Описание картины воспоминания матери о сыне. Сочинение по картине В. Е. Маковского “Две матери. Мать приёмная и родная”. Назад в новую жизнь

На тему Великой Отечественной войны написано огромное количество книг, музыкальных произведений, снято множество фильмов.
Эта тема поистине неиссякаема, ведь она перевернуло жизнь нескольких десятков миллионов человек, разделила ее на «до» и «после».

К сожалению, далеко не все матери, жены и дочери дождались своих сыновей, мужей, отцов с фронта, с полей сражений.
Я считаю, что на картинах или с помощью других художественных средств можно передать лишь небольшую часть той боли, страданий, которые пришлось пережить людям в те годы.

Одна из таких судеб легла в основу картины В.Игошева «Она все сына ждет».
На ней показана пожилая женщина, стоящая у открытой калитки своего старого дома.
Ее глаза полны тоски, грусти, ожидания, страдания.
Думаю, она провела в таком положении уже много времени.
Каждый день женщина выходит на это место в надежде, что вернется ее любимый сын, живой и невредимый.
Она неизменно смотрит вдаль, но, к сожалению, чудо не происходит.
Возможно, она и сама понимает, что нет смысла мучиться и ждать, но ничего не может с собой поделать.
Весь смысл ее послевоенной жизни сводится лишь к этому.

За спиной бабушки изображен дом с чистым, распахнутым окном.
На подоконнике стоят цветы, а наличники выкрашены в синий цвет.
Женщина как может старается поддерживать его в хорошем состоянии, но с каждым годом делать это ей все становится все труднее.
Рядом с окном автор нарисовал тоненькие белые березы, будто напоминая о том, что нужно жить дальше, несмотря ни на что.

Несмотря на трагичность картины, женщина показана в белой блузке и платке, черной юбке.
Из-под платка мы видим седые волосы героини.
Ее лицо морщинистое, а глаза прищуренные.
Мы можем лишь догадываться, какие мысли посещают ее седовласую голову в этот момент.
Может быть, она вспоминает, как сын уходил на фронт, как он рос… В любом случае, ее думы лишь об одном - о родном, единственном ребенке, которого она больше никогда не увидит.

Владимир Егорович Маковский (1846-1920) ро­дился в семье с богатыми культурными традициями. Его отец, Е. И. Маковский, был одним из основателей знаменитого Училища живописи, ваяния и зодчества в Москве, из которого вышло немало выдающихся мастеров искусства.

В родительском доме часто собирались люди, уже тогда прославившиеся своим вкладом в искусство - композитор М. И. Глинка, писатель Н. В. Гоголь, актёр М. С. Щепкин, художники К. П. Брюллов, В. А. Тропинин и другие. Мать Владимира Егоровича музицировала и пела. Так что неудивительно, что дети, выросшие

в атмосфере искусства - кроме Владимира, в семье было ещё два сына и две дочери - тоже со временем стали творческими людьми. Все трое братьев стали художниками, а их младшая сестра Мария - певицей. Сам Владимир Егорович тоже имел красивый голос, унаследованный от матери, играл на гитаре и скрипке. Мальчик рано увлёкся рисованием, и этот интерес впоследствии перерос в дело всей жизни.

Первые уроки рисования Владимиру Маковскому преподал известный художник В. А. Тропинин. У него Маковский учился и позже, став студентом Училища живописи, ваяния и зодчества. Это учебное заведение молодой человек закончил с серебряной медалью.

В своём творчестве Маковский значительное ме­сто отводил обычным людям. Сюжеты для картин художник чаще всего брал из жизни, выбирая такие моменты, когда наиболее ярко раскрывались харак­теры и взаимоотношения людей. Когда в 1873 г. за картину “Любители Соловьёв” Маковский получил звание академика, и картина экспонировалась на Все­мирной выставке в Вене, писатель Ф. М. Достоевский охарактеризовал её следующим образом: “… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще”.

Маковский был деятельным участником и даже избирался членом правления Товарищества передвиж­ных художественных выставок, которые организовы­вались, чтобы искусство стало доступно широким народным массам. Преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, затем в Академии худо­жеств в Петербурге, а впоследствии стал её ректором. Создал несколько эскизов для росписи Храма Христа Спасителя в Москве. Среди учеников В. Е. Маков­ского - художники А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов.

Как и большинство работ Маковского, картина “Мать приёмная и родная” написана по реальным событиям. Картину приобрёл самарский купец Шихобалов, меценат и друг Маковского. Некоторое время полотно находилось в коллекции Шихобалова, а после революции 1917 г. эта коллекция поступила в фонд Самарского городского музея. Сейчас это Самарский художественный музей, картина по-прежнему нахо­дится там.

Сам автор картины рассказывал Шихобалову, что событие, запечатлённое на картине, имело место в се­мье его знакомого художника. Эта семья когда-то усыновила мальчика, сына простой крестьянки, и вос­питывала его как своего собственного сына. Но одна­жды явилась родная мать ребёнка и предъявила свои права на сына.

На картине эмоционально запечатлён момент, ко­гда появляется эта женщина. Семья как раз сидела за столом. Сервировка, интерьер комнаты, одежда членов семьи недвусмысленно свидетельствует о мате­риальном достатке. Стол накрыт белой скатертью, на нём расставлена дорогая посуда. На окнах - лёгкие белые занавески и тяжёлые драпировки от потолка до пола. Одна из стен, за спиной пришедшей кре­стьянки, увешана картинами. Приёмные родители мальчика нарядно одеты: отец - в тёмном костюме, мать - в белом платье с большим воротником, отде­ланным пышной оборкой. Кроме приёмных родителей, мальчика и его родной матери, в глубине комнаты изображена ещё пожилая женщина в белом чепце и светлом платье, поверх которого накинута большая чёрная шаль - вероятно, это няня ребёнка.

Художник живо изобразил потрясение, которое испытывают приёмная мать и няня, да и сам ребёнок. Няня всплеснула руками, приёмная мать судорожно прижимает к себе ребёнка. И сам мальчик, судя по тому, как он прижался к приёмной матери и недо­верчиво, боязливо смотрит на родную мать, явно не горит желанием покинуть дом, который привык счи­тать своим. И тут дело не только в достатке, хотя очевидно, конечно, что мальчика хорошо кормят и оде­вают. У стола стоит плетёное кресло с салфеткой - по-видимому, это обычно место мальчика за столом. Наверное, у него есть и своя комната, и игрушки, каких крестьянские дети даже не видели. Но глав­ное - мальчика здесь любят, он стал родным для этих людей, которые заботятся о нем. И он привык к ним и полюбил их, считал своими родителями. Неизвестно, помнит ли он свою родную мать; судя по тому, как он прильнул к приёмной матери, вряд ли, эта женщина, внезапно появившаяся в доме, для него просто чужая тётя, непонятно почему она хочет забрать его и увести неведомо куда.

Крестьянка, родная мать ребёнка, похоже, не испы­тывает особого смущения оттого, что она ворвалась в чужой дом, когда-то оставила сына, а теперь, по сути, вторгается в его счастливую жизнь, грубо ломает её. Неизвестно, что побудило её прийти за ребёнком. Её лицо не выражает каких-то чувств к сыну - только напор и уверенность в том, что она вправе забрать его.

Противовесом смятению приёмной матери и самого ребёнка служит непоколебимость отца. Он курит сигару, спокойно глядя на ворвавшуюся в его дом женщину. Он не собирается уступать ей. Вероятно, он намеревается предложить ей деньги, чтобы она больше не беспокоила его семью. Она и за мальчиком пришла, возможно, в расчёте, что теперь, когда он подрос, станет работать для неё.

Одета родная мать мальчика небогато. На ней тёмная верхняя одежда, из-под которой виден подол коричневой юбки и пёстрый полосатый длинный пе­редник, какие носили крестьянки. На голове повязан красный платок. В одной руке женщина держит небольшой мешок с вещами, в другой - бумагу, по-видимому, документ, подтверждающий её право на ребёнка.

Можно предположить, как события развернутся дальше. Ребёнок останется в семье, крестьянка, ко­торая его оставила, возьмёт деньги, предложенные приёмным отцом, и уйдёт. Но мир и покой людей, живущих в этом доме, всё равно разрушен. Женщина, воспитавшая ребёнка, привыкла считать его своим, ей страшно при мысли, что его заберут у неё. Ребёнок, возможно, даже не подозревал, что папа и мама ему не родные. Сколько времени пройдёт, прежде чем уля­жется душевная буря, вызванная появлением чужой тёти, называющей себя его матерью?

Нельзя не признать, что художник мастерски по­казал глубинные переживания людей, которых запе­чатлел в драматический для них момент.

Глоссарий:

– сочинение по картине маковского две матери

– описание картины в маковский две матери приемная мать и родная

– маковский две матери описание картины

– Две матери изложение

– маковский две матери


Другие работы по этой теме:

  1. В 1883 году Владимир Маковский пишет знаменитую картину под названием “Свидание”. Сперва, исходя из названия, может показаться, что на холсте изображено что-то романтичное, быть может,...
  2. Какое место в ряду наших родственников, друзей, знакомых занимает мать – вот проблема, которую рассматривает И. Ф. Гончаров. Известный российский педагог убеждает нас, читателей, в...
  3. Многие произведения В. Е. Маковского демонстрируют его интерес к “маленькому че­ловеку”. Он напоминал зрителю о человече­ской несправедливости, об “униженных и ос­корблённых”. Сочувственно относясь к жизни...
  4. Художники, творившие свои шедевры в 60-70 годах 19 века, стремились в своих произведениях передать революционное настроение, что творилось на тот момент в России. Среди многих...
  5. Владимир Егорович Маковский - великолепный художник, непревзойдённый мастер жанрово-быто­вых сцен. С самого детства юный Маковский был окружён творческими людьми, поскольку его отец являлся одним из...

Еще в устной поэзии облик матери приобрел пленительные черты хранительницы очага, все умеющей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорбленных и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты еще в русских народных сказках и народных песнях. Народ всегда чтил Мать! Не случайно в народе также живет много хороших, ласковых слов о матери. Мы не знаем, кем они были сказаны впервые, но они очень часто повторяются в жизни и переходят из поколения в поколение. Это сказания и былины о том, как женщины-матери спасали своих детей, своих родных. Один из таких примеров - это Авдотья Рязаночка из народного сказания о мужестве простой женщины-матери. Эта былина замечательна тем, что не мужчина-воин, а женщина-мать «выиграла битву с ордой». Она встала на защиту своих родных, и благодаря ее мужеству и уму не «пошла Рязань на полону». Вот оно - бессмертие истинной поэзии, вот она - завидная протяженность ее существования во времени!

Многочисленные пословицы и поговорки о маме описывают самые искренние, самые глубокие чувства к родному человеку.

Куда мать, туда и дитя.

Мать кормит детей, как земля людей.

Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Родная земля - матушка, чужая сторона - мачеха.

Птица рада весне, а младенец - матери.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

У кого есть матка у того и голова гладка.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Материнская молитва со дня моря вынимает (достает).

Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.

Материнское благословение и в воде не тонет, и в огне не горит.

Без отца - полсироты, а без матери - вся сирота.

Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца-матери и в сказке не найдешь.

Слепой щенок и тот к матери ползет.

Материнское слово мимо не молвится.

Родных много, а мать роднее всего.

С матерью жить - ни горя, ни скуки не знать.

Материнским словом Бог правит.

Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.

Мать и бьет, как гладит, а чужая и гладит, как бьет.

Без матушки родной и цветы бесцветно цветут.

Маменька родимая - свеча неугасимая.

Тепло, тепло, да не лето; добро, добро, да не мать родная.

Сердце матери лучше солнца греет.

А сколько всего написано про мать, сколько стихов, песен, прекрасных мыслей и высказываний!

Ребенок узнает маму по улыбке.

Лев Толстой

Мама - это самое красивое слово, произнесенное человеком.

Кайл Гибран

Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери...

Максим Горький

Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более емкого для любви, чем сердце матери.

Максим Горький

Это великое предназначение женщины - быть матерью, хранительницей домашнего очага.

В. Белов

Нет ничего святее и бескорыстнее любви Матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть - или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею.

В. Белинский.

Рука, качающая колыбель, правит миром.

Петер де Вриес

Нет в мире такого цветка, ни в каком поле, ни в море такой жемчужины, как ребенок на коленях у матери.

О. Уальд

Господь не может поспеть всюду одновременно, и поэтому он создал матерей.

Марио Пьозо

Есть святое слово - Мать.

Омар Хайям

Человек, который был бесспорным любимцем своей матери, через всю свою жизнь проносит чувство победителя и уверенности в удачу, которые нередко приводят к действительному успеху.

З. Фрейд

Нет того, чего бы не выдержала любовь матери.

Паддок

Будущее нации - в руках матерей.

О. Бальзак

Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение.

О. Бальзак

Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми.

Ж.-П. Рихтер

Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью - одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом.

С. Харрис

Великое чувство, его до конца / Мы живо в душе сохраняем. / Мы любим сестру и жену, и отца, / Но в муках мы мать вспоминаем.

Н.А. Некрасов

Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать.

М. Джалиль

Материнство облагораживает женщину, когда она отказывается от всего, отрекается, жертвует всем ради ребенка.

Я.Корчак

Настоящая женщина-мать нежна, как лепесток только что распустившегося цветка, и тверда, мужественна, несгибаема к злу и беспощадна, как справедливый меч.

В. Сухомлинский

Материнство - это и великая радость, и великое познание жизни. Отдача, но и воздаяние. Нет, наверное, на свете более святого смысла существования, чем растить рядом с собой достойного родного человека.

Ч. Айтматов

Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери. Тем радостнее и светлее жизнь.

З. Воскресенская

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она - лучший друг, мудрый советчик. Мать -ангел-хранитель. Не случайно многие писатели и поэты, создавая свои произведения, черпали вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери.

Удивительно, но всю жизнь как дар хранил колыбельную песню, которую ему в раннем детстве пела мать, русским поэт М.Ю. Лермонтов. Это нашло отражение в его стихотворении «По небу полуночи ангел летел», в «Казачьей колыбельной песне». В ней сила материнской любви благословляет, напутствует маленького ребенка, передает ему народное идеалы как откровение в самых простых и незамысловатых словах. Лермонтов глубоко почувствовал мудрость, силу материнского чувства, которое направляет человека с первых минут его жизни. Неслучайно потеря матери в раннем детстве так болезненно сказалась в сознании поэта.

По-настоящему глубоко тема матери прозвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы,
Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты -
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(
Из стихотворения «Мать»)

В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что еще ребенком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал - убавленное горе», то есть к крепостным. Образ женщины-матери ярко также представлен Некрасовым и в других его произведениях «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская».

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет.

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

«Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!

Некрасовские традиции в изображении светлого образа матери-крестьянки в лирике Сергея Есенина. Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделенный индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает еще в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…». Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но все прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечет туда тоскующая о сыне мать. «Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется - сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить ее в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания -«поджиданье седых матерей». Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но все ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слезы бедных матерей».

Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Эти строки из далекого XIX века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». 17 месяцев Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилева: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой…
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.

Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы Девы Марии; страдания сына - с муками Христа, распятого на кресте.

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Горе матери, оно беспредельно и невыразимо, ее утрата - невосполнима, потому что это ее единственный сын.

Особое место образ матери занимает в творчестве Марины Цветаевой. Ей посвящены не только стихи, но и проза: «Мать и музыка», «Сказка матери». В автобиографических очерках и письмах Цветаевой можно найти много упоминаний о Марии Александровне. Ее памяти посвящено и стихотворение «Маме» (сборник «Вечерний альбом»). Автору очень важно подчеркнуть духовное воздействие матери на дочерей. Натура тонкая и глубокая, художественно одаренная, она ввела их в мир прекрасного. С самых ранних лет музыка была для Цветаевой тождественна голосу матери: «В старом вальсе штраусовском впервые/ Мы услышали твой тихий зов». «Мать - сама лирическая стихия», - пишет Цветаева.

«Страсть к стихам - от матери». Благодаря ей и для детей искусство стало некой второй реальностью, подчас более желанной. Душа, была убеждена Мария Александровна, должна уметь противостоять всему безобразному и дурному. К детским снам клонясь неутомимо (Без тебя лишь месяц в них глядел!), Ты вела своих малюток мимо Горькой жизни помыслов и дел. Мать научила детей чувствовать боль - свою и чужую, сумела отвратить их от лжи и фальши внешних проявлений, даровав им раннюю мудрость: «С ранних лет нам близок, кто печален,/ Скучен смех...». Такая нравственная установка рождала внутреннюю неуспокоенность, невозможность удовлетвориться житейским благополучием: «Наш корабль не в добрый миг отчален/ И плывет по воле всех ветров!» Материнская Муза была трагической. В 1914 году Цветаева писала В.В. Розанову: «Ее измученная душа живет в нас, - только мы открываем то, что она скрывала. Ее мятеж, ее безумие, ее жажда дошли в нас до крика». Груз, принятый на плечи, был тяжел, но он составил и главное богатство юной души. Духовное наследство, завещанное матерью, означало глубину переживаний, яркость и обостренность чувств и, конечно же, благородство сердца. Всем самым лучшим в себе, как признавала Цветаева, она обязана матери.

В автобиографическом романе «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксаков писал: «Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием. Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием, и потому он мало выдается в отрывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвует в них».

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку

……………………………….

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Я помню, помню голос твой!

Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки...
Не ты ли ангелом была?

Обращение к матери, нежность, благодарность к ней, позднее раскаяние, восхищение ее мужеством, терпением - основная тема лирики, которая остается актуальной всегда, независимо от века, в котором творит истинный поэт.

Центральным образ матери становится в поэтическом мире Твардовского и возвышается от частного - посвящений собственной матери - до всеобщего и высшего в русской поэзии аспекта материнства - образа Родины. Важнейшие для поэта мотивы памяти, родных мест (малой родины), сыновнего долга и сыновней благодарности соединены именно в образе матери, и это соединение является отдельной темой в его творчестве.Реальную судьбу своей матери Твардовский описал в стихотворении 1935 года «С одной красой пришла ты в мужний дом…». История одной судьбы проходит на фоне истории вообще, сюжет частной жизни на фоне общей жизни страны. Твардовский не зря называл себя прозаиком: в этом стихотворении он последовательно рассказывает историю жизни своей матери, обходясь без сравнений, метафор, ярких рифм.В этом русле возникают стихи о матерях новых советских героев («Матрос», «Полет», «Сын», «Мать и сын», «Ты робко его приподымешь…»). Лучшее в этом ряду стихотворений 30-х годов - «Ты робко его приподымешь…», где создан подлинный образ матери героя. В годы войны образ матери становится значительнее в творчестве Твардовского, но теперь образ матери приравнивается к образу всеобщей Родины, страны, будучи соотносим с образами простых женщин-крестьянок.Полное перемещение образа матери в область памяти происходит в цикле «Памяти матери», написанном в 1965 году. Здесь нет как такового образа матери; здесь мать живет только в памяти сына, и поэтому его чувства раскрыты больше, чем образ матери, ставший бесплотным.Это стихотворение - последнее, где появляется образ матери, оно завершает материнскую линию в поэзии Твардовского, и само становится той песней, что «в памяти жива», в которой вечно жив образ матери, и собственной матери поэта, и обобщенный образ материнства: крестьянки, труженицы, женщины с трудной судьбой.

Образ матери извечно нес на себе черты драматизма. И стал выглядеть еще более трагично на фоне страшной в своей ожесточенности Великой Отечественной войны. Кто более матери перенес страданий в эту пору? Об этом множество книг. Из них книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»…

Да разве об этом расскажешь -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
(М, Исаковский).

Мать Василия Гроссмана погибла в 1942 году от рук фашистских палачей. В 1961 году, через 19 лет после смерти матери, сын написал ей письмо. Оно сохранилось в архиве вдовы писателя. «Когда я умру, ты будешь жить в книге, которую я посвятил тебе и судьба которой схожа с твоей судьбой». И та горячая слеза, пролитая писателем по его старой матери обжигает наши сердца и оставляет на них рубец памяти.

Война является основной темой некоторых произведений Ч. Айтматова, как и в повести «Материнское поле». В ней образ матери у Айтматова многозначен. Во-первых, это мать, родившая ребенка (героиня повести Толгонай проводила на войну трех своих сыновей и всех троих потеряла). Во-вторых, народная мать: вспоминая детей Толгонай гордится и понимает, что «материнское счастье идет от народного счастья». Красной нитью проходит мысль о силе материнской любви, как способной объединять, роднить, воскрешать: «Я проглотила хлеб со слезами и подумала: «Хлеб бессмертия, ты слышишь, сын мой Касым! И жизнь бессмертна, и труд бессмертен!».

Очень трепетно и нежно пишет о матери в своих произведениях Иван Бунин. Ее светлый облик он сравнивает с небесным ангелом:

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
……………………………….

Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь...
Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки...
Не ты ли ангелом была?

Обязаны ли сыновья и дочери заботиться о своих родителях? Или долг этот они отдают своим детям? На эти вопросы ответила в своем небольшом произведении Людмила Куликова. «Свиделись», краткое содержание которого представлено в данной статье, - это трогательная история о судьбе матери, которая испытывала столь невыносимую что ей стало легче поверить в гибель сына, нежели в его предательство.

Сыновья неблагодарность

Чрезвычайно сложную тему раскрыла в произведении малой прозы писательница Людмила Куликова. «Свиделись» - краткое содержание глубокой темы, посвященной неблагодарности детей, которую затрагивал и Пушкин в своей повести «Станционный смотритель», и Достоевский в романе «Униженные и оскорбленные». Молодые люди нередко, выпорхнув из родительского гнезда, улетают в новую жизнь стремительно, Их подгоняет непреодолимое желание не повторить судьбу несчастных матерей и отцов, унылая и безрадостная картина отчего дома и обычный человеческий эгоизм. Впереди - иное существование. В нем есть свои радости и трудности. А позади - опостылевший дом, в котором выдержано все в серых тонах, и время как будто остановилось. Будущего у его обитателей нет. Так зачем смешивать прошлое с настоящим, если можно просто забыть, изгнать из памяти образ человека, который где-то далеко, быть может, томится и страдает в мучительном ожидании? А еще проще убедить себя в том, что никто уже не ждет и все забыто.

Образ покинутых родителей в русской литературе

По объему является довольно небольшим произведение, которое создала Л. Куликова. «Свиделись», краткое содержание которого изложено ниже, - это, тем не менее, история целой жизни. Сравнивая рассказ современного автора с произведениями представителей русской классической литературы, можно обнаружить, что за последние двести лет мало что изменилось. Все так же существуют неблагодарные дети. И так же страдают старики, у которых жизнь после потери любимого сына или дочери продолжаться не может.

Рассказ, о котором идет речь в этой статье, входит сегодня в школьную программу. Это дает возможность современным подросткам понять глубокие на фоне сегодняшних реалий. Меняется со временем облик человека и то, что его окружает. Человеческие чувства и пороки остаются неизменны. А потому можно смело сказать, что проблема неблагодарности детей лучше всего раскрыта в следующих произведениях:

  • А. С. Пушкин «Станционный смотритель».
  • Ф. М. Достоевский «Униженные и оскорбленные».
  • Л. Н. Куликова «Свиделись».

Главный герой рассказа - Толик. Фамилия - Титов. Более полным именем автор его не наделяет, возможно, потому, что человек этот не обладает зрелым мировоззрением, характерным его возрасту. А быть может, дело в том, что он был и остается Толиком, которого где-то далеко ждет любящая мать.

Действия в рассказе начинают разворачиваться в новой уютной квартире главного героя. Толик стал обладателем отдельного жилья, а значит, сбылась его мечта. Ведь к этому он стремился всю свою сознательную жизнь. И теперь, по случаю новоселья, жена испекла пирог, а за праздничным столом собралось все семейство.

Следует сказать, что герой Куликовой - персонаж, обладающий ценными положительными качествами. Он идеальный семьянин, человек, который живет ради жены и детей. Вот уже двадцать четыре года он работает, не покладая рук. Новая просторная квартира - следствие его многолетнего тяжелого труда. Рассказ «Свиделись» представляет собой короткий фрагмент из жизни трудолюбивого человека, отца семейства. Но этот герой является противоречивой личностью. Как мог он за столь долгий период не вспоминать о женщине, которая подарила ему жизнь? А ведь только во время семейного ужина в новой просторной квартире он вдруг вспоминает о матери. которое царит в доме Титовых, неожиданно омрачено сравнением: «Как в детстве у мамы». Но именно эта мысль и побуждает героя спустя много лет наконец посетить родной дом.

Воспоминания

Вдруг Толик начинает вспоминать материнские письма, которые он получал еще в армии и рвал сразу же на мелкие кусочки. Он думает о том, что не видел ее уже почти четверть века, а не писал более десяти лет. Толик отправляется в родную деревню повидаться с женщиной, которая родила его. Но когда они встречаются, не решается назвать ее матерью, а она отказывается верить в то, что он - ее сын. Мать слишком долго жила ожиданием. За долгие годы она устала плакать и смирилась с тем, что сына ее больше нет. Оказалось, что для материнского сердца невыносимо сыновье предательство.

Толик же ничего так и не понял. Посетив мать, он покинул родной дом навсегда, «отрезав широкий ломоть жизненного хлеба и бросив его на дорогу». Эти события изображает в своем рассказе «Свиделись» Куликова. Анализ произведения, однако, говорит о том, что история эта незаконченная. Настоящие терзания совести у Толика еще впереди. Раскрыть душевный мир главного героя и причину его столь бессердечного отношения к матери можно, рассмотрев художественные приемы, которые использует в рассказе «Свиделись» Куликова.

Анализа образа дома Титовых

В новой квартире Толику все доставляет удовольствие. И запах в ней приятен, и некая уверенность в завтрашнем дне витает в воздухе. Он так устал скитаться по съемным квартирам, что счастье от приобретения собственного жилья не смогла омрачить даже многодневная утомительная подготовка к переезду. И теперь он ощущает столь прочную уверенность в завтрашнем дне, что кажется ему, будто он почти бессмертен. Ведь не зря он так тяжело трудился все эти годы. Ему все-таки удалось «застолбить место на земном шаре».

Образ жизнерадостного и беззлобного человека создала в этом произведении Людмила Куликова. «Свиделись» - это рассказ, который начинается с описания картины идеального семейного счастья. Но лишь на первый взгляд могут показаться воспоминания о матери случайными. Толик, возможно, все эти годы прятал мысли о ней далеко, на самом дне своей души. Слишком много забот и прочих тревог было у него в жизни. Он должен был свить собственное гнездо, обеспечить будущее своим сыновьям, позаботиться о любимой жене. Но только цель была достигнута - и, словно червячок в совершенном яблоке, пробудились мысли о матери. События, которые охватывают всего несколько дней, отразила в этом произведении Людмила Куликова. «Свиделись» - это небольшой отрезок истории длиною в жизнь. Печальный рассказ об ожидании матери, которая была забыта своим сыном из-за бытовых проблем, стремления «отложить лишнюю копейку». Резкий контраст новому дому создает образ запущенной избы, который рисует Куликова.

«Свиделись»: тема дома

Деревня, в которой живет мать, изображена в серых безрадостных тонах. Дома обветшали и вросли в землю. Вокруг царит отчаяние и запустенье. Сама изба не освещается, обстановка в ней довольна неприглядная. Рассказ «Свиделись» построен на антитезе. С одной стороны - жизнеутверждающая картина семейного быта Титовых. С другой - безжизненная атмосфера, царящая в избе. На этом противопоставлении основана идея, которую заложила в произведение Людмила Куликова. «Свиделись», герои которого описаны чрезвычайно скупо, являет собой в котором «говорят» дома и обстановка в них. Именно изображение избы раскрывает внутренний мир ее хозяйки.

Образ Ольги Герасимовны

Мать не признала его. Но в последней фразе, которым завершается рассказ «Свиделись» Куликовой, становится ясно, что героиня этого произведения ничего не забывала. Долгие годы ожидания убили ее. Она уже не ждала сына, и увидеть его живым и невредимым значило убедиться в его предательстве. Хотя «увидеть» - слово, которое к ней неприменимо, так как она потеряла зрение.

Образ матери показался Толику совсем чужим: невысокая старая женщина с невидящими глазами и обожженными пальцами. Неужели это та женщина, письма от которой он так часто получал в армии и чьи послания всегда заканчивались незамысловатой присказкой «Сыну Толе от мамы Оли»?

Письма матери

Они его чрезвычайно раздражали. Пространные письма от любящей матери ему были неинтересны, и он рвал их сразу же после прочтения. Куда приятнее было читать послания от молодых девушек. Тему, во все времена актуальную, подняла в рассказе «Свиделись» Куликова. произведения заключается в сложных взаимоотношениях родителей и детей. Однако трудности могут иметь различный характер. Между матерью и сыном нередко присутствуют разногласия относительно того или иного вопроса. Детей часто утомляет чрезмерная забота, которую один из современных российских авторов однажды назвал «террором любви». Но герой Куликовой не испытывал излишней опеки и не страдал от навязанного матерью мнения. Он ее просто-напросто стыдился. Причину этого низкого чувства может раскрыть дальнейший анализ произведения.

Безотцовщина

В одном из писем мать рассказывает Толику о смерти отца. Он совсем не помнит этого человека. Толик рос безотцовщиной. Когда, наведавшись к матери, он пытается убедить ее в том, что он и есть ее любимый сын Толя, то вспоминает об одном из своих приятелей, который был якобы тоже сыном матери-одиночки. Упоминание о друге детства, который был таким же безотцовщиной, является одним из немногих, которые приходят на ум блудному сыну. И это не случайно.

Расти без отца непросто. И особенно это сложно, когда жизнь протекает в небольшой деревушке, где каждый друг о друге знает все. Отсутствие отца для мальчика не проходит бесследно. Некоторые подростки в взрослеют раньше, чем их сверстники, возлагая на себя заботу о матери. Другие же, напротив, стремятся забыть во что бы то ни стало обидное слово «безотцовщина», убежать от него, скрыться. Чтобы где-то далеко создать полноценную правильную семью. Таким был Толик. Он так хотел иметь свой дом и познать истинную радость семейного счастья, что, не задумываясь, вычеркнул из памяти все, что было связано с детством, а прежде всего - свою мать.

Слепота

В чем смысл названия рассказа Куликовой? Свиделись... Героиня этого произведения не раз произносит это слово. Она говорит о желании «свидеться» с сыном в письме к нему. И она произносит фразу «Вот и свиделись» после того, как он покидает ее в последний раз.

Она хотела увидеть сына. Но поскольку это желание оказалось недосягаемым для нее, она потеряла зрение. Слепота матери в рассказе имеет символическое значение. Как только угасла надежда Ольги Герасимовны «свидеться» с сыном, она утратила и необходимость видеть. Зрение ей было больше ни к чему.

Несостоявшееся покаяние

В ночь, которую провел в доме матери Толик, он не сомкнул глаз. Он все вспоминал о годах минувших. О том, как трудно было зарабатывать деньги на шубу жене, поездки на море, новую квартиру. Об этом Толик хотел рассказать и Ольге Герасимовне, дабы оправдать себя в ее глазах. Но не смог. Она упорно не признавала в нем сына. Но даже если бы он и поведал ей о трудностях, которые преодолевал все эти годы, едва ли она бы его поняла. Человеку, который за большую часть своей жизни не нашел времени увидеться с матерью, оправдания нет.

Другие герои

Совсем немного автор рассказал о прочих персонажах. Ими являются жена и четверо сыновей Толика. Да о них и сказать нечего, поскольку они являются частью счастливой солнечной картины семейного счастья. Исключительно ради них жил и работал герой рассказа последние двадцать четыре года, в чем был искренне убежден. В действительности же он предал свою мать из-за собственного эгоизма и слабости.

Назад в новую жизнь

Толик снова покинул мать. Лицо ее в последнее мгновение показалось ему грустным. Главный персонаж этого рассказа уходит, отбрасывая в сторону все, что связывает его с родным домом. Он уже никогда не увидит мать, но вспомнит о ней не раз. С годами все незначительнее станет житейская суета. А боль в сердце о забытой матери тем временем будет все накаляться. Однако «свидеться» ему, увы, уже будет не с кем.

В стиле психологической прозы создала рассказ «Свиделись» Куликова. Жанр этот предполагает изучение и анализ человеческой души на примере одного-двух героев. В этом произведении можно прочитать судьбы всех покинутых матерей и душевные терзания сыновей, их предавших.

«Материнское счастье».
1869.
Частная коллекция.

«Молодая мать с ребёнком».
1871.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

«Молодая мать, наблюдающая за спящим ребёнком».
1871.
Частная коллекция.

«Счастье материнства».
1878.
Частная коллекция.

«Родина-Мать».
1883.
Частная коллекция.

«Мать с ребёнком».
1887.
Частная коллекция.

«Мать».
1932.

Александр Максович Шилов.
«В келье (Матушка Паисия). Пюхтицкий монастырь».
1988.


1. Женщина по отношению к рождённым ею детям.
Сын растерянно гладил руку матери и молчал. (М. Горький. Жизнь Клима Самгина. )

2. Самка по отношению к своим детёнышам.
По ночам выносят их [ягнят и козлят] к матерям. (Шолохов. Поднятая целина. )

3. Обращение к лицу женского пола.
Лизанька встала из-за пяльцев и стала убирать свою работу. – Что ты, мать моя! глуха, что ли! – закричала графиня. (Пушкин. Пиковая дама. )

4. Название монахини, а также жены духовного лица (священника, дьякона), обычно присоединяемое к имени или званию.
Сама мать Пульхерия, московская игуменья, поклоны да подарочки с богомольцами ей посылали. (Мельников-Печерский. В лесах. )

В чём (или как) мать родила – без одежды, голый.

«Словарь русского языка. Москва», «Русский язык». 1982 год.

Альбрехт Альтдорфер.
«Христос прощается со своей матерью».
1520.
Национальная галерея, Лондон.


Когда человека внезапно настигает беда, его родные и близкие часто получают некий сигнал о несчастье. При этом падают картины, лопается посуда, останавливаются часы, возникают видения, появляются двойники гибнущего человека. Когда один мальчишка, оставленный на попечение бабушки, стал тонуть на речке, его мать, находясь за тысячи километров, чётко увидела своего ребёнка, отчаянно бултыхавшегося в воде. Его выловили, и было решено ничего не сообщать матери, чтобы зря ее не беспокоить. Но мать приехала, рассказала все детали приключения, показала место, где мальчик чуть не утонул. Этот и множество других подобных ему случаев описаны в книге Л. Васильевой «Внушение на расстоянии».

Анатолий Строжков. «Живых существ таинственная связь». «За семью печатями» №7 2005 год.

Василий Васильевич Верещагин.
«Письмо на родину (Письмо к матери)».
1901.


Мать называли мамой, матушкой, мамушкой, маменькой, мамкой, родительницей.

Василий Белов. «Лад». Москва, «Молодая гвардия». 1982 год.

Василий Григорьевич Перов.
«Мать с больным ребенком».
1878.


Василий Иванович Суриков.
«Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде».
1872.


«Две матери. Мать приемная и родная».
1906.
Самарский областной художественный музей, Самара.

«Мать и дочь».
1886.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Гравюра И.М. Бернигерота.

Середина XVIII века.

«Иоганна Елизавета, княгиня Ангальт-Цербстская, урожденная принцесса Голштейн-Готторпская, мать императрицы Екатерины II».
1870-е.

«Родина-мать зовёт».
1941.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Смотрят грустно так и кротко Голубые глазки. Не забыла, знать, сиротка Материнской ласки!»

Иван Акимович Акимов.
«Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев».
1773.


«Мать с ребёнком».
1915.

Карл Павлович Брюллов.
«Мать, просыпающаяся от плача ребенка».
1831.


Карл Штейбен.
«Пётр Великий, спасаемый матерью от ярости стрельцов».


«Мать».
1913.

«Мать».
1919.
Рисунок для журнала «Пламя».

Леонардо да Винчи.
«Плод в чреве матери».

«Кормящая мать».

М. Савицкий.
«Женщины-матери».
Фрагмент росписи «Отечественная война. 1944 год».


Неизвестный художник.
«Женский портрет (Предполагаемый портрет матери поэта М. Ю. Лермонтова)».


Николай Константинович Рерих.
«Матерь мира».
1930.


Николай Неврев.
«Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым».
1903.


«Мать и сын».
Между 1716 и 1742.


«Мать учит свою дочь писать».

Фердинанд Георг Вальдмюллер.
«Портрет матери капитана фон Штирль-Хольцмайстер».


Фредерик Лейтон.
«Мать и дитя».