Примеры проектов по музейным учреждениям. «Музей и сообщества. Культурные проекты как мотор развития города. Анализ этапов создания и развития Русского музея

Скопируйте код и вставьте в свой блог:









Когда речь заходит о музеях, мы представляем себе Эрмитаж, Лувр, Тейт Модерн и еще пару десятков крупных музеев. Они обладают огромными возможностями, большим штатом и, безусловно, являются важнейшими социальными, туристическими, инфраструктурными или даже политическими институтами. Вклад этих музеев в городскую и мировую жизнь бесценен, как и опыт, который они нам дают для работы. Однако есть еще десятки тысяч небольших региональных музеев, чья роль, пусть в меньших масштабах, важна для своих городов.

Несколько лет назад на Пермском экономическом форуме, я готовил секцию «Интернет как инструмент развития региона». И даже тогда, не мог представить, что от интернета меня развернет к музейному делу.

Чуть больше года назад я начал изучать работу музеев Армении и, главное, жизнь небольшого, но очень важного с разнообразных точек зрения дома-музея своего прадеда С.Д. Меркурова в городе Гюмри с населением 150 тысяч человек. Несмотря на масштабы личности, внушительный объем уникальных экспонатов и роль музея в жизни города, проблемы, которые стоят перед музеем, больше бытового характера, нежели культурного. То, что является для «монстров» музейного дела банальным, тут - главное.

Не знаю, помог ли мне опыт в других профессиях в понимании проблем и перспектив локальных музеев, но в результате размышлений о будущем дома-музея появились тезисы, универсальные для большинства небольших музеев.

В силу понятной ситуации. Тем более что музейная жизнь не предполагает миллионов, не требует больших вложений.

Два дня трое англичан и один голландец поведывали нам о том, как преуспеть музею в свободном от государства плавании; как не дрейфовать, а осознанно двигаться от культуры зависимости к культуре возможности; как зарабатывать деньги самим - посредством национальной лотереи ли, примузейных магазинов, ресторанов или отелей (например, замок-музей Боделвидан в графстве Денбишир в Северном Уэльсе давно принимает желающих потусоваться с местными привидениями туристов на постой, ибо лучшее время призраков, как известно, «от заката до рассвета»); как пользоваться «микрофилантропией» и не забывать о партнёрстве, ибо «невозможно стать сильным, если все вокруг тебя слабые»; как заставить людей возвращаться в ваш музей, «ведь возвращаемся мы каждодневно в магазин за хлебом» (необходимо лишь почаще менять витрину)…

Музей - важная часть любого городского пространства. Задача музея - не хранить в пыльных шкафах экспонаты, а любыми способами прокручивать через себя максимальное количество людей.

Это, во-первых, туристический фактор: музеи среди возможных средств досуга занимают важное место. Во-вторых, культурно-социальный: понятная занятость населения. А, в-третьих, профессиональный: музеи, в любом случае, притягивают к себе культурных людей.

Я начал свое путешествие по музеям с очевидного - интернета. Казалось бы, такая банальная для городского жителя вещь как WiFi становится актуальной за пределами крупных агломераций. Популярные варианты небольших городов - кафе. Так почему этим местом не может быть музей? Для кого-то, кто пришел специально, это будет приятной неожиданностью, для кого-то - мотивацией зайти. И не важно, что человек пришел за WiFi. В следующий раз придет посмотреть. Да если и даже так сидит. В музее и стены помогают.

Фотографировать - обязательно. Зайдешь в музей, понравится что-нибудь. Хоть вид из окна. Хоть с друзьями на память. Но страшно достать телефон - прибежит кто-нибудь и заорет, что снимать запрещено. Сегодня, когда у многих в кармане смартфон, который является главным инструментом коммуникации с окружающим миром, и, что важно в нашем случае, основным фотоаппаратом, стоит задача стимулировать гостей музея делать фотографии. Это бесплатная реклама. Это важная точка продвижения.

Выход через сувенирную лавку как явление – это не только элемент развлечения, но и пункт дохода. Что касается больших музеев, то выйти из него чаще всего можно только через магазин, то есть этот выход – единственный. Это должно быть справедливо и для маленьких учреждений. Как ни цинично звучит, в точке покидания посетителем музейного пространства необходимо предоставить возможность потратить деньги. А ведь часто бывает так, что даже пресловутый магнитик на холодильник не купишь. Музей должен быть не только точкой дистрибуции любой тематической продукции, но и ее заказчиком. Даже в небольших масштабах народных промыслов это имеет экономический эффект как для музея, так и для местного населения.

Создатели музея, ещё будучи студентами, обратили внимание на старые и вроде никому не нужные игровые автоматы, разбросанные по паркам отдыха и детским лагерям. Стоило собрать, казалось бы, хлам в одном месте - и к нему потянулись люди. Не испугало создателей музея даже то, что этим местом оказалось заброшенное бомбоубежище в родном институте, а «хлам» нужно было капитально ремонтировать.

Музей - как площадка для событий. Еще раз напоминаю, что главная задача - затащить человека к себе. Столичный пример недавних дней: день рождения радиостанции «Эхо Москвы» проходил в Галерее Зураба Церетели. Где, к своему стыду, я до этого не был. Пришел я, по сути, на корпоратив. В следующий раз пойду внимательно изучать содержимое. Музеи должны проводить мероприятия и на этом зарабатывать. Конечно, не эпатировать публику… Остальное – только на пользу. И себе, и обществу.

Перспективы развития музея, увеличения охвата населения и пропускной туристической способности - это не только рост самого музея, это влияние на всю окружающую среду. Несмотря на важную роль музеев в туристической программе, о хлебе насущном вопрос встает достаточно быстро, т.к. какой бы ни был интересный контент, человек хочет пить и есть. Если данную возможность не может предоставить музей, что может являться одним из источников дохода, то как минимум стимулирует окружающий бизнес к развитию соответствующей инфраструктуры. Если вокруг музеев будут люди - появятся и рестораны, и магазины.

За ресторанами и магазинами будет и спрос на гостиницы, спрос на сувениры, спрос на туризм, рост популярности города. Локальный музей может быть брендом региона, какими являются многочисленные американские музеи вроде музея Zippo. Сегодня именно небольшие музеи могут стать инструментом развития города, его культурной среды, потому что судьба сегодняшнего музея - это творческо-развлекательный центр, а не пыльное хранилище экспонатов.




ОТПРАВИТЬ:

















По оценкам экспертов рынка, частные музеи в силу своих особенностей формируют новый формат коллекционирования и увеличивает аудиторию заинтересованных. В зависимости от направления, музеи частных владельцев увеличивают инвестиционную привлекательность того или иного предмета/темы коллекционирования. Под понятие «частный музей » чаще всего попадают проекты, которые имеют собственные или арендованные площадки с экспозицией, в в состав которой входят тематические частные коллекции и доступ на которые за определенную плату открыт для всех желающих. Согласно данным статистики, за последнее десятилетие наблюдается значительный прирост частных музеев. На передовых мировых позициях находятся Европа, США и Китай. Частные музеи России активно сотрудничают с государственными программами, предоставляя последним свои экспозиции.

Причина увеличения роста числа частных музеев кроется в том, что частные проекты могут быть более гибкими в принятии решений и могут создавать мобильные коллекции, некоторые экспонаты которых могут быть приобретены на аукционах с мировым именем.

Напоминаем, что государственным музеям запрещено на законодательном уровне участвовать в аукционах, проводимых на Западе. Еще одним неоспоримым преимуществом частного музея является его право продажи части своей коллекции. При этом государственным музеям запрещено продавать даже часть своих активов. Частные музеи могут оперативно отреагировать на модные веяния, продать старые коллекции и приобрести более новые и актуальные для посетителей. Это право дает частным проектам вовремя обновлять экспозиции и привлекать большее число клиентов.

Особенности рынка

Частные музеи по сути сами формируют рынок коллекций и монополизируют процесс ценообразования в тех или иных нишах. Привлекая клиентов, демонстрируя те или иные экспозиции, частные музеи создают спрос и новые элементы целевой аудитории, которые готовы покупать понравившееся предметы. Музеи-трендсеттеры (англ. Trendsetter; от англ. Trend - тенденция, to set - устанавливать, начинать) становятся не только активными участниками аукционов, но также их основателями и основной движущей силой.

Аукционам очень выгодно такое сотрудничество – к ним приходит огромное количество не просто заинтересованных лиц, а целые институции с развитым потенциалом и инвестиционными возможностями. Кроме того, стоит подчеркнуть, что участие в аукционах отмечается не только азартом, но также высоким культурным уровнем и масштабом сборов. Арт-рынок мира постоянно обновляется с помощью появления новых и разнообразных по тематике частных музеев. Эксперты утверждают, что развитие частного музейного дела в России будет идти по западному сценарию и со временем сможет укрепиться и создать свои отличительные черты. Так, в основном частный музей собирает совет попечителей (инвесторов), которые объединяются в итоге в достаточно крупный ресурс. Действующее законодательство всячески поощряет данный вариант развития событий.

Федеральный закон о вывозе и ввозе культурных ценностей (№435 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в сфере вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела» и № 430 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» ) от 28.12.2017, гласит, что существуют льготы, которыми может воспользоваться только государственные и муниципальные учреждения культуры.

Действие данного закона распространяются также на музеи негосударственного образца (п. 2 ст. 333–34 НК РФ ).

Кроме того, предметы, представляющие культурную ценность, которые были приобретены или подарены частным галереям, не будут облагаться НДС (п. 3 ст. 333–35 НК РФ), а также частные музеи, согласно поставновлению Президента РФ, освобождаются от уплаты госпошлины на право временного вывоза, что дает им возможность участвовать в международных проектах.

Директор Эрмитажа, глава Союза музеев России Михаил Пиотровский, отмечает что частные коллекции часто бывают весьма профессиональными и их выгодно отличает от академичных классических музеев, отражают индивидуальность своего создателя.

Также он отмечает, что «музей в нашем понимании, это учреждение, которое имеет фонды. Если фондов нет, это галерея… ». Также специалист говорит о сложившейся в России тенденции к созданию единой музейной зоны, в котором сегодня отмечены три основные типа музеев – это государственные, частные и общественные. В данном пространстве наблюдается здоровая конкуренция. Михаил Пиотровский в числе прямых конкурентов частных музеев называет досуговые и развлекательные комплексы. Среди важных составляющих успеха эксперт называет необходимость декларирования экспонатов, сохранения музейного фонда страны, и обеспечение неприкосновенности коллекций. Кроме этого, финансовые средства, заработанные музеем, должны быть потрачены на его непосредственные нужды, а не вычитаться в пользу государства при сокращении субсидирования культурного наследия нации.

Специалист подчеркивает, что современным музеям России нужна особенная концепция, которая будет отличать их от досугового отдыха и сферы услуг.


Михаил убежден, что «наша миссия: все полученное нами от предыдущих поколений сохранить, изучить и передать следующим. Это главное, а не развлечения… ». Искусство – это своего рода терапия, при этом она должна предлагаться знающими образованными людьми. В числе лучших частных музеев России он называет музей Метрополитен и подчеркивает, что в нем идеально сочетаются миссия музея и его диалог с городским пространством и посетителями.

Государственные музеи, в отличие от частных, могут воспользоваться рядом льгот по налогам и получать определенную поддержку от государства.

При этом частные проекты не должны оформлять такой документ как договор об иммунитете своих картин от арестов, налагаемых юридическими исками. Специалист отмечает, что подобная проблема наблюдается в организации выставок в США, представители которых тем не менее свободно могут привезти свои экспозиции для демонстрации в городах России.

Лучшим способом развития индустрии станет тесное сотрудничество частных и государственных музеев – таким образом, единое музейное пространство получит возможность и потенциал к расширению и разнообразию.

Это может быть:

  • Издание литературы на искусствоведческую тематику.
  • Обмен опытом кураторов.
  • Развитие инфраструктуры небольших городов и даже деревень.

Какую информацию должен содержать в себе бизнес план? Резюме бизнес плана по открытию музея с нуля

Данный проект – это план создания частного предприятия по организации музея за 24 месяца. Прежде всего, перечислим ключевые пункты процесса создания бизнес плана запуска частного музея бизнес план с нуля.

В первую очередь возникает Идея проекта, и Цели проекта, такие как:

  • Создание предприятия с высоким .
  • законным способом, с указанием юридического адреса, паспортных данных руководителя и учредителя проекта, данных о сотрудниках.
  • Удовлетворение спроса потребителей на заполнение ниши художественного рынка в России.
  • Поиск и заключение договоров с инвесторами.
  • Стоимость проекта: 3 690 000 руб.
  • Финансирование проекта: Осуществляется путем получения коммерческого кредита в размере 3 690 000 рублей.
  • Сроки окупаемости: 2 года.
  • Доход инвестора составит 237 385,22 рублей.
  • Выплаты процентов по кредиту начинаются с первого месяца реализации данного проекта.
  • Возврат заемных средств начинается с первого месяца реализации проекта. Данное обстоятельство введено в данном бизнес плане для упрощения понимания структуры расчета потока дисконтирования и регулирования денежного потока.
  • Заложенная процентная ставка по заемным средствам 14 %. Необходимо учитывать, что в настоящее время банки пересматривают норму процента для инвестиционных проектов в сторону снижения.
  • Общая сумма начисленных процентов составит 237 385,22 рублей.
  • Срок окупаемости с начала реализации проекта 8 месяц.
  • Срок окупаемости с учетом дисконтирования 2 года.
  • Общий экономический эффект от реализации проекта за условный жизненный цикл составляет 73 783 840,85 руб.
  • Этапы проекта
    Этапы проекта Условия выполнения Сроки выполнения
    Начало проекта 1,5-2 года
    Заключение инвестиционного договора 1 месяц проекта 1 -30 банковских дней
    Получение кредита Наличие

    соответсвующего пакета документов

    30 календарных дней
    Внесение в госреестр, постановка на учет в административных и налоговых органах Заключение

    инвестиционного

    договора

    30 календарных дней
    Подбор местоположения и оформление документации Предварительные 30 календарных дней
    Покупка предметов экспозиции (заключение договоров на экспозицию) Предварительные 30 календарных дней
    Покупка оборудования Заключение

    инвестиционного

    договора

    1-30 календарных дней
    Установка оборудования Получение

    инвестиционных

    1-30 календарных дней
    Найм персонала Производственная

    деятельность

    1-30 календарных дней
    Обучение персонала Окончание этапа организации производственного процесса 1-30 календарных дней
    Проведение маркетинговой компании 360 календарных дней 1-360 календарных дней
    Окончание проекта 12 месяцев — 24 месяца
    Алгоритмы действия, прописанные в бизнес плане В бизнес плане прописаны следующие алгоритмы действий для начала бизнеса:
  • Способы и методы анализа целевой аудитории, составление портрета идеального клиента, его уровень платежеспособности.
  • Регистрация бизнеса в государственных надзорных и налоговых органах.
  • Найм квалифицированных сотрудников, способных выполнить пожелания клиента и быть готовыми к работе. Еще одной статьей расходов считается найм сотрудников. Специалисты будут занимать вакантные должности на конкурсной основе, являясь сотрудниками общего, обслуживающего и временного характера с достойной конкурентоспособной оплатой. Кандидатуры претендентов на должности будут рассматриваться в течении 30 календарных дней.
  • Услуги, оказываемые предприятием.
  • Выбор формата работы предприятия.
  • Бизнес план музея: пошаговое руководство

    В частных коллекциях чаще всего демонстрируются экспонаты, собранные по частным коллекциям. Согласно данным Ассоциации частных музеев, многие частные музеи выросли в серьезные организации из сборных коллекций, которые составляли часть экспозиций тех или иных крупных проектов. Иногда помещение требуется для интерактивных музеев для привлечения большего числа посетителей и денежной отдачи.

    Согласно действующему законодательству Российской Федерации, необходимо зарегистрировать музей как форму частной собственности, и выплачивать единый налог на деятельность. Основным преимуществом такого вида предпринимательской деятельности является тот факт, что для открытия музей не требуется покупка и оформление лицензии.

    Вход в частный музей может быть добровольным, однако стоит установить нижний предел в сумму, к примеру, в 50 рублей. Реализация сувенирной и информационной продукции на электронных носителях также облагается налогом.

    Дополнительную прибыль можно получить, сдавая в аренду музейное помещение для проведения экскурсий, мастер классов и развлекательных мероприятий. Дорогостоящая аренда окупит себя только в том случае, если посетителей будет очень много, и они будут приходить постоянно, поэтому для того, чтобы открыть частный музей в своем городе, необходимо также заручиться поддержкой турагентств и туроператоров – посещение вашего проекта, включенного в уже готовый тур по городам РФ для иностранных туристов или жителей нашей страны, принесет доход как турагентству, так и вашему музею.

    Главное отличие частного музея от государственного – права владения и наличие устава. Государственным может формально считаться то учреждение культуры, которое имеет документально зафиксированный музейный фонд и план дальнейшего развития. Преимуществом такого рода деятельности является возможность поставить свое учреждение на баланс муниципалитета, города.

    Если музейное учреждение является полностью частным, то владельцу придется нести все расходы самостоятельно. Зарегистрировать можно как физическое лицо, так и компанию. Перед ведомствами отчитываться нет необходимости, а все экспонаты находятся в частных коллекциях, иными словами, принадлежат собственникам. Некоторые экспонаты при этом могут демонстрироваться на тематических мероприятиях, (пример — «Музей Маленьких историй» и «Барабанный дом») иногда музеем становится само пространство – как например Белая башня в Екатеринбурге.

    Сегодня, во время смены поколений, частные музеи и необычные пространства, станут интересными разным возрастным категориям и гражданам с различным уровнем достатка. Современный музей – это интерактивная площадка, своего рода креативная лаборатория, которая не требует тишины и чопорности. Музей для сегодняшнего клиента – это пространство, в котором можно принять активное участие: потрогать экспонаты, примерить, сфотографироваться с ними. Хорошую отдачу показывают музе, в которых можно продегустировать те или иные самобытные блюда, посмотреть обучающие видеоматериалы.


    Актуальность открытия музея бизнес план

    Музей, открытый частным коллекционеров, имеет все шансы стать брендом своего города, региона, страны. Те частные проекты становятся частью имиджа городского пространства. Еще одно отличие таких проектов от крупных государственных учреждений – это эмоциональность, близость к посетителям, диалог с ним.

    Чтобы частный музей приносил стабильный доход, необходима четка структура планирования будущего проекта. Практика существующих музеев показывает, что дешевые билеты и обширная развлекательная программа привлекают большее число посетителей.

    Преимущества и недостатки бизнеса на открытии музея
  • Дорогостоящая аренда помещения. Чтобы решить эту пробелу, есть несколько способов. Субаренда. Так, некоторые частные музеи сдают свое пространство за 7 000 рублей в час для бургерных, и других предприятий общепита. Провести в музее промо-акцию сможет любая другая желающая компания. Дополнительный доход, который покроет затраты на аренду помещения, может также принести аренда помещения музея под коммерческие ивент-проекты. Выручка с билетов на лекции/концерт обычно делится 50/50 между организаторами и участниками мероприятия.
  • Прибыль музея напрямую завит от доходов целевой аудитории и процентной ставки по аренде, которую можно снизить на законных основаниях. Продажа билетов большую отдачу демонстрирует в самом помещении музея. Около 3% посетителей покупают электронные билеты и чуть больше 5% от общей прибыли приносит организация корпоративов, фестивалей и продажа сувенирной продукции. Чаще всего сувенирная продукция продается по себестоимости и производится/приобретается для поддержания бренда музея.
  • Прежде, чем открывать музей в том или ином городе РФ, необходимо провести тщательный мониторинг доходов граждан – так, если в столице цена за вход в частный музей может варьироваться от 300 до 1500 рублей, то, например, в Казани население просто не имеет таких доходов, чтобы посетить дорогостоящее мероприятие, каким бы интересным оно ни было.
  • Каждый частный музей может получить грант от государства, если докажет жизнеспособность и актуальность проекта.
  • Современные частные музеи находятся чаще всего на балансе самофинансирования, так как согласно бюджетному кодексу, городские власти имеют право выделять гранты только на проекты, которые находятся под их юрисдикцией. Городские власти многих областей РФ отмечают, что в последнее время значительно повысилась тенденция появления мини-частных музеев. Мэры городов готовы поддерживать частные проекты при условии предоставления владельцами полной информации о функционировании и развитии старапов и подтвердят их полезность для города.

    Если частный проект музея относится к муниципалитету, власти окажут содействие в поиске безопасной и дешевой аренды помещения, или помогут снизить процентные ставки по уплате аренды и коммунальных услуг. Остальные проекты будут поддержаны рекламой и другими способами.

    Процесс включения частного проекта в музейный фонд может не понадобиться в том случае, если у проекта отсутствуют экспонаты-артефакты. Наиболее популярными среди населения сегодня считаются так называемые «центры исследования». При этом владельцы частных коллекций утверждают, что поставка на госучет только усложняет ведение частной культурной музейной деятельности, накладывает ряд ограничений, но при этом не защищает от негативных факторов, возникающих в экономике страны.

    Частный музей без постановки на госуучет может показывать больший коэффициент мобильности. Частное учреждение культуры имеет право составлять свой собственный план мероприятий, который не нужно в обязательном порядке согласовывать и утверждать с представителями Министерства культуры. Эксперты подчеркивает, что небольшие частные музеи могут быстро отреагировать на любое значимое событие культурного характера, произошедшее в городе и могут быстро и качественно внести свои предложения.

    Услуги, которые может оказывать частный музей
  • Демонстрация экспозиций как на основе постоянного характера, так и передвижные.
  • Организация и проведение культурных мероприятий для горожан.
  • Производство и реализация фото- и видеоматериалов, посвященных музейным событиям и экспозициям.
  • Реализация подарков и памятных сувениров.
  • Современный музей отличается интерактивностью и способностью диалога со зрителем.

    Расчетный период оказываемых музеем услуг бизнес план музея
    Период Наименование вида услуг Объем реализации в месяц (ед.) Цена Выручка от реализации (тыс. руб.)
    1-12 месяц инвестирования Плата за вход От 300 до 3 000 чел От 300 р. От 90 000 до 900 000 р.
    1-12 месяц инвестирования Комплектовани е экспозиций, ед. От 1 ед. От 10 000 р. От 10 000 р.
    1-12 месяц инвестирования Проведение

    культурно-

    массовых

    мероприятий,

    От 12 ед. От 30 000 р. От 360 000 р.
    1-12 месяц инвестирования Производство и распространение видеокассет, CD-R, DVD, сувенирной продукции, ед. От 100 000 ед. От 300 р. От 30 000 000 р.
    13-24 месяц функционирован ия Плата за вход От 330 до 3300 чел. От 350 рублей От 115 500 до 1 155 000 р.
    Комплектовани е экспозиций От 2 ед. От 12 000 р. От 24 000 р.
    13-24 месяц

    функциониро

    Проведение

    культурно-

    массовых мероприятий

    От 13 ед. От 35000 рублей От 455000 рублей
    13-24 месяц функциониро вания Производство и распространен ие видеокассет, CD-R, DVD, сувенирной продукции От 110 000 ед. От 350 рублей От 3 8500 000 р.
    Для того, чтобы в полной мере реализовать музейный проект, необходимо
  • Взять кредит в размере не менее 3 690 000 рублей на 24 расчетных месяцев с нормой дисконта 14%.
  • Выход на уровень безубыточности предприятия начнется с 4-го расчетного месяца. В этот период первая сумма прибыли при верных расчетах предпринимателя составит 607 041,87 рублей.
  • По истечении периода кредитования сумма прибыли составит 6 237 730.
  • руб. При этом прибыль банка составит 237 385,22 руб. за 24 расчетных периода. Ежемесячные выплаты расходов составили 516 770 рублей.
  • Итоговая валовая прибыль проекта составила: 112 574 000 рублей. Прибыль проекта составила: 73 783 840,85 рублей.
  • Расходы проекта (в руб.)
    Наименование статьи расходов Стоимость
    Кол-во (шт) в месяц в год Единовременная Итого расходы в
    Покупка (аренда) здания, помещения От 100 62 500 750 000 125 000 125 000
    Покупка оборудования 10 508 820 508 820
    Приобретение предметов экспозиций От 100 1 700 000 1 700 000
    Приобретение компьютерного оборудования 1 100 000 100 000
    Сайт, хостинг, покупка необходимых скриптов, 1 250 000 250 000
    Постоянные затраты на рекламу, в т.ч.в интернете 12 100 000 1 200 000 200 000 1 200 000
    Зарплата 12 354 270 4 251 240 4 251 240
    в т.ч. налоги 12 113 270 1 359 240 1 359 240
    Непредвиденные расходы 288 380 288 380
    Итого: 516 770 6 201 240 3 172 200 8 423 440
    Преимущества и недостатки открытия проекта бизнес план музея
  • Основное преимущество заключается в том, что не нужна лицензионная документация для осуществления деятельности. Согласования и разрешения нужны при составлении договора аренды и будут касаться общих требований, которые обычно предъявляются сан станцией и Роскомнадзором. С полным списком подобной документации вы можете ознакомиться ниже.
  • Небольшой частный проект вполне способен обойтись без штата.
  • Обладание стартапером редкими объектами повысит посещаемость, а если владелец проекта может позволить себе закупить качественную технику и обеспечить должный современный уровень интерактивности, то приток клиентов в входные дни и в сезон отпусков обеспечен.
  • На видео: Полезные советы начинающим бизнесменам от владельцев музейного бизнеса

    На что стоит обратить внимание
    • Аренда помещения и его цена, состояние конструкций.
    • Сезонность бизнеса.
    • Навыки и умения, которые помогут в составлении коллекции и обеспечении технологической базы культурного заведения.
    • Концепция заведений – это тот спектр эмоций, которые вы захотите подарить своим клиентам. Так, это могут пикантные развлечения для определенного круга людей – музей пыток или эротики, или экспозиции для более широкого круга почитателей, в том числе для подростков и детей младшего возраста.
    • Концепция музея может быть самой простой – так, бизнесмен А.Сергиенко вынашивал идею проекта около года, осуществил за считанные месяцы. Сайт музея повествует о том, что в учреждении семь комнат, каждая из которых посвящена определенной эмоции. Инсталляции, арт-объекты, звуковые и видео-дорожки подобраны таким образом, чтобы провести человека по определенным эмоциональным состояниям, которые мы чаще всего испытываем или нам наоборот не хватает их в повседневной жизни. Для этого автору проекта хватило 200 кв. метров.

    В туристических центрах выйти на точку безубыточности обычно легче и быстрее. Туристы смогут быстрее найти ваш музей, если обозначить его на гугл-картах, нанять для развития сайта грамотных СЕО и по возможности обозначиться в путеводителях и картах.

    Документация для открытия музея Выбор концепции музея бизнес план

    Обычно для того, чтобы открыть музей, требуется:

    • Наличие собственной квартиры (если вы готовы открывать двери многочисленным незнакомым людям).
    • Отдельное помещение в собственности или арендованное.
    • Земельный участок под открытым небом.
    • Собственно элементы экспозиции, которые вы собираетесь демонстрировать.

    Вы можете открыть музей-микс или моно-музей, иными словами, объединенный одной тематикой или посвященный многим темам, не противоречащим одна другой.

    Хорошую отдачу, по оценкам экспертов, дают эклектика развлекательной и познавательной составляющих. В программу музея могут входить демонстрация шоу, заказ цветомузыки, видеоматериалы, презентации. Владелец музея должен также заботиться о своевременном пополнении коллекции.

    Чаще всего частные музеи работают в направленности живописи и художественных ценностей – клиенты могут приобрести понравившиеся работы. Сюда можно отнести галереи, пассажи, в которых демонстрируются картины, фотоматериалы и инсталляции. Дополнительная плата за проведение фото-и видеосъемки также принесет чистый доход музею.

    Что выбрать для старта: виртуальный или обычный музей?
    Параметр Виртуальный музей Обычный музей
    Стоимость создания От нескольких сот тысяч

    долларов

    От нескольких миллионов

    долларов

    Сроки создания музея, месяцев От нескольких месяцев От нескольких лет
    Количество посетителей музея в день От нескольких сот до нескольких тысяч

    посетителей

    От несколько десятков до нескольких сот посетителей
    Количество посетителей музея в год От нескольких сот тысяч до нескольких миллионов

    посетителей

    От нескольких десятков тысяч до нескольких сот тысяч
    География и охват

    посетителей

    Из любой страны мира В основном, из данного

    населенного пункта

    Площадь музея, кв.м. От нескольких

    квадратных метров

    От нескольких сот квадратных метров
    Срок окупаемости музея, месяцев Несколько месяцев Несколько лет
    Рекламные возможности музея Оперативное обновление в любое время Обновление рекламы требует времени
    Месторасположение В любой стране, в любом городе Экономически целесообразно только в столицах стран, или в больших городах
    Языковая поддержка

    посетителей музея

    Число поддерживаемых языков не ограничено Как правило, не более 6-7 языков
    Число экспонатов музея Не ограничено Не более нескольких тысяч
    Оперативность ознакомления с новыми

    экспонатами музея

    В любое время Имеются ограничения
    Оформление разрешения на строительство Не требуется Требуется
    Обновление экспозиции музей В любое время Как правило, по заранее составленному плану и трафику
    Режим работы музея 24 часа в сутки, без перерыва на обед, без выходных и праздничных дней Ограниченный режим работы по времени, с перерывами
    Сотрудники музея Могут проживать в

    любой стране мира

    Проживают в населенном пункте, в котором расположен музей
    Дистанционная работа в музее Возможна и

    приветствуется

    Крайне ограничена
    Известность музея Мировая известность Ограниченная
    Затраты на раскрутку музея Виртуальный музей, сам по себе, уже и есть реклама Требуются затраты на раскрутку
    Юридические формальности создания музея Минимальные Требуют времени, сил, знаний и денег
    Вывоз экспонатов музея за границу для демонстрации Никаких ограничений
    Переоформление прав на владение музеем Минимальные

    формальности

    Требуется соблюдение формальностей
    Затраты на создание филиала музея Никаких затрат и

    вложений не требуется

    Требуется соблюдение формальностей и финансовых вложений
    Перспективы развития музея Неограниченные Зависят от многих показателей и имеют ряд ограничений
    Как открыть частный музей бизнес план в своём городе

    Для того чтобы запустить проект музея в своем регионе, необходимо провести маркетинговые исследования и промониторить деятельность своих прямых и косвенных конкурентов

    Регистрацию предприятия можно осуществить в виде ООО, ИП или некоммерческого объединения. Некоммерческое объединение выбирают те бизнесмены, которые впоследствии хотят добиться приобретения национально-культурного статуса, и получить финансовую поддержку от государства в виде субсидий. Согласование с Министерством культуры обязательно в том случае, если в экспозиции будут задействованы археологические находки и экспонаты, представляющие крупную материальную ценность. Помещение арендуется для целевого назначения, аренда земельного участка необходима на срок от 20 лет и более, поэтому для организации такого формата музея лучше приобрести земельный участок в постоянное право собственности.

    Закрытые выставки в целях экономии иногда организовывают на производственных площадках, которые уже нельзя использовать для производства (это территории заводов, цехов и проч.), однако стоит позаботиться о безопасности клиентов.

    Дополнительные расходы
    • Приобретение и монтаж противопожарных и охранных систем.
    • Стеллажи из стекла или плексигласа.
    • Витрины.
    • Крепежи.
    • Мебель для удобства клиентов (диваны, столы, стулья, кресла).
    • Качественное освещение.
    • Система микроклимата и вентиляции.
    • Если планируется открытие интерактивной выставки, потребуется дорогостоящая техника.
    • В статьи расходов войдет покупка экранов, аудиосистем, компьютерных панелей и многого другого.
    Основные уплачиваемые налоги

    Дополнительный доход предпринимателю может принести запуск общепита при музее – так, проект «Квартира времени» предлагает не только посещение экспозиции – квартиры, полностью стилизованной под определенный советский период, но также попробовать блюда, полностью соответствующие эпохе и приготовленные в соответствии с технологическими картами того времени, проще говоря, повара музея-ресторана используют информацию из «Книги о вкусной и здоровой пище», которая была издана в 1952 году.

    В музее можно провести романтический вечер, свадьбу, корпоратив или день рождения. Также хорошо ориентировать музеи на связь поколений и укрепления семейных ценностей. Так, примером может послужить Музей советских игровых автоматов – дети 2000 привыкли играть на смартфонах, планшетах и других гаджетах, а когда они видят азарт родителей, они начинают понимать, что их родители не такие уже и отсталые, как некоторые дети иногда думают. При этом не все подростки могут разобраться в достаточно простой механике автоматов советского времени, и здесь уже родителям приходится объяснять детям тонкости управления.

    «Создание музея необходимо, чтобы молодое поколение получило возможность сформировать цель в жизни, этические образы настоящего и будущего, и способность качественного научного и инженерного мышления» , - отметили авторы концепции музея, посвященного жизни и творчеству братьев Стругацких.

    Для того, чтобы и персоналу, и посетителям было комфортно, владельцу частного музея необходимо позаботиться о внутренней и внешней отделке помещений. Дизайн должен отвечать не только основным требованиям безопасности, но также быть интересным для клиентов – как тем. Кто пришел в составе экскурсионной группы, так и при самостоятельном посещении.

    По предварительным оценкам специалистов, формат музея в виде научно-развлекательного центра также удовлетворяет потребность населения в познавательно-развлекательных услугах. В подобных центрах клиент может поучаствовать в экспериментах, пронаблюдать редкие явления или даже самостоятельно поставить ряд опытов.

    Такой формат музея имеет две особенности

    Во-первых, чаще всего экспонаты изготавливаются вручную, а это несет дополнительные серьезные расходы, во-вторых, необходимо найти надежного инвестора и выгодное месторасположение.

    Чтобы выбрать действенную, прибыльную и способную жить и развиваться дальше концепцию музея, необходимо предварительно осуществить анализ наполненности рынка того или иного региона РФ.

    Составляющие маркетингового исследования
  • Анализ проблем целевой аудитории и изучение ее состава
  • Определение состава будущей экспозиции и формат экспонатов, их размер, цвет, форма, материал исполнения, количественный состав размещения экспонатов на той или иной территории.
  • Дизайн интерьера экспозиции.
  • Дополнительный доход владелец музея получит от создания отдельной зоны мастер-классов для детей/подростков.
  • Персонал

    Лучше, если это будут люди с опытом работы, или молодые специалисты – педагоги, экскурсоводы и аниматоры. Некоторые музеи направлены на профориентацию, и это также нужно учитывать при подборе персонала. Сотрудников в штатном режиме необходимо оформить согласно всем нормам законодательства, однако на старте проекта можно нанять волонтеров, которые будут набираться опыта за небольшое вознаграждение и без оформления трудовых книжек.

    • Ахтырская Юлия Викторовна , Методист, руководитель информационно-образовательного центра "Русский музей: виртуальный филиал", воспитатель высшей квалификационной категории

    Разделы: Работа с дошкольниками , Работа с родителями , МХК и ИЗО

    Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивается учащимся через непосредственное наблюдение знакомство с предметами и явлениями.

    Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два крупных направления:

    • сотрудничество ДОУ с музеями;
    • создание и использование мини-музеев в детском саду.

    Можно выделить ряд характерных отличий детского музея от традиционного:

  • Его главная задача – просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры.
  • Это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, во своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.
  • Музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ.
  • Согласно мнению А.М. Вербенец, музей играет особую роль в приобщении детей к искусству, развитию творчества и субъектных проявлений личности ребенка.

    Наиболее известная на настоящий момент и широко апробированная музейно-педагогическая программа – «Здравствуй музей!», авторами которой являются А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева и др. К ней прилагаются тетради для творческих работ «Мы входим в мир прекрасного» (Приложение 1), ориентированная на художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет. Система заданий, игр и упражнений помогает подготовить ребенка к восприятию экспонатов художественного музея, познакомить с основами языка изобразительного искусства, учить создавать выразительные и интересные образы.

    Музейные педагоги активно разрабатывают интересные формы работы с аудиторией, превращающие пассивных созерцателей в активных деятелей:

    • музейные уроки/занятия и праздники в музее, творческие студии и мастерские (к примеру, на таких занятиях дети совместно с родителями изготавливают игрушки);
    • ролевые экскурсии и игровые методы;
    • экскурсионные дни в рамках традиционного фестиваля музейных программ, который базируется на идее интерактивности музейного пространства (дети выполняют различные задания, открывают «тайны» предметов);
    • разнообразные интерактивные программы, предлагаемые крупнейшими музеями России и мира;
    • мультимедийные программы для детей, созданные многими музеями России.

    В настоящее время социальное партнерство является важным аспектом деятельности детских садов. Активно развивая идеи музейной педагогики, администрация и педагоги ГБДОУ №62 Приморского района Санкт-Петербурга «Золотая рыбка» при поддержке Администрации Приморского района проанализировали альтернативные музейно-педагогические программы, предлагаемые Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей, обладающими большим опытом работы с разновозрастной аудиторией, широкими экспозиционными возможностями, высокопрофессиональными кадрами и организационно-творческими контактами с педагогическими учреждениями.

    Выбор был остановлен на проекте «Русский музей: виртуальный филиал». Это масштабный международный проект, воплощающий идею доступности крупнейшей в мире коллекции русского искусства. География проекта постоянно расширяется и охватывает как Россию, так и зарубежные страны. Детский сад в Санкт-Петербурге стал первым дошкольным образовательным учреждением среди виртуальных филиалов. На сегодняшний день открыто 100 центров «Русский музей: виртуальный филиал» (68 центров в России, 31 – за рубежом и 1 – на полярной станции в Антарктиде).

    Важно отметить, что данная форма сотрудничества с Русским музеем возможна при соблюдении ряда требований:

    • наличие помещения, оснащенного компьютерной техникой;
    • высокоскоростной Интернет;
    • доступность для посетителей.

    Немало важной частью работы музейного педагога является:

    • отчетность о работе информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» за предыдущий период (Приложение 2).
    • планирование непосредственного вклада руководителя информационно-образовательно центра «Русский музей: виртуальный филиал» в распространение опыта работы музейного педагога (Приложение 3).
    • отчет о мероприятиях в рамках повышение качества работы музейного педагога (Приложение 4).
    • четкое перспективное планирование работы филиала (Приложение 5).
    • организация проектной деятельности дошкольников (Приложение 6).

    Организация проектной деятельности дошкольников:

    • Проект «Мы любим рисовать!» (Приложение 7).
    • Проект по знакомству детей подготовительной группы с изобразительным искусством и изучению детских сказок А. С. Пушкина «Путешествие по произведениям А. С. Пушкина» (Приложение 8).
    • Проект «Басня коротка – искусство безгранично» (Приложение 11).
    • Проект «Книжный мир» (Приложение 12).
    • Проведение открытых занятий по музейной педагогике: «Образы зимы» (Приложение 9).
    • Конспект занятия по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности старших дошкольников, через интеграцию художественно - эстетического и познавательно-речевого развития «Великие творения поэтов и художников» (Приложение 25).

    Организация деятельности детей на площадке детского сада:

    • Тема «Раскрасим все вокруг» (Приложение 10).
    • Наблюдение за реакциями детей на экспозиции Русского музея (выводы, рекомендации) (Приложение 13).
    • Фиксация наблюдений за реакциями детей при проведении занятий в компьютерном классе (Приложение 14).
    • Формирование перспективного планирования по работе информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» (Приложение 15).

    Проведение диагностики на начало года:

    • Выявление особенностей развития художественного восприятия у дошкольников на начало года (начальный уровень) (Приложение 17).
    • Наблюдение в условиях музея (результаты мониторинга на начало года) (Приложение 18).
    • Наблюдение за проявлением эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста на начало года (начальный уровень) (Приложение 19).

    Проведение диагностики на конец года:

    • Выявление особенностей развития художественного восприятия у дошкольников (результаты мониторинга на конец года) (Приложение 20).
    • Наблюдение в условиях музея (результаты мониторинга на конец года) (Приложение 21).
    • Наблюдение за проявлением эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста (результаты мониторинга на конец года) (Приложение 22).
    • Оформление сводной таблицы сравнения проведенной диагностики (Приложение 23).
    • Оформление сводной гистограммы по диагностике детей старшего дошкольного возраста по программе «Мы входим в мир прекрасного» (Приложение 24).

    Повышение педагогического уровня: написание статей, участие в конкурсах, конференциях, круглых столах.

    Детский сад располагает конференц-залом для проведения мастер-классов и занятий, оборудованным компьютерным классом с отдельным входом, оснащенным пандусом и специальным лифтом для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Есть все основания полагать, что новый виртуальный филиал Русского музея станет просветительским центром для многих жителей Приморского района.

    Открытие виртуального филиала Русского музея на базе детского сада содействует воспитанию подрастающего поколения, является инструментом успешной социализации и развития детей и способствует укреплению преемственность между дошкольными и образовательными учреждениями Приморского района.

    Статья «Использование игровых педагогических технологий в работе музейного педагога в условиях ДОУ» (Приложение 16).

    Литература:

  • Вербенец А.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики // Детский сад от А до Я. 2010, №6.
  • Гарькуша С. Здравствуй, музей! Работа с родителями по музейно-педагогической программе // Дошкольное воспитание. 2012, №2.
  • Мы входим в мир прекрасного: тетрадь для творческих работ детей 6-7 лет:музейно-педагогическая программа «Здравствуй музей!» /Авт. сост. : А. М. Вербенец, А. В. Зуева, М. А. Зудина и др. – СПб., 2010.
  • Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями. – М., 2010.
  • Чуракова Н.А. В музее с Кронтильдой. – М., 2011.
  • Чуракова Н.А. Кронтик в музее. История с волшебной палочкой. – М., 2009.
  • Чуракова Н.А. Кронтик в музее. Как там – внутри картин? – М., 2010.
  • Рассматриваются наиболее существенные проблемы актуализации вещественных и изобразительных историче- ских источников в социальных, в том числе исследовательских, практи- ках, намечаются перспективы развития археографии музейного предме- та как актуального направления, без разработки которого невозможно историческое познание на современном уровне. Обосновывается необ- ходимость расширения эмпирического пространства исторического по- знания, грамотного введения в научный оборот наряду с письменными источниками, исторических источников иных типов — вещественных, изобразительных, хранящихся, главным образом, в музеях. Для специалистов в области гуманитарного знания, истории и исто- рических наук, музееведения.

    Копацкая С. А. В кн.: Опыт и перспективы развития туризма в крупных приморских городах: сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 6 декабря 2011 года. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2012. С. 179-184.

    Зарубежный опыт развития приморских территорий говорит о том, что культурный потенциал может сыграть роль движущего фактора развития прибрежных регионов. В нашей стране к подобной практике обратились достаточно недавно. Тем не менее, богатое культурной наследие России позволяет сделать прибрежные территории привлекательным объектом для туристов и инвесторов.

    Статья посвящена экспозиции двух залов Оружейной палаты Московского Кремля, имевших исключительное значение для формирования представительского пространства России XIX -XX вв. Автор демонстрирует, как выбор и определенное расположение предметов в центральном зале первого здания Оружейной палаты (арх. И.В. Еготов) и Коронном зале современного здания музея (арх. К.А. Тон) стали способом выражения тех или иных государственных идей и властных контекстов.

    Margarita Kuleva . Working Papers of Centre for German and European Studies. Centre for German and European Studies, 2014. No. 7.

    The paper examines social features and cultural profile of the audience of Manifesta 10, first global scaled art-event ever hold in St. Petersburg and Russia as well. Based on the empirical study of 400 formalized interviews with biennale visitors (July-September 2014), this paper compares the audience of Manifesta 10 with visitors of European art-events, firstly previous edition of Manifesta. Despite the democratization of the field of contemporary art (including the elimination of the financial barrier to access to the exhibition), the research shows that the majority of visitors are people with higher education and income slightly exceeding national average. The significant differences were found also: Russian audience is biased towards younger visitors (more than 70% is younger than 35) and gender misbalanced. The study also shows the differences between the patterns of art-tourism in Russia and Europe: European event attracts larger flows from neighboring regions, in Russia there is a long tail: small groups from many distant locations.

    "Кын- портал к красотам Древнего Урала" - это обзор историко-культурного потенциала и туристических маршрутов с. Кын. Кын- древний строгановский горнозаводской центр, где сохранились заводские строения. Это место впечатляет красотой и мощью чусовских скал.

    Иваненко А. А. В кн.: ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ РУССКОГО ЯЗЫКА, ПОСВЯЩЕННЫЙ НАСЛЕДИЮ АКАДЕМИКА И.И. СРЕЗНЕВСКОГО Сборник материалов. 2016. Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина (Рязань), 2016. С. 91-93.

    Проект разработан с целью стимулирования интереса граждан Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) к изучению объектов культурного наследия нашей страны. В ходе реализации проекта были проведены четыре интерактивные экскурсии в научном музее редкой книги Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Слушателями экскурсий стали иностранные студенты ДВФУ.

    Т. 193. СПб.: СПбГУКИ, 2012.

    В сборник вошли материалы Всероссийской научно-практической конференции «Вторая жизнь музея: возрождение утраченного и воплощение нереализованного», прошедшей в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств 12-13 октября 2006 г.

    Представленные в сборнике материалы посвящены вопросам создания, реорганизации и возрождения музеев в XIX-XX вв. в России и за рубежом, роли музея в формировании имиджа учреждения и предприятия, разработке и использованию информационных ресурсов в музейной деятельности.

    Нигматуллина Г. Р. В кн.: Инновационное управление: от теории к практике Сборник трудов VII ежегодной (II международной) научно-практической конференции факультета менеджмента (3-4 апреля 2012 г.). СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2012. С. 231-234.

    В статье рассматриваются основные вопросы совершенствования системы управления в музее, ключевые механизмы разработки стратегии развития и построения системы стратегического планирования

    Иванова Ю. В. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2012. № 2. С. 60-65.

    Данная статья посвящена анализу статуса вещи в различных культурах от древности до современности. Выделены пять типов вещей: мифологическая, рукотворная, промышленная, художественная и виртуальная. Анализ данных типов вещей позволяет проследить трансформацию смыслов вещи в различные культурные эпохи. Исследование статуса вещи осуществлено на примере философского и художественного дискурса.

    Музей Лондона был открыт в 1976 году и за время своего существования стал одним из основных образовательных учреждений, занимающихся историей города от античного времени до современности. Возможно, он и продолжал бы быть обычным государственным музеем, если бы в сентябре 2012 года на место директора не пришла Шерон Амент, предложившая осуществить реорганизацию всем привычного музейного комплекса.

    Публикуемый ниже стратегический план развития Museum of London (Музей Лондона) - это описание реальных действий команды музея на ближайшие пять лет. Четкое понимание исходного контекста, осознание всех сложностей осуществления задуманного и желание меняться должны помочь Музею Лондона достичь поставленных целей и своим примером вдохновить на перемены другие государственные учреждения.

    НАШЕ ВИДЕНИЕ

    Наша страсть к изучению Лондона заразительна и рождается из постоянно меняющейся истории этого великого города. Мы хотим пробудить такое же чувство в каждом лондонце с ранних лет жизни и научить его думать о Лондоне по-новому.

    Стратегический план, публикуемый ниже, определяет вектор нашего развития на ближайшие пять лет. Это своеобразная карта наших действий, включающая различные результаты на выходе, но гарантирующая, что Музей Лондона представит своим посетителям только лучшее.

    Как и сам Лондон, наши амбиции велики . Непостоянство современного мира требует от нас четкого представления о планах на будущее, способных захватить воображение наших партнеров, сторонников и сообщников, разделяющих нашу смелость и решительный настрой. При постоянной поддержке Администрации Большого Лондона (Greater London Authority), Корпорации лондонского Сити (City of London Corporation) и других государственных организаций, Музей Лондона к 2018 году совершит прыжок вперед в ‘долгое и надежное’ будущее.

    НАШИ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:

    1. Привлечь больше посетителей
    2. Стать более узнаваемыми
    3. Расширить мышление
    4. Вовлечь в музей каждого школьника
    5. Крепко встать на ноги

    К 2018 ГОДУ МЫ:

      • Будем ежегодно принимать 1,5 миллиона посетителей в наши два музея: Музей Лондона (Museum of London at London Wall) и Музей Доклендс (Museum of London Docklands)
      • Войдем в десятку актуальных ‘проектов’ Лондона - больше людей будут знать кто мы, где мы находимся и какова наша миссия
      • Увеличим число исследований, объектом в которых выступают экспонаты из наших коллекций, и расширим нашу научно-исследовательскую деятельность
      • Приведем в музей свыше 850 тысяч школьников и вдохновим их на исследования
      • Увеличим наш суммарный доход до 100 миллионов фунтов

    ОТЛИЧНОЕ МЕСТО ДЛЯ СТАРТА

    Мы выстраиваем новый стратегический план развития, основываясь на богатом и успешном опыте работы. В последние годы нам удалось увеличить узнаваемость музея, расширить контент, создать ряд признанных в профессиональной среде учебных программ и в итоге сделать реальный вклад в экономику и социальную среду Лондона.

    Планируемый охват:
        • 600 тысяч посетителей в год
        • 5 миллионов в год просмотров Collections Online
        • 17 тысяч друзей в фейсбуке и 29 тысяч фолловеров в твиттере
        • 400 тысяч скачиваний нашего приложения Streetmuseum
    Что у нас есть:
        • Всемирно известная коллекция, насчитывающая свыше одного миллиона единиц хранения
        • Galleries of Modern London − самый амбициозный проект музея, открывшийся в 2010 году и обошедшийся в 20,5 миллионов фунтов
        • Лондонский Археологический Архив и Исследовательский Центр (LAARC) − крупнейший в мире и основной ресурс по ранней истории Лондона
        • 90 % всех исследований по ранней истории Лондона проводятся при содействии нашего музея
        • 66 тысяч объектов из коллекции музея доступны благодаря Collections Online
    Образовательные ресурсы:
        • Каждый год мы принимаем 10 тысяч дошкольников с родителями или воспитателями и проводим для них специальные занятия
        • Дети школьного возраста составляют высокий процент наших посетителей (15%) и это больше чем в любом другом национальном музее Великобритании
        • Мы сотрудничаем с 80 университетами, ежегодно взаимодействуя с 12 тысячами студентов
        • Наши образовательные онлайн ресурсы ежегодно собирают 1,6 миллионов просмотров
        • Ежегодно мы обрабатываем 6 тысяч запросов и 2 тысячи визитов по вопросам научных исследований, связанных с нашей коллекцией
    Вне стен музея:
        • Как основной партнер Художественного Совета Англии, мы пытаемся внести новшества в работу музейного сектора
        • Наша волонтерская программа Volunteer Inclusion Programme помогла 370 бездомным лондонцам развить навыки работы для интеграции в общество
        • Мы делимся нашим опытом по созданию идеальной модели городского музея с приезжающими делегациями из Бразилии, Кореи, Франции и Австралии
        • С 2010 по 2013 год наш коммерческий доход вырос в два раза
        • Используемые нами зеленые крыши, энергоэффективное освещение и сбор дождевой воды снизили наши затраты и степень воздействия на окружающую среду

    Развитие наших активов

    Наши сотрудники, коллекция, информация, которой мы готовы делиться, и наши здания станут залогом успешного воплощения в жизнь этого стратегического плана. Мы знаем, что при продуманном менеджменте и грамотных инвестициях Музей Лондона сможет использовать по максимуму все свои преимущества.

    Наши сотрудники:

    Будучи творческими, предприимчивыми и готовыми работать в команде, наши сотрудники и волонтеры привнесут необходимое разнообразие в работу. Они - специалисты, фандрайзеры, кураторы и реставраторы, - представляют наши идеи и готовы воплотить их в жизнь. Учитывая навыки каждого из них и готовность к экспериментам, мы можем определить потенциальные области инноваций: цифровые технологии, коммерческая сфера и научные исследования.

    Наши коллекции:

    Наши коллекции официально признаны международно значимыми и являются неотъемлемой частью наследия Великобритании. Мы храним более миллиона объектов - от древнеримских ‘бикини’ до плавок молодого олимпийского чемпиона Тома Дейли. Продуманное пополнение нашей коллекции и обеспечение доступа к предметам - важные элементы нашего стратегического плана, поэтому мы готовы принимать достаточно жесткие решения о рационализации и обеспечении коллекции протестированными стандартами хранения.

    Наша информация:

    Мы знаем, как привнести ценность прошлого в настоящее. Это знание придает смысл нашей коллекции, которая должна стать бесценным сетевым ресурсом для современного мира. Мы хотим продолжать быть центром исследований истории столицы. Инвестируя в информационные технологии, начиная с нашего веб-сайта и заканчивая коммерческими продуктами, такими как продажа билетов и проведение мероприятий, мы повысим эффективность нашей работы и сможем быть уверены, что Музей Лондона останется актуальным и в будущем.

    Наши здания:

    У нас есть три очень разных здания: Музей Лондона (в здании городской стены), Музей Доклендс и Музей Хакни (Hackney Museum), каждое из которых включает общественные пространства, зеленые зоны, магазины, офисы и многое другое. Наша цель в долгосрочной перспективе - освободить Дом Мортимера Уитлера в Хакни и тем самым сократить количество наших зданий до двух. Снизив эксплуатационные расходы, мы сможем расширить экспозицию в здании городской стены (London Wall) и представить ее по-новому для наших посетителей. Для реализации проектов по улучшению инфраструктуры мы будем проводить фандрайзинг. Это поможет нам компенсировать затраты, которые не обеспечиваются финансированием, поступающим от Корпорации лондонского Сити.

    ВЫЗОВ

    Мы в полной мере осознаем ограничения, с которыми нам предстоит столкнуться в ближайшие пять лет. Растущее общественное и финансовое давление создает сложные условия для реализации наших амбициозных проектов. Но мы можем успешно достичь планируемых результатов, придерживаясь четкой стратегии, открытой перед широкой общественностью и обращенной к ней.

    Мы принимаем вызов в социальной сфере:

    В эпоху стремительных перемен в обществе, которое постоянно сталкивается с множеством проблем, мы полны решимости изменить жизнь лондонцев . Мы будем играть ведущую роль в области образования в столице; обеспечим бесплатный вход в наш музей; будем способствовать процессу осознания жителями столицы, что значит быть гражданином, будем рассказывать как развивалась наша нация, и какое влияние она оказала на мир вокруг.

    Мы будем способствовать развитию различных навыков у наших посетителей через систему волонтерских программ и проектов. Мы будем оказывать поддержку всем лондонским музеям и архивам, нуждающимся в ней. В конечном счете, мы рассчитываем своей деятельностью укрепить социальную сплоченность, развить творческий потенциал и улучшить экономическую ситуацию не только в Лондоне, но и во всей Великобритании .

    Мы принимаем финансовый вызов:

    Существуя в финансово ограниченной среде, мы понимаем, что должны вести осмотрительную и оперативную финансовую политику, обеспечивающую бережное и уважительное отношение к деньгам. Мы будем развивать коммерческую составляющую нашей деятельности, активно подходя к сбору средств и привлекая новые источники дохода, в том числе и гранты. Мы обеспечим строгий контроль за расходованием средств и человеческих ресурсов. Мы готовы пойти на серьезные ограничения, чтобы твердо встать на ноги.

    Возможности улучшения инфраструктуры:

    Как и у большинства музеев, наши здания требуют значительных инвестиций . Сейчас мы хотим изменить фасад London Wall, так как нынешнее его состояние не соответствует богатому внутреннему содержанию музея. Мы хотим создать единый культурный центр с маршрутами пешеходной доступности , объединяющими музей Лондона, район Барбикан и Гилдхоллскую школу музыки и театра.

    Мы принимаем вызов в экологической сфере:

    До сих пор мы были новаторами в области использования экологических систем в функционировании зданий. Мы стремимся быть образцом в области улучшения состояния окружающей среды в Лондоне. Сейчас наша главная задача — уменьшить потребление энергии .

    ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

    Мы хотим, чтобы люди вдохновлялись Лондоном, величайшим городом в мире. Привлечение большего числа посетителей расширит наше влияние как на отдельных лондонцев, так и на общество в целом.

    Аудитория:

    Во всем, что мы делаем, мы ориентируемся на свою аудиторию. Только такой подход может обеспечить нам увеличение числа посетителей до 1,5 млн. в год к 2018 году. В рамках нашей стратегии привлечения посетителей We Are London мы будем информировать общественность о каждом из аспектов нашей деятельности. Рост посещаемости необходим нам для достижения целей и мы начнем строить нашу деятельность, разделяя всю аудиторию на несколько категорий.

    Программная деятельность:

    Мы планируем сохранить и увеличить нашу аудиторию, организовывая инновационные выставки и мероприятия, связанные с современным искусством, которые могли бы удивить зрителя . В наших планах построить новое пространство для временных выставок, расширить постоянную экспозицию и разработать различные варианты туров по коллекциям. Сейчас мы работаем над организацией первого показа Чипсайдского клада, выставок о Шерлоке Холмсе (Музей Лондона) и современного искусства Лондона (Музей Доклендс).

    Выставочные пространства:

    В 2010 году мы открыли ставший популярным зал современного Лондона. Сейчас наше внимание нацелено на трансформацию пространства верхнего этажа, в котором представлена история Лондона от доисторических времен до пожара 1666 года. Его изменение - один из центральных пунктов нашей программы. В римском зале будут представлены результаты последних исследований по истории Лондона Римской эпохи, а в освободившихся в результате реорганизации выставочного пространства залах будет представлена эпоха Шекспировского Лондона и Чипсайдевский клад. Музей Доклендс будет расширен за счет пристройки галереи, с которой теперь будет начинаться знакомство с обновленным музеем.

    Опыт посетителя:

    Мы хотим, чтобы у наших посетителей оставалось о нас только лучшее впечатление, поэтому наши сотрудники на протяжении всего посещения музея взаимодействуют с гостями. Несмотря на возрастающую аудиторию, мы будем поддерживать высокое качество работы. Мы создадим больше пространств для неформального общения и улучшим опции для самых маленьких наших посетителей.

    Цифровые платформы:

    Интернет предоставляет музеям возможность охватить новую аудиторию. Наш проект Collections Online уже привлекает на сайт миллионы посетителей, а число скачиваний приложения Streetmuseum постоянно растет. Одной из наших приоритетных задач остается обеспечение онлайн доступа к информации о нашей коллекции. Разработка нового веб-сайта, поддержка доступа к нашим ресурсам с мобильных устройств и дальнейшее развитие наших приложений - основные пункты нашей цифровой стратегии.

    Волонтерство:

    Мы хотим дать волонтерам возможность получить новые навыки работы, улучшить их карьерные перспективы и понять город, внося реальные изменения в работу музея своей энергией и талантом. При финансовой поддержке Художественного Совета, мы будем воплощать в жизнь новую волонтерскую стратегию, привлекая не только программу LAARC, но и Команду Лондона (волонтерская программа мэра), состоящую из обычных горожан.

    СТАТЬ БОЛЕЕ УЗНАВАЕМЫМИ

    Мы хотим, чтобы публика знала кто мы, где находимся и чем занимаемся. Будучи единственным музеем о Лондоне, мы хотим создать место, где любой желающий мог бы получить необходимую ему информацию или поучаствовать в обсуждении городской жизни.

    Общение:

    Как быть услышанным в таком большом городе как Лондон? Мы хотим быть более заметными на оживленном культурном рынке города: появляться в привычных и неожиданных местах, где нас не привыкли видеть. Такая политика потребует значительных инвестиций, но она необходима для нас, если мы хотим расширить нашу аудиторию.

    Центр Лондона:

    Мы хотим стать центром информации о городе, местом куда обращаются за знаниями. Мы наладим диалог с властями города и будем говорить об актуальных проблемах города. Мы подключим к этому разговору всех людей, которые живут здесь, работают, и тех, кто просто чувствует себя в Лондоне, как дома. Мы хотим исследовать Лондон, его уникальную способность становиться приключением и открытием. Мы будем говорить о том, кто такой лондонец и что значит им быть.

    Лицом к окружающим:

    Мы физически связаны с Лондоном и хотим, чтобы эта связь стала более заметной. Так как мы связаны с районом Барбикан и школой музыки и драмы, у нас есть возможность организовать культурный центр. В наших планах наладить партнерские отношения с собором Святого Павла и станцией Фаррингдон.

    Сотрудничество:

    Сотрудничество с Администрацией Большого Лондона, Корпорацией лондонского Сити, Художественным Советом Англии и другими городскими организациями поднимет наш рейтинг в культурном секторе Лондона, ведущего города мира. Наладив партнерские отношения со всеми музеями, мы сможем обмениваться с ними навыками, повышая уровень профессионализма. Это позволит нам в дальнейшем наладить контакты с европейскими музеями, выйдя на международный уровень, и получать финансирование от ЕС.

    ГИБКОЕ МЫШЛЕНИЕ

    Мы хотим учиться и учить мыслить широко. То, как мы представляем коллекцию посетителям, то, что в нее входит, все наши исследования и действия должны так или иначе быть связаны с «серьезными» вопросами о Лондоне и его месте в мире.

    Значение коллекции:

    Новая стратегия наполнения коллекции изменит нашу работу. Так как мы хотим в первую очередь взаимодействовать с современным Лондоном, сильные и слабые стороны в наших коллекциях будут четко определены. Мы будем более обдуманно приобретать лишь те объекты, которые смогут стать ‘звездами’ нашей коллекции в ближайшие годы.

    Научные исследования:

    Информация, которую мы представляем и обсуждаем, затрагивает почти все стороны жизни Лондона. Мы хотим расширить интеллектуальное влияние, открыв коллекции для всех, кто может помочь нам создать захватывающий насыщенный современный контент. Нам необходимо иметь гораздо большую академическую среду и найти финансирование для исследований. Для этого мы хотим организовать высококвалифицированный Академический комитет, который будет контролировать исследования в музее и привлекать к этой работе большее число студентов из университетов-партнеров наших программ.

    Ближайшая цель: стратегическое партнерство с MOLA , крупнейшим археологическим музеем, в рамках которого мы будем искать новые способы наладить связь между людьми и Лондоном через археологию.

    ПРИВЛЕЧЬ КАЖДОГО ШКОЛЬНИКА

    Наша основная социальная задача - работа с юными лондонцами. Мы ходим, чтобы все дети были очарованы историей и наследием их родного города.

    Развитие контактов со школами:

    Через школы мы можем взаимодействовать с каждой общиной Лондона. Наши коллекции это реальные вещи, доступные каждому ребенку независимо от его возраста и физических возможностей. При взаимодействии с ними в музее, они приобретают магию, которой нет в школьных аудиториях.

    Так как наша основная задача привлечь в музей молодое поколение, мы готовы переосмыслить привычную нам модель взаимодействия с посетителями, привнеся в работу больше игр. Мы хотим, чтобы школьные учителя приводили к нам своих учеников и здесь учили их понимать город и страну. С помощью Администрации Большого Лондона мы будем развивать учебный план Clore, а с Корпорацией лондонского Сити мы будем разрабатывать свою образовательную стратегию.

    Программы для привлечения семей:

    Мы хотим, чтобы больше семей после школы приходили к нам в музей. Для этого нам надо создать место, где ребенок мог бы чувствовать себя комфортно и его действия находили бы поощрение. В наших планах переоборудовать Mudlarks - пространство для школьников и их родителей в Музее Доклендс, сделав его полезным и для детей до 5 лет.

    ПРОЧНО ВСТАТЬ НА НОГИ

    Мы стремимся к созданию самоокупаемого музея, но государственное финансирование пока что остается для нас жизненно необходимым. Сейчас наша задача - увеличение дохода музея посредством расширения коммерческой деятельности и грантов, которые позволят осуществить наш стратегический план.

    Коммерческий аспект:

    Наши финансовые отделы сейчас в первую очередь работают с распределением средств на наиболее важные направления работы, но мы могли бы поступать по-другому. При введении коммерческих составляющих во все направления нашей деятельности, в том числе в торговлю и общественное питание, мы сможем получить новые ресурсы для существования музея и создать новую клиентуру.

    Роль посетителей:

    Мы даем возможность каждому посетителю внести свой вклад в музей различными способами. Все, что мы предлагаем в наших магазинах, кафе и ресторанах, должно превзойти ожидания наших гостей.

    Нам предстоит исследовать их вкусы, их желание и способность поддержать нас. Амбициозные планы касаемо развития розничной торговли, лицензирования и устройства общественного питания выстроены бок о бок с планами по привлечению новых посетителей.

    Фандрайзинг:

    Решающее значение для реализации потенциала музея имеют спонсоры и мы не сможем привести наш план в действие без их содействия. Их любовь к музею и поддержка наших идей вдохновляют и рождают в нас желание расширяться: привлекать к работе школы, вводить цифровые инновации, устраивать новые выставки, открывать новые выставочные залы. Мы станем более гибкими и наши амбициозные проекты смогут привлечь еще больше средств.

    Устойчивость:

    Быть более устойчивыми означает находится в меньшей зависимости от других. Работая в соответствии с инициативами Администрации Большого Лондона и Корпорации лондонского Сити, мы стали использовать зеленые крыши и энергоэффективное освещение. Потребление энергии остается на сегодняшний день нашей самой большой проблемой и из-за отрицательного влияния на окружающую среду и из-за больших затрат. Мы хотим использовать любую возможность улучшить наши здания, приняв правильные устойчивые решения.

    Наша страсть к изучению Лондона заразительна и рождается из постоянно меняющейся истории этого великого города. Мы хотим пробудить такое же чувство и в каждом лондонце с ранних лет его жизни и научить его думать о Лондоне по-новому.

    Музей выражает благодарность лондонцам, Корпорации лондонского Сити и Администрации Большого Лондона за их поддержку.

    Перевод: Полина Касьян.