Уголок речевого развития в средней группе. Центр речевого развития в подготовительной группе своими руками

СВЕТЛАНА ЗАМОТАЕВА
Речевые уголки в группах

Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе.

Уже доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость, поэтому большое внимание должно уделяться оборудованию в группах специальных речевых коррекционных уголков . Такие речевые уголки должны быть в группах , они должны привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве. Как уже апробировано практикой при организации данного уголка необходимо соблюдать следующие требования :

1. Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало , игровой, дидактический, наглядный материал.

2. Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей , их индивидуальным и возрастным особенностям.

3. В основу наполняемости уголка желательно учитывать тематическое планирование по лексическим темам.

3. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется еженедельно, согласно лексической теме.

4. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком .

5. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

6. Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

7. Не следует перегружать уголок оборудованием .

8. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес , побуждать к речевой активности .

9. Так как наши дети имеют нарушения зрения, то и имеющийся речевой материал должен учитывать те требования о которых вы говорили на предыдущей консультации с дефектологами.

10. Создавая развивающую среду группы , очень важно, чтобы окружающая детей обстановка было комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике коррекционного уголка . Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Расположить коррекционный уголок целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны.. Близость игровой зоны будет мешать проведению занятий в уголке и отвлекать ребенка от выполнения заданий.

Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным , чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. При недостаточном освещении, необходимо предусмотреть дополнительное.

Работа воспитателя на логопедических группах главным образом подчинена устранению дефектов речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка.

Для создания данного уголка можно использовать яркую многофункиональную доску – “Дом Гоши – Говоруши”

Края крыши украсить разноцветными буквами Алфавита, вырезанными по контуру.

Чердачное окошко можно использовать под место для размещения сюжетной картинки (согласно лексической теме) . По всей крыши натянуть леску, на которую можно с помощью зажимов прицеплять картинки.

В окно дома вмонтировать зеркало, которое закрывается занавеской.

Над окном разместить три досочки с кармашками, для картинок. Эти доски можно использовать :

– для размещения предметных, сюжетных картинок при составлении рассказа по серии картин.

– при классификации картинок при отработке лексических тем, при дифференциации звуков

– при проведении упражнений на определение места звука в слове (на первую доску разместить картинки, где звук находится в начале слова, на вторую – где звук находится в середине, на третью – где звук находится в конце).

Срезы бревен оживить яркими желтыми кружочками с кармашками, куда тоже можно располагать картинки, карточки. (“Виды упражнений артикуляционной гимнастики, “Массаж лица”, “Пальчиковая гимнастика”, предметные картинки на активизацию словаря по данной лексической теме, картинки с определенным звуком).

Труба – обклеенная коробка из-под карандашей, в которую можно поместить пособие “Ветерок”

Справа и слева от окошка при помощи мебельного гвоздя крепятся по два стаканчика, куда также размещаются султанчики, всевозможные игрушки на поддувание, сигнальные флажки (Гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий) .

Для изготовление флажков используются трубочки для сока, сами флажки изготовляются из цветной самоклеящейся бумаги и прикрепляются с двух концов трубочки : гласный – согласный соответственно красный, синий, зеленый.

Справа и слева от дома стена обклеена пенепленом, имитирующего забор. Где соответственно, можно расположить магнитную доску.

Используя различные свойства этих предметов, можно закрепить у детей зрительный образ буквы, тренировать их моторику, развивать оптико-пространственные отношения, прививать интерес к письменной речи.

Все необходимые атрибуты : магнитные буквы, клубочки шерстяных ниток, из которых дети конструируют буквы, ножницы, мелки, карандаши расположены здесь же в коробочках из-под чая, также обклеенных цветной самоклеящейся бумагой и прикрепленных к стене двухсторонним скотчем.

Перед домом на жердочке сидит игрушка попугай Гоша – Говоруша.

Он является “другом”, “партнером” детей. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка, задавать вопросы, загадывать загадки, изображать правильное и неправильное произношение звуков вызывает живой интерес, побуждает к речевой активности . Впереди, на животе у попугая, расположен карман, куда воспитатель или логопед вставляет очередную изучаемую букву, тем самым ненавязчиво привлекая внимание детей к ее образу и тем самым способствуя ее запоминанию.

На заднем плане дома можно расположить солнышко, которое тоже не только оживляет картинку, но и несет коррекционную функцию. У солнышка семь лучиков-косичек, и на каждой косички бантик. Бантики имеют определенный цвет спектра. Педагог может поупражнять ребенка в назывании основных цветов.

А можно просто для речевого уголка отвести место , которое будет представлять собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами , а также для проведения индивидуальной работы. В его оборудование входят : стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, большое зеркало или несколько небольших зеркал, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей .

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи.

Интересным материалом для коррекционного уголка может быть игровое пособие "Речевой куб ",

Пособие представляет собой кубы разного размера, изготовленные из легких материалов (картон, пластмасса, поролон, ткань, пенопласт) . На каждой грани куба расположены прозрачные карманы, предназначенные для сменного речевого материала . Данный материал используется при выполнении артикуляционных упражнений, для развития у детей общей и тонкой моторики, лексико-грамматического строя и связной речи. Он меняется учителем-логопедом и воспитателями по мере усвоения детьми различных тем.

Занятие в логопедическом уголке воспитатель проводит во второй половине дня по заданию логопеда. С детьми отрабатывается артикуляция звуков, автоматизация в словах на предметных картинках. Составляются предложения и небольшие рассказики с этими словами.

С группой детей может быть организована игра по дифференциации поставленных звуков или расширению словарного запаса.

Дети сами подходят к логопедическому уголку : делают гимнастику для язычка, дуют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы, называют картинки в звуковых альбомах, играют в логопеда.

Одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок.

Наполняемость коррекционного уголка должна осуществляться по разделам : речевое дыхание , фонематический слух, артикуляционная моторика, звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте, лексика и грамматика, связная речь и мелкая моторика.

Для младших детей : зеркала, картинки с описанием упражнений арт. гимнастики, пособия для разв. дыхания, воздушной струи, мелкой моторики (напр. массажные мячики, материал по звукоподражанию, игры и пособия по автоматизации звуков, игры по лексике, грамматике, сюжетные картины (по возрасту) .

Дидактический материал в речевом уголке старшей и подготовительной логопедической группе

Цели Дидактические пособия Дидактические игры

1. Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи Вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п. ;

«Рыбки» ; «Насекомые» ; «Транспорт» ; «Листочки» ; «Бабочки» ; «Волшебный пушок» ; «Горка» ; лабиринты; «Разноцветная поляна» ; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее» ; «Загони мяч в ворота» и др.

2. Формирование фонематического восприятия и слуха Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты : рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки : Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень» , «вата» ); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет» ; «В мире животных и птиц» ; «Делим слова на слоги» ; «Фонематика» ; «Найди себе пару» ; «Найди, что звучит» ; «Звуковое домино» ; «Угадай, откуда идет звук» ; «Разложи картинки» ; «Повтори - не ошибись» ; «Тихо - громко» ; «Общий звук» ; «Придумай слова со звуком» ; «Испорченный телефон» ; «Продавец и покупатель» ; «Звуковые символы» и др.

3. Развитие артикуляционной моторики Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой (авторы Т. А. Куликовская, Е. А. Пожиленко) ; схема для характеристики звука; ватные палочки, ватные диски

4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи) «Логопедические лото» , «Логопедическое домино» , «Паровоз» , «Подбери и назови» и т. д.);

Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков (авторы О. И. Лазаренко, Л. А. Комарова) ; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Говорим правильно» ; «Логопедическое лото» ; «Веселая гимнастика» ; «Звуки, я вас различаю (Р, Л) »

5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте Схемы слов, предложений, игры : «Подбери слово к схеме» , «Составь предложение по схеме» , «Сложи слово» , кроссворды, ребусы.

Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках» , «Учись читать» , «Умные кубики» , «Слоговые кубики» и т. д. ; «Карусель» (учим буквы) ; карты для чтения; альбом «Изучаем буквы» ; пособие «Говорящая азбука» ; волшебный домик «Учимся читать» ; «Букварь» Н. С. Жукова, «Живая азбука» , «Чтение по слогам» , «Родная природа» ; «Путешествие с буквами» ; «Читаем с подсказками» ; «Тексты с хвостами» ; «Белоснежка» - читаем с подсказками; книжки-малышки и др. Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать» ; «Я учу буквы» ; «Найди букву» ; «Готов ли ты к школе?» ; «Слоговое лото» ; «Волшебная тесьма» ; «Найди место звука в слове» ; «Прочитай по первым звукам» ; «Слоговая копилка» и др. ; серия «Умные игры» , ребусы

6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий Картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные) ; развивающие пазлы, игры : лото, «Подбери пару» , «Кто больше назовет» , «Часть и целое» , «Большие и маленькие»

игры «Чей хвост?» , «Один - много» , «Назови ласково» , «Чего нет?» и др. ;

«Что из чего сделано» ; «Прогноз погоды» ; «Одень куклу» ; «В мире животных» ; «Детский компьютер» и др

7. Развитие связной речи Сюжетные картинки, «Угадай по описанию» , «Когда это бывает?» , «Играем в профессии» и др. ;

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках» ; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

Мнемодорожки, мнемотаблицы, пиктограммы и т. д. Игры-самоделки «Составь рассказ по картинкам» («Ястреб и курица» , «Два козлика» и др.)

8. Развитие мелкой моторики Волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши,

массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв : горох, нитки разного цвета, пластилин ит. д.) Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам» ; мозаики; игры-шнуровки и др.

Таким образом, использование речевого уголка позволяет расширить речевую среду в группе , создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки .

Овладение устной речью является важным процессом в становлении личностных качеств ребёнка. Пополняется активный словарь дошкольника, развивается умение задавать вопросы, формулировать мысли и делать выводы. Формирование и совершенствование речевых навыков осуществляется одновременно с развитием мыслительных и психоэмоциональных способностей. Речь - инструмент в исследовательской и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и взрослыми.

Создание и работа уголка речевого развития в детском саду: роль, значение, цели и задачи

Речь у ребёнка развивается постепенно. К 1,5 годам появляются первые простые предложения: «Дай пить», «Дай мне» и т. д. К трём годам словарный запас составляет примерно 1500 слов, ребёнок составляет сложные предложения, использует союзы, придумывает новые слова. Таким образом, уже в младших группах детского сада уделяется повышенное внимание речевым занятиям с детьми.

Уделять внимание развитию речи необходимо с раннего возраста ребёнка

Процесс овладения речью - сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область - «Речевое развитие» - и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются несколько уголков - книжный, логопедический, театрализованный и речевой.

Речевое развитие воспитанников осуществляется на типовых занятиях

Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития - оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.

Материалы и оформление речевого уголка привлекательны для детей и вызывают интерес

Задачи речевого уголка напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Таблица: задачи речевого уголка

Возраст детей Задачи
1,5–3 года
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие речевой активности через совершенствование мелкой моторики.
  • Обогащение активного словаря.
  • Формирование культуры речевого общения в детском коллективе.
  • Воспитание эмпатии: чувства сопереживания, желания поддержать.
  • Укрепление дружеский отношений внутри группы.
  • Создание положительной мотивации к коллективной работе.
3–4 года
  • Развитие речевого дыхания.
  • Совершенствование звуковосприятия.
  • Развитие умения формулировать высказывание, вопрос.
4–5 лет
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Совершенствование умения аргументированно отвечать на вопросы.
  • Развитие диалогической речи.
5–6 лет
  • Развитие фонематического слуха (способности различать звуки и фонемы в составе слов).
  • Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
  • Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
6–7 лет
  • Развитие монологической речи.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Подготовка к обучению грамоте.

Цель речевых упражнений - развитие мимических и артикуляционных умений

Оформление речевого уголка своими руками

Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.

Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики - место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми: пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками, мешочки для с семенами и камешками.

В речевом уголке младшей группы можно оформить столик с играми на развитие сенсорного восприятия

Или это коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. На сенсорном коврике обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветочки, деревья, бабочки, птицы, зайчики и т. д. Всем известно, что ребёнку первым делом хочется потрогать заинтересовавший его предмет, поэтому развивающий коврик изготавливается из кусочков яркой ткани, лоскутков бархата, принтованной ленты, красочной тесьмы.

Забавные изображения на коврике привлекают детей и побуждают к активному сенсорному восприятию текстильных образов

Последние годы в качестве оборудования для развития сенсорики популярны бизиборды - доски или стенды с закреплёнными на них объектами, которые обычно маленьким детям запрещают трогать. Бизиборд легко сделать своими руками: на фанерном листе приклеиваются или прикручиваются различные замки (шпингалет, дверной крючок, щеколда), велосипедный и дверной звонки, кнопки и выключатели.

Развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики способствует изучение т. н. «бизибордов»

Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Поднять паруса!», «Мели, мели, мельничка!».

Для создания игры использованы простые материалы: картон, цветная бумага и ватные шарики

В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами:

  • «Занимательная азбука»: к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы.
  • «Азбука-лото»: карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы.
  • «Калейдоскоп букв»: дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле.
  • «Составь слово. Домино»: из карточек складывается изображение и его название.
  • «Кто где живёт»: карточки со словами, животными и местами их обитания.

Такие игры учат детей складывать слоги и слова, а также развивать речевые способности в коллективной игре

Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в уголке оформляется небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами. В отличие от уголка театрализованной деятельности, место для инсценировок в речевом уголке ограничено. Например, можно обклеить картонную коробку - это будет сказочный лес для фигурок. Диалог с использованием кукл на руку и бибабо можно разыграть из-за раскладной бумажной ширмы.

Куклы и декорации стимулируют самостоятельное речевое творчество детей

Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО

  1. Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками.
  2. Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей.
  3. Наличие одушевлённого персонажа - куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и .
  4. Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, воспитанники учатся соблюдать порядок.
  5. Безопасность. Воспитанники первой и второй младшей групп самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути). Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Электроприборы и источники питания должны быть недоступны детям.

Вариант оформления речевого уголка - видео

Пример оформления речевого уголка в средней группе - видео

Паспорт речевого уголка

Паспорт уголка в детском саду - это информационный документ, в котором описывает состояние центра активности, оборудование и предметное содержание. Паспорт составляется воспитателем и заверяется администрацией ДОУ, хранится в папке документов педагога или в специальной ячейке уголка. С информацией о содержании уголка могут ознакомиться коллеги, молодые специалисты, родители воспитанников. Паспорт необходим для выдвижения уголка на конкурс педагогических проектов по организации предметно-развивающей среды для детей.

Примерный шаблон паспорта речевого уголка:

  • Название уголка, возрастная группа.
  • Задачи уголка (кратко).
  • Предметы мебели, количество.
  • Электроприборы, если есть (аудиопроигрыватель, проектор).
  • Список наглядно-дидактических пособий (плакаты, мнемотаблицы).
  • Список демонстрационных материалов (тематические картинки, карточки-схемы).
  • Дидактические и настольные игры.
  • Наборы для дыхательной гимнастики, игр-драматизаций.
  • Картотека речевых упражнений и игр.

Фрагмент паспорта уголка по развитию речи: наглядно-дидактические и демонстрационные материалы - таблица

Как назвать уголок развития речи

Название уголка развивающей деятельности в детском саду должно быть кратким и понятным. Традиционно центр активности называется по собственно направленности занятий. Поскольку обязательным атрибутом речевого уголка является одушевлённая игрушка, часто в названии используется имя этого фантазийного персонажа. Названия необычные и забавные вызывают дополнительную заинтересованность воспитанников. Можно устроить конкурс для детей и родителей на придумывание названия.


Средства оформления речевого уголка

Уголок организуется в помещении группы с целью развития речевых способностей детей и своим оформлением побуждает воспитанников к высказыванию мнений, совместному обсуждению, беседам. К рисованию плакатов, стенгазет и картинок привлекаются и дети, и их родители.

Таблички и эмблемы - фотогалерея

Таблички для всех уголков группы могут быть выполнены по единому шаблону На табличке для привлечения внимания детей может быть изображён любимый персонаж Табличка привлекательна и вызывает положительный настрой к деятельности в уголке Табличка содержит оригинальное название уголка и изображение его хозяина

Таблички и эмблемы с названием уголка являются обязательным элементом оформления: они обозначают направление образовательной деятельности, содержат название и иногда изображение любимого детьми персонажа. Эстетически грамотно сделать для всех зон активности в группе табличке в одном стиле либо сохранить единообразие в эмблемах центров речевого развития.

Картинки - фотогалерея

Рисунки могут представлять собой одушевлённых персонажей, которые задают детям речевые упражнения Изображения сказочных персонажей украшают стены уголка Картинки по любимой детьми сказке служат одновременно и украшением уголка, и материалам для построения рассказа Картинки указывают на одно из направлений работы речевого уголка - знакомство с буквами и звуками

Картинки и рисунки украшают стены и мебель в помещении группы. Для оформления уголка развития речи используются изображения героев сказок и мультфильмов, животных, букв. При этом картинки в речевом уголке функциональны, детям можно задать по ним вопрос или придумать задание, направленные на развитие устной речи: «Кто изображён на картинке? Опиши, какой он», «Поздоровайся с Незнайкой. Расскажи ему, как прошёл твой день», «Придумай небольшой рассказ по этой картинке» и т. д.

Стенд - фотогалерея

Стенд с пластиковыми ячейками подходит для размещения информации для родителей и схем-картинок для детей На стенде воспитатель размещает дидактические материалы по теме текущих занятий Стенд в речевом уголке может содержать описание игр и схемы артикуляционных упражнений

Стенды в речевом уголке удобны для размещения наглядных материалов: картинок, карточек-схем, мнемотабличек, фотоматериалов и рисунков воспитанников. Поскольку содержание стенда постоянно обновляется, рекомендуется сделать пластиковые ячейки или использовать магнитную доску в качестве стенда (закрепление информационных листов и картинок канцелярскими кнопками небезопасно, особенно, в младших группах).

Одушевлённый персонаж - фотогалерея

Кукла размеров с рост ребёнка удобна в демонстрации двигательных упражнений Одушевлённый персонаж представлен в виде плаката на стене Плюшевая игрушка может быть хозяином в уголке развития речи

Особое место в речевом уголке отводится одушевлённому персонажу. С этой игрушкой или картинкой ребята беседуют в игровой форме, он «присылает» им посылки с новыми играми и письма с заданиями.

Содержание речевого уголка в детском саду

Для центра детской деятельности выбирается экологически безопасная (пластиковая, деревянная, мягкая) мебель. Шкафы, стулья и столы должны быть удобными, подходить под рост детей. Примерный список мебели для речевого уголка:

  • Шкаф/стеллаж с полками.
  • Столик или полка для временных выставок.
  • Рабочий стол и стульчики.

Мебель для уголка выбирается экологически безопасная и удобная для детей

Оборудование в уголке развития речи:


Таблица: состав материальной базы уголка речевого развития - таблица

Наглядные материалы, пособия
  • Младшие и средние дошкольники: плакаты, иллюстрации («Овощи и фрукты», «Посуда», «Одежда», «Профессии», «Животные и их детёныши», «Спецтехника», «Буквы» и др.), карточки с изображением эмоций, персонажей сказок и т. д.
  • Старшие дошкольники: схемы и мнемотаблицы по артикуляционной и пальчиковой гимнастике, плакаты по составу слова («Гласные и согласные звуки», «Деление на слоги»).
Материалы для сенсорного развития
  • Младшие дошкольники: игрушки с различными наполнителями, книжки-шуршалки/пищалки, безопасные бизиборды и коврики, сортеры.
  • Средние дошкольники: фигурная мозаика (деревянная), паззлы из крупных элементов.
  • Для детей 5–7 лет: магнитная мозаика, доски со шнуровкой, конструктор.
Предметы для развития дыхания
  • Младшие дошкольники: свистки, дудочки, трубочки, рожки, вертушки.
  • Средние дошкольники: теннисные мячики, ватные шарики, кораблики.
  • Старшие дошкольники: аэробол, мыльные пузыри, воздушные шарики.
Дидактические материалы
  • Младшие дошкольники: тематические альбомы с картинками, мягкие и деревянные кубики с изображением животных, фруктов, овощей.
  • Средние дошкольники: сборники сказок, стихотворений и рассказов с иллюстрациями, кубики с буквами и слогами, магнитные картинки и азбука, карточки для дидактических игр («Сложи картинку», «Составь сюжет сказки из эпизодов», «Распредели по парам» и др.).
  • Старшие дошкольники: сборники скороговорок и загадок, настольно-печатные игры (буквенное домино, лото со словами и картинками).
Материалы для игр-драматизаций
  • Младшие дошкольники: маски животных, куклы на пальчики, наборы игрушек по мотивам сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка» и др.
  • Средние дошкольники: куклы на руку и на палочках, персонажи бибабо.
  • Старшие дошкольники: марионетки, головные уборы персонажей (Красная шапочка, колпак Буратино, корона принцессы, шляпа волшебника).

Для разыгрывания диалогов в речевом уголке пригодятся наборы сказочных персонажей

Эскизы оформления речевых уголков

Стеллаж в речевом уголке младшей группы наполняется материалами, доступ к которым открыт воспитанникам. Зона сенсорики содержит безопасные элементы.

Расположение материалов для самостоятельного изучения должно быть удобно для малышей

В средней группе речевой уголок дополняется местом (столиком или полкой) для временных тематических выставок книг, иллюстраций, образцов письменного общения: «Иллюстрации скороговорок/поговорок/загадок (лубок)», «Азбука и букварь - первые учебники», «Поздравительные открытки», «Письма и телеграммы» и др. Игровые и развивающие материалы (в том числе по сенсорике) хранятся в шкафу.

Выставка для побуждения к речевой деятельности занимает центральное место в уголке

В речевом уголке для старших дошкольников в открытом доступе должна быть большая коллекция настольных игр. Пространство развивающего центра дополняется демонстрационным материалом (стенгазеты, стенд, плакаты, картотеки упражнений) и магнитной доской для выполнения заданий.

Детям 5–7 лет интересно работать с магнитной доской, играть в настольные игры

Работа в уголке развития речи

Занятия в речевом уголке строятся в рамках ведущей деятельности дошкольников - игре. Именно поэтому обязательно наличие игрушки-помощника для воспитателя, включение в игровую ситуацию происходит, как только персонаж здоровается с детьми. К речевой деятельности детей часто приходится побуждать. Воспитатель зарождает в воспитанниках интерес к беседе, используя близкие детям темы («Наши игрушки», «Что вам нравится делать на прогулке», «Какие сказки читали вам родители», «Кем ты хочешь стать» и т. д.).

Игры и упражнения в центре развития речи направлены на развитие способностей и коррекцию. Уголок задействуется во время проведения фронтального речевого занятия (со всей группой). Но чаще здесь проводятся занятия индивидуальные и в подгруппе, поскольку наблюдается тенденция сокращения логопедических групп и на воспитателя налагается обязанность осуществлять преемственность с работой логопеда.

Таблица: виды и формы деятельности в речевом уголке

Вид деятельности Форма деятельности
Занятие в подгруппе
  • Рассматривание наглядно-демонстрационного материала (в т. ч. мини-выставки) и проведение беседы. Для детей с начальным уровнем речевых способностей - форма «вопроса и ответа»:
    - Кто изображён на плакате? (Животные и детёныши.)
    - Катя, какие животные из представленных тебе нравятся? (Волк, лиса, медведь.) А тебя, Ваня? (Заяц, ёжик, белка.)
    - Волк, он какой? (Хищный, серый, свирепый.) Как называется его детёныш? (Волчонок.)
    Воспитанники старших групп в беседах побуждаются к развёрнутым ответам, рассказыванию историй из личного опыта, вспоминаю сюжета художественных произведений:
    - Чему посвящена выставка в нашем уголке? (Азбуке.)
    - Что такое азбука? (Книга, в которой каждая глава посвящена отдельной букве.)
    - А у вас есть дома азбука? Помните ли вы стихотворения наизусть из этой книги?
  • Двигательно-речевые упражнения, логопедическая ритмика. Воспитатель проговаривает слова и сопровождает их движениями, дети повторяют. Эти упражнения направлена на развитие совершенствование фонационного дыхания (правильной звучности речи), на развитие голосовых данных и дикции, на развитие речевого внимания (выполнений движений, о которых говорится). Примеры упражнений: «Жуки и шмели» (по команде «Жуки летают, шмели гудят» двое детей ходят и машут руками, двое других произносят звук [ш], когда прозвучали слова «Шмели летают, жуки гудят», первая подгруппа прозносит [ж], вторая движется), «Баскетбол» (в положении сидя, руки опущены, дети начинают произносить [ба-ба-ба], [бо-бо-бо],[бу-бу-бу], [би-би-би], поднимая и опуская руки с каждым новым слогом), «Пропевание» (проведение гласных [а-э-и-о-у] и слогов с ними [ла-лэ-ли-ло-лу] с изменением силы голоса - движение вверх и вниз по гамме).
  • Театрализованные игры, т. е. предполагающие участие нескольких детей. Воспитанникам предлагается разыграть сценки по мотивам прослушанных сказок. Первый вариант игры-драматизации: дети предварительно разучивают диалог, распределяют роли, воспроизводят сюжет в игре. Второй вариант: дети вспоминают с воспитателем сюжет знакомой сказки, распределяют роли и импровизируют.
Индивидуальное Индивидуальные занятия в речевом уголке проводятся с детьми, у которых мониторинг выявил низкий уровень речевого развития, и с теми, кому назначены дополнительные занятия специалистом логопункта.
  • Артикуляционные упражнения. Воспитатель показывает действия, ребёнок повторяет, наблюдает за собой с помощью зеркала. Дети 5–7 лет после нескольких совместных с воспитателем занятий способны выполнять артикуляционную гимнастику по схеме-напоминанию (с картинками). Однако контроль за звукопрозношением со стороны воспитателя обязателен.
  • Развитие речевого дыхания (умение контролировать силу и длительность выдоха): упражнения с передвижением предметов при помощи выдоха строятся во принципу увеличения веса предметов. Сначала дети пробуют сдувать пёрышки, ватные шарики, бумажные снежинки, затем шарики, мячики, игрушки на колёсиках. Примеры игры: «Высуши бельё» (ребёнку предлагается дыханием высушить слегка влажные платочки, висящие на планке), «Плывут, плывут кораблики» (в ёмкости с водой находятся кораблики различного размера и веса с парусами, в которые пробует при помощи выдоха заставить плыть ребёнок), «Футбольный матч» (для одного ребёнка: попробовать загнать мяч в ворота, выдыхая воздух через трубочку; вариант для двух ребят: настольная игра).
  • Дидактические игры: на составление слов и предложений, на выполнение пересказа, на различение гласных и согласных звуков и т. д. Примеры дидактических игр: «Скажи одним предложением изображённое на картинке», «Расставь эпизоды сказки и перескажи», «Подбери картинкам начальные буквы», «Придумай названия к сюжетным картинкам», «Подбери слово/предложение по схеме», «Назови как можно больше», «Продолжи тематический ряд».
  • Заучивание чистоговорок и скороговорок, стихотворений. Воспитатель следит за правильностью произношения и выразительностью исполнения текста.
Самостоятельная деятельность
  • Сюжетно-ролевые игры: «Школа/Детский сад», «Библиотека», «Магазин», «На приёме у врача», «Салон красоты». В этих играх дети учатся действовать в рамках социальных компетенций, воспроизводя ситуации общественной жизни, строят диалоги.
  • Игры-драматизации. Воспитанники самостоятельно распределяют роли и импровизируют, развивается способность речевого творчества. Пополнять реквизиты речевого уголка необходимо по мере изучения детьми народных и художественных сказок: фигурки персонажей (Чебурашка, крокодил Гена, Мойдодыр, игрушки животных-персонажей народных сказок). Атрибуты для инсценировок легко сделать своими руками: на палочки от мороженого приклеиваются изображения героев. Для исполнения ролей непосредственно воспитанниками пригодятся маски и шапочки героев.

Речевые игры в детском саду - видео

Игры на развитие речевого общения в ясельной группе - видео

Артикуляционная гимнастика для детей - видео

Игра-драматизация в первой младшей группе - видео

Регулярные занятия в речевом уголке способствуют созданию положительной эмоциональной атмосферы внутри детского коллектива, формируют устойчивую мотивацию к активному и культурному общению. Успешность в будущем напрямую зависит от уровня развития речи ребёнка. Богатый словарный запас, уверенность в формулировке мыслей, выученные наизусть стихотворения, знание пословиц и поговорок, выразительность речи показывают на высокий интеллектуальный уровень дошкольника.

Поделитесь с друзьями!

Содержание речевого уголка в младших группах дошкольного образовательного учреждения

В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако до последнего времени деятельность воспитателей массовых детских садов по традиционным методикам не давала желаемого результата. Многие из них разработаны исходя из речевой нормы (в то время как количество детей с различными речевыми отклонениями и патологией увеличивается год от года), в них учитываются возрастные особенности развития речи и не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

В вопросах профилактики речевых нарушений помогает работа с дошкольниками в речевом уголке. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

В речевом уголке подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени, помогающий воспитателю в коррекционной работе.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. При подборе дидактического материала необходимо учитывать:

Наполняемость уголка;

Разнообразие материала;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Системность;

Эстетика оформления;

Ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.

1-я младшая группа

1. Картинки по лексическим темам.

2.Каталог игр:

г) пальчиковой гимнастике.

6. Предметные картинки.

7. Различные виды театров.

8. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т.д.);

2-я младшая группа

1. Картинки по лексическим темам (альбомы).

2. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7. Различные виды театров.

8. Картинки:

а) с изображением характерных особенностей времен года;

б) предметами домашнего обихода;

в) деталями предметов;

г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

Людмила Емельянова

«Создание предметно-развивающей среды в ДОУ .

Речевого уголок «Говоруша »

Цель речевого уголок «Говоруша » средней группы - обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения , познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности.

Воспитанников встречает хозяин уголка «Заяц-говоруша » . Он многофункционален. Мы с детьми его одушевляем и от его имени задаем вопросы или отвечаем на них, загадываем загадки, придумываем интересные истории, приглашаем в гости друзей, преподносим неожиданные сюрпризы. Заяц-говоруша вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности .

Дидактическое оснащение нашего уголка соответствует структуре речевых нарушений детей , их индивидуальным и возрастным особенностям. При оснащении речевого уголка ориентировались на обеспечение богатства сенсорных ощущений, на полифункциональность.

Основная задача педагога в данной возрастной группе, чтобы ребенок захотел говорить и выражать свои мысли, поэтому уделили большое внимание театрализованной деятельности. Театральная деятельность является основой самостоятельного творчества каждого ребенка его эстетического чувства, развития артистических способностей. В ходе театрализованной деятельности ребенок развивает игровое поведение, умение творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Немаловажную роль театрализованная деятельность играет в развитие артикуляционной гимнастики, речевой интонационной выразительности и мимики.

В театрализованной деятельности с детьми используем разные виды театра : настольный, кукольный, пальчиковый, перчаточный, а также изготовленный своими руками : театр на силиконовых лопатках, театр на пластиковых яйцах, театр из вязаных рукавичек. Для каждого театра нужны актеры. И тогда было решено сделать не обычных кукол, которые выполнены из картона с отверстиями для ног. Наши куколки ходят,сидят и пляшут. Такие куклы развивают фантазию и моторику воспитанников. В нашем сказочном домике каждую неделю в окошечках появляются новые персонажи, исходя из темы недели.


При подборе дидактического материала в основу наполняемости речевого уголка было положено комплексно-тематическое планирование по лексическим темам.

Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий :

Пособия для артикуляционной моторики (артикуляционные часики, веер, картотека артикуляционной гимнастики в картинках);


Дидактический материал способствующий, формированию воздушной струи, правильного речевого дыхания («Бабочки» , «Сдуй снежинку в варежки» , «Ветряки» , «Прожорливые фрукты» , «Таинственный песок» , «Чудеса в бутылке» «Что заовощ, что за фрукт» «Огород есть у нас» ) изготовленный руками взрослых;


Любимыми пособиями наших детей являются игры для развития мелкой моторики : «Разноцветные камушки» , «Шнуровки» , «Умные прищепки» , «Сухой бассейн» , «Массажные мячики» т. д. Особенно нравятся нашим детям друзья «Зайца – говоруши »

«Забавные зверушки - прихватки»


Для эффективности коррекционной работы с детьми изготовили «Фланелеграф» из бросового материала, возле которого дети могут играть в дидактические игры, заниматься в паре, вести диалог по сказке.

Опираясь на индивидуальные особенности детей нашей группы, изготовили пособие «Веселые звуковички» для формирования и развития фонематических процессов, а игра «Звуковая ромашка» направлена на формирование звуковой культуры речи, умение чётко и правильно произносить определённый звук в словах , различать на слух твёрдые и мягкие звуки. Из спичечных коробков изготовили пеналы для составления схемы слова, которые используем в вечернее время.

Тематические альбомы и игры для обогащения словарного запаса, игры и пособия для формирования грамматического строя, а также связной речи, дидактический материал для развития фонематического слуха и восприятия.

Подборка настольно-печатных игр способствующие развитию речи. По многим направлениям деятельности создали картотеку . Это облегчает планирование и помогает в работе воспитанниками.


Рядом с речевым уголком расположена детская библиотека.


Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена познавательная литература, тематические энциклопедии в соответствии с возрастом детей. Работа в детском саду в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы : это обогащение словарного запаса, дети учатся правильно строить высказывания, пересказывать текст, оставлять описательные рассказы.


Публикации по теме:

«Создание предметно - развивающей среды на участке детей старшей группы». Вид проекта: информационно – проектировочный – презентационный 1. Подготовительный Информационно – проектировочный 2. Основной Практический.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Создание развивающей предметно – пространственной среды в группе раннего возраста». В период раннего детства окружающая ребенка среда должна.

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе» Характеристика группы: среднюю группу посещают 23 ребёнка, из них-9 девочек и 14 мальчиков. Название группы: «Смешарики». Воспитатель: Федосеева.

Создание предметно-развивающей среды на участке Проект. «Создание предметно – развивающей среды на участке детей старшей группы». Руководитель: старший воспитатель – Чернораева Л. И.

Мы живем в степной местности,для того,чтобы познакомить детей с различными рельефными объектами,я решила сделать на участке детского сада.

Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 274 КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА Методическая.

Старшая группа "А" комбинированной направленности

Воспитатели:

Анна Никитична Сергунина

Елена Юрьевна Дрожжина

В своей группе, мы большое внимание уделяем речевому развитию ребёнка. Наши занятия по развитию речи призваны обогащать и всесторонне развивать речь дошкольника во всех её аспектах (это и обогащение словаря, и развитие звуковой культуры речи, и связная речь и т. п.)

Для того чтобы максимально предотвратить развитие речевых нарушений в дошкольном возрасте мы организовали предметно – пространственную развивающую среду группового помещения, начиная с младшего возраста.

В нашей группе создан уголок по развитию речи. Оборудование нашего речевого уголка: стеллажи, полки, для размещения игрового, дидактического и наглядного материала.

Оборудование речевого уголка включает в себя следующие игры и упражнения, которые мы проводим для коррекции речевого развития детей:

1. Игры и упражнения для развития речевого дыхания:

«Покатай карандаш»,

«Загони мяч в ворота»,

«Подуй на одуванчик»,

«Насос» (Картотека дыхательных упражнений).

2. Игры и упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата (работа над дикцией):

«Артикуляционная гимнастика»,

«Сказка о веселом язычке»

скороговорки,

чистоговорки,

загадки,

мирилки,

считалки,

пословицы и поговорки.

3. Игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, звукопроизношения:

«Составь предложение» - упражнять в употреблении простых, сложносочённеных и сложноподченнёных предложений.

«Что с начало, что потом» - развивать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

«Весёлый паровозик»- обучать детей делить слова на слоги.

«Составь слово» - учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

«Антонимы» - упражнять детей в подборе антонимов.

«Четвёртый лишний»- развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

«Весёлые улитки» - развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

«Что к чему» - расширение словаря, обогащение речи сущ., прилагательными.

«Плохо-хорошо»- обогащать речь прилагательными характеризующими эмоции, чувства, переживания.

«Что куда?»- учить детей правильно употреблять предлоги.

«Кто где живёт?» - расширение словаря, уточнить знания об окружающем, упражнять в составление предложений, в образовании однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок).

«Кто как двигается?» - учить детей согласовывать существ. с глаголами, составлять предложения.

«Что для чего?» - расширять словарный запас детей, учить рассказывать о предмете.

«Что из чего?»- расширять словарный запас детей, учить рассказывать о предмете.

4. Для обучению детей составлению рассказов по плану или образцу применяем мнемотаблицы:

« Зима»,

«Домашние животный»,

»Дикие животные», «Времена года»,

«Настроение человека»,

«Герои сказок» и д.р.

Проводя игры и упражнения в детском саду на занятиях и в свободной деятельности, мы рекомендуем родителям продолжать эту работу в семье. Для улучшения речевого дыхания предлагаем родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие чистоговорки, загадки, пословицы, короткие считалки. Для успешного заучивания детьми стихотворений, мы советуем использовать построчное запоминание в форме игры «Скажи строчку», когда мама и ребенок по очереди произносят по строчке стихотворения, а потом меняются порядком строк.