Балакирев композитор краткая биография. Значение балакирев милий алексеевич в краткой биографической энциклопедии. Знакомство с М. И. Глинкой

(1910-05-29 ) (73 года)

Ми́лий Алексе́евич Бала́кирев (21 декабря 1836 [2 января ], Нижний Новгород - 16 мая , Санкт-Петербург) - русский композитор , пианист , дирижёр , педагог, глава «Могучей кучки ».

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Милий Балакирев родился в дворянской семье Балакиревых , сын титулярного советника Алексея Константиновича Балакирева (1809-1869).

    В детском возрасте первоначальные уроки игры на фортепиано давала мать. В 10-летнем возрасте на летних каникулах его отвезли в Москву, где за 10 уроков у Александра Дюбюка он усвоил правильные приёмы фортепианной игры. В Нижнем Новгороде музыкальные занятия он продолжал у пианиста и дирижёра - Карла Эйзериха. Большое участие в его судьбе принял А. Д. Улыбышев , просвещённый дилетант , меценат , автор первой русской монографии о Моцарте .

    28 января 1868 года после отказа Ломакина от управления музыкальной школой Милий Балакирев, как один из её учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874 года. В 1870-х годах Балакирев был отстранён от руководства симфоническими собраниями РМО в Петербурге, отошёл от музыкальных занятий и 6 июля 1872 года начал работать рядовым служащим в магазинной конторе Варшавской железной дороги . В это время он готовился уйти в монастырь, но стараниями священника Ивана Верховского остался в миру. Возвращение к музыкальным и общественным делам произошло только в конце 1870-х годов. В 1881 году он вновь возглавил музыкальную школу. Стал вегетарианцем .

    В 1883 году Балакирев был назначен заведовать придворной певческой капеллой . Балакирев все музыкальное дело певческой капеллы сосредоточил в своих руках, им была разработана программа научных классов, а в помощники он пригласил к себе Николая Римского-Корсакова, занимавшего должность инспектора музыкальных классов. При Балакиреве здание певческой капеллы перестраивается заново, оно приобретает изящный внешний вид с роскошными залами и обширными помещениями для учащихся. Особое внимание Балакирев уделил развитию оркестрового класса при капелле. Это оказало благотворное влияние на певцов капеллы, которые вследствие потери голоса должны были прекратить свои занятия в хоре. Им предоставлялась возможность нового заработка, так как они оставались в привычной для них среде, и отпадала необходимость в поиске себе занятий в какой-либо другой, чуждой для них специальности.

    Музыка

    Композиторская деятельность Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выделяются следующие: оркестровая музыка к королю Лиру (1860 год), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (1856); две увертюры на русские темы, из которых первая сочинена в 1857 году, а вторая, под названием «Русь», написана в 1862 году на открытие памятника тысячелетия России в Новгороде ; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма «Тамара » (на текст Лермонтова), исполненная впервые в 1882 году (в концерте Бесплатной музыкальной школы) . Из фортепианных сочинений, Балакирева известны: две мазурки (As-dur и h-moll), скерцо , фантазия «Исламей» на восточные темы (1869). Виртуозная пьеса «Исламей» относится к самым технически трудным произведениям фортепианной музыки. Она вдохновила Мориса Равеля при создании цикла «Ночной Гаспар». Так про «Скарбо» Равель говорил, что специально хотел сочинить пьесу ещё более трудную, чем «Исламей» Балакирева.

    Балакиревым переложены для фортепиано в две руки «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки, увертюра (вступление) ко второй части «La Fuite en Egypte» сочинения Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), «Арагонская хота» Глинки. В четыре руки: «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки.

    Из вокальных сочинений Балакирева большой популярностью пользуются романсы и песни («Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Введи меня, о ночь, тайком», «Исступление», «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой», «Еврейская мелодия», «Грузинская песня» и проч.) - числом 20 (по другим данным 43. Видимо, основная часть текста - прижизненная, составленная в промежутке между 1882 и 1895 годами.)

    Среди других неупомянутых произведений - 2 симфонии (1897; 1908), Сюита для оркестра (1909 - закончена С. Ляпуновым), 2 фортепианных концерта (1855; 1910 - закончен С. Ляпуновым, большое количество фортепианных произведений: соната, мазурки, ноктюрны, вальсы и т. д. Весьма ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является «Сборник русских народных песен», изданный Балакиревым в 1866 году (всех песен 40).

    Дарование М. А. Балакирева особенно проявилось в первых его произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Балакирева своеобразна, богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма интересна и красива в гармоническом. Систематического курса Балакирев никогда не проходил. Значительнейшими музыкальными впечатлениями Балакирева за все это время были фортепианный концерт (e-moll) Шопена , слышанный им от одной любительницы ещё в детстве, позже - трио «Не томи родимый» из «Жизни за Царя» Глинки. Этим композиторам он остался верен всю жизнь. Большое впечатление произвел на него И. Ф. Ласковский, как пианист и композитор. Участие в музыкальных ансамблях и особенно изучение партитур и дирижирование оркестром в доме Улыбышева сильно подвинуло его музыкальное развитие. К этому времени относятся и первые попытки к сочинению: септет для фортепиано, смычковых инструментов, флейты и кларнета, остановившийся на первой части, написанной в духе очень нравившегося ему фортепианного концерта Гензельта, и фантазия на русские темы для фортепиано с оркестром, тоже оставшаяся незаконченной. Рукописный эскиз её (1852) хранится в публичной библиотеке в Санкт-Петербурге .

    Общий список произведений

    Оркестровые произведения

    • «Король Лир» (Музыка к трагедии Шекспира)
    • Увертюра на темы трех русских песен. Увертюра на тему испанского марша
    • «В Чехии» (симфоническая поэма на три чешские народные песни)
    • «1000 лет» («Русь»). Симфоническая поэма
    • «Тамара ». Симфоническая поэма
    • Первая симфония C-dur
    • Вторая симфония d-moll
    • Сюита, составленная из 4 пьес Шопена
    Романсы и песни
    • Ты пленительной неги полна (А. Головинский)
    • Звено (В. Туманский)
    • Испанская песня (М. Михайлов)
    • Песня разбойника (А. Кольцов)
    • Обойми, поцелуй (А. Кольцов)
    • Баркаролла (А. Арсепьев из Гейне)
    • Колыбельная песня (А. Арсепьев)
    • Взошёл па небо месяц ясный (М. Япенич)
    • Когда беззаботно, дитя, ты резвишься (К. Вильде)
    • Рыцарь (К. Вильде)
    • Так и рвется душа (А. Кольцов)
    • Приди ко мне (А. Кольцов)
    • Песня Селима (М. Лермонтов)
    • Введи меня, о, ночь (А. Майков)
    • Еврейская мелодия (М. Лермонтов из Байрона)
    • Исступление (А. Кольцов)
    • Отчего (М. Лермонтов)
    • Песня золотой рыбки (М. Лермонтов)
    • Песня старика (А. Кольцов)
    • Слышу ли голос твой (М. Лермонтов)
    • Грузинская песня (А. Пушкин)
    • Сон (М. Михайлов из Гейне)
    • Над озером (А. Голенищев-Кутузов)
    • Пустыня (А. Жемчужников)
    • Не пенится море (А. Толстой)
    • Когда волнуется желтеющая нива (М. Лермонтов)
    • Я любила его (А. Кольцов)
    • Сосна (М. Лермонтов из Гейне)
    • Nachtstiick (А. Хомяков)
    • Как наладили (Л. Мей)
    • Среди цветов поры осенней (И. Аксаков)
    • Догорает румяный закат (В. Кульчинский)
    • Запевка (Мей)
    • Сон (Лермонтов)
    • Беззвездная полночь дышала прохладой (А. Хомяков)
    • 7-е ноября (А. Хомяков)
    • Я пришёл к тебе с приветом (А. Фет)
    • Взгляни, мой друг (В. Красов)
    • Шепот, робкое дыханье (А. Фет)
    • Песня (М. Лермонтов)
    • Из-под таинственной холодной полумаски (М. Лермонтов)
    • Спи (А. Хомяков)
    • Заря (А. Хомяков)
    • Утес (М. Лермонтов)
    • Сборник русских народных песен (40) для одного голоса с фортепиано

    Фортепианные произведения

    • «Исламей»
    • Соната b-moll
    • Колыбельная песня
    • Каприччио
    • Песня рыбака
    • Думка
    • Фантастическая пьеса. Прялка
    • Песнь гондольера. Юмореска
    • Экспромт на темы двух прелюдий Шопена
    • Семь мазурок
    • Испанская мелодия
    • Три ноктюрна
    • Novellette
    • Грезы
    • Три скерцо
    • Испанская серенада
    • Тарантелла
    • Токката
    • Полька
    • В саду (Идиллия)
    • Меланхолический вальс
    • Бравурный вальс
    • Вальс-экспромт
    • Семь вальсов
    • Эскизы, Tyrolienne
    • Концерт Es-dur для фортепиано с оркестром

    Обработки, имеющие значение самостоятельных произведений

    • Фантазия на темы оперы «Иван Сусанин»
    • Транскрипция на «Жаворонка» Глинки
    • на «Аррагонскую хоту» Глинки
    • на «Ночь в Мадриде» Глинки
    • Вступление к «Бегству в Египет» Берлиоза
    • Неаполитанская песня Ф. Листа
    • «Не говори», романс Глинки
    • Berceuse В. Одоевского
    • Каватина из квартета Бетховена, ор. 130
    • Романс из концерта Шопена, ор. 11
    • Увертюра к опере Ундина А. Львова (переложение и 4 руки)
    • Два вальса-каприз (переложение вальсов А. С. Танеева)
    • Для фортепиано в 4 руки
    • Сборник 30 русских песен
    • Сюита: а) Полонез, б) Песенка без слов, в) Скерцо

    Для двух фортепиано в 4 руки

    • Бетховен. Квартет ор. 95, f moll
    Для виолончели с аккомпанементом фортепиано
    • Романс
    Хоровые произведения
    • Колыбельная песня (для женских или детских голосов с сопровождением малого оркестра или рояля),
    • Две былины для смешанного 4-х голосного хора: а) Никита Романович, б) Королевич из Кракова
    • Кантата на открытие памятника Глинке
    • Мазурка Шопена (переложение для смешанного хора a capella, слова Л. Хомякова)

    Адреса в Санкт-Петербурге

    • 1861 - доходный дом - Офицерская улица , 17;
    • 1865-1873 годы - дворовый флигель особняка Д. Е. Бенардаки - Невский проспект , 86, кв. 64;
    • 1882-1910 - доходный дом -

    Милий Алексеевич Балакирев, выдающийся русский композитор , который внес огромный вклад в развитие российской музыки, родился в Нижнем Новгороде 21 декабря 1836 года (по старому стилю). Творчество этого талантливого человека и общественного деятеля оставило яркий след в духовном и культурном развитии нашей страны.

    Долгое время история не могла дать должной оценки тому вкладу, который он внес в российскую музыкальную культуру. Идейные войны, которые происходили в нашей стране в прошлом столетии, не давали возможности оценить заслуги этого выдающегося человека. В настоящее время, когда Россия начала отдавать должное тем, кто долгое время находился в забвении, труды Балакирева были оценены потомками по достоинству. Наконец, история расставила все по своим местам.

    Балакирев обладал не только гениальным музыкальным даром. Великолепный журналист и педагог по призванию, он постоянно искал пути духовного роста России. Благодаря ему, мы сегодня знаем, что значит для российской культуры такой великий композитор, как М. Глинка . Именно Милий Алексеевич собрал, отредактировал рукописи Глинки и представил их широкой публике.

    Именно Балакирев является создателем братства выдающихся композиторов, которое известно в мировой культуре, как "Могучая кучка". Мусоргский , Римский-Корсаков , Кюи, Бородин и сам Балакирев образовали содружество поистине могучих талантов. Свои первые произведения они написали, руководствуясь наставлениями, данными Балакиревым. Не избежал его воздействия в своем творчестве и П.И. Чайковский . Он не входил в "Могучую кучку", но огромный талант Балакирева не мог не оказать влияния на молодого Петра Ильича.

    Балакарев делал все для творческого развития своих учеников, помогал им подняться на высшие ступени в российской культуре и никогда не напоминал им, кто помог им стать выдающимися. Но позднее, когда его ученики обрели свои убеждения, твердо отстаивал свои убеждения и не шел на компромиссы. Милий Алексеевич не только гениальный композитор. Его талант дирижера и пианиста стал основой творчества Гилельса и Мравинского, Ойстраха и Рихтера.

    Однако педагогическая деятельность Балакирева почти не известна. Бесплатная музыкальная школа, в которой он преподавал музыку, стала основой той системы детского музыкального образования. Она существует в России сейчас и признана во всем мире. Другое детище педагога Балакирева - Придворная Певческая капелла, была преобразована им совместно с Римским-Корсаковым в гениальный хор, о котором вспоминают, как о легенде русской культуры.

    Мало изучена и его публицистическая деятельность. Причиной тому стали духовные мировоззрения, которым пришел Балакирев к концу жизни. Его состояние, подобное схимничеству, было не понято и не оценено обществом. Не приняли его и позднее. Богоборцы не могли оценить подвиг христианина и духовидца Балакирева, и его имя было забыто.

    Умер Милий Алексеевич в Санкт-Петербурге 16(29).05.1910года. В настоящее время творческий подвиг великого композитора по достоинству оценен. История расставила все на свои места.

    М илий Балакирев начал играть на фортепиано, когда ему было четыре года. В 25 лет он возглавлял кружок композиторов «Могучая кучка» и руководил Бесплатной музыкальной школой. Произведения Балакирева были известны во многих городах России и Европы.

    «Здоровые цветки на почве русской музыки»

    Милий Балакирев родился в 1837 году в Нижнем Новгороде, его отец был титулярным советником. Балакирев начал интересоваться музыкой в раннем детстве. Уже в четыре года он учился играть на фортепиано под руководством матери, позже брал уроки у дирижера Карла Эйзриха, испанского композитора Джона Фильда и музыкального педагога Александра Дюбюка.

    Юный пианист познакомился с нижегородским меценатом и известным литератором Александром Улыбышевым. В его доме Милий Балакирев попал в творческую среду: здесь встречались писатели и художники, гостили актеры Михаил Щепкин и Александр Мартынов, долгое время жил композитор Александр Серов. В доме Улыбышева Милий Балакирев изучал музыкальную литературу и партитуры, выступал с домашним оркестром - сначала как пианист, а затем как дирижер.

    В 1854 году Балакирев по настоянию отца поступил вольнослушателем на математический факультет Казанского университета. Через год он бросил учебу, чтобы заниматься музыкой. Милий Балакирев начал писать свои первые произведения - романсы и фортепианные пьесы. Вскоре начинающий композитор уехал с Александром Улыбышевым в Петербург, где познакомился с Михаилом Глинкой . По совету Глинки Балакирев начал выступать на концертах в качестве пианиста и писать собственную музыку с народными мотивами. Он сочинял увертюры на русские и чешские темы, музыку к трагедии Шекспира «Король Лир» и романсы, которые композитор Александр Серов назвал «свежими здоровыми цветками на почве русской музыки».

    Балакиревский кружок и Бесплатная музыкальная школа

    В эти годы Милий Балакирев познакомился с Цезарем Кюи , Модестом Мусоргским , Николаем Римским-Корсаковым и Александром Бородиным . В 1862 году они образовали кружок «Новая русская музыкальная школа», который критик Владимир Стасов прозвал «Могучей кучкой». Композиторы Балакиревского кружка изучали фольклор и церковное пение, чтобы использовать народные мотивы в сочинениях. Сказочные и эпические сюжеты появлялись и в симфонических произведениях, и в камерном вокальном творчестве каждого участника «Могучей кучки». Балакирев много путешествовал в поисках новых тем. Из поездки на Волгу он привез идею сборника «40 русских песен», а с Кавказа - наработки для фортепианной фантазии «Исламей» и симфонической поэмы «Тамара».

    Никто из композиторов кружка не учился в консерватории: их тогда еще не существовало. Кюи, Римский-Корсаков и Мусоргский получили военное образование, а Бородин был ученым-химиком, имел степень доктора медицины. Милий Балакирев оценивал сочинения своих товарищей и давал рекомендации. Римский-Корсаков писал: «...критик, именно технический критик, он был удивительный». Балакирев в то время считался опытным композитором и был руководителем кружка.

    «Балакирева слушались беспрекословно, ибо обаяние его лично было страшно велико. …Каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто другой».

    Николай Римский-Корсаков

    В год образования «Могучей кучки» Милий Балакирев с дирижером Гавриилом Ломакиным открыл «Бесплатную музыкальную школу». Здесь занимались жители обеих столиц без социальных и возрастных ограничений «для облагорожения их стремлений и для составления из них приличных церковных хоров… а также для развития из них новых дарований через приготовление солистов». Ученикам преподавали пение, музыкальную грамоту и сольфеджио. Здесь проходили концерты «новой русской музыки» - Михаила Глинки, Александра Даргомыжского и композиторов «Могучей кучки». Сборы от концертов шли на развитие школы.

    Всемирно известный солист «Веймарского кружка»

    В 1870-е годы Милий Балакирев стал одним из самых авторитетных музыкантов Петербурга. Его пригласили дирижировать в Императорское Русское музыкальное общество. Здесь тоже зазвучала музыка композиторов «Могучей кучки», прошла премьера Первой симфонии Александра Бородина. Однако через два года Балакиреву пришлось оставить дирижерский пост: в придворных кругах были недовольны резкими высказываниями композитора о музыкальном консерватизме.

    Он вернулся к работе в Бесплатной музыкальной школе. Балакирева преследовали материальные неудачи, возможностей для творчества не осталось. В это время распалась «Могучая кучка»: ученики Балакирева стали опытными и самостоятельными композиторами.

    «Пока все были в положении яиц под наседкою (разумея под последней Балакирева), все мы были более или менее схожи. Как скоро вылупились из яиц птенцы - обросли перьями. Каждый полетел, куда его тянет по натуре его. Отсутствие сходства в направлении, стремлениях, вкусах, характере творчества и проч., по-моему, составляет хорошую и отнюдь не печальную сторону дела».

    Александр Бородин

    Милий Балакирев решил оставить музыкальное искусство и устроился на службу в Управление Варшавской железной дороги. Он зарабатывал уроками игры на фортепиано, но не писал музыку и не выступал на концертах, жил уединенно и замкнуто.

    Лишь в 1880-х годах композитор вернулся в музыкальную школу. В эти годы он закончил «Тамару» и Первую симфонию, написал новые фортепианные пьесы и романсы. В 1883–1894 годах Балакирев управлял Придворной певческой капеллой и вместе с Римским-Корсаковым организовал там профессиональное обучение музыкантов. Композитор входил в «Веймарский кружок», который собирался у академика Александра Пыпина. На этих вечерах Балакирев исполнял целые музыкальные программы с собственными комментариями. По воспоминаниям дочери академика, только в 1898–1901 годах подобных программ в его репертуаре было 11. Симфоническая музыка Милия Балакирева в эти годы была известна по всей России и за рубежом - в Брюсселе, Париже, Копенгагене, Мюнхене, Гейдельберге, Берлине.

    Милий Балакирев умер в 1910 году в возрасте 73 лет. Его похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

    Милий Алексеевич Балакирев

    Балакирев Милий Алексеевич (1836-1910) - российский музыкальный и общественный деятель, композитор, дирижер и пианист. Глава творческого объединения русских композиторов «Новая русская музыкальная школа» («Балакиревский кружок» или «Могучая кучка»), возникшего в 1856 г. и оформившегося в начале 1860-х гг.

    В 1862 г. вместе с дирижером Г. Я. Ломакиным организовал в Петербурге бесплатную музыкальную школу и был ее руководителем (1868-1873, 1881 - 1908). В 1883-94 гг. - главный дирижер Имп. Русского Музыкального общества, управляющий Придворной певческой капеллой.

    Популяризировал наследие М. И. Глинки в России и за рубежом. Автор музыки к трагедии В. Шекспира «Король Лир», двух симфоний (1897,1908), симфонических поэм «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), камерно-инструментальных сочинений и романсов.

    Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 28.

    Балакирев Милий Алексеевич (21.12.1836-16.05.1910), русский композитор, дирижер, музыкальный и общественный деятель, глава творческого объединения русских композиторов “Новая русская музыкальная школа” (“Балакиревский кружок”, или “Могучая кучка”), возникшего в 1856 и оформившегося в н. 1860-х.

    В 1853 - 55 Балакирев - вольнослушатель математического факультета Казанского университета. В 1855 переехал в Петербург, где стал встречаться с М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, дебютировал как композитор и пианист. В 1862 вместе с дирижером Г. Я. Ломакиным организовал в Петербурге бесплатную музыкальную школу и был ее руководителем (1868-73, 1881-1908). Главный дирижер Русского Музыкального общества, директор “Придворной певческой капеллы” (1883 - 94). В качестве дирижера опер “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила” Балакирев популяризировал оперное наследие М. И. Глинки в России и за рубежом. Балакирев - автор музыки к трагедии Шекспира “Король Лир”, симфонических поэм “Тамара”, “Русь”, “В Чехии”, восточной фантазии для фортепьяно “Исламей”, камерно-инструментальных сочинений и романсов, обработал ряд русских народных песен.

    В. А. Федоров

    БАЛАКИРЕВ, МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1837–1910), русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной «Пятерки» – «Могучей кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре 19 в.

    Балакирев родился 2 января 1837 в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской семье. Привезенный в Москву в возрасте десяти лет, он некоторое время брал уроки у Джона Фильда; позже большое участие в его судьбе принял А.Д.Улыбышев - просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте. Балакирев поступил на физико-математический факультет Казанского университета, но в 1855 встретился в Петербурге с М.И.Глинкой, который убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе, с опорой на русскую музыку - народную и церковную, на русские сюжеты и тексты.

    «Могучая кучка» сложилась в Петербурге между 1857 и 1862, и Балакирев стал ее руководителем. Он был самоучкой и черпал знания главным образом из практики, поэтому отвергал принятые в то время учебники и методы преподавания гармонии и контрапункта, заменив их широким знакомством с шедеврами мировой музыки и подробным их анализом. «Могучая кучка» как творческое объединение просуществовала сравнительно недолго, однако оказала огромное влияние на русскую культуру. В 1863 Балакирев основал Бесплатную музыкальную школу – в противовес Петербургской консерватории, направление которой Балакирев оценивал как космополитическое и консервативное. Он много выступал как дирижер, регулярно знакомя слушателей с ранними произведениями своего кружка. В 1867 Балакирев стал дирижером концертов Императорского Русского музыкального общества, но в 1869 был вынужден оставить этот пост. В 1870 Балакирев пережил сильнейший духовный кризис, после которого он в течение пяти лет не занимался музыкой. Он вернулся к композиции в 1876, но к этому времени уже утратил в глазах музыкальной общественности репутацию главы национальной школы. В 1882 Балакирев снова стал руководителем концертов Бесплатной музыкальной школы, а в 1883 – управляющим Придворной певческой капеллы (в этот период им создан ряд церковных композиций и переложений древних распевов).

    Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, но сам сочинял относительно немного. В симфонических жанрах им создано две симфонии, несколько увертюр, музыка к шекспировскому Королю Лиру (1858–1861), симфонические поэмы Тамара (ок. 1882), Русь (1887, 2-я редакция 1907) и В Чехии (1867, 2-я редакция 1905). Для фортепиано он написал сонату си-бемоль минор (1905), блистательную фантазию Исламей (1869) и ряд пьес в разных жанрах. Высокую ценность имеют романсы и обработки народных песен. Музыкальный стиль Балакирева опирается с одной стороны на народные истоки и традиции церковной музыки, с другой – на опыт нового западноевропейского искусства, в особенности Листа, Шопена, Берлиоза. Умер Балакирев в Петербурге 29 мая 1910.

    Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

    Литература:

    М.А.Балакирев: Исследования. Статьи. Л., 1961

    Балакирев М.А. Воспоминания и письма. Л., 1962

    М.А.Балакирев: Летопись жизни и творчества. Л., 1967