Каким промыслом занималась мария алексеевна сычева. Большой этнографический диктант2017. Татьяна якунина, преподаватель народного пения бгиик

Накануне Дня народного единства, 3 ноября, жители 84 регионов России и 11 стран СНГ написали Большой этнографический диктант. Его участниками стали и гатчинцы.

Международная культурно-просветительская акция впервые была проведена в прошлом году. Инициатором Большого этнографического диктанта выступила Удмуртская Республика, ее идею поддержали в 85 субъектах страны, и, в результате, в акции приняли участие около 40 тысяч человек. Их положительные отклики помогли дать инициативе развитие. В 2017 году к проведению Большого этнографического диктанта подключилось федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, которое способствовало тому, чтобы акция получила статус международной.

Главная цель культурно-просветительской акции – оценить этнографическую грамотность граждан и привлечь внимание к этнографии как науке, занимающей важное место в гармонизации межэтнических отношений.

По всей России и на территории стран-участниц 3 ноября открылись более 2500 площадок для проведения диктанта. Если в 2016 году в Ленинградской области было организовано восемь площадок, то в текущем году проверить свои этнографические знания можно было уже на 23 площадках, среди которых Дом дружбы Ленинградской области, Ленинградская областная универсальная научная библиотека, общеобразовательные школы муниципальных районов.

В Гатчинском районе, как и в прошлом году, акция прошла в Гатчинском педагогическом колледже им. К.Д. Ушинского. Диктант написали 50 человек. Помимо студентов Гатчинского педагогического колледжа, принявших участие в тестировании, Большой этнографических диктант писали обычные горожане. Так, пенсионерка Валентина Смирнова призналась, что акция пришлась ей по душе, несмотря на сложные вопросы.

Если исторические события Древней Руси еще вспомнила, то вопросы, посвященные народам Кавказа, оказались, непосильными, - сказала она.

Тем не менее, Валентина Викторовна уверена, что ответила правильно, как минимум, на половину вопросов.

Выпускница педколледжа Светлана Кадочникова, находясь на восьмом месяце беременности, также решила присоединиться к культурно-просветительской акции.

Во время беременности настолько расслабилась, что решила устроить себе мозговой штурм. Поняла, что многого не знаю про свою страну. Значит, есть куда стремиться, в какой области получать недостающие знания, - сказала Светлана.

Студент 2-ого курса факультета прикладной информатики педколледжа Даниил Печугин прошел тестирование, чтобы проверить себя.

Надеюсь, что половина ответов будет верной. Там, где не знал верный вариант, старался размышлять логически, - признался он.

Его мысль поддержала куратор площадки Большого этнографического диктанта в Гатчинском педагогическом колледже им. К.Д. Ушинского , педагог Наталья Швидкая.

Вопросы действительно сложные. Но, имея даже общие знания по истории и географии, можно было попытаться угадать правильный ответ методом исключения, - считает она.

Большой этнографический диктант проходил в течение 45 минут, во время которых участникам предстояло выполнить 30 тестовых заданий. Вопросы состояли из двух групп – общие вопросы и десять вопросов для жителей конкретного региона, где проходило тестирование. Так, жителям Северо-Запада необходимо было ответить, в каком регионе находится музей-заповедник «Кижи», назвать художественный промысел по нанесению рисунков из специального сплава по металлу , в секреты которого впервые была посвящена женщина – Мария Алексеевна Сычева (Угловская).

Директор Гатчинского педагогического колледжа им. К.Д. Ушинского Марина Воронцова отметила, что подобные диктанты помогают учителям по возможности корректировать учебную программу, чтобы углублять те или иные знания студентов. Кстати, одновременно с началом акции стартовало он-лайн тестирование на сайте Большого этнографического диктанта, в ходе которого можно было проверить свои знания, не выходя из дома.

Каждый участник акции получил памятный сертификат о прохождении Большого этнографического диктанта. Итоги акции будут подведены ко Дню Конституции Российской Федерации 12 декабря. Результаты и правильные ответы на задания будут опубликованы на сайте www.miretno.ru .

Под таким девизом в этом году в нашей стране проходила международная культурно-просветительская акция «Большой этнографический диктант», приуроченная к государственному празднику – День народного единства. Как и в прошлом году, когда она проводилась впервые по инициативе Федерального агентства по делам национальностей и Министерства национальной политики Удмуртии, акция охватила все 85 регионов РФ, а также страны ближнего зарубежья.

Участником проекта мог стать любой желающий, владеющий русским языком, независимо от гражданства, уровня образования, социальной принадлежности и вероисповедания. Более двух тысяч площадок по всей России и в республиках СНГ были организованы для желающих проверить свою эрудицию в области истории и культуры России, населяющих ее многочисленных народностей. Кроме того, было предусмотрено онлайн-тестирование на сайте Большого этнографического диктанта www.miretno.ru.

В Калмыкии организаторами мероприятия были Министерство культуры и туризма республики совместно с Министерством образования и науки РК и Калмыцким госуниверситетом им. Б. Б. Городовикова. Диктант проводился в Элисте одновременно на семи площадках — Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана, Нацмузей РК им. Н. Н. Пальмова, Элистинский колледж искусств им. П. О. Чонкушова, Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования, Элистинский политехнический колледж, Институт калмыцкой филологии и востоковедения, гуманитарный факультет, факультет педагогического образования и биологии КалмГУ.

На одной из них, в большом читальном зале Национальной библиотеки РК, около 10 часов утра появился Глава Калмыкии Алексей Орлов, впервые решивший принять участие в написании этнографического диктанта в очной форме вместе со своими земляками. В их числе оказался и корреспондент «Степных вестей», также дебютировавшая на всероссийском экзамене по этнографии.

По словам главы региона, организуемые на протяжении последних нескольких лет такого рода диктанты — это не просто образовательное мероприятие, а одна из форм участия людей в процессе воспитания гражданского самосознания, осознания принадлежности всех нас, жителей многонационального и многоконфессионального государства, к одной общности – российскому народу. Для Калмыкии же, национальной республики в составе Российской Федерации, этнографический диктант, тематика его вопросов имеет особое значение, отметил Алексей Орлов. Он выразил уверенность в том, что большинство граждан напишут его на «отлично», и цель акции будет достигнута: россияне почувствуют, что они – часть большой общей Родины.

После столь ободряющего напутствия участники акции приступили к волнительной процедуре написания диктанта. Мне тоже, признаться, было довольно непривычно оказаться, как когда-то в школьные и студенческие годы, на письменном экзамене. И пусть от него не зависела судьба аттестата или диплома, но все равно не покидало чувство какой-то особой торжественности момента и важности происходящего.

Задания диктанта состояли из 30-ти пунктов, тематика которых включала как общефедеральные, так и региональные вопросы. Ответить на них необходимо было в течение 45 минут. Вместе с листком для ответов каждый экзаменуемый получил «черновик» — бланк самоконтроля, куда мог заносить предварительные результаты своих раздумий. Общая сумма баллов, которые можно набрать за выполнение всех заданий – 30, по одному баллу за каждый верный ответ.

Получив все необходимые разъяснения, участники диктанта приступили к выполнению заданий. А они, следует заметить, оказались не из легких. К примеру, для меня, у которой по истории и обществознанию всегда были пятерки, не составило труда ответить на вопросы с упоминанием исторических дат и событий в жизни России. Вместе с тем вопросы, связанные с биографиями выдающихся личностей в истории нашего государства, а также по краеведению и культурологического свойства меня по-настоящему озадачили.

В частности, как вам такое задание: «Назовите известный народный промысел, в котором работала Мария Алексеевна Сычева (Угловская) – первая женщина, посвященная в секрет нанесения рисунков из специального сплава по металлу»? Нужно было выбрать один из четырех вариантов ответов: а) дымковская игрушка; б) художественная резьба по кости; в) великоустюжское чернение по серебру; г) напайная филигрань. Я выбрала ответ «г». Потом, уже дома проверив себя по Википедии, узнала, что мой ответ неверный.

И таких неправильных ответов у меня набралось 5. Это – по моим прикидкам. Тут же подумалось: интересно, а Глава Калмыкии как написал диктант? Примечательно, что Алексей Маратович с ответами уложился менее чем в 30 минут. Спустя пару минут после него свой бланк с ответами сдал мой «сосед по парте» отец Антоний, молодой священнослужитель Элистинской и Калмыцкой епархии. Кстати, я получила от него подсказку на вопрос о том, из какого из древних городов современного Крыма началась христианизация Руси. Его ответ – Корсунь (бывший Херсонес) оказался верным.

Окончательную оценку моим этнографическим познаниям я смогу узнать в срок до 12 декабря по присвоенному мне идентификационному номеру на сайте проекта, где будут опубликованы правильные ответы на задания и разбор типичных ошибок. А в целом, по задумке организаторов, по результатам всероссийской проверки знаний в регионах будут сформулированы рекомендации по внесению изменений в учебные программы по этнографии.

Фото пресс-службы Главы РК

Третьего ноября, накануне Дня народного единства, в нашей стране прошла просветительская акция «Большой этнографический диктант». В нашем регионе она состоялась на 13 площадках, в том числе в Калачинском районе. Калачинцы первыми из муниципальных образований присоединились к этнографическому диктанту.

На площадке в Региональном центре по связям с общественностью на вопросы диктанта отвечали члены Общественной палаты Омской области и региональные министры, а также их заместители.

Министр образования Омской области Татьяна Дернова считает, что взрослые должны быть позитивным примером для детей.

«Всякое подобное событие мотивирует тебя на поиск информации. Наш регион многонациональный. На территории есть разные образовательные учреждения. В том числе и с этнокомпонентом. К примеру, в этом году, открыты казахские центры. И я, как министр, должна знать культуру и обычаи народов, чтобы руководить системой образования», - подчеркнула Татьяна Дернова.

Также руководитель региональных органов образования отметила, что новые образовательные стандарты позволяют включать этнографический компонент в основные предметы: историю, обществознание.

«Нашим Институтом развития образования подготовлено уникальное пособие - “Маленькие жители Омского Прииртышья”. По нему многие учителя уже активно работают: рассказывают ребятам о родном крае, специфике и обычаях местного населения. К тому же часто занятия проводятся в краеведческих музеях. А еще практически в каждой школе создан свой собственный музей об истории поселения», - заявила Татьяна Дернова.

Также министр образования решила после диктанта обязательно заглянуть в справочники и энциклопедии, чтобы проверить, правильно ли она ответила.

По словам министра спорта региона Дмитрия Крикорьянца, его семья - многонациональна, поэтому тема этнографии министру всегда была интересна.


«У нас в родословной и немцы, и поляки, и русские, и армяне. А если копнуть глубже, в третье, четвертое или пятое колено, национальностей окажется еще больше. Поэтому национальный вопрос, в хорошем смысле этих слов, меня интересовал всегда. Мне интересен культурный пласт в истории того или иного народа. В советское время все мы знали, что у нас было 15 союзных республик, и все мы вместе были советским народом. А сегодня мы знаем, что у нас проживает более 200 национальностей. И проникновение в историю, жизнь каждого народа - это интересно, потому я сегодня здесь», - отметил Дмитрий Крикорьянц.


Пришла на диктант и замминистра культуры Омской области Анна Статва. Призналась, что когда-то, как географ по образованию, преподавала этногеографию, и решила себя проверить.

«26 ноября на географическом диктанте я буду выступать в роли чтеца в родном педуниверситете, а сегодня пришла проверить свои знания, насколько они сохранились. Тема интересует всех и каждого», - подчеркнула Анна Статва.

Без четверти час перед участниками диктанта выступила директор Сибирского филиала Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева Ирина Селезнева, которая сообщила, что в этому году этнографический диктант повысил свой статус по сравнению с прошлогодним, вышел на международный уровень. Увеличилось и количество площадок. Если в прошлом году россияне писали диктант на 800 площадках, то в этом году их в три раза больше -2500.


«Что показали результаты прошлого года? Чем моложе участник акции, тем меньше у него правильных ответов, - отметила Селезнева. - Поэтому необходимо всем ветвям власти, образовательным, культурным учреждениям, общественным организациям еще больше внимания уделять национальному вопросу».

Спецификой нынешнего диктанта, по словам этнографа, является наличие регионального компонента. 20 вопросов этнографического диктанта касаются знаний общероссийского масштаба, 10 - сибирского. Селезнева выразила надежду, что диктант станет толчком к изучению национальных культур и вообще расширит кругозор участников акции.


Добавим, что этнограф говорил обо всем на фоне видеопрезентации проекта. И все, кто внимательно ее смотрел, увидели подсказки для ответов на вопросы. А вопросы, как и в прошлом году, были нелегкими. Например: кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации? Оказывается, ее многонациональный народ. Или: для какой цели татарские женщины носили матерчатые нагрудники изю? А как вам вопрос о том, в каком народном промысле работала Мария Сычева (Угловская), первая женщина, посвященная в секрет нанесения рисунков из специального сплава по металлу? Как называется у лезгин танец, похожий на русский хоровод? Или вот еще вопросик: сколько русских сказок вошло в сборник Афанасьева? Варианты ответов - от 6 до 60 тысяч. Оказывается, 60.


Для министра Крикорьянца непростым оказался вопрос о том, представители какого жилища выкапывали себе жилище на склоне холма, делая вход-коридор со стороны реки. Такая постройка называлась карамо, и нередко в нее можно было заплыть только на лодке. Жили в таких землянках селькупы, но об этом я, к примеру, узнала уже в редакции, заглянув в интернет.

Так что права была министр образования Татьяна Дернова: дома все участники акции обязательно проверят, правильно ли они ответили на вопросы диктанта. А это и есть одна из задач акции - пробудить интерес у россиян к национальному вопросу.

А вот у министра спорта родилась еще одна идея после акции: придумать спортивный диктант.

Добавим, что и омские журналисты не остались в стороне от международной акции. Многие, в том числе и редакторы «Омской правды» и «Омского вестника» пришли на площадку в Дом журналистов.


Это было пятьдесят лет назад.

Маленький пароходик плыл по реке Сухоне из губернского города Вологды в уездный город Великий Устюг. Бойко шлепали плицы колес, пароходик обгонял попутные и обходил встречные буксиры с лесом, сплоченным по-местному, "ершом", уступами. Пароходик высаживал крестьян на пристанях у деревень и набирал новых пассажиров.

Капитан заметил высокого юношу, который бродил по палубе и, любуясь, смотрел на проплывающие берега, а иногда вынимал альбом и рисовал.

Путешествуете? - спросил он, когда молодой художник оказался возле него.

Как вам сказать?.. - улыбнулся юноша. - Путешествую, потому что плыву и наслаждаюсь природой. Но, в общем-то, я возвращаюсь на родину.

Вы местный? - удивился капитан.

У юноши был вид жителя большого города, а не далекой окраины.

Возле Великого Устюга есть деревня Кузнецово. Там я и увидел свет, там живут и мои родители. Учусь я в художественном училище. И еду на каникулы... - Он снова улыбнулся. - А путешествовать я люблю. Вот поживу в родной деревне, потом загляну к друзьям в Великий Устюг. Кроме того, есть одна мечта. Живу возле Сухоны, а знаю ее только вот так, с парохода. Хочется сесть в Тотьме на лодочку и до Великого Устюга проплыть не торопясь. Останавливаться, где захочется, рисовать, просто любоваться. Уж очень красивые здесь места!

Вы и в самом деле художник! - сказал с необычной для него ласковостью капитан. Он не мог отнестись равнодушно к человеку, который любит родную Сухону.

Юношу звали Евстафием - это имя нередко встречается на севере. А мать, отец и друзья переиначили на польский лад - Стасик. И фамилию Стасик носил тоже вроде бы польскую - Шильниковский. Но полдеревни у них звались Шильниковскими и объяснялось это просто: предки оказались выходцами из соседнего села Шильникова. Другая половина деревни - Кузнецовские, а жители неподалеку расположенного села Угол именовались Угловскими.

Стасик любил красоту во всем - в природе, картинах, лицах, зданиях, сказках. Не меньше любил он и путешествовать, - может быть, потому, что во время поездок и пешеходных блужданий чаще любуешься восходом и закатом солнца, мечтаешь, глядя на облака, где воздвигаются замки и бушуют белые бури, встречаешь случайного собеседника - соседа по ночлегу, который вдруг расскажет такую красивую бывальщину, что вовек ее не забудешь.

Вечером, после долгого пути, Стасик Шильниковский увидел родной город, Великий Устюг, - белые дома на крутом берегу, колокольни древних церквей, монастырские стены, за которыми некогда скрывались от врагов посадские люди. Недалеко - устье Юга, реки, соединяющейся с Сухоной и образующей Двину. Усть-Юг, Устюг, - вот откуда пошло название города.

Основанный еще в XII веке выходцами из Ростова-Ярославского и Суздаля, город уважительно именовался Великим Устюгом. Не раз здесь собирались рати для далеких походов, и сам город часто становился жертвой разгромных набегов - то татар, то камских болгар, то своих же родичей-новгородцев.

Город лежал на важных торговых путях из Москвы и Новгорода на восток. С гордостью вспоминали о своем великоустюгском происхождении знаменитые путешественники-землепроходцы Семен Дежнев и Ерофей Хабаров, первооткрыватель Камчатки Владимир Атласов. В то время говорили:

"Без устюжан в Сибири никакому делу не бывать".

Но порой жителям Великого Устюга и самим приходилось платить дань - десятки тысяч белок, сотни соболей. Город опустошали весенние наводнения, пожары лишали жителей крова, частые неурожаи заставляли голодать.

Все пережил Великий Устюг: и беды свои и славу свою. К концу XIX века путешественники уже не писали, как раньше, что "город Устюг в числе наилучших городов не только Архангелогородской, но и в других губерниях находящихся, почитаться может". Нет, стал он маленьким, тихим уездным городком. И только немеркнущая красота, созданная еще предками и хранимая современниками, осталась в старинной архитектуре да в народных художественных промыслах. Самый знаменитый из них - северная чернь.

Об этой черни неожиданно и зашла речь у Стасика Шильниковского, когда он разговаривал с приятелями, встречавшими его на пристани.

Вот уж, кажется, и все новости сообщены: о том, кто из друзей приехал на лето домой, кто навсегда покинул Великий Устюг и перебрался в столицу, кого постигло несчастье - пожар.

И вдруг один приятель сказал Стасику:

Да! Ведь ты всегда интересовался чернью. Помнишь мастера Чиркова Михаила Павловича? К нему приезжали какие-то англичане и предлагали пятнадцать тысяч. Открой, говорят, секрет черни.

А он что? - спросил Стасик Шильниковский. Ему не хотелось, чтобы даже часть славы Великого Устюга уплыла куда-то за моря.

Отказался! - со счастливым смехом, сам радуясь такому исходу необычного дела, ответил приятель.

Стасик Шильниковский действительно всегда интересовался северной чернью.

Чернь - это своеобразный способ украшения серебра. Мастер берет металлическую пластинку для брошки, чарку, солонку и гравирует, вырезает на них узор. Но это еще только ползаботы. Надо сделать так, чтобы выгравированный рисунок отлично выделялся, стал черным и этот цвет не сходил. Выгравированный узор покрывают для этого черной кашицей - смесью смолотого в порошок и смоченного водой состава: серебра, свинца, меди, серы, поташа, буры и соли. Серебряный предмет с узором накаляют, черневая смесь, наложенная на него, плавится, заполняет углубления - бороздки гравировки - и припаивается к серебру. Лишнюю чернь счищают, шлифуя, и на серебре остается красивый черный рисунок, который невозможно уже уничтожить.

Посмотришь - как будто прежняя серебряная пластинка, прежняя ложка, а от черневого рисунка она стала нарядной, узорной. Ее и в руках-то держать приятно!

Кажется, известен состав - возьми и сделай. Но создание черни - это тайна немногих. Все дело в том, как смешать, в какой пропорции, в какой последовательности и когда перестать плавить. Мастера, которым досталась эта тайна, передаваемая из поколения в поколение, берегли ее пуще глаза.

Золотые и серебряные украшения с чернью делали на Руси давно. Когда близ Смоленска археологи раскапывали древние погребения в кургане, названном "Черная могила", они нашли там вещи, выполненные тысячу лет назад: перстни, нож, оковы для турьих рогов - и все с чернью. Особенно красивой оказалась отделка турьих рогов, из которых в то время пили вино как из кубков. Можно увидеть фигуры людей, орла, борющихся драконов, собак, волка, петуха. Об уменье русских мастеров приготовлять чернь писали с завистью немецкие историки X века.

Серебряные черниговские перстни и украшения турьих рогов с чернью эпохи Святослава и церковные черненые предметы Киевской Руси хранятся в музеях. Они остались памятниками уже исчезнувших художественных ремесел. Но великоустюгские ювелиры - граверы, черневики, позолотчики - сумели до наших дней донести удивительное мастерство.

Возник и закрепился этот промысел в Великом Устюге потому, что через город, лежащий на большом торговом пути, не только везли из Сибири серебро, но и создали здесь большие склады этого драгоценного металла. Сырье оказалось под рукой, а умельцев-художников на Руси всегда отыскать нетрудно.

В XVIII веке изделия великоустюгских мастеров черни особенно славились. Существовала в городе фабрика братьев Поповых, выпускавшая, как тогда писали, "разные курьёзные вещи" с черневым украшением и металлическое литье с разноцветной эмалью - так называемую "финифть". В старинных бумагах можно найти упоминания о многих искусных мастерах. Одного из них, Климшина, даже вызвали в Москву - учить тамошних златокузнецов. Прославились также Жилины, Гущины, Моисеев и другие. Про мастера Михаила Наводчикова рассказывают целую историю. Этот устюжанин умел делать очень красивые табакерки из серебра с чернью. Но друзья, надумавшие поездить по белу свету, уговорили его, и он вместе с известным путешественником Берингом отправился в Сибирь искать новые земли. Испокон веков молодежь тянется к неизведанному. Путешественники обнаружили неизвестные дотоле острова. Карта с обозначением этих островов потребовалась в сенат. Вот тут-то опытному устюгскому граверу Наводчикову и пригодилось его умение: он отлично начертил карту.

Стасик Шильниковский не забыл рассказа об англичанах, пытавшихся купить секрет черни, и, когда обосновался в Великом Устюге, решил зайти к мастеру Михаилу Павловичу Чиркову. Отец рассказывал Стасику, как Чирков стал гравером и черневиком.

По матери Чирков приходился внуком известному в середине прошлого века великоустюгскому мастеру Михаилу Ивановичу Кошкову, человеку непомерной гордости, но и удивительного таланта.

Кошков являлся единственным в те времена мастером, владевшим тайной "черни вечной прочности". В девятнадцать лет он уже работал самостоятельно и имел мастерскую. За свою долгую, восьмидесятилетнюю жизнь Кошков создал много красивых изделий. Петербургские, московские и местные богачи часто просили его сделать либо серебряную посуду с чернью, либо стопки, либо перстни. Кошков даже выполнял заказы трех русских императоров.

Приехал в Великий Устюг какой-то великий князь, и захотелось ему побывать у старого мастера - об удивительной работе Кошкова знали и в столице.

А чернь не отлетит? - спросил важный гость, рассматривая готовую брошку.

Он не понимал, что этим сомнением наносит кровную обиду мастеру.

Кошков исподлобья посмотрел на князя, молча взял серебряную брошку с уже нанесенным на нее черневым узором, положил на наковальню и с размаху ударил молотком. Он бил, не жалея сил. Великий князь видел, что брошка расплющивалась, становилась длиннее и шире. К его величайшему изумлению, равномерно увеличивался и черный рисунок.

Мастер отер рукавом лоб, покрытый каплями пота, и протянул князю брошку. Ни единого кусочка черни не выпало, а рисунок расплылся во все стороны.

Так Кошков наглядно показал, что такое его "чернь вечной прочности".

Немало других великоустюгских мастеров, тоже работавших с чернью, старались узнать секрет Кошкова, но старик не прельщался на деньги и молчал даже во хмелю, если его пытались споить в расчете, что авось да он проговорится.

Миша Чирков попал в обучение к деду, но несладко ему пришлось. Ведь тогда, хоть ты чужой, хоть родной, все равно шел ученик к мастеру в кабалу, в услужение. Сейчас уже нет в живых людей, которые могли бы рассказать о том, как в прежнее время учили. Но в архиве сохранились интересные документы - свидетели прошлого. Вот, например, одно из "договорных писем", направленных в Великоустюгскую цеховую управу серебряного ремесла. Оказывается, отданный "для совершенного обучения серебряному черневому мастерству" мальчик обязан был как хозяину, "так и домашним его быть верну, послушну и почтительну и тому серебряному черневому и белому ремеслу обучаться прилежно и до... срока... прочь не отходить... и без дозволения из дому его никуда не отлучаться". Хозяин же брался обучать ремеслу, платить за ученика "подушные", то есть налог, "а притом обувать и платьем одевать. Шапку, рукавицы, а летом шляпу и рубашку и подобувки... иметь свои и тем быть довольну".

Вот так же пришлось "тем быть довольну" и Чиркову, поступившему учеником к деду.

В первые годы ему и времени не оставалось смотреть на работу мастера. Как было заведено для учеников, носился он на побегушках, помогал по дому.

То и дело слышалось:

Мишка, опять воды нет! А ну живо к колодцу!

Мишка, а ну раздуй самовар!

Мишка, где тебя нечистая носит! Беги за водкой в кабак!

И парень вертел колодезное колесо и тянул воду, щепал лучину, бегал за водкой и, пользуясь старым хозяйским сапогом, как мехами, раздувал полузатухшие угли в самоваре. Хозяин считал, что самовар на столе обязательно должен "петь".

Только пообвыкнув малость, ученик стал в свободные минуты приглядываться к тому, что делал дед.

Начало работы для Кошкова являлось таинством, событием огромного значения. К мастерству он относился с трепетным уважением. Несколько дней постился, шел в баню и уж только после этого, запершись в комнате и проверив, плотно ли закрыты двери и даже ставни на окнах, приступал к составлению черни. Он долго смешивал составы - "колдовал", как говорили завистники.

Зато, когда Кошков брал в руки резец, он сам звал внучонка:

Поглядывай, малый!

И малый "поглядывал".

Так прошло восемь лет. За это время Кошков убедился, что внук расторопен и трудолюбив. Он сказал: "Будешь подмастерьем!"

Положил жалованья восемь рублей в месяц. А потом решил, что именно Михаиле Чиркову, а не кому-нибудь другому передаст секрет мастерства и тайну черни. И передал, взяв клятву, что малый языком зря болтать не станет, а во благовременье научит, в свою очередь, самого достойного из тех, кого встретит.

С тех пор в Великом Устюге два мастера владели секретом "черни вечной прочности" - старый и молодой.

После смерти деда трудно пришлось Чиркову. Не всегда мог он найти заказы: ведь обычно работу выполняли из серебра заказчика. Волей-неволей приходилось идти на уступки купцам, делать вещи по их вкусу и против своей воли - все больше шаблонные цветочки.


Е. Шильниковский. Стопка "Золотой хмель"

Ну, да ведь кто платит, тот и музыку заказывает.

Зато когда Чирков мог делать то, что ему хотелось, что подсказывал его вкус и опыт, он создавал удивительные произведения: ножи, ложки, табакерки. Как и прежние великоустюгские граверы, он часто на браслетах, салфеточных кольцах, линейках изображал родной город и делал это вдохновенно, с любовью. Располагал на драгоценных предметах самые известные здания - церкви, монастыри, красивые дома, рисовал набережную, реку Сухону. Чирков умышленно увеличивал горки и овраги, а задний план давал несколько условно, примерно так, как это делали на старых гравюрах. Этим приемом он хотел подчеркнуть, что Великий Устюг город старинный, исторический.

Чирков рисовал и вырезал символические фигуры, охотничьи и нравоучительные сцены, заимствуя их из разных книг того времени.

Иногда, как это тоже было принято в Великом Устюге, Чирков золотил фон. А чтобы золото не слишком сияло, чеканил его мелкими точками, приглушая цвет.

Вот к этому-то известному в городе мастеру и собрался Евстафий Шильниковский.

Домик у старого мастера стоял, как тогда говорили, "во второй частине" - на северной окраине города. Молодого студента-художника Чирков встретил приветливо. Да он и вообще-то отличался гостеприимством, добродушием и веселостью - не в пример своему гордому деду.

Решил заглянуть, - объяснил свое появление Шильниковский. - Хочу спросить: правда ли, нет ли, что англичане предлагали вам пятнадцать тысяч за секрет черни? А?

Чирков усмехнулся, погладил бородку, снял очки, которые надевал во время работы, неторопливо набил табаком неразлучную трубку, пыхнул дымком и сказал:

Ну, хоть не пятнадцать, а десять - вот это верно. Еще могу добавить: с собой в Англию жить звали. А как это я продам то, что своим искусством добыли деды и прадеды? Как от своей Сухоны, из родных мест уеду? Чудаки!

Чирков вынул из ящика браслеты. Один, с видом Великого Устюга, показался Шильниковскому особенно хорош. Этот мотив очень любил выполнять и Кошков.

Вынул Михаил Павлович и чайные ложечки с выведенным чернью цветочным орнаментом.

На том, собственно, первая встреча и закончилась. Собирался Шильниковский и еще наведаться, да все как-то оказывалось недосуг. Второй раз они повидались уже после революции, в конце двадцатых годов. При участии Михаила Павловича Чиркова в Великом Устюге создали артель чернения по серебру. Евстафий Шильниковский к тому времени уже закончил обучение в Академии художеств по классу знаменитого художника-гравера Василия Матэ и успел поработать в Великоустюгском отделе народного образования инструктором по изобразительному искусству. Он писал плакаты, резал гравюры на линолеуме для местной газеты, писал декорации для городского театра. Человек энергичный, он успевал всюду и работал в полную силу.

Как-то встретился он с Михаилом Павловичем Чирковым.

Евстафий Павлович, я ведь теперь художественный руководитель артели,- сказал старый гравер.- Не сделаете ли несколько рисуночков для нас?

Шильниковский знал, что мастера в артели нередко заимствовали узоры из разных журналов и поэтому в стиле получился разнобой, несоответствие одной части рисунка другой. С этим следовало бороться.

Соображу что-нибудь на досуге! - с готовностью ответил Шильниковский.

Через несколько дней он принес четыре цветочных рисунка, строго выдержанных в великоустюгских традициях: на черном фоне - серебряные цветы в узорном окружении острых листьев.

Чиркову они понравились, и он пустил рисунки в производство.

И не думал тогда Евстафий Павлович, что это и станет его призванием, началом большой работы, а все, что он делал до того, окажется только подготовкой к настоящему делу.

Потом еще раз произошла встреча.

Из Китая получен большой заказ. Для народных нужд, - сообщил Чирков.

Любопытства ради Шильниковский поинтересовался заказом. Оказалось, надо сделать много столовых и чайных ложек для Синцзяня, северо-западной провинции Китая. Даже там знали о мастерах Великого Устюга.

Евстафий Павлович подумал: а ведь это интересно! Можно использовать китайские мотивы, которые привлекали Шильниковского еще во время учения в Академии художеств, - дать крупные цветы, бабочки, более смело сочетать чернь и серебряные узоры.

И он согласился на предложение Чиркова, обещав представить эскизы.

"Коготок увяз - всей птичке пропасть!" - шутил потом Евстафий Павлович. Но художник не пропал, а, наоборот, нашел себя. Вот уж истинно не знаешь, где найдешь, где потеряешь! Помог богатый опыт, полученный Шильниковским в мастерской знаменитого гравера Матэ. Впрочем, многие сложные задачи приходилось решать, основательно поломав голову,- у прикладного декоративного искусства есть особенность: надо учитывать, что украшается бытовая вещь, имеющая практическое назначение.

Евстафий Павлович приглядывался к артели "Северная чернь". Конечно, Чирков большой мастер, но он уже стал уставать: семь десятков лет не шутка.

Мало-помалу художественное руководство артелью переходило к Евстафию Павловичу Шильниковскому. Дела оказалось хоть отбавляй: разрабатывать рисунки к новым вещам, готовиться к выставкам, и отечественным и заграничным, учить молодежь.

Евстафий Павлович с уважением отнесся к традициям велико-устюгского черневого искусства. Он знал, что мастера любили вплетать в узор цветы, изображать пейзаж, а то даже и сценки. Как не вспомнить панораму Великого Устюга или картинки, навеянные иллюстрациями из старых книг?

Иногда получались и срывы и неудачи, но Шильниковский все-таки выбрал верное направление. После работы над китайскими вещами он создал рисунки к пушкинским сказкам, басням Крылова, "Коньку-горбунку". Заинтересовали его и современные северные мотивы, тем более что другой художник, Михаил Дмитриевич Раков, в своих рисунках уже дал великоустюгским граверам несколько северных тем.

Советы Чиркова Шильниковский выслушивал внимательно. А старый мастер говорил:

Отделывать надо каждую форму. Штрих делай четкий и определенный.

Не сразу далась техника Евстафию Павловичу. Чирков смотрел иногда, как трудится Шильниковский, и требовал:

Дай-ко я сам сделаю.

Евстафий Павлович любовался свободной манерой мастера и, как говорится, наматывал себе на ус.

Всемирные выставки в Париже и в Нью-Йорке принесли большой успех и артели и Шильниковскому: оттуда пришли медали и дипломы.

Евстафий Павлович работал с удовлетворением и даже радостью. Происходил интереснейший процесс: воспитанник Академии художеств стал душой художественного народного промысла, кустарной ювелирной артели.

И еще в одном проявились черты нового: в том, как распорядился секретом черни Михаил Павлович Чирков.

Жила в Великом Устюге девочка Маша Угловская. Ей едва исполнилось тринадцать лет, когда она подошла к мастеру Амосову, одному из тех, кто знал секрет черни, хотя и не самый лучший.

Что тебе, пигалица? - добродушно спросил мастер.

Научите меня чернь составлять, - выпалила девочка.

Тебя?! - удивился Амосов.

Он смотрел на девочку, не понимая. А не шутит ли она, подговоренная кем-нибудь из недоброжелателей? Среди старых мастеров по-прежнему сохранилось "секретничанье": они скрывали все, что касалось техники производства.

Увидев, что девочка говорит искренне и всерьез, Амосов ответил:

Не было еще того, чтобы девки и бабы чернь понимали. Иди, не гневи меня.

И Маша ушла от Амосова, хотя ей казалось обидным, что в советское время мастер говорил с ней так. В артель она все-таки устроилась. Училась гравировать - сначала на меди, потом на серебре. Упорная и способная, она старалась делать все как можно лучше. Гравер обязан хорошо рисовать - после работы она часами просиживала с карандашом и бумагой, изучая и перерисовывая старинные узоры, ходила в местный музей, где хранились работы Кошкова и Чиркова.

Михаил Павлович Чирков часто подумывал: кто же воспримет от него секрет "черни вечной прочности"? Росли у него два сына и две дочери. Девушки вышли замуж - им не до серебра и черни, у них другие интересы. А сыновья... Горько было Чиркову признаться, что ни Костя, ни Коля по-настоящему не оценили отцовского таланта и не собирались стать художниками-граверами. Им ли оставлять секрет? Дед завещал: "Передай самому достойному". И Михаил Павлович тоже считал: "Тут надежный человек нужен".

Подкатывался, правда, позолотчик Корсаков, тоже из мастеров старого закала, вроде Амосова. Самолюбие, не позволяло ему спросить у Чиркова, и он уговаривал девушек, подручных старого гравера:

Вы припустите мне своей чернью, а Михаилу о том не сообщайте.

А те ничего не скрыли от Чиркова. Михаил Павлович отчитал позолотчика:

Не совестно ты живешь, Егор. Сам добивайся, а молодых в грех не впутывай.

Машу Угловскую Чирков уже заприметил. Его не смущала, как Амосова, мысль о том, что чернение - это не женское дело. Напротив: ему казалось, что у девушек даже больше усидчивости, аккуратности, точности - всех тех качеств, которые особенно нужны для изготовления черни.

В артели заговорили, что пора бы кого-то прикрепить к Михаилу Павловичу для передачи секретов составления и плавки черни. Чирков согласился с этим и сразу назвал:

Машу Угловскую.

Никто не возражал. Машу уже успели узнать и полюбить. На общем собрании по всем правилам утвердили эту кандидатуру. Понимали мастера, что передача секрета - событие немаловажное.

Два месяца учил Михаил Павлович девушку.

Он брал пластинки меди и свинца, плавил их в тигельке, превращал в порошок. Велел запоминать, сколько для первого раза полагается брать серы и как после этого добавлять серебро. Потом учил частями снова засыпать серу.

Маша старалась отличить по цвету: не готово ли?

Не отличишь, не пытайся: красная и красная. А вот если густеет, значит, перекипать начинает.

Надо, чтобы чернь была гладкая, без морщинок и особенно без "мориночек" - мелких дырок, будто наколотых иголкой. И надо, чтобы с чернью легко работалось: мастеру должно быть удобно.

С маху-то ее составят,- поучал Чирков,- наложат, примутся напильником ровнять, а она пластами отпадает. Передержишь на огне - тоже плохо: не плавится и не ложится на изделие.

Через два месяца Угловская уже самостоятельно составляла и плавила чернь. На общем собрании членов артели ей присвоили звание мастера,- это стало праздником и для Чиркова. А ему до конца жизни установили почетную персональную пенсию. Он сидел тогда в зале и вспоминал свои восемь лет учения у деда, зуботычины и ругань. В памяти возникало и то, как колол он дрова и месил тесто, бегал за полбутылкой подмастерьям и как ему приходилось "тем быть довольну". Да, другие времена - другие песни!

А ведь верно, песни были другие. Мария Алексеевна Угловская стала заведовать производством, потом ее выбрали руководить артелью. Когда вышла замуж и решила уехать в Москву, Угловская-Сычева обучила хорошего гравера Манефу Дмитриевну Кузнецову. Та, в свою очередь, тоже подготовила смену: рассказала о секретах молодой мастерице Гале Фатеевой. Как и ее учитель, Угловская-Сычева говорила, что "по времени тут рассчитать нельзя", что "по цвету не отличишь", а надо следить за густотой и что следует бояться морщинок и "мориночек".

"Запевалой" новых песен все-таки следует считать Чиркова: с его легкой руки женщины в Великом Устюге завладели тайнами "черни вечной прочности".

Каждое утро, придя в большое двухэтажное здание "Северной черни", Евстафий Павлович отправляется в обход по комнатам. В секторе заготовки он смотрит, как делают из серебра крышки для портсигаров, стопки, кубки, кольца и брошки. Взглянет на полировку вещей и на то, как граверы, расположившиеся в двух больших залах, вырезают рисунок. Великоустюгские цветы, конечно, еще сохранились в рисунках - традиции не стоит забывать, цветы красивые,- но появились новые сюжеты: виды Москвы - Кремль, памятники Минину и Пожарскому, темы "Изобилие", "Мир" и другие, близкие и понятные советским людям. Манера же, стиль остались великоустюгские - те, которые вырабатывались веками.

У трех печей горят керосиновые факелы - мастерицы держат изделия щипцами, накладывают деревянной лопаткой чернь. За две-три минуты она плавится на огне и быстро застывает. Двадцать девушек снимают лишнюю чернь напильниками, чтобы потом другие мастерицы подчищали грифелем. Отдельные места, где того требует рисунок, золотят. Затем наступает очень ответственный процесс - "вторая выснимка": убирают лишнее золото и ненужную чернь. Теперь остается только отполировать, и драгоценные предметы готовы.

На столах и полках - тысячи подстаканников, портсигаров, пудрениц, ложек, стопок, солонок, брошек, колец, ручек для ножей и вилок. Вещи подготовлены к отправке во все концы страны и за границу. Если посмотреть в лупу на каждую вещь, то возле знака пробы, отмечающего качество серебра, можно увидеть и две маленькие, с маковое зернышко, буковки "СЧ". Это значит "Северная чернь" - марка фабрики.

Шильниковский идет к себе в светлую комнату с большими окнами - пора кончать еще один рисунок.

Евстафий Павлович работает, склонившись над листом бумаги, а мысли не дают покоя - директор говорит: подыщите хороших, способных паренька или девушку, пошлем учиться в Москву - будет со временем смена художественному руководителю. Ох, как это верно! Пожалуй, некоторые рисунки выглядят уже старомодно. Нужно учитывать новые вкусы. У Евстафия Павловича есть кое-кто на примете. "Показать-то я все, что знаю и умею, покажу" - думает он.- Но обязательно и расскажу: и о фабрике братьев Поповых, и о Кошкове, и о Чиркове, и о том, чего сам добился".

Великое это счастье - взять красоту, рожденную народом, и вернуть ее народу же. В этом - вечная прочность искусства.

Этнографический диктант: какие вопросы оказались самыми сложными для казанцев

Хорошо ли вы знаете культуру родной страны? А региона? Эти знания можно было проверить, написав Большой этнографический диктант. В этом году его «сдают» жители 85 регионов России и 11 стран ближнего зарубежья. Мы спросили, ради чего люди в рабочий день готовы сесть за парту и отвечать на вопросы о народах страны

Проверить свою этнографическую грамотность в Казани в этом году можно было на двух площадках: в Доме дружбы народов РТ и в Казанском федеральном университете. В районах республики для желающих присоединиться к культурно-просветительской акции организовали 20 площадок.


При входе на диктант всем раздали идентификационные номера, по которым можно узнать свои результаты. В 10 часов волонтеры раздали бланки с вопросами. На диктант это мало похоже, а скорее на ЕГЭ, только без звенящих рамок, контролеров и отобранных телефонов. Но пользоваться «шпаргалками» и гуглить ответы в интернете организаторы все же не советовали, ведь диктант - это проверка знаний, а иначе какой в этом смысл?

Может быть, потому, что акция проходила в рабочий день, желающих написать диктант набралось немного. Площадка Дома дружбы народов была заполнена лишь наполовину.

Мы пришли писать обыкновенный диктант на знание русского языка, пришли и обнаружили, что пишем этнографический тест, - говорит перед диктантом Фания Габитова . - Теперь мы вынуждены собрать все свои знания, сконцентрироваться и вспомнить все, что знаем о народах нашей страны. Но мы всегда надеемся на хорошие результаты. Наверное, будут вопросы о традициях, этносе народа, возможно, о языковой культуре, танцах, кухне, мы к ним готовы.

В предположениях участница акции не ошиблась. Диктант состоял из 30 тестовых вопросов. 20 вопросов одинаковые для всей России и стран ближнего зарубежья, а 10 составлены с учетом региональной специфики. В Татарстане это были вопросы о татарской культуре, истории, обычаях и выдающихся людях. К примеру, вопрос о татарском поэте, герое СССР, родившемся в Оренбургской области. В прошлом году все вопросы были общефедеральными.


Участниками диктанта могли стать жители России и зарубежных стран, владеющие русским языком, независимо от образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства. Главное - быть старше 15 лет.

Цифра

30 - максимальная сумма баллов, которые можно набрать за правильное выполнение всех заданий в этом году (по одному баллу за каждый правильный ответ).

45 минут дается на написание Большого этнографического диктанта.

Оценок не ставят - можно отлично знать историю и географию, но не представлять, зачем татарским женщинам нагрудник изю или как называется праздник кряшен, отмечаемый в день памяти апостолов Петра и Павла.

В текстах вопросов была полезная информация и история о других схожих народах. Например, в вопросе о женщинах-мастерах можно узнать, что Первой женщиной Дагестана по обработке ювелирных изделий из металла была Манаба Магомедова, а женщиной-гравером на Чукотке - Вера Эмкуль. А вот промысел, в котором прославилась Мария Сычева, нужно было назвать самому.

Учитель английского языка на пенсии Алия Нургалиева рассказывает, что пришла на диктант ради интереса:

Диктант средней трудности. Самым сложным стали вопросы о многообразии народов, их обычаях и традициях... дагестанцы, удмурты, карелы. Этот диктант дает возможность понять, что мы живем в большом многонациональном государстве и должны жить в мире и согласии. Думаю, у меня будут средние результаты, ближе к 30. Для школьников все же тест сложноватый, если только для 11-го класса, да и то для продвинутых учеников, которые хорошо разбираются в географии и истории, - говорит она.


Для тех, кто не смог проверить свои знания на региональных площадках, на сайте Большого этнографического диктанта miretno.ru организовано онлайн-тестирование, которое можно пройти 3 ноября с 10.00 до 5 ноября до 23.59.

Кстати, спустя час после старта онлайн-тестирование написали 3 425 человек.

Всероссийские итоги акции подведут ко Дню Конституции Российской Федерации 12 декабря. Узнать свои результаты жители Татарстана смогут 8 ноября на сайте Дома дружбы народов РТ.

Кстати

Впервые акция «Большой этнографический диктант» стартовала в 2016 году. Диктант написали почти 90 тысяч человек: 35 тысяч очно и более 50 тысяч - онлайн.

Самым молодым участником диктанта оказалась 12-летняя девочка из Ульяновской области, самым старшим - 80-летний мужчина из Мордовии. Средняя оценка за диктант по стране составила 54 балла из 100 возможных. Татарстан показал лучший по России результат - самый высокий средний балл составил 81,3.