Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир. Что такое героизм (определение)? Истинный и ложный героизм Истинный и ложный героизм в романе война

В ходе урока-исследования решались вопросы:

Где определяется исход сражения (в штабе или на поле битвы)?

Почему русские войска победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?

Какова роль антитезы в изображении военных событий?

Кто истинный герой? Почему капитан Тушин получает выговор, а Долохов награжден?

На уроке фронтальная работа сочеталась с групповой и индивидуальной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 10 классе

Тема урока . Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого (по роману «Война и мир»).

Цели: учащиеся должны знать , что, по мнению Л.Н. Толстого, является главной причиной военных побед и поражений, какую оценку дает писатель действиям и устремлениям «военных трутней» и истинных героев отечества;

понимать , что Шенграбен стал победой русских потому, что нравственная идея защиты своих собратьев одушевляла воинов; Аустерлиц же превратился в катастрофу, ибо не может быть подвига вне истины;

уметь : используя текст романа, ресурсы интернета (исторические документы), составлять монтаж событий; проводить сравнительный анализ героев и событий, подчеркивая, какую роль в романе-эпопее писатель отводит приему антитезы.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточные карточки для учащихся с проблемными вопросами урока и вопросами – заданиями к анализируемым эпизодам.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание изученных глав романа; комментируют отрывки из них; анализируют текст, содержащий описание военного времени, определяя проблемы, поднятые автором в романе-эпопее; читают и комментируют фрагменты текста; делают выводы об авторской позиции писателя в изображении истинного и ложного героизма.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя. Актуализация темы.

Идя вслед за автором, мы должны разобраться в характере военной кампании 1805 года. Толстому почему-то же было недостаточно изобразить войну 1812 ода, чтобы показать роль этого важнейшего исторического события в судьбе его героев и всей России.

Вот что писал Толстой в одном из своих писем (слайд 2) :

«Война всегда интересовала меня. Но война не в смысле комбинаций великих полководцев – воображение мое отказывалось следить за такими громадными действиями: я не понимал их – а интересовал меня сам факт войны – убийство. Мне интереснее знать: каким образом и под влиянием какого чувства убил один солдат другого, чем расположение войск при Аустерлицкой или Бородинской битве».

И тем не менее в ходе работы над романом «Война и мир» Лев Николаевич использовал подлинные исторические документы – приказы, распоряжения, диспозиции и планы сражений, письма и т.д.

К тому же война рождает героев. Но о ком из героев романа можно сказать: «Это настоящий герой»?

  1. Постановка проблемы урока.

Вы прочитали дома главы, посвященные войне 1805 года. Это эпизоды смотра при Браунау, переправы через Энс, обстрел плотины Аугеста, Тильзитский мир, а также главы о Шенграбене и Аустерлицком сражении.

Какие проблемы, по-вашему поднимает писатель в этих эпизодах?

(Ответы учащихся)

Предлагаю остановиться сегодня на таких проблемах (слайд 3):

Где, по мнению Толстого, определяется исход сражения (в штабе или на поле боя)? От каких факторов он зависит?

Почему совершившие подвиг Тушин и Тимохин остаются без награды, а плоды победы пожинают Берг и Долохов?

  1. Сообщение ученика.

(Исследование вопроса с точки зрения истории)

Слайды 4, 5

Сообщение ученика, подготовившего исторический комментарий о причинах вступления русского правительства в коалицию, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях.

IV.Исследование эпизодов.

Обратимся к роману.

Задание по группам:

1группа работает над эпизодом смотра под Браунау.

2 группа рассматривает эпизод переправы через Энс.

(У учащихся на столах листы с вопросами, которые подскажут, на что обратить внимание во время работы с эпизодом)

Не случайно Толстой выбрал для начальных глав о войне смотр. Идет смотр людям и снаряжению. Что он покажет? Готова ли русская армия к войне? Понимают ли солдаты цели войны?

Выясняется полное непонимание целей войны и взаимоотношений с союзниками и противником. «Со всех сторон переговаривались солдатские голоса».

Назначая смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армию от боя.

Итак, непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи – вот что дает сцена смотра в Браунау.

Переправа через Энс.

Обращают внимание на карьеризм Жеркова.

Опасения Несвицкого, что слишком много послали людей поджигать мост, неразбериха во время переправы.

«Общая черта раздраженности и волнения»

V.Сопоставление двух сражений.

Слайд 6

1.Учащиеся работают с эпизодами, освещающими Шенграбенское сражение .(Опираются на задание в карточке)

Обсуждение.

Поведение Долохова, даже геройский поступок он совершает, движимый корыстными побуждениями.

Не численное превосходство, не стратегические планы полководцев, а воодушевление и бесстрашие ротного Тимохина, увлекшего за собой солдат, повлияло на ход сражения.

Артиллерийский капитан Тушин производил впечатление совершенно невоенное. Но именно этот капитан со своими артиллеристами решает исход сражения. Действуя по собственной инициативе, Тушин поджег деревню Шенграбен, где были сосредоточены большие массы неприятеля.

Поиск ответа на вопрос, кто здесь истинный герой и почему Тушин, спасший ситуацию, получает выговор от начальства, а Долохов поощрен.

Слайд 7

2.Аустерлицкое сражение.

Поведение солдат и офицеров в битве.

3. Работа с таблицей в тетради.

Слайд 8

Учащиеся после заполнения таблицы зачитывают свои варианты.

4. Проверка по ключу (слайд 9)

VI. Выводы.

Слайд 10

Подведем итоги нашего исследования.

Учащиеся высказываются по вопросам урока, обобщают.

Имеют ли проблемы, поднятые в романе Толстого, современное звучание?

VII. Домашнее задание. Перечитать главы, воспроизводящие события войны 1812 года (оставление Смоленска, Бородинское сражение)

Сочинение-рассуждение: «Прием антитезы в изображении военных событий как средство решения проблемы истинного и ложного героизма»

Приложение 1.

Карточка для учащихся.

Проблемные вопросы урока.

Где, по мнению Толстого, решается исход сражения (в штабе или на поле боя)? От каких факторов это зависит?

Почему русские войска победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?

Почему совершившие подвиг Тушин и Тимохин остаются без награды, плоды победы пожинают Берг и Долохов?

Какую роль в изображении военных событий Толстой отводит приему антитезы? С какой целью писатель противопоставляет внешний вид и внутренний облик героев романа?

Эпизод «Смотр в Браунау», том1, часть2, главы1-2

Что показал смотр?

Готова ли русская армия к войне?

Эпизод переправы через Энс, том 1, часть 2, глава 8

Поведение простых солдат во время переправы.

Мотивы поведения Жеркова и Несвицкого.

Шенграбенское сражение

Проследите контрст между поведением Долохова и штабных офицеров, с одной стороны, и Тушина, Тимохина с солдатами – с другой (главы 20-21, том 1, часть 2)

Поведение Жеркова в бою, глава 19, том 1, часть2

Батарея Тушина в бою, главы 20-21, том 1, часть2

Князь Андрей в Шенграбенском сражении

Аустерлицкое сражение

Поведение солдат и офицеров в битве


Колоссальное прозаическое полотно «Война и мир», отразившее с невероятной искренностью и правдивостью реальные картины жизни народа в пучине сложных событий первых десятилетий XIX века, стало одним из важнейших произведений в отечественной литературе. Свое высокое значение роман заслужил благодаря серьезности проблематики. Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир» – одна из центральных идей, актуальность которой не проходит спустя более 200 лет.

Война – испытание характера личности

Несмотря на развернутую систему персонажей произведения, его главным героем является русский народ. Как известно, свои истинные качества люди проявляют, оказавшись в сложных жизненных ситуациях. Нет ничего более страшного и ответственного как для отдельно человека, так и для нации в целом, чем война. Она подобно волшебному зеркалу способна отразить истинное лицо каждого, сорвав маски притворства и псевдопатриотизма одних, подчеркнуть героизм, готовность к самопожертвованию ради гражданского долга других. Война становится своеобразным испытанием для личности. В романе русский народ изображен в процессе преодоления этого испытания в виде Отечественной войны 1812 года.

Художественный прием сравнения

В ходе изображения войны автор прибегает к приему сравнительного сопоставления настроений и поведения как военных, так и светского общества, сравнивая 1805–1807 годы, когда бои происходили за пределами Российской Империи, с 1812-м – периодом вторжения французов на территорию государства, заставившим народ подняться на защиту Отечества.

Главным художественным приемом, которым автор мастерски оперирует в произведении, является антитеза. Метод противопоставления автор использует и в оглавлении романа-эпопеи, и в параллельном ведении сюжетных линий, и в создании персонажей. Герои произведения противопоставляются друг другу не только своими моральными качествами и поступками, но и своим отношением к гражданскому долгу, проявлением истинного и ложного патриотизма.

Олицетворение истинного патриотизма

Война коснулась различных слоев населения. И многие стараются внести свою лепту в дело общей победы. Крестьяне и купцы сжигают или раздают свое имущество только для того, чтобы оно не досталось захватчикам, москвичи и жители Смоленска покидают свои дома, не желая находиться под гнетом врага.

С особым проникновением и гордостью создает Лев Николаевич образы русских солдат. Героизм и отвагу они продемонстрировали в эпизодах боевых действий под Аустерлицем, Шенграбеном, Смоленском и, конечно же, на Бородинском сражении. Именно там проявилось несравненное мужество простых солдат, их любовь к Родине и стойкость, готовность пожертвовать собственной жизнью ради свободы и Отечества. Они не пытаются выглядеть героями, подчеркнуть свою удаль на фоне других, а лишь стараются доказать свою любовь и преданность Отчизне. Невольно в произведении читается идея о том, что истинный патриотизм не может быть показным и позерским.

Одним из самых ярких персонажей, олицетворяющим истинный патриотизм в романе «Война и мир», является Михаил Кутузов. Назначенный главнокомандующим русским войском вопреки царской воле он сумел оправдать возложенное на него доверие. Логичность его назначения лучше всего объясняется словами Андрея Болконского: «Пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли… Когда Россия больна, ей нужен свой человек».

Одно из самых сложных решений, которое довелось принять Кутузову во время войны, – это приказ об отступлении. Только дальновидный, опытный и глубоко патриотичный полководец мог взять на себя ответственность за такое решение. На одной чаше весов была Москва, а на другой – вся Россия. Как истинный патриот, Кутузов принимает решение в пользу всего государства. Свой патриотизм и любовь к народу продемонстрировал великий полководец и после изгнания захватчиков. Он отказывается воевать за пределами страны, считая, что русский народ выполнил свой долг перед Отчизной, и больше нет смысла проливать его кровь.

Особая роль в произведении отведена партизанам, которых автор сравнивает с дубиной, «поднявшейся со всей своей грозно и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, гвоздившей французов, пока не погибло все нашествие».

Дух искренней любви к родной земле и государству свойствен не только военным, но и мирному населению. Купцы раздавали свой товар бесплатно, чтобы захватчикам ничего не досталось. Семья Ростовых, несмотря на близившееся разорение, оказывает помощь раненым. Пьер Безухов вкладывает свои средства в формирования полка и даже предпринимает попытку убить Наполеона, невзирая на последствия. Патриотические чувства свойственны и многим представителям дворянского сословия.

Ложный патриотизм в произведении

Однако не всем героям произведения знакомы искренние чувства любви к Родине и разделение народного горя. Настоящим борцам с захватчиками Толстой противопоставляет ложных патриотов, которые продолжали шикарную жизнь в салонах, посещали балы и говорили на языке захватчика. К лжепатриотам относит автор не только светское общество, но и большинство офицерского состава русской армии. Многие из них рады войне как способу получения орденов и карьерного роста. Автор обличает большую часть офицерства, которое ютится в штабах и не участвует в битвах, прикрываясь простыми солдатами.

Прием антитезы в изображении наигранного и настоящего патриотизма является одной из идейных линий романа-эпопеи «Война и мир». По мнению автора, истинные чувства любви к родной земле продемонстрировали представители простого народа, а также те дворяне, которые проникнуты его духом. Те, кому нет покоя в минуты общего горя, и отражают искреннюю любовь к Родине. Эта идея является одной из основных в произведении, а также в сочинении на тему «Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир». Данное убеждение автор изображает через мысли Пьера Безухова, который осознает, что настоящее счастье в единстве со своим народом.

Тест по произведению

Толстого, не побоюсь этого слова, настоящий шедевр мировой литературы. Его читали и читают с удовольствием, с таким же удовольствием прочитала его и я. Теперь смогу поработать над сочинением по теме Истинное и ложное в романе Война и мир. Кстати, уже по названию мы можем видеть контраст, где к противоположным полюсам стягивается многое в романе. Здесь мы видим такие контрасты, как Кутузов и Наполеон, война и описание мирных сцен. Автор, рассуждая в произведении о таких вещах как красота, цель, любовь, патриотизм, героизм, прибегает к понятиям истинного и ложного. При этом все это хорошо просматривается, изучая роман и его героев. Вот как раз об я и напишу .

Ложный патриотизм

Так как в произведении затрагивает тему войны и описывает Отечественную войну 1812 года, то будет справедливо начать свое сочинение с рассуждения по поводу настоящего и лжепатриотизма, ведь именно любовь к Родине, отечеству и народу играет большую роль в войне с противником. Итак, изучив роман, мы смогли увидеть как истинных, так и ложных патриотов. Ко вторым автор относит людей высшего общества, тех кто часто любил собираться в салонах Шерер, Безуховой, Курагиной. Все в чем и смогли они проявить свой патриотизм, так это лишь отказались от разговоров по-французски. Хотя на их столах продолжали стоять французские блюда, а в разговорах они восхваляли Наполеона. Мало кто из их общества стал на защиту Родины. Но есть в романе и те, кто проявил настоящий патриотизм. Это и Кутузов, и Тушин, и солдаты, что воевали с французами. Это и простой народ, который отдавал последнее, помогая нашей армии, сжигал нажитое имущество, чтобы ничего не досталось врагу. Это и партизаны, кто не жалея своей жизни, ради блага и свободы страны, шли воевать с неприятелем.

Ложная и истинная красота

Поднимая тему контрастов, автор затрагивает и тему красоты. При этом у Толстого много некрасивых внешне женщин. Среди них мы видим некрасивую и худую Наташу Ростову, некрасивую княжну Марью, в то время как любительница балов Элен ослепительно прекрасна. Вот только здесь и проявляется ложная красота, где главное не внешность. Внешность, как раз обманчива. Истинная красота в поступках, в душевных качествах. Мы видим, что Наташа прекрасна в своем простосердечии и милосердии. Марья была прекрасна душой, которая казалось светилась изнутри.

Любовь настоящая и ложная

Рассуждая о любви, мы видим, что для автора истинная любовь — это прежде всего чувство душевной близости, когда человек заботится не о себе, а о любимом человеке. Приводя пример искренних чувств, хочется назвать чету Николай Ростов и Марья, также Пьер и Наташа. Но имеется и лжелюбовь, которая проявилась в любви Пьера к Элен, имевшее только влечение. Таким примером могут служить и чувства страсти между Анатолем и Наташей.

Истинный и ложный героизм

Хочется сказать и об истинном героизме, который проявляется в героических поступках простых людей, в героизме солдат. Истинный героизм проявил Тушин и Тимохин, позже при Бородинской битве героический поступок мы увидим и от Андрея Болконского. Хотя во время битвы при Аустерлице Андрея волновала лишь слава и это сложно назвать истинным героизмом. Ложный героизм проявляет и Долохов, который при каждом своем действии не забывает напомнить начальству о том, что за это ему положена медаль.

Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

А какую оценку поставите вы?


Патриотическая тема в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Истинные герои и патриоты в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого Сочинение. «Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир»

Патриотизм – это ответственность, любовь к Родине. Быть патриотом, значит, в любых ситуациях нужно уметь позаботиться о своей стране. Такое качество сложно воспитать в себе, однако без него человек считается лицемерным, эгоистичным. В свое время Лев Николаевич Толстой решил всерьез задуматься над подобной проблемой истинного и ложного патриотизма. Все свои блестящие размышления он изложил в великом романе-эпопее «Война и мир», где два действующих герои, которые необходимы при рассуждении над выше поставленной проблемой, - это не только люди с определенным положением, но и обычный народ.

Стоит начать с рассмотрения ложного патриотизма . Олицетворением сего является Анатоль Курагин. Это фальшивый человек, слова которого не соответствуют действиям. Своими низменными желаниями, он ничего не добивается, в его жизни мало чего-то действительно стоящего. Показывает автор и людей такого типа вроде Бориса Друбецкого, который мечтают лишь о том, чтобы ничего не делать и получать награды за собственное бездействие.

Толстой явно обличает героев, которые считаются ложными. Это дает ясно понять, что от таких персонажей сложно ожидать конкретных действий, направленных на защиту своей родины. Печально то, что люди своим равнодушием к стране не принимают никаких решений, заботы к ней. Лжепатриотизм не лечится, к сожалению. Истинным солдатом родины считается тот, кто осознает свою ответственность перед ней. Патриотом может стать тот, кто в душе своей не таит темные обиды, корыстные планы, тяжкие невзгоды. Нет, людям, которые проявляют любовь к Отечеству, нет дела до материальных средств, чинов, положения. От этого они не зависимы, ибо понимают, что в трудный час родина нуждается в своих спасителях.

Патриотом может быть не столь какой-то возвышенный человек, им может стать любой, кто предан стране, кто переживает за ее дальнейшее будущее. В романе Толстого рисуются образы обычных людей, которые своей простотой привлекают внимание, ибо душа их чиста и полна теплых чувств к родине. Это и Тушин, и Михаил Кутузов, и Андрей Болконский и др. Истинным выразителем патриотизма , конечно, является Кутузов, его роль значительна, так как не думая о себе, он заботиться о других: о своих солдатах, которых, как Наполеон, мог бы бросить и забыть тут же, но герой не столь эгоистичен и тщеславен. Этим и примечательны персонажи, являющиеся олицетворением истинного патриотизма: они осознают, что «когда Россия больна, ей нужен человек». Жить чувствами, настроениями и интересами солдат, народа, вот что не хватает тем, кто исполнен верой в легкую жизнь.

Патриотизм проявляется на войне, а та штука страшная, жесткая, беспощадная, ибо забирает с собой множество ни в чем не повинных жизней. Быть заботливым к родине в тяжелые периоды Отечества – это неимоверная ответственность. Кто может ее осознавать, тот непобедим, тот крепок духом, тот силен физически. Тому все нипочем!

Таким образом, Толстой своими мыслями наталкивает на то, чтобы читатели размышляли над таким понятием, как «патриотизм», ибо с этого закладываются знания. Важно воспитывать сие чувство в душе каждого, чтобы не случались предательства по отношению к родине, чтобы в трудные минуты не было много потерь. Главное то, что не в деньгах счастье. Если всю жизнь рваться за материальными средствами, отодвигая совесть, личные качества, то в результате можно остаться ни с чем в полном одиночестве. А страшнее этого ничего не может быть. Поэтому стоит понимать, что нужно быть внимательным к стране, становиться отзывчивым, «надо любить, надо жить, надо верить…»

Вариант 2

Данный роман является историческим свидетелем, который отображает русского народа мужество и доблесть в войне 1812 г. Главным героем у автора является народ. Толстой в романе очень красочно описывает убийства, кровопролитие, обрисовывает человеческие страдания, которые приносит любая война. Также он показывает читателю как проходил, на тот момент времени, голод, заставляет нас представить чувство находящегося в человеческих глазах страх. Не стоит забывать о том, что описанная писателем война, нанесла России, как материальные, так и иные жертвы, а также разрушила города.

Огромное значение в ходе войны имеет настроение и боевой дух солдат, партизан и других людей, которые стали на защиту своей родины, при этом не щадя своих сил. Начало войны, течении двух лет, велась не на территории современной России. Поэтому для народа она являлась чуждой. А когда французская армия пересекла границу России, весь народ, начиная от детей и заканчивая стариками, стали плотной и крепкой стеной на защиту своей родины.

Толстой в своём романе разделяет людей на группы по отношению к долгу защиты отечества и по принципам нравственности. Автор в тексте также разделяет действия каждого человека на две группы, которые связаны с патриотизмом истинным и ложным. Истинный патриотизм заключается в действиях народа, которые направлены на то, чтобы повысить уровень славы своей отчизны и разрешить дальнейшую судьбу своего народа. По мнению писателя, народ России является самым патриотичным из всего мира. Это было подтверждено строками романа. Например, когда французы всё-таки смогли занять город Смоленск, крестьяне начали быстро уничтожать всё, что может попасть в руки врага. Такие действия каждого крестьянина показывали гнев и ненависть к врагу. Не стоит забывать и про отдачи должной похвалы жителям сердца России, так как они все покинули свои дома, чтобы не угадить род власть, которую принесут французы.

Патриотизм проявляется и на фронте войны, когда солдаты показывают патриотические действия. И в тексте этому имеются подтверждения сценами кровопролитных сражений. Даже купец, чтобы не достались его товары французам, уничтожил свою лавку.

Автор также показывает солдатское отношение к оружию, распитию водки, так как они готовятся к сложному бою. Хочется отметить и то, что по всем сражениям солдат можно сделать определённые выводы, по поводу их любви к своей родине.

Патриотизм в Войне и мире

Поскольку война не только вынесена в название знаменитого романа-эпопеи «Война и мир» русского писателя Льва Николаевича Толстого, но и является основной декорацией к разворачивавшимся событиям, тема патриотизма в произведении является если не самой главной, то, как минимум, одной из основных.

В романе можно найти множество примеров настоящего патриотизма, причём автор показывает нам эти примеры не только среди близкой ему среды российского дворянства, так и среди представителей простого народа и представителей русского крестьянства.

Именно с простого народа и стоит начать. Отечественная война 1812 года затронула каждого жителя России тех времен с той или иной мере, что обуславливает большое количество примеров истинного, настоящего и самоотверженного патриотизма. Первые примеры жертвенной любви к Родине мы можем видеть в отступающем Смоленске – жители города, во главе с купцом Ферапонтовым отдают солдатам всё имущество, передают весь имеющийся у них хлеб на нужды армии, а всё то, что приходится оставить в городе, они поджигают, дабы это не досталось вражеской армии.

Так же патриотичны и жители Москвы – они покидают город гордо, не преподнося Наполеону ключи от города, как тот ожидал, а оставив ему пустой город-призрак, который мало чем может помочь нуждам французской армии.

Причем в отступлении из города едины все – как простой народ, купцы и ремесленники, так и богатые дворяне, для которых французский язык в начале романа был практически как родной. Главным примером самоотверженного патриотизма среди дворян можно считать Наташу Ростову, которая отдаёт всё семейное имущество для помощи в перевозке раненых солдат, а так же Пьера Безухова, который не остаётся в стороне от борьбы с врагом и даже оказывается в плену.

Раскрываются и примеры настоящих патриотов на поле боя – как среди знаменитых генералов и военачальников тех времен, главным образом Кутузова, Раевского, Багратиона и Ермолова, так и среди простых солдат, которые попали в армию по призыву и даже будучи плохо обученными и мало разбирающимися в военном ремесле, самоотверженно шли на верную смерть для того, чтобы избавить свою Родину от французских захватчиков. Олицетворением таких «простых русских мужиков», которым пришлось взять в руки винтовки и пистолеты, шпаги и пики и отправиться на поле битвы с неприятелем.

Говоря о военном героизме и примерах настоящего патриотизма в сражениях с французской армией, нельзя так же не упомянуть о партизанах, поскольку исторически, Отечественная война 1812 года стала чуть ли не первым примером эффективного применения партизанской войны. Тихон Щербатый, Денис Давыдов и многие другие русские партизаны не участвовали в великих сражениях, но, искреннее любя свою Родину, не могли остаться в стороне и уничтожали неприятеля другими способами.

  • Образ города в поэме Мертвые души Гоголя 9 класс сочинение

    Приехав в этот город, Павел изначально предполагал, что этот город более «живой», в нём чаще можно увидеть празднования и уличные вывески. Но окунувшись в быт его жизни, Чичиков понимает, что это лишь маска

  • Сочинение по рассказу Толстого Кавказский пленник

    Во все времена честь и трусость были актуальной темой для рассуждений и размышлений. Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой не смог пройти мимо и не рассмотреть глубоко эти темы.

  • Сочинение Субботний вечер у нас дома 4 класс

    Суббота в нашем доме это как маленький праздник для всей семьи. Все мои одноклассники в субботу отдыхают, но только не я. Меня это никак не тревожит, ведь в субботу я просыпаюсь с отличным настроением.

  • Обычно начиная изучение романа, учителя спрашивают о названии романа «Война и мир», а ученики старательно отвечают, что это антитеза (хотя название можно рассматривать в нескольких аспектах – говорю для объективности), но не понимают, при чем здесь сам роман.

    А дело в следующем.

    Очень многое в романе стягивается к этим противоположным полюсам: Кутузов и Наполеон, война и мир (мирные сцены), истинное и ложное. Более того, создавая картину жизни общества начала XIX века, Толстой с помощью понятий истинного и ложного рассуждает о некоторых важных вещах, например, целях, красоте, героизме, патриотизме, а путь духовных исканий человека – это путь осознания ложного и истинного в жизни.

    Истинный и ложный патриотизм

    Патриотизм – это чувство особенное. Спросите меня, люблю ли я родину, я прежде задумаюсь, но отвечу «да» хотя бы потому, что мне неприятно, когда России вредят или делают больно, когда о ней плохо говорит иностранец (это моя привилегия, ведь я живу здесь и знаю мою страну). Очень легко скатиться к квасному патриотизму, а там и до национализма и шовинизма недалеко.

    В романе герои тоже делятся на ложных, квасных патриотов, и настоящих. К первым относятся представители дворянства и высшего света, которые в патриотическом порыве перестали есть французский бульон, говорить по-французски и обрядились в сарафаны и кафтаны. Куда еще патриотичнее! Князь Ростопчин, генерал-губернатор Москвы в самый ответственный момент выпускал смешные, написанные выспренним языком, никому не нужные афишки-воззвания, и это было, с его точки зрения, патриотично.

    Истинный патриотизм проявился в сжигании своего добра перед приходом французов крестьянами и купцами Смоленска, широким партизанским движением, возникшим стихийно, резко и массово, в «скрытой теплоте патриотизма», которую чувствуют все .

    Толстой пишет в сценах оставления Москвы, что во всей Европе местная знать никуда не уезжала, когда в их страну входила французская армия, более того, приспосабливались и позже находили французов вполне приятными людьми. Но с гордостью Толстой пишет о том, что русские уезжали, потому что под французом нельзя было быть, и все. Автор подчеркивает императивность, категоричность «И все». Нет никакой логики. Просто нельзя быть под французом. И в этом безусловном чувстве – высшее проявление патриотизма, почти бессознательное.

    Истинный и ложный героизм

    Об этом понятии задумывается князь Андрей, который хочет совершить подвиг и заслужить этим славу. При Шенграбене он наблюдает сражение, где видит боевую работу, иначе не скажешь, батареи капитана Тушина, скромного и незаметного в другой жизни человека, героические действия отряда капитана Тимохина, умело обратившего в бегство отряды французов, Долохова, разжалованного в солдаты и взявшего в плен французского офицера. Тушин даже не замечает, когда ему отдают приказ отступать: он все делает и делает свою работу.

    Потом Тушина почти накажут за потерю орудий, и никто не заметит скромного человека, совершившего подвиг, если бы князь Андрей не вступился за капитана.

    Напротив, Долохов на построении после сражения обращает внимание начальства на то, что он взял француза в плен, и что его зовут Долохов, и что он разжалован из офицеров. Подразумевается: «Обратите внимание, я герой! Мне надо награду». На этих примерах князь Андрей впервые задумался об истинности своей цели. Кто из них герой? Долохов, движимый корыстными целями, или Тушин? Но ведь поступок был героическим и у того, и у другого? Князь Андрей хоть и задумался, но выводов все же не сделал. При Аустерлице он поднимает со знаменем в руках в атаку солдат, которые обречены на гибель, в то время как Кутузову нужно сохранить жизни в этой «битве трех императоров». Как итог, ложная цель, ложный героизм приводят Андрея к глубокому душевному кризису.

    Истинная и ложная красота

    Лев Николаевич Толстой – реалист, эпический писатель, а главное требование эпической литературы – писать как в жизни. Вот он и пишет про Наташу Ростову: «Некрасивая, худая…», упоминает про некрасиво растянувшийся рот, когда она плачет, про угловатость, красные пятна на лице… Про княжну Марью всегда пишет прямо: «Некрасивая княжна Марья…».

    Про Элен: ослепительная красавица, прекрасно сложенная, полные белые плечи, мраморная белизна кожи… И так далее.

    Но! Наташа прекрасна, когда поет, сочувствует, в порыве отдает подводы раненым, потому что она естественна, в отличие от насквозь фальшивой и порочной Элен. «Некрасивая княжна Марья всегда хорошела, когда плакала, а плакала она всегда не от обиды, а от грусти или жалости».

    Истинная красота в естественности, милосердии, искусстве, но никак не в скульптурных, но лишенных всякого содержания формах. И горе тому, кто не понимает, какова истинная красота.

    Основная мысль Толстого даже не в показе этих примеров, а в движении к истине. Счастье обретает тот, кто может это движение совершить.