Китч - это массовая культура. Китч: примеры. Такая пошлость: как китч стал явлением массовой культуры Что означает китч

Эра научного и технического прогресса принесла немало разочарований в сфере искусства и культуры. Одним из них стала стандартизация стиля, получившая ругательное определение «китч». Плевки и насмешки критиков не спасли культуру от упадка и даже поспособствовали развитию наиболее претенциозной разновидности китча, которая отразилась в интерьерах.

История и определение китча или кича

Китч (кич) – явление, зародившееся в XIX веке в ответ на культурный голод мелкой буржуазии, освоившей городскую жизнь, но не имевшей потребности в освоении городской культуры. Слово «Kitch» пришло из Германии, дословно обозначает дешевку или безвкусицу. Столь ироничное определение получило искусство, приобретшее массовый характер и утерявшее истинное значение для образованной ячейки общества. Индустриальная революция создала повсеместно всеобщую грамотность, понизив навыки чтения и письма до категории обыденных знаний. Интеллигенция, ранее единственно влиявшая на культурное становление, была разбавлена рабочим народом, не проявлявшим эстетической нужды в подлинном искусстве.

Китч – образчик массовой культуры, подкупивший своей доступностью широким массам. Он – рационализированный вирус, незатейливо внедрившийся в города, сёла и глубоко этнические колонии.

Клемент Гринберг, известный критик XX века, назвал китч вторым культурным феноменом, возникшим на Западе одновременно с ). Коммерциализация искусства стала больной темой многих рецензентов и эстетов. Даже и своеобразный аналог кича в Англии, не породил такой волны негодования и недовольства.

Русское направление: истоки в СССР

Территория объединенных Республик была одновременно охвачена революцией индустриальной и революциями народными. Смена строя и власти, смена господствующей элиты и критериев элитарности послужили прямыми предпосылками появления китча. Рабочий класс, двигатель прогресса, не имел времени и особого желания приобщаться к прекрасному, не имеющему общего с ранее окружавшей его культурой.

Китч – объект низкопробного производства, штампуется по образцу, знаменует торжество социального статуса над потребностью в эстетическом наслаждении. Что хорошо себя зарекомендовало в дизайне русских хрущевок и сталинок.

Смысл, тщательно закладываемый художниками и архитекторами в объекты искусства, был заменен на простоту и незамысловатость. Ощущение причастности к нематериальным ценностям в достаточной мере удовлетворялось тиражируемыми образчиками, более близкими сердцу народа.

Современная культура и искусство

Китч повсюду. Для него действует принцип «спрос порождает предложение». Всё, что мы видим в окружающем нас интерьере – его прямое проявление в повседневной жизни. Кич – стиль современности. Все иные стили, особенно если учесть традиционные, такие, как или , – пережиток прошлого, воссоздаваемый дизайнерами и архитекторами в качестве модного веяния либо эстетической тоски.

Намеренный «утрированный» китч появился относительно недавно. Эта новомодная категория подразумевает нарочитую безвкусицу, избыточную яркость красок, совмещение несочетаемых предметов интерьера.

Впечатление от такого интерьера всегда вызывающее, в независимости от цели, преследуемой декоратором.

Бесчисленное множество путей, которыми стиль прошел с XIX века до наших дней, породило разнообразие, позволяющее ныне разделить китч на три категории:

  • Псевдо-роскошный стиль. Краткое описание – всё, сразу и побольше. Интерьер характеризуется наличием огромного количества предметов роскоши, относящихся к разным эпохам. Тяжелые вычурные кресла соседствуют с китайскими столиками, авангардная люстра освещает массивные ковры и бархатные шторы.
  • Китч люмпенов. Основная идея – подражание бедности. Стены небрежно окрашены или оклеены, лампочки не имеют плафонов. Мебель, потертая и нарочно безвкусная, собирается из разных комплектов. Все материалы дешевые или имитируют таковые.
  • Дизайнерский. Главный посыл – ирония. Именитые творцы искусства не гнушаются иметь в своём портфолио пару претензионных работ. Делается акцент на переизбытке популярных предметов масскультуры, штампованных «сувениров» из якобы далёких стран. Могут обыгрываться одновременно или по отдельности две предыдущих категории китча.

Архитектура

Акцентированный нигилизм коснулся зодчества как дань моде. Наружная отделка походит на случайное временное смешение в пределах одного дома. Постройка в стиле или неожиданно дополняется элементами . Яркие металлические арки граничат с лепнинами и колоннами, классические арочные окна красуются на асимметричных этажных блоках.

Изюминка стиля в градостроительстве – строения в форме съедобных продуктов и предметов быта. Огромные чайники, ананасы, корзинки для пикника и пирожные привлекают своей неординарностью.

Цель строительства – привлечение внимания, ничего более.

Интерьер

Внутренняя отделка домов и квартир ассоциируется с супом, приготовленным маленьким ребёнком. Все ингредиенты выбираются по принципу яркости, перемешиваются без соблюдения технологии и зачастую несъедобны.

Особенности стиля

  1. Подделка. Имитируется всё – дорогие материалы, картины, статуэтки. Нарочито используются изделия с браком, подчеркивающие отсутствие эстетической составляющей.
  2. Переизбыток декора. Каждый квадратный сантиметр украшается ковриками, картинками, открытками. На каждом столе – набор разномастных бессмысленных фигурок.
  3. Эклектизм. Элементы разных стилей, противоположных по духу и значимости, преднамеренно перемешиваются в хаотическом порядке. Англичане викторианской эпохи считали чувством вкуса, современники китча намеренно создают беспорядок во имя безвкусицы.

Цветовая гамма

Цветовая гамма умышленно беспорядочна. В интерьере одной комнаты соседствуют красные, фиолетовые, желтые тона самых невероятных оттенков с пасторальными нежными мотивами.

Яркость – конёк китча, сочетание несочетаемых цветов – догма, которой обязательно следует придерживаться.

Материалы

Вместо дерева ДСП и ДВП, вместо бархата и кожи – текстиль и кожзам. Материалы столь же разнообразны, сколь искусственны. Железо обивается велюром, пластиковые стулья утопают в махровых коврах. В интерьер вкладываются все известные человечеству искусственно созданные материалы, их форма и количество зависят только от фантазии автора.

Полы и стены

Пол может вообще не иметь покрытия. Это достояние люмпенского китча приходится по вкусу многим дизайнерам. В остальных случаях напольным покрытием может служить линолеум, плитка, ламинат, ковролин. Дерево окрашивается дешевыми яркими красками либо ошкуривается до крайне состаренного вида. Оттенки и узор абсолютно произвольны.

В отличии от каждая стена выполнена в своем особенном стиле. Имеют место тканевые обои, обивочные панели, гладкое узорчатое ковровое покрытие. Поверх неоштукатуренной кладки наносятся мультяшные изображения и портреты популярных западных звёзд. Однотонность – редкое исключение.

Окна и двери

Оконные проемы создаются по принципу «и так сойдёт». Форма проемов ломаная, неправильная. Хорошее решение – окна, выполненные в одном из помпезных стилей прошлых веков. Интерьер такого дома, напротив, авангардно кричащий, выделяющий нелепость архаичных элементов.

Оформление дверных проемов в таком же роде сумбурно. Двери простые и дешевые, разрисованы граффити или трафаретными портретами.

Декор и аксессуары: живопись и картины

Картины на стенах – репродукции из-под кисти современных авторов, пасторальные картинки с невинными девами, рисунки из комиксов и мультиков. Намёк на присутствие работ времен да Винчи или Пикассо недопустим, он испортит эффект отрицания стиля. От живописи тут только реконструкции с характерными элементами поп-арта.

Аксессуары на самые разномастные. Тканевые шкатулочки, пластиковые цветы, выцветшие вазы и китайские «хотэи» уживаются в пределах одной полки. Прослеживается эффект жадности, с которой деревенский житель, не знакомый с культурами других стран, нагребает первые попавшиеся сувениры.

Не менее интересно декоративное наполнение в стиле «влюбленной дурнушки». Повсюду стоят, висят и лежат наивные романтичные открытки, комната заполнена розочками, сердечками и изображениями влюблённых пар. Рядом с игривым торшером лежит пара томиков бульварного романа.

Выводы

Китч – наиболее противоречивый стиль из всех известных. Враз актуальный и убогий, нарочно или случайно выпячивающий недостаток вкуса, он сопровождает современного человека повсюду. От китча стало невозможным избавиться со времени повсеместного наступления технического прогресса. Эта культура, этот стиль жизни – данность, которую следует воспринимать благоразумно.

Яркими образами пестрят и другие стили интерьера, хоть и не столь вызывающие критику у публики. К таким стилям можно отнести , который славится своей абсурдностью форм, и , совмещающий в себе броские цвета с холодной сталью и натуральными материалами.

Китч, он же «кич». Многие не раз слышали это определение, которое в основном применимо к стилю интерьера или предметам мебели. Предлагаю разобраться в том, что скрывается за китчем, как его отличать и как использовать, и чем простая халтура отличается от распространенного стиля в дизайне.

В наше время китч можно встретить где угодно: на сцене, подиуме, в фильмах и даже на улицах города. Вспомните Леди Гагу и ее стиль. Гламур, блёстки, бьющая в глаза несочетаемость цветов и предметов, кричащие, аляповатые наряды, и даже макияж - ничто иное как китч. Высокая мода также не брезгует обращаться к безвкусице. Например, Джон Гальяно в своих показах использует китч, демонстрируя высший пилотаж применения вульгарности в моде.

    От массовой безвкусицы к модному течению

    Принято считать, что слово произошло от немецкого «kitsch», что означает пошлость, безвкусица, халтура. Соответственно, вульгарные и нефункциональные предметы массовой культуры, которые имели статусное значение и производились серийно, можно относить к китчу. Но в тоже время они являются привлекательными образцами дизайна и вызывают восхищение у большого количества людей.

    Самое широкое распространение китч получил в 1950-х годах. Тогда начали выпускать «бросовые» изделия из пластика, копирующие образцы «высокого» дизайна, недоступные среднему потребителю. Кроме всего прочего, популярность китча можно было объяснить отсутствием у некоторых людей собственного вкуса. За китчем легко скрыть неразвитое эстетическое чувство, наполняя дом вещами, каждая из которых пестрит и назойливо требует внимания.

    • Китч как явление противопоставляется высокому, аристократическому, дорогому искусству. В книге Клемента Гринберга «Авангард и китч» это понятие очень расширилось и стало включать в себя рекламу, «дешёвую» литературу, музыку, фильмы. Он писал: «…одновременно с появлением авангарда на индустриальном Западе возник и второй культурный феномен, тот самый, которому немцы дали замечательное название "китч": рассчитанные на массы коммерческие искусство и литература, с присущими им колористикой, журнальными обложками, иллюстрациями, рекламой, чтивом, комиксами, поп-музыкой, танцами под звукозапись, голливудскими фильмами и т.д. и т.п.».

      Вместе с развитием постмодернизма китч приобретает вид творческого течения. Его возвышают за его открытость, и он находит поле для реализации в рамках авангарда. Предметы китча стали использоваться в интерьерах для придания особого эффекта именно благодаря их дурному вкусу. Эпатаж, мнимая роскошь и отрицание авторитетов - вот главные козыри китча.

      Особенности стиля

      1. Отстранение, оторванность объектов от их естественного окружения.

      2. Вульгарность. Напыщенность. Банальность. Фальшивость. Если, взглянув на предмет, вам хочется выразиться такими словами, то, скорее всего, перед вами китч.

      3. Грубое и преднамеренное смешение разных стилей.

      4. Кричащее смешение цветов.

      5. Переизбыток декора.

      5. Зачастую подделка или простое подражание предметам искусства.

      Предметы не рождаются «китчевыми», а становятся

      Многие предметы в процессе эволюции культуры и общества стали китчем. Примером может послужить пресс для цитрусовых Juicy Salif от Филипа Старка. Созданный в 1990 году, он успел стать классикой дизайна. Алюминиевая тренога так быстро набрала популярность, что встречалась в каждом модном заведении и каждой статье о стиле интерьера. Но мало кто действительно пользовался ей по назначению, а если и пользовался, то не больше двух раз. Будучи непрактичным предметом, Juicy Salif стал просто украшением кухонной столешницы и приобрел статус китча.

      Инструмент коммерции

      Сегодня китч стал хорошим коммерческим инструментом в медиа-среде, искусстве и дизайне, превратившись в оригинальное явление и привлекая к себе всеобщее внимание. То есть, он не копирует образцы прошлых лет и не опошляет их, а создает нечто новое.

      Китч - это ирония над самим собой и яркий образец того, как явление массового распространения дешевых копий стало образцом искусного дизайна, подчеркивая статусность самих потребителей.

      А чтобы вы могли лучше отличить китч среди другого дизайна, вот вам несколько примеров его проявления в разных сферах:

Что же такое китч?

После подробных комментариев результатов контент-анализа попытаемся сконструировать (на их же основе) собственное определение китча как явления, чрезвычайно актуального в современной культуре. "Классический" китч (в западноевропейском и американском понимании как производное популярной культуры) есть результат коммуникации аутентичного художественного произведения, свежего, высоко оцененного "элитарной" культурой, и потребителя - представителя "массовой" культуры. Эта коммуникация происходит в условиях развитого художественного рынка через посредника: производителя китча или СМИ как тиражирующую инстанцию. До возникновения современного варианта СМИ роль последних мог выполнять, например, художник-копировальщик или ремесленник, производитель "товаров народного потребления".

Вышесказанное касается предметной области китча, но существует также литературный, музыкальный, телевизионный, кинематографический11 и другой китч. Воспользовавшись издревле существующей системой разделения искусств по принципу временнбй или пространственной локализации на "мусические" и "пластические" , выделим две подгруппы китча: назовем их "китч развлечения" и "дизайн-китч". Первая занимает развлекательно-компенсаторную нишу, что отчасти совпадает с функциями искусства в сфере "высокой" культуры. Это касается краткосрочных произведений, требующих от потребителя внимания и "проживания", сюжетной заинтересованности и досуга. Вторая связана, как это следует из названия подгруппы, со статическими произведениями - картинами, скульптурами, сувенирами, украшениями, предметами одежды и дизайна и т.д. И тому, и другому виду китча присущи одни и те же признаки, разница может быть лишь в их акцентуации: например, китчу развлечения в большей степени присуща сюжетность, а для дизайн-китча характерно долговременное бытование в определенной среде и связанная с этим знаковость.

Рассмотрим подробнее семантический аспект китча. Основное его отличие от искусства - в том, что китч, не являясь эстетически ценным в элитарном понимании, заменяет красоту на ее знак. Попадая в определенный контекст - в дом, если это предмет дизайна, в ансамбль одежды, если это украшение, и т.д., - китч становится обозначающим красоты. Благодаря своей нарочитости12 и яркому плану выражения он легко выполняет функцию знака, если существует необходимость доказательства социальной, интеллектуальной, эстетической или даже гендерной полноценности.

Примечательно, что китч вообще, как правило, существует в контексте: без него репродукцию известной картины можно рассматривать как, например, достижение современной копировальной техники или как вариант дидактического материала для школьников и студентов. Макияж в такой ситуации распадается на бессмысленные краски, а бумажная икона служит реальным сакральным предметом для истинно верующих, но не способных приобрести ценную вещь людей.

Сочетание яркого плана выражения и низкой рыночной стоимости делает китч популярным и массовым. Но в некоторых пограничных социальных ситуациях, наоборот, предпочитается завышенная стоимость произведения и "эксклюзивность", что делает покупку признаком финансового процветания. Например, в ситуации нуворишей, по воспитанию и образованию не имеющих доступа к высокой культуре, но обладающих большими средствами и вынужденных самоутверждаться иными способами. Собственно говоря, роскошь как социальный знак существует столько, сколько существует культура - "любой акт показного, бьющего на эффект потребления есть демонстрация силы. Любое транжирство немыслимо без публики, на которую нужно произвести впечатление" . Но если в традиционных культурах этому придавалось ритуальное значение (индейский ритуал потлач), то в современной ситуации социальных изменений к нему добавляется реальная потребность в обозначении личных и социальных границ.

Еще один пример рождения китча в пограничной зоне - стык субкультур, городской и деревенской. Тогда на традиции и привычки одной группы наслаиваются внешние атрибуты другой и возникает несоответствие плана выражения и плана содержания, а как результат - "полукровка"-китч, созданный в согласии с эстетическими представлениями одних, но формами других, чуждый, по сути, и тем, и другим. Отсюда - все эти модные одно время шестимесячные "химии", источником которых служила западная мода на прически a la afro, яркая и неуместная для городского жителя сельская косметика и т.д. Последний пример хорошо подходит для описания семантической функции китча: неумело, с точки зрения профессионального визажиста, накрашенная посетительница сельского клуба (который среди элитарных критиков стал излюбленной метафорой провинциального китча) обозначает таким способом женскую красоту, как бы говоря присутствующим: сейчас я красавица, поскольку проживаю досуг. Понятно, что в трудовой ситуации подобный антураж не только неуместен, но и опасен. Иллюстрацией может служить сцена из фильма "Здравствуй и прощай", в которой героиня приходит в городской магазин и требует помаду, "которой губы красят". Накрасив губы купленной помадой среди бела дня, она попадает в щекотливое положение и вынуждена судорожно стирать следы преступления. Похожий сюжет можно найти в более раннем фильме "Простая история", где героиня Н. Мордюковой пытается скрыть нанесенный не вовремя макияж.

Примеры можно продолжать: в современной провинции мы часто встречаем интересные варианты словоупотребления. Так, например, "зала" (в женском роде, что указывает на его французское происхождение времен светских салонов) означает гостиную комнату, а слово "кушать", употребляемое также в галантном обществе XIX века, используется в обыденной речи вместо слова "есть". Пример из другой области -употребление словосочетания "от кутюр", которое от прямого перевода с французского haut couture (высокая мода) перешло к обозначению вещи "от кутюра", т.е. "от моды" ("от модельера" и т.д.).

Собственно говоря, салонная культура XIX века действительно тиражировалась в современных ей, но отдаленных от столичной светской жизни кругах, и проиллюстрировать это можно не только научными исследованиями13, но и обильными примерами из классической русской литературы - образами Н. Гоголя, А. Чехова и других писателей. Все попытки воссоздать моду и манеры светского общения в поместных кругах, как правило, превращались в повод для иронии и пародии представителей "высокого".

Китч

♦ Гурджиев - философский китч, сказал М. Мейлах. Может быть, так можно сказать про всю так называемую философскую поэзию?

Энциклопедический словарь

Китч

(кич) (нем. Kitsch), дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. В художественной промышленности 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. китч распространился как промышленная имитация уникальных изделий. В 1960-1980-е гг. предметы китча стали распространенным явлением массовой культуры.

Культурология. Словарь-справочник

Китч

(кич) явление массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Китч является элементом массовой культуры, точкой максимального отхода от элементарных эстетических ценностей, одной из наиболее агрессивных тенденций примитивизации в популярном искусстве.

Кино: Энциклопедический словарь (изд. 1987)

КИТЧ

КИТЧ, кич (нем. Kitsch - дешёвка, безвкусица), принцип формирования эстетич. объекта в сфере "массовой культуры", в т. ч. в кино. Слово "К.", распространившееся вначале в культурном обиходе Германии в 19 в., стало впоследствии интернац. термином, означающим целенаправленную обработку эстетич. материала сообразно потребностям массового вкуса и массовой моды. К.- это утрированная имитация форм, связанных в массовом сознании с престижными ценностями культуры, и прежде всего фабрикация примитивной, чувственно-приятной внешней красивости, исходящей из образцов, к-рые узаконены в области высокого иск-ва или на уровне эстетич. потребления привилегированных слоев бурж. общества. К. как принцип может воплощаться и в грубых, педалированных формах (во мн. великосветских и экзотич. киномелодрамах), и в формах умеренных, смягчённых.

◘ Карцева Е., Кич, или Торжество пошлости, М., 1977.

Энциклопедия моды и одежды

Китч

(нем. ) - дешевка, сентиментальщина, безвкусная продукция, рассчитанная на внешний, зачастую шокирующий эффект. Понятие возникло в немецком языке и первоначально означало «дешевый предмет», а именно перекрашенную старую мебель, выдаваемую за новую. Во второй половине 19 - начале 20 вв. китч распространился как промышленная имитация оригинальных изделий. С течением времени понятие вошло во многие языки для обозначения неэстетичных предметов или людей с плохим вкусом. В 60-70-е гг 20 в. китч стал обычным явлением так называемой «буржуазной массовой культуры». Главная роль в распространении китча отводится эстраде, шоу, звездам и т.п. Шокирующие костюмы, зачастую в диффузном стиле (например, аляповатая брошка под старину на кожаной куртке), оригинальный грим, татуировки (в частности, наклейки), всевозможные аксессуары подхватываются публикой в качестве новой моды.

(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Толковый словарь русского языка ХХI века

Китч

, а , м.

Псевдоискусство, лишенное художественно-эстетической ценности; произведение, рассчитанное на внешний эффект, отличающееся обычно яркой, броской формой и примитивным содержанием.

* В жарком Авиньоне посреди глубокомысленных театральных экзерсисов эта театральная шутка Бартабаса казалась китчем. Но у нас, где китча - настоящего, агрессивного, совершенно лишенного и остроумия, и иронии - хватает и без Бартабаса, его легкое, излучающее позитивную энергию представление оказалось какой-то отдушиной . (Изв. 28.05.09). Хит зимнего сезона - мех во всех проявлениях: крашеный, стриженый, в форме аппликаций, опушек, крошечных деталей и цельных вещей. Пиджак в клетку, брюки в полоску плюс пестрая рубашка - то, что когдато считалось китчем, сегодня оказалось на пике мировой моды . (АиФ-СЗ 13.06.10). *

Є нем. Kitsch букв. "халтура, безвкусица"; англ. kitsch .

Мир Лема - словарь и путеводитель

Китч

дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект; в художественной промышленности второй половины позапрошлого начале прошлого века распространился как промышленная имитация уникальных изделий, во второй половине прошлого века стал явлением массовой культуры. "Над дверью - позолоченный портал, по бокам - пальмы в кадках, к туалету ведет дорожка, выложенная плиткой с китайскими иероглифами, а потолок синий со звездами..."; китч входит в моду, когда старые образцы хорошего тона приедаются, а новая эстетика не сформировалась; возникает при чрезмерном богатстве и пресыщенности или, наоборот, при вопиющей, бросающей вызов бедности; в конце прошлого века китч начал "перевариваться" высоким искусством, появился окультуренный, не столь вызывающий китч, например, была легитимизирована высокой модой бижутерия; задним числом, как это обычно и происходит, некоторые стали причислять к китчу Вагнера, Чайковского, Рембранта и утверждать, что "слезы на глазах слушателей или зрителей - одно из главных доказательств китчевой природы артефакта", что на китч указывают "открытое доверчивое лицо, чувственная кожа, золотые закаты, мечты о вечном":

* "Чтобы понять, почему все было именно так, говорит Асперникус, мы должны обратиться ко второй после этики зла кариатиде нацизма - китчу". Провокация *

(от польск. Сус - поделка). Термин, имевший хождение в 1960 - 1970-е гг. и к настоящему времени вышедший из моды, так как его сменило более веское понятие постмодернизм. По сути, К. есть зарождение и одна из разновидностей постмодернизма. К. - это массовое искусство для избранных. Произведение, принадлежащее к К., должно быть сделано на высоком художественном уровне, в нем должен быть увлекательный сюжет. Но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная подделка под него. В К. могут быть глубокие психологические коллизии, но там нет подлинных художественных открытий. Мастером К. был польский режиссер Ежи Гофман. Обрисуем поэтику К. на примере одного из его фильмов - "Знахарь". Гениальный хирург, профессор, придя домой после тяжелой операции, обнаруживает, что его жена от него ушла, прихватив с собой маленькую дочь. Потрясенный, бродит он по улицам, заходитв какой-то кабак, где напивается до бесчувствия. У него отбирают кошелек и все документы, одевают в лохмотья. Он просыпается в канаве, ничего не помнящим бродягой. Ни своего имени, ни социального положения он не помнит - полнейшая амнезия. Он бродит по миру. Несколько раз его арестовывают. Наконец в каком-то участке ему удается украсть чужие документы. Он приобретает новое имя. Поселяется в деревне. Сын его хозяина ломает ногу, которую местный хирург неправильно сращивает. Герой чувствует в себе целительские способности. Он делает мальчику повторную операцию, смастерив примитивные инструменты. Мальчик выздоравливает. Герой становится знахарем. Здесь же, в деревне, живет молодая девушка, между ней и героем возникает симпатия и какая-то странная мистическая связь. Герой силится что-то вспомнить, но не может. Между тем сельский хирург, поскольку знахарь отнял у него практику, подает на героя в суд. На суд приглашается бывший ассистент героя, занимающий его профессорское место. Он узнает в заросшем бородой сельском знахаре своего блестящего учителя. Герой возвращает себе память и понимает, что деревенская девушка - его дочь, мать которой умерла. Это - мелодрама. Фильм сделан избыточно хорошо, слишком изысканно для обыкновенной мелодрамы, на грани тонкой пародии на мелодраму. Зритель попроще может принять фильм за чистую монету. Зритель-интеллектуал наслаждается тем, "как сделано". Это, в сущности, очень близко к постмодернизму - расчет на принципиально различных зрителей. Таким же образом строится один из самых популярных фильмов 1990-х гг. - фильм Квентина Тарантино "Бульварное чтиво" ("Pulpfiction"), содержание которого нет смысла рассказывать, так как все его видели. В 1970-е гг. это назвали бы К. Он использует и обыгрывает жанровую канву гангстерского детектива и триллера, и в то же время сделан так мастерски, с таким огромным количеством аллюзий, что его опять-таки может смотреть любой зритель. И еще один шедевр К. - постмодернизма - роман Умберто Эко "Имя розы". Это ведь тоже К. Пародия на детектив и новеллу Борхеса одновременно. Действие происходит в ХIV в., на исходе средневековья, когда очки еще не вошли в моду и вызывают чисто семиотическое удивление. Герой фильма Вильгельм Баскервильский - средневековый Шерлок Холмс - францисканский монах, а его ученик Адсон (Ватсон) в старости передает историю кровавых убийств, совершающуюся в бенедиктинском монастыре из-за того, что любопытные монахи не могут найти увлекательнейшую книгу, ненаписанную, "виртуальную" вторую часть "Поэтики" Аристотеля, где трактуется понятие комедии. Ее прячет старик монах Хорхе (намек на Борхеса и его рассказ "Поиски Аверроэса"). И вновь массово-элитарный поворот. Однако в отличие от предыдущих примеров "Имя розы" уже вписано в канон новой парадигмы, постмодернистской.

Словарь культуры XX века . В.П.Руднёв .

(нем. Kitsch - от простонародного verkitschen, kitschen - удешевлять) Мировоззренческо-стилистический компонент массовой культуры. Термин «К.» возник во второй половине XIX в. Хотя само явление существовало задолго до его определения, подлинное развитие оно получило лишь с появлением средств массовой коммуникации. Еще Гёте писал, что техника в сочетании с пошлостью - самый страшный враг искусства, что наглядно продемонстрировал К. Захват им различных областей культуры происходил постепенно. Прежде всего он вторгся в литературу, породив чтение такого рода, которое принято называть бульварным. Сегодня это почти все «дамские романы», творчество Жаклин Сьюзен, Гарольда Роббинса, Анны и Сержа Голон и многих многих других. В кон. XIX в. К. предъявил права на эстраду и прикладное искусство. Утонченные увеселения аристократии сменились грубостью, плоскостью буржуазных зрелищ. Их программы подчинилась вкусу нуворишей (Это, только с поправкой на политику, прекрасно показано в известном американском мюзикле Боба Фосси «Кабаре», 1972). Вкус тех же любителей открыток с амурчиками, порхающими над целующейся парой, с полногрудыми дамами, демонстрирующими глубокое декольте и подвязки с розовыми бантиками, верных поклонников кичевого романа. С появлением кинематографа, телевидения, видео этот вкус распространился и на них. К. стал товаром, имеющим постоянный широкий сбыт. Его отличиями стали жизнеподобие в мелочах, мнимая значительность, обманчивая актуальность. В эстетическом же отношении это - нивелировка сюжета, сведение многозначности смысла к тривиальности житейской прописи, замена сложного эмоционального ряда простейшими психофизиологическими актами, эротическим возбуждением, кратковременным нервным шоком, стимуляцией агрессивности. Это и искажение литературной классики в угоду массовому вкусу (фильмы: «Снега Килиманджаро», 1952, «Убийцы», 1964, «Манон-70», «Волшебная гора», 1983 и др.). Сведение биографии великих людей к изложению пикантных подробностей их личной жизни («Генри и Джун», 1990, «Возлюбленный язычник», 1959, «Джексон Поллок: американская сага», 1993 и др.) Увлечение мистикой и ужасами («Изгоняющий дьявола», 1973, «Дракула», 1992, «Хрустальный башмачок и роза», 1976 и др.) А. Моль в книге «Кич, искусство счастья» справедливо утверждал, что К. это не только стиль в литературе и искусстве, но и отношение к нему потребителей. Кичмен жаждет описаний «сладкой» жизни тех, кто не стеснен в средствах: аристократов, дам полусвета, финансовых магнатов, звезд кино, телевидения и эстрады и им подобных, что позволяет давать описания роскошных апартаментов и увеселительных заведений, полный реестр великосветских развлечений, «возвышенные» страсти и диалоги, пристойную дозу эротики или откровенный секс, то есть, всё то, чем зачитывалась несчастная Настя из горьковской пьесы «На дне». На иной основе строятся взаимоотношения современного потребителя и неоки-ча. Если старый К. стремился к красоте, какой она представлялась неразвитому вкусу нуворишей, то есть к пошловатой красивости, то К. сегодняшний сознательно ввел моду на безобразное. Потребитель нередко понимает, что вещь некрасива и нефункциональна (например, чайник в форме кошки или дом в виде башмака) и именно поэтому покупает ее, чтобы идти в ногу со временем, не выглядеть отсталым. Столь тесной связи эстетики с престижностью не знал старый К. Нынешний заказчик и потребитель К. принадлежит к тому слою населения, для которого характерны достаточная материальная обеспеченность, довольство собой и жизнью, тяга к постоянному украшательству ее все новыми и новыми вещами и развлечениями. Погружаясь в иллюзорный мир К., его потребитель обнаруживает сходство своих стремлений, своих представлений о морали, нравственности, эталонах успеха со стремлениями и представлениями героев книг, фильмов и телепередач. Для него важно только одно условие: показанное или написанное должно обладать всеми внешними приметами жизнеподобия. К. апеллирует к инстинктам; теоретическое обоснование этого исследователи находят у 3.Фрейда, поскольку К. нередко делает ставку на спекуляцию сексуальностью и жестокостью. Манипулирование сознанием реципиентов, точный учет психологии восприятия в сочетании с прогрессом технических возможностей распространения К.-продукции - основы как К., так неокича. Одной из разновидностей неокича является кэмп. По мнению С.Зонтаг суть кэмпа - пристрастие ко всему неестественному, искусственному, чрезмерному. Наиболее волнующим зрелищем объявляются те киноленты, которые входят в ежегодно составляемый критиками список десяти самых плохих фильмов. Новым успехом начинает пользоваться старая итальянская киче-вая серия картин с участием феноменального силача Мациста. Кэмпмен приходит в восторг от наиболее безвкусных кичевых украшений. Постмодернизм нередко иронически обыгрывает кэмп, превращая его в элемент художественного фристайла.

Лит.: Карцева Е. Кич, или Торжество пошлости. М., 1977;

Kitsch: The World of Bad Taste. Ed. G.Dorfles. N.Y., 1969;

Moles A. Le Kitsch, L"art du bonheur. Paris, 1971;

Stemberg J. Le Kitsch. P., 1971.

Е.Карцева

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. . В.В.Бычков . 2003 .

этимология этого слова имеет несколько версий:

1) от нем. музыкального жаргона нач. ХХ в. – по смыслу «халтура»;

2) от нем. удешевлять;

3) от англ. – «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления.

Кич – специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями.

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КИЧ" в других словарях:

    Кич, Стэйси Стэйси Кич англ. Stacy Keach Имя при рождении: Walter Stacy Keach, Jr … Википедия

    См. КИТЧ. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. КИТЧ, КИЧ [нем. Kitsch халтура, безвкусица] безвкусное, дешевое произведение (напр., картина, роман, фильм). Термин возник в начале XX в. в кругах мюнхенских художников. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

    кичәге - Кичә булган, кичә эшләнгән. күч. Үткән чордагы, элекке замандагы … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

    Кич, а и китч, а … Русское словесное ударение

    М.; = китч Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Сущ., кол во синонимов: 14 безвкусица (12) вампука (10) дешевка (21) … Словарь синонимов

    Англ. kitch; нем. Kitsch. Продукт творчества, претендующий на художественную ценность, но не обладающий ею. К, как правило, характеризуется поверхностью, сентиментальностью, слащавостью и стремлением к усилению эффекта. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии