«Платформа»: Экспериментальная театральная площадка открывает новый сезон. Кирилл Серебренников: «»Платформа» должна была и дальше работать. Но новый министр культуры сказал: все ваши эксперименты нам не нужны

23 августа Басманный суд Москвы отправил под домашний арест директора "Гоголь-центра" Кирилла Серебренникова. Это стало продолжением расследования уголовного дела о хищениях в "Седьмой студии". При этом Серебренников ранее проходил по этому делу свидетелем.

В чем обвиняют Серебренникова?

По мнению Следственного комитета РФ, Серебренников похитил деньги, выделенные в 2011-2014 годах на реализацию проекта "Платформа". СК оценил сумму ущерба в 68 млн рублей.

В ходе допроса режиссер свою вину . Вечером 22 августа Серебренникова доставили в следственный изолятор "Матросская тишина". В среду Басманный суд Москвы отправил режиссера под домашний арест до 19 октября.

На этот период Серебренникову запретили посещать театр и участвовать в съемках. Максимальный срок, который может грозить режиссеру, — десять лет лишения свободы.

Что за проект "Платформа" и при чем тут Серебренников?

24 марта 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев посетил в Москве "Мультимедиа-арт музей", где встретился с деятелями культуры.

На этой встрече театральный режиссер Кирилл Серебренников рассказал президенту о своем проекте развития и популяризации современного искусства "Платформа". Это было заявлено как комплекс акций на стыке четырех направлений — театра, музыки, танца и визуального искусства.

Проект предполагал в том числе создание до 10 экспериментальных спектаклей в год, новых музыкальных и хореографических произведений, гастроли театров современного танца из регионов России в Москве, а также формирование постоянной лабораторной площадки для творчества молодых деятелей искусства, просветительские проекты и мастер-классы современного искусства.

В июле 2011 года специально для "Платформы" была создана некоммерческая организация "Седьмая студия". А в декабре того же года был подписан документ о выделении субсидий из федерального бюджета — 70 млн рублей ежегодно. "Седьмую студию" возглавлял режиссер Кирилл Серебренников. Он же был руководителем проекта "Платформа".

Что стало поводом для уголовного дела?

В конце мая этого года СК РФ завел уголовное дело по статье "Мошенничество в особо крупном размере". По версии следствия, члены руководства "Седьмой студии" с 2011 года по 2014 год похитили около 200 млн рублей, выделенных из бюджета на проект "Платформа".

23 мая в рамках уголовного дела у Кирилла Серебренникова, а самого режиссера доставили на допрос в СК в качестве свидетеля.

24 мая директор департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры РФ Андрей Малышев сообщил, что на проект "Платформа" было выделено 216,5 млн рублей. Из них, как рассказал чиновник, по назначению израсходовали только 16 млн рублей. Серебренников позднее заявил, что .

По этому делу были также задержаны (а затем арестованы) бывший главный бухгалтер "Седьмой студии" Нина Масляева, экс-продюсер Алексей Малобродский и бывший гендиректор студии Юрий Итин. При этом 2 августа Кирилл Серебренников в интервью немецкой газете Süddeutsche Zeitung сообщил, что у него изъяли загранпаспорт.

Какие доказательства есть у следствия?

Показания против Серебренникова Нина Масляева. По ее словам, Серебренников "разработал план для хищения средств, выделенных на проект "Платформа".

Бывший бухгалтер также утверждает, что режиссер вместе с продюсером Алексеем Малобродским обналичивали средства с помощью Масляевой.

Из показаний экс-сотрудницы театральной компании и ряда других свидетелей следует, что "Седьмая студия" занималась "отмыванием денег" и в ней была "черная касса" для проведения нелегальных операций.

При этом сама Масляева ранее уже привлекалась к уголовной ответственности и была лишена права занимать должности бухгалтера на полтора года.

Однако, как ТАСС знакомый с ситуацией источник, показания против Серебренникова дала не только бывший главбух "Седьмой студии". Это и позволило сменить статус режиссера со свидетеля на подозреваемого.

Как отреагировали на задержание и арест Серебренникова другие деятели культуры?

Министр культуры РФ Владимир Мединский решение об аресте режиссера Кирилла Серебренникова печальной для всех работников культуры ситуацией.

Коллеги режиссера не верят в его виновность. В защиту Серебренникова создатель фильма "Аритмия" Борис Хлебников.

Издатель и главред журнала "Новое литературное обозрение" Ирина Прохорова , что готова внести за директора "Гоголь-центра" залог в любой сумме. По ее мнению, проект "Платформа" вывел российский театр на мировой уровень.

Председатель Союза театральных деятелей РФ Александра Калягин личное поручительство за Кирилла Серебренникова и направил документ в Следственный комитет и Басманный суд.

За режиссера также вдова писателя Александра Солженицына Наталья Дмитриевна Солженицына, режиссеры и актеры Федор Бондарчук, Константин Райкин, Евгений Миронов, Андрей Малахов, Елизавета Боярская, Константин Хабенский и многие другие артисты.

Что такое проект «Платформа», где якобы пропали 200 миллионов рублей

Елена Ковальская

Арт-директор Центра им. Мейерхольда

ДелуВ чем суть дела Из материалов дела следует, что 1 февраля 2014 года директор департамента Минкульта Софья Апфельбаум и худрук АНО «Седьмая студия» Серебренников заключили договор, в соответствии с которым организация получила в 2014 году субсидию в размере 66,5 млн р. «на поддержку развития и популяризации современного искусства в рамках проекта «Платформа», утвержденного постановлением правительства РФ в 2011 году. - «Коммерсант» о якобы хищениях «Седьмой студией» бюджетных средств два года. Свидетели по этому делу за два года не раз давали показания. Я не понимаю, с чем связан вчерашний захват ОМОНом «Гоголь-центра», которым руководит Кирилл Серебренников - свидетель по этому делу. И воспринимаю ее как акцию устрашения всех, кто работает в российском театре.

Может быть, вчерашние события - результат случайности: расследование долго тянулось, пора закрывать, решили активизироваться и перестарались. Тогда это просто глупость, которой много в любой отрасли нашей российской жизни. Может быть, спланированный шаг вследствие реализации планов Путина по смене элит, о которой он объявил еще в 2012 году. Серебренников, разумеется, входит в элиту - и проект «Платформа» был чрезвычайно резонансным его проектом. Он был поддержан прежним нашим президентом Медведевым и курировался Владиславом Сурковым, который работал в ту пору в администрации президента. Но, честно говоря, неинтересно, какие планы у властей на Суркова. Возмутительно, что театр и деятели культуры становятся игрушками в руках властей.

Что касается проекта «Платформа», то он был и громким, и содержательным. Он соединил самых интересных художников разных направлений. Например, на «Платформе» я впервые услышала музыку русских композиторов, до которых прежде дело было только в Германии, но не в России. На «Платформе» тестировались люди, идеи, союзы. Перформанс, современный танец, мультимедиа, документ, новая музыка - все эти направления встретились и получили толчок к развитию. Благодаря «Платформе» театр стал интересен новой аудитории. Тьмы людей пробивались в зал на «Винзаводе». «Винзавод» стал модным благодаря «Платформе». Словом, Серебренников и его команда много и умно работали и сделали то, в чем была огромная потребность. Спасибо им за это.

Я не верю в хищения на этом проекте. Воруют в России везде, но не в негосударственном театре, каким являлась «Седьмая студия». Культура вообще малобюджетная отрасль, сюда люди не идут за деньгами. Говорится, что «Платформа» получила 216 миллионов рублей, из них 200 миллионов были прикарманены. Это бред. На 16 миллионов невозможно было осуществить все те проекты, которые я своими глазами видела на «Винзаводе». Я работаю в театре и имею представление что почем. Это первое. А второе, я уверена в честности Софьи Апфельбаум, которая руководила тогда театральным департаментом Минкульта и выделяла «Платформе» средства. В честности Кирилла Серебренникова и его команды. Юрия Итина (бывший директор «Седьмой студии». - Прим. ред. ), которого я помню еще проректором ГИТИСа в самую лучшую пору театральной академии.

То, что следствие по делу «Платформы» вчера вывели в публичную сферу, причем таким вызывающим образом, говорит для меня о том, что власти не склонны более церемониться с так называемыми старыми элитами. Кирилла выбрали как символическую фигуру. Его кошмарят и выталкивают из страны, чтобы убедить россиян: старые элиты бегут, значит, действительно виноваты. Желаю в этой ситуации Кириллу самообладания. Это произошло в один день с открытием XXV Чеховского фестиваля. На пресс-конференции были СМИ и тьма иностранных гостей. Людям театра дали возможность между собой кулуарно обсудить, что происходящее в отношении Серебренникова касается их всех. А также убедиться, что менеджеры и художники, работающие в государственных учреждениях, не защищены своими учредителями. Критик Марина Шимадина задала вопрос замминистра культуры Журавскому, какой комментарий он может дать по этому вопросу. Он ответил только то, что не все в этом мире ему ведомо. Такова реакция Минкульта».

В чем политический смысл атаки на Серебренникова

Сергей Капков

Бывший глава Департамента культуры

«На вопрос о том, как следует понимать то, что происходит, я могу ответить только, что не понимаю. Насильное задержание свидетеля и доставка его на допросы - это огромнейшее давление не только на Кирилла, но и на независимых культурных людей. Это дискредитирует и правоохранительную систему, и отношение властей к культурным деятелям. Что касается «Гоголь-центра», претензий у СК к нему нет - все они относятся к работе «Седьмой студии», а есть ли ее вина или нет, определит суд. Да, в 2015 году перед «Гоголь-центром» были пикеты, но это совсем другая история: мы живем в свободной стране, все имеют право высказывать свое мнение в любой форме. Cегодня же претензии к театру высказывают силовая и государственная система, люди при должностях, статусах и удостоверениях».

О статусе свидетеля, с которым обращаются как с обвиняемым

Вера Мартынов

В прошлом - главный художник «Гоголь-центра», сейчас - куратор Нового пространства Театра наций

«Это выглядит по-бандитски. У нас по-прежнему не появилось точных комментариев - ни от задействованных лиц, ни от Кирилла, ни от тех 17 человек, которых обыскивали. В одной из версий звучало, что были какие-то незаконные действия с грантом «Платформы», а сейчас выясняется, что Кирилл и прочие проходят по этому делу как свидетели, но я даже в кино не видела, чтобы со свидетелями так обращались. Это похоже на сюрреалистический фильм.

Я даже не хочу думать о том, что мы можем потерять «Гоголь-центр». Это такое внятное заведение, где невозможно что-то скрывать и утаивать, потому что оно открыто зрителям и всем. Я там работала, хорошо представляла себе команду, знаю самого Кирилла. Нет поводов не доверять ему или сомневаться. Кирилл - буддист, и это просто не в его мировоззрении».

О любви

Никита Кукушкин

Актер «Гоголь-центра»

«Внешние факторы заставляют нас действовать и активизироваться, что неплохо. А от себя лично я могу вот что сказать: нужно быть избирательнее этим людям. Нужно думать о том, куда они пытаются засунуться: это не везде можно. Нас все любят, а их нет».

О честности и преданности театру

Дмитрий Брусникин

Основатель «Мастерской Дмитрия Брусникина»

«Гоголь-центр» - это основное культурное событие, которое случилось за последние пять лет. Это данность и абсолютная художественная реальность. «Седьмая студия» возникала в студии МХАТ, мои дети были на первом курсе, и то, как она зарождалась и обретала форму, происходило на наших глазах. Это наши коллеги, друзья и соратники. «Мастерская» дружит со всеми серебренниковцами, мы делали и продолжаем делать совместные проекты.

Кириллу инкриминируют растрату средств, но я абсолютно уверен, что если он и растратил какие-то деньги, то это были его собственные, со спектаклей и гонораров, чтобы удержать этих людей. Когда возникает новый живой организм, то случается много непредвиденных трат, которые приходится покрывать из своего кармана. Более преданного театру и честного человека трудно представить. Я его всячески поддерживаю, но на телефон он, к сожалению, не отвечает. Наверное, находится в шоковом состоянии. Но это, конечно, лишний повод задуматься о том, что происходит у нас в стране».

О том, что действия государства призывают людей сплотиться

Антон Белов

Директор музея современного искусства «Гараж»

«Формат обыска дома худрука театра, который в руках деньги не держал, которые проводились через юрлица, кажется просто абсурдным. Понятно, что если бы Кирилл Серебренников хотел зарабатывать деньги, он бы не сидел в России в «Гоголь-центре», а ставил бы оперу и кино для лучших американских и европейских театров.

«Гоголь-центр» - любимый театр московской публики, я ходил на все премьерные показы. А проект «Платформа» на «Винзаводе» очень сильно повлиял на меня, я многое почерпнул из него. Все, что происходит, неправильно. Даже если были определенные подозрения, можно было заранее оповестить и провести проверки цивилизованным образом, но ни в коем случае не устраивать маски-шоу в учреждениях культуры.

Давайте признаемся честно: тут, как и с пятиэтажками, власть призывает людей сплотиться в гражданское общество. Как будто она превратилась в пролиберальную силу и понимает, что гражданское общество инертное, поэтому применяет ему вот такие вот уколы, чтобы все проснулись, - вот вам еще. Театральное общество теперь тоже борется за свободу мысли. Это какая-то череда событий - начиная с Исаакиевского собора».

О показательности процесса

Сергей Минаев

Главный редактор Esquire, писатель

«Показательный обыск - это психологическое давление. Можно было вызвать его повесткой и попросить дать комментарии. Неужели Кирилл бы убежал и создал преступную группу? Кому была нужна эта показательность? Тем более мы сейчас видим тренд на смягчение, его и администрация президента демонстрирует. Я сначала вчера подумал, что не о том Кирилле Серебренникове идет речь. Кирилл - человек в хорошем смысле не от мира сего, его интересует только театр, а никак не откаты и распилы».

О постпостмодернистской стилистике акции

Федор Павлов-Андреевич

Художник

«У меня возникло ощущение, что явление людей в масках в театр было фактически перформансом, как ни дико это может звучать. Здешние сильные начинают действовать с определенным замахом на замысел, на творчество - являются в масках в театр, принимают на себя миссию лицедейства, разыгрывают хеппенинг у стен намоленного места, как бы говоря: мы знаем ваши правила, ваши приметы - и вот, смотрите, наш вам ответ. Их балаклавы - это практический постпостмодернизм, но обрамленный в грубую ухмылку, в оскал расслабленного силовика.

Вся эта ситуация на самом деле, конечно, какая-то высокая властная история - что-то там со средствами, которые когда-то, годы назад, современные Константин Сергеич с Владимир Иванычем не до конца между собой обсудили, а сейчас почему-то стало уместно об этом вспомнить. В итоге пришли к Кириллу, художнику сильнейшей энергии, мощному создателю смыслов, которому, конечно, этим самым оказали особое внимание, передали конверт с сообщением. Есть некоторое количество руководителей современной культуры в России, подобных Кириллу, - это управляющие федеральными и городскими музеями, театрами, библиотеками. Некоторые неприкосновенны по причине ветеранства и легендарности, а прочим, возможно, скоро передадут похожий месседж, и это плохо - в первую очередь, для тех, кто отсюда не уедет. Ведь Кирилла и некоторых других по правде ждут в разных краях света и будут там носить на руках. Здесь же, может быть, останутся музыка и балет - им не настолько важна погода. А за театр и перфоманс могут остаться отвечать те, у кого это так блестяще получилось вчера».

О готическом стиле, иронии, сочетании высокого и низкого

Сергей Хачатуров

Историк искусства и куратор выставки «Готика Просвещения» в фонде In Artibus и Музее архитектуры им. Щусева

«Гоголь-центр» - это лучший институт современного искусства страны, это напряжение самих основ бытия с позиций задавания последних вопросов - очень честных, но неудобных и травматических для общества и личности. Эти вопросы воплощают попытку личности построить себя в окружающем мире, где, как говорит герой Никиты Кукушкина в «Овидии», есть только одна чаша добра, а остальные - чаши зла. За театр мы еще поборемся: вчера на митинге было так много людей - член совета по культуре и искусству при президенте Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Федор Бондарчук. Странно, конечно, что к экономической ситуации 2014 года стали апеллировать именно сейчас. И почему эти претензии нужно было разворачивать в такой спешке и в таком оскорбительном для культуры виде?

«В силу своего уже преклонного, скажем так, возраста и ситуации, в которой в советское время жили мои родители, я могу сравнивать и хочу сказать вот что: даже при Советском Союзе в его застойной и поздней стадии обыски не были столь обычным делом, как в последнее время, и не затрагивали такой широкий круг людей. Вчера, кроме обыска у Кирилла и Софьи Апфельбаум в Москве, насколько я знаю, было еще 16 обысков. Или, скажем, недавние обыски у Зои Световой и Саши Гаврилова, людей, у которых абсолютно понятно, что ничего найти невозможно. Совершенно ясно, что это метод устрашения не только конкретных людей, но и всего круга, всего слоя. К проектам, по поводу которых шмонают всех этих людей, тем или иным образом причастны очень многие. Так что теперь звонок может раздасться в дверь любого интеллигента: это кажется данностью, обыск, задержание человека на целый день просто так, за то, что умничал, - примета сегодняшнего дня.

«Гоголь-центр» всегда был местом абсолютной свободы, именно творческой - политическая повестка была для него вторична. Там же не только играли спектакли - там показывали фильмы, читали лекции, занимались с детьми. И все это делалось как будто в таком мире, где достигнута полная свобода самовыражения. Если предположить, что Серебренников уедет, а театр перейдет под другое начало, по слухам - довольно смехотворное, то произойдет потеря портала свободы в городе. Вот что произойдет».

МОСКВА, 3 окт - РИА Новости. Экспериментальный проект "Платформа", объединяющий четыре направления современного искусства - театр, танец, музыку и медиа, - начинает обживать "Цех Белого" на "Винзаводе", сообщил журналистам в понедельник руководитель проекта, режиссер Кирилл Серебренников.

Раньше это место было, пожалуй, самым масштабным выставочным пространством в комплексе центра. Теперь оно , где режиссеры, хореографы, актеры, композиторы и художники смогут работать над совместными проектами и тут же их показывать. Исключение руководство "Винзавода" сделало только для фотопроекта Best of Russia : на полтора месяца, что идет выставка, деятельность "Платформы" будет приостанавливаться, в остальном же ее программы будут реализовываться в нон-стоп режиме. До начала первых представлений осталось несколько дней, и на необычной сцене, напоминающей газон, полным ходом идут последние репетиции.

"Нам хотелось придумать что-то на стыке течений современного искусства - театра, танца, музыки и медиа, чтобы они переплетались между собой и получались совершенно новые проекты", - прокомментировал Серебренников основную идею "Платформы".

При этом, отметил режиссер, все проекты будут делаться специально для этой площадки: они смогут существовать в форме выставки, несколько недель, или же несколько дней - как представление.

Для систематизации творческих идей у каждого из четырех направлений есть свой куратор. Театр отдан самому Серебренникову, танец - основательнице и руководителю Международного центра танца и перформанса ЦЕХ Елене Тупысевой, музыка - композитору Сергею Невскому, который уже работал с Серебренниковым над фильмомм "Юрьев день" и спектаклем "Человек-подушка", а медиа - художникам Аристарху Чернышеву и Алексею Шульгину, участникам проекта "Электробутик".

Первым событием "Платформы" станет так называемый концерт-календарь Arias ("Арии"), для создания которого представители разных областей искусства выбирали свои любимые арии и превращали их в постановки. К примеру, художники Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева интерпретируют арию Бориса Годунова "Достиг я высшей власти", а основатель студии Soundrama Владимир Панков поставил арию Фарлафа из "Руслана и Людмилы". Представления пройдут с 7 по 9 октября. Параллельно в "Цехе Белого" можно будет познакомиться с деятельностью анонимного художника, существовавшего в сети под именем Газиры Бабели.

Далее в программе значатся спектакль "Отморозки", поставленный Серебренников и студентами его мастерской по произведениям Захара Прилепина, перформансы режиссера Владимира Епифанцева "Долина боли", Фестиваль театров танца ЦЕХ, концерты современной скандинавской музыки "Идея севера". Эти и другие постановки, а также лекции, дискуссии и мастер-классы ожидают посетителей "Винзавода" в течение ближайших трех месяцев. При этом ценовая политика будет гибкой - стоимость билетов варьируется от 100 до 500 рублей.

По словам Серебренникова, план "Платформы" сверстан уже на полтора года вперед, однако все финансовые вопросы по проекту с помощью Минкультуры решены лишь на три месяца.

Со своей стороны, министр культуры Александр Авдеев отметил, что "государство должно выполнять свой долг перед молодыми профессионалами, чтобы они могли чувствовать себя уверенно на годы вперед и не думать о том, у кого взять последнюю копейку на свои проекты".

Он уверен, что инициативы, подобные "Платформе", федеральные и региональные власти должны поддерживать в обязательном порядке.

"Хочу подчеркнуть, что подобные вещи должны быть не только перед выборами, когда все политические партии готовы сотрудничать с интеллигенцией. Это будет надежно и стабильно тогда, когда это на постоянной основе будут поддерживать власти", - заключил министр культуры

Пресса и молва третий день склоняют-спрягают «Гоголь-центр». Но к самому «Гоголь-центру» расследование, свидетелями по которому проходят худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников и директор РАМТа, бывший руководитель департамента Минкульта Софья Апфельбаум, - отношения не имеет. Следственный комитет РФ с 2015 года изучает расходование средств «Седьмой студией» и проектом «Платформа». «Седьмая студия» - театральная труппа Кирилла Серебренникова, один из резидентов «Гоголь-центра» с осени 2012 года. А в марте 2011-го, после встречи Кирилла Серебренникова с президентом РФ Владимиром Путиным, «Седьмой студии» было дано поручение: проводить в 2011–2014 гг. на базе арт-центра «Винзавод» поисковую и просветительскую программу в области современного искусства «Платформа».

Именно на проект «Платформа» выделялись правительственные гранты. Поручение о выделении таковых пришло в Минкульт. С «Седьмой студией» был подписан контракт.

И есть простой способ проверить, чем «Платформа» на «Винзаводе» занималась, на что деньги тратила: набрать в поис-ке «Проект «Платформа»/The Platform Project».

Набрали? Чуть ниже по ленте вылезет полный отчет в афишах и цитатах из прессы за 2011-2014 годы: в рамках проекта поставлены «Отморозки» Серебренникова по роману Захара Прилепина «Санькя» («Золотая маска»-2012), «Сон в летнюю ночь» Серебренникова (четыре часа, толпа персонажей, чудесные декорации и костюмы шекспировской лесной нечисти), «Охота на Снарка», две оперы Александра Маноцкова (поставлены «Платформой» и написаны по заказу проекта, Маноцков — один из самых интересных молодых композиторов России), «Метаморфозы» французского хореографа Давида Бобе и Серебренникова, три проекта танцевальной компании из Костромы Dialog Dance (у молодой труппы — уже три «Золотые маски»), концерты-концерты-концерты, приглашения постановщиков из Франции, Германии, Италии, Голландии (имена все молодые, восходящие, отобраны с большим толком), «История солдата» — это еще одна «Золотая маска», синтез музыки Стравинского и жестких рассказов бойцов горячих точек (читает Виктория Исакова), фестиваль «Будущая музыка» (шел 8 дней, на сцене были и Татьяна Гринденко, и Сергей Летов, и музыканты Бельгии, Британии, Швейцарии). Естественно, на всех концертах оплачивалось и право исполнять музыку: гонорары отчислялись как наследникам Джона Кейджа, так и вполне живым молодым композиторам. И это лишь часть проектов.

На всех действах «Платформы» 2011-2014 я не была. Но на многих была. «Сон в летнюю ночь» «Седьмой студии», на мой взгляд, — один из самых красивых спектаклей Москвы. Сколько стоила декорация первого акта — заброшенная дачная теплица, размером почти с заводской цех, в которой проживают Оберон и Титания со свитой в бархате и рогоже, — судить не берусь. Но явно немало. Спектакль, кстати, вполне репертуарный: идет с 2012 года при полных залах.

Перечислять все — нет места, но явно одно: три года «Платформа» активнейшим образом выполняла поручение президента — была лабораторией и площадкой показа современного искусства. По четырем направлениям: театр, танец, музыка, медиа-арт.

И если верно то, что проект «Платформа» должен был получать из бюджета по 70 млн рублей в 2012-2014 гг., — в эту бурную проектную-концертную-постановочную, просветительскую и поисковую деятельность они и вложены. А в «тощем» 2014-м роскошный проект закрыли.

…И уж в любом случае версии, загулявшие 24 мая по блогосфере «на 16 млн рублей документы есть, а 200 млн где?», с действительностью имеют мало общего. 16 млн рублей — это (для сравнения) привоз на гастроли в Россию двух-трех драматических спектаклей из Европы. С условием, что каждый пройдет дважды, на сцене — человек семь, а декорация скромная. От 5 млн — стоимость постановки драматического спектакля в Москве. Без изысков.

Четырехлетняя поисковая и просветительская деятельность «Платформы» наверняка обошлась бюджету совсем в другие суммы. Потраченные на гонорары, партитуры etc.

Зачем это было нужно? А зачем был нужен Отечеству в 1898-1904 гг. возмутительно дорогой и вызывающе эстетский журнал «Мир искусства»? Зачем В.А. Серов просил Николая II поддержать его? (И император поддерживал четыре года — правда, из личных средств.) Век спустя — пишутся тома о колоссальном влиянии этого поискового журнала на дизайн и книжную графику, на Сомова и Добужинского, на собирательство Щукина и Морозова, на карьеры молодых Бенуа и Дягилева, на будущие «Русские сезоны», на само появление Фокина и Стравинского…

Механизм «поисковой культуры» и ее влияния на молодых художников — и ныне тот же.

Прямая речь

Софья Апфельбаум

директор театра, в 2012-2014 гг. — директор департамента господдержки искусства и народного творчества Минкульта РФ:

— «Платформа» была уникальным, потрясающим проектом. Впервые государство в России так последовательно, так широко поддержало современное искусство. Поисковое. Молодое. Неформатное. То, которое неуютно себя чувствует на традиционных площадках. То, в котором синтезируется будущее, — и процесс еще не завершен. Об этой поддержке и просил Кирилл Серебренников тогда премьер-министра В.В. Путина на встрече в 2011 году. Она была получена.

А теперь государство — в лице своих силовых органов — говорит: «Ничего не было». Десятки проектов, осуществленных за три с лишним года на эти гранты, — как бы и не существовали? Или под сомнение ставится сам принцип поддержки современного искусства? Проекты, родственные «Платформе», получают «черную метку» на будущее? Если так, то это очень грустно.

Стартовавший в конце прошлого года проект «Платформа» в Цехе белого на «Винзаводе» - не просто новая театральная площадка, но, в первую очередь, сцена для экспериментов на стыке театра, танца, современной музыки и медиа. Основатель, идеолог и худрук пространства Кирилл Серебренников сразу отметил, что «театра как культурно-досуговой привычки на "Платформе" не будет». За направление танца отвечает директор проходившего здесь же фестиваля «Цех» Елена Тупысева. Музыкальное направление «Платформы» ведет Сергей Невский - композитор, после консерватории уехавший в Германию и теперь приезжающий сюда в статусе европейской звезды. Последнюю ветвь, медиа, взяла на себя куратор Анна Беляева, занимавшаяся, в частности, нашумевшей прошлогодней выставкой Lexus Hybrid Art на «Красном Октябре».

Фактически начало нового сезона на «Платформе» можно считать полноценным открытием - с иными показателями КПД и полностью сформировавшейся концепцией. На «Платформе» теперь весь контент курируется и, во многом, создается именно четырьмя руководителями каждого из направлений. The Village рассказывает о главных событиях на площадке с марта по май.

«ПЛАТФОРМА» ВЕСНОЙ

На главную роль выбрали телеведущую Светлану Сорокину, известную в частности и за свои благотворительные инициативы. Зрителей сразу предупреждают: пассивного просмотра не предполагается, здесь каждый станет соучастником перформанса. В основу Autland легли стихи и тексты людей, страдающих аутизмом; в версии, специально созданной для «Платформы», их дополнят монологи Сорокиной, студента «Седьмой студии» Романа Шмакова и коллективные действия зрителей.


Музыка + театр

30, 31 марта, 20:00; 1 апреля, 20:00
Режиссер: Кирилл Серебренников
Композитор: Юрий Лобиков
Перевод: Григорий Кружков
В ролях: Юрий Лобиков, Екатерина Стеблина, Никита Кукушкин, Филипп Авдеев, Роман Шмаков, Евгения Афонская, Александр Горчилин, Риналь Мухаметов

Спектакль Кирилла Серебренникова по одноименной поэме Льюиса Кэрролла - абсурдное представление по абсурдному тексту, написанному десять лет спустя «Алисы в Стране чудес».

На сцене окажутся мужчины в вечерних пиджаках, бобер в мохнатой шкуре, дамы в платьях и прочие элементы, поддерживающие качественно высокий уровень сумасшествия. Во время выступления герои будут исполнять песни а капелла, то есть без музыкальных инструментов, показывать акробатические трюки и, в целом, по-новому интерпретировать знаменитую поэму Кэрролла.

Фигура Давида стала известна в России после фестиваля NET в 2010 году, где его спектакль «Каннибалы» рассказывал историю благополучной с виду молодой пары, решившейся на самосожжение. С «Метаморфозами» по тексту Овидия Давид тоже решил рубить с плеча: сражения стали отсылками к аналогичным сценам из Mortal Kombat, стихотворные строки превратились в прозу силами драматурга Валерия Печейкина, а по сюжету Орфей вдруг осознает, что Эвридика все еще жива в Facebook и электронной почте. Новая версия спектакля обещает быть еще более зрелищной.








«ОТМОРОЗКИ»
Спектакль

Даты: 7, 13, 25 апреля, 20:00
Режиссер: Кирилл Серебренников
Пьеса: Захар Прилепин и Кирилл Серебренников
В ролях: Филипп Авдеев, Евгения Афонская, Артур Бесчастный, Александр Горчилин, Яна Иртеньева

Спектакль Кирилла Серебренникова по текстам Захара Прилепина получился не гимном национал-большевизма, а поэтической постановкой, показывающей жизнь поколения нулевых, молодых оппозиционеров, полных энергии и амбиций.

Зрители часто упрекают «Отморозков» за излишнюю чернуху и слишком тяжелый сценарий, но критики приняли постановку с исключительной теплотой и отмечают ту поразительную точность и реализм, с которыми режиссеру удалось показать жизнь нацболов. Показательно, что на премьерном показе спектакля Серебренникова и его студентов Прилепин признался, что «расплакался - второй раз за последние десять лет».








«ИСТОРИЯ СОЛДАТА»
Танец + музыка + театр

8 апреля, 20:00; 9, 10 мая, 20:00
Хореография: Гай Вацман, Рони Хавер
Композитор: Алексей Сысоев

В главной роли: Виктория Исакова
Танцовщики: Роман Андрейкин, Мария Колегова, Полина Пшиндина, Илья Сабуров, Станислав Шмелин

Спектакль на базе одноименного произведения композитора Игоря Стравинского стал привычным для «Платформы» форматом на стыке танца, музыки и, собственно, театра. Созданная командой «Платформы», центром

современного танца «Цех» и нидерландской танцевальной компанией Club Guy and Roni, постановка в результате получилась удивительно цельной, с качественной проработкой каждой составляющей. Документальные монологи героев подготовила драматург Екатерина Бондаренко на основе интервью с современными русскими солдатами, а музыку сочинил выпускник Московской консерватории Алексей Сысоев.

Первый такой концерт представит немецкий дирижер и композитор Энно Поппе, чье выступление открывает Год Германии в России. Сегодня Энно Поппе - одно из ключевых имен в современной немецкой музыке, теоретик музыки и исследователь нового звука. В этой работе он обратился к фантасмагорическому роману Уильяма Берроуза «Интерзона».