Танеев Сергей Иванович — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Сергей иванович танеев - владимир - история - каталог статей - любовь безусловная Танеев личная жизнь


Танеев был велик и гениален своей нравственной личностью и своим исключительно священным отношением к искусству.

Л. Сабанеев


В русской музыке рубежа веков Сергей Иваанович Танеев занимает совершенно особое место. Выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог, пианист, первый в России крупный ученый-музыковед, человек редких нравственных достоинств, Танеев был признанным авторитетом в культурной жизни своего времени. Главное дело жизни Сергея Танеева - композиторское творчество, далеко не сразу нашло подлинное признание. Причина не в том, что Танеев — новатор-радикал, заметно опередивший свою эпоху. Напротив, многое в его музыке воспринималось современниками как устаревшее, как плод «профессорской учености», сухой кабинетной работы. Странным и несвоевременным казался интерес Танеева к старым мастерам, к Баху, Моцарту, удивляла приверженность классическим формам и жанрам. Лишь позднее пришло понимание исторической правоты Танеева, искавшего для русской музыки прочной опоры в общеевропейском наследии, стремившегося к универсальной широте творческих задач.



Среди представителей старинного дворянского рода Танеевых встречались музыкально одаренные любители искусств — таким был и Иван Ильич, отец будущего композитора. В семье поддерживали рано обнаружившийся талант мальчика, и в 1866 году он был определен в только что открывшуюся Московскую консерваторию. В ее стенах Танеев становится учеником двух крупнейших деятелей музыкальной России Чайковского и Рубинштейна . Блестящее окончание консерватории в 1875 году (Танеев первым в ее истории был удостоен Большой золотой медали) открывает перед молодым музыкантом широкие перспективы. Это и разнообразная концертная деятельность, и преподавание, и углубленная композиторская работа. После окончания консерватории Сергей Танеев отправился в Париж, чтобы познакомиться с памятниками искусства и архитектуры и цветом творческой интеллигенции Европы. Там он снял небольшую комнатку с фортепиано недалеко от кинотеатра «Одеон». 4—5 часов в день Танеевпосвящал фортепианной игре, а остальное время — прогулкам по городу.

Каждый четверг Танеев бывал в гостях у Полины Виардо, где познакомился с Тургеневым (знаменитому писателю в это время было 58 лет, а Танееву — всего 20), композитором Гуно, писателем Флобером. Бывал Танеев дома у Сен-Санса, где исполнял Первый фортепианный концерт Чайковского, и на домашнем вечере у Клэра, исполнив концерт Моцарта. Однако такие выступления не считались публичными. Танеев полагал, что должен вернуться домой музыкантом с настоящим большим репертуаром, и до того с публичными выступлениями нужно повременить.

В Париже Танеев прожил восемь месяцев. Последний из них он целиком посвятил осмотру и изучению музея в Лувре. Когда он уезжал, в его записной книжке значилось интересное замечание: «Когда я поеду в следующий раз за границу, я хочу тогда быть: а) пианистом, б) композитором, с) образованным человеком».



С 1878 Танеев стал работать в Московской консерватории. Преподавательская деятельность поглотила его, в консерватории он проработал до 1905 года. Сергей Танеев добивался повышения профессионального уровня студентов, создал композиторскую школу и воспитал многих музыковедов, дирижеров и пианистов. С 1881 года Танеев стал профессором, в 1885—1889 годах был директором консерватории. Затем он передал эти обязанности своему преемнику Сафонову, а сам сосредоточился на преподавательской деятельности.

Несколько летних месяцев в 1895 и 1896 годах Танеев провел у Льва Толстого в Ясной Поляне , там он жил и работал в специально отведенном флигеле. Кроме страсти ко взаимному общению, у Танеева и Толстого было общее увлечение шахматами. Условия поединков были такими: если проигрывал композитор, он должен был что-то исполнить на рояле, если Толстой, то он читал вслух какое-нибудь свое произведение. Дружеские отношения композитора и писателя не прерывались и зимой: Танеев часто посещал Толстых в их московском доме в Хамовниках, катался с писателем в саду на коньках.

Танеев был дружен с Чайковским. Петр Ильич говорил о Танееве : «Это лучший контрапунктист в России, да не знаю, найдется ли такой на Западе» После смерти Чайковского Танеев завершил его вокальный дуэт «Ромео и Джульетта», Третий фортепианный концерт, фортепианную пьесу «Экспромт» .

В 1905 году в знак протеста против консервативных методов руководства Танеев покинул консерваторию, и несмотря на просьбу профессоров и студентов, он туда так и не вернулся. Римский-Корсаков, узнав об уходе Танеева из консерватории, прислал ему сочувственную телеграмму, в которой, однако, воздержался от прямых призывов вернуться.



После ухода из консерватории Танеев продолжал заниматься с учениками безвозмездно, частным образом. Он считал, что оплата мешает строгому отбору учеников. Впрочем, однажды он взял крупную сумму от богатого отца одного из учеников, чтобы тут же передать ее бедному ученику. К этому времени он был очень известным музыкантом. Концерты приносили ему большие гонорары. Дарили Танееву букеты и лавровые венки. Все его хозяйство тогда вела Пелагея Васильевна Чижова, простая женщина, которая сетовала на то, что Сергей Иванович в быту «словно дитя малое».

Танеев был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906 год), одним из учредителей и активных членов общества «Музыкально-теоретическая библиотека» (1908), участвовал в работе пречистенских курсов для рабочих. Известен он и как большой энтузиаст-фольклорист. Он сделал обработки 27 украинских песен, гармонизировал 8 малорусских песен из собрания Н. Янчука. В 1885 году он предпринял путешествие по Сванетии (горная Грузия) после которого написал музыкальное исследование «О музыке горских татар».



Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Но излишнее увлечение полифонией приводило порой к рационализму, излишней рассудочности. Его единственная опера, трилогия «Орестея» по античному сюжету Эсхила (1894), посвящена философско-нравственной тематике. Особое значение в творчестве Танеева имели камерные произведения — трио, квартеты, квинтеты и другие произведения. По сути, он возродил популярный в отечественной музыке XVII—XVIII веков жанр — хоры a capella, написав более 40 хоров.

Танеев развил многие музыкальные теории, создал уникальный труд «Подвижной контрапункт строгого письма» (1889— 1906) и его продолжение «Учение о каноне» (конец 90-х—1915).



В последние годы жизни Танеев переживал, что мало написал произведений, рождённых вдохновением, хотя писал много и интенсивно. С 1905 по 1915 год он написал несколько хоровых и вокальных циклов, камерно-инструментальных произведений. Но чувствовал себя одиноким: один за другим уходили из жизни его ученики и друзья. Умерла и «простая душа» Пелагея Чижова. 14 апреля 1915 года скончался А. Скрябин. Похороны пианиста и композитора проходили в холодную, сырую погоду. Сергей Танеев пришел на прощание с другом легко одетым, сильно простудился, и болезнь дала осложнение на сердце. По настоянию врача он переехал в свое имение в деревню Дютько-во. Так и не оправившись от простуды, Танеев умер 6 июня 1915 года. В 1937 году останки композитора перезахоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Родился 13 ноября 1856 года во Владимире. Принадлежал к роду дворян, ведущему свою историю с XV века. Его отец - Иван Ильич Танеев - помещик, статский советник, магистр словесности, врач, музыкант-любитель. С пяти лет учился игре на фортепиано, сначала у M. А. Миропольской, затем у В. И. Полянской (урождённой Возницыной). После переезда в Москву поступил в только что открывшуюся консерваторию (1866). До 1869 занимался в младших классах у Э. Л. Лангера (фортепиано, элементарная теория музыки и сольфеджио). В 1869-1875 годах продолжил занятия в классе фортепиано Н. Г. Рубинштейна, гармонии, инструментовки и свободного сочинения П. И. Чайковского, контрапункта, фуги и музыкальной формы Н. А. Губерта. Был любимым учеником П. И. Чайковского.

В 1875 году окончил Московскую консерваторию по классу Н. Г. Рубинштейна (фортепиано) и П. И. Чайковского (композиция) с золотой медалью. Выступал на концертах как пианист-солист и в ансамбле. Первый исполнитель многих фортепианных произведений Чайковского (Второго и Третьего фортепианных концертов, доработал последний после смерти композитора), исполнитель собственных сочинений. С 1878 по 1905 год работал в Московской консерватории (с 1881 года - профессор), где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано, композиции, полифонии, музыкальной формы. В 1885-1889 годах занимал должность директора Московской консерватории. В это время и до конца своей жизни композитор проживал со своей няней в съёмном доме в Малом Власьевском переулке (дом 2/18). В 1905 году в знак протеста против авторитарных методов руководства покинул консерваторию и больше в неё не возвращался, несмотря на просьбы профессоров и учеников. Был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906 год). Танеев участвовал в работе Пречистенских рабочих курсов для рабочих, изучал музыкальный фольклор, занимался с учениками частным образом (всегда безвозмездно).

На похороны А. Н. Скрябина, умершего 14 (27) апреля 1915 года, Танеев пришёл простуженный и получил осложнение, простуда перешла в пневмонию, и через два месяца он скончался.

Был похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.

Научная и педагогическая деятельность

Танеев стал в России уникальным учёным-музыковедом европейского масштаба, чьи работы по сей день не потеряли актуальность. Ему принадлежит ряд научных исследований в области фольклора (например, «О музыке горских татар», источниковедения (например, работа об ученических рукописях Моцарта, изданная Моцартеумом), полифонии (например, «Подвижной контрапункт строгого письма», 1889-1906 годы, и его продолжение «Учение о каноне», конец 1890-х - 1915 год) и др. Труды по полифонии интересны тем, что их автор впервые предложил простую математическую формулу (Index verticalis) для сочинения сложных контрапунктов. Не случайно в качестве эпиграфа к книге «Подвижной контрапункт строгого письма» Танеев берёт слова Леонардо да Винчи, которые соответствовали многим устремлениям Танеева как учёного:

« Никакое человеческое знание не может претендовать на звание истинной науки, если не прошло через математические формулы выражения. »
Кроме того, в предисловии к той же книге автор предлагает осмысление процессов, происходящих в современной ему музыке. В частности, он предрекает дальнейшее развитие музыкального языка в сторону усиления полифонических связей и ослабления функционально-гармонических.

Как педагог, Танеев добивался улучшения профессионального музыкального образования в России, заботился о высоком уровне музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Именно он создал основу для серьёзной музыкально-теоретической подготовки всех исполнительских профессий. Он первый предложил усовершенствовать современное ему профессиональное музыкальное образование, разделив его на две ступени, соответствующие нынешним среднему специальному (училище) и высшему (консерватория) образованию. Он вывел на высокий уровень преподавание в классах контрапункта, канона и фуги, анализа форм музыкальных произведений. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов (продолжая фортепианные традиции Николая Рубинштейна). Среди учеников: Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер, Рейнгольд Глиэр, Константин Игумнов, Георгий Конюс, Сергей Потоцкий, Всеволод Задерацкий, Сергей Евсеев (посвятил несколько литературных трудов творчеству Танеева), Болеслав Леопольдович Яворский.

В 1910-1911 годах С. И. Танеев вместе с А. В. Оссовским выступил в поддержку молодого композитора Сергея Прокофьева и написал письмо к издателю Б. П. Юргенсону с просьбой опубликовать его произведения. Однако только после убедительного письма А. В. Оссовского Б. П. Юргенсон ответил согласием.

Был одним из первых эсперантистов в России; на языке эсперанто им написаны несколько романсов, на нём же С. И. Танеев на первых порах вёл свой дневник.

Творчество

Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. В своих сочинениях он тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, например, его единственная опера - «Орестея» (1894, по Эсхилу) - образец претворения античного сюжета в русской музыке. Его камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты) принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке. Один из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»). Возродил популярный в отечественной музыке XVII-XVIII веков жанр - хоры a cappella (автор более 40 хоров). В инструментальной музыке особое значение придавал интонационному единству цикла, монотематизму (4-я симфония, камерно-инструментальные ансамбли). Сочинял и романсы.

Память

  • Имя С. И. Танеева носят:
  • Самолёт Аэрофлота Airbus A319 «С. Танеев»
  • Владимирский концертный зал им. С. И. Танеева, около которого стоит бюст композитора;
  • Научно-музыкальная библиотека Московской консерватории;
  • Городская детская музыкальная школа им. С. И. Танеева в Москве (Чистый пер., д. 9) в реконструированном доме, где когда-то жил музыкант; на стене дома установлена мемориальная доска;
  • Городская детская музыкальная школа № 1 им. С. И. Танеева г. Владимира;
  • Калужский областной музыкальный колледж им. С. И. Танеева;
  • Международный конкурс камерных ансамблей им. С. И. Танеева (Калуга-Москва);
  • Танеевский музыкальный фестиваль во Владимире;
  • Танеевское музыкальное общество;
  • улица во Владимире;
  • улица в Клину; а также развалившаяся усадьба Танеевых которая ни разу не реставрировалась и находится в полном разрушении
  • улица в Красноармейском районе г. Волгограда;
  • улица в Левобережном районе г. Воронежа;
  • Городская детская музыкальная школа в г. Звенигороде;
  • Дом-музей Танеева в Дютькове (Звенигород);
  • самолёт Airbus A319-111 авиакомпании «Аэрофлот», бортовой номер VP-BWK;
  • Малый Власьевский переулок в Москве с 1960 по 1994 годы был улицей Танеевых.
  • На доме, в котором родился композитор, во Владимире (улица Большая Нижегородская, 5) установлена мемориальная доска с надписью «В доме, стоявшем на этом месте, родился великий русский композитор, пианист, педагог, учёный Сергей Иванович Танеев».

Прижизненные аудиозаписи

Примечательны записи самого Танеева, сделанные в конце XIX века на парафиновые валики.

Сочинения

Опера «Орестея» (1-я постановка - 1895, Петербург)
Кантаты «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма», «Cлавa H. Г. Рубинштейнy», «Я памятник себе воздвиг».
4 симфонии (1874-98), увертюры, концерт для фортепиано с оркестром
Камерно-инструментальные ансамбли (20) - трио (в том числе фортепианное, 1908), квартеты (в том числе фортепианный, 1906), квинтеты (в том числе фортепианный, 1911)
Для фортепиано - Прелюдия и фуга и др.
Хоры a cappella
Хоры без обозначения opus’a: «Венеция ночью» (Фет), «Ноктюрн» (Фет), «Веселый час» (Кольцов)-1880 год; «Песня короля Регнера» (Языков), «Вечерняя песня» (Хомяков)-1882 год.
Ор. 8. «Восход солнца» (Тютчев). Посвящено Русскому Хоровому Обществу В Москве (изд. 1898).
Ор. 10. «Из края в край» (Тютчев). Посвящено хору Императорской оперы в Петербурге (1898).
Ор. 15. Два хора a capella для четырёх смешанных голосов (1900): № 1. «Звезды» (Хомяков), "Московскому Синодальному хору>>; № 2. «Альпы» (Тютчев), И. А. Мельникову.
Ор. 23. Ночи. Три терцета a capella для сопрано, альта и тенора (Тютчев). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Сонет Микель-Анджело»; № 2. «Рим ночью»; № 3. «Тихой ночью».
Ор. 24. Два квартета a capella для двух сопрано, альта и тенора (Пушкин). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Монастырь на Казбеке»; № 2. «Адели».
Ор. 27. Двенадцать хоров a capella для смешанных голосов (Полонский). Посвящается хору Московских Пречистенских курсов для рабочих (1909): № 1. «На могиле»; № 2. «Вечер»; № 3. «Развалину башни»; № 4. «Посмотри, какая мгла»; № 5. «На корабле»; № 6. «Молитва»; № 7. «Из вечности музыка вдруг раздалась»; № 8. «Прометей»; № 9. «Увидал из-за тучи утес»; № 10. «Звезды»; № 11. «По горам две хмурых тучи»; № 12. «В дни, когда над сонным морем».
Ор, 35. Шестнадцать хоров a capella для мужских голосов (Бальмонт). Посвящается Хоровому Обществу чешских учителей (1914): № 1. «Тишина»; № 2. «Призраки»; № 3. «Сфинкс»; № 4. «Заря»; № 5. «Молитва»; № 6. «В пространствах эфира»; № 7. «И сон и смерть»; № 8. «Небесная роса»; № 9. «Мертвые корабли»; № 10. «Звуки прибоя»; № 11. «Морское дно»; № 12. «Морская песня»; № 13. «Тишина»; № 14. «Гибель»; № 15. «Белый лебедь»; № 16. «Лебедь».
Посмертные издания - хоры «Сосна» (Лермонтов) и «Фонтан» (Козьма Прутков) - ранние произведения (1877 и 1880), впервые опубликованные в журнале «Советская музыка», 1940, № 7.
Камерно-вокальные ансамбли с фортепиано и a cappella
55 романсов

Сергей Иванович Танеев родился 25 ноября 1856 года во Владимире-на-Клязьме. Детство Сергея прошло в высококультурной среде богатая домашняя библиотека, обычай изъясняться с родными на трех языках, литературные и музыкальные домашние вечера. Очень рано проявилась у него музыкальная одаренность; безукоризненный слух, память, не по-детски устойчивое влечение к музыке. Все эти качества выделяли его и в Московской консерватории. Н. Г. Рубинштейн, став учителем Танеева, высказался о нем так «Танеев принадлежит к числу весьма немногих избранных, - он будет великолепный пианист и прекрасный композитор».

Самую блестящую будущность предсказал юному музыканту и другой его педагог, по композиции - П. И. Чайковский. В рецензии на первое его выступление он писал «Танеев блестящим образом оправдал ожидания воспитавшей его консерватории... »

Творческая дружба учителя и ученика продолжалась и после окончания Танеевым консерватории. Петр Ильич высоко ценил суждения своего талантливого ученика, всегда спокойного, рассудительного, обладавшего тонким художественным вкусом. «Не знаю никого, кто бы в моем мнении и сердечном отношении стоял выше Танеева», - признавался он.

Современников привлекали к Танееву не только музыкальный талант, пытливый ум, но и душевная чистота, прекрасное сочетание прямоты высказываний и деликатности, мягкости обращения, строгой принципиальности, бескомпромиссности и неподдельной доброты, сердечности.

Удивительно ли, что Рубинштейн, дом которого был средоточием культурной жизни Москвы, приглашал к себе и юного Танеева, где он наравне с профессорами консерватории был неизменным исполнителем-солистом и участником ансамблей. Биография Танеева небогата событиями - ни поворотов судьбы, круто меняющих течение жизни, ни «романтических» происшествий. Ученик Московской консерватории первого набора, он был связан с родным учебным заведением на протяжении почти четырех десятилетий и покинул его стены в 1905 году, солидаризируясь со своими петербургскими коллегами и друзьями - Римским-Корсаковым и Глазуновым. Деятельность Танеева в основном связана с Россией. Достаточно подолгу он жил в Париже во второй половине 1870-х и в 1880 году, но в дальнейшем - в 1900-е годы - выезжал лишь на короткое время в Германию и Чехию для участия в концертах. В 1913 году Сергей Иванович побывал в Зальцбурге, где работал над материалами моцартовского архива.

Итак, в 1875 году, после блестящего окончания консерватории по двум специальностям - фортепиано и композиции, - молодой музыкант, с большим успехом выступив в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, уезжает в Париж, где проведет около года. Концертные выступления, посещение лекций в Сорбонне, общение с известными музыкантами, художниками, в общество которых он был принят как равный, делали жизнь юноши интересной, значительной.

Но постепенно все это, и прежде всего, лавры пианиста-исполнителя, перестало приносить удовлетворение, все больше увлекала композиция, желание сосредоточиться на творческой работе.

По возвращении из-за границы Танеев в короткое время создал такие глубокие, интересные произведения, как кантата «Иоанн Дамаскин», Симфония ре минор, симфоническая увертюра «Орестея» (на этот сюжет он впоследствии написал оперу), несколько камерных ансамблей.

Особенно большое впечатление производит музыка кантаты «Иоанн Дамаскин» (на поэтический текст А. Толстого). Посвященная памяти Николая Рубинштейна, незадолго до того скончавшегося в Париже, кантата выражает глубокие философские раздумья о ценности человеческой жизни, о неизбежном конце ее и проникнута глубоким состраданием.

В 1880-е годы Танеев увлеченно изучал русский музыкальный фольклор. Он записал и обработал около тридцати украинских и русских песен. Летом 1885 года он совершил путешествие на Северный Кавказ и в Сванетию, где записал песни и инструментальные наигрыши народов Северного Кавказа. Высокообразованный музыкант в совершенстве постиг и все разнообразие русской народной полифонии, которая не имеет аналогов в мировой музыкальной культуре. Пристрастие к народному творчеству Танеев сохранил почти на всю жизнь. «Русские мелодии должны быть положены в основу музыкального образования, - считал он. - Думаю, что придет время, когда в консерваториях не станут слепо учить тому, чему учат в Лейпциге или Берлине, а поймут, что у нас иные задачи, чем у немцев и у французов, что нельзя забывать о существовании русских песен, что надо применяться к тем обстоятельствам, среди которых находишься».

Преподавательская работа, а также руководство консерваторией занимали большое место в жизни Танеева. Педагогом он был выдающимся. Свои огромные познания в различных областях музыкальной науки Танеев отдавал с большой охотой и с исключительной методичностью, будучи образцом добросовестности и самодисциплины. Он был большим другом студентов, ибо видел в них будущее русской музыки.

Из многочисленных учеников Танеева следует выделить тех, кто составил гордость русской музыки и много сделал для ее развития в дальнейшем С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Метнер, С. Ляпунов, Р. Глиэр... Этот список можно было бы продолжить. Сколько раз Танеев хлопотал перед Беляевым, рекомендуя для издания то или иное сочинение начинающего композитора! Скольким он помог, занимаясь дополнительно и никогда не беря платы. И это несмотря на то, что «... его денежные средства, - по словам Модеста Ильича Чайковского, - в общем, были на самой грани безбедного существования и нужды. И бывали периоды, когда эта грань нарушалась в сторону последней».

Огромная энергия и эрудиция, а также ум, такт позволили Танееву сделать много полезного для своих учеников и для консерватории в целом. Но, несмотря на большую занятость исполнительской, педагогической, научно-исследовательской работой, Танеев продолжал много времени и сил отдавать композиции.

Среди лучших произведений композитора опера «Орестея», завершенная в 1895 году и явившая собой новую и интересную страницу в истории оперного искусства. Три сюжетно связанные между собой трагедии древнегреческого драматурга Эсхила - «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды» - послужили литературной основой либретто для трех актов с теми же названиями и одним общим - «Орестея». Благодаря такой самостоятельности трех актов эту оперу нередко называют музыкальной трилогией. В этом сюжете композитора привлекли общечеловеческие идеи победы светлого, мудрого начала над мрачными законами кровавой мести, зла. Музыкальный стиль «Орестеи» - сложный сплав, ассимиляция разных традиций. Этот художественный опыт Танеева привлек внимание многих музыкантов - не только в России - и повлиял на творчество композиторов следующих поколений.

В 1896-1898 годы он пишет Четвертую симфонию, ознаменовавшую его творческую зрелость. Высоко оценили симфонию Глазунов, Лядов, Римский-Корсаков. Последний писал автору после выхода в свет партитуры «Считаю Вашу симфонию прекраснейшим современным произведением благородный стиль, прекрасная форма и чудесная разработка музыкальных мыслей».

Значительное место в творчестве Танеева занимали романсы, в которых отражаются интимные лирические переживания человека. Но если в романсах 1870-1880-х годов («Люди спят», «В дымке-невидимке», «Бьется сердце беспокойное») заметно влияние Чайковского, то созданные позднее, в начале века, носят печать символистской поэзии недосказанность, неопределенность некоторых образов обусловлена поэтическим содержанием стихов («Когда, кружась, осенние листы», «Сталактиты», «Рождение арфы»).

Одной из вершин квартетного творчества композитора является Шестой квартет си-бемоль мажор, завершенный Танеевым в 1905 году. Асафьев назвал его «сжатой энциклопедией танеевского мастерства».

Во всем своем творчестве Танеев предстает художником необычайно цельным и глубоко человечным. Таким было и одно из лучших его произведений и, к сожалению, последнее - кантата «По прочтении псалма». Кантата - монументальное полифоническое сочинение, содержание которого определили этические представления о человеческой личности, о высоком предназначении человека, о неисчерпаемых возможностях его души, ума... И одновременно - утверждение мысли о созидательном труде, единении с природой - символом вечной, непреходящей красоты, жизни.

1. в хозяйстве все сгодится

Хозяйство композитора Сергея Ивановича Танеева вела няня, деревенская женщина. Однажды старушка сказала Танееву:
- Вы бы, Сергей Иванович, снова концерт дали, а то лавровый лист кончается.
Оказалось, что лавровые венки, которые композитор получал от своих поклонников, старушка сушила, а листья потом употребляла для супа.

2. не в этом дело

Вы знаете, он хороший музыкант, но часто болеет... - сказали как-то раз Танееву об одном пианисте, имея в виду, что тот выпивает.
- Что часто болеет, это ладно, - отозвался Танеев. - А вот выздоравливает ли он вовремя...

3. что такое пьянство

Танеев вообще довольно терпимо относился к знаменитому российскому пороку.
- Пьянство, - говаривал Танеев, - это не недостаток, это скорее излишество...

4. адажио для коньяка с лимоном

Некоторые московские композиторы получали от винных и коньячных торговцев оригинальные музыкальные заказы: написать мелодичную красивую музыку к присланным куплетам, восхваляющим различные сорта вин, коньяка и шампанского... Гонорар при этом предлагался весьма и весьма крупный, и многие композиторы втайне брались за подобные заказы.
Однажды к Танееву зашел один приятель и, заметив, как тот быстро прячет в стол нотные листы, спросил, что же это такое он сочиняет, неужели нечто малопристойное?
- Если честно признаться, вы почти угадали, - с усмешкой отозвался композитор, - сочиняю музыку для весьма посредственного коньяка... И мне кажется, что мой "музыкальный коньяк" пожалуй во много раз приятнее подлинного...

«В нравственном отношении эта личность есть безусловное совершенство», – так говорил о своем ученике Сергее Ивановиче Танееве. Но не только человеческие качества Танеева восхищали его знаменитого учителя – его композиторский талант Петр Ильич тоже ценил высоко. Однако, Чайковский полагал, что музыке Танеева нелегко будет найти путь к широкой публике – ведь она завораживает не столько непосредственностью эмоционального выражения, сколько дивной уравновешенностью, рациональностью. Именно в такой музыке могла отразиться личность композитора, который был и теоретиком-музыковедом, и педагогом, и исследователем фольклора. Его труды посвящены самой интеллектуальной разновидности музыки – полифонии. Эрудиция Танеева охватывала и философию, и историю, и естественные науки.

Танеев происходил из старинного дворянского рода. Сергей Иванович появился на свет во Владимире. Отец его – помещик – был образованным человеком, он окончил три факультета Московского университета. Владея несколькими иностранными языками, он требовал того же от детей. Играя на фортепиано, гитаре, скрипке и флейте, он приобщал сыновей к музицированию, Сергей Танеев начал обучаться фортепианной игре в пятилетнем возрасте. В этом ему некоторое время помогала дочь друга семьи Мария Александровна Миропольская, которая была на восемь лет его старше, но вскоре, после смерти своего отца, она вместе с матерью уехала в Москву. Сергей встретился с нею четыре года спустя, когда Танеевы тоже переехали в Москву. Благодаря Марии Александровне юный музыкант познакомился с Николаем Григорьевичем Рубинштейном, который увидел в нем незаурядную пианистическую и композиторскую одаренность и посоветовал учиться в консерватории. Туда дозволялось поступать только с четырнадцати лет, но в виде исключения десятилетний Танеев был принят.

В консерватории Танеев обучался фортепианной игре у ассистента , затем – у него самого, а его наставником в области сочинения стал Чайковский. За годы учебы Танеев написал множество произведений, среди которых были хоровые сочинения, романсы, квартет, увертюры. Он окончил консерваторию в 1875 . как композитор и как пианист, с золотой медалью, став первым в ее истории выпускником, удостоенным такой награды. В том же году он вместе с Рубинштейном путешествовал по Греции и Италии, по возвращении из-за границы гастролировал по городам Российской империи, исполняя сочинения , а также свои собственные. В следующем году Танеев поехал во Францию. Организовать концертные выступления не удалось, но время не пропало даром: он познакомился с французскими композиторами, соприкоснулся с европейской культурной жизнью. Под впечатлением от этой поездки композитор составил для себя план расширения кругозора – и следовал ему много лет, планомерно изучая не только теорию музыки, но и историю, философию, становясь постепенно разносторонне образованным человеком.

Танееву было двадцать два года, когда он начал преподавать в Московской консерватории. Поначалу он преподавал инструментовку и гармонию, а позднее – музыкальную форму и контрапункт, последние дисциплины были особенно близки ему. За время педагогической деятельности Танеева у него было множество учеников, и среди них немало композиторов, ставших впоследствии великими.

Создавая музыку, Танеев стремился к классической стройности формы. Большое значение он придавал полифонии. Одним из первых – и высших его достижений в этой области стала кантата «Иоанн Дамаскин», впервые прозвучавшая в 1884 г. Важное место в творческом наследии Танеева занимает хоровая музыка, в которой ощущается подлинное величие. То же самое можно сказать и о его единственной опере – «Орестее», которая стоит особняком в русской оперной литературе, напоминая ораторию. Стремление Танеева к органичному синтезу русских интонаций и европейских музыкальных форм очень ярко проявилось в до-минорной Симфонии. Работал он и в области камерно-инструментального ансамбля – примечательно, что Танеев-пианист нередко выступал как ансамблист.

Перу Танеева принадлежат не только музыкальные произведения, но и музыковедческие труды, самый значительный из которых – «Подвижной контрапункт строгого письма». Немало внимания уделял он исследованию фольклора, записывая и обрабатывая русские и украинские песни, а его книга «О музыке горских татар» стала первым исследованием, посвященным кавказскому фольклору (материал для этого исследования Сергей Иванович собирал сам во время путешествия на Кавказ в 1885 г.).

Сергей Иванович Танеев ушел из жизни в 1915 г., простудившись на похоронах Скрябина.

Имя Танеева носят музыкальные школы в Москве, Владимире и Звенигороде, музыкальный колледж в Калуге, улицы во Владимире, Клину, Волгограде и Воронеже, концертный зал во Владимире.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Надо написать, что это номер 2, а не все двенадцать хоров.
Что надоумило Танеева это писать? Как он выбирал стихотворения? Не знаю.
Для интересующихся размещаю слова всех 12 стихотворений. Все же потратил какое-то время,
не пропадет мой скорбный труд.

1. На могиле

Сто лет пройдёт, сто лет; забытая могила,
Вчера зарытая, травою порастёт,
И плуг пройдёт по ней, и прах, давно остылый.
Могущественный дуб корнями обовьёт -
Он гордо зашумит вершиною густою;
Под тень его любовники придут
И сядут отдыхать вечернею порою,
Посмотрят вдаль, поникнув головою,
И тёмных листьев шум, задумавшись, поймут.

2. ВЕЧЕР
Зари догорающей пламя
Рассыпало по небу искры,
Сквозит лучезарное море;
Затих по дороге прибрежной
Бубенчиков говор нестройный,
Погонщиков звонкая песня
В дремучем лесу затерялась,
В прозрачном тумане мелькнула
И скрылась крикливая чайка.
Качается белая пена
У серого камня, как в люльке
Заснувший ребенок. Как перлы,
Росы освежительной капли
Повисли на листьях каштана,
И в каждой росинке трепещет
Зари догорающей пламя.

3.
Развалину башни, жилище орла,
Седая скала высоко подняла,
И вся наклонилась над бездной морской,
Как старец под ношей ему дорогой.

И долго та башня уныло глядит
В глухое ущелье, где ветер свистит;
И слушает башня - и слышится ей
Веселое ржанье и топот коней.

И смотрит седая скала в глубину,
Где ветер качает и гонит волну,
И видит - в обманчивом блеске волны
Шумят и мелькают трофеи войны.

4.
Посмотри - какая мгла
В глубине долин легла!
Под её прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на всё наводит
Фосфорический свой луч.

5. НА КОРАБЛЕ
Стихает. Ночь темна. Свисти, чтоб мы не спали!..
Еще вчерашняя гроза не унялась:
Те ж волны бурные, что с вечера плескали,
Не закачав, еще качают нас.
В безлунном мраке мы дорогу потеряли,
Разбитым фонарем не освещен компас.
Неси огня! звони, свисти, чтоб мы не спали!-
Еще вчерашняя гроза не унялась...
Наш флаг порывисто и беспокойно веет;
Наш капитан впотьмах стоит, раздумья полн...

Заря!.. друзья, заря! Глядите, как яснеет –
И капитан, и мы, и гребни черных волн.
Кто болен, кто устал, кто бодр еще, кто плачет,
Что бурей сломано, разбито, снесено –
Все ясно: божий день, вставая, зла не прячет...
Но - не погибли мы!.. и много спасено...
Мы мачты укрепим, мы паруса подтянем,
Мы нашим топотом встревожим праздных лень –
И дальше в путь пойдем, и дружно песню грянем:
Господь, благослови грядущий день!
1856
6. Молитва
Отче наш! Сына моленью внемли!
Все-проникающую,
Все-созидающую,
Братскую дай нам любовь на земли!
Сыне, Распятый во имя любви!
Ожесточаемое
Оскудеваемое
Сердце Ты в нас освежи, обнови!
Дух Святый! Правды источник живой!
Дай силу страждущему!
Разуму жаждущему
Ты вожделенные тайны открой!
Боже! Спаси Ты от всяких цепей
Душу проснувшуюся
И ужаснувшуюся
Мрака и зла и неправды людей!
Вставших на глас Твой услыши мольбу,
И цепенеющую,
В лени коснеющую
Жизнь разбуди на святую борьбу!
Между 1855 и 1860

7. Из вечности музыка….
(ГИПОТЕЗА)

Из вечности музыка вдруг раздалась
И в бесконечность она полилась,
И хаос она на пути захватила,-
И в бездне, как вихрь, закружились светила:
Певучей струной каждый луч их дрожит,
И жизнь, пробужденная этою дрожью,
Лишь только тому и не кажется ложью,
Кто слышит порой эту музыку Божью,
Кто разумом светел,- в ком сердце горит.

8. ПРОМЕТЕЙ

Я шел под скалами,
?Мглой ночи одет,
?Я нес темным людям
?Божественный свет -
?Любовь и свободу
?От страха и чар,
?И жажду познанья,
?И творческий дар.

Вдруг, разорвалася
Ночи занавеса,-
Брызнули в пространство
Молнии Зевеса,
И проснулись боги,
И богини с ложа
Поднялись, пугливым
Криком мир встревожа.

И посланный ими,
?В багровом дыму
?Мелькнул черный ворон
?И ринулся в тьму,-
?Он близко… Он ищет
?Меж скал и лесов
?Того, кто похитил
?Огонь у богов…

Я иду - и свет мой
Светит по дороге;
Я уж знаю тайну,
Что не вечны боги…
Мир земной, я знаю,
Пересоздан снова,-
И уста роняют
Пламенное слово.

Не мог утаить я
?Святого огня…-
?И ворон из мрака
?Завидел меня:
?Когтями и клювом
?Он рвет мою грудь,-
?И кровью обрызгав
?Тяжелый мой путь.

Пусть в борьбе паду я!
Пусть в цепях неволи
Буду я метаться
И кричать от боли!-
Ярче будет скорбный
Образ мой светиться,
С криком дальше будет
Мысль моя носиться…

И что тогда, боги!
?Что сделает гром
?С бессмертием духа,
?С небесным огнем?
?Ведь то, что я создал
?Любовью моей,
?Сильнее железных
?Когтей и цепей!!.

9.
Увидал из-за тучи утес,
Как в долину сошла молодая
Дочка Солнца - Весна, и, вздыхая,
Погрузился в туман сладких грёз.

Ему снится: с Весной молодою,
В снежных блестках, идет он к налою,
И венчает его ледяною
Диадемою светлый мороз…

А Весна позабыла вершину
И за тучами льдистый утес,-
По уступам сошла на долину
И забылась в чаду сладких грёз…

Снится ей: на заре, за холмами,
Там, где роща гремит соловьями,
Жаркий Май, с золотыми кудрями,
Ей дарит диадему из роз.
10 Звёзды

Посреди светил ночных,
Далеко мерцающих,
Из туманов млечными
Пятнами блуждающих
И переплывающих
Небеса полярные,
Новые созиждутся
Звёзды светозарные.

Так и вы, туманные
Мысли, тихо носитесь,
И неизъяснимые
В душу глухо проситесь,
Так и вы над нашими
Тёмными могилами
Загоритесь некогда
Яркими светилами.

11.
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись - не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром - по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели…

________________________________________

В дни, когда над сонным морем
Духота и тишина,
В отуманенном просторе
Еле движется волна.
Если ж вдруг дохнет над бездной
Ветер, грозен и могуч,
Закипит волна грознее
Надвигающихся туч,
И помчится, точно в битву
Разъяренный шпорой конь,
Отражая в брызгах пены
Молний солнечный огонь,
И, рассыпавшись о скалы,
Изомнет у берегов
Раскачавшиеся перья
Прошумевших тростников.