Серебряный век русской культуры кратко основное история. «Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций. Театр и музыка

Серебряный век русской культуры продолжается менее четверти века: 1900 - 1922 гг.

Значимость этого периода заключается в том, что русская культура – пусть не вся, а только часть ее – первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, безрелигиозность и бездуховность.

К серебряному веку принадлежат такие поэты, как М.И. Цветаева (1892 - 1941), С.А. Есенин (1895 - 1925) и Б.Л. Пастернак (1890 - 1960), композитор А.Н. Скрябин (1871/72 - 1915) и художник М.А. Врубель (1856 - 1910). К серебряному веку следует также отнести художественное объединение «Мир искусства» (1898 - 1924).

Серебряный век имел большое значение для развития не только русской, но и мировой культуры. Его деятели впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что складывающееся соотношение между цивилизацией и культурой приобретает опасный характер, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью.

Серебряный век включает два главных духовных явления: русское религиозное возрождение начала XX века, известное также под именем «богоискательства» ; русский модернизм, охватывающий символизм и акмеизм.

Русский авангардизм представляет собой отдельное, самостоятельное явление. Включение его в серебряный век, которое делают многие авторы, обусловлено скорее хронологией, нежели более существенными мотивами.

Русский модернизм составляет часть духовного ренессанса и воплощает собой русское художественное возрождение. Модернизм поставил перед собой задачу возродить самоценность и самодостаточность искусства, освободить его от социальной, политической или какой-либо другой служебной роли.

С точки зрения модернизма, искусство должно уходить от двух крайностей: утилитаризма и академизма. Оно должно быть «искусством для искусства», «чистым» искусством. Его назначение заключается в решении своих внутренних проблем, в поиске новых форм, новых приемов и средств выражения. В его компетенцию входит внутренний духовный мир человека, сфера чувств и страстей, интимные переживания и т. д. Русский модернизм охватывал европеизированную часть русской интеллигенции. В особенности это касается русского символизма. Он имел своих отечественных предшественников. Первым и главным среди них является А.С. Пушкин – родоначальник русской классической словесности. Модерн наиболее полно представлен художественным объединением. «Мир искусства», которое было создано в Петербурге А.Н. Бенуа (1870 - 1960) и С.П. Дягеливым (1872 - 1929). В него входили художники Л.С. Бакст (1866 - 1924), М.В. Добужинский (1875 - 1957), Е.Е. Лансере (1875 - 1946), А.П. Остроумова-Лебедева (1871 - 1955), Н.К. Рерих (1874 - 1947), К.А. Сомов (1869 - 1939).


Символизм включал два поколения поэтов: первое Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт. Они рассматривают искусство как порыв к идеальному смыслу вечных образов. В.Я. Брюсов был убежден, что подлинное искусство не может быть доступным и понятным каждому; второе поколение А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов. В их творчестве символизм престает быть чисто эстетическим явлением, только искусством. Он приобретает религиозно-философское измерение, теснее смыкается с мистикой и оккультизмом. Более сложным и многомерным становится символ. Искусство при этом упрочивает свою связь с реальной жизнью. В равной мере усилено понимание искусства как высшего способа познания. Вместе с тем было ослаблено прежнее противопоставление идеала и действительности, земного и небесного.

Символизм как поэзия и искусство получил наиболее яркое и полное воплощение в творчестве А. Блока. Теме России, любви к ней посвящены лучшие его стихи, в том числе «Русь», «Скифы», «Родина». Значительное место занимает тема революции. Ей он посвятил многие философско-эстетические работы. Сознавая неизбежность революции, и видя ее разрушительный характер, А. Блок выдвигает в поэме «Двенадцать» свое решение проблемы. Он предполагает соединить революцию с христианством, поставить во главе ее Христа. Не «отменять» ее – это невозможно, но соединить с христианским гуманизмом и тем самым «очеловечить» ее.

Акмеизм (от греч. «акмэ» – высшая степень расцвета) представляют прежде всего три имени: Н.С. Гумилев (1886 - 1921), О.Э. Мандельштам (1891 - 1938), А.А. Ахматова (1889 - 1966). Он возник как поэтическое объединение «Цех поэтов» (1911), противопоставив себя символизму, центром которого была «Академия стиха». Сторонники акмеизма отвергли неясность и намеки, многозначность и безмерность, отвлеченность и абстрактность символизма.

Они реабилитировали простое и ясное восприятие жизни, восстановили в поэзии ценность гармонии, формы и композиции. В то же время они сохранили высокую духовность поэзии, стремление к подлинной художественности, глубокому смыслу и эстетическому совершенству.

  • Культура и цивилизация
    • Культура и цивилизация - страница 2
    • Культура и цивилизация - страница 3
  • Типология культур и цивилизаций
    • Типология культур и цивилизаций - страница 2
    • Типология культур и цивилизаций - страница 3
  • Первобытное общество: рождение человека и культуры
  • История и культура древних цивилизаций Востока
    • Восток как социокультурный и цивилизационный феномен
    • Доосевые культуры Древнего Востока
      • Раннее государство на Востоке
      • Художественная культура
    • Культура Древней Индии
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
    • Культура Древнего Китая
      • Уровень развития материальной цивилизации
      • Государство и генезис социальных связей
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
  • Античность – основа европейской цивилизации
    • Общая характеристика и основные этапы развития
    • Античный полис как уникальное явление
    • Мировосприятие человека в античном обществе
    • Художественная культура
  • История и культура европейского средневековья
    • Общая характеристика европейского средневековья
    • Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века
    • Общественная и политическая системы средневековья
    • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 2
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 3
    • Художественная культура и искусство средних веков
      • Художественная культура и искусство средних веков - страница 2
  • Средневековый арабский восток
    • Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации
    • Развитие экономики
    • Социально-политические отношения
    • Особенности ислама как мировой религии
    • Художественная культура
      • Художественная культура - страница 2
      • Художественная культура - страница 3
  • Византийская цивилизация
    • Византийская картина мира
  • Византийская цивилизация
    • Общая характеристика византийской цивилизации
    • Общественная и политическая системы Византии
    • Византийская картина мира
      • Византийская картина мира - страница 2
    • Художественная культура и искусство Византии
      • Художественная культура и искусство Византии - страница 2
  • Русь в средние века
    • Общая характеристика средневековой Руси
    • Экономика. Социально-классовая структура
      • Экономика. Социально-классовая структура - страница 2
    • Эволюция политической системы
      • Эволюция политической системы - страница 2
      • Эволюция политической системы - страница 3
    • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 2
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 3
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 4
    • Художественная культура и искусство
      • Художественная культура и искусство - страница 2
      • Художественная культура и искусство - страница 3
      • Художественная культура и искусство - страница 4
  • Возрождение и реформация
    • Содержание понятия и периодизация эпохи
    • Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения
    • Изменения в мировоззрении горожан
    • Содержание эпохи Возрождения
    • Гуманизм – идеология Ренессанса
    • Титанизм и его «обратная» сторона
    • Искусство эпохи Возрождения
  • История и культура Европы в Новое время
    • Общая характеристика Нового времени
    • Образ жизни и материальная цивилизация Нового времени
    • Социальная и политическая системы Нового времени
    • Картины мира Нового времени
    • Художественные стили в искусстве Нового времени
  • Россия в эпоху Нового времени
    • Общие сведения
    • Характеристика основных этапов
    • Экономика. Социальный состав. Эволюция политического строя
    • Система ценностей российского общества
      • Система ценностей российского общества - страница 2
    • Эволюция духовной культуры
      • Соотношение провинциальной и столичной культуры
      • Культура донского казачества
      • Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания
      • Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций
      • Две линии в истории русской культуры XIX в.
      • Роль литературы в духовной жизни российского общества
    • Художественная культура Нового времени
      • Художественная культура Нового времени - страница 2
      • Художественная культура Нового времени - страница 3
  • История и культура России в конце XIX – начале XX в.
    • Общая характеристика периода
    • Выбор пути общественного развития. Программы политических партий и движений
      • Либеральная альтернатива преобразования России
      • Социал-демократическая альтернатива преобразования России
    • Переоценка традиционной системы ценностей в общественном сознании
  • Цивилизация Запада в XX веке
    • Общая характеристика периода
      • Общая характеристика периода - страница 2
    • Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.
    • Основные тенденции развития западного искусства
  • Советское общество и культура
    • Проблемы истории советского общества и культуры
    • Становление советской системы (1917-й–1930-е годы)
    • Советское общество в годы войны и мира. Кризис и крах советской системы (40-80-е годы)
      • Идеология. Политическая система
      • Экономическое развитие советского общества
      • Социальные отношения. Общественное сознание. Система ценностей
      • Культурная жизнь
  • Россия в 90-е годы
    • Политическое и социально-экономическое развитие современной России
      • Политическое и социально-экономическое развитие современной России - страница 2
    • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
      • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития - страница 2
    • Развитие культуры
  • Серебряный век – ренессанс русской культуры

    «Одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры», эпохой «творческого подъема поэзии и философии после периода упадка» называл Н.А. Бердяев период начала века. Культурный ренессанс, подъем поэзии и философии, грядущие зори, предчувствие катастроф – в этих ключевых словах (символах) запечатлены характерные черты духовной жизни России конца XIX – начала XX в. Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующее конец исторического цикла и начало совершенно иной эпохи.

    Повышенный и обостренный «идеологизм», несущий в себе обоснованно исторический опыт, или же, наоборот, мистифицированное представление о мире (от ницшеанских идей до обновленного религиозного «мессианства») – одно из важных отличительных свойств русской культуры 90-х годов. После безвременья, депрессии 80-х начался прилив творческой энергии во всех сферах жизни. 90-е годы XIX в. важны в плане не столько итогов, сколько начал.

    Поэты-восьмидесятники (С. Надсон, К. Случевский и др.) подготовили почву для декадентов 90-х годов (или старшего поколения символистов). В 90-е годы заявляют о себе новые художественные течения, определяются механизмы их развития.

    Одним из течений этого периода был авангард. Тень невостребованности, неосуществленности, часто сопутствуя авангардистам, усиливает присущий им драматизм, изначальную дисгармонию с миром, которую они носят в себе: одиночество – внутреннее и внешнее, трагедию как жанр всей жизни и ее финал.

    В принятой хронологии начало авангарда относят к 1900-м, чаще к 1910-м годам, в результате чего вне его сферы оказывается символизм, бывший в России и на Западе если не первым словом, то предтечей авангарда.

    Основной тенденцией, характерной для рубежа веков, был синтез всех искусств. В литературе, которая продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны, эта тенденция выразилась в переходе от реализма к символизму.

    По мнению Д. Мережковского, три главных элемента нового искусства это – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности. «В жизни символиста все – символ. Не символов – нет»,– писала М.Цветаева.

    В 1900 г. младшие символисты – А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и другие, стали искать исцеления от недугов декадентства в духовно-религиозных, нравственно-эстетических и общечеловеческих идеалах, пытаясь совместить общественные интересы с личными. Уже в первом десятилетии XX в. в России было так много поэтов, что XIX в. по сравнению с XX столетием кажется безлюдным. И. Анненский в статье «О современном лиризме» называет 45 имен – от Бальмонта, Брюсова, Сологуба до Дм. Цензора и Поликсены Соловьевой.

    Бурным и сложным было это время. В литературе и искусстве сосуществовали различные течения и направления. Некоторые из них были крайне эфемерными, преходящими. То провозглашался культ Диониса и оргийное стихийное дионисианство, торжество вакхического начала (Вяч. Иванов, С. Городецкий), то бушевал «мистический анархизм» и пелись молитвословия «свободной воле» и «раскрепощенной плоти» (Г. Чулков, М. Арцыбашев, Л. Андреев, А. Каменский).

    К началу второго десятилетия XX в. в литературу начинали входить новые крупнейшие русские и будущие советские поэты и прозаики: В. Маяковский, Б. Пастернак, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, А. Толстой и др. На смену символизму приходят другие литературные течения. Черты символизма заметны в таких разных, соперничающих между собой направлениях, как футуризм, акмеизм, новокрестьянская поэзия.

    Особый тип миропонимания ренессансного человека XX в. проявился не только в литературе, но и в искусстве. Особенно тесно с символизмом оказались художники кружка «Мир искусства». В декоративно-прикладной области искания «Мира искусства» выражались в двух тенденциях. Одна из них шла из Абрамцева, имения С. Мамонтова, где в 80-е годы многие художники работали над возрождением русской старины. Аналогичные работы велись в имении княгини М. Тенишевой Талашкино (Смоленской губернии). Другая тенденция представляла собой поиски современного стиля – стиля модерн. В рамках этого стиля зарождался конструктивизм.

    В 1906 г. кружок друзей сплачивается, чтобы провести в жизнь одну из своих старых идей: прославить русское искусство на Западе. Дягилев находит применение своему таланту организатора. Он устраивает в Париже выставку «Два века русской живописи и скульптуры», где наряду с художниками XVIII столетия были также широко представлены самые значительные мастера конца XIX–начала XX в.

    Так начиналось покорение Парижа– сердца культурной жизни Европы – русским искусством. В 1907 г. парижан знакомят с русской музыкой. Успеху программы из пяти концертов современной русской музыки в немалой степени способствуют участие самих композиторов: С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова и др.

    Сезоны 1909–1911 гг. становятся событиями в мировой художественной жизни. Русское искусство оказывает влияние на формирование мировой художественной культуры. Во втором десятилетии XX в. появились многие художественные группировки.

    В 1910 г. в Москве, в помещении литературно-художественного кружка на Б. Дмитровке была открыта выставка «Бубновый валет», в которой приняли участие П. Кончаловский, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Лентулов, Р. Фальк – представители изобразительного искусства. К ним примкнули футуристы и кубисты.

    М. Ларионов организовал специальные выставки – «Ослиный хвост», «Мишень». В 1913 г. он издал книгу «Лучизм» – манифест абстрактного искусства. В эти же годы работают зачинатели абстракционизма: В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин. Ими созданы направления, получившие широкое распространение в истории зарубежного искусства 20-30-х годов: абстракционизм (Кандинский), супрематизм (Малевич), конструктивизм (Татлин).

    Конец XIX–начало XX в. отмечается появлением новых архитектурных стилей: модерна, новорусского стиля, неоклассицизма. Архитектурную истину зодчие видели в органической связи между строительным материалом, конструкцией и формой. Здесь также сказывается тенденция к синтезу искусств: в архитектуру вводятся элементы живописи, скульптуры (в архиве работают В.М. Васнецов, М.А. Врубель, А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь, С.В. Милютин, А.С. Голубкина и др).

    Хотя в целом русский авангард, как и западный, тяготел к асоциальности, к абсолютизации творческого «я», однако русская социально-культурная почва серебряного века сказывалась на творчестве авангардистов. Это и трагизм «немоты» («Черный квадрат» К. Малевича), и метафизические поиски нового религиозного сознания.

    Задачи авангарда – выражать духовные абсолюты в формах, соответствующих глубинам психики. Отсюда стремление к синтезу искусств будущего, к их новому сосуществованию. Именно этому замыслу служила вся знаковая система художественной культуры серебряного века.

    Русская история культуры этого периода представляет собой итог сложного и огромного пути. В развитии общественного сознания, искусства и литературы той эпохи возникло и существовало множество направлений, течений, кружков, большая часть из которых оказалась очень нестойкой. Это, в частности, и подтверждало мысли о распаде культуры, ее конце.

    Ощущение потребности в принципиально новом научном и художественном истолковании действительности стало всеобщим в общественном сознании. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип человека, и становление либерально-государственной традиции установок на эволюцию и реформы, и начало философии ненасилия, и создание культурной ауры нового типа.

    Непревзойденный, блестящий интеллектуализм обобщений философии Ренессанса не был достойно оценен ни современниками, ни широкой западной общественностью того периода, хотя дал новое направление культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие.

    Серебряный век – это эпоха выдающихся художников, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов. Это время создания новых направлений и открытий. Ни в одной стране, ни в одной национальной культуре мира XX век не дал такого ее взлета, как в России. Это был синтез, сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, сущего и должного, прошедшего и настоящего, озаряемых грядущим.

    Серебряный век в русской культуре – это своеобразное время, которое по-разному воспринимается различными деятелями культуры. Это время отказа от «социального» человека, эпоха тотального индивидуализма, интереса к тайнам подсознательного, к примату иррационального, время господства мистического в культуре. Это время создания нового менталитета, освобождения мышления от политики и социальности, время, породившее религиозно-философский Ренессанс. Эпоха серебряного века – это культ творчества как интегрирующего элемента в разломе «времени и личности художника».

    Богатейшее культурное наследие этого периода составляет золотой фонд не только нашей отечественной, но и мировой культуры.

    Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался примерно четверть века: 1898-1922 гг. Начальная дата совпадает с годом создания объединения «Мир искусства», основания Московского художественного театра (МХТ), где была поставлена «Чайка» А.П. Чехова, а конечная — с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей. Краткость периода вовсе не умаляет его значимости. Напротив, с течением времени эта значимость даже возрастает. Она заключается в том, что русская культура — пусть не вся, а только часть ее — первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, безрелигиозность и бездуховность. Западный мир пришел к такому осознанию намного позже.

    Серебряный век включает в себя прежде всего два главных духовных явления: русское религиозное возрождение начала XX в., известное также под именем «богоискательство» , и русский модернизм, охватывающий главным образом и акмеизм. К нему принадлежат такие поэты, как М. Цветаева, С. Есенин и Б. Пастернак, не входившие в названные течения. К серебряному веку следует также отнести художественное объединение «Мир искусства» (1898-1924), создателями которого были А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев, снискавший себе славу организацией знаменитых «Русских сезонов» в Европе и Америке.

    Что касается, то он представляет собой отдельное, самостоятельное явление. По своему духу и устремлениям он расходится с серебряным веком. «Башня» Вяч. Иванова и «Башня» В. Татлина слишком различны, чтобы быть вместе. Поэтому включение русского авангарда в серебряный век, которое делают многие авторы, обусловлено скорее хронологией, нежели более существенными мотивами.

    Выражение и название «серебряный век» является поэтическим и метафорическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...» Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман «Серебряный голубь». Редактор журнала «Аполлон» С. Маковский использовал его для обозначения всего времени начала XX в.

    В самом названии имеется некое противостояние предшествующему, золотому веку, когда русская культура переживала бурный расцвет. Она излучала яркий, солнечный свет, освещая им весь мир, поражая его своей силой, блеском и великолепием. Искусство тогда активно вторгаюсь в общественную жизнь и политику. Оно в полной мере соответствовало известной формуле Е. Евтушенко: «поэт в России — больше, чем поэт». Напротив, искусство серебряного века стремится быть только искусством. Излучаемый им свет предстает лунным, отраженным, сумеречным, таинственным, магическим и мистическим.

    Русский религиозный ренессанс

    Русское религиозное возрождение начала XX в. представляют такие философы и мыслители, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, С.Н. и Е.Н. Трубецкие.

    Первые четверо, являющиеся центральными фигурами богоискательства, прошли сложный путь духовной эволюции. Они начинали как марксисты, материалисты и социал-демократы. К началу XX в. они сделали поворот от марксизма и материализма к идеализму, существенно ограничили возможности научного объяснения мира и перешли на позиции либерализма. Об этом свидетельствовали их статьи, опубликованные в сборнике «Проблемы идеализма» (1902).

    После революции 1905-1907 гг. их эволюция завершилась и они окончательно утвердились как религиозные мыслители. Свои новые взгляды они выразили в сборнике «Вехи» (1909). С. Булгаков стал священником.

    Концепция русского религиозного возрождения явилась плодом осмысления многовековой истории России и Запада. Она во многом стала продолжением и развитием славянофильства. Поэтому ее можно определить как новое славянофильство. Она также явилась развитием идей и взглядов Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. Л.Н. Толстого и B.C. Соловьева.

    Н.В. Гоголь оказал влияние на представителей богоискательства прежде всего своей книгой «Выбранные места из переписки с друзьями», где он размышляет об исторических судьбах России и призывает к христианскому самоуглублению и самосовершенствованию. Что же касается Ф.М. Достоевского, то сама его жизнь была поучительным примером для сторонников религиозного возрождения. Увлечение революцией имело трагические последствия для писателя, поэтому свое творчество он посвятил поиску христианских путей к людскому единению и братству. В этом он видел особость русского пути.

    Многие идеи и особенно учение о ненасилии Л.Н. Толстого также были созвучны воззрениям представителей религиозного ренессанса. Учение Вл. Соловьева о всеединстве, о Софии — Мировой Душе и Вечной Женственности, о конечной победе единства и добра над враждой и распадом составляют общую духовную основу русского религиозного возрождения и русского модернизма — особенно символизма.

    Именно Вл. Соловьев разработал концепцию возрождения России на христианских основах. Он посвятил свою жизнь неустанной борьбе против враждебного отношения интеллигенции к Церкви, за преодоление разрыва между ними, призывал к взаимному примирению.

    Развивая идеи своих предшественников, представители религиозного возрождения весьма критически оценивают западный путь развития. По их мнению, Запад отдает явное предпочтение цивилизации в ущерб культуре. Он сосредоточил свои усилия на внешнем обустройстве бытия, на создании железных дорог и коммуникаций, комфорта и жизненных удобств. В то же время внутренний мир, душа человека оказались в забвении и запустении. Отсюда торжество атеизма, рационализма и утилитаризма.

    Именно эти стороны, как отмечают представители богоискательства, были взяты на вооружение русской революционной интеллигенцией. В своей борьбе за благо и счастье народа, его освобождение она избрала радикальные средства: революцию, насилие, разрушение и террор.

    Сторонники религиозного ренессанса увидели в революции 1905-1907 гг. серьезную угрозу будущему России, они восприняли ее как начало национальной катастрофы. Поэтому они обратились к радикально настроенной интеллигенции с призывом отречься от революции и насилия как средства борьбы за социальную справедливость, отказаться от западного атеистического социализма и безрелигиозного анархизма, признать необходимость утверждения религиозно-философских основ мировоззрения, пойти на примирение с обновленной Православной церковью.

    Спасение России они видели в восстановлении христианства как фундамента всей культуры, в возрождении и утверждении идеалов и ценностей религиозного гуманизма. Путь к решению проблем общественной жизни для них лежал через личное самосовершенствование и личную ответственность. Поэтому главной задачей они считали разработку учения о личности. В качестве вечных идеалов и ценностей человека представители богоискательства рассматривали святость, красоту, истину и добро, понимая их в религиозно-философском смысле. Высшей и абсолютной ценностью являлся Бог.

    При всей своей привлекательности концепция религиозного возрождения не была безупречной и неуязвимой. Справедливо упрекая революционную интеллигенцию за се крен в сторону внешних, материальных условий жизни, представители богоискательства уходили в другую крайность, провозглашая безусловное первенство духовного начала.

    Забвение материальных интересов делаю путь человека к своему счастью не менее проблематичным и утопичным. Применительно к России вопрос о социально-экономических условиях жизни имел исключительную остроту. Между тем локомотив истории западного типа давно уже находился на территории России. Набирая скорость, он несся по ее необъятным просторам. Чтобы остановить его или изменить его направление, требовались огромные усилия и значительные изменения в устройстве общества.

    Призыв к отказу от революции и насилия нуждался в поддержке, во встречном движении со стороны официальных властей и правя- шей элиты. К сожалению, все предпринимаемые в этом отношении шаги далеко не в полной мере отвечали историческим требованиям. Власти не чувствовали острой необходимости перемен, проявляли непоколебимый консерватизм, любой ценой хотели сохранить Средневековье.

    В частности, царь Николай II, будучи высокообразованным человеком, знающим пять иностранных языков, обладавшим тонким эстетическим вкусом, был вместе с тем по своим взглядам совершенно средневековым человеком. Он был глубоко и искренне убежден, что существующее в России общественное устройство является наилучшим и не нуждается в каком-либо серьезном обновлении. Отсюда половинчатость и непоследовательность в проведении затеваемых реформ. Отсюда же недоверие к таким реформаторам, как С.Ю. Витте и П.А. Столыпин. Главное свое внимание царская семья сосредоточила на проблеме здоровья наследника, для решения которой она окружила себя весьма сомнительными личностями типа Г. Распутина. Начавшаяся Первая мировая война еше более усугубила ситуацию.

    В целом можно сказать, что крайний радикализм в определенной степени порождался крайним консерватизмом. При этом социальная база оппозиции существующему положению вещей была весьма широкой. Революционный вариант разрешения назревших проблем и противоречий разделялся не только радикально настроенными движениям и, но и более умеренными.

    Поэтому призыв сторонников религиозного возрождения встать на христианский путь решения острых жизненных вопросов не нашел желаемой поддержки. Это новее не означало, что он не был услышан и остался гласом вопиющего в пустыне. Нет, его услышали, но не поддержали, отвергли.

    Выход сборника «Вехи» вызвал большой интерес. В течение только одного года он выдержал пять изданий. За это же время в печати появилось более 200 откликов, опубликованы пять сборников, посвященных обсуждению проблематики «Вех». Однако подавляющее большинство отзывов было отрицательным. Против новых богоискателей выступали не только революционеры и левая оппозиция, но и многие правые, включая либералов. В частности, лидер партии кадетов П.Н. Милюков совершил поездку по стране с лекциями, в которых резко критиковал богоискателей, называя их реакционными.

    Следует заметить, что даже в церковно-православных кругах настоящего и достаточно широкого встречного движения не получилось. Священный синод сначала поддерживал проходившие в 1901-1903 гг. религиозно-философские собрания, а затем их запретил. Церковь довольно настороженно относилась к многим новым идеям участников религиозного возрождения, сомневалась в их искренности, а критику в свой адрес считала незаслуженной и воспринимала болезненно.

    Как отмечала 3. Гиппиус, в ходе собраний нередко обнаруживалось полное различие во взглядах представителей светского и церковного мира, а некоторые участники встреч лишь уверялись в своих взаимных отрицательных оценках. Таким образом, реакция современников показала, что выразители религиозно-философского возрождения намного опередили свое время. Однако их начинания и призывы не были напрасными. Они способствовали оживлению духовной жизни, усилению интереса интеллигенции к Церкви и христианству.

    Конец XIX - начало XX веков считается сложным и довольно противоречивым периодом развития русской культуры. Развитие общества в такой период всегда носит кризисный характер, а в культуре зачастую тесно сплетается новое и старое.

    Развитие культуры и возникновение символизма

    Непосредственно этот исторический период принято называть Серебряным веком русской культуры. Многогранность, неповторимость и самобытность серебряного века напрямую связаны с "пограничной" эпохой русской истории.

    Тенденции перемен и трагизма нашли свое отображение в русской поэзии и литературе, и породили целый ряд гениальных авторов, имена которых стали известны всеми миру. Серебряному веку была присуща не только глобализация культуры как таковой, но и глобализация истории.

    Одной из основных тенденций этого периода стал русский символизм, который включал в себя идею синтеза философии и искусства. Русский символизм стал основой для многочисленным постсимволических направлений, известных, как акмеизм, авангард, футуризм и неоклассицизм.

    Яркими представителями этих направлений являются В. Брюсов, А. Белый, и В. Иванов. Особенностью русского символизма стала параллель между реальностью и внутренней действительностью. Это и поиск сокровенного смысла в обыденных вещах, и желание увидеть высшее начало в течении жизни.

    Литература

    Серебряный век русской культуры ознаменован небывалым расцвета русской литературы, поэтому считается, что показательный образ этого исторического периода заключен именно в литературных процессах и ее модернизации. Продолжали развиваться такие писатели, как Бунин, Куприн и Чехов, поднимающие в своих произведениях острые социальные вопросы.

    Но большее внимание уделяют плеяде новых талантливых писателей и поэтов, творчество которых раскрылось именно в серебряном веке. Это "крестьянский" поэт С. Есенин, футурист и мятежник В. Маяковский, символисты А. Блок, А. Белый, акмеисты А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам.

    Несмотря на существенные различия направлений, которых придерживались эти выдающиеся поэты и писатели, их творчество объединяла общая идея, которая заключалась в рождении нового мира, более свободного и более открытого искусству.

    Образование и наука

    Процесс модернизации происходил и в других сферах жизни, таких, как образование и наука. Больше внимания стали уделять начальной школе, появилась тенденция увеличения грамотного населения. В этот период росло число училищ и гимназий, а система высших учебных заведений модернизировалась и расширялась.

    В Москве и Петербурге открывались педагогические институты, также увеличивалось количество высших женских курсов. Но несмотря на активный процесс модернизации в этой сфере, большая часть населения России оставалась безграмотной, так как правительство выделяло недостаточное количество средств на обучение отдельного человека.

    Серебряный век принес успехи и в развитие науки, в основном, это касалось естествознания. Была создана первая в России физическая школа, а физик Лебедев первый в мире установил закономерность волновых процессов природы. Развивалось самолетостроение, механика, возникали истоки современной космонавтики.

    Тема: «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха»

    Цель: дать учащимся общее представление о поэзии « Серебряного века», определить основные принципы поэзии модернизма, показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.

    Оборудование: учебник, тексты стихотворений, компьютер, проектор,презентация.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Ход урока

    1.Организационный момент

    Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад.

    Ребята, сегодня мы начнем разговор о серебряном веке. Записываем в тетрадях число и тему урока:«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Ваша задача на уроке – в ходе объяснения нового материала конспектировать лекцию.

    2. Объяснение нового материала

    Серебряный век… Само это словосочетание ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Так был назван рубеж XIX―XX вв. – время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

    Для того, чтобы приступить к изучению материалов, давайте вспомним, в какую эпоху зарождался Серебряный век русской поэзии.

    (Во второй половине 19 века было отменено крепостное право, начался подъем революционного движения, активизировались различные политические силы, было совершено несколько террористических актов против представителей правящих классов, в том числе и против членов императорской семьи).

    (Создание бензинового двигателя, первые попытки полета человека, кинематограф, фотография, идет серьезное исследование Арктики, происхлдит прорыв в химии – создается таблица периодческих элементов Менделеева).

    Литература рубежа эпох - очень сложное явление. С одной стороны, продолжал развиваться критический реализм (Бунин, Куприн, Вересаев, Аверченко и др.) С другой стороны, в 90-х годах 19 века в России появилось новое литературное направление – модернизм, представленный такими течениями, как символизм, акмеизм и футуризм. Давайте с вами вспомним что же такое реализм?

    (Ответы детей)

    «Реализм»–это направление в искусстве, ставящее целью правдивое

    воспроизведение действительности в её типических чертах.

    Посмотрите на экран перед вами понятие модернизм познакомьтесь с ним.

    Некоторые ученые считают что в первые название серебряный век было предложено философом Н.Бердяевым,другие ученые называют Николая Оцупа - ученик Гумилева “Серебряный век русской поэзии”(1933). Также называют Анну Ахматову. Анна Ахматова писала поэму « Без Героя» . Это произведение воспроизводит эпоху серебряного века. Там есть такие строчки:

    И серебряный месяц ярко,

    Над серебряным веком стыл.

    Термин “серебряный век” возник по аналогии с “золотым веком”, веком Пушкина, Толстого,Тургенева. Если был золотой век, значит должен быть и серебряный. Во времена античности был период, когда писатели начали экспериментировать с темой, формой произведения. И этот период назвали серебряным веком. Наш серебряный век - это тоже время экспериментов. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX-XX веков,отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи,музыки, театрального искусства. В это время жили и творили такие художники, как М.Врубель, И.Репин,Н.Рерих, Б.Кустодиев. Создавали свои музыкальные произведения такие композиторы, как А.Скрябин,С.Рахманинов, Д.Шостакович, И.Стравинский. Но,пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей этого периода стала поэзия.

    Вывод:

    На рубеже веков в России сложилась очень сложная политическая и социо-культурная обстановка, которая стимулировала поиск новых знаний по всем направлениям человеческой жизнедеятельности. Старые нормы и правила подвергались ревизии, и, соответственно, русская литература не могла оставаться в стороне от всеобщего обновления и поиска новых путей, методов и проблем.

    Сейчас мы с вами познакомимся с литературными течениями, которые существовали в эпоху серебряного века

    Просмотр презентации.

    Символизм

    Символизм как литературное течение сформировался в самом начале 900х г. В чистом виде просуществовал 10 лет. Центральным понятием является - символ. Символ -есть выражения безграничной стороны мысли.

    Символ-это окно в вечность.

    Сейчас мы с вами сделаем анализ стихотворения В.Брюсова « Творчество»

    -Какие выразительные средства использует Брюсов в своем стихотворении?

    (В.Брюсова использовал в своем стихотворении такие выразительных средства, как цветопись и звукопись.)

    -Какие цвета присутствуют в тексте?

    (В тексте будто бы присутствуют фиолетовый и лазоревый цвета, а эмалевая стена почему-то ассоциируется с белым, хотя, видимо, имелось в виду качество ее поверхности – гладкость.)

    -Какие сонорные часто повторяются в стихотворении?

    (Часто повторяются такие сонорные как: «л», «р», «м» и «н»)

    (Они создают ощущение медленности, плавности движений, будто все происходит под водой. Музыка этого стихотворения завораживает!)

    -Посмотрите как стихотворение построено?

    (Композиционно оно построено оригинально: последняя строка четверостишия становится второй в следующих четырех строках.)

    Все стихотворения Брюсова, посвященные процессу творения, объединяет одна главная идея: творчество бесконечно и свободно, его нельзя постичь, оно боится ясности и громогласности.

    Акмеизм

    1910г. стал кризисом символизма, многие считали, что символизм себя уже изжил. В газетах появляются статьи быть или не быть русскому символизму. В этой атмосфере рождается новое литературное объединение, которое назовут «цех поэтов». Цех поэтов во-первых будущие акмеисты были увлечены средневековьем и прочитали, что все ремесленники объединялись в цеха. Над ними стояли синдики т.е. главный мастер. У него было 2 обязанности:1) обучал подмастерьев мастерству, передавал опыт,2) организовывал работу. По аналогии решили назвать свое объединение цех поэтов. Они считали, что можно научить писать стихи. Все отношения в цехе поэтов строились на основе иерархии. Гумилев, Городецкий - синдики. Ахматова - секретарь рассылала приглашения. Вечера проходили на квартире Гумилева. Из одной комнаты выносили мебель. По центру ставили кресло и два по бокам. Центральное кресло покрывали красным или багровым ковром, по бокам- синим, зеленым. Далее шло пустое пространство, затем стулья деревянные наконец мягкие сидения где сидели приглашенные гости. Стихи читали подмастерья, а синдики давали советы.

    Проанализируем стихотворение А.Ахматовой «Песня последней встречи».

    -О чем это стихотворение?

    («Песня последней встречи» - это стихотворение, безусловно, о разлуке.)

    -В какой момент изображена лирическая героиня?

    (Лирическая героиня изображена в момент, когда она уходит от любимого после объяснения с ним.)

    Ахматовскую лирику критики не случайно сравнивали с прозаическими произведениями - новеллой, повестью, романом. Справедливость этих сравнений «Песня последней встречи» демонстрирует наглядно. Из всего повествования, хронологически нарушенного, последовательность событий все же восстанавливается. (А ведь сюжетность - это отличительная черта прозы.) То, что героиня уже покинула дом, где, собственно, все и произошло: мы узнаем уже в последней строфе:
    Это песня последней встречи.
    Я взглянула на темный дом.
    Только в спальне горели свечи
    Равнодушно-желтым огнем. ,
    -Какое душевное состояние у героине?

    (Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки...)
    Казалось бы, удивительно то, что находясь в том состоянии, когда «беспомощно» холодеет грудь, героиня идет «легким» шагом. Но это вполне объяснимо: испытав стресс, человек, как правило, спешит покинуть то место, где негативные переживания были получены, как говорится, «ноги сами несут». Здесь как раз тот случай.
    Далее неожиданно врывается в повествование деталь. Эта деталь - перчатка, которую лирическая героиня одевает не нату руку, что так же свидетельствует о крайнем смятении и полном отсутствии внимания к чему-либо, кроме собственных переживаний:
    Я на правую руку надела Перчатку с левой руки...
    Из следующей второй строфы можно сделать вывод о том, что отношения героев были довольно и длительными, и дом, который в данный момент покидает героиня ей очень хорошо знаком:

    -Найдите строки где это видно?
    (Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три!...)

    - В какое время года происходят события?
    (Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри! Я обманут моей унылой, Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый! IIя тоже. Умру с тобой...»)
    В конце стихотворения Ахматова говорит о том, что героиня, бросив прощальный взгляд на «темный дом», видит свечи в спальне, которые горят «равнодушно-желтым огнем».

    -Что символизирует желтый цвет?

    (Желтый цвет традиционно символизирует разлуку)

    Здесь же цветовое определение усилено наречием «равнодушно», что дает право сделать вывод о том, что герой, оставшийся за кадром, там, в доме, не испытывает переживания в той же степени, что и героиня.
    Футуризм

    Футуризм возник впервые в Италии. В 1909 году Филиппо Маринетти издал манифест футуризма. Маринетти прославлял скорость, новые города (залитые электрическим светом, с высокими домами, города в которых царствуют автомобили). Маринетти призывал отказаться от синтаксиса и пунктуации, отменить орфографию. Он говорил, что достаточно только использовать глаголы и существительные. Говорил о том. Что гоночный автомобиль прекраснее античной статуе. Маринетти мог с любовью изображать завод из трубы которого идет черный дым. В России футуризм возникает в 1910-1911гг.

    Проанализируем стихотворение Хлебникова « Кузнечик»

    -Кому посвящена первая часть стихотворения?

    (Первая часть посвящена обычному кузнечику)

    -Что мы узнаем о кузнечики?

    (Кузнечик успел изрядно полакомиться луговой травой, которую «в кузов пуза уложил»)

    Короткая зарисовка, состоящая всего из одного предложения, тем не менее, создает яркую и образную картину.

    - О ком говорится во второй части стихотворения?

    (Героиней второй части стихотворения является зинзивер)

    -Вы знаете что такое зинзивер?

    (Зинзивер- крупная синица, которую нередко также именуют кузнечиком.) Своим веселым пением «Пинь, пинь, пинь!» эта лесная красавица привносит в размеренную жизнь некое очарование, которое выливается у Хлебникова в восхищенные возгласы: «О, лебедиво! О, озари!».Таким образом, автор представляет читателю сразу двух кузнечиков, которые прекрасно дополняют друг друга и создают удивительную гармонию мира, хрупкую и невесомую . Но именно в ней автор черпает свое вдохновение и ищет пищу для творческих экспериментов, смелых и оригинальных.

    -Какой художественный прием использует Хлебников в своем стихотворении?
    (Хлебников использует звукопись. Поэт сам указывал на то, что в этом стихотворении в четырёх строчках "звуки у, к, л, р повторяются пять раз каждый помимо его желания" .

    3. Рефлексия

    -Почувствовали ли вы, что русский модернизм отличается от классической поэзии?

    -Назовите основные течения модернизма?

    -Какое из течений вам наиболее близко, аргументируйте свою точку зрения.

    4. Домашнее задание