Зинаида Серебрякова. Трудная судьба художницы. Художник Зинаида Серебрякова. Жизнь в картинах Зинаида серебрякова полная биография

Ретроспективной выставке великой русской художницы в Третьяковской галерее - посвящается

Зинаида Серебрякова стала одной из первых русских художниц в мировом искусстве, однако она почти не застала собственной славы. В ее работах - материнство, любовь к природе и тонкое чувство прекрасного. Послереволюционная Россия и СССР отвергли ее нежные детские портреты и пейзажи, а французское общество было поглощено новомодным ар-деко и не восприняло талант этой одинокой женщины. Мы отобрали 11 картин, чтобы проиллюстрировать непростой жизненный путь художницы.


1. «Девушка со свечой», автопортрет
1911 г. Холст, масло. 72×58 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Зинаиде Серебряковой прекрасно удавались портреты. Главное в них - мастерски переданная глубина характера каждого отдельно взятого человека. В период вынужденной эмиграции во Францию работы именно в этом жанре приносили художнице хоть какие-то средства к существованию и спасали от голода.

В картине «Девушка со свечой» Зинаиде Серебряковой удалось не только создать изящный портрет, но и предвосхитить метафору собственной жизни. Молодая нежная девушка с легким румянцем на щеках обернулась, чтобы взглянуть на зрителя из окружающей ее темноты холста. Невинное трепетное лицо освещает невидимая свеча. Кажется, что эта светлая и трогательная героиня заперта во мрачных красках прямоугольной рамы. Но ни страха, ни сомнения нет в ее больших, как зеркала, миндалевидных глазах. Только решимость и приглашение вместе с ней, следуя за светом свечи, пройти через темноту. И так же, как светится каким-то внутренним душевным теплом это юное лицо, светилась и душа Серебряковой, оказавшейся заложницей печальных обстоятельств собственной судьбы.


2. «На лугу. Нескучное»
1910-е гг. Холст, масло. 62,8×84,3 см. Нижегородский государственный художественный музей.

Сцены простой деревенской жизни - вторая творческая любовь Серебряковой. Художница родилась и выросла в селе Нескучное Харьковской губернии, в имении прославленных деятелей искусства Бенуа-Лансере. Не рисовать в этом доме было невозможно: каждый член семьи избирал для себя творческий путь и становился либо скульптором - как отец Зинаиды, либо художником - как дядя, либо архитектором - как брат. В доме любили говорить: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». Само Нескучное, окруженное лесами, угодьями и бескрайними лугами, было для семьи художницы не просто зданием со стенами и крышей. Имение стало настоящим родовым гнездом, творческим пространством, дышавшим и жившим атмосферой искусства и красоты.

Зинаида Серебрякова начала рисовать с первых лет жизни. Она с любовью изображала все, что ее окружало: деревья, сады, хаты, окошки и ветряные мельницы. Больше всего ее вдохновляли чистота и сочность природных красок, сцены бурлящей крестьянской жизни, близость к земле и простым людям. Картина «На лугу. Нескучное» изображает крестьянскую девушку - а может, и саму художницу - с младенцем на руках. Идиллический зеленый пейзаж, стадо мирных коров, тихая река Муромка - этими природными красотами родного края сердце художницы было заполнено с детства.


3. «За туалетом», автопортрет
1909 г. Холст, масло. 75×65 см. Государственная Третьяковская галерея.

Зима в 1909 году наступила рано. 25-летняя Зинаида Серебрякова встретила ее в Нескучном, где гостила вместе с двумя детьми. Ее муж - инженер Борис Анатольевич Серебряков - должен вот-вот вернуться из рабочей поездки по Сибири, чтобы вместе с семьей встретить Рождество. А пока Зинаида просыпается в светлой комнате одна, подходит к уставленному женскими безделушками зеркалу и начинает утренний туалет. Именно этот автопортрет принесет ей всероссийскую известность и станет самой значимой ее работой.

Ясный зимний свет из окна, простая прибранная комната, свежие утренние оттенки - вся картина звучит гимном простой радости и безмятежности. Дядя Зинаиды, художник Александр Бенуа, был впечатлен этой работой: «Мне особенно мило в этом портрете то именно, что в нем нет никакого демонизма, ставшего за последнее время прямо уличной пошлостью. Даже известная чувственность, заключенная в этом изображении, самого невинного, непосредственного свойства». Это замершее на холсте мгновение восторга перед будущим поразило гостей на выставке Союза Художников, где картина впервые участвовала в 1910 году. Павел Третьяков сразу же приобрел холст для своей галереи. Восторженные критики и художники, среди которых были Серов, Врубель и Кустодиев, незамедлительно признали выдающийся талант Зинаиды Серебряковой и приняли ее в свой творческий круг «Мир Искусства».

В разрезе жизни художницы эта работа имеет еще большее значение. Молодая девушка на картине только что проснулась и оказалась на пороге собственной жизни. Ей невероятно интересно, что принесет грядущий день? Какие события вот-вот произойдут, когда она закончит причесывать волосы? Темные проницательные глаза с интересом вглядываются в зеркало. Предвидят ли они грядущие исторические катастрофы и ломаные линии судьбы?


4. «Беление холста»
1917 г. Холст, масло. 141,8×173,6 см. Государственная Третьяковская галерея.

После дебюта на выставке Союза русских художников в 1910 году в творчестве Зинаиды Серебряковой наступает расцвет. Монументальное полотно «Беление холста» стало одной из последних работ «золотого периода» художницы и в полной мере раскрыло ее талант. Зинаида часто наблюдала за работой крестьянок в Нескучном и, прежде чем приступила к работе над холстом, сделала множество зарисовок. Крестьяне относились к семейству Бенуа-Лансере с большой любовью и уважением, и «добрая барыня» Зинаида Серебрякова часто просила деревенских женщин побыть моделями для ее этюдов. Она всегда с большим участием и сочувствием относилась к их нелегкой крестьянской доле.

На картине высокие, сильные женщины расстелили ткань на берегу реки и готовятся к работе. Раскрепощенные позы, раскрасневшиеся от работы лица - эти героини даже не пытаются позировать. Художница как будто выхватила момент их ежедневных трудов и перенесла на полотно. Небо и земля с заниженным горизонтом в композиции работы второстепенны - на первый план выходят фигуры девушек. Вся эта картина - гимн, возвышенная ода ежедневному ритуалу обычных работящих женщин, величественных и сильных в своей простоте.


5. «За завтраком» (или «За обедом»)
1914 г. Холст, масло. 88,5×107 см. Государственная Третьяковская галерея.

Больше, чем красота сельской жизни и крестьянского быта, Зинаиду Серебрякову вдохновляли только ее дети. Их у художницы было четверо. На картине «За завтраком» изображены задумчивый Женя у дальнего края, семилетний Саша и маленькая дочка Таня. На столе обычные столовые приборы, посуда, графин, ломтики хлеба. Казалось бы, что значимого в этой картине?

Материнский, женский характер творчества Серебряковой проявился в этом полотне с огромной силой. Самые близкие и любимые люди собрались вместе за обеденным столом. Здесь царят таинство и уют совместной трапезы. Бабушка, мама художницы, разливает по тарелкам суп. Дети обернулись в сторону Зинаиды, как будто ожидая, что она вот-вот присоединится к обеду. У них красивые ясные лица. Эта работа, признанная одним из лучших произведений детского портрета, - образ счастливого детства и самых счастливых дней Зинаиды Серебряковой в кругу семьи.


6. «Портрет Б.А. Серебрякова»
1900-е годы. Бумага, темпера. 255х260 мм. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва.

На картине «Портрет Б. А. Серебрякова» - муж Зинаиды, Борис. Пожалуй, это одна из самых нежных ее работ. Любовь двух молодых людей зародилась очень рано и очень рано оборвалась. Борис часто путешествовал по стране с заказами на строительство железных дорог. В 39 лет он скончался от тифа на руках у жены. В 1919 году художница осталась одна с четырьмя детьми. Только что отгремела революция, надвигались мрачные перемены.

В правом верхнем углу портрета подпись: «Боречка. Нескучное. Ноябрь». Фамильное имение Нескучное стало тем райским уголком, где влюбленные провели самые счастливые годы своей жизни. Спокойный, уравновешенный и очень земной Борис Серебряков имел технический склад ума и был далек от идеалов искусства, которым с детских лет дышала его избранница. Что могло объединять его и застенчивую, нелюдимую девушку из творческого мира? Это были любовь к земле, своим корням и простой жизни. Годы, проведенные с любимым мужем и детьми в Нескучном, стали райским временем, золотым веком в жизни художницы. После его смерти она больше не была замужем. Его уход и начавшиеся в стране несчастья положили конец той прекрасной безмятежной эпохе.


7. «Карточный домик»
1919 г. Холст, масло. 65×75,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Эта картина - самая печальная и тревожная в творчестве Серебряковой. Она стала символом хрупкости и ненадежности той жизни, с которой художнице пришлось распрощаться навсегда после смерти мужа. На холсте четверо детей Зинаиды, одетые в мрачные траурные одежды. Они сосредоточенно строят карточный домик. Их лица серьезны, а игра не вызывает радости. Возможно, потому, что они понимают: достаточно одного случайного движения, чтобы карточный домик рассыпался.

В этом полотне Зинаида Серебрякова, все еще потрясенная недавними событиями, снова пробует взять в руки кисть. Она остается единственной кормилицей для четверых детей и стареющей матери. Родовое имение Нескучное разграблено и сожжено. Начинается голод, и найти хоть какие-то деньги или продукты становится невообразимо трудно. В эти тяжелые месяцы перед художницей стоит только одна задача - выжить. Она начинает осознавать: выстраивать счастье можно долго и трепетно, но, чтобы потерять его, достаточно лишь мгновения. Совсем скоро это мгновение настигнет Серебрякову и окончательно оторвет ее от единственно дорогого, что у нее осталось.


8. «В балетной уборной Лебединое озеро»
1924 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1920 году из разоренного фамильного гнезда Зинаида Серебрякова с семьей вынужденно перебирается в Петроград и живет в бывшей квартире Бенуа. На ее удачу сюда же по распределению попадают артисты МХАТ, и жизнь на недолгий миг снова наполняется атмосферой искусства и радости. Старшая дочь Татьяна поступает в балетное училище, и с 1920 по 1924 год Серебрякову часто приглашают за кулисы Мариинки. Там она с жадностью ловит последние нотки романтической эстетики, которую вот-вот поглотит шагающий по миру искусства футуризм. Художница наотрез отказывается писать портреты комиссаров и рисовать агитплакаты. Сама она писала о том периоде: «Котлеты из картофельной шелухи были деликатесом на обед». Немногочисленные заказчики расплачивались за работу продуктами, а не деньгами. Несмотря на все это, Зинаида не оставила кисть и подарила миру множество портретов известных балерин и деятелей искусства того времени.


9. «Автопортрет с дочерьми»
1921 г. Холст, масло. 90×62,3 см. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

В 1924 году Серебрякову приглашают в Париж для выполнения дорогостоящего декоративного панно. Зинаида готовит документы, прощается с детьми и уезжает на заработки во Францию. На картине дочери Таня и Катя уютно прижимаются к маме. Могли ли они подозревать, что расстанутся с ней не на месяцы, а на годы?

Сначала было панно, а потом пустота. Серебрякова оказалась на обочине. Застенчивая, чужая в чужой стране, она буквально нищенствовала из-за отсутствия спроса на ее картины. Деньги за портреты заканчивались еще до того, как работа была доделана. Все, что удавалось получить, художница отправляла в Россию детям, которые безмерно по ней скучали. Старшая Татьяна так описала их расставание: «Я сорвалась, помчалась бегом на трамвай и добежала до пристани, когда пароход уже начал отчаливать и мама была недосягаема. Я чуть не упала в воду, меня подхватили знакомые. Мама считала, что уезжает на время, но отчаяние мое было безгранично, я будто чувствовала, что надолго, на десятилетия расстаюсь с матерью».

Художница тоже с тоской вспоминала об этом периоде жизни во Франции: «Как мечтаю и хочу уехать. Мой заработок такой ничтожный. <...> Вся жизнь моя прошла в ожидании, в щемящей досаде и упреке себе, что я рассталась с вами».


10. «Коллиур. Катя на террасе»
1930 г. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Между СССР и западным миром постепенно опускался «железный занавес», и надежда снова увидеть детей угасала с каждым днем. Серебрякова все еще пыталась как-то устроиться в Париже, но ее стареющей матери, оставшейся в России с детьми, уже требовалась помощь. Да и возвращение на отвергнувшую ее Родину не сулило приятной встречи. Поэтому при содействии Красного Креста художница выписывает во Францию двоих детей: Сашу и Катю. Большей поддержки сложно было пожелать. Саша все время берет заказы и пишет интерьеры богатых домов Парижа. Катя полностью отвечает за хозяйство и максимально разгружает мать.

Зинаида Серебрякова несколько раз отправлялась в путешествия по разным регионам Франции, чтобы набраться вдохновения для новых работ. Денег было катастрофически мало, и они с дочкой останавливались то у родственников, то в монастырях, то у местных жителей. Картина «Коллиур. Катя на террасе» была сделана в одном из таких путешествий. Именно дочь стала в портретах Зинаиды главной моделью, а в жизни - надежной опорой, которая поддерживала ее до конца дней. Екатерина Серебрякова посвятила свою жизнь служению таланту мамы. Именно благодаря ее стараниям картины художницы вернулись в Россию и были впервые представлены широкой публике.


11. Автопортрет
1956 г. Холст, масло. 63x54 см. Тульский областной художественный музей.

Этот автопортрет стал одной из последних работ Зинаиды Серебряковой. В период хрущевской оттепели дети художницы, остававшиеся в России, наконец смогли с ней встретиться. В 1960 году дочь Татьяна отправилась во Францию и впервые за 36 лет обняла маму.

Единственная прижизненная выставка картин Серебряковой на Родине состоялась в 1965 году, незадолго до ее смерти. К сожалению, сама Зинаида уже не чувствовала сил приехать, но была счастлива этому событию, которое, словно ниточка, соединило ее с давно покинутыми краями и людьми.

«Карточный домик» ее жизни действительно рухнул. Прекрасные дети выросли без нее, хоть и стали художниками и архитекторами, как всегда происходило в семье Бенуа-Лансере. Чудесное имение сгорело, а крестьянские голоса навсегда умолкли - их заменили грохот индустриализации и советские гимны. Однако в полотнах Серебряковой навсегда остался тот прекрасный век, в который ее глубокие миндалевидные глаза вглядывались через отражение в зеркале. Тот мир, который ее не знающие отдыха руки выписывали самодельными красками.

Современники художницы отнеслись к ней непростительно небрежно, но это все равно не заставило ее изменить себе и своему творчеству. В письме детям из Парижа Зинаида говорит: «Как ужасно, что современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть “модным” или “немодным”, и требуют от художников постоянного “обновления”, а по-моему, художник должен оставаться сам собой!»

Для справки

Увидеть вживую картины художницы вы можете с 5 апреля по 30 июля в Третьяковской галерее на ретроспективной выставке «Зинаида Серебрякова», генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ.

Зинаида Серебрякова (1884-1967) , урождённая Зинаида Евгеньевна Лансере, – одно из самых громких женских имён в российской . Она была яркой представительницей символизма, и ар-деко, участницей объединения «Мир искусства», а также просто женщиной с сильным характером, перенесшей все тяготы двух войн и революций.

В открывшемся в юном возрасте таланте будущей великой художницы не было ничего неожиданного – он достался ей по наследству как представительнице творческой династии Бенуа-Лансере: знаменитый архитектор Николай Бенуа был её дедом, отец, Евгений Лансере - скульптором, а мать - художником-графиком.

В 16 лет Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу княгини Тенишевой. Позднее её образованием занимался талантливый портретист Осип Браз. А в 1905-1906 годы Серебрякова обучалась живописи в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже.

Долгие годы художница провела в эмиграции, однако стиль её сформировался ещё в юности, в Петербурге. Всей душой Зинаида была влюблена в Россию, и тяжкие испытания, выпавшие на долю страны, терзали её гораздо больше, чем разлука с родиной.

К раннему периоду её творчества относятся картины «Крестьянская девочка» (1906) и «Фруктовый сад в цвету. Нескучное» (1908), которые наполнены любовью к простоте и естественной красоте окружающего мира и русской земли. Эти произведения выполнены твердой рукой мастера, что говорит об очень раннем формировании профессиональных художественных навыков девушки - на тот момент ей было немногим больше 20 лет.

Однако мастерство художницы не подталкивало её создавать сложные шедевры, наполненные изощрёнными приёмами и изобилующие деталями. Напротив - картины Зинаиды отличают простота и приятная лёгкость изображения действительности. Практически никогда она не обращалась к холодной гамме цветов, в её работах преобладали светлые пастельные оттенки тёплой палитры.

Известность Серебряковой впервые принёс её собственный автопортрет, написанный в 1909 году – он носит название «За туалетом». Именно эта работа стала самой узнаваемой в творчестве художницы. На картине изображена молодая девушка, которая смотрится в зеркало, расчёсывая длинные каштановые волосы.



Выразительные черты ее лица заставляют зрителя надолго задержать взгляд на полотне. Её образ одновременно сочетает в себе аристократичность представительницы известного рода и простоту обычной русской девушки, в душе которой порой кипят страсти, а в глазах прячутся лукавство и смех. Лямка легкой кофточки небрежно спущена с одного плеча, на столике в беспорядке лежат туалетные принадлежности, вязание и украшения – автор картины не стремится приукрасить себя и не боится показаться смешной в глазах зрителя. И внешний облик красавицы, изображённой на автопортрете, и окружающая её обстановка говорят об энергичности и жизнерадостности героини.

Следует отметить, что Серебрякова нередко «баловалась», изображая саму себя. В этой склонности её нельзя упрекнуть - какая современная девушка упустит шанс сделать собственную фотографию? У Зинаиды же под рукой всегда были все необходимые инструменты для увековечивания своего образа в разные временные промежутки, в разном настроении, в разной одежде, с родными и друзьями. В общей сложности насчитывается не менее 15 автопортретов Серебряковой. Среди них, например, «Автопортрет в красном» (1921) и «Автопортрет», написанный в 1946 году.

Надо отметить, художница не стеснялась впускать зрителя не только в свою комнату, но и в семью. Ей было свойственно изображать свой быт. Члены семьи очень часто оказывались на холсте.

Ещё одна не менее известная работа Зинаиды, относящаяся к домашним жанровым портретам – «За завтраком» (1914). На ней художница мастерски изобразила теплую атмосферу домашнего уюта и покоя. Зритель невольно попадает в гости к семье Серебряковой во время обеда.



Её дети – Женя, Саша и Таня – сидят за покрытым белой скатертью столом, на котором расставлены тарелки с едой. На их нежных лицах написаны неподдельно искренние эмоции - скука, любопытство, удивление. Мальчики одеты в похожие синие рубашки, а на Тане домашнее платье с приятными кружевами у воротника и на плечах. В углу картины можно также заметить присутствие взрослого человека – бабушки, чьи руки заботливо наливают кому-то из детей суп. Судя по накрытому столу, семья живёт в достатке, но не стремится к излишествам.

Расцветом творчества Серебряковой принято считать период с 1914 по 1917 год. В это время её особенно интересуют русские мотивы, темы народной жизни, крестьянского быта и культуры. Любовь к родине переосмысливается художницей - вероятно, из-за сгущающей краски Первой мировой войны, отразившейся на судьбах многих русских людей. Серебрякова подчёркивает единство народа, его самобытность и красоту работающего человека. Нежные чувства художницы к своей родине прекрасно передают картины «Жатва» (1915), «Крестьяне. Обед» (1914) и «Беление холста» (1917).

Революция и последовавшие за ней события обернулись для Серебряковой чередой драматических событий. От тифа умер её муж, и Зинаида осталась одна с четырьмя детьми и больной матерью на руках. Ей пришлось сражаться с голодом и нехваткой самого необходимого для жизни. Остро встал вопрос продажи работ.

В тот период Зинаида написала свою самую трагичную картину - «Карточный домик» (1919). И снова главными героями стали дети художницы. Карточный домик, который под чутким руководством братьев и сестры строит Катя, разумеется - метафора. Она отражает непостоянство и хрупкость жизни России в то время. Даже дети забывают счастливые игры и принимаются со всей серьёзностью строить домик из карт, боясь его крушения в любой момент.



Говоря о творчестве художницы, нужно отметить её любовь к жанру портрета. Пожалуй, ни одно другое направление живописи в творчестве этой художницы не в силах сравниться со страстью к изображению лиц окружающих.

Она писала не только членов своей семьи, но и знакомых, в том числе и достаточно известных и состоятельных людей – среди них, например, поэтесса Анна Ахматова, балерина Александра Данилова, искусствовед Сергей Эрнст и княгиня Юсупова.

Портретам кисти Серебряковой свойственно частичное или полное отсутствие фона - его художница прописывала детально очень редко. Все внимание она акцентировала на персонажах своих работ. Ей удавалось передать индивидуальность каждого и «познакомить» зрителя с их индивидуальными особенностями.

Немаловажное место в творчестве Серебряковой занимает обнаженная натура. Удивительно, как женщина способна со столь пылкой страстью изображать прекрасные изгибы девичьих тел. Но факт неоспорим: работы в стиле ню удавались Зинаиде так же успешно, как портреты и жанровые зарисовки на тему крестьянской жизни. Прекрасные юные девушки изображались ею в самых различных позах - стоя, сидя, вальяжно раскинувшись на постели. Серебрякова мастерски подчеркивала достоинства своих моделей, о особым любованием она выписывала их женственные изгибы.

В 1924 году Серебрякова отправилась в Париж, оттуда она получила заказ на создание большого декоративного панно. Разлука с семьёй, пусть и временная, сильно тревожила Зинаиду. Но поездка была необходима, так как давала возможность прокормить детей. И тяжелые предчувствия не обманули: вернуться на родину художнице не удалось. Долгие годы она была оторвана от двоих детей и матери. Правда, Сашу и Катю удалось переправить во Францию почти сразу.

За это время художница посетила огромное количество стран - не только европейских, но и африканских. Марокканская серия работы Серебряковой заслуживает отдельного внимания. Часть из них выполнена пастелью, остальные же - масляной краской.

Неизгладимое впечатление на Зинаиду произвели быт местного народа и его обычаи. В своём письме брату Евгению она рассказывает о том, как сильно её поразило, что местные жители ежедневно проводят огромное количество времени, сидя в кругу и наблюдая за танцами, фокусами и укрощением змей.

Однако ни одно самое яркое представление не позволяло Зинаиде забыть стою тоску по родине. Лишь с наступлением оттепели страна опять стала «благосклонна» к Серебряковой. В последние годы жизни она снова обрела популярность на родине и в союзных республиках. Её работы особо ценились, поступали всё новые предложения о выставках, вышла даже серия марок с её картинами, но художница так и не смогла окончательно вернуться. До последних дней она жила в Париже, принявшем её когда-то в трудное время.

С 5 апреля 2017 по 30 июля 2017 в Инженерном корпусе Третьяковской галереи пройдёт масштабная монографическая .

Девушка со свечой. Автопортрет (фрагмент)

На долю Зинаиды Евгеньевны Серебряковой выпала непростая судьба, в которой была и большая любовь, и счастье материнства, и радость творить, и многолетняя разлука с детьми, и тоска по покинутой Родине.

Художник Зинаида Серебрякова. Жизнь и творчество

Будущий художник Зинаида Евгеньевна Серебрякова (в девичестве Лансере) родилась 10 декабря 1884 года в имении Нескучном под Харьковом, в семье известного скульптора Евгения Лансере и Екатерины Лансере (в девичестве Бенуа).

В 1886 году скоропостижно скончался папа художницы и большая семья поселилась в квартире дедушки Николая Бенуа, знаменитого архитектора.

Мама Зинаиды в молодости была художником-графиком. А ещё были два знаменитых дяди: архитектор Леонтий Бенуа и художник Александр Бенуа.

В семье Евгения и Екатерины Лансере, кроме Зинаиды, росло ещё два ребенка: Николай (в последующем знамений архитектор) и Евгений (в последующем известный художник).

Росла Зина… болезненным и довольно нелюдимым ребенком, в чем она напоминала отца и вовсе не напоминала матери, ни братьев и сестер, которые все отличались веселым и общительным нравом.

Из воспоминаний Александра Бенуа

Детство и юность будущей художницы прошли в Петербурге, и в любимом имении «Нескучном». Девочка рано начала рисовать и с талантливой племянницей много занимался дядя Александр Бенуа.

Одна из первых картин Зинаиды Серебряковой – «Яблоня». Эта картина была написана в 1900 году в «Нескучном». Молодое крепкое задорное деревце изгибает свои ветки под тяжестью румяных плодов. Много лет спустя искусствоведы скажут, что юная Зинаида, подсознательно, изобразила символ плодородия, свободной жизни в единении с природой. И этот символ определил весь творческий путь художника на всю оставшуюся жизнь.

…У нас в имении Нескучном где все, и природа, и окружавшая меня крестьянская жизнь, своей живописностью волновали и восхищали меня, и я вообще жила в каком-то «чаду энтузиазма»…

Зинаида Евгеньевна окончила, в 1900 году, женскую гимназию и без особых усилий поступила Петербургскую Академию живописи. Однако, учёба в Академии девушке не нравилась, и очень скоро будущая художница оставила стены академии и поступила в художественную школу княгини М.К. Тенишевой, а некоторое время спустя начала брать уроки живописи у знаменитого портретиста Осипа Браза.

В 1902 году девушку отправляют в Италию для лечения и изучения итальянской живописи.

Сейчас сложно сказать, насколько была больна Зинаида Евгеньевна… Всё дело в том, что у будущей знаменитой художницы был двоюродный брат Борис Серебряков. Молодые люди долго дружили, дружили и влюбились друг в друга. Родственники знали о этой связи, в конце концов смирились с неизбежным и перестали препятствовать влюблённым.

В конце концов, все родственники согласились на этот брак, но вот церковь была против венчания близких родственников. Вопрос решили при помощи «дара» в 300 рублей – священник обвенчал молодых и семья Серебряковых (Зинаида Евгеньевна взяла фамилию мужа) в 1905 году выехала в Париж.

В столице Франции Зинаида поступает в Академию де ла Гранд Шомьер и с большим увлечением учится, много рисует с натуры, пишет эскизы.

В 1906 году молодая семья возвращается в Петербург. Молодому супругу нужно заканчивать университет (он станет железнодорожным инженером), а молодой супруге приходит пора рожать первенца.

В 1906 году родился сын Евгений, а в 1907 году – сын Александр.

Семья живет в Нескучном, Зинаида занимается маленькими детьми и очень много пишет: этюды, пейзажи и портреты. И принимает решение выставить свои работы на 7-й выставке художников в Москве в 1910 году.

Автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью» приобретает Третьяковская галерея. Это был несомненный и очень громкий успех.

За туалетом

Я решила остаться с детьми в Нескучном… Мой муж Борис Анатольевич был в командировке, зима в этот год наступала ранняя, все было занесено снегом - наш сад, поля вокруг, всюду сугробы, выйти нельзя. Но в доме на хуторе тепло и уютно, и я начала рисовать себя в зеркале…

Из воспоминаний Зинаиды Серебряковой

Потом случился небольшой, но очень счастливый, перерыв в творческой деятельности: в 1912 году родилась дочь Татьяна, а через год – Екатерина.

С 1914 по 1917 годы создаёт целую серию картин о русской природе и русской деревне («Крестьяне», «Спящая крестьянка», знаменитая «Беление холста»), помогает своему брату Александру расписывать Казанский вокзал, пишет композиции по античным мифам и целую серию автопортретов.

Вот для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной - это счастье, я была всегда как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль и слезы… Вы так молоды, любимы, цените это время, драгоценный друг.

Письмо Зинаиды Серебряковой к Галине Тесленко. Петроград, 28 февраля 1922 года =

А потом грянула революция, а за революцией пришла и гражданская война. Зинаида Евгеньевна вместе с детьми перебирается в Харьков, где для неё нашлась работа в археологическом музее. Родовое имение под Харьковом «Нескучное» сгорело вместе со всеми картинами художницы. Муж отправился в Сибирь на заработки, заболел тифом и умер.

С больной матерью и четырьмя маленькими детьми на руках, без средств к существованию, без постоянного жилья. Именно в это время появляется одно из самых трагических полотен художницы «Карточный домик». Масляных красок просто нет и она пишет карандашом, и углём.

Карточный домик – это её счастье, которое вдруг разрушилось, её четверо осиротевших детей. И их несчастная, выбившаяся из сил мать.

В 1920 году семья Серебряковых возвращается в Петербург, в квартиру деда Николая Бенуа. Тут, в первый раз за последние годы, обездоленному семейству улыбнулась удача – в большую квартиру подселили «на уплотнение» МХАТовских артистов, а не советских работников.

Зинаида снова начинает писать. Она пишет несколько портретов покойного мужа (сейчас они хранятся в Третьяковской галерее и Новосибирской картинной галерее), пишет целую серию работ о театре. Случилась так, что дочь Зинаиды Евгеньевны начала заниматься балетом и художница вместе с дочерьми часто бывает в Мариинском театре.

Тяжелые голодные времена сменяются некоторым оживлением – возрождается выставочная деятельность. Серебрякова снова много работает и в 1924 году становится участником большой выставки русских художников в Америке. Всё её картины проданы, но полученных за картины 500 долларов катастрофически мало для жизни большой семьи в советской России и окрыленная Серебрякова решает ехать в Париж, устроить там персональную выставку и заработать побольше денег.

Это версия официальная. А может быть, она поверила в свой успех и захотела простого благополучия и международного признания? Это уже моя версия.

Однако, в Париже и без Серебряковой огромное количество русских художников, а Париж переменчив и избалован просто невероятным предложением живописи по очень необременительным ценам. К тому же у Зинаиды Евгеньевны напрочь отсутствовала коммерческая жилка.

Впоследствии Константин Сомов рассказывал:

Она такая жалкая, несчастная, неумелая, все её обижают.

Первая выставка Серебряковой в Париже прошла только в 1927 году.

Все заработанные в Париже деньги Зинаида Евгеньевна отправляет в Петербург на содержание своей семьи. Сама же живет во Франции на птичьих правах (с паспортом беженца. Французское гражданство она получила только в 1947 году).

Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью - уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь.

Почему она не вернулась в Россию? Почему не перевезла семью во Францию? Сложные вопросы, на которые я точно не смогу ответить.

Через несколько лет во Францию приезжает дочь Катя, а потом сын Александр. И прекращается иммиграция из Советского Союза. Свою дочь Татьяну Зинаида Евгеньевна увидит только через 36 лет с наступлением хрущевской оттепели.

В 1961 году в Париж приехали два советских художника – Д. Шмаринов и С, Герасимов. Именно они помогли организовать выставки картин Серебряковой в Москве, Ленинграде и Киеве в 1966 году. Альбомы с её работами расходятся миллионными тиражами по всему миру.

К ней, наконец, приходит такая желанная слава и пришла эта слава из покинутой России – после выставки в СССР за полотнами художника начинается настоящая охота по всему миру. Серебрякову сравнивают с Ренуаром и Боттичелли.

Она так и не успела обрести независимость и финансовое благополучие, которых добивалась всю свою жизнь.
А международная слава осталась.

Сегодня её картины продаются не просто «за дорого». В 2015 году картина «Спящая девочка» была продана на аукционе за 5,9 миллионов долларов.
Жизнь ужасно несправедлива. Или справедлива? У меня нет ответа.

Картины художника Зинаиды Серебряковой

Спящая крестьянка

Беление холста

В балетной уборной («Большие балерины»)

Спящая натурщица

За завтраком

Портрет Б.А. Серебрякова

Отдыхающая негритянка

Лежащая марокканка

Портрет Веры Фокиной

Спящая девочка

Обнаженная

Карточный домик

Зеленя осенью

За туалетом. Автопортрет

Освещенная солнцем

Автопортрет в костюме Пьеро

Портрет Ольги Константиновны Лансере

Купальщица

Девушка со свечой. Автопортрет

Кормилица с ребенком

Балетная уборная. Снежинки

Автопортрет с дочерьми

Катя с куклами

Серебрякова Катя в голубом платье возле ёлки

Катя с натюрмортом

Портрет А.Д. Даниловой

Портрет В.К. Ивановой в костюме испанки

Сын Александр в карнавальном костюме

3. Е. Серебрякова выросла в атмосфере искусства. Ее отец, Е. А. Лансере, был скульптором, а воспитывалась она (после смерти отца в 1886 г.) вместе с братом, будущим графиком Е. Е. Лансере, в семье деда (по матери), Н. Л. Бенуа, петербургского архитектора.

Автопортрет

Две судьбы суждено было прожить Зинаиде Серебряковой.

В первой она — потомок художественного семейства, счастливая, любимая и любящая жена, мать обожаемых детей и талантливая художница, вошедшая в русскую живопись со своим автопортретом перед зеркалом, в котором, кажется, сконцентрировались счастье, любовь, довольство, свежесть и радость жизни.

Вторая судьба — вдова, разлученная с детьми, выбивающаяся из сил, чтобы заработать на кусок хлеба, не нашедшая места на чужбине и утратившая родину, раздираемая тревогой и снедаемая безысходной тоской.

*** ">

Автопортрет за работой

Счастливая жизнь Зинаиды Серебряковой

Рисовать Зинаиде Лансере было предназначено — судьбой не судьбой, а уж семьей — точно. Отец Зины, Евгений Лансере, был известным питерским скульптором, мать — урожденная Екатерина Бенуа, родная сестра Александра Бенуа. Зина — младший ребенок, ей не было и двух лет, когда отец умер от чахотки. Из имения Нескучное (тогда — Курская губерния Российской империи, сейчас — Харьковская область Украины) мать с детьми переехала в Петербург в родительский дом.

Балетная уборная

На фоне общительных жизнерадостных братьев и сестер Зина казалась диковатой, замкнутой. Кажется, она единственная пошла нравом в отца, а не в веселую дружелюбную материнскую родню. Она училась в гимназии, ходила с мамой на художественные выставки и театральные премьеры, рисовала, конечно, — в этой семье не могло быть иначе. Единственное, что тревожило мать — слабое здоровье девочки. Из всех детей она росла самой болезненной.

Балетная уборная (Большие балерины)

В восемнадцать лет Зинуша, как ее называли родные, уехала с матерью в Италию для восстановления здоровья. Вскоре к ним присоединился Александр Бенуа, для Зины — «дядя Шура». И он устроил дамам великолепные художественные и культурологические экскурсии! На обратном пути специально ради посещения музеев поехали через Вену. В Петербурге Зинаида, последовав совету «дяди Шуры», посещала мастерскую Осипа Браза — известного портретиста, академика императорской Академии художеств. К парадному портрету, столь любимому Бразом, душа у нее не лежала, поэтому ничего хорошего по поводу этого этапа своего обучения Серебрякова впоследствии не говорила. А вот время, проведенное в Эрмитаже, где бывала почти ежедневно, считала очень важным.

Автопортрет в костюме Пьеро

Помимо радости от живописи, жизнь девушки озаряла еще одна большая радость — любовь. Лето семейство проводило в Нескучном, где в соседнем имении жили их родственники Серебряковы. С Борисом, своим двоюродным братом, Зина была знакома с детства, со временем дружба переросла в любовь. Молодые решили пожениться, но удалось им это не сразу. Родители были за, а вот церковь воспротивилась из-за родства влюбленных. Впрочем, 300 рублей и обращение к третьему, после двух отказов, священнику позволили решить проблему. В 1905 году они обвенчались. Очень красивая пара! Высокие, статные, задорные, влюбленные, немного идеалисты. Кажется, им предстояла очень счастливая жизнь. И она у них была, но не так долго, как мечталось.

Портрет Таты в костюме Арлекина

Вскоре после свадьбы молодые уехали в Париж. Зинаида ждала рождения первенца и повышала живописное мастерство в академии де ла Гранд Шомьер(снова-таки по совету Бенуа). Она с упоением любовалась картинами Моне и Мане, Сислея, была в восторге от Дега — и пронесла любовь к последнему через всю жизнь, вступив с ним в диалог серией своих балерин( , , , ).

Балерины в уборной

Балетная уборная

Балетная уборная. Снежинки (Балет «Щелкунчик»)

С самого своего замужества и до революции Зинаида Серебрякова была счастлива, как больше никогда. Их жизнь протекала просто, спокойно и радостно. Зимой жили в Петербурге, в теплое время — в Нескучном. В светских развлечениях особо не участвовали, интересы Зинаиды вращались вокруг ее детей, горячо любимого мужа и живописи. Даже гуляя с детьми, она непременно брала с собой альбом.

За завтраком

В 1910 году на выставке Союза русских художников в Петербурге Зинаида Серебрякова поразила не только публику, но и родных, в том числе «дядю Шуру». Ее автопортрет «За туалетом» произвел фурор. Такая свежесть, такая искренность и радость молодости исходили от картины, что ни у кого не осталось сомнений: в России появился новый художник. Ее стиль определяли как неоклассицизм.

За туалетом. Автопортрет

Действительно, в этой работе мы видим мощный концентрат подлинной русской культуры.

На этой картине Зинаида Серебрякова олицетворяет идеал русской женщины - хранительницы самых высоких духовных традиций российской интеллигенции и аристократии. Она любима, у нее есть любимый муж - суженный, за которого она собиралась выйти замуж с детства. Всё, как в самых лучших народных преданиях о прекрасных матерях, мудрых отцах, кротких дочерях и суженых Богом вторых половинках для создания своей идеальной семьи. Может поэтому получилась очень добрая, теплая и светлая работа. Именно этой атмосферой уюта, радости и гармонии картина художницы нам так дорога. В 1910 году автопортрет Серебряковой произвел настоящий фурор. Картина висела на выставке рядом с полотнами известных мастеров - Врубеля, Кустодиева, Серова. Кстати, именно Валентин Серов походатайствовал, чтобы эту картину Серебряковой и еще две ее работы приобрела Третьяковская галерея.

Катя в голубом у елки

К 1913 году у Серебряковых уже было четверо детей: старшие мальчики Женя и Саша и девочки Тата и Катя. Зинаида очень любила имение в Нескучном, даже детей предпочитала рожать там, вопреки беспокойству матери. В Нескучном она вела простую жизнь, носила широкие юбки и светлые блузки и рисовала в каждую свободную минуту — детей, мужа, крестьян, пейзажи.

Катя с натюрмортом

Зинаида и Борис ладили с крестьянами. Если Борис обнаруживал, то кто-то стащил с хозяйского двора колесо или кадушку для засолки, то мягко журил виновника: «Да что ж не попросил, я бы тебе и так дал». А когда прогремел роковой залп с «Авроры», Зинаида, улыбаясь, искренне радовалась за крестьян в имении: «Ну, Никитишна, поздравляю, теперь ты не просто крестьянка, теперь ты гражданка!».

****

Беление холста

И грянул залп После революции в России с изменениями в жизни столкнулись, наверное, все. Но в случае Серебряковой — это не «изменения», это до и после, две разные жизни. Счастье осталось в той, что была до залпа. Борис арестован, имение в Нескучном сожгли. К счастью, свои крестьяне предупредили, поэтому Серебряковы вовремя уехали в Харьков. Выпущенный на свободу Борис умер на руках жены от сыпного тифа, оставив ее в строящейся «стране народной» с четырьмя детьми.

З.Серебрякова “Портрет Б.А.Серебрякова” ок.1905

Муж скончался у нее на руках в 39 лет. Именно столько лет было отцу Зинаиды, когда он ушел из жизни. Девочке было тогда всего 2 года. Эти ранние смерти двух красивых талантливых мужчин, являются рамками, в которые вошла счастливая безоблачная жизнь художницы. Ее идеальная семья, в которой все так нежно любили друг друга, распалась как карточный домик .

Портрет Б.А.Серебрякова

Карточный домик

В Харькове Зинаида устроилась в археологический институт, делала эскизы археологических находок и изнывала от желания выйти из этого морока, в который превратилась ее еще недавно счастливая жизнь. «Жалкая, беспомощная и одинокая. Говорит, что жизнь кончена, и живет только своим прошлым», — так описывают современники впечатления от встречи с ней. Впрочем, возможности целиком погрузиться в тоску у нее нет — нужно кормить детей и мать. Большим подспорьем была помощь крестьян: они привозили иногда сало, крупы, морковку — из последней заваривали чай и согревались им.

Дочка Катя с куклами

Только в декабре 1920 года удается уехать в Петроград. Становится немного легче. Дети идут в школы, картины Серебряковой участвуют в выставках, ей иногда заказывают портреты. Но жизнь все равно проходит на грани выживания. Удивительно, что как бы тяжело ни складывалась ее жизнь, картины ее в большинстве своем светлые, радостные, хотя ранние она создавала от избытка радости, а в поздние сбегала от тяжкой действительности.

Автопортрет с дочерьми

Александр Бенуа выхлопотал племяннице свободный пропуск в Мариинский театр. Там занимается ее дочь Татьяна, там Зинаида пишет своих прелестных балерин. В 1923 году ее работы участвуют в проходящей в США выставке русских художников. Она выручила 500 долларов, но они не могли залатать прорехи в семейном бюджете. Зинаида решается уехать в Париж, чтобы улучшить финансовое положение.

Александр Серебряков за чтением книги(сын)

Клетка захлопнулась

Татьяна Серебрякова вспоминала, что ей было 12 лет, когда уезжала мама. Уезжала ненадолго, но Тате было очень страшно. Словно она предчувствовала, что в следующий раз они смогут увидеться только через 36 лет. Вопреки заверениям Бенуа, золотой дождь на Серебрякову в Париже не пролился. Во-первых, в моде был авангард, ценности которого она совершенно не разделяла, придерживаясь классического подхода к живописи, во-вторых, Серебрякова весьма неловко вела дела и совершенно не умела «вращаться» — отголоски жизни счастливой женщины, живущей семьёй и своим искусством. Как не похож был этот Париж, населенный эмигрантами, на город, в который она отправилась после свадьбы с мужем и мамой, беременная старшим сыном!

Автопортрет

Художник Константин Сомов, неоднократно помогавший в Париже Зинаиде Серебряковой, рассказывал: «Она такая жалкая, несчастная, неумелая, все ее обижают». Нелюдимая в жизни, в творчестве она не оставила прямых последователей. Современники упоминают тяжелый характер художницы. Но надо учитывать обстоятельства ее жизни. Заработать денег за год, как планировала, ей не удалось. «Никто не понимает, что начать без копейки безумно трудно. А время идет, и я бьюсь все на том же месте», — в отчаянье пишет она матери. Она очень скучает по детям. Вскоре удается выписать к себе Катю, в 1927 году приезжает и Саша. А потом падает железный занавес.

Александр Серебряков в карнавальном костюме

Серебрякова не решается вернуться, потому что в Париже двое ее детей, и везти их в СССР, где они могут быть объявлены «врагами народа», она не рискует. В Париже она не может полностью включиться в новую жизнь, потому что половина ее сердца осталась там — с Женей, Таней и с мамой, которых правительство отказывается выпустить за границу.

З. Серебрякова “Катя на террасе”

При малейшей возможности Серебрякова отправляет им деньги, но и это удается далеко не всегда. В 1933 году ее мать в Союзе умирает от голода.

З.Серебрякова. Портрет дамы с собачкой

Самым светлым событием этой «жизни после жизни» для Зинаиды Серебряковой стали, пожалуй, поездки в Марокко. Бельгиец барон Броуэр увидел на одной из выставок ее картины и предложил оплатить поездки с тем, что сможет забрать себе любые понравившиеся из написанных там картин. В 1928 и 1932-м году Зинаида путешествовала по Марокко. Впоследствии она напишет дочери Татьяне: «Вообще 34 года жизни здесь — одна суета, одна нервность и отчаянье… А как же художнику творить без „радостного волненья“? Вот разве что один месяц, проведенный в Марокко в 1928 году, и затем полтора месяца там же захватили меня всецело своей непосредственной живой красотой…»

Базар, Марракеш

Таня и Женя, оставшиеся в России, были разделены с матерью, но переписка была всегда. Они встретились только через 36 лет, сделав все возможное, чтобы встретиться с мамой на родине. Дети получили прекрасное образование, реализовали себя как личности и творческие люди. Татьяна стала театральным художником, а Евгений - архитектором-реставратором. Они помогли маме приехать в Москву на ее выставку, были пропагандистами ее творчества, а значит, духовная связь между матерью и детьми постоянно сохранялась. Да и на родине ее не забывали. Если о художнице за границей знали только истинные ценители живописи и соотечественники, то в Советском Союзе ее работами можно было любоваться на страницах школьных учебников, а изучение творчества Зинаиды Серебряковой вошло в программу обязательного среднего образования.

Портрет Жени Серебрякова

К счастью, искусство Зинаиды Евгеньевны Серебряковой не утратило своей ценности как эталона подлинной русской культуры. И сейчас мы видим новый виток популярности картин этой чудесной художницы.

Серебрякова Зинаида Евгеньевна - картины художницы.

Девушка со свечой. Автопортрет

Портрет Б.А.Серебрякова, мужа художницы

Портрет балерины Е.Н.Гейденрейх в красном

Портрет балерины Л.А. Ивановой

Так заснул Бинька (Женя Серебряков)

В детской. Нескучное

Крестьянка с квасником

Беление холста

Спящая девочка

Портрет Ольги Константиновны Лансере

Девочки сильфиды (Балет Шопениана)

Девочки у рояля.

Портрет Е. Е. Зеленковой, урожденной Лансере, сестры художницы.

Перед грозой. Село Нескучное.

Горный пейзаж. Швейцария.

Версаль. Крыши города.

Портрет Е.Е.Лансере в папахе

Княгиня Ирина Юсупова.

Портрет О. И. Рыбаковой в детстве.

С. Прокофьев.

Девочка в розовом

Терраса в Коллиуре.

Ментона. Пляж с зонтиками.

Париж. Люксембургский сад.

Уборка хлеба.

Крестьянка с рулонами холста на плече и в руках

Крестьянка, расстилающая холст

Натюрморт со спаржей и земляникой

Натюрморт с цветной капустой и овощами

Бретонка

Бретонка

Араб на осле

Старый рыбак

Альпы, Аннеси

Купальщица

Лежащая обнаженная

Сын Александр

Оригинал записи и комментарии на

1884

Зинаида Евгениевна Лансере-Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года в имении отца «Нескучное», Белгородского уезда Курской губернии (ныне — село Нескучное Харьковской области, Украина).

Отец — скульптор Евгений Александрович Лансере (1848-1886), мать - художник Екатерина Николаевна Лансере (1850-1933), урожденная Бенуа.

Зинаида младшая в семье, у нее два брата: Евгений (1875-1946) и Николай (1879-1942) и три сестры: Софья (1880-1964), Екатерина (1882-1921) и Мария (1883-1962).

1886

Отец умирает в Нескучном. Семья Лансере переезжает в Петербург, в дом деда - Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898), академика архитектуры. Летние месяцы семья проводит близ Петербурга и в Финляндии.

1898

Ребенком каждое лето проводит в Нескучном.

1900

Окончила Коломенскую женскую гимназию в Петербурге.

1901

Поступила в Художественную школу княгини Марии Клавдиевны Тенишевой в Петербурге, однако проучилась в ней всего 25 дней - до закрытия школы.

1902

С сентября по май 1903 поездка с матерью и сестрами для лечения в Италию (остров Капри, Рим). Около двух месяцев провела в Риме.

1903

Летом работала в Нескучном над портретами крестьян («Типы Курской губернии»). С осени до 1905 занималась в мастерской О.Э. Браза в Петербурге. Начала копировать произведения старых мастеров в Эрмитаже.

1905

9 сентября вышла замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова (1880-1919), в то время — студента Института путей сообщения в Петербурге. С ноября по март 1906 жила с матерью (с декабря - и с мужем) в Париже. Занималась рисунком и акварелью в Академии де ла Гранд Шомьер, куда поступила по совету А.Н. Бенуа. Вернувшись в Россию, жила в Петербурге и Нескучном.

1906

Рождение сына Евгения (1906-1990).

1907

Рождение сына Александра (1907-1999).

1908

В Нескучном создан ряд значительных пейзажей — «Зеленя осенью», «Нескучное. Пахота», виды цветущего фруктового сада.

1909

Написаны: картина «За туалетом», «Портрет Е. М. Эйгеля» и темпера «Молодуха».

1910

Созданы портреты О. К. Лансере, М. Н. Бенуа, Н. Г. и Г. И. Чулковых. Впервые участвовала в художественной выставке — «Выставке современных русских женских портретов» в редакции журнала «Аполлон», показав ранние работы: «Автопортрет» (1905) и «Портрет моей няни» (1908). Первые упоминания о ней в печати: во вступительной статье Г. К. Лукомского к каталогу «Выставка современных женских портретов» (СПб., 1910) и А.Н. Бенуа (Художественные письма. Выставка женских портретов // «Речь», 1910, 24 января). Участвовала в VII-й выставке картин Союза русских художников в Петербурге, на которой показала тринадцать работ, в т.ч. картину «За туалетом». А.Н. Бенуа положительно оценил ее работы (Художественные письма. Выставка «Союза» // «Речь», 1910, 13 марта). Три из них — «За туалетом», «Зеленя осенью», «Крестьянка» (ныне: «Молодуха (Мария Жегулина)») — куплены Третьяковской галереей.

1911

Весной поездка в Крым (Ялта, Гурзуф). Созданы картины «Купальщица», «Пьеро», «Этюд девушки», «Портрет Е. К. Лансере», пейзаж «Перед грозой». Участвовала в выставке «Мир искусства» в Москве (портреты Н. Г. и Г. И. Чулковых). Избрана членом объединения «Мир искусства».

1912

Рождение дочери Татьяны (1912-1988). Создан «Портрет Е. Н. Лансере, матери художницы». Участвовала в выставке «Мир искусства» в Петербурге («Портрет Н. Г. Чулковой», «Пьеро», «Купальщица», «Этюд девушки»). Русский музей приобрел на выставке картины «Купальщица» и «Этюд девушки (Автопортрет)». С осени 1912 по осень 1913 жила в Царском Селе (с короткими выездами в Крым и Нескучное). Писала пейзажи, работала над двумя одноименными картинами «Баня» (1912 и 1913).

1913

Поездка в Крым (Симеиз). Рождение дочери Екатерины. Созданы портреты Б. А. Серебрякова и Е. Е. Зеленковой. Участвовала в выставках «Мир искусства» в Петербурге («Портрет Е. Н. Лансере», «Баня», «Портрет Е. Е. Зеленковой») и Москве («Баня», «Портрет Е. Е. Зеленковой», этюды Крыма и Царского Села).

1914

Создана картина «За обедом». Летом поездка в Швейцарию и Италию (Милан, Венеция, Падуя, Флоренция) через Берлин, Лейпциг и Мюнхен. В начале Второй мировой войны рисовала солдат на вокзалах и в госпиталях. С конца июля в Нескучном работала над картиной «Жатва». Создан ее первый вариант, позже уничтоженный автором (сохранились фрагменты — «Крестьяне. Обед», «Две крестьянские девушки»).

1915

Окончила картину «Жатва». Участвовала в выставке этюдов, эскизов и рисунков «Мир искусства» в Петрограде (девять работ, в т.ч. «Баня», 1912). Созданы «Портрет Е. Е. Лансере в папахе» и «Портрет Б. А. Серебрякова» (рисунок). Работала над эскизами панно для зала ресторана Казанского вокзала в Москве: «Турция», «Индия», «Сиам», «Япония (Одалиска)» (1915-1916).

1916

Участвовала в выставке «Мир искусства» в Петрограде (оба варианта картины «Жатва (Крестьянки в поле)»). Работала над эскизами, этюдами и рисунками к картинам «Беление холста», «Диана и Актеон», «Купание».

1917

Выдвинута на соискание звания академика Академии художеств. Избрание не состоялось в связи с началом революционных событий. С. Р. Эрнст закончил монографию о Серебряковой (издана в 1922). В собрание Третьяковской галереи поступил «Портрет Б. А. Серебрякова» (рисунок). Делала эскизы композиции «Стрижка овец». Создан холст «Спящая крестьянка». Завершена картина «Беление холста». В. Дмитриев опубликовал в журнале «Аполлон» (№8-10) статью «Художницы», в которой писал и о Серебряковой. Из-за начавшейся революции семья не смогла вовремя выехать в Петроград, в декабре, опасаясь разбойных нападений, она переехала в г. Змиев.

1918

Участвовала в выставке «Русский пейзаж» в Петрограде (10 работ). Попеременно жила в Харькове и Нескучном (до ноября 1919).

1919

В марте от сыпного тифа умер муж. В Нескучном написан портрет «Мальчики в матросских тельняшках». Участвовала в Первой выставке искусств Харьковского Совета рабочих депутатов в Харькове. Нескучное разграблено и сожжено.

1920

Жила в Харькове. С января работала в Археологическом музее при университете. Выполняла зарисовки археологических находок. Создала портреты сотрудников музея (Е. И. Финогеновой, Г. И. Тесленко, В. М. Дукельского), холсты «На террасе в Харькове» и «Карточный домик».

В декабре возвращается в Петроград. Поселилась с детьми и матерью на Лахтинской улице, т.к. квартира на 1-й линии Васильевского острова была занята. Участвовала в выставке картин художников — членов Дома искусств в Петрограде.

1921

Поселилась с детьми и матерью в доме деда Н. Л. Бенуа. Служила в мастерских наглядных пособий отдела народного образования. Общество Поощрения Художеств подарило Русскому музею ее работы: «Перед грозой (Село Нескучное)», «Портрет Е. Н. Лансере, матери художницы», «Нищий (Лукьян из села Веселое)», «Крестьянская девушка Поля». Созданы «Автопортрет в красном», «Катя у кухонного стола», «Автопортрет с дочерьми», «Портрет С. Р. Эрнста», «Вид на Петропавловскую крепость». Писала заказные портреты. Создала серию рисунков и портретов балерин Государственного академического театра оперы и балета (1921-1924).

1922

Участвовала в выставке «Мир искусства» (18 картин) в Петрограде. В. Воинов отметил их в обзоре «Письма из Петербурга. Выставка «Мир искусства» (Среди коллекционеров, 1922, № 7-8). Издательство «Аквилон» выпустило книгу С. Р. Эрнста «З. Е. Серебрякова». Созданы «Автопортрет (в белой кофточке)», портреты А. А. Черкесовой-Бенуа с сыном, А. А. Ахматовой, Е. И. Золотаревского, Д. Д. Бушена, Г. М. Баланчивадзе (Дж. Баланчина), балерин Л. А. Ивановой и А. Л. Даниловой.

1923

Созданы картины «На кухне», «Тата с овощами», «Селедка и лимон», «Балетная уборная. Снежинки», «Портреты балерины Е. Н. Гейденрейх».

1924

Участвует в выставке картин группы художников «Мир искусства» (11 работ) в Ленинграде. Созданы «Автопортрет с кистью», «Балетная уборная (Балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро»)», портреты М. А. Тройницкой, Таты в танцевальном костюме, балерин Е. Н. Гейденрейх и В. К. Ивановой. Участвовала в передвижной выставке русского искусства в США и Канаде. 24 августа отъезд во Францию. До конца своих дней проживет в Париже. Созданы портреты А. К. Бенуа и С. Н. Гальперн-Андрониковой. Ее картины экспонировались на выставке «Крестьянин в русской живописи. XVIII-XX вв.» в Третьяковской галерее.

1925

Поездка в Лондон. Работала над заказными портретами (Юсуповых и др.). В Париж приехал сын Александр. Мать и сын жили в Версале, где она писала парк. Созданы портреты А. Я. Белобородова, Г. Л. Гиршман, сына Александра.

1926

Поездки в Лондон и Бретань. Писала пейзажи Бретани и Версаля, пастельные портреты рыбаков и крестьян («Старый рыбак» и др.). Созданы портреты И. С. Рахманиновой-Волконской, К. А. Сомова, С. С. Прокофьева, Э. А. Купера. Ее работы экспонировались на передвижной выставке советского искусства по Китаю и Японии (Харбин, Токио, Аомори).

1927

Поездка в Берлин. Писала заказные портреты. Персональная выставка в галерее Ж. Шарпантье в Париже (52 произведения; портреты, ню, пейзажи, типы бретонских рыбаков). Участвовала в выставке группы художников «Мир искусства» в Париже (Галерея Бернхейма Младшего). Приезжавший в командировку во Францию Е.Е. Лансере снял для нее мастерскую, первую ее мастерскую в Париже. Поездка на юг Франции (Марсель, Кассис).

1928

Писала заказные портреты. В Париж приехала дочь Екатерина. Участвовала в ретроспективе «Старое и новое русское искусство» (13 работ; пейзажи, портреты, натюрморты) на Международной выставке в Брюсселе. Летом в Брюгге писала портреты семьи барона Ж.-А. де Броуэра. Работала в Кассисе. Участвовала в выставке русских художников в Париже (Галерея М. С. Лесника).

В декабре 1928 - январе 1929 поездка в Марокко (Марракеш) на средства барона Ж.-А. де Броуэра. Создала более 130 работ: портреты и жанровые сцены, пейзажи (в т.ч. «Марокканка в белом», «Марракеш. Фигуры в дверях», «Марракеш. Стены и башни города», «Марракеш. Вид на горы Атлас с террас», «Освещенная солнцем», «Солдат-сенегалец», «Мальчик-музыкант»). Персональная выставка (совместно с В. В. Лебедевым) в Выборгском доме культуры в Ленинграде. Экспонировалось 100 работ. Вышли каталог со вступительной статьей Вс. Воинова («Выставка картин З. Е. Серебряковой». Л., 1929) и брошюра Н. Э. Радлова «З. Е.Серебрякова. К выставке Ленинградского областного совета профессиональных союзов» (Л., 1929).

1929

Работала над портретами и пейзажами. Персональная выставка в галерее Бернхейма-Младшего (марокканские работы). Персональная выставка в галерее В. О. Гиршмана в Париже (французские работы). Поездка на юг Франции (Ницца, Кастеллан).

1930

Исполняла заказные портреты, писала пейзажи, виды Люксембургского сада. Участвовала в выставке русской живописи и графики в Берлине и выставке группы художников «Мир искусства» в Белграде. Поездка на юг Франции (Сен-Тропе, Коллиур, Монреже). Созданы «Коллиур. Катя на террасе», «Порт в Коллиуре», «Коллиур. Мостик с козами», «Коллиур. Улочка с аркой». Персональная выставка в галерее Ж. Шарпантье в Париже.

1931

Исполняла заказные портреты. Летом — поездка на юг Франции (Ницца, Ментона). Участвовала в выставке мужского и женского портрета и в выставке детского портрета, устроенных Французским объединением деятелей искусства в Париже (Дом артистов). Персональные выставки (совместно с Д. Д. Бушеном) в Антверпене (галерея Брескот, 27 работ) и в Брюсселе (Маленькая галерея, 26 работ).

1932

В феврале-марте поездка в Марокко (Фес, Сефру, Марракеш) на средства Ж.-А. Броуэра и А. Лебефа, во время которой создано более 200 произведений: среди них — «Марокканец в синем», «Марокканка в розовом платье», «Марокканец в зеленом», «Верблюды», «Задумчивый человек в голубом». Летом поездка в Италию (Флоренция, Ассизи). Участвовала в выставках «Русское искусство» в Париже (галерея Ренессанс) и «Русская живопись двух последних столетий» в Риге. Участвовала в выставках «Детские лица и сцены» в галерее Б. Вайль в Париже и русской живописи в Риге. Персональная выставка в галерее Ж. Шарпантье в Париже (63 работы, из них 43 — марокканские картины).

1933

Поездка в Савойю (Аннеси, Ментон-Сен-Бернар). Писала пейзажи. Смерть матери (Е. Н.Лансере) в Ленинграде.

1934

Участвовала в выставке портрета, устроенной Французским объединением деятелей искусства в Париже. Поездки в Овернь (Эстен) и Бретань (Пон-л’Аббе, Лескониль), писала пейзажи («Городок Пон-л’Аббе. Порт», «Бретань. Лескониль») и портреты («Хозяйка бистро Пон-л’Аббе», «Молодая бретонка», «Портрет молодого рыбака»). Работала над натюрмортами, писала скульптуру в Лувре. Работала над эскизами панно для холла в усадьбе «Мануар дю Реле» барона Ж.-А. Броуэра в Помрейле близ Монса (Бельгия). Переезд в мастерскую на Монмартре.

1935

Участвовала в выставке «Русское искусство XVIII — XX столетий» в Праге. Поездка в Бретань. Писала скульптуру в Лувре, натюрморты из овощей и фруктов («Рыбы на зелени»).

1936

Работала над панно для холла в усадьбе «Мануар дю Реле» барона Ж.-А.Броуэра в Помрейле близ Монса (совместно с сыном Александром, исполнившим четыре географических карты). Писала скульптуры Ж. Пилона и А. Куазво в Лувре.

1937

Поездки на юг Франции (Кастеллан) и в Бретань (Конкарно). Писала скульптуру в Лувре. В ГРМ поступила картина «Баня» (1913).

1938

Персональная выставка в галерее Ж. Шарпантье в Париже (40 работ; портреты, пейзажи, ню, натюрморты, рисунки луврских скульптур). Поездки в Англию, на Корсику (Кальви), в Савойю (Экс-ле-Бен), Италию (Сан-Джиминьяно). Перенесла тяжелую операцию на глазах. Написан «Портрет А. А. Черкесовой-Бенуа».

1939

Поездки в Англию (Лондон), Швейцарию (Женева, Адельбоден), Бретань (Треберден). Писала пейзажи и портреты («Портрет графини Р. Зубовой»). Переезд в дом на улице Кампань-Премьер (Campagne Premiere) в районе Монпарнас.

1940

Писала портреты и этюды обнаженной натуры. Писала портреты, пейзажи Парижа, скульптуру в саду Тюильри и этюды обнаженной натуры. Немецкие войска заняли Париж. Прекратились связи художницы с родственниками за рубежом.

1941

Участвовала в выставке «Осеннего салона» в Париже. Портреты С. Иванова, Б. Поповой.

1942

Перенесла тяжелую операцию. В Саратове умер в тюрьме ее брат Н. Е. Лансере. Работала над портретами, натюрмортами и пейзажами.

1945

В августе поездка на юго-запад Франции, на курорт Сали-де-Беарн.

1946

Писала портреты, пейзажи Парижа. Русский музей в Ленинграде приобрел у Е. Б. Серебрякова картину «Баня» (1912). В Москве умер брат Е. Е. Лансере. Возобновилась переписка с детьми и родственниками в СССР, прерванная Второй мировой войной. Ее картины экспонировались на выставке портретов русских художников XVIII-XX вв. в Москве.

1947

Летом поездка в Англию. Зинаида становится членом «Синдиката французских художников». Написан «Портрет С. М. Драгомировой-Лукомской».

1948

Летом поездка в Англию. Написан «Натюрморт с яблоками и круглым хлебом».

1949

Работала над заказными портретами в Бургундии (Эпири) и Оверни (Ламот). Летом поездка в Англию.

1950

Поездка на юго-запад Франции (Сали-де-Беарн). Писала животных, натюрморты с цветами.

1951

Писала пейзажи и этюды. Поездки в Англию и Швейцарию (Женева, Бельвю).

1952

Созданы картины «Александр в карнавальном костюме» и «Натюрморт с кувшином».

1953

Поездка в Англию.

1954

Персональная выставка (совместно с Александром и Екатериной) в ее мастерской на улице Кампань-Премьер. Написаны портреты Элен де Руа, княгини Жан де Мерод. Летом поездка в Швейцарию (Женева).

1955

Летом поездка в Швейцарию (Женева). Третьяковская галерея приобрела холст «За обедом». В Нью-Йорке вышел первый том книги А. Н. Бенуа «Жизнь художника», в которой он писал и о Серебряковой.

1956

Писала натюрморты с деревенским хлебом, с морскими ракушками. Созданы портреты М. Е. Калачевой, сестры художницы, и графа П. С. Зубова.

1957

Поездка в Португалию (Кашкайш).

1958

Летом поездка в Англию.

1960

В Париже ее посетила дочь Татьяна, с которой она встретилась впервые через тридцать шесть лет. Татьяна высказала идею устройства персональной выставки художницы в СССР. Участвовала в выставке «Семья Бенуа» в Лондоне (три пейзажа).

1961

Создан «Портрет С. М. Лифаря».

1962

Тремя работами (портреты С. М. Лифаря, И. Шовире и М. Бельмондо) участвовала в вечере в пользу русских инвалидов Первой мировой войны, устроенном Лифарем. Ее картины экспонировались на выставке картин и рисунков художников начала XX в. из собрания Ф. Ф. Нотгафта в Ленинграде. Поездка во дворец Лафит-Ротшильд близ Бордо.

1964

Вместе с Александром, Екатериной и приехавшей в Париж Татьяной отбирала работы для выставки в СССР. В Москве вышли книги «Очерки по истории русского портрета конца XIX — начала XX века» с главой И. М. Шмидта о Серебряковой и «Русская жанровая живопись XIX — начала XX века» со статьей В. А. Прыткова «Жанровая живопись 1900-1917 годов».

1965

Персональная выставка в Москве (выставочный зал Союза Художников СССР), сопровождавшаяся каталогом со вступительной статьей А.Н. Савинова. Она вызвала поток публикаций-откликов в журналах и газетах: В. П. Лапшина («Искусство»), К. С. Кравченко («Художник»), А. Н. Савинова («Огонек»), Т. Б.Серебряковой («Москва»), Е. Я. Дороша («Театр»), Д. А. Шмаринова («Советская культура») и др. Затем выставка состоялась в Киеве (КГМРИ).

1966

Персональная выставка в Ленинграде (ГРМ). После нее Русский музей приобрел 21 работу. В Новосибирске открылась выставка ее работ из собрания Л. М. Розенфельда. Сын Евгений навестил ее в Париже.

1967

В начале года Евгений и Татьяна навестили мать в Париже. Она исполнила их портреты. Скончалась в Париже 19 сентября, погребена на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Биография составлена Павлом Павлиновым, экспертом Фонда Зинаиды Серебряковой.