Как выбрать динамометрический ключ для автомобиля? Обзор всех моментов. Какой динамометрический ключ лучше купить для автомобиля? Выбор фирмы и модели

Динамометрический ключ щелчкового типа

Наиболее универсальными являются динамометрические ключи щелчкового (предельного) типа . Предназначены для затягивания, как правило, по часовой стрелке с заранее установленным усилием. Существуют разновидности ключей, позволяющие затягивать крепеж против часовой срелки. Конструкция таких динамометрических ключей предусматривает переключение присоединительного квадрата на противоположную сторону.

Внешне напоминает обычную трещотку с нанесенной шкалой у рукоятки. Это самые удобные в применении ключи. Настройка производится очень быстро:

  • Отпустить стопорную гайку (1);
  • При помощи вращающейся рукоятки (3) на шкале (2) установить необходимую нагрузку (как на микрометре);
  • Зафиксировать положение стопорной гайкой.

Ключ готов к работе. Во время работы при достижении выставленной нагрузки раздается щелчок. Все очень просто. Это щелчкового типа.

Погрешность таких динамометрических ключей составляет порядка 4%, что позволяет проводить фактически все работы, связанные с ремонтом автомобиля. Единственное, что необходимо учитывать при выборе динамометрического ключа , это рабочий диапазон. Он может быть:

от 0,5 кг до 2,5 кг - квадрат 1/4"

от 1,9 кг до 11 кг - квадрат 3/8"

от 4,2 кг до 21 кг - квадрат 1/2"

от 7 кг до 35 кг - квадрат 1/2"

от 8 кг до 40 кг - квадрат 3/4"

от 10 кг до 70 кг - квадрат 3/4"

от 14 кг до 98 кг - квадрат 1"

Желательно выбрать так, чтобы необходимые нагрузки находились внутри рабочего диапазона (не крайние значения).

Существует несколько разновидностей щелчковых динамометрических ключей , кроме уже описанного. Отличаются они приспособлениями для установки момента. Например, с установкой момента на шкале в окне. Значение на шкале (2) устанавливают поворотом кольцевого регулятора (1), предварительно оттянув его. Считается, что точность динамометрических ключей со шкалой немного ниже, чем у аналогов.

Точность показаний всех динамометрических ключей должна регулярно проверяться один раз в год или каждые 10000 применений. Таким динамометрическими ключами пользуются профессионалы на СТО и любители. Цена такого динамометрического ключа от 900 руб. до 3000 руб.

Электронные динамометрические ключи

Самыми серьезными считаются электронные динамометрические ключи . Погрешность результатов инструмента не более 1%, а показания отображаются на цифровых жидкокристаллических дисплеях в любых системах измерения (кг, фунты, Н/метры). Такой имеет разъем для соединения с компьютером. И, соответственно, имеется возможность распечатки данных затяжки и другой информации (дата, время, номер операции, марка автомобиля, назначение и т.д.). Но и цена электронных динамометрических ключей начинается от 1000 евро.

Стрелочные динамометрические ключи

Существует еще одна разновидность динамометрического ключа . Это так называемые стрелочные динамометрические ключи . Очень дешевый вариант (около 300 руб.). К корпусу (1) прикреплена шкала (2), ручка (3), квадрат для торцевых головок (4) и стрелка (5). При затягивании стрелка остается на месте, а корпус со шкалой смещается. Погрешность таких динамометрических ключей составляет 6-8%. Сломаться такие ключи могут только при превышении нагрузки.

Механические динамометрические ключи с круглой шкалой и стрелкой менее удобны в применении. Цена и вес выше, чем у щелчковых, но имеются покупатели и на них. При хорошем исполнении погрешность составляет 2-3%.

Мы коротко рассказали Вам об основных видах динамометрических ключей . Какой выбрать - Вам решать. Здравый смысл Вам подскажет, что использование динамометрического ключа необходимо не только при ремонте двигателя, но и при затяжке любого крепежа, в том числе и колесных гаек.

Прежде, чем покупать, нужно хорошо знать, как выбрать динамометрический ключ для автомобиля. Вещь для автомобилиста весьма нужная, пригодится даже тем, кто не слишком любит повозиться с колесами и другими деталями своей машины.

В конце концов, если вы разорились на хорошую обувку для своего авто и поменяли , будет весьма обидно потерять их при слишком энергичном закручивании гаек на колесах (например, при постановке колес при помощи не регулируемого пистолета в каком-нибудь шиномонтаже). А если не дозировать усилия, именно это и произойдет: литье лопается от излишне усердной затяжки. А при недостаточной закрутке, наоборот, тоже возникает возможность потерять болт или само колесо при езде.

Не стоит забывать и об удобстве пользования подобным инструментом (уже только поэтому его можно приобрести в комплект, перевозимый в багажнике). А поскольку покупается он для довольно необходимых работ, очень важным становится точность измерений, предоставляемых им.

Как выбрать динамометрический ключ для автомобиля человеку, который еще ни разу им не пользовался и не знает, на что ориентироваться? Внимательно вникнуть в описание разновидностей таких ключей и решить, чем он готов пожертвовать: большей суммой из загашника или точностью данных, от которых зависит долголетие его машины.



Типы динамометрических ключей


В зависимости от того, какие цели вы преследуете покупкой такого ключа и насколько часто предполагаете им пользоваться, выбирайте из трех разновидностей.
  • Стрелочный . Самый простой, самый дешевый – и самый ненадежный. Данные, показываемые им, могут отличаться от реальных аж на 10%. Максимум, который выжимает такой ключ – 280 Нм. Результат определяется на глаз, который, как известно, всегда может подвести. Для несложных и не требующих высокой точности работ вполне годится, хотя специалисты его и инструментом не считают – так, что-то вроде кувалды, которая в теории тоже инструмент;
  • Щелчковый , называемый автомобилистами трещоткой. Наиболее популярен среди владельцев машин и вполне признаваем автомеханиками. Погрешность может достигать 5%, что для домашне-гаражного использования вполне ничего. Диапазон регистрируемых усилий – от 40 до 360 Нм. Есть трещотки и для автослесарного, профессионального применения; у них погрешность – максимум 3%, но и стоимость будет куда выше, чем варианты любительские, которые будут попроще;
  • Электронный . Снабжен цифровой шкалой, световой и звуковой индикацией усилий. Диапазон измерений 20-350 Нм при погрешности меньше 1%. Закупаются такие ключи преимущественно СТО, сервисами и заводами. Стоит на порядок дороже трещотки, даже пригодной профессионалам.
Если вы довольно часто копаетесь в своем авто, стоит обратить внимание именно на щелчковый вариант. В зависимости от комплектации и производителя его стоимость начинается с 1600 рублей, что вполне по средствам. Однако учтите, что и среди трещоток есть свои вариации, которые нужно учитывать при выборе.



На что обращаем внимание?


Самые дешевые ключи-динамометры – с несъемной трещоткой. Учитывая, что в автомобили болты с гайками бывают разного размера, неразборной ключ помощником оказывается не всегда. Таких ключей придется брать трех размеров. Так что более выгодной покупкой будет динамометрический ключ со съемными наконечниками. По большей части они продаются комплектом, учитывающим все потребности; но некоторые производители предлагают возможность произвольной комплектации, так что можно будет несколько подсократить расходы за счет насадок, которые вы сочтете ненужными.

Большинство динамометрических ключей предполагают их использование только на затяжку. Однако в случае каких-то процедур с гайками это не всегда то, чего вам хочется. Если вероятна возня с гайками с обратной резьбой, придется раскошелиться на ключ, работающий в разных позициях. Его использование предполагает 3 режима: фиксированный, затяжки и откручивания. Конечно, это уже будет отнюдь не бюджетный вариант. Найти что-то в этом духе меньше, чем за 3-3,5 тысячи рублей проблематично.



Учимся правильно с ним работать


Перед тем, как приступить к запланированным работам, на трещотке (как и на любом другом динамометрическом ключе, если вы выбрали альтернативный вариант) выставляется усилие, с которым надо воздействовать на гайку или болт. Для этого ручка откручивается до нужного значения. Когда оно будет достигнуто, раздастся характерный щелчок, за который этот вид ключа и получил свое название, как официальное, так и народное. Любопытные иногда интересуются: а что будет, если после достижения заказанного усилия продолжить нажим?

Ключ-динамометр будет работать примитивным воротком, издавая предупредительные щелчки, а вы сорвете гайку или повредите деталь. При этом сам ключ потеряет свою функциональность гораздо раньше, чем это запланировано производителем.

О чем еще не стоит забывать , так это о возврате ключа в исходное состояния после окончания работ. Внутри него находится пружина, которая и отмеряет величину усилия. Если она будет постоянно находиться в сжатом состоянии, усталость металла настигнет ее довольно быстро. В результате погрешность начнет быстро расти.

Основные положения того, как выбрать динамометрический ключ для автомобиля, вы наверняка уже уяснили. Осталось выбрать производителя и съездить в магазин.

Что будет, если недостаточно сильно затянуть, например, крепежные гайки у колес автомобиля или, наоборот, перетянуть их? В первом случае они быстро разболтаются, во втором - резьбу просто сорвет. Результат одинаковый - колесо слетит с оси.

Как же достичь высокой точности закрепления каждого болта, винта и гайки? Трудно ориентироваться на усилие, с которым рабочий фиксирует гайки. Во-первых, это будет примерное усилие, а во-вторых, как быть, если требуется их закручивать несколько десятков за смену? Выход есть - использовать прочный и точный динамометрический ключ, четко контролирующий усилие, с которым затягивается любое резьбовое соединение.

О принципах работы и видах этих ключей, а также о наиболее популярных моделях читайте далее.

Классификация динамометрических ключей и принцип работы

Прежде чем приступить к выбору динамометрического ключа, нужно узнать, какие они бывают. Это очень важно: каждый вид имеет свои особенности конструкции и работы, следовательно, свою сферу применения, в которой его использование даст максимальные результаты.

Ключи предельного (пружинного) типа. На тело ключа и вращающейся части нанесено по шкале. Сначала нужно отпустить стопорную гайку, потом, вращая рукоятку, сделать так, чтобы нулевая отметка на ней совпала с необходимой отметкой на шкале ключа. Таким образом, будет установлен нужный момент затяжки. Далее, чтобы прибавить значения на шкале рукояти к первому установленному значению, следует вращать рукоять по часовой стрелке до тех пор, пока оно не совпадет со следующим значением нулевой отметки. После этого можно зафиксировать стопорную гайку и затягивать крепеж. Нет необходимости следить за установленным значением усилия: при его достижении вы услышите щелчок, который скажет о том, что крепеж затянут с заданным значением.

Кому пригодятся такие ? Например, слесарям станций СТО, когда нужно затягивать большое количество гаек в смену, при этом высокая точность значения не играет большой роли. Погрешность составляет ± 4%.


Стрелочные ключи. Наиболее просты в устройстве и использовании. Состоят из корпуса, к которому крепится шкала, ручки, квадрата для торцевых головок и стрелки. Работать таким ключом несложно: во время затягивания корпус вместе со шкалой отклоняется, а стрелка остается на месте, показывая значение момента. Погрешность устройств довольно большая и составляет 6 - 8%, а не очень удобный корпус не дает возможности работать инструментом в труднодоступных местах. Однако несмотря на недостатки такие ключи очень удобны, когда процесс затягивания ответственных узлов нужно контролировать — вы видите, с какой силой закручивается гайка.

Цифровые ключи. Самый точный вид инструмента — погрешность составляет около 1%. Работа этим видом ключа строится следующим образом. На корпусе находится несколько кнопок: для включения устройства, выбора единицы измерения момента, установки нужного значения момента и его регулировки, зуммер для подачи сигнала. После установки всех параметров можно приступить к работе — во время закручивания на дисплее отображается текущее значение усилия. При достижении необходимого значения ключ издает звуковой сигнал.

Где использовать такие ключи? На станциях технического обслуживания для закручивания особо ответственных соединений, например, для закрепления литого легкосплавного диска, который даже при небольшом превышении усилия может треснуть. Цифровым ключом удобно пользоваться и на промышленных предприятиях по ремонту и обслуживанию станков, железнодорожного транспорта и т.д.

Особенности использования динамометрических ключей

Приобретая инструмент, хочется, чтобы он работал не только точно, но еще и долго. Для этого важно соблюдать следующие действия:

  • после выполнения работы всегда выставлять значение усилия на 0, иначе пружина растянется и ключ испортится;
  • не работать ключом как обычным инструментом для затягивания, иначе ему грозит очень быстрый износ — использовать его только на финальных стадиях затяжки крепежа;
  • нельзя использовать ключ, если нужное вам усилие затяжки превышает максимальное для данного инструмента;
  • запрещается подвергать ключ сильным ударам — это грозит скорым выходом из строя.

После использования обязательно нужно очищать инструмент чистой ветошью и периодически его смазывать. Чтобы ключ не терял точность работы, примерно раз в 1000 применений нужно его проверять.

Как выбрать динамометрический ключ?

От выбора инструмента по техническим характеристикам напрямую зависит качество выполняемой работы и его долговечность. Каковы главные параметры динамометрических ключей? Рассмотрим подробнее.

  • Максимальное усилие (момент силы) - измеряется в ньютон-метрах (Нм) и напрямую влияет на работу, которую можно контролировать с его помощью. В автосервис или мастерскую лучше приобрести несколько ключей с разным диапазоном усилия для выполнения любых операций, например, с диапазоном от 28 до 200 Нм и с диапазоном усилия от 100 до 700 Нм.
  • Квадрат - указывается в дюймах. Перед покупкой динамометрического ключа определитесь с тем, гайки какого размера вы будете чаще всего закручивать, и приобретайте инструмент с соответствующим размером квадрата. Чтобы вы могли сориентироваться, приведем таблицу соответствия усилия и размера квадрата, где 10 Нм - это примерно 1 кг/м.
Усилие, Нм Квадрат, дюймы (")
От 5 до 25 1/4
От 19 до 110 3/8
От 42 до 210 1/2
От 70 до 350 1/2
От 80 до 400 3/4
От 100 до 700 3/3
От 140 до 2000 1

Совет. При выборе усилия, с которым будете затягивать ключ, ориентируйтесь таким образом: нужное вам значение должно находиться примерно в середине диапазона значений усилий самого ключа.

  • Вес и длина - влияют на степень удобства работы с ключом.

Итак, пригодится не только профессиональным работникам автомастерских и СТО для проверки усилия затягивания, но и автомобилистам-любителям. Приобретая инструмент, вы получаете:

  • возможность затягивать гайки с усилием от 15 до 980 Нм;
  • возможность работать с разными посадочными квадратами под головку - от 1/2 до 3/8 дюйма;
  • уверенность в прочности полученной конструкции.

Около полугода назад, я разжился замечательным и недорогим динамометрическим ключом Force 5-25 Нм. Сразу после покупки попробовал затянуть им несколько болтов, в качестве теста, и отложил его на полку, ведь ТО мотоцикла планировалось еще не скоро. Через пол года, когда ключ понадобился, я с ужасом обнаружил, что после последнего использования, я забыл выкрутить вороток в нулевое положене… получается все это время инструмент лежал в «напряженном» состоянии…

«На точность измерений это вряд ли повлияет в лучшую сторону», подумал я, и решил подвергнуть ключ нехитрому тесту. Дабы понять, можно ли продолжать пользоваться этим инструментом, или же моя невнимательность привела к его порче… Для проверки, нам понадобиться обычный бытовой «безмен», и 10 минут свободного времени. Кому интересно, добро пожаловать под кат!)))

1) Первым делом проверим точность весов. В «паспорте» к весам указана точность измерения +-10 грамм. Однако, не будем верить на слово производителям, и взвесим на них два литра холодной воды… Весы оказались достаточно точными, приступаем к шагу два…


2) Возьмем болт на 8, накрутим на него две гайки (одну до самой шляпки болта, а вторую лишь немного «наживим»), зажмем в тиски, затянем болт до предела обычным длинным воротком (моментом затяжки явно больше 25 Нм).

3) Насадим ключ на подготовленный болт так, чтобы вороток смотрел либо вверх, либо вниз (да, удобней проводить измерения когда вороток ключа располагается горизонтально, но в этом случае расчеты сильно усложняются).

4) Выставляем на ключе любой момент затяжки, и плавно, постепенно тянем крюком безмена за заранее выбранное, приметное место на воротке, до тех пор пока ключ не сработает. Запоминаем показания весов, в момент срабатывания ключа. Направление силы, с которой мы тянем наш безмен, должно быть строго перпендикулярно воротку ключа. После этого замеряем расстояние от центра головки нашего ключа до того места на воротке, к которому мы прикладывали силу. Эксперимент необходимо повторить несколько раз, для разных значений момента затяжки. У моей модели ключа, длина воротка меняется, в зависимости от выставленного момента, поэтому измерение плеча (расстояния от центра головки ключа до точки приложения силы) я производил после каждой смены момента затяжки. Заносим полученные результаты в таблицу, для удобства и наглядности.



5) Производим расчет экспериментальных значений момента затяжки по формуле: М = m*g*l
где M - искомый теоретический момент затяжки (Нм), m - показания нашего безмена(Кг), l - плече (м), g - ускорение свободного падения.


6) Сравниваем полученные теоретические результаты, с моментами, выставленными на ключе. Я проводил измерения для 5, 7, 10, 15, 20 и 25 Нм.
Для моей модели ключа, производитель заявил допустимую погрешность в 4%. Мы видим, что полученные значения укладываются в эту погрешность.

Вывод: ключ исправен и пригоден для использования.

По поводу того, нужен ли обычным автолюбителям динамометрический ключ, ведутся долгие и жаркие споры. А между тем, все в данной ситуации, в общем-то, достаточно просто. Давайте разберемся, что такое динамометрический ключ, как им пользоваться и как хранить.

Что такое динамометрический ключ

По сути своей это обычный ключ, который оснащается динамометром, и позволяет затягивать резьбовые соединения с точно заданным усилием. Другими словами, если в документации к вашему автомобилю сказано, что затяжка гаек на колесах должна производиться с усилием в 110 ньютон метров, то обеспечить данное условие вы сможете только при помощи динамометрического ключа. Именно точность момента затяжки того или иного узла или соединения, и является преимуществом, которое обеспечивают динамометрические ключи. Рассмотрим теперь основные разновидности данного инструмента.

Виды динамометрических ключей

Сверху вниз: шкальный, стрелочный, электронный и предельный динамометрические ключи

Динамометрические ключи можно разделить на два основных типа:

  • Индикаторные;
  • Предельные;

Индикаторные динамометрические ключи в свою очередь бывают:

  • Шкальными;
  • Стрелочными;
  • Электронными;

Наиболее высокой точностью обладают конечно же электронные ключи, тогда как остальные два вида, не могут похвастаться высокой точностью показаний.

Что же касается предельных ключей, то нужное значение усилия здесь выставляется перед началом работы. А когда вы достигаете этого значения, ключ издает щелчки или же срабатывает другой механизм сигнализации.

В основном, те, кто пользуется подобным инструментарием, выбирают ключи предельные. Электронные ключи слишком дорогие, к тому же в быту для простого автолюбителя и не требуется идеальная точность. Кроме того, не всегда удобно контролировать показания динамометра. А с предельным ключом, все достаточно просто. Выставил нужное значение и работаешь, не отвлекаясь ни на какие шкалы, стрелки, циферблаты. Поэтому, даже опытные мастера на СТО, предпочитают именно ключи предельного типа. К тому же, придельные динамометрические ключи дольше сохраняют высокую точность работы, в сравнении с индикаторными не электронными аналогами.

Существуют так же ключи односторонние и реверсивные. Первые пригодны только для затяжки правой резьбы, а вторые могут работать и с левой нарезкой. Следовательно, реверсивные модели будут гораздо универсальнее.

Различаются динамометрические ключи и по диапазону измеряемых усилий. Самые маленькие из них работают в диапазоне от одного до шести Ньютон метров, а наиболее распространенные автомобильные динамометрические ключи могут работать в диапазоне от сорока до двухсот НМ.

Так нужен ли автовладельцу динамометрический ключ

Некоторые владельцы автомобилей и даже некоторые автомеханики утверждают, что динамометрический ключ, в общем-то для обычного автолюбителя, вещь бесполезная и ненужная. Колеса дескать, можно затянуть и без особой точности, а все остальное уже удел специалиста.

Между тем, сами эти умельцы не отрицают, что ремонт и замену многих узлов на своих автомобилях, они проводят самостоятельно. Другое дело, что со временем появляется опыт и довольно-таки точное ощущение достаточности прикладываемого усилия, особенно когда это родной и насквозь знакомый автомобиль. А что делать тем, у кого такого опыта нет? Зарваные болты, сломанные шпильки, лопнувшие гайки или головки, все это может стать результатом отсутствия динамометрического ключа. Особенно сегодня, когда в автомобилях иностранного производства, активно применяются различные сплавы и цветные металлы.

Кроме того, динамометрический ключ позволяет достигать такой важной вещи, как равномерность затяжки всех болтов или гаек, что даже на колесе будет совсем не лишним, а ведь есть ситуации, когда это обязательное условие.

Кстати говоря, динамометрический ключ, будет полезен и для современных велосипедистов. Ведь новые, облегченные модели двухколесных транспортных средств включают в себя и алюминий, карбон и другие материалы, которые при перетягивании соединений могут давать трещины, разрушаться и приходить в негодность.

Как пользоваться динамометрическим ключом

Собственно каких-то особенных отличий между работой ключом обычным и ключом динамометрическим, не существует. Вы задаете нужное усилие, если это ключ предельный, или же контролируете его зрительно, если ключ индикаторный. А далее, вы затягиваете гайку или болт, до тех пор, пока не достигнете требуемого момента, вот собственно и все.

Единственное, что никакие удлинители плеча рычага при работе с динамометрическими ключами не допускаются. Другими словами, если на обычный ключ, вы можете надеть кусок трубы, чтобы увеличить прикладываемое усилие, то здесь такого делать нельзя. Ключ конечно же не испортится, но ни о какой точности его, речь идти не будет. Поэтому, работать придется исключительно руками. Нужные значения для усилия в той или иной ситуации, искать следует в документации к автомобилю или иному техническому средству, с которым вы планируете работать таким ключом.