Фестиваль «Пасхальный дар»: готовимся к празднику! Кафе артистическое камергерский

Просили Камергерский? Пожалуйста.

В советское время переулок носил название проезд Художественного Театра. А в старину он был в разное время и Старогазетным, и Новогазетным, и Квасным, и Одоевским, и Спасским. Но устоялось название - Камергерский. В конце 18 века здесь были владения сразу трёх камергеров - В.И.Стрешнева, П.П.Бекетова и С.М.Голицына. Официально стал именоваться Камергерским с 1886 г.

Прогуляемся мы по нему от Б.Дмитровки к Тверской, т.е. от конца переулка к его началу.


Фото 1900-х гг.
На перекрёстке городовой стоит. Этого городового мой дед знал. Даже говорил, как его звали... Но забылось...
На Рождество, Пасху и День Ангела приходил прапрадеда поздравлять. Получал кулёк с провизией и "красненькую". Вечером, если вовремя не закрывали магазин (в 7 вечера, если не ошибаюсь), заходил, предупреждал: "Дмитрий Иваныч, закрываться пора" - за позднее закрытие могли оштрафовать.


В здании справа (д.5/7) со стороны двора была скорняжная мастерская. Именно в ней начал свою трудовую деятельность маршал Г.К.Жуков, приехавший мальчишкой к своему родственнику в Москву. Здесь он и жил, первое время помогал в мастерской, а потом работал в лавке в Гостином Дворе.
Дом был перестроен и надстроен в 1913 г. (арх.В.А.Величкин). На третьем этаже располагался Шахматный клуб. В октябре 1920 г. здесь проходила Первая Всероссийская шахматная Олимпиада, победителем которой стал А.А.Алехин.
С 1921 по 1934 год здесь жил Леонид Собинов, а 1947 по 1970 год - Лев Кассиль. Здесь же жила и народная артистка С.В.Гиацинтова.
На первом этаже в 1931 г. был открыт знаменитый на всю Москву магазин "Педагогическая книга". Сюда, незадолго до 1 сентября замотанные родители привозили своих отдохнувших за лето отпрысков для приобретения школьных учебников. Магазин там до сих пор.

Пройдём немного вперёд по переулку:

25 октября 1902 г. спектаклем "Мещане" А.М.Горького начал в этом здании свою деятельность Московский Художественный театр. Для этого театра на средства С.Т.Морозова дом был перестроен (по проекту Ф.О Шехтеля).


Фото сер.1910-х гг.
На месте правого флигеля выстроили новое здание (1914 г., арх.Ф.О.Шехтель) для кафе и для электро-театра (краешек этого здания виден на снимке справа), но в первую мировую войну в нем поместили госпиталь. Сюда были привезены участники заседания МК РКП(б) в Леонтьевском переулке, раненные взрывом бомбы 25 сентября 1919 г. Потом до 1939 г. его занимало общежитие рабфака им. М.Н.Покровского, столовая Московского университета. При Музее театра находилось Общество по изучению творчества А.П.Чехова и его эпохи. При театре в квартире № 9 жил В.И.Качалов, у которого бывал Есенин.


Фото сер.1910-х гг.
Над входом горельеф А.С.Голубкиной "Пловец".


Фото 1924 г. Б.Игнатовича из архива Величко.


Фото 1954 г.
Левый флигель ещё на месте.


Фото кон.1960-х гг. Вид на МХТ со стороны Тверской.
На первом плане редкая для Москвы того времени иномарка. Ford Taunus 17M de Luxe, 1957 г.
А здесь левого флигеля уже нет.


Фото 1903 г. Ф.Шехтеля. Шехтелевская сцена МХТа.


Фото 1981 г. Передвижка сцены МХАТа в Камергерском.
В 1981 году, во время реконструкции Художественного театра было принято решение расширить сцену. Старую сцену решили сохранить, как памятник истории, и сценическую коробку для этого перевезли на север на 24 метра, отделив от стен и фундаментов. При этом было просчитано, что разбор (в данном случае сцены, и её новое строительство) будет дороже передвижения. А так выходило, что передвижка составит 65% стоимости от строительства новой сцены, на 50% дешевле затраченного труда строителей на ее новое возведение и на 5-6 тысяч рабочих часов меньше по времени.
Первый спектакль в обновленном здании был дан 1 ноября 1987 г.

Приближаемся к Тверской:

Фото 1981 г. И.Пальмина.
Хотя этот дом стоит по Камергерскому переулку после дома 1, но числится он почему-то по Тверской (д.6 стр.7) - это часть дома с башенками, о котором мы поговорим ниже.


Фото 1981 г. И.Пальмина.


Фото 1993 г. Октябрь. "Танки" и Чехов.
За БТР виден вход в общественный туалет. Любимое место распития спиртных напитков люмпен-пролетариями. У тётушки-смотрительницы всегда можно было раздобыть стакан. В качестве оплаты оставлялись пустые бутылки. Мелочь, вроде, бутылки... Но на бутылках этих тётушки покупали кооперативы и машины. Всё дело в обороте!:) Был у них и ещё один побочный заработок - уже за денежку - предоставляли свою каморку (а в ней был топчан) "пылким влюблённым".
Дом на снимке - д.4 - тот самый, в котором находилась гостиница Шевалье.

А теперь посмотрим на Камергерский со стороны Тверской:


Фото 1900-х гг.
На месте дома слева в древности стояла церковь Спаса Преображения с дворами причта. В конце 18 века её за ветхостью разобрали. А с 1811 г. это было владение И.И.Моркова - начальника Московского ополчения 1812 года. Его крепостным был художник В.А.Тропинин.
Дом, который мы видим на снимке, построен в 1891 г.(арх.Б.В.Фрейденберг и Э.С.Юдицкий). Сохранилась только часть (дальняя от нас) этого дома в перестроенном и надстроенном виде (на снимке выше, там где "Пельменная"). На месте снесённой части перед войной был построен мордвиновский дом (по фамилии архитектора - А.Г.Мордвинова). В этом доме до сноса жили артисты Московского Художественного театра Л.М.Леонидов и В.Н.Пашенная.
В 20-е гг. здесь помещалось артистическое кафе «Десятая муза», где бывали В.В.Маяковский, В.В.Каменский, Д.Д.Бурлюк.


Фото нач.1900-х гг.


Фото нач.1900-х. Угол Тверской и Камергерского. Дом справа - д.1 по Камергерскому. Прямо - Тверская улица.


Фото кон.1930-х гг.
Дом с башенкой начали ломать.
В доме справа в 1920-х гг. находилось Всероссийское общество "Долой неграмотность". Вскоре и на его месте тоже появится один из мордвиновских домов.


Фото кон.1940-х гг. Камергерский справа. Угловой дом с башенками уже снесён и на его месте новый дом (арх.Мордвинов).


Фото 1987 г.
Знаменитый градусник - одна из маленьких достопримечательностей Москвы того времени - ещё на месте...
Под рекламой фильма "Чужая белая и рябой" виден всё тот же туалет, о котором говорилось выше.
Жёлтый дом - д.4 (бывш. гостиница "Шевалье").
Торец дома с градусником (Камергерский, д.2) - дом рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества (РЖСКТ) «Крестьянская газета» имени Л.Б.Красина (1931 г., арх.С.Е.Чернышёв). После его заселения здесь находилось много квартир советских литераторов (Вишневский, Инбер, Олеша, Багрицкий и др.).

Рисунок oroboros0 . Кон.1980-х гг.
Рисунок сделан с крыши дома 9, стр.5 по Б.Дмитровке. Камергерский идёт справа. Светлое здание в верхней левой части картинки - красивый доходный дом на Б.Дмитровке с "египетскими" маскаронами, в нём располагался знаменитый магазин "Чертежник".

Камергерский переулок идет от Тверской улицы до Большой Дмитровки и имеет совсем небольшую протяженность, всего 250 метров. И все же это одна из самых известных улиц Москвы.

Сколько названий поменял переулок: и Спасский, и Старогазетный, и даже проезд Художественного театра. Но все-таки за ним закрепилось название Камергерский, возможно, в честь проживавшего здесь камергера князя С.М. Голицына.

Улица известна с XVI века, когда между ней и параллельным Георгиевским переулком был построен Георгиевский женский монастырь. Его территория доходила почти до середины переулка.

В XVII веке на каждой из сторон переулка находились 3-4 владения, и шириной он был всего семь метров. Напротив Георгиевского монастыря, на углу переулка и Большой Дмитровки, стоял двор Собакиных (родственники третьей жены Ивана Грозного), потом усадьба стала принадлежать Стрешневым (родственники второй жены царя Михаила Федоровича). Сейчас, если зайти во двор со стороны Большой Дмитровки, можно увидеть старый усадебный дом Стрешневых, который оказался зажат со всех сторон большими каменными строениями.

На месте современного здания МХТ имени Чехова находился двор князя С. Львова, до начала своей театральной истории он поменял много владельцев.

А на углу с Тверской стояла церковь Спаса Преображения с деревянным домиком священника.

В XIX веке облик улицы сильно изменился, многие дома поменяли своих владельцев. В пожаре 1812 года Георгиевский монастырь сильно пострадал, а потом был упразднен, также сгорели все деревянные строения. Улица расширилась до 15 метров. Здесь появилась гостиница Ипполита Шевалье, известная своими именитыми постояльцами: здесь останавливался , Н.А. Некрасов, бывали , А.А. Фет, П.Я. Чаадаев.

На угловой части переулка с Тверской улицей по нечетной стороне располагались владения генерал-лейтенанта И.И. Моркова, а его крепостным был великий русский живописец В.А. Тропинин. Он проживал с семьей в доме в глубине участка. В 1891 году на месте этих владений был построен доходный дом для А.Т. Толмачевой (архитекторы , Э.С. Юдицкий). В нем находилось знаменитое кафе «Десятая муза», в котором бывали Сергей Есенин и Владимир Маяковский. При реконструкции Тверской улицы в 1930-х годах основная часть дома был разрушена.

Сейчас Камергерский переулок – пешеходная зона. Это одно из любимейших мест москвичей для прогулок и встреч с друзьями. Переулок обладает какой-то совершенно особенной атмосферой, и хочется возвращаться сюда вновь и вновь.

Камергерский пер., д.2

Здесь находились квартиры более 40 писателей, поэтов и литераторов.

Камергерский переулок, д. 3а, стр. 2

Дом в стиле неоклассики – одно из последних зданий, которое построил Федор Шехтель.

Камергерский переулок, д. 3

Это было первое театральное здание в России, которое архитектор создавал в творческом союзе с художественными руководителями театра. По рисункам Шехтеля отделали интерьеры и все убранство – вплоть до занавеса и надписей.


  – одна из старейших улиц Москвы. На протяжении истории переулок носил несколько названий. В XVI-XVII веках именовался Квасным, по жившим здесь когда-то квасникам, Егорьевским, по Георгиевскому монастырю, и Кузнецким, поскольку считался продолжением Кузнецкого переулка. Какое-то время переулок считался продолжением находящегося по другую сторону Тверской улицы современного Газетного переулка и именовался Старогазетным. В конце XVIIIвека переулок получил современное название Камергерский, по жившим здесь чиновникам, имевшим придворное звание камергера.
  Однако в 1923 году в связи с 25-летним юбилеем находящегося здесь Московского художественного академического театра переулок был переименован в «проезд Художественного театра».
  В 1992 году переулку было возвращено название «Камергерский», которое считается историческим.
  Почти все строения Камергерского переулка отнесены к категории памятников архитектуры.
  В 1998 году Камергерский переулок был превращен в пешеходную зону. Мостовая была выложена гранитной брусчаткой, отреставрированы и архитектурно освещены фасады выходящих в переулок домов, с целью возвращения Камергерскому исторического облика 100-летней давности, были ликвидированы некоторые элементы современной архитектуры, установлены уличные фонари по рисункам архитектора Ф. О. Шехтеля.
  Протяжённость переулка составляет 250 метров.

Справка
Камергер - придворный чин и придворное звание высокого ранга. С 1809 г. - почётное придворное звание. Титулование камергера - «Ваше превосходительство», как генерала.


Камергерский переулок на карте

Камергерский переулок со стороны Тверской ул.

Паб Шекспир
  Это заведение расположено почти напротив театра МХТ. Как сказано в одном из описаний:
"В этом Пабе вам предложат насладиться 13-ю сортами импортного пива!"

А вот что они говорят сами о себе:"Нас вполне можно считать "Центральным Пабом Москвы". И это без приувеличений, ведь не так уж много заведений в центре Москвы могут похвастаться таким количеством разнообразного разливного пива.
  Сразу следует отметить, что как только заведение открыло свои двери (14 февраля 2011 года) оно стало популярно у иностранцев, а по словам англичан - наш "Шекспир" очень удачно смог уловить атмосферу и обстановку Английских Пабов."
http://www.trestrest.ru/shekspir-zlatoust/about.html

Слева театр МХТ


А вот и сам МХТ им. Чехова - основная сцена

Здание театра МХАТ им.Чехова Камергерский пер., д. 3. Это здание было возведено еще при Екатерине II. Но во время пожара 1812 года оно сильно погорело и позже было перестроено. Одно время в здании размещался Русский драматический театр Корша.
  В 1902 г. строение было изменено по проекту Федора Шехтеля. Меценат Савва Морозов, почитатель Московского Художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко, взял в аренду особняк в Камергерском переулке для любимого театра.
  Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года.

Памятник Антону Павловичу Чехову (скульптор М.Аникушин, архитектор М.Посохин и М.Фельдман) был открыт в 1998 году, в период празднования 100-летия Московского Художественного театра. Установлен в Камергерском переулке, напротив театра его имени.
  Скульптор "изобразил писателя высоким и печальным, одиноким среди всей московской суеты". Следует отметить, что это первый памятник Чехову в Москве, раньше как-то не удосужились.

Однако, опять не все здорово.
  Из газеты Московский Комсомолец № 26185 от 14 марта 2013 г:
  Чехова хотят заставить работать в связке со Станиславским
  .... обсуждение вопроса об установке в Камергерском переулке памятника Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко на заседании городской комиссии по монументальному искусству привело к неожиданным результатам. Присутствующий среди экспертов руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков, одобрив культурную композицию, заодно предложил перенести уже находящийся в переулке памятник Антону Чехову.
  ........................
  ... народного артиста уже давно смущает место расположения другого памятника в Камергерском переулке - Антону Чехову. Когда-то на этом месте был широко известный в Москве общественный туалет. В итоге Табаков предложил перенести писателя подальше, к Большой Дмитровской: «Чехов должен стоять в начале Камергерского, спиной к Дмитровке, а сейчас он стоит в сортире в углу. Стыдоба!» Руководитель МХТ считает, что при таком раскладе Москва только выиграет: «Люди идут по Тверской, завернули за угол - эти двое. А дальше смотрят - там еще один. Они будут в связке работать».
  ..........................
  Члены комиссии идею Табакова горячо поддержали - если ее одобрят и депутаты Мосгордумы, переносу быть.

Ну, что ж у нас за привычка играть памятниками как мячиком, туда-сюда. Это ведь все-таки монумент - должен стоять где поставили. Или уж сразу делать памятники на колесах.


  В сентябре 2014 года в Камергерском переулке открыли давно жданный памятник основателям Московского художественного театра К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу-Данченко . Двухфигурную композицию отлили в городе Пьетрасанте из бронзы, постамент из серого финского гранита. Общая высота памятника - 5,2 метра.
  Автор монумента, скульптор и архитектор Алексей Морозов, работал над памятником в Италии. Скульптор не стал придерживаться модного "современного" стиля и выполнил фигуры основателей МХАТ с точным портретным сходством.
  Мне стиль памятника понравился, но удивили "церетелиевские" размеры и место установки - не у театра, как пишут многие издания, а посредине Камергеского переулка, там где он выходит на Тверскую. Обычно монументы такого размера и места установки положены государям императорам и товарищам сталинам, а не деятелям искусств. Кроме, конечно, таких титанов как Пушкин или Гоголь, которые выше "государей" и "товарищей".
  Это тем более странно, что за их спиной находится фигура Чехова, которая сразу приняла какой-то жалкий вид. Мне кажется создателям памятника изменили вкус и чуство меры.


  Тверская улица - вид из Камергерского переулка на «Центральный телеграф»

Камергерский переулок - новогодняя иллюминация

.  На Новый 2016 год московское Правительство решило порадовать москвичей праздничной иллюминацией в рамках первого Московского международного фестиваля "Рождественский свет".
  Российские, французские и канадские световые декораторы расцветили праздничными огнями центральные московские улицы. И среди них, одним из самых красивых получился Камергерский переулок.

Со стороны Тверской улицы вам напоминают - какой год празднуем.

  Оригинальные световые"блины" подсвечивают всю улицу

Не только световые"блины", но и световые"рога"

  По всей улице расставлены красивые домики, в которых торгуют всякой всячиной.

Насчитывает более 150 коллективов и театральных трупп. Еще с глубокого средневековья скоморохи тешили публику. Постепенно на театральных помостах стали ставиться представления, построенные по библейским сюжетам. К концу XVII века появились первые оборудованные помещения для зимних постановок. С XVIII века театры стали популярными, началось их бурное развитие. Большую известность получили постановки в имениях Шереметьевых, Юсуповых и другие.

Московский художественный театр

С XIX века началось строительство специальных театральных зданий, многие из которых сегодня стали памятниками архитектуры. Образованный в 1898 году выдающимися режиссерами К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко новый Художественный театр по сегодняшний день является одним из наиболее любимых и популярных. Сегодня два коллектива претендуют быть наследниками знаменитого сооружения. Один из них разместился в здании недалеко от кремля, в центре столицы.

Всем театралам хорошо известен адрес - Камергерский переулок, 3, МХАТ. Как добраться до этого места легко узнать у любого Москвича.

Переулок начинается от Тверской, от здания театра и выходит к Большой Дмитровке. Рассмотрим, как добраться на метро. Камергерский переулок, 3, МХАТ расположен менее чем в 300 метрах от станции «Охотный ряд» - выход к Тверской улице.

Камергерский переулок

Если выйти в противоположную сторону или с «Театральной» станции, то придется прогуляться немного дольше. Можно пройти по Театральному проезду вдоль Думы и оказаться на Тверской, а можно немного изменить маршрут. Рассмотрим этот вариант. Итак, как добраться.

Камергерский переулок, 3, МХАТ расположен чуть дальше - в 480 метрах, если прогуляться вдоль Большой Дмитровки. Сам Камергерский - одна из любимых пешеходных зон старой Москвы. На протяжении 220 метров разместилось множество кафе. Летом столики стоят прямо на улице. Если позволяет время - прогуляться по переулку большое удовольствие. Здесь не нужно спрашивать, как добраться до Камергерского переулка, 3, МХАТ. В огромном мегаполисе, на территории старой Москвы, все сжимается до уютного маленького старинного города. Как будто вы сами попали на сцену театра. Нужно просто гулять и наслаждаться.

На машине в театр

Отправляясь в театр, не всегда хочется спускаться в метро. При этом не сложно разобраться, как добраться на машине. Камергерский переулок, 3, МХАТ расположен очень удобно. Учитывая направления движения транспорта лучше заезжать от Манежной площади по улице Моховая. Главное - успеть перестроиться между Воздвиженкой и Тверской в один из левых рядов. Иначе дорога заставит проехать прямо. Для центра Москвы машина может оказаться не самым удачным вариантом. Если вас везет водитель, то не составит труда остановиться недалеко от МХАТа, Камергерский переулок, 3. Как добраться дальше - уже несложно догадаться. Другое дело, если приходится машину ставить на стоянку.

Самый удобный вариант по маршруту движения - парковка по адресу Охотный ряд, 2. Пристроив своего железного спутника, снова придется прогуляться пешком до выхода из станции метро «Охотный ряд» или «Театральная».

Как добраться до Камергерского переулка: ст. метро: Охотный ряд, Театральная

Камергерский переулок располагается в Тверском районе Центрального административного округа Москвы. Переулок проходит от улицы Тверской до Большой Дмитровки. Нумерация домов ведется от Тверской. С 1998 года движение транспорта по Камергерскому закрыто, и он является пешеходным. Несмотря на небольшую протяженность этой улицы - всего 250 метров, здесь сосредоточено большое количество архитектурных памятников, ресторанов, располагается здание Московского художественного театра им. Чехова. В то же время, улица довольно широкая - ее ширина 38 метром. Для сравнения, соседняя Малая Дмитровка шириной всего 16 метров.

Камергерский переулок существовал с 16 века. Тогда между ним и Георгиевским переулком был основан первый родовой монастырь рода Романовых - Георгиевский. Тогда переулок был застроен в основном деревянными домами, и его ширина составляла около 7 метров. Близкое расположение к Кремлю способствовало тому, чтобы здесь селились состоятельные знатные москвичи. Правда и в 16 и в 17 веках у переулка не было устоявшегося названия. Чаще всего его называли и Квасным - по квасникам, заселявшим его в прошлом; Егорьевским - по Георгиевскому монастырю; Кузнецким - так как он являлся продолжением Кузнецкого переулка.

В 17 веке деревянная застройка стала сменяться каменной. В это время на пересечении переулка с улицей построили церковь Спаса Преображения, а также стояли дома таких знатных родов как Стрешневы, Долгоруковы, Милославские, Голицыны, Трубецкие, Одоевские. В 1787 году церковь Спаса Преображения снесли, а переулок расширили. В начале 19 века нынешний Камергерский переулок не считался отдельной улицей - он существовал как продолжение современного Газетного переулка. Но все равно у него было свое название и не одно - между собой Москвичи называли его как Старогазетный или Одоевским (самой большой постройкой на улице был дом князей Одоевских).

Во время пожара 1812 года все дома кроме усадьбы Стрешневых и гостиницы Шевалье на улице сгорели, в том числе практически ничего не осталось и от Георгиевского монастыря. Когда переулок отстраивали, проезжую часть расширили до 15 метров, а новые дома стали строить из камня. Во второй половине 18 века наконец появилось нынешнее название переулка. Дело в том, что проживавшие здесь В.И. Стрешнев, П.П. Бекетов и С.М. Голицын были камергерами. Сразу три камергера на одной маленькой улице - это была достаточно яркая особенность, и уже в 1886 году переулок упоминается как Камергерский и в официальных документах.

Еще раз переулок переименовывали в 1923 году - он стал называться проезд Художественного театра, в 1992 году историческое название вернули, и с тех пор переулок остается Камергерским.

До нашего времени в Камергерском переулке сохранились здания, которые являются архитектурными памятниками. В конце 19-начале 20 веков архитекторы Б.В. Фрейндерг и Э.С. Юдицкой на углу с тверской построили доходный дом Толмачевой. Также по проекту В.А. Величкина был возведен целый комплекс доходных домов Обухова и Оболенского. Главный дом усадьбы Одоевских перестроили для Московского художественного театра, а архитектор построил здание Электротеатра. Затем в соседних с МХАТом зданиях открылись Школа-студия и Музей МХАТ, а также разместились квартиры артистов театра.

В первые десятилетия 20 века Камергерский переулок был тесно связан с культурной жизнью Москвы. В 1920-е здесь работало артистическое кафе "Десятая муза", где часто можно было встретить Маяковского, Брюсова, Есенина и других выдающихся деятелей литературы. В 1930 году в Камергерском переулке построили жилой дом кооперативного товарищества "Крестьянская газета", где поселились семьи более 40 писателей. Когда на Тверской снес. Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года, Камергерский переулок должен был стать частью нового Центрального полукольца. Но этот план так и не воплотили в реальность.

С тех пор Камергерский переулок дожил до нашего времени без особых изменений. В октябре 1998 года его закрыли для движения транспорта, и Камергерский стал вотчиной пешеходов. К этому событию улицу выложили гранитной брусчаткой, дома отреставрировали и установили для них архитектурную подсветку. Из переулка убрали некоторые элементы современной архитектуры, установили памятник Чехову, а также по рисункам Ф.О. Шехтеля воссоздали исторические фонари.

Как уже упоминалось, в Камергерском переулке находится множество исторических и архитектурных памятников, и сейчас мы расскажем о некоторых из них.

Дом №1/6 - бывший доходный дом Толмачевой. Дом был построен в 1891 году для А.Г. Толмачевой. Помимо квартир в здании располагался ресторан "Рояль", несколько магазинов, фотоателье, а также имелся большой зал со сценой, в котором расположился Железнодорожный клуб, а потом театр "Веселые маски". В 1918 здесь открылось уже упоминавшееся кафе "Десятая муза". Как известно, муз было всего девять, но в Древней Греции просто не было кино, иначе у него обязательно была бы своя муза, и московские артисты исправили эту ошибку. В кафе представители богемы не только отдыхали, но и обсуждали дела, проводили общие собрания Всероссийского союза поэтов. Позднее здесь открылось кабаре "Короли экрана среди публики", в котором выступали Вера Холодная Иван Худолеев и другие известные актеры того времени. Во время реконструкции Тверской значительная часть дома Толмачевой была разрушена. Также этот дом известен тем, что в 1980-е в нем работала круглосуточная пельменная (круглосуточных заведений общепита в столице тогда было немного). Сейчас в доме располагается Школа-студия МХАТ.

Дом №3, бывшая усадьба П.И. Одоевского, сейчас - , объект культурного наследия федерального значения. После того, как во время пожара 1812 года деревянная усадьба Одоевского сгорела, он построил на ее месте Большой каменный особняк в три этажа, с колоннадой и портиками. С двух сторон от дома располагались двухэтажные флигели. Дом несколько раз переходил к разным владельцам. После смерти Одоевского дом перешел к его троюродной племяннице В.И. Ланской, которая сдавала его внаем. В 30-е годы 19 века дом снимала семья Долгоруких, с которыми дружил Пушкин. В конце десятилетия в особняке работал литературный кружок поэта С.Е. Раича, размещалась "Библиотека для чтения и книжная лавка Эльцнера". После смерти Ланской дом купил С.А. Римский-Корсаков, женой которого была кузина Грибоедова Софья. Архитектор Н.А. Шохин перестроил дом для нового хозяина. Римский-Корсаков вел разгульную жизнь, которая была ему не по карману, и в 1972 году ему пришлось выставить свой дом на аукцион, чтобы расплатиться с долгами. Так дом с торгов перешел к купцам Г.М. Лианозову и М.А. Степанову. Когда Степанов умер, и Лианозов стал единственным владельцем особняка, он поручил архитектору М.Н. Чичагову перестроить здание под театр, а затем стал сдавать его в аренду разным театральным труппам.

В 1902 году сроком на 12 лет здание арендовал С.Т. Морозов для нового театра, основанного Станиславским и Немировичем-Данченко. Театр был организован в 1898 году и до этого размещался в саду "Эрмитаж". Здание снова перестроили, и это обошлось Морозову в 300 тысяч рублей, хотя сам проект Ф.О. Шехтель разработал бесплатно. Здание реконструировали в 1983 году и в 2000 году. Причем, во время последней реконструкции интерьеры, разработанные Шехтелем, изменили, так как руководству театра они показались недостаточно представительными. В сентябре 2014 года перед входом в театр установили памятник основателям театра - К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу-Данченко.

В доме №3а, некогда одном из флигелей усадьбы Одоевского, сейчас размещается "Электротеатр" и Музей МХАТ. Школа-студия открылась 20 октября 1943 года. В разное время в ней обучались такие знаменитые и популярные актеры как Алексей Баталов, Леонид Броневой, Евгений Евстигнеев, Татьяна Доронина, Олег Басилашвили, Татьяна Лаврова, Альберт Филозов, Владимир Высоцкий, Николай Караченцов, Елена Проклова, Александр Балуев, Евгений Миронов и многие другие.

В Музее МХАТ собрана уникальная коллекция сценических костюмов и декораций, здесь хранятся богатейшие документальный фонды, а также произведения живописи и графики Н.К. Рериха, Б.М. Кустодиева и других художников. Здание также является объектом культурного наследия регионального значения.

Дома 5/7 - комплекс доходных домов Е.А. Обуховой и князя С.С. Оболенского. Это место издавна населяли именитые люди. В 17 веке здесь располагался двор Собакиных. Из этого древнего рода происходила третья жена царя Ивана Грозного. Впоследствии усадьба надолго перешла к Стрешневым, переходя от одного родственника к другому. В.И. Стрешнев и был одним из трех камергеров, из-за которых переулок получил свое нынешнее название. В. И. Стрешнев, как и его предки, занимал важное место при дворе: он был тайным советником, сенатором и действительным камергером при малолетнем наследнике престола Иване VI. Потомки ветви Стрешневых владели домом и участком до 1860 годов. В 1913 году вместо старых построек на участке вырос большой угловой дом, сочетающий в себе архитектурные элементы неоклассики и ампира. Квартиры в доме сдавались внаем, также здесь арендовали площади под магазины. В этом доме жил выдающийся оперный певец Л.В. Собинов. В память об этом на доме установлена мемориальная доска. Также в доме проживал писатель Л.А. Кассиль, здесь останавливался М.А. Шолохов. Здание является объектом культурного наследия федерального наследия.

Дом 5/7, строение 2 - это шестиэтажный дом, выходящий фасадом на Большую Дмитровку. Здание является особо ценным градоформирующим объектом. Нижний этаж занимают магазины, а на остальных этажах размещаются жилые квартиры.

Строение 4 когда-то было главным домом усадьбы. Трехэтажное здание было построено в 1836 году, и сохранилось до наших дней. Существует предположение, что один из флигелей дома был построен по проекту архитектора В.И. Баженова. Главная особенность этого дома - это то, что он связан с А.С, Пушкиным. В 1825 году здесь размещался магазин "дамских уборов" купца Доминика Сихлера, и его часто посещала жена Пушкина Наталья Николаевна. Также в доме одно время проживал помещик и профессиональный карточный игрок В.С. Огонь-Догановский. Поговаривали, что однажды Пушкин играл с ним, и проиграл крупную сумму денег, которую затем выплачивал на протяжении многих лет. В конце 19 века в доме жил И.С. Аксаков, а также располагалась контора газеты "Москва", которую он издавал. Также в доме размещалась редакция сатирического журнала "Будильник", в котором публиковались такие писатели как А.П. Сехов, А.В. Амфитеатров, Е.Ф. Кони. Дом признан ценным объектом культурного наследия регионального значения, а в 2009 году его внесли в доклад Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS) "Московское архитектурное наследие: точка невозврата", как памятник архитектуры, находящийся под угрозой утраты.

Дом №2 - Дом писательского кооператива. В прошлом здесь располагалась усадьба князя Голицына. Дом в семь этажей был построен в 1929-1930 годах, поэтому эго архитектура заметно отличается от соседних домов. Предположительно в нем планировали устроить гостиницу. Первое крыло дома отличалось от второго. В первом по обе стороны длинного коридора размещались двухкомнатные квартиры. В квартирах имелись небольшие кухни без окон, ванных не было, и жильцы сами их обустроили позднее. Во втором крыле располагались четырехкомнатные квартиры с просторными кухнями и ванными. Здание является "вновь выявленным объектом культурного наследия".

Дом №4 стр.1 - гостиница и ресторан И. Шевалье. Дом размещается на месте первого российского генералиссимуса Ф.Ю. Преображенского. В начале 1770-х годов владельцем участка стал князь С.Н. Трубецкой, а затем к представителям рода Шевалье. В 1830-1840- ходах. Когда владелицей участка стала Марселина Шевалье, старые постройки снесли, а на их месте построили гостиницу и ресторан, который стал довольно популярным (также известен как ресторан Шеврие). По сохранившимся сведениям. В гостинице останавливались Н.А. Некрасов, И.И. Пущин, А.А. Фет, Д.В. Григорович, Л.Н. Толстой. В числе постоянных посетителей ресторана был П.Я. Чаадаев, который обедал здесь в день своей смерти. В 1997 году Московская городская дума приняла постановление, согласно которому здание отнесли к перечню памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации. Спустя несколько лет разрушающееся и пустующее здание решили реконструировать, а в 2009 году гостиница Шевалье внесена в доклад Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS) "Московское архитектурное наследие: точка невозврата", как памятник архитектуры, находящийся под угрозой утраты.

Следующие дома с интересной историей - три здания под номером 6/5. Это доходные дома Синодального ведомства. Они располагаются на участке, который когда-то принадлежал Георгиевскому монастырю. В одном из домов с 1903 года работало небольшое, но очень популярное кафе "Артистическое". Кафе просуществовало довольно долго, и в 1960 по-прежнему оставалось популярным. Его завсегдатаями были актеры Валентин Никулин, Табаков, Заманский, Невинный, журналисты Свободин, Моралевич, Смелков, театральные критики Уварова, Асаркан, художники Соболев и Соостер, скульптор Неизвестный, а также публика, которой нравилось находиться в "богемных" кругах. Иногда в кафе можно было встретить и Булата Окуджаву. В 1994-2011 годах в помещении кафе работал ресторан "Cafe des Artistes", который также являлся галереей современного искусства.

В доме № 6/5 строение 3 родился русский поэт и критик Владислав Ходасевич. На протяжении 6 лет квартиру №6 занимал С. С. Прокофьев. В этой же квартире он и умер. В1995 году дом был передан фирме "Велес", а квартира стала частью Музея музыкальной культуры им. Глинки. После того, как договор с компанией "Веллес" расторгли, квартира Прокофьева была практически уничтожена. Правда, в 2008 году Музей-квартира С.С. Прокофьева все-таки была открыта для посетителей. Еже один знаменитый жилец этого дома - В.В. Ерофеев, автор поэму "Москва-Петушки". Он жил здесь в 1974-1977 годах.

Также в Камергерском переулке находится большое количество кафе и ресторанов: "Чеховъ", "Cinnabon", "Gusto", "Schlotzsky"s", "Планета Суши", "Чайхона № 1", "Le Pain Quotidien", "Две палочки", "Шоколадница", "Hidden Bar" и другие.