Кто написал доктор живаго автор имя фамилия. «Доктор Живаго» главные герои. Нобелевская премия по литературе

Юрий Живаго – главный герой романа Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго»; преуспевающий медик, служивший во время войны; муж Антонины Громеко и сводный брат генерал-майора Ефграфа Живаго . Юрий рано осиротел, потеряв сначала мать, которая умерла в результате продолжительной болезни, а затем отца, который, будучи в алкогольном опьянении, спрыгнул из движущегося на полном ходу поезда. Его жизнь была нелегкой. Как говорил сам автор, фамилию герою он придумал от выражения, взятого из молитвы: «Бога Живаго». Под фразой подразумевалась ассоциация с Иисусом Христом, «исцеляющим все живое». Таким хотел видеть Пастернак своего персонажа.

Считается, что прототипом героя был сам автор, точнее его духовная биография. Сам же он говорил, что доктор Живаго должен ассоциироваться не только с ним, а скорее с Блоком, с Маяковским, возможно, даже с Есениным, то есть с теми авторами, которые рано ушли из жизни, оставив после себя ценный томик со стихами. Роман охватывает всю первую половину двадцатого века, а доктор уходит из жизни в переломный год 1929-й. Получается, что в каком-то смысле это автобиографичный роман, а в каком-то нет. Юрий Андреевич застал Октябрьскую революцию и Первую мировую войну. На фронте он был практикующим врачом, а дома – заботливым мужем и отцом.

Однако события сложились так, что вся жизнь шла вопреки установленному в обществе порядку. Сначала он остался без родителей, затем воспитывался в семье дальних родственников. На дочери своих благодетелей, Тане Громеко, он впоследствии женился, хотя больше его привлекала загадочная Лара Гишар , чьей трагедии он не мог тогда знать. Со временем, жизнь свела этих двоих, но вместе они пробыли недолго. Разлучником стал тот самый злополучный адвокат Комаровский , после разговора с которым в свое время выпрыгнул из поезда отец Юрия.

Помимо врачевания, Живаго увлекался литературой и написанием поэзии. После его смерти друзья и родные обнаружили тетради, в которых он записывал свои стихотворения. Одно из них начиналось со слов: «Свеча горела на столе, Свеча горела…» Оно родилось в его голове в тот вечер, когда он с Тоней направлялся на елку к друзьям и стал свидетелем того, как Лара стреляла в любовника своей матери. Этот случай навсегда остался в его памяти. В тот же вечер она объяснилась с Пашей Антиповым , который стал ее законным мужем. События сложились, таким образом, что Лара с Пашей расстались, а Юра после ранения попал в тот госпиталь, где она работала сестрой милосердия. Там и произошло объяснение, во время которого Юра признался, что любит ее.

Жена доктора и двое детей были высланы из страны и эмигрировали во Францию. Тоня знала о его отношениях с Ларой, но продолжала его любить. Переломным моментом для него стало расставание с Ларисой, которую обманным способом увез Комаровский. После этого Живаго совсем запустил себя, не хотел заниматься врачебной практикой и ничем не интересовался. Единственное, что его увлекало, так поэзия. К революции он поначалу относился хорошо, но после того, как пробыл в плену, где ему пришлось стрелять в живых людей, он сменил свой энтузиазм на сострадание к невинным людям. Он намеренно отказался от участия в истории.

По сути, этот персонаж прожил жизнь, которой и хотел жить. Внешне он выглядел безвольно, но на самом деле обладал сильным умом и хорошей интуицией. Умер Живаго от сердечного приступа, приключившегося с ним в переполненном трамвае. На его похоронах была и Лариса Антипова (Гишар). Как оказалось, у нее была дочь от Юрия, которую она вынужденно отдала на воспитание чужой женщине. О племяннице и работах брата после его смерти позаботился сводный брат Евграф Живаго.

Роман Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго» стал одним из наиболее противоречивых произведений современности. Им зачитывался Запад и категорически не признавал Советский Союз. Его издавали на всех европейских языках, в то время как официальная публикация на языке-оригинале вышла лишь спустя три десятка лет после написания. Заграницей он принес автору славу и Нобелевскую премию, а на родине – гонения, травлю, исключение из Союза советских писателей.

Прошли годы, разрушился строй, пала целая страна. Родина наконец-то заговорила о своем непризнанном гении и его произведении. Учебники были переписаны, старые газеты отправлены в топку, доброе имя Пастернака восстановлено и даже Нобелевская премия возвращена (в виде исключения!) сыну лауреата. «Доктор Живаго» разлетелся миллионными тиражами во все концы новой страны.

Юра Живаго, Лара, подлец Комаровский, Юрятин, домик в Варыкино, «Мело, мело по всей земле…» – любая из этих словесных номинаций является для современного человека легко узнаваемой аллюзией на пастернаковский роман. Произведение смело шагнуло за рамки традиции, бытовавшей в ХХ веке, превратившись в литературный миф об ушедшей эпохе, ее обитателях и силах, что управляли ими.

История создания: признанный миром, отвергнутый родиной

Роман «Доктор Живаго» создавался на протяжении десяти лет, с 1945 по 1955 годы. Замысел написать большую прозу о судьбах своего поколения появляется у Бориса Пастернака еще в 1918-м. Однако, по различным причинам, воплотить его в жизнь не получалось.

В 30-е годы появились «Записки Живульта» – такая-себе проба пера перед рождением будущего шедевра. В сохранившихся отрывках «Записок» прослеживается тематическое, идейное и образное сходство с романом «Доктор Живаго». Так, Патрикий Живульт стал прообразом Юрия Живаго, Евгения Истомина (Люверс) – Ларисы Федоровны (Лары).

В 1956 году Пастернак разослал рукопись «Доктора Живаго» в передовые литературные издания – «Новый мир», «Знамя», «Художественную литературу». Все они отказались печатать роман, в то время как за «железным занавесом» книгу выпустили уже в ноябре 1957-го. Она увидела свет благодаря интересу сотрудника итальянского радио в Москве Серджио Д’Анджело и его соотечественника издателя Джанджакомо Фельтринелли.

В 1958 году Бориса Леонидовича Пастернака наградили Нобелевской премией «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также продолжение традиций великого русского эпического романа». Пастернак стал вторым, после Ивана Бунина, русским литератором, удостоившимся этой почетной премии. Европейское признание имело эффект разорвавшейся бомбы в отечественной литературной среде. С этих пор началась масштабная травля писателя, которая не утихала до конца его дней.

Пастернака называли «Иудой», «антисовесткой наживкой на ржавом крючке», «литературным сорняком» и «паршивой овцой», что завелась в хорошем стаде. Его вынудили отказаться от премии, исключили из Союза советских писателей, осыпали колкими эпиграммами, устраивали «минуты ненависти» Пастернака на заводах, фабриках и прочих госучреждениях. Пародоксально, что о публикации романа в СССР не шло и речи, так что большинство хулителей не видели произведения в глаза. В последствии травля Пастернака вошла в литературную историю под названием «Не читал, но осуждаю!»

Идеологическая мясорубка

Только в конце 60-х, после смерти Бориса Леонидовича, травля стала утихать. В 1987-м Пастернака восстанавливают в Союзе советских писателей, а в 1988 году роман «Доктор Живаго» публикуют на страницах журнала «Новый мир», который тридцать лет назад не только не согласился печатать Пастернака, но и разместил обвинительное письмо в его адрес с требованием лишить Бориса Леонидовича советского гражданства.

Сегодня «Доктор Живаго» остается одним из самых читаемых романов в мире. Он породил ряд других художественных произведений – инсценировок и кинофильмов. Роман четырежды экранизировался. Самая известная версия снята творческим трио – США, Великобритания, Германия. Проект срежиссировал Джакомо Кампиотти, главные роли исполнили Ханс Мэтисон (Юрий Живаго), Кира Найтли (Лара), Сэм Нилл (Комаровский). Есть и отечественный вариант «Доктора Живаго». Он вышел на ТВ-экраны в 2005 году. Роль Живаго исполнил Олег Меньшиков, Лары – Чулпан Хаматова, Комаровского сыграл Олег Янковский. Кинопроектом руководил режиссер Александр Прошкин.

Действие романа начинается с похорон. Прощаются с Натальей Николаевной Ведепяниной, матерью маленького Юры Живаго. Теперь Юра остался круглой сиротой. Отец давно покинул их с матерью, благополучно проматывая миллионное состояние семейства где-то на просторах Сибири. Во время одного из подобных путешествий, упившись в поезде, он выпрыгнул из состава на полном ходу и расшибся насмерть.

Маленького Юру приютила родня – профессорская семья Громеко. Александр Александрович и Анна Ивановна приняли юного Живаго как родного. Он рос вместе с их дочкой Тоней – его главным другом с детских лет.

В то время, когда Юра Живаго потерял старую и нашел новую семью, в Москву приехала вдова Амалия Карловна Гишар с детьми – Родионом и Ларисой. Организовать переезд мадам (вдова была обрусевшей француженкой) помог приятель ее покойного супруга уважаемый московский адвокат Виктор Ипполитович Комаровский. Благодетель помог семейству обосноваться в большом городе, устроил Родьку в кадетский корпус и продолжил время от времени навещать Амалию Карловну, женщину недалекую и влюбчивую.

Однако интерес к матери быстро угас, когда подросла Лара. Девушка быстро развилась. В 16 лет она уже походила на молодую красивую женщину. Седеющий ловелас охмурил неопытную девочку – не успев опомниться, юная жертва оказалась в его сетях. Комаровский валялся в ногах молодой возлюбленной, клялся в любви и хулил себя, умолял открыться матери и сыграть свадьбу, словно Лара спорила и не соглашалась. И продолжал-продолжал с позором водить ее под длинной вуалью в специальные кабинеты дорогих ресторанов. «Разве когда любят, унижают?» – задавалась вопросом Лара и не находила ответа, всей душой ненавидя своего мучителя.

Спустя несколько лет после порочной связи, Лара стреляет в Комаровского. Это произошло во время рождественского празднования у почтенной московской семьи Свентицких. В Комаровского Лара не попала, да и, по большому счету, не хотела. Зато сама того не подозревая, она угодила прямо в сердце молодому человеку по фамилии Живаго, который также был в числе приглашенных.

Благодаря связям Комаровского инцидент с выстрелом удалось замять. Лара скоропалительно вышла замуж за друга детства Патулю (Пашу) Антипова, очень скромного и беззаветно влюбленного в нее молодого человека. Отыграв свадьбу, молодожены уезжают на Урал, в небольшой городок Юрятин. Там у них рождается дочка Катенька. Лара, теперь уже Лариса Федоровна Антипова, преподает в гимназии, а Патуля, Павел Павлович, читает историю и латынь.

В это время в жизни Юрия Андреевича также происходят перемены. Умирает его названная мать Анна Ивановна. Вскоре Юра женится на Тоне Громеко, нежная дружба с которой уже давно перешла во взрослую любовь.

Размеренную жизнь этих двух семей всполошила начавшаяся война. Юрия Андреевича мобилизуют на фронт в качестве военного врача. Ему приходится покинуть Тоню с новорожденным сыном. В свою очередь Павел Антипов покидает родных по доброй воле. Он давно тяготится семейной жизнью. Понимая, что Лара слишком хороша для него, что она его не любит, Патуля рассматривает любые варианты вплоть до самоубийства. Война пришлась очень кстати – идеальный способ, чтобы проявить себя как героя, или найти скорую смерть.

Книга вторая: самая большая любовь на земле

Хлебнув горестей войны, Юрий Андреевич возвращается в Москву и застает любимый город в страшной разрухе. Воссоединившееся семейство Живаго принимает решение покинуть столицу и отправиться на Урал, в Варыкино, где раньше находились фабрики Крюгера – дедушки Антонины Александровны. Тут, по стечению обстоятельств, Живаго встречается с Ларисой Федоровной. Она работает сестрой милосердия в больнице, куда Юрий Андреевич устраивается врачом.

Вскоре между Юрой и Ларой завязывается связь. Томимый угрызениями совести Живаго снова и снова возвращается в дом Лары, не в силах противостоять чувству, которое вызывает в нем эта прекрасная женщина. Он восхищается Ларой каждую минуту: «Ей не хочется нравиться, быть красивой, пленяющей. Она презирает эту сторону женской сущности и как бы казнит себя за то, что так хороша… Как хорошо все, что она делает. Она читает так, точно это не высшая деятельность человека, а нечто простейшее, доступное животным. Точно она носит воду или чистит картошку».

Любовную дилемму решает вновь-таки война. Однажды по дороге из Юрятина в Варыкино Юрия Андреевича возьмут в плен красные партизаны. Только через полтора года скитаний по сибирским лесам доктору Живаго удастся сбежать. Юрятин захвачен красными. Тоня, тесть, сын и дочка, родившаяся уже после вынужденной отлучки доктора, уехали в Москву. Им удается выхлопотать возможность эмигрировать заграницу. Об этом Антонина Павловна пишет мужу в прощальном письме. Это письмо-крик в пустоту, когда пишущий не знает, дойдет ли его послание до адресата. Тоня говорит, что знает о Ларе, но не осуждает по-прежнему горячо любимого Юру. «Дай перекрещу тебя, – надрывно кричат буквы, – На всю нескончаемую разлуку, испытания, неизвестность, на весь твой долгий, долгий темный путь».

Утратив навсегда надежду на воссоединение с семьей, Юрий Андреевич вновь начинает жить с Ларой и Катенькой. Чтобы лишний раз не мелькать в городе, поднявшем красные знамена, Лара и Юра уединяются в лесном домике опустевшего Варыкино. Здесь они проводят самые счастливые дни их тихого семейного счастья.

О, как же хорошо им было вместе. Они любили подолгу говорить вполголоса, когда на столе уютно горит свеча. Их объединяла общность душ и пропасть между ними и остальным миром. «Я ревную тебя к предметам твоего туалета, – признавался Юра Ларе, – К каплям пота на твоей коже, к носящимся в воздухе заразным болезням… Я без ума, без памяти, без конца люблю тебя». «Нас точно научили целоваться на небе, – шептала Лара, – И потом детьми послали жить в одно время, чтобы друг на друге проверить эту способность».

В варыкинское счастье Лары и Юры врывается Комаровский. Он сообщает, что всем им грозит расправа, заклинает спасаться. Юрий Андреевич – дезертир, а бывший революционный комиссар Стрельников (он же мнимо погибший Павел Антипов) попал в немилость. Его близких ждет неминуемая смерть. Благо, на днях мимо будет проходить поезд. Комаровский может устроить безопасный отъезд. Это последний шанс.

Живаго наотрез отказывается ехать, но ради спасения Лары и Катеньки идет на обман. По наущению Комаровского, он говорит, что отправится за ними следом. Сам же остается к лесном домике, так толком и не попрощавшись с любимой.

Стихи Юрия Живаго

Одиночество сводит Юрия Андреевича с ума. Он теряет счет дням, а свою бешеную, звериную тоску по Ларе заглушает воспоминаниями о ней. В дни варыкинского затворничества Юра создает цикл из двадцати пяти стихотворений. Они прилагаются в конце романа как «Стихотворения Юрия Живаго»:

«Гамлет» («Гул затих. Я вышел на подмостки»);
«Март»;
«На Страстной»;
«Белая ночь»;
«Весенняя распутница»;
«Объяснение»;
«Лето в городе»;
«Осень» («Я дал разъехаться домашним…»);
«Зимняя ночь» («Свеча горела на столе…»);
«Магдалина»;
«Гефсиманский сад» и др.

Однажды на пороге дома появляется незнакомец. Это Павел Павлович Антипов, он же ревком Стрельников. Мужчины разговаривают всю ночь. О жизни, о революции, о разочаровании, и женщине, которую любили и продолжают любить. Под утро, когда Живаго провалился в сон, Антипов пустил себе пулю в лоб.

Как обстояли дела доктора дальше не ясно, известно лишь, что он вернулся в Москву пешком весной 1922-го. Юрий Андреевич поселяется у Маркела (бывшего дворника семьи Живаго) и сходится с его дочерью Мариной. У Юрия и Марины рождается двое дочерей. Но Юрий Андреевич больше не живет, он словно доживает. Забрасывает литературную деятельность, бедствует, принимает покорную любовь верной Марины.

Однажды Живаго пропадает. Своей гражданской жене он присылает небольшое письмо, в котором сообщает, что некоторое время хочет побыть один, подумать о дальнейшей судьбе и жизни. Однако к родным он так и не вернулся. Смерть застигла Юрия Андреевича неожиданно – в вагоне московского трамвая. Он скончался от сердечного приступа.

Кроме людей из ближайшего окружения последних лет, на похороны Живаго пришли неизвестные мужчина и женщина. Это Евграф (единокровный брат Юрия и его покровитель) и Лара. «Вот и снова мы вместе, Юрочка. Как опять Бог привел свидеться… – тихо шепчет Лара у гроба, – Прощай, большой и родной мой, прощай моя гордость, прощай моя быстрая реченька, как я любила целодневный плеск твой, как я любила бросаться в твои холодные волны… Твой уход, мой конец».

Предлагаем вам ознакомиться с биографией Бориса Леонидовича Пастернака , поэта, писателя, переводчика, публициста – одного из самых ярких представителей русской литературы двадцатого века. Наибольшую славу писателю принес роман – “Доктор Живаго”.

Прачка Таня

Спустя годы, время Второй мировой, Гордон и Дудоров встречаются с прачкой Таней, недалекой, простой женщиной. Она беззастенчиво рассказывает историю своей жизни и недавней встрече с самим генерал-майором Живаго, который зачем-то сам ее отыскал и пригласил на свидание. Гордон с Дудоровым вскоре понимают, что Таня – внебрачная дочь Юрия Андреевича и Ларисы Федоровны, родившаяся уже после отъезда из Варыкино. Лара была вынуждена оставить девочку на железнодорожном переезде. Так и прожила Таня на попечении сторожихи тетки Марфуши, не зная ласки, заботы, не слыша книжного слова.

В ней не осталось ничего от ее родителей – величественной красоты Лары, ее природной интеллигентности, острого ума Юры, его поэтичности. Горько смотреть на беспощадно побитый жизнью плод великой любви. «Так было уже несколько раз в истории. Задуманное идеально, возвышенно, – грубело, овеществлялось». Так Греция стала Римом, русское просвещение – русской революцией, Татьяна Живаго превратилась в прачку Таню.

Год: 1955 Жанр: роман

Сначала кратко, потом по главам

У малолетнего Юры Живаго умерла мама. Отец, некогда состоятельный человек, уже давно ушел от них, спустив все своё состояние. Сначала он воспитывался у дяди, бывшего священника, а потом стал жить в семье Громеко. Интеллигентная семья оставила отпечаток в душе мальчика. Он сдружился с дочерью Громеко – Антониной.

Вскоре Юра увидел 17-летнюю Ларису. Лара уступила настойчивым ухаживаниям адвоката Комаровского и тяготилась отношениями со взрослым покровителем. Спустя некоторое время Юрий вновь встретил Ларису на рождественском приёме у Свентицких. Их встреча произошла при странных обстоятельствах. Герой был уже с Тоней, на отношения их благословила перед смертью Анна Ивановна, мать Антонины. Ночью Лара выстрелила в Комаровского, но случайно убила другого человека. Адвокат помог девушке избежать наказания и снял для нее комнатку. Лара решила выйти замуж за давно и горячо любившего его Павла Антипина, и новобрачные уехали в Юрятино. Вскоре родилась дочь Катенька.

Тем временем Живаго тоже женился на Антонине. У супругов родились 2 дочери. Планам молодой семьи помешала начавшаяся война. Доктор уехал воевать. Павел был пленён. Лариса стала военной медсестрой и поехала искать мужа на фронт.

Живаго переехали в имение рядом с Юрятино. Здесь начался его тайный роман с Ларисой. Герой мучила совесть за неверность жене. Позже его насильно забрали в отряд партизан под командованием Микулицына, где ему пришлось пробыть вдали от дома 2 года. Антонина с детьми уехала в Москву. Сбежав наконец из отряда, доктор вернулся в Юрятино, в дом, где жили Лариса с дочерью. Влюбленные подолгу беседовали друг с другом, но неожиданно к ним приехал Комаровский. Выяснилось, что отца Павла сослали на каторжные работы, будущая судьба самого революционера была неизвестна, и женщине грозил расстрел. Адвокат предложил им уехать вместе с ним на поезде. Живаго, поняв, что это единственный шанс спасти любимую и ее дочь, отправляет их с адвокатом, а сам остаётся в их доме. Через какое-то время возвращается Павел. Мужчины долго разговаривают друг с другом, и революционер объясняет, почему надолго покинул семью. Наутро Павел покончил с собой во дворе дома.

Юрий жил один долгое время, скучая по любимой, и посвящал ей стихи. Позже он решил дойти пешком до Москвы. Здесь он вновь женился на дочери своего бывшего дворника, у него родились дети. Живаго писал письма Антонине. Бывшая жена знала про его новую семью, но не держала на него зла и не обижалась.

Спустя почти 10 лет Живаго умер от сердечного приступа. На похороны пришли Марина, Антонина и даже Лариса. Лара призналась брату Юрия Евграфу, что родила от доктора дочь. Спустя несколько лет Евграф, ставший генералом, нашёл Таню, дочь Ларисы от Живаго, и взял её под свою опеку.

Роман стал одним из знаковых произведений, в полной степени сумевших раскрыть судьбы людей в непростой для России XX век. Темы любви, семьи, духовной целостности личности тесно сплетаются с революционными и военными событиями той разрушительной эпохи.

Краткое содержание Доктор Живаго по частям (главам) Пастернак

Книга 1

Часть 1. ПЯТИЧАСОВОЙ СКОРЫЙ

Хоронили Марию Живаго. Её супруг давно разорился и бросил её с малолетним сыном Юрой. Маленький Юра сначала воспитывался у своего дяди Николая Николаевича. Николай – бывший священнослужитель, ставший расстригой по своему желанию. Племянник любил его, так как видел в нём черты своей матери. Дяде не были присущи какие-либо предубеждения и предрассудки, он не боялся ничего нового, не стоял на месте и имел свою точку зрения на историю и искусство.

Далее автор показывает нам следующего персонажа – Миша Гордон, еврейский мальчик 11 лет. Он никогда не мог понять, от чего существует неравенство в обществе и что означает «быть евреем». Мальчик начал даже презирать всех взрослых, которые были не в состоянии объяснить ему всё это.

Миша со своим отцом едет в поезде. Неожиданно состав останавливается: мужчина, часто наведывающийся к Гордонам в купе, покончил с собой. Он много рассказывал им про своего сына от первой, уже умершей, жены, и про свою вторую семью, из которой он, впрочем, тоже ушёл. Во время разговора он часто резко замирал и белел словно от страха. Отец говорил, что это был когда-то богатый, но спустивший своё состояние человек, и он явно не в себе и болен. К Мише странный собеседник испытывал странную, вполне вероятно, вовсе и не ему предназначенную симпатию и нежность. Становится понятно, что это Андрей Живаго, отец Юры. В поезде с ним ехал адвокат Виктор Ипполитович Комаровский.

Читателя знакомят с еще одним ребёнком: Иннокентий, сын Дементия Дудорова, осуждённого за терроризм каторжника, и юной красивой девушки, увлекающейся всякими бунтарями, крайними идеями, артистами и неудачниками. Иннокентий старался подражать матери парадоксальным и вызывающим поведением, чем часто удивлял окружающих. Ника задумывал даже бросить учёбу и уехать к отцу в Сибирь, чтобы вместе поднять восстание.

Часть 2. ДЕВОЧКА ИЗ ДРУГОГО КРУГА

У Нади Кологривовой новая одноклассница – Лара Гришар, чья мать, немка Амалия Карловна испытывала такой сильный страх перед мужчинами, что от испуга кидалась в их объятия. Амалия Карловна последовала совету своего покровителя Комаровского и выкупила швейную фабрику. Адвокат же давно положил взгляд на Лару, называя ее чистейшим человеком на земле. Юной девушке явно льстило его внимание, но она понимала, что его намерения несерьёзны. Её друг Дудоров же был, как и она сама, не слишком разговорчив и горд.

Тиверзин берёт на воспитание Патулю – сына Павла Антипова, ушедшего в армию. Юноша без ума от Лары Гришар.

Швеи с фабрики поднимают восстание, отказавшись работать и объясняя, что это только на пользу Амалии Карловны.

Спустя полгода с начала связи между Ларой и Комаровским, девушка принимает решение стать воспитательницей Липы, сестры Нади. Заработанные деньги она тайком отправляет Антиповым, надеясь после окончания учёбы в университете выйти замуж за их сына Патулю. Она тайно переводит деньги родителям Патули и мечтает после окончания университета обвенчаться с «любящим её до безумия» молодым человеком. Вскоре Лара попросила денег у Комаровского, так как не хотела более жить в семье Кологривовых, и начала жить одна.

Николай Николаевич отправляет Юру на воспитание к братьям Громеко. Здесь он подружился с Антониной, дочерью Александра Громеко, и Мишей Гордоном.

Часть 3. ЕЛКА У СВЕНТИЦКИХ

Тоня отучилась на юриста, Миша на филолога, а Юра – на доктора. После долгой болезни, умерла мать Антонины, перед смертью завещав им пожениться. Юра начал испытывать теплые чувства к Тоне. На рождественской ёлке у Свентицких Лара впервые встретила Юру. Ночью она выстрелила в Комаровского, но случайно попала в другого человека.

Часть 4. НАЗРЕВШИЕ НЕИЗБЕЖНОСТИ

Адвокат снял комнатку для Лары и помог снять с неё все обвинения в убийстве. Лара вышла замуж за Павла, и новобрачные покинули город. Вскоре у них родилась дочь Катя. Молодая жена устроилась преподавателем в местной гимназии. Лара окружила супруга заботой, а он никогда не упрекал её за добрачный роман с Комаровским.

Началась война, и Павел отправился на войну, откуда часто ей писал, но позже письма резко прекратились. Лара стала военной медицинской сестрой и поехала искать супруга на фронт. Оказалось, он попал в плен.

В молодой семье Живаго тем временем также родилась девочка, но вскоре Юрия призвали военным врачом. На фронте они с Ларисой снова встретились.

Часть 5. ПРОЩАНЬЕ СО СТАРЫМ

Лара и Юрий влюбились друг в друга. Рядом с Юрятино, где жила Лара, началось восстание. Лара покинула Юрятино, позже уехал оттуда и Живаго. В пути произошло его знакомство с Погоревших, сторонником анархизма.

Часть 6. МОСКОВСКОЕ СТАНОВИЩЕ

Доктор вернулся домой. Антонина отдала часть комнат госпиталю. Юрий чувствовал одиночество. Вскоре приехал Николай Николаевич. Живаго верил в то, что социализм в конце концов одержит верх. Внезапно появился единокровный брат Юрия, Евграф. Он предложил всей семье уехать подальше от голода и разрушений. Весной Живаго переехали на Урал, в имение рядом с Юрятино.

Часть 7. В ДОРОГЕ

В пути Живаго узнал, что войсками под Юрятино командует Галлиулин.

Книга 2

Часть 8. ПРИЕЗД

Город отказался принять поезд из-за взрыва. От попутчика доктор узнал о Павле Антипине, работавшем у них, и его жене - местной учительнице.

Часть 9. ВАРЫКИНО

Живаго размышлял об изменениях во внешности женщины во время беременности: лицо тускнеет, иначе блестят глаза, будущее больше не принадлежит ей одной. Далее герой думает об искусстве и истории.

В библиотеке Варыкино он увидел Лару. На следующий же день, отбросив все дела, он спешно отправился на её поиски. Лариса познакомила доктора со своей дочерью Катенькой. Они беседовали о Павле Антипове, сменившем фамилию на Стрельников. Лара считала, что большевики откажутся от него, как только он перестанет быть полезным для них, а пока они его лишь терпят. Павел воевал в Сибири с Галлиулиным.

Совесть терзала доктора, он не мог больше обманывать супругу и решил больше не навещать Лару. Она тяжело восприняла его решение, хоть и старалась держаться. По дороге Живаго схватили партизаны, нуждающиеся в враче.

Часть 10. НА БОЛЬШОЙ ДОРОГЕ

Партийное собрание. Казалось, что революция не оставила в людях ничего живого. Предводителем партизан был Ливерий Микулицын.

Часть 11. ЛЕСНОЕ ВОИНСТВО

Со дня пленения Живаго партизанами прошло почти 2 года. В одном из боев доктору пришлось выстрелить, и он ранил человека. Потерявший память раненый не скрывал, что хочет вернуться в армию Колчака, но, несмотря на это, его выходили. Перед глазами доктора происходят пугающие изменения в душах окружающих.

Часть 12. РЯБИНА В САХАРЕ

Красный партизан, боявшийся за свою семью, сам привёл жену и детей в лагерь. Сначала он самозабвенно заботился о супруге, играл с детишками, а позже собственноручно всех их убил, считая, что лучше быстрая смерть от его рук, чем мучения от белых. После этого Палых сбежал. Живаго, сказав, что хочет собрать рябину, бежал.

Часть 13. ПРОТИВ ДОМА С ФИГУРАМИ

Волосы доктора уже стали покрываться сединой. В поношенной чужой одежде, замерзший он направился в дом, где жила Лара. Тут он нашёл от нее послание, в котором она просила его оставаться в доме. Юрия как и прежде мучила совесть из-за своей неверности. Он уснул, и, проснувшись, увидел перед собой улыбающуюся Ларису. Влюбленных охватила страсть.

Антипова-старшего сослали на каторжные работы. Антонина в своем письме бывшему супругу призналась, что знала об его связи с Ларисой, но не злилась. То

Часть 14. ОПЯТЬ В ВАРЫКИНЕ

Юрий и Лара жили в Варыкино. Доктор посвящал свободное время поэзии. Вскоре приехал Комаровский и принёс весть о скором расстреле Павла. Ларе нельзя было более оставаться на месте, за ней в любую минуту могли прийти, и адвокат предложил влюбленным ехать вместе с ним на Дальний Восток. Доктор отказался от предложения, но адвокат, оставшись с ним наедине, убедил претвориться перед Ларисой, что он поедет за ними чуть позже. Живаго понял, что главное сейчас – спасти любимую. Таким образом Комаровский уехал вместе с Ларисой, а Живаго остался один. Он везде слышал её голос, везде видел её лицо и посвящал любимой стихотворения.

Вскоре вернулся Павел. Они долго разговаривали о Ларисе, доктор повторял, что она очень любила супруга. Павел объяснил свой уход на войну на долгие 6 лет тем, что хотел завоевать побольше свободы. Утром он покончил с собой.

Часть 15. ОКОНЧАНИЕ

Доктор знал о своей болезни сердца, правда, ещё не понимал, насколько она серьёзна. Он решил пешком дойти до Москвы. По пути к нему присоединился крестьянин Василий Брыкин. Доктор был жалким, истощённым и обросшим, в город он вошёл в грязных рваных обносках, выменяв в пути свою шубу и пиджак на хлеб. В Москве он жил сначала с Васей, который работал в типографии и начал рисовать. Брыкин часто укорял Юрия, что тот не уезжает к своей семье за границу. Вскоре доктор съехал в одну из комнат, которую ему выделил его бывший дворник. Тут он и познакомился с дочерью дворника Мариной. Голос девушки пленил доктора, и в один день она просто переехала в его комнату, став третьей незаконной супругой. Марина родила ему 2 дочерей. За это время Юрий восстановил связь с Антониной и бывшим тестем. Бывшая супруга, судя по всему, знала про его новую семью, но не держала зла. Доктор, наоборот, чувствовал какое-то потепление с той стороны.

В один день Живаго пропал, а на имя Марины от него пришла очень крупная сумма денег. Юрий встретил брата Евграфа, снявшего ему квартиру и хлопотавшего о воссоединении доктора с семьей. Юрий устроился на работу доктором. Как-то утром Живаго ехал в переполненном трамвае, было душно, и кое-как выйдя из транспорта, он мертвый упал на землю.

На похороны пришла Марина, Лариса, сбежавшая от Комаровского, и Антонина. Лара призналась Евграфу, что родила от Живаго дочку, и бесследно исчезла.

Часть 16. ЭПИЛОГ

Евграф стал генералом, и в 1943 году сумел найти Таню – дочь Лары от Живаго. Лариса, убегая от красных, была вынуждена оставить девочку на воспитание сторожихе, попавшей позже в дом сумасшедших. Девочка вела какое-то время беспризорную жизнь, скиталась и позже стала бельевщицей. Евграф собрал все сочинения брата, взял под свою опеку племянницу и пообещал устроить её в университет.

О самоотверженном подвиге советских воинов в годы Великой Отечественной войны создано немало произведений. Но мало кто из писателей в своем творчестве упоминает про героизм советских женщин

  • Краткое содержание Бондарев Горячий снег

    Действия произведения разворачиваются в военное время. Дивизию полковника Деева отправляют под Сталинград для отпора вражеской группы. Много дней и ночей идет бой. Во время битвы погибают много немецких и советских солдат.

  • Краткое содержание Тэффи Жизнь и воротник

    Олечка Розова замужем за человеком чести. Она была тихой, любящей и скромной женой. Но все поменялось в один миг, после того, как она купила женский беленький накрахмаленный воротник с желтой лентой, продетой сквозь него

  • Толстой А.Н.

    Детство Толстого прошло, тем, что мама часто меняла мнение о том, на чьей фамилии оставить сына, так как развелась она от богатого мужа и ушла от А.Бострома.

  • ХХ век со своими трагическими событиями стал для многих людей временем суровых испытаний. Особенно тяжело пришлось представителям интеллигенции, которые видели весь ужас положения, но ничего изменить не могли. Не случайно ХХ век был назван «веком-волкодавом».

    Одним из ярких произведений, раскрывающих отношения человека с эпохой, стал роман Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго» . Написанный в 1955 году, он был напечатан на родине только в 1988 году, спустя 33 года. Почему же произведение вызвало такую реакцию властей? Внешне сюжет вполне традиционен для начала ХХ века: речь идет о судьбе человека в эпоху революционных преобразований. События романа показаны сквозь призму восприятия главного героя, поэтому сюжет, в первую очередь, связан с судьбой молодого врача Юрия Живаго.

    Судьба человека, по мысли Пастернака, не связана напрямую с исторической эпохой, в которой ему приходится жить. Главный герой романа не боролся с обстоятельствами, но и не приспосабливался к ним, оставаясь личностью при любых условиях. Живаго - широкий специалист, терапевт, при этом скорее диагност, чем лечащий врач. Он способен предугадывать и ставить точный диагноз, но не стремится исправлять или лечить, то есть вмешиваться в естественный ход вещей. При этом такой своеобразный фатализм Живаго не мешает ему сделать необходимый нравственный выбор, в котором и проявляется истинная свобода человека.

    С самого начала романа действуют мальчики - Юра Живаго , Миша Гордон, Ника Дудоров и девочки - Надя, Тоня. Только Лара Гишар - «девочка из другого круга» . Автор хотел назвать роман «Мальчики и девочки» . И хотя события романа разворачиваются вокруг повзрослевших героев, подростковое восприятие сохраняется и у самого Юрия, и у Лары, и даже у ставшего другим человеком Антипова. Ведь все, происходящее в годы Гражданской войны, станет для него игрой.

    Но жизнь не игра, это реальность, которая вмешалась в судьбы главных героев. Начинается роман с самоубийства отца Юрия - разорившегося «богача, добряка и шалопута» Живаго, причем толкнул его на этот страшный шаг не кто иной, как адвокат Комаровский, который впоследствии сыграл трагическую роль и в судьбе Лары.

    В возрасте 11 лет став круглым сиротой, Живаго оказался в семье профессора Громеко, у которого была дочь Тоня - ровесница Юрия. «У них там такой триумвиат: Юра, его товарищ и одноклассник гимназист Гордон и дочь хозяев Тоня Громеко. Этот тройственный союз начитался „Смысла любви“ и „Крейцеровой сонаты“ и помешан на проповеди целомудрия» .

    Весной 1912 года все молодые люди завершили получение высшего образования: Юра стал медиком, Тоня - юристкой, а Миша - филологом. Но накануне этого года умирающая Тонина мать умоляла их пожениться. Выросшие вместе и любившие друг друга как брат и сестра, молодые люди исполнили волю умершей Анны Ивановны - поженились после получения диплома. Но именно перед смертью Тониной мамы на елке у Свентицких Юрий увидел Лару Гишар, стрелявшую в соблазнившего ее любовника матери адвоката Комаровского. Молодой человек был потрясен красотой и горделивой осанкой этой девушки, не представляя себе, что их судьбы в будущем соединятся.

    Действительно, в их жизни еще не раз произойдет «судьбы сплетенье». Например, став врачом, Юрий отправится на первую мировую войну, а Лара, выйдя замуж за Павла Антипова и отправившись с ним по распределению в уральский город Юрятин, будет потом разыскивать его, пропавшего без вести, на фронте, и встретится там с Живаго.

    Вообще, все события истории герой встречает с воодушевлением. Например, его как врача восхищает «великолепная хирургия» Октябрьской революции, которая может «разом вырезать все вонючие язвы общества» . Однако вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения советская власть поставила человека в жесткие рамки, навязав при этом свое понимание свободы и счастья. Такое вмешательство в человеческую жизнь пугает Юрия Живаго, и он принимает решение вместе с семьей отправиться подальше от эпицентра исторических событий - в бывшее имение Громеко Варыкино в окрестностях Юрятина.

    Именно там, в Юрятине, встретятся вновь Юра и Лара и полюбят друг друга. Юрий мечется между двумя любимыми женщинами, но история в лице товарища Лесных освобождает его от двойственного положения: партизанам нужен врач, и они насильно забирают доктора Живаго к себе в отряд. Но даже там, в условиях неволи, Живаго оставляет за собой право выбора: ему дают в руки винтовку, чтобы он стрелял во врагов, а он стреляет в дерево, он должен лечить партизан, а он выхаживает раненого колчаковца Сережу Ранцевича.

    В романе есть другой герой, который тоже сделал свой выбор. Это муж Лары, Паша Антипов, сменивший фамилию на Стрельникова, решивший начать жизнь с чистого листа. Он пытается делать историю по-своему, принеся в жертву не только свою семью (жену Лару и дочь Катеньку), но и свою судьбу. В результате, оказавшись жертвой и истории, и своих чувств, он осуществляет последнюю попытку противостоять судьбе, неприемлемой для него, - пускает себе пулю в лоб.

    Живаго же совершает воистину волевой поступок - сбегает из партизанского лагеря и, истощенный, полуживой, возвращается в Юрятин к Ларе. А его жена вместе с отцом и детьми за это время эмигрировали в Европу, и связь с ними оборвалась. Но на этом испытания для Юрия не закончились. Понимая, что Лару будут преследовать, он уговаривает ее уехать с Комаровским, который может обеспечить ей безопасность.

    Оставшись один, Живаго возвращается в Москву, где перестает следить за собой, внешне совсем опускается, духовно деградируя и умирая в расцвете лет, по сути, в одиночестве. Но такие внешние метаморфозы говорят об изменении внутреннего мира. Он творит, и результат творчества - последняя глава романа «Стихотворения Юрия Живаго».

    Таким образом, роман «Доктор Живаго» становится духовной биографией его автора, ведь судьба Юрия Живаго вплетена в канву жизненного и духовного пути его создателя.

    — роман Пастернака, который строился на описании восприятия неспокойного времени главным героем. Работа, где писатель показывает обобщенную жизнь интеллигенции в годы революции и Гражданской войны. Все произведение пронизано философией, где автор через систему образов романа Доктор Живаго поднимает темы жизни и смерти, любви, раскрывает тайны человеческой души. Все персонажи произведения это не второстепенные участники, и каждый из них играет важную роль. Здесь нам встретятся образы Лары и Тони, Антипова, Стрельникова, образ Комаровского. Писатель покажет и образ революции в работе Доктор Живаго. Однако на первый план автор выдвигает образ доктора Живаго, который и является главным героем произведения.

    Образ доктора Живаго

    Судьба доктора Живаго сложилась не лучшим образом. Юрий рано осиротел, жил у дальних родственников, где у него появились друзья. На дочке своих благодетелей, с которой они провели бок о бок все детство, Юра и женился. Это была Тоня, с которой у них были дети, однако настоящую любовь наш герой испытал, увидев Лару Гишар. Постоянные любовные терзания не дают теперь покоя Юрию Живаго, и лишь попав в партизанский отряд, избавляется он от терзаний. Жена с детьми уезжает во Францию, но несмотря на похождения мужа, продолжает его любить. Юру и Лару судьба сведет ни один раз. Они признаются в чувствах, но вместе так и не будут. Их разлучит обманным путем Комаровский — отрицательный герой романа, и Живаго уедет в Москву, где умрет от сердечного приступа в трамвайном вагоне.

    В образе Юры Живаго писатель показал героя своего времени. Это умный, творческий человек, образованный и интеллигентный. Ему пришлось жить в неспокойное время, и захваченный водоворотом событий, он не может примкнуть ни к одной стороне. Он просто не вмешивается в ход событий. Плывет по течению. Не может определить, что для него важнее. При этом не может определится не только в политических взглядах, но и в любви. Прочитав роман, мы замечаем что несмотря на события, несмотря на действительность и те ужасы, что окружали героя, он остался чист душой. Свидетельством этого являются стихотворения Живаго, что пронизаны умиротворением и счастьем и дополняют его образ.

    В произведении Пастернака мы встречаем и женские образы. Лара, Тоня, Марина это те женщины, что встретились на жизненном пути главного героя.

    Тоня — первая жена Юрия. В ее лице писатель создал образ простой, надежной, доброй и искренней женщиной. Она была опорой для Живаго и Юрий по-своему ее любил. Это была читая, скажем даже, благодарная любовь к женщине, которая разделила с Юрой часть его жизни. Вот только в его жизни появляется еще одна женщина — Лара. Образ Лары в романе совершенно иной. Для героя она была светом, стихией любви, творчества и всей жизни. Лара была воплощением природы, женственности, она была идеалом для Живаго. Это была не только прекрасная женщина, но и хорошая мать, которая, чувствуя приближение беды, позаботилась о дочери. Финал жизни этой женщины не из лучших. Как-то выйдя из дома, она больше не вернулась.

    Третья жена Живаго — это Марина. В ее образе нашел для Живаго некое компромиссное решение. С Мариной Живаго пусть и не приобрел настоящую любовь, однако получил уютное существование, которое порой нужнее всего в жизни человека. Сама женщина была покорной и во всем поддерживала Живаго, прощая все его странности.

    Три женщины и три женских образа. По характеру это были разные героини, однако каждая из них подарила Живаго любовь, дала поддержку, став спутницей в определенный период его жизни.

    Христианские образы в романе

    Для писателя революция была важным событием, ведь он верил, что после обязательно настанет духовное пробуждение народа. Как раз его роман Доктор Живаго и стал неким шагом к этому пробуждению, где писатель прибегает к христианским образам и мотивам. Работа писателя стала его откровением, где он ставит оценку человеческой жизни, где его волнует тема Бога и веры, тема христианства и ее мотивов. С помощью своего романа Пастернак пытается донести до читателя видение веры и религии, где автор говорит о вечности, о том что смерти нет. Как говорит писатель, воскрешение уже в нашем рождении. При этом автор ничего не навязывает, лишь делится новым видением жизни и смерти, новым восприятием Христа, а читатель уже сам делает свои выводы и заключения.

    Система образов в романе «Доктор Живаго»

    А какую оценку поставите вы?


    Система образов Романа «Мастер и Маргарита» Сочинение по роману Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» Анализ произведения Доктор Живаго, План