я стал более совершенным".



Цыганские свадьбы длятся три-четыре дня. Раньше, при Советском Союзе, неделю. Все Сороки – начальник милиции, весь горисполком – все у нас на свадьбе. Ты думаешь, у нас свадьба была? У нас концерт был, а не свадьба, спектакль! Сейчас не меньше, чем 300-400 евриков надо положить на стол. Но что сегодня 300-400 евриков? Зато ты гульнул на тысячу! Музыка очень дорогая у нас. Как девушка выбирает себе жениха? Чем цыган-наркоман, лучше русский. А ещё лучше еврей.


Всем гостям Артур играет на баяне и фортепьяно. Играет и поет отлично! В числе других его талантов – знание нескольких языков. Сам он говорит, что знает 15, включая, например, идиш и фарси.


Я не скрою. У нас были времена, когда варили на дом чернушку, ширялись-пырялись, много пацанов умерло от передоза. Остались матери, жёны, дети, слёзы, понимаешь... Мы навели порядок. Ментов в сторону – и заходили туда. Пиздюлей по полной. Обливали бензином и говорили: "То, что ты пиздюлей получил – получил за то, что так и так. У нас дети растут, у нас внуки растут, правнуки есть, а ты хочешь заработать на слезах – лёгкие деньги, большие. Хорошо, да? Тебе-то хорошо, а людям-то...".

Мы заходили в дома, бомбили всё и говорили: одна спичка – и ты сейчас сгоришь вместе со своими членами семьи и своим домом, а мы скажем, что так и было. И выбирай себе: или ты прекращаешь, уходишь из нашего города и там иди живи среди чужих, а не среди цыган. И оттуда тебя прогонят, потому что хвостик идёт позади тебя, хвост уже есть. А на нём написано, что ты конченый. Всё: ты убийца. В России и на Украине, и в той же Прибалтике – везде преобладает эта ширка-пырка.

На Украине было, что и сами цыгане подсаживались – и дети, и молодёжь. Это люди, полностью потерявшие чувство достоинства. Человечность – всё потеряли. Поэтому мы вынуждены были...


Во дворе разруха...

Мы идем по разбитым дорогам на самый верх Цыганской горки...

За рекой уже Украина, Винницкая область. Людей на другой берег возит паром. Артур мечтательно рассказывает, что хочет построить здесь мост как в Сан-Франциско и сделать его платным, а на вырученные деньги отстроить Сороки.

Люди на улицах его узнают, но какого-то особого трепета перед бароном не испытывают. В какой-то момент ко мне пристает цыганский мальчишка и начинает клянчить вино, еду и деньги. Артур пытается отогнать его от машины, но мальчишка не слушается. Артур нервничает и повышает голос, но мальчишка только смеется и продолжает тянуть руки к сумке.

Вид на Сороки, Цыганскую горку...

Империя начала разрушаться после смерти отца Артура... Последним громким событием, которое потрясло Сороки, были его похороны. Перед тем, как Мирча Черарь был похоронен, его тело 40 дней держали в доме, чтобы с ним успели попрощаться все желающие цыгане мира. Для этого барона пришлось забальзамировать и ежедневно обкладывать постель, где он лежал, тонной льда. Возле дома играл ансамбль "Лэутарий", а посетителям показывали эпизоды из жизни барона.

За это время из Италии привезли гроб за $14 тысяч, а фамильный склеп выложили индийской плиткой и провели туда электричество. Помимо самого гроба, в склеп поставили телевизор, компьютер, принтер, факс, ружьё, бутылку виски и даже набор бритвенных принадлежностей "Жилетт". Ходят слухи, что туда загнали ешё и любимую "Волгу" барона, но Артур Черарь говорит, что это глупости.

Сегодня почти все дома заброшены или не достроены. В Сороках никого не осталось, а о былом богатстве барону напоминают только статьи в советских газетах, которые рассказывали читателям про овчарок с золотыми зубами и личном самолете.

Огромный цыганский табор отгородили стеной. Люди боятся даже ходить мимо. Здесь свои порядки и законы. Город в городе, государство в государстве.

Это самое грязное место Украины. И можно ли называть его Украиной?

Я не мог пропустить такое увлекательное место и пошёл знакомиться с украинско-венгерскими цыганами.

Чем ближе к табору, тем больше похоже на Зону отчуждения. Люди словно бегут отсюда. Некоторые дома стоят заброшенными.

2 Про асфальтовые дороги здесь, кажется, ещё не слышали. А это цыганская школа.

3 Закарпатский город Берегово - совершенно уникальный. Мало того, что здесь большинство жителей - этнические венгры с венгерскими паспортами, так для живущих здесь цыган возле табора открыли специальную школу. С одной стороны это украинская общеобразовательная школа, с другой, здесь изучают венгерский и ромский языки.

Когда я заглянул в школу, уроков не было, из-за гриппа объявили карантин. Но директор, милая женщина по имени Агнес всё показала.

4 Школа, конечно, специфическая. Даже восемь классов заканчивает в лучшем случае треть тех, кто когда-то пришёл в первый. Причины бывают самые разные, но чаще всего нежелание самих учеников или позиция их родителей.

5 Поэтому, классы очень маленькие.

6 До недавнего времени здесь не делали выпускные фотографии. Цыганские семьи были категорически против, особенно родители жёстко запрещали. Но потом традиция прижилась, и теперь к мероприятию подходят очень ответственно. Для многих это первая, а то и единственная в жизни фотография.

7 А на вид - классы как классы.

8 Школьная столовая.

9 Детское творчество. На башнях замка украинский и венгерский флаги, внутри церковь. А на соседнем рисунке уже ромская кибитка. Если спросить цыгана о национальной принадлежности, как вы думаете, какой будет ответ?

10 Если они даже на уроках ИЗО Тараса Шевченко рисуют с характерной цыганской внешностью.

11 Сразу за школой начинается Седьмой район, так в Берегово называют место компактного обитания цыган.

12 Ещё есть шанс повернуть назад. Страшно ли мне? Нет. Во-первых, в этот раз нас пятеро, собралась целая делегация в составе моих друзей из Львова, блогера из Мукачево и даже местного ЖЖиста pan_baklazhan . К тому же, после прогулки в цыганском районе я отчего-то поверил, что ничего со мной не случится.

13 Этот белый забор не просто отделяет табор от остального Берегово. Он разделяет два времени, две цивилизации, два мира.

14 Вы и сами видите. Картинка сильно отличается от любого места в “обычной” Украине (или России). Это главная улица. И здесь хоть как-то можно пройти.

15 Тогда как боковые проходимы только в болотных сапогах.

16 В отличие от весёлых цыган Болгарии, украино-венгерские сородичи дружелюбием не отличались. Лишь завидев чужаков, они тут же отворачивались, не давая себя снимать.

17 Табор галдел, как будто на него напали. Женщины верещали, мужики ухали, некоторые хватались за мобильники и начинали куда-то звонить. От входа мы прошли метров сто. Закончилось тем, что нам очень настойчиво указали на выход.

Что делать в таком случае? Уходить ни с чем не хотелось. Самый верный способ - заручиться поддержкой барона. Но как его найти? Тут и паренёк подвернулся. Согласился отвести.

Нас завели в здание медсанчасти, расположенный неподалёку от входа в табор. В комнате были три мужчины, похожие по типажу и манерам на чеченцев из первой серии фильма “Брат”: те, которые крышевали рынок. Говорил, как я понял, барон. Он рассказал о тяжестях цыганской доли, и что ходят-снимают, пишут потом всякое, что они детей на органы рожают и собак едят. А мы же не корейцы .

Рассказал цыганскому авторитету, что в Корее я был, и собак там тоже почти не едят, ну и пообещал, что глупости писать не стану. Ведь мне не впервой, бывал я и , в и ещё кое-где . Не знаю почему, но барон мне поверил. И разрешил погулять по табору и поснимать цыган. И выдал своего племянника в помощники, да в качестве охраны.

18 Победоносно вернулись в табор. Теперь никто не мог выгнать, барон разрешил!

19 А это, кажется, сама дочка барона. Больше здесь некому так одеваться, и бесстрашно рассекать по лужам.

20 Жители табора выглядят настолько колоритно, что ни в какие индии ездить не надо. Впрочем, не стоит забывать, откуда в Европе появились цыгане.

21 Считается, что все они один народ, и здесь, и в Болгарии, и в Бессарабии. Но украинские цыгане отличаются от болгарских так же, как сами украинцы от болгар. И внешне, и по характеру.

22 Неизменен только стиль жизни.

23 Тоже подумали, что здесь слегка грязновато? Да здесь настолько всё п***ц засрано, что я мечтал только о противогазе.

24 Вот вы смотрите картинки и не знаете, с чем приходится сталкиваться в путешествиях. Гулять по кучам мусора не очень приятно. Но зато интересно. Так что не жалуюсь.

25 Дома собраны из того, что нашлось на помойке. Целых стёкол нет, утеплили, как смогли. А зимой здесь бывает снег и минус десять легко.

26 Тогда жижа хотя бы замерзает, и по улицам можно ходить.

27 Что цыгане нигде не работают, это миф. В Берегово их можно встретить, как правило, подметающими улицы или вывозящими мусор.

28 А дети - везде дети.

29 Многие из них как раз ходят в ту школу, про которую я показывал. Пока маленькие - ходят. Подрастают и понимают, что “им это не надо”. Родители солидарны.

30 Всего два поколения поголовной прилежной учёбы в течение десяти лет, и этот район было бы не узнать. С другой стороны, цыгане бы просто перестали существовать, как класс.

31 Это, например, типичное жилище в таборе. Здесь может жить как один человек, так и вся семья.

32 Снаружи домик выглядит так.

33 Нужно ли их жалеть, что так живут?

34 Думаю, они даже по-своему счастливы.

35 Быть цыганом - настоящая свобода. В том же, кстати, смысле, в котором воспринимают её большинство сограждан. Не какие-то надуманные правила и ограничения, а лихая, разудалая свобода делать то, что хочется, плевав на всех.

36 В России такого не бывает?

37 Мажорный парень.

38 Разрешили бы играть своим детям с этими ребятами?

39 В таборе есть магазин.На первый взгляд он кажется совершенно пустым.

40 А потом понимаешь: магазин устроен с другой, городской стороны. Цыгане могут покупать товары со стороны своего, особого прилавка, не подходя вплотную. Так, на всякий случай.

41 Цыгане перестали путешествовать. Кибитки поменяли на дома, но оседлыми так и не стали. Индия в Европе.