Биография саввы мамонтова и сведения о его семье. Савва Мамонтов – биография крупнейшего промышленника России Савва мамонтов интересные факты

Родился в Ялуторовске Тобольской губернии. Четвертый сын купца Ивана Федоровича Мамонтова и Марии Тихоновны, урожденной Лахтиной. Состоял в родстве со многими известными купеческими семьями России: Алексеевыми, Сапожниковыми, Третьяковыми, Якунчиковыми и т.д.

Детство провел в различных российских городах, где торговал его отец. Образование получил во 2-й московской гимназии, затем с 1854 года в Петербургском институте корпуса гражданских инженеров. Но в 1857 году Мамонтов покинул институт и продолжил обучение во 2-й московской гимназии. А с 1860 года на юридическом факультете Московского университета.

С 1862 года по желанию отца вел дела семьи в Баку. Несколько лет прожил в Италии, занимаясь пением и изучая историю искусств.

Составил огромный капитал на железнодорожном строительстве. Мамонтову принадлежит заслуга постройки дорог Ярославль-Архангельск и Донецкой каменноугольной железной дороги. Главный акционер общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода, Общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов.

С 1865 года женат на Елизавете Григорьевне Сапожниковой. Имел пятерых детей. Дочерей: Александру; Веру – замужем за Александром Дмитриевичем Самариным. И сыновей: Сергея – писателя; Андрея – художника; Всеволода. Из первых букв имен детей Мамонтова составляется его имя «Савва».

В 1894 году по приглашению министра С.Ю. Витте принял участие в экспедиции вокруг Кольского полуострова, результатом которой явилось получение концессии на продление железной дороги от Вологды до Архангельска.

В своем имении Абрамцево организовал художественный кружок и предоставлял художникам все условия для творчества. В усадьбе подолгу работали такие художники как В.А. Серов, В.М. Васнецов, К.А. Коровин, М.А. Врубель и многие другие. Художники прозвали Мамонтова «московским Лоренцо Медичи». В.М. Васнецов писал: «В нем была какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других».

Савва Иванович занимался скульптурой, увлекался театром. В 1885 году основал на свои средства Московскую частную русскую оперу. Собрал уникальную коллекцию произведений русских художников. Финансировал журнал «Мир искусства», материально поддерживал строительство в Москве Музея изящных искусств.

В 1899 году Мамонтов разорился. Его обвинили в растрате денег Ярославской железной дороги, он был арестован и заключен в Таганскую тюрьму, где провел полгода. Современники отмечали выдержку Мамонтова в это тяжелое время. В тюрьме он занимался своим любимым делом – скульптурой. Савва Иванович был оправдан, но после суда все его имущество было распродано для погашения долгов.

С 1900 года жил на окраине Москвы у созданного им гончарного завода «Абрамцево», занимаясь керамикой. Умер там же. Погребен в Абрамцево у Спасской церкви.

Савва Мамонтов – наследник известного семейства, меценат и поклонник искусства. Фамилия выходца из купеческого сословия известна потомкам спустя годы благодаря его благотворительной деятельности и реализованным проектам.

Детство и юность

Савва Иванович Мамонтов родился в 1841 году в Ялуторовске, в Сибири. В 8 лет вместе с семьей мальчик переехал в Москву. Мамонтовы жили в съемном доме на Мещанской улице и ни в чем себе не отказывали благодаря доходу, который приносила деятельность главы семейства. Отец, купец 1 гильдии, на тот момент заведовал губернским откупным хозяйством. Мать обустраивала быт и воспитывала наследников. Савва был 3-м сыном из 7 детей, включая 2 погибших сестер.

В отличие от большинства купцов Мамонтов-старший поощрял интерес к искусству, поэтому дети имели представление о театре, музыке и литературе. Взрослые в семье придерживались аристократических манер, что серьезно повлияло на мировоззрение Саввы. Мальчик занимался с гувернером, совершенствовал свои познания об этикете и изучал иностранные языки.

Первым заведением, где он получал образование, стала городская гимназия. Затем Савву отправили в Институт корпуса гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. В то время в России развивалось железнодорожное дело, а на сына имелись виды.


Спустя 2 года Савва вернулся в Москву. Отец устроил его в столичный университет изучать юриспруденцию, в 1862 году отправил в Баку, погружая в профессиональную деятельность. Савва занимался торговыми процессами Закаспийского товарищества.

Спустя пару месяцев молодой человек стал заведующим в центральном московском филиале компании, а в 1864 уехал в Италию. Мамонтовы видели перспективы в поставках шелка, поэтому Савва предпринял поездку в Ломбардию.


В Милане он посетил «Ла Скала» и познакомился с оперным театром. Оказавшись под впечатлением, Мамонтов начал брать уроки вокала. Дало о себе знать давнее увлечение театром. Савва посещал все премьеры и был знаком с представителями интеллигенции обеих столиц.

Оказалось, что молодой человек обладает неплохим голосом. Его пригласили к участию в постановках «Норма» и «Лукреция Борджиа» в партии баса. Отец, узнав об этом, приказал вернуться в Москву. Никто из детей не интересовался предпринимательской деятельностью, поэтому на Савву возлагались большие надежды.

Карьера

В 1869 году Мамонтов-старший скончался и семейным делом стал управлять сын. Наследник сохранил состояние отца и увеличил его. В 1872 году он стал директором Общества Московско-Ярославской железной дороги, главным акционером которой являлся родитель. В распоряжении Саввы была торговая контора по поставке строительных материалов.


Понимая ответственность за дело семьи, он усердно работал. В 1875 году Мамонтов предложил проект для тендера по созданию Донецкой каменноугольной железной дороги. Несмотря на завышенную стоимость работ, предприниматель победил в конкурсе и создал общество акционеров «Донецкая дорога».

Строительство шло быстро и ладно: появлялись новые вокзалы, организовывались развязки, возрождались станции, в столкновениях с непонятливыми крестьянами менялись трассы. Протяженность дороги составила 479 верст. Она стала самой разветвленной железнодорожной сеткой в мире. Вдохновленный успехом, Мамонтов планировал строительство морского порта в Мариуполе.


Легкой удачей столь крупное предприятие не могло закончиться. Свою роль сыграла договоренность с , министром финансов. Государство выкупило Донецкую железную дорогу, а Витте предложил Мамонтову вложиться в убыточное предприятие в виде Невского механического завода. На модернизацию фабрики пришлось взять займ, который оказался больше допускаемого законом.

Мамонтов рассчитывал вернуть долг за счет прибыли от строительства Петербургско-Вятской железной дороги. Концессия по проекту была обещана, голосование прошло успешно, но министр юстиции Николай Муравьев уличил Витте в корыстных происках. У Мамонтова отобрали концессию, а дела стали проверять аудиторы.


В 1899 году предпринимателя посадили в тюрьму за присвоение 10 млн рублей. Акции Саввы резко подешевели. После суда его признали невиновным, но состояние успело раствориться, репутация была разгромлена, а заслуги забыты. Разбитый Мамонтов не пытался поправить дела. Он замкнулся в себе и свободное время проводил в мастерской по изготовлению майолики.

Благотворительность и меценатство

Коммерческая деятельность вдохновляла Мамонтова. Он видел перспективы в строительстве железной дороги через тундру, предвкушал возможности освоения земель. Чтобы презентовать проект императору и Сергею Витте, в 1894 году на Нижегородской выставке Савва открыл павильон, посвященный богатству русского Севера. В организации выставки участвовали художники и . К реализации идей Мамонтов подходил с особым размахом.


Поклонник оперы, драматического театра и живописи, он мечтал объединить эти направления искусства. Собранная Саввой частная оперная труппа состояла из талантливых вокалистов, актеров и художников. Мамонтову удалось создать уникальный проект, несмотря на критику общественности и знатоков.

Он финансировал постановки, отвергнутые государственными театрами. Композиции , Модеста Мусоргского и звучали со сцены его театра. Партии исполняли , Татьяна Любатович и другие талантливые солисты. Декорации создавали , .


Опера Мамонтова находилась в театре купца Солодовникова, но планировался ее переезд на специально отстроенную сцену в гостинице «Метрополь». Проект не был завершен из-за банкротства мецената, а в 1904 году опера закрылась.

Савва Мамонтов поддерживал теплые отношения с членами кружка «Мир искусства». По просьбе его представителей предприниматель финансировал выпуск одноименного журнала. Со свойственным размахом он наполнил издание работами приятелей, а основатели журнала поговаривали о неразборчивости покровителя. Вскоре Мамонтов перестал инвестировать в журнал. С 1899 года совместно с Саввой Морозовым он издавал газету «Народ», но проект оказался бесперспективным и не привлек публику. Савва также содействовал выпуску газеты «Россия».


Архитектура интересовала предпринимателя не меньше. Он лелеял идею комплексной застройки и арендовал с партнерами на 25 лет квартал в Москве, чтобы создать комплекс с собственной инфраструктурой. Петербургское страховое общество участвовало в финансировании, но разорение не позволило довести план до реализации. На деньги Мамонтова построили гостиницу «Метрополь» и реконструировали Ярославский вокзал. Савва видел массу возможностей в объединении в градостроительных проектах искусства и практичности.

Купленное у Сергея Аксакова поместье Абрамцево управленец увеличил и обогатил. Здесь появились школа, церковь, больница, сад и оранжерея, а также мост с плотиной. Литературно-художественный кружок из гостей усадьбы был известен широкой публике. В него входили художники, литераторы, скульпторы, архитекторы и музыканты.


В Абрамцево собирались яркие и талантливые представители культурной жизни страны. Природой усадьбы вдохновлялись, создавая здесь новые произведения. Портрет Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» стал символом этого места.

После краха Саввы все имущество - акции, дома, предприятия и коллекции предметов искусства - арестовали и распродали. Дом в Абрамцево остался в семье, как собственность супруги.

Личная жизнь

Супругой Саввы Мамонтова стала Елизавета Сапожникова. Их знакомство состоялось во время первой поездки предпринимателя в Италию. Дочь успешного торговца шелком оказалась идеальной партией, понравилась родителям Саввы и ему самому. Вскоре состоялась свадьба. Жена родила Мамонтову 5 детей. Первые буквы их имен вместе составляли имя отца. Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра – так звали наследников мецената.


Елизавета была душой усадьбы. Женщина любила супруга, но многочисленные проекты Мамонтова давались ей непросто. Праздничные застолья, невероятные постановки и костюмированные катания по реке были затратны, хотя жена разделяла увлечения Саввы. Благотворительность была ей по душе. С годами Елизавета все больше внимания уделяла вероисповеданию и с негодованием стала относиться к забавам мужа. В семье появились размолвки.

Личную жизнь Мамонтова обсуждали завсегдатаи Абрамцево и завистники. Ходили слухи о связи благотворителя с актрисой Татьяной Люботович. Сплетни доносились до семьи Мамонтова, и родные были шокированы их появлением. Елизавета Мамонтова стала затворницей в Абрамцево, а Савва потерял былую лихость и хорошее настроение.


Он часто ссорился с друзьями и близкими. Возможно, эти перипетии повлияли на дальнейшее развитие событий. Биографы утверждают, что предприниматель стал рассеяннее. Не отличаясь расчетливостью, он пропускал рискованные моменты в сделках, и это стало причиной банкротства.

Смерть

Последние годы жизни Савва Мамонтов провел в доме дочери. Жена не согласилась примириться с ним, но дети поддерживали общение. Внуки стали отрадой для бывшего предпринимателя. Он умер в 1918 году. Причиной смерти послужила пневмония. Забытый всеми покровитель был похоронен в Абрамцево. Эпоха революций сделала его смерть незаметной, а могила мецената так и не была увенчана памятником.


Биография благотворителя насыщенна событиями и совпадениями, поворотами судьбы и интересными фактами. О его жизни и деятельности сняты документальные фильмы «Савва Иванович Мамонтов», «Савва Мамонтов. Взгляд с Ялуторовской колокольни» и мини-сериал «Савва». Писатель Владислав Бахревский описал все коллизии и перипетии жизни Саввы Мамонтова в одноименной книге.

Портрет железнодорожного магната и мецената искусств Саввы Ивановича Мамонтова работы И.Репина

За всю историю человечества лишь немногих людей природа наградила огромным количеством самых разных талантов. Еще меньше было тех, кто сумел достойно применить в жизни такой щедрый дар судьбы. И в числе этих немногих - Савва Иванович Мамонтов - промышленник, строитель железных дорог, музыкант, писатель, скульптор, режиссер - человек, говоривший, что его самый главный талант - это «находить таланты».

Савва Мамонтов родился в 1841 году в далеком зауральском городке Ялуторовске Тобольской губернии, в котором жили когда-то ссыльные декабристы. В семье Мамонтовых Савва был четвертым сыном. Его отец, Иван Федорович, успешно занимался винным откупом в Сибири - сначала в Шадринске, затем в Ялуторовске, а в 1840 г. переехал с семейством в Москву. Иван Федорович прошел путь от провинциального купца к верхушке московского предпринимательства, и в 1853 был возведен в потомственное почетное гражданство.
Отец Саввы всегда тяготел к самым смелым проектам, поэтому одним из первых обратился к железнодорожному строительству. В 1859 году Иван Федорович получил концессию на строительство железной дороги из Москвы в Сергиевский Посад, куда местная достопримечательность - Троице-Сергиева лавра, привлекала немало паломников со всей России. Тогда же юный Савва впервые приобщился к транспортной экономике. Их дом стоял рядом с заставой, которая вела из Москвы в Сергиевский Посад, и старший Мамонтов посадил сыновей у окна - считать потенциальный «пассажиропоток» - пеших паломников и седоков на возах. Подсчеты эти оправдались: 66 верст пути, проложенные за полтора года, стали приносить устойчивую прибыль.

Портрет работы Валентина Серова

Отец поощрял тягу сына к знаниям: Савва с детства знал французский и немецкий языки, много занимался дома, учился на юридическом факультете Московского университета. Отец страстно хотел, чтобы Савва стал достойным продолжателем его дела. Он определил его на учебу в Институт корпуса гражданских инженеров (Горный корпус) в Санкт-Петербурге. А в свободное от учебы время Савва начал посещать драмкружок. Он выступал в роли Кудряша в «Грозе», где роль Дикого исполнял сам автор - А.Н.Островский. Поначалу Иван Федорович был доволен сыном, ходил на спектакли, но потом, видя, как велик интерес Саввы к сцене, отослал его подальше от театральных соблазнов - в Персию - учиться торговать. «Ты вовсе обленился, перестал учиться классическим предметам... и предался непозволительным столичным удовольствиям музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе», - сокрушался отец. Савва смирился и после Персии отправился в Италию - изучать основы шелководства, практическую коммерцию и европейские методы торговли.

Мамонтов С.И. (бюст работы Репина, первый справа, 1880)

Однако, в Италии случилось то, чего не ожидали ни семья Мамонтовых, ни московский деловой мир. Нет, Савва вовсе не «загулял», как делали многие его сверстники. Случилось другое, никогда не бывалое, совершенно непонятное для купеческой среды. В Италии Савва... запел. У продолжателя торгового дома Мамонтовых оказался прекрасный оперный голос. После недолгих занятий с местными преподавателями он уже получил приглашение одного из миланских театров дебютировать в двух басовых партиях в операх «Норма» Беллини и «Лукреция Борджиа». Но, прослышав об успехах сына, отец срочно отозвал его в Москву, и только этот вызов помешал дебюту русского купца на миланской оперной сцене.
Кстати, на коммерции Мамонтова это увлечение не отразилось: вернувшись в Москву, Савва снял здание на Ильинке и открыл собственное дело - торговлю итальянским шелком.

А.А. Киселев. Е.Г. Мамонтова в своем кабинете в Абрамцево

В 1865 году Иван Федорович благословил сына на брак с дочерью купца первой гильдии Лизой Сапожниковой и подарил молодоженам дом на Садово-Спасской. Тогда еще никто не подозревал, что вскоре этот дом станет одним из центров художественной жизни России. Через несколько лет Савва Иванович вновь уехал в Италию - в Рим, где на этот раз раскрылся другой его талант. Скульптор Марк Антокольский, с которым Мамонтов познакомился в Риме, так отозвался в письме к критику Стасову о необычном купце: «Он один из самых прелестных людей с артистической натурой... Приехавши в Рим, он начал лепить - успех оказался необыкновенный!.. Вот вам и новый скульптор!!! Надо сказать, что, если он будет продолжать, и займется искусством свободно хоть годик, то надежды на него очень большие».
Конечно, Савва Мамонтов не мог оставить дела и заняться лишь скульптурой, но интерес к ней он пронес через всю жизнь.
Вернувшись на родину, Савва Мамонтов познакомился со многими талантливыми художниками, и вскоре, в его особняке на Садово-Спасской, и в подмосковном поместье Абрамцево возник, по словам В.М. Васнецова, «неугасавший художественный очаг». Имение, расположенное на родной Московско-Ярославской дороге, Савва Иванович приобрел в 1870 году, и эта усадьба начала вторую жизнь в русской культуре. Поместье было куплено у семьи знаменитого писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, жившего в Абрамцево до самой смерти в 1859 году. У Аксакова подолгу гостили Тургенев, Гоголь, Хомяков, братья Киреевские и другие литераторы. Мамонтовым, впервые приехавшим в этот дом, показали тщательно сберегаемую «гоголевскую» комнату, как ее уважительно называл старый хозяин...
Савва Мамонтов продолжил славную традицию, с той лишь разницей, что его основные гости, жившие порой месяцами в Абрамцево, - художники, фактически весь цвет русской живописи того времени. Мамонтов хотел, чтобы талантливые живописцы могли свободно творить, не заботясь о бытовой стороне дела. Он построил обширную мастерскую, где работали Репин, Серов, Врубель, Коровин, Нестеров, Поленов, Антокольский, Васнецов.

Портрет работы И.Репина

Савва Иванович имел поистине уникальную черту характера: трудясь сам, занимаясь лепкой, майоликой или постановкой домашних спектаклей, к которым он писал тексты и в прозе, и в стихах, Мамонтов имел, по словам В.Васнецова, «способность возбуждать и создавать кругом себя энтузиазм». Как вспоминал И. Грабарь: «Мамонтов казался рядом с уравновешенным, мудрым и холодным Третьяковым каким-то неистовым искателем юных дарований».
Кто знает, если бы не было этой вдохновляющей атмосферы Абрамцево, возможно, и не появились бы картины, составляющие сейчас золотой фонд русской живописи. Ведь именно здесь были написаны «Девочка с персиками» Серова (портрет дочери Саввы Ивановича - Веры), «Богатыри» и «Аленушка» Васнецова, пейзажи Поленова. С этим домом связаны репинские «Запорожцы», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии»; «Явление Отроку Варфоломею» Нестерова, многие работы Врубеля.

У Саввы Ивановича Мамонтова. 1889. На фотографии присутствуют - Серов, Коровин, Мамонтов

В общении с художниками Мамонтов выступал на равных, был для них свой коллега, а вовсе не богатый барин, который балуется искусством. Это и легло в основу «феномена Мамонтова» в русской истории. Савва Мамонтов не был ни меценатом, ни коллекционером, ни «другом русской культуры». Он был Художник и Предприниматель в одном лице, поэтому, наверное, его и не понимали до конца ни те, ни другие.
Все, с кем Савва Иванович делил интересы, пытались уговорить его «заняться настоящим делом». Художники недоумевали: что интересного находит Мамонтов в рельсах, шпалах, векселях и финансовых расчетах? Антокольский писал Савве Ивановичу: «Я думаю, что не вы с вашей чистой душой призваны быть деятелем железной дороги, в этом деле необходимо иметь кровь холодную как лед, камень на месте сердца и лопаты на месте рук». Железнодорожники же опасались: не помешают ли увлечения Мамонтова делам?
Но Савва Иванович искренне удивлялся: разве одно другому помеха? Разве в делах не требуется воображение, умение «увидеть статую в глыбе мрамора»? И без своего Дела, которое меняет лицо России, соединяет города железными дорогами, молодой предприниматель себя не представлял.
Строительством железных дорог Савва Мамонтов всерьез занялся в 1869 году, став в 28 лет, после смерти отца, председателем Общества Московско-Ярославской железной дороги. Наследник контрольного пакета акций имел право единолично принимать решения, и Савва Иванович продемонстрировал в бизнесе, как это важно - быть художником в своем деле, увидеть и воплотить то, что никто пока не видит.
Первым решением нового хозяина дороги было - тянуть дорогу дальше, от Ярославля до Костромы. Это вызвало недоумение у многих: зачем нам Кострома, кто поедет в эту глушь? Если уж строить, то на Запад, в Европу, а не в «медвежьи углы России». Но Мамонтов смотрел дальше.
Еще у Александра III зародилось понимание того, что России мало петровского «окна в Европу»: в случае войны порты на Балтике могут быть легко блокированы. Нужен другой, независимый от иностранных держав, выход в открытое море. Император хотел заложить порт на Мурмане, но смерть помешала ему исполнить задуманное. И, как писал единомышленник и друг Мамонтова, министр финансов граф Витте, «Если бы был построен порт на Мурмане, мы не искали бы выхода в открытое море на Дальнем Востоке, не было бы этого злополучного шага - захвата Порт-Артура и... не дошли бы мы и до Цусимы».
Мамонтов верил, что здравый смысл и объективный интерес России победят. Поэтому он упорно прокладывал свой путь, и скоро дорога Москва-Кострома вошла в строй и стала приносить прибыль, что еще раз доказало правильность его расчетов.
Савва Иванович решил убедить власти в необходимости прокладывать железную дорогу дальше - на Север, и открыл павильон на Всероссийской выставке в 1896 году, приуроченной к коронации Николая II. Среди художественных экспонатов Савва Иванович выставил два панно работы Врубеля - «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» (вариант которого украшает ныне фасад московской гостиницы «Метрополь»). Комиссия Академии художеств, принимавшая выставку, единогласно забраковала панно и постановила убрать их из павильона искусств: работы Врубеля не соответствовали представлениям академиков о декоративной и монументальной живописи. Савва Иванович очень рассердился, заплатил Врубелю стоимость панно и построил Северный павильон за пределами территории выставки, а на фасаде написал: «Выставка декоративных панно художника М.А. Врубеля, забракованная жюри императорской Академии художеств». Вход был свободный, и публика шла нескончаемым потоком, дивясь необычным картинам. Специально для гостей выставки пел приглашенный Мамонтовым молодой Шаляпин, еще неизвестный, начинающий двадцатитрехлетний певец.


После выставки, вместе с С. Витте, Савва Иванович поехал в Мурманский край для осмотра вероятной трассы дороги и поиска дополнительных аргументов в пользу ее прокладки. Когда экспедиция вернулась в Петербург, эти доводы были, наконец, услышаны. Последовало высочайшее решение: дорогу сначала до Архангельска, а потом и до незамерзающей Екатерининской гавани - строить! И строить ее будет Савва Мамонтов!
Путешествуя по Северу и решая деловые вопросы, Савва Иванович был потрясен неповторимой красотой этого края, о которой в Центральной России не имели и понятия, а местные жители ее попросту не замечали, не ценили. В письмах домой он советовал всем обязательно побывать здесь: «... вы вернетесь отсюда более русскими, чем когда-либо. Какая страшная ошибка искать французских тонов, когда здесь такая прелесть».
По приезде в Москву Мамонтов решил воплотить свой давний замысел - украсить вокзалы Северной дороги живописью русских художников - пусть люди учатся видеть красоту, пусть они, хотя бы на вокзалах, познакомятся с настоящим искусством. Для этого он отправил в поездку по Двине своих друзей - художников Коровина и Серова, и они вернулись из этой «командировки» с целым собранием полотен - картин северной природы, которые имели огромный успех на Периодической художественной выставке. Успех был столь велик, что до вокзалов эти работы так и не дошли: почти все они находятся сейчас в Третьяковской галерее и в Русском музее.
Идеей открытия художественных выставок на железнодорожных вокзалах Мамонтов увлек и В. Васнецова. Верный своему принципу собирать вокруг себя не картины, но таланты, Савва Иванович приободрил молодого мастера, переживавшего кризис из-за разрыва с передвижниками, и заказал ему работы для другой своей дороги, Донецко-Мариупольской, которая вошла в строй в 1882 году, связав 500 верстами пути Донецкий угольный бассейн и Мариупольский порт.
Необходимость мамонтовских дорог для России подтвердилась окончательно, когда началась Первая мировая война, и все пути, ведущие на Запад, оказались блокированы линией фронта. И только две дороги - Северная и Донецкая - стали для России буквально дорогами жизни. Не случайно, самый популярный в России журналист Влас Дорошевич отложил на время свои фельетоны и написал хвалебный гимн в честь Саввы Ивановича Мамонтова - статью «Русский человек»: «Интересно, что и Донецкой, и Архангельской дорогами мы обязаны одному и тому же человеку - «мечтателю» и «затейнику», которому в свое время очень много доставалось за ту и другую «бесполезные» дороги, - С.И. Мамонтову. Когда в 1875 году он «затеял» Донецкую каменноугольную дорогу, протесты понеслись со всех сторон. Но он был упрям... И вот теперь мы живем благодаря двум мамонтовским «затеям»».
А тем временем, Савва Иванович «затеял» строительство Московской окружной дороги, создал Московский вагоностроительный завод, занимался добычей руды и производством чугуна. Он начал грандиозный экономический проект: создание мощного конгломерата промышленных и транспортных предприятий, чтобы наладить производство локомотивов в России и сломать, наконец, монополию инофирм на поставки паровозов в страну. Он приступил к реконструкции взятого у казны Невского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге, приобрел Николаевский металлургический завод в Иркутской губернии. Эти предприятия должны были обеспечить транспортными средствами Московско-Ярославско-Архангельскую железную дорогу, и продолжить ее строительство, что позволило бы энергичнее осваивать Север.

В.А. Серов. Девочка с персиками (портрет дочери С.И. Мамонтова - Веры). 1887 г.

И параллельно с этим Савва Великолепный (так называли его друзья-художники, по аналогии с Лоренцо Великолепным, герцогом-меценатом эпохи Возрождения) решил создать... первый в России частный оперный театр. Недоумение и шум снова были огромные. Многие считали: блажь, захотел барин свой «балет» завести... Общему хору вторила и театральная критика. В год дебюта театра - в 1885 году - газета «Театр и жизнь» возмущалась, что за дело организации оперного театра «берутся люди, вряд ли знающие столь тонкое дело, как оперная постановка... Словом, все это сплошное любительство», - клеймил рецензент мамонтовскую затею. Конечно, знания оперной школы и режиссерской подготовки у Мамонтова не было. Основу его труппы составили молодые голоса, не имевшие имени в оперном мире. Но у Саввы Ивановича было главное - безукоризненный художественный вкус, развитый до степени подсознательного чутья, интуиции. И этот вкус подсказал Мамонтову, что время старого оперного театра кончилось, что он себя изжил. Тогда певцы императорских театров пели в «лучших» итальянских традициях - играли голосом так, что зритель не мог разобрать ни слова, а солисты не заботились о том, чтобы, сопровождая пение драматической игрой, придавать сценическому образу правдоподобие. Этот разрыв между пением и драматическим искусством решил преодолеть Савва Мамонтов в своей Частной опере. «Петь нужно играя» - таков был принцип этого театра.
Считая, что театр - это «коллективный художник», Мамонтов окружил себя талантливыми людьми, которые помогали ему в задуманном прекрасном деле. Первыми его помощниками стали неизменные члены Абрамцевского кружка - Виктор Васнецов и Василий Поленов. Поленов привлек к исполнению декораций своих молодых учеников - Исаака Левитана и Константина Коровина.

Ф.И. Шаляпин в роли Бориса Годунова. Художник Н.В.Харитонов

А еще Савва Иванович Мамонтов подарил миру Шаляпина! До этого малоизвестный начинающий певец был связан жестким контрактом с Императорским театром. Мамонтов, разглядевший в юноше необычайный талант, убедил его разорвать контракт, заплатил огромную неустойку и сразу поставил певца на первые роли в своем театре. Здесь, в обстановке всеобщего доверия и подлинного творчества, Шаляпин почувствовал, «будто цепи спали с души моей». Он позже вспоминал, что именно тогда, у Саввы, понял: математическая верность в музыке и самый лучший голос мертвы до тех пор, пока математика и звук не одухотворены чувством и воображением.
Фактически Мамонтов разработал и применил то, что впоследствии назовут «методом Станиславского», хотя сам К.С. Станиславский ясно представлял, кто его учитель, и очень уважал его. Патентовать свою театральную эстетику как «метод Мамонтова» Савва Иванович, конечно, и не думал, да и некогда было. Реформируя оперный театр, он ни на минуту не оставлял своих железнодорожных забот. И в театре Мамонтов добился своего, хотя и пришлось ему работать в своей опере «всем». Как вспоминали коллеги, он режиссировал, дирижировал, ставил голос артистам, делал декорации. Савва Великолепный работал буквально как «человек-оркестр». Зато теперь он с гордостью говорил: «У меня в театре - художники». Его актеры стали творцами своих художественных образов. Театр Мамонтова состоялся.

Портрет работы Михаила Врубеля

В 1897 году Михаил Врубель написал портрет Саввы Ивановича, вызвавший у Мамонтова и близких ему людей неожиданное и ничем не подкрепленное ощущение предстоящей беды. Впоследствии это врубелевское полотно, полное необъяснимой тревоги, стало расцениваться как пророчество, откровение судьбы, предъявленное миру гением.
11 сентября 1899 года Савва Иванович Мамонтов в своем доме на Садовой Мамонтов был арестован и помещен в Таганскую тюрьму, куда его вели пешком через весь город под конвоем. Деятельный, жизнелюбивый и далеко не молодой человек на несколько месяцев оказался в одиночном заключении. Это была совершенно неоправданная жестокость. Следователь по особо важным делам, ведший дело Мамонтова, определил колоссальный залог в размере 763 тысяч рублей. Богатые родственники Сапожниковы и Савва Морозов были готовы внести требуемую сумму, но совершенно неожиданно следователь увеличил ее до 5 миллионов рублей! Быстро собрать такие деньги было практически невозможно.
На все имущество Мамонтова наложили арест. Его бумаги были изъяты и скрупулезно изучены. Но никаких убедительных данных, подтверждающих махинации, так и не нашли. Правда, удалось обнаружить несколько писем помощника Витте Максимова, в одном из которых он выражал благодарность за присланную семгу. Эта "рыба" стала темой особого разбирательства. Очевидно, не лишены оснований утверждения, что глава юридического ведомства Муравьев действительно интересовался в первую очередь сведениями, которые можно было использовать против министра финансов Витте.
Не удалось документировать и корыстный умысел в действиях самого Саввы Ивановича. Вообще-то вся эта история была лишь формальным нарушением закона. Ведь и железная дорога, и Невский завод находились в руках мамонтовской семьи. Предприятия были лишь юридически независимыми, а фактически существовала известная общность средств.

Газетная шумиха, поток сенсационных бездоказательных "разоблачений" способствовали тому, что вокруг арестованного стал образовываться вакуум. Некоторые люди, которым Савва Иванович всемерно помогал и кого считал своими друзьями, вдруг как-то "забыли" о нем. Особенно тяжело он переживал предательство Шаляпина и Коровина, которые покинули мамонтовскую Частную оперу и не проявили в первые месяцы после краха особого интереса к судьбе мецената.
Однако остались люди, не изменившие своего отношения к нему. На Пасху, в апреле 1900 года, по инициативе Васнецова и Поленова был составлен памятный адрес на имя Саввы Ивановича, который подписали практически все художники мамонтовского кружка: Серов, Врубель, Суриков, Остроухов... Рабочие и служащие Северной дороги, среди которых Савва Иванович пользовался авторитетом и уважением, собирали деньги для "выкупа". С первого дня ареста хлопотала за мужа и Елизавета Григорьевна.
Кстати, к этому времени брак Мамонтовых фактически распался. На причину указал в своих воспоминаниях художник князь Щербатов. По его словам, Савва Иванович влюбился в певицу Любатович, "разрушившую его семейную жизнь". К этому уместно добавить следующее. Действительно, уже с середины 1890-х годов Савва Иванович и Елизавета Григорьевна живут раздельно. Когда же над головой мецената сгустились тучи, Любатович потеряла к нему всякий интерес. Совершенно иначе повела себя Елизавета Григорьевна. Она была добрым, сострадательным и глубоко верующим человеком, и с самого начала не одобряла некоторых увлечений мужа. Все эти ночные катания на лошадях, рестораны, застолья заполночь, цыгане и тому подобные удовольствия были ей чужды. Но когда Савве Ивановичу стало действительно плохо, она, не задумываясь, переступила через свои обиды и уязвленное самолюбие. Однако сделать ей практически ничего не удалось, хотя она и стучалась во многие двери.
Старались облегчить участь Мамонтова и его друзья. В феврале 1900 года во время работы над портретом царя Серов, по его словам, решился попросить у государя за Мамонтова. На что император ответил, что распоряжение им уже сделано. Однако в следственном деле нет никаких следов царского вмешательства в судьбу Мамонтова.

Более пяти месяцев провел Савва Иванович в одиночном заключении, и только после того как врачебная комиссия констатировала, что он "страдает болезнями легких и сердца", следователь был вынужден отпустить его под домашний арест. Поселился Савва Иванович в своем небольшом доме в Петропавловском переулке на Новой Басманной, строго опекаемом полицией.
Знаменитый дом на Садовой со всеми книгами, картинами, скульптурами, мебелью простоял опечатанным более двух с половиной лет. Всю "мерзость запустения" описал Гиляровский в заметке под характерным названием "Помпея в Москве". Ему удалось проникнуть в дом зимой 1901 года: "Ледяным погребом веет от злополучного здания, гулко раздаются шаги под заиндевевшими сводами... Орнаменты на резной итальянской мебели обвалились, деку рояля, испещренную художественной инкрустацией, повело, и на всем, как кровяные пятна, краснеют сургучные печати судебного пристава...". Даже в спальне хозяина на столе лежали "четыре костяные запонки и стальное пенсне, снабженное печатями, — это тоже движимость...".
В 1900 году в Московском окружном суде в здании Судебных установлений в Кремле началось судебное разбирательство по делу Мамонтова. Обвинителем выступал прокурор Курлов, защитником — известный "златоуст русской адвокатуры" Плевако. Процесс длился несколько дней. Присяжные вынесли вердикт: "Невиновен". "Зал дрогнул от рукоплесканий. Не могли остановить оваций и толпы, которая бросилась со слезами обнимать своего любимца". Хотя коллегия присяжных не нашла в действиях Саввы Ивановича состава преступления и оправдала его, дело не было закончено. Требовали удовлетворения иски. Московский окружной суд признал Савву Ивановича несостоятельным должником. Имущество мецената пошло с молотка, и, в конечном счете, все претензии были удовлетворены. Пострадавшим оказался лишь сам Мамонтов.
Крушение деловой репутации, потеря состояния, сплетни и пересуды — все это не могло не сказаться на Савве Ивановиче. Он сравнительно редко теперь появлялся на людях, жил замкнуто и общался с ограниченным кругом людей.
Освободившись от коммерческих дел, Мамонтов поселился в доме на Бутырской заставе, купленном на имя дочери, и организовал там свою керамическую мастерскую, которая вскоре превратилась в небольшой керамический завод. И хотя изделия не приносили большой прибыли, они завоевывали множество призов на международных и отечественных выставках.
Потом и Шаляпин, и Коровин приходили на Бутырки с покаянием, но Савва Иванович не принял их. Коровина в Частной опере заменил Врубель. Он прекрасно оформил спектакли «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Кавказского пленника» и «Ратклифа» Кюи. Но вскоре Михаил Врубель тяжело заболел и его положили в психиатрическую клинику, где он и оставался до конца дней. Частная опера одно время даже блистала, но постепенно залезала в долги и наконец так увязла в них, что театр пришлось закрыть.
Из старых друзей по кружку Савве Ивановичу такими же близкими оставались Поленов, Серов и Васнецов. Со временем Мамонтов сменил гнев на милость, и к нему вновь стали наезжать Шаляпин и Коровин. Все время между встречами он коротал за гончарным кругом, делал вазы или что-нибудь лепил.

Мамонтов жил долго, но это был уже другой человек. Остатки жизни Савва Иванович Мамонтов провел в полной тени. Он стремительно старел, был морально затоптан, потерян среди многолюдной Москвы. Он умер в 1918 году и лег в могилу на кладбище в Абрамцеве, где уже успели найти последний приют многие из его близких. Похороны были скромные. Гроб с телом привезли на Ярославский вокзал. «Рабочий-железнодорожник, — рассказывала внучка покойного Саввы Ивановича, — спросил, кого хоронят. Узнав, что Мамонтова, снял шапку, а потом сказал: “Эх, буржуи, такого человека похоронить не можете как следует”».

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B2%D0%B0_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

1918 С. И. Мамонтов - крупный промышленник, меценат, сделавший неоценимый вклад в развитие русского искусства.

Семейные корни

Савва был третьим сыном в огромной семье купца Ивана Федоровича Мамонтова. Родился он в г. Ялуторовске (Тюменская обл.) в 1841 году, месте политических ссыльных, в том числе и декабристов. Отец Саввы был просвещенным человеком, он сочувствовал и всячески помогал политическим заключенным, его дом всегда был открыт для таких людей. В детских воспоминаниях Саввы сохранились встречи в их доме ссыльных декабристов. Личности этих необыкновенных людей произвели неизгладимое впечатление на мальчика, поэтому неудивительно, что уже во взрослой жизни в своем доме Савва Иванович всегда поддерживал, по словам его сына, «особый культ» Декабрьского восстания и его участников.

Купеческие дела вынуждали Ивана Федоровича переезжать из города в город, и в 1850 году его семья поселилась в Москве. Как человек, обладающий тонким экономическим чутьем, он стал организатором масштабных проектов: основал акционерное железнодорожное общество, которое занялось строительством Московско-Ярославской дороги, при его участии разрабатывались и производились первые нефтяные промыслы в Баку.

Способность к экономическому прогнозу, деловые качества успешного хозяйственника передались от отца и Савве Мамонтову, унаследовавшего после смерти главы семьи (1869) его дело. Это случилось спустя два года после женитьбы Саввы на Е. Г. Сапожниковой, когда сын начинал собственную коммерцию и жил уже своим домом.

Приобщение к искусству

Еще в ранней юности Савва Иванович страстно полюбил театр, отчего возникали разногласия с отцом. Но это увлечение театром с годами не только не пропало, но и расширилось, умножилось, укрепилось. Поэтому со временем Мамонтов все больше внимания и средств стал отводить искусству, и в первую очередь - изобразительному. Он дружил со многими художниками, они часто бывали у него дома на улице Садовой-Спасской в Москве, а когда семья путешествовала, Савва Иванович непременно приглашал в поездки во Францию, Италию своих друзей-художников, которым, как он понимал, необходимы впечатления и опыт, получаемые в музеях изобразительного искусства мирового значения.

Такие имена как Репин, Серов , Поленов, Врубель, Нестеров, братья Васнецовы, Остроухов, Малютин, Антакольский, Неврев и многие другие связаны с именем великого их поклонника и мецената С. И. Мамонтова. Заслугой Саввы Ивановича, с его энергией и личной одаренностью, является возникновение Абрамцевского кружка и Московской частной русской оперы, где дебютировал великий бас - Федор Шаляпин.

Абрамцевский кружок

Огромным событием явилась покупка Мамонтовыми усадьбы Абрамцево (1870), бывшего имения писателя Аксакова. Эта усадьба стала одним из важнейших центров русской культуры того времени, где в течение четверти века постоянными гостями или жителями было великое множество талантливых людей, составляющих цвет художественной интеллигенции. Репин назвал Абрамцево «лучшей в мире дачей», где образовалась первая российская художественная колония, объединившая единомышленников, людей нового искусства. На территории усадьбы были построены мастерские, где создавались великие произведения живописи, изделия прикладного искусства, предметы мебели, детали архитектурного декора - все, что творило целостную картину развития искусства того времени.

И. Е. Репин в Абрамцеве

Значение деятельности Абрамцевского кружка в имении Мамонтова трудно переоценить. Здесь творил великий Репин , оставив потомкам многочисленные портретные зарисовки гостей и обитателей дома. Это были карандашные наброски, но они в полной мере передавали домашнюю атмосферу в семье Мамонтовых. Его герои изображены за неспешной беседой, за чтением, чаепитием. На повседневность жизни дома художник смотрел глазами посвященного. Общность духовно-интеллектуальной среды, особого стиля жизни, созданного Мамонтовым в своем имении, объединяет персонажей на репинских портретах.

Об истории знаменитого портрета

В. А. Серов именно в Абрамцеве написал свою самую знаменитую картину - «Девочка с персиками» (1887). Моделью для портрета послужила любимая Саввы Ивановича - Веруша, существо прелестное и обаятельное. Хрупкому равновесию цвета, света и воздуха на портрете, ощущению вселенской гармонии обязана еще и особая атмосфера дома Мамонтова. Его хозяин предоставлял художникам уникальную свободу в творчестве, которая не омрачалась академическими условностями, материальными заботами, сроками исполнения.

Васнецов и другие члены Абрамцевского кружка

В картинах Васнецова «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», написанных под впечатлением от усадьбы Мамонтова, ее идеи о возрождении национального искусства, вдохновлявшая и самого Мамонтова и всех остальных членов кружка. В 1888 г. в Абрамцеве были созданы мастерские, где предпринимались первые практические шаги, чтобы сохранить и возродить кустарные народные промыслы. Активно занялась этим художница Е. Поленова, естественно, при содействии Саввы Ивановича.

Также были открыты гончарные мастерские, давшие впоследствии русскому искусству много высочайших образцов керамики, в частности, там была создана знаменитая майоликовая скульптура М. А. Врубеля.

Коллекционер и создатель театра

Параллельно со своей подвижнической деятельностью и благодаря ей, Мамонтов упорно и целенаправленно собирал коллекцию произведений современного ему искусства. Но творческая активность мецената отразилась не только на коллекционировании, но и на работе по созданию новых театральных традиций. Именно Мамонтов закладывал основы для создания целостного образа театрального представления, когда единое целое составляют тексты, музыка, художественное оформление спектакля.

В своем московском доме он давал первое представление в 1878 г., потом они проходили регулярно, а сам Мамонтов даже принимал участие в них. Но домашний театр был только началом: в 1885 г. Савва Иванович стал создателем частной русской оперы. Это был первый театр, где служили профессиональные актеры, после того, как была отменена императорская монополия на театры в Москве.

Последние годы

В 1899 г. Мамонтов разорился. Он подвергся аресту, а его московский дом на Садовой конфисковали. Он лишился большей части своей драгоценной коллекции, которую продали «с молотка», пережил муки горьких утрат родных людей. Последние годы Саввы Ивановича Мамонтова проходили в Москве, в скромном доме с гончарной и скульптурной мастерскими, к нему примыкающими. На его хутор «На Бутырках» все так же приходили люди искусства, как когда-то приходили в дом по Садовой улице и в Абрамцево, несмотря на то, что Мамонтов уже отошел от дел и был не в состоянии оказывать какую-либо помощь. Великий меценат скончался в 1918 -ом году.

Савва Мамонтов – известный русский предприниматель и меценат 19 века. Биография Саввы Мамонтова очень интересна и насыщенна. Современники знали его как прекрасного певца, талантливого скульптора и художника. Именно его поместье в свое время стало центром художественной жизни.

Краткая биография Саввы Мамонтова

Савва Иванович Мамонтов родился в семье купца 15 октября 1841 года. Его отец занимался железнодорожным строительством. Семья жила богато, и в их доме часто устраивались приемы и балы. После завершения учебы на юридическом факультете сын продолжил отцовское дело и сколотил на нем целое состояние. С именем Саввы Мамонтова связаны постройки крупнейших железнодорожных магистралей. Однако широкую известность и память потомков (биография Саввы Мамонтова известна не одному поколению) он приобрел благодаря своему бескорыстному служению искусству. «Московский Медичи», «Савва Великолепный» - именно так отзывались о нем благодарные современники, именно под такими прозвищами вошел он в историю русской культуры.

Образование

В семье Мамонтовых было четверо сыновей. Их образованием занимался специально нанятый для этого гувернер. Он обучал детей европейским манерам и иностранным языкам. Биография Саввы Мамонтова, возможно, была бы совсем другой, но все изменилось после смерти матери в 1852 году. Отцу с детьми пришлось переселиться в более скромное поместье, нежели они занимали раньше. Отец семейства тяжело переживал смерть жены. Именно в это время он решил отказаться от домашнего воспитания и отдать детей в московскую гимназию, а спустя два года перевез их в Петербург и определил в институт гражданских инженеров. Однако Савва не смог учиться здесь и вернулся в Москву, в родную гимназию. Одной из причин возвращения была скарлатина, которой он заболел. Учеба давалась ему нелегко. В учебных заведениях того времени были жесткие правила: ученики, отстающие по учебным предметам, должны были сидеть за последними партами. Но Савва Мамонтов, биография, личная жизнь которого обсуждается не одно столетие, уже тогда был любимчиком окружающих, и по просьбе одноклассников его всегда сажали за первую парту. Это уникальное умение объединять вокруг себя людей он пронес через всю жизнь. Однако признание одноклассников не могло повлиять на успеваемость Саввы, и после провала выпускных экзаменов он был вынужден покинуть гимназию.

Приобщение к искусству

Отец устроил сына в Петербургский университет. Во время вступительных экзаменов Савве Мамонтову пришлось пойти на обман – на экзамен по латыни вместо него отправился другой юноша. Савва был зачислен в университет Петербурга, а вскоре перевелся на юридический факультет в Москве. Однако даже в университете Савва Иванович Мамонтов, биография которого рисует нам высокообразованного человека, не слишком интересовался учебой и все свободное время посвящал занятиям в драмкружке, руководителем которого был известный драматург А. Н. Островский. В 1862 г. он сыграл роль Кудряша в пьесе «Гроза». Это был его дебют, кстати сказать, вполне успешный.

Мамонтов – предприниматель

В эти годы Иван Федорович Мамонтов как раз основал и начинал развивать новое торговое товарищество, которое специализировалось на продаже шелка. Отец решил привлечь младшего сына Савву к семейному бизнесу и отправил его обучаться торговому делу в филиал своей фирмы в Баку. Начав работать простым служащим, Савва Мамонтов показал себя отличным коммерсантом. После командировки в Персию он вернулся опытным бизнесменом. Биография Мамонтова Саввы Ивановича гласит, что жизнь его с этого момента круто меняется. Из прогульщика и лоботряса он превращается в отличного предпринимателя.

Семья Саввы Ивановича Мамонтова

Биография Саввы Мамонтова, его семья интересуют многих людей нынешнего поколения. В 1864 году младший сын отправляется в Италию, чтобы подлечиться и изучить положение на местных рынках. Здесь он знакомится со своей будущей женой – Елизаветой Григорьевной Сапожниковой. 17-летняя девушка не отличалась особенной красотой. Но Савву Мамонтова привлекло в ней совсем не это. Она увлекалась искусством, прекрасно пела, много читала и занималась музыкой. Спустя год состоялась пышная свадьба, после которой молодые поселились в Москве. Именно в это время Мамонтовы отошли от торгового дела и занялись железнодорожным строительством. Занимаясь семейным бизнесом, Савва Мамонтов, краткая биография которого изложена в статье, никогда не переставал служить искусству и вкладывал в него огромные средства.

После смерти отца в 1869 году руководство семейным бизнесом полностью перешло в руки младшего сына. Молодая семья решает приобрести собственный дом. В поместье Абрамцево, владельцем которого с 1870 года стала семья Мамонтовых, постоянно собирались именитые русские художники, литераторы и музыканты. Благодаря содействию Саввы Ивановича в то время начала развиваться опера. Зазвучали и стали знамениты такие имена, как Шаляпин, Мусоргский, Римский-Корсаков. Большое внимание меценат уделял декорациям, которые писали знаменитые художники. Сам Мамонтов Савва Иванович, краткая биография которого, конечно, не может раскрыть всех его талантов, вместе с историками и искусствоведами кропотливо выбирал все декорации, сценические детали и костюмы.

Меценатство

Всю свою жизнь Савва Иванович посвятил поддержке самых разнообразных видов творческой деятельности. Он организовывал вечера, выставки, заводил новые знакомства, поощрял и продвигал талантливых людей. На это свое «увлечение» Мамонтов тратил огромные средства, несмотря на недовольство некоторых членов его семьи. У него был особенный дар видеть и распознавать в человеке талант к тому или иному виду искусства. В доме Мамонтовых постоянно жили и творили молодые художники, а хозяева старались создать для их творчества самые благоприятные условия. Усадьбу Абрамцево, где проживали Мамонтовы, постоянно перестраивали и ремонтировали, чтобы иметь возможность вместить как можно больше людей. После очередного посещения Италии Савва Иванович вместе со своей женой пригласил в свое поместье молодых художников, выпускников Петербургской академии художеств, которые заканчивали обучение за границей. Благодаря Савве Мамонтову миру стали известны такие имена, как В. Д. Поленов, Е. И. Репин, В. М. Васнецов и другие.

В начале 1885 года Савва Иванович открыл Московскую частную оперу, которая положила начало великому преобразованию сцены. Именно здесь раскрылся талант знаменитого теперь на весь мир Ф. И. Шаляпина. Именно здесь выступали известные композиторы и крупнейшие деятели искусства.

Поддержка жены Елизаветы Григорьевны

Жена Саввы Ивановича во всем поддерживала своего мужа. Именно она открыла школу для детей крестьян, а чуть позже и столярную мастерскую. Выпускники этой мастерской получали в награду набор инструментов, что позволяло им и дальше заниматься трудовой деятельностью.

В доме Мамонтовых была прекрасная библиотека. Елизавета Григорьевна всегда оказывала помощь в подборе необходимых исторических сведений и документов, если кто-то из художников брался писать полотно на историческую тематику. Нередко во время работы художников она читала им классическую литературу, развивая чувство прекрасного в молодых дарованиях.

Судебное разбирательство

К сожалению, не всегда в судьбе Саввы Мамонтова все было гладко и безмятежно. В начале 1900 годов состоялось крупное судебное разбирательство, связанное с незаконной растратой денежных средств. Предпринимателю приходит в голову идея объединить крупные промышленные и транспортные предприятия. На осуществление этого грандиозного замысла требовалась большая сумма денег. Савва Иванович продает акции принадлежащей ему Северной дороги. Одновременно он получает ссуду, заложив под залог акции и векселя, которые принадлежали его семье. Поставив на карту все свое состояние, предприниматель рассчитывал его приумножить, однако все пошло не так. Савва Иванович Мамонтов попал под арест. Ему пришлось даже несколько месяцев провести в тюремной камере. К счастью, дело закончилось оправдательным приговором. Во время судебных слушаний выступало немало свидетелей. Ни один из них не сказал в адрес подсудимого ни одного плохого слова. После того как суд зачитал приговор, весь зал аплодировал. Несмотря на благоприятный исход дела, долги нужно было возвращать. Все семейное состояние было пущено с молотка.

Жизнь после суда

С момента окончания долгого судебного разбирательства и оглашения приговора жизнь Саввы Мамонтова круто изменилась. Он стал вести замкнутый образ жизни и редко появлялся в обществе. Однако верные и преданные друзья не забывали своего покровителя. Такие известные люди, как В. А. Серов, В. М. Васнецов, В. И. Суриков, Ф. И. Шаляпин часто навещали его.

Савва Мамонтов: биография, дети

Савва Иванович очень удачно совмещал служение культуре и искусству с предпринимательской деятельностью. И то и другое отнимало немало сил, но для него это было делом всей жизни. Как признавался сам предприниматель, он ни за что не бросит заниматься ни искусством, ни бизнесом. В своей предпринимательской деятельности, кстати, он видел не только денежную прибыль, но и служение людям, служение на благо людей.


Биография Саввы Мамонтова была бы неполной, если не упомянуть о детях, наследниках великого мецената и промышленника. В семье было пятеро детей. Примечательно, что всех своих отпрысков Савва назвал так, что из первых букв их имен складывалась его собственное имя. Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра – САВВА. Один из сыновей, Сергей, в какой-то мере продолжил дело отца. Его имя не стало таким же известным, однако он был и драматургом, и поэтом, достаточно знаменитым в своих кругах.

Жизнь после смерти

Годы революции были тяжелыми для всей тогдашней России. Крутые изменения в стране застали Савву Мамонтова тяжело больным. В начале марта 1918 года он подхватил пневмонию. 24 марта великого предпринимателя и мецената не стало. Последующие десятилетия после его смерти власть в стране принадлежала большевикам, а имя Саввы Мамонтова было оплевано и забыто. Но такие люди не уходят бесследно. И сейчас, спустя почти сотню лет после его смерти, мы помним о неизмеримом вкладе Саввы Ивановича Мамонтова в развитие русской культуры. На сегодняшний день в честь знаменитого мецената и покровителя искусства установлены памятники в Сергиевом Посаде и Ярославле. Недалеко от Москвы, на ярославском направлении, его именем названа платформа.