Художественная литература на февраль в подготовительной группе. Перспективно-тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе. Как животные готовятся к зиме
Конспект занятия На тему: «Насекомые луга - бабочка» (старшая группа) Автор работы: Грачева Анна Вячеславовна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ Новоталицкий д/с №1 Ивановская область, Ивановский район, д.Беляницы. Пояснительная записка к занятию: Образовательная область: Познавательное развитие Тема занятия: Насекомые луга...
Сюжетно-ролевые игры (старший дошкольный возраст) 1.«Дом, семья» Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный...
Консультация для родителей на тему: «Детские страхи» «Мой ребенок боится» . Эту фразу довольно часто приходится слышать психологу от обеспокоенных родителей. Поводы для волнения могут быть весьма разнообразными - ребенок видит страшные сны, отказывается оставаться один в комнате, боится темноты...
Консультация для родителей «Рассказать о войне…» РАССКАЗАТЬ О ВОЙНЕ. Нужно ли рассказывать детям о войне? Этот вопрос возникает не только у родителей. КОГДА? Беседа на такую взрослую тему, как война, требует подходящего момента. Поговорить можно в преддверии праздника 9 Мая, а заодно пояснить...
Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе
По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы
Нравственное воспитание
рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости
рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. И. Карнаухова Учить детей понимать характер и поступки героев
X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского
рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Воспитывать нормы нравственного поведения
рнс «Царевна-лягушка» обр. М. Булатов Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.
Б. Шергин «Рифмы» Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям
рнс «Сивка-бурка» обр. М. Булатов Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним
рнс «Финист-ясный сокол» обр. А. Платонов Воспитывать чувство сострадания к окружающим
В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу
С. Михалков «А что у вас?»
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
воспитывать в себе умение сопереживать, выть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе.
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы) Чувствовать и понимать характер образов литературного
произведения
Л. Толстой «Косточка» Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.
Л. Толстой «Прыжок» Пробудить в детях сопереживание герою рассказа
Н. Носов. «Живая шляпа»; Формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы.
С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания
Мицкевич Адам «Друзьям»
Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких
В. Катаев. «Цветик-семицветик» Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений.
Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями
Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
В. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы)
Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев
Е. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу
А. Барто «Вовка - добрая душа»
Е.. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме
А. Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома
«Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям
Самообслуживание, труд
рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Формировать представления детей о трудолюбивом человеке
К. Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков
К. Чуковский «Федорино горе»
рнс «По щучьему веленью» Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда
А. Барто «Девочка-чумазая» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова
Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города
Е. Сегал «Машины на нашей улице»
Познавательное развитие ФЭМП Считалки
Герои сказок
С. Маршак «Цифры» Знакомство с цифрами
Ознакомление с социальным миром Г. Х. Андерсен
«Снеговик» Знакомство с новогодними традициями разных стран
С. Михалков «А что у вас?» Знакомство с важностью любой профессии
«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; Знакомство с особенностями народов Западной Африки
А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово»
Продолжать расширять представления детей о Российской армии.
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Знакомство с бытом народов крайнего севера
М. Бородицкая «Ждем брата» Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам
А. Твардовский «Рассказ танкиста» Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины.
А. Барто «Игра в стадо» Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада
С. Махотин «Старшая группа»
О. Высоцкая
«Детский сад»
Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы) Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа
М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» Уточнить знания о родной стране.
Б. Алмазов. «Горбушка» Приобщение к российским ценностям;
Ознакомление с миром природы
рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Формировать заботливое отношение детей к природе, желание принимать участие в её охране и защите.
Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок» Расширять представления о жизни животных
Г. Снегирев «Пингвиний пляж»
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту;
В. Бианки «Сова» Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»;
Б. Заходер «Серая звездочка» Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу
С. Есенин «Черемуха» Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Развивать мелкую моторику рук, внимание и интерес к животному миру и его многообразию
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе
Речевое развитие
Развитие всех сторон речи
Знакомство с жанрами
Объяснение незнакомых, устаревших слов
Художественно-эстетическое развитие
Приобщение к искусству В. Конашевич Знакомство с художниками-иллюстраторами
И. Билибин
Е. Чарушин
ИЗО деятельность Рисование иллюстраций по произведениям
Музыкальная деятельность П. И. Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты) Знакомство с музыкальным изображением героев и образов произведений
П. И. Чайковский «Времена года» (фрагменты)
Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты)
С. Прокофьев «Петя и волк»
Физическое развитие
НОД и досуги по сюжетам произведений
Герои произведений
Скачать Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС
Образовательная область
«Чтение художественной литературы»
Средняя группа
С 3 сентября по 1 4 сентября
« До свидань я лето, здравствуй детский сад!»
1.Тема: « Козлятки и волк » в обр.К.Ушинск ого (пересказ сказки )
Цель: учить детей согласовывать слова в предложении, совершенствовать умение правильно использовать предлоги.
Развивать умение пересказывать знакомую короткую сказку.
Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Словарная работа: активизировать словарь – тоненький, толстый-претолстый.
31 )
2.Тема: « Что такое хорошо и что такое плохо » В.Маяковский
(чтение произведения )
Цель: познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание, оценивать поступки героев. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, использовать в речи слова-антонимы.
Развивать внимание, мышление, память, связную речь.
Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении: в быту, играх.
Словарная работа: активизировать словарь – поступок, плохой, хороший.
Интеграция образовательных областей:
(7)
«Осень. Дары осени»
1.Тема: « Осень » К.Бальмонт (з аучивание стихотворения )
Цель: познакомить детей с новым стихотворением, заучить его. Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.
Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.
Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.
Словарная работа: обогащать словарь – грустнее, блистают, благовонья.
Интеграция образовательных областей: «познание»,
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» – стр. 26 )
2.Тема: « Осень в лесу » И.Соколов-Микитов (чтение рассказа )
Цель: познакомить детей с рассказами о природе. Учить отвечать на вопросы по содержанию.
Развивать память, внимание, познавательные интересы детей.
Воспитывать любовь к родной природе.
Словарная работа: активизировать словарь – золотая осень, погожие деньки.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» – стр. 30 )
3.Тема: « Колосок » (рассказывание украинской сказк и)
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи.
Воспитывать интерес к сказкам других народов, трудолюбие.
Словарная работа: обогащать и активизировать словарь – мельница, колосок, трудолюбивый, лодыри.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «социализация», «музыка».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» – стр. 17 )
С 1 октября по 12 октября мониторинг
1.Тема: « Если добрый ты… » (беседа )
Цель: познакомить детей с русским народным творчеством (пословицами и поговорками) и скрытой в них смысловой окраской.
Развивать внимание, мышление, умение детей отвечать на вопросы.
Воспитывать положительные черты характера, побуждать к добрым делам и поступкам.
Словарная работа: обогащать словарь – аукнется, откликнется, недоброжелательный.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «познание».
(Е.Н. Арсенина « Мероприятия для детей старшего дошкольного возраста » – стр. 78 )
2.Тема: « Смоляной бычок » (рассказывание русской народной сказки )
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями или коротким рассказом.
Развивать внимание, память.
Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь – смоляной, деревянная, железная, бумажная.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» – стр. 5 2)
3. Тема: « Про себя и про ребят » Г.Ладонщикова ,
«Солнце в доме» Е.Серова (чтение стихотворени й )
Цель: учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы.
Развивать образность речи, умение слушать.
Воспитывать любовь к поэзии.
Словарная работа: обогащать словарь – мотыльки, растопятся льды, чехарда.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. 64 )
1.Тема: « Как собака друга искала » (рассказывание сказки )
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить отвечать на вопросы по содержанию.
Развивать память, воображение, умение использовать в речи однородные члены предложения.
Воспитывать интерес к сказкам разных народов, дружеские взаимоотношения.
Словарная работа: активизировать словарь – трусливый, неважный, дружные.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» – стр. 99 )
2.Тема: « Утка с утятами ». Е.Чарушин (пересказ)
Цель: учить детей пересказывать произведение близко к тексту.
Развивать монологическую речь.
Воспитывать любовь к окружающей природе.
Словарная работа: обогащать словарь – тина, червяки, вёсла, загребайте.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «социализация».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 68)
1.Тема: « Три чудесных цвета » А. Северный , «Если бы…» О.Бедарев (чтение стихотворени й )
Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы.
Развивать мышление, познавательные интересы у детей.
Воспитывать культуру поведения на дороге.
Словарная работа: активизировать словарь детей – транспорт, светофор, переход.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «безопасность».
1.Тема: « Загадки о овощах и фруктах » (ознакомление с малыми фольклорными формами )
Цель: расширять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм – частушках и загадках, дать о них новые представления. Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.
Развивать мышление, память.
Воспитывать интерес к народному творчеству.
Словарная работа: пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об овощах и фруктах.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «здоровье», «познание», «музыка».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 82)
1.Тема: « Береза » С.Есенин (заучивание стихотворения )
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой. Учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.
Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.
Словарная работа: обогащать словарь – принакрылась снегом, снежною каймой, заря, серебро.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» – стр. 55)
2.Тема: « Большое путешествие маленького мышонка » (рассказывание сказки)
Цель: познакомить детей с новой сказкой народов Севера, учить отвечать на вопросы по содержанию.
Развивать память, мышление, внимание, познавательные интересы.
Воспитывать интерес к сказкам разных народов.
Словарная работа: обогащать словарь – эскимосская сказка, север, тундра, океан.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» – стр. 75)
1.Тема: « Хрюша на елке » Б.Заходер (чтение сказки )
Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, замечать образные слова и выражения.
Развивать память, мышление, умение пользоваться приемами сравнения.
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Словарная работа : активизировать словарь – ягнята, важный-преважный, пятачок.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «социализация».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 86)
2.Тема: « Елка » Е.Трутнева (заучивание стихотворения)
Цель: учить детей рассказывать стихотворение наизусть, эмоционально воспринимать произведение.
Развивать образность речи, творческое воображение.
Воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы четко и внятно.
Словарная работа: активизировать словарь – ледышки, снежное пальтишко, стайка.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 87)
3 .Тема: «Лесная газета» В.Бианки (чтение рассказов)
Цель: продолжать учить детей отвечать на вопросы, употребляя в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Закрепить знания детей о жизни зверей зимой, как они готовятся к зиме.
Развивать мышление, память воображение, познавательные интересы.
Словарная работа: активизировать словарь – теплое жилье, холодные ветры, запасы на зиму.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» – стр. 64)
1.Тема: « Пузырь, соломинка и лапоть» (чтение сказк и )
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями.
Развивать у детей зрительное и слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки, искать выход из проблемных ситуаций.
Воспитывать интерес к книге, к ее художнику-иллюстратору.
Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными – тонкий, толстый, смелая, лопнул, низкий.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(О.А. Новиковская «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» – занятие №1 )
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей. Особенности развития словаря дошкольников, методы его обогащения и активации. Развитие словаря детей 6–7 лет в процессе использования художественной литературы, его динамика.
дипломная работа , добавлен 25.05.2010
Развитие связной речи в онтогенезе. Описание детей с общим недоразвитием речи. Литературные произведения, рекомендуемые для детей дошкольного возраста. Особенности работы по коррекции нарушений связной речи средствами детской художественной литературы.
дипломная работа , добавлен 14.10.2017
Нравственное воспитание в психолого-педагогической литературе. Определение роль детской художественной литературы в процессе воспитания нравственности. Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами художественной литературы.
курсовая работа , добавлен 13.05.2012
Основные цели использования художественной литературы на уроках истории. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора. Классификация произведений художественной литературы. Методика использования художественной литературы.
курсовая работа , добавлен 24.06.2004
Особенности художественно-эстетического развития ребенка. Основные функции детской литературы в воспитании детей. Основополагающие идеи Л. Выготского для детских писателей. "Охранительная" педагогика и литература-защита детей от жестокой реальности.
курсовая работа , добавлен 09.10.2016
Чтение как вид речевой деятельности. Лингвистические особенности художественных текстов. Принципы отбора материала художественной литературы. Методика работы с текстами французской современной художественной литературы. Подготовительные упражнения.
дипломная работа , добавлен 16.06.2013
Народное творчество как средство нравственного воспитания дошкольников, роль художественной литературы на примере пословиц, поговорок, сказок. Разработка педагогических условий нравственного воспитания в процессе деятельности по развитию речи в ДОУ.
курсовая работа , добавлен 14.02.2012
Образовательная область «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
«До свиданья лето, здравствуй детский сад!»
1. Тема: «Игрушки» (рассказывание об игрушках.)
Цель : учить детей рассматривать предметы, рассказывать о них, называя цвет, форму, материал и его качество, свойства.
Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубленных знаний о предметах.
Развивать внимание, наблюдательность, память, умение употреблять в речи простейшие сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Словарная работа: обогащать словарь – воздушный, резиновый, расписывают художники.
«социализация», «коммуникация», «музыка», «чтение художественной литературы».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 4)
2. Тема: «Мы гуляли на участке» (составление рассказа из личного опыта)
Цель: учить детей составлять короткий рассказ на заданную тему, передавая свои личные впечатления.
Развивать умение отбирать для рассказа интересный материал, включать в повествование описание природы, окружающей действительности.
Воспитывать интерес к миру.
Словарная работа : активизировать словарь – игрушки, формочки, савочки.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «безопасность», «музыка», «чтение художественной литературы».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 65)
«Осень. Дары осени»
1. Тема: «Дождь» перевод Н.Гернет и С.Гиппиус (заучивание французской песенки)
Цель : учить детей запоминать короткое стихотворение.
Закреплять правильное произношение звука «р» в словах и фразах.
Развивать память, воображение, чувство юмора, интонационную выразительность речи.
Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.
Словарная работа : обогащать словарь – гроза, сыплет град.
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 10)
2. Тема: «Репка» (пересказ сказки)
Цель: учить детей пересказывать короткую знакомую сказку. Учить инсценировать сказку, используя слова и фразы из текста.
Развивать память, интонационную выразительность речи.
Словарная работа: активизировать словарь – огород, репка, блюдо.
Интеграция образовательных областей : «коммуникация», «музыка», «чтение художественной литературы», «художественное творчество».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.15)
3. Тема: «О хлебе» (рассматривание предметов)
Цель : продолжать знакомить детей с хлебом и хлебобулочными изделиями, рассказывать об их свойствах и качествах.
Развивать внимание, мышление, память, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря.
Словарная работа: активизировать словарь детей за счет прилагательных, подвести к пониманию выражений обобщающего характера: хлеб, хлебобулочные изделия.
Интеграция образовательных областей :
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.19)
1. Тема: «Научу обуваться и братца» рассматривание обуви
Цель: продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода, учить вычленять признаки: цвет, материал из которого изготовлена вещь. Учить использовать в речи существительные, обозначающие названия частей предметов, прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов.
Развивать умение детей отвечать на вопросы, составлять небольшой рассказ о предмете по образцу.
Воспитывать бережное отношение к обуви, ухаживать за ней самостоятельно.
Словарная работа : обогащать словарь – сапожки, валенки, меховые.
Интеграция образовательных областей:
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.42)
2. Тема: «Федорино горе» К.И.Чуковский (чтение сказки)
Цель: познакомить детей с новым произведением, учить понимать содержание, сопереживать героям. Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалоговую речь.
Развивать внимание, мышление, чувство юмора.
Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения.
Словарная работа : активизировать и обогащать словарь – неряха, грязнуля, самоварище, чистоплотная.
Интеграция образовательных областей
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.22)
3. Тема: «Как Вася ловил рыбу» Н.Калинина (пересказ произведения)
Цель: продолжать учить детей пересказывать небольшой рассказ, выразительно передавать прямую речь персонажей, образовывать новые глаголы при помощи приставок, подбирать слова сходные по звучанию.
Развивать умение слушать.
Воспитывать интерес к книге.
Словарная работа: обогащать словарь – барахтается, рыболов.
Интеграция образовательных областей
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.80)
1. Тема: «Лучше нет родного края» П.Воронько (заучивание стихотворения)
Цель : учить детей выразительно читать стихотворение, пользуясь естественной интонацией, понимать значение образных слов и выражений, эмоционально реагировать на содержание произведения, отвечать на вопросы.
Развивать внимание, мышление.
Воспитывать эстетический вкус.
Словарная работа: активизировать словарь – облетел, обходил, натрудил.
Интеграция образовательных областей : «познание», «коммуникация», «музыка», «чтение художественной литературы».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.100)
2. Тема: «Белки». Серия С.Н.Николаевой, худ. А.А.Келейников (рассматривание картины)
Цель : расширять представления о жизни диких животных в природных условиях.
Продолжать совершенствовать диалогическую речь, упражнять детей в составлении рассказов по картине, обогащать словарь детей.
Развивать внимание, мышление, совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Воспитывать интерес к жизни диких животных, желание знать о них как можно больше.
Словарная работа : обогащать словарь – резво бегает, ушки-кисточки, бельчата.
Интеграция образовательных областей : «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.24)
1. Тема: «Разные автомобили» (рассматривание машин разного назначения)
Цель: продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, расширять представления о них.
Развивать мышление, память, воображение, познавательные интересы у детей.
Воспитывать интерес к разным видам транспорта, к профессиям людей.
Словарная работа : активизировать словарь детей – транспорт, скорая помощь, строительная техника, автомобили специального назначения.
Интеграция образовательных областей: «познание», «безопасность», «чтение художественной литературы», «художественное творчество».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.33)
1. Тема: «Овощи» Ю.Тувим (рассматривание предметов)
Цель : продолжать учить детей различать и называть овощи, отмечая их характерные признаки, группировать по одному признаку.
Развивать наблюдательность, мышление, память.
Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения.
Словарная работа : пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об овощах.
Интеграция образовательных областей : «познание», «коммуникация», «здоровье», «чтение художественной литературы».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.28)
1. Тема: «Зима» И. Суриков (заучивание стихотворения)
Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть.
Словарная работа: обогащать словарь - пелена, забелело, непробудно.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.55)
2. Тема: «Зимняя одежда» (составление рассказа-описания)
Цель : учить детей давать описания зимней одежде, формировать представление о ее назначении. Учить детей пользоваться сложноподчиненными предложениями, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить определять на слух звук «ж», подбирать слова на заданный звук.
Закрепить знания детей о зимней одежде.
Развивать мышление, память, воображение, познавательные интересы.
Воспитывать интерес к занятию.
Словарная работа: активизировать словарь – меховое пальто, шубка, воротничок.
Интеграция образовательных областей:
(О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет» - стр.135)
1. Тема: «Таня не боится мороза» (рассматривание картины)
Цель: учить детей рассматривать картину, понимать ее содержание, рассказывать по фрагментам. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, используя распространенные предложения.
Развивать мышление, внимание.
Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.
Словарная работа: обогащать словарь – меховая шапка, шерстяные варежки.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы», «здоровье».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.57; О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 4-5 лет» - стр.142)
2. Тема: «Письмо Деду Морозу» (ознакомление с миром предметов)
Цель: продолжать знакомить детей с миром предметов и профессий, необходимых в жизни: почта, письмо, почтальон.
Развивать познавательные интересы, умение активно участвовать в беседе.
Воспитывать желание шире знакомиться с предметами и явлениями, выходящими за пределы привычного окружения.
Словарная работа: пополнять и активизировать словарь детей на основе расширения представлений об окружающем мире.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.61)
3. Тема: «Елочка» З.Александровой (заучивание стихотворения)
Цель: познакомить детей с новым стихотворением, заучить его. Учить отвечать на вопросы словами текста. Произносить слова четко, достаточно громко.
Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.
Воспитывать любовь к поэзии, эстетические чувства.
Словарная работа: активизировать словарь – маленькая елочка, Новый год.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «художественное творчество».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.62)
1. Тема: «Лисичка-сестричка и серый волк» (рассказывание русской народной сказки)
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание, характеризовать героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями.
Развивать внимание, память, интонационную выразительность речи.
Воспитывать интерес к книге, к ее художнику-иллюстратору.
Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными – глупый, доверчивый, добрый.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.68)
2.Тема: «На лыжах» А.Введенский (заучивание стихотворения)
Цель: продолжать учить детей запоминать короткие стихи. Учить отвечать на вопросы по содержанию, учить употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов – съезжай, поезжай.
Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи.
Воспитывать интерес к спортивным развлечениям зимой.
Словарная работа: активизировать словарь – съезжай, поезжай.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «здоровье», «чтение художественной литературы».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.71)
1. Тема: «Чем пахнут ремесла?» Джанни Родари (ознакомление с трудом взрослых)
Цель: познакомить детей с трудом взрослых – ремесло, работа, профессия, углублять знания об окружающем мире.
Воспитывать интерес к разным профессиям людей.
Словарная работа: активизировать словарь – ремесло, профессия, лодыри.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «труд», «социализация», «чтение художественной литературы».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.74)
2. Тема: «Почта» С.Маршак (чтение произведения)
Цель: расширять знания детей о профессиях взрослых (почтальон), пополнять и активизировать словарь детей на основе расширения представлений о предметах, событиях, выходящих за пределы привычного окружения.
Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе.
Воспитывать интерес к труду.
Словарная работа: активизировать словарь - почтальон, почта, заказное письмо.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «труд», «чтение художественной литературы».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.101)
1. Тема: «Моя любимая игрушка» (рассказывание из опыта)
Цель: учить детей описывать предмет по памяти по образцу, заданному воспитателем.
Побуждать детей употреблять в речи простейшие виды сложных предложений, согласовывая слова в предложении.
Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.
Воспитывать любовь к игрушкам, умение за ними ухаживать, убирать на место после игры.
Словарная работа: активизировать словарь – любимая игрушка, матрешка.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «труд».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.73)
2.Тема: «Путешествие в город мастеров»
Цель: учить детей составлять небольшие рассказы о народных промыслах и их изделиях, отвечать на вопросы, побуждать к активному диалогу.
Развивать диалог и монологическую речь детей.
Воспитывать интерес к изучению родного языка.
Словарная работа: обогащать словарь – народные промыслы, дымковская игрушка, жостовские подносы.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «музыка», «художественное творчество».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.96)
1. Тема: «Военная техника» (рассматривание предметов)
Цель: продолжать знакомить детей с предметами, выходящими за пределы уже освоенного окружения. Учить отвечать на вопросы распространенными предложениями или коротким рассказом.
Развивать мышление, память, познавательные интересы.
Воспитывать интерес к военной технике, к военным.
Словарная работа: обогащать словарь – пограничники, военная техника.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.84)
1. Тема: «Наши мамы» Е.Благининой (заучивание стихотворения)
Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания.
Воспитывать любовь к маме и ко всей своей семье.
Словарная работа: активизировать словарь – родная, любимая, милая.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.89)
1. Тема: «Теремок» (пересказ русской народной сказки)
Цель: упражнять детей в умении драматизировать небольшие знакомые сказки, пересказывать их близко к тексту.
Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.
Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Словарная работа: активизировать словарь – теремок, мышка-норушка и др.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «социализация», «музыка».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.45)
2.Тема: «Приходи, сказка!» (викторина)
Цель: закрепить в памяти детейзнакомые сказки, научить узнавать их по фрагментам, воспроизводить отрывки.
Продолжать формировать умение вступать в беседу, отвечать на вопросы, задавать их.
Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи в драматизациях.
Воспитывать любовь к сказкам.
Словарная работа: упражнять в звукоподражании, активизировать словарь – короб, скалка.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «музыка», «социализация».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.88)
1. Тема: «Моя улица» (ознакомление с предметами)
Цель: знакомить детей с предметами ближнего окружения, учить активно участвовать в беседе, использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, предлоги, наречия.
Развивать наблюдательность, память, умение определять место положения предметов.
Воспитывать интерес к объектам ближайшего окружения.
Словарная работа: обогащать словарь – проезжая часть, сигнал светофора, пешеходный переход.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «безопасность», «чтение художественной литературы».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.123)
1. Тема: «Приход весны» (рассматривание веток деревьев)
Цель: дать представление о том, что растениям для роста нужна, земля, вода, свет и тепло.
Развивать мышление, наблюдательность, умение высказывать свои предположения в простых предложениях.
Воспитывать интерес к растениям и желание за ними ухаживать.
Словарная работа: активизировать словарь – почки набухли, комнатное растение.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «труд», «чтение художественной литературы».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.97)
2. Тема: «Обобщающие слова: воздушный транспорт»
Цель: сформировать у детей представления о воздушном транспорте, почему так называется, для чего нужен, кто им управляет, виды самолетов.
Закрепить название основных частей, учить сравнивать самолет с вертолетом, вспомнить название других видов транспорта.
Развивать активный и пассивный словарь детей.
Воспитывать любознательность.
Словарный запас: обогащать словарь – воздушный, военный, космос.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.105)
1. Тема: « Пришла весна, потекла вода» Л.Н.Толстой (пересказ)
Цель: учить детей пересказывать короткий литературный текст, отвечать на вопросы по тексту.
Развивать наблюдательность, мышление, память, речевое дыхание.
Воспитывать эстетические чувства.
Словарная работа: активизировать словарь – бережок, ручеек, звонкий.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.104)
2.Тема: «Здравствуй, весенняя первая травка!» С.Городецкий (заучивание стихотворения)
Цель: учить детей выразительно наизусть читать литературное произведение; уметь находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний.
Развивать образность речи, творческое воображение.
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания стихотворения.
Словарная работа: активизировать словарь - весенняя травка, молодой корешок.
Интеграция образовательных областей:
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.110)
1. Тема: «День Победы» Т.Белозерова (заучивание стихотворения)
Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания.
Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.
Воспитывать уважение к защитникам Родины.
Словарная работа: активизация словаря - ордена, день Победы, парад.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «музыка».
2. Тема: «О Родине» (чтение произведений)
Цель: знакомить детей с понятием Родина через художественные произведения. Учить поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их.
Развивать познавательные интересы детей.
Воспитывать любовь к Родине.
Словарная работа: активизировать словарь – Родина, фашисты, защитники, пограничники.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.126)
1. Тема: «Пых» (рассказывание белорусской сказки)
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить сопереживать ее героям. Учить отвечать на вопросы по содержанию, использовать в ответах новые слова и выражения.
Развивать внимание, мышление, память, закрепить правильное произношение согласных звуков.
Воспитывать интерес к сказкам других народов.
Словарная работа: обогащать словарь – урожай, белорусская, хата.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.14)