Общая информация о ГБО. Всё что нужно знать. Какие поколения гбо бывают их особенности и приминение

Монтирование в автомобиль любого газобаллонного оборудования является чрезвычайно сложной и ответственной технической манипуляцией. Невзирая на это обстоятельство, практика показывает, что большинство автовладельцев всё же соглашаются на установку на автомобиль. Газобаллонное оборудование на автомобиль - процедура, которую стали всё чаще использовать в последнее время. При этом автовладельцев ни в коей мере не отпугивает вероятность потери автомобилем гарантии производителя.

Весомые преимущества

Учитывая высокую ценовую тенденцию бензина и дизельного топлива, их практической альтернативой является газ. выступает в роли основной газовой смеси автомобиля. К сожалению, на территории Российской Федерации отсутствует возможность производить метан в силу слабого технологического уровня развития инфраструктуры страны. Тем не менее заправочных станций, которые предоставляют водителям сжиженный газ, достаточное количество, что, в свою очередь, открывает широкий диапазон возможностей, особенно для путешествий.

Рентабельность финансовых расходов становится той причиной, благодаря которой автомобилисты нередко переходят на газ. Временем ранее разница в стоимости между бензином и пропаном-бутаном составляла не менее чем вдвое. И сами соответствующие газобаллонные комплекты были в корне по иной цене, нежели сейчас. К сожалению, сегодня дела «газовые» обстоят в корне иначе.


Для успешной состыковки газобаллонного оборудования с современным типом двигателей автомобиля необходима специальная квалификация и специализированное оборудование. Вместе с этим были введены новые правила безопасности эксплуатации баллонных систем, что привело ещё к большему их подорожанию. Сегодня существует практическая возможность приобрести два литра пропана-бутана , однако подобное утверждение не распространяется уже на бензин А-92 и выше. В столице газ стоит всего лишь на 50% дешевле, нежели один литр 95-го бензина. Вместе с этим практика показывает, что новая комплектация двигателя автомобиля, как правило, увеличивает расход горючего в среднем на 15%. На фоне этого трудно сказать, что есть существенный выигрыш, и точно не вдвое по уровню расхода топлива.

Для установления достоверности информации было принято решение наглядным образом произвести расчёт реальной выгоды газобаллонной системы, о которой сегодня так много противоречивой информации. Источником предварительного расчёта стали два автомобиля нашей редакции. Удалось установить, что хорошая газовая комплектация «Ниссан Альмера» окупится приблизительно после 18 тысяч пробега, а «УАЗ Патриот» не менее чем через 12 тысяч пробега. Эти два показателя являются нижней планкой среднестатистического пробега за год. В итоге: согласно подсчётам, использование газа на треть рентабельнее бензина.

Сроки окупаемости ГБО на двух примерах
Марка автомобиля: Ниссан-Альмера - 1,6 л, АКП УАЗ-Патриот - 2,7 л, МКП
Средний расход бензина, л/100 км: 10,5 15,0
Средний расход газа, л/100 км: 12,1 17,3
Стоимость 100 км пробега на бензине, р.: 330,8 472,5
Стоимость 100 км пробега на пропане-бутане, р.: 205,7 294,1
Экономия на 100 км, р.: 125,1 178,4
Стоимость ГБО с установкой, р.: 22 500 21 500
Срок окупаемости, км: 17 985 12 050

Основные недостатки

Естественно, что пропан-бутан является не идеальным вариантом и имеет множество недостатков. Одним из главенствующих факторов является потеря автомобилем заводской гарантии. Если даже автомастерская согласится официально предоставить необходимый перечень документов, то это ещё не факт, что дилер пойдёт на сохранение гарантийного обязательства. Установка второй системы подачи топлива является чрезвычайно существенным и трудновыполнимым процессом.

После установки газобаллонной системы официальная прекращает своё действие. В случае преждевременного выхода из строя какого-либо из элементов автомобиля за ремонт необходимо будет платить исключительно из своего личного кармана. Подавать в суд никакого логического смысла не имеет, так как это не даст результата, а только придётся много времени и нервов потратить. В силу вышеперечисленных недостатков автовладельцы новой техники вряд ли решатся вообще связываться с газобаллонной системой.


Существуют исключения, но это в том случае, если сам автозавод выпустил автомобиль уж с готовой газобаллонной системой. Существуют официальные фирмы - представительства завода в городах, однако таких немного. Например, национальный автомобильный концерн ГАЗ занимается как производством, так и непосредственно установкой ГБО.

Высокая степень громоздкости ГБО создаёт ещё один дополнительный минус в установке газа, поскольку его расположить без ощутимого ущерба на практике просто невозможно. Придётся убрать из багажника или вовсе его оставить в собственном гараже. Установка дополнительного цилиндра приведёт к неизбежному уменьшению багажного отсека. Это причинит неудобство не только седану, но также кроссоверам и универсалам.

Однако если говорить о крупногабаритных автомобилях, то здесь всё зависит от конкретно заданной модели. В частности, владельцам « » и их первой производственной серии повезло весьма солидным образом, так как от установки ГБО они практически ничего не потеряли. Касательно других, аналогичных по габаритам автомобилей, их также не оставила удача, так как профессиональные фирмы-установщики предлагают множество неплохих вариантов.


Газовые заправки представляют третий минус ГБО, а точнее, их доступность, поскольку степень развития существенно ниже, чем, например, бензиновых или тех же дизельных АЗС. Невзирая на это обстоятельство, заправка пропаном-бутаном не составляет труда даже в небольшом городке. Планирование длительного пути на автомобилях с ГБО также не представляет практической сложности. В таком случае идеальным помощником станет автомобильная система навигации.

Конечно, не оснащены столь развитой инфраструктурой, как бензиновые. Однако эстетичный вид заправочной станции - это дело второстепенное, если это вообще можно делом назвать. Существуют, правда, прямые обвинения и нарекания на состав газовой смеси, впрочем, о бензине и дизельном топливе слышна аналогичная информация. Ходит много разговоров касательно высокой степени взрывоопасности ГБО, хотя это вымысел в чистом виде, так как стенки непосредственно самого баллона с газом в несколько раз толще стенки бензобака. Состояние двигателя, переделанного на газ, также вызывает множество опасений. Утверждают, что якобы прогорают сёдла клапанов двигателя из-за повышения температуры внутри цилиндров.


Это, конечно же, не так. Абсолютно все квалифицированные специалисты в один голос заявляют: если ГБО будет правильно и грамотно установлено, то никаких рисков наблюдаться в этом плане не будет. Кроме того, большое значение имеет и регулировка ГБО, которую обязан проводить опять же специалист. - разговор отдельный. То, что обычные свечи могут не выдержать пропана-бутана, также практикой не подтверждается. В крайнем случае можно будет заменить обычные свечи специальными, которые «заточены» под газ. Если попытаться представить преимущества и недостатки в виде списка, то выглядеть это будет вот так.

Преимущества:

  • низкая цена газа пропана по сравнению с бензином и дизелем;
  • чистое горение газа, что положительно сказывается на отложениях в цилиндрах.

Минусы:

  • невозможность проведения гарантийного ремонта;
  • слабая развитость газовых заправок, находящихся на территории России, по сравнению с бензиновыми или дизельными АЗС;
  • уменьшение объёма багажника автомобиля.

На видео раскрыты вопросы, связанные с установкой ГБО:

Заключение

Установка ГБО эффективна и актуальна в наше время. На сегодняшний день известны и популярны итальянские фирмы, но они не единственные. К примеру, неплохо зарекомендовало себя ГБО от фирмы «Диджитроник». Одним словом, фирм-производителей очень много и от обилия газового оборудования рябит в глазах. Каждый покупатель может подобрать для себя оптимальный вариант и доверить установку профессионалам.

Многие владельцы автомобилей с двигателями большого объема, не желая по ряду причин пересаживаться на более экономичные машины, задумываются о смене вида топлива на более дешевое и не зависящее от повышения акцизов на нефтепродукты.Сжиженный газ, а точнее, смесь из пропана и бутана, – практически единственная доступная альтернатива бензину в настоящее время. Оборудование для доработки системы впрыска доступно, к тому же, срок его окупаемости на «большом» двигателе невелик.Тем не менее, все автомобилисты понимают, что виды топлива делятся не только на дешевые и дорогие, но и на более или менее пожароопасные. Если брать тройку из дизеля, бензина и газа, первое место по безопасности займет дизель, а газ, как наиболее летучий, последнее. В чем же состоит привлекательность этого топлива, какое существует оборудование для его впрыска и какие опасности таит в себе автомобиль, переведенный на газ?

Экономия от установки ГБО в цифрах

В последнее время производители, всегда следящие за рынком, начали понемногу предлагать автомобили с «заводским» ГБО, хотя делают они это по-прежнему не слишком охотно – усложняются условия гарантии и вероятность ремонта, да и пожароопасность топлива остается актуальным вопросом.

Имеет смысл браться за установку ГБО, если месячный пробег автомобиля составляет не менее 1500–2000 км

Однако ряд машин, или УАЗ Патриот можно купить с установленным на заводе ГБО с гарантией производителя. Тем же, кто владеет автомобилем, не входящим в ограниченный список марок и моделей, придется устанавливать ГБО самостоятельно, потратив на это средства и дав производителю замечательный повод .Если почитать профильные форумы, можно сделать ряд выводов о том, на какие машины стоит устанавливать ГБО и при каких условиях. Имеет смысл браться за это, если месячный пробег автомобиля не менее 1500–2000 км. В этом случае есть шанс окупить расходы на установку приблизительно за год, при условии, что расход газа не будет превышать расход бензина на единицу пробега более, чем на 10 процентов. Если говорить о цифрах, то расходы на установку ГБО на бензиновый двигатель колеблются в пределах от 25 до 60 тысяч с установкой. ГБО несколько дороже – на его установку придется потратить около 90 тысяч.

Что нужно знать, если автомобиль достался вам с ГБО?

В зависимости от возраста купленного вами автомобиля, на нем может стоять практически любое оборудование из существующих пяти поколений. Учитывая тот факт, что для установки ГБО новейшей модели достаточно оснастить автомобиль нужной электроникой и, по сути, избавиться от штатного бензинового впрыска, перевести двигатель полностью на газ, вы можете стать владельцем чего угодно.Следует, конечно, оговориться, что на такое переоборудование средств уйдет больше, чем стоит сам автомобиль, поэтому таких проектов немного. С другой стороны, если речь идет о любовно восстановленном старом автомобиле с мощным и прожорливым двигателем объемом несколько литров, такие затраты будут оправданы ради эстетических достижений и приемлемых экономических характеристик машины, предназначенной для каждодневного использования.Тем не менее, общее правило таково: чем старше автомобиль, тем менее совершенно оборудование, на нем установленное.

Поколения ГБО и разница между ними

На преклонного возраста карбюраторных машинах можно встретить ГБО первого поколения эжекторного типа (то есть работающее за счет всасывания газа в коллектор с созданным в нем разрежением). Электроникой такие системы не оснащались, поэтому особой экономичностью не отличаются. Кроме того, они достаточно пожароопасны за счет склонности к «хлопкам», то есть возгоранию газа в коллекторе, где происходит его смешивание с воздухом. Как правило, дроссельный блок такого автомобиля оснащен специальной «дверцей», так что пламя под капот вырываться не будет, однако, эксплуатируя автомобиль с таким ГБО, необходимо с большой тщательностью следить за утечками бензина в подкапотном пространстве и немедленно их ликвидировать.ГБО второго поколения, по сути, представляет собой ГБО первого поколения, но работающее под управлением электроники, основывающемся на показаниях лямбда-зонда, датчика положения дроссельной заслонки и датчика оборотов двигателя. Устанавливалось на автомобили с инжекторным впрыском топлива и позволяло добиться соответствия стандарту Евро-1, а в ряде случаев и Евро-2. Современным условиям регистрации транспортных средств в большинстве европейских стран такое оборудование не соответствует. По сравнению с первым поколением позволяет добиться большей экономичности.В системах третьего поколения имеются газовые форсунки для пары или каждого из имеющихся цилиндров. Если единственную форсунку в системе второго поколения врезали в приемную камеру коллектора, то в системах третьего поколения форсунки монтировались в раструбах, ведущих к цилиндрам. Форсунки электрические и управляются микропроцессорным блоком, позволяя добиться высокой экономичности за счет тонкой дозировки топлива.Система ГБО 4 поколения является деривативом от 3 поколения. Отличается более высокой скоростью реакции на корректировку микропроцессором количества топлива, а следовательно, большей экономичностью в сочетании с практически незаметной потерей мощности двигателя.

В отличие от предыдущих поколений, газ в системах пятого поколения впрыскивается непосредственно в камеру сгорания и в жидком виде

Системы ГБО пятого поколения построены на применении нового принципа. В отличие от предыдущих поколений газ в системах пятого поколения впрыскивается непосредственно в камеру сгорания и в жидком виде. Таким образом система ГБО впервые в истории развития стала практически безопасной (за исключением сохранившихся повышенных требований к герметичности баллонов и тракта, доставляющего газ к цилиндрам). Естественно, при условии использования сжиженного газа разница между ним и бензином стала меньше (и тот и другой впрыскиваются как жидкость, форсунки и распыление похожи). Это дало возможность использовать все штатные датчики системы электронного управления двигателем, и позволило уменьшить количество оборудования. Кроме того, при использовании ГБО-5 двигатель соответствует стандарту Евро-3 или Евро-4.

Можно ли поставить ГБО на дизельный двигатель?

Прежде всего, если раньше сэкономить удавалось только владельцам автомобилей с бензиновыми двигателями, то сейчас появились системы, приспособленные к работе с дизельными двигателями. Раньше все проблемы упирались в слишком высокую степень сжатия дизельных двигателей и отсутствие системы искрового зажигания. Однако позже появились системы ГБО с комбинированным режимом питания, получившем наименование газодизель. Как ни странно, принцип работы на комбинированном топливе был заложен еще самим Рудольфом Дизелем. Дизель в качестве топлива продолжает использоваться, но в меньшем объеме, а оставшаяся необходимая часть дополняется газом. При этом дизельное топливо, как всегда, воспламеняется от сжатия и поджигает газ. Процент газа в топливовоздушной смеси зависит от совершенства дизельной топливной аппаратуры и сложности ГБО. В настоящее время есть возможность увеличить процент сжигаемого в дизельном двигателе пропана до 30%.В целом, можно сделать вывод, что ГБО продолжает развиваться, так как потребность в альтернативном топливе усиливается год от года. Кроме того, оборудование для использования газа стоит вполне приемлемых денег и его можно «отбить» достаточно быстро. Все это позволяет предположить, что в дальнейшем пропано-бутановая смесь станет равноценной заменой бензину, а в будущем, возможно, и вытеснит его с рынка автомобильного топлива.

На автомобиль является единственным шансом сэкономить деньги на топливе. И если есть финансовые и технические возможности, то ими необходимо воспользоваться. Когда машина имеет большой объем двигателя и проходит большой километраж, то монтаж ГБО – это довольно выгодное мероприятие. В настоящее время бутан или пропан – это практически единственная альтернатива основному топливу (бензину). Есть, конечно, метан, но из-за дороговизны оборудования и проблем с оформлением документации установку такого ГБО в расчет не берем. При этом не нужно забывать, что все виды топлива имеют различный уровень по безопасности. И здесь газ проигрывает. На первом месте здесь дизель, затем бензин, а уже после него газ. Причина, видимо, в повышенной летучести. Какие же вопросы возникают у автолюбителей при переходе на газ?

Если вы много ездите на автомобиле и ваш «железный конь» — не экономичная «малолитражка», то однозначно – да. Производители давно поняли все перспективы подобных переделок и стали производить установку ГБО непосредственно на заводе. Конечно, в этом случае усложняется ремонт автомобиля, и появляются дополнительные условия гарантии, но зато добавляется такой «бонус», как экономичность. Если же подобная установка не производилась, то автолюбитель сам принимает решение, насколько это ему необходимо в конкретный период времени. В любом случае установка ГБО актуальна, если автомобиль проходит в месяц не меньше 1500-2000 километров. В этом случае можно рассчитывать на окупаемость в течение одного года. Но это при условии, что газ будет расходоваться не более, чем на 10% (в сравнении с бензином). При этом расходы на монтаж ГБО составляют от 30 до 60 тысяч рублей (с работой мастера). Если речь идет об установке ГБО на дизель, то затраты много больше (около 90-100 тысяч рублей).

Как действовать, если машина уже с ГБО?

Видео: Газобалонное оборудование: мифы и реальность

В чем разница между поколениями ГБО?

  • На совсем старых карбюраторных автомобилях часто используется ГБО первого поколения, работающее на принципе всасывания газа в коллектор с предварительным разрежением топлива. В таких системах не было никакой электроники, поэтому говорить об экономичности также не приходилось. У ГБО первого поколения очень высок уровень пожароопасности и повышенная вероятность «хлопков» во время движения, когда газ возгорается еще в коллекторе (в процессе его смешивания с воздушными массами). При эксплуатации такого авто необходимо очень внимательно следить за топливной системой автомобиля и устранять любые протечки топлива. Если таковые появляются, то их необходимо сразу же ликвидировать.
  • Основное отличие ГБО второго поколения от первого – наличие электроники, которая берет на себя основные функции управления. Основными источниками информации являются: лямбда-зонд, датчик оборотов двигателя и датчик положения дроссельной заслонки. Установка таких систем производилась на инжекторных двигателях, что позволяло получить стандарты Евро-1 и 2. Сегодня ГБО второго поколения уже не устанавливается, ведь не соответствует действующим стандартам.
  • ГБО третьего поколения имеют в наличии газовые форсунки для каждой пары цилиндров. В прошлой версии ГБО форсунка была одна и находилась в приемной камере коллектора. Здесь же устройства монтируются в раструбах, которые ведут к цилиндрам. Управление форсунками осуществляет электроника, да и сами изделия – электрические. За счет этих особенностей получилось добиться лучшей экономичности.
  • ГБО четвертного поколения – это, по сути, доработанная третья версия. Ее отличительные особенности – большая скорость реакции на команды от микропроцессора и, как следствие, более высокая экономичность. При этом мощность двигателя практически не меняется.
  • ГБО пятого поколения подразумевает наличие более серьезных изменений. Здесь уже газ подается прямо в камеру сгорания и в жидком виде. Это позволяет не только сэкономить на топливе, но и делает систему более безопасной, ведь газ не переходит в газообразный вид ни на одном из циклов. Почти исчезла разница между газом и бензином, что дало возможность использовать «бортовые» датчики системы управления двигателем. В случае применения такой системы двигатель соответствует стандартам качества Евро-3 и Евро-4, которые пользуются популярностью и сегодня.

Возможна ли установка ГБО на дизельное авто?

Еще совсем недавно автолюбители устанавливали ГБО только на бензиновых двигателях. Сегодня появились системы, которые дают возможность производить установку даже на . Основные проблемы возникали из-за повышенной компрессии в дизельных двигателях и отсутствия искрового зажигания. Сегодня же появились более современные системы ГБО, так называемые «газодизели», для которых данная проблема не существенна. Смысл работы на комбинированном топливе очень прост. Солярка, как и прежде, продолжает применяться в работе, но в гораздо меньшем объеме. При этом топливо дополняется порцией газа. Процент газа зависит от типа ГБО и его сложности. Сегодня он может достигать 30. В любом случае видно невооруженным глазом, что ГБО развивается и пользуется популярностью у автолюбителей. При этом у любителей путешествовать на автомобиле установка ГБО довольно быстро окупается. Остается только определиться, надо вам это или нет.

Разница в цене на бензин и газ (метан или пропан — не столь важно) всё чаще заставляют задуматься об трате определенной суммы денег на установку этого самого ГБО (газо-балонное оборудование) ради существенной экономии в будущем. И хоть разнообразные автомобили (легковые и грузовые, частные и коммерческие) далеко не первый год катаются по просторам нашей и не нашей Родины, а споры по поводу необходимости, целесообразности, потенциальной опасности и наоборот большей безопасности не утихают по сей день.

Причина установки ГБО, как уже написано выше, понятна — газ дешевле даже дешевого бензина, хотя и требует существенных разовых затрат на установку. Давайте попробуем разобраться (снова) в этом вопросе, разобрав «по болтикам» некоторые «газовые» мифы, а также приведем основные доводы «за» и «против» данной процедуры.

В мире не один десяток разнообразных технических мифов о ГБО, которые, в большинстве своем, основываются скорее на неправильной установке/монтаже/обслуживании оборудования, чем реально на его ТТХ. Хотя, не будем спорить, некоторые вполне имеют право на жизнь и точку зрения.

Мифы о ГБО и объяснения их

Миф 1: ГБО приводит к прогоранию впускных кланов и отдельных частей двигателя

Сразу стоит отметить, что газовая смесь не будет возгораться без огня или источника огня. Т.е. за пределами камеры сгорания не может быть такого эффекта (по крайней мере, в исправной машине).

Миф 2: из-за ГБО в машине стоит специфический «газовый» запах

Изначально метан или пропан в принципе не имеют запаха, это мы все знаем еще со школьной скамьи. А то, что пахнет из комфорки — специальная присадка-одорант, благодаря которой запах и ощущается для нашей же безопасности. Если же запах в автомобиле всё же присутствует — стоит заехать на соответствующее СТО для проверки герметичности системы подачи газа (магистралей) и собственно газового баллона. Т.е. миф о газе возникает от как раз несоблюдения качества монтажа или обслуживания газовой системы.

Миф 3: ГБО может вывести автомобиль из строя

Формулировка довольно размытая, подразумевающая отказ автомобиля в целом. В целом же можно уверенно сказать, что при выборе правильного СТО и качественного оборудования, а также роста верхних конечностей конкретного механика из верхней части туловища ни высверливание дополнительных отверстий, ни подключение к проводке автомобиля беды Вам не принесет.

Миф 4: двигатель из-за ГБО работает «всухую»

Достаточно старый миф от людей, старающихся залить бензин подешевле на заправке попроще. Причина возникновения мифа — старые автомобили, которые с рождения заправляли этилированным бензином (дополнительная присадка тетраэтил свинца). Она (присадка) за счет этого свинца выступала некоей сухой смазкой для клапанов и цилиндров, а газ этой присадки не имеет, отчего и возникает эффект сухой работы и, как следствие, чрезмерный износ ГБЦ. Современные же автомобили в этой присадке не нуждаются в принципе, да и бензин этот уже давно не используется ввиду его излишней токсичности. Так что в случае конкретно этого мифа снова можно сказать: не газ портит машину, а её старость или излишняя экономия производителя при производстве. Итог такой экономии тоже понятен — автомобиль исправно и уверенно едет на бензине, а вот газ ему противопоказан.

Отдельный вопрос заключается в том, что и двигатель нужно смотреть чаще, ведь использование не родного топлива обостряет все «болячки», а бензине не заметные. Это связано как с подачей топлива, так и с системой зажигания. Так что не стоит излишне экономить как в процессе монтажа, так и в будущем, при периодических проверках и настройках.

Миф 5: на новые автомобили ГБО лучше не ставить

Спорное утверждение само по себе, ведь сейчас уже в официальном салоне часто предлагают установку ГБО. Возник миф тоже давно и, что любопытно, как раз официальными сервисами, которые просто не обслуживали газо-балонные установки. Итог таких «официальных утверждений» — автовладельцы ставили-таки установку на левом (далеко не всегда профессиональном) СТО, что скором будущем приводило как к второму, так и третьему мифу, а возврат по гарантии а официальный сервис снова приводил к фразе «а мы же говорили, нельзя ставить ГБО на новый автомобиль». Сейчас, как уже было написано, «родная» установка уже не новость.

Миф 6: газ взрывоопасен

Да, газ может взорваться. И бензин тоже может взорваться, ведь сотни и тысячи фильмов не будут обманывать. Конечно, все мы хоть раз видели репортаж о взрывах бытового газа в квартире, разрушающий целые подъезды. Однако для объемного взрыва газовой смеси этого самого газа должно быть в воздухе от 2,1 до 9,5%. Меньше — не горит, больше — уже не взрывается, а просто горит мягким пламенем. Это возможно как раз в случае закрытой системы (комнаты квартиры), однако на открытом воздухе сочетание выхода газа из баллона и составление его в опасную смесь откровенно маловероятно. Итог: ДТП по всему миру случаются часто, «газовые» автомобили в них тоже не редкость, однако горят эти автомобили скорее от родного бензина. Второй пункт в этом мифе — взрыв самого газового баллона. Независимые исследовательские мировые центры провели ряд испытаний и пришли к единогласному выводу: не могут. Вернее, если Вы вдруг решили удалить предохранительный клапан в баллоне и решили этот баллон как следует разогреть — то да, исключать взрыв никто не будет.

Впрочем, снова нужно сделать сноску на качество работ и качество оборудования: далеко не всегда стоит экономить и выкраивать лишние 100 рублей.

Миф 7: газ подходит только для домашних плит

Мы все привыкли к газовой колонке и газу из неё, потому не представляем использование этого же газа в автомобиле. Хотя в целом (если рассматривать конструкцию подачи бензина в цилиндры) отличий нет: что бензин предварительно распыляется в газообразную смесь с воздухом, что газ… Сказать, что газ в автомобиле «не тот» так же, как и предположить «другой» дизель у локомотивов и обычных автомобилей.

Миф 8: на газу автомобиль «не едет»

Любимое утверждение как противников ГБО, так и любителей быстрой езды, желающие найти-таки недостатки. Правда мифа снова в истории: первые поколения ГБО при установке их в системы с распределенным впрыском часто ограничивало производительность мотора не только на газу, а и на родном бензине. Причина этого в месте и способе введения газа в систему подачи двигателя, а если совсем конкретизировать — так называемый смеситель, который сужал проходное отверстие воздуховода и тем самым не давал достаточно кислорода для горения смеси. Итог очевиден — машина «не едет». Впрочем, снова нельзя исключать и плохую установку и настройку ГБО в автомобиле с тем же итогом.

Современные ГБО оснащены системой впрыска газа, которая обеспечивает родную динамику и скорость Вашего автомобиля. Менее современные системы, к сожалению, отнимают в среднем около 7% мощности у автомобиля, что, впрочем, вряд ли каким-либо образом сможет сказаться на динамике в обычных городских циклах.

Миф 9: с ГБО автомобиль «стреляет»

Истории здесь нет, а чаще всего криворукость СТО-шника и несогласованная работа всей системы. Часто причиной «выстрелов» оказывается как некачественный стартовый выбор, так и последующий монтаж и дальнейшая настройка всей системы ГБО. Причина — «не та» пропорция газа и воздуха, необходимая для нормальной работы, элементарное игнорирование правил эксплуатации системы и несвоевременная замена изношенных деталей. Как уже было сказано, газ часто выявляет проблемы, на бензине не видимые, будь то проводка, свечи или системы подачи топлива.

Снова отметим, что периодические ТО — это стандартные процедуры с рекомендуемым периодом проведения вне зависимости от наличия или отсутствия ГБО на машине.

Миф 10: ГБО вредит выхлоной системе

И снова история: первые поколения ГБО, устанавливаемые на «левых» СТО, часто настраивались «на глазок», что довольно негативно сказывалось на итоговом владении автомобилем. Причина в свойстве газа — при октановом числе 105-120 он горит дольше и жарче, чем родная бензиновая смесь, что приводит к преждевременному (для еще несгорвевшей смеси) открытию выпускных клапанов и попаданию огня в выхлопную систему. Страдает как катализатор (дорого), так и лямбда-зонд (дорого).

На современных двигателях, рассчитанных на 92-98 бензин, с датчиками детонации и установленным ГБО 4-го поколения (впрыск газа управляется бензиновым контроллером и смесь соответствует бензиновой смеси) проблемы с ГБЦ также практически исключены. Правда, все-таки встречаются случаи ускоренного износа ГБЦ. Чаще это встречается на тех двигателях, где нет гидрокомпенсаторов, а владельцы ленятся своевременно регулировать зазор клапанов. Не секрет, что температура горения газовой смеси чуть выше (на 30-50 градусов), поэтому зазоры клапанов должны быть чуть-чуть больше (на 0,05 мм), если они регулируются вручную.

Миф 11: ГБО в итоге не выгодно

Установки ГБО на сегодняшний день есть разные, как разные есть и цены на них. При установке действительно рекомендуется подсчитать: сколько Вам обойдется установка, сколько Вы ездите ежемесячно, не собираетесь ли Вы в относительно скором будущем машину продавать?

Подливают масла в огонь и разнообразные новости о подорожании цен на нефть и пр., заставляя начинающих автолюбителей судорожно чесать затылок: а стоит ли овчинка выделки? По первому пункту стоит отметить, что вне зависимости от цены на нефть, газ — это побочный продукт переработки нефтепродуктов, проще говоря — это обрезки производства. Цена газа, конечно, от нефти зависит, однако суть от этого не меняется — цена на «отходы» будет всегда меньше, чем на основной продукт. Второй пункт останется за Вами, ведь считать экономическую целесообразность и время окупаемости системы придется Вам. То же касается и установки ГБО на изначально дорогие автомобили: решать Вам, будет ли ездить Ваш Hummer или BMW на газе или бензине.

Конечно, выбранный десяток мифов далеко не предел и список можно долго продолжать. Если у Вас есть вопросы — задавайте в комментариях и мы максимально быстро разберем их.

Плюсы и минусы установки ГБО

Попробуем расписать основные преимущества и недостатки установленных систем ГБО, с которыми постоянно сталкиваются все автолюбители.

Преимущества ГБО:

  1. Пропан дешевле как 92-го, так и 95-го бензина
  2. При пробеге 15000 км в год установленная система ГБО окупиться уже за год-полтора
  3. Выхлоп от газа существенно ниже, чем от бензина в связи с практически полным сгоранием его. Бонус — экологичность. В Италии половина всех автомобилей «бегают» на газу.
  4. Дешевое ТО установки ГБО
  5. Быстрый запуск мотора и отсутствие рывков в работе (впрочем, снова сноска на качество установки и правильность настройки)
  6. Сгорание газовой смеси не смывает масляную пленку со стенок цилиндров
  7. Сажа и нагар в цилиндрах также исключается
  8. Отсутствие детонации

Недостатки ГБО:

  • самый очевидный недостаток — в легковом автомобиле баллон занимает полезное место в багажнике. Конечно, существуют разные баллоны, некоторые устанавливаются вместо запасного колеса под полом багажника (которое при этом имеет небольшой объем), но ездить без запаски тоже не дело и тогда оно займет место в багажнике
  • потенциально опасен процесс заполнения баллонов а FPC, из-за чего и просят пассажиров в это время находиться вне автомобиля на безопасном расстоянии
  • периодическое обслуживание ГБО и настройка его, чтобы не возникали мифы и «не едет», «стреляет», «больше расходует»
  • да, один и самых больших недостатков системы — конденсат (около 20% баллона) и всё тот же дополнительный расход, о котором многие говорят. И снова приходится напоминать о качестве выбранной системы
  • в случае последующей скорой продажи автомобиля вряд ли стоит ждать, что Вам за неё возместят всё то, что Вы не успели окупить, а в случае демонтажа еще и спросят за лишние отверстия в машине
  • даже хорошая система не подразумевает использования автомобиля исключительно на газу: возить с собой запас бензина всё же нужно. Некоторые говорят, что заводиться всё же лучше с бензина, переключаясь затем на газ.
  • ГБО нужно дополнительно зарегистрировать в ГАИ, т.к. это считается переоборудованием ТС

Сторонников, как и противников ГБО в интернете… много. Есть масса статей о категорическом «не надо», после которых самые положительно настроенные люди откажутся от всей этой затеи, есть и хвалебно-рекламные статьи, после которых Вы побегите становиться в очередь на установку… Так или иначе, а решать в итоге Вам — стоит ли подключать газ к Вашей «ласточке».

С древних времён в автомобильной истории производители в качестве топлива рассматривают газ, а не привычный бензин и солярка. История газобаллонного оборудования начинается официально с 1928, когда профессор В. С. Наумов проводил испытания газогенераторной установки собственной конструкции на шасси автомобиля Фиат-15 Ter. Сейчас возможно иметь обе системы в своей машине, то есть бензино-газовый или , или газо-дизель. Любому водителю следовало бы разобраться в рентабельности такой «инсталляции», так как применение газа вместо 92 или 95 бензина имеет не только положительный, но негативный опыт установки ГБО.

Преимущества установки ГБО на инжекторный двигатель

Если подойти с точки зрения экономии, то у газа неоспоримое преимущество, так как в сумме потраченных средств на 1 км пробега на пропан-бутане в два, а на метане в три раза меньше применения бензина марки АИ-92, то есть в результате выходит соотношение стоимости 10:6. Второй момент, у газа имеется более высокое октановое число в диапазоне 95–112. А чем выше у топлива антидетонационная стойкость, тем меньше вреда для двигателя и нагрузки на шатунно-поршневую группу двигателя, и следовательно, увеличение его моторесурса процентов на 35 – 45%. Иными словами пробег автомобиля увеличивается в 1,5-2 раза, прежде чем возникнет необходимость капремонта, а сама работа двигателя будет более плавной и мягкой.

В дополнение к этому, срок ресурса недешёвого в выхлопной системе и свечей зажигания заметно увеличивается. Дело в том, что когда сгорает газ, то никакого нагара на поршнях на свечах, на клапанах не образуется, и отсюда увеличение их ресурса на сорок процентов. Так же следует учесть - в газе отсутствует свинец, окисления которого выводят из строя не только лямбда-зонды с нейтрализаторами, но и уничтожают камеры сгорания ГБЦ. В связи с этим при проведении техосмотра отсутствуют проблемы с экологией .

Газ также интересен тем, что с ним можно реже менять моторное масло, так как оно почти не разжижается, и поэтому сроки замены увеличиваются на тридцать – сорок процентов. Ну и о последнем плюсе ГБО это его меньшая взрывоопасность. Много людей спорят с этим, пытаясь доказывать обратное, и всё потому, что про свойств газа не знают. Секрет в том, что газ закачивается в баллоны в сжиженном виде, и происходит очень сильное его охлаждение при резком переходе в газообразное состояние, приведём пример: когда температура окружающего воздуха будет + 20° С, то газ охладится до – 130° С! И вопрос - что горит при такой температуре?

Видео по установке ГБО

Недостатки и проблемы при установке ГБО

С преимуществами применения газа разобрались, теперь перейдём к недостаткам и проблемам. Первый из них - это уменьшение полезного объёма багажника, ведь баллон надо где-то размещать. Второй минус связан с экономическими потерями на саму установку автомобильную газобаллонную установку, стоимость которой выльется в сумму примерна в пределах $ 400 – 700.

Если двигатель у вашего автомобиля соответствует мировым экостандартам Евро-3, 4 и более, то цена уже возрастаёт до $ 800 – 1500. Помимо этого, при работе на газовой топливе у двигателя изменяются технические характеристики - снижается максимальная скорость на 4-5%, мощности падает на 15-20% , тяга на 7-8%, увеличивается расход голубого топлива на 10 % на 100 км для по сравнению с бензиновым аналогом. Правда, всё это не относится к двигателям, которые изначально были разработаны для работы на газу самим производителем.

Естественно, из за увеличения на автомобиле количества дополнительного оборудования влечёт за собой увеличение потенциальных отказов при нормальной работе двигателя. Ещё один момент. Если возникают неисправности и отказы, то появляется ещё одна проблема, начинается с того, что слесари-газовики, скорее всего, отправят вас к мотористам, из за якобы виноватой штатной топливной аппаратуры, а мотористы в свою очередь, валят всю вину на неисправности ГБО . Это происходит из за того, что при работе двигателя на газу по каким то внешним признакам определить раннее зажигание невозможно, так как вообще отсутствует стук пальцев.

Ёщё следует знать, что на «инжекторный» автомобиль, с лямбда-зондом и допускается устанавливать ГБО только при наличии системы лямбда-контроля.

Также необходим постоянный контроль за состоянием зазоров ГРМ по верхней границе допуска, а то клапаны просто-напросто могут прогореть. В довесок к этому газ для воспламенения требует более высокое напряжение, чем в состоянии выдать заводская катушка зажигания.

Также следует учесть, что давление сгорания газа в своём пике намного превышает давление, которое возникает при работе на бензине. В связи с этим рекомендуется «поставить» более усиленные поршни, клапаны и поршневые кольца . Работники сервисных центров по установке ГБО 4 и 5 поколения очень часто не соблюдают эти условия, и тем более не сообщают их хозяину автомобиля, для того, чтобы не терять клиентуру.

Также многие из этих специалистов сами не знают, что ГБО 3 и 4 поколения не разрешается ставить на высокооборотистые и высокотехнологичные двигатели без необходимой дополнительной помогающей доработки. Она заключается в установке смазочной системы сёдел клапанов, так как из-за чего они подвержены повышенному износу, то быстро уходят в тепловые зазоры и подгорают клапаны . К подобным двигателям, например, относятся буквально все силовые агрегаты с