Борис андрианов виолончель концерты. Поколение звёзд. Виолончелист Борис Андрианов. — Он скрипичный мастер

Лучшее исполнение известного произведения Джованни Соллима *Ламентацио* (Giovanni Sollima - Lamentatio) молодым российским виолончелистом, ставшим достойным преемником М. Ростроповича и снискавшим славу непревзойдённого виртуоза и одухотворённого исполнителя.

После исполнения Концерта Боккерини в Берлинской филармонии газета "Берлинер тагесшпигель" опубликовала статью, озаглавленную "Молодой бог": "...молодой русский музыкант играет как бог: трогающий до глубины души звук, прекрасная мягкая вибрация и мастерское владение инструментом сотворили из неприхотливого концерта Боккерини маленькое чудо..."

Те, кому посчастливилось стать слушателем его живого исполнения, навсегда оставляют в памяти Магию необыкновенной - *духовной*-манеры игры, заставляющей звучать струны души и повергающей в сокрушительный катарсис


Борис Андрианов и Дмитрий Илларионов
Raffaele Bellafronte (1961)
dalla Suite n. 1 per violoncello e chitarra (III Romantico)

Борис Андрианов родился в 1976 г. в семье музыкантов. Закончил Московский музыкальный лицей им. Гнесиных (класс В. М. Бириной), затем учился в МГК им. П. И. Чайковского (класс народной артистки СССР профессора Н. Н. Шаховской), продолжил свое образование в Высшей школе музыки им. Х. Айслера (Германия) в классе знаменитого виолончелиста Д. Герингаса.

В 16 лет он стал лауреатом I Международного юношеского конкурса им. П. И. Чайковского, а спустя год получил I премию и Гран-при на конкурсе в ЮАР.

С 1991 г. являлся стипендиатом программы "Новые Имена", которую представлял с концертами во многих городах России, а также в Ватикане — резиденции Папы Иоанна Павла II, в Женеве — в представительстве ООН, в Лондоне — в Сент-Джеймском дворце.

В мае 1997 г. Б.Андрианов совместно с пианистом А. Гориболем стал лауреатом I Международного конкурса им. Д. Д. Шостаковича "Classica Nova" (г. Ганновер, Германия). В 1998 г. на XI Международном конкурсе им. П. И. Чайковского виолончелист завоевал III премию и Бронзовую медаль. 2000 г. принес победу в Международном конкурсе им. А. Янигро в Загребе (Хорватия), где Борис Андрианов был удостоен I премии и получил все специальные призы. В 2003 г. виолончелист стал лауреатом I Международного Конкурса им. Исанг Юна (Корея).

В 2003 г. альбом Бориса Андрианова, записанный совместно с ведущим российским гитаристом Дмитрием Илларионовым, выпущенный американской фирмой DELOS, вошел в предварительный список номинантов премии "Грэмми".
В сентябре 2007 г. диск Бориса Андрианова и пианиста Рэма Урасина был выбран английским журналом Gramophone как лучший камерный диск месяца.

Борис Андрианов является идейным вдохновителем и руководителем проекта "Поколение звезд", в рамках которого проводятся концерты молодых талантливых музыкантов в разных городах и регионах России. В конце 2009 г. Борис был награждён премией правительства РФ в области Культуры за этот проект.

Также Борис Андрианов является арт-директором первого в истории России виолончельного фестиваля "VIVACELLO", вот уже несколько лет собирающего таких выдающихся музыкантов, как М. Майский, Д. Герингас, Ю. Рахлин и другие. С конца 2009 г. Борис преподает в Московской консерватории.

С 2005 г. Борис играет на уникальном инструменте работы Доменико Монтаньяна из Государственной Коллекции уникальных музыкальных инструментов.

Борис Андрианов — один из ведущих российских музыкантов своего поколения. Он является идейным вдохновителем и руководителем проекта «Поколение звезд», в рамках которого проводятся концерты молодых талантливых музыкантов в разных городах и регионах России.

За этот проект в 2009 году Борис был награждён премией правительства РФ в области Культуры. В том же году он начал преподавать в Московской консерватории.

В 2008 году в Москве состоялся первый в истории России виолончельный фестиваль, арт-директором которого является Борис Андрианов. В марте 2010 прошел второй фестиваль, а осенью 2011 года и третий фестиваль "VIVACELLO", на которых выступили такие выдающиеся музыканты, как Наталия Гутман, Юрий Башмет, Миша Майский, Давид Герингас, Стивен Иссерлис, Александр Рудин, Юлиан Рахлин, Сергей Накаряков и многие другие артисты.

Борис Андрианов родился в 1976 году в семье музыкантов. Он закончил школу-десятилетку имени Гнесиных (класс В.М. Бириной), затем учился в Московской консерватории (класс профессора Н.Н. Шаховской) и продолжил свое образование в Высшей школе музыки имени Ганса Эйслера (Германия) в классе знаменитого виолончелиста Давида Герингаса. С 1991 года он являлся стипендиатом программы «Новые имена», в рамках которой выступил во многих городах России, а также в Ватикане — резиденции Папы Иоанна Павла II, в Женеве — в представительстве ООН, в Лондоне — в Сент-Джеймском дворце.

В 16 лет он стал лауреатом первого Международного юношеского конкурса им. П.И. Чайковского, а спустя год получил первую и Гран-при на конкурсе в ЮАР. В мае 1997 года Борис Андрианов совместно с пианистом Алексеем Гориболем стал лауреатом Первого Международного конкурса им. Д.Д. Шостаковича "Classica Nova" (Ганновер, Германия). На VI Международном конкурсе виолончелистов М. Ростроповича в Париже (1997) Борис Андрианов стал первым представителем России, получившим звание лауреата за всю историю конкурса. Своим участием в 2000 году в Международном конкурсе имени Антонио Янигро в Загребе (Хорватия), где Борис Андрианов был удостоен I премии и получил все специальные призы, виолончелист подтвердил свою высокую репутацию, которая сложилась после XI Международного конкурса им. П.И. Чайковского (1998), где он завоевал III премию и Бронзовую медаль. В 2003 году Борис Андрианов стал лауреатом I Международного конкурса имени Исанг Юна (Корея).

Борис Андрианов имеет обширный концертный репертуар, выступает с симфоническими и камерными оркестрами, в их числе: оркестр Мариинского театра, Российский национальный оркестр, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени О. Лундстрема, Национальный оркестр Франции, филармонические оркестры Словении и Хорватии, камерные оркестры Берлина, Вены, Загреба, Польши и Литвы, Боннский оркестр имени Бетховена, оркестр Падуи.

Он также играл с такими известными дирижерами, как Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Марк Горенштейн, Павел Коган, Александр Ведерников, Давид Герингас, Роман Кофман и другими. Вместе со знаменитым польским композитором и дирижером Кшиштофом Пендерецким виолончелист неоднократно исполнял его Concerto Grosso для трех виолончелей и оркестра. Борис исполняет много камерной музыки, играя в ансамблях с такими музыкантами, как Юрий Башмет, Менахем Пресслер, Акико Суванаи, Жанин Янсен, Юлиан Рахлин.

Борис выступает с концертами в лучших залах России, а также на престижнейших концертных площадках Голландии, Японии, Германии, Австрии, Швейцарии, США, Словакии, Италии, Франции, ЮАР, Корее, Италии, Индии, Китая и других стран. В сентябре 2006 года он выступал г. Грозный. Это были первые концерты классической музыки в Чеченской Республике с момента начала военных действий.

Он был участником многих международных фестивалей, в их числе: Шведский Королевский фестиваль, Людвигсбургский (Германия), фестивали в Черво (Италия), Дубровнике (Хорватия), Давосе (Швейцария), фестиваль "Crescendo" (Россия). Постоянный участник фестиваля камерной музыки "Возвращение" (Москва).

Талант виолончелиста отмечен многими известными музыкантами. Даниил Шафран писал: «Борис Андрианов на сегодняшний день является одним из наиболее талантливых виолончелистов. Я не сомневаюсь в его большом будущем».

После исполнения Концерта Боккерини в Берлинской филармонии газета «Берлинер тагесшпигель» опубликовала статью, озаглавленную «Молодой бог», в которой писала: «...молодой русский музыкант играет как бог: трогающий до глубины души звук, прекрасная мягкая вибрация и мастерское владение инструментом сотворили из неприхотливого концерта Боккерини маленькое чудо...»

В сентябре 2007 года диск Бориса Андрианова и пианиста Рэма Урасина был выбран английским журналом Gramophone как лучший камерный диск месяца. В 2003 году альбом Бориса Андрианова, записанный совместно с ведущим российским гитаристом Дмитрием Илларионовым, выпущенный американской фирмой DELOS, вошел в предварительный список номинантов премии "Грэмми".

С 2005 года Борис играет на уникальном инструменте работы Доменико Монтаньяна из Государственной Коллекции уникальных музыкальных инструментов.

Музыкант благодарит Юрия Войцеховского за помощь и поддержку.

Борис Андрианов - один из ведущих российских музыкантов своего поколения. Он является идейным вдохновителем и руководителем проекта «Поколение звезд», в рамках которого проводятся концерты молодых талантливых музыкантов в разных городах и регионах России. В конце 2009 года Борис был награждён премией правительства РФ в области Культуры за этот проект. Также с конца 2009 года Борис преподает в Московской Государственной Консерватории.

В 2008 году в Москве состоялся первый в истории России виолончельный фестиваль, арт-директором которого является Борис Андрианов. В марте 2010 пройдет второй фестиваль «VIVACELLO», который соберет таких выдающихся музыкантов, как Наталия Гутман, Юрий Башмет, Миша Майский, Давид Герингас, Юлиан Рахлин и др.

Своим участием в 2000 году в Международном конкурсе имени Антонио Янигро в Загребе (Хорватия), где Борис Андрианов был удостоен 1 премии и получил все специальные призы, виолончелист подтвердил свою высокую репутацию, которая сложилась после XI Международного конкурса им. П.И.Чайковского, где он завоевал 3 премию и Бронзовую медаль.

Талант Бориса Андрианова был отмечен многими известными музыкантами. Даниил Шафран писал: Борис Андрианов на сегодняшний день является одним из наиболее талантливых виолончелистов. Я не сомневаюсь в его большом будущем. А на VI Международном конкурсе виолончелистов М.Ростроповича в Париже (1997 г.) Борис Андрианов стал первым представителем России, получившим звание лауреата, за всю историю конкурса.

В сентябре 2007 года диск Бориса Андрианова и пианиста Рэма Урасина был выбран английским журналом Gramophone как лучший камерный диск месяца. В 2003 году альбома Бориса Андрианова, записанный совместно с ведущим российским гитаристом Дмитрием Илларионовым, выпущенный американской фирмой DELOS, вошел в предварительный список номинантов премии «Грэмми».

Борис Андрианов родился в 1976 году в семье музыкантов. Он закончил Московский музыкальный лицей им. Гнесиных, класс В.М.Бириной, затем учился в Московской Государственной Консерватории, класс народной артистки СССР профессора Н.Н.Шаховской, и продолжил свое образование в Высшей школе музыки им. Ханса Айслера (Германия) в классе знаменитого виолончелиста Давида Герингаса.

В 16 лет он стал лауреатом первого Международного юношеского конкурса им. П.И. Чайковского, а спустя год получил первую и Гран-при на конкурсе в ЮАР.

С 1991 года Борис являлся стипендиатом программы «Новые Имена», которую представлял с концертами во многих городах России, а также в Ватикане - резиденции Папы Иоанна Павла II, в Женеве - в представительстве ООН, в Лондоне - в Сент-Джеймском дворце. В мае 1997 года Борис Андрианов совместно с пианистом А.Гориболем стал лауреатом Первого Международного конкурса им. Д.Д.Шостаковича «Classica Nova» (г.Ганновер, Германия). В 2003 году Борис Андрианов стал лауреатом 1-го Международного Конкурса имени Исанг Юна (Корея). Борис был участником многих международных фестивалей, в их числе: Шведский Королевский фестиваль, Людвигсбургский фестиваль, фестиваль в г.Черво (Италия), фестиваль в г.Дубровнике, Давосский фестиваль, фестиваль «Crescendo» (Россия). Постоянный участник фестиваля камерной музыки «Возвращение» (г.Москва).

Борис Андрианов имеет обширный концертный репертуар, выступает с симфоническими и камерными оркестрами, в их числе: Оркестр Мариинского театра, Национальный Оркестр Франции, Литовский Камерный Оркестр, Большой Симфонический Оркестр им.Чайковского, Оркестр Словенской филармонии, Оркестр Хорватской филармонии, Камерный Оркестр «Загребские солисты», Польский Камерный Оркестр, Берлинский Камерный Оркестр, Боннский Бетховенский Оркестр, Российский Национальный Оркестр, Академический Симфонический Оркестр Московской Филармонии, Венский Камерный Оркестр, Orchestra di Padova e del Veneto, Джазовый оркестр Олега Лундстрема. Он также играл с известными дирижерами, такими как В.Гергиев, В.Федосеев, М.Горенштейн, П.Коган, А.Ведерников, Д.Герингас, Р.Кофман. Борис Андрианов вместе со знаменитым польским композитором К.Пендерецким неоднократно исполнял его Concerto Grosso для трех виолончелей и оркестра. Борис исполняет много камерной музыки. Его партнерами были такие музыканты как Юрий Башмет, Менахем Пресслер, Акико Суванаи, Жанин Янсен, Юлиан Рахлин.

После исполнения Концерта Боккерини в Берлинской филармонии газета «Берлинер тагесшпигель» опубликовала статью, озаглавленную «Молодой бог»: ...молодой русский музыкант играет как бог: трогающий до глубины души звук, прекрасная мягкая вибрация и мастерское владение инструментом сотворили из неприхотливого концерта Боккерини маленькое чудо...

Борис выступает с концертами в лучших залах Россиии, а также на престижнейших концертных площадках Голландии, Японии, Германии, Австрии, Швейцарии, США, Словакии, Италии, Франции, ЮАР, Корее, Италии, Индии, Китая и других стран.

В сентябре 2006 года Борис Андрианов выступал с концертами в г.Грозный. Это были первые концерты классической музыки в Чеченской Республике с момента начала военных действий.

С 2005 года Борис играет на инструменте работы Доменико Монтаньяна из Государственной Коллекции уникальных музыкальных инструментов.

Фото с сайта http://www.borisandrianov.com/

В Москве начался Восьмой фестиваль VivaCello, где уже известную и еще не очень, а порой и самую новую виолончельную музыку представляют авторитетные исполнители. Художественный руководитель виолончелист Борис АНДРИАНОВ - человек творческий, автор нескольких проектов. Один из них проходит в начале июня, когда команда музыкантов отправляется в глубинку, в частности - во Владимирскую область, и дает там концерты под открытым небом. Корреспондент «НГ» Марина ГАЙКОВИЧ поговорила с Борисом Андриановым накануне концерта-открытия VivaCello. Фестиваль продлится до 25 ноября.

Программа фестиваля очень любопытная, но я не заметила в этом году премьеры нового сочинения, как обычно это бывает на VivaСello. Обычно для каждого фестиваля пишут новое сочинение.

У нас есть концерт Дюбюньона, который композитор специально для нас сделал в новой редакции, что мы позиционируем как мировую премьеру. Концерт был записан для виолончели с духовым оркестром, а для нас специально был сделан с симфоническим. Будет российская премьера сочинения Ани Друбич Кадиш для виолончели с оркестром.

- Это дочка Сергея Соловьева и Татьяны Друбич? Не знача, что она сочиняет. Слышала ее как пианистку.

Она сочиняла музыку музыку для «Анны Карениной». И к фильму Анны Меликян «Звезда».

Не могли бы вы представить виолончелистов, которые будут выступать на фестивале, чьи имена не так широко известны в России?

Будут выступать Николас Альтштедт и Торлейф Тедеен, это не первый из визит в Россию, немецкий и шведский виолончелисты. С Торлейфом мы много играли вместе камерной музыки на всяких фестивалях. Прекрасный человек, опытный. Николас помоложе, учился у Давида Герингаса, у него сейчас бурная карьера, он и дирижирует и играет. Популярен в Европе сейчас очень.

Йенс Петер Майнц и Вольфганг Эмануэль Шмидт нашим любителям музыки уже известны, они на конкурсах Чайковского играли. Оба сейчас успешные педагоги. Андрей Ионес – победитель последнего конкурса Чайковского. Клаудио Борхес на нашем фестивале выступает третий или четвертый раз.

- Привлек внимание в афише проект «CelloDuello». Расскажите, пожалуйста, о нем.

Это два таких двухметровых немецкий парня, которые учились у Герингаса тоже. Оба выступали на конкурсах Чайковского. Вольфганг играл на том неудачном, когда никто ничего не получил. А Петер Майнц играл в 1998-м, стал лауреатом конкурса. Они давно выступают вместе дуэтом, у них есть программа, с которой выступали везде кроме нас. Это, действительно, интересный концерт, к тому же, должен сказать, непросто играть виолончельным дуэтом.

- В Берлинской филармонии ансамбль из 12 виолончелей!

Да, они фантастические. Существуют с 1972 года. Они, кстати, приезжали к нам на первый фестиваль, это был их первый приезд в Россию. Потом уже Московская филармония привозила их еще раз.

- Сегодня виолончельная музыка в пропаганде нуждается?

Всегда нуждается, конечно. Даже «Кока-кола», вкус которой знают все, везде рекламируется. А уж что там наши полпроцента населения, которые знают что такое виолончель… Пусть их будет хотя бы два процента., уже будет хорошо. Если люди будут открывать для себя новый инструмент, то мы будем считать, что наша миссия выполнена. Фестиваль для нас лишний повод поиграть музыку вместе, повод для того, чтобы новое сочинение появилось. Лишний раз пообщаться-помузицировать. И показать, какой у нас красивый инструмент. Привезти новых музыкантов, чтобы они увидели, как у нас хорошо, а мы услышали как у них. В общем, все одно сплошное удовольствие.

Вы занимаете должность арт-директора, но организационной работой не занимаетесь?

Я занимаюсь не только творческой стороной. Приходится заниматься всем понемногу. Это мое детище, я нашел людей, которые все это взяли под свое крыло. Нас поддерживают. Благодаря усилиям фондов все существует.

- А Московская филармония?

Филармония делит, делит с нами часть концертов, в частности концерт открытия и закрытия.

Что вас побудило к проектной, фестивальной работе? Казалось, у вас, лауреата конкурса Чайковского и так все должно быть хорошо.

Просто я подумал, почему бы не попробовать. Я ведь играл на разных фестивалях, в том числе виолончельных. Я много путешествую и знаю многих музыкантов, которые хотели бы приехать в Россию. Началось все практически с пустого места. Мне очень повезло с фондом U-Art. Это уникальный случай, когда фестиваль целиком и полностью проводится на частные деньги. Такого больше нет, так что это хороший пример меценатства. Поддержки культуры. Пример для других.

Есть фестиваль «Возвращение», который проходит уже 20 лет, его делают мои друзья Рома Минц и Дмитрий Булгаков. Они занимаются франдрайзингом, собирают деньги на проведение фестиваля. Мне посчастливилось, что мне этого делать не надо.

Ваш проект куда затратнее. Концерты с симфоническим оркестром, заказ новый сочинений. В свое время даже Пендерецкий для вас писал.

Конечно. Сейчас мы с U-Art с ними делаем также фестиваль камерной музыки «Vivarte» в Третьяковке, осенью и весной. Я рад, что у нас есть слаженная команда. Все очень профессионально работают. Хотя немножко не понимали сначала, как быть в этой деятельности. Для тех, кто работает в Фонде, организация фестиваля была в новинку. Теперь же все очень стильно и красиво - это про обертку, но ведь и это немаловажно.

- Вы чувствуете, как ваш фестиваль развивается? Есть ли обратный отклик от исполнителей, от слушателей?

Все хотят возвращаться! Фестиваль, конечно, растет. Мы не увеличиваем количество концертов, не делаемся масштабней. Мы сохраняем свой формат, но, например, в этом году у нас добавились мастер-классы, которых раньше еще не было. Порядка 20 часов. Виолончелисты дадут уроки в стенах Московской консерватории, все студенты страшно рады. Мы получили огромное количество заявок. Отбираем так, чтобы смогли попробовать все. По блату сначала пропихиваю всех своих студентов, потом уже остальных (смеется). Хотя некоторые учителя не дают играть с другими – зачем, у тебя же есть я.

- Вам преподавание радость приносит?

Далеко не всегда.

- Почему?

Разные бывают ученики, уровень неровный. Но на данный момент я рад ситуации в классе. Когда у ученика есть желание, то желание просыпается у тебя. Главное, чтобы ученики были взрослыми и понимали, что они занимаются серьезным делом, которому нужно отдаваться. Когда это происходит, они начинают сами думать. Когда они приходят, и вы занимаетесь творчеством, а не ты им говоришь, какую ноту чисто/фальшиво или как в первом классе, поставьте мне пальцы-штрихи. Тогда это приятно. У меня сейчас только четверо и с ними я еле-еле успеваю заниматься, в Москве с июля был только две недели. Иногда кого-то я беру на гастроли, делаем вместе концерты. Одну ученицу недавно брал в Тверскую филармонию, в Калининград, Владимир. Они учатся и на моих концертах. Это все-таки плюс, что я играющий музыкант. Я тоже в таком формате учился у Давида Герингаса, который тоже был всегда на гастролях. И приезжал только по большим праздникам. Но нам всегда хватало его внимания.

- Не возникает мыслей: вот в наше время был уровень, а сейчас…?

А так и есть. Раньше был сильнее уровень.

- Кстати, Герингас сыграет с молодым пианистом Филиппом Копачевским. Это будет их первая встреча?

Да! Они в восторге друг от друга. Они уже порепетировали в октябре и очень подошли друг другу. Чему я несказанно рад. Могло быть и по-другому. Зная норов своего профессора.

- Не слишком покладистый?

Он не ко всем исполнителям относится благоприятно. Тем более в Бетховене, где он имеет свое четкое представление, как нужно играть. И если ему не подходит партнер, особенно в такой программе, то пиши пропало.

Расскажите, пожалуйста, о другом вашем - летнем – проекте «Музыкальная экспедиция». Мне посчастливилось в этом году побывать на концертах во Владимирской области. Очень романтично: ферма, или старые графские развалины…

Это была наша совместная идея с Алисой Бирюковой (заместитель директора Департамента культуры Владимирской области – «НГ»). Идея родилась во время предыдущего проекта «Поколение звезд». Мы приезжали туда с Димой Ларионовым и Графом Муржой, играли концерты. И по дороге мы заехали в усадьбу Храповицкого. Вот тогда родилась идея, почему бы не попробовать сыграть концерт в этой усадьбе. Чтобы и правительство области обратило внимание на этот полуразрушенный замок. Постепенно пришла идея «Музыкальной экспедиции», когда мы путешествуем по области (а сейчас уже это несколько областей), играем концерт на открытом воздухе летом для всех. Здорово, что такое количество народа приезжает. Понятно, что это местные жители, для которых точно в новинку все. Ведь доступ к академической музыке в таких местах очень ограничен. Жителям небольшого поселка и в голову не придет включить телеканал «Культура», в другой возможности услышать классику нет. На таких фестивалях мы и отдыхаем и работаем. Это большое удовольствие. По-моему у нас оригинальная идея с «Музыкальной экспедицией». Тем более с нашим колоритом и отдаленностью, обособленностью - деревней. В этом году мы планируем поехать и в Вологодскую область.

- Я помню, когда рождался первый фестиваль вы хотели возить за собой публику.

Да, хотели, но не можем выйти на туристический формат. Какая-то часть публики приезжает из Москвы своим ходом, человек 30-40. Из больших городов Владимирской области люди приезжают на наши концерты

Насколько я знаю, когда вы играете в усадьбах, то тем самым пытаетесь привлечь внимание администрации области к этим объектам. Реставрацией усадьбы Храповицкого занимаются?

Насколько я знаю, собираются начать. Это очень дорого – она огромная! Знаю, что ее передали в разряд музеев.

- Сколько у вас проектов всего?

Уже четыре.

- Ого, скоро приблизитесь к Мацуеву!

У Дениса все завязано на имени. У него есть возможность именем собрать ярких звезд и отвезти их в глубинку. Ему это легко. И это большое дело, что они путешествуют по России. У нас иной формат. Мы стараемся, все-таки каждый раз сделать собственный формат: есть фестиваль камерной музыки в Третьяковской галерее, фестиваль виолончельный, фестиваль-путешественник, и «Поколение звезд» - просветительский. Раз мы здесь, в России, живем, никуда не уехали, значит должны приносить пользу.

- Вы, кстати, почему не уехали?

А я уехал, вернулся. Я поучился в Германии, пожил в Америке.

- То есть это был осознанный выбор?

Да, душа звала. Все-таки у человека всегда должна быть точка возвращения. И как-то со временем у меня появились все вот эти дела, что заставило больше проводить времени в путешествиях по России. Вот сейчас вернулся с гастролей по Ямало-Ненецкому автономному округу, где заезжал в места, куда не ступала еще нога музыканта. Играли в музыкальных школах и Домах культуры. Мы уже 5-6 лет ездим с пианистом Рэмом Урасиным и баянистом Колей Сивчуком, даем мастер-классы и играем концерты. Каждый раз в разных городах. Вот вчера у меня был концерт в поселке Ханымей. Сегодня я прилетел из города Ноябрьск. Из самолета пошел на репетицию концерта Дюбюньона. Потом пошел репетировать концерт по Бродскому со Смольяниновым в Доме Музыки. Сейчас еду домой и разговариваю с вами.

Не могу в связи с этим не вспомнить Рихтера, который играл концерты в глубинке даже на плохих инструментах. То, что вы делаете, это очень патриотично.

Ну, в советское время была система, когда все должны быть отрабатывать от Москонцерта. Была система хорошая. Сейчас ее нет. А ведь у нас такая огромная страна и вообще типа сейчас не до музыки. Взять Ямал. Представьте, город Губкинский на 10 000 жителей. Детская музыкальная школа выглядит как дворец шейха, нефтяники построили. Потрясающий рояль стоит. Но его некому настраивать! А последний концерт там был наш, в прошлом году. И зачем тогда нужен этот зал? Конечно, эти средства разумнее было бы распределить на несколько лет: проводить регулярные мастер-классы, концерты, покупать детям скрипочки, дудочки, все время поддерживать. Там люди в сложных условиях живут. Но, несмотря на это они отдают детей на скрипочки и дудочки. Низкий поклон преподавателям, что они там музыкой занимаются.

Борис Андрианов родился в 1976 году в семье музыкантов. Он закончил Московский музыкальный лицей им. Гнесиных, класс В. М. Бириной, затем учился в Московской Государственной Консерватории, класс народной артистки СССР профессора Н. Н. Шаховской, и продолжил свое образование в Высшей школе музыки им. Ханса Айслера (Германия) в классе знаменитого виолончелиста Давида Герингаса.

В 16 лет он стал лауреатом первого Международного юношеского конкурса им. П.И. Чайковского, а спустя год получил первую и Гран-при на конкурсе в ЮАР. С 1991 года Борис являлся стипендиатом программы «Новые Имена», которую представлял с концертами во многих городах России, а также в Ватикане -резиденции Папы Иоанна Павла II, в Женеве - в представительстве ООН, в Лондоне - в Сент-Джеймском дворце. В мае 1997 года Борис Андрианов совместно с пианистом А. Гориболем стал лауреатом Первого Международного конкурса им. Д.Д. Шостаковича «Classica Nova» (г. Ганновер, Германия). В 1998 году – лауреатом XI Международного конкурса им. П.И. Чайковского, где он завоевал 3 премию и Бронзовую медаль.

В 2003 году Борис Андрианов стал лауреатом 1-го Международного Конкурса имени Исанг Юна (Корея). Борис был участником многих международных фестивалей, в их числе: Шведский Королевский фестиваль, фестиваль им. А.Д. Сахарова в Нижнем Новгороде, Людвигсбургский фестиваль, фестиваль в г.Черво (Италия), знаменитый фестиваль в г. Дубровнике, Давосский фестиваль.

Борис Андрианов имеет обширный концертный репертуар, выступает с симфоническими и камерными оркестрами, в их числе:Оркестр Мариинского театра, Национальный Оркестр Франции, Литовский Камерный Оркестр. Большой Симфонический Оркестр. Оркестр Словенской филармонии. Оркестр Хорватской филармонии, Камерный Оркестр «Загребские солисты», Польский Камерный Оркестр, Берлинский Камерный Оркестр, Боннский Бетховенский Оркестр, Российский Национальный Оркестр, Венский Камерный Оркестр.

Он также играл с известными дирижерами, такими как В.Гергиев, В.Федосеев,П. Коган, М. Горенштейн, В. Дударова, В. Понькин, В. Полянский, Д. Герингас. В 2003 году Борис вместе с Д. Герингасом и Т. Васильевой исполняли тройной концерт К. Пендерецкого с Краковским Камерным Оркестром под управлением автора. Борис Андрианов исполняет много камерной музыки. Его партнерами были такие музыканты как, Юрий Башмет, Менахем Пресслер, Акико Суванаи.

В 2002 году американская фирма DELOS выпустила компакт-диск, в который вошли произведения для виолончели и гитары. в исплонении Борис Андрианова и Дмитрия Илларионова. Эта запись вошла в предварительный список номинантов «Гремми». Борис играл концерты в России (Большой и Малый залы Московской консерватории, зал им. П.И. Чайковского, Петербургской филармонии), в Голландии («Концерт Гебау»), Японии (Tokyo Opera City), Германии (Берлинская филармония), Австрии (Венский Концертхаус) Швейцарии, США, Словакии, Италии, Франции, ЮАР, Корее и других странах. В 1995 году он был назван лауреатом программы «Новые имена», а его имя занесено первым Президентом России Б. Н. Ельциным в «Золотую книгу талантов России «XX век XI веку»».

За несколько дней до сдачи этого номера в печать Борис Андрианов вернулся из Чечни, где, вместе с другими молодыми музыкантами, принял участие в первом в послевоенной республике концерте классической музыки.

- Борис, какой у Вас инструмент?

Сейчас я играю на виолончели Доменико Монтаньяна, который в прошлом году мне удалось получить в Госколлекции. Это один из лучших инструментов, которые там есть, до меня на нем некоторое время играла Наталья Гутман – перед тем, как у нее появился Гварнери дель Джезу.

Я, разумеется, очень счастлив, что получил возможность играть на инструменте такого уровня. Правда, оплата аренды и страховки этой виолончели – удовольствие не из дешевых, поэтому я не могу не поблагодарить Геннадия Петровича Алференко, директора компании «Эрнст энд Янг» на территории СНГ, и Юрия Войцеховского, директора компании «Астор Капитал Групп», которые мне помогли получить такой инструмент.

Это действительно уникальная, фантастическая виолончель – прежде у меня никогда такой не было, и только теперь я понял, какое это большое счастье. О старых итальянских инструментах часто говорят, что они капризные, что к ним нужно долго приноравливаться – отчасти это так и есть.

Но зато, когда ты, наконец, приноровишься, то начинаешь понимать, что то довольно длительное время, которое ты до этого тратил на борьбу с не очень хорошим инструментом, теперь ты можешь потратить на решение каких-то творческих задач, которые до этого, может быть, вообще перед собой не ставил.

Получается, что по-настоящему хороший инструмент – это, как минимум, пятьдесят процентов успеха. Между прочим, на моем сайте в интернете есть фотографии этого Монтоньяна – очень красивый инструмент, помимо всего прочего.

Мне о нем рассказывали, что когда-то он принадлежал брату Александра Первого, который на нем играл, а потом, после его смерти, долго лежал в каком-то дворце в Питере, после чего, в начале двадцатых годов, попал в Госколлекцию. Кстати, когда на него посмотрели некоторые эксперты, они сказали, что, возможно, это не Монтаньяна, а Пьетро Гварнери. Потому что по форме этот инструмент, вообще-то, не очень похож на Монтаньяна. В основном у него все инструменты крупные, а этот помельче.

Дело в том, что Монтаньяна и Гварнери дружили и у них там существовала, якобы, какая-то схема то ли для уклонения от налогов, то ли еще для чего-то… Одним словом, время от времени один наклеивал свой этикет на инструмент, сделанный другим.

— На каких струнах Вы предпочитаете играть?

— Я стараюсь не слишком много думать на эту тему, потому что если углубиться в сравнительный анализ струн, то потом неизбежно займешься передвижением подставки, душки – и до бесконечности, а все это очень отвлекает от дела. Аккорд у меня стоит такой, на котором играют очень многие: «ля» и «ре» - «Larsen», «соль» и «до» - «Thomastik» Spirocore. Я, правда, пробовал нижние струны тоже поставить «Larsen», тем более что недавно вышла их новая модификация.

Раньше у них «соль» и «до» были очень неудачные, а сейчас, наконец-то, появился вариант намного лучше – но все равно «до» мягковата, на мой вкус. В результате, поиграв некоторое время только на ««Larsen», я все равно вернулся к нижним струнам Spirocore. Потому что пока, на мой взгляд, лучше ничего нет.

— А какой подгрифник Вы используете?

— Пластиковый, со встроенными машинками. Не металлический, конечно. Кстати, в Берлине, где я учился, живет совершенно гениальный человек по имени Яша Жидовецкий. Абсолютный гений – он заставляет инструменты звучать. Знаете, есть такие люди: они постучат по инструменту, что-то там подкрутят, подвигают – и инструмент открывается. К тому же, у него есть своя система – как надо сидеть, как держать инструмент… Очень интересно.

— Он скрипичный мастер?

— Вообще-то, делает совершенно фантастические смычки. И, к тому же, он делает еще и шпиль собственной конструкции, с дырками. Шпиль сделан из какого-то легкого металла, и в нем есть дырки. Разница ощущается сразу – достаточно сначала поиграть с обычным шпилем, а потом с этим.

— Что-то, действительно становится лучше, или это все же какая-то «химия»?

— Нет, разница действительно колоссальная. Но у меня было еще и так: один раз я забыл свой шпиль где-то на гастролях, а потом приехал в Москву и нашел свой старый деревянный кривой шпиль. Выяснилось, что эффект от этого деревянного шпиля такой же, как от Яшиного. Теперь я играю и все удивляются – что это за раритет такой? Потому что я играю на старом деревянном кривом шпиле. Его, конечно, надо привести в порядок, потому что сейчас он выглядит не вполне презентабельно. Но зато инструмент, опять-таки, раскрывается.

— Для Вас есть разница – кривой шпиль или прямой?

— Ну, у меня не такой уж и кривой шпиль – не такой, как, например, у Ростроповича. Но в принципе это удобнее, потому что, когда ты играешь на прямом шпиле и немного наклоняешься вперед – у тебя инструмент естественным образом едет немного вверх. А когда шпиль кривой – инструмент во время игры двигается вместе с тобой.

Конечно, угол наклона грифа при игре на кривом шпиле меняется и я, например, обратно на прямой шпиль вряд ли смогу перейти. Кстати, на этом Монтаньяна сначала стоял прямой шпиль, что мне очень мешало. Хотя, вот, Яша говорит, что все это ерунда. Он, вообще, часто говорит про какие-то азы, о которых все мы знаем, но объясняет их так, что все эти известные, но давно забытые вещи начинают восприниматься совершенно иначе.

Вся Берлинская филармония к нему ходит. Виолончелисты ходят заниматься, взрослые мужики… А он такой, знаете… Ну – Яша… «Ну, шо ты пришел, шо тебе надо?»

— Несколько лет назад Вы выступали в Большом зале Московской консерватории в абонементе «Звезды XXI века». Вы чувствуете себя звездой или, во всяком случае, ощущаете какую-то ответственность, связанную с Вашей известностью?

— Такой абонемент – это просто привлекательная афиша, хороший ход, который заманивает людей на концерты – и ничего, кроме этого. К тому же, нельзя забывать, что мы уже в XXI веке, и если раньше «звезды XXI века» – это были как бы завтрашние звезды, то сегодня это уже говорит о какой-то свершившейся «звездности». Что неправильно.

Вообще, «звезда» - это довольно странное и размытое понятие. И, конечно, я себя звездой не считаю. Как только человек начинает ощущать себя звездой, даже если его так называют другие люди, наверное, на этом его творческий рост остановится. А мне еще много чего хотелось бы достичь как в творческом отношении, так и в плане карьеры. Хотя это, как известно, вещи совершенно разные. Есть люди, которые занимаются музыкой, и есть те, кто занимается карьерой.

Бывает, что человек находится на карьерном взлете, а играет при этом, как курица лапой. С другой стороны, есть действительно выдающиеся артисты, но о них, к сожалению, мало кто знает. И это зависит от совокупности целого ряда факторов: характера человека, умения продвигать себя, желания ходить на какие-то концерты и предлагать себя дирижерам, иметь какую-то свою хорошую презентацию…

Так делается карьера – и это тоже довольно большой труд. И бывают люди, которые хорошо умеют все это делать, но при этом не успевают заниматься, собственно, музыкой. Каким-то образом они достигают больших высот, хотя играют по-прежнему неважно.

Я стараюсь, чтобы в моей жизни была некая гармония, чтобы развивалось и то, и то, хотя времени на все, конечно, не хватает.

— У Вас есть собственный агент или менеджер?

— Конечно, было бы замечательно, если бы существовал человек, который бы мог тебе что-то подсказать и что-то для тебя сделать. Но у меня пока нет крупного агентства, которое бы действительно серьезно мной занималось. Хотя в некоторых странах есть люди, которые мне помогают, есть какие-то контакты – но настоящего менеджмента у меня нет. Надеюсь - пока нет.

— Вы много играете соло, но регулярно выступаете и в камерных концертах. Что привлекает Вас в камерной музыке.

— Я обожаю камерное музицирование. Особенно, с такими партнерами, с какими мне выпало счастье играть. Перечислять можно долго: это и Борис Бровцын, и Максим Рысанов, и Екатерина Апекишева, и Алексей Огринчук, и Граф Муржа и многие другие.

Кстати говоря, я очень благодарен фестивалю «Crescendo» за то, что у нас была возможность поиграть вместе. Мы, например, сыграли все три фортепианных квартета Брамса, квартет Шумана, квинтет Шостаковича с присоединившейся к нам Аленой Баевой. Это было огромнейшее удовольствие.

Кроме того, у нас уже сложившийся дуэт с гитаристом Дмитрием Илларионовым. Правда, во многих произведениях, которые мы играем вместе, гитаре отводится, скорее, аккомпанирующая роль, чем Дима не всегда доволен, но он удивительно чуткий партнер, и играть с ним всегда очень приятно.

Среди пианистов могу еще назвать Рэма Урасина, с которым у нас вскоре должен выйти сонатный диск – Шостакович и Рахманинов.

А соло – это совсем другое. Камерная музыка – это как бы «общество с ограниченной ответственностью», там можно больше позволить себе расслабиться и просто ловить кайф. Сольная игра более ответственна, но и в этом тоже есть своя прелесть, ведь если на концерте у тебя все получается именно так, как хотелось – удовольствие получаешь тоже невероятное.

А еще я пришел к тому что хочу играть сольные концерты – совсем сольные.

— Почему?

— Во-первых, есть большое количество замечательной литературы, которую надо сыграть. Бах – это само собой, но есть еще и Соната Кодаи, три сонаты Бриттена, Соната Хиндемита…

Кроме того, недавно я открыл для себя Джованни Соллима. У нас его знают по его пьесе «Violoncelles, vibrez!», но у него есть еще огромное количество сольных произведений для виолончели, которые он сам и играет. Когда я был на виолончельном фестивале в Кронберге, он давал там сольный концерт, в программе которого были только его собственные произведения. И впечатление от этого концерта было сильнее, чем от всего остального, что там было, хотя там кто только не играл.

Конечно, некоторые произведения Соллима играет с микрофоном, в некоторых используется магнитофонная запись – но, так или иначе, это очень интересно. Мне удалось раздобыть ноты его музыки и сейчас я активно их учу.

— У Вас ведь был опыт исполнения подобной музыки, связанный с виолончельным концертом Гульды?

— Да, я играл его даже не один раз. Последний раз, кстати, играл совсем недавно, на открытии в Москве станции метро «Международная» с оркестром Олега Лундстрема. Вообще, последнюю неделю я начал чувствовать себя уличным музыкантом каким-то: то в метро, то в День города на улице перед Консерваторией с Госоркестром…

— Между прочим, насколько я понимаю, по пристрастиям Вы – больше «академический» музыкант, чем шоумен. Однако в последнее время все чаще можно наблюдать за смешением жанров и сближением популярной и академической культур. Как Вы к этому относитесь?

— Это вопрос, который, среди прочего, связан еще и с некоторыми карьерными соображениями, о которых мы уже говорили. Но важно и то, что концертами определенной направленности можно привлечь в концертный зал слушателей, которые иначе бы в этот концертный зал не пришли вообще. Да, это не значит, что эти люди будут продолжать ходить на концерты или захотят как-то расширить свой кругозор.

Да, может быть, то, что все знают о Денисе Мацуеве, замечательном пианисте и моем хорошем друге, но не все знают о Михаиле Плетневе – это плохо. Но ведь Плетнев от этого не стал менее гениальным. И потом, в любом случае, каждый слушатель, приходящий в зал, знает, зачем он приходит – и в соответствии с этим выбирает, кого из артистов ему хотелось бы послушать. Все равно, я думаю, это лучше, чем если те же люди в этот вечер пошли бы слушать попсу.

Вообще, смешение жанров – это не всегда плохо. Например, в последнее время мы ближе познакомились с Валерой Гроховским – он недавно записал фантастический двойной диск. На первом диске он просто играет Баха. А на втором играет того же самого Баха в сопровождении контрабаса и ударных, но ничего не изменив, только добавив какие-то мелизмы и ударения. Получился просто феноменальный Бах. Возможно, мы с ним сделаем что-то похожее и с виолончелью.

Или, например, Йо-Йо Ма – он ведь вообще играет все. И это человек, которого знают абсолютно все – в Америке, во всяком случае. Значит, это востребовано…

— Вы много и с удовольствием рассказываете о музыкантах своего поколения. А есть ли кто-то из музыкантов старше Вас, кого Вы могли бы назвать своим кумиром, на кого Вы равняетесь или равнялись?

— Ну, к тридцати годам, конечно, надо бы уже иметь собственное лицо. Но у кого-то, конечно, всегда стоит поучиться. Например, поучиться у Башмета правой руке. Такой правой руки нет ни у кого, у него самая лучшая смена смычка – и ничего с этим не сделаешь. Мне, кстати, как раз в Кронберге выпало счастье играть с ним квинтет Шостаковича – репетировали ежедневно целую неделю, и это было потрясающе. Там же удалось поиграть с Пресслером из Bozart trio, с одним из тончайших музыкантов, я считаю, и это тоже многое мне дало.

Кроме того, в этом контексте нельзя не сказать о педагогах, с которыми мне невероятно повезло. Я начинал у Веры Михайловны Бириной, которая, наверное, лучший наш детский педагог, хотя она до сих пор, по большому счету, не оценена по достоинству. Вообще, в России до сих пор лучшая детская школа – потому что на Западе вообще к детям другое отношение. Там никто с ними с палкой не сидит, они делают, что хотят. А с палкой иногда посидеть надо бы – чтобы добиться каких-то результатов.

Наталья Николаевна Шаховская – великолепный педагог и удивительный человек, который дал мне очень много во всех смыслах. И к тому, что, еще не закончив консерваторию, я стал учиться у Герингаса, она отнеслась с пониманием, и мы остались в дружеских отношениях. До сих пор, если мне надо что-то поиграть или нужна какая-то консультация - ее дом всегда открыт. Были разные жизненные ситуации, в которых она помогала и советом, и делом.

И, конечно, манера игры Герингаса в той или иной степени мне передалась, потому что он исключительно яркая индивидуальность. До сих пор я иногда, когда занимаюсь, ловлю себя на том, что кое-что делаю, как он.

— Что Вы расцениваете как более важный результат своей игры: эмоциональный посыл или техническое совершенство?

— Если говорить о записях, то иногда, если по настроению дубль получился хороший, то, я думаю, не надо его кромсать для того, чтобы переписать какую-то пару нечистых нот. Все ведь люди, с одной стороны, а с другой - никому не нужна механическая игра. Даже на концерте, когда слушаешь чью-то игру и нет какой-нибудь маленькой лажи – впечатление не то. Конечно, стабильность – это очень важно, и твои лажи не должны переходить каких-то границ, но в определенных пределах это вполне допустимо и даже привносит некий шарм в игру.

— Но, тем не менее, если на концерте происходит нечто непредвиденное, Вы расстраиваетесь?

— Всякое бывает. Но равнодушную игру на концерте слушатель не то, что не простит - просто забудет на следующий день, и все. А это не совсем то впечатление, которое хотелось бы оставлять после своих выступлений.

— Не так давно Вы были студентом, даже школьником, и не знали, что ждет Вас в будущем. Вам повезло, и Вы сумели стать солистом. Однако что Вы скажете тем, кто хочет отдать своих детей в музыкальную школу сегодня? Оглядываясь назад и вспоминая обо всех волнениях и трудностях на пути в профессию, как Вы считаете – оно того стоило?

— Прежде всего, музыканты это люди, у которых хобби совпадает с профессией. И в этом смысле нельзя забывать об удовольствии, которое мы получаем от своей работы, и которое, наверное, не всегда можно сравнить с тем, как относятся к своей работе люди других профессий.

Но, по большому счету это, конечно, огромный труд. Даже в «элитной», скажем так, школе имени Гнесиных, которую я закончил, все не так уж хорошо. Приблизительно восемьдесят процентов моих одноклассников сейчас работают не по профессии. Солистами до сих пор еще пытаются стать считанные единицы.

На Западе иначе – там все в основном готовятся стать артистами оркестра. Даже мой отец, который раньше работал в оркестре Московской филармонии, а сейчас работает в Испании - он состоявшийся оркестрант, в этом нет ничего зазорного, да и сам он очень рад, что работает в оркестре, переиграл столько замечательной музыки и не в самых плохих коллективах. А если ты еще и концертмейстер в западном оркестре – это совсем хорошо, тогда у тебя есть даже сольные концерты, ты человек состоявшийся, человек обеспеченный.

У нас ситуация постепенно меняется к лучшему, конечно, но слишком медленно. Поэтому, если говорить о детях – я бы подумал, прежде, чем отдать их в музыку. В нашей стране есть гораздо более простые и менее тернистые пути заработать деньги и добиться успеха. Музыка у нас нужна гораздо меньше, чем в Европе. Если человек хочет жить у нас в стране, наверное, классической музыкой заниматься рискованно. Хотя, если ребенок проявляет какое-то желание и какие-то выдающиеся способности, тоже грех на корню все это душить.

Я думаю, можно отдать ребенка учиться, а дальше уже ориентироваться по достижениям. Если лет в тринадцать-пятнадцать все это еще происходит против желания, то, наверное, лучше повернуть в какое-то другое русло.

— Из Вашего рассказа трудно понять, где Вы живете? Понятно, что музыкант-солист ведет отчасти бродячий образ жизни, но все же – какую страну Вы считаете своим домом?

— Год назад я закончил обучение в Германии и приехал сюда, потому что я хочу жить и играть в России. Я хочу ездить по нашей стране, и, вообще, комфортно я себя чувствую только здесь. Где бы я ни был на Западе, для меня все города и страны на одно лицо, вся заграница. Для меня есть «там», и есть «здесь».

Когда я только говорил о том, что собираюсь вернуться из Германии сюда, меня, конечно, все отговаривали: что ты делаешь, ты можешь остаться в Германии, жить там, работать спокойно… Я не могу. И мне кажется, что я все-таки прав, потому что здесь ситуация все равно меняется к лучшему, все равно музыкантам начинают платить за концерты какие-то деньги не только в Москве, но и в других городах.

И потом, сколько ребят, музыкантов из моего поколения, остаются здесь и ведут хоть какую-нибудь деятельность? Они ведь все уехали! И приезжают только от случая к случаю. В то же время, у меня есть какие-то задумки организационного порядка, которые вполне можно осуществить в России. Не то, что «кто же, если не мы», но ведь поле для деятельности действительно есть. К сожалению, со мной мало кто соглашается, и есть музыканты, которые на самом деле прекрасно себя чувствуют за границей. А я… Я не смог.

Беседовал Борис Лифановский