Картины русского музея о матери. "Самое прекрасное слово на земле - мама": галерея картин русских художников. Прошлое, настоящее, будущее

Ольга СКУРАТОВА,
учитель школы № 199, Москва

Борис Михайлович Неменский - художник и воин

Борис Михайлович Неменский - народный художник России, участник Великой Отечественной войны, член-корреспондент Российской академии художеств, действительный член Российской академии образования, заведующий кафедрой пластических искусств и художественной педагогики, профессор, лауреат Государственных премий и премии Президента РФ, создатель новаторской системы общего художественного образования, кавалер ордена «Поборник справедливости» за большой вклад в просветительскую, образовательную и культурную деятельность на благо России, присужденного Советом по общественным наградам Объединенных Наций.

Произведения Б.М. Неменского находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, а также в других российских и зарубежных музеях, они украшают частные коллекции в Германии, Англии, Франции, Японии.

Первые шаги

Борис Михайлович Неменский родился 24 декабря 1922 года в Москве. Его мать Вера Семеновна была зубным врачом, отец Михаил Ильич - финансистом, после революции долго работавшим в Совнаркоме. Эти незаурядные люди привнесли в жизнь сына удивительный сплав двух культур: народная русская пришла через мать - дочь сельского священника, городская разночинная через отца - юношу с Пресни. Именно в семье начался сложный процесс формирования личности художника.

С Москвой связана вся жизнь Бориса Неменского. На Сретенке в самом сердце столицы прошло его детство. Здесь были сделаны первые шаги в мир искусства в студии Дворца пионеров, руководимой молодым талантливым художником и педагогом А.М. Михайловым. Увлеченность этого человека, его энтузиазм в приобщении студийцев к творчеству были велики: встречи и беседы с известными художниками, первая выставка работ в Третьяковской галерее и многое другое оставили неизгладимый след в душах ребят, оказали влияние на дальнейший выбор жизненного пути. Родители Бориса Михайловича внимательно, хотя и с некоторой тревогой следили за увлечением сына. После некоторых сомнений о правильности выбранного пути, встречи с К. Юоном отец посоветовал сыну перейти в художественное училище памяти 1905 года. В 1940 году Борис Неменский был принят сразу на третий курс.

Фронт

Все планы мирной жизни разрушила война. Художественное училище молодой художник был вынужден оканчивать уже в эвакуации в Саратове, в 1942 году. Но юноша не воспользовался направлением для продолжения учебы в Суриковском институте, эвакуированном в Среднюю Азию, он вернулся в родной город. В Москве солдат Неменский был определен для несения службы в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Художники этой студии отправлялись на передовую, делали натурные зарисовки в местах боев в самом пекле войны. Ни одна значительная военная операция не обходилась без участия художников студии. Их зарисовки, этюды, картины участвовали в передвижных выставках, устраиваемых в войсках. Большая часть этих произведений не сохранилась, уцелевшие же находятся в музеях России и частных собраниях.

Первые месяцы службы в студии Грекова дались молодому человеку нелегко. Ведь искусство - это свое суждение о жизни, а этой самой жизни он еще не знал. Тяжело начинать работу, по-настоящему проявить себя, судя о фронте только по рассказам и работам старших товарищей. У молодого художника далеко не все получалось, его часто вызывали на «ковер» к начальству, даже встал вопрос об отчислении из студии.

Первая командировка выпала в канун 1943 года на Калининский фронт в район Великих Лук. Юношеский максимализм звал на передовую, туда, где гремели бои, где, казалось, делалось «настоящее дело». Из этой поездки Борис Михайлович привез этюды и наброски, но, по мнению самого автора, они терялись среди работ более опытных студийцев. Однако обилие впечатлений, постоянная работа с натуры, умение учиться у старших товарищей делали свое дело: этюды и рисунки с каждым разом становились серьезнее, грамотнее.

Много лет спустя художник Б.М. Неменский будет сожалеть, что за военной «экзотикой» атак и боев поначалу не смог разглядеть главного - солдата, простого человека в шинели, решавшего судьбу победы, его внутреннего мира, чувств, мыслей. И именно это главное с каждой последующей поездкой на фронт будет все глубже и глубже наполнять мысли и сердце художника, а затем будет одной из важнейших тем его творчества. Именно фронт станет для мастера «школой жизни и искусства», помогая лучше понимать людей и себя, делать новые смелые шаги в профессии.

Художники время от времени возвращались из регулярных частей во фронтовую штаб-квартиру - Монинский дом офицеров под Москвой - для сдачи готовых работ, обмена опытом. В эти недели молодой художник пробует свои силы в станковой картине, ища свой почерк, работая над замыслом. Замысел первой картины (момент переноски санитарами раненого летчика) и его реализация заняли около месяца. Уже после войны Борис Михайлович будет вспоминать, что желание сделать «все как надо» в композиционном и живописном решении, «правда факта», диктуемая требованиями военного времени, затмили тогда «емкость содержания».

Вместе со своим другом Михаилом Гавриловым Неменский предпринимает новую попытку: рождается идея написать полотно об угоне советских людей в Германию. Но в конце концов соавторы оставили работу, поняв, что картина получается неинтересной и маловыразительной. Родился новый, более знакомый сюжет - «Возвращение в родные места». Радость творчества и горечь разочарования не раз посетят Бориса Неменского. В этот период начинает приходить осознание того, что в искусстве мало знаний и понимания, необходимо нечто большее - свои собственные переживания, свои личные боль и радость.

Много лет спустя этот закон станет главным в новой системе эстетического воспитания, которую предложит Б.М. Неменский. «Ни грамма чувства нельзя взять взаймы: ведь каждая картина - исповедь. В ней должна жить подлинность чувств, иначе поселится холод, в лучшем случае лишь изыск профессиональности, фейерверк».

Победная весна

Вся фронтовая обстановка и внутренний настрой участников событий требовали правды и убедительности, что накладывало особую ответственность на военного художника, чье творчество было востребовано и понято в суровое время, когда, казалось бы, музы должны были молчать. «Помню, я как-то целый день просидел в глубоком и мягком кресле, стоящем прямо посреди одной из улиц, ведших к центру Берлина, На перекрестке шел бой… Обе стороны улицы, как два длинных жерла вулкана, образовали над ней непроницаемый, гудящий шатер огня и дыма. А по улице туда и сюда шли, бежали солдаты с патронами, уносили раненых, двигали технику. По мере того как мы продвигались вперед и дома, догорая, обрушивались, бойцы подтаскивали мое кресло все дальше. «Вот, вот, давай, солдат, зарисовывай, как горит Гитлерово логово, так им и надо!» (1-6)

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

8 мая 1945 года - конец войны… Ликование, повсюду группы советских солдат, празднующих долгожданную победу, автоматные очереди салютов… А на Бранденбургских воротах, поднявшись по штурмовым лестницам, сидит художник в солдатской шинели и рисует еще местами дымящийся город, пытаясь уловить и запечатлеть в цвете удивительное чувство щемящей радости победы. Именно этот этюд, к сожалению, не сохранился, но в мастерской Бориса Михайловича хранятся последние фронтовые работы, выполненные в апреле–мае 1945-го. (7-8) В них чувствуется некая растерянность, как после окончания великого дела, когда наступает долгожданная минута затишья. Тяжесть победы перемешивается со светлым чувством ожидания новой радостной жизни, «когда дыхание весны стало не просто весной, а дыханием мирной жизни, преодолевшей войну, когда безотчетно казалось, что сразу после войны все на земле будет так хорошо, как еще никогда не было».

(7)

(8)

Победный 1945-й будет годом и первой творческой победы Бориса Неменского. Картина «Мать»(9), написанная двадцатидвухлетним юношей, не просто сразу привлечет к себе внимание, она станет началом становления творческого метода художника, займет особое место в истории отечественной живописи.

Мать . (1945 )

(9)

Эта картина сразу никого не оставила равнодушным, ни критиков, ни зрителей, выплеснув тоску по дому, тихую нежность к матери и сыновьям, разлученным войной. Обычный для того времени мотив: спящие на полу в крестьянской избе бойцы. Но он прозвучал по-новому под кистью молодого художника. Желание написать картину о простых русских женщинах, по-матерински встречавших солдат в каждом селе, в каждом городе, желание написать о своей матери, также окружавшей заботой художников-грековцев в своей московской квартире до или после поездок на фронт, вылилось в выражение благодарности к женщине-матери, «великой благодарности к простым русским женщинам, согревшим нас материнской лаской, женщинам, чье горе и чьи заслуги перед Родиной не могут быть ни измерены, ни вознаграждены». Не случайно в образе юного солдата, заботливо укрытого теплым платком, угадываются черты автора. Экспонированная на Всесоюзной выставке картина сразу стала знаменитой и была приобретена Третьяковской галереей.

Работы Б.М. Неменского - это картины-раздумья, наполненные полифоническим содержанием. Процесс их создания всегда долог, но это не значит, что долго пишется сам холст, его художник как раз стремится «писать быстро, на одном дыхании». Многосложным и порой мучительным является именно процесс - от зарождения замысла до его созревания: многочисленные наброски, этюды, эскизы, сомнения.

Неменский постепенно вырабатывает свой стиль работы над произведением. Начинает складываться особый творческий метод художника. В поисках композиции он не исправляет старые холсты, а пишет новые, что «убыстряет процесс работы, дает ей легкость непосредственности». Если поначалу старые холсты художник уничтожал, то со временем пришел к выводу, что они полезны для сравнения в процессе работы.

Суриковский институт

После окончания войны, уже будучи членом Союза художников СССР, Борис Михайлович продолжит свое образование, став студентом Московского художественного института имени В.И. Сурикова. Неожиданно с началом учебы начались и сложности. На первом же просмотре студенту Борису Неменскому было заявлено, что его путь неверен, что необходимо «все забыть и учиться заново». Остро обрисовались противоречия между предлагаемыми правилами работы и внутренними ощущениями художника.

На третьем курсе предложенные Неменским эскизы новой композиции в очередной раз не получают одобрения. Но уже сформировавшаяся внутренняя позиция - больше доверять в работе самому себе, своим чувствам и опыту - дает молодому художнику силы несмотря ни на что начать работу. А буквально через полгода за картину «О далеких и близких» студент Б. Неменский будет удостоен Государственной премии.

О далеких и близких (1950)

(10)

Материалом для картины послужили впечатления и переживания самой первой командировки студийца-грековца в конце 1942 года в действующую часть, занявшую плацдарм, глубоко врезавшийся во вражеские позиции. На этот участок фронта редко и нерегулярно доставлялась полевая почта. В таких условиях письма, которые солдаты перечитывали вслух и помногу раз, приобретали особую ценность. Работа над этим полотном раскрыла талант художника, который не только любит, но и умеет разгадывать человеческое лицо. Известный искусствовед Н.А. Дмитриева отмечает особое качество этого произведения - «мастерство тонкого, бережного письма, умение лепить и прорабатывать лица в мелком масштабе, передавая… тени затаенного чувства».

Эскиз, предложенный художником для дипломной работы, был также отклонен за «элементарность» композиции. Эта лиричная работа о сестре милосердия, полная поэзии, будет написана уже после окончания института.

Машенька (1956)

Образ сестры полевого госпиталя, почти девочки, стал любимым у многих зрителей. Картина подкупает добротой, искренностью и легкой ноткой печали, в ней «живет образ волшебной сказки, рассказанной по-своему, по-солдатски правдиво, бесхитростно, искренне» (Л.А. Неменская). В двойном освещении утреннего холодного окна и настольной лампы фигура девушки кажется очень трогательной. Взгляд ее устремлен куда-то внутрь себя, сосредоточен на каких-то едва уловимых, ускользающих воспоминаниях или мечтах. Автор смог передать удивительное состояние «между сном и явью, между реальностью и мечтой». Творческий поиск был долгим, было написано множество лиц. И в результате появился образ настолько проникновенный, что многие солдаты, прошедшие войну, уверяли: на картине изображена именно спасшая их медсестра.

Прошлое, настоящее, будущее

Все первые картины Бориса Михайловича Неменского на военную тему имели конкретного адресата - людей, прошедших горнило Великой Отечественной войны. Чувства и воспоминания художника сливались с жизненными впечатлениями зрителей, выходя на вечную тему любви солдата к родине, это были работы «не о том, как он воевал, а о том, почему воевал, откуда брал душевные силы».

Но время шло, Великая Отечественная война постепенно стала уходить в историю, подрастал новый зритель, который уже не помнил ее. Однако в 50-е гг. тема войны стала ассоциироваться не только с прошлым, но и с будущим, сплетаясь с политическими проблемами времени. Для художника переосмысление роли военной темы в искусстве началось с дискуссии вокруг, казалось бы, одной из самых лиричных картин о войне - «Дыхание весны».

Дыхание весны.

Как и все произведения мастера, сюжет картины автобиографичен. Из дневника от 15 мая 1944 г. с Украинского фронта:

«Сады цветут! А в лесу, где мы остановились, невероятный гомон птиц - особенно на зорьке… И цветы - какие-то нежно-голубые цветы на серой, еще покрытой прошлогодней листвой, земле. Мы, ребятами, любили подниматься раньше всех и слушать, и смотреть эту музыку. Все-таки странно: неужели, чтобы увидеть и понять всю эту родную красоту, необходимо было стать солдатом? »

Кто тогда мог знать, что эта тема не только увлечет художника, а, став душевной мукой и радостью, будет после войны темой картины.

Хрупкий мир пробуждающейся весенней природы открывается молодому бойцу, чутко вслушивающемуся в тишину утра, в момент передышки между боями: струящиеся в тумане березки, капельки вербы, золотые пушинки ольхи… Радость такого открытия смешивается с тревогой. По воспоминаниям Б. Неменского, именно в такие минуты нафронте к мальчишкам-солдатам приходило новое ощущение родины и крепла личная ответственность за ее судьбу.

Но именно эта глубина и человечность картины вызвала серьезные нападки критиков, художника обвинили в отсутствии патриотизма и слабости идейного замысла, в «излишней увлеченности» внутренними переживаниями своих героев. На защиту художника встали зрители, задетые за живое картиной, идущей от сердца. Они заполняли книги отзывов, участвовали в дискуссиях во время проведения выставок, писали письма в газеты. «Он душу солдатскую раскрывает», - говорили одни. «Многие картины изображают то, что на поверхности, а нужно изображать то, что внутри… Неменский создал глубокий образ советского человека, образ, взятый изжизни…» - подхватывали другие. (11)

(11)

Земля опаленная. (1957)

Эта картина является началом нового этапа в творчестве художника(12). Она не просто возвращает зрителя к событиям прошедшей войны, а заставляет задуматься о том, не повторится ли это вновь. Художник начинает мыслить масштабными, обобщенными образами, выводя своих зрителей на общечеловеческие вневременные проблемы.

(12)

Изрытая взрывами, изрезанная гусеницами, испепеленная земля - полноправный герой этой картины. Кричащий цвет подчеркивает весь драматизм событий, это не столько цвет земли, сколько окраска трагического переживания. «Это полотно, скорее всего, о земле, созданной для пашни, радости и труда, о войне, превращающей ее в адское подобие чужой, мертвой, непригодной для жизни планеты, в зону пустыни», - пишет автор. В разломе окопа даже не сразу заметны люди. Художник стремится передать зрителям чувство усталости этих солдат и показать их стойкость несмотря ни на что. В этом солдатском сердце живет неудержная тяга к миру, к труду, к родной земле, живет все то, что дает силы выдержать и выстоять. Образ крестьянина-воина, держащего на дне окопа на ладони несколько уцелевших зерен, по мнению Н.А. Дмитриевой, «одно из высших достижений Неменского и едва ли не один из самых сильных человеческих образов в советской живописи».

«Солдаты-отцы»

Одна из главных тем, к которой постоянно возвращается в своем творчестве Б.М. Неменский, - тема отцовства: «Незащищенность, доверчивость, открытость детства - и сила, право и труднейшая обязанность отца решать и отвечать». Память чувств возвращается к первым дням войны, когда в практически стертом отступающими фашистами с лица земли промерзшем городе бойцы нашли чудом уцелевшую девочку. Она была вся в морщинках, как старушка, и не могла даже плакать. «Я помню, сколько было заботы и боли во всех действиях солдат по отношению к девочке. Сколько неловкой нежности…и едва сдерживаемой ненависти: виновники бедствия были не за горами», - напишет в своих воспоминаниях художник.

В картине реальная история приобретает символическое звучание: солдат - спаситель жизни, чувства солдата, как чувства отца, - стремление защитить. На фоне разрушенных печей и воронок от снарядов крошечная девочка, окруженная солдатами, как огонек спасенной жизни в плотном защищающем кольце. Свет исходит от маленькой фигурки, освещая лица солдат, именно он «согревает их сердца, дает силу продолжать свою миссию».(13)

(13)

Символ скорби

Темы, связанные с войной, в творчестве Б.М. Неменского становятся обращением не только к прошлому, но и к настоящему и будущему, сплетаясь с тревожными проблемами мира. Художник поднимает проблемы отношения к войне, к жизни, к человеку: «Я видел пашню, превращенную в пустыню, горящие города и села на русской, украинской, польской, немецкой земле. Не сознанием даже - каждой клеточкой своего тела ненавижу войну. Ненавижу то, что приносит она, и то, что приводит к ней: тупую ненависть человека к человеку, народа к народу, вскормленную фашизмом, до сих пор вскармливаемую!»

Безымянная высота. (Это мы, господи!) 1960–1995.

Это произведение - любимое детище художника. В первом варианте, появившемся на выставке, картина называлась «Безымянная высота» (Ил. 22), а в последнем «Это мы, Господи» (Ил. 23). Автор многократно возвращался к этой теме. «Весь процесс работы оказался как бы внутренним спором, выдавливанием из себя накопившейся за годы войны ненависти, недоверия, процессом расчленения как бы единого представления: немец - фашист». Всего существует пять законченных вариантов этого произведения, в каждом из которых художник по-новому раскрывает тему.

Сюжет картины берет свое начало из фронтового эпизода первой командировки в район боевых действий в Великие Луки. «Я шел пешком, с полной выкладкой солдата-художника. Шел долго, устал. И сел на торчащий из-под снега то ли камень, то ли пенек пожевать сухарь и дать ногам отдохнуть. Неожиданно заметил, что поземка прямо подо мной колышет траву. Но трава зимой не мягкая, колыхаться от легкого ветра не может. Всмотрелся, встал. Оказалось, что я сижу на мертвом немецком солдате - почти полностью занесенном. Колыхались рыжеватые волосы… И я был поражен - мальчишка, юноша моего возраста и даже чем-то похожий на меня…»

Сюжет картины - двое погибших в бою молодых солдат, русский и немец. «Война оборвала их жизни, распластав их тела на весенней земле. Один - в светлой застиранной гимнастерке, лицом к небу, раскинут в перевернутом распятье. Другой, подоткнув под себя руку, уткнулся носом. Они достоверны как солдаты, но можно заметить, как в то же время они похожи на уснувших детей» (Л.А. Неменская).

Появившись на Всесоюзной выставке, картина вызвала много споров, состоялись дискуссии в Союзе художников, в Союзе писателей, на страницах журнала «Художник», картина была показана на выставках в семи городах страны, где зрители оставляли свои отклики. Одно из главных обвинений официальной критики - в «пацифизме» и «абстрактном гуманизме». Но зритель не согласился с критиками. Поддержал художника в трудное время и известный писатель Константин Симонов. В предисловии к одному из альбомов мастера он писал: «О чем хотел сказать нам художник этой своей картиной? О подвиге юноши, защищавшего и защитившего на этой бесчеловечной войне свою советскую землю? Да, об этом. Но не только об этом. А, по-моему, еще и о том, что, не подвергая сомнению красоту человеческого подвига на войне, нельзя забывать, что сама по себе война - далеко не лучший способ разрешения споров между людьми… Так вот - смотрю на картину… и думаю о том, что именно личный опыт войны потребовал от Неменского создания этой картины, далекой от пацифизма, но властно напоминающей нам о том, что новой войны не должно, не имеет права быть. Я разделяю это чувство, я люблю эту картину, отвечающую не только моим воспоминаниям, но и моим мыслям о будущем».

В 1986 году картина экспонировалась на персональной выставке художника в Москве. Л.А. Неменская вспоминает, что внимание автора привлек один зритель, который долго не уходил из опустевшего затененного зала. Это, как оказалось, был человек, воевавший в составе контингента советских войск в Афганистане. Картина отражала и его личный трагический опыт. А через десять лет, когда новый вариант картины был выставлен в музее Отечественной войны на Поклонной горе, подобная встреча произойдет с ветеранами уже Чеченской войны.

Картина «Безымянная высота» надолго «прописалась» в мастерской художника, ей не находилось места ни в одной постоянной музейной экспозиции. В 1985 году она чуть не погибла из-за хлынувшей из лопнувшей трубы горячей воды. И тогда Неменский дал согласие передать полотно в Германию, в музей современного искусства города Ахен. Знаменитый германский коллекционер П. Людвиг, искренне увлеченный русским искусством, убедил художника, что там ее увидят намного больше зрителей. Однако через месяц Борис Михайлович решает воссоздать полотно, назвав его «Это мы, Господи». В этом последнем варианте автор свел к минимуму приметы конкретной войны, что заставило заявленную проблему зазвучать с новой силой, вне времени и пространства. (14)

(14)

Тема женских судеб, искалеченных войной, зазвучала особенно трагично спустя несколько десятилетий после окончания войны. «Особенно меня волновала порожденная войной тема женского одиночества - тема невест и жен погибших солдат. Они благословили мужей на подвиг, помогали в трудную годину и совершают подвиг до сих пор, будут свершать его до самой смерти». (15-16)

(15)

(16)

Утраты (1963–1969)

Картина - часть квадриптиха, посвященного трагическим женским судьбам. Это символ скорби и одиночества, оплакивание навеки ушедшего счастья то ли на небольшом могильном холмике, то ли на «безымянной высоте». По воспоминаниям автора, «у картин плакали не только русские, но и немецкие, и японские женщины (один - красный - вариант после выставки остался в Токио)».

Обращение к чувствам зрителей, побуждение к размышлению о жизни характерны не только для станковых произведений, но и для натюрмортов Бориса Неменского. Эти произведения всегда философичны, очень лаконичны, на них нет случайных предметов, всё здесь несет определенную смысловую нагрузку.

Память смоленской земли. (1993)

Долгие годы Борис Михайлович не обращался к жанру натюрморта, хотя мир предметов жил во многих его картинах. Но бывшие ученики как-то привезли художнику из-под Смоленска пробитую солдатскую каску и горсть стреляных гильз. Эти предметы, отзвуки минувших событий, пролежавшие в земле десятилетия, родили цепь ассоциаций. Художник вспомнил треснувший печной чугунок, который видел в уцелевшей печи выжженной дотла русской деревни, и на картине появились два похожих по форме округлых металлических предмета: один как отголосок мирной жизни, другой из пламени войны. Они застыли, как на пьедестале, на доске столешницы - натюрморт-памятник минувшей трагедии. Художник ничего не стал добавлять в композицию, гильзы понадобились только для оформления рамы(17).

(17)

Все жизненные впечатления находят живой непосредственный отклик в творчестве художника. (Ил. 28–32) «Периодически в душе, уставшей от раздумий и травм, возникает острая потребность прикоснуться к свету, к радости. Тогда в первую очередь пытаешься погрузиться кистью, чувством не в дисгармонию сложных проблем современности, а в гармонию любви, семьи, детства». Борис Михайлович создает светлые, хрупкие, поэтичные произведения. Так рождаются жанровые сцены и портреты, пейзажи близкой сердцу северной и средней полосы России. «Поэзией пропитаны все поры нашей жизни. Это можно не замечать, не понимать, но без поэтического «вируса» не состоялось бы почти ни одного дела, которое мы делали бы с удовольствием, - будь то выращивание картошки, цветов или ребенка. Фактически это основа именно человеческих - очеловеченных веками чувств, основа нормальных - подчеркиваю, не особых, а нормальных, наших отношений. К семье, к природе, труду или обществу».

Художник-педагог

Деятельность Б. Неменского художника на протяжении пятидесяти лет неразрывно связана с деятельностью Б. Неменского педагога. В 1957 г. он начал свою преподавательскую деятельность в МГПИ им. В.И. Ленина, а с 1966 г. преподает на художественном факультете ВГИКа. За эти годы Б.М. Неменский воспитал целую плеяду интереснейших самобытных художников. Среди них А. Акилов, М. Абакумов, В. Балабанов, А. Бедина, В. Брагинский, Г. Гусейнов, В. Чумаков, А. Петров и др. Борис Михайлович является творческим руководителем художественного факультета Университета Российской академии образования, директором Центра непрерывного художественного образования в Москве.

Более тридцати лет назад появилась в общеобразовательной школе программа Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Художник убежден, что обычная грамотность в любой области, даже художественной, является лишь свидетельством овладения определенным уровнем ремесла, что, как показывает практика, совсем не гарантирует духовного развития и духовного богатства человека. Новая программа впервые рассматривала искусство какподлинный путь воспитания личности. Б.М. Неменский впервые провозгласил важность художественного воспитания в системе общего школьного образования чувств ребенка - до этого эмоционально-чувственная сфера оставалась уделом внеклассной деятельности школьников. Общение с искусством вне эмоций невозможно (это касается и художника, и зрителя), поэтому искусство формирует личностное отношение человека к миру. «Эмоции человека - это та почва, на которой прочнее всего закрепляются убеждения и привычки, и особенно прочным - на всю жизнь - оказываются приобретенные в детстве, отрочестве, юности, ибо именно в это время мировосприятие человека наиболее эмоционально». Поскольку эмоциональная память намного сильнее рациональной, именно через искусство наиболее успешно может проходить освоение ребенком социального опыта, содержание которого активно влияет на формирование мировоззрения человека.

«Свой путь мы можем и должны мерить… будущим. Сравнивать свои дела мы должны не с тем, что было, а с тем, что должно быть. Ведь будущему нужно, чтобы не только большинство, - а весь народ, до единого человека был приобщен к культуре, к духовному богатству и мудрости, веками накопленным в искусстве», - так видит цель искусства художник, педагог, философ Борис Михайлович Неменский.

Предложенный материал был с успехом использован в работе с учащимися 5-х классов на уроках ИЗО, посвященных раскрытию темы Великой Отечественной войны в станковой живописи. Знакомство детей с творчеством Б.М. Неменского как художника-фронтовика и как автора программы, по которой они обучаются пять лет, оказывает сильное эмоциональное воздействие.

Литература

Дмитриева Н.А. Борис Михайлович Неменский. - М., 1971.
Неменская Л.А. Борис Неменский. - М.: Белый город, 2005.
Неменский Б.М. Доверие. - М.: Молодая гвардия, 1984.
Неменский Б.М . Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987.
Неменский Б.М . Познание искусством. - М.:. Изд-во УРАО, 2000.
Неменский Б.М . Распахни окно. - М.: Молодая гвардия, 1974.

«Материнское счастье».
1869.
Частная коллекция.

«Молодая мать с ребёнком».
1871.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

«Молодая мать, наблюдающая за спящим ребёнком».
1871.
Частная коллекция.

«Счастье материнства».
1878.
Частная коллекция.

«Родина-Мать».
1883.
Частная коллекция.

«Мать с ребёнком».
1887.
Частная коллекция.

«Мать».
1932.

Александр Максович Шилов.
«В келье (Матушка Паисия). Пюхтицкий монастырь».
1988.


1. Женщина по отношению к рождённым ею детям.
Сын растерянно гладил руку матери и молчал. (М. Горький. Жизнь Клима Самгина. )

2. Самка по отношению к своим детёнышам.
По ночам выносят их [ягнят и козлят] к матерям. (Шолохов. Поднятая целина. )

3. Обращение к лицу женского пола.
Лизанька встала из-за пяльцев и стала убирать свою работу. – Что ты, мать моя! глуха, что ли! – закричала графиня. (Пушкин. Пиковая дама. )

4. Название монахини, а также жены духовного лица (священника, дьякона), обычно присоединяемое к имени или званию.
Сама мать Пульхерия, московская игуменья, поклоны да подарочки с богомольцами ей посылали. (Мельников-Печерский. В лесах. )

В чём (или как) мать родила – без одежды, голый.

«Словарь русского языка. Москва», «Русский язык». 1982 год.

Альбрехт Альтдорфер.
«Христос прощается со своей матерью».
1520.
Национальная галерея, Лондон.


Когда человека внезапно настигает беда, его родные и близкие часто получают некий сигнал о несчастье. При этом падают картины, лопается посуда, останавливаются часы, возникают видения, появляются двойники гибнущего человека. Когда один мальчишка, оставленный на попечение бабушки, стал тонуть на речке, его мать, находясь за тысячи километров, чётко увидела своего ребёнка, отчаянно бултыхавшегося в воде. Его выловили, и было решено ничего не сообщать матери, чтобы зря ее не беспокоить. Но мать приехала, рассказала все детали приключения, показала место, где мальчик чуть не утонул. Этот и множество других подобных ему случаев описаны в книге Л. Васильевой «Внушение на расстоянии».

Анатолий Строжков. «Живых существ таинственная связь». «За семью печатями» №7 2005 год.

Василий Васильевич Верещагин.
«Письмо на родину (Письмо к матери)».
1901.


Мать называли мамой, матушкой, мамушкой, маменькой, мамкой, родительницей.

Василий Белов. «Лад». Москва, «Молодая гвардия». 1982 год.

Василий Григорьевич Перов.
«Мать с больным ребенком».
1878.


Василий Иванович Суриков.
«Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде».
1872.


«Две матери. Мать приемная и родная».
1906.
Самарский областной художественный музей, Самара.

«Мать и дочь».
1886.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Гравюра И.М. Бернигерота.

Середина XVIII века.

«Иоганна Елизавета, княгиня Ангальт-Цербстская, урожденная принцесса Голштейн-Готторпская, мать императрицы Екатерины II».
1870-е.

«Родина-мать зовёт».
1941.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Смотрят грустно так и кротко Голубые глазки. Не забыла, знать, сиротка Материнской ласки!»

Иван Акимович Акимов.
«Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев».
1773.


«Мать с ребёнком».
1915.

Карл Павлович Брюллов.
«Мать, просыпающаяся от плача ребенка».
1831.


Карл Штейбен.
«Пётр Великий, спасаемый матерью от ярости стрельцов».


«Мать».
1913.

«Мать».
1919.
Рисунок для журнала «Пламя».

Леонардо да Винчи.
«Плод в чреве матери».

«Кормящая мать».

М. Савицкий.
«Женщины-матери».
Фрагмент росписи «Отечественная война. 1944 год».


Неизвестный художник.
«Женский портрет (Предполагаемый портрет матери поэта М. Ю. Лермонтова)».


Николай Константинович Рерих.
«Матерь мира».
1930.


Николай Неврев.
«Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым».
1903.


«Мать и сын».
Между 1716 и 1742.


«Мать учит свою дочь писать».

Фердинанд Георг Вальдмюллер.
«Портрет матери капитана фон Штирль-Хольцмайстер».


Фредерик Лейтон.
«Мать и дитя».


Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У них в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение.
Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли - не поворачивается сказать, просто уничтожили!
Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель.
Вот после этого нам дали помещение, где мы и базировались. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей.
Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок.
Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет к вам за помощью.
Связаться со мной,адрес для ПОСЫЛОК,446012 Самарская обл.г.Сызрань,ул.Новосибирская 47,связаться можно через соцсети СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КРАСНОВ.или пишите на почту [email protected] Всегда, находясь на волне успеха, надо творить дела милосердия, подавать милостыню. А если Господь помогает в тяжелых обстоятельствах, то не забывать после о благодарности. Тогда и Он не забудет о ваших нуждах.

Религиозная тематика является достаточно популярной среди современников Рафаэля. Однако основным отличием данной картины от аналогичных является ее наполненность живыми эмоциями в сочетании с довольно простым сюжетом.

Композиция

В центре внимания - женская фигура Мадонны, которая держит на руках своего маленького сына. Лицо девы полно некой печали, словно она заранее знает, что ждет ее сына в будущем, а вот малыш, напротив, проявляет яркие, позитивные эмоции.

Дева с новорожденным Спасителем на руках идет не по полу, а по облакам, что символизирует ее вознесение. Ведь именно она земле грешников принесла Благословение! Лик матери с ребенком на руках светел и продуман до мелочей, а если внимательно всмотреться в лицо малыша, то можно заметить взрослое выражение, несмотря на его очень юный возраст.

Изобразив Божественное дитя и его мать максимально человечными и простыми, но при этом идущими по облакам, автор подчеркнул тот факт, что независимо от того, божественный ли это сын, или человеческий, все мы рождаемся одинаково. Таким образом художник передал мысль, что только с праведными мыслями и целями возможно найти подходящее для себя место на Небесах.

Техника, исполнение, приемы

Шедевр мирового уровня, эта картина содержит в себе совершенно несочетаемые вещи, как людское бренное тело и священность духа. Контраст дополняется яркими цветами и четкими линиями деталей. Отсутствуют лишние элементы, фон бледный и содержит изображения других светлых духов или поющих ангелов за спиной Мадонны.

Рядом с женщиной и младенцем изображены святые, которые преклоняются перед Спасителем и его матерью - первоосвященник и святая Варвара. Но они как бы подчеркивают равенство всех героев картины, несмотря на коленопреклоненную позу.

Внизу располагаются два забавных ангела, которые стали настоящим символом не только этой картины, но и всего творчества автора. Они маленькие, и с задумчивыми лицами с самого низа картины наблюдают за тем, что происходит в жизни Мадонны, ее необыкновенного сына и людей.

Картина до сих пор вызывает множество споров у специалистов. Например, очень интересным считается факт, что нет единого мнения о том, сколько пальцев на руке понтифика. Некоторые видят на картине не пять, а шесть пальцев. Также интересно то, что, по легенде, Мадонну художник рисовал со своей любовницы Маргериты Лути. А вот с кого рисовался малыш, неизвестно, но есть вероятность, что лицо ребенка автор рисовал со взрослого человека.

8 мая 2015, 15:32

В разных уголках бывшего Советского Союза установлены немногочисленные памятники матерям, не дождавшихся своих сыновей с фронта.

В посёлке Алексеевка Кинельского района Самарской области 7 мая 1995 года, накануне 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, состоялось торжественное открытие мемориала семьи Володичкиных. Мать воинов Прасковья Еремеевна Володичкина стоит в окружении девяти журавлей, как символ ожидания и веры. Девять журавлей – девять сыновей, которые отдали свои жизни во имя Победы. Прасковья Еремеевна Володичкина проводила на фронт девятерых своих сыновей. Женщина осталась одна - муж умер еще в 1935. С самым младшим - Николаем - мать перед войной даже не успела попрощаться. Закончив службу в Забайкалье, он должен был вернуться домой, но так и проехал мимо родных мест, лишь выбросив из окна теплушки свернутую трубочкой записку: «Мама, родная мама. Не тужи, не горюй. Не переживай. Едем на фронт. Разобьем фашистов и все вернемся к тебе. Жди. Твой Колька». Он так и не вернулся. Как и еще пятеро его братьев. После шестой похоронки в январе 1945 года сердце матери не выдержало потерь. Трое ее сыновей вернулись с фронта тяжело ранеными. Из огромной семьи, в которой, если бы не война, появилось много детей, внуков, правнуков, не осталось никого.

Анастасия Акатьевна Ларионова , жительница деревни Михайловка Саргатского района Омской области, проводила на фронт семерых сыновей: Григория, Пантелея, Прокопия, Петра, Федора, Михаила, Николая. Все они погибли на фронтах Великой Отечественной войны. За материнский подвиг 22 июня 2002 года в райцентре Саргатское ей поставили бетонный памятник, который был посвящен всем русским матерям, потерявшим в годы войны своих сыновей. Памятник представляет из себя фигуру женщины которая изображена стоящей у калитки в простой строгой одежде. Скорбное лицо обрамлено платком, горе запечатлелось в морщинках лба. Глаза устремлены вдаль в надежде, увидеть родные силуэты детей. Левая рука сильно прижата к сердцу, чтобы сдержать его боль. 9 мая 2010 года в день 65-летия Победы бетонный памятник был заменен его точной копией, но из бронзы.

В ноябре 2010 года по инициативе сотрудников сельской библиотеки Соколовского сельского поселения Гулькевичского района Краснодарского края на месте захоронения был установлен памятник многодетной матери Ефросинье Бабенко , все четверо сыновей которой погибли на полях сражений в годы Великой Отечественной войны. Сама женщина умерла через 15 лет после окончания войны, никаких родных и близких у нее не осталось.

В 1975 году в Жодино (Республика Белоруссия) у дороги Брест – Москва был открыт памятник Матери-патриотке, прообразом которой стала Анастасия Фоминична Курсевич (Куприянова) , потерявшая в годы Великой Отечественной войны пятерых сыновей. В скульптурной композиции представлен момент прощания матери с сыновьями, которые уходят по символической дороге, чтобы защитить Родину, освободить от врага свой дом, вернуть мир и счастье всем матерям на Земле. Самый младший сын Петя, любимец матери, в последний раз оглянулся в ее сторону…

Памятник матери Татьяне Николаевне Николаевой , потерявшей на войне шесть из восьми сыновей. Село Изедеркино Моргаушского района, Чувашия. Татьяна Николаевна родила и вырастила 8 сыновей. Григорий, Александр, Родион, Фрол, Михаил, Егор, Иван, Павел-участвовали в Великой Отечественной войне. Григорий, Егор, Иван, Павел погибли в боях. Фрол и Родион умерли вскоре после войны от ран. В родной деревне в мае 1984 открыт памятник славной чувашской матери Николаевой Т.Н. Она занесена в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР в 1978 году.

Памятник Калисте Павловне Соболевой в далекой архангельской деревушке Шахановке Шенкурского района. В 2004 г. опубликована статья в газете Правда Севера: «В нашей области, в Шенкурском районе, в деревне Шахановка, жила женщина, имя которой тоже надо хорошо знать. Это Калиста Павловна Соболева, сыновья которой не вернулись с полей сражений Великой Отечественной войны. Ни одной своей кровиночки - от 1905-го до 1925 годов рождения - не дождалась Калиста Павловна. Узнав о Победе, поставила на стол семь фотографий, семь стопок наполнила горькой, односельчан пригласила помянуть сыночков - Кузьму, Ивана, Андрея, Никиту, Павла, Степана, Иосифа... Жила Калиста Павловна бедно, ходила в лаптях. Работала в колхозе, награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." Как и все колхозники, пенсии долго не получала, только в хрущевское время стали платить ей шесть рублей в месяц, потом - 12, а после - 18. Земляки сочувствовали ей, помогали картошку сажать и копать. Умерла она в середине шестидесятых. «

В 2004 году на центральной площади в Омской области в поселке Крутинки был установлен памятник Акулине Семеновне Шмариной , матери пятерых сыновей, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

В г. Задонске - памятник матери Марии Матвеевне Фроловой . Наискосок от монастыря, в скверике, поблизости от монастырской гостиницы расположена скульптурная группа - Скорбящая Мать и ряд обелисков с именами ее сыновей. Михаил, Дмитрий, Константин, Тихон, Василий, Леонид, Николай, Петр... У этой русской женщины-матери, вырастившей и воспитавшей 12 детей, восемь сыновей отняла война.

В cеле Буб Пермского края поставлен памятник Яковлевой Матрене Ивановне. Во время войны она продала все, что имела: дом, скотину, вещи. Пришла в сельсовет с мешком денег (100 тысяч рублей) со словами: "Купите на эти деньги самолет. У меня сынки воюют, надо помочь". Самолет купили. Сыновья с войны не вернулись, ни один. А всю оставшуюся жизнь Матрена Ивановна прожила в домах односельчан по очереди, всем было за честь, что она поживет в их доме. Памятник Матрене Ивановне поставили односельчане.

Олицетворением же всех матерей-героинь стала кубанская крестьянка Епистиния Степанова , положившая на алтарь Победы самое дорогое, что у нее было - жизни своих девятерых сыновей: Александра, Николая, Василия, Филиппа, Федора, Ивана, Ильи, Павла и Александра.

Маршал Советского Союза А. А. Гречко и генерал армии А. А. Епишев в 1966 году писали ей:

«Девять сыновей вырастили и воспитали Вы, девять самых дорогих для Вас людей благословили на ратные подвиги во имя Советской Отчизны. Своими боевыми делами они приблизили день нашей Великой Победы над врагами, прославили свои имена. …Вас, мать солдатскую, называют воины своей матерью. Вам шлют они сыновнее тепло своих сердец, пред Вами, простой русской женщиной, преклоняют колени».

На Кубани, в станице Днепровской, открыт музей. Он носит имя братьев Степановых. В народе его называют еще музеем русской матери. После войны собрала здесь мать всех своих сыновей. Вещи, которые в нем хранятся, трудно назвать музейным словом «экспонаты». Каждый предмет говорит о материнской любви и сыновней нежности. Здесь собрано все, что берегла мать: скрипка Василия, тетрадка со стихами Ивана, горсть земли с могилы Саши... Обращения к матери полны сыновней любви и заботы: «Много думаю о вас, живу мысленно с вами, родная мама. Часто вспоминаю свой родной дом, свою семью».

Последние годы Епистиния Фёдоровна, персональная пенсионерка союзного значения, жила в Ростове-на-Дону, в семье единственной дочери - учительницы Валентины Михайловны Коржовой. Там же и умерла 7 февраля 1969 года. Солдатскую мать похоронили в станице Днепровской Тимашёвского района Краснодарского края со всеми воинскими почестями, где в символическую братскую могилу «положили» и ее сыновей. Вскоре там возник целый мемориал, посвященный Степановым. Приравняв ее материнский подвиг к ратному, Родина наградила Епистинию Фeдоровну Степанову боевым орденом «Отечественной Войны» 1 степени.

На больших руках усталой матери
Умирал её последний сын.
Полевые ветры тихо гладили
Серебристый лен его седин.
Гимнастёрка с воротом распахнутым
Задубела пятнами на нём.
Из тяжелых ран
В сырую пахоту
Опадала кровь его огнём.
- Я ль тебя, сыночек, не лелеяла,
Я ль тебя, родной, не берегла?..
Ясны очи,
Кудри эти белые,
Силу богатырскую дала.
Думала - сойдутся в жизни праздники…
Ты последней радостью мне был!
А теперь твои закрылись глазоньки,
Белый свет в ресницах
Стал не мил. -
Увидав её слезинку грустную,
Обступили мать среди полей
Девять бед, разбивших сердце русское,
Девять павших в битве сыновей.
Стыли танки, громом раскурочены,
Заступали кони повода.
...Встала мать в селе на главной площади
И окаменела навсегда.
(Иван Варавва)